Конспект занятия в подготовительной группе символика россии. Проект «Наши верные друзья – дорожные знаки» в подготовительной к школе группе

Людмила Магжанова
Педагогический проект «Загадочные знаки и символы»

«МБДОУ «Полазненский детский сад №8»

Проект

«Загадочные знаки и символы » Разработали : Магжанова Л. А.

Холод И. И.

Вид проекта : информационный, долгосрочный.

Участники проекта : педагоги старшей группы № 4 Магжанова Л. А., Холод И. И.

Целевая группа : воспитанники группы и их родители.

Актуальность : В различных разделах реализуемой нами программы предусматривается освоение дошкольниками разнообразных моделей, различных , развитие умений их создавать и применять в процессе познания. Овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. Развитие знаково- символической деятельности рассматривается в качестве показателя готовности к школе, критерия интеллектуального развития. Однако, без специальной работы у значительной части детей отмечается низкий уровень развития умений моделирования- затруднения в последовательном сравнении объекта с моделью, отсутствие предварительного анализа модели, непонимание правил моделирования, буквальное восприятие символов и знаков . Речь идет об освоении практических действий по использованию модели (применение готовых моделей, воспроизведение их в знакомых ситуациях , внесение простейших изменений, замещение, кодирование и декодирование модели, символов , знаков .

Цель : Создание мотивации к освоению знаково- символических систем и средств , уточнение опыта их освоения детьми.

Задачи :

1. Развивать познавательную деятельность детей за счет освоения различных знаково- символических средств и моделирования;

2. Активизировать освоение различных знаково- символических средств ; подвести к пониманию их функций, правил построения, активизировать желание их осваивать и использовать в процессе познания;

3. Развивать умения и действия : моделирования, замещения, кодирования, декодирования, создания и преобразования модели, предварительный анализ объекта и заместителей, сравнение и обследование объекта и модели, изменение модели.

4. Развивать познавательную активность, самостоятельность в процессе познания, освоения моделирования, знаково- символических средств .

5. Мотивировать родителей на участие в проблемно-игровом общении с детьми в процессе освоения знаково- символических средств .

Образовательные области :

1. Познание

2. Коммуникация

3. Чтение художественной литературы

4. Социализация

5. Художественное творчество

7. Безопасность

8. Физическая культура

Реализация проекта

Информационно-мотивирующий

1. Разработка проекта , ознакомление с его основными идеями детей и их родителей;

2. Определение задач, которые необходимо решить в процессе реализации проекта , планирование деятельности;

3. Изучение специальной литературы, сбор материалов по теме.

Формирующий

Совместная деятельность педагога с детьми :

1. В рамках поиска ответа на вопрос «Зачем нужны знаки провести беседу «Знаки вокруг нас » .(программа «Радуга» с. 118)

2. Работа с пособием «Познаю мир»

3. Прогулки и экскурсии по улицам поселка «В поисках знаков » ;

«О чем рассказывают знаки на улицах » (программа «Радуга» с. 119)

4. Рассматривание детских иллюстрированных энциклопедий с целью поиска сведений о появлении символов и знаков .

5. Экскурсия на кухню «О чем рассказывают знаки на упаковке

С обсуждением назначения знаков , символов , уточнением их содержания.

6 Упражнения в использовании моделей, знаков , символов в раз-

ных образовательных областях : «Познание» , «Коммуникация» ,

«Чтение художественной литературы» ;

7. Фиксирование результатов деятельности придуманными знаками и символами в Блокноте Открытий ;

8 Упражнение «Кто больше заметит знаков и символов

9. Знакомство со знаками и символами в повседневной жизни (обозначать символами коробки с игрушками , пособиями, схемы-последовательности выполнения действий).

Самостоятельная деятельность :

1. Игры и упражнения для развития умений моделирования, кодирования, декодирования разнообразных знаков и символов :

- «Выбери (придумай) знак к предмету , слову»

- «Где чей контур?» ;

- «Тени» ;

- «Рисунок для другого» ;

- «Делаем зарядку» ;

- «Составь картинку» ;

- «Отгадки» ;

- «Что чем узнаем?» ;

- «Волшебный компьютер» ;

- «Волшебная фотография» ;

- «Похожи - не похожи» ;

- «Найди семейку» ;

- «Найди клад» ;

- «Куда залетела пчела?»

Игры с блоками Дьенеша

Продуктивная деятельность :

Рисовать и украшать первую букву имени и фамилии;

Конструирование из деталей «Чудо- крестиков» -2, 3, «Чудо- сот» ,

«Конструктора букв» , «Прозрачного квадрата» , игры с «Геоконтом» ,

«Игровизором» и другими пособиями В. В. Воскобовича с зарисовкой и раскрашиванием фигурок.

Раскрашивание знаков дорожного движения для последующих ролевых игр;

Конструирование по схеме, сопоставление схемы и постройки (поделки) .

Работа с родителями :

Организация выставки букварей, азбук в центре грамотности;

Родители мальчиков оформят выставку (альбом) : «Модели машин и их символика » .

Встречи с интересными людьми «Профессиональная символи-

Обогащение развивающей среды за счет дидактических игр с ис-

пользованием знаков и символов ;

Помощь в создании коллекций значков, календариков.

Диагностический :

1. Осуществление рефлексии процесса и результатов деятельности в

ходе реализации проекта .

Презентационный :

1. Обобщение и презентация в досуге «Веселые пираты»

2. Определение перспектив :

Продолжить работу по данной теме в подготовительной группе.

Темы для изучения :

Спортивная символика ;

Разные алфавиты;

Космическая символика ;

Гербы- тоже символы ;

Рисуем схемы построек;

Временные ориентировки.

Ожидаемый результат :

1. Наличие интереса к знакам и символам , понимание их роли и

значения для человека.

2. Наличие знаний и сформированность навыков в расшифровке знаков , создании своих символов , использовании символики в повседневной жизни.

3. Обогащение развивающей среды за счет различных знаков и символов .

4. Создание атмосферы сотрудничества, доверительности, взаимо-

действия с родителями воспитанников.

Литература :

Вербенец А. М. «Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования»//Методические советы к программе «Детство» .-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Лаврентьева Т. В. «Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отноше-

ниями//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. -М.:Педагогика ,1986.

Лебедева С. А. «Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации» Вопросы психологии. -1997.-№5

А. М. Вербенец «Освоение моделирования» //Дошкольник 5-7 лет в детском саду// СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2010

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №17 «Светлячок» г. Дмитров, Московская область

Названия пособий издательства «ДРОФА», использованных при подготовке конспекта: Основы безопасности жизнедеятельности серия «Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации » Рабочая тетрадь «Азбука дорожного движения»

Подготовительная группа (6-7лет)

Тема: Путешествие в страну Дорожных знаков"

Цель: Задачи:

Образовательные задачи: Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть», машины движутся по проезжей части, пешеходы по тротуару;

Развивающие задачи:

Закреплять знания детей о функциях светофора: регулирует движение транспорта и пешеходов с помощью сигналов; о функциях дорожных знаков: Предупреждающие знаки: «Внимание дети», «Дорожные работы», «Скользкая дорога». « Железнодорожный переезд» Запрещающие знаки. Знак "Движение пешеходов запрещено» «Движение на велосипеде запрещено», «Въезд запрещен», « Движение запрещено»

Систематизировать знания о правилах перехода через проезжую часть: переходим дорогу через пешеходный переход.

