Экзистенциальный подход в работе с терминальными больными. Принципы экзистенциальной терапии

Ролло Риз Мэй (1909-1994)

«Тревога имеет смысл. Хотя она может разрушать жизнь человека, тревогу можно использовать конструктивно. Сам факт, что мы выжили, означает, что когда-то давно наши предки не побоялись пойти навстречу своей тревоге».

Основные положения теории личности Р. Мэя представлены на рис. 20.

Ключевые понятия

Бытие человека , Бытие-в-мире , Dasein (Sein (бытие) плюс da (здесь)). Dasein означает, что человек является существом, которое находится здесь, а также подразумевается, что у него есть «здесь» то, что он может знать о своем пребывании здесь и о том, что он занимает свое место. Человек является существом, способным мыслить, и поэтому он несет ответственность за свое существование. Именно эта способность сознавать свое бытие отличает человека от других существ. Говоря словами Бинсвангера , «выбор Dasein», тот или иной, подразумевает «человека, который ответственен за выбор своего существования».

Рис. 20

Можно рассматривать термин «бытие» как причастие, форму глагола, которая означает, что кто-то находится в процессе бытия кем-то. Можно использовать слово «бытие» как существительное, которое понимается как потенциал , источник потенциальных возможностей. Человек (или Dasein) - это особое существо, которое, если оно хочет стать самим собой, должно сознавать себя, отвечать за себя. Он также является тем особенным существом, которое знает, что в какой-то определенный момент в будущем его не станет: он является тем существом, которое всегда находится в диалектических отношениях с небытием, смертью. Мэй подчеркивает , что бытие - не то же самое, что «Эго». Он пишет, что «мое чувство бытия - это не способность рассматривать себя как существо, пребывающее в мире, сознавать себя существом , которое может все это осуществлять. Бытие неотделимо от небытия - отсутствия бытия». Для того чтобы понять, что значит «быть», человеку надо осознать следующее: он мог не существовать вообще, он ходит по острию возможного уничтожения ежесекундно, он не может избежать осознания того, что когда-то в будущем его настигнет смерть.

Выделяют три модуса мира, т. е. три одновременно существующих аспекта мира, которые характеризуют бытие в мире каждого из нас.

Umwelt - буквально «мир вокруг »; это биологический мир, который в наше время обычно называют окружающей средой. Вес организмы имеют модус Umwelt. Umwelt животных и человеческих организмов включает в себя биологические потребности, влечения, инстинкты - это тот мир, в котором живой организм все-таки будет существовать, даже не будучи наделенным способностью сознавать себя.

Mitwelt - буквально «с миром»", это мир существ одного вида, мир близких нам людей; мир взаимоотношений между людьми. Ведущее слово - взаимоотношения. Как пишет Мэй, «если я настаиваю на том, что другой человек должен приспосабливаться ко мне, это значит, что я воспринимаю его не как личность, Dasein, а как средство; и даже если я приспосабливаюсь к самому себе, то использую при этом себя в качестве объекта... Сущностью взаимоотношений является то, что в процессе взаимодействия оба человека меняются » .

Eigenwelt - «собственный мир»; это мир истинного Себя. Eigenwclt предполагает сознавание себя собой. И этот процесс наблюдается только у людей. Это наше понимание того, что значит для меня что-то в этом мире - этот букет цветов или другой человек.

Эти три модуса мира всегда взаимосвязаны между собой и всегда обусловливают друг друга. Реальность бытия в мире оказывается утраченной, если акцент делается только на одном из трех модусов мира и при этом исключаются два других.

Воля. Способность организовать свое «Я» таким образом, чтобы имело место движение в определенном направлении или к определенной цели. Воля требует самосознания, подразумевает некоторую возможность и/или выбор, дает желанию направление и ощущение зрелости.

Интенциональпость. Структура, центр, в которой мы осмысляем свой прошлый опыт и представляем свое будущее. Вне этой структуры невозможен ни сам выбор, ни его дальнейшая реализация. «В намерении заложено действие, и в любом действии присутствует намерение» .

Онтологическая вина. Р. Мэй выделяет три типа онтологической вины , соответствующих ипостасям бытия-в-мире. «Окружающей среде» (umwelt) соответствует вина, вызванная разделением человека и природы. Это чувство вины, касающееся нашего отдаления от природы, хотя оно может и подавляться. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (mitwelt). Вина перед своими близкими возникает в связи с тем, что своих близких мы воспринимаем через шоры своей ограниченности и предубежденности. И всегда так или иначе оказываемся неспособными до конца понять потребности других людей и удовлетворить эти потребности. Третий тип основан на отношениях с собственным «Я» (eigenwelt) и возникает в связи с отказом от своего потенциала.

Онтологическая вина, по Р. Мэю, имеет следующие характеристики. Во-первых, любой человек так или иначе ощущает ее. Все мы в той или иной степени представляем себе действительность наших ближних в ложном свете, и никто из нас полностью не осуществляет свой потенциал. Во-вторых, онтологическая вина не связана с культурными запретами или интроекцией культурной традиции; се корни лежат в факте сознавания себя. В-третьих, если онтологическая вина не принимается и вытесняется, то она может развиться в невротическое чувство вины. В-четвертых, онтологическая вина оказывает серьезное влияние на личность. В особенности она может и должна приводить к сдержанности, восприимчивости в отношениях между людьми и росту творческого начала в использовании субъектом своих потенциальных возможностей.

Свобода. Состояние личности, готовой к переменам, в ее способности знать о своей предопределенности. Свобода рождается из осознания неизбежности своей судьбы и, согласно Р. Мэю, предполагает умение «всегда держать в голове несколько различных возможностей, даже если в данный момент нам не совсем понятно, как именно нам следует действовать». Р. Мэй различал два вида свободы: свободу действия (экзистенциальную свободу) и свободу бытия (сущностную свободу). «Я» предполагает мир, а мир - «Я»; оба эти понятия - или переживания - нуждаются друг в друге. И вопреки расхожим утверждениям они движутся вместе: в общем и целом, чем больше человек сознает себя, тем больше он сознает мир, и наоборот. Эта нераздельная связь «Я» и мира одновременно предполагает ответственность. Как пишет Р. Мэй, свобода не есть противоположность детерминизма. Свобода есть способность человека знать, что он детерминирован. Это положение задает границы свободы. Свобода не есть ни вседозволенность, ни даже простое «делание того, что нравится». На самом деле такая жизнь по прихоти или по требованию желудка представляет собой прямую противоположность действиям центрированной личности, о которой говорилось выше. Свобода ограничена тем фактом, что личность всегда существует в мире (обществе, культуре) и находится с ним в диалектических отношениях. Кроме того, свобода требует способности принимать и переносить тревогу, конструктивно жить с ней. Быть свободным означает не уклоняться от тревоги, а переносить ее; бежать от тревоги автоматически означает отказываться от свободы.

Судьба. Структура из ограничений и способностей, которые представляют собой «данные» нашей жизни. Судьба включает в себя биологические свойства, психологические и культурные факторы, нс означая при этом тотальную предопределенность и обреченность. Судьба - это то, к чему мы движемся, наша конечная станция, наша цель.

