К какой этнической группе относятся армяне. Кто такие армяне

Наиболее распространенным вопросом в истории армяноведческих исследований был и продолжает оставаться вопрос происхождения и формирования армянскогонарода, который является спорным в некоторых вопросах. Откуда происходит армянский народ, где находится его колыбель, когда он сформировался как отдельная этническая единица и с каких времен упоминается в древнейших письменных источниках. Спорность этих вопросов или же их отдельных пунктов обусловлено не только разнообразием информации первоисточников, но и частой политической или же другой заинтересованностью занимающихся этим вопросов. Тем не менее, наличествующие факты, а также уровень современного исследования в полной мере позволяет ответить на вопрос о зарождении армянского народа и его формирования. Затронем, в первую очередь, предания о происхождении армянского народа, зафиксированные в древних и средних веках, общей линией представим наиболее распространенные теории в историографии, затем современное состояние изучаемого вопроса и сохранившиеся древнейшие факты об Армении и армянах.

В древние и средние века о происхождении армян было записано ряд преданий, наибольший интерес из которых, с точки зрения армяноведения, (в качестве первоисточников) представляют армянская, греческая, древнееврейская, грузинская и арабская версии.

а) Армянское предание

Было создано с незапамятных времен и дошло до нас с записи Мовсеса Хоренаци. Отдельные фрагменты предания упоминаются также в трудах других армянских средневековых библиографов. В данном предании можно выделить два слоя, первый – древнейших слой, был создан и существовал в дохристианские времена. Согласно древней легенде, армяне произошли от богоподобного родоначальникаАйка, который был одним из титанических сыновей богов. Вот как представляет его происхождение Мовсес Хоренаци: «Первые из богов были грозными и видными, причиной добродетелей мира, и началом многолюдия и всей земли. До них и пришло поколение титанов, и одним из них был Айк Апестостян».

В христианские времена армянское предание видоизменяется, подстраиваясь под Библейские представления, согласно которым после всемирного потопа все человечество произошло от трех сыновей Ноя – Хама, Сима и Иафета. Согласно новой христианской версии Айк считается потомком Иафета, сыном родоначальника Торгома, отсюда и данное Армении средневековыми письменными источниками название «Торгомов дом» и «Торговома нация».

Придание рассказывает, что Айк боролся с тираном Междуречья Белом, победил его и в знак этого армяне стали отмечать исходную армянскую дату (согласно известному армяноведу Гевонду Алишану это было 1 августа 2492 года).

Согласно армянской версии по имени родоначальника Айка армянский народ называется «Ай», а страна «Аястан», а по имени его потомка Арама появились названия «Армения» и «армяне». Также по именам Айка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья (От Айка –Айкашен, Араманяка – гора Арагац и область Арагацотн, от Арамаиса – Армавир, от Ераста – Ерасх (Аракс), от Шары – Ширак, от Амасии – Масис, от Гегама – озеро Гегаркуник и Гегаркунийская область, от Сисака – Сюник, от Ара Прекрасного – Айрарат и др.).

б) Греческое предание

Греческая легенда, повествующая о происхождении армян, связана с возлюбленной и распространенной в Древней Греции легендой об Аргонавтах. Согласно которой родоначальник армян, давший им имя Арменос Тесальский, который с Ясоном и другими аргонавтами участвовал в путешествии по поиску Золотого Руна, обосновался в Армении, которая и была названа его именем Армения. Предание гласит, что первоначально он жил в Тесалийском (область в Греции) городе Арменион. Более подробно это предание рассказывает греческий библиограф 1 века до н.э. Страбон, который говорит о том, что источником его информации являлись рассказы военачальников Александра Македонского. Судя по фактам, предание об армянах было создано и связано с аргонавтами в период походов Македонского, так как более ранних источников, повествующих об этом нет. По всей вероятности это имело такую же политическую направленность, как и легенды о греческом происхождении персов и медийцев. В истории есть не мало случаев, когда какой-то завоеватель для предания своим целям «правовую» форму заранее придумывает ложные основания. Таким образом осевая информация о тесалийском (греческом) происхождении армян не может считаться достоверной. О западном (фригийском) происхождении несвязные сведения остались также у греческих авторов Геродота (V век) и Евдокса (IV век). Этисведения относятся к схожести в одежде армянских и фригийских воинов и наличии многочисленных фригийских слов в армянском языке. Этим, безусловно, не может быть объяснено происхождение одного народа от другого. Фригийцы и армяне – родственные нации (имеют одно индоевропейское происхождение), следовательно, наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языке можно считать закономерностью.

в) Грузинское предание.

Грузинское предание было написано под воздействием и было записано в IX – XI вв. грузинскими авторами (Безымянный историк, Леонтии Мровели и др.). Согласно грузинскому преданию от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли многочисленные народы, от старшего сына Айоса – армяне, Картлоса – грузины, от других сыновей многие народа Кавказа. Судя по окончаниям собственных имен, это предание имело какое-то грузинский первоисточник, не дошедший до нас. Оно частично несет на себе след политической ситуации той эпохи, когда влияние Багратидов было распространенно по всему Кавказу. Этим и следует объяснять то, что родоначальник армян Айос был самым старшим из братьев.

г) Арабское предание.

Связывает происхождение армян с представлением о появлении наций от сыновей Ноя после потопа. Наиболее подробно оно изложено в трудах арабских библиографов XII-XIII веков Якути и Димашки. Согласно этому преданию от сына Ноя Яфиса (Иафета) произошел Авмар, затем его внук Лантан (Торгом), чьим сыном был Армини (предок армян), от сыновей его брата произошли агваны (кавказские албанцы) и грузины. Это предание считает родственными армян, греков, славян, франков и иранские племена. Интересно то что, это предание сохранило воспоминание, идущее из периода родственного единения индоевропейских народов.

д) Древнееврейское предание.

Было записано на страницах «Еврейских древностей» Иосифа Флафия (I век до н.э.- I век н.э.). Согласно источнику «Урос обосновал Армению». В армяноведении нет единой точки зрения по поводу первоисточника этой информации и ее достоверности. Есть мнение, что в нем говорится о сыне родоначальника Арама Ара Прекрасном. Согласно другим мнениям Урос мог быть «сыном Руса Эримены» – царем, упомянутым в клинописях Ванского царства. В ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также под именем «Урса» , а имя «Эримена» может интерпретироваться как антропоним так и в качестве названия рода.

Кроме отмеченных существуют и другие придания, повествующие о происхождении армян, которые, однако, в той или иной мере повторяют вышеупомянутые и не представляют интереса.

е) Вопрос этногенеза армян в историографии.

Начиная с V века и до XIX в вопросе этногенеза армян беспрекословно принималась армянская версия, сформированная на страницах «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, которая на протяжении многих веков для армянского народа представляла собой учебник и свидетельство по генеалогии. Однако появившиеся в науке в XIX веке новости поставили под подозрение достоверность сведений историка, и под вопрос была поставлена правдивость национальной версии о происхождении армян.