Оборудование:

Материал:

Аудио запись. «Правила движения»,

Дорожные знаки на подставке. (Пешеходный переход, подземный переход, автобусная остановка)

Макет машин или машины – игрушки: легковые, грузовые, автобус.

Три сигнала светофора. (Из картона)

Плакат « Дорожные знаки» Предупреждающие знаки: «Внимание дети», «Дорожные работы», «Скользкая дорога». « Железнодорожный переезд»

Запрещающие знаки. Знак "Движение пешеходов запрещено» «Движение на велосипеде запрещено»,: «Въезд запрещен», « движение запрещено»

Информационные знаки: «Пешеходный переход». « Подземный переход» «Пункт питания», «Больница»

Раздаточный материал: дорожные знаки на каждого ребёнка.: «Въезд запрещён», « Пешеходный переход» « Движение пешеходов запрещено», «Подземный переход», «Больница», «Автобусная остановка»

Подземный переход « тоннель»

Напольное полотно с дорожной разметкой.

Предварительная работа

Беседы: «Сигналы светофора », «Дорожные знаки», «Правила поведения на дороге», «Правила поведения в общественном транспорте » и т. д.

Рассматривание иллюстраций «Опасные ситуации»; «Азбука ПДД», карточек с изображением дорожных знаков, транспорта.

Чтение стихов, загадок, художественных произведений по правилам дорожного движения, таких как: С. Маршак «Светофор», С. Михалков «Дядя Степа –милиционер», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», «энциклопедия воспитанных детей» и т. д.

Дидактические игры: Рабочая тетрадь «Азбука дорожного движения» «Четвертый лишний», «Геометрический транспорт», «Собери картинку из частей», «Кто больше найдет и назовет дорожных знаков».

Ожидаемый результат занятия: в результате изучения правил дорожного движения ребёнок должен знать/понимать: Где должны ходить пешеходы. Почему нельзя ходить на проезжей части. Части улиц и дорог.

Как надо переходить улицу. Назначение светофора, сигналы светофора. Места ожидания общественного транспорта. Для чего служат дорожные знаки. Группы дорожных знаков.

Уметь: Применять на практике полученные знания.

"Путешествие в страну Дорожных знаков"

План занятия


Дорожно-транспортные происшествия и их причины. Проблемная ситуация: «Что произойдёт на улице города, если не будут соблюдаться Правила дорожного движения? Правила дорожного движения – закон улиц и дорог. Основные термины и понятия. Элементы дорог: «Улица», «Дорога», «Тротуар», «Полоса движения», «Разделительная полоса», «Пешеходный переход», «Пешеход», «Регулировщик». Светофоры для пешеходов. Обязанности пешехода. Где разрешается ходить? Места, где разрешается переходить проезжую часть. Обязанности пассажиров. Где надо ожидать транспортное средство при посадке. Дорожные знаки. Значение дорожных знаков. Классификация дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные знаки.

Ход занятия:

Звучит аудио запись «Правила движения».

Под музыку дети вместе с воспитателем входят в группу. Встают по периметру напольного полотна.(3X3)

Воспитатель:

Ребята, сегодня, я приглашаю вас в страну, где все люди, взрослые и дети знают и выполняют правила дорожного движения. (Звучат звуки аварий и сирен)

Ой, письмо. Давайте его прочтем: «Мы, жители страны Дорожных знаков, находимся в беде. Нас заколдовал злой волшебник. Он похитил все дорожные знаки. И все люди нашего города перестали соблюдать правила дорожного движения. Беспорядок на улицах сделал нашу жизнь трудной и опасной: машины постоянно создают заторы, наезжают на пешеходов, сталкиваются друг с другом. Помогите, пожалуйста, нам!»

Ребята, мне кажется, надо обязательно помочь. Поможем? Тогда отправляемся в путь, дорога будет не лёгкая. Сначала мы пойдём пешком. (Дети встают в колонну и идут за воспитателем)

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

На месте стой! (Дети встают в шеренгу)

Ребята, а вы, знаете правила дорожного движения? (Да) Как называются люди, которые идут по улице? (Пешеходы). По какой части дороги надо идти пешеходам? (По тротуару) Совершенно верно! Кажется, мы пришли с вами на главную улицу! (Дети рассматривают напольное полотно)

Давайте найдём тротуар и встанем на него. (Дети встают на тротуар)

Ребята, как называется часть улицы, по которой ездит транспорт? (проезжая часть) Вы обратили внимание, что проезжая часть разделена белой линией?

Когда машины движутся в обе стороны, какое это движение? (двустороннее движение).

Воспитатель разводит руками.

Да! Хорошо поработал злой волшебник. Убрал все дорожные знаки. Где же нам дорогу перейти? (по пешеходному переходу)

Правильно! Вот - пешеходный переход. Его еще называют "Зеброй". А где же знак «Пешеходный переход»

Миша, помоги мне, пожалуйста, найти знак «Пешеходный переход». (Ребёнок находит знак « Пешеходный переход», воспитатель ставит знак на своё место).

Ребята, а ведь у пешеходов есть помощники при переходе улицы. А что это за помощники, вы узнаете, отгадав загадки.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

(Милиционер-регулировщик.)

Правильно ребята! Предлагаю вам, превратиться в милиционера – регулировщика. Сделайте, пожалуйста, шаг назад. Повторяйте все за мной.

Физкультминутка.

Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)

Людям машет: Не ходи!

(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)

Приглашает нас идти (шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

Молодцы, ребята. Сделали разминку, приключения нас ждут. Вот вам следующая загадка.

Днем и ночью я горю

Всем сигналы подаю

Есть три цвета у меня

Как зовут меня, друзья?

(Светофор)

Давайте ребята, покажем, на какой сигнал светофора, надо переходить улицу.

(Разложить «Пешеходный переход»)

Игра «Светофор»

Воспитатель поочерёдно показывает сигналы светофора. Дети переходят улицу по сигналу.

Красный свет – дороги нет!

Жёлтый свет – готов к пути!

А зелёный свет – ИДИ!

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы все примерные пешеходы. Вы знаете, как правильно переходить дорогу. Скажите, а какие ещё вы знаете пешеходные переходы? (подземные и наземные). Давайте найдём знак «Подземного перехода» и вернём его на место. (Дети находят дорожный знак «Подземный переход»)

А сейчас мы, с вами поиграем. Я всем ребятам, предлагаю пройти по подземному пешеходному переходу. Но, не забывайте, пожалуйста, ребята, что мы с вами пешеходы, поэтому, выходя из подземного перехода вставайте на тротуар.

