Эффект зейгарник и эксперименты овсянкиной. Какое влияние оказывает Эффект Зейгарник на человека? Как распознать в себе эффект Зейгарник и как с этим бороться

У вас когда-нибудь бывало такое, что вы напрочь забываете задание, как только оно выполнено? А пока оно не закончено, не можете насовсем выкинуть его из головы, даже если работаете над чем-то другим? Впервые этот эффект был замечен психологом Блюмой Зейгарник, и назван в её честь эффектом Зейгарник. Самое интересное, что эту психологическую особенность можно использовать на работе, чтобы больше успевать и выполнять задания лучше.

Блюма Зейгарник

Психолог, основатель патопсихологии в СССР, одна из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, написанных лично или в соавторстве, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.

Во время пребывания в ресторане, Зейгарник отметила, что официанты запоминали сложные сочетания блюд, которые заказывали посетители, но как только еда оказывалась на столе, эти знания тут же исчезали из их памяти. Незавершенные заказы как будто застревали в памяти, до тех пор, пока не были выполнены.

Заинтересовавшись этим эффектом, Зейгарник провела эксперименты в своей лаборатории. Испытуемым нужно было выполнить несколько разных задач. В ходе эксперимента участникам не давали закончить некоторые из этих задач, оправдывая это тем, что не хватает времени. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились.

Оказалось, что участники в 90% случаев лучше запоминали задачи, которые им не дали закончить. Другими словами, суть этого эффекта заключается в том, что невыполненные задачи прочно сидят в вашей голове, и вы автоматически продолжаете о них думать.

Если вы оглянетесь вокруг, станет ясно, что эффект Зейгарник можно найти практически повсеместно. Он постоянно используется в СМИ и рекламе, например, чтобы привязать людей к сериалам.

Но есть в нем и положительная сторона - эту особенность можно использовать, чтобы выполнять больше задач и лучше концентрироваться на работе.

Как применять эффект Зейгарник

Поскольку незавершенные задачи становятся для нас навязчивыми мыслями, для продуктивности в работе можно применять периоды концентрации, избегать многозадачности и отвлекающих факторов.

Когда вы завершаете задачу, возникает ощущение спокойствия насчет неё. Если же вы выполняете несколько задач в один период времени, мозг просто не сможет полностью сконцентрироваться ни на одной из них, поскольку мысли периодически будут возвращаться ко всем незавершенным делам.

Хорошие новости для прокрастинаторов

Если у вас регулярные проблемы с выполнением планов, эффект Зейгарник поможет вам завершить их. Главное - начать, а там психологическая особенность не даст вам забыть о начатом деле и просто так бросить его.

Но как же заставить себя начать? Это зависит от ситуации. Если вы планируете большой проект и постоянно откладываете его из-за страха перед объемами работы, не стоит приниматься за самые сложные части. Начните с того, что кажется достаточно управляемым и легким. А потом вы просто не сможете забыть о проекте, и доведете его до конца.

Ожидаемая награда и эффект Зейгарник

Однако этот эффект работает не всегда, и те, кто стандартно трудится по 8-10 часов в день, с большой вероятностью не смогут использовать его. Почему это так?

Исследование университета Миссисипи, проведенное в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе их прерывали до того, как работа была выполнена. Но первой группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а второй группе награды не обещали.

В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали, тогда как, среди ожидающих оплату, к задаче после перерыва вернулись только 58%. Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему.

Если применить данные этого исследования к обычному рабочему дню, который длится 8 часов, получается безрадостная картина. Окончание рабочего дня действует как прерывание во время эксперимента: когда 8 часов заканчиваются, задание откладывается до следующего дня. А оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда.

Исследование показывает, что награда может снизить эффект Зейгарник, и ожидание награды, в виде заработной платы, снижает интерес к самой задаче. Другими словами, благодаря награде, заставляет нас не думать о работе.

На жизнь человека легко можно объяснить и научно обосновать. Бывали же случаи, когда вас мучила одна и та же ситуация, только лишь потому, что однажды вы не знали как вести себя и просто предпочли избежать её? Или не смогли разрешить конфликт с партнёром и теперь в каждых новых отношениях «натыкаетесь» на похожую проблему? Существует эффект зейгарник, который означает, что личность лучше запоминает задачи, если в какой-то момент возникло прерывание действий и они остались незавершенными. Те же, что успешно были реализованы, исчезают в недрах памяти и становятся настолько неактуальными, что мы вполне можем о них напрочь забыть. Нашей психике обязательна завершенность, поэтому то, с чем нам не удалось справиться, будет преследовать до тех пор, пока не удастся хоть немного осознать и «прикрыть» вопрос.

