Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук, буква Щ

Конспект урока обучения грамоте

в 1классе.

Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна

Тема урока: Звук [щ"]. Буквы Щ, щ.

Цели урока:

1.Познакомить с согласным звуком [щ"], буквами Щ, щ. 2.Сформировать представление о звуке [щ"] как о мягком непарном согласном.

3.Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа слова.

4.Воспитывать интерес к чтению.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Снег порхает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок.

Начинаем наш урок.

Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.

2. Повторение пройденного материала.

Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.

Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную.

У доски 3 ученика.

Какие снежинки опустились на домик с красной крышей?(Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).

Какие снежинки особенные? Почему? (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).

Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? (ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда твёрдые согласные звуки).

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку, где познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны

помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.

4. Введение в тему.

Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой.(Удочку, червячков, ведёрко и т.д.)

Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку. Послушайте отрывок из сказки.Узнаете, что за рыба попалась на крючок.

Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глялит в прорубь. И увилел Емеля в проруби щуку.

Изловчился и ухватил щуку в руку.

- Вот уха булет сладка!

Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

- Емеля, отпусти меня в волу, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

- Лално, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

Какую рыьку мы поймали? (Щуку).

Как называется сказка?(«По щучьему веленью»).

Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).

Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)

Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течёт вода.)

Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).

5. Работа над новым материалом.

1) Вычленение звука [щ"].

Какую рыбу мы поймали? (Щуку.)

Произнесите первый звук.

Дайте характеристику звуку [щ"]. (Согласный, глухой).

На что похож этот звук? (На шипение)

Звук [щ"] шипящий.

Как произносится звук [щ"]?(Мягко.)

Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).

Давайте сделаем вывод о новом звуке.

Вывод: значит звук [щ"] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

2) Фонетическая зарядка.

А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ"], поднимите руки вверх и назовите где находится этот звук: в начале, в середине или в конце.

Ящик, ключик, плащ, мяч, щука, туча, лещ.

Звуки [ч"] и [щ"]очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся произносить их в скороговорке:

Щука проглотила щётку.

Щётка ей щекочет глотку.

Не путайте звуки [ч"] и [щ"].

3) Игра на внимание «Что лишнее».(Зрительная зарядка).

Давайте посмотрим, какие вы внимательные, ведь рыболовам просто необходимы терпение и внимание.

Что изображено на рисунках?(Овощи, щенок, сыщик, печь.)

Какой рисунок лишний? (Печь.)

Почему? (В слове печь нет звука [щ"].)

Составьте предложение с предметом, который вам больше нравился.

4) Звуко - буквенный анализ слова щука.

Смотрите, на удочку попалась ещё одна щука.

Составим схему слова щука.

Один ученик составляет схему у доски, остальные на парте.Проверка.

Дайте характеристику каждому звуку.

[щ]- согласный, глухой, мягкий.

[у]- гласный, ударный.

[к]- согласный, глухой, твёрдый.

[а]- гласный, безударный.

Сколько в слове слогов? (Два.)

5) Знакомство с буквой Щ.

Звук [щ"] обозначается буквой Щ.

На что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)

6) Работа по букварю.

Найдите в букваре слово щука.

Прочитаем первый столбик.

Что такое чаща? (Густой лес)

Прочитаем второй столбик. Чем различается написание этих слов? (т заменили на л).

Прочитаем третий столбик. Чем различаются эти слова? (Различаются первой буквой).

В словах начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ"]. Прочитайте слова правильно.

Кажется на крючок попалась ещё одна рыба.

Найдите её название по схеме, данной в учебнике.

Какую рыбу мы поймали? (Леща).

Скоолько в этом слове звуков, букв?(Четыре).

Дайте характеристику первому звуку.(Согласный, глухой, мягкий).

Прочитайте слова с сочетаниями ЩА, ЩУ, ЧА.

Послушайте сказку.

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неполалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили лружно. И вот однажлы решили буквы поиграть в прятки. Выпало волить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат -нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю иЯ. Искали, икали, с ног сбились, -до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домико и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.

Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы ЮиЯ? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)

Прочитайте правило в учебнике.

Запомните это правило.

ФИЗМИНУТКА.

6.Формирование навыков чтения.

Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.

Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка".

Чтение считалочки про себя и вслух.

Какой вы увидели щуку?(Хищная, зубастая, злая).

А лещ какой? (Проворен и умён)

7.Работа в парах.

- Ребята, а где вам могут пригодиться считалочки?(В игре).

