Детская сценка с элементом конфликта. Материал (подготовительная группа) на тему: Сценарий родительского собрания «Разрешение конфликтов между детьми и взрослыми

Любовь Михайловна Печикина
Игры для преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников. Часть 1

Игра «Скажи другому комплимент»

Цель : раскрепощение, объединение, активизация участников группы ; создание хорошего настроения.

Описание : Участник сидят в кругу . Педагог бросает мяч тому, кто хочет сказать комплимент. Затем комплимент тот ребенок, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока дети не скажут комплимент

Беседа о конфликтах с детьми

Цель : разъяснить детям понятие «Конфликт » ; способность формированию позитивного отношения к людям.

Задачи :

Дать характеристику понятия «Конфликт »

Рассмотреть природу конфликта , определить его положительные и отрицательные стороны

Познакомиться с методом выхода из конфликтных ситуаций

Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта , разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу

Оборудование :

Классическая музыка

Цветы на клеевой основе

План беседы :

1. Чтение притчи. Вступительное слово

2. Что такое конфликт ?

3. Причины конфликтов

4. Как разрешить конфликт ?

5. Правила поведения для конфликтных людей

6. Рефлексия. Итоги.

Ход беседы (беседу ведёт педагог)

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое , идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран.

Наконец в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый , он расположился на отдых под городской стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое, чем наш путешественник. Они поспорили.

Как так? Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

Могут ли быть у всех людей интересы, убеждения, взгляды? (Дети – нет)

Возникали ли у вас разногласия с друзьями, родными? (Дети – да)

Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт » ? (Ссора, драка, слезы, спор, крик)

Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношении людей, о таких ситуациях как конфликт , их причинах и путях решения или выхода из конфликта .

Так что такое конфликт ?

Конфликт – это спор , ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые порождают враждебность, страх, ненависть между людьми.

У на с в группе тоже иногда возникают конфликтные ситуации . Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске – «У меня причиной конфликта было то , что …» (Дети называют свои предложения)

Как мы видим возникновение конфликта необходимы участники спора , предмет спора и мотивы, подталкивающие, людей, к спору.

Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Давайте же выясним, какие же бывают причины конфликтов ?

Причины конфликтов :

Несовпадение целей и желаний

Неуважение к другим людям

Неумение общаться

Разница чувств и состояний

Давайте познакомимся с некоторыми правилами во время конфликта

Методы выхода из конфликта :

Найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию , выйти из конфликта первым

Найти компромисс спорного вопроса

Подчиниться, принять правила или точку зрения противника

Понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры

Правила поведения для конфликтных людей

Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало

Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда

Критикуя, чаще улыбайтесь

Будьте справедливы и терпимы к людям

Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других

Умейте вовремя остановиться!

Дети! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

Рефлексия

Перед вами на столах лежат бумажные цветы. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих листов.

Перед вами на рисунке 3 вазы. Поместите ваш цветок там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос : «считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?»

1- Интересно полезно

2- Сложно, но интересно

3- Бесполезно, безразлично

Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый . Хочу закончить нашу встречу словами В. Берестова «Гляжу с высока на обиду, теряю обиду из виду»

Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением

Цель : актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта ; проигрывание возможных вариантов негативного разрешения конфликтной ситуации

Описание игры : детям предлагается несколько конфликтных ситуаций , развитие которых они разыгрывают в парах. Получившиеся сценки обсуждают к кругу.

Примеры конфликтных ситуаций :

1. Друг взял у тебя куклу и обещал поиграть и вернуть. Но нечаянно сломал ее. Назревает конфликт

2. Вы решили поиграть в игру «Магазин» , но не можете решить, кто будет продавцом, а кто покупателем. Назревает конфликт

Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта , обоснованности их требований, взаимной зависимости конфликтных сторон .

Рефлексия

Прощание

Игра «Король»

Цель : предоставление детям возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не сущая и не обижая

Инструкция : Кто из вас когда – нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете побыть королем. Н на всегда, конечно, всего лишь минут на 10. Все остальные становятся слугами и должны делать все то, что приказывает король. Естественно, король не может отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы нему кланялись, чтобы ему подавали и т. д. кто хочет стать первым королем?

Со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За 1 раз в роли могут быть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, все вместе обсуждаем полученный опыт.

Как та чувствовал себя, когда был королем?

Что тебе больше всего понравилось в роли?

Легко ли отдавать приказы?

Что ты чувствовал, когда был слугой?

Когда королем был Игорь, он был добрым или злым королем?

Проигрывание ситуации

Цель : помочь ребенку эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни

Инструкция : Ребенку предлагаются ситуации , в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными , придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций :

Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться

Мама принесла три апельсина, тебе и сестре (брату, как ты поделишь их? Почему?

Ребят из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

Игра «Добрый волшебник»

Цель : развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками

Инструкция : «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя

Рефлексия

Прощание

Игра «Паровозик»

Цель : сплочение группы

Ход игры : Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний – кончик хвост. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост» . Остальные дети крепко держаться друг за друга. Ели дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Упражнение «Что и когда я чувствую»

Цель : профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.

Описание : ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытать люд. 9злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.). далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда…» , «Мне бывает страшно, когда…» и т. д.)

Игра «Ссора»

Цель : учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта ; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания : дружелюбие, враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций , а так же способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры . Для игры необходима «волшебная тарелочка» картинка с изображением двух девочек

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку» , на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами : Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой

И уселись по угла.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения :

Подумайте с скажите6 из-за чего поссорились девочки? (из –за игрушки)

А вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Из –за чего?

А что чувствуют те, кто ссорится?

А можно обойтись без ссор?

Подумайте, как девочки могут помириться?

Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения – автор как закончил эту историю :

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу : «Играй, давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признавать свою вину

Рефлексия

Тема:«Эти вредные конфликты»

Эпиграф на доске: «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».

Цели:

    корригировать речь учащихся.

Форма проведения: Ток-шоу.

Оборудование: ЗУА, речевой материал, иллюстрации, компьютер, фрагмент мультфильма, конфликт, цветная бумага.

Словарная работа: конфликт – столкновение, спор; внутриличностный, межличностный, социальный; компромисс – согласие, на основе взаимных уступок.

План занятия:

    Организационный момент.

    Упражнение «Снежинка».

    Типология конфликтов.

    Сценка.

    Задание с картинкой.

    Игра «Армрестлинг».

    Итог занятия.

Ход занятия

Организационный момент.

Сели все красиво. Как меня слышишь?

Как мы будем говорить на занятии?

Психологический тренинг.

«Дорогие ребята! Перед вами стоит шкатулка мудрости. И с каждым из вас она поделится своей мудростью. Загляните в нее».

(Дети достают из шкатулки цветные карточки с поговорками и зачитывают вслух.)

Любовью и уступками достигается всё.

Где лад, там и клад.

Дракою прав не будешь.

Ссора до добра не доведет.

Лучше худой мир, чем добрая ссора.

В мире жить - с миром жить.

Много бранился, а добра не добился.

Мир вам, и я к вам.

«Молодцы, ребята, хорошо прочитали».

Речевая пятиминутка.

Ребята, прочитайте эпиграф на доске.

Как вы объясните его значение?

(Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.)

«Правильно, если в коллективе не могут жить и работать дружно, то постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходит столкновения.

Итак, тема нашего занятия «Эти вредные конфликты».

Давайте еще раз повторим, как мы будем говорить на занятии?

Словарная работа.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт»?

(Ссора, спор, драка, война, столкновение)

«Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.

Итак, конфликт – это столкновение разных желаний. В жизни всегда возникают конфликтные ситуации».

Упражнение «Снежинка».

«А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.

Возьмите листок бумаги, сложите его пополам. оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Еще раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разложите листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите вверх)».

Обсуждение. «Почему все снежинки получились разными?»

(Каждый из нас – индивидуальность. У вас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.)

Типология конфликтов.

Посмотрите, какие бывают виды конфликтов. Давайте прочитаем.

(Внутриличностный, межличностный, социальный.)

Ситуации.

Сейчас я вам раздам ситуации. Вы должны проанализировать и сказать, к какому виду они относятся.

(Работа на «голое ухо»)

Ситуации.

    Внутриличностный.

    Межличностный.

    Социальный или межгрупповой.

«Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь мы перейдем к интерактивной части: посмотрим мультфильм под названием «Конфликт». (Просмотр)

О чем данный мультфильм? (О возникновении конфликта и его пагубном воздействии)

Какой вид конфликта здесь показан? (Социальный конфликт)

«Вы наглядно могли увидеть, к чему порой приводят конфликты между людьми, и в истории немало подобных случаев».

Решение конфликта было? (Не было и все пострадали)

«Чтобы такого не было, мы должны подумать над тем, как же можно остановить конфликт, как его решить.

Теперь сами разыграем конфликтную ситуацию и попробуем вместе решить ее».

Сценка.

Мальчики класса готовят праздничную стенгазету к 8 марта для девочек. У них прекрасное настроение. Ерсин предложил нарисовать в центре газеты яркий букет, а Айдос цифру 8.

Е.: давай не будем рисовать в центре газеты цифру 8, она здесь не смотрится.

А.: Все тебе не так, не вредничай, пусть будет цифра 8.

Е.: Какой же ты упрямый, как осел. Давай рисовать букет.

А.: Почему ты командуешь? Почему все должны тебя слушать?

Е.: Ты ничего не понимаешь! Ты и рисовать то не умеешь!

А.: Ну, тогда и рисуй один!

Мальчики обижены и не разговаривают друг с другом.

Как вы думаете, как можно решить их спор?

(Одни говорят, что надо нарисовать цифру 8, другие говорят, что лучше будет смотреться букет).

«Мы не ищем, кто прав, а кто нет, чья идея лучше, это может быть бесконечно. Мы ищем решение конфликта. Дружба меду вами важнее, чем этот рисунок на стенгазете, не стоит обижаться по мелочам. Давайте поместим в центре газеты цифру 8, а вокруг цифры нарисуем много красивых цветов».

Правильно? (Да)

Из-за чего возник конфликт? (Ерсин: «Мы хотели добиться своей цели») Сделайте первый шаг навстречу друг другу.

Что нужно сделать, чтобы погасить конфликт? (Айдос: «Нужно уважать друг друга и идти на компромисс»)

Правильно, сделайте теперь второй шаг. Молодцы, остался один шаг.

Ответьте на последний вопрос, с чего начать наше перемирие?

(Ерсин и Айдос: «Нужно пожать друг другу руки». Мальчики жмут руки и обнимаются).

«Вот мы и погасили ваш конфликт – перемирие состоялось. Но, помните, что не всегда рядом с вами будет учитель или взрослый. Нужно уметь самим быть миротворцем».

Задание с картинкой.

«Ребята, у вас на столах лежат картинки с осликами. Внимательно посмотрите и подумайте».

Какой здесь был конфликт, и как он был решен? (межличностный конфликт, решен путем согласования)

Игра «Армрестлинг».

«Давайте мы с вами сыграем в игру «Армрестлинг». Играют двое учащихся. Победитель получает сладкий приз, а проигравший – аплодисменты!»

Молодцы, ребята! Хорошо сыграли! А теперь подумайте, как сделать, чтобы приз получили оба игрока?

Совершенно верно!

Скажите, пожалуйста:

В нашей жизни бывают конфликты? (Да)

«В нашей школе произошел конфликт между Айдосом и Асланом. И он был решен педагогическим составом школы. Сами знаете, чем он закончился. Чтобы такое не произошло, вы должны не прибегать к насилию и дракам, а решать все мирным путем».

Итог занятия.

«Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет правильно уладить споры и разногласия и найдет компромисс. Для этого нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, вы получили их в ходе сегодняшнего занятия.

Я хочу предложить вам одну простую формулу успешного решения школьных конфликтов».

1) Доброжелательность;

2) Тактичность;

3) Поиск компромисса;

4) Способность признать свою ошибку;

5) Умение слушать друг друга;

6) Справедливость.

Какие выводы вы сделали для себя? (Жить без конфликтов)

Молодцы!

Самоанализ

воспитательного занятия «Эти вредные конфликты », проведенного с учащимися 10 класса.

Цели занятия:

    способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;

    способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

    побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию;

    способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

    корригировать речь учащихся.

Занятие провела как ток шоу. Учащиеся ознакомились с типами конфликтов, определили, что означает термин «конфликт».

В ходе занятия провела с учащимися тренинговое упражнение «Снежинка», которая позволила ребятам сделать вывод: каждый из нас – индивидуальность. У вас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.

Учащиеся уверенно участвовали в разборе конфликтных ситуациях, которые предлагались во время игры «Армрестлинг», в работе с сюжетными картинками. Для закрепления темы занятия обыграли мини сценки, в которых учащиеся сами создавали конфликтные ситуации из жизни группы и предлагали выход и решение ситуаций, затем сделали общий вывод: надо быть доброжелательным, тактичным, искать компромиссы, иметь способность признавать свою ошибку, уметь слушать друг друга, быть справедливым.

Во время занятий применила таблички с пословицами и поговорками, требовала слитного, внятного произношения. Учащиеся слушали, исправляли речь друг друга.

Цели занятия были достигнуты, учащиеся активно высказывались по теме, выражали свои отношения к предложенным ситуациям, показали умение вступать в обсуждение темы, отстаивать свое мнение.

Хакимова К.А._________________________________________

Тамара Ляленкова:

Евгений Бунимович:

Ваня:

Тогда нет.

Тамара Ляленкова:


Софья Розенблюм:



Тамара Ляленкова:

Тамара Ляленкова:

Олег Хухлаев:

Тамара Ляленкова:

Тамара Ляленкова:

Владимир Орлов:

Тамара Ляленкова:

Владимир Орлов: Была.

Цисана Шамликашвили:

Тамара Ляленкова:

Цисана Шамликашвили:

Владимир Орлов:

Цисана Шамликашвили:

Тамара Ляленкова:

Владимир Орлов:

Тамара Ляленкова:

Владимир Орлов:

Цисана Шамликашвили:

Тамара Ляленкова:

Цисана Шамликашвили:

Школьница:

Тамара Ляленкова:

Владимир Орлов:

Тамара Ляленкова:

Цисана Шамликашвили:

Владимир Орлов:

Цисана Шамликашвили:

Владимир Орлов:

Цисана Шамликашвили:

Владимир Орлов:

Цисана Шамликашвили:

Тамара Ляленкова:

Цисана Шамликашвили:

Владимир Орлов:

Школьники:

Тамара Ляленкова:

Цисана Шамликашвили:

Тамара Ляленкова:

Владимир Орлов:

Цисана Шамликашвили:

Тамара Ляленкова:

Цисана Шамликашвили:

Владимир Орлов: У них ощущение тупика.

Цисана Шамликашвили:

Владимир Орлов:

Цисана Шамликашвили:

Владимир Орлов:

Тамара Ляленкова:

Классный час, 27.05.2012
Ведущая Тамара Ляленкова

Тамара Ляленкова: На этой неделе прозвучал последний звонок, и для всех школьников, кроме выпускников средней и старшей ступени, наступила долгожданная пора летнего безделья, самая длинная, между прочим, в Европе.
Как прошел учебный год, и какие перспективы открываются в будущем, мы обсудим, несмотря на близость экзаменов, и с теми, и с другими - я побывала в гостях в московской гимназии № 1540. Гимназия эта, как почти каждая гимназия, имеет свои собственные особенности - 1540, что называется, с этнической, еврейской составляющей, хотя учатся в ней дети самых разных национальностей, к тому же учебное заведение имеет технологический уклон. О любимых и не любимых предметах, о дружбе, школьной демократии и профориентации, мы сегодня и поговорим с ребятами - учениками 8-го и 11-го классов. А еще побываем на уроке иврита в 5-м классе.
Но сначала - традиционная для этой весны рубрика «Абитуриент- 2012». На этот раз магистерскую программу «Археология Северной Пасифики», которая в новом учебном году откроется в Дальневосточном Федеральном университете, представит один из ее авторов - заведующий кафедрой всеобщей истории, археологии и антропологии Николай Крадин.

Николай Крадин: Это магистерская программа, она рассчитана на два года. Собственно, основная цель этой программы - это подготовить специалистов в области региональной археологии, попытаться показать, как процессы интеграции территории российского Дальнего Востока происходили, начиная с глубокой древности. Потому что, по большому счету, в общем, Дальний Восток - не очень, наверное, даже правильное слово, потому что дальний о был когда-то давно. У нас на территории Дальнего Востока больше сейчас даже популярен такой термин, как Тихоокеанская Россия. И процессы интеграционные и культурные контакты проходили, начиная с глубокой древности. По сути дела, процесс заселения Америки, собственно, проходили через Северо-Восточную Азию и через Дальний Восток. Очень интересные археологические культуры здесь были, очень много своеобразных культурных процессов. И Средние века - это, можно сказать, наша золотая картинка, два крупных государства существовали на территории Дальнего Востока - государство Бахай(?) в 7-10 веке и чуть позже - империя Джуджени(?), так называемая Золотая империя Дзу(?).

Тамара Ляленкова: Это совместная программа, да? Почему? Сами бы не справились или это принципиальное значение имеет?

Николай Крадин: Сами бы справились. Конечно, мы не так, в общем-то, владеем английским языком, как носители языка, американцы и англичане, но очень важно, чтобы в образовательном процессе участвовали ученые разные научных школ. В общем-то, у нас своя узкая археология, своя школа научная, но вот для студентов, мне кажется, для развития науки очень важно взаимодействие международных школ. Поэтому мы изначально пошли на такой шаг, чтобы в преподавании участвовали и зарубежные профессора. И в общем, нам самим это интересно. И я думаю, что это придаст больший толчок для развития археологической науки в нашем регионе.

Тамара Ляленкова: Николай Николаевич, расскажите чуть подробнее о программе.

Николай Крадин: Программа фактически уже готова, сейчас идет процесс юридический оформления вот стандарта. Дело в том, что, согласно нашему российскому законодательству, федеральный университет имеет право на свои собственные стандарты, на свои собственные образовательные программы, так что мы такую программу готовим. В общем-то, там достаточно стандартная структура для магистерских программ, есть курсы обязательные для чтения, есть по выбору. В принципе, мы не стали отходить от этой традиционной системы. Среди обязательных, общих курсов у нас есть такой предмет, который называется "Как писать диссертацию". В рамках этого курса наши магистранты получат более углубленное представление о том, что такое магистерская диссертация, как она пишется. Курсы в основном двух типов: первое - курсы теоретические, которые связаны с различными концептуальными вопросами археологической науки, и есть курсы практические, которые посвящены либо тому или иному хронологическому периоду, либо опять же тем или иным культурам. Ну, например, есть у нас такой курс, как археология Бахая или Джуджени. Есть курс - заселение в эпоху палеолита. Есть такой курс, как археология кочевых империй - этот курс посвящен древним империям кочевников, которые существовали в Центральной Азии. Это, конечно, не совсем наш регион, но дело в том, что контакты со степью существовали с глубокой древности, а это взаимодействие давало контакты и со странами Средней Азии, даже фактически с Европой.

Тамара Ляленкова: Как вы предполагаете, кто к вам придет, с каких программ и с какого бакалавриата?

Николай Крадин: В первую очередь это историки, и, собственно, рассчитано на историков, которые специализируются по археологии. Сейчас у нас есть такой профиль - археология - в рамках бакалавриата. Кроме того, мы, конечно же, ориентируемся на антропологов. И, естественно, культурологи, потому что многие культурологи занимаются схожими вещами. Есть такой курс, который называется "Археологический менеджмент", это связано как раз с охранными работами, которые ведут археологи. Во всем мире, да и в нашей стране самые большие деньги, которые поступают в археологию, они поступают на охранные работы.

Тамара Ляленкова: Это был заведующий кафедрой всеобщей истории, археологии и антропологии Николай Крадин. Он рассказывал о магистерской программе «Археология Северной Пасифики», которая открывается в новом учебном году в Дальневосточном федеральном университете.
А мы возвращаемся в Москву, в гимназию № 1540, в 11 класс.

Здравствуйте! Классный час, 03.06.2012
Ведущая Тамара Ляленкова

Тамара Ляленкова: В минувшую пятницу, как обычно 1 июня, отметили, Международный день детей - кто как мог. В Москве в Государственной Думе обсуждали безопасность интернет-пространства, в Сыктывкаре стартовала акция «Помоги ребенку, пострадавшему в ДТП», а в Казахстане аким города Алматы лично поздравил детей с праздником. Я не говорю уже о параде колясок в Барнауле, Казани и Брянске, чемпионате по бегу в ползунках в Томске и сладком домике на Дворцовой площади Петербурга, на строительство которого ушло более 30 килограммов шоколада.
Однако мы в «Классном часе Свободы» сегодня поговорим о вещах более серьезных - о школьной социализации, о том, как отстоять собственные права, не ущемляя права окружающих. Экспертами по этому вопросу выступят: психологи Владимир Орлов, Олег Хухлаев, Софья Роземблюм, президент Национальной организации Медиаторов Цисана Шамликашвили, уполномоченный по правам ребенка города Москвы Евгений Бунимович и московские школьники.