В XIX веке зародилось сравнительное языкознание, согласно которому армяне имеют индоевропейское происхождение, наряду с другими народами в доисторические времена составляли одно этническое единство и занимали одну территорию, которая в науке условно называется «индоевропейской прародиной». Вопрос происхождения этих народов в рамках этой теории связан с местонахождением индоевропейской прародины. В разные времена в науке преобладали различные версии местонахождения прародины (Юго-восточная Европа, южно-российские равнины, север Передней Азии и др.).

В XIX веке в сравнительном языкознании получила широкое распространение версия о нахождении индоевропейской прародины в Юго-восточной Европе. С другой стороны – греческие источники по поводу балканского происхождения армян выдвинули теорию о переселении армян. Сформировалось мнение, согласно которой армяне покинув Балканский полуостров в VIII-VI веках вторглись в Урарту, завоевали его и после падания последнего в VI веке создали свое государство (Ервандийское царство). Эта теория не основывается на совокупности фактов и не может считаться правдивой по нескольким причинам, она стала и до сих пор продолжает оставаться предметом политических манипуляций (в частности со стороны турецких фальсификаторов истории).

Следующая теория о происхождении армянского народа – это абесткая или асиникская теория, согласно которой армянский язык является смешанным не индоевропейским языком, следовательно, армяне не принимали участие в индоевропейском переселении и произошли от местных азиатских племен. Эта теория не могла бы устоять перед серьезной научной критикой и до их пор отрицается, так как не может быть смешанных языков: от смешения двух языков не появляется третий.

В начале 1980-х годов была пересмотрена точка зрения о том, что индоевропейская прародина в 5-4 тысячелетии до н.э. находилась на севере Передней Азии, точнее на территории армянского нагорья, в районах Малой Азии, в северном Междуречье и на северо-западе Иранской равнины. Эта точка зрения по сей день подкрепляется многими фактами и принимается со стороны большей части специалистов. Вопрос этногенеза армян получил новое объяснение. Сам по себе был отвергнут тезис о переселении армян, так как индоевропейская прародина находилась именно на той территории, где сформировался армянский народ и прошел весь пусть своего становления.

Сейчас точно можно сказать, что армяне в 5-4 тысячелетии до н.э. составляли часть индоевропейского народа и в конце 4 тысячелетия и в начале 3 тысячелетия отделились от индоевропейской общности. Именно с этого времени началось формирование армянского народа, которое происходило двумя этапами. Первый этап, который можно охаректиризовать как период родовых объединений и раннегосударственных формирований, происходил в 3-2 тысячелетиях до н.э.. На втором этапе, в V-VI веках до н.э. закончился этап формирования армянского народа за счет создания единой государственности.

Обобщив все сказанное, можно утверждать, что армянский язык и все говорящие на нем отделились от индоевропейской общности и стали самостоятельными в 4-3 тысячелетии до н.э.. Именно с этих времен армянский народ упоминается на территории Армянского нагорья, где они вели свою деятельность, существовали и создавали свою историю.

Мовсисян А.

В этой статье речь пойдет о характеристике армян как народа, как нации. Разумеется, в одной или двух статьях невозможно охватить весь набор деталей, черт, особенностей национального характера и национального менталитета армян, которые и нашли свое отражение в высказываниях и оценках выдающихся личностей разных эпох тысячелетий и столетий. Тацит. Овидий, Тамерлан, Маркс, Пушкин, десятки других имен и фамилий. Ими гениально очерчены и выделены все составляющие характеристики армян. Мозаика характеристики армян становится более богатой, насыщенной и разноцветной благодаря, газетам и журналам России, внесшим свой весомый вклад в изучение этой, почти неизученной, проблемы.
Таким образом, читатель мой, и у тебя есть возможность стать членом авторского сообщества, из идей, мыслей и высказываний которых необходимо уважительно сконструировать объективную характеристику хайского народа. А теперь послушаем великих людей, характеризующих армян как нацию: Корнелий Тацит:
Великий римский историк. Беспристрастный, высоконравственный и гуманный Корнелий Тацит, имевший мужество хвалить врагов Рима, германцев, в своих основных трудах по историографии – «История» и «Анналы» (другой название «История от смерти божественного Августа») завидно точно и метко характеризует армян следующим образом: «Этот искони двуличный народ, как по характеру, так и по географическому положению беспрестанно разрывается ненавистью к римлянам и завистью к парфянам». Это написано во второй книге названного труда Тацита. А в книге 12-й великий историк очень удачно указывает на «достаточно известное вероломство армян».
Ключевые моменты характеристики армян:
1. Около 2 тысяч лет тому назад (автор этой весьма объективной характеристики – Тацит жил ок. 56 - 117 гг. н.э.) завистливость и животная ненависть армян к другим народам, в частности, к тем, кто был культурнее и цивилизованнее гайканского племени. Вот уже более 200 лет эта ненависть и эта зависть перенесена на турков и азербайджанцев.
2. Еще 2 тысячи лет тому назад высококультурные, цивилизованные народы и мудрые ученые, и деятели культуры, здравомыслящие политики были хорошо осведомлены о вероломстве и продажности армян, чего никак не скажешь о современных западных и российских государственных руководителях.
Все характеристики, данные армянам великими людьми планеты на разных этапах культурно-исторического процесса, являются объективными. Эти характеристики заработаны самими армянами, а не продуманы специально. И в древности, и в последующие периоды эти характеристики напрашивались сами. А выдающие личности, свидетели унизительных армянских проступков и выходок основные моменты и грани этих характеристик лишь систематизировали и озвучивали. Разве случайно, что другой римский мыслитель – Овидий, живший в одно и то же время с Тацитом, тоже дает весьма нелестную, в то же время лаконичную характеристику армянам.
Овидий: «Армяне тоже люди, но дома ходят на четвереньках».
Не правда ли – странная характеристика? «Люди», «но ходят на четвереньках». Ходить на четвереньках и ползать – это почти одно и то же. Очевидно, Овидий имел в виду такие ужасающие признаки психологии армян, как привычка ползать перед теми, от кого они в данное время зависят. Дома же они тренируются, готовятся к исполнению своей исторически усвоенной, сугубо армянской роли при встрече с нужным лицом другой национальности. Ведь придя на работу или деловую встречу с должностным лицом, армянин, прежде всего, осведомляется о его настроении, расположении духа, а затем с соответствующей гримасой лица, с поддельной улыбочкой, заранее заготовленными комплиментами или же нарочито-угрюмо заходит к нему. В беседе с другим лицом высокого положения армянин неизменно улавливает каждый штрих его лица, приветливость или остроту взгляда, по ходу разговора принимает соответствующую позу домашней заготовки, искусно расставляя сети. А там, гляди, и «рыбка» в сетях. Люди, знавшие кривоносого Микояна, свидетельствуют, что и при Сталине, и при Хрущеве он постоянно пользовался этими методами и приемами, чтобы как можно глубже влезть в душу. Понятно, что все это требует расслабления дома, хоть на несколько часов возвращения к армянской сущности. А потому ходить на четвереньках, делать обезьяньи трюки – все это органически вписывается в структуру естественного образа жизни армянина. Хотя, по паспорту, он тоже человек, притом, претендующий на права собственника мировой культуры.
Армяне – единственный народ планеты, на совести и теле которого сохранились следы проклятий столетий и тысячелетий, народ, получивший на вечное хранение (!) отвратительные характеристики. Достаточно сказать, что спустя столетия после Тацита и Овидия, великий Тамерлан (1338-1405 гг.), покоривший государства, страны и народы, видавший много народов и наций, создавший могущественное государство, разгромивший Золотую Орду, совершивший походы в Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию и др., дал армянам убийственно точную характеристику.
Великий Тамерлан сказал об армянах следующее:
«История не простит мне две вещи: Первое – это то, что я хотел уничтожить армян как этноса, второе – за то, что я не сделал этого… Правда, среди армян изредка попадаются и хорошие, но в целом народ гадкий. Никогда не выскажет своих мыслей в лицо, а потому кажется культурным. Но в удобный случай зарежет».
Обрати внимание, читатель! Великий Тамерлан пришел к этим выводам спустя почти 1300 лет после высказываний Тацита и Овидия, притом, совсем на другом конце планеты – в Самарканде. Не правда ли странно? Проходят столетия, подлинная характеристика армян не меняется, т.е. не меняется их армянская сущность, так точно описанная великими людьми разных эпох и стран. Притом, эти высказывания великих людей древности и средневековья об армянах окончательно лишают армянских идеологов обвинять их в необъективности, в предвзятости их мнений. Как говорят, тут и отбрыкиваться невозможно, и свалить все на азербайджанцев – тоже глупо. К тому же, в те далекие столетия не было у азербайджанцев нефтедолларов, а черная икра вообще не ценилась…
Впрочем, что и говорить. Почитайте, уважаемые армяне, а заодно и ты, мой верный читатель, очень интересную и очень объективную книгу Лесподского «Тимур Ленг и его потомки». Приведенный нами фрагмент, почерпнут из этой книги. Для выработки полного представления о Тамерлане и его мужественно-трезвом отношении к оценкам других народов, пусть даже гадких, рекомендую также прочитать «Сказание о цолах Тимуре».
Итак, выделим из самой объективной характеристика армян данной Тамерланом великим, следующие ключевые моменты:
1. Тамерлан жалел о том, что дал обещание, но не уничтожил армян, как этническое сообщество. 2. Армяне народ гадкий. 3. Армяне лицемеры, «никогда не выскажут свои мысли в лицо». 4. Культура армянина – это показная, витринная, дежурная культура, рассчитанная на простаков и идиотов. 5. Армянин заискивает перед человеком другой национальности до поры, до времени. Но как только наступит удобный случай и подходящий момент, он зарежет.
Давайте, переместимся из средневековья в Новое время, в XIX век и обратим внимание на одну весьма существенную черту нравственного портрета, нравственной характеристики армян, которая, спустя почти пять столетий после Тамерлана, была подмечена гением человечества, великим Карлом Марксом (или, как еще совсем недавно величали его армяне: «Карлосом Маркосяном!).
«Армяне – первая нация, начавшая использовать своих женщин в качестве подстилки под другие народы, как способ выживания».
Ключевые идеи:
1. «Армяне первая нация» в мире, которая вопреки всем общечеловеческим нормам морали и нравственным принципам, еще в древности проявляла самые низменные чувства, укладывая своих жен, матерей, сестер в постель любому негодяю, лишь бы что-то урвать. Вероятно, кое-кого интересует первоисточник, откуда почерпнута приведенная выше цитата К.Маркса. Да, таким источником является одно из произведений К.Маркса, о котором я сообщу несколько позже. Но здесь хочу рекомендовать всем интересующим следующий очень важный источник: Дж.Фрэзер - «Золотая ветвь». Именно в этой книге Дж.Фрэзер, исследовавший нравы, быт, культуру, традиции и обычаи народов, выделяет эти низменные черты национального характера армян. Он показывает, что во всех грязных делах армяне использовали своих женщин как «ходовой товар», гордясь этим своим национальным ремеслом.
2. Используя свою дочь или сестру в качестве подстилки под другие народы, армяне никогда не испытывали угрызения совести, крушения нравственных устоев.
Эта мысль была подтверждена в ходе Карабахской кампании и ранее. Во время Карабахской войны каждый русский офицер был обеспечен студенткой Ереванского университета для удовлетворения его сексуальных потребностей. И что важно – молодые армянки, прилежно следуя своим историческим национальным традициям, охотно шли на это предприятие. Словом – традиции продолжаются
Национальная, духовная и нравственная характеристика армян была бы неполной, если бы мы приводили высказывания лишь отдельных личностей – пусть даже великих. А потому между мыслями выдающихся людей разных эпох мы будем давать отдельные фрагменты журнальных и газетных статей России и других стран, в которых содержатся разительные мысли, которые могли бы стать теоретической, идейной и нравственной основой для написания каждым армянином собственного нравственного автопортрета.
В вопросах изучения характера, духовного мира и нравственно-психологических качеств армян чрезвычайно большой научный интерес представляют теоретические и публицистические статьи, напечатанные в российских газетах и журналах в конце XIX – начале ХХ веков, хранящихся в государственных архивах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Значение этих статей, прежде всего, состоит в том, что в них на основе множества фактов и событий выражено общественное мнение, то, что будоражило и волновало российское общество. В этих обобщающих статьях выражена суть армянства, показано витринное и подлинное лицо армян. Авторы этих статей и подборок – патриоты России, честные и порядочные люди. Их устами говорит вся честная и совестливая Россия, говорит русский народ. В этих статьях и подборках слышится голос миллионов русских: «натерпелись!». Вот лишь один фрагмент статьи, напечатанной в газете «Русское знамя» (№ 18, 1912 г.): «Армяне достаточно показали нам в течение последних 40 лет свое лицо, свою душу, свою совесть, свое сердце, свой нравственный и умственный облик. Это народ, один из самых развращенных, самых лживых, самых злобных и самых преступных. Не создавать ему автономии должно всякое разумное государство, а напротив, лишить его всякой возможности когда-либо сделаться самостоятельным и усилить свою вредоносность» (с.293).
Обрати внимание, уважаемый читатель, в этой редакционной статье, опубликованной за подписью анонимного автора, «Кавказец», выявлены все составляющие реакционного армянства: - душа, совесть, сердце, нравственный и умственный облик (какое гениальное выражение – «умственный облик»!!!). Какой точный и беспристрастный вывод: «Это род, один из самых развращенных, самых лживых, самых злобных и самых преступных». Газета призывает российское общество, мировое сообщество быть осмотрительными и осторожными, дабы армяне не реализовали «свою вредоносность». Да, читатель дорогой! Эта филигранно-точная характеристика армян дана не турками или азербайджанцами, не мусульманами, а русскими, христианами. Неужто и на это не следует обращать внимание?
А теперь задаю вопрос тебе, читатель! Что изменилось в характеристике, духовности и нравственном мире армян за истекшее после названной публикации столетие? Как я уже обещал, в дальнейшем мы будем чередовать высказывания выдающихся личностей – а их достаточно много – с оценками газетных и журнальных публикаций, которых еще больше. В одной из предыдущих статей подчеркивалось, что эти материалы, публикации, высказывания являются своеобразными зеркалами, в которые должен внимательно всматриваться армянский народ, чтобы увидеть себя с иных позиций – с позиций эпох, тысячелетий и мировой общественности. Вот тогда и наступит момент истины, время самопознания и самоанализа. А другим, в частности, руководителями великих держав надо иметь обо всем этом хоть какое-то представление, чтобы избавиться от иллюзии, чтобы освободиться из-под влияния мифа об армянах.
Итак, вернемся вновь к мыслям и идеям известных людей прошлых эпох. На сей раз этой личностью будет Альфред Кёрте – немецкий путешественник. Он в своих «Анатолийских записках», которые посвящены известному германскому деятелю в Турции Кольмару фон-дер-Гольцу, писал: «…Почти каждый, кто в этих провинциях соприкасается с ядром народа, научается уважать и любить турков, низко ставить греков и ненавидеть и презирать армян… Везде оправдывается пословица, что грек обманет двух евреев, а армянин двух греков. Можно наверняка сказать, что если вас в Анатолии где-нибудь обманут – это, значит, вы имели дело с армянами».
Альфред Кёрте приводит слова крупного подрядчика в Эски-Шехире: «Когда я условливаюсь относительно дела с турком, то обхожусь без письменного контракта, - ибо его слова достаточно. С греком или иным левантинцем я заключаю письменное условие, ибо с ними это нужно и полезно; с армянами же я и на письме никаких дел не веду, потому что от их лживости и интриг не ограждает даже письменное условие».
Ключевые понятия: 1. Армяне достойны презрения и ненависти. 2. Армяне – обманщики. Лгуны и махинаторы. 3.Армянину нельзя верить.
Еще раз подчеркнем: это говорит немец, дотошный, педантичный немец. А не азербайджанец, не турок и не мусульманин.
А теперь обратимся к воспоминаниям начальника артиллерии Укрепленной позиции Эрзерума и Деве-Бойну, командира 2-го Эрзерумского крепостного артиллерийского полка подполковника Твердохлебова:
«За нашими спинами армяне, эти кровожадные и трусливые борцы за свободу, уже начинают резать беззащитных турок стариков, женщин и детей». И еще: «Армяне, трусливо и гнусно убегающие с поля сражения от наступающих солдат, и чрезвычайно храбры и беззаветно отважны в нападениях на одиночных безоружных, на стариков, на женщин, на детей».
Читая эти строки русского полковника, мне почему-то кажется, что он побывал на Бакинских улицах в 1918 году. Сквозь строки воспоминаний храброго русского полковника слышатся стоны азербайджанских младенцев, которых головорезы Шаумяна и Микояна живьем бросали в пылающий костер. Мне слышатся крики беременных азербайджанок, которым сыновья «мужественного» армянского народа вспарывали животы. Перед моим взором возникают образы беспомощных стариков, истекающих кровью, но не просящих пощады у тварей низкого пошиба. Вместе с тем, я хочу обратиться к этой несчастной нации и сказать – читайте, армяне! Читайте цитируемых выше авторов! Ведь для того, чтобы когда-то искоренить свои исторически приобретенные пороки, надо докопаться до их корней. А корни вашей национальной низости уходят вглубь тысячелетий. Армяне, читайте «Золотую ветвь» Дж.Фрэзера. Там все корни вашей национальной низости и бесчестья описаны мастерски. А свойственную вам характеристику человеческой низости, данную великим Марксом, живший и творивший в 1854-1941 гг. английский этнограф и религиовед Джеймс Джордж Фрэзер рассматривает еще более углубленно, более основательно. Читайте, читайте, армяне, российских и западных авторов прошлых эпох. У них вы почерпнете много ценных и мудрых советов. Если вы проявите такт и уважение к мыслям и оценкам Карла Маркса, то, несомненно, поймете хотя бы часть своих ошибок в ваших отношениях к туркам. Ведь Маркс был великим мыслителем. Он не бросал слов на ветер. Прежде чем вынести свой вердикт по отношению к армянам, он параллельно изучал турков, турецкий народ. А затем, сравнив турков с армянами, Маркс сделал следующее заявление: «Мы решительно на стороне турков, потому что мы подробно изучили турецких крестьян, другими словами, турецкую народную массу, и в ее лице мы видим одного из самых трудолюбивых и обладающих моральными качествами представителей крестьян в Европе» (Письмо К.Маркса к Либкнехту К. Архив Маркса и Энгельса. Т. 4. М., 1932, с. 380).
Мне, например, нравится данная оценка Маркса. Не будем лукавить, мне также нравится характеристика армян, данная Марксом. Но при всем, притом, трезвомыслящим армянам следовало бы задуматься над одним единственным вопросом – результатом чего являются диаметрально противоположные характеристика, данные одним и тем же мыслителем двух соседствующим народам? Ведь Маркса невозможно обвинять ни в получении взяток, ни в земляческих или родственных отношениях к туркам. Тем не менее, он превосходно характеризует турков, как «самых трудолюбивых и обладающих моральными качествами» людей, тогда как армяне характеризуются им, как существа, лишенные чувств национального достоинства и чести, готовящие своих жен, сестер и матерей к совокуплению с любым нечеловеком, лишь бы хоть чуть-чуть продвинуться по карьерной лестнице или что-то урвать. История доказала что армяне всегда «с честью и достоинством» справлялись с этой своей исторической миссией!!!

Армянский народ один из древнейших народов мира. Они проделали долгий путь через века и их история восходит к тысячам лет. В разные периоды своей жизни, армянский народ получили различные характерные черты. Вы узнаете о них позже в этой статье.

Важно отметить, что наряду с армянским народом, вавилоняне и Хеттеянин существовали. Сегодня, однако, они являются лишь частью мировой истории нет будущего, но армянский народ продолжает существовать и развиваться.

Истоки армянского народа

Истоки армян всегда были предметом историки, лингвисты и археологи придают о. Лингвисты начал обращать внимание на многие сходства, которые были индоевропейские и семитские языки. Единственное объяснение языковых сходств между ними будет движение колыбели индоевропейских языковых групп географически дальше на восток, то есть, на Армянском нагорье.

Люди населяли Армянское нагорье примерно с 2000000 до нашей эры. Люди поселились в горах с каменного века, эпохи палеолита. Армяне называют сыновей хая, который был региональный бог тогда. Источником этого является то Armenic Шумерские записи с 2700 г. до н.э., который, скорее всего, самая ранняя запись когда-либо об армянской нации.

Много подземных до исторического сайты показали существование цивилизаций в Армении с усовершенствованными сельскохозяйственными знаниями, металлургией, а также промышленным производством.

На основании другой записи (аккадские надписи) от 2300 г. до н.э., Армани находится вместе с Иб, как территории завоеванных Нар-Син.

Тутмос III Египта также упоминает народ Ermenen в 1446 году до нашей эры. Он говорит, что в земле своей «небо лежит на своих четырех столпах». До сих пор турки и курды называют армяне Эрмен я.

Царство Арарат был первым крупным государством. Он появился вокруг озера Ван в 13 веке. До нашей эры

Первые предварительно армянские племена имели ссылки в хрониках 4 – третьего тысячелетия до нашей эры. На протяжении всей истории, армянский народ унаследовал физические черты некоторых племен.

Особенно Khurrito – урартские племена сыграли большую роль в качестве наиболее распространенного этнического элемента нагорья. В связи с этим, физической основой армян была составлена.

Армянское нагорье со своим народом столкнулся со многими инвазий. Одним из примеров является экспедиции Александра Великого на восток. Армянские люди сражались с римскими легионами и Сасанидов персов. Они также остановили арабскую экспансию.

Около двух веков война между иранским и Османской империи буквально уничтожила Армению.

В 20 – м веке, Армения была разделена между империями России и Османской (Турецкой). С 1890 – х лет, турецкие власти организовали резню армянского народа, которые имели свою кульминацию в геноциде 1915-1923. Руководство младотурок Османской империи охотно воспользовалось первой мировой войной, чтобы физически удалить армянское население .

Армяне, которые жили под властью Турции должны были пройти через жестокость и в конце концов были полностью стерты. Оставшиеся в живых, однако, бежал в разных местах по всему миру. Это, позже стало известно как первым документированным геноцид 20-го века. Во время геноцида, более 1,5 миллиона армян погибли.

Армянский народ являются ethnos and the descendants of the Indo-Europeans branch.

Есть около 10 миллионов армян по всему миру. Тем не менее, только 3 миллиона людей живут в Армении. Армянские диаспоры проживают в России, Франции, Иране, США, Канаде, Украине и Грузии. Многие армяне живут также в Нагорно-Карабахской Республике. Большинство армян принадлежат к Армянской Апостольской Церкви.

Армяне имеют свой собственный и язык, который является независимой ветвью языка индоевропейской семьи.

Армяне называют себя «Ай» и страна «Айастан». Они любят свою страну, очень много, и они выражают свою любовь через искусство, литературу, а иногда даже повседневную работу.

Армения постоянно страдала от того, чтобы быть полем боя между многочисленными народами и племенами. Он также был под властью иностранного контроля. Из-за прошлое полны трудностей, армянский народ сформировал различные черты национального характера, такие как экспрессивная национальную гордость, глубокую любовь к своей земле, настойчивости, высокий интерес к наукам и ремеслам, гостеприимству, способность к самоиронии и большое чувство юмор.

К счастью, сегодня каждый армянин счастливо живет в , и все они поставили свои усилия в развитие своей страны.

Характеристики армянского народа

В большинстве стран есть свой уникальный характер, который описывает их. Их манера говорить, их реакция на вещи, и как они относятся к иностранцам много говорят о них.

Армянский народ хорошо адаптируется. Они способны легко приспосабливаться к новым условиям, такие как изменение страны (выезжающих за рубеж), изучение новых языков сравнительно легко, а также, что они имеют очень похожий на произношение на носителей языка. Это одна из наиболее важных особенностей армянского менталитета. Причиной этого может быть постоянно вынужденные миграции армян в иностранных государствах на протяжении истории.

Армяне очень гордые люди и честные, а также. Они ценят семью много и стараются изо всех сил, чтобы сохранить единство. Они также имеют огромное уважение к старшим людям и всегда учиться на их опыте. Таким образом, они передают свои знания от одного поколения к другому.

Армянские люди вежливые, hard working and very hospitable.

Они любят собираться с семьей и близкими друзьями во время особых случаев и не только. Во время этих случаев, будь то свадьбы, дни рождения или крестины, армяне всегда рады тратить свое время и деньги щедро.

Они любят собираться с семьей и близкими друзьями во время особых случаев и не только. Во время этих случаев, будь то свадьбы, дни рождения или крестины, армяне всегда рады тратить свое время и деньги щедро.

Так же, как и все, армяне имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Для того, чтобы говорить о негативе, то первое, что может быть ревность. Армяне, как правило, имеют доминирующий «ревность» ген в их характерах. Это может быть плохим, но и имеет свои преимущества, так как это является причиной, почему армяне в основномhard working people.

В большинстве случаев, они не принимают тот факт, что какой-то другой человек лучше или более обеспеченными, чем они, следовательно, они работают очень трудно, и в конце концов превосходят их.

Еще одна негативная сторона может быть, что большинство армян может быть эгоистичным. Кроме того, иногда ничто не может удовлетворить их всех. Дело в том, что они эгоцентричны заставляет их думать и заботиться только о себе и постоянно просят бесплатную помощь от других людей. Армянская поговорка, «Вы размять руку, чтобы помочь, они хотят всю руку» описывает этот символ очень хорошо.

Физические характеристики

В чистых армянин называют арийской в особенности со светлыми волосами цвета и голубыми глазами. Сегодня, однако, очень небольшой процент армян эти чистые черты. Армяне, как правило, имеют выразительные характеристики лица. Цвет варьируется от оливкового до темно, и большинство из них имеют черные или коричневые волосы. Цвет глаз варьируется от черного и ореховые до светло – серого, а иногда и синего цвета. Как правило, армяне имеют коричневый / темно – коричневый цвет глаз.

Глаза

Всем известно, что глаза являются зеркалом души. Глаза армянского народа символизируют их истинную природу вместе со своим характером. Они очень глубоко, и они показывают все трудности, они прошли.

Армяне очень хорошо, что их глаза уникальны и отличаются знают, следовательно, есть много песен и стихов, связанные с ними.

Сегодня, однако, армяне имеют различные формы и цвета глаз. Главным образом, цвет темный, коричневый или черный, иногда синий, зеленый или медового цвета.

Армяне владеют большими глазами и, как правило, их глаза держать некоторую печаль. Независимо от того, как радостно и молодых людей, они до сих пор, что всеобщая печаль в их глазах.

брови

армянские Брови

Формы бровей тоже очень разные. Армянские мужчины, как правило, имеют толстые, длинные брови искривляющими вниз глаза.

Армянские женщины, как правило, имеют арочные брови.

Волосы

Армянский волос

Как армянских государств мифологии, родоначальника армян Айка были вьющиеся / волнистые золотые волосы, которые достигли его плечи. Сегодня, однако, большинство армян имеют либо черные или каштановые волосы. Некоторые из них имеют светло-окрашенные волосы тоже, но темно является наиболее распространенным.