Вспомните считалочки и поиграйте в паре.

8. Итог урока.

Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.

Сколько поймали рыбы?(Три щуки и леща)

Что вы сделаете с рыбой? (Сварим уху, пожарим)

А кто выпустит обратно в воду?

Как вы считаете, удачная была у нас рыбалка?

Какой звук узнали? ([щ]).

С какой буквой познакомились? (Щ).

Какое правило узнали на уроке?(ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).

Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.

Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.

Тема: Звук и буква Щ. Путешествие по стране Знаний.

Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

Обучение четкому произношению звука Щ, звуковому анализу;

Знакомство с буквой Щ.

2.Коррекционно-развивающие:

Развитие лексико-грамматического строя речи;

Развитие фонематического слуха;

Развитие мелкой моторики;

Развитие произвольного внимания.

3.Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение слушать логопеда и других детей.

Оборудование: ТСО (магнитофон), кукла Фея, зеркала, игрушка Кот, Щенок, изображение Чудища, плакат с картинками на звук Щ, изображение буквы Щ, картинки с изображениями, на что похожа Щ, конверты с индивидуальными заданиями для детей, ручки, карандаши, фломастеры, доска магнитная.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

За минуту до начала занятия включается музыка, чтобы стоящие за дверью дети услышали первые сказочные звуки.

Л: Ребята, сейчас мы войдем с вами в волшебную сказочную страну. Вы слышите эти звуки – сказка ждет вас. Но войти в волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в волшебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в волшебную страну. А теперь … (шепотом) – пошли!

2. Сообщение темы занятия.

Дети входят в группу и видят Фею.

Л: Ребята, посмотрите, нас встречает сама Прекрасная Фея Знаний!

Логопед говорит от лица Феи: Я рада приветствовать вас в моей сказочной стране Знаний. Я давно наблюдаю за вами, и вы мне очень нравитесь! Вы справлялись со всеми моими заданиями. Вы просто молодцы! Вам не страшны никакие трудности и преграды. Сегодня я пригласила вас в свою страну Знаний, для того, чтобы совершить по ней интересное увлекательное путешествие, а заодно и узнать что-то новое. Сегодня вы должны познакомиться с новым звуком. Послушайте веселое стихотворение:

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

О ком это стихотворение? Какой звук встречается в нём чаще всего?

Правильно. Это звук Щ.

А теперь найдем звук Щ в моих волшебных зеркалах и посмотрим, что должен делать язычок когда мы произносим звук Щ.

3. Характеристика звука.

Смотрят в зеркала.

Язычок поднимается к небу. Губы округляются и вытягиваются вперёд.

Дети отходят от зеркал.

Фея: Спасибо вам, волшебные зеркала.

Л: Ребята, мне кажется, я слышу стук колес паровоза.

Дети вместе с логопедом и Феей подходят к звуковому поезду.

Л: Посмотрите, подъехал паровоз с вагончиками. Есть пустой вагончик. Там не хватает звука Щ, а чтобы он там появился, вы должны дать звуку Щ характеристику.

Есть преграда – звук согласный, глухой, всегда мягкий.

4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Фея: Ребята, я вас ненадолго оставляю, отправляйтесь в путешествие по моей стране. Я думаю, что вы справитесь со всеми моими самыми сложными заданиями. А дорогу вам будут указывать стрелочки.

А) Д/и «Собери слово».

Л: Загадка: Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. Кто это?

Дети: Кошка.

Кошка: Здравствуйте, ребята. Давно я тут сижу и вас поджидаю. Заскучала даже. Давайте поиграем!

Логопед открывает конверт с заданиями. Нужно слоги поменять местами, чтобы получилось слово.

Ка, щу цы, щип ща, ро щи, кле гол, ще щи, ле щик, я ка, ще

ка, щеп

Б) «Работа с картинками»

Л: Ребята, посмотрите, да у Чудища не глаза, а что? (глазищи), не усы, а (усищи), не нос, а (носище), не руки, а (ручищи), не ноги, а (ножищи). Но мы его не боимся. Это доброе большое Чудище.

На плакате нарисованы картинки со звуком Щ. Провести линию от картинки к схеме (начало, середина, конец слова), в зависимости от расположения звука в слове.

Физминутка. Дети идут по стрелкам, а логопед в это время говорит:

Мы расправим плечи

И сведем лопатки.

Вот идем мы на носках,

А потом на пятках.

5. Знакомство с буквой.

Л: Ребята, посмотрите, а буква Щ давно нас тут заждалась!