Подвижная игра «Подземный переход»

Воспитатель выкладывает тоннель. Дети по одному проходят через «тоннель»

(Дети возвращаются на тротуар)

Воспитатель:

Вы, наверно, устали идти пешком, я предлагаю вам поехать дальше на автобусе. Как же узнать, где он останавливается? А! я знаю! Надо расколдовать дорожный знак. Отгадайте загадку.

Если ты собрался с другом

В зоопарк или в кино,

Подружиться с этим знаком

Вам придется все равно,

Он домчит вас быстро, ловко

Знак…. (Автобусная остановка)

Саша, помоги, мне найти знак « Автобусная остановка» (Ребёнок находит дорожный знак « Автобусная остановка» воспитатель ставит знак на место)

Подвижная игра. «Автобус» диск «Музыка с мамой».

Воспитатель берёт макет автобуса, дети встают друг за другом и выполняют движения под музыку. Воспитатель уводит и сажает детей за столы.

Воспитатель:

Мы, сели с вами в автобус и стали кем? (Пассажирами)

Воспитатель:

Приехали. Остановка «Дорожные знаки». (Дети садятся за столы). (На полу стоят дорожные знаки) Предупреждающие знаки: «Внимание дети», «Дорожные работы», «Скользкая дорога». «Железнодорожный переезд»

Запрещающие знаки. Знак "Движение пешеходов запрещено"«Движение на велосипеде запрещено»,: «Въезд запрещен», « движение запрещено»

Информационные знаки: «Пешеходный переход». « Подземный переход» «Пункт питания», «Больница»

Воспитатель:

Вот где спрятал злой волшебник дорожные знаки! Сейчас мы их расколдуем, показав свои знания! Знаки все мы знать должны. Чтобы не было беды.

В красном треугольнике

Знаки осторожные,

Они предупреждают

К вниманию взывают!

Это предупреждающие знаки.

Кто из вас знает,

О чём предупреждает этот знак?

Запрещают знаки

Разное движение

И в красные кружочки

Обводит их народ

Кто из вас знает,

Что запрещает этот знак?

А ещё есть знаки,

Добрые друзья.

Укажут направление

Вашего движения.

Где поесть? Поспать?

И как в деревню к бабушке попасть?

О чём сообщает нам этот знак?

Воспитатель читает каждое стихотворение и знакомит детей с запрещающими, информационными, предупреждающими знаками. Предложить детям объяснить каждый знак, если дети затрудняются, воспитатель помогает им.

Игра «Где спрятался дорожный знак»

На доске прикреплены дорожные знаки обратной стороной. «Пешеходный переход» «Подземный переход» «Автобусная остановка» «Больница» « Движение пешеходов запрещено».

Воспитатель читает стихотворение по каждому знаку, дети находят этот знак у себя на столах и несут к доске, где его прикрепляют. Затем воспитатель переворачивает главный знак, и сравнивает, все ли правильно выполнили задание. (У детей на столах такие же дорожные знаки). (На каждого ребёнка)

Воспитатель:

Крепко, видно заколдовал, волшебник дорожные знаки, не хочет их отдавать. Давайте, ребята, узнаем, какие дорожные знаки спрятались от нас? Я буду загадывать загадки, а отгадки вы найдёте у себя на столе и принесёте нужный знак к доске. Посмотрите, ребята, на свои картинки. Это наши с вами друзья, дорожные знаки.

Ну что, начнём?

Воспитатель читает четверостишие по каждому знаку.

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

Знак "Пешеходный переход":

Знает каждый пешеход

Про подземный этот ход.

Город он не украшает,

Но машинам не мешает!

Знак "Подземный пешеходный переход":

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Знак "Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси":

Если нужно вам лечиться,

Знак подскажет, где больница.

Сто серьезных докторов

Там вам скажут: "Будь здоров!"

Знак "Дети":

Знак "Больница":

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено!"

Знак "Движение пешеходов запрещено":

Итог занятия:

Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Благодаря своим знаниям, вы помогли жителям страны Дорожных Знаков избавиться от злого волшебника. И в город вернулся покой и порядок, потому что, жители города снова стали соблюдать Правила Дорожного Движения. А вы, ребята, будите соблюдать правила дорожного движения? (Да)

На память я хочу подарить вам книжку о правилах дорожного движения.

Правила из этой книжки

Нужно знать не понаслышке.

И учить их не слегка.

А всерьез, наверняка.

А ещё, ваши друзья, из города Дорожных знаков, дарят вам вот такие волшебные палочки. Когда наша прогулка по городу закончится, эти палочки будут светиться разноцветными огоньками. Не верите мне? Пойдёмте за мной. (№1)(Воспитатель, под музыку, уводит детей из зала)

Анализ занятия.

Выбранная тема посвящена актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города.

Своё педагогическое кредо я сформулировала так: «Безопасность детей на дорогах – это обязанность, которая требует большой ответственности от взрослых и родителей и педагогов»

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым.

Цель данного занятия сформировать у детей представления о том, что Правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. А это значит, грамотно, разумно, ответственно вести себя всюду, где существуют риск и опасности.

Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными?

Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах, включая дидактические, подвижные игры, физкультминутки, загадки, стихотворения.

Своё занятие я построила в виде дорожной сказки, где дети стали непосредственными участниками в развитии событий. Таким образом, они быстрее поймут и усвоят Правила дорожного движения и выработают положительные привычки поведения на дороге. Привычка ходить по тротуару, переходить дорогу по пешеходному переходу на разрешающий сигнал светофора. Привычка останавливаться перед проезжей частью. Все эти положительные привычки и есть – навыки безопасного поведения на дороге. И совсем не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Изучая правила не только теоретически, но и во время практических занятий, дети, достигнут несомненных успехов в изучении "Дорожной азбуки". Надеюсь, мне удалось, с помощью этого занятия, выработать у детей навыки безопасного поведения на дороге.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» пгт. Изъяю

Проект «Государственные символы России»

(подготовительная группа)

Составитель: Вискова Н.В.

Воспитатель первой квалификационной

пгт. Изъяю

Ноябрь 2017 года

1.Введение.

Паспорт проекта

Тема проекта: «Государственные символы России»

Вид проекта: познавательный

Продолжительность проекта: краткосрочный

Масштаб проекта: территориальный - МДОУ «Детский сад» пгт. Изъяю, количество детей -9

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «РАДУГА», родители воспитанников, воспитатель группы Вискова Н.В.

Актуальность проекта

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со всех сторон развития, обучения и воспитания, в том числе, и в нашем ДОУ - что является одной из главных годовых задач уже не первый год.

Приобщение детей к Государственной символике РФ – одна из приоритетных задач, о которой говорится и в программе ДОУ. Невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего представления. Сама формулировка задач по патриотическому воспитанию дошкольников подразумевает более или менее глубокое знакомство детей – дошкольников с флагом, гербом и гимном. А в полной мере понять, осмыслить, запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции Государственных символов РФ – дело непростое даже для взрослых!

Цель проекта

Воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине, гордость за неё, уважительное отношение к Государственным символам РФ.