В прежние времена, армянские мужчины были длинные волосы. В настоящее время, однако, короткие волосы, как правило, более предпочтительно.

Женщины, в настоящее время, как и в древние времена, иметь длинные и красивые волосы в основном.

Нос

Армяне, как правило, в форме крюка (орлиный) нос. Высокий, гордый и честный; это как армяне описывают свои носы. Они на самом деле гордятся своими большими носами и часто юмористический о них.

армянская диаспора

Армянский народ общин за пределами Республики Армения, который имеет название армянской диаспоры. Есть около 10 миллионов армян по всему миру, 3 из них живет. Так, около 7 миллионов армян представляют диаспору.

Диаспора в основном сформировались после 1915 года, как прямой результат геноцида армянского народа.

В настоящее время, самые большие диаспоры существуют в России, Украине, США, Франции, Бразилии, Грузии, Ливане, Иране и Сирии.

Происхождения и формирование армянского народа

Наиболее распространенным вопросом в истории армяноведческих исследований был и продолжает оставаться вопрос происхождения и формирования армянского народа, который является спорным в некоторых вопросах. Откуда происходит армянский народ, где находится его колыбель, когда он сформировался как отдельная этническая единица и с каких времен упоминается в древнейших письменных источниках. Спорность этих вопросов или же их отдельных пунктов обусловлено не только разнообразием информации первоисточников, но и частой политической или же другой заинтересованностью занимающихся этим вопросов. Тем не менее, наличествующие факты, а также уровень современного исследования в полной мере позволяет ответить на вопрос о зарождении армянского народа и его формирования. Затронем, в первую очередь, предания о происхождении армянского народа, зафиксированные в древних и средних веках, общей линией представим наиболее распространенные теории в историографии, затем современное состояние изучаемого вопроса и сохранившиеся древнейшие факты об Армении и армянах.

В древние и средние века о происхождении армян было записано ряд преданий, наибольший интерес из которых, с точки зрения армяноведения, (в качестве первоисточников) представляют армянская, греческая, древнееврейская, грузинская и арабская версии.

а) Армянское предание

Было создано с незапамятных времен и дошло до нас с записи Мовсеса Хоренаци. Отдельные фрагменты предания упоминаются также в трудах других армянских средневековых библиографов. В данном предании можно выделить два слоя, первый - древнейших слой, был создан и существовал в дохристианские времена. Согласно древней легенде, армяне произошли от богоподобного родоначальника Айка, который был одним из титанических сыновей богов. Вот как представляет его происхождение Мовсес Хоренаци: «Первые из богов были грозными и видными, причиной добродетелей мира, и началом многолюдия и всей земли. До них и пришло поколение титанов, и одним из них был Айк Апестостян».

В христианские времена армянское предание видоизменяется, подстраиваясь под Библейские представления, согласно которым после всемирного потопа все человечество произошло от трех сыновей Ноя - Хама, Сима и Иафета. Согласно новой христианской версии Айк считается потомком Иафета, сыном родоначальника Торгома, отсюда и данное Армении средневековыми письменными источниками название «Торгомов дом» и «Торговома нация».

Придание рассказывает, что Айк боролся с тираном Междуречья Белом, победил его и в знак этого армяне стали отмечать исходную армянскую дату (согласно известному армяноведу Гевонду Алишану это было 1 августа 2492 года).

Согласно армянской версии по имени родоначальника Айка армянский народ называется «Ай», а страна «Аястан», а по имени его потомка Арама появились названия «Армения» и «армяне». Также по именам Айка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья (От Айка -Айкашен, Араманяка - гора Арагац и область Арагацотн, от Арамаиса - Армавир, от Ераста - Ерасх (Аракс), от Шары - Ширак, от Амасии - Масис, от Гегама - озеро Гегаркуник и Гегаркунийская область, от Сисака - Сюник, от Ара Прекрасного - Айрарат и др.).

б) Греческое предание

Греческая легенда, повествующая о происхождении армян, связана с возлюбленной и распространенной в Древней Греции легендой об Аргонавтах. Согласно которой родоначальник армян, давший им имя Арменос Тесальский, который с Ясоном и другими аргонавтами участвовал в путешествии по поиску Золотого Руна, обосновался в Армении, которая и была названа его именем Армения. Предание гласит, что первоначально он жил в Тесалийском (область в Греции) городе Арменион. Более подробно это предание рассказывает греческий библиограф 1 века до н.э. Страбон, который говорит о том, что источником его информации являлись рассказы военачальников Александра Македонского. Судя по фактам, предание об армянах было создано и связано с аргонавтами в период походов Македонского, так как более ранних источников, повествующих об этом нет. По всей вероятности это имело такую же политическую направленность, как и легенды о греческом происхождении персов и медийцев. В истории есть не мало случаев, когда какой-то завоеватель для предания своим целям «правовую» форму заранее придумывает ложные основания. Таким образом осевая информация о тесалийском (греческом) происхождении армян не может считаться достоверной. О западном (фригийском) происхождении несвязные сведения остались также у греческих авторов Геродота (V век) и Евдокса (IV век). Эти сведения относятся к схожести в одежде армянских и фригийских воинов и наличии многочисленных фригийских слов в армянском языке. Этим, безусловно, не может быть объяснено происхождение одного народа от другого. Фригийцы и армяне - родственные нации (имеют одно индоевропейское происхождение), следовательно, наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языке можно считать закономерностью.

в) Грузинское предание.

Грузинское предание было написано под воздействием и было записано в IX - XI вв. грузинскими авторами (Безымянный историк, Леонтии Мровели и др.). Согласно грузинскому преданию от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли многочисленные народы, от старшего сына Айоса - армяне, Картлоса - грузины, от других сыновей многие народа Кавказа. Судя по окончаниям собственных имен, это предание имело какое-то грузинский первоисточник, не дошедший до нас. Оно частично несет на себе след политической ситуации той эпохи, когда влияние Багратидов было распространенно по всему Кавказу. Этим и следует объяснять то, что родоначальник армян Айос был самым старшим из братьев.

г) Арабское предание.

Связывает происхождение армян с представлением о появлении наций от сыновей Ноя после потопа. Наиболее подробно оно изложено в трудах арабских библиографов XII-XIII веков Якути и Димашки. Согласно этому преданию от сына Ноя Яфиса (Иафета) произошел Авмар, затем его внук Лантан (Торгом), чьим сыном был Армини (предок армян), от сыновей его брата произошли агваны (кавказские албанцы) и грузины. Это предание считает родственными армян, греков, славян, франков и иранские племена. Интересно то что, это предание сохранило воспоминание, идущее из периода родственного единения индоевропейских народов.

д) Древнееврейское предание.

Было записано на страницах «Еврейских древностей» Иосифа Флафия (I век до н.э.- I век н.э.). Согласно источнику «Урос обосновал Армению». В армяноведении нет единой точки зрения по поводу первоисточника этой информации и ее достоверности. Есть мнение, что в нем говорится о сыне родоначальника Арама Ара Прекрасном. Согласно другим мнениям Урос мог быть «сыном Руса Эримены» - царем, упомянутым в клинописях Ванского царства. В ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также под именем «Урса» , а имя «Эримена» может интерпретироваться как антропоним так и в качестве названия рода.

Кроме отмеченных существуют и другие придания, повествующие о происхождении армян, которые, однако, в той или иной мере повторяют вышеупомянутые и не представляют интереса.

е) Вопрос этногенеза армян в историографии.

Начиная с V века и до XIX в вопросе этногенеза армян беспрекословно принималась армянская версия, сформированная на страницах «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, которая на протяжении многих веков для армянского народа представляла собой учебник и свидетельство по генеалогии. Однако появившиеся в науке в XIX веке новости поставили под подозрение достоверность сведений историка, и под вопрос была поставлена правдивость национальной версии о происхождении армян.

В XIX веке зародилось сравнительное языкознание, согласно которому армяне имеют индоевропейское происхождение, наряду с другими народами в доисторические времена составляли одно этническое единство и занимали одну территорию, которая в науке условно называется «индоевропейской прародиной». Вопрос происхождения этих народов в рамках этой теории связан с местонахождением индоевропейской прародины. В разные времена в науке преобладали различные версии местонахождения прародины (Юго-восточная Европа, южно-российские равнины, север Передней Азии и др.).

В XIX веке в сравнительном языкознании получила широкое распространение версия о нахождении индоевропейской прародины в Юго-восточной Европе. С другой стороны - греческие источники по поводу балканского происхождения армян выдвинули теорию о переселении армян. Сформировалось мнение, согласно которой армяне покинув Балканский полуостров в VIII-VI веках вторглись в Урарту, завоевали его и после падания последнего в VI веке создали свое государство (Ервандийское царство). Эта теория не основывается на совокупности фактов и не может считаться правдивой по нескольким причинам, она стала и до сих пор продолжает оставаться предметом политических манипуляций (в частности со стороны турецких фальсификаторов истории).

Следующая теория о происхождении армянского народа - это абесткая или асиникская теория, согласно которой армянский язык является смешанным не индоевропейским языком, следовательно, армяне не принимали участие в индоевропейском переселении и произошли от местных азиатских племен. Эта теория не могла бы устоять перед серьезной научной критикой и до их пор отрицается, так как не может быть смешанных языков: от смешения двух языков не появляется третий.

В начале 1980-х годов была пересмотрена точка зрения о том, что индоевропейская прародина в 5-4 тысячелетии до н.э. находилась на севере Передней Азии, точнее на территории армянского нагорья, в районах Малой Азии, в северном Междуречье и на северо-западе Иранской равнины. Эта точка зрения по сей день подкрепляется многими фактами и принимается со стороны большей части специалистов. Вопрос этногенеза армян получил новое объяснение. Сам по себе был отвергнут тезис о переселении армян, так как индоевропейская прародина находилась именно на той территории, где сформировался армянский народ и прошел весь пусть своего становления.

Сейчас точно можно сказать, что армяне в 5-4 тысячелетии до н.э. составляли часть индоевропейского народа и в конце 4 тысячелетия и в начале 3 тысячелетия отделились от индоевропейской общности. Именно с этого времени началось формирование армянского народа, которое происходило двумя этапами. Первый этап, который можно охаректиризовать как период родовых объединений и раннегосударственных формирований, происходил в 3-2 тысячелетиях до н.э.. На втором этапе, в V-VI веках до н.э. закончился этап формирования армянского народа за счет создания единой государственности.

Обобщив все сказанное, можно утверждать, что армянский язык и все говорящие на нем отделились от индоевропейской общности и стали самостоятельными в 4-3 тысячелетии до н.э.. Именно с этих времен армянский народ упоминается на территории Армянского нагорья, где они вели свою деятельность, существовали и создавали свою историю.

Мовсисян А.

На самом деле название «Хайастан « возникло в 20 года ХХ ВЕКА и ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ НЕ КАК НАЦИОНАЛЬЫЙ ИЛИ ЭТНИЧЕСКИЙ ТЕРМИН, А КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРМИН. Канапцян, критикуя другого армянского ученого А.Хачатряна, писал, что «А.Хачатрян в книге «Армянская история в период письмен «михи» повествует о связях страны Хайасы с армянами. Но сравнительный анализ его Хайасы с армянским термином Хайастан (Хайас+тун)(дом), то есть «дом хайасов) показывает, чтов противовес армянским грамматическим нормам он является открытой аккомодацией, ложной этимологией.

Канапцян Г.Хайаса,с.163

Канапцян писал, что в «связи с хай-армянами, не отрицая факт некоторого культурно-бытового и этнического влияния и авторитета фригийцев, нет достаточных сведений о формировании армян из этих пришлых фригийских племен, об их политическом и культурном руководстве, о родстве их языков и о том, что именно этими фригийцами было принесено из Балкан название этноса «армин».

Дьяконов И.М. Предыстория…

Моисей Хоренский писал, что « как ив настоящее время, в прошлом хаи не питали никакого интереса к наукам, к передающимся по устам песням.Поэтому излишне говорить о слабоумных, невежественный и диких людях»

История Армении Моисея Хоренского.М…,1893,с4.

В VII веке д.н.э древне – тюркского происхождения –кемерийцы(киммерийцы),сле дуя из северных степей Черного моря, пришли на Кура-Араксинскую низменность и территорию сегодняшней Армении.Не случайно, как это признают и армянские источники, что на территории нынешней Армении а 29 памятниках (11 из них мест проживания) обнаружены предметы принадлежащие скифам (сакам).Это факт, что территория нынешней Армении полностью относилась к царству Саков. Армянский автор С.Еремян писал, что племена саков захватив Кура-Араксинскую низменность, вытеснили оттуда киммерийцев, перешли на Араратскую долину, а оттуда- к басейну озера Урмия.(1)
По Канапцяну,саки возглавляли движение на юге и юго-востоке сраны «Хайаса»(2).Известный грузинский ученый Г.А.Меликишвили ещо более развивший эту мысль и подтвердивший принадлежность территории нынешней Армении древне-тюркским землям,писал, что « нахождение предметов скифского типа в районах Еревана и Севана (до 20-х годов ХХ века в армянских источниках название этого озера отмечалось как есть тюркским словом Гёйча – А.М) указывает на проживание на этих территориях киммерийцев и саков.(3)

1.Еремян С.Т. Нашествие киммерийцев и скифских племен и борьба Урарту и Ассирии против кочевников.-« Историко-филологический журнал»,1968,№2. с.93-94
2.Капанцян Г.Историко-лингвистические работы к начальной истории армян- Древняя Малая Азия.Ереван,1956,с.150
3.Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии…,с.225

Как известно, царство Саков охватывало территорию Северного Азербайджана и нынешней Армении(Западного Азербайджана).Значит, первым государственным образованием на территории Армении являлось царство Саков- государство древне-тюркского происхождения.
В БИБЛИИ данное царство называется «Ашкеназ».С этим связано и сведение армянского историка V века Корйона «Хаи из рода Ашкенази(скифов)».Эту мысль подтвержадет и Канапцян.

