Назвать условие способствующее быстрому забыванию. Забывание: виды и условия забывания

Мозг человека – величайшая загадка природы, каждую секунду в нем происходят миллионы разных процессов. Одна из удивительных способностей этого органа - запоминание, воспроизведение, узнавание, припоминание, забывание и сохранение различной информации. Все эти функции взаимосвязаны и составляют систему памяти человека.

Забывание – процесс, противоположный сохранению, основная его задача состоит в удалении невостребованной информации из памяти с целью сохранения гибкости нервной системы. Если бы все полученные человеком знания сохранялись, то мозг не смог бы правильно функционировать. Часто забывчивость отождествляют с забыванием, однако это разные процессы. Излишняя забывчивость может являться симптомом различных нарушений деятельности мозга или переутомления.
Теоретическое обоснование процесса

На сегодняшний день наиболее известным является разработанный еще в позапрошлом веке закон забывания Эббингауза. Проведя многочисленные эксперименты, ученый выявил закономерности забывания и построил кривую, описывающую изменение состояния памяти в зависимости от времени.

В общем виде закон забывания гласит, что мозг начинает терять новую информацию сразу же после заучивания. Далее процесс замедляется, и по истечении месяца сохраняется около 20% от первоначального объема полученных знаний.

Исследование касалось механической, то есть не несущей смысловой нагрузки информации. Так, Эббингауз использовал для экспериментов специальный набор слогов, состоящий из чередования гласных и согласных звуков. Ученый заставлял подопытных запоминать слоги и повторять их через определенное время. Исследования показали, что функция забывания изменяла свой вид, если подопытный получал знания со смысловой нагрузкой или целенаправленно повторял пройденный материал.

Мотивированное забывание – вторая теория, объясняющая механизм утери мозгом воспоминаний. Согласно ей, главенствующая роль в процессах памяти принадлежит цели и мотивации человека. Зигмунд Фрейд, проведя исследования, выделил два момента:

1. Забывание впечатлений, переживаний – может выражаться, например, в случайной потере вещей, невозможности припомнить конкретные моменты жизни или людей, которых вы раньше знали. Основная мотивация мозга в этом случае – избавиться от отрицательной информации.

2. Забывание намерений – человек испытывает переживания от того, что он упустил что-либо. Например, ему предложили очень выгодное сотрудничество, но в силу обстоятельств он не смог достигнуть желаемого.

Фрейд предположил, что эти две группы причин объединяет мотив «неохоты» хранить воспоминания. Конфликтная информация как бы вытесняется в область бессознательного, чтобы не противоречить механизмам внутренней цензуры. Это своеобразный защитный механизм, как объясняет психология, в психологии сознания главная задача – не допустить конфликта с «Я» и «Сверх Я».

Существуют когнитивные теории, разделяющие память на подструктуры. В каждой из них может храниться определенный объем информации в течение разного времени. Способы кодировки также сильно отличаются. Теория утверждает, что медленнее будет забываться информация, полученная в начале и конце обучения, быстрее – в середине.

Почему мозг «стирает» информацию

Ученые тщательно исследовали механизм памяти и пришли к выводу, что причины забывания можно разделить на несколько групп. Группа естественных причин связана с биологической функцией мозга. Суть заключается в том, что человек теряет плохо заученную информацию или не может вспомнить мимолетные размышления. Обычно стиранию таких воспоминаний способствует крепкий и здоровый сон.

Неестественный или психологический характер забывания – это вторая группа, его причины связаны с различного рода травмами. Мозгу свойственно терять воспоминания о негативных моментах жизни, это может касаться как неприятных мыслей, так и реальных событий, происходивших с человеком. Благодаря быстрому забыванию мозг спасает себя от «перегруза» и «отключения». Называют и прочие причины, по поводу которых ученые не достигли единства мнений:

Отсутствует постоянное повторение информации.
Вытеснение как защитная функция памяти (например, амнезия).
Вид памяти, задействованный при запоминании информации (очень непродолжительная, кратковременная и долговременная).

Процессы, происходящие в человеческой памяти, очень похожи на пищеварение. Чем качественнее пища и чем тщательнее она пережевана, тем лучше работает пищеварительный тракт. Рассмотрим подробнее, каковы же основные формы забывания? Первая форма забывания выражается в том, что человек не может вспомнить или узнать, вторая – в том, что он неверно это делает.

Между первой и второй формой много промежуточных этапов. Например, при амнезиях человек может вспомнить длинное и сложное стихотворение и не может припомнить имен близких родственников или даже своего. Характер формы забывания бывает разным: мозг может «скелетизировать» нужные данные в схему и отбросить все прочее, смешать новую и старую информацию, привести новые данные к устаревшим выводам. Все перечисленные явления абсолютно нормальны для человеческой памяти.

Ученые выявили основные факторы забывания. Первый и самый важный из них – время. Чем дольше механически заучивался материал, тем быстрее он забудется. Второй фактор – частота использования изученного материала: чем она выше, тем дольше и точнее человек способен воспроизводить данные. Однако факторы, влияющие на забывание, действуют не одинаково на разные виды памяти – это одна из причин излечения от амнезии.
Как бороться с плохой памятью

Борьба с забыванием занимает умы многих ученых, ведь такую, казалось бы, незначительную проблему не решить с помощью записной книжки. Изучение механизмов воспоминания доказало, что проблема может быть решена за счет систематического развития памяти. Важное условие преодоления забывания – отсутствие психологических проблем, иначе все усилия будут потрачены впустую.

Внешние раздражители могут не только значительно ухудшать запоминание информации, но и нарушать образование временных взаимосвязей. Причина – ретроактивное и проактивное торможение, поэтому при изучении различных видов материала стоит сделать перерыв при переходе от одного к другому. Старайтесь выстраивать работу так, чтобы не изучать подряд сходные предметы, всегда уделяйте особое внимание середине текста, так как она запоминается гораздо хуже.

Кратковременное забывание – наиболее распространенное нарушение памяти, парадоксально возникающее в результате сильного желания вспомнить забытое. Причина состоит в перенапряжении корковых клеток, следствием которого становится невозможность запомнить информацию, если человек сильно утомлен.

После своевременного отдыха, как правило, память восстанавливается в прежнем объеме. Вот почему не стоит учить по ночам – эти знания будут воспроизводиться лишь отдельными частями или забудутся полностью.

Мнемотехника – один из приемов, способствующий улучшению глубокой памяти. Он основан на создании ярких образов путем ассоциации. Представляя себе предметы, которые нужно запомнить, человек как бы «протыкает» их, соединяя цепочкой. Техника довольно проста и эффективна, ею с легкостью может овладеть любой желающий.

Также может способствовать улучшению памяти учет особенностей процесса накопления и воспроизведения информации. Каждый человек имеет свои особенности, в том числе и уровень развития памяти. Поэтому если вы хотите улучшить свою память, перед обучением мнемотехникам пройдите психологическое тестирование, это позволит выявить слабые места и правильно выстроить план работы.

Случалось ли вам когда-нибудь забыть выключить утюг или плиту? Это верный признак того, что в повседневной жизни вы не используете свою память. Уделяйте внимание мелочам, постарайтесь запомнить номер машины соседа, количество ступенек на лестничном пролете, заметьте, сколько бабушек сидит на лавочке. Чем чаще вы будете обращать внимание на детали, тем меньше будете забывать.

Каждый студент сталкивался с тем, что если не прочитать перед экзаменом материал, то вспомнить его практически невозможно. Это один из секретов нашей памяти: не повторил, не пригодилось в повседневной жизни – значит, можно забыть. Поэтому основной принцип решения проблемы забывания заключается в выстраивании цепочки: выучил – повторил - повторил.

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................... 3

1. Забывание как процесс памяти......................................................... 5

1.1.Забывание в различных психологических теориях....................... 5

1.2.Забывание как нормальный и патологический процесс.............. 12

1.3.Преодоление забывания как результат развития памяти............ 20

2. Исследование влияния промежуточной деятельности на забывание 27

2.1.Ход и методика исследования....................................................... 27

2.2.Полученные данные...................................................................... 29

2.3.Результаты исследования и их обсуждение.................................. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................... 33

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.................................... 35


Память представляет собой совокупность процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, припоминания, а также забывания. Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности.

Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перегрузки памяти. Негативным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.

Разрешение проблем забывания имеет чрезвычайно важный практический смысл. Особенно важно противостоять забыванию в процессе обучения, когда есть необходимость запоминать как осмысленный, так и справочный материал. Преодоление забывания можно назвать психолого-педагогической проблемой. Обучение предъявляет требования к состоянию памяти человека, к ее дальнейшему развитию, а также к соблюдению психогигиены памяти. Преодоление забывания важно и в других сферах человеческой деятельности. Например, ни одно важное решение, руководитель, какого бы ранга он ни был, не может принять без учета всех важных факторов и обстоятельств. А для этого требуется нормальное состояние памяти. Забывание, вытеснение важной информации может привести к непоправимым последствиям. Необходима нормальная память и в быту.

Без нормальной памяти немыслима человеческая деятельность. Ни привычная, относительно простая, ни сложная, какой является, например, профессиональная деятельность.

Кроме того, существуют естественные законы забывания, проявляющие себя в забывании, с которыми человек не может «бороться». К таким законам относится исследуемое в данной курсовой работе ретроактивное торможение. Но уже само знание о подобных закономерностях памяти позволяет организовывать деятельность таким образом, чтобы свести к минимуму забывание существенной, жизненно важной информации.

Объектом данной курсовой работы является память как психический процесс.

Предметом данной курсовой работы выступает забывание как процесс памяти.

Верифицируемая в курсовой работе гипотеза: забывание зависит от характера промежуточной между запоминанием и воспроизведением деятельности.

Цель курсовой работы сравнить качественно-количественные показатели забывания в зависимости от характера промежуточной деятельности.

Цель данной курсовой работы конкретизируется в следующих задачах:

1) Изучить научную литературу по избранной теме;

2) Провести исследование влияния промежуточной деятельности на забывание;

3) Обобщить полученные данные;

4) Описать результаты исследования и сделать выводы.

Глава 1. Забывание как процесс памяти

1.1.Забывание в различных психологических теориях

Память впервые привлекла внимание исследователей, когда психология еще не выделилась в самостоятельную науку. Ею интересовались Аристотель и Платон, Блаженный Августин и Фома Аквинский, Юм и Гартли. В настоящее время пользуются популярностью несколько теорий забывания, хотя ни одна из них не может исчерпывающе ответить на вопрос, почему оно происходит.

Многочисленные идеи относительно сохранения, воспроизведения и забывания впервые были ассоциированы в ассоциативной теории памяти. Ключевым принципом объяснения динамики процессов памяти стал принцип ассоциации. Основное понятие учения, ассоциацию, можно определить как связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Забывание же объяснялось распадом ассоциаций. Наиболее значительный вклад в исследования забывания в рамках ассоциативной теории внес Г. Эббингауз. В своем классическом исследовании «О памяти» он вывел общее правило возникновения и распада ассоциаций: «Если какие-либо душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то впоследствии повторение одних членов этого переживания вызовет представления и остальных членов, хотя бы первоначальные причины их и отсутствовали. С течением времени ассоциативная связь…ослабевает, взаимное воспроизведение членов связи уже не происходит с прежней быстротой и точностью и может вовсе прекратиться».

Важнейшим фактором, влияющим на образование, сохранение и распад ассоциаций, является повторение. Чем чаще переживаются впечатления, образующие ассоциацию, тем с большей точностью и уверенностью они воспроизводятся и тем дольше сохраняются в памяти. Однако общее правило для оптимального количества повторений сформулировать крайне трудно: простые, но яркие события могут удерживаться много лет даже после однократного появления; события менее интересные и более сложные могут не остаться в памяти даже после многократного переживания. Кроме того, противоречит этому правилу явление реминисценции, обнаруженное ассоцианистами. Реминисценция представляет собой количественное улучшение сохранения при последующих воспроизведениях без дополнительных упражнений и повторений заученного. «Реминисценция происходит под воздействием механизма, названного нами restitutio ad integrum (Восстановление до целого)» и не является собственно социальным видом памяти. Усилия для такого воспроизведения минимальны. «Память, в понимании Жане, не воспроизводит факт, а рассказывает о нем, и это так же похоже на воспроизведение воспринятого факта, как книга похожа на тот предмет, который является ее темой».

Кроме того, имеет значение принадлежность элементов запоминаемого ряда к единому целому. Если впечатления, образующие ассоциативную связь, не организованы посредством ритма или рифмы, то они заучиваются медленнее и сохраняются на более короткое время, т.е. быстрее забываются. Также на образование ассоциативной связи влияют внимание и интерес. Вклад внимания часто не может быть возмещен никаким числом повторений, сколь много бы их ни было. Ослабевание длительного интереса и внимания к предмету приводит к утрате ассоциативных связей с течением времени.

Экспериментальные исследования Г. Эббингауза, посвященные изменению памяти во времени, стали и первыми исследованиями забывания. Именно Г. Эббингауз в результате экспериментальных исследований построил «кривую забывания». Материалом для исследования послужили специально изобретенные им бессмысленные слоги – сочетания двух согласных и гласной между ними, образованные так, чтобы они не вызывали смысловых ассоциаций. Г. Эббингауз придумал 2300 таких слогов, составлял из них ряды, которые затем заучивал сам или предлагал заучивать испытуемым. «Кривая забывания» отражает изменения, которые происходят в ассоциа­ционной связи со временем – сначала она круто снижается, что соответствует быстрому забыванию заученного, затем ее падение замедляется и останавливается по истечении месяца на уровне 20% – сбереженный материал. «Мы можем видеть, что сразу после первичного заучивания кривая резко падает, но в дальнейшем темп забывания замедляется и через два дня запоминание удерживается почти на одном уровне, без дальнейших потерь». Классическая «кривая забывания» представлена на рис 1.1.

Рис. 1.1

Главной целью Эббингауза было нахождение «чистых» законов памяти, которые не зависели бы от индивидуальных различий, установок испытуемых и экспериментаторов, т.е. носили бы всеобщий характер. В настоящее время закономерности забывания, установленные Г. Эббингузом учитываются при построении учебного процесса в учебных заведениях. Результаты, полученные Г. Эббингуазом, были уточнены, и даже, отчасти, опровергнуты А. Пьероном. Если кривая Эббингауза начинает снижаться сразу по окончании заучивания, то «кривая забывания» А. Пьерона имеет в начале стабильную площадку, соответствующую 100% сохранению материала в течение некоторого времени. В общем и целом кривая А. Пьерона снижается плавнее. Кроме того, Дженкинс и Далленбах обнаружили зависимость скорости забывания от повседневной деятельности. Повседневная деятельность ускоряет забывание, в то время как сон способствует лучшему сохранению материала.

Теория мотивируемого забывания утверждает ведущую роль цели и мотивации человека в процессах памяти, в том числе и в забывании (например, человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину). По мнению З.Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, забывает иностранные слова, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний. «Я различаю забывание впечатлений и переживаний, или забывание того, что знаешь, от забывания намерений, т. е. упущения чего-то. Результат всего этого ряда исследований один и тот же: во всех случаях в основе забывания лежит мотив неохоты». В классической работе «Психопатология обыденной жизни» З.Фрейд анализирует множество конкретных случаев, в том числе и из своей жизни, и приходит к выводу, что обыденное, повседневное забывание – это результат действия скрытых бессознательных мотивов. Так в жизни каждого конкретного человека сказывается бессознательное, «ищущее» в очитках, описках, забывании намерений и слов, забывании впечатлений, ошибочных действиях выход в сознание человека. Бессознательное как бы сигнализирует о скрытом нежелании. Забывание для З.Фрейда это проявление личностных защитных механизмов, и, прежде всего, механизма вытеснения (подавления). «…Подавленный элемент постоянно стремится каким-либо иным путем пробиться наружу, но удается это ему лишь там, где имеются соответствующие благоприятные условия». К благоприятным условиям забывания имен З.Фрейд относит

Забывание - весьма распространенное явление в нашей жизни. Многие ученые считают, что необходимо прекратить изучение процесса запоминания и сосредоточиться на забывании. Они считают, что основная проблема памяти заключается именно в том, что мы все постоянно что-либо забываем. Школьники часто забывают тетради, дневник, ручки, иногда весь портфель, но особенно часто забывают сделать домашнее задание. Не всегда ученик лукавит, когда заявляет, что забыл что-то сделать. Часто ребенок действительно забывает сделать то, что его просили. Со взрослыми происходит часто нечто подобное: забываем о назначенных встречах, важных делах и т.п. Почему это происходит? Каковы механизмы забывания? На этот вопрос есть несколько возможных ответов.

Во-первых, мы могли вообще не знать о явлении или событии. Сведения могли не поступить в нашу память. Так, школьники часто "забывают" выучить урок потому, что отвлеклись и не слышали, как педагог его задавал, не записали задание и т.п. Подобные ситуации обычно не называют забыванием, поскольку человек фактически не получил нужной информации. Во-вторых, могло случиться так, что, хотя мы и получили какие-то данные, мы не передали их в кратковременную и долговременную память. Многие события мимолетны и не сохраняются в памяти.

Психологов и педагогов больше всего интересует забывание, связанное с трудностями, возникающими при извлечении информации, которая уже хранится в долговременной памяти. Забывание можно объяснить многими причинами. Среди них основными являются вытеснение, подавление, амнезия, угасание за ненадобностью, искажение, интерференция.

Одной из возможных причин, объясняющих, почему люди иногда не могут извлечь из памяти необходимую информацию, является вытеснение. Вытеснение - это забывание, мотивированное неосознаваемыми причинами. Человеческое подсознание блокирует страшную или несущую в себе угрозу информацию. Извлечение из долговременной памяти неприятных, травмирующих воспоминаний вызывает у людей тревогу, страх, следовательно, затруднено. В этих случаях забывание помогает нам приспособиться, адаптироваться к ситуации. По мнению

Фрейда, вытеснение является способом защиты от тяжелых воспоминаний. Мысли, которые человеку трудно переносить, остаются глубоко в подсознании, их можно обнаружить с помощью гипноза или в сновидениях.

Расстройство психики, представляющее самую крайнюю форму вытеснения, - это амнезия. При амнезии человек полностью или частично теряет личные воспоминания. Жертвы амнезии забывают, кто они такие, откуда родом и почти всю остальную информацию о себе. Примечательно, что у них сохраняются прочие основные знания и умения. Они помнят, как складывать, вычитать, читать, писать, одеваться и готовить пищу.

Существует несколько форм амнезии. Наиболее широко известна и популярна истерическая амнезия. Эта форма амнезии не вызвана никакими органическими или физиологическими причинами. Истерическая амнезия обычно возникает после травмирующего события и, как правило, носит временный характер.

Амнезия может быть вызвана физиологическими причинами. Среди них алкоголизм, наркомания, заболевания, травмы, недостаточное или неправильное питание и повреждения мозга. Амнезия, вызванная физиологическими причинами, может быть как временной, так и постоянной и называется органической амнезией.

Для глобальной деменциальной амнезии характерны рассеянность и забывчивость в повседневной жизни. Такая форма амнезии часто встречается у очень старых, дряхлых и больных людей, которые отлично помнят свое прошлое, но с трудом ориентируются в настоящем. Чаще всего такая форма амнезии бывает постоянной. Подобное явление в психологии называется "законом Рибо", или законом обратного хода памяти.

Амнезия встречается далеко не так часто, как показывают в средствах массовой информации, и с ней связан лишь небольшой процент всех случаев забывания.

Несмотря на то что вытеснение бывает иногда причиной забывания, с его помощью можно объяснить далеко не все случаи забывания. Вытесняются не только крайне неприятные эмоциональные переживания. Люди часто забывают и приятные или нейтральные переживания. Почему это происходит?

Подавление - это сознательные усилия, направленные на то, чтобы не думать о каком-либо событии, человеке. Подавление отличается от вытеснения тем, что вы вполне сознаете, что событие произошло. Возможно, вы совершили глупость или повели себя непорядочно, а теперь вы хотите забыть об этом как можно быстрее.

Угасание и искажение информации встречается намного чаще, чем вытеснение и подавление. Экспериментально доказано, что невостребованные знания со временем угасают. Возможно, именно этим и объясняются случаи многочисленного забывания. Часто человек дает себе установку на угасание информации. Стоит занести информацию в записную книжку, и мы уже перестаем удерживать ее в памяти. Когда информация нам потребуется, мы воспользуемся записями. Мы записываем, чтобы забыть, а не для того, чтобы запомнить, с тем чтобы разгрузить свою память от мелочей, и оставляем только привычку заглядывать в записную книжку. В этой ситуации человек надеется на то, что запись своевременно напомнит и этим ослабляет внутреннюю потребность не забыть.

Интересно, что угасанию почти не подвержены двигательные навыки. Мы можем вполне успешно сесть на велосипед или за фортепиано после 20-30-летнего перерыва. Это же касается и большинства тех знаний, которые мы получили в раннем детстве, т.е. в тот период, когда мозг наиболее пластичен. Например, чем раньше ребенок усвоил иностранный язык, тем труднее его будет забыть. В данный список можно включить игру на музыкальном инструменте, шахматы и т.п.

Тем не менее угасание не является основной причиной забывания сведений, находящихся в долговременной памяти. Люди часто забывают очень важную информацию, которой они многократно пользовались, но помнят совершенно бесполезные вещи.

Чаще всего забывание объясняется искажением информации или интерференцией. Интерференция - это особого рода искажение информации, когда забывание происходит потому, что новая информация смешивается с уже имеющимися воспоминаниями. Согласно теории, объясняющей забывание за счет интерференции, запоминанию мешают факторы двух типов: проактивная интерференция и ретроактивная интерференция.

Ретроактивная интерференция - ситуация, когда новые знания блокируют воспроизведение старых воспоминаний. Если вы учили в школе немецкий язык, а в институте учите английский, то вам сложно будет вспомнить многие немецкие слова, которые вы раньше хорошо знали. В памяти будут возникать английские эквиваленты. В данном случае вам мешает ретроактивная интерференция.

Ретроактивная интерференция особенно ярко проявляется, когда старая и новая информация очень сходны. Если студент в один день готовит семинар по психологии и по химии, то интерференция, как правило, не наступает, а если приходится учить один за другим материал по психологии, сходные темы по философии или социологии, то интерференция вполне может возникнуть.

При проактивной интерференции старые знания мешают запоминанию новых. Мы не можем запомнить новую информацию потому, что она перепутывается со старыми знаниями, искажается. Те, кто умел плавать кролем и начал учиться плавать брассом, отмечают, что все время возвращаются к старым движениям ногами.

Психологи считают, что первая часть материала запоминается легче из-за эффекта первичности. Когда вы только начинаете что-либо учить, вам не мешает никакая проактивная интерференция. Первые несколько абзацев в параграфе, начало урока, начало стихотворения - такие вещи запоминает большинство учеников.

Последнюю часть параграфа, конец урока вспомнить тоже нетрудно. Знания еще свежи в памяти и не искажены ретроактивной интерференцией. Проявляется эффект свежести. Итак, легче всего вспомнить и воспроизвести без ошибок начало и конец информации, а середина или искажается, или совсем стирается из памяти. При организации повторения, закрепления учебного материала это следует особо учитывать.

Проблема забывания до сих пор не решена однозначно. Существует несколько дополняющих друг друга теорий забывания.

1. Первым кто детально исследовал процесс забывания был Герман Эббингауз (1850-1909). Он открыл ряд закономерностей забывания, наиболее известные из которых: кривая забывания и эффект края. Кривая забывания показывает сколько информации осталось в памяти от первоначально заученной с течением времени (см. рисунок 1).



Рисунок 1. Кривая Эббингауза


Эффект края говорит о том, что при запоминании информации порциями, информация по краям порции (в начале и в конце процесса запоминания) запоминается лучше.
2. Далее процесс забывания интересовал Зигмунда Фрейда (1856-1939). Он полагал, что забывание связано с вытеснением (repression theory) информации в бессознательное по причине ее неприемлемости для сознания. Данная теория относиться в большей части к личной информации, чем к информации вообще, поэтому эту теорию вряд ли можно использовать в мнемонических целях.
3. Доминирующей теорией забывания в 20 веке стала теория интерференции (interference theory). Суть данной теории сводиться к тому, что 2 набора информации в мозгу подавляют друг друга по определенному принципу, а именно поисковый запрос (стимул) одной информации совпадает с поисковым запросом другой. Выделяют проактивную интерференцию, когда старая информация уничтожает вновь запоминаемую и ретроактивную – когда новая информация перекрывает старую. Андервуд и Постман (1960) показали, что интерференция максимальна, когда две разные реакции связаны с одинаковым стимулом, средняя, когда две схожие реакции связаны с одинаковым стимулом и минимальна, когда используются два разных стимула.
4. Впоследствии было показано (Андерсон, 2003), что существует механизмы сознательного подавления памяти (inhibitory mechanism), которые позволяют не помнить определенную информацию.
5. Наравне с теорией интерференции развивалась и теория распада (decay theory), которая утверждает, что следы памяти со временем распадаются сами собой, если не используются. Данная теория отличается от теории интерференции тем, что не делает особых различий между новой и старой информацией, а акцентирует внимание на времени и использовании.
5. С развитием когнитивной психологии стала популярна теория сигналозависимого забывания (cue-dependent forgetting). Суть теории заключается в том, что мы теряем стимул, который позволял находить нужную информацию. Это сравнимо с книгой в библиотеке, которую мы поставили не на ту полку и теперь не знаем на какую, индекс-то не помогает. В рамках данной теории предложен принцип специфичного кодирования (encoding specificity principle), который гласит: если на момент поискового запроса в памяти будет тот же стимул, что и при запоминании поиск ускорится и достигнет цели с большей вероятностью. Бывало ли так, что вы что-то запомнили, а пока поднимались по лестнице забыли, и чтобы вспомнить приходилось возвращаться. Данный принцип объясняет этот феномен, информация как бы привязывается к контексту.
6. Данная теория объясняет, почему память работает на узнавание лучше, чем на воспроизведение. Это связано с тем, что при узнавании поле стимула всегда имеет большее пересечение с исходным полем стимула, чем при воспроизведении.
7. Кроме того данная теория рассматривает особый внутренний контекст настроения (mood-state-dependent memory), который также всегда входит в стимул как и окружающий внешний контекст. Показано, что информация лучше вспоминается в том настроении, в котором запоминалась.
8. Разновидностью теории сигналозависимого забывания является теория изменения контекста (context-change theory), что забывание происходит по причине изменения контекста в моменты сохранения и воспроизведения.
9. С появлением новых данных по нейропсихологии и нейрофизиологии памяти стала развиваться теория консолидации (consolidation theory), суть ее заключается в том, что если информация не переходит в долговременную память она забывается. Процесс перехода информации из кратковременной электрической памяти в долговременную белковую память и называется консолидацией. Данная теория хорошо согласуется с кривой Эббингауза. Исследования показали, что память работает лучше, если между сохранением и воспроизведением испытуемый спал. Это связано с функцией гиппокампа, согласно ряду исследований он отвечает за ускоренное повторение информации во сне. Но данная теория не дает ответ на вопрос, почему интерференция возрастает, если две разные реакции ассоциирует с одинаковым стимулом.
10. Теперь рассмотрим данные теории с точки зрения системной мнемоники (или мнемологии). Кривая Эббингауза предполагает, что информация запоминается на контекст, то есть стимул как бы не известен, не важен на этапе запоминания. Так получается каждый раз, когда вам предлагают запомнить что-нибудь бессмысленное: список слов, слоги, цифры, буквы и т.д. С осмысленной информацией дело обстоит иначе, так как мы на этапе запоминания уже предполагаем алгоритм вспоминания или вернее уточняем стимул. Также было показано, что двигательные навыки забываются намного медленнее, чем предполагает кривая Эббингауза. Для мнемологии важна структура аллода, стимул, реакция, способ хранения и пр. Мы не можем рассуждать о забывании в терминах кривых. Если рассматривать именно эксперимент с бессмысленными слогами, то можно рассуждать следующим образом. Мы создаем аллод, где стимулом будет контекст (фон, шум), причем если мы потеряем сам контекст, то уже вряд ли что-то вообще вспомним. Далее начинаем класть на него последовательно слоги, при этом возникнет жуткая интерференция, и большая часть информации становится недоступна, происходить забывание. Учитывая, что при воспроизведении оставшейся части остаток еще более затирается, а воспроизведение в таком аллоде будет спонтанное (основная часть стимула – фон, шум), возникнет эффект затухания изображенный на кривой Эббингауза.
11. Необходимо особо остановиться на том, в чем суть забывания в данном случае. Допустим, мы запомнили 100 слогов, это значит, что у нас будет аллод с одним входом и 100 выходами. Каждый выход равновероятен, так как мы не знаем структуры стимула. Значит, вероятность вспомнить каждый слог 1%. Как только мы вспомнили некий слог, происходит увеличение его значимости в данном аллоде, его вероятность увеличивается, остальные же слоги теряют свою вероятность. Пусть теперь данный слог имеет вероятность 10%, остальные же по 0,91%. Повторяя данную операцию 10 раз, мы имеем 10 слогов с вероятностью близкой к 10% и 90 слогов с вероятностью близкой к 0%. Так происходит забывание. Это одновременно можно назвать и интерференцией и утратой стимула.
12. Эффект края можно объяснить следующим образом (с некоторыми поправками на кратковременную память). При переходе от одной деятельности к другой меняется контекст. Учитывая то, что процессы памяти не мгновенны, а затянуты во времени, начало запоминания попадает на контекст A (до запоминания), середина запоминания попадает на контекст B (процесс запоминания), а конец запоминания попадает на контекст C (после запоминания). Разные контексты создают разные стимулы, что облегчает восстановление, разрежая соответствующие аллоды. Скажем, 10 первых слогов попало на контекст A, 80 средних на – B, 10 последних на – C. Если же постоянно менять контекст, то запоминание будет еще лучше, правда надо учитывать особенности внешнего (окружения) и внутреннего (настроения) контекста. Можно даже построить некую функцию изменения контекста и уровень интерференции будет обратно пропорционален модулю ее производной (см. рисунок 2).



Рисунок 2. Функция изменения контекста


13. Теорию вытеснения Фрейда можно объяснить снятием мотивации с аллода (см. ). Если некая информация неприятна, она может быть и будет помещена в зону где информационные импульсы не будут попадать в нее. Точнее говоря, общая структура аллодов будет реорганизована с учетом полезности и приятности информации.
14. Теория интерференции в рамках мнемологии объясняется очень просто: при создании аллодов с неоднозначным выходом, он будет работать недетерминировано, то есть выдавать на одинаковый запрос разные ответы. Выход из аллода как бы распараллеливается. При определенном уровне асимметрии будет наблюдаться то проактивная, то ретроактивная интерференция. Для уточнения ситуации надо изучить структуру аллода. Например, если вы сменили телефон, то долгое время старый телефонный номер будет затирать новый при запросе «мой телефонный номер». А вот если новый телефонный номер «золотой» (777-77-77), то этого может и не наблюдаться.
15. Теория распада следа памяти может быть описана с помощью либо с помощью интерференции, то есть распараллеливания аллода, либо утратой доступа из-за обрыва сложной цепочки стимул-реакция, либо снятием мотивации аллода как при вытеснении Фрейда, а возможно и комбинацией всех этих причин. Во всяком случае, мы отвергаем мысль о том, что информация так-то затирается в мозгу. Любой след остается пусть даже незначительный, просто большая часть следов сильно завязана на контекст и не поддается восстановлению. Это очень важное утверждение, которое переворачивает с ног на голову постулат о пользе повторения. В данном месте уместно упомянут только о том, что более важно не количество повторов, а качество организации.
16. Теория сигналозависимого забывания самая интересная из всех, потому что она ближе всего к структуре аллодов и их сетей. Она приближает нас к пониманию того, что память это в большей степени сложный сознательный процесс, а не просто безличное свойство нервной ткани.
17. Здесь стоит упомянуть важное положение мнемологии, согласно которому информации не попадает из памяти в сознание случайным образом, а преобразуется (см. ). То есть один квант информации, удерживаемый в сознании преобразуется в другой квант информации, который попадает в сознание в результате данного преобразования. При этом исходный квант информации как бы содержит в себе правило преобразования, вернее указатель на тот аллод, который должен преобразовать информацию. Вот таким путем непрерывно изменяется содержание сознания, только при этом надо не забывать о восприятии, то есть попадании информации нижнего уровня, и волении, то есть попадании информации с верхнего уровня (см. ).
18. Развивая эту мысль можно утверждать, что из одной информации не может быть получено две. Всякий раз, когда выше мы описывали аллоды с одним входом и несколькими случайными выходами, мы имели в виду не что иное, как аллода где два входных стимула отличаются только неизвестной частью (шумом, контекстом). Причем в момент фиксации аллода истинным стимулом является сложная комбинация фокусной и периферийной части внимания. В действительности не возможно чтобы аллод имел один стимул и 2 случайные реакции, случайность всегда обусловлена контекстом.
19. Учитывая данные оговорки можно рассмотреть теорию сигналозависимого забывания. Основная причина забывания заключается в том, что мы не можем удерживать непосредственно в сознании большое количество стимулов. Это приводит к тому, что для запоминания больших объемов информации нам надо ее организовать иерархическим или сетