Как выйти из творческого ступора. Да пребудет с тобой вдохновение: как преодолеть творческий ступор

Alex Cornell

Известный блогер, музыкант и дизайнер Алекс Корнелл

Столкнувшись в очередной раз с творческим кризисом, решил задать двадцати пяти креативщикам вопрос: «К каким средствам вы обращаетесь, чтобы в повседневной профессиональной рутине не терять творческого вдохновения?» Как дизайнер и ожидал, ему представили множество стратегий, начиная с прослушивания в полном одиночестве в лесу «Boards of Canada», заканчивая приготовлением шторма и ожиданием просветления ума.


Nicolas
Felton

Графический дизайнер, Нью-Йорк

У меня еть несколько тактик, которые позволяют мне поддерживать мой поток креативности. Я чередую течение моей жизни, как севооборот в сельском хозяйстве. В нечетные года я стараюсь больше путешествовать и в основном работаю с персональными проектами и личными инициативами. А в четные годы я предпочитаю больше работать и зарабатывать, чтобы потом отправляться в длительные путешествия. Например, в 2005 году я провел пять недель в путешествии вокруг света. В 2007 году я ездил в Непал, Китай и Тибет на три недели. Эти поездки были настолько впечатляющими, что я возвращался за свой рабочий стол с головой полной мыслей и идей.


Графический дизайнер, Бельгия

В творческий ступор я впадаю весьма редко, у меня в голове постоянно бурлит большое количество разнообразных идей. Все остальное вопрос времени и приоритетов. Уже целый году я то начинаю, то бросаю, то снова продолжаю работу над гарнитурой. И этот процесс доставляет мне огромное удовольствие, а также дает бесценный опыт, но это и мешает мне работать над каким-либо другим проектом. Поэтому можно сказать, что я впадаю в своего рода интеллектуальный ступор: хочу развиваться и продолжать двигаться дальше, но не раньше чем закончу проект с гарнитурой. Я могу назвать себя медлительным и дотошным, мне хочется, чтобы все было идеально. Так я продолжаю бег по кругу. Сама идея гарнитуры мне в голову пришла в то время, когда я просматривал старый шрифт, который я сам разработал (да-да, иногда моя собственная работа тоже может стать источником вдохновения, для этого и нужны записки и наброски), постер Wim Crouwel «Hiroshima» и винтажную обложку книги. Поэтому предметный фактор срабатывает в конце концов.


Audrey
Kawasaki

Художник, эротическая живопись, Лос-Анджелес

Когда у меня возникает чувство, что я впадаю в творческий ступор, то это случается по той причине, что я отвлекаюсь и думаю о чем-то не относящимся к моей работе. Или я просто не могу спокойно сидеть и сконцентрироваться на том, что мне необходимо делать. Чтобы с этим справится, на протяжении многих лет я просто включала музыку в наушниках, или смотрю разного рода информационные передачи. Их прослушивание во время работы дает возможность моему мозгу работать в двух направлениях: освобождать от ненужных мыслей творческую составляющую и спокойно трудиться. Создавать своего рода барьер для ежедневных отвлекающих факторов и разделять себя на две части — это самый лучший для меня способ, который позволяет войти в медитативное состояние во время написания картины.

Khoi Vinh

Руководитель группы дизайнеров ресурса NYTimes.com

Много рисовать и читать. Чтение я могу сравнить со стратегией: это постоянное пополнение запаса идей, метафор, точек зрения, деталей. В своей голове ты хранишь все прочтенное для того, чтобы позднее в твоем распоряжении оказался внушительный каталог «отправных точек». Рисование дает возможность активировать всю информацию, которая храниться в голове и помогает решать поставленные задачи. Сам процесс рисования представляет собой визуализацию различных идей и позволяет классифицировать большое количество элементов, установить между ними неожиданные связи. Главное – рисовать быстро и не отвлекаться на технику исполнения. Только так можно удержаться в рамках контента и не зацикливаться на форме.


Kalle
Gustafsson

Фотограф, Швеция

Если у меня появляется ощущение нехватки вдохновения, значит нужно взять тайм-аут. В моем случае это самый лучший вариант. Я уезжаю на неделю или две в отпуск, чтобы просто слушать и смотреть. Я смотрю на людей, слушаю музыку. Я мог бы сказать, что меня вдохновляет все вокруг, независимо от места и времени. Чтобы найти вдохновение нужно просто выйти за рамки привычной работы и отвлечься.


Иллюстратор, дизайнер, Атланта

Когда у меня возникает необходимость в источнике вдохновения для запуска креативных механизмов, то я обращаюсь к экспериментальной музыке, дизайну или кинематографу середины прошлого века, дикой природе и многому другому. Для достижения максимального творческого потенциала мне необходимо одновременно сидеть в лесу, слушать «Boards of Canada», смотреть сериал «Безумцы».


Chad
Hagen

Дизайнер и художник, Миннеаполис

Все время оставаться креативным – это тяжелый труд. Если быть честным, то я не думаю, что был достаточно талантлив, когда поступал в школу искусств. Мне необходимо было трудиться для того, чтобы оставаться креативным. Единственное, что меня заставляло сфокусироваться, это мое бесконечное желание быть хорошим художником. И об этом я думал постоянно, если я буду постоянно заниматься тяжелым трудом, изучать изобразительное искусство, как сложные и не очень математические уравнения, то я смогу расслабиться и делать крутые вещи, а также позволять событиям идти своим чередом.

Если со мной случается творческий ступор, лучшим способом с ним справиться будет то место, в котором мне захотелось бы стать еще лучше. А для этого мне нужно взглянуть на работы других людей. На мой взгляд, нет способа лучше зажечь собственный творческий потенциал, чем посмотреть на удивительные вещи, которые сделали другие люди. Подобные вещи можно увидеть в музеях, галереях, на выставках. Меня это всегда вдохновляет, а также пробуждает желание вернуться за работу и сделать что-нибудь стоящее.


Фрилансер, иллюстратор, Англия

Я могу дать несколько советов: В первую очередь необходимо отвлечься от компьютера/набросков/записной книжки, прогуляться по улице, посетить новый город. Как-то раз я сидел в кафе в Берлине, и мне в голову пришло такое количество идей, что я даже не представлял, что с ними делать теперь. Иногда я посещаю библиотеку и закапываюсь в старых изданиях по графическому дизайну или журналах по фотографии. Из них я выхватываю вещи, которые просто поражают мое воображение. После этого я иду домой и распечатывают их или вклеивают в мою книжечку для журнальных и газетных вырезок. В моей голове после этого обычно остается еще масса идей.


Kim
Holtermand

Фотограф, Дания

Каждый раз, когда у меня заканчиваются идеи, я обычно слушаю музыку, чтобы вернуть прежнее расположение духа. Для меня она является колоссальным источником вдохновения. Многие мои роботы создавались при прослушивании таких музыкантов как Sigur Ros (самые любимые), Max Richter, Trentemøller, M83, Helios, Dead Can Dance, Jonsi and Alex, Air, Olafur Arnalds, Johann Johannasson … список можно продолжать до бесконечности. Музыкальная меланхолия создает у меня определенное настроение, в котором легко начинают продуцироваться идеи.


Erik
Spiekermann

Легендарный немецкий типограф

1 Избегай (Сделай что-то другое, создай резервную копию данных, помой машину, выполни поручения и так далее). 2 Думай (Постарайся расслабиться и подумать о проблеме, дай волю своему мышлению). 3 Исследуй (Ищи подходящий материал, просмотри бывшие проекты. Главное избегать Googlе, чтобы найти что-то стоящее и полезное необходим очень много времени). 4 Собирай (Много всяческого хлама есть у каждого. А именно среди него должно оказаться то, что будет наиболее полезным). 5 Делай наброски (Рисование – это очень классная штука, даже если у тебя нет таланта к рисованию. Визуализация простых вещей помогает воплощать их в жизнь). 6 Реконструируй (Проблему нужно разбить на части и на каждую из них посмотреть отдельно, а после этого собрать все части вместе).


Si
Scott

Иллюстратор, графический дизайнер, Англия

Творческие кризисы у меня случаются весьма часто (как и у большинства творческих людей, насколько я полагаю?). Для борьбы с ними у меня есть единственно верный способ – продолжать дальше работу и генерировать идеи, даже если они кажутся незначительными. Биться головой о стену в поисках решения – это самая трудная и самая безысходная на свете вещь.

Свое вдохновение я черпаю в книгах и стихах. Кроме чтения еще музыка весьма продуктивно воздействует на меня. Слова способны зажигать что-то во мне и появляется желание творить дальше, думать, исследовать, анализировать.


Художник, дизайнер, Мичиган

Первым и лучшим вариантом борьбы для меня будет прекратить попытки заставлять себя что-то делать и просто отвлечься от работы на время. Перерывы делать достаточно важно.

В поисках вдохновения я обычно отправляюсь в книжный магазин. Это мой самый любимый способ времяпрепровождения. Там я мо по-настоящему расслабиться. Стопка книг, журналов и кофе. Иногда я могу брать компьютер с собой, но в основном пользуюсь возможностью оторваться от экрана и полистать бумажные страницы, посмотреть, почитать и почерпнуть что-то новое для себя. Издание о музыке, искусстве, дизайне, культуре, тату, музыке – вот что мне больше всего нравится. Я перегружаюсь этой информацией и этот факт помогает мне выйти из творческого ступора.


Иллюстратор, художник, Калифорния

В творческий ступор я впадаю не так уж и часто, но если это случается, то я просто делаю перерыв. Не рисую и делаю все, что пожелаю до того времени, пока я снова не почувствую, что хочу взяться за работу. Я стараюсь не допускать творческих кризисов, поэтому постоянно активизирую мыслительную деятельность, читаю слушаю подкасты, смотрю DVD. Также я люблю встречаться с друзьями, у которых есть другие интересы.

В моей области непосредственных источников вдохновения очень мало, поэтому большинство работ, которые я создаю, — это то, о чем рассказывают мои друзья и что их больше всего интересует. К примеру, я не являюсь большим любителем фильмов ужасов или фильмов о восставших их мертвых или фильмах о магических кристаллах, обладающих магической силой, но все это я рисую, потому что мои друзья об этом рассказывают. Вообще у каждого это происходит по-своему. У меня вот так.


Креативный директор Google Create Labs

— Принимаю долго душ. Стоя под душем я думаю совсем иначе. Он способен смывать все мои старые мысли и позволяет чувствовать себя обновленным.

— Делаю уборку. Беспорядок вокруг мешает мне ясно мыслить.

— Если эти два варианта не сработали, то я сажусь за руль мотоцикла и еду кататься, стараясь совершенно не думать о проекте.

В конце-концов каким-то непонятным образом ступор проходит.


Дизайн-студия, Дания

Наша студия состоит из двух дизайнеров, которые работают друг с другом достаточно тесно. Мы очень часто сотрудничаем с фрилансерами, на их нельзя назвать частью нашего творческого процесса. Мы стараемся постоянно искать в чем-то вдохновение, поэтому все, что нас может вдохновить, мы добавляем в архив, чтобы источники вдохновения постоянно находились под рукой. В качестве таких источников может выступать что угодно. Если это что-то, что мы видим на улице, то мы фотографируем это. Кроме уличных событий такими источниками могут быть журналы, показы мод, книги, блоги, кино и многое другое. Если мы начинаем работу над новым проектом, то сначала мы его обсуждаем, рассказываем друг другу о том как мы его видим, затем листаем наш «архив вдохновения», делаем наброски. Когда визуальная составляющая уже будет скомпонована, мы можем начинать процесс создания.


Дизайнер, иллюстратор, художник, Бруклин

Для меня самый лучший способ выйти из ступора – это отправиться в любую сторону поездом Amtrak. Но, к сожалению, к этому варианту я не могу прибегать настолько часто, насколько бы мне хотелось. Тем не менее, мне очень нравится это принудительное сидение на одном месте. Оно намного удобнее, чем в самолетах. Мой дедушка каждый год ездил на Аляску и писал романы во время путешествия. Мне кажется, что путешествия по железной дороге чем-то похожи на поездки моего деда на Аляску. Когда передвигаешься по миру, ты начинаешь чувствовать себя живым.

Однако это не всегда бывает просто сделать. И большую часть времени я просто мчусь сквозь свою работу. Если я начинаю чувствовать недостаток вдохновения, то я мирюсь с тем фактом, что могу допустить некоторые ошибки. И продолжаю трудиться дальше.


MINE

Студия графического дизайна Кристофера Симонса, Сан-Франциско.