Тревога. Это опасение в ситуации, когда под угрозой оказывается ценность, которая, по ощущению человека, жизненно важна для существования его личности. Это может быть угроза физическому существованию (угроза смерти) или же существованию психологическому (потеря свободы, бессмысленность). Или же опасность может относиться к еще какой-либо ценности, с которой человек отождествляет свое существование (патриотизм, любовь другого человека, «успех» и так далее). Поскольку тревога ставит под угрозу основы человеческого бытия собой, на философском уровне тревога есть осознавание того, что «Я» может прекратить свое существование (так называемая «угроза небытия»). Р. Мэй различает нормальную и невротическую тревогу.

Нормальная тревога - реакция, которая 1) адекватна объективной угрозе; 2) нс запускает механизм вытеснения или другие механизмы, связанные с интрапсихическим конфликтом, а вследствие этого 3) человек справляется с тревогой без помощи невротических защитных механизмов. Человек может 4) конструктивно обращаться с тревогой на сознательном уровне или же тревога снижается, когда меняется объективная ситуация.

Невротическая тревога - реакция на угрозу, которая 1) неадекватна объективной опасности; 2) включает в себя вытеснение (диссоциацию) и другие проявления интрапсихического конфликта и, следовательно, 3) человек ограничивает какие-то свои действия или сужает поле своего сознания с помощью различных механизмов, например подавления, развития симптома и других невротических защитных механизмов.

Трансцендирование. Способность выходить за пределы наличной ситуации. Существование всегда находится в процессе выхода за пределы своего «Я».

  • 1. Маслоу А. Экзистенциальная психология / А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, К. Роджерс. - М.: Институт общегуманитарных исследований; Инициатива, 2005. - 160 с.
  • 2. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: как давать и обретать душевное здоровье / Р. Мэй. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. - 224 с.
  • 3. Мэй Р. Любовь и воля / Р. Мэй. - М.: Винтаж, 2007. - 288 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ligis.ru/psylib/090417/ books/meyroO 1 /index.htm. - Загл. с экрана.
  • 4. Мэй Р. Новый взгляд на свободу и ответственность // Экзистенциальная традиция. - 2005. - № 2. - С. 52-65. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/_meyro05.htm. - Загл. с экрана.
  • 5. Мэй Р. Открытие бытия: очерки экзистенциальной психологии / Р. Мэй. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 224 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ligis.ru/psylib/ 090417/books/meyro03/index.htm. - Загл. с экрана.
  • 6. Мэй Р. Сила и невинность: в поисках истоков насилия / Р. Мэй. - М.: Смысл, 2001.-319 с.
  • 7. Мэй Р. Проблема тревоги / Р. Мэй. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с.
  • 8. Мэй Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 379 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/meyro02/index.htm. - Загл. с экрана.
  • 9. Мэй Р. Цитаты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cpsy.ru/citl340.htm. - Загл. с экрана.
  • 10. Фрейджер Р., ФейдименДж. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 704 с.

И. Экзистенциальная психология / под ред. Р. Мэя. - М.: Апрель- Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ligis.ru/psylib/090417/books/meyro04/index.htm. - Загл. с экрана.

Экзистенциальная терапия считается, имеет своим основателем американского психолога Ролло Мэя (рис.13).

Рис. 13. Основатель экзистенциальной терапии американский психолог Ролло Мэй.

Ролло Мэй считал недопустимым сводить человеческую природу к реализации глубинных инстинктов или к реакциям на стимулы среды. Он был убежден, что человек в значительной мере ответственен за то, каков он есть, и как складывается его жизненный путь. Развитию этой идеи посвящены его многочисленные труды, этому же он на протяжении десятилетий учил своих клиентов.

Экзистенциальная психотерапия – одно из направлений гуманистической психологии. Основной акцент делается не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми.

Экзистенциальная психотерапия - это собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути.

В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии - философией существования, возникшей в XX столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

Центральное понятие учения - экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой- экзистенции - забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть - человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Философской основой экзистенциальной терапии служит феноменологический подход, цель которого состоит в отказе от принятия всех концепций реальности, чтобы дойти до того, в чем нельзя сомневаться, - до чистых явлений. Феноменологический подход связан с именем Эдмунда Гуссерля. Из него исходит философия Мартина Хайдеггера.

Хайдеггер утверждал, что люди, в отличие от предметов, существуют в интерактивном единстве с реальностью. Они, скорее, являются источником активности, чем фиксированными объектами, и постоянно ведут диалог со своим окружением. В каждый конкретный момент индивид является творческим соединением прошлого опыта и нынешней ситуации. В результате он ни на минуту не остается постоянным. Хайдеггер посчитал бы, что вера в фиксированную личностную структуру, включая навешивание различных ярлыков пограничной, пассивной или нарциссической личности, есть неаутентичный способ отношения к себе и к другим. Люди не «обладают» личностью; они постоянно создают и пересоздают ее с помощью собственного выбора и действий.



Жан-Поль Сартр предположил, что, когда люди сталкиваются с необходимостью нести ответственность за себя и за свой выбор, они начинают испытывать тревогу. Концепция фиксированной идентичности снижает тревожность. Отношение к себе как к хорошему человеку заменяет исследование своего поведения и возможность выбора на основе правильности и добродетели. Если вы определяете себя как пограничную личность, вам больше не нужно считать себя ответственным за свои импульсивные действия. Чтобы избежать ощущения тревожности при выборе, нам всем нужна зафиксированная идентичность, такая как «врач» или «честный человек». Однако на самом деле важно не то, кем мы являемся, а то, что мы делаем, то есть какой стиль поведения мы избираем.

Всякий раз, когда человек делает выбор, он открывает новые возможности как в себе, так и в окружающем мире. Например, если вы ведете себя жестоко по отношению к кому-нибудь, то вы обнажаете и свои негативные стороны, и, возможно, негативные стороны этого человека. Если вы ведете себя заботливо, вы можете позволить выйти наружу вашим потенциальным позитивным качествам.

Таким образом, люди - это существа, посредством которых реальность проявляет себя. Действия человека позволяют ясно выразить то, что было раньше лишь потенциальным или «спрятанным» в реальности. Наиболее важным видом знания является знание того, «как» (то есть оно связано с действиями). Например, обучение игре на гитаре выявляет не только творческий потенциал играющего, но и музыкальный потенциал инструмента. Мысленное знание фактов менее полезно. Терапия должна научать быть человеком, а не получать знания о себе, то есть о своем прошлом. Людям необходимо учиться слушать себя и соответствовать природе своей развивающейся личности .

Экзистенциальная психотерапия, как и само понятие «экзистенциализм», включает множество разнообразных направлений и течений, однако в ее основе лежат некоторые общие идеи и принципы.

Конечной целью экзистенциальной терапии является предоставление клиенту возможности понять собственные цели в жизни и сделать аутентичный выбор. Во всех случаях терапия помогает им «снять с себя ограничения», а также способствует их развитию. Клиенты должны открыто посмотреть в лицо себе и тому, чего они избегали, - своей тревожности и, в конечном счете, своей предельности. Часто для контроля тревожности люди отказываются от своих глубинных потенциалов. Выбрать реализацию своего потенциала означает пойти на риск, но в жизни не будет ни богатства, ни радости, если люди не научатся прямо смотреть в лицо возможности утраты, трагедии и, наконец, смерти.

Первое, что нужно сделать клиенту, - это расширить способность осознания, то есть осмыслить: потенциал, от которого он отказывается; средства, используемые для поддержания отказа; реальность, которую он может выбрать; тревожность, связанную с данным выбором. Чтобы помочь клиенту преуспеть в этом, терапевт применяет два основных инструмента - эмпатию и аутентичность.

