На чем теряем энергию? незавершенные дела и модель тоте. Как избавиться от незавершенных дел

Вот опять, пробегая мимо, взглянула краем глаза на незаконченную картину. Мелькнуло в голове: где же опять взять это вдохновение? Почему пропало ощущение легкости от процесса? Чем дальше, тем труднее собраться и наконец закончить начатое когда-то с таким запалом.

Эффект незавершенных дел. У кого из нас такого не бывало? По каким-то причинам мы бросаем дела на полпути: то не успел закончить за день, то попытки решить задачу вязнут, как в трясине, и никак не видишь результат, то рутина оказалась сильнее вдохновения.

И речь тут не только о каких-либо задачах. Незавершенными могут также оставаться отношения - личные, рабочие. Тут все становится еще сложнее, ведь добавляются зависимость, привязанность, страх одиночества и другие человеческие иллюзии.

Почему мы не доводим дела до конца?

Не завершили - значит, где-то не поставили точку. И эта «незавершенка» идет с вами дальше по жизни из прошлого в будущее. Это как вдохнул, а выдохнуть не можешь. Чем больше в нашей жизни таких незавершенных моментов, тем больше мы начинаем задыхаться под их тяжестью, теряем силы и энергию, вдохновение и желание.

И не обманывайте себя: вам не удастся забыть, выкинуть их из головы. Вы постоянно будете на них натыкаться, вспоминать и винить себя.

Почему же мы оставляем дела незавершенными? На это есть сразу несколько причин:

  1. Не можем правильно оценить время, которое понадобится на выполнение этого дела. Кажется, что решишь быстро, буквально за один день. Но день заканчивается, а воз и ныне там. А ведь завтра новый день, новые задачи.
  2. Не умеем расставлять приоритеты. Беремся за то, что не очень нужно, но очень хочется. Потом бросаем, потому что более важное и срочное требует внимания.
  3. Отвлекаемся от начатого дела на бесполезное времяпрепровождение. Вот новости решил прочитать, потом за статью зацепился, соцсети полистал. Да и телевизор фоном что-то вещает.
  4. Саботируем. От лени или по причине отрицательных эмоций. Вроде делаешь, а результата нет, или цель слишком далеко и кажется недосягаемой. Возможно, кто-то из близких сказал, что «занимаешься ерундой, лучше бы сделал что-то полезное».


Как все успевать и не накапливать новых дел?

Основная идея - научиться ставить точку. Каждое незавершенное дело - это гиря на ваших ногах, тянущая назад. Каждое законченное - крылья для полета вперед.

1. Провести ревизию всех незаконченных дел

Первая задача - оглядеться вокруг. Что не доделали? Не дорисовали, не дописали, не дошили, не домыли и т.д.

Если незавершенные дела уж очень давние, возможно, они уже потеряли свою актуальность. Посмотрите - они вам еще нужны? Стоит тратить свое время на них?

Те дела, которые уже не актуальны, закончите для себя в своей голове. Поставьте точку. Больше вы к ним не возвращаетесь и не сожалеете, что так и не доделали их. Выкиньте их из головы и, если возможно, уберите с глаз подальше все, что о них напоминает.

Недавно я тоже провела такую ревизию. Как я обычно ставлю точку? Сначала проверяю актуальность незаконченного, потом - связана ли я с этим эмоционально.

Вот одна из картин, брошенных на полпути. Всё. Ушла идея, больше мне это не интересно. Есть ли новая идея на базе уже написанного? Нет. И вытаскивать ее из себя насильно нет желания. Решено - использую ее как холст для другой картины. Точка.

Давно висит у меня над душой новый курс, который я пытаюсь доделать. Пока пишу, быстро меняется ситуация в законах: новая информация, новые данные. Да и вязну постоянно, работа продвигается с трудом. Сегодня в таком виде курс уже не актуален. Тем более если у меня самой глаза не горят от него, как я буду давать его людям? Решено - не мучаю себя больше. Материалы - в архив. Точка.