Евгений Бунимович: Я убежден, что самая главная проблема сегодняшней школы, сегодняшнего образования - это проблема "я и другой". Причем "я и другой", особенно в Москве, здесь речь идет не только о тех, кто иной по языку или по религии, или по чему-то еще, но иной - потому что у него какая-то болезнь или, наоборот, потому что шибко умный. И базовая проблема, может быть, из которой растут все остальные, - иной, потому что у его родителей иные финансовые возможности. Вот эти экономические ножницы, финансовые, которые присутствуют сегодня в доходах московских семей, показывают, по их собственным высказываниям, по нашим социологическим исследования, что это самая больная проблема.
Каждый раз, когда я смотрю глубокие, серьезные исследования по этому поводу, я все время нахожу для себя какой-то новый аспект. Например, я могу сказать, что для меня было открытием, что в одном из исследований я обнаружил, что дети-мигранты в наших школах часто бывают совсем не худшими, а лучшими учениками. Потому что живут они не в самых благополучных районах, местное население, ребята там тоже не самые благополучные. И часто бывает так, что для этой семьи, приехавшей откуда-нибудь из Вьетнама, например, образование ребенка становится ключевым моментом их общей социализации. И поэтому, хотя нам кажется, что у них больше всего трудностей, но часто бывает ровно наоборот. Именно потому, что и он и семья относятся едва ли не религиозно к школе, и ребенок становится, наоборот, одним из лучших учащихся, а не худшим. То есть проблемы совсем не там, где мы их часто видим. Хотя, конечно, есть и обратные ситуации, и кстати, можно провести исследование с точки зрения национального состава, это интересно - откуда какие дети приходят и как они относятся к школе.

Недавно на встрече со школьниками мне задали такой вопрос: а что делать, если я иду по школе, там стоит пятеро ребята, и они говорят на своем языке? Я сказал, что, конечно, они стоят впятером, и это нормально, что они говорят на своем языке, но когда ты к ним подходишь, то с точки зрения этики, нормальной человеческой этики, они должны перейти на тот язык, на котором говорят все. И это серьезные вопросы, которые кажутся нам очень мелкими, ну, подумаешь, прошел в коридоре мимо, это не те случаи, которыми занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. Но это та атмосфера школы, на которой все зиждется.

Ваня:
- Драка началась с того, что меня начали обзывать и бить. Кирилл начал защищать меня. Вначале он пытался оттащить Петю, чтобы он меня не бил. Потом он все-таки прогнал Петю, и в это дело вступил Сема. Кирилл начал бить Сему, чтобы меня защищать, а потом Сема повалил Кирилла на землю, начал бить. После этого Кирилл вырвался, но Сема его схватил и затолкал на скамейку и уже приложил в висок.

Не знаю, как Ваня меня бил, но Кирилл меня точно хотел…

Я Петю бил? Петя почти что не виноват, а виноват в большей степени Сема!

А что я сделал? Я не знал, что Петя первый начал. Я думал, что это вы начали, поэтому я за него заступаться начал.

Их надо, наверное, как-то наказать, но не в тюрьму же их сажать? Я про то, что их нельзя в тюрьму. Все-таки они учатся хорошо и почти что лучшие ученики.

Ты меня троечником обзывал!

Ваня, а если бы человек учился плохо, то его не жалко в тюрьму?

Ну, нет, почему. Как бы то ни было, школа свой имидж потеряла бы. А так нельзя сообразить, кто из вас виноват. Скорее всего, виноваты вы оба, но нужны разные наказания.

Ваня, а знаешь, человек, бывает, ошибается и иногда за свои ошибки очень переживает. В этом случае тоже надо наказывать?

Тогда нет.

Про это я и хотела поговорить. Сема, ты вступился из лучших побуждений, но ты явно превысил меру допустимой обороны. Ответственность за свои поступки очень высокая.

Я согласен. Но Сема – это человек, а человек не может быть безгрешным. Надо как-нибудь снизить степень наказания.

Но наказание обязательно должно быть, ты считаешь?

Конечно! Ведь без наказания это же абсолютно несправедливо!

Тамара Ляленкова: Обсуждение преступления и наказания, в котором принимали участие, помимо пятиклассников, школьные психологи и педагоги, продолжалось больше часа. В результате была выработана стратегия поведения для всех участников конфликта, которая позволит им более-менее мирно в одном пространстве и впредь существовать. Но пример этот, когда всем детям дали высказаться, посочувствовали и подвели к решению что-то в своем поведении поменять, скорее, исключение из жизни российской школы, чем правило.
Мы продолжаем обсуждать проблемы школьной социализации. По мнению экспертов, наиболее трудным в этой области сегодня стал, что называется, национальный вопрос.
В Московском государственном психолого-педагогическом университете недавно прошел круглый стол «Технологии профилактики ксенофобии и национального экстремизма в образовательной среде».
Софья Роземблюм, руководитель психологической службы гимназии №1540 предложила свой алгоритм действия, который поможет включить детей мигрантов в новую для них среду.

Софья Розенблюм: У нашей гимназии есть достаточно большой опыт работы с аутичными детьми и вообще с детьми, требующими особого подхода.. И проблемы, с которыми мы сталкивались, когда к нам попадали дети-мигранты, дети из других культур или с другим культурным багажом, мы пробовали и достаточно успешно решали именно в русле того опыта, что уже был. И мне кажется, что продуктивным здесь является, на самом деле, только инклюзивный подход.

Есть особый ребенок, не важно какой - с проблемами здоровья или ребенок-мигрант. И есть внешняя среда - между ними стена. Философия инклюзивного состояния состоит в том, что и ребенок, и среда меняются навстречу друг другу. Это очень важный момент. Но должна каким-то образом меняться сама школа, все наши привычные модели должны претерпеть изменения, для того чтобы паззл сложился.
То есть проблемы аутичного ребенка и ребенка-мигранта в чем-то похожи, хотя есть, конечно, и различия. Так же как про аутичного ребенка учитель не понимает, как у него все устроено, почему он так себя проявляет, и так же точно учитель не понимает, почему ребенок, приехавший откуда-то, таким образом себя ведет. Многие вещи, многие проявления нормального поведения ребенка-мигранта являются для учителя просто проявлениями невоспитанности. И, соответственно, учителя так и реагируют – как на дурно воспитанных детей. Поэтому опыт обучения аутичных детей здесь может быть применим. Мы не говорим сейчас о психологической помощи, потому что механизмы возникновения проблемы разные, а вот педагогически, реакция учителей - здесь есть много общего. Поэтому, если мы говорим об инклюзивном образовании, то мы должны относиться к особому ребенку как к ребенку, пережившему психическую травму. То есть: у него изменение прежних условий жизни, разрыв прежних связей. Мы часто встречаемся с тем, что родители переехали в Москву, а ребенок ничего этого не хотел. Соответственно, он включает весь протестный арсенал, который ему доступен.
Поэтому, когда ребенок поступает в школу, предварительный этап - это обсуждение с родителями всех проблем. Если это инклюзивное образование, у нас есть возможность разглядеть каждого ребенка, и тогда мы обсуждаем и с родителями, и с детьми, как мы будем взаимодействовать максимально эффективно, для того чтобы ребенку оказать помощь. Потому что если ребенок находится в общей ситуации, то получается, что и правила к нему должны применяться общие, а это невозможно.