Можно назвать три фактора, которые способствуют наступлению творческого кризиса: осознание того, что попал в тупик, осознание того, что попал в тупик и не знаешь как из него выбраться, осознание того, что попал в тупик, знаешь как из него выбраться, но сомневаешься, что у тебя получиться это сделать.Сперва я спрашиваю себе, действительно ли я в тупике? Случается так, что мы думаем, что застряли или хотим так думать, но на самом деле мы идем по нужному следу и даже не догадываемся об этом. Некоторые пути неизбежны. Кризис может быть всего лишь ямой на пути.Я не делаю ничего. Находиться в тупике – значит не иметь четкого представления об образовавшейся проблеме. В таком случае лучше лекарство – перспектива. Ее я рассматривают в территориальном и временном аспекте. Когда я отвлекаюсь от проблемы, мне становится проще взглянуть на нее со стороны. Иногда вместо того, чтобы биться при поиске решения, лучше сделать что-то мало относящееся к делу. Посмотреть кино или сходить на выставку, к примеру. Что-то из другого мира может оказаться решением проблемы, с которую я стараюсь игнорировать. Я становлюсь крутым. Иногда может возникнуть проблема, которой я могу найти решение, но мне оно кажется очень сложным. Такую неуверенность я преодолеваю с помощью одного трюка: я берусь за другие, более легкие задания, которые не относятся к делу: дописываю пост в блоге, навожу в гараже порядок и так далее. После успешного выполнения этих задач, я становлюсь уверенным в том, что я все смогу. А когда я в очередной раз возвращаюсь к неразрешимой проблеме, то она уже становится для меня очередным пунктом в списке. И нет никакого волнения.


Креативное агентство, Англия

Заведите будильник на 5 утра, и когда он зазвенит, у вас есть только два варианта: либо встать и наслаждаться уникальным ощущением этого времени суток, либо заснуть дальше и увидеть странные бредовые сны. Один из двух вариантов точно вдохновит. Не стоит сидеть на креативном собрании в ожидании того, что что-то может щелкнуть в твоем сознании. Не следует читать о дизайне и смотреть картинки в Google или YouTube. Не стоит себя заставлять, лучше уйти из студии и сходить в театр или на концерт, или в музей. Главное отдохнуть от работы, проветриться, перестать пялиться в монитор, отключить мобильный, поговорить с друзьями о любой ерунде. Расширяйте свои интересы. Чем они будут шире и чем выше будет культурная образованность, тем более значительными станут ваши проекты для клиентов. Постарайтесь поставить себя на место клиента и попробовать представить его ход мыслей. Производите кучу идей, обменивайтесь ими с коллегами, тестируйте на них свой ход мыслей. Думайте о проекте, рассматривайте его со всех точек зрения. Будьте строги и непреклонны во время создания своего проекта. Или же наоборот, руководствуйтесь своими инстинктами, потому что вы устали от надуманных и вымученных ответов, которые только отнимают радость жизни настолько, что вы даже не можете представить себе, зачем пошли в сферу креатива, если в ней все решают комитеты и компромиссы. Много рисуйте, просто ради самого рисования. Будьте смелыми в суждениях, в том случае, если вы чрезвычайно талантливы, в противном же случае просто слушайте. Слушайте в любом случае.


Dan Covert и Andre Andreev, дизайн-студия, Нью-Йорк

Дэн: Если мне случается впасть в креативный ступор во время повседневной работы, то я иду гулять или брожу по сети, или беру фильм посмотреть, могу купить книгу или сходить в музей, делаю какие-то вещи из стандартного набора клише поиска источника вдохновения. Однако иногда мне надоедает заниматься поиском этих источников и просто стараюсь почистить мысли, покинув офис. Идеи ко мне приходят тогда, когда я жду их меньше всего.

Андре: Если говорить о повседневной креативности, то у меня есть жесткое расписание, которого я стараюсь придерживаться. Я работаю над проектом, только и всего. Я не трачу весь день на один проект, если в этом нет жесткой необходимости. Я стараюсь отключить IM и e-mail, или проверяю их лишь раз в час.Жесткое распределение времени мне очень помогает. Если у меня остается два часа на то, чтобы закончить работу, я концентрируюсь на деталях и элементах, которые мог упустить из виду.

Мне кажется, что это и помогает быть творческим. Я с нетерпением жду момента, когда сновам смогу взяться за проект и заставлю себя от него немного отвлечься и подумать, что бы я смог для него сделать в следующий раз. Благодаря расписанию я могу переключаться с одного вида деятельности на другой. Большое количество задач не для меня, я не умею одновременнно разговаривать по IM, вести беседу с интерном, подписывать контракт, пытаться что-то спроецировать и ожидать e-mail. Мне необходимо избавиться от всего, что меня отвлекает, а также сфокусироваться только на одном проекте.

Дэн: Наша студия так устроена, что очень часто случается частичное совпадение или наложение того, чем занимается каждый из нас. Мы не оказываем давления на людей, которое относится к творческой ответственности. Это может немного обескураживать, но позволяет нам быть значительно свободнее в некоторых вещах. А если говорить о творческом кризисе в широком смысле слова, то мы все время стараемся развивать свой бизнес в нескольких направлениях.

Андре: Если говорить о моем вдохновении в широком смысле слово, то оно то появляется, то исчезает. Мне сложно предсказать, когда я снова смогу загореться новым проектом. Я стараюсь быть счастливым в личной жизни, что во многом положительно влияет на мою работоспособность. Продуктивная составляющая является одним из главных факторов счастливой личной жизни. По этой причине я и стараюсь делать как можно больше того, что я люблю: читаю книги, встречаюсь с девушкой, играю в футбол или видеоигры, напиваюсь, все зависит только от моего настроения. На мой взгляд, трудно оставаться креативным, если ты о чем-то беспокоишься, злишься или расстраиваешься.

Дэн: Мы работаем в различных направлениях, что немного освежает. В один день мы можем заниматься моушеном, а на другой день делать брендинг или футболку. Обучение тоже во многом помогает, поэтому каждую неделю мы занимается с новыми идеями или талантами. Мы учимся у них точно также как и они у нас.


Графическая студия, Роттердам

Наша студия – это дизайнер и художник. Такую комбинацию можно назвать весьма динамичной, в том смысле, что мы всегда рассматриваем проблему с нескольких сторон. Методы и взгляды, которыми мы пользуемся, часто выглядят весьма противоречиво, но это создает движущую силу. Такой способ работы мы считаем весьма продуктивным. Наш союз получается достаточно живым и прогрессивным, поэтому мы никогда не стоим на месте. Кроме того, нам нравится создавать работы для себя. Это помогает сохранить ясность и оттачивает мастерство. Поэтому, чтобы двигаться вперед необходимо все время занимать себя работой.


Christpher David Ryan, дизайн-студия, США

Мне часто доводится ощущать своего рода творческий ступор. Не могу сказать чтобы я вообще не мог сделать чего-то креативного, просто время от времени ничего из того, что приходит ко мне в голову, я не воспринимаю как нечно особенное. Сколько себя помню, я просто садился и позволял соим творческим мыслям струиться. Но сок этот не всегда был сладким.

Я заметил,что чем больше я требую в таких ситуациях от себя результата, тем больше вероятности остаться ни с чем. Но в моем арсенале есть запас оружия от творческого ступора: разговоры, рисование, прогулки, винтажный шопинг, чтение, йога, просмотр старых записей, красное вино, ТВ, виски и так далее. В поисках вдохновения я избегаю только интернета. Этот вариант мне кажется слишком банальным и простым.

