Исаев николай васильевич. Исаев Николай Корнилович

Николай Васильевич Исаев - советский лётчик-истребитель, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.

Биография

Родился в г. Санкт-Петербурге в семье рабочего. Рос без отца, погибшего в 1917 году.

Окончил школу фабрично-заводского ученичества «Пищепрома» при Первой конфетно-шоколадной фабрике. Работал в системе общепита, непродолжительное время работал директором ресторана. Увлекался спортом, играл в молодежной сборной по футболу г. Ленинграда.

В 1934 году — призывается в Красную Армию.

В 1936 году окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов. Проходил службу на Дальнем Востоке, где и застаёт боевые действия у озера Хасан, однако непосредственно боёв Исаеву вести не пришлось. Продвигался по службе как лётчик-политработник. Был комиссаром эскадрильи, батальонным комиссаром.

Принимал участие в Советско-финляндской войне 1939-1940 годов, командир эскадрильи. 5 марта 1940 в районе ст. Симмола сбил лично один финский бомбардировщик Bristol Blenheim.

За участие в боевых действиях награждён Орденом Красного Знамени, который ему лично вручил в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин.

Великая Отечественная война

На фронте — с начала войны. Лётчик 131-го истребительного авиационного полка. В одном из боевых вылетов 18 августа 1941 года был ранен в руку попаданием зенитного снаряда, после госпиталя вернулся в полк. Вторично подбит истребителями осенью 1941 г, выполнил вынужденную посадку. За бои под Ростовом и Кировоградом награждён орденом Ленина. На момент награждения имел 61 боевой вылет и один сбитый самолет противника, кроме того в наградном листе указывается, что старший политрук Исаев «летчик-истребитель, летающий на самолёте И-16 днем и ночью в любых метеоусловиях».

23 декабря 41-го года награжден орденом «Красной звезды», на момент награждения согласно наградного листа имел 91 боевой вылет и два сбитых немецких самолёта.

Затем третью эскадрилью 131-го ИАП переводят в 55-й истребительный авиаполк. Старший политрук Н. В. Исаев становится заместителем командира полка В. П. Иванова.

25 июля 1942 года В. П. Иванов получает серьёзную травму руки и убывает на лечение в тыл. Его сменяет Н. В. Исаев — 31 июля он назначается командиром 16 ГвИАП. В этой должности пробыл по январь 1944 года.

С марта 1944 г Н. В. Исаев — заместитель командира 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии Ибрагима Магометовича Дзусова, а затем и сменившего Дзусова А. И. Покрышкина.

С 8 июня 1944 года и до самого конца войны Исаев — командир 273-й истребительной авиационной дивизии. В июле 1944 года ему присваивается звание гвардии полковника. Лично продолжает совершать боевые вылеты, в основном на штурмовку наземных целей.

На февраль 1945 года имел 272 боевых вылета. Провёл 38 воздушных боёв, лично сбил 9 самолётов противника, а также четыре — в группе.

6 апреля 1945 года гвардии полковнику Николаю Васильевичу Исаеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Конфликт с Покрышкиным

Из мемуаров прославленного лётчика А. И. Покрышкина известно о серьёзном и продолжительном конфликте между ним и командиром полка Н. В. Исаевым.

Необходимо отметить, что ни в одних из мемуаров Покрышкина, изданных в Советское время, Исаев не назван своей настоящей фамилией. Например, в книге «Небо войны», изданной в 1980 году он фигурирует как «Краев». В более поздних мемуарах «Познать себя в бою», вышедших 1986 году он «Заев». Только в последнем издании «Познать себя в бою» 2007 года, вышедшего без купюр, восстановленном по оригинальной рукописи Покрышкина он назван своей настоящей фамилией.

Покрышкин описывает неоднократные стычки с Исаевым по самым разнообразным вопросам: тактики применения истребителей, количеству выделяемых самолётов для выполнения различных задач, принципам комплектования групп и т. п.

Кроме того, Покрышкин в своих мемуарах обвиняет Исаева в тактической безграмотности и отдаче множества необдуманных приказов. По мнению Покрышкина, следствием подобных приказов не раз становилась гибель лётчиков полка, в чём он прямо и обвиняет Исаева. Однако будучи подчинённым Исаева, Покрышину было трудно либо вовсе невозможно повлиять на ход событий.

После войны

В 1946 году — окончил высшие курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий при Военно-воздушной академии. После их окончания продолжил службу в Группе оккупационных войск в Германии.

