Княжеские палаты угличского кремля. Палаты угличских князей (XVв.)

Палаты угличских князей (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Палаты удельных князей - наиболее известный памятник старины в Угличе и одно из древнейших зданий в России. Они входят в исторический комплекс кремля и занимают центральную часть княжеского дворца. Средневековые строения дошли до нашего времени в сильно измененном виде (реставрация производилась по вкусам 19 века), но сохраняют налет древности и выполнены в традициях русского каменного зодчества. Нижний, подклетный ярус даже врос в землю. Сегодня в палатах размещена музейная экспозиция, посвященная истории княжества.

Немного истории

В 80-х гг. 15 века угличский князь Андрей Большой (Горяй) - младший брат Ивана III (Грозного) - начал перестройку деревянной резиденции князей, находящейся в кремле, в каменную. Он распорядился возвести во дворце палаты для проживания правителя града и ведения официальных приемов. После гибели Горяя в них жили царские наместники. В 1584 г. в Москве скончался Иван Грозный, и бояре выслали из столицы в Углич его невенчанную вдову с сыном. Мать с царским наследником жили в палатах, пережидая трудный период борьбы за российский престол, где с отроком через 7 лет неизвестные люди жестоко расправились. Считается, что со смертью царевича Димитрия - последнего в роду Рюриковичей, в стране началось смутное время.

Во времена польско-литовского вторжения дворец сожгли, а позднее, при Петре I, останки разобрали на кирпичи, которые пошли на постройку новой соборной церкви. Пытались также разбить стены палат, но неведомая сила отбрасывала людей на землю.

Архитектура

Здание красного кирпича воссоздано по историческим эскизам, без штукатурки смотрится строго и скромно, лишь неброский орнамент украшает его верхнюю часть. Витые широкие колонны парадного крыльца придают входной группе монументальность и надежность. Окна, напротив, узкие, немногим шире бойниц.

Ставшее подвальным помещение приспособлено для хозяйственных нужд, выше - жилые комнаты, а в верхнем зале проводили приемы. Внутреннее пространство не блещет роскошью, парадный зал со стрельчатым потолком и белыми стенами декорирован сдержанной росписью, печь выложена изразцом. О средневековом прошлом России напоминают княжеские одежды, хранящиеся в витринах. В музее выставлены экспонаты 17-19 веков: оружие, деревянные изделия, предметы декоративно-прикладного искусства.

Практическая информация

Адрес: Углич, ул. Кремль, 4.

Стоимость билетов: 70 RUB для взрослых, детям до 7 лет вход бесплатный. Цены на странице указаны на июль 2018 г.

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

  • Где остановиться: для радиальных экскурсий по области удобнее всего остановиться непосредственно в Ярославле . В поисках природы и уединения - в одном из санаториев, турбаз или гостиниц Ярославской области .
  • Что посмотреть: старинный и вольготно раскинувшийся на Волге Ярославль , один из древнейших русских городов Ростов Великий и величественный Борисоглебский монастырь, расположенный поблизости. Стоит побывать и в городе, где был убит царевич Дмитрий - в Угличе , а также на Плещеевом озере и в Переславле-Залесском : именно здесь юный Пётр I положил начало русского флота, создав свою «потешную флотилию». Наконец, своих гостей ждет знаменитое водохранилище и купеческая застройка очаровательного

Княжеские палаты Угличского кремля – это один из редчайших памятников средневекового русского гражданского зодчества. Палаты были возведены братом Ивана III, удельным угличским князем, Андреем Горяем в середине 15 в. По планировке дворцовый комплекс был похож на застройку Московского Кремля.

Палаты дошли до нашего времени не полностью, после польско-литовского разорения от них сохранилось лишь одно здание, которое называют «палатами царевича Димитрия». После того, как над угличским князем была учинена расправа, княжеские палаты использовали царские наместники, а с 1584 г. он стал местом изгнания Марии Нагой, бывшей жены Ивана Грозного и царевича Дмитрия. Здесь в 1591 был таинственно убит царевич Дмитрий, один из царских наследников, на котором закончилась династия Рюриковичей.

Постройка возведена из крупного кирпича. Это здание с восьмискатной кровлей, лишенное убранства в нижней части. Верхняя часть палат полностью компенсирует суровость нижнего яруса: фронтоны щедро украшены фризами из терракотового кирпича.

Парадные палаты – это один просторный бесстолпный сводчатый зал, который украшен росписью. Зал располагается на третьем этаже. Сюда ведет роскошно украшенная лестница-крыльцо.

Долгое время палаты не использовались и постепенно разрушались. В 1802 г. они были покрыты крышей из железа, а в 1892 г. были проведены реставрационные работы. Затейливое крыльцо с шатровыми навершиями принадлежит архитектору Н.В. Султанову.

Остатки фундаментов палат угличских князей археологи обнаружили в 1900 г. рядом с новым Спасским собором, который был возведен на месте старого храма. Уже в наше время, в 1985 г., группа ленинградских ученых проводила масштабные исследования в Кремле Углича и стало понятно, как в 15 в. выглядел княжеский дворец: у него был внутренний дворик, на него выходили все крыльца зданий, к Волге вели потайные ходы.

Сейчас в княжеских палатах размещаются музейные экспозиции, которые посвящены истории Углича.

На первом этаже расположилась экспозиция, которая отражает средневековый, а также петровский период угличской истории. Здесь представлены различные исторические реликвии, среди которых можно увидеть очень редкие цеховые чеканные знаки ремесленников Углича, меры веса, меры объема сыпучих тел и, подлинный Углича. В экспозиции представлены очень интересные образцы оружия, в т.ч. топор и сапог конного воина 16-17 вв., пищали стрелецкие, пушки-пищали со стен кремля, секира, копье. Здесь также можно познакомиться с этнографическими экспонатами – предметами костюма (кичка, кокошник, душегрейки, голицы, шуган, сарафаны, сафьяновые сапоги), образцы парчи начала 17 века.

На втором этаже палат развернуты экспозиции Музея Отечественных Древностей. 15 июня 2007 г. здесь открылась экспозиция «Сокровища Древнего Углича» в тронном зале. Основу выставки составляют самые интересные экспонаты собрания декоративно-прикладного искусства из Угличского музея. Состав этой экспозиции включает лучшие образцы из деревянной скульптуры 16-19 вв. Наиболее ранним экспонатом коллекции является образ Св. Параскевы Пятницы 17 в. Большой интерес также представляет композиция «Распятие с предстоящими» 17 в., по легенде выполненное татарином, обращенным в православие, для деревянной церкви Михаила Архангела «на бору». Коллекцию деревянной скульптуры завершает образ «Спас в темнице» 19 в.

На всеобщее обозрение также выставлены творения мастеров серебряного искусства: наперсные, напрестольные кресты, иконки, оклады на Евангелия, евхаристические сосуды. Также здесь представлены произведения орнаментального и лицевого шитья, которое являлось обязательным атрибут убранства всех храмов, а также церковных процессий. На выставке можно увидеть покров с изображением св. Паисия Угличского 17 в., шитые жемчугом, стеклярусом и бисером иконные оклады и многое другое.

Посетители этого музея не встретят здесь обычного деления коллекций по хронологии, мастерам или школам. Организаторы выставки во главу угла поставили цель – возродить дух древлехранилища, и заострить внимание на художественных особенностях каждого экспоната в отдельности.

П алата угличских удельных князей, XV в.

Исключительным памятником архитектуры Углича является Палата местных удельных князей, одно из древнейших сохранившихся до наших дней жилых зданий России.

Они входили в состав огромного комплекса жилых и парадных зданий, созданных в кремле на волжском берегу при угличском князе Андрее Большом.

Княжеский дворец Углича имеет давнюю историю. Впервые он появился, вероятно, в начале XIII века, когда Углич достался князю Константину Всеволодовичу или Владимиру Константиновичу. В этих деревянных дворцах жили местные князья, бывали Владимир Андреевич Храбрый, Юрий Звенигородский, Димитрий Шемяка, во время ссылки в 1446 г. находился великий князь Василий Темный, заключивший в стенах дворца перемирие с Шемякой. Но только при Андрее Большом примерно в 1480-х гг. дворец становится каменным.

Это было исключительное событие в истории государства. Ведь только старший брат Андрея великий князь Иван III мог позволить себе каменное строительство, кроме того, каменные дворцы Москвы стали строиться немного позднее угличских.

Был создан сложный комплекс зданий. Его облик сейчас трудно представить, но можно попытаться сделать это на основе проведенных археологических раскопок. Основные здания ансамбля – Спасо-Преображенский собор и сохранившиеся Палаты – стояли по сторонам широкого двора-курдонера, который с севера замыкал протяженный корпус. Рядом с собором он включал башнеобразное здание, похожее на Палаты. Восточнее среди помещений был укрепленный внутренний двор, в который с площади вели двойные ворота. За ним переход на закругленных столбах, под которым находился проезд к средней крепостной башне. К востоку от Палат стояла древняя Константино-Еленинская церковь. Вероятно, эти здания имели каменные подклеты (остатки которых сохранились) и местами деревянные верхние этажи. Они, наверно, поражали яркостью, разнообразием полукрепостной архитектуры, живописным чередованием объемов, высоких кровель.

После опалы и гибели Андрея Большого в течение XVI века тут жили угличские князья и наместники, а с 1584 по 1591 гг. – царевич Димитрий, последний отпрыск правящей династии, после смерти Ивана Грозного со всей родней и большой свитой отправленный в Углич. После гибели царевича в 1601-1605 гг. во дворце жил шведский принц Густав, сын короля Эрика XIV, внук Густава I Вазы. Как рассказывают легенды, он предавался тайным занятиям – чернокнижию, алхимии, к тому же мог лечить людей.

Во время разгрома Углича поляками, дворец, как и собор, стал последним убежищем для горожан (сказались его мощные каменные стены, крепостной характер). Ворвавшиеся враги, как сообщается в летописях, перебили жителей, кровь переливалась через порог, а подвалы были полны трупов. Потом дворец был сожжен. Его развалины разрушались в течение всего XVII века. Затем их разобрали на кирпич для строительства нового Спасо-Преображенского собора. Только Палаты – парадная и главная часть дворца – чудом уцелели. Видно, сказались лучшая сохранность и память угличан славного удельного прошлого. По легенде мастера трижды поднимались на стены Палат, чтобы отбивать кирпичи, но какая-то сила сбрасывала их вниз, и они в страхе прекратили работу, решив сохранить Палаты.

В XVIII веке на обветшавшее здание сделали новую кровлю, а в начале следующего столетия стараниями угличского купца А.В. Кожевникова оно было отремонтировано и тем спасено от гибели. К Палатам пристроили каменное крыльцо, окружили оградой на колоннах, а верхний этаж, служивший тронным залом или княжескими сенями, украсили росписями.

Спустя еще сто лет, в 1890-1892 гг., к трехсотлетию гибели царевича Димитрия по инициативе горожан и ярославского губернатора А.Я. Фриде Палаты отреставрировали по проекту архитектора Н.В. Султанова, и в них 3 (15) июня 1892 г. был открыт музей. Такова вкратце история здания. Что же представляют собой древние княжеские палаты?

Это большое квадратное в плане башнеобразное здание, внутри разделенное на три этажа. Нижний – сводчатый подклет, который почти ушел в землю. Второй разделен на несколько помещений, а верхний представляет собой просторный зал. При реставрации его перекрыли крестовым сводом и украсили новыми орнаментальными росписями. На южной стене сохранился единственный свидетель прошлого – образ Спаса Нерукотворного, видимо, имеющий отношение к росписям, украшавшим Палаты во времена Андрея Большого.

Снаружи стены здания прорезаны узкими напоминающими бойницы окнами и дверными проемами с коваными створками. Над простой лишенной декора плоскостью стен поднимается богато орнаментированная верхняя часть, начинающаяся с поясков-бровок над каждым окном второго этажа. Потом идут четыре щипца, завершающие каждый фасад и служащие основанием для крутой восьмискатной кровли. По их плоскостям протянулись пояски декора – поребрика, бегунка, орнаментальных керамических плит и балясин, имитирующих детали из белого камня.

Правда, понять облик здания нам мешают последствия не столь удачной реставрации, выразившейся не только в восстановлении, но и перестройке, украшении здания, в соответствии со вкусами конца XIX века и только появлявшимися правилами научной реставрации.

Так, к Палатам с северной стороны было пристроено новое крыльцо, стилизованное под памятники XVII века, крышу покрыли медью и украсили чугунными решетками и подзорами, старые балясины и плиты заменили копиями, которые выполнены единообразно и сухо. И самое главное – со стен была соскоблена древняя известковая обмазка, придававшая зданию благородство и суровость. Оно оказалось оформленным в «кирпичном» стиле. Это нарушило восприятие всех объемов и деталей, которые в основном были восстановлены удачно.

Но, так или иначе, здание уцелело, ему не позволили развалиться, и вот уже более ста лет оно радует глаз, являясь не только памятником архитектуры, но и памятником патриотизма, рвения горожан, у которых нам стоит поучиться. Все созданные ими было выполнено с большим искусством, любовью и тоже стало достоянием истории, неотторжимым от облика Палат, в которых соединились удельное время, когда Углич был важным и крупным городом, и время расцвета, возрождения его культуры, когда столько было сделано для сохранения памяти о прошлом.

Научный сотрудник Лиуконен Е.А.

Княжеские палаты в Угличском кремле - яркий памятник средневековой гражданской архитектуры и самая древняя постройка на территории Угличского кремля. Возведенное в XV веке здание изначально было трехэтажным, но за века строение «вросло» в землю более чем на метр.

Палаты, построенные для князя Андрея Васильевича Большого, известны тем, что именно здесь жили Мария Нагая и ее сын, царевич Дмитрий, сосланные другим наследником Ивана Грозного Федором по указанию Бориса Годунова. Годунов приходился опекуном и родственником слабого и больного Федора, являвшегося царем лишь номинально и бывшего единственной преградой на пути к русскому престолу.

Жизнь царевича Дмитрия в Угличе была подчинена постоянному контролю со стороны Бориса Годунова. Очень непросто приходилось в этот период и матери Дмитрия, Марии Нагой, которая понимала и видела нависшую над сыном угрозу, однако защитить ребенка она была не в силах. К тому же мальчик рос болезненным ребенком, у него часто случались приступы судорог и удушья.

Угличская трагедия произошла 15 мая 1591 года. В субботу утром после богослужения Дмитрий, которому было на тот момент 8 лет, на несколько минут остался без присмотра взрослых в компании своих сверстников. Дети якобы играли в «тычки» - игру, суть которой заключается в том, чтобы попасть заостренным предметом (гвоздем или ножом) в лежащие на земле кольца. Вскоре с побережья раздался детский плач и крики о помощи. На зов сбежались взрослые, заставшие ужасную картину - царевич лежал на земле с глубокой раной в горле.

Это было не первое нападение на Дмитрия, поэтому прибежавшая Мария, держа на руках умирающего сына, не поверила в рассказы детей о том, что мальчик сам напоролся на нож. Все слуги Годунова, составлявшие большую часть княжеского двора, были казнены. Вскоре на место гибели ребенка приехал московский боярин Василий Шуйский, противник Годунова. Шуйский официально подтвердил, что смерть ребенка наступила в результате несчастного случая, однако в Москве все узнали, что Дмитрий был заколот людьми Годунова. Федор не оставил после себя наследников - таким образом, убиенный царевич Дмитрий оказался последним представителем династии Рюриковичей. Наступил период Смуты.

После трагических событий княжеские палаты пришли в запустение - в 1601-1605 годах здесь некоторое время проживал принц Густав Шведский, в народе прозванный чернокнижником. Позднее здание было заброшено и постепенно начало разрушаться. Реставрация палат была проведена в 90-х годах XIX века, тогда же архитектор Султанов пристроил к ним нарядное крыльцо в классическом псевдорусском стиле.

Первоначально палаты представляли собой единый комплекс построек, соединенных переходами из собора к домовой церкви. Фасад комплекса, примыкавшего к кремлевской стене, выходил на Волгу. С 1892 года здесь находится музейная экспозиция, в составе которой: великолепная изразцовая печь, изделия из серебра местных ювелиров XVII-XVIII веков и многое другое.

Скорее всего, сохранившаяся часть Княжеских палат в Угличском кремле из крупного красного кирпича возводилась мастерами из Новгорода, где еще в 1430-х годах была создана аналогичная постройка - Грановитая палата для епископа Евфимия II. Последняя строилась с участием немецких мастеров и имеет черты кирпичной готики. Каменные и кирпичные палаты московских князей появились много позже палат в Новгороде и Угличе.

Палаты Андрея Горяя или царевича Дмитрия - дворец углицких удельных князей, построенный в 1480-е годы князем Андреем Васильевичем в Угличском кремле на берегу Волги. От обширного деревянного дворца сохранилась только парадная престольная палата, сложенная из большемерного кирпича. Это старейшее здание Углича и один из древнейших образцов жилого (гражданского) зодчества на территории России.