О, а вот и куча белья, требующая глажки уже вторую неделю. Актуально? Очень даже. Хочется? Честно, нет. Но нужно сделать - на помойку белье не выбросишь. Решено - отправляем в список на завершение.

В отношениях поступаем по той же схеме. Правда, тут куда труднее справиться с эмоциональной привязкой к человеку. Актуальны отношения? Нет. Возможно, вы даже уже расстались. Но все равно цепляетесь? Чтобы поставить точку, нужно разобраться с собой и понять, что это не «высокая любовь», а болезненная зависимость. Хотя это тема глубокая и для отдельного разговора.

2. Найти возражения на отговорки

Во-первых, на каждое дело дайте себе честный ответ, почему вы не закончили его раньше, что помешало. Даже если у вас уже есть отговорка «нет времени», постарайтесь копнуть дальше.

Потом найдите на каждое «почему?» свое возражение. Часто отговорки лежат на поверхности, тогда как истинная причина «делать / не делать» гораздо глубже.

К примеру, та же пресловутая глажка. «Почему?»: «Совершенно нет времени этим заняться». Возражение: «Сколько тебе нужно на это? Максимум один час. Ты вчера зависла в Интернете на этот час. Отмазка. Просто не любишь гладить, вот и оттягиваешь этот момент. Поменяй привычку - делай это сразу».

Вы не сможете понять причины самосаботажа, пока не разберетесь со своими эмоциями. Особенно если речь заходит об отложенных в долгий ящик творческих работах. По себе знаю, как часто десятки добрых слов от людей, которые говорят «ты талант», убиваются одним-единственным едким «ты бездарность».

3. Записать все на бумагу

Лучше записывать свои мысли в процессе ревизии, ведь мы куда больше верим написанному, чем сказанному. Дела, требующие завершения, я выписываю себе списком в порядке приоритетности и просто делаю одно за другим. С каждой поставленной галочкой в списке буквально становится физически легче!

Для самоконтроля и удержания себя от новых заброшенных дел я ежедневно веду дневник. Утром (или перед сном) записываю предстоящие планы на один день. Предварительно расставляю их по приоритетам и стараюсь правильно оценить время на выполнение всех задач. А вечером записываю свои наблюдения по итогам дня. Что сделала, что не сделала. Почему не сделала: отвлекалась, время не рассчитала, было много звонков, просто не пошло сегодня и т.д. Достаточно трех-четырех предложений.

4. Начать с незаконченного

Следующий день я начинаю именно с незаконченных задач. Конечно, если это хобби, а не рабочий вопрос, то ставлю этот пункт на ближайшее свободное время. И никакое другое занятие в руки не возьму, пока не завершу начатое.

Можно учиться заканчивать большие дела, начиная с маленьких шагов. Тренируйтесь на обычных бытовых задачах - на том, что формирует ваши ежедневные привычки.

Я даже взяла на себя обязательство изменить некоторую привычную рутину, чтобы не накапливать «незавершенку». Например, убраться на кухне сразу после готовки и приема пищи. Погладить белье, как только оно высохнет. Не браться сразу за кучу дел. Сделала одно - потом делаю другое.

Так постепенно мы избавляемся от старого и давно не нужного. Ведь, чтобы обрести что-то новое, для него надо освободить место и время.

От редакции

Самосаботаж - та еще проблема! Казалось бы, ставишь себе задачу, осознаешь ее необходимость, но выполнить не можешь - то и дело появляются препятствия. Что делать, если надо, а не хочется, можно узнать в статье психолога Ольги Юрковской : .

Что такое незавершенные дела и что с ними делать? На этом мы, сами того не замечая, теряем нашу драгоценную энергию! Это мое понимание данной темы из онлайн-курса Сергея Змеева "Хозяин Судьбы" в его популярном проекте "ХОЗЯИН СУДЬБЫ" . Наше повседневное ресурсное состояние во многом зависит от того, находимся ли мы в НАСТОЯЩЕМ (и по времени, и по реальности происходящего), то есть в состоянии ЗДЕСЬ-СЕЙЧАС, или пребываем в прошлом или будущем, где-то ТАМ и ТОГДА ?!