Эмпатия используется как форма феноменологического метода. Терапевт пытается отреагировать на клиента без предубеждений. Эмпатичное и неосуждающее отношение может помочь клиенту раскрыть свой внутренний мир.

Другой важный инструмент - собственная аутентичность терапевта. Если целью терапии является достижение аутентичности клиента, то терапевт должен эту аутентичность смоделировать. Для того чтобы стать аутентичным, клиенту необходимо узнать, что ему не надо играть какую-то роль, не следует стремиться быть совершенным или таким, каким его хотят видеть. Ему не нужно также отказываться от аспектов собственного опыта и можно идти на риск. Терапевту следует смоделировать эти качества и попытаться стать реальным лицом в терапии.

В экзистенциальной терапии быть реальным или аутентичным означает делиться с клиентом, своими непосредственными впечатлениями и мнениями о нем. По сути, это предоставление клиенту непосредственной личной обратной связи.

Консультативный контакт в экзистенциальной терапии можно описать так: экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобы его пациент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать их.

Цель терапии – максимально полное, насыщенное, осмысленное существование.

В русле экзистенциальной терапии возникло еще одно важное направление, представленное отдельной международной образовательной программой нашего института – логотерапия.

Можно найти или даже придумать множество определений того, что такое экзистенциальная психотерапия. Самым верным, но совершенно не понятным, было бы такое:

«способы практического применения экзистенциальной философии и гуманитарной психологии».

Мы же стремимся к пониманию, поэтому попробуем разобраться в сущности проблематики. Как воспринимают неврозы, психические отклонения, в частности, - депрессию, навязчивые мысли, фобии или тревожные состояния сами пациенты, их близкие и многие психотерапевты? В качестве негативных явлений, если и не заболеваний, то каких-то подобных болезням комплексов страданий и их последствий. Отсюда делается однозначный вывод о том, что необходимо избавить от них человека и в наиболее оптимальные сроки перевести его в разряд здоровых и полных оптимизма сограждан.

Экзистенциальная психотерапия — собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, где делается акцент на свободное развитие личности

Иногда создаётся впечатление, что сюжет фильма «Анализируй это» не такой уж художественный вымысел. Определённые психотерапевты на самом деле будут помогать пациенту-мафиози и даже подведут под это определённую моральную базу. Вполне возможно, что все люди имеют право на врачебную помощь, и психотерапевтическую в том числе. Однако чаще всего она выражается в попытках отвечать ожиданиям клиента даже в том случае, если в период маниакальной фазы тот слишком много набедокурил.

Итак, к сожалению, большая часть психологов-врачей исправляют психические отклонения в рамках формулы «больному плохо - лечение - исцеление, явное или мнимое». Иногда больным потакают в их слабостях не просто так… Это же очень выгодно. До тех пор, пока пациент не поймёт, что истинная причина его дискомфорта - это его собственное несовершенство, пока это понимание не превратится в ряд практических действий, включая размышления над своей жизнью, то облегчение возможно только на совсем небольшой срок. А потом пациент, а значит - ещё и клиент, придёт на новый платный сеанс.

В этом отношении методы экзистенциальной психотерапии составляют определённое исключение. Они проистекают из достаточно обширной философской базы и многогранных теоретических основ гуманитарной психологии. Все психологические проблемы рассматриваются в качестве следствия самой человеческой природы и сложности тех задач, которые нельзя решить только в уме, решение которых превращается в характерные особенности личности и поведенческие факторы. Дело не в том, что экзистенциальная направленность терапии подразумевает наличие терапевтов-бессребреников. Экзистенциальная психотерапия многое переворачивает с ног на голову, поэтому многим она недоступна. Речь и о самих специалистах, и об их пациентах. Не все могут так…

Каким же образом рассматривают представители данной школы тревожные и депрессивные состояния, социальное отчуждение, фобии и другие негативные явления? Каких-то чётких правил не существует, ведь экзистенциальный психотерапевт - это не врачебная специализация, но мировоззренческая тенденция. Она основывается на том, что жизнь штука сложная , а основные сложности выражаются в периодически охватывающем понимании того, что индивидуум не знает, зачем, ради чего и почему он живёт. У каждого есть свобода воли, но она-то как раз сама по себе и не становится «лекарством», но в первозданном виде и является для многих источником проблем. Мы не просто можем выбирать, но сама жизнь рано или поздно ткнёт нас носом в то, что выбирать придётся. И никому, даже самому провидению, будто бы нет дела до того, готовы ли мы этот свой выбор сделать. В определённый момент каждый человек осознаёт, что всем людям вокруг себя он безразличен, но другого мира у него нет, приходится жить в этом.

Каждый человек подсознательно стремится к свободе и изоляции от внешнего мира

Достаточно подробно свой взгляд на то, какие вопросы решает данное направление и в чём видит источник их возникновения раскрыл американский психотерапевт Ирвин Ялом. Экзистенциальная психотерапия, с его точки зрения, должна исходить из того, что на разных этапах жизни и в разном преломлении у каждого возникают четыре основные проблемы:

  • смерть ;
  • изоляция ;
  • свобода ;
  • ощущение бессмысленности всего вокруг и внутренняя пустота .

Разные условия формирования личности и индивидуальные особенности позволяют каждому человеку превратить потребность решения этих задачек и сами решения во что-то своё. Одни становятся героями, а другие пациентами или даже заключёнными, поскольку от отчаянья и неведения совершают самые настоящие преступления.

Четыре указанные проблемы вовсе не рассматриваются в качестве симптомов каких-то нарушений. Способность осознания собственной смертности и смертности своих близких, вообще всех людей, присуще каждому человеку. Точно так же каждый время от времени обременяется свободой, которая накладывает ответственность и является обратной стороной рабства.

Философские основы

Экзистенциальный подход в психотерапии максимально связан с философией. Другое направление, которое создавало бы такую явную возможность для практического применения философских изысканий, указать было бы очень сложно. В качестве философской системы экзистенциализм возник в первой половине XX века. Впервые термин использовал Карл Ясперс, который основоположником направления считал датского философа Кьеркегора. В этой же области развивалась философская мысль Льва Шестова, Отто Больнова.

Французский писатель Жан-Поль Сартр разделял экзистенциализм на религиозный и атеистический. К представителям последнего он относил, кроме себя самого, Альбера Камю, Симона де Бовуара и Мартина Хайдеггера. Религиозное же направление представлено более идеологией Карла Ясперса и Габриэля Марселя. Хотя на самом деле список мыслителей и число разновидностей экзистенционализма намного больше. К этому же течению можно отнести феноменологию Гуссерля и доктрины, изложенные в книгах американского философа, антрополога и писателя Карлоса Кастанеды.

Ирвин Ялом — американский психиатр и психотерапевт, изучавший экзистенциальную психотерапию

В любом случае бытие в экзистенциализме рассматривается с иррациональной точки зрения. Основной же единицей познания является существование , которое представляет собой аспект сущего и отличается от сущности. Существование как экзистенция совпадает с действительностью. Гуссерль вывел из этого особое понятие «очевидности» . Экзистенция же человека обозначает прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое его существование.

Чтобы познать себя человек должен оказаться лицом к лицу с противоположностью своей экзистенции. Жизнь познаётся на грани смерти . Поэтому любое психологическое нарушение можно рассматривать в качестве своеобразной «наблюдательной башни». Истинный же способ познания не может быть связанным с логикой, но является интуитивным. Марсель называл это «экзистенциальным опытом» , Хайдеггер использовал термин «понимание» , а Ясперс говорил про «экзистенциальное озарение» . Ещё первые представители нового философского направления понимали, что экзистенциализму не поместиться в формальных рамках философии, литературы, театра или психологии. Более того, нельзя вести речь и о том, что внутри самого направления могут существовать какие-то ограничивающие исследователей догмы.

Общих для всех методов не существует

Если кого-то заинтересовала экзистенциальная психотерапия, то основные понятия он ещё найдёт, но только не рекомендованную, заданную и хорошо проверенную технику применения собственных методов школы. Даже сами концептуальные основы стали такими, какие они есть в настоящий момент, только по причине своей внутренней правдивости.

К примеру, депрессия - это результат потери жизненных ценностей. Что делать? Очень сильно обрадоваться тому, что старые потеряны, потому что цепляться за старьё может любой, а вот найти новые ценности - это задача для настоящего героя. Попытки заместить этот внутренний поиск антидепрессантами и чепухой, вроде хобби, даже здоровым образом жизни, ни к чему не приведут. Если это кому-то не нравится, то его можно понять. Как хочется съесть пару таблеток, сделать зарядку и быть с утра бодрым и свежим. Только будь такое возможным, - не существовало бы никакой философии, литературы, живописи, психологии и всего того, что связано с жизненной проблематикой людей.

Зачастую депрессия — результат потери жизненный ценностей и смысла самой жизни

Обратим внимание на то, что определение депрессии дано не на базе каких-то особых исследований именно экзистенциалистов. Оно такое просто по той причине, что это так. Такова, как сказал бы Гуссерль, очевидность.

В своей работе «Экзистенциальная психотерапия» Ялом достаточно широко ссылается на другие школы и самые разные научные исследования. Непосредственные указания психотерапевтам сводятся к тому, что на каком-то этапе они должны «слиться» со своим пациентом. При этом психолог не только приносит что-то в жизнь своего собеседника, но и сам обогащается от него.

Трансформация психологических проблем

Не следует думать, что в книге Ирвина Ялома «Экзистенциальная психотерапия», прочитать которую рекомендуется и психологам и всем другим людям, указаны какие-то чёткие правила или стандартизированные методики. Понять суть изложения можно, последовательно переворачивая представление о насущных психических проблемах.

Страх

Не следует путать его с боязнью . Страх наступает без причины и охватывает всё существо. Бороться с ним трудно и даже невозможно, потому что непонятно, что его вызвало. В таком случае - это очень эффективное напоминание о том, что дни жизни тратятся впустую. Бояться-то есть чего - собственного неумения распорядиться своей жизнью. Значит наша задача - найти цель, ради которой стоит пройти через собственный страх. В выборе цели дальнейшего движения мы свободны.

Опустошение

Оно наступает потому, что мы слепо верим в то, что у жизни может быть смысл сам по себе. Перед нами стоит лишь одна задача: найти способ выражения творческого потенциала . Творим, тогда не чувствуем опустошения. Думаем, что это слишком сложно и непонятно, тогда испытываем фрустрация и апатию. Никто не виноват в том, что не желающий заниматься творчеством человек жалуется на внутреннюю пустоту, потому что никто не виноват, что он родился человеком, а не котом. Если уж довелось человеком, то нужно быть ещё и творческой личностью.

Депрессия

Очень хорошо, что антидепрессанты не помогают. А то мы и вправду превратились бы в котов. Потеря ценностей восполнима, всё это пройдёт, если следовать интуиции и не рассматривать мир так рационально, как этому научили людей за 2-3 прошлых столетия.

Необходимо следовать своей интуиции и иногда не рассматривать мир столь рационально

Таким образом можно развеять каждый миф о психических отклонениях и даже заболеваниях. Экзистенциальная психотерапия не имеет общих схем только по той причине, что они бесполезны. В каждом случае нужно работать так, как нужно это делать именно в этом случае. Даже если пациент вдруг найдёт себя в медитациях дзен-буддизма, а сам психотерапевт никогда не медитировал - они всё равно поймут друг друга, если они оба являются людьми, которые ищут и стремятся не вылечить какую-то болезнь, но раскрыть свой творческий потенциал.

Дано это не всем, поэтому и подходит метод тоже не всем. Однако мы надеемся, что кому-то такой подход поможет, став толчком для начала самосовершенствования.

Непросто определить однозначно место ЭГП в психологическом мире – слишком сложны и часто неочевидны его взаимосвязи с большинством других концепций. И все же в самом общем виде можно сказать, что экзистенциально-гуманистический подход Джеймса

Бюджентала – это часть "экзистенциального крыла" гуманистического движения в современной психологии. Поэтому логично будет начать с определения позиции гуманистической психологии в целом, потом – специфики экзистенциального направления, а затем, в рамках этой позиции, – найти место ЭГП. Не следует забывать при этом большую степень условности разграничения и противопоставления разных школ в психологии – как любит повторять Бюджентал, созвездия существуют не на небе, а в голове наблюдателя . Однако и игнорировать их принципиальные различия не стоит – все-таки каждая звезда занимает на небе свое определенное место.

Гуманистическая психология появилась как результат "третьей революции" в психологии (в которой экзистенциализм играл не последнюю роль) в конце 50-х – начале 60-х годов XX века. И поначалу основной ее пафос заключался в протесте против господствовавших тогда психологических концепций бихевиоризма и психоанализа.

Бихевиоризм беспощадно критиковался прежде всего за упрощенный, механистический взгляд на человека и стремление "вычислить" его поведение и контролировать его; за пренебрежительное отношение к внутренней жизни личности и ее собственным потенциальным возможностям. Бюджентал считает, что зацикленность на поведении – следствие "туннельного видения", а сам бихевиоризм получил статус "психологии" явно случайно (см. de Carvalho , 1996, p. 46). Более того, по мнению Бюджентала, объективизм и сциентизм бихевиоральной ("объективной", научной) психологии является следствием работы защитных механизмов самих ее создателей: будучи не в силах полноценно взаимодействовать с собственным внутренним субъективным миром, бихевиористы пытаются удержаться в рамках "объективных" критериев и измерений (Bugental , 1976).

Но важнее другое – бихевиоральные идеи, воплощенные на практике, оказываются совсем не безвредными. Бюджентал утверждает, если человеку внушают, что он – животное, а понятия "свободы и достоинства" – всего лишь иллюзии, то есть шанс, что человек может принять такой образ и стараться ему соответствовать. И поэтому главная опасность состоит не в том, что Б.Скиннер (лидер американских психологов-бихевиористов и один из самых рьяных критиков гуманистических ценностей) и его коллеги ошибаются, а в том, что они правы , но правота их односторонняя и разрушительная. "Человека можно низвести до уровня белой крысы или голубя. Человека можно превратить в машину. Редуцированные представления о человеческой природе могут быть использованы для управления людьми, к чему стремится Скиннер. Но останется ли человек человеком, если его превратить в бьющего по шарику голубя?" (Bugental , 1976, р. 293-294).