Затем служил на Дальнем Востоке.

В 1951 году — окончил Военную Академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К. Е. Ворошилова.

Служил в Прикарпатском военном округе.

С 1960 года — в запасе в звании генерал-майор. Работал общественным директором мемориального народного музея г. Львов, ответственный секретарь Львовской секции Советского Комитета ветеранов войны.

Знаю! Главное – у меня есть крылья. И нет в мире цены, которую я счёл бы слишком высокой, чтобы получить их вновь.

Приложение
Некоторые упомянутые исторические личности

Подчёркиваю, что биографии лётчиков и руководителей авиационных ведомств различных стран существенно изменены в угоду авторского замысла, не стеснённого исторической реальностью. Поэтому не стоит соотносить персонажи книги с действительно существовавшими людьми.


Бадер Даглас Роберт (1910-1982) – британский лётчик-ас, полковник КВВС, воевал с протезами вместо обеих ног.

Галланд Адольф Йозеф Фердинанд (1912-1996) – немецкий ас, генерал-лейтенант Люфтваффе.

Гарсиа-Морато Хоакин (1904-1939) – франкистский ас, наиболее результативный лётчик-истребитель Гражданской войны в Испании.

Даудинг Хью Косволл, барон (1882-1970)

Джонсон Джеймс Эдгар (1915-2001) – наиболее результативный британский ас Второй Мировой войны.

Ерлыкин Евгений Ефимович (1909-1969)

Исаев Николай Васильевич (1911-1988) – советский лётчик-истребитель, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза. В 1942-43 г.г. был командиром полка, в котором летал Покрышкин.

Копец Иван Иванович (1908-1941) – советский лётчик-ас, ветеран Гражданской войны в Испании, генерал-майор авиации.

Кузнецов Александр Алексеевич (1904-1966) – советский лётчик, ветеран Гражданской войны в Испании, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.

Ли-Мэллори Траффорд (1982-1944) – британский генерал авиации, один из руководителей КВВС.

Локтионов Александр Дмитриевич (1893-1941) – начальник ВВС РККА, назначенный на должность после общевойсковой службы и ни дня до этого не служивший в авиации. Расстрелян.

Мёльдерс Вернер (1913-1941) – немецкий ас, полковник Люфтваффе.

Покрышкин Александр Иванович (1913-1985) – выдающийся советский лётчик-ас, маршал авиации, Трижды Герой Советского Союза.

Пумпур Пётр Ионович (1900-1942) – советский лётчик, ветеран Гражданской войны в Испании, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза. Расстрелян.

Речкалов Григорий Андреевич (1920-1990) – выдающийся советский лётчик-ас, генерал-лейтенант авиации, Дважды Герой Советского Союза.

Рычагов Павел Васильевич (1911-1941) – советский лётчик-ас, ветеран Гражданской войны в Испании, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза. Расстрелян.

Сафонов Борис Феоктистович (1915-1942) – ас советского Северного Флота, подполковник, Дважды Герой Советского Союза.

Скальский Станислав (1915-2004) – польский ас КВВС, бригадный генерал.

Смушкевич Яков Владимирович (1902-1941) – ветеран Гражданской войны в Испании, генерал-лейтенант авиации, Дважды Герой Советского Союза. Расстрелян.

Хартманн Эрих Альфред (1922-1993) – немецкий ас, самый результативный лётчик в истории истребительной авиации.

notes

1

Штурмбанфюрер СС приравнивался к майору Вермахта, гауптштурмфюрер к капитану, унтершарфюрер – к унтеру. Автор предупреждает: касательно чинов, званий, вооружений и организации армий историческая правда будет безжалостно игнорироваться. Поэтому совпадение событий и имён персонажей с реальными не стоит воспринимать всерьёз.

2

Алкогольный делирий, бытовое название – белая горячка.

3

Взлётно-посадочная полоса.

4

Я – красный пролетарий (скверный английский ).

5

Возможно, имеется в виду "Потез-VII" 1919 года с двигателем упомянутой марки, воздушный аналог "Антилопы-Гну" Козлевича. Автор не всегда знает, что болтают персонажи.

6

Верхняя часть фюзеляжа между пилотской кабиной и хвостовым оперением, обычно служит для создания обтекаемой аэродинамической формы

7

Образ жизни, образ действий (лат .)

8

Об этом рассказал Б.Смирнов. См.: Небо моей молодости. – М.: Воениздат, 1990 .