Тамара Ляленкова: Действительно, всякий «иной» ребенок не просто выпадает из классного коллектива, он просто выпихивается им, причем довольно жестоким образом. Почему? На этот вопрос попробовали ответить сами московские школьники.

У меня в классе есть девочка – очень умная, но у нее не совсем психика нормальная. То есть она может расстроиться из-за какой-нибудь «тройки» и убежать из школы. И все учителя относятся к ней чуть более благосклонно, чем к нам. Допустим, не будут ее сильно ругать, если она заплачет на уроке. Она получает одни «пятерки». И многие дети за то, что ее в пример ставят, ее рюкзак, например, в окно выкидывали, толкали все время, били. Эта девочка не выдержала и ушла.

Когда я училась в прошлой школе, у нас в классе была девочка, которую все гнобили. В конце концов девочка не выдержала и ушла. Потом я перешла в школу, в которой учусь сейчас, и узнала, что она снова будет мой одноклассницей. И когда я с ней снова стала вместе учиться, я увидела, что совершенно другие люди ведут себя по отношению к ней точно так же. Она не злая, не противная, и непонятно, за что ее цепляют. Мне всегда было интересно, как люди выбирают. Когда толпа что-то делает интуитивно, против этого не попрешь. На самом деле, наверное, максимум, что может сделать человек, которого гнобят, может попробовать к этому спокойнее относиться. Но я не уверена, что если бы меня вот так все гнобили, я так легко бы на это забила.

Тамара Ляленкова: С одной стороны, ярко выраженная индивидуальность - это хорошо, с другой - безопаснее мимикрировать, слиться с большинством. Корни ксенофобии, считает заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем МГППИ Олег Хухлаев, лежат в отношении к «своим».

Олег Хухлаев: Традиционно мы можем говорить о значимости национальности, она отражается по отношению к другим в двух форматах - в виде позитивного отношения к своему народу с нейтральным или позитивным отношением к другим, что мы традиционно называем в хорошем смысле патриотизм, имея в виду не столько военный патриотизм, как марширование и прочее, скорость сборки-разборки автомата Калашникова, а скорее, именно гражданский патриотизм, любовь к своей стране, желание что-то сделать для нее, что-то вложить. И второй аспект - неприязнь к иным, к чужим, то, что мы традиционно называем национализмом. Это два магистральных пути, между которыми, правда, есть развилка, и которые направлены в разные стороны, хотя имеют, на самом деле, под собой очень похожие основания, поэтому их достаточно просто спутать.
Если мы посмотрим, как это отражается в сознании реальных московских школьников, то мы увидим три картинки или три таких типажа, по сочетанию патриотических и националистических установок. Самая левая картинка - это так называемые неопределившиеся. Это ребята, у которых есть баланс - у них и патриотических установок много, это тема, на самом деле, сейчас достаточно модная и важная для наших ребят, особенно если сравнить с тем, что было 10 или 15 лет назад. При этом у них одновременно достаточно много националистических установок. И такой вот баланс, который то в одну, то в другую сторону повышается. Чуть-чуть больше в сторону патриотизма, но не сильно. Вторая группа, условно названная "патриоты", - те ребята, у которых преобладает позитивное отношение к своим, а негативное отношение к чужим существенно ниже. И, наконец, третья группа, условно названная "националисты", не в милицейском смысле, а именно потому, что у них неприязнь к другим выше, чем любовь и позитивное отношение к своему народу. А теперь посмотрим, как это разлагается в количественном плане. По нашим данным, наибольшее количество современных московских школьников, подавляющее большинство, 60-70 процентов, по разным исследованиям, не важно, какая будет цифра, но это в любом случае будет больше половины, это так называемые неопределившиеся. Патриотов достаточно большое количество, националистов, слава богу, не так много в сравнении со всеми. И, соответственно, самый главный, самый важный для нас объект - вот эти неопределившиеся. Потому что именно они, именно их точка зрения дает основания националистам переходить к каким-либо действиям или все-таки, убоявшись мнения большинства, остаться со своим мнением в стороне и не реализовывать его в какие-то активные вещи.
Соответственно, ключевая задача профилактики ксенофобии и экстремизма - помочь этим неопределившимся определиться в правильную сторону, то есть в сторону возрастания значимости патриотических установок и снижения значимости националистских установок. Теперь, поставив цель, поставив задачу, попробуем посмотреть, а как бы эту задачу решать. Да, важно, значимо, хорошо и правильно - праздники, фестивали, национальная кухня, обычаи и традиции, нужно, красиво и интересно. Но возникает вопрос: это гарантия решения проблемы? Это поможет нам существенно снизить националистские установки и повысить патриотические? Большой вопрос. А активное лобовое противодействие проблеме? Сможем ли мы только посредством лобового противодействия, пускай достаточно оригинального и интересного, противодействовать расизму и ксенофобии? Очевидный ответ - нет, борьба не может быть основой повседневной жизни.

Тамара Ляленкова: Поговорим о правах, которые чаще всего нарушаются в школе, и не только учеников.
Международный день защиты детей, как 8 марта, как когда-то Первомай, - это формальный повод вспомнить о том, что какие-то социальные категории имеют не только обязанности, но и права. В случае детей – не только обязательное среднее образование и послушание до шестнадцати лет, но право на свободу мнения и религии, а также на защиту от физического и психологического насилия. Другое дело, что сами дети плохо понимают, как можно реализовать эти права, и пытаются справиться собственными силами. Примерно таким, теоретическим образом.

Если говорить о толпе и человеке перед толпой, на самом деле, для меня очевидное решение – собрать несколько человек и пойти не к тем, кто стебется, а к человеку, над которым стебутся. Мне кажется, что в такой момент для человека самое главное - некая поддержка. Если так получилось, что он аутист, мне кажется, что нужно его просто втянуть в некую тусовку.

Мы пытались с той девочкой общаться, защищать, дружить, но она, наоборот, как-то удалялась и считала, что мы тоже над ней издеваемся. Мне кажется, что людям, над которыми очень долго издевались, уже трудно принять чью-то помощь.

В основном люди издеваются над человеком из-за того, как вел себя этот человек в классе до этого. Это зависит и от толпы, и от класса.

Тамара Ляленкова: Так думают о проблемах школьной социализации московские старшеклассники.
Свой следующий вопрос я задала эксперту по конфликтологии, доценту кафедры «Теоретических основ социальной психологии» МГППУ Владимиру Орлову: насколько много конфликтных ситуаций возникает в сегодняшней школе?