Самые яркие идеи ко мне приходят к концу дня, когда я этого меньше всего ожидаю: когда я в метро, в душе, в кровате, на встрече. В те моменты, в которые на поиск идей настроен меньше всего. У меня складывается такое впечатление, что энергия, которую я трачу в течние для создает вокруг меня облако для того, чтобы потому рассеяться и тогда идеи добираются до меня.


Kevin
Dart

Фрилансер-иллюстратор, Лос-Анджелес

У меня есть куча способов избавиться от творческого опустошения. К примеру, искать в сети классные фото референсов, находить и слушать новую музыку, просматривать старые рисунки, рисовать в кафе, выходить из дома на прогулку. На самым лучшим способом для меня остается разговор с друзьями. Они всегда могу продемонстрировать новый взгляд на проблему, который мне даже в голову не пришел бы. Или какие-нибудь красивые иллюстрации, которых я до этого не видел. Или же просто подбадривающие слова, которые меня заставляют двигаться дальше.


Студия дизайна и иллюстрации, США

Сбежать. У этого простого слова столько различных интерпретаций. Если же брать самую простую, то мы уходим. Куда? Всегда получается по-разному. Это может быть и книжный магазин, и антикварная лавка, и кофейня, и кинотеатр, и лес, и берег реки, парк, иногда даже просто гостинная. Цель остается всегда одна – почувствовать или увидеть то, что нас вдохновило бы. Причем это не обязательно должно быть что-либо новое или свежее, но обязательно что-то, что смогло бы вернуть нам желание взяться за работу. Наши проекты мы очень часто обсуждаем в кофейне, а не в рабочем кабинете – в такой обстановке рождаются лучшие идеи.

В целом подобные освежающие моменты рефлексии, вне зависимости от того, длятся они целый день, несколько минут или половину дня, могут быть весьма плодотворными. Мы уже давно включили их в наше рабочее расписание.


Креативный “мозговой центр”, Калифорния

Justin Krietemeyer: Очень частоя отправляюсь на длительную пробеждку, прогулку с собакой или на мотоцике. Я делаю все что угодно, только не работу связаную с проектом. Хорошие идеи храняться в жире и если я сожгу немного своего, то я смогу их освободить и пользоваться ими. Я беру с собой телефон, чтобы записывать идеи, которые возникают в моей голове.Самый худший вариант – напрячься и сделать все за раз.

Tess Donohoe: Если я испытываю недостаток вдохновения, то встаю и отхожу от компьютера. Верным способом получить разочарования для меня считается уставиться на картинку или пустой экран. Мне нравиться прогулки и пробежки по улице. Ты идешь или бежишь, осматривая все вокруг. Решение сложных проблем я нахожу в тот момент, когда о них совершенно не думаю. У меня в голове возникают интересные модели и образы, когда я просто смотрю по сторонам: на асфальт, на грузовик с мороженным, на деревья. Чаще всего, когда я перестаю думать о проекте, ко мне приходят новые идеи.

Каждому, кто хоть раз выполнял какое-либо творческое задание, знакома ситуация, когда работа остановилась, вдохновение пропало, идей нет, а вокруг все отвлекает и не дает собраться с мыслями. В английском есть для этого специальный термин - creative block. Автор блога ISO500 решил расспросить востребованных дизайнеров, художников и представителей других творческих профессий о том, как они преодолевают творческий ступор и откуда черпают идеи, и в результате получил 15 советов, как вернуть потерянное вдохновение.

Ким Хольтерманд

Фотограф из Дании, специализируется на съемке архитектуры и ландшафта, начал карьеру всего пару лет назад, так что продолжает работать экспертом по отпечаткам пальцев в отделе криминалистики датской полиции.

«Только музыка может вернуть мне творческий настрой - это неиссякаемый источник креатива. Многие из моих работ были созданы под треки от Sigur Rós (это музыка на все времена), Hammock, Max Richter, Air, Dead Can Dance, Helios, Johann Johannsson, Jonsi and Alex, M83, Olafur Arnalds, Trentemøller… В общем, я могу продолжать бесконечно».

Джаспер Гудалл

Иллюстратор-фрилансер из Бирмингема. Занимается продвижением собственного лейбла купальных костюмов JG4B и называет их искусством, которое можно носить.

«Мне помогают несколько вещей: во-первых, оторваться от компьютера. Поехать в какой-нибудь город, в котором я еще не бывал, и просто побродить: однажды я сел в кафе в Берлине, и в голову пришло столько идей, что я искренне не знал, что с ними делать.

Еще я хожу в библиотеку местного Университета искусств и дизайна: там можно просмотреть старые издания журналов о дизайне и фотографии. После я прихожу домой, распечатываю понравившиеся статьи и картинки и вклеиваю их в толстую тетрадь. Идей после этого - хоть отбавляй».

Эрик Шпикерманн

Легендарный немецкий типограф, профессор Бременского Университета, соотечественник и продолжатель дела первопечатника Гутенберга. Считает свой интерес к типографии неизлечимой болезнью и называет типографической манией.

У меня есть 5 советов:

Отвлекайся . Займись чем-нибудь другим, что тебя отвлечет - помой машину или разбери старые файлы на компьютере.

Думай . Откинься в кресле и просто перестань контролировать свой поток мыслей.

Исследуй . Ищи информацию, подними свои старые проекты, но избегай Google -

можно потратить слишком много времени, прежде чем натолкнуться на что-то полезное.

Делай наброски . Рисование - это здорово, даже если ты совершенно к этому не способен. Визуализация мыслей сразу их оживляет.

Разделяй . Отвлекись от проблемы, разбей свой проект на маленькие части и собери их обратно в одно целое.

Джи Ли

В данный момент занимает должность креативного директора Facebook. До этого работал на аналогичной позиции в Google. Не только ведет креативные разработки, но и читает лекции по всему миру - в том числе, давал мастер-класс в СПбГУ.

«Когда наступает “идейный ступор”, я делаю несколько вещей. Надолго иду в душ - там смываются старые мысли, и я чувствую, как обновляюсь. После этого я убираюсь в квартире: не могу думать, когда кругом бардак. Если результата все еще нет, я еду кататься по окрестностям на велосипеде и стараюсь не думать о своем проекте вообще. Так или иначе, эта схема всегда работает».

Си Скотт

Графический дизайнер и иллюстратор из Великобритании, знаменитый своими бумажными 3D-моделями. Читает лекции в Leeds College of Art and Design, периодически - в разных городах мира. Среди его заказчиков были Vogue, Nike и Tiffany&Co.

«Со мной довольно часто случается, что я не могу ничего придумать, но так бывает у всех творческих людей. Я понял, что есть только один способ преодолеть это: не сидеть и ждать, пока вдохновение вернется, а продолжать работать, использовать все идеи, которые есть, какими бы неподходящими они не казались».