Интересно, что Б.Скиннер со своей стороны предпринял попытку "научно-бихевиорального" анализа и "развенчания" наиболее важных для экзистенциализма идей и в первую очередь – свободы (Skinner , 1971). При этом он рассматривал свободу не как ценность или атрибут собственно человеческого способа бытия и фундаментальную жизненную проблему , а как "понятие", как объект "экспериментального исследования". И, естественно, "обнаружил", что никакой свободы нет, как нет, собственно, и самого человека, а есть только животноподобный организм, вся "психология" которого исчерпывающе может быть описана законом "стимул-реакция". Бюджентал считает, что подобные "опровержения" больше "похожи на стрельбу из игрушечного пистолета по рисунку льва с последующим провозглашением убийства царя зверей" (Bugental , 1976, р. 321).

С психоанализом отношения гуманистической психологии сложнее. С одной стороны, многие гуманисты (особенно экзистенциалисты) немало заимствовали у Зигмунда Фрейда и его сторонников (а большинство экзистенциальных психологов вообще начинали как психоаналитики). С другой стороны, именно разочарование в постулатах фрейдизма и привело их к принципиально иным взглядам.

Гуманистическая психология резко выступила прежде всего против детерминизма фрейдовского учения и его догматизма , против утверждения фатальной предопределенности взрослой жизни человека особенностями его детства. Хотя именно экзистенциальное крыло гуманистической психологии было ближе всего к психоанализу, и у экзистенциалистов возникло много претензий к Фрейду. В частности, появились серьезные сомнения в отношении краеугольного камня психоанализа – концепции бессознательного как универсального объяснительного принципа. Были также переосмыслены цели терапии, принципы взаимоотношений с клиентом, а самое главное – представление о природе человека (см. подробнее об этом далее).

Таков далеко не полный перечень основных "горячих точек" теоретических дискуссий гуманистов с представителями других подходов. Однако, наиболее ценна в гуманистической психологии не теория. Важнейшая особенность и безусловное достоинство гуманистической психологии состоит в ее ярко выраженной практической направленности . Более того, основные идеи этого направления не просто реализованы на практике, но выросли из нее в буквальном смысле.

Путь создания ведущих гуманистически ориентированных концепций – не от теоретических абстракций к "внедрению" в жизнь, а, наоборот, – от реального практического опыта к теоретическим обобщениям. А самое главное то, что именно этот практический опыт рассматривается психологами-гуманистами как приоритетная ценность , главный ориентир и гораздо больший авторитет по сравнению с любыми теоретическими построениями.

Кроме того, психологи-гуманисты в своих выступлениях и публикациях стремятся обращаться не только и не столько к интеллекту собеседника, сколько к его собственному "опыту переживаний", реалиям его жизни и для прояснения своих идей, как правило, предпочитают давать слово самой "реальности", насыщая свои книги большим количеством текстов конкретных бесед с конкретными людьми, описанием подлинных жизненных ситуаций, проблем и их решений (таковы большинство работ К.Роджерса, Дж.Бюджентала, Снайдеров ).

В связи с этим следует сказать еще об одном "парадоксе" (скорее кажущемся). Практика действительно – основа основ в гуманистическом подходе; однако сама эта практика понимается здесь особым образом. Это практика реального опыта переживания и разрешения реальных жизненных проблем, а не "приложения" и "внедрения" каких-либо заданных методов и методик.

Поэтому разговор о практике гуманистического подхода – это не простое описание технологий, предписаний и т.п., а либо разбор конкретных реальных ситуаций (психологических, педагогических, консультационных и т.д.), либо представление целей, ценностей и принципов практической реализации гуманистической позиции. В данном пособии приоритет будет отдан последнему варианту.

Итак, именно концепция сущности человеческой природы содержит те фундаментальные положения, которые наиболее четко отличают гуманистическую психологию от иных направлений и служат объединяющим началом всех многообразных течений внутри нее самой.

Кратко и ясно суть этой концепции выразил известный исследователь истории и теории гуманистической психологии Рой де Карвало (de Carvalho , 1996, p. 51): суть природы человека – быть в процессе становления . Этот процесс становления делает человека все более активным, автономным, ориентированным на личный выбор, способным к творческой адаптации и к самоизменению. Отказ же от "процесса становления" – это, по сути, отказ (как правило вынужденный или не вполне осознанный) жить подлинно человеческой жизнью .

Именно это глубинное личностное противоречие – между исходной внутренней тенденцией становления "человеческого в человеке" и трудностями следования ей – и должно быть в центре внимания работы фасилитатора. Соглашаясь в этом исходном пункте, представители разных ветвей гуманистического направления, тем не менее, расходятся в иных, в том числе и весьма принципиальных вопросах. Различия эти часто не вполне ясно понимаются, поэтому остановимся на них подробнее.

Экзистенциальный подход отличается от личностно-центрированного подхода (ЛЦП) – другого важнейшего течения гуманистической психологии – прежде всего качественной оценкой сущности человека и трактовкой источников процесса становления.

Экзистенциальная позиция состоит в том, что сущность человека не задана изначально (как следует из концепций А.Маслоу, К.Роджерса и других представителей ЛЦП), а обретается человеком в процессе индивидуального поиска собственной уникальной идентичности. При этом с экзистенциальной точки зрения в природе человека есть не только позитивный потенциал (на чем настаивают сторонники ЛЦП), но и негативные , даже деструктивные возможности – и поэтому все зависит от личных выборов самого человека, за которые он и несет персональную ответственность . Осуществлять такие выборы и принимать ответственность за свою жизнь многим людям оказывается весьма непросто и поэтому в ситуации индивидуального консультирования от фасилитатора требуются особые усилия и гораздо большая активность, нежели это предлагается в ЛЦП. Вот как пишет Дж.Бюджентал о своем движении от личностно-центрированной позиции к экзистенциальной.

"Хотя я сохранял (и сохраняю по сей день) приверженность роджерианскому уважению человеческого достоинства и автономии, моя клиническая практика научила меня, что некоторые пациенты требуют иных терапевтических средств. По мере того как расширялся круг моих пациентов (особенно с тех пор, как в него вошли люди без высшего образования), я обнаружил, что роджерианская позиция, являясь по сути рефлексивной, не оказывает значимого влияния на некоторых людей. Я также заметил, что даже наиболее преданные клиент-центрированные терапевты использовали в своей работе и другие измерения. (...К чести Роджерса, он сам постоянно развивал свои прежние построения.) Исходя из этого опыта, я уверился в том, что могу помочь некоторым людям глубже уйти в их субъективность, если в наших беседах я буду более активен". (Bugental , 1987, р. 90).

Признание возможности – а часто и необходимости – существенно более твердой и активной позиции консультанта составляет важную отличительную особенность ЭГП.

Впрочем, соотношение двух основных подходов в гуманистической психологии (ЭГП и ЛЦП) не такое простое и его стоит рассмотреть в более широком контексте – в пространстве всех основных подходов в современной психологии.

В свое время Макс Отто утверждал: "Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество (выделено мною – С.Б .). Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием. Отсутствие доверия породит соответствующие представления" (цит. по: Хорни , 1993, с. 235).

Из этого, в частности, следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых теоретической и практической составляющих всегда имеется (но не всегда осознается и заявляется) еще одна – ценностная составляющая, своеобразная базисная установка . Именно это аксиоматическое кредо и служит реальным фундаментом концептуальных построений.

Если приложить этот критерий веры/неверия в человека к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две группы (увы, неравные): доверяющие человеческой природе (то есть гуманистически ориентированные) и недоверяющие . Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести следующее подразделение:

a. в группе "недоверяющих" (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная – асоциальная и деструктивная – и что сам человек с этим справиться не может; а есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности как бы и нет и изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком "сущность";

b. в группе "доверяющих" (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную , добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, а является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека – эту позицию можно назвать условно-позитивной .

В соответствии с перечисленными базисными установками и подходами к проблеме сущности человека решается и вопрос о том, "что делать" с этой сущностью, чтобы человек стал "лучше", "как правильно" его развивать, воспитывать, как оказывать психологическую помощь и т.д. Этими вопросами, естественно, озабочены все психологи, но само это "правильно" и "лучше" понимается весьма различно. Вопрос о смысле влияния принципиально решается следующим образом:

· если сущность человека негативная, то ее надо исправить ;

· если ее нет – ее следует формировать и корректировать ;

· если она позитивная – ей надо не навредить и помочь раскрыться, способствовать ее актуализации ;

· если сущность обретается посредством свободных выборов, то следует помочь человеку научиться делать эти выборы .

Причем, если в двух первых случаях главным ориентиром выступают так называемые "интересы общества", требования "социального заказа" и т.п. – внешние цели и критерии , то в последних двух случаях во главу угла ставятся интересы самого человека .

Таким образом, более развернутая типология базисных имплицитных установок в мире психологических концепций может быть представлена так:

Хотя эта схема (как и любая попытка классификации в психологии), безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, на мой взгляд, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения психолога (и любого человека, берущего на себя смелость и ответственность влиять на других людей), основные варианты возможных выборов и глубинные их основания.

А самое главное: становится очевидным, что в психологии и психотерапии профессиональное самоопределение обусловливается фундаментальными жизненными установками, то есть следует за личностным самоопределением и в соответствии с ним. Спор между концепциями, вытекающими из разных базисных установок , как правило, заканчивается безрезультатно потому, что сталкиваются и неизбежно (хотя и не всегда очевидно) вступают в противоречие аксиоматические положения, по сути дела, – разные веры . А вера, как известно, мало восприимчива к аргументам в дискуссии и обращается с фактами как магнит с предметами, притягивая только "свое"...

Но эта проблема имеет еще одну сторону – прямо противоположную. Я имею в виду усилившуюся в последнее время тенденцию к объединению разных психологических подходов. Сама по себе эта тенденция – одна из важнейших перспективных линий развития психологии. Однако такое объединение – сложный, немеханический процесс, который сегодня, на мой взгляд, скорее желаем, нежели действителен. И прежде всего потому, что не найдены общие основания , полноценно интегрирующие все разнообразие мира психологических взглядов.

Тот факт, что кто-то (например, такие "инженеры от психологии", как создатели НЛП и их поклонники) не видит принципиальных различий психологических концепций – различий в базисных установках, в методологических основаниях, в ценностях и смыслах, но зато "открывает" некие сходные черты и аналогии в словах и процедурах, – это еще недостаточное основание валить все в кучу, называя "синтезом", "интегрированием", "метанавыками" и т.п. (или, что чаще, никак не называя, а просто игнорируя концептуальные различия и демонстрируя поразительную всеядность).

Сегодня реальный путь, позволяющий избежать Сциллу догматизма и Харибду бессмысленного эклектизма, заключается, по-моему, в признании плюрализма и конструктивного "альтернативизма" и возможности полноценного синтеза прежде всего в границах одной базисной установки . Сила современной психологии не в монолитном (монологическом!) единстве, а наоборот – в многообразии (диалогическом!) мира разных психологии и возможности осознанного самоопределения в нем. На мой взгляд, экзистенциально-гуманистический подход как раз представляет собой пример адекватного синтеза на основе ясно осознаваемых ценностей и методологических установок – и в этом источник его жизненности, силы и эвристичности.

Вернемся, однако, к упомянутой выше важнейшей экзистенциальной проблеме индивидуальных жизненных выборов . Эти выборы связаны прежде всего с решением фундаментальных вопросов человеческого бытия – экзистенциальных проблем , которые выступают "условиями существования" человека как человека.

Разные авторы формулируют эти проблемы по-разному, но, если отвлечься от деталей, то можно свести их к четырем главным "узлам" (каждый из них содержит в себе антиномии-полярности – в пространстве которых, собственно, человеку и надлежит делать экзистенциальные выборы):

· проблемы жизни и смерти;

· проблемы детерминизма, свободы и ответственности;

· проблемы смысла и его утраты;

· проблемы общения и одиночества.

Необходимость решать эти острейшие проблемы и невозможность сделать это однозначно и окончательно – это одна из важнейших причин, порождающих глубинное беспокойство человека – экзистенциальную тревогу . В отличие от классического психоанализа, где любая тревога рассматривается как негативное явление, требующее купирования, экзистенциалисты считают эту "базовую тревогу" неотъемлемым атрибутом полноценного бытия человека.

Еще одно существенное отличие экзистенциального подхода от ЛЦП – акцент не столько на индивиде как таковом, сколько на взаимоотношениях человека с Миром . Как утверждает Виктор Франкл , "если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир" (Франкл , 1990, с. 120). Отсюда понятен пристальный интерес к особенностям системы "Я-и-Мир" клиента, стремление понять каждую – даже, на первый взгляд, сугубо индивидуальную – проблему в контексте его взаимоотношений с другими людьми, с Миром.

Из всех перечисленных особенностей экзистенциальной концепции личности вытекает еще одно фундаментальное положение – индетерминизм . Как справедливо подчеркивал Людвиг Бинсвангер , "тот факт, что наша жизнь детерминирована силами природы – это только часть правды; другая ее часть заключается в том, что мы сами детерминируем эти силы, как и нашу собственную судьбу" (Binswanger , 1956).

Принцип индетерминизма означает, что человеческая жизнь не может быть до конца объяснена никакими объективными "законами", внешними причинами, вне-личностными "факторами". Именно в самом главном – на уровне экзистенциальных проблем осуществления собственной жизни – человек не может быть "просчитан", предсказан и управляем.

А это, в свою очередь, имеет принципиально важные методологические и методические следствия, которые также резко отличают экзистенциальный подход от большинства других психологических концепций. Важнейшей "особенностью экзистенциальной парадигмы в психологии является то, что она, по сути, отказалась от экспериментальных исследований как аморальных . Равноправность позиций психолога и клиента, взаимный риск и ответственность при наделении другого правом свободного выбора – в этом, безусловно, четко проявляется новый уровень отношения к человеку, и к миру в целом" (Бондаренко , 1992, с. 59).

Отказавшись от экспериментов, экзистенциалисты выбирают своей методологической основой феноменологию . Это означает прежде всего отказ от объективного анализа изолированных психологических характеристик и рассматривание любого "феномена в качестве выражения или проявления той или иной личности" (Бинсвангер , 1992, с. 128). Кроме того, феноменологическая методология в качестве основного предмета исследования выбирает "человеческий опыт" и использует такие исследовательские методы, которые позволяют увидеть и понять этот опыт максимально полно, точно и "по-человечески", – беседа, наблюдение, самонаблюдение и другие качественные методы.