Владимир Орлов: Я думаю, что в связи с теми процессами, которые идут в нашем обществе, в школе отражаются и все противоречия. И школа, на мой взгляд, не имеет достаточно средств для разрешения этих противоречий. А противоречия становятся основой противоборства, конфликтов, острых негативных переживания. Те институты, которые работают внутри школы, пока, на мой взгляд, недостаточно эффективны. Я бы сказал, что они пасуют против ситуации, которая складывается.

Тамара Ляленкова: В школе существует достаточно строгая иерархия, традиционная.

Владимир Орлов: Была.

Цисана Шамликашвили: Дело в том, что у нас утрачивается самая большая ценность – способность общения.

Тамара Ляленкова: В разговор вступила научный руководитель Центра медиации и права, автор курса Школьной медиации Цисана Шамликашвили.

Цисана Шамликашвили: И это происходит во взрослом обществе. Когда возникает какое-то неудовольствие или жалоба, что делает гражданин в первую очередь? Он пишет президенту, генеральному прокурору и всем, кому можно. Школьная медиация - это не просто способ разрешения конфликтов, это вовлечение всей структуры. Ведь участниками образовательного процесса являются все окружающие.

Владимир Орлов: Они сейчас называются субъектами образовательного процесса, то есть они, деятели, - это ребенок, учитель, администрация, родитель, и пятое считается – психолог.

Цисана Шамликашвили: Который есть на территории школы, и социальный педагог.

Тамара Ляленкова: Как правило, они есть, но это не отменяет проблем. Почему?

Владимир Орлов: Во-первых, давно известно, что более 80 процентов конфликтов связаны с непониманием друг друга. Очень прискорбный факт. Где-то 6-7 лет назад было серьезное исследование, которое однозначно показало: в школе не хватает создания коммуникативной среды. Там люди отторгнуты друг от друга, дистанцированы. И каждый занимается своим делом, плохо или хорошо. Там нет коммуникативных связей, нет команды, нет понимания общих целей, и каждый выкручивается так, как может. Это очень серьезная проблема.

Тамара Ляленкова: То есть невозможно решить конфликт в той среде, где невозможно о нем говорить.

Владимир Орлов: Я занимаюсь психологической службой, а психолог в современной школе, к сожалению, один в поле воин.

Цисана Шамликашвили: С одной стороны он один в поле воин, и не всегда у него есть нужный инструментарий. Чаще всего психолог может констатировать проблему, он может ее выявить и констатировать, но дальше пойти... Почему мы и говорим, что владеть методом школьной медиации должны в идеале, конечно, хотя бы несколько учителей на территории школы. Разумеется, школьный психолог, разумеется, социальный педагог. Администрация школы должна хотя бы понимать суть этого метода. И что очень важно, что предусмотрено в нашей программе, это еще и вовлечение в эту работу самих детей, то есть создание равных групп, где дети сами становятся, с одной стороны, медиаторами, где они среди сверстников распространяют, можно сказать, идею, философию общения.

Тамара Ляленкова: А что вы делаете, в чем на практике состоит медиация?

Цисана Шамликашвили: Это прежде всего общение, основанное на уважение к ценности. Речь идет о том, чтобы в достаточно открытой, доверительной обстановке иметь возможность рассказать. Вот в самом начале прозвучало, что 80 процентов конфликтов, так и есть, происходят от недопонимания, от недоразумений, от того, что в какой-то момент нарушается вообще способность к коммуникации. И вот здесь как раз возникает ситуация, когда мы даем возможность людям быть услышанными. Нам часто пытаются сказать: а, значит, это бесконфликтное взаимодействие. Ни в коем случае! Бесконфликтного взаимодействия не может быть. Если даже оно существует, это, как говорится, мертвое, ничего не рождающее взаимодействие. Потому что противоречия, разногласия - они как раз и ведут нас к тому, чтобы мы развивались, чтобы что-то эволюционировало. Другое дело - как жить с этими разногласиями, как с ними поступать, как общаться со своим оппонентом. Вот это самое главное. Говорить с детьми - это очень важно.

Школьница:

Я как раз в процессе ругания с моей учительницей по геометрии. У нас так устроена система в школе, что можно переходить по каждому предмету из одной группы в другую, и я очень хотела перейти. Я решила, что не будут обращаться к родителям за помощью. У меня есть одноклассник, который решил, что нужно просто учительнице нахамить, чтобы она его выгнала в другую группу, что он и сделал. А мне приходится договариваться с этой училкой, чтобы она меня как-нибудь сама отпустила.

Тамара Ляленкова: Конфликты с учителями - обычное дело в средней и старшей школе, если хотите, новый уровень социализации - уже во взрослую жизнь.
А мы продолжаем разговор о трудностях подросткового возраста.
- Мне кажется, сложный возраст, физиологически и психологически сложный, родители что-то хотят, надо решать что-то глобальное для будущей жизни, при этом конфликты в классе

Владимир Орлов: Процесс социализации действительно наиважнейший в развитии, но он должен быть как-то организован. Какая бы семья ни была, там социализация происходит, это потребность, которая реализуется, но какие компоненты, какая система, это во многом обуславливает то, каким ребенок становится. Наличие общения является наиболее важным. Если ребенок до 7-8 лет не находится в активном общении со взрослым, он просто человеком не становится. Это феномен Маугли. И потом сенситивный период проходит, чувствительность к тому, чтобы стать человеком, и все, не исправишь.

Тамара Ляленкова: С другой стороны, мы говорим о коммуникации, о том, что надо уметь договариваться, надо иметь возможность договариваться. Но в этом возрасте наиболее яркое действие производит на ребенка впечатление или пример. Не просто разговор, а пример или какой-то поступок.

Цисана Шамликашвили: Герои бывают положительные и отрицательные.

Владимир Орлов: Героика меняется, но им нужен материал, который они берут в социальной среде, которая их окружает, - какие фильмы они смотрят, какие книги они читают, если читают.

Цисана Шамликашвили: Внешний мир - это фактически система координат, на основе которой или отталкиваясь от которой, они формируют образ себя, образ, к которому они впоследствии будут стремиться. К несчастью, сейчас тема суицидов среди подростков - это же страшная тема, но возникла она опять-таки от неуслышанности.

Владимир Орлов: Одиночество, ощущение одиночества. Когда подросток ощущает свое одиночество и ненужность, у него теряется смысл жизни, который очень актуален в этом возрастном периоде. Ему легче выйти из игры, из жизни, чем продолжать испытывать эту боль.

Цисана Шамликашвили: А с другой стороны, очень часто это еще бывает продиктовано тем, что хотят наказать кого-то, абсолютно не понимая ценность и конечность человеческой жизни. И опять-таки внешняя среда, игры, в которые постоянно дети погружены, герои этих игр на протяжении часов постоянно то оживают, то умирают...

Владимир Орлов: Наличие несколько жизней, так называемое. Идет внутреннее формирование вседозволенности. Ребенок ощущает власть над ситуацией.

Цисана Шамликашвили: Там у него очень легкий путь самоутвердиться, там он бог и царь, и он уходит просто из реальности.