Задачи проекта

Систематизировать и обобщить знания детей о Государственной символике РФ;

Формировать представления о происхождении, значениях, функциях флага, герба и гимна РФ;

Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как о государстве, в котором они живут;

Познакомить детей с гербом Москвы, его происхождением, назначением, символикой образов и цвета в нем;

Развивать связную речь детей методом наглядного моделирования;

Развивать творческие способности детей, воображение, внимание, память;

Способствовать воспитанию любви к Родине, поддерживать интерес к истории своей страны и её культуре.

Предполагаемый результат проекта

Дети должны знать Государственную символику РФ - уметь рассказать о символике образов, значении и функциях Государственных символов России; должны знать столицу России, её историческое происхождение; уметь выражать свой интерес, любовь и гордость за свою Родину.

Методическое обеспечение проекта

Материально-техническое обеспечение: развивающая среда, природное окружение, дидактические игры, настольно – печатные игры, научно-познавательная литература, ноутбук, проектор, видеомагнитофон, фотоаппарат, уголок патриотического воспитания в группе, художественная литература, пособия по Х-ЭР, картинки с изображением символики РФ и других стран мира, музыкальные произведения.

Методическое обеспечение: программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Сентябрь-ноябрь. Подготовительная группа./ авт.- сост.Н.Н. Черноиванова и др.: - Волгоград: Учитель, 2016; Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2007./авт.- Баранникова О.Н.

Технологии:

Здоровьесберегающая технология;

Информационно-коммуникативные технологии;

Технология наглядного моделирования;

Технология проектной деятельности.

2. Разработка проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап проекта

1.Подбор рассказов о Родине.

2.Подбор стихов о Родине, обсуждение, заучивание наизусть.

3.Прослушивание песен о Родине, гимна России.

4.Подбор загадок, пословиц и поговорок о Родине, Москве; работа над пословицами и поговорками о Родине

5.Подготовка бесед о достопримечательностях столицы, рассматривание фотографий.

6. Подбор картинок, иллюстраций в книгах о Родине, природе, О Москве.

7. Подбор основного материала в уголок по патриотическому воспитанию в группе.

8. Подбор дидактических и настольно-печатных игр.

9.Повторение символики РФ.

10.Подбор фильмов, презентаций по теме Государственная символика России.

11.Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.

12. Выявление субъективного опыта детей: что мы знаем? что мы умеем? что хотим узнать?

13.Диагностика детей 6-7 лет по выявлению уровня знаний по данной теме.

14.Ознакомление родителей с темой проекта, участие родителей в проекте, подготовка консультаций и рекомендаций по теме.

Основной этап проекта

ОО «Речевое развитие»

НОД: «Герб и флаг России» (с использованием наглядного моделирования); «Малые фольклорные формы» (пословицы, поговорки, скороговорки о Родине) .

Словесно-дидактические игры и упражнения: «Найди слова с заданным звуком», «Кого назвали-отвечает», «Я начну, а вы продолжите», «Объясни словечко», «Составь предложение по схеме», «Мой-моя-моё-мои», «Скажи какая?», «Назови главный город», «Белый-синий-красный», «Обведи по точкам», «Над-под-между», «Сравни», «Найди и покажи», «Всё ли верно?», «Составь предложение с парой слов», «Зачеркни лишнее», «Составь герб России» и «Составь флаг России» (способом наложения).

Составление рассказов по изображениям и картинкам, описывание изображений и образов символов РФ.

Чтение художественной литературы:

  • стихи о Родине, Москве - Гусев «Берегите Россию», Е. Аксельрод «Наш дом», В.Орлов «Родное», В. Степанов «Флаг России»,И. Агеева «Флаг российский - триколор»,В. Степанов «Герб России», Т.Гусева «Глобус»,В. Степанов «Москва»,Н. Добронравов «Москва златоглавая», И.Токмакова «Красная площадь», произведения русских поэтов и писателей о природе России С.Есенина, А.Толстого, А.Пушкина;
  • рассказы - из книги С.В. Новикова «Родная история»- «Наши предки-славяне»; К.Д. Ушинского «Наше Отечество»;
  • чтение русских народных сказок, подбор авторских сказок и былин о победе воинов над чудовищами.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Ситуативные беседы и темы для рассуждения: «Где можно увидеть изображение флага РФ? герба РФ?», « Где можно услышать гимн РФ?», «В каких случаях украшают город, поселок государственными флагами?», «Для чего нужно знать государственные символы РФ?», «Какое значение имеет для вас флаг, герб и гимн России?», «Расскажи о гербе Москвы», «Что ты знаешь о государственной символике Республики Коми?», «Что ты знаешь о гербе города Печоры?»

Сюжетно-ролевые игры: «Стадион», «Экскурсия по городу», «Детский сад», «Встреча с важными людьми»

Конкурс-викторина «Герб-флаг-гимн»

ОО «Познавательное развитие»

НОД «Наша Родина-Россия», «Символика Российской Федерации», «Москва-столица России. Герб Москвы»

НОД по конструированию из бумаги и картина «Флаг России», из конструктора «Здания с флагом»

НОД по ФЭМП «Состав числа 8»: упражнение по составлению числа из двух меньших чисел (с помощью изображений герба России (8 штук) и герба города Москвы(8 штук) составить число 8)

Прогулка: наблюдение на улицах города и поселка, поиск изображений государственных символов России, Республики Коми и города Печоры; конструирование из снега знакомых образов из государственной символики, рисование на снегу палочками

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

НОД по изобразительной деятельности «Рисование флага России»

НОД по аппликации «Русские березки» (способ обрывания бумаги)

НОД по изобразительной деятельности «Выбери и раскрась государственный герб»

ОО «Физическое развитие», «Здоровье»

НОД «Мы - спортсмены России»

Утренняя гимнастика (комплекс ОРУ с гимнастическими палками)

Беседы о здоровом образе жизни, о здоровье нации

Заключительный этап проекта

1. Создание альбомов: о России «Моя Родина – Россия», о Москве «Достопримечательности Москвы», о символике Республики Коми и города Печоры

2. Пополнение уголка по патриотическому воспитанию дидактическими пособиями и настольно-печатными играми.

3. Творческое задание вместе с родителями «Сочини вместе с родителями стихотворение о своей Родине»

4. Диагностика дошкольников по усвоению новых знаний по теме проекта

3. Результаты проекта.

Дети знают Государственные символы России (флаг, герб и гимн), герб города Москвы, герб города Печоры.

Дети знают значение символов и образов в изображении Государственной символики.

Дети знают функции Государственной символики России.

Дети познакомились с историей образования Государственных символов и изображенных образов на них.

Родители воспитанников с удовольствием принимали участие и сотрудничали с ДОУ.

Воспитанники приобрели опыт продуктивного взаимодействия в работе, повысили свою познавательную активность.

Пополнилась развивающая среда в уголке по патриотическому воспитанию.

4. Внедрение и распространение опыта по теме проекта.

Оформление выставки по художественно-эстетическому развитию в приемной по теме проекта.

Пополнение личного сайта воспитателя Висковой Н.В..

5. Список используемой литературы.

Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. О.Н.Баранникова. Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.

Родная история. С.В. Новиков. – М.:Эксмо, 2004

Герб, флаг России: знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами.- М.:АРКТИ, 2002.

6. Приложения к проекту.

1. Диагностика уровня знаний дошкольников подготовительной группы по теме проекта «Государственные символы России»

2. НОД по ОО «РР» - «Герб и флаг России»

3. Дидактический материал по теме проекта

4. Фотоотчет по реализации проекта «Государственные символы России»

Приложение 1.

Диагностика уровня знаний дошкольников подготовительной группы по теме проекта «Государственные символы России»

Цель проведения диагностики на подготовительном этапе проекта: выявить уровень (объем) знаний по теме.

Для проведения диагностики среди детей подготовительной группы был подготовлен демонстрационный и раздаточный материал, музыкальные произведения, составлен перечень следующих вопросов:

1.Что это? (флаг, герб и гимн России)

2.Назови цвета флага России.

3.Что обозначают цвета Российского флага?

4.Что изображено на гербе России?

5.Что обозначают изображенные символы герба России?

6.Где можно увидеть изображение флага России? Где можно увидеть флаг Российской Федерации?

7.Где можно увидеть изображение герба России? Где можно увидеть герб Российской Федерации?

8.Знаешь ли ты гимн России?

9.Когда и где можно услышать гимн России?

10.Зачем стране нужны Государственные символы?

Критерии имеющихся знаний у детей на данном этапе оценивались по трехуровневой системе показаний:

Низкий уровень - ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.

Средний уровень - ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.

Высокий уровень - ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

В диагностики принимали участие 8 детей подготовительной группы. На данном этапе я выяснила, что запас необходимых знаний невелик. Дети затруднялись в своих высказываниях, путались в ответах. Большинство детей смогли ответить на первый, второй и третий вопросы диагностики. Больше всего затруднялись ответить на пятый, восьмой, девятый и десятый вопросы. Исходя из полученных данных диагностики на первом этапе проекта, я получила следующие результаты:

Низкий уровень-3 ребенка- 37,5 %

Средний уровень-5 детей- 62,5 %

Высокий уровень- 0 %

Осуществление проектной деятельности по выбранной теме, использование выбранных образовательных технологий, сотрудничество с родителями позволило дошкольникам подготовительной группы достичь более положительной динамики усвоения и роста знаний по теме «Государственные символы России». На заключительном этапе проекта мною была проведена повторная диагностика дошкольников по усвоению новых знаний указанной темы. По итогам диагностирования было выявлено следующее:

Низкий уровень-1 ребенок – 12,5 %

Средний уровень-4 ребенка - 50 %

Высокий уровень- 3 ребенка – 37,5 %

Из полученных результатов видно, что к концу проекта знания детей повысились, но все же имеется ребенок с низким уровнем усвоения знаний по причине задержки речевой деятельности.

Таким образом, задачи проекта можно считать выполненными на 87,5 %.

Приложение 2.

НОД по речевому развитию «Герб и флаг России»

Конспект занятия по речевому развитию «Герб и флаг России» (подготовительная группа) с элементами наглядного моделирования

Тип НОД: занятие по закреплению полученных знаний

Вид НОД: тематическое занятие

Тема НОД: «Герб и флаг России»

Возрастная группа детей: 6-7 лет

Программное содержание:

1.Обучающие задачи:

Продолжать формировать у детей представления о российской символике; об истории происхождения и функциональном назначении герба и флага, о символическом назначении цветов и образов;

2. Развивающие задачи:

Развивать связную речь; расширять словарный запас;

Развивать умения рассказывать по представленному плану;

Развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор; развивать у детей умение творчески подходить к замыслу.

3. Воспитывающие задачи:

Воспитывать у детей чувство патриотизма, уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны.

Словарная работа: Отчизна, патриот, скипетр, держава.

Оборудование: Уголок патриотического воспитания в группе, ноутбук, проектор, магнитная доска, письмо с фотографиями достопримечательностей Лондона, бумажный голубь, запись гимна России

Демонстрационный материал: Флаг и герб России, рисунки детей, изображение герба Москвы; схема-план для составления рассказа о флаге и гербе России; презентация «Наша Родина-Россия», фотографии с достопримечательностями Москвы.

Раздаточный материал: цветные полосы Государственного флага России (для конструирования), отдельные символы государственного герба России (для конструирования), клей-карандаш, палочки.

Предшествующая работа : Рассматривание флагов разных стран, альбомов с гербами разных городов, старинными монетами. Беседы о гербе и флаге России, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о Родине. Наблюдение на улицах поселка и города, поиск изображений Государственных символов РФ. Чтение легенд и сказок о Родине. Ручной труд «Государственный флаг РФ». Русские народные игры.

Индивидуальная работа: оказание помощи в налаживании контакта со сверстниками, оказание помощи в выполнении практической деятельности

Совместная работа с родителями :

Структура и методические приемы:

  1. Вводная часть- 5мин.

Появление героя «Голубь-почтальон»

Мотивационное письмо

Поиск путей решения проблемы

  1. Основная часть- 25мин.

«Путешествие на поезде по России»

Станция «Государственная»

Станция «Игровая»

Подведение итогов

  1. Заключительная часть- 5мин.

Подведение итогов занятия

Оформление письма и конверта друзьям из Англии.

Организация детей на НОД

Ход занятия

Дети в центре группы вместе с воспитателем.

Стук в дверь. Влетает бумажный голубь-почтальон.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, вы знаете кто это?

Дети высказывают свои мнения. (Голубь-почтальон)

Интересно, что это он нам принес?(письмо)

Давайте прочтем адрес на конверте и узнаем кому оно адресовано. И если оно для нас, то мы его прочтем.

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы живем в Англии, в столице страны –городе Лондоне. Англия – это наша Родина, которой мы очень гордимся и очень любим. Мы гордимся своими Государственными символами страны, гордимся знаменитыми достопримечательностями нашего города. Посылаем вам фотографии. Расскажите нам о своей Родине.

Дети и воспитатель располагают фотографии из письма на магнитной доске. Дети и воспитатель рассаживаются на стульчиках возле доски и рассматривают фотографии.

Воспитатель подводит детей к ответу:

Что вы поняли из письма? Что мы можем сделать? Как будем делать?

(дети предлагают варианты решений, выбор подходящего решения)

Как вы думаете, когда наши друзья получат письмо от нас, что они смогут узнать?

Давайте вспомним, что мы уже знаем о нашей Родине.

Как называется наша страна? Назовите столицу России.

Как называются люди, живущие в нашей стране?

На каком языке говорим мы - россияне?

Педагог обращает внимание детей на слайды презентации «Наша Родина-Россия».

Воспитатель:

Посмотрите, как огромна и велика наша страна. Наша Россия занимает очень большую территорию на Земле. Она такая большая, что если мы захотим отправиться в путешествие от края до края, то дорога займет целую неделю на поезде, а на самолете - целый день. И прямо сейчас я предлагаю отправиться в путешествие на поезде по просторам нашей Родины!

Выполнение физминутки и пальчиковая гимнастика под музыку о Родине.

Столица нашей Родины – Москва

уки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)

Ехать очень долго – дня два.

(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)

С высокой, главной башней,

(подняться на носки, поднять)

С курантами на ней

(руки вверх, потянуться)

И с площадью огромной,

(развести руки в стороны на уровне груди)

С названием скромным,

(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)

Зовётся она Красной

И смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть,

(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)

Театры, памятники есть.

(загнуть левой рукой два пальца правой руки)

Поедим в гости мы к друзьям,

(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)

Чтоб рассказать об этом вам.

(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)

Воспитатель вместе с детьми двигается по группе, имитируя езду на поезде, в руках атрибуты Государственной символики-флаги России.

Воспитатель:

Ребята, мы прибываем на первую станцию под названием «Государственная» (Уголок патриотического воспитания в группе)

Рассаживаются на стульчиках на «Станции Государственной»

Беседа с детьми.

Воспитатель:

Ребята, как называется наша Родина? (Россия)

А как можно по-другому назвать нашу Родину? (Страна, Отчизна, Государство)

А что такое Родина? (ответы детей)

Вы любите свою Родину? Что значит «Любить свою Родину?» (ответы детей) А как называется человек, любящий свою Родину? (патриот)

Мы с вами знаем, что наша Россия – это государство, а каждое государство имеет свои отличительные знаки и символы.

Какие Государственные символы России вы знаете? (флаг, герб и гимн России)

Что такое гимн страны? (ответы детей) Для чего нужен гимн стране? (предположения детей) Когда звучит гимн страны, что нужно сделать? Где можно услышать гимн России? Давайте вместе исполним первый куплет гимна РФ.

Все встают, исполняют гимн России под музыку.

О каких Государственных символах России мы еще не говорили? (о флаге и гербе России)

Предлагаю задание-игру «Собери и наклей?»

Практическое задание. Для этого вам нужно разделиться на две команды и на столе собрать и наклеить изображение флага и герба России.

Выполняется практическое задание дошкольниками (групповая работа)

Выполняется физминутка

В нашей стране горы-высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

Следующее задание для команд.

Задание для первой команды «Составь рассказ о государственном флаге России» по плану, задание для второй команды «Составь рассказ о Государственном гербе России» по плану.

Воспитатель кладет на стол каждой команды план-схему для составления рассказа о флаге и гербе России. После подготовки один из детей из каждой команды рассказывает по своему плану о государственном символе России.

Что мы можем приобрести на станции «Государственная» для наших друзей – англичан? (предложения детей- можно взять изображения флага и герба России)

Воспитатель:

Ребята, время остановки на этой станции заканчивается и нам нужно отправляться дальше. Занимайте свои места, поезд отправляется!

Воспитатель и дети двигаются по группе.

Мы подъезжаем к следующей станции «Игровая» (Оформлена фотографиями достопримечательностей Москвы)

На этой станции, как вы уже догадались, мы отдохнем и поиграем.

Первая игра «Угадай и назови»

Дети встают полукругом и называют достопримечательности Москвы.

Вторая игра Русская народная игра «Золотые ворота». Вместе с воспитателем вспомнить слова игры: « Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз не пропустим вас!»

После окончания игр, воспитатель спрашивает у детей:

Что мы можем приобрести на станции «Игровая» для наших друзей – англичан?(предположения детей – фотографии с достопримечательностями)

Ребята, время пребывания на станции «Игровая» закончилось и мы отправляемся с вами из далекого путешествия обратно в детский сад.

Воспитатель движется вместе с детьми по группе и возвращается обратно в центр группы.

Ну вот мы и вернулись в родной детский сад! Мы путешествовали по просторам России. Мы много уже знаем о нашей Родине. А каким было для вас наше путешествие? (дети делятся впечатлениями). Что бы вы рассказали своему другу или близкому человеку о своей Родине? (ответы детей).

Из путешествия мы привезли небольшие сувениры для своих друзей из-за границы. Давайте мы оформим конверт и отправим с почтовым голубем в Англию. Воспитатель вместе с детьми кладет Государственные символы России, достопримечательности Москвы и приветственное письмо в конверт и прикрепляет к голубю.

Воспитатель пишет под диктовку детей письмо.

Приложение 3.

Дидактический материал по теме проекта

Задания на формирование лексико-грамматических категорий

И обогащение словаря

1.Как мы называем Россию? Почему? (составление синонимического ряда)

Россия- Родина- Родина - матушка- Отечество- Отчизна

2.Какие народы живут в России?

3. Закончи предложение:

Щит – это вооружение древнего воина, предназначенное для…

Копье – это вооружение древнего воина, предназначенное для…

Корона – это…

4.Рассмтривание монет достоинством 5, 10, 50 копеек.

Как называются эти монеты? Кто на них изображен? Почему они так называются?

Рассмотри монеты достоинством 1,2,5 рублей. Что изображено на них?

5.Что ты знаешь о…? Подбери слова, наиболее точно характеризующие предмет (лицо). Например: Орел- гордый, свободный…

6. Какие предметы белого, синего, красного цвета ты знаешь?

Белый (-ое,-ая)-…, синий (-ее, -яя)-…, красное (-ое, -ая)…

7. Что мы называем красным?

8. Какие слова выражают любовь к Родине?

Любимая, священная, бескрайняя, родная, могучая, великая, свободная.

9. Выбери правильный ответ.

Как называется наша страна? (Германия, Россия, Латвия)

Как называется столица нашего государства? (Москва, Париж, Киев, Тула)

Как называется твой родной город? (Москва, Печора, Санкт-Петербург)

Назови главную площадь, реку, улицу своего города.

10. Составь предложение с парами слов.

Георгий Победоносец-копье.

Герб-эмблема.

11. Слова рассыпались. Составь предложения.

Небо, парить, орел, свободно, в.

Жить, Москва, в, москвичи.

12.»Объясни словечко»

Победоносец, белокаменный, златоглавый, двуглавый, драконоборец.

Тексты для чтения и заучивания наизусть

Я - русский человек, и русская природа

Любезна мне, и я ее пою.

Я - русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

В. Гусев

Родное

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья -
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое -
Это все моё, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!

В. Орлов

Родина

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

З.Александрова

Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.

В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине...
Синеву родимых рек
Любит русский человек.

Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!

Агеева И.

« Наша столица зовется Москвой!

Наша столица - город-герой!

Было немало врагов у Москвы,

Всех отбивала страна от Москвы!

Было немало друзей у Москвы!

Больше их стало у нашей Москвы».

Т.Ходаков

В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал храбрый Егорий (Георгий) на своем добром белом коне . Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и поразил того своим копьем, победил его.