Щ: Здравствуйте, дети. Я – буква Щ. У меня есть для вас стихотворения обо мне.

Логопед читает стихотворения о букве и показывает картинки.

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Щ: Я приготовила для вас задания. Возьмите эти конверты. На них написаны ваши имена. Каждый возьмет свой конверт.

1.Задание: расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами.

2.Задание: Звуковой анализ получившегося слова из первого задания. (слова пища, щавель, тащу, ищу, роща, щука, щётка). У каждого ребенка своё слово.

Щ: Молодцы, ребята. У меня есть дружок, веселый Щенок и он хочет с вами поиграть.

Щенок: А у меня есть для вас кроссворд!

Дети отгадываю кроссворд.

Выполнив задания, дети подходят по стрелочкам к Фее.

6. Итог занятия.

Спрашивает, что с ними происходило в ее стране знаний. Фея хвалит их. Благодарит.

Дети рассказывают Фее, что им понравилось. Кого они встретили и какие задания выполняли.

Фея: Я не ошиблась в вас. После таких приключений вы стали умнее и сообразительнее. Я думаю, что вы уже готовы пойти в школу и учиться там, на одни четверки и пятерки.

Я хочу вам подарить небольшой сладкий подарок от себя. Это одно из самых моих любимых лакомств. В его названии тоже есть звук Щ. Как вы думаете, что это?

Щербет. Кушайте и вспоминайте мою сказочную страну.

Но теперь вам пора домой. Слышите волшебную музыку...

Фея прощается с детьми. Звучит музыка, и дети осторожно выходят, так же как и входили.


Базуева А.Д., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад 227”, город Уфа.

  1. Закрепить звук [щ], познакомить с его графическим обозначением.
  2. Развитие фонематических процессов.
  3. Упражняться в звуко-буквенном анализе.
  4. Совершенствовать навыки чтения слогов с буквой Щ.
  5. Познакомить с правописание ща, щу.
  6. Образование действительных причастий настоящего времени
  7. Совершенствование навыков составления схем предложения.
  8. Воспитывать доброжелательность и коллективизм.

Ход занятия.

  1. Организационный момент
  2. Замените первый звук в слове на звук [щ].

    Кепка-… река-…

    Мука-… венок-…

    Кит- … тучка-…

    Мель-… детина-…

  3. Основная часть
    1. Повторение характеристики звука
    2. На какой звук мы заменяли первые звуки в словах? (звук [щ])

      Произнесите звук [щ], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

      Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образуют щель. Воздушная струя встречает преграду, голос не работает.

      Какой звук [щ]? (согласный, всегда мягкий, глухой).

    3. Введение в тему
    4. Сегодня мы с Вами отправимся на рыбалку, где познакомимся с новой буквой. Ребята, вспомните сказки, где герои тоже рыбачили (“Золотая рыбка”, “По щучьему веленью”).

      Чтобы рыбалка была удачной вы должны помогать друг другу, быть внимательными и помнить правило рыбной ловли – не шуметь!

      А сейчас потренируем свое умение слушать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ], поднимите руки в верх и назовете где находится звук в начале, в середине, в конце в слове (ящик, ключик, мяч, плащ, щука, туча, лещ). Молодцы! Мы поймали первую рыбку.

    5. Знакомство с буквами
    6. Ой, а посмотрите у нее что-то в зубах.

      Букву Щ в зубах держу,

      Написать ее прошу!

      Рассмотрите букву Щ.

      Сколько элементов у буквы Щ? Какие это элементы? На что похожа буква Щ?

      У Вас на столах есть буква Щ. Возьмите ее и пальчиком обведите букву. Положите букву Щ на середину тетради и обведите ее, заштрихуйте.

    7. Зрительное запоминание буквы
    8. Посмотрите, что мы поймали (В бутылке карточки буква Щ с недостающими элементами)

      Эти карточки долгое время лежали в воде и некоторые элементы буквы Щ смылись, нужно их восстановить. Молодцы! Мы поймали еще одну рыбу.

    9. Физминутка
    10. Щуку я тащу, тащу.
      Щуку я не упущу.
      Вот она какая,
      Славная, большая!
      Щука плавает кругами.
      Щука щёлкает зубами.
      Ну и зубы – как пила!
      Где такие ты взяла?

    11. Чтение слогов, слов
    12. На дне моря живет осьминог. Посмотрите, на что она похожа? (На букву Щ)

      Протяните щупальца осьминога к гласным буквам. Какие слоги образовала буква Щ с гласными?

