Как излечить отношения с шефом и начать работать спокойно. Конфликт с начальником

От конфликтной ситуации на работе не застрахован никто. Любой работник хотя бы раз сам был участником такого конфликта, или наблюдал его со стороны. Далеко не все задумываются над тем, как уладить конфликт на работе, и предпочитают действовать импульсивно. Но такие знания необходимо получить каждому работнику: когда-нибудь они пригодятся.

Как не допустить рабочего конфликта

Для начала приведем несколько правил, придерживаясь которых, вы с большой вероятностью сможете избежать конфликтных ситуаций на работе.

  1. Правильно выбирайте место работы. Многие конфликты возникают по причине того, что работника не устраивает маленькая зарплата, отсутствие карьерного роста и так далее. Когда вы находитесь на этапе собеседования в компанию, надо хорошо разузнать все существенные для вас моменты. По крайней мере, о возможности карьерного роста точно можно разузнать.
  2. Знайте свои обязанности. Конфликты часто возникают, когда работник неправильно понимает свои должностные обязанности. Или кто-то из коллег нагло пытается спихнуть на него свою работу. Поэтому свои рабочие обязанности надо хорошо уяснить. Как правило, на всех должностях есть должностная инструкция и безусловно, её надо придерживаться. Но, как говорится, «хочешь всех разозлить - действуй в рамках инструкции». Поэтому не исключается периодическая помощь коллегам в их работе, периодическое выполнение просьб начальства «сделать то, что в прямые обязанности не входит». Здесь важно не допустить, чтобы вам сели на шею и уметь мягко отказывать.
  3. Умейте слушать чужие точки зрения. Нередко конфликты возникают из-за несовпадения точек зрения коллег по тому или иному рабочему вопросу. Важно уметь выслушать того,чье мнение отлично от вашего.
  4. Не давайте повода для конфликта: исключите опоздания, грубость, хамство со своей стороны.
  5. Не участвуйте в сплетнях. От сплетен может родиться самый неприятный конфликт - межличностный. В отличие от рабочего, преодолеть его куда сложнее. Если вы не будете сплетничать на работе, то снизите вероятность межличностного конфликта в разы.

Если все-таки конфликт случился, попробуйте выполнить нижеследующие рекомендации.

Конфликт с коллегой

Зачастую конфликт с коллегой оканчивается взаимной отчужденностью. Это не так страшно, ведь работа создана для того, чтобы работать, а не чтобы заводить друзей-приятелей. Гораздо страшнее, когда вам начинают грубить, хамить, и даже подставлять вас. В таком случае:

  1. Не пытайтесь отплатить той же монетой. Холодной вежливости будет достаточно. С другой стороны, это не значит, что нужно терпеть прямые оскорбления. Если коллега переходит все границы, вам нужно спокойно ответить что-то вроде: «Извините, Мария Ивановна, я не могу продолжить с вами беседовать в подобном тоне. Я готова продолжить после ваших извинений». Подобная фраза поставит обидчика в тупик, так как го оскорбления нацелены вызвать у вас эмоции.
  2. Не обсуждайте с коллегами произошедшее. Работа есть работа, и даже коллега, которого вы считали приятелем, может оказаться отнюдь не таким.
  3. Не реагируйте слишком эмоционально. Сложно удержать в себе эмоции, но вы старайтесь. Что же теперь, из-за каждого дурака рыдать и увольняться? Если вы чувствуете, что сейчас заплачете или совершите необдуманный поступок - выйдите из кабинета на нейтральную территорию. Например, в туалет. Успокойтесь.
  4. Поговорите с начальством. Это на случай, когда над вами кто-то из коллег в открытую издевается или начинает подставлять. Не бойтесь, что вас посчитают доносчиком. Здесь важно правильно преподнести информацию. Например, начать с того, как вам дорога ваша работа, и вы очень расстроены, что из-за разногласий в коллективе ваша производительность труда может снизиться.