Ехал великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий, со своею дружиною из славного города Киева в город Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у него три головы, шерсть пестрая многих цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Вместе с великим князем ехал ученый грек-предсказатель. И спросил его Юрий Долгорукий… Что знаменует собой явление чудесного зверя?

Предсказатель растолковал это так:

Встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значат, что сойдутся сюда народы разные и сбудется явление ныне тебе знамение.

Это сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение – вырос великий город – Москва.

Тексты для пересказа

Наше Отечество

К.Д.Ушинский

Наше отечество, наша родина - матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать - святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

Москва

По Е. Осетрову

«Москва - всем городам голова...» Не перечислить пословиц, поговорок, присловий, песен о Москве-столице.

Москва - столица России, живет в сердце каждого. Если соединить все улицы столицы в одну, то она протянулась бы через всю Россию. Сердце Москвы - Кремль, Красная площадь.

Развитие связной речи. Составление рассказов

  1. Составь рассказ о своем любимом городе по плану:

Как называется твой любимый город?

Кем и когда он был основан?

Главная площадь, улица, река в твоем городе.

Главные достопримечательности твоего города.

Твое отношение к городу.

2.Составь рассказ о Государственном флаге РФ по плану:

Как называется этот флаг?

Что обозначает Государственный флаг России?

Какой он формы?

Сколько цветов в Российском Флаге?

Что обозначает красный (синий, белый) цвет?

В каком порядке расположены полосы и почему?

Где можно увидеть Государственный флаг РФ?

3.Составь описательный рассказ о Государственном гербе России.

Герб какого государства изображен на картине?

На какой предмет по форме похож герб?

Что расположено в центре герба и почему?

Кто изображен в центре герба и почему?

Кто изображен на гербе Москвы и что он делает?

Какие еще предметы изображены на гербе РФ?

Где можно увидеть изображение герба России?

Что символизирует герб России?

Задания для совместного выполнения с родителями

  1. Рекомендации.
  • Рассказать ребенку о своем родном городе.
  • Рассказать ребенку о великих праздниках Страны.
  • Закрепить знания ребенка о Государственной символике России, ответив на вопросы заданий, представленных ниже.

Задания к теме «Государственный флаг России»

1.Рассмотрите с ребенком изображение Российского флага и ответьте на вопросы:

Какого цвета полосы на флаге России?

Какие предметы белого, красного, синего цвета ты знаешь? (белый, красный, синий)

Какое значение имеет красный, синий, белый цвет?

2. Попробуйте вместе с детьми вспомнить, где можно встретить изображение Государственного флага России?

3. Поиграйте с детьми в игру «Над-под-между» (расположение полос флага)

4. Раскрась флаг России.

Задания к теме «Государственный гимн России»

Ответьте на следующие вопросы:

В каких случаях исполняется гимн России?

Какие слова вызывают Чувство гордости за Родину?

Задания к теме «Государственный герб России»

Кто изображен на гербе России?

Очертания какого старинного доспеха напоминает герб?

Что ты знаешь об орле?

Раскрась герб России?

Составь рассказ о гербе России по плану.

Приложение 5.

Фотоотчет по проектной деятельности

Конструирование из лего-конструктора «Здание с флагом»

Конструирование из бумаги и бросового материала «Флаг России»

Изодеятельность «Флаг России»

Игровое упражнение «Собери и сложи флаг и герб России»

Аппликация «Русские березоньки»

«Составь рассказ о Государственном флаге России по плану»

«Составь рассказ о Государственном гербе России по плану»


Конспект занятия на тему:«Государственные символы России»

Цель:
Формировать уважительное отношение к государственным символам России.
Задачи:
- закрепить знание о названии родной страны;
- закрепить знание о символике России: флаге и гербе;
- познакомить детей с новой символикой России – гимном;
- продолжить формирование начального представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении;
-продолжить работу над развитием связной речи;
-совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
-закреплять умение отвечать на вопросы;
-воспитывать патриотические чувства (любовь и уважение к Родине) через художественное слово, музыку.
Оборудование и материалы: плакат с нарисованной березкой, без листьев; березовые листочки из зеленой бумаги, кисточка, клей, подставка для кисти, иллюстрации с изображением символов России, запись гимна, дидактическая игра «Собери флаг России».
Предварительная работа: сообщение первоначальных знаний о государственной символике России; чтение художественных текстов; закрепление материала с использованием иллюстраций; рисование; выполнение аппликаций; дидактические игры.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, давайте возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем наш ритуал приветствия:
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Замечательно! Какие вы у меня молодцы!
Подзарядились друг от друга положительной, доброй энергией! Усаживайтесь поудобнее: спины держим прямо, руки на коленях. Можно отправляться в страну «Знаний».
2.Основная часть.

Сегодня мы продолжим беседу о государственных символах России: что-то повторим, а с чем-то познакомимся впервые. А чтобы путешествие наше было не скучным, к нам в гости заглянула...………… .
Кто же эта таинственная гостья, догадайтесь сами. Для этого прослушайте загадки:
Стоит Алёна, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Ствол белеет, шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке, свесив серёжки.(Берёза)
Клейкие почки, зелёные листочки,
С белой корой, стоит под горой.(Берёза)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Берёза)
Итак, наша гостья – это……….
Дети: Береза.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Дети, дерево береза – это тоже символ нашей Родины, только народный.


Сильный ветер сорвал листочки у нашей березы. Чтобы украсить березку новыми листочками, надо ответить на вопросы и выполнить некоторые мои задания.
Если вы правильно отвечаете на вопрос или правильно выполняете задание, то получаете право наклеить листочек на ветку березы.
Итак, ребята! Как много на нашем земном шаре разных стран. Но есть на нем лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной.
Скажите, пожалуйста, в какой стране с удивительно красивым названием мы живем?
Дети: «Мы живем в стране, которая называется Россия».
(Правильно ответивший ребенок клеит листочек на берёзу)
Спрашиваю еще 2-3 воспитанников с целью закрепления материала:
Воспитатель: Правильно. Это Россия.
Кто может и хочет показать на карте границу нашего государства?
(Ребенок (2-3) с помощью указки показывает границу России.)
Тот, кто показывает верно, клеит лист березы.
Воспитатель: Велика наша страна. Далеко раскинула она свои просторы: с запада на восток, с севера на юг.
(Чтение стихотворения Н. Забила «Наша Родина»)
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней –
И то едва домчится…
Воспитатель: А что такое Родина?
Дети: Это наш дом, улица, поселок.
Родина – это место, где мы родились и живем
Родина – это страна, в которой мы живем.
Наша Родина – Россия.
Воспитатель:
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы стихи о Родине?
Давайте почитаем их.
(2-3 человека рассказывают стихотворения и клеят листочки)
Дети: Я узнал, что у меня есть огромная семья:
И тропинка и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое - Это всё моё - РОДНОЕ, Всех люблю на свете я! Это Родина моя!
Воспитатель: «Наша Родина, ребята, нас тоже очень любит».
«Все может родная земля –
Может накормить своим хлебом,
Напоить из своих родников,
Удивить своей красотой.
Накормить ягодами, грибами,
Напоить березовым соком.
Все может!
Не может только саму себя защитить».
Воспитатель: А кто же может защитить родную Землю?
Кто же может защитить Россию?
Дети: Военные, солдаты.
Воспитатель: Правильно, клей листочек. Давайте мы с вами тоже станем на время солдатами и немного по маршируем:
Физ.минутка:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку!
А ты- баты, а ты -баты,
На парад идут солдаты.
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы.
А потом - пехота:
Рота за ротой,
Рота за ротой.
Возвращаемся на свои места. Усаживаемся поудобнее, спины держим прямо, руки лежат на коленях. Не забываем следить за осанкой.
Воспитатель: Деревце наше одето не полностью, поэтому продолжаем нашу беседу. У всех стран, в том числе и у России, есть свои символы. Давайте вспомним, какие это символы? Назовите государственные символы страны.