Конечно, сейчас все психологически подкованы и уж точно слышали о состоянии ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! Но вопрос, как же его на самом деле достичь, так и остается на повестке дня, сколь ни заставляй себя концентрироваться на текущем моменте! Верно ведь?

"Ну, и какая здесь связь с незавершенными делами и потерей
энергии?", - спросите вы. Очень даже прочная! Вместо того, чтобы находиться в НАСТОЯЩЕМ моменте и решать текущие дела, мы, получив какой-либо негативный результат в прошлом, тут же переносим его в будущее , проносясь мимо настоящего . Психологи называют это спекулятивностью мышления , которое наряду с эмоциональной циклотимией (неконтролируемой сменой настроения) , не позволяют быть эффективным не только в получении желаемого результата, но и в повседневной активности.

Незавершенных дел становится все больше, нещадно оттягивая наши мысли, а значит, и энергию. В частности, поэтому мы и улыбаться стали меньше, а если и улыбаемся, то какой-то грустной улыбкой.
Здесь-то нам на помощь и приходит НЛП-модель под названием TOTE (Test-Operation-Test1-Exit) . Что же это такое и как ее встроить в повседневную жизнь?
Давайте рассмотрим эту модель ТОТЕ сразу на примере:

Допустим, мы запланировали сделать какой-то важный звонок (Test ) и ожидаем получить от него вполне определенный результат (Test1 ). Совершаем действие (Operation ) и что здесь особенно важно, обязательно завершаем это конкретное действие (Exit ), независимо от того, получили мы ожидаемый результат или нет. Ставим в своем ежедневнике жирную галочку в любом случае. Мы это сделали!

Если результат получился неудовлетворительный, то отмечаем, когда совершим новое действие в этом направлении и как изменим само действие (Operation )? Если это был звонок с каким-то коммерческим предложением, который не завершился ожидаемым результатом, значит нужно пометить, под каким предлогом можно будет сделать звонок в следующий раз и как построить разговор по другому? Но в любом случае считать свое действие ЗАВЕРШЕННЫМ! Сегодня мы это сделали, и завтра будет совсем новое действие, никак не связанное со вчерашним неудачным опытом. Важно получать УДОВЛЕТВОРЕНИЕ от каждого совершенного действия!

Еще один пример с изучением иностранного языка. Всем известно, что любой язык можно учить бесконечно долго, хоть всю жизнь и не получать желаемого результата только из-за того, что не были определены четкие КРИТЕРИИ, и . Такими критериями могут быть: количество иностранных слов в активном словаре, владение разговорными идиомами, способность провести диалог в супермаркете или аэропорту. Придумать собственные критерии несложно! Главное опять же поставить жирный плюс по результату любого действия и почувствовать УДОВЛЕТВОРЕНИЕ! Дело сделано!

Этот подход, кстати, очень важен для перфекционистов, которым во всем важно достичь совершенства. Я сама долгое время принадлежала к их числу, пока не поняла, что лучше сделать на 3.5, чем откладывать "на потом". Как говорится, если ты подпрыгнул, то считай, что уже немножечко взлетел! В следующим раз подпрыгнем выше! Важно помнить, что незавершенные дела никогда не позволят двигаться вперед и будут незримо отсасывать энергию день за днем!

Очень важно поставить ЯКОРЬ на любое завершенное дело. будь он в виде какого-то сертификата, кубка, медали, грамоты, документа, чтобы при взгляде на него у вас появлялось удовлетворение. Дело сделано!

В конце видео лекции было дано задание написать список всех незавершенных дел и проработать с ним следующим образом:

1. Если дело из списка стало на текущий момент неактуальным, просто вычеркиваем его из списка и ЗАБЫВАЕМ напрочь. Если это дело связано с конкретным продуктом или вещью, цинично выбрасываем в помойку и сам предмет незавершенности!
2. Если дело еще актуально, нужно четко поставить в своем еженедельнике КОГДА я его выполню? И уж точно выполнить в намеченный срок.
3. Выбрать незавершенные дела, которые можно сделать НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО и тут же выполнить их! Например, позвонить своим родителям или друзьям, которым все никак не находишь времени позвонить из-за "текучки"!