      Посмотрите у вас на столах карточки, на которых написаны слова. Азат прочитает слова со слогом Ща, Рита прочитает слова со слогом Щу, Полина прочитает слова со слогом Ще, Акрам слова со слогом Щи.

      Молодцы! Еще одну рыбку мы поймали.

    13. Звуко-слоговой анализ слова
    14. А вместе с рыбой и новое задание.

      Посмотрите на карточки по первым слогам этих слов вам нужно составить новое слово

      Щенок, казанок – ЩЕКА

      Щупальцы, карандаш – ЩУКА

      Роза, щавель – РОЩА

      Пень, щенок, радуга - ПЕЩЕРА

      Составьте схему слова Щука. (Один ребенок на доске, остальные самостоятельно). Какой первый слог в этом слове? Как вы думаете, какую гласную надо поставить в слоге ЩУ? Почему? Запомните, в слоге ЩУ всегда пишется гласная У.

      Разделите слова роща на слоги и назовите второй слог. Какую гласную надо поставить в слоге ЩА? Почему? Запомните, ЩА всегда пишется через А.

      Молодцы! Рыбка в нашем ведре.

    15. Образование действительных причастий настоящего времени подбор к ним существительных.

Морские жители спорили и перепутали слова в предложениях. Поможем им.

На встречу попался шипеть гусь.

На плите стоял кипеть чайник.

Мила боится рычать щенка.

Сколько слов в каждом предложении. Составьте схему предложений. Каким по счету стоит слово со звуком [щ] в предложении? Молодцы! Еще одну рыбу поймали.

Ребята, наша рыбалка подошла к концу. Давайте посмотрим, какой рыбы мы наловили и сколько (3 леща и 3 щуки).

С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает?

Молодцы! Занятие окончено.

Занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Знакомство со звуком, буквой Щ»

Учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 94

компенсирующего вида

Невского района Санкт-Петербурга

Общеобразовательные

1.Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить , дать характеристику звука.

2.Упражнять в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, подбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3.Закреплять умение определять место звука в слове.

4.Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

5.Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6.Познакомить с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов, читать слова и предложения.

Коррекционные:

1.Развивать тический слух.

2.Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2.Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Ход занятия

1.Предложить детям послушать стихотворение А. Барто «Щенок» и определить, какой звук чаще других в нем слышится.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил.

От ЗЛЮЩЕЙ СТУЖИ ЗАЩИЩАЛ,

Щенок от радости пищал,

Еще бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пес.-

Настоящий.

2.Упражнение «Звук [Щ] ».

Произнести звук перед зеркалом, уточнить его артикуляцию. Дать характеристику звука.

3.Упражнение « Где звук?»

(У детей картинки:щавель, площадь, щука, щека, щит, плащ, овощи, и др.

Предложить назвать, что на них изображено, и определить позицию звука «Щ».

4.Прослушайте скороговорку и скажите, сколько раз в ней повторяется звук «Щ»?

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5).

Кто щиплет щетку? (Щенки).

Сколько их? (2).

Как они щиплют щетку? (Щека к щеке).

Где они ее щиплют? (В уголке).

Повторите скороговорку целиком.

5.Физминутка.

Мы работали, устали,

А сейчас, ребята, встали.

Руки вверх скорей подняли,

В стороны,

Вперед, назад.

Повернулись влево, вправо,

Поднимите дружно плечи,

Чтоб работать было легче,

А сейчас вперед прогнитесь

И носка рукой коснитесь.

Сели мы за парты смело,

Надо нам продолжить дело.

6.Я слышу, как ветер доносит звуки. Соберите из них слово. Будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

(О, В,Щ, И)-…овощи

(Х, И,Щ, И,К0…-хищник

(Щ, И,Ц, Ы)…щипцы

7. Упражнение «Новая буква».

Предложить рассмотреть букву.

На что похожа эта буква?

А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

8.-Какие слова можно составить из следующих букв?

а, щ,о, р – роща

а, щ,п, а-пища

щ, а,г, у-гуща

Обратить внимание, что после Щ пишется А. Вывод: в слоге ЩА пишется буква А.

а, у,к, щ-щука

у, щ,т, а-тащу

Обратить внимание, что после Щ пишется У. Вывод: в слоге ЩУ пишется буква У.

9. Упражнение: Назови картинки. (Щука, площадь, щупальца, щавель, роща)

Напиши название картинок в заданном схемами порядке.

10.Упражнение: «Придумай предложение»

Попросить детей придумать предложения с каждым из этих слов.

11.Итог занятия.

Продолжите мои высказывания:

Сегодня мы изучали звук….

Этот звук….

Я могу назвать слова, содержащий этот звук…

Звук Щ на письме обозначается буквой…

Слог ЩА мы пишем с гласной…

Слог ЩУ мы пишем с гласной….

Сегодня у меня хорошо получилось….

  • познакомиться со звуком [щ] и буквами Щ щ.
  • учится отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги, слова с новой буквой;
  • развитие фонематического слуха, мышления, внимания;
  • воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование:

звуковые схемы слов, наборное полотно, сигналы – карточки ночь, утро, день, карточки рыбки с буквами

Ход урока

    1. Организационный момент

Ну-ка дети встаньте в ряд.
Готов к работе мой отряд.
Выполним задание “Волшебного сундучка”.
Сядет тот, кто назовет количество слогов в слове и ударный слог
Волк, ваза, мойка, бабушка, юла, конфета, ландыш, маяк, машина, стул.

  • Повторение.
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми буквами и буквой

    Учитель: Ой, кто это?

    Его имя вы узнаете, если правильно соберете его имя из букв.

    Игра “Слово рассыпалось ” м Е л е я (Емеля)

    Учитель: С какой буквы запишем имя?

    Проверим (3)

    Учитель: Емеля куда ты едешь?

    Емеля: Еду рыбу ловить. Щука слово волшебное мне сказала.

    Рыба сама мне в ведерко прыгнет.

    Вымолви словечко
    Покатилась печка
    Прямо из деревне
    К царю да к царевне
    И за что не знаю
    Повезло лентяю

    Учитель: А почему Емелю назвали лентяем?

    А какие пословицы о труде вы знаете.

    Задание: собери из слов пословицу. (Дети выполняли работу по парам).

    Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

    Емеля: Но ведь это долго, а мне хочется, что бы все было быстро.

    Учитель: Емеля, а знаешь еще одну пословицу?

    Терпение и труд все перетрут (2 раза).

    Я думаю, что и мы с ребятами будем сегодня трудится, что бы узнать что–то новое. И без волшебных слов многое сможем сегодня узнать и тебе поможем наловить рыбы.

  • Формулирование учащимися темы и цели урока.
  • “Волшебный сундучок” приготовил для вас такое задание:

      Учитель: Найдите общее в следующих словах:

      Щепка, шапка, шашка, щетка.

      Дети: Все слова состоят из двух слогов.

      Учитель: Разделите, даны слова на две равные группы и сформируйте тему сегодняшнего урока.

      Дети: В первую группу войдут слова, которые начинаются со звука [ ш ], во вторую группу – слова, которые начинаются со звука [ щ ]. Со звуком [ ш ] мы уже знакомились, со звуком [ щ] не знакомились.

      Значит тема урока – “Звук [ щ ] и буква, которая его обозначает”.

      Учитель: Отталкиваясь от темы, Сформулируйте цель нашего урока.

      Дети: Цель нашего урока – познакомится со звуком [ щ ] и буквой, которая его обозначает; учится отличать звук [ щ] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; Учится читать слоги, слова с новой буквой.

      На доске написано:

      Познакомимся со…

    1. Знакомство с новым звуком.
    2. На доске прикреплена сюжетная картинка на тему “зимняя рыбалка”.

      Учитель: Знакомство с новым звуком мы проведем в необычном месте – на зимней рыбалке.

      Что вы знаете о зимней рыбалке?

      (объяснение данных слов лунка, бур).

      Как зовут мальчиков Коля, Толя

      У Коли клюет – поможем ему.

      Щуку я тащу тащу, щуку я не упущу.

      Сигналы: Ночь (медленно и тихо).

      День (быстро и громко).

      Учитель: Какой звук слышится чаще (звук [щ ])

      Дайте характеристику этого звука.

      Дети: При произнесении воздух встречает преграду значит [щ ] согласный.

      При его произношении слышится только шум.

      Значит он глухой.

      Звучит мягко.

      Учитель: Дайте краткую характеристику.

      Учитель: Вытащили щуку,

      Составьте схему.

      Где слышится звук Щ. Дайте его характеристику.

      Какой знак возьмем для обозначения звука [щ ] зелёный квадрат

      Игра “Светофор” (поднимаем зеленую карточку когда услышите звук [щ ]).

      Шелк, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, щека, щавель, чеснок.