Дети: Государственные символы нашей страны – это флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Верно, один из символов – это флаг.


Из каких цветов состоит флаг России?
Дети: Флаг России состоит из трех цветов: белого, синего, красного.
(С целью закрепления материала, отвечают 2-3 ребенка.)
Дети, дающие правильные ответы, наклеивают листочки на ветви березы.
Воспитатель: А как расположены полосы на флаге? (если затрудняются отвечать, задаю наводящий вопрос: полосы расположены горизонтально или вертикально?)
Дети: Полоски расположены горизонтально: белый, синий, красный.
Воспитатель: Что означает белый цвет на Российском флаге?
Дети: Белый цвет на флаге России означает мир.
Воспитатель: Да, наша страна миролюбивая, ни на кого не нападает.
А что означает синий цвет?
Дети: Синий цвет означает веру и надежду, воду и небо.
Воспитатель: Что означает красный цвет?
Дети: Красный цвет означает Победу добра над злом.
Воспитатель: Предлагаю чуть-чуть отдохнуть.
Давайте поиграем в игру «Кто быстрее соберет флаг России».
Дидактическая игра «Собери флаг России».
(Первый правильно собравший флаг ребенок получает право приклеить лист березы на наглядное пособие.)
Воспитатель: К государственным символам России относится и герб России.


Государственный герб России устанавливают на специальных пограничных столбах.
Что изображено на гербе России?
Дети: На гербе России изображен двуглавый орел.
Воспитатель: Двуглавый орел - это символ мощи и могущества нашей страны. Всадник же – святой Георгий Победоносец, пронзающий своим копьем змея, символизирует вечную победу добра над злом.
Подведение итогов.
Итак, подведем небольшой итог.
Флаг России, герб России – что это такое?
Дети: Флаг России, герб России – это государственные символы нашей страны.
Воспитатель: Какой еще символ я забыла отметить?
Дети: Вы забыли сказать о Гимне России.


Воспитатель: Что такое гимн?
Дети: Гимн – это самая главная музыка в нашей стране.
Гимн – это торжественная песня о нашей стране, о том, как мы ее любим.
Воспитатель: Молодцы, верно! Хочу еще добавить, что, когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом мы проявляем уважение к своей стране.
Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях.
Давайте послушаем один куплет Гимна России.
(звучит гимн, все слушают стоя)
Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Ну вот, ребята. Березу мы нарядили в новое платье. А теперь давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?
Дети: Мы с вами говорили о государственных символах России.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, березка – народный символ нашей Родины, очень рада новому красивому наряду.Занятие окончено. Большое спасибо за внимание.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках проекта по патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе

Тема: «Государственные символы России - флаг, гимн, герб»

Задачи:

1. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России - флаге, гимне и их отличительных особенностях.

2. Познакомить детей с историей герба, его значением в прошлом и настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства.

3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.

Предварительная работа: создание в группе центра патриотического воспитания, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседы о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России; изобразительная деятельность, просмотр видеоматериалов и презентаций по теме проекта.

Словарная работа: Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орёл, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр, держава.

Материал: Карта России, политическая карта мира, глобус, иллюстрации природы, народного костюма, изображение герба и флага Российской федерации, символические изображения флагов других стран, аудиозапись гимна Российской федерации.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель читает стихотворение (Я.Абидов «Мать Земля»).

Скажи мне, как правильно землю назвать? Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше сказать ей: «Родная!». Земля - наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее, ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею - и горы, и реки, и лес, и цветы, и осень, и лето, и дождик и ты…

Воспитатель:

Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём? (Ответы детей).

Россия - самая большая и прекрасная страна в мире. Россия - наша родная страна. Но страна - это не только природа, города и сёла, в которых живут люди, Россия - это государство, со своими законами, традициями, правительством. На этой карте видны страны. Чёрные точки - это города. Видите, страна на карте огромная, а город - маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город - это столица.

Как называется столица нашего государства? (Ответы детей).

В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент. Как зовут президента РФ? (Ответы детей).

Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы. Что это за символы? (флаг, герб и гимн). У России тоже есть государственные символы, и сегодня мы поговорим о них.

Воспитатель обращает внимание детей на слайды

Слайд 1 . Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом. Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).

Слайд 2. Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь Пётр 1 .

Слайд 3. Полосы на флаге расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.

Слайд 4. Посмотрите на русский народный костюм. Какие цвета вы видите? (Ответы детей).

Слайд 5. Цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому они выбраны неслучайно.

Вспомните, что означает белый цвет флага? Что означает синий цвет флага? Что означает красный цвет флага? (ответы детей).

А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране?). Так какие же люди живут в России? (Ответы детей).

Российский флаг - символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?

Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

Ход игры:

На магнитной доске выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на магнитной доске.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А ёще у каждой страны есть особенная, торжественная песня. Что это за песня? (Гимн).

Гимн страны - это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).

Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.

Чему посвящён гимн? (Предложения детей).

Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать? (Предложения детей).

Звучит аудиозапись гимна Российской федерации

Слайд 6. Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе? Кто изображён в самом центре? Почему у орла две головы? Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл - посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны - крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.

Что на груди у орла? Какого цвета щит? Кто изображён на щите? Какого цвета конь? Какого цвета плащ у всадника? Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.

Как зовут всадника? Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества! Что в руках у Георгия Победоносца?

Зачем оно ему? Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (Ответы детей). Чем всегда заканчиваются эти сказки? Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

Дидактическая игра «Собери герб»

Воспитатель: Страна - это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями. Так зачем же, ребята, нужны символы страны? (Ответы детей).

Наша группа - это тоже большая семья. Какие у нас дети? (Ответы детей).

А как об этом узнают все окружающие люди? Что можно придумать, чтобы отличаться от других групп детского сада? (Предложения детей).

Можно придумать свою эмблему, свой символ, на который посмотрят окружающие и сразу определяет, какие дети у нас в группе.

Дома вместе с родителями подумайте, как нам изобразить эмблему нашей группы и мы все вместе ее создадим.

Используемая литература:

1. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

2. Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении.

Составитель - Ю.А.Кортунова- воспитатель