«В нашей студии только два креативщика. Для каждого отдельного проекта мы привлекаем разных людей, фрилансеров, которые, на наш взгляд, наиболее подходят для выполнения данной работы. Мы все время ищем источники вдохновения и обязательно записываем их, чтобы потом в случае необходимости вернуться к ним снова. Это могут быть предметы на улице, на которых остановился взгляд (их надо обязательно фотографировать), книги, модные показы, фильмы, блоги и т.д. Так что каждый раз, когда мы начинаем новый проект, мы обсуждаем вещи, которые могут привести нас на правильное настроение, и делаем мудборды - коллекции вдохновляющих нас картинок».

MINE

Студия графического дизайна из Сан-Франциско, на сайте которой нет вообще ничего, кроме одной надписи: «Мы делаем книги, упаковку, графику и интерактивные кампании для визионеров в области науки, революционеров в области образования, авторов бестселлеров, музеев, гигантских телекоммуникационных корпораций и голливудских продюсеров».

Ты застрял, если всерьез веришь, что идей нет, не знаешь, как выбраться из застоя, и если ты знаешь, как выбраться, но сомневаешься в своих силах. В этих случаях делать надо так:

Я спрашиваю себя, а правда ли я застрял? Иногда мы все еще генерируем массу идей, но зачем-то себя убеждаем в том, что это творческий кризис. И потом, творческий кризис - это тоже что-то новое: нужно воспринимать его как новый опыт.

Я ничего не делаю . Если ты застрял - это значит, ты не можешь четко обозначить проблему, которая мешает идти дальше. Лучшее лекарство в этой ситуации - новая перспектива. Абстрагировавшись от проблемы, я могу лучше ее рассмотреть. Я могу сходить в кино или в музей - так или иначе, новые впечатления сами натолкнут меня на правильное решение.

Я переключаюсь на то, что делаю хорошо, чтобы напомнить себе, что я классный . Иногда я знаю, как решить проблему, но решение кажется очень тяжелым. Тогда я берусь за другие, простые задачи: это может быть пост в блоге, уборка в гараже, что угодно. Быстро и хорошо выполняя задачи, я убеждаюсь в том, что я могу все: и даже то самое трудное задание кажется просто очередным пунктом, который надо вычеркнуть из to-do листа. И никакой лишней паники.

Airside

Креативное агентство из Великобритании, которое точно знает, что идейный ступор может завести в тупик и что с этим делать. Создатели студии, которая выиграла множество наград от D&AD и Design Week, в этом году решили ее закрыть и заняться своими собственными проектами: записать музыкальный альбом, уехать в Токио, перейти на работу в другое агентство.

«Поставь будильник на 5 утра. Когда он зазвонит - либо вставай и наслаждайся этим уникальным временем суток, либо ложись снова спать и смотри яркие, безумные сны: так как ты будешь находиться стадии быстрого сна, они останутся в голове и после того, как ты проснешься, и зарядят тебя креативностью на весь день.

Не сиди и не жди, пока что-то неожиданно придет в голову. Не читай журналы, не ищи в Google - иди на улицу, в театр, в музей, на прогулку. Обязательно при этом выключи телефон и не бери с собой компьютер.

Расширь область своих интересов. Чем больше ты потребляешь культурного продукта - тем лучше можешь понять, что в итоге хочет увидеть твой клиент. Обменивайся мнениями с коллегами, смотри на свой проект под разными углами.

С другой стороны, можешь, наоборот, никого не слушать, абстрагироваться от всех правил и работать так, как ты чувствуешь и как тебе нравится. Если ты устал от того, что в креативной индустрии все сводится к компромиссу между заказчиком и исполнителем, просто положись на свой творческий инстинкт и попробуй заразить им других».

«У меня есть куча трюков для таких ситуаций: например, посмотреть фотографии в интернете, сменить рабочий стол на столик в кофейне и много чего еще. Но лучше всего просто поговорить с друзьями. Они смотрят на вещи совсем не так, как я, и рассказывают много нового: могут подбросить классную вдохновляющую фотографию или просто подбодрить парой хороших слов - это всегда заставляет двигаться дальше!»

Invisible Creature

Два основателя дизайн-студии из Сиэттла - бывшие панк-рокеры, усвоившие эстетику DIY и взявшие ее за основу в своих дизайн-работах. Получили заказы от Esquire, New York Times, Nike и Sony.

«Уходи. У этого простого слова есть миллион возможных сценариев. Мы просто уходим из офиса. Где мы окажемся в итоге, никогда не знаем заранее: это может быть книжный, кино, парк, лес, берег реки или просто дом. Цель всегда одна - найти что-то, что вдохновляет. Необязательно что-то новое: это должно быть что-то, что заставит нас вернуться за стол, взять карандаш и начать рисовать. Еще мы проводим наши еженедельные летучки не в офисе, а в местном кафе - там всегда получается набросать больше хороших идей».

Творческий застой (творческий кризис )- ситуация, знакомая многим. Мысленный ступор, потеря вдохновения, отсутствие свежих мыслей и идей, потеря способности адекватно оценивать результаты собственной деятельности, опустошенность – все это признаки творческого ступора.

Если вас покинуло вдохновение и мысли не идут в голову, не расстраивайтесь, с этим можно бороться!

Как бороться с творческим кризисом

Проблема преодоления творческого кризиса заключается в его индивидуальности, по этому, как и в случае с избавлением от лени , сначала необходимо разобраться в причинах этого недуга. Задайтесь вопросом – «Почему возник кризис в творчестве?» Проанализировав причины возникновения застоя, вам будет проще его преодолеть.

Если причиной является переутомление (пожалуй, основная причина творческого застоя), выйти из творческого кризиса поможет отдых или уменьшение темпа. Труд без отдыха почти всегда ведет к потере работоспособности, к усталости, апатии и депрессии. Когда вы не забываете про досуг, когда чередуете работу и полноценный отдых, вы вновь и вновь возвращаетесь к своему делу - с зарядом новой энергии, с энтузиазмом и бодростью. Можно сходить в кино на какой-нибудь мотивирующий фильм , сходить на фотовыставку или в художественную галерею (многообразие зрительных образов стимулирует творческую фантазию и креативность ), полежать на пляжу или отправиться на рыбалку. Кому то для выхода из творческого кризиса связанного с усталость достаточно просто пару дней выспаться и провести время с семьей, другим же необходим полноценный отпуск. Все дело в степени утомленности.