Если вы работаете в крупной компании, то в ней может быть специальная служба по урегулированию конфликтов - комплаенс. Узнайте о её наличии и, если что, обращайтесь туда.

Конфликт с начальником

При конфликте с начальником все немного сложнее. Как только вы поняли, что произошел конфликт (допустим на вас грубо наорал начальник), не пытайтесь возражать и орать в ответ. Не пытайтесь доказать начальнику, что вы на самом деле хороший работник и зря он так с вами. Выслушайте все до конца и молча уходите (дверью не хлопать). Проанализируйте ситуацию. Возможно, то вы и правда где-то допустили оплошность.

Основные признаки, по которым можно определить правоту начальства:

  1. Критикуется исключительно ваша работа, а не ваша личность;
  2. Вам регулярно делали замечания по одному и тому же недочету в работе (например по срокам выполнения работы);
  3. Вам высказывали недовольство вашей работой другие коллеги;
  4. Начальник недоволен, так как ваши действия приводят к негативным последствиям для фирмы (например она получает штрафы за просрочку вашей работы);
  5. Вас ругают не при всех коллегах, а только с глазу на глаз.

Если вы сами виноваты, то позже зайдите к начальнику и скажите, что свои ошибки вы поняли, и постараетесь впредь их не совершать. По возможности предложите варианты решения проблемы. Уясните критерии оценки работы. При необходимости попросите помощи, если что-то не понимаете в работе.

Но бывает и так, что вам попало от начальства незаслуженно. Вполне может быть, начальник просто был не в духе. Особенно если конфликт произошел у вас впервые. Поэтому если вы зайдете через некоторое время после конфликта и скажете что-то вроде «Иван Иванович, вы не могли бы еще раз высказать претензии к моей работе?», может оказаться, что никаких претензий и нет.

Может случиться и так, что вы просто не нравитесь начальству. Об этом может свидетельствовать следующее:

  1. Подвергается критике не только и не столько ваша работа, а ваша личность. Например, вы не так говорите, не так выглядите, и так далее.
  2. В голосе начальника чувствуется презрение; вы чувствуете, как от замечаний вам начальник получает удовольствие.
  3. Недовольство вам высказывается регулярно, но по разным поводам и в разное время.
  4. Начальник кричит на вас при коллегах.
  5. Начальник никак не может адекватно сказать, по каким критериям он оценивает работу.

Выйти из такой ситуации непросто. Главное - не стать вечной жертвой. Попытайтесь пресекать попытки критики вашей личности. И главное - всегда сохраняйте спокойствие. Отвечая агрессией на агрессию, вы даете повод начальнику снова и снова на вас кричать. Старайтесь почаще уточнять границы участка вашей работы, ваши обязанности, критерии оценки работы, сроки выполнения работы.

Если выйти из конфликта никак не удается, можно привлечь к делу начальство своего босса. Но такое бывает только в крупных фирмах. Если у вас в фирме такого нет - что же, вероятно, придется искать новое место работы. Не нервничать ведь всю жизнь из-за начальника-самодура.

Видео

Видеоматериалы помогут вам понять, как улаживать рабочие конфликты.

О том, как нужно вести себя в конфликте с руководителем в такой ситуации, рассказывает психолог, психофизиолог и БОС-терапевт Центра психосоматической медицины и психотерапии «Алвиан» города Москвы Галина Андерсон .

Поскольку мы не можем избежать конфликтов, необходимо научиться правильно реагировать на них, чтобы уменьшить их негативное воздействие на своё эмоциональное и психическое состояние.

Если же конфликта с начальником избежать не удалось, нужно постараться сделать всё, чтобы достойно выйти из конфликтной ситуации. Для этого необходимо соблюдать определённые правила.

Правило 1. Не дать конфликту разгореться

В конфликтах с руководством страдающей стороной всегда являются подчинённые, потому что рядовые сотрудники в соответствии с занимаемой должностью не могут приструнить своего руководителя.