Тамара Ляленкова: А что с родителями? Большая часть школьных конфликтов ведь идет от родителей.

Цисана Шамликашвили: Когда мы говорим о том, что родители сегодня могут более активную роль в управлении школой, влиять как-то и на качество, может быть, образования, вот здесь тоже очень важен диалог между администрацией школы и родителями. Потому что на сегодняшний день, с одной стороны, кажется, что школа приобретает больше свободы, а с другой стороны, преобладает формализованность и нормирование

Владимир Орлов: Учителя говоря, что сейчас поднимается вопрос прав ребенка, но про нас-то забыли. И каждым нововведением учитель становится все менее и менее значим как субъект. И дети, начиная с подросткового возраста, очень быстро схватили возможности давить, диктовать, доминировать в школе, и резко снижается авторитет как всего института в целом, так и учителя, администратора. И уже директор не является последней силой, которая может повлиять на ребенка. А родители начинают пользоваться своими правами. Перекос прав смещает центры, и мы не получаем гармоничности.

Школьники:

У нас есть в классе мальчик, который безобразно себя ведет со всеми учителями. А когда мы перешли в среднюю школу, у нас появилась новая учительница, ей 24 года, она пришла из института только. Я считаю, что обижать ее нельзя, но он ей все время хамил. И она начала по любому поводу говорить, что, вот, он сейчас сделает что-то, и мы всем классом ей объясняем, что он не делает этого.

У нас с пятого класса постоянно новые учителя. Вот новый учитель математики не нравится почти никому как человек, но он хорошо учит. Некоторые учителя хорошие, с ними можно поговорить, но я не понимаю, как они учат. А этот учитель нравится нам все меньше и меньше. И один раз он сказал, когда кто-то подшутил надо мной: «Издеваться над учениками имею право только я», - и это было очень неприятно с его стороны. Он меня еще заставлял три раза с первого этажа на третий этаж носить тетрадку.

Тамара Ляленкова: Часто бывает, что подоплеку конфликта трудно определить, но очевидно одно: социальная функция учителя постепенно меняется.

Цисана Шамликашвили: Описанная ситуация бумерангом возвращается к детям и к родителям. Когда мы разрабатывали школьную медиацию, во главу угла поставили, что школьная медиация - это метод, который ориентирован не только на интересы ребенка. Да, мы ставим ребенка в центр всего этого, но мы говорим о правах, мы даже разработали специальный блок правового просвещения, чтобы в равной степени себя чувствовали комфортно все. Чтобы права могли защитить все. Когда в школу приходит школьная медиация, первое, что нам говорят учителя: мы однозначно чувствуем, что понижается уровень агрессии в преподавательском составе. Ведь когда в школу пришел эмоционально заряженный родитель, и происходит ситуация, когда коса на камень находит, мы понимаем, что будет. А мы позволяем человеку быть тем, кто он есть, и все-таки проявлять, высказывать свое видение ситуации. И когда это происходит, человек получает возможность быть услышанным, тогда возникает основа для того, чтобы посмотреть в будущее и найти выход из этой ситуации.

Тамара Ляленкова: А можно ли справиться этими инструментами с той ситуацией, которая сейчас придет в школу? Во-первых, вводится коэффициент на предметы, то есть кто-то будет получать больше, кто-то меньше. Плюс ко всему есть стимулирующая часть, которая тоже будет распределяться каким-то образом.

Владимир Орлов: В одной из школ, в которой я работаю, к осени возникла очень конфликтная среда, шло очень мощное подавление сверху внизу, клались заявления. Но работать как было – нельзя, а как надо – мы не знаем. Поэтому здесь нужен эксперимент.

Цисана Шамликашвили: Учитель испытывает очень большие нагрузки. И это опять-таки становится порочным кругом, который порой разрубить просто невозможно. Потому что они живут в этом колесе, постоянно нарастает тревожность, неудовольствие собой и окружающим миром.

Тамара Ляленкова: А насколько педагоги готовы общаться? Ведь родителям есть кому пожаловаться, детям – есть, а учителю - некому.

Цисана Шамликашвили: Думаю, что большинство учителей готовы и даже будут благодарны и рады, если им предложат какие-то способы, но они должны чувствовать, что система позволит немножко отстраниться. Да, система школы и учителя, они закрыты, они не идут на контакт, и дело в том, что они себе даже не позволяют признаться в том, какие у них проблемы. Потому что они порой не видят выхода из этого.

Владимир Орлов: У них ощущение тупика.

Цисана Шамликашвили: Да, у них ощущение безысходности.

Владимир Орлов: Я с этим сталкиваюсь постоянно, у них возникает протест против своей деятельности.

Цисана Шамликашвили: И вот эта агрессия оттуда и происходит.

Владимир Орлов: Мы устаем не столько от самой деятельности, сколько от внутреннего протеста против этой деятельности.

Тамара Ляленкова: Так получается, что бесправие педагогов самым негативным образом влияет на право детей получать качественное образование. С другой стороны, слишком долго в России длилось учительское самовластие, чтобы педагоги так сразу решили от него отказаться.
Проблемы социализации в современной школе сегодня в «Классном часе Свободы обсуждали»: психологи Владимир Орлов, Олег Хухлаев, Софья Роземблюм, президент Национальной организации Медиаторов Цисана Шамликашвили, уполномоченный по правам ребенка г.Москвы Евгений Бунимович и московские школьники. В программе были использованы материалы круглого стола «Технологии профилактики ксенофобии и национального экстремизма в образовательной среде» МГППУ.

Системный семейный психолог помогает выявить и осознать негативный цикл – одну и ту же последовательность чувств, желаний, мыслей, типичных реакций супругов, заводящая конфликт в тупик.

Вы реагируете на провокацию вашего партнера, и он (она) реагирует на Вашу реакцию, шаг за шагом повторяя и усиливая напряжение в отношениях.

Пример негативного сценария конфликта

Она : Ты мог бы встретить меня после работы на машине? У меня истек срок водительского удостоверения и я жду его выдачи.

Он : Я встречу тебя. Но не рассчитывай, что я буду возить тебя всю неделю. Я не таксист.

Она : Но ты же муж? Некоторые жены совсем не водят машину и мужья встречают их постоянно! Разве я так часто тебя прошу? Я сама себя вожу все время и вот раз в десять лет закончился срок действия прав.

Он : А я разве виноват, в том что ты не позаботилась об этом заранее? Могла бы предусмотрительно поменять не в последний момент.

Она : Ты меня теперь будешь отчитывать, как маленькую девочку? Давай меня накажем теперь ездой на общественном транспорте, от этого тебе станет легче? Я думала, тебе приятно меня встретить, мы могли заехать куда-нибудь поужинать, это романтическое проведение времени, которое у нас в последнее время так редко бывает!

Он : Вот как, оказывается, я еще и сволочью оказался. Может, стоит поискать другого мужа?
...
и ночуют в разных комнатах...

Как в этом разобраться?

А парадокс в том, что каждый супруг по-своему прав, каждый ищет любви . Он ищет подтверждение любви в том, чтобы его очень сильно не нагружали обязанностями. Она же ищет любви в близости, в проведении совместного времени.