Приступив сразу после лекции к составлению списка своих незавершенных дел, я была поражена, что их неожиданно возникло аж целых 17!!! И я начала расправляться с ними согласно данной выше рекомендации и на сегодняшний день достигла серьезных успехов, сократив до 7! Продолжаю работать в этом направлении, жестко отслеживая ТОТЕ, чтобы не плодить новые незавершенные дела. Попробуйте написать такой список сами! Уверена, что результат удивит вас!

Буду рада ответить на ваши вопросы в комментариях!

Предположим, к вечеру вы ожидаете гостей. Вы привели дом в порядок, убрали разбросанные предметы, прикинули, чем будете всех развлекать, приготовили еду и купили напитки. Всё готово, хотя до прихода гостей остался час. Казалось бы, это отличное время, чтобы сделать что-то другое, однако парадоксальным образом это время не ощущается большинством людей как свободное. Мы уже заняты: мы устраиваем вечеринку, даже если до её начала остается целый час. Этот час уже зарезервирован нашим сознанием, поэтому мы не можем воспользоваться им для другой задачи. Вместо этого мы интенсивно занимаемся ожиданием прихода гостей. Некоторые люди в такой ситуации не могут даже книгу почитать и постоянно смотрят на часы, желая, чтобы событие наконец случилось. Это самая простая демонстрация фиксации из книги «Ментальные ловушки » Андре Кукла, выпущенной издательством «Альпина».

Ставки увеличиваются, когда речь заходит об обучении или работе, ведь при подготовке к экзаменам или планировании рабочих задач час - это огромное количество времени. Как писал Максим Дорофеев в «Джедайских техниках » издательства «МИФ», одна небольшая встреча, назначенная на середину дня, запросто может испортить некоторым людям целый день, ведь ни до, ни после неё они не в силах ничем серьёзно заняться. До встречи время нужно чем-то заполнить, ведь факт приближающегося события действует на нервы (эффект фиксации), а после кажется, что делать что-то полезное поздно, потому что требуется больше времени (неэкономное мышление, говорящее, что серьёзные дела можно делать только за несколько часов и никак иначе). В итоге день потерян, хотя логических объяснений этому нет.

Некоторые люди, редко отправляющиеся в отпуск или командировки, начинают готовиться за несколько дней и откладывают все дела на период возвращения, ведь они уже «заняты», почти уехали. Другие составляют большие списки задач, надеясь, что их это дисциплинирует, а на деле волнение от незавершенности каждой из них аккумулируется до тех пор, пока беспокойство и вызываемое этим давление не превращает человека в невротика . Все эти поразительные реакции возникают из-за особенностей восприятия человеком незаконченных дел.

История вопроса

Человек - не единственное существо, которое так нелогично ведет себя, сталкиваясь с незавершённым делом. У животных есть так называемая смещённая активность. Исследователи обнаружили, что в том случае, если животное не может начать или завершить начатое действие или у него возникает конфликт мотиваций (например, две гиеновидные собаки сталкиваются на границе своих территорий и не знают, что делать - нападать или бежать), животные начинают заниматься бессмысленными замещающими действиями, которые совершенно не подходят к ситуации, например, они кружатся, умываются, роют ямы и так далее. Гиеновидные собаки в описанном случае начинают бегать и копаться в земле. Довольно остроумно и просто о смещённой активности рассказывается в видеоблоге «Всё как у зверей»:

Прокрастинация: привет от внутреннего хомячка

У человека конфликт между несколькими важными задачами или страх перед принятием решения вызывает знакомую всем прокрастинацию, то есть откладывание дел на потом и/или их замену усердным выполнением чего-то другого вроде написания текстов, чтения соцсетей, готовки кексов или тренировок с тяжёлыми весами.