9

Королевские военно-воздушные силы Великобритании, они же Роял Эйр Форс (RAF). Прошу не путать с рижским микроавтобусом RAF советских времён – нельзя до такой степени унижать Англию.

10

Британский ас, известный не столько подвигами, сколько мемуарами. См.: Брехэм Дж. Быстрый взлёт. – М.: Центрполиграф, 2005 .

11

Он и после войны это повторял. См.: Дж. Джонсон. Лучший английский ас. Лётчики его величества: – М., ACT, 2002 .

12

Douglas Bader . Знатокам, упорно именующим легендарного британца "Бейдером", рекомендую послушать английскую звуковую дорожку к фильму о Бадере Reach for the Sky 1956 года.

13

Эксцентричные выходки Бадера с полным неуважением к руководству страны, армии и флота замечательно описаны в посвящённой ему книге. См.: П.Брикхилл. Безногий ас. – М.: ACT, 2002 .

14

Есть версия, что Бадер пострадал от "дружественного огня". См.: Mackenzie, S. P. Bader"s War. London: Spellmount Publishers, 2008, p. 121.

15

Кроме того, без одной или двух ног воевали лётчики-истребители Леонид Георгиевич Белоусов, Захар Артёмович Сорокин, Алексей Петрович Маресьев, а также пилот "Штуки" Ганс-Ульрих Рудель и другие лётчики. В СССР благодаря роману Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке" был известен только А.Маресьев. Это не удивительно: Бадер – буржуй, Рудель вообще вражина.

16

Mon Dieu – мой Бог (фр. ), при большом напряжении фантазии улавливается созвучие со словом "мудьё".

17

П.В.Рычагов и Я.В.Смушкевич расстреляны 28 октября 1941 года, П.И.Пумпур арестован до войны, но казнён только 23 марта 1942 года.

18

См.: Иконников C.Н. Война глазами авиаинженера. – К.: Киевский институт военно-воздушных сил, 1993 г.

Родился в г. Санкт-Петербурге в семье рабочего. Рос без отца, погибшего в 1917 году.

Окончил школу фабрично-заводского ученичества «Пищепрома» при Первой конфетно-шоколадной фабрике. Работал в системе общепита, непродолжительное время работал директором ресторана. Увлекался спортом, играл в молодежной сборной по футболу г. Ленинграда.

В 1934 году - призывается в Красную Армию.

В 1936 году окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов. Проходил службу на Дальнем Востоке, где и застаёт боевые действия у озера Хасан, однако непосредственно боёв Исаеву вести не пришлось. Продвигался по службе как лётчик-политработник. Был комиссаром эскадрильи, батальонным комиссаром.

Принимал участие в Советско-финляндской войне 1939-1940 годов, командир эскадрильи. 5 марта 1940 в районе ст. Симмола сбил лично один финский бомбардировщик Bristol Blenheim.

За участие в боевых действиях награждён Орденом Красного Знамени, который ему лично вручил в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин.

Великая Отечественная война

На фронте - с начала войны. Лётчик 131-го истребительного авиационного полка. В одном из боевых вылетов 18 августа 1941 года был ранен в руку попаданием зенитного снаряда, после госпиталя вернулся в полк. Вторично подбит истребителями осенью 1941 г, выполнил вынужденную посадку. За бои под Ростовом и Кировоградом награждён орденом Ленина. На момент награждения имел 61 боевой вылет и один сбитый самолет противника, кроме того в наградном листе указывается, что старший политрук Исаев «летчик-истребитель, летающий на самолёте И-16 днем и ночью в любых метеоусловиях».

23 декабря 41-го года награжден орденом «Красной звезды», на момент награждения согласно наградного листа имел 91 боевой вылет (из них на штурмовку - 25) и два сбитых немецких самолёта.

Затем третью эскадрилью 131-го ИАП переводят в 55-й истребительный авиаполк (позже переименованного в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк). Старший политрук Н. В. Исаев становится заместителем командира полка В. П. Иванова.

25 июля 1942 года В. П. Иванов получает серьёзную травму руки и убывает на лечение в тыл. Его сменяет Н. В. Исаев - 31 июля он назначается командиром 16 ГвИАП. В этой должности пробыл по январь 1944 года.

С марта 1944 г Н. В. Исаев - заместитель командира 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии Ибрагима Магометовича Дзусова, а затем и сменившего Дзусова А. И. Покрышкина.