      Учитель: Толя хотел поймать другую рыбу. Но ему это не удалось. В названии этой рыбы один слог. В нем есть новый звук. Какая это рыба?

      Дети: Это лещ.

      Учитель: Составьте звуковую схему слова лещ.

      Охарактеризуйте новый звук в этом слове.

      Дети: Звук [щ ] согласный, глухой, мягкий.

      Учитель: в слове щука после звука [щ ] следует звук [ у ]. Но звук [щ ] в нем мягкий. В слове лещ звук [щ ] находится в конце, но он тоже мягкий. Какой можно сделать вывод?

      Дети: Звук [щ ] всегда мягкий.

    3. Физкультминутка.
    4. Учитель: Мы поближе подойдем к лунке. Возможно, узнаем, почему Мише не удалось поймать леща. Я буду читать пред – ния. Если в предложении имеется слово со звуком [щ ], вы тихонько подходите к лунке, приседаете и заглядываете в нее. Если нет качаете головой.

      В глухой яме спит сом
      Лещи лежат рядками без малейшего движения.
      Окуни заснули возле камней.
      Зубастой щуке не спится.
      Хищница хватает сонную рыбу.
      Учитель: Почему нам не удалось поймать леща?
      Дети: Лещи зимой спят.

    5. Знакомство с новой буквой.
    6. Учитель: В лунке проплывают и другие рыбки. К каждой прикреплена какая – либо буква. Когда увидите рыбку с новой буквой, хлопайте в ладоши.

      Учитель: Молодцы! Вы узнали новую букву. Кто знает, как она называется?

      Дети: Это буква “ща”.

      Учитель: На какую букву она похожа?

      Дети: Буква Щ похожа на букву Ш. Только в ней есть еще один элемент.

      (лепим из пластилина) На что еще она похожа?

      На расческу Щ похожа.

      Три зубца всего?

      Ну что же!

      Буква Щ поможет нам.

      Чистить зубы по утрам.

      VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

      А где будет жить буква Щ? (в синим домике).

      Учитель: Буква Щ, пошла в гости к гласным. Только не ко всем гласным она зайдет. Чтение слогов: ща, щу, щи, ще, щё,

      К каким гласным Щ не подойдет, с кем она не дружит: я, ю, э, о, ы.

      А как же мы тогда напишем слог ща, щу?

      Учитель: Пока мы были в гостях у буквы Щ. Мальчики немного замерзли. Чтобы согреться, ребята побегали, попрыгали, а потом Саша написал на снегу слоги и предложил задание

      Вот эти слоги: ща, ша, щу, ще, ше, ще, шо, щи, ши.

      Какое задание предложил?

      Сначала с мягким слиянием, потом с твердым. (Дети читают).

      Учитель: А сейчас поможем Емеле. Наловить рыбы

      _ У К И И _ У _ Е Г О Л
      Л Е _ И Ч И _ У _ Е Н О К
      Р О _ А Ч А _ А
      _ У К И И _ У _ Е Г О Л
      Л Е _ И Ч И _ У _ Е Н О К
      Р О _ А Ч А _ А

      УКУ И ЛЕ_А В РО_Е НЕ СЫ_ЕШЬ.

      Чтение слов цепочкой

      Прочитайте лишнее слово в первом столбике (роща), во втором (чаща). Прочитайте скороговорку с разным логическим ударением.

    7. Чтение текста с новой буквой. Чтение “цепочкой”
    8. На зимней рыбалке.

      Чаще всего клевали окуньки.

      Моему товарищу удалось поймать леща. А мы с папой вытащили огромную щуку. Щука – хищная рыба.

    9. Образование существительных с помощью суффикса “ищ”.

    Прочитайте предложение, в котором говорится о щуке.

    Какая она? (огромная, хищная)

    Значит у нее не зубы, а зубищи

    Значит у нее не хвост, а хвостище

    Значит у нее не глаза, а глазища

    Значит у нее не рот, а ротище

    Значит у нее не голова, а головища

    X. Соотнесение слова и схемы. Окунь, щука, лещ

    з к з
    к с к з
    з г с г

    XI. Подведение итога

    Емеля с нашей помощью и без всяких волшебных слов наловил рыбы. Только благодаря трудолюбию и знаниям. И нам пора. А что мы узнали нового на уроке? Оцените свою работу на уроке.

    Кому было все понятно, и он старался, трудился.

    Если вы затруднялись при выполнении заданий, но старались, трудились.

    3) Кому было очень трудно с заданьями, не справились.