Город как населенный пункт. Характеристика городов по численности населения

Административно-территориальное, муниципально-территориальное устройство

Лекция №7 от 27.09.2011

А-Т деление относится к исключительной компетенции субъектов, за исключением наименования А-Т единиц, отдельных населенных пунктов, организации ЗАТО. Эти вопросы отнесены к компетенции РФ

А-Т деление - это разделение территории субъектов на А-Т единицы, населенные пункты, для упорядоченного осуществления функций гос.управления, МСУ, общественно политической жизни в интересах жителей данного субъекта

Муниципально-территориальное деление осуществляется с целью упорядоченного осуществления МСУ и предполагает деление территории субъекта на территории МО

Необходимо отличать деление территории и классификацию населенных пунктов от А-Т деления, предусмотренного для нужд градостроительной деятельности

А-Т единица - это внутренняя часть территории субъекта в установленных границах, имеющая свое наименование, постоянный центр, характеризующиеся единством, непрерывностью, включающая один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью комплексного решения гос. и местных задач для обеспечения жизнедеятельности населения.

Виды А-Т единиц:

Сельсоветы.

Это место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хоз. деятельности, отдыха, сосредоточивающее жилье, административные и хоз. постройки

Виды:

Деревни.

Станицы.

Поселки.

Поселки городского типа.

Районы в городах.

НП могут быть городскими и сельскими.

По закону свердловской области от 7.07.2004 года "Об А-Т устройстве свердловской области" А-Т единицами являются районы, внутригородские районы и сельсоветы (схожесть муниципального района с МО)

Виды НП:

Городской населенный пункт - это населенный пункт, имеющий сложившуюся производственную и соц. инфраструктуру: в виде города (население свыше 12 тыс. человек); поселок городского типа (от 3 до 12 тыс. человек); рабочие поселки (менее 3 тыс. человек).

В городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек могут создаваться внутригородские районы и сельсоветы

Сельский населенный пункт - это НП, не относящийся к категории городских.

Субъекты по-разному регламентируют вопросы соотношения А-Т деления и муниципального деления. Существует три возможных ситуации:

1) МСУ осуществляется в пределах А-Т единиц, т.е. МО отождествляются с А-Т единицами.

2) предусматривает обособление А-Т единиц и МО. В данном случае А-Т единицы создаются для решения гос.задач, МО - для решения вопросов местного значения и выделяются данные территории с учетом особенностей НП.


3) разведение А-Т и муниципально-территориальных единиц. Предполагается различная степень универсальности МО и А-Т единиц.

ФЗ 131 не предусматривает никакой связи между А-Т и муниципально-территориальным устройством.

Решение КС от 15.05.2007 - А-Т деление, включающее вопросы образования, преобразования и упразднения А-Т единиц не может вторгаться в интересы территориальной организации МСУ.

Решение КС от 24.01.1997 - А-Т единицы формируются субъектом и в них могут быть созданы ОГВ.

Решение КС от 03.11.1997 - А-Т деление и МСУ не связаны.

Решение КС от 30.11.2000 - любое изменение территориальных основ не ведет к отказу от его осуществления.

Федеральная гос.служба статистики ведет параллель на две системы классификации:

Общероссийский классификатор объектов А-Т деления.

Общероссийский классификатор территории МО.

Населенный пункт - место постоянного или временного обитания людей. Это территория, застроенная жилыми и производственными зданиями, сооружениями культурно-бытового назначения.

Отделение промышленного труда от труда сельскохозяйственного привело к возникновению двух основных типов населенных пунктов - городского и сельского. В разных странах приняты различные количественные признаки, по которым то или иное поселение относится в разряд городского или сельского. Однако главные различия между ними заключаются не столько в числе жителей, сколько в функциях (экономических, культурных, административно-политических), которые выполняет населенный пункт. В Латвии, например, все поселения с численностью жителей более 2 тыс. человек считаются городскими, а вот в Молдавии значительная доля населения проживает в селах, насчитывающих более 5 тыс. жителей.

Изучение города требует особого сочетания познаний в области не только географии, но и истории, искусства и архитектуры и т. д. Каждый может открыть в своем городе какие‑то новые, никем еще не раскрытые черты. Большую роль в этом играет и экономическая география.

Что же требуется для познания экономико-географических особенностей современного города?

Важно понять и оценить его экономико-географическое положение, установить происхождение названия. Необходимо также проследить развитие города, рост численности и изменения в составе его жителей, увеличение занимаемой им территории.

Следует определить хозяйственную специализацию города и его место в едином экономическом комплексе страны. Поэтому обязательно изучаются его транспортно-экономические связи с другими городами и районами. Наконец, очень интересно выяснить перспективы дальнейшего развития родного города.

По численности населения города разделяют на малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 100 тыс. жителей) и большие (более 100 тыс. жителей). Рост числа городов с населением более 500 тыс. человек вызвал появление категории сверхбольших, или крупнейших, городов. В 1917 г. в нашей стране их было только 2, а по данным переписи населения 1979 г.- уже 45. Настоящими гигантами являются города с населением более миллиона человек.

Наша страна действительно стала страной больших городов. В общей сложности в них проживает около 50 млн человек, или почти 40% населения. На долю малых и средних городов, поселков городского типа приходится около 30 млн человек, или примерно 22% населения страны.

Большой город - это одновременно крупный промышленный центр, административный, научно-культурный центр, мощный транспортный узел. За редким исключением все столицы автономных республик, областные и краевые центры являются большими городами. В то же время другая часть больших городов, не будучи официально теми или иными административными центрами, тем не менее выполняют важные организационно-хозяйственные функции по отношению к определенному району.

Большие города накапливают не только материальные и духовные ценности. Они множат и недостатки, рождают целый ряд сложных научно-технических проблем. Одна из главных - сохранение здоровой среды обитания человека.

Малые и средние города - опора и рычаг преобразования сельского расселения, важный инструмент преодоления различий между городом и деревней. Одновременно они являются средством регулирования крупных городов, которым грозит чрезмерный рост.

С городами связана одна из важнейших особенностей современной жизни людей во многих странах мира. Их рост, увеличение доли горожан в населении, распространение городского образа жизни на деревню - все это называется урбанизацией.

По территории России, как и по всей планете, города распределились неравномерно. На севере и востоке нашей страны они отстоят друг от друга на весьма почтительных расстояниях. Иная картина вокруг крупнейших городов в обжитых районах, там, где уже сформировались мощные территориально-производственные комплексы , а также у главных портовых «входов и выходов» из страны. Здесь наблюдается тесное соседство больших и малых городов. Разрыв между ними сокращается до немногих километров. Иногда же города-соседи настолько сближаются, что начинают как бы врастать друг в друга. Сплошной полосой вдоль значительных по протяженности участков железных дорог тянутся, не прерываясь, городские поселения в Подмосковье. Здесь настоящие созвездия городов.

Группы и скопления городов, близко расположенных и тесно связанных в трудовом, культурном и бытовом отношении, называются агломерациями. В них проживает свыше 80% всех горожан страны.

Сельские населенные пункты - это поселения с относительно небольшим числом жителей, большинство которых заняты в сельском хозяйстве. К сельским относят и такие пункты, где жители заняты в лесном хозяйстве, в обслуживании транспорта и т. п. Размеры сельских населенных пунктов колеблются от крохотных, с числом жителей до 10 человек, до сёл‑гигантов с населением в 5 и более тысяч жителей.