История возникновения

Этот эффект открыт Блюмой Вульфовной Зейгарник. Она была основательницей отечественной патопсихологии и сделала немало для развития психологии, являясь профессором и доктором психологических наук. Будучи примерно в 24-летнем возрасте, Блюма посещала курсы Курта Левина. Он в этот период занимался изучением мотивов, которые толкают личность на совершение каких-либо действий. После окончания занятий он любил неформально проводить свободное время со своими учениками. Не просто общаться, а с пользой для науки.

Например, они часто играли в «игру-поиск», в процессе которой девушка и сделала открытие, что внесло немалый вклад в развитие науки. Курт решил обратиться к официанту, с просьбой перечислить блюда, заказанные компанией людей за соседним столиком. Несмотря на большое количество позиций, работник вспомнил все. А вот небольшой заказ тех, кто уже расплатился, назвать не смог. Объяснив это тем, что просто не было надобности удерживать в памяти информацию, которая уже не актуальна. Клиенты ведь расплатились, какой толк помнить, что именно они ели и пили?

Эксперимент

Группе испытуемых было предложено выполнить различные действия, общее количество которых составляло примерно 22 задачи. Они были простыми и затрагивали практически все навыки и умения личности. Допустим, нужно было надеть бусины на нитку, придумать стихотворение, вырезать и слепить коробку из бумаги, умножить в уме трёхзначные числа или проявить художественные способности, нарисовав вазу.

Инструкция гласила, что необходимо справиться с заданиями максимально быстро и без ошибок. Но процесс завершения всегда нарушался экспериментатором. Наиболее часто именно в моменты полного сосредоточения на работе. Он просто предлагал перейти к выполнению следующей задачи. А на вопросы о том, что делать с теми, что не успели закончить – делал вид, что ничего не слышит. Отчего участники не имели чёткой картины происходящего. Но потом всё-таки разрешал вернуться к тем, что не успели сделать, чтобы довести начатое до конца.

По завершению испытания каждого просили перечислить, какие именно задания они выполняли. И что вы думаете? Около 90% испытуемых вспоминало именно о тех, которые не удалось доделать с первого раза. Остальные, сделанные без преград и вмешательств, просто оказались вытесненными из памяти.

Объяснение феномена

Сама Зейграник объясняла возникновение этого феномена благодаря мотивирующим факторам. То есть, личность охватывает потребность завершить начатое. Причём мотивация может существенно отличаться у всех. Например, часть людей согласилась на эксперимент, чтобы проверить свои возможности, узнать себя лучше. Часть – чтобы помочь науке, хоть как-то соприкоснувшись с её развитием. А кто-то просто хотел развлечься и решил поучаствовать, просто опираясь на свой азарт.

Причин можно назвать массу, но в любом случае у каждого участника был мотив, согласно которому он выполнял задачи и дошёл до конца. В момент прерывания деятельности оказывалось, что его намерение, согласно которому он выкладывался, получалось неосуществлённым. Отчего появляется напряжение, что совершенно оправданно. Столько приложено усилий и все зря. Вот тогда-то такое намерение остаётся в памяти, чтобы в дальнейшем найти возможность реализоваться.

Курт Левин назвал такое намерение квази потребностью, то есть отличающейся от истинной потребности, являясь как бы вторичной. Её целью служит снятие возникшего напряжения впоследствии незавершённости. Отчего человек неосознанно будет воспроизводить в жизни похожие ситуации, пока не удастся разрядиться. Именно по этой причине испытуемые добровольно возвращались к делу, на котором их прервали, если был небольшой перерыв между заданиями.

Исследование Розенцвейга

Интересный опыт провёл Саул Розенцвейг. Его результаты оказались немного различными с теми, что получила Блюма. Он внёс изменения в процедуру тестирования, сказав участникам, что эксперимент направлен на изучение их умственных способностей. Это полностью поменяло ситуацию. Так как теперь испытуемые вытеснили задачи, с которыми не смогли, или не успели справиться. Они помнили лишь те, что удалось успешно выполнить. Никто не хотел признавать себя глупым, чрезмерно медленным и неспособным на сложную интеллектуальную работу.

Нюансы феномена

В 2006 году в Миссисипи учёные провели эксперимент, схожий с тем, что придумала Зейгарник. Только задача стояла немного другая. Экспериментаторы изучали влияние ожидания награды на успешность работы. Оказалось, что эффект теряет свою силу при дополнительных условиях. Испытуемых поделили на две группы. Первой сказали, что обязательно оплатят их работу, второй же ничего не обещали. После того, как им не дали доделать задание, а предоставили новое, то в перерыве 86% участников, не ожидавших денег, предпочли вернуться и таки завершить начатое. В то время как 58% испытуемых, ожидавших оплаты, удовлетворились тем, что успели сделать.