Он: «.. не рассчитывай, что я буду возить тебя всю неделю. Я не таксист.»

На сеансе психотерапевт применяет специальные техники, неожиданные вопросы, ассоциации с воображаемыми героями или игрушками, розыгрыш сцен, и др. Все это для того, чтобы выявить у супругов, а затем показать друг другу настоящие чувства. В данной ситуации действия психотерапевта будут направлены на поиск ответа на вопрос: "Что Вы почувствовали в этот момент?"

Затем, психотерапевт применил бы аналогичные методы по извлечению чувств по отношению к супруге, чтобы помочь найти ответ на вопрос: «А что почувствовали Вы, услышав эти слова?»

Таким образом, оба не хотели ничего плохого друг другу, тем не менее, произошел конфликт.

Постепенно, шаг за шагом, раскручивая и разворачивая подобным образом негативный сценарий конфликта под руководством психотерапевта, супруги учатся разбираться в своих скрытых чувствах и ожиданиях от партнера, а также учатся лучше понимать чувства супруга.

Системная семейная терапия

Анализируя свои ситуации вместе с психотерапевтом, распутывая негативный цикл, супруги обнаруживают мотивы, которые не проговаривались друг другу в момент конфликта. Эти открытия придают новые смыслы и новое видение точки зрения супруга. Каждый из супругов начинает понимать, что другой вовсе не желает ему зла, а пытается снизить свою собственную тревогу.

Для понимания ваших негативных циклов отношений и тех ловушек, в которые вы попадаете, необходим взгляд со стороны и совместный анализ сценария. Системная семейная терапия помогает разорвать порочный круг и начать взаимодействовать по-другому.

Как проходят консультации? Это упражнения на игровое взаимодействие, упражнения на письменный анализ, последовательный опрос супругов, тренинг общения супругов, игровые методы работы с игрушками и специальными символическими кубиками.

«Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.

Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,

для всего, что не чуждо человеку»

Жан Жак Руссо

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому так важно, что бы родители участвовали в воспитании толерантности, предавая при этом личный опыт толерантного отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 «Сказка»

г. Омутнинска Кировской области.

Сценарий родительского собрания

«Разрешение конфликтов между детьми и взрослыми»

(совместное мероприятие родителей и детей подготовительной к школе группы)

Воспитатель:

Чумакова Елена Алексеевна

г. Омутнинск 2015 г.

  1. Содержание………………………………………………………. стр.2
  2. Пояснительная записка…………………………………………...стр.3
  3. Цели и задачи …………………………………………………….стр. 3
  4. Понятие «толерантности»………………………………………...стр.5
  5. Педагогические ситуации………………………………………стр.5-6
  6. Подведение итогов ……………………………………………….стр.7
  7. Список литературы……………………………………………….стр. 8

Пояснительная записка.

«Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.

Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,

для всего, что не чуждо человеку»

Жан Жак Руссо

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому так важно, что бы родители участвовали в воспитании толерантности, предавая при этом личный опыт толерантного отношения.

Время проведения : март – апрель.

Форма проведения: игра – тренинг.

Продолжительность: 1 час.

Цель: Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с понятиями: «толерантность», воспитание в духе толерантности, толерантный подход к игровой деятельности ребёнка, разрешение конфликтов с позиции толерантного подхода.
  1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросе «толерантного подхода к детям».

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово.

Ведущий-педагог приветствует присутствующих на собрании.

  1. Проведение беседы.

Ведущий-педагог: Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? (Способность мирным путём решать проблему; способность вставать на место другого человека и понять его; терпимость к чужому мнению и другому образу жизни; лояльность; широта взглядов и т.д.)

Ведущий – педагог обобщает ответы родителей.

Толерантность – это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможным достижение взаимопонимание между людей, родителями и детьми мирным и бесконфликтным путём. Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, потому что требует от всех родителей осведомлённости в психологии личности ребёнка, овладение системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам нетрудно простить друг к другу серьёзную обиду, стараетесь понять поступок другого человека, не осуждаете его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволит вам быстро и легко разрешать все конфликты.

Предлагаю разрешить ситуацию.

  1. Решение педагогических ситуаций.

Ситуация первая: «Будь опорой и примером своему ребёнку».

Маруся (с радостью): Мам, давай пойдём гулять, помнишь ты мне обещала?

Мама (проблемы на работе): Отвяжись! Мне не до тебя. Мало ли что я обещала!

Маруся : Пожалуйста, ну давай погуляем!

Мама : Какая же ты глупая. Иди почитай лучше!

Ведущий-педагог : Какую ошибку совершила мама? (не сдержала слово, оскорбила).

Как нужно поступить? (пообещать сходить завтра, предложить одной погулять.)

: Марусе не так важно погулять, так как она могла бы сделать это одна, но для неё очень важно, чтобы мама посидела рядом, потому что дети стремятся походить на родителей, гордятся ими и восхищаются.

Совет маме : оставить проблемы за дверью и отвлечься с дочерью на прогулке, не создавая ещё больше конфликтов.

Игра «Клубочек» (родители)

Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому, сообщая своё имя и увлечение. После того, как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек сматывают, посредствам называния имени и увлечения того, от кого пришла нить клубочка. Тот, от кого начал разматываться клубочек, должен назвать имя и увлечение последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.

Ситуация вторая: «Неразрешимые конфликты опасны»

Отец говорит дочке: Настя, тише, не шуми. Опять у вас бардак. А вчера изрисовала новую куклу. Вставай в угол быстро! И хватит реветь, сама виновата… (папа на взводе и оправдания ребёнка не воспринимает)

Ведущий-педагог: Не многовато ли претензий в один момент? Как решить ситуацию? (ответы - научить прибирать игрушки, поиграл - положи на место).

Объяснение с позиции толерантности : Малышка, давай не будем шуметь, ведь уже поздно, и кукла Маша хочет спать. Пойдём её укладывать и другие игрушки не забудь взять. А чтобы им приснились цветные сны, мы их нарисуем.

Итог : решение найдено - конфликт не возник. Все счастливы!

Вывод: Когда на ребёнка сваливается куча обвинений, ему трудно это осознать. Поэтому отцу и дочери сложно их решить разом, следовательно, возникает конфликт.

Какова же причина конфликта? (причина конфликта - это поведение папы. Необходимо конкретизировать претензию и не расширять их количество. Не допустимы оскорбления на ребёнка, крики и унизительный тон). Помните, ребёнок это тоже личность, хоть и маленькая. И он тоже требует к себе уважения и понимания.

Игра «Лавата» (дети)

Цель: развитие навыков работы в коллективе, навыков общения, снятие тактильного напряжения.

Ход игры : Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - это лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий называет, что хочет (талия, плечи и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.

Игра «Зеркало» (родители и дети)

Цель : знакомство, сплоченность, отработка навыков общения, единства, воспитание собственным примером.

Ход игры : Родители - зеркало, ребёнок – человек, смотрящийся в зеркало. Ребёнок показывает движения, родители повторяют. Играющие меняются ролями. Задача игры: повторить лучше движения и мимику другого.