Поэтому, если конфликт с начальником всё-таки возник, наша задача — не «подкидывать хворост в огонь», а постараться смягчить острые углы и выровнять ситуацию, чтобы конфликт не дошёл до взаимных обвинений. Лучшей стратегией для этого будет спокойное, уверенное и уравновешенное поведение. Постарайтесь реагировать на конфликт без эмоций: говорите с начальником, не повышая голоса, и со спокойными интонациями, но чётко и уверенно — это подействует на него отрезвляюще, необязательно успокаивающе.

Правило 2. Понять, почему руководитель ведёт себя таким образом

Причины конфликтов с начальством могут быть разные.

Возможно, это личные проблемы руководителя. Он может быть человеком с неуравновешенной психикой и отыгрываться на подчинённых только потому, что обладает властью это делать.

Понять причины конфликта помогут ощущение собственной правоты и осознание того, что конфликтное поведение руководства — это не ваша проблема.

Тема для размышлений

Нужно ли избегать конфликтов? Некоторые люди на интуитивном уровне стараются всеми способами избегать конфликтов с руководителем. Лучше всего смягчать конфликты или уклоняться от них умеют женщины. Мужчины по натуре более вспыльчивы и больше склонны к протестам и агрессии. Если возможно, нужно постараться не поддаваться на провокацию, хотя это получается не всегда. Есть и другой способ избежать конфликта – сменить тему общения или перевести его в шутку. Но часто использовать такой метод не стоит, иначе вас сочтут человеком несерьёзным, уходящим от решения проблемы. Шутить с начальником тоже нужно очень осторожно: если руководитель не оценит ваш юмор или неправильно его истолкует, это только усугубит назревающий конфликт.

Правило 3. Не занимать позицию жертвы

Многие руководители в конфликтных ситуациях привыкли кричать на подчинённых, и с этим, к сожалению, ничего нельзя сделать: каждый «токсичный» руководитель считает, что власть даёт ему право не контролировать свои эмоции и в любой ситуации вести себя так, как ему заблагорассудится.

Своим поведением руководитель на подсознательном уровне вовлекает своих подчинённых в игру «преследователь — жертва». Приняв эту игру, подчинённые невольно ставят себя в положение последней и всё время пребывают в этой роли. Таким образом, начальник играет роль обвинителя, а подчинённые испытывают чувство вины и вынуждены постоянно оправдываться.

При конфликте с руководителем спросите себя: какую роль вы играете в конфликтной ситуации? Если во время конфликта вы говорите с руководителем дрожащим голосом, извиняетесь и оправдываетесь, даже не чувствуя за собой никакой вины, это означает, что вы оказались в роли жертвы. Такая позиция является особенно слабой и уязвимой, и необходимо сделать всё возможное, чтобы её избежать.

Правило 4. Быть твёрдым в своей позиции

Если вы приняли решение не брать на себя роль жертвы, будьте тверды в этом убеждении. Скажите себе: «Я не чувствую себя виноватым и не буду оправдываться, и своё поведение я буду выстраивать, исходя из этой позиции». Это очень важно, потому что все те слова, которые мы говорим, и те интонации, которые звучат в нашей речи, всегда исходят из нашего внутреннего самоощущения. И если человек убеждён в том, что у него есть право отстаивать свою точку зрения, он будет делать это спокойно, уверенно и весомо, и тогда его начальник будет вынужден прислушиваться к его мнению.

Правило 5. Если конфликтов избежать не удаётся, нужно научиться реагировать на них сдержанно и спокойно

Если конфликты с руководством происходят часто, не следует впадать в депрессию, панику или состояние беспомощности. Нужно научиться воспринимать их не как неразрешимую проблему, а как задачу, которую можно решить, изменив к ней своё отношение.

Почувствовать себя увереннее в конфликтной ситуации поможет диафрагмальное дыхание: свободно вдохнуть, позволив воздуху заполнить лёгкие до нижних отделов, и медленно выдох-нуть. Говорить постарайтесь на выдохе, произнося слова чётко, не торопясь, уверенно. Для сохранения спокойствия и эмоциональной стабильности, приобретения навыков переключать внимание со стрессовых факторов и тем самым снижать нервное напряжение во время конфликта существует методика психоэмоциональной саморегуляции с использованием биологической обратной связи (БОС), освоить которую вам поможет психолог, специализирующийся на БОС-терапии.

Во все учебники мира, в каждую энциклопедию давно пора вписать красным пером, что мир уже 10000 лет не делится на такие глупые категории, как добрые и злые, хищные и травоядные, оптимисты и пессимисты. Даже такие близкие к истине категории, как люди, чистящие банан с жопки или с хвостика, и люди, которые выбрасывают использованную туалетную бумагу в специальную урну или прямиком в водопроводные недра, отбились от истины. Человечество делится ровно на два типа: начальники и подчинённые. Именно эти высокие отношения прекрасно характеризуют царящий вокруг идиотизм, даже «свободные художники», фрилансеры и прочие титаны независимого труда на время заказа и выполнения работы подчиняются вкусу и требованиям заказчика.

Где в этих отношениях добро, а где зло так сразу и не скажешь: и те, и другие шкодят так, что стыдно становится. Однако совершенно ясно одно: и те, и другие – люди, даже начальники. И, как всякий человек, твой начальник – личность восприимчивая, злопамятная и ранимая. То есть работаешь ты с бумажками на сложном производстве по имитации трудовой деятельности, работаешь второй год без отпуска, устав от постоянных замечаний и суматошной неразберихи офиса, а потом, как БАБАХ-ТРАХ-ТИБИДОХ, срываешься. Ведь каждый рано или поздно переживает тот злосчастный момент в жизни, когда ему кажется, что он разбирается в делах организации лучше своего начальства, и в этот самый момент ты публично указываешь шефу на его ошибки. При всех подчинённых, при уборщице тёте Зое ты с остервенением , делающего мясную отбивную из бездыханной тушки Романа Рейнса, развенчаешь «культ личности» своего начальства. Всё рассказал, всё доказал, всех, кого хотел, обосрал. Может быть, всё сказано по существу, только есть одна загвоздочка: тебе ещё работать под неустанным руководством своего начальника (если тебя, конечно же, не уволили за ораторские способности).

Начальник это запомнит и приложит все усилия, чтобы превратить твоё выполнение профессиональных обязанностей в Ад, который и не снился жителям осаждённого Константинополя. Он будет насиловать тебя во всех позах с особым цинизмом и невиданной доселе изощрённостью. И тут два выхода: либо уходить (только вот куда?), либо мириться.

Конечно, причин для ссор может быть масса: может, ты просто достал руководство постоянными опозданиями, невыполнением поставленных задач в срок, а может, недоброжелатели поделились с начальством теми похабными шуточками, которые ты отпускал в его адрес, петросянствуя в курилке, а может, ему просто морда твоя не нравится, уж больно ты похож на учителя физкультуры, который издевался над ним в молодые годы. Разницы никакой, просто как-то в нашу редакцию поступил плач одного нашего читателя, дерзнувшего указать боссу на ошибки, потому мы и привели сей пример. Неважно, в чем причина ссоры: будем мирить тебя с начальством! Не время трусливо писать заявление об уходе, настала пора хоть раз в жизни пройтись по пути наибольшего сопротивления.

Кто прав, кто виноват


Значит так, сокол ясный, иногда, чтобы добиться положительного результата, нужно засунуть свою гордость в места, которые народу не принято демонстрировать. Знаешь старую притчу?
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них всё не мог дождаться того времени, когда наставник сделает его самого мастером. Дни шли, обида копилась, и решив, что он стал лучше своего мастера, подмастерье задумал показать остальным ученикам, кто в их секте папочка. Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Ты чё меня разводишь? Я тебя по статье уволю, тварь. Пошёл вон отсюда, гавночист!
Подмастерье ушел и устроился кассиром в «Пятёрочку», а мастер так и продолжил тянуть деньги из своих учеников.