КанапцянГ. Хайаса.,с.151

Моисей Хоренский писал об армянах (то есть называющих себя «хай»ами), что «мы (то есть хайи) малый, малочисленный, слабый и во многих случаях,живущий под чужим господством, народ»

История Армении Моисея Хоренского.М..,1893,с.4

По признанию армянского ученого Хованнисяна, « за исключением короткого периода в древние времена, земли, простирающиеся от Киликии до Кавказа, никогда не принадлежали армянам»

Richard G.Hovannissian. The republic of Armenia. Lps-An-s. vol.2, p 332

В книге «Истороя армянского народа» отмечено, что «ещо никто ничем не доказал, что Тигран,Арташес,Артавазд и другие являлись армянами »

История армянского народа …,с.80

Известный армянский ученый В.Ишханян тоже принзал, что на территории Западного Азербайджана исторически не существовало армянских государств. Он писал, что « армяне расселились в различных частях Кавказа лишь в течении последних веков»

Ишханян Б. Народности Кавказа(Статистическо- экономическое исследование), Петроград,1916, с.16.

Добавлено через 17 минут
Территория Армении ещо более расширилась во времена местного правителя ТигранаII.Армянский автор Микаэлян пишет,что» большинство войн, которые вел ТигранаII, носили захватнический характер»

Микаэлян Г.Г. История Киликийского армянского госудаства.Эреван,1952,с51

Для подтверждения собственных предположений об империи созданной ТигранаII, Микаэльян приводит в качестве примера мнение Сталина:»Государство (империя)ТигранаII соответствует следующему выражению Сталина,что» оно не обладало собственной экономической базой и представляло собой временное, слабое военно-административное объединение,а также конгломерат племен и народов, живущих своей жизнью и обладающих своими языками»

Микаэлян Г.Г.История Киликийского армянского государства.Эреван,1952,с.31-32

Видный армянский ученый Ишханян, приглашая заблудших армянских писак на правильный путь писал,что « в дневнеисторическом смысле,истинная родина армян-«Великая Армения » располагалась в Малой Азии, то есть за пределами России(здесь именуется в виду царская Россия- А.М)»

Ишханян Б, Народностиююю, с.18

Тацит писал, что « армяне своим двуличным поведением приглашали вооруженные силы то одной, то другой стороны, по состоянию своих земель, схожести характера они близки к парфянам, смешались с ними брачными связями, свобода им чужда, они более склонны к рабству»

Тацит Корнелий.Сочинения.т.2,СПБ,18 87,с.395-396

Моисей Хоренский писал,что назначенного в 1веке правителем западной части Армении звали Горк. Перечисленные в произведении Моисея Хоренского все названия провинций Армении и имена лиц, назначенных туда Тиридадом, имеют тюркское происхождение.
Моисей Хоренский, повествуя о назначении албанского государя Арана правителем территории, расположенной к югу от Куры отмечал, что в связи с передачей Кура-Араксинкая низменность Арану, все остальные правители его рода могли получить лишь провинции, расположенные на териитории нынешней Армении.Очевидно, что провинции, расположенные на территории Армении, управлялись правителями тюркского происхождения.Несомненно и то,что эти правители являлись главами тюркских племен, проживающих на тех же территориях.

М.Хоренский.I I кн.Гл.8

Образованный в I I I веке д.н.э. в Южной Монголии союз племен Сюнну,в дальнейшем правратился в могущественное кочевое государство. В ходе внутренней борьбы Сюнну разделилась на две части, одна из которых ешо в 1 веке, покинув свои места обитания, поселилась на исконно азербайджанской земле в Зангезурской области.
То что население Сисакана являлось саками тюркского происхождения, видно и из утверждения Степана Орбелиана (X I I I век), что « сисаки являются предками не только сюннов, но и албанцев и, даже по сравнению с ними, являются более древними »(1)
Эта мысль ещо раз подтверждается видным армянским историком Адонцом Геворковым.Он, ссылаясь на древние письменные источники, писал, что «несмотря на вхождение Сюника в состав Армении, они отличались стремлением к отделению.Это, прежде всего, нужно связать с этническими особенностями страны»(2)
Он отмечал, что «и Прокопи указывал, что сюниты, а точнее сюники являлись отдельным народом, не имевшим никакого отношения к фарсам-армянам »(3)

1.Степанос Орбелиан. Из истории рода Сисакан.Научный архив института истории АН Азербайджан.Инв.,1274.
2.Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана.М.1968,с.421.
3.Адонц Н. Там же ….,с221.

Моисей Хоренскй отмечал, что правители Сюника принадлежали не к хайской, а к Сисакской династии(1)
Надо отметить, что существовавшие на территории современной Армении как государство Саков, так и указанные в древних источниках государства, принадлежащие династии иранского происхождения Ервандов и династии тюркского происхождения Арташам, не являлись политическими объединениями, называвшими себя «хаями».С другой стороны, в древних греческих иармянских источниках тюрков представляли фарсами.Это признают и армянские авторы.Юзбашян писал, что« некоторые авторы, например Аристакес Ластивеверци, пытаясь придерживаться рамок классической лексики, называл тюрков фарсами »(2)

1.Моисей Хоренский.кн.1, гл12.
2.Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи багратидов и Византия IX-XI вв. М…,1988,с.217.

По словам армянского историка V века Фавста Бюзанда, армяне лишь чисто внешне приняли название «христианин », так как идолопоклонничество всё ещо продолжает проявляться в разных сферах общественно- политической жизни.

Налбандян В.С.Армянская литература.М..,1976,с.18

К книге «История армянского народа» говорилось, что «насильное распространение христианства, его крайне натерпимое отношение другим идеологиям,оказала существенное отрицательное воздействие на развитие армянской культуры»

История армянского народа.,с.89

Армянский историк Фавст Бюзанд писал, что когда из-за внутренний распрей правитель из династии Аршаков Вараздат (374-380) бежал в Рим, страну возглавил Манвел Мамиконян.Когда сын Варазда Пап убил брата Манвела Мишеля, Манвел сказал ему:
«Мы(то есть китайцы) не являемся вашими рабами, мы ваши друзья и даже выше вас.Так как наши предки были правителями страны китайцев(имеется в виду Китайский Туркменистан) и в результате распрей, возникших между братьями дабы ещо раз не допустить кровопролития между братьями, мы отдалились оттуда (то есть от Китайского Туркменистана), чтобы обрести покой и, придя сюда, поселились здесь (то есть в Армении)»