«Если ощущаю упадок сил и потерю вдохновения, я беру тайм-аут и на неделю-другую еду в отпуск, где просто смотрю на людей и слушаю музыку. Для меня это лучший вариант отвлечься, выйти за рамки моей работы и преодолеть кризис в творчестве ». Келли Густафсон (Фотограф, Швеция)

Часто творческий кризис наступает из-за проблем личного характера – конфликт в коллективе, ссора с близким, недопонимание с любимым человеком, болезнь кого-нибудь из родных, финансовые трудности и т.п. Так как творческий человек – личность ранимая, все эти неприятности могут надолго выбить его из колеи. Преодолеть творческий кризис поможет осознание того, что жизнь, как и зебра, штука полосатая. Рано или поздно неприятности заканчиваются, и все плохое забывается, но лучше уж раньше, чем позже сделать все от вас зависящее, чтобы нейтрализовать воздействие личных факторов на творческий процесс. Примите меры, чтобы грусть-тоска не стала причиной творческого застоя - если вы с кем-то поссорились, не злопамятствуйте – скорее помиритесь. Если вы приняли твердое и окончательное решение порвать с любимым человеком или вас бросили, как можно быстрее, дабы в глубине души не возникали надежды, сожгите все мосты – начните с кем-то встречаться, живите дальше.

Бывает, творческий кризис наступает в результате нехватки информации. Единственным выходом здесь является найти ее. У каждого свои секреты поиска, обработки и фиксации информации.

«Обычно, в поисках вдохновения я иду в книжный магазин. Кипа журналов, книг и кофе. Порой я беру с собой компьютер, но в основном листаю страницы, читаю, смотрю на чужие идеи , почерпываю много всего. Издания об искусстве, культуре, музыки, дизайне, тату, спорте - вот что я люблю больше всего. Я перегружаюсь информацией, и это практически всегда выводит меня из творческого ступора .» Чак Андерсон (Дизайнер, художник, Мичиган)

«Я хожу в университетскую библиотеку и зарываюсь в старых изданиях по графическому дизайну и фото-журналах, выхватывая поражающие мое воображение вещи. Потом я иду домой, распечатываю их и вклеиваю в специальный альбом для журнальных и газетных вырезок. После этого у меня в голове как правило множество идей .» Джаспер Гудэл (Иллюстратор, фрилансер, Англия)

Еще одной причиной возникновения творческого кризиса может быть монотонность жизни и однообразие выполняемых работ. Что бы производительность труда не страдала, в этом случае необходимы новые впечатления . Разнообразьте свой досуг, измените ритм жизни, одновременно с этим внесите новизну и в свое творчество (можете взяться за какой-нибудь необычный и непривычный проект или изменить рабочий процесс). Разнообразия и новшества можно вносить на самых разных уровнях – заведите новые знакомства, сделайте ремонт в квартире или перестановку в офисе и т.д. Творческий кризис боится новизны!

Когда причиной творческого ступора становится неудовлетворенность от собственной работы стоит объективно оценить свой труд. Иногда бывает, что мы безосновательно критичны к тому, что делаем (особенно тяжко тем, кто склонен к самокопанию, подобного рода кризисы часто переживали Чехов, Достоевский, Кафка). Если же действительно продукт вашего творчества оставляет желать лучшего – не расстраивайтесь, проведите работу над ошибками, попытайтесь понять, каким образом сделать его лучше. Посмотрите на работы своих коллег и конкурентов в вашей области. Подумайте, чему у них вы можете научиться, и каких навыков вам недостает.

«Когда возникает творческий застой, я отправляюсь в места, где мне бы захотелось стать еще лучше. Я смотрю на творчество других людей и тем самым зажигаю свой собственный творческий потенциал. Для меня нет ничего лучшего для выхода из творческого кризиса, чем посмотреть на потрясающие вещи, сделанные другими людьми. Хождение по галереям, музеям и выставкам пробуждает во мне желание вернуться к работе и сделать что-то особенное ». Чад Хаген (Дизайнер, художник, Миннеаполис)

Кризис в творчестве может наступить в связи с работой над новым масштабным проектом, вначале которого, или на каком либо из его этапов, человека могут захлестнуть эмоции. Это происходит из-за множества планов, огромного количества возможных вариантов воплощения, переплетения идей, конца и края которым нет. Человека пугает масштабность, он не знает с чего начать, мысли путаются, установленные сроки мешают расслабиться и в итоге наступает творческий ступор. Как бороться с творческим кризисом в этом случае? Решение проблемы – планирование времени и постановка целей . Разбейте проект на части (в этом может помочь составление интеллект карт ), определите время и сроки их выполнения, составьте перечень задач, которые надо решить в рамках данного проекта. Так шаг за шагом вы будете продвигаться в реализации проекта, и уже достигнутые успехи станут вдохновлять и мотивировать вас на продолжение работы.

Вот еще несколько советов о том как выйти из творческого кризиса:

Известно, что для достижения хороших результатов в любом деле важно чередовать умственный труд с физическим. Как только чувствуете приближение творческого кризиса вспомните что лучшее лекарство для головы это трудная физическая работа. Сходите в тренажерный зал, вызовитесь помочь родственникам на огороде, в общем, сделайте что-нибудь, что заставит вас попотеть. Физические нагрузки творческим людям будут особенно полезны ведь в большей своей части у них сидячая работа .

«Чтобы выйти из творческого ступора, я совершаю длительную пробежку. Свежие идеи хранятся в жире, следовательно, если я сожгу немного своего жира, то смогу их высвободить и применить. На пробежку беру с собой мобильник и записываю туда возникающие в моей голове мысли и идеи ». Джастин Кристмаер (креативщик, Калифорния)

«Каждый раз, когда у меня возникает вопрос - «Где взять свежую идею ?», я использую музыку. Музыка – нескончаемый источник вдохновения, она помогает мне вернуть прежнее расположение духа. Мои работы были созданы во время прослушивания таких музыкантов, как Sigur Rós (самый любимый), Air, Max Richter, Jonsi and Alex, Dead Can Dance, Hammock, Helios, Trentemøller, Johann Johannsson, M83, Olafur Arnalds…». Ким Хольтерманд (Фотограф, Дания)

«Есть только одна причина, из-за которой я теряю вдохновение – я спала меньше 8 часов. Я не понимаю, как люди подчиненные графику, которые не высыпаются, могут вообще что-то написать ». Марина Ахмедова (корреспондент еженедельника «Русский репортер», писатель)

«Когда я вхожу в творческий ступор, то делаю следующее:

  • Долго стою под душем. Под струей воды мне думается как-то иначе. Вода смывает все мои прежние мысли, и я чувствую себя обновленным.
  • Навожу порядок. Не получается ясно мыслить, когда кругом беспорядок.
  • Если предыдущие два способа не сработали, тогда я еду кататься на мотоцикле и уже стараюсь вообще не думать о проекте.

В конце концов, каким-то образом мне это помогает ». Джи Ли (Креативный директор Google)

«Нахождение в творческом кризисе довольно таки неприятные ощущения, потому я стараюсь это не допускать. Различными способами я пытаюсь активизировать работоспособность головного мозга (мыслительную деятельность) - читаю книги, смотрю кино, слушаю подкасты. Также на пользу идет встреча с друзьями, у которых другие интересы ». Дэт Сан (Художник, иллюстратор, Калифорния)

Что поможет, не выходя из творческого ступора выполнять работу:

Если вы ощущаете сильное внутреннее сопротивление и не хотите работать, можно уговорить себя сделать хоть что-то (поработать полчасика или написать хоть одну страницу) и посмотреть, что будет получаться. Как известно аппетит приходит во время еды.

В моменты творческого кризиса полезно иметь заготовки (например, при работе журналиста заготовкой будет служить начатая или законченная, но неотредактированная статья, либо какой-нибудь материал, оставшийся от уже опубликованных интервью и статей). Быть может они не помогут вам выйти из творческого кризиса, зато в период спада в работе помогут не потерять доверия заказчиков или руководства.

В то время когда вас одолевает творческое бессилие, чтобы не бездельничать, мучаясь мыслями о том, когда же прекратятся муки творчества, займитесь работой, на которую обычно никогда не хватает времени - рассортируйте бумаги в тумбочке, купите канцелярские принадлежности, займитесь организационными вопросами, обогатить свои знания чтением спецлитературы и т.д. Словом, приготовьтесь к возвращению Музы, ведь в то время когда она вас вновь посетит, времени на рутинные дела уже не будет.

«Иногда у меня в творчестве возникает проблема, и я вроде бы знаю, как ее решить, но она кажется настолько сложной, что руки опускаются. Преодолеть неуверенность в собственных силах у меня получается с помощью одного трюка - я переключаюсь на другую работу, более простую и не относящуюся к делу: навести порядок в гараже и выкинуть ненужные вещи , дописать пост в блоге, докрасить офисные выключатели. Успешное выполнение множества мелких дел, дает мне уверенность в том, что я все смогу. И когда я снова возвращаюсь к неразрешимой проблеме, она уже представляется мне очередным пунктиком в моем списке. И никакого творческого кризиса! » Кристофер Симонс (Графический дизайнер, Сан Франциско)

Для любого человека творческий кризис является испытание, для кого-то суровым, а для кого-то не очень. В любом случае при его возникновении, можно всегда использовать вышеприведенные способы для нормализации своего рабочего процесса. Также советы по выходу из творческого ступора помогут не только справиться с кризисом в творчестве, но и помогут его предупредить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Для того, кто зарабатывает на жизнь идеями, творческий ступор может быть вопросом жизни и смерти. Как с ним бороться?

Надо помнить, что разные ситуации требуют разных решений. Вот семь видов творческих ступоров и пути их решения:

Ментальный блок

Проблема заключается в вашем мышлении. Вы смотрите на ситуацию под одним и тем же углом, делаете одни и те же предположения и пробуете схожие подходы. Либо ваш внутренний критик мешает мыслить прямо.

Решение: Измените мышление. Поставьте под сомнение свои аксиомы. Задайтесь вопросом «Что если...». Посмотрите на ситуацию с другого угла. Отправьтесь в новое место, прочитайте/поиграйте/послушайте что-то новое. Поговорите с людьми, от которых можно ожидать оппозиции или альтернативной точки зрения.

Эмоциональный барьер

Творческий процесс может быть очень эмоциональным. И это не всегда приятно. При столкновении с неизвестностью вы можете узнать о себе что-то шокирующее. Все это высасывает ментальную энергию и ведет к прокрастинации.

Решение : Не бойтесь встречи с худшим, дойдите до конца. Удержаться на этом пути помогут ритуалы, обязательства, медитация. Нужно преодолеть боль, страх и любые другие неприятные эмоции. Уместна аналогия с погружением в ледяную воду. Можно сразу нырнуть с головой, а можно погружаться сантиметр за сантиметром. Будет холодно до дрожи, но после первого шока станет намного легче.

Привычки, которые мешают работе

Возможно, проблема всего лишь в ваших привычках. Вы начинаете работу слишком рано, уходите слишком поздно, работаете слишком долго или слишком мало, слишком напряженно или слишком расслабленно, вы мало бездействуете или у вас недостаточно стимуляции. А может дело всего лишь в том, что вам не хватает духу отрешиться от рутинных задач вроде проверки email.

Решение: Сделайте шаг назад и проанализируйте свой подход к работе. Найдите болевые точки. Если не хватает энергии, попробуйте работать в другое время дня. Если парализованы свободой, найдите способ структурировать день. Если стесняет рутина, импровизируйте. Простых решений здесь не существует. Нужно искать то, что работает для вас. Ищите баланс между ритуалами, системностью и спонтанностью, и творческий взрыв не заставит себя ждать.

Личные проблемы

Творчество требует концентрации. Сложно сфокусироваться, когда ты разводишься, нянчишь ребенка, борешься с дурной привычкой, ссоришься с лучшим другом, горюешь о ком-то, переезжаешь или споришь с соседом. Обычно мы имеем дело сразу с двумя-тремя такими проблемами. Если с одной, то считайте, что вам повезло.

Решение: Есть только два способа: решить проблему или вытерпеть, пока не рассосется само. В обоих случаях работа может стать убежищем, в котором можно забыться.

Бедность

Речь не только о деньгах. В дефиците может быть время, знания, качество связи, оборудование - да что угодно.

Избыток идей, обязательств, информации etc

Иногда ступор возникает не от дефицита, а от избытка. Вас просто парализует многообразие вариантов.

Решение: Режьте лишнее. Если у вас слишком много обязательств, научитесь говорить «нет». Если слишком много идей, убейте самые слабые, второстепенные отложите в дальний ящик и работайте только с лучшими. Если слишком много информации, ужесточите свои ритуалы. Отвечайте на email несколько раз в день. Отключите телефон. Мир не рухнет, я обещаю.

Плохая коммуникация

При работе командой трения неизбежны. Особенно если вы работаете лучше других. Иногда проблема только кажущаяся - вы воображаете, будто ваша работа не по нраву аудитории и критикам.

Решение: Научитесь понимать и влиять на нужных людей, как бы сложны и загадочны они не были. Если хотите преуспеть, придется забыть про стеснительность и интровертность. В некоторых случаях придется смириться, что вам не ублажить всех. На свете нет ни одного гения, который не переживал бы провалов и беспощадной критики.

Брэндон Тёрнер (Brandon Turner)

Предприниматель, инвестор, автор нескольких книг и главный редактор социальной сети, специализирующейся на недвижимости. Брэндон вывел свой собственный алгоритм, соблюдая который можно навсегда забыть о том, что такое творческий кризис. Используя его, он смог написать 250 000 слов за год.