История

Получив в управление Угличское княжество, князь Андрей Большой, младший брат московского великого князя Ивана Васильевича, развернул там каменное строительство. В короткое время в кремле были построены Спасо-Преображенский собор и княжеские палаты, а за Волгой - собор Паисиева монастыря. Каменных палат в то время не было ни у кого из русских удельных князей, за исключением самого великого князя московского. Раскопки 1900 года показали, что в плане Угличский дворец мало отличался от дворца великокняжеского и состоял из анфилады помещений, вытянутых вдоль Волги параллельно северной стене кремля:

Остатки половых настилов (кирпичного и из керамиковых плиток) позволяют установить, что дворец был двухэтажным (вернее одноэтажным, на высоком каменном подклете, как во дворце Москвы). Главный вход в угличский дворец был в центре площади, где раскопками обнаружены «красные ворота» во внутренний замкнутый двор и остатки свода, поддерживавшего «красное крыльцо», позволявшее входить на верхнюю площадку дворца и в его парадные помещения прямо с площади. Тронная палата соединялась с этими помещениями переходами и имела свое красное крыльцо, по которому проходили в неё, минуя другие помещения дворца. Дворец князя был богато украшен снаружи, о чем свидетельствуют найденные в раскопках керамиковые балясины и изразцы. В окнах были слюдяные оконницы. Внутри важнейшие помещения дворца были расписаны фресками.

Е. В. Михайловский

Княжеские палаты и церковь на крови. Зарисовка краеведа В. Серебрянникова, середина XIX века

В 1492 году князь Андрей был «сведён» с престола и вскоре умер в заточении, как и его сыновья. В продолжение XVI века его палаты населяли другие угличские князья и наместники. В частности, здесь был поселён после смерти Ивана Грозного его младший сын Дмитрий Углицкий с матерью и дядьями Нагими. Рядом с палатами в мае 1591 года царевич Дмитрий был найден мёртвым (см. Угличское дело). Это привело в действие цепочку событий, включавшую пресечение династии Рюриковичей и гражданскую войну.

В 1601-1605 годах палаты занимал шведский принц Густав, сведущий в фармацевтике и врачевании, из-за чего получил у невежественных горожан репутацию чернокнижника. Во время польской интервенции угличане тщетно искали защиты за кирпичными стенами собора и княжеских «сеней», где «кровь переливалась через порог, а подвалы были полны трупов». При Петре I дворцовые постройки были разобраны ради кирпича, необходимого для строительства новой соборной церкви. Лишь престольная палата уцелела, причём угличане безуспешно хлопотали в 1709 году об её ремонте.

В 1753 году Д. В. Ухтомский докладывал Сенату, что палаты в Угличе ремонту не подлежат, и предлагал построить на их месте новое здание. К концу века деревянная кровля, которой палаты покрыли при Ухтомском, обветшала и провалилась, а в толще стен образовались трещины. В 1802 году ремонтные работы профинансировал угличский купец А. В. Кожевников: кровля была заменена на железную, к северной стороне пристроили новое крыльцо, на верх водрузили двуглавого орла, а всё здание обнесли кованой оградой на колоннах. Тогда же взамен старинной стенописи (иллюстрации Книги притчей) внутренность верхнего терема была расписана заново.

В связи с 300-летием гибели царевича Димитрия городская дума изыскала средства для реконструкции одной из главных достопримечательностей Углича и постановила разместить в ней музей. Реставрационные работы 1890-1892 годов курировал известный знаток «русского стиля» Н. В. Султанов. Он спроектировал существующее ныне пышно-громоздкое крыльцо с шатровыми навершиями в стиле XVII века, придал парадному залу крестовый свод и несколько изменил форму кровли. Древнюю тонкую штукатурку со стен аккуратно соскоблили. Музейная экспозиция в палатах открылась для посещения в 1892 году.

Описание

Кирпичный декор щипца

Башнеобразное здание палаты, почти квадратное в плане, делится на три яруса. Нижний полуподвальный этаж, разделённый на два больших помещения, практически врос в землю. Над этим сводчатым подклетом - жилой этаж, разделённый на три комнаты.

Верхний ярус представляет собой просторный бесстолпный зал с узкими окнами. От допетровской росписи здесь сохранился только образ Спаса Нерукотворного на южной стене. Именно в этот парадный зал ведёт высокое наружное крыльцо.

Изначально палата соединялась крытыми переходами с другими дворцовыми постройками и с городским собором. Снаружи здание оформлено довольно скупо, лишь в самом верхнем ярусе различимы пояски-бровки над окнами и полосы поребрика, имитирующие белокаменный декор. Как и остальные элементы здания, эти украшения не избежали «поновления» в конце XIX века.

Ныне в здании палат экспонируются артефакты XVII-XIX веков, включая изразцы, щиты, произведения деревянной пластики и декоративно-прикладного искусства.