С 8 июня 1944 года и до самого конца войны Исаев - командир 273-й истребительной авиационной дивизии. В июле 1944 года ему присваивается звание гвардии полковника. Лично продолжает совершать боевые вылеты, в основном на штурмовку наземных целей.

На февраль 1945 года имел 272 боевых вылета. Провёл 38 воздушных боёв, лично сбил 9 самолётов противника, а также четыре - в группе.

6 апреля 1945 года гвардии полковнику Николаю Васильевичу Исаеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4909).

Конфликт с Покрышкиным

Из мемуаров прославленного лётчика А. И. Покрышкина известно о серьёзном и продолжительном конфликте между ним и командиром полка Н. В. Исаевым.

Необходимо отметить, что ни в одних из мемуаров Покрышкина, изданных в Советское время, Исаев не назван своей настоящей фамилией. Например, в книге «Небо войны», изданной в 1980 году он фигурирует как «Краев». В более поздних мемуарах «Познать себя в бою», вышедших 1986 году он «Заев». Только в последнем издании «Познать себя в бою» 2007 года, вышедшего без купюр, восстановленном по оригинальной рукописи Покрышкина он назван своей настоящей фамилией.

Покрышкин описывает неоднократные стычки с Исаевым по самым разнообразным вопросам: тактики применения истребителей, количеству выделяемых самолётов для выполнения различных задач, принципам комплектования групп и т. п.

Кроме того, Покрышкин в своих мемуарах обвиняет Исаева в тактической безграмотности и отдаче множества необдуманных приказов. По мнению Покрышкина, следствием подобных приказов не раз становилась гибель лётчиков полка, в чём он прямо и обвиняет Исаева. Однако будучи подчинённым Исаева, Покрышину было трудно либо вовсе невозможно повлиять на ход событий.

После войны

В 1946 году - окончил высшие курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий при Военно-воздушной академии. После их окончания продолжил службу в Группе оккупационных войск в Германии.

Затем служил на Дальнем Востоке.

В 1951 году - окончил Военную Академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К. Е. Ворошилова.

Служил в Прикарпатском военном округе.

С 1960 года - в запасе в звании генерал-майор. Работал общественным директором мемориального народного музея г. Львов, ответственный секретарь Львовской секции Советского Комитета ветеранов войны.

Родился 24 Декабря 1911 года в Санкт - Петербурге, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества, работал в системе общепита. С 1934 года в рядах Красной Армии. В 1936 году Николай Исаев окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. За групповую победу над бомбардировщиком "Бленхейм" награждён орденом Красного Знамени.

С Июня 1941 года старший политрук Н. В. Исаев на фронтах Великой Отечественной войны. По Февраль 1942 года служил в составе 131-го ИАП, летал на И-16 и ЛаГГ-3; по Апрель 1944 года в составе 16-го Гвардейского ИАП, где летал на "Аэрокобре"; с Июня 1944 года по Май 1945 года - в Управлении 273-й ИАД.

Был командиром эскадрильи, штурманом полка, заместителем командира полка, командиром полка и дивизии.

К Февралю 1945 года командир 273-й истребительной авиационной дивизии (6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии полковник Н. В. Исаев произвёл 280 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 9 самолётов противника и 4 - в составе группы. Умело руководил боевыми действиями подчинённых. [ В своей книге воспоминаний, Н. В. Исаев указывает на 380 боевых вылетов, 9 лично сбитых самолётов и 8 - в группе. ]

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 Апреля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В 1946 году окончил курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий при Военно - Воздушной академии, а в 1951 году Военную академию Генерального штаба. С 1960 года Генерал - майор авиации Н. В. Исаев - в запасе. Жил во Львове, был общественным директором мемориального народного музея. Автор книги воспоминаний - "Этот день мы приближали как могли" . Умер 26 Октября 1988 года.

Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Кутузова 2-й степени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), медалями.

* * *

Этапы большого пути Н. В. Исаева... * * *

Список всех известных побед Гвардии полковника Н. В. Исаева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 18.08.1941 г. 1 "Шторх" Любимовка И-16, ЛаГГ-3,

"Аэрокобра".

2 20.11.1941 г. 1 Ме-109 юж. Константиновка
3 27.07.1942 г. 1 Hs-126 Рубашкин
4 29.07.1942 г. 1 FW-189 Мартыновка
5 04.09.1943 г. 1 "ФВ-187" вост. Гуглино

Всего сбитых самолётов - 9 + 4 [ 5 + 0 ]; боевых вылетов - 272; воздушных боёв - 38.