Так что в сложившейся ситуации гораздо проще извиниться, а не доказывать свою правоту. Особенно если вина лежит и на твоих плечах. Тактично извинись, пообещай, что больше так никогда не будешь.
Не нужно давать клятв и говорить высокие слова, склоняясь перед руководителем и предлагая ему в услужение свою жизнь. Без цирка, добровольное признание своих ошибок куда действеннее.

Сложный человек и грамотный подход

В ситуациях, когда виноват начальник, всё куда сложнее. Пытаться доказать ему свою правоту – себе дороже, такое может спровоцировать новый конфликт. Многое зависит от психотипа руководителя: если это человек, для которого проще отрезать палец, чем признать свою ошибку, то бесполезно с ним о чем-то говорить. Если это личность более-менее адекватная, не ослеплённая высоким положением и выписыванием премий, то шанс на успех есть. Только будь предельно деликатным и предоставь не менее 10 доказательств верности своих теорий и предположений. Доказать свою важность, нужность и незаслуженное презрение можно только в том случае, если они пойдут на пользу всему предприятию. Так что мысли в этом ключе.

Сам виноват


Если дело в твоей омерзительной работе, то в этой ситуации, что называется, нужно скосить под дурачка, попросив своего босса указать тебе на ошибки. Ты и сам должен их знать, тебе про них обязательно скажут, но тут важно нечто иное – показать твою заинтересованность рабочим процессом и раскаяние над случившимся. Разумеется, исправиться нужно чуть быстрее, чем моментально, показав, что ты не подхалим, но человек, который действительно дорожит и переживает за свою работу. А следующий месяц работать в ритме нон-стоп и браться за любую работу, будто ты мерзкая староста-отличница, зарабатывающая пятерки не знаниями, а повышенной активностью.

Мораль и этика процесса

Подлизаться к начальству очень просто, достаточно показать чудеса гибкости своего языка и льстить так, как не льстили товарищу Сталину. Однако помни, что после этого можно потерять всякое уважение. В ситуациях, когда руководитель вытирает об тебя ноги и относится к тебе, как Рамси Сноу к Теону Грейджою, терпеть не нужно. Вот тогда начальника можно осадить потоком мысли и фактов, и если он трусливое ничтожество, то успокоится, а ежели нет, то вали оттуда, парень.

Многие конфликтные ситуации возникают на рабочем месте спонтанно и проходят сами собой. Не нужно забывать, что все мы люди, и у всех бывает плохое настроение, самочувствие или проблемы дома, но это не значит, что можно допускать к себе совсем хамское отношение со стороны начальника. Знай меру во всем, и живите дружно.

Самое главное – это ненависть, сидящая глубоко внутри твоего сердца. Ты можешь ненавидеть руководителя даже после примирения, но твоё зло должно оставаться внутри тебя. Жирный, тупой, ни черта не понимающий в ремесле профан – таким ты видишь своего босса, но это не значит, что он таковым является. Просто твои апатия и врожденная ненависть не дают взглянуть в его маленькие поросячьи глазёнки через призму истины.

Тут полезно вспомнить ещё одну старую притчу о ненависти:
Мастер боевых искусств, состарившись, взял себе учеников и решил, что он больше не будет участвовать в боях. Молодой воин, возомнивший себя искуснее и сильнее, вызвал опытного мастера на бой.
Учитель не отозвался на его просьбу, и тогда самоуверенный юнец стал провоцировать мастера, оскорбляя старого воина и его предков. Но мудрый мастер продолжал игнорировать нахала, и юнец, отчаявшись, ушёл.
Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:
- Неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?
Тогда старый мастер сказал:
– Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит этот подарок?
- Конечно тому, кто его дарит!
- Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью. Если мы их не принимаем, то они остаются у дающего. Так что это его мать – тупая шлюха.

Поэтому держи себя в руках и будь дипломатичен, ведь искусство дипломатии помогло наладить мир и избежать множества конфликтов.

Недопонимание между начальником и подчинёнными - явление не редкое. И порой ссоры с руководством заканчиваются увольнением. По мнению психологов, существуют определённые правила, следуя которым можно уладить конфликт и не потерять любимую работу. Рассмотрим несколько самых распространённых ситуаций.

Вы мало получаете

Вы работаете на фирме 10 лет. Начальник принял на работу молодого сотрудника и назначил ему такой же оклад, как у вас. Вы считаете, что это несправедливо, ведь ваш опыт и преданность работе приравняли к навыкам новичка.
Чтобы вам повысили зарплату, не обязательно повышать голос на начальника

Что делать? Не пытайтесь выместить обиду на молодом коллеге, не оскорбляйте его и не стройте ему козни. Поговорите с начальником, спокойно выскажите своё недовольство. И вместо того чтобы возмущаться зарплатой новенького, лучше попросите прибавки себе и обоснуйте свою просьбу.

Вы старше своего начальника

Порой попытки шефа руководить вами задевают ваше самолюбие, ведь вы уже вовсю грызли гранит науки, когда он ещё только учился ходить.

Что делать? Вы обязаны следовать указаниям руководства. Но если чувствуете, что шеф в чём-то не прав, поделитесь с ним правильным, на ваш взгляд, решением. Хороший начальник всегда оценит свежие идеи.

Вас подсидели

Несколько лет вы преследовали цель занять более высокую должность. Недавно это место освободилось, но начальник взял не вас, а какую-то девчонку со стороны.
Что делать? Объясните шефу, что достигли максимальной компетенции в своей работе и могли бы принести большую пользу, занимая такую-то должность. Поинтересуйтесь, как начальник видит ваше дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. Вероятнее всего, он примет решение, устраивающее вас обоих.

Вы слишком болтливы

Начальник узнал, что вы нелестно о нём отзываетесь. Он ищет поводы, чтобы вас уволить, и ваши отношения переросли в психологический поединок. Что делать? Никогда не отзывайтесь плохо ни о боссе, ни о коллегах. Если уж такое случилось, инициатива поговорить и извиниться должна исходить только от вас.
И напоследок общий совет подчинённым и начальникам. Во время конфликта вы рискуете стать заложником своих слов. К примеру, в запале вы громко объявите, что увольняетесь. Но пройдёт время, вы успокоитесь, однако из-за гордости вынуждены будете уйти с хорошей работы. То же самое и с начальником: в разгар конфликта при сотрудниках он пригрозит вас понизить в должности. Спустя несколько дней всё утрясётся, но гордость не позволит ему забрать свои слова обратно, поскольку остальные подчинённые могут подумать, что он проявил слабость. Поэтому во время ссор очень важно следить за тем, что вы говорите.

В тему

Сколько вы стоите? В Интернете есть сайт zarplatomer.ru с анкетой. Достаточно ответить на несколько вопросов по вашей профессии, и зарплатомер определит уровень заработной платы, соответствующей вашей квалификации и региону проживания, с учётом предложений на рынке труда.

Мы посчитали, на какую зарплату могут рассчитывать медсестра, продавец продуктового отдела и бухгалтер в Воронеже и Москве, имеющие опыт работы, профессиональные сертификаты и высшее образование.На сайте зарплата указана в долларах, мы перевели её на отечественную валюту. Так, если верить зарплатомеру, медсестра в Воронеже стоит 2250 - 2800 руб., в Москве - 3600 - 4350 руб. Продавец у нас может заработать 6800 - 8350 руб., в столице - 10700 - 13000 руб. Бухгалтер в Воронеже может рассчитывать на зарплату 13700 - 16700 рублей, в Москве - 21500 - 26300 рублей.