Такова краткая характеристика экзистенциальной парадигмы в психологии. И хотя это направление вызывает определенные возражения и сопротивления (подробнее о сути и причинах сопротивления экзистенциализму см., например, Schneider, May , 1995, p. 86-88), оно является одним из самых перспективных и авторитетных подходов в современной психологии и психотерапии. Это подтверждается, в частности, широтой и разнообразием сфер , где экзистенциальная концепция оказывается весьма действенной: проблемы депрессии и утраты смысла жизни, алкоголизм и наркомания, семейные конфликты и сексуальные расстройства, агрессия и одиночество и многие-многие другие – см. описание сути и конкретных примеров экзистенциального подхода к решению самых разных проблем в уже упоминавшихся книгах Дж.Бюджентала, Дж.Корея, К.Шнайдера и Р.Мэя, В.Франкла . Особый интерес представляет очень успешный опыт применения экзистенциальных принципов в воспитании детей (Снайдер ..., 1995 и др.).

Другим признаком силы и эвристичности экзистенциального подхода может служить разнообразие и богатство точек зрения внутри этого направления (при сохранении парадигмальной общности). Еще А.Маслоу (вслед за К.Вильсоном ) говорил о существовании "да-говорящих" и "нет-говорящих" экзистенциалистов (Maslow , 1968). К.Шнайдер и Р.Мэй выделяют "традиционную экзистенциальную точку зрения" и две "экзистенциально-ориентированные психологии" – экзистенциально-аналитическую и экзистенциально-гуманистическую , к которым также добавляют еще свой подход, "экзистенциально-интегративный" (Schneider, May , 1995, p. 7-8). Кроме того, особое место занимают логотерапия Виктора Франкла (Франкл , 1990), диалогическая (буберовская) терапия Мориса Фридмана (Friedman , 1995).

Таким образом, рассмотрев основные идеи экзистенциального подхода в контексте ведущих направлений современной психологии, можно сделать вывод, что он занимает в психологическом мире определенную, четкую позицию , предлагает свои, специфические ответы на самые важные, ключевые вопросы. Эти ответы составляют принципиальную альтернативу ведущим психологическим парадигмам – и, соответственно, расширяют пространство выбора для самих психологов , способствуя росту их собственной свободы и усиливая возможности их профессионального и личностного самоопределения.

Важнейшее достоинство экзистенциального направления состоит в стремлении не только не уходить от самых главных вопросов о человеке, невзирая на их сложность , но как раз эти сущностные вопросы поместить в центр внимания. Именно экзистенциалисты строят "психологию о главном" и в наибольшей мере преодолевают "грех упрощения" , присущий современной психологии, которая так упорно пытается искать не там, где потеряла, а там, где светлее.

Реализация экзистенциального подхода в психологии (теоретической, а в еще большей мере – практической) позволяет получить принципиально новый , более глубокий и сущностный, более "человечный" взгляд на человека и условия его становления. Наиболее близок этот взгляд к личностно-центрированному подходу . Их объединяет приверженность гуманистическим ценностям , и именно согласие в доверии к человеку позволяет этим двум самостоятельным концепциям объединяться по многим важным вопросам. Результатом этих интеграционных тенденций стало, в частности, появление целого "семейства" экзистенциально-ориентированных подходов , в том числе – экзистенциально-гуманистического.

В этом семействе Джеймс Бюджентал занимает место одного из патриархов, мудрого и авторитетного. К описанию его концепции мы и переходим.

Экзистенциальная психотерапия - направление психотерапии, заключающееся в помощи людям в осознании понятий смерти, ответственности, изоляции с применением определенных методик. Выделяют большое количество техник, которые подбирает психотерапевт индивидуально, в зависимости от проблемы и особенностей человека. К работе в рамках экзистенциальной терапии допускаются психологи, имеющие базовое высшее образование и прошедшие профессиональную переподготовку по этому направлению.

Экзистенциальная психотерапия: описание направления

Экзистенциальная психотерапия («existentia» - возникновение, появление, существование ) - психотерапевтические подходы, в которых делается упор на свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование внутреннего мира и выбор жизненного пути. Основоположником этого метода является философ из Дании Серен Кьеркегор. Он считал, что решение любой проблемы - созданная трудность искусственным способом, которая должна по значимости перекрыть настоящие беды. Экзистенциальная психотерапия возникла в Европе во второй половине XX века по причине неудовлетворенности психологов детерменисткими взглядами на человека и развития экзистенциальной философии.

Фундамент экзистенциальной психотерапии составляют 4 основных понятия, которые лежат в основе человеческого мышления, направленного на осознание негативного отношения к окружающей среде:

  • смерть;
  • свобода;
  • изоляция;
  • бессмысленность.

Экзистенциальная психотерапия основана на убеждениях о том, что внутренний конфликт человека формируется на основе его собственного отношения к появившейся проблеме, т. е. то, что для одного человека может быть огромной бедой, другим воспринимается как незначительная трудность и проходит мимо него незамеченным. Главная особенность этого психотерапевтического метода заключается в направленности на жизнь индивида, а не на личность, поэтому многие психотерапевты этого направления избегают использовать данный термин. Основная цель экзистенциальной психотерапии - помочь разобраться в своей жизни, лучше понять свои возможности и их границы. Перестройки личности пациента не предусмотрено. Именно поэтому это направление связано с философией.

На его развитие повлияли следующие философы:

  • М. Хайдеггер;
  • М. Бубер;
  • К. Ясперс;
  • П. Тиллих;
  • Ж.-П. Сартр;
  • В. Розанов;
  • С. Франк;
  • Н. Бердяев

Особенности данного направления

По мере развития экзистенциальной психотерапии Д. Бьюдженталем выдвинуты основные постулаты этого направления (1963 год):

  1. 1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих, т. е. человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций.
  2. 2. Человеческое бытие разворачивается в контексте человеческих отношений, т. е. он не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не учитывается межличностный опыт.
  3. 3. Человек сознает себя.
  4. 4. Человек обладает выбором.
  5. 5. Человек интенциален, т. е. обращен в будущее.

Другой особенностью экзистенциальной терапии является стремление к пониманию человека через его внутренние универсальные характеристики. Выделяют 7 таких факторов:

  • свобода, ее ограниченность и ответственность за нее;
  • конечность человека или смерть;
  • экзистенциальная тревога;
  • экзистенциальная вина;
  • жизнь во времени;
  • смысл и бессмысленность.

Представители

Одним из представителей этого психотерапевтического направления является Виктор Франкл (1905-1997). Его учение называется «логотерапия» - вариант экзистенциального анализа, который означает стремление человека к смыслу. Существует специфическая и неспецифическая сфера применения этого метода. К первой относятся неврозы, а ко второй - другие различные заболевания.

Согласно В. Франклу, человек в любой ситуации стремится к смыслу. В данном подходе существуют три базовых концепта:

  • свобода воли (у людей сохраняется основная свобода для принятия решений);
  • воля к смыслу (человек не просто обладает свободой, а он свободен для того, чтобы достичь определенных целей);
  • смысл жизни (смысл - объективная реальность).

В учении Франкла выделяется такое понятие, как ценности, которые являются результатом обобщения типичных ситуаций в истории общества. Он выделяет три группы ценностей: творчества, переживания и отношения. Ценности творчества реализуются через труд. К ценностям переживания относится любовь.

Основная проблема логотерапии - проблема ответственности. Найдя смысл, человек несет ответственность за его осуществление. От индивида требуется принять решение: осуществлять ли этот смысл в данной ситуации или нет.

Американский психолог Р. Мей сформулировал причины развития и характеристики данного направления. Этот ученый отрицал то, что экзистенциальная психотерапия - самостоятельная ветвь психотерапии. Дж. Бьюджентал стремился соединить принципы гуманистической и экзистенциальной психотерапии и выделил основные положения такого направления:

  1. 1. За любыми проблемами человека лежат более глубокие неосознаваемые экзистенциальные проблемы свободы выбора и ответственности.
  2. 2. Данный подход заключается в признании человеческого в каждом индивиде и уважении к его уникальности.
  3. 3. Ведущая роль отводится работе с тем, что актуально в настоящее время.

Работа в экзистенциальном направлении

Обратиться к экзистенциальной терапии могут быть любые люди. Важно, чтобы пациент активно включался в процесс исследования своей жизни, был открытым и честным. Данное направление помогает попавшим в кризисные обстоятельства, когда они не видят смысл существования, жалуются на апатию и депрессию. Такая психотерапия показана людям, у которых произошли перемены в образе жизни, потеря близких людей. Она помогает тем, кто страдает острыми или хроническими соматическими заболеваниями, психическими патологиями, улучшая понимание и принятие изменений из-за болезни.

Психотерапевт, работая в этом направлении, изучает поведение, речь, сны и биографию. Экзистенциальная психотерапия проводится индивидуально и в группе, которая состоит из 9-12 участников.

В большинстве случаев работа осуществляется в группе, так как имеет ряд преимуществ перед индивидуальной формой. Пациенты и терапевт могут получить больше информации о человеке при межличностном общении, увидеть неадекватные поступки и корректировать их. В экзистенциальной психотерапии важна групповая динамика, которая направлена на выявление того, как поведение каждого члена группы рассматривается другими людьми, заставляет их чувствовать, создает мнение о человеке и влияет на их представление о себе. Обучение этому направлению осуществляется на основе наличия базового психологического образования.

Специалисты не навязывают пациентам собственных мыслей. В работах такого психотерапевта, как Ирвин Ялом, упоминается о важности неявных «вливаний». Речь идет о тех моментах в сеансе, когда консультант проявляет не только профессиональное, но и человеческое участие в проблемах пациента. Тем самым происходит превращение психотерапевтической сессии в дружескую встречу.

Для установления и поддержания хороших отношений с клиентом специалисту нужна полная включенность в проблемную ситуацию, мудрость и неравнодушие, умение максимально включиться в психотерапевтический процесс. Стоит вопрос о самораскрытии психотерапевта. Специалист может это сделать двумя способами.

Во-первых, рассказывать своим собеседникам о собственных попытках примирения с проблемами и сохранения лучших человеческих качеств. Ирвин Ялом говорит о том, что он совершил ошибку, редко прибегая к самораскрытию. Как автор отмечает в своей работе «Теория и практика групповой психотерапии» (2000 год), каждый раз, когда он делился с пациентами своим опытом, последние извлекали пользу для себя.

Во-вторых, не обязательно фокусировать внимание на содержании сессии. Психотерапевты могут просто использовать это время для применения мыслей и чувств, которые касаются того, что происходит в настоящее время, для улучшения отношений между специалистом и пациентом. Ключевыми моментами являются воля, принятие ответственности, отношение к терапевту и вовлеченность в жизнь.

Методы и техники

Существует большое количество техник применения концепций данного направления. Их выбор осуществляется специалистом на основе их эффективности, проблемы клиента и индивидуальных особенностей. Если некоторые проблемы не решены самим психотерапевтом, то он некомпетентен в их решении и необходимо направить пациента к другому.

Выделяют техники работы с экзистенциальными беспокойствами: смертью, ответственностью и свободой, изоляцией и бессмысленностью. Иногда рекомендуется применять и другие техники. Их использование позволяет увеличить эффективность психотерапии.

Смерть

Техника «разрешения терпеть» заключается в том, чтобы дать пациентам понять, что обсуждение проблем, которые связаны со смертью, высоко ценится в консультировании. Это может быть сделано с через проявление интереса к самораскрытию в этой области и при помощи поощрения этого.

Психотерапевту не нужно поддерживать у клиентов отрицание смерти. Необходимо, чтобы эти вопросы оставались «на виду».

Техника работы с защитными механизмами состоит в том, что психотерапевт старается помочь пациентам признать, что они будут жить не вечно. Таким психологам нужно иметь настойчивость и умение правильно выбирать время, чтобы помогать клиентам разбираться со своими детскими и наивными взглядами на смерть и трансформировать их.

Работа со сновидениями осуществляется путем рассказов пациентов о своих снах. В снах (особенно в кошмарных снах) могут неосознанно в неподавленном виде проявляться разные темы, в них часто присутствует и мотив смерти. Таким способом проводится анализ и обсуждение снов.

Техника использования вспомогательных средств заключается в том, что пациента просят написать собственный некролог или заполнить анкету с вопросами по теме смерти. Консультант может предложить пофантазировать на тему своей смерти, воображая где, как и когда они ее встретят и как пройдут их похороны. К предыдущей близка техника уменьшения сензитивности (чувствительности) к смерти, согласно которой психотерапевт помогает справиться с ужасом смерти, многократно вынуждая испытывать этот страх.

Ответственность и свобода

Техника определения видов защиты и способов уклонения от ответственности состоит в том, что психотерапевт оказывает помощь клиенту в понимании функций его поведения в форме уклонения ответственности за выбор. Иногда консультант совместно с пациентом анализирует ответственность за собственные несчастья и ставит его лицом к лицу с ней. Этот способ заключается в том, что когда человек жалуется на негативную ситуацию, которая случилась в его жизни, терапевт интересуется, как он ее создал, а также сосредотачивает внимание на способах, с помощью которых собеседник использует язык уклонения от ответственности (т. е. часто говорит «я не могу» вместо «я не хочу»).

Следующая техника акцентирует внимание на отношениях между психотерапевтом и пациентом (идентификация уклонения от ответственности). Она заключается в том, что специалисты ставят клиентов лицом к лицу с их попытками перенести ответственность за то, что происходит в рамках психотерапии и вне ее, на консультанта. То есть, многие пациенты, которые обращаются за помощью к психологу ожидают, что терапевт проделает всю необходимую работу за них, иногда относятся к нему как к другу. Воздействуя таким способом на чувства консультанта, клиент перекладывает ответственность на консультанта.

Техника столкновения с ограничениями реальности заключается в том, что психотерапевт помогает определить сферы жизни, на которые пациент может влиять, несмотря на трудности. Специалист меняет установку на те ограничения, которые нельзя изменить. Он дает возможность собеседнику принять существующую несправедливость.

Изоляция и бессмысленность

При технике работы с изоляцией психолог помогает понять, что каждый человек рождается, развивается и умирает в одиночестве. Осознание этого концепта влияет на изменение качества жизни и отношений в социуме. Психотерапевт предлагает собеседнику отгородиться на время от окружающего мира и побыть в изоляции. В результате этого клиенты осознают одиночество и свои скрытые возможности.

Техника переопределения проблемы применяется, когда пациенты жалуются на то, что в жизни нет смысла. На самом деле они имеют в виду, что жизнь имеет смысл, но они не могут его найти. Задача терапевта в этом случае - объяснить: в жизни нет объективного смысла, но человек ответственен за его создание. Техника определения видов защиты от тревоги и бессмысленности заключается в том, что специалист помогает лучше осознавать их. Именно с данными понятиями часто связано то, что пациенты относятся к своей жизни несерьезно и создают проблемы, от решения которых приходится уклониться.