Этот эффект можно использовать для собственного блага. Ведь, как говорится: «Кто предупреждён – тот вооружен». По крайней мере, в СМИ уже давно манипулируют сознанием населения с помощью незавершённых действий. Вспомните любой сериал. Каждая серия обычно обрывается на самом интересном моменте, вызывая острую необходимость как можно быстрее посмотреть, что будет дальше.

Так почему бы не увеличить собственную продуктивность, зная эту хитрость? Стоит хотя бы начать работу, отодвинув подальше , если таковая имеется. А после переключиться в качестве отдыха на другой проект. Или просто сделать перерыв. Ваше подсознание не даст вам возможности избежать участи и будет постоянно напоминать о том, что не удалось доделать.

Техника «пустой стул»

В любви же всё немного сложнее, если не выходит прояснить отношения с кем-то значимым, это может вызвать массу тревоги. Которая негативно скажется, как на самооценке, так и на здоровье в целом. Но что делать, если бывший партнёр не идёт на контакт, или если прошло так много времени с тех пор, что не известно даже где его искать? Или, в худшем случае, если его уже нет в живых? Существует техника «пустой стул». Желательно, конечно, выполнять её в присутствии психотерапевта, но можно попробовать и самостоятельно.

Следует поставить напротив себя стул, на котором представить образ значимого человека. И действовать в зависимости от остановленной нереализованной потребности. Можно рассказать о своих чувствах и вообще о том, что не выходит по каким-то причинам заявить в реальности. Можно наоборот, задать вопрос и прислушаться к своим ощущениям, чтобы понять, что на самом деле происходило с партнёром, что он так себя повёл.

Будьте внимательны к тому, что происходит, к каждой своей мысли, эмоциям, замечайте, что творится с вашим телом. Попробуйте поставить точку, извинившись, или извинив его. Позвольте себе освободиться от накопленной тревоги и незавершенности процесса. Посидите пару минут, вернувшись к себе в момент здесь и сейчас, отпустив ситуацию.

Завершение

Работа Блюмы оказалась фундаментальной, послужив основой для формирования одного из принципов гештальта – завершённости, целостности. В психологии часто используется этот термин и практически каждое направление психотерапии стремится помочь личности осознать моменты, которые оказались прерванными, чтобы снять напряжение и таки закончить начатое. Так что, осознавайте свои гештальты, закрывайте их и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

В психологии известен очень интересный эффект, названный по имени его открывателя – эффект Зейгарник.

Суть этого принципа заключается в том, что незавершенные дела вызывают в человеке определенное внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и возвращаться к ним в мыслях снова и снова.

Вкратце история вопроса такова. В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник с группой студентов и своим преподавателем находились в кафе, где их удивил официант, запомнивший, не записывая, их большой заказ.

Поговорив с официантом, они выяснили, что он помнил все неисполненные заказы, но уже не помнил те, которые только что исполнил.

Б.В. Зейгарник предположила, что человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия ввиду их разной значимости для него. Позднее она развила эту идею.

В ее экспериментах испытуемые должны были решать интеллектуальные задачи. Время на решение задания она определяла произвольно и в любой момент могла заявить, что время истекло и задача не решена.

Через несколько дней испытуемые должны были вспомнить условия тех заданий, которые им предлагались. Выяснилось, что если решение задачи было прервано, она запоминается лучше по сравнению с решенными заданиями примерно в два раза. Эта особенность и получила название «эффект Зейгарник».

Зейгарник установила, что начало выполнения задания создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не завершена. Это напряжение постоянно стремится к реализации, к своему завершению.

Это стремление влияет на память и поведение человека. То есть человек стремится к завершению своих задач. Людям нравится чувствовать завершенность и наоборот не нравится незавершенность.

На мой взгляд, основной вывод, который можно сделать из этих экспериментов, состоит в том, что не нужно иметь одновременно много незавершенных задач. Любая начатая и незаконченная задача сохраняет в вашей памяти напряжение. Это напряжение отвлекает вашу энергию.

На бытовом уровне это в общем то и так понятно, но как видим эффект получил свое подтверждение экспериментально.

У каждого конечно свой разумный предел на количество задач, находящихся в процессе решения. Надо его понимать и стараться не превышать. Если задача большая и время на ее решение затягивается, лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения подзадач.

Стоит осторожнее относиться к принятию на себя обязательств. Если брать в работу задачи, то только те, которые вам действительно нужны.

И что еще интересно – у вас могут быть какие-то очень старые незавершенные задачи, которые в своем прямом виде уже забыты. Но свое напряжение они могут сохранять и тем самым влиять на ваше поведение. Их желательно вспомнить и завершить, если конечно такое возможно.

Завершение освобождает энергию!

Эффект незавершенного действия в любви

Интересно, что этот эффект может объяснить продолжительную влюбленность в человека, отсутствующего рядом. Например, парень влюбился в девушку, но прошло несколько дней и по каким то причинам они расстались, например, девушка уехала в другой город или вышла замуж за другого.

С тех пор они могут никогда не встретиться, но парень, скорее всего, будет ее помнить и десятилетия спустя, и все потому, что действие (а в данном случае любовь) оказалось незавершенным. Возможно, если бы они сохранили отношения, узнали друг друга получше, и расстались от охлаждения отношений, то по прошествии времени их образы довольно быстро бы стерлись из памяти друг друга.

Сущность

Эффект Зейгарник - психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связный с каким-либо незаконченными действиями, чем с законченными.

С точки зрения Теории поля Курта Левина, это объясняется тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении.

Закономерность выявлена Блюмой Вульфовной Зейгарник. Примечательно, что исследования в этой области были темой дипломной работы автора.

Биография Б.В. Зейгарник

Блюма Вульфовна Зейгарник (нем. Bluma Zeigarnik; 9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии - 24 февраля 1988, Москва) - советский психолог, основатель отечественной патопсихологии.

Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л.С. Выготского.

Зейгарник - одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Ломоносовская премия I-й степени (1978).

Блюма Вульфовна Зейгарник родилась 9 ноября 1900 года в Пренах Ковенской губернии, там же окончила гимназию. После замужества в 1921 году переехала в Берлин, где поступила в Берлинский университет на филологический факультет. Там под влиянием лекций Макса Вартхаймера она заинтересовалась психологией. В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Блюма Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике М. Дессуара. Приблизительно в это время (1925), после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные. Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определенное время решать ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (гипотеза в духе школы К. Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Т.о., результат отличается почти в 2 раза.

В 1927 году Б.В. Зейгарник окончила Берлинский университет и в 1931 году вернулась в СССР, где стала ближайшей помощницей Л.С. Выготского, работала в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины.

В 1940 году был арестован и осужден на 10 лет без права переписки муж Б.В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с малолетним сыном. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник с сыном эвакуировались из Москвы. В эвакуации работала в нейрохирургическом госпитале на Урале. В послевоенный период Блюма Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь психологии - экспериментальная патопсихология.

§ Полная библиография работ Б.В. Зейгарник

§ «Нарушения мышления у психически больных» 1959

§ «Патология мышления» 1962

§ «Введение в психопатологию» 1969

§ «Основы патопсихологии» 1973

§ «Патопсихология» 1976

§ «Психология личности: норма и патология» 1982

История вопроса

В психологии известен эффект, названный по имени его открывателя эффектом Зейгарник. Этот принцип говорит о том, что незавершенные дела вызывают в человеке определенное внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и возвращаться к ним в мыслях снова и снова. Вкратце история вопроса такова. В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Зейгарник с группой студентов и своим преподавателем находились в кафе, где их удивил официант, запомнивший, не записывая, их большой заказ.

Поговорив с официантом, они выяснили, что он помнил все неисполненные заказы, но уже не помнил те, которые только что исполнил. Зейгарник предположила, что человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия ввиду их разной значимости для него. Позднее она развила эту идею. В ее экспериментах испытуемые должны были решать интеллектуальные задачи. Время на решение задачи она определяла произвольно и в любой момент могла заявить, что время истекло, и задача не решена. Через несколько дней испытуемые должны были вспомнить условия тех задач, которые им предлагались. Выяснилось, что если решение задачи было прервано, она запоминается лучше по сравнению с решенными задачами примерно в два раза. Эта особенность и получила название «эффект Зейгарник». Зейгарник установила, что начало выполнения задачи создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не завершена. Это напряжение постоянно стремится к реализации, к своему завершению. Это стремление влияет на память и поведение человека. То есть человек стремится к завершению своих задач. Людям нравится чувствовать завершенность и наоборот не нравится незавершенность.

На мой взгляд, основной вывод, который может сделать из этих экспериментов, состоит в том, что не нужно иметь одновременно много незавершенных задач. Любая начатая и незаконченная задача сохраняет в вашей памяти напряжение. Это напряжение отвлекает вашу энергию.

На бытовом уровне это в общем то и так понятно, но как видим эффект получил свое подтверждение экспериментально.

У каждого конечно свой разумный предел на количество задач, находящихся в процессе решения. Надо его понимать и стараться не превышать. Если задача большая и время на ее решение затягивается, лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения подзадач.

Стоит осторожнее относиться к принятию на себя обязательств. Если брать в работу задачи, то только те, которые вам действительно нужны.

И что еще интересно - у вас могут быть какие-то очень старые незавершенные задачи, которые в своем прямом виде уже забыты. Но свое напряжение они могут сохранять и тем самым влиять на ваше поведение. Их желательно вспомнить и завершить, если конечно такое возможно.

Завершение освобождает энергию.

Современное применение

эффект зейгарник память поведение напряжение

Одной из основополагающих человеческой психологии является тот факт, что ни один человек абсолютно не терпит неопределенности. Любой человек старается найти ответы на все интересующие его вопросы как можно быстрее. Именно на этой особенности человеческой психологи и основан так называемый эффект неопределенности. Абсолютно все статьи, ролики и сюжеты, которые используют эффект неопределенности чаще всего заканчиваются неожиданно, абсолютно никак не разрешая сложную ситуацию и никаким образом не развязывая ее. Именно этот эффект очень часто используется в рекламах, в ходе которых рекламщики задают посетителям провокационные и в тоже время очень интересные вопросы, ответы на которые можно получить только перейдя по какой-либо ссылке. Таким образом, читатели или же пользователи сайтов намного лучше запоминают информацию, размещенную на сайте, даже в том случае, если мелкие детали будут запомнены намного более четко и точно. Данный эффект носит название эффекта Зейгарника и является очень эффективными при написании текстов для веб, так как помогает заинтересовать и привлечь все новых и новых читателей.

Мы живём в таком ритме, что порой бывает сложно найти время для продолжительных задач, поэтому они постоянно переползают из одного списка в другой. Как же в конце концов взяться то за эти постоянно откладывающиеся задачи?

Есть один метод — эффект Зейгарник.

Один из самых простых способов победить откладывание дел в долгий ящик - использовать эффект Зейгарник. Это явление было открыто русским психологом Блюмой Зейгарник во время ужина в венском ресторане.

Она заметила, что загруженные работой официанты помнят лишь заказы, которые находятся в процессе обслуживания, но как только все блюда поданы, заказ исчезает из памяти персонала.

Позже для изучения этого явления Зейгарник попросила группу участников выполнить ряд простых заданий в лаборатории, таких как решение головоломок и нанизывание бусин на нить.

В течение какого-то времени их периодически отрывали от занятий, а потом Зейгарник спрашивала, что конкретно из своих задач они запомнили лучше всего.

В ходе этого эксперимента обнаружилась любопытная вещь — люди гораздо лучше запоминают задачи, от которых их оторвали, нежели те, которые они успели закончить.

Так какое же отношение это имеет к откладыванию дел на потом?

Эффект Зейгарник предполагает, что прерванное действие создаёт ментальное напряжение, которое удерживает информацию на переднем плане памяти. Единственное, что может снять это напряжение - завершение начатого.

Таким образом, это явление предполагает, что любое начатое дело, неважно, большое или маленькое, остаётся в глубине вашего сознания до момента завершения.

Простая техника, часто применяемая на телевидении: прерывание передачи на самом интересном месте гарантирует, что зрители вернутся к просмотру, потому что захотят узнать, чем же всё закончилось, захотят завершить начатое.

То же самое происходит с задачами, которые кажутся невыполнимыми. Просто сделайте первый шаг, и дальше всё начнёт двигаться само собой.

В интервью для британской газеты The Independent когнитивно-поведенческий психолог лондонского медицинского центра The Blue Tree Clinic Хадасса Лейпциг говорит, что эффект Зейгарник играет важную роль и в сохранении психического здоровья.

Незаконченные задачи и откладывание дел на потом часто приводят к цикличному и не приносящему пользы образу мышления. Это может влиять на сон и вызывать чувство тревоги, что в дальнейшем сказывается на психических и эмоциональных ресурсах человека, — говорит Лейпциг. — При использовании эффекта Зейгарник самостоятельно или же в условиях когнитивно-поведенческой терапии, это явление может способствовать ментальному благополучию, мотивируя вас на окончание начатого, развитие здоровых привычек, постановку целей и решение постоянно откладываемых на потом проблем. Успешное завершение задач принесёт чувство удовлетворения, повышая самооценку и уверенность в себе. Кроме того, человек, способный найти выход из стрессовых ситуаций, вероятно, сможет оказать положительное влияние и на своё психологическое благополучие.

источники