Подчёркиваю, что биографии лётчиков и руководителей авиационных ведомств различных стран существенно изменены в угоду авторского замысла, не стеснённого исторической реальностью. Поэтому не стоит соотносить персонажи книги с действительно существовавшими людьми.

Бадер Даглас Роберт (1910-1982) - британский лётчик-ас, полковник КВВС, воевал с протезами вместо обеих ног.

Галланд Адольф Йозеф Фердинанд (1912-1996) - немецкий ас, генерал-лейтенант Люфтваффе.

Гарсиа-Морато Хоакин (1904-1939) - франкистский ас, наиболее результативный лётчик-истребитель Гражданской войны в Испании.

Даудинг Хью Косволл, барон (1882-1970) - британский генерал авиации, один из руководителей КВВС.

Джонсон Джеймс Эдгар (1915-2001) - наиболее результативный британский ас Второй Мировой войны.

Ерлыкин Евгений Ефимович (1909-1969) - советский лётчик, ветеран Гражданской войны в Испании, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.

Исаев Николай Васильевич (1911-1988) - советский лётчик-истребитель, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза. В 1942-43 г.г. был командиром полка, в котором летал Покрышкин.

Копец Иван Иванович (1908-1941) - советский лётчик-ас, ветеран Гражданской войны в Испании, генерал-майор авиации.

Кузнецов Александр Алексеевич (1904-1966) - советский лётчик, ветеран Гражданской войны в Испании, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.

Ли-Мэллори Траффорд (1982-1944) - британский генерал авиации, один из руководителей КВВС.

Локтионов Александр Дмитриевич (1893-1941) - начальник ВВС РККА, назначенный на должность после общевойсковой службы и ни дня до этого не служивший в авиации. Расстрелян.

Мёльдерс Вернер (1913-1941) - немецкий ас, полковник Люфтваффе.

Покрышкин Александр Иванович (1913-1985) - выдающийся советский лётчик-ас, маршал авиации, Трижды Герой Советского Союза.

Пумпур Пётр Ионович (1900-1942) - советский лётчик, ветеран Гражданской войны в Испании, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза. Расстрелян.

Речкалов Григорий Андреевич (1920-1990) - выдающийся советский лётчик-ас, генерал-лейтенант авиации, Дважды Герой Советского Союза.

Рычагов Павел Васильевич (1911-1941) - советский лётчик-ас, ветеран Гражданской войны в Испании, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза. Расстрелян.

Сафонов Борис Феоктистович (1915-1942) - ас советского Северного Флота, подполковник, Дважды Герой Советского Союза.

Скальский Станислав (1915-2004) - польский ас КВВС, бригадный генерал.

Смушкевич Яков Владимирович (1902-1941) - ветеран Гражданской войны в Испании, генерал-лейтенант авиации, Дважды Герой Советского Союза. Расстрелян.

Хартманн Эрих Альфред (1922-1993) - немецкий ас, самый результативный лётчик в истории истребительной авиации.

Глава первая. Люди и демоны

Глава вторая. Нарушитель устава преисподней

Глава третья. Красный военлёт Бутаков

Глава чётвертая. Метаморфозы красного сокола

Глава пятая. Самолётный по пешему

Глава шестая. Разлагающийся империализм

Глава седьмая. Над всей Испанией безоблачное... некогда рассматривать облака!

Глава восьмая. Щедрости советской нет границ

Глава девятая. Сото или Кото?

Глава десятая. Бессребреники

Глава одиннадцатая. Месть

Глава двенадцатая. Курорт

Глава тринадцатая. Трудная дорога домой

Глава четырнадцатая. Польша

Глава пятнадцатая. Мистер Билл Хант

Глава шестнадцатая. Тангмер

Глава семнадцатая. Бадер

Глава восемнадцатая. Битва за Англию

Глава девятнадцатая. "День Орла"

Глава двадцатая. Лондон в огне

Глава двадцать первая. Ночное небо

Глава двадцать вторая. Тяжёлые потери и сомнительные приобретения

Глава двадцать третья. На "Кобре" в СССР

Глава двадцать четвёртая. В тылу

Глава двадцать пятая. От Эль-Аламейна до Советского Союза

Глава двадцать шестая. Покрышкин

Приложение. Некоторые упомянутые исторические личности