А вот неадекватное поведение при невозможности завершить начатое дело - это эффект фиксации. Когда вы назначаете встречу, вы помечаете её в голове как задачу, требующую завершения, как бы «начинаете» её, но при этом не имеете возможности ее немедленно завершить или хотя бы приступить к завершению, что вызывает беспокойство. Фактически вы ничего не делаете, но ожидание серьёзно изматывает. Особенно сильно напряжение проявляется, если выполнение задачи сильно растянуто по времени - например, вы лечите зубы, наметив череду посещений у стоматолога, или работаете над задачами, где их завершение зависит не только от вас, но и от других (многие могут полдня ждать ответа, не в силах в это время заняться другими делами).

Поведение человека, сталкивающегося с незавершенными задачами, изучал Курт Левин совместно со своей командой исследователей - Марией Овсянкиной, Блюмой Зейгарник, Верой Малер и другими. В ходе экспериментов они обнаружили, что у человека есть большие проблемы с незавершёнными делами, причем даже с абсолютно бессмысленными. Именно поэтому, кстати, многие руководители проектов стремятся завершить самый безнадежный и даже убыточный проект вместо того, чтобы его бросить, ведь незаконченное дело создает внутреннюю неудовлетворённость.

Ассистент Левина и наша соотечественница Мария Овсянкина провела простой эксперимент: она давала взрослым людям скучное и бесполезное задание - сложить фигурку из разрезанных частей. Когда испытуемый выполнял примерно половину задания, она прерывала его и просила сделать второе, не связанное с предыдущим. При этом не полностью собранную фигуру она прикрывала газетой. Оказалось, что после окончания второго задания 86% испытуемых хотели вернуться к первому прерванному заданию и доделать его, причем невозможность это сделать увеличивала скорость сердцебиения и оказывала другие психофизиологические эффекты. Исследовательница меняла задания, но результат оставался тем же самым. Курт Левин был крайне удивлен полученными данными. «Почему взрослые люди, начав такую глупую работу, как складывание фигур, хотят вернуться к ней? Ведь никакого интереса или поощрения нет!» - изумлялся он. В итоге Левин сделал вывод, что у людей возникает потребность завершить любое, даже бессмысленное задание. Так что многочисленные пословицы и народные мудрости о том, что начатое стоит заканчивать, - это не просто призыв к добродетели труда, но и следствие наших болезненных отношений с незавершёнными делами.

Вдобавок Блюма Зейгарник открыла то, что сейчас называют «эффект Зейгарник». Её опыты показали, что человек гораздо лучше запоминает незавершённые дела, чем доделанные. Заканчивая дело, мы очень быстро теряем к нему интерес, тогда как неоконченные задачи остаются в памяти гораздо дольше. Мы не только страдаем от незавершенных дел, но ещё и не способны выкинуть их из головы. Это же объясняет, например, почему люди дочитывают плохие книги, хотя это не доставляет им никакого удовольствия. Вы можете сломать систему, если перестанете так делать. В своей книге «Намерение, воля и потребность» Левин приводит такой пример: «Некто погрузился в чтение глупого газетного романа, но не дочитал его до конца. Этот роман может годами преследовать его».

Типичный пример фиксации на неоконченном деле из книги Максима Дорофеева

НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ДЕЛА

Еще одной тревогой умирающего часто являются незаконченные дела. Мастера говорят нам, что мы должны умирать в покое, «без цепляния, желания и привязанности». Это не может быть полным, если незаконченные в этой жизни дела не завершены так, насколько это возможно. Иногда вы обнаружите, что люди цепляются за жизнь и боятся отпустить ее и умереть потому, что они не примирились с тем, чем они были и что делали. А когда человек умирает, испытывая по отношению к кому-либо вину или плохие чувства, те, кто остается жить, еще больше страдают от горя.

Иногда меня спрашивают: «Разве не слишком поздно заглаживать боль прошлого? Не слишком ли много страданий встало между мною и моим умирающим другом или родственником, чтобы было возможно их прощение?» Я считаю, и доказал это себе на собственном опыте, что никогда не бывает слишком поздно; даже после огромной боли или злоупотреблений люди могут найти возможность простить друг друга. В моменте смерти есть такое величие, серьезность и окончательность, которые могут заставить людей пересмотреть все их отношения, стать более открытыми и готовыми простить, хотя прежде они, может быть, и не могли бы этого вынести. Даже в самом конце жизни можно исправить ошибки этой жизни.

Есть один способ помочь завершить незаконченные дела, который я и мои ученики, работающие с умирающими, нашли очень полезным. Он был разработан на основе буддийской практики уравнивания и обмена своей личности с другими, и на основе метода гештальт-психологии, созданного Кристиной Лонгакер, одной из моих самых первых учениц, обратившейся к области смерти и умирания после смерти ее мужа от лейкемии. Обычно незаконченное дело является результатом блокированного общения: когда мы уязвлены, то обычно применяем защиту, всегда выступая с позиции того, кто прав, и слепо отказываясь увидеть точку зрения другого человека. Это не только ничему не помогает, но и блокирует любую возможность настоящего обмена мнениями. Поэтому когда вы делаете это упражнение, начните его с сильного побуждения вызвать все свои отрицательные мысли и чувства для того, чтобы попытаться понять их, работать с ними и разрешить их, и наконец отпустить их.

Затем представьте перед собой того человека, с которым у вас проблема. Зримо представьте этого человека перед своим внутренним взором, точно таким, каким вы всегда его видели.

Теперь представьте, что он по-настоящему переменился, так что теперь он гораздо более открыт и восприимчив к тому, что вы можете ему сказать, гораздо больше, чем раньше, желает откровенно обсудить и разрешить проблему, стоящую между вами. Живо и зримо представьте этого человека в таком новом состоянии открытости. Это также позволит вам самому чувствовать себя более открытым ему. Затем по-настоящему, в глубине своего сердца, почувствуйте, что вам необходимо поведать этому человеку. Скажите ему, в чем вы видите эту проблему, скажите этому человеку все о своих чувствах, своих затруднениях, как вам это неприятно, как вы сожалеете об этом. Скажите все, что вы считали рискованным или достаточно неудобным сказать этому человеку раньше.

Теперь возьмите листок бумаги и напишите все то, что вы сказали бы ему. После этого сразу же начните писать, что этот человек мог бы сказать вам в ответ. Не останавливайтесь на воспоминаниях о том, что этот человек обычно говорил: помните, что теперь он, как вы зримо представили, по-настоящему услышал вас и гораздо более открыт. Так что просто пишите то, что видите, что приходит самопроизвольно, и позволяйте этому человеку в вашем уме полностью выразить свой взгляд на проблему.

Поищите внутри себя и найдите, что еще вам нужно сказать этому человеку – о любых других уязвленных чувствах или сожалениях из прошлого, которые вы держали внутри себя или никогда раньше не упоминали. И вновь, каждый раз после того, как вы выразите свои чувства, пишите ответ этого другого человека так, как приходит вам на ум. Продолжайте этот диалог, пока вы действительно не почувствуете, что больше ничего не скрываете в себе или что больше ничего не нужно говорить.

Чтобы проверить, действительно ли вы готовы закончить этот диалог, спросите в глубине себя, можете ли вы теперь от всего сердца отпустить прошлое, удовлетворены ли вы тем прозрением и исцелением, что принес вам этот написанный диалог, и способны ли вы по-настоящему простить этого человека, или чувствуете ли вы, что этот человек простил бы вас. Если вы чувствуете, что добились этого, не забудьте выразить любое последнее чувство любви или одобрения, которое вы могли бы еще сдерживать, и проститесь с ним. Теперь зримо представьте, как этот человек поворачивается и уходит; и даже хотя вы должны его отпустить, помните, что вы можете оставить навсегда в своем сердце его любовь и теплые воспоминания о лучших сторонах ваших взаимоотношений.

Чтобы прийти к еще более ясному примирению с прошлым, обратитесь к какому-то другу, которому вы могли бы вслух прочитать этот записанный диалог, или у себя дома громко прочтите его самому себе вслух. Как только вы прочтете этот диалог вслух, вы поразитесь той перемене, которая произойдет с вами, как будто вы действительно общались с этим другим человеком, и действительно прояснили с ним все эти ваши проблемы. Впоследствии вам будет гораздо легче снять напряжение и прямо говорить с этим человеком о ваших затруднениях. А когда вы действительно отпустите напряжение, то произойдет тонкий сдвиг в невысказываемых отношениях между вами и тем другим человеком, и часто при этом растворяется то напряжение в ваших отношениях, которое длилось так долго. Поразительно, но иногда вы можете даже стать лучшими друзьями. Никогда не забывайте, что, как сказал однажды знаменитый тибетский мастер Цонгхапа, «друг может превратиться во врага, и поэтому враг может превратиться в друга».

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

ДЕЛА Добрые дела и греховные. Отношение к нимКогда бы нас дела спасали, то, конечно, баллы были бы у места, как ответы учеников. Но от дел какое спасение? Если же не от них, какая нужда их записывать и помнить? В деле спасения математические расчеты никуда негожи, и никакого

Из книги Послание к Галатам автора Стотт Джон

а. Дела плоти (ст. 19–21) «Дела плоти известны», - говорит Павел. Они для всех очевидны. Сама плоть, наша прежняя природа, невидима и незаметна, но ее дела, слова и поступки, в которых она проявляется, находятся на поверхности и всем видны. Что это за дела?Перед тем как

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Из книги Послание к Евреям автора Браун Р.

2. Его дела Помимо того, что Он есть вознесенный Сын Бога, восседающий на вечном престоле, Он есть священнодействователь святилища. Что это значит? Послание говорит, что Он служит человечеству в скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. В течение веков

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

14. Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это - суета! Так как идея праведного воздаяния вытекала у Екклезиаста не из данных опыта, а из

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

5. высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, - умрет, а если раздавит, - выползет ехидна. 6. Паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением; дела их - дела неправедные, и насилие в руках их. Ту же самую мысль - о неправедно-насильническом

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

20. ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21. а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Христос сказал сейчас об определенном круге лиц из иудейского

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

36. Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. 37. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;

Из книги Еврейский вопрос: Беседы с главным раввином России автора Чаландзия Этери Омаровна

3. Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. 4. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Из слов братьев Христа (о братьях Христовых см.

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Глава XXIV. Ап. Павел пред судом Феликса обвиняется иудеями (1-9). Защитительная речь апостола (10-21). Отложение дела до прибытия Лисия (22-23). Беседа Павла с Феликсом и Друзиллою, изменение дела с прибытием нового прокуратора (24-27) 1 "Чрез пять дней..." - по отправлении Павла в Кесарию

Из книги Иуда: предатель или жертва? автора Грубар Сьюзан

Дела (Works). В Библии уделяется пристальное внимание делам Божьим и человеческим. Дела Божьи, о к-рых рассказывается уже в Быт и к-рые явлены в специальном откровении, включают сотворение, промысел (в т.ч. поддержание и управление мирозданием) и искупление. Замечание Иисуса Из книги автора

Дела тьмы и дела Божиии Посему вы все отбросьте все, что только у кого есть: унывающие – свое уныние, любоначальные – любоначалие, вялые – вялость, любосластные – любосластие, гордые – гордость, тщеславные – тщеславие, бесстыжие – бесстыдство, бесчинники – бесчиние,

Из книги автора

Грязные дела Противоречивые свидетельства о смерти Иуды в Евангелиях порождают вопрос: что же на самом деле случилось с Иудой перед кончиной? Как именно он «пал»? В древности этот вопрос привлекал внимание всех авторов, склонных преувеличивать приверженность Иуды

Corbis/Fotosa.ru

Англицизм «прокрастинация» (от англ. procrastination — «промедление») имеет в русском языке массу емких, даже ласковых аналогов: «тянуть кота за хвост», «тянуть резину», «канителить» и т.д. Как ни назови, все это суть внутренний саботаж.

Прокрастинаторы — отнюдь не бездельники. Часто это деятельные и страшно занятые люди. Правда, заняты они по большей части делами второстепенными и незначительными:

«Без конца отодвигая срок исполнения важных задач, мы фактически роем себе яму. И чем дольше буксуем, тем она становится глубже, — говорит профессор психологии Чикагского университета Джозеф Феррари (Joseph Ferrari), около десяти лет изучающий проблему прокрастинации. — Сначала мы испытываем напряжение и чувство вины за несделанные дела и сорванные дедлайны, а затем пытаемся свернуть горы в один момент, закономерно переживая из-за низкого качества своей работы. Результат — постоянный ».

Почему мы тянем с выполнением важных дел?

Прокрастинаторами не рождаются. «В психологии принято считать, что прокрастинация — это защитная реакция, — поясняет доктор Феррари. — Например, вы оттягиваете сдачу важного отчета на работе, потому что боитесь критики. Или передвигаете дату отпуска, опасаясь, что коллега подсидит вас, пока вы будете отдыхать».

Чтобы убить в себе прокрастинатора, первое, что придется сделать, — это выяснить, осознать и проанализировать причину отодвигания дедлайнов. И не затягивайте с этим! Все страхи прокрастинатора можно свести к трем.

— Страх неудачи

Беспощадный внутренний критик постоянно нудит: «А вдруг не получится? Какой будет позор! Может, начать попозже?» Так старт будущего дела может переноситься бесконечно, несмотря на искреннюю заинтересованность в результате.

— Страх успеха

Этот страх появляется в школьном возрасте, но тянется часто за человеком всю жизнь: «Достаточно пару раз отличиться, и с тебя требовать начнут вдове больше. Зачем мне это?» Так человек приобретает внешнюю отрешенность, хотя сама по себе работа или учеба ему может быть искренне интересна.

— Сопротивление

Как правило, возникает, когда человек начинает ощущать внешний контроль над своей жизнью. Например, молодоженов атакуют родственники по поводу детей: «Давайте уже! Чего вы с малышом тянете?» Ради того чтобы продемонстрировать свою независимость, пара не торопится заводить детей и придумывает оправдания вроде карьеры и прочих важных дел.

С чего начать заканчивать

Разобравшись с причиной прокрастинации, вы создаете благоприятные условия для завершения подвисших проектов. Далее, как говорится, уже дело техники. Вот несколько простых правил.

— Распределяйте дела по двум критериям — срочности и важности. Срочные выполняйте в первую очередь, не раздумывая, особенно если они неприятные. Брайан Трейси (Brian Tracy), один из лучших мировых специалистов по развитию личности, называет этот прием «съесть лягушку». Не нужно думать о том, какая она противная и скользкая, — будет только хуже. Надо проглотить и забыть. «Звонок в налоговую, поздравление навязчивой родственницы с юбилеем, оплата счетов, сдача пальто в химчистку — все это "лягушки", — объясняет Трейси. — Они занимают минимум времени, но при этом мы способны растягивать их на немыслимые расстояния. Однако как только вы возьмете за правило в начале каждого дня избавляться хотя бы от одной "лягушки", ваше отношение и к другим, более важным делам в корне изменится».

— Долгосрочные сложные задачи вроде покупки новой квартиры, организации свадьбы на 100 персон, планирования отпуска или открытия своего бизнеса разделяйте на этапы. «К таким делам стоит относиться как к слонам, — советует один из ведущих тренеров московского психологического центра «Новый проект » Сергей Шишков . — Съесть их сразу целиком не получится, не стоит льстить себе. Однако, если масштабные дела затягивать, они рискуют "протухнуть". Заведите себе железное правило: каждый день — по кусочку». Сегодня вы арендуете ресторан для будущего торжества, завтра — рассылаете приглашения гостям, послезавтра — выбираете платье и туфли. Другого способа съесть слона просто не существует.

— И не забывайте про психолингвистику: старайтесь меньше употреблять выражение «мне надо это сделать» и почаще — «я хочу это сделать». Таким образом, ваше подсознание постепенно изменит негативное отношение к делам и нагрузкам на более конструктивное и оптимистичное.