Кооперирование мелкого крестьянского хозяйства и создание мощных сельскохозяйственных предприятий, дали толчок концентрации сельского населения в крупных селах и поселках. Этот процесс позволяет успешно решать задачу нежелательных различий между городом и деревней. В каждом из нескольких сотен тысяч имеющихся у нас в стране сел и деревень далеко не всегда экономически целесообразно сооружать водопровод и проложить канализацию, наладить электро- и газоснабжение, даже иметь школу и клуб, библиотеку и магазин. Все это доступно лишь крупным современным сельским поселкам.

Углубление специализации сельского хозяйства, его концентрация и механизация, создание агропромышленных комплексов достижимы только на базе больших сельских поселений. Вот почему основным направлением совершенствования сложившейся системы расселения сельских жителей во многих районах страны, например в Нечерноземной зоне России, является переход от сети мелких населенных пунктов к поселкам, гораздо большим по размеру и с более высоким уровнем благоустройства.

В географическом краеведении сельские населенные пункты изучаются как составная часть более крупных и сложных объектов. Проводится анализ размещения поселений в пределах данного хозяйства, дается оценка экономико-географического положения центральной усадьбы и выясняется значение каждого населенного пункта. Необходимо собрать сведения о численности жителей, их возрастном составе, занятости определенными видами сельскохозяйственного труда. Такие данные желательно иметь в динамике, т. е. за достаточно продолжительный ряд лет. Анализ завершает характеристика культурно-бытовых условий и перспектив их улучшения на селе.

Подобное изучение сельских населенных пунктов дает возможность проследить социально-экономические сдвиги на селе, помогает выявить наиболее перспективные для дальнейшего роста и развития поселения.

  • 9. Населенные пункты в рабовладельческом обществе и при феодализме.
  • 10. Развитие населенных мест при капитализме.
  • 11. Этапы развития населенных мест в Росси в период XVIII- нач. XX вв.
  • 12. Этапы развития сельских населенных мест в советский период.
  • 13. Населённый пункт (определение). Виды населённых пунктов. Виды населенных мест
  • 14.Сельские населённые пункты(определение).Виды сельских населённых мест
  • 15. Сельские населённые пункты (определение). Особенности сельских н.П.
  • 16. Функции с.Н. Мест на современном этапе.
  • 17. Планировка с.Н. Мст (определение) Значение планировки для эфф. Развития с.Н.М.
  • 18. Планировка с.Н.М. (определение) Основные стороны с.Н.М.
  • 19. Планировка с.Н.М. (определение) .Основные закономерности планировки сельских населенных мест.
  • 20. Основные принципы планировки сельских населенных мест.
  • 21. Проект планировки (определение). Задачи проекта планировки
  • 22. Состав графической части проекта планировки и застройки сельских населенных мест.
  • 23. Состав расчетно-текстовой части проекта планировки и застройки сельских населенных мест.
  • 24. Исходные материалы для проектирования к проекту планировки сельских населенных мест.
  • 25. Задание на проектирование к проекту планировки и застройке сельских населенных мест.
  • 26. Функциональное зонирование населенных мест (определение). Состав функциональных зон сельских населенных мест
  • 27. Требования предъявляемые к участкам для строительства и реконструкции населенных мест.
  • 28. Ограничения к выбору участков для строительства и реконструкции населенных мест.
  • 29. Расчетные сроки проекта планировки и застройки сельских населенных мест.
  • 30. Расчет перспективной численности населения методом трудового баланса
  • 31. Расчет перспективной численности населения статистическим методом.
  • 32. Расчет количества семей на перспективу
  • 33. Расчёт объёмов и структуры жилищного строительства
  • 34. Расчет объемов культурно-бытового строительства
  • 35. Расчет объемов производственного строительства
  • 36. Предварительное определение площади территории населенного пункта
  • 37. Архитектурно-планировочная композиция сельских населенных мест. Компоненты архитектурно-планировочной композиции.
  • 38. . Улицы. Регулярные системы уличной сети.
  • 39. Улицы (определение).Свободные и смешанные системы уличной сети
  • 40. Классификация улиц и дорог в сельских населенных местах.
  • 41. Архитектурно-планировочный профиль улицы (определение, виды).
  • 42. Трассирование улиц. Влияние местных условий на размещение улиц и дорог.
  • 43. Размещение транзитных путей в сельских населенных пунктах.
  • 44. Планировочная структура, структурно планировочная единица (определение, виды).
  • 45. Квартал (определение). Группы сельских жилых кварталов.
  • 46. Типы сельских жилых домов.
  • 47. Планировка кварталов с усадебными и блокированными домами.
  • 48. Планировка кварталов с секционными домами. Условия, учитываемые при планировке.
  • 49.Группы участков общественного назначения. Объекты, размещаемые на участках.
  • 50. Планировка участков дду
  • 51. Планировка участков общеобразовательных школ
  • 52. Планировка парков, бульваров, скверов
  • 53. Планировка участков медицинских учреждений
  • 54. Производственный комплекс, зона, центр (определение). Группы производственных комплексов
  • 55. Взаимное размещение производственных комплексов в границах производственной зоны.
  • 56. Условия, учитываемые при размещении производственных комплексов.
  • 57. Основные требования, учитываемые при планировке производственных комплексов
  • 58. Благоустройство снм (определение). Группы мероприятий по благоустройству снм
  • 59. Инженерная подготовка территории снм (определение). Мероприятия по инженерной подготовке территории
  • 60. Понижение уровня грунтовых вод при планировке территории населенных мест
  • 61. Защита территории от затопления при планировке территории населенных мест
  • 62.Противоползневые работы и борьба с оврагообразованием при планировке территории населенных мест
  • 63.Вертикальная планировка территории снм.
  • 64. Дорожное строительство в сельских населенных пунктах
  • 65. Водоснабжение снм
  • 66.Водоотведение сельских населенных пунктах
  • 67.Теплоснабжение снм
  • 68.Газоснабжение снм
  • 69.Электроснабжение снм
  • Вопрос 70. Группы зеленых насаждений в сельских населенных пунктах
  • Вопрос 71. Озеленение селитебной территории
  • Вопрос 72. Озеленение производственной зоны
  • 73. Загрязнение окружающей природной среды. Система природоохранных мероприятий
  • Вопрос 74. Содержание комплексной схемы охраны окружающей природной среды в населенных пунктах.
  • Вопрос 75 Критерии технико-экономического обоснования проектных решений при планировке и застройке сельских населенных пунктов.
  • Вопрос 76. Определение общей жилой площади, общей площади застройки, количества обеспеченного жильем населения
  • Вопрос 77 определение плотности населения, плотности жилого фонда, плотности застройки.
  • Вопрос 78. Расчет стоимости строительства, благоустройства
  • Вопрос 79. Расчет площади зеленых насаждений, протяженности улиц и дорог
  • Вопрос 80. Проектный баланс территории сельских населенных мест.
  • 13. Населённый пункт (определение). Виды населённых пунктов. Виды населенных мест

    Поселения как места постоянного длительного проживания появились при переходе людей к оседлому образу жизни в связи с развитием земледелия и животноводства.

    Согласно В.И. Далю, поселенье - это заселенное место, жилое, где поселены люди.

    Таким образом, населенный пункт (населенное место, поселение) -первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного участка, используемого как место длительного постоянного или временного проживания.

    Все населенные пункты в нашей стране подразделяются на городские и сельские населенные пункты. Отнесение поселения к категории городских или сельских осуществляется органами государственной власти. При этом в первую очередь принимают во внимание род занятий и численность проживающего населения, а также административное, народохозяйственное, культурно-историческое значение поселения.

    Таблица 1. Изменение численности населения страны

    По народнохозяйственной принадлежности населенные пункты подразделяются на города, поселки городского типа, сельские населенные пункты.

    Высокие темпы градостроительного развития в стране обусловили быстрый рост городского населения. Тенденция развития городов и увеличения численности городского населения в дальнейшем будут сохраняться (табл.1). В целях совершенствования размещения производительных сил страны целесообразно сдерживать рост больших городов, осуществлять регулирование их роста.

    Город - поселение, численность населения которого составляет не менее 10 тыс. человек, а жители заняты главным образом в промышленности, сферах обслуживания, управления, науки, культуры.

    В настоящее время большое развитие получили так называемые города-спутники, размещающиеся вокруг крупных городов, на расстоянии 30-60 км от них. При помощи городов-спутников, рассчитанных на 60-80 тыс. жителей, разгружаются густонаселенные города. Основные условия размещения городов спутников - хорошая связь с крупным городом. Для Нижнего Новгорода городами-спутниками являются города Бор, Дзержинск, Балахна и др.

    Поселок городского типа - населенный пункт, преобладающая часть населения которого связана с промышленным производством и транспортом. Поселки городского типа подразделяются на:

      рабочие поселки - поселения при крупных заводах, фабриках, шахтах, электростанциях, железнодорожных станциях и других экономически важных объектах. Численность населения рабочих поселков 3-12 тыс. чел.;

      дачные поселки - поселения, расположенные вне городской черты, основное назначение которых - обслуживание городов в качестве санаторных пунктов, мест летнего отдыха. В сельском хозяйстве должно быть занято не более 25% населения поселка;

    3) курортные поселки - поселения, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение с числом жителей не менее 2 тыс, чел., половина из которых - временные жители.

    В России исторически сложилась разветвленная сеть сельских поселений. В настоящее время их насчитывается более 150 тыс. Сеть поселений является динамичной, так как зависит от наличия и состояния производства. Разрушаются одни поселения, появляются другие.

    Сельские населенные пункты - все поселения, не имеющие статуса города или поселка городского типа независимо от величины и отраслевой принадлежности.

    Такие поселения очень разнообразны по своим экономическим, географическим, историческим, национальным и иным условиям развития. Однако общим признаком, объединяющим их, является то, что основная часть трудоспособного населения занята в сельском хозяйстве.

    Обычно под сельскими населенными местами понимаются деревни и села.

    Деревня - рядовое жилое поселение, образовавшееся путем размещения линейной застройки вдоль дороги или природных линий (берегов реки, озера, оврага).

    Село - крупное сельское поселение, служащее хозяйственным и административным центром для группы обслуживающих деревень. Отличающим признаком села в дореволюционный период было наличие церкви, храма, в советский период - сельсовета, поселкового совета.

    В настоящее время сельские населенные пункты подразделяются на три основных типа:

    а) сельскохозяйственные сельские населенные пункты - производственные центры сельскохозяйственных предприятий и их объединений, подсобных хозяйств и т.д. В настоящее время это самый распространенный тип сельских поселений, так как к нему откосятся около 85% общей численности сельских населенных пунктов;

    б) несельскохозяйственные сельские населенные пункты ~ поселки при отдельных предприятиях, поселения по охране лесных массивов, транспортных путей и т.п.;

    в) сельские населенные пункты смешанного типа ~ районные центры, населенные пункты в пределах землепользовании сельскохозяйственных предприятий, основная часть населения которых занята на предприятиях, расположенных за пределами данного населенного пункта (промышленных, транспортных и др.).

    В связи с бурным ростом городов вблизи крупнейших из них стали появляться поселения пригородного типа, обеспечивающие производственную базу этих городов трудовыми ресурсами, а также являющиеся местом отдыха горожан (дачные поселки, рекреационные центры и др.).

    Все перечисленные сельские поселения относятся к стационарным населенным пунктам. Кроме них, в сельской местности выделяются поселки сезонно обитаемого типа: летние лагеря скота, полевые станы, поселки изыскателей, лесозаготовителей и т.п.

    В связи с реформированием экономических и земельных отношений, сопровождающимся появлением новых форм собственности на землю и хозяйствования на ней появился новый тип сельского поселения -крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой жилищно-хозяйственный комплекс, состоящий из трех функциональных зон (жилой, производственной и сельскохозяйственных угодий), располагающихся на одном или нескольких земельных участках. Кроме того, в последнее время все большее распространение получают коттеджные поселения и садоводческие товарищества, предназначенные для проживания городских жителей в летнее время.

    Для организации садоводческих товариществ выделяют земли сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, а также земли малых поселений, в которых отсутствует постоянное население. Выделяемые массивы обычно имеют площадь 20-50 га (реже 100-1000 га). Так как в крупных сезонных поселениях количество проживающего населения может достигать 100 тыс. человек, то возникает необходимость организации медицинской помощи с постоянным дежурством медицинского персонала, выездной торговли и других социальных мероприятий.

    Под коттеджную застройку выделяют участки вблизи существующих поселений на свободных (не используемых) землях. Коттеджные поселения могут быть использованы не только для сезонного, но и для постоянного проживания.

    В соответствии с п. 1.4. СНиП 2.07.01-89 все населенные пункты в зависимости от численности населения подразделяются на следующие группы (табл.2):

    Таблица 2. Группы поселений по численности жителей

    Группы поселений

    Население, тыс. чел.

    Сельские поселения

    Крупнейшие

    Свыше 1000

    Менее 0,05

    В группу малых городов входят и поселки городского типа.

    По данным Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) в России насчитывается более 155 тысяч различных населенных пунктов. Населенные пункты - это отдельные административные единицы, предполагающие поселение людей в пределах застроенной территории. Важным условием обозначения такой территории именно как населенного пункта является постоянство проживания на ней, пускай не на протяжении всего года, но в сезонный период.

    Проблематика определения и сопоставления населенных пунктов

    Для непосвященного человека все населенные пункты делятся на города и села. Однако их классификация куда более разнообразна. В современном мире трудно самостоятельно разобраться во всех тонкостях распределения между территориями. Границы городов по мере расширения, создания новых районов размываются, поглощая прилегающие деревни, То, что еще вчера было частью другого региона, сегодня подчиняется новым административным центрам.

    Все же классификация, касающаяся деления заселенных и обустроенных территорий по принципу "город/село", наиболее распространена не только в нашей стране, но и во всем мире. Сложность выбора критериев обусловливается разными факторами, особенно четко это прослеживается на редконаселенных территориях.

    Что такое город?

    Город определить гораздо легче и проще. Такие населенные пункты - это самые большие поселения людей в пределах отдельно взятой территории. При этом городом считается поселение, население которого занято не в сельском хозяйстве и отраслях, смежных с ним. Типично городскими занятиями являются промышленность, торговля, наука, культура. Кроме того, таким административным единицам присущи свои отличительные, сугубо индивидуальные черты.

    Что выделяет город, делает его особенным?

    Чаще всего это большая густота населения людей. В среднем это число переваливает за несколько десятков тысяч на один квадратный километр. Чтобы обеспечить всех людей жильем, приходится создавать специальное жилье, которое также является типичным именно для города. Урбанистическая архитектура в последние годы имеет тенденцию к поиску новых возможностей для того, чтобы на максимально небольшом участке земли уместить максимально возможное количество жилых помещений. Таким образом, города растут не только вширь, но и ввысь.

    Городские населенные пункты - это также концентрация культурной, политической, правовой жизни страны или отдельного региона. Чаще всего это обусловлено тем, что именно в городе расположен административный и экономический узел определенного региона. Это способствует созданию некого центра, который собирает в себе лучших специалистов, технологии, учреждения и ресурсы.

    Так ли хороша урбанизация, как представляется на первый взгляд?

    Концентрация возможностей в одном месте ведет к тому, с чем власти пытаются бороться, но, пожалуй, пока безуспешно. Это стремительное сокращение количества населения в Происходит это по разным причинам - высокий уровень смертности, притом что рождаемость очень низкая. Отток молодежи в города также провоцирует отсутствие работы, культурной среды, мест отдыха, низкий уровень жизни и абсолютно разрушенная инфраструктура.

    Отличия городов, их виды по количеству жителей

    Город городу рознь. Расстояние между населенными пунктами, относящимися к городам, может составлять несколько десятков и сотен километров. Особенно четко такая неравномерность урбанизации видна в такой большой стране, как Россия. И если в Северо-Западном, Центральном регионах в крупных поселениях проживает порядка 80 % населения, то на Алтае, в Ингушетии, Калмыкии - не более 40 %.

    Жизнь одних горожан вращается вокруг промышленной зоны, другие сосредоточены на административных делах, бывают так называемые военные городки. Основной сферой деятельности таких поселений является обслуживание распложенной в непосредственной близости от города воинской части. Такие населенные пункты - это чаще всего поселения закрытого типа, учет их жителей ведется не на сотни и десятки, а на единицы.

    Однако доля городов среди всего количества населенных пунктов не так высока. В городах живет порядка 75 % всего населения страны (такая тенденция распространена по всему миру), но их количество по отношению к деревням в разы меньше. К примеру, по данным государственного реестра, в РФ насчитывается чуть больше тысячи, в то же время суммарное количество сел и деревень переваливает за сотню тысяч.

    Деление сел по видам

    Сельские населенные пункты очень трудно поддаются какой-либо классификации. Заселение в разных регионах страны происходило по-разному. Исторически сложилось так, что некоторые области в силу приближенности к торговым путям, природным ресурсам, промышленным предприятиям заселены более густо. Расстояние между населенными пунктами в этих регионах невелико. Районы четко поделены, и каждый имеет свою структуру, подчинение центру, управленческую иерархию.

    В целом можно делить по двум основным признакам - количество проживающих людей и сфера занятости населения.

    Мое село, тобой горжусь!

    Село - это не всегда маленькое поселение на десяток дворов. Места, в которых расположены функционирующие предприятия, развито сельское хозяйство, могут насчитывать до 10 тысяч людей. Такие села обустроены хорошими дорогами, собственными образовательными, культурными, медицинскими учреждениями, почтой и торговыми точками. Чаще всего это экономически развитый район, населенный пункт которого относится к нему и не находится в заброшенном состоянии, в перспективе может претендовать на еще большее укрупнение.

    Так как в России законодательно не закреплена классификация поселений в зависимости от количества проживающих в них людей, случается, что села могут быть крупнее небольших городов.

    Отличия села от деревни

    Границы населенных пунктов, подпадающих под определение "деревня", очень невелики. Чаще всего они не выходят за пределы одного-двух десятков дворов, а суммарное количество жителей не превышает нескольких сотен. В таких местах очень не налажен быт людей. Ближайшие магазины, фельдшерские пункты могут располагаться на расстоянии нескольких километров. При этом в таких поселениях часто отсутствуют элементарные условия для жизни - мобильная связь, интернет, газ, нормальные транспортные развязки. Государство действительно пытается наладить жизнь в самых отдаленных уголках станы, но главной проблемой остается отток молодежи, из деревень. Таким образом, за последние несколько десятилетий, по данным госреестра, 14 поселений получили статус «бывший населенный пункт» в связи абсолютным выездом жителей.

    Что такое хутор?

    Одними из наименьших образований, которые подпадают под статус отдельных селений, являются хутора. Чаще всего это удаленная группа домов или вообще один двор. Люди в них имеют земельный участок, скот. Они могут быть заняты в лесном, водном хозяйстве, обрабатывать сельскохозяйственные земли. Между населенными пунктами более крупных размеров и хутором иногда может и не быть большого расстояния. Они могут располагаться через лес, реку, объединяясь одной дорогой, но все же являясь разными административными единицами.

    Кроме того, существует множество других видов населенных пунктов, которые специализируются на определенной деятельности. К примеру, дачные кооперативы, курортные города, санатории, лесничества, железнодорожные станции и даже блокпосты.

    Также есть населенные пункты, характерные для некоторых народностей, отображающие ментальность и культуру исторической территории (аул, улус, сомон, кишлак).

    Одной из целей нашего объединения является получение статуса населенного пункта.

    Что это такое? Зачем это нам нужно? Будет ли нам лучше?

    Множество вопросов по этой теме можно обсуждать в комментариях внизу этой страницы.

    Для начала, прилагаем вашему вниманию статью, которая в деталях описывает процесс, желания и цели наших соседей в Калужской области, у которых получилось!

    Фёдор Лазутин. Этапы юридического оформления экопоселения "Ковчег" как населённого пункта

    Предисловие

    Экопоселение Ковчег расположено в Малоярославецком районе Калужской области. Восемь лет прошло с тех пор, как у нескольких человек родилось общее намерение по его организации, и семь лет с тех пор, как на поле высадился "палаточный десант" и началось строительство первого дома.

    На настоящее время Ковчег - это около 70 индивидуальных жилых домов, большой общий дом в центре, кабельное электричество, мастерские, пилорама, несколько единиц общественной техники. Ковчег - это начальная школа для детей и разнообразные занятия с ними, общие праздники, семинары, огороды, теплицы и, разумеется, пчёлы...

    Трудно ли жить в экопоселении? Не так просто, конечно. В чистом поле, куда мы приехали, все вопросы приходится решать самим, создавая "с нуля", своими силами и за свои средства, и инфраструктуру, и необходимые производства, и социум. Вопросов масса, и решения приходится искать самостоятельно, беря на себя полную ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких. В условиях, когда всё зависит только от тебя и неудачу не удаётся списать на "дядю" или на "систему".

    Но нам нравится! И жизнь по-другому уже не представляется возможной. Без своей земли со своим садом и огородом, без чистого воздуха, без родниковой воды, без пения птиц и тишины вокруг. Без спокойного и дружелюбного пространства, в котором хочется жить самим и растить своих детей.

    Более того, с идеями экопоселения и Родового поместья мы связываем не только своё будущее, но и будущее многих людей, если не всей нашей с вами планеты. А есть ли иной путь? Кроме возвращения людей к разумной и здоровой жизни на Земле, отказа от излишнего потребления, несущего разрушительное воздействие для неё, восстановления иных ценностей, кроме огромных коттеджей и дорогих лимузинов.

    Однако стоит добавить, что данный текст представляет собой описание схемы оформления, которой мы следовали, но отнюдь не историю наших хождений по инстанциям. Можно было бы живописно описать огромное количество интересных и курьёзных случаев, происходивших с нами по ходу этого процесса, но это сделало бы данную статью произведением совсем иного жанра и превратило бы её в целую книгу. (Здесь у многих читателей, имевших подобный опыт, на лицах должны появиться понимающие улыбки).

    Сознательно избирая путь сухого изложения, автор просто описывает конкретные шаги, которые мы сами предпринимали, добиваясь официального статуса населённого пункта. Но за этими шагами - пройденный нами живой опыт, пачка документов с печатями и, в конечном итоге, полученный статус населённого пункта. Автор будет очень рад, если эта информация хоть в чём-то окажется вам полезной.

    Этап первый: что такое экопоселение?

    Создание детальной, тщательно проработанной концепции экологического поселения является самым важным и ответственным этапом всей процедуры его организации. Всё остальное - место расположения, структура, юридическая форма, люди, которые к нему притянутся, будут, по большей части, лишь следствием изначально заложенного образа. В идеале создание образа должно быть в основных чертах завершено не только до момента выбора юридической формы поселения, но и до начала оформления земельного участка.

    Опыт показывает, что чем больше вопросов будет решено и согласовано внутри коллектива (инициативной группы) на самом первом, организационном этапе, тем проще и эффективнее будет путь развития поселения в дальнейшем. И наоборот, нерешённые или упущенные моменты имеют тенденцию превращаться в "мины замедленного действия", которые могут, по истечении времени, привести к очень сёрьёзным проблемам, если не к распаду всего начинания.

    А поскольку часто бывает, что свои заявления и договорённости люди через несколько лет вспоминают по-разному, то эти договорённости должны быть обязательно зафиксированы на бумаге в виде конкретных документов.

    Примерный список вопросов, требующих общего согласования:

    • Суть поселения. К примеру, мы в "Ковчеге" создаём экологическое поселение, состоящее из Родовых поместий;
    • Приблизительные размеры будущего поселения. На сколько человек (участков) рассчитано;
    • Проект поселения: размеры и форма индивидуальных участков, ширина дорог и проездов, наличие (или отсутствие) общей территории;
    • Будет ли в поселении инфраструктура: планируются ли дороги (если да, то с каким покрытием), электричество, газ и так далее;
    • Место расположения (приблизительно) - область, район, направление и расстояние от города (конкретного или любого);
    • Характеристики места расположения: наличие водоёма, реки, леса, подъездных дорог, расстояние от центральных трасс и так далее;
    • Будут ли общие правила, действующие на всей территории поселения (в области экологии, этики, социальных отношений). Если да, то какие (хотя бы самые главные);
    • Каким образом данные правила будут приниматься (изменяться) в дальнейшем, как будет осуществляться контроль за их выполнением;
    • Статус участков (у нас - Родовых поместий), расположенных на территории поселения (целевое назначение, неделимость, возможность (невозможность) свободной продажи и проч.);
    • Требования к человеку, имеющему участок на территории поселения. В том числе: скорость освоения, высадка растений, строительство дома, постоянное проживание и так далее;
    • Процедура приёма новых людей в поселение (очень важно!). Наличие (или нет) испытательного срока, наличие права участия в принятии решений во время испытательного срока;
    • Процедура смены владельца участка (такие случаи неизбежно возникают);
    • Процедура исключения людей, действия которых несут опасность для поселения (или отсутствие таковой процедуры);
    • Механизм принятия решений (общее собрание, правление и так далее), как и каким числом голосов принимаются решения;
    • Механизм воплощения принятых решений в жизнь;
    • Юридическая форма экологического поселения.

    Этот список можно дополнить, но основные вопросы в нём обозначены.

    Наше представление об экопоселении, состоящем из Родовых поместий, достаточно полно изложено в статьях "Юридические вопросы оформления экопоселения Ковчег" и "Как мы оформляем землю", которые мы и рекомендуем нашему читателю, а сами перейдём к следующему этапу.

    Этап второй: выбор пути оформления

    Для нашего поселения с самого начала был выбран путь оформления как сельского населённого пункта с участками под личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Эта юридическая форма, с нашей точки зрения, на настоящий момент наиболее полно соответствует сути экопоселения. Почему?

    ЛПХ бывают двух видов - в черте населённого пункта (приусадебный участок) и на землях сельскохозяйственного назначения (полевой участок). В первом случае на нём можно строить жилой дом и регистрироваться, что нам и требуется. Во втором случае - только заниматься сельским хозяйством.

    Плюс к этому, земельный участок со статусом ЛПХ предназначается для самообеспечения продуктами сельского хозяйства, но не как источник предпринимательской деятельности. А значит, ведение ЛПХ не требует никакой дополнительной регистрации и документации (как, например, в случае КФК - крестьянско-фермерского хозяйства). Кроме этого, все излишки продукции, выращенной на ЛПХ, можно свободно реализовывать.

    Итак, статус личного подсобного хозяйства в черте сельского населённого пункта (приусадебный участок) даёт возможность строить на участке дом, прописываться в нём, и выращивать продукцию как для собственных нужд, так и на продажу. То есть максимально соответствует идее Родового поместья.

    И всё же статус Родового поместья, с нашей точки зрения, имеет ряд своих особенностей в дополнение к тем, которые даёт статус ЛПХ в черте населённого пункта. А именно определённое целевое назначение, неделимость, невозможность свободной продажи и так далее. Понятие экопоселения как совокупности Родовых поместий также подразумевает ряд особенностей, отличающих его от ныне существующих сельских населённых пунктов.

    Ведь современные деревни (по крайней мере те, которые расположены рядом с нами) имеют такой же статус - сельских населённых пунктов с участками под ЛПХ, но экопоселениями в нашем понимании никак не являются.

    А это значит, что идея экопоселения подразумевает возможность введения дополнительных требований, по сравнению с общепринятыми, в сферах воздействия на окружающую среду, социальной структуры и этики, а также статуса индивидуальных участков. Без наличия такой возможности называть новый населённый пункт экологическим поселением, а участки - Родовыми поместьями будет неправомочно.

    В экопоселении "Ковчег" этот вопрос решается таким образом:

    На настоящий момент по решению Общего собрания НП "Ковчег" участки, входящие в территорию поселения, в индивидуальную собственность не оформляются. Это сделано для того, чтобы сохранить идею экологического поселения в том виде, в каком она была задумана (и прописана в уставе НП "Ковчег"), и не допустить изменения статуса Родовых поместий, а также (что очень важно!) торговли ими. Весь земельный участок (площадью 121 га), на котором располагается поселение, остаётся на НП "Ковчег", которое, собственно, и состоит из хозяев поместий. То есть получается определённая форма совместного владения землёй и совместной ответственности за неё.

    Право владения индивидуальными участками, находящимися на территории экопоселения, определяется договорами, который которые заключаются между НП "Ковчег" и его членами - хозяевами участков. Над формой договоров в данный момент ведётся работа.

    Поскольку НП "Ковчег" состоит из хозяев участков, входящих в территорию поселения (сейчас это 79 человек), а все решения принимаются на Общем собрании тремя четвертями голосов, то тем самым мы не только сохраняем идею экологического поселения, но и создаём механизм настоящего самоуправления.

    Так эти вопросы решается у нас. Могут быть и другие варианты их решения, и выбор остаётся за вами. Главное, чтобы они работали.

    Этап третий: получение права на земельный участок для будущего поселения

    Здесь имеется два основных варианта:

    1. Выкуп участка у владельцев паёв, фермеров, иных лиц или организаций. Процедура выкупа хорошо известна, и останавливаться на ней мы не будем.

    2. Получение участка у государства. Поскольку мы шли именно этим путём и считаем его наиболее перспективным, то поговорим о нём поподробнее.

    По современным законам, право на получение земельного участка имеет как физическое, так и юридическое лицо. Все свободные земли находятся в фонде перераспределения, информация о составе которого считается открытой. Для получения земельного участка требуется заявление на имя главы администрации с указанием места расположения участка, площади и цели, под которую он берётся. После этого необходимо получить согласие главы администрации и органа местного самоуправления (собрания депутатов). Далее, после подписания соответствующих бумаг, участок выставляется на аукцион, и если в положенный законом срок после публикации в газете появляются дополнительные претенденты, участок "разыгрывается" между ними. Победитель заключает договор аренды земельного участка, а через три года, в случае целевого использования, получает право выкупа этого участка в собственность.

    Вся эта процедура не такая уж сложная, мелкие детали описывать не имеет смысла, тем более что они могут отличаться в разных районах и областях. Информацию о процедуре в виде чёткой последовательности действий должны давать соответствующие чиновники (работники земельного комитета, комитета по имуществу и других структур), в обязанность которых входит оформление соответствующих документов. В реальной жизни так оно по большей части и происходит, но при одном условии. Если идёт указание "сверху", от главы администрации.

    На настоящий момент очень большие полномочия переданы в местное самоуправление, но у глав администраций сельских поселений нет ни штатов, ни финансирования для реализации этих полномочий. Поэтому настоящими "хозяевами" почти всех государственных земель являются главы администрации районов. Именно они и "дают добро" на распределение свободных земель, а также на беспрепятственное их оформление.

    Итак, примерная последовательность шагов (как это было у нас):

    1) Создание инициативной группы (у нас было восемь человек, из которых четверо через некоторое время вышли, но за это время появились другие). Составление общего видения будущего поселения. Написание первого официального документа - протокола о намерениях.

    2) Выбор приблизительного места расположения поселения (Калужская область). Поиск земли. У нас это произошло очень быстро - в первую же поездку мы познакомились с главой администрации Малоярославецкого района, который нам сразу чисто по-человечески очень понравился. Поэтому, несмотря на его отказ (причины которого описаны в конце данной статьи), мы решили проявить настойчивость. А именно, в течение месяца готовили обоснование экопоселения, собирали информацию по различным программам, которые в поселении могут быть реализованы, приезжали и разговаривали. В конце концов глава администрации (Квасничко Юрий Михайлович - с огромной благодарностью упоминаем его имя!) решил пойти нам на встречу и сказал, что землю выделит.

    3) Поиск конкретного участка. Глава администрации района дал указание главе земельного комитета найти подходящее место из свободных земель. Нам было предложено на выбор три варианта (буквально, сели в машину с главой земельного комитета и целый день ездили). Мы выбрали четвёртый. То есть проехали по тем же полям ещё раз со специалистом (почвоведом, геологом и геоботаником в одном лице - моим старинным другом), и он сказал: "А нельзя ли взять вот то поле, что в километре от предложенного?". Оказалось - можно. Его и взяли. Спасибо тебе, Дима!

    4) Регистрация юридического лица по месту организации экопоселения. (у нас - в Малоярославецком районе). Непростая и очень ответственная работа над уставом НП. Через два года мы его ещё слегка подправили и перерегистрировали.

    5) Написание заявление на имя главы администрации о выдаче земельного участка для таких-то целей.

    6) Районное собрание депутатов - поручение земельному комитету подготовить соответствующие документы по согласованию места размещения экопоселения.

    7) Оформление акта выбора земельного участка (готовится земельным комитетом и подписывается в основных районных инстанциях, таких, как СЭС, архитектура и так далее).

    8) Районное собрание депутатов - постановление о согласовании места размещения поселения и разрешение на проектно-изыскательские работы.

    При оформлении земельного участка для организации экологического поселения необходимо учитывать одно немаловажное обстоятельство, касающееся категории земель. Суть в том, что каждый земельный участок у нас в стране причислен к определённой категории, каждая из которых подразумевает определённые виды разрешённого использования. Вопрос перевода участка из одной категории в другую решается на уровне субъекта федерации (области) и требует довольно-таки серьёзной работы.

    Как это нас касается?

    Если выбранный под поселение участок земли относится к категории поселковых земель, то проблем вообще никаких - оформляй участки, стройся, прописывайся. Но это бывает крайне редко (к примеру, земли очень большой исчезнувшей деревни). Чаще всего нам приходится иметь дело с землями сельско-хо-зяйст-вен-ного назначения, на которых строить жилые строения запрещено (есть случаи, кода людям удавалось прописаться на землях КФХ и садово-дачных кооперативов, но это скорее исключение, чем правило).

    То есть участок земель сельскохозяйственного назначения район не имеет формального права выдать в аренду для организации на нём населённого пункта. Как с этим быть?

    Здесь имеется два варианта.

    В первом варианте (по которому мы с самого начала и шли) заинтересованная организация, имея на руках соответствующие постановления районного собрания, занимаемся переводом земельного участка в разряд земель поселений и организацией населённого пункта. И только после того, как вся работа будет проделана, заключается договор аренды. Процедура вполне логичная, но имеющая ряд минусов. Каких?

    Процесс организации населённого пункта может сильно затянуться, а нормальных прав на участок в это время у вас нет (постановления районного собрания дают только частичные права);

    Никакой деятельностью на участке до его полного оформления заниматься нельзя (ни сажать деревья, ни тем более строить);

    Руководство района может смениться (как это было в нашем случае), а рассчитывать на хорошие взаимоотношения с новым не всегда приходится;

    В случае нашего поселения, к примеру, пока мы занимались оформлением населённого пункта, наши 121 га в составе восьми тысяч гектаров разорившегося совхоза передали в аренду новой коммерческой организации. Эту проблему мы решили и участок вернули (поскольку налицо была явная ошибка района), но было очень неприятно. Поэтому мы решили перейти на другой вариант оформления.

    В этом (втором) варианте заинтересованное лицо сразу становится правообладателем земельного участка и лишь после этого начинает процедуру изменения категории и оформления населённого пункта. В договоре аренды может стоять любая сельскохозяйственная деятельность, такая, как садоводство, пчеловодство или просто производство сельхозпродукции.

    Но лучше всего, если в договоре аренды будет стоять использование земли под личные подсобные хозяйства (пока это будут полевые участки) членами организации, на которую весь земельный участок оформляется. Это может быть Некоммерческое Партнёрство (как в нашем случае) или любая другая юридическая форма.

    А дальше, став правообладателями, вы можете приступить к организации населённого пункта. Но при этом очень желательно, чтобы конечная цель - организация экопоселения - была с самого начала оговорена с администрацией, и не только оговорена, но и подтверждена документально (постановлением районного собрания).

    Этап четвёртый: составление проекта поселения

    Для получения статуса населённого пункта необходимо изменение категории земель, на которых он будет расположен, а для изменения категории, в свою очередь, требуется основание. Таковым основанием является проект планировки территории будущего населённого пункта, согласованный соответствующими инстанциями.

    Проект планировки территории (или проект поселения) включает в себя разбивку на участки, дороги, развязки и ещё кое-какие детали, но не содержит информации о расположении зданий. Проект поселения не нужно путать с генпланом, который содержит гораздо более полную и подробную информацию, но на этапе организации населённого пункта не требуется.

    Проект планировки территории составляется организацией, имеющей соответствующую лицензию, на основе топографической съёмки местности в соответствии с требованиями заказчика и общегосударственных СНИПов (градостроительных норм и правил).

    Рассмотрим этот вопрос чуть подробнее.

    Архитекторам для составления проекта требуются:

    1) Документы, подтверждающие права заказчика на данный земельный участок, либо согласие правообладателя на составление проекта;

    2) Требования заказчика по планировке территории (размеры, форма, расположение индивидуальных участков и общей территории, расположение дорог и много чего ещё);

    3) СНИПЫ и нормы, утверждённые соответствующими инстанциями для сельских населённых пунктов. Эти нормы легко доступны и, как правило, у архитекторов имеются;

    4) Топосъёмка местности (подробная карта с горизонталями и привязкой к системе координат). Может найтись в архивах земельного комитета (материалы аэрофотосъёмки), а может и отсутствовать (как в нашем случае). Тогда нужно приглашать топографов и оплачивать их работу. Дело это для них обычное - пара человек на несколько дней при площади участка в 100 га. С нас в своё время (2002 год) за эту услугу хотели взять что-то около 300 тысяч рублей, но мы нашли вариант за 35 тысяч.

    В составлении проекта поселения нет ничего сложного. Он содержит копию лицензии, десяток листов стандартного содержания (сечения дорог и проч.), пояснительную записку (составляется с участием заказчика) и собственно план планировки территории.

    Последний представляет собой единственную трудоёмкую часть проекта и делается архитектором, самое большее, неделю.

    С нас за проект, так же как и за топосъёмку, просили каких-то несусветных денег (350 или 400 тысяч рублей), но мы нашли архитектора, который сделал всю работу за 25 тысяч.

    Надо сказать, что подобные истории (попытки заработать на нас денег) повторялись в процессе организации населённого пункта неоднократно, но всегда находились варианты этого избежать. Поэтому на оплату всех работ по оформлению поселения мы потратили что-то около 100 тысяч рублей, тогда как государству аналогичная работа обошлась бы миллиона в два.

    И этот момент требует небольшого комментария.

    Комментарий: кто платит?

    Суть его заключается в том, что организация населённого пункта - это, вообще говоря, область деятельности государства. В теории дело обстоит так: граждане (и организации, в которых они работают) платят налоги, а государство часть этих денег пускает на планирование территорий и создание инфраструктуры. Раньше (в советское время) так оно и было. Государство принимало решение об организации нового населённого пункта, далее, всевозможные проектные организации воплощали его в жизнь, после чего строились многоэтажные дома, а также выделялись участки под индивидуальную застройку.

    Но теперь все проектно-согласующие организации стали коммерческими и за свою работу требуют денег, причём немалых. Поэтому государству организация населённого пункта становится в копеечку. А поскольку на настоящий момент развитие сельской местности целью не является, то и денег на организацию новых населённых пунктов в бюджете нет.

    Отсюда понятно, почему глава района сказал нам сразу, что землю выделит при одном условии: что всё оформление мы возьмём на себя. По принципу "вам нужно, вы и делайте". Мы на это согласились, и честно всё делали сами. Оформляли документы, отсыпали дороги, проводили электричество... Это был наш путь. Но есть и другой, о котором поговорим чуть позже.

    Этап пятый: согласование проекта поселения

    После того, как проект поселения подготовлен, он должен пройти соответствующие согласования. Вот примерный их список (что проходили мы):

    • Комитет природных ресурсов области - отсутствие под отведённой территорией полезных ископаемых;
    • Дирекция по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения департамента культуры и искусства области - отсутствие памятников и археологических раскопок;
    • Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды области - экологическая экспертиза проекта поселения;
    • Отдел архитектуры и градостроительства района - согласование проекта;
    • Госсанэпиднадзор района;
    • Госсанэпиднадзор области;
    • Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД области (связано с подъездной дорогой);
    • Управление архитектуры и градостроительства области - согласование места расположения и проекта поселения;
    • Комитет по земельным ресурсам и землеустройству области.

    Список необходимых согласований нам выдали в отделе архитектуры и градостроительства района, а затем дополнили его в управлении архитектуры и градостроительства области. Скорее всего, более правильно было бы обратиться с этим вопросом сразу к ним. Список и названия соответствующих инстанций могут меняться, но это несущественно. Смысл согласований понятен и вполне логичен.

    Сложно ли проходить согласования? Не очень. Взяток мы никому принципиально не давали, да их особенно никто и не просил (была лишь пара случаев). Правда, всякий раз приходилось объяснять, что такое экопоселение и Родовое поместье, чего ради мы оставили город и так далее. А поскольку вопрос согласования практически никогда не решался в один день, то после второго или третьего разговора (зачастую весьма напряжённого) нам почти всегда говорили: "Молодцы ребята, хорошее дело делаете!".

    Необходимо добавить, что последние два согласования проходятся в самую последнюю очередь и являются ключевыми. Это вполне логично: главный архитектор области одобряет проект поселения, а комитет по земельным ресурсами и землеустройству, проверив все документы, даёт добро на изменение категории земли. На следующих этапах оформления ключевую роль играют именно эти два документа.

    Этап шестой: подготовка к Законодательному Собранию области

    Дальнейшее оформление идёт по одному из двух направлений.

    Направление первое: расширение уже существующего населённого пункта . Это можно сделать (как нам было разъяснено) только в случае непосредственного примыкания новых земель к землям сущест-вующей деревни. Расстояние даже в один метр не допускается. Преимущество расширения существующей деревни заключается в том, что оно не влечёт за собой создания новой административной единицы, внесения её в государственный реестр, утверждения названия и других сложных и трудоёмких процедур.

    Нам пойти по этому пути не удалось - две примыкающие к экопоселению деревни оказались вычеркнутыми из списка населённых пунктов. Чтобы достоверно в этом убедиться (поскольку были сомнения), мы делали официальный запрос в комитет по имуществу области.

    Направление второе: создание нового населённого пункта .

    Порядок действий по созданию нового сельского населённого пункта:

    1) Проведение публичных слушаний в сельском поселении, на территории которого создаётся населённый пункт. Проводится согласно процедуре, которая должна быть в сельской администрации или в районе. По своей сути публичные слушания - это сход местных жителей, которым вы рассказываете о своих планах. Результат публичных слушаний имеет рекомендательный характер.

    Вопросы, которые выносятся на публичное слушание:

    • Проект планировки территории будущего населённого пункта;
    • Черта (красная линия) будущего населённого пункта;
    • Название будущего населённого пункта.

    Результат проведения публичных слушаний оформляется в виде протокола.

    2) Постановление Сельской Думы по тем же вопросам.

    3) Постановление Районного Собрания депутатов по тем же вопросам.

    4) Проведение консультативного опроса граждан вновь создающегося населённого пункта по вопросу утверждения его названия. Процедура также должна быть в администрации сельского поселения или района.

    5) Составление двух пояснительных записок:

    a) К проекту закона области "Об образовании нового населённого пункта";

    b) К проекту постановления Законодательного Собрания области "О присвоении наименования географическому объекту - деревне".

    На этом этапе работа по сбору необходимых документов в целом заканчивается. Весь собранный пакет передаётся в юридический отдел Законодательного Собрания, специалисты которого после проверки всего пакета документов готовят вопрос к очередной сессии собрания. В процессе подготовки к сессии нас вызывали на пять комитетов, где депутаты задавали вопросы, а мы на них отвечали.

    Этап седьмой: Законодательное Собрание области

    Трудно себе представить, чтобы Законодательное Собрание области не приняло уже подготовленный закон об образовании населённого пункта. Но временные задержки могут быть, как это было в нашем случае. Вроде бы никто из депутатов не против, но всем хочется ознакомиться с ситуацией поближе, понять, что это за явление такое - экопоселение.

    Когда поселений станет больше, проблема эта отпадёт сама собой.

    Этап восьмой: утверждение названия

    Этот этап проходит совсем уж без нашего участия. В чём он заключается?

    Решение об образовании населённого пункта принято, но название должно быть утверждено комитетом по наименованию географических объектов РФ (за точное наименование этой инстанции не ручаюсь). Только после этого закон окончательно вступает в силу.

    Далее документы направляются "вниз" - в администрации района и сельского поселения. Создание населённого пункта и изменение категории земли завершено - можно получать разрешения на строительство, строить дома и прописываться в них. Права на земельный участок (в том числе собственность и аренда) в случае перевода его в другую категорию сохраняются.

    Итак, цель достигнута - оформление завершено. А нам осталось рассказать о некоторых нюансах и подвести итоги.

    Взгляд назад или итоги нашего пути

    Трудно ли оформить населённый пункт? И да, и нет. У нас процесс оформления занял довольно-таки много времени, года три в общей сложности, но связано это было по большей части с новизной процесса, а не со сложностью самой процедуры. Дело в том, что до нас за последние двадцать (как минимум) лет с предложениями об организации населённого пункта никто в администрацию области не обращался. А это значит, что чиновникам и представителям власти пришлось заново восстанавливать все необходимые для этого нормативы и процедуры.

    К этому добавилась новизна самого понятия экопоселения, относительно большие (один гектар) размеры участков, непривычность самого процесса - возвращения людей из города в сельскую местность. Со временем, когда понятия экопоселения и Родового поместья станут привычными, а "сверху" придёт указание оформление не затягивать, дело пойдёт куда легче и быстрее.

    С другой стороны, вопросом юридического оформления поселения занимаются всего один - два человека из всего коллектива. Но ведь решением этого вопроса организация экопоселения отнюдь не ограничивается. Есть ещё масса задач, решением которых могут заняться другие члены коллектива, свободные от хождения по инстанциям. В этом и заключается замечательная сила поселения как сообщества единомышленников.

    Одни заняты юридическими вопросами, другие - проектированием и строительством объектов общего пользования, третьи - занятиями с детьми, четвёртые - строительством дорог и так далее. При обустройстве на новом месте задач образуется достаточно, и чем больше людей вовлечено в их решение, тем более интересной, разнообразной и устойчивой становится жизнь.

    Но есть одно очень серьёзное препятствие в оформлении документов, о котором нельзя не упомянуть. Это недоверие представителей власти к серьёзности намерений и к чистоте помыслов людей, заявивших о своём желании создавать поселение. И недоверие вполне обоснованное. Дело в том, что слишком много за последнее десятилетие было разного рода профанации, пустых слов и откровенного жульничества, связанных с идеями экопоселений и Родовых поместий.

    От этого становится очень грустно, но факт остаётся фактом - такие замечательные понятия, как экопоселение и Родовое поместье, на настоящий момент очень сильно дискредитированы в глазах представителей власти. Лично я знаю немало случаев, когда людям местная администрация с радостью шла навстречу и выделяла землю. А в результате, после множества красивых слов и заявлений, ссоры (вплоть до драк) с местными жителями и пустующие по много лет участки...

    Я говорю об этом, поскольку не раз лично выслушивал подобные истории от представителей власти самого разного уровня. Что на это можно было ответить? Что любое новое дело начинается с трудом, что ошибки неизбежны, что есть человеческий фактор и идея тут не причём. А ещё приводил хорошие, позитивные примеры! И это действовало сильнее всего.

    А ещё действовал наш собственный образ жизни. То, что мы все эти годы осваивали участки, строились, переезжали в поселение на постоянное место жительства, воплощали разные интересные проекты. В общем, делом подтверждали свои намерения. И это было самым весомым аргументом. Тем более, что в настоящий момент правительство (на словах, по крайней мере), вполне поддерживает идею расселения городов и возрождения сельской местности.

    К нам в поселение не раз приезжали отдельные представители власти и целые комиссии, и уезжали под большим впечатлением от того, что после четырнадцати километров бездорожья попадали в целый посёлок с множеством домов, весёлой детворой и гостеприимными, доброжелательными людьми.

    И таких посёлков становится всё больше!

    Детали и обобщения

    Размеры участков

    При составлении проекта поселения необходимо учитывать допустимые размеры участков (минимальные и максимальные) со статусом ЛПХ в черте населённого пункта (приусадебные участки), принятые на территории данной административной единицы (сельского поселения или района). Учтите, что нормы полевых ЛПХ чаще всего другие!

    Информацию лучше всего получить посредством официального запроса в комитет по экономическому развитию района или соответствующее министерство области. Следите за тем, чтобы вам выдали именно те нормативы! А не ИЖС, к примеру (так бывает). Есть информация о том, что чиновники закон об ЛПХ (как слишком выгодный для граждан РФ) часто стремятся не афишировать и даже сознательно скрывать. В любом случае, добивайтесь своего!

    Строительство на участках

    Пока у вас ещё нет населённого пункта, на участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, можно строить лишь небольшие строения, формально предназначенные для хранения инвентаря и первичной переработки сельхозпродукции. Это нам даже на руку. На первом этапе освоения участка, как показывает опыт, лучше и не строить капитальные дома, а заняться освоением участка, выстраиванием жизни в поселении и решением всех вопросов, связанных с обустройством на новом месте.

    Жить можно в небольшом доме, который потом станет банькой, гостевым домиком или мастерской. И здесь опыт подсказывает, что за несколько лет жизни на земле представления об основном доме практически у всех радикальным образом меняются - в плане размеров, планировки, материалов, места расположения и много чего другого.

    Потом, когда жизнь на участке и в поселении в достаточной степени образуется, а статус земли изменится, можно будет спокойно и не торопясь построить дом побольше, такой, как вам нужно.

    Другой путь оформления населённого пункта

    В градостроительном кодексе читаем (статья 46 пункт 17):

    В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

    Это значит, что вы (группа людей), будучи правообладателями земельного участка и имея намерение на ней жить, имеете право потребовать у государства создания на этих землях населённого пункта. То есть выполнения им своих прямых обязанностей. Я, правда, пока не знаю людей, которые бы в Российской Федерации таким путём шли, но возможность эта есть, и это уже очень хорошо. В Белоруссии, насколько я знаю, такие примеры есть - там государство не только регистрирует дома, но и проводит электричество и строит дороги.

    Справедливости ради необходимо сказать, что на этапе подготовки документов к Законодательному Собранию области (в исчислении нашей статьи - шестом), представители местной власти начали нам активно помогать. Это, в первую очередь, глава сельского поселения (Александр Павлович) и депутат Законодательного Собрания от нашего района (Сергей Фёдорович). Оба они неоднократно у нас бывали и для себя решили, что дело это хорошее и его нужно "двигать".

    При содействии представителей власти процесс пошёл гораздо активнее и завершился быстрее.

    Успешного вам воплощения ваших светлых мыслей и начинаний!

    Фёдор Лазутин,
    3 апреля 2009 года.
    Калужская область, Малоярославецкий район, экопоселение Ковчег .

    Вопросы и замечания по данной статье можно присылать по адресу: [email protected]