Вы твёрдо решили что-то написать, уселись за рабочее место, открыли ноутбук и текстовый редактор, но вдохновение внезапно куда-то коварно улетучилось. Прошло уже добрых полчаса, а вы так и продолжаете сидеть перед абсолютно пустой страницей.


Неважно, что вы пытаетесь писать: книгу, статью для блога или что-то ещё. Писательский блок, или творческий тупик, - вполне реальная вещь, которая будет тормозить вашу работу и до невозможности раздражать.

Вряд ли кто-то из нас может стопроцентно гарантировать, что каждый день при любых условиях и погоде сможет беспрепятственно выдавать по одному, а то и по несколько .

Вдохновение - штука капризная и непостоянная, поэтому необходимо уметь писать не дожидаясь его. Ниже рассмотрим четыре простых совета, которые должны помочь в такой ситуации.

1. Используйте «детсадовские» уловки

Вспомните, когда вы были ребёнком, учителя наверняка не раз предлагали вам выполнить задание, в котором необходимо было заполнить пробелы недостающими словами. Что-то вроде этого:

Мой любимый цвет - ________.
Имя моей мамы - ________.
Когда я вырасту, я хочу стать ________, потому что ________.

Вряд ли вы тогда испытывали какие-то особые затруднения выполняя это задание, правда ведь? Ни о каких творческих блоках и речи не шло. Причина такой простоты в том, что тема была уже заранее определена и всё, что от вас требовалось, - это просто-напросто вписать нужные слова в подходящие места.

Именно поэтому заполнение пробелов в работе считается самым лёгким способом преодолеть писательский блок. Вам поможет детальный план действий. Чем больше подробностей и тонкостей вы сможете предварительно обдумать и мысленно поместить в свой пока ещё воображаемый текст, тем легче будет его в конечном счёте написать.

Сегодня, прежде чем ответить на письма нужным людям, я провёл пять минут обрисовывая в общих чертах каждую мысль, которую мне хотелось бы донести. Поэтому, когда пришло время писать сами письма, всё, что мне оставалось сделать, - это всего лишь «восполнить пробелы» для каждого конкретного письма, расширить по пунктам каждую идею. Написание писем не отняло много времени: на то, чтобы разобраться с почтой, ушло всего-то полчаса. Я так быстро справился только потому, что не должен был принимать никаких решений. Не было такого, что я просто сидел и думал: «Хм-м, а о чём же я должен был написать сегодня?»

Брэндон Тёрнер

Самое трудное в работе - процесс принятия решений. Поэтому если вы справитесь с этой задачей заранее, то намного . Не усложняйте: когда вы понимаете, что не можете сдвинуться с мёртвой точки, просто вспомните про этот наивный детсадовский метод.

2. Берите пример с профессиональных спортсменов

Вы когда-нибудь видели, как профессиональный гольфист готовится загнать шарик в лунку? Обращали внимание, как баскетболист реализует штрафной бросок? Или как бейсбольный питчер подаёт мяч?


playbuzz.com

Когда спортсмены собираются выполнить трюк, который проделывали уже миллион раз, они практически всегда придерживаются какого-то заранее установленного . Например, делают три шага вправо, прокручивают мяч в руке или отбивают его от пола. У них у всех есть маленький ритуал, который предшествует рутинному действию.

Для чего им это? Заранее установленный порядок помогает настроиться на правильное выполнение действия и усиливает своеобразное «мышление успеха». Те же правила работают и для писателей. Самое время придумать для себя парочку ритуалов.

Когда Брэндон Тёрнер (Brandon Turner) писал свою первую книгу, его распорядок дня был очень прост:

Встать в 5:30.
Выпить стакан воды.
Сделать пятиминутную зарядку.
Немного посидеть на диване (всегда на одном и том же месте).
Открыть ноутбук.
Просмотреть заранее продуманный план действий.
Начать «заполнять пробелы».

Брэндон уверяет, что следовал этому ежедневно на протяжении ста дней и ни разу не сталкивался с творческим кризисом. Благодаря чёткому режиму дня он сразу же приступал к работе, ограничив воздействие всех отвлекающих факторов, которые могли бы привести к потере работоспособности.

  • Пишите в одном и том же установленном месте.
  • Пишите в одно и то же время.
  • Слушайте перед работой одну и ту же песню.
  • Используйте для письма один и тот же текстовый редактор.
  • Пишите каждый день. Ничто не убивает установленный порядок быстрее, чем выходные.

3. Добавьте немного странности

Этот пункт может показаться вам немного диковатым, но Брэндон уверяет, что это один из лучших способов преодолеть трудности, которые могут возникнуть при письме.

Во-первых, решите, для кого вы пишете. Нет, не надо придумывать абстрактный персонаж какого-то пола, возраста или профессии. Найдите настоящего, реально существующего человека, для которого вы будете писать.


После того как вы нашли счастливчика, распечатайте его фотографию (да, это именно тот момент, когда всё начинает становиться странным). Не стоит печатать огромный портрет, ограничьтесь маленькой фотокарточкой. Поместите её неподалёку от своего рабочего места (иголки в неё втыкать не надо).

Теперь всё, что от вас требуется, - писать для этого человека. Как бы вы объяснили тему ему или ей? Как рассказали бы свою историю? Получается, что, вместо того чтобы писать некоему неизвестному читателю, вы теперь пишете для определённого человека. Удивительно, но эта небольшая уловка реально работает.

4. Пишите как можно больше

Зачастую причиной творческого тупика становится не отсутствие вдохновения, а банальная . Вы начинаете писать, потом перечитываете, и через мгновение вас уже переполняет тотальное недовольство собой. Единственный вопрос, который вы в данную секунду задаёте себе: «Кто вообще написал эту чертовщину?»

Вместо этого просто притормозите. Остановитесь, возьмите паузу. Вы сейчас слишком выбиты из колеи, чтобы двигаться дальше, в вас закралось сомнение относительно ваших писательских навыков. Именно поэтому вы пробуксовываете.

Когда я пишу, то я просто пишу. Я не редактирую, не оглядываюсь назад, не пытаюсь перепроверить каждое предложение. Если мне кажется, что я застрял, то я просто пишу больше. Ещё больше. И потом ещё чуточку. После того как я заканчиваю писать дневную норму, я могу возвратиться для того, чтобы немного поправить текст, но никогда не позволяю самокритике брать верх. Продолжать писать - это лучший выход для меня.

Брэндон Тёрнер

Если вам кажется, что вы не можете писать, не паникуйте. Чтобы преодолеть творческий кризис, попробуйте применить на практике какой-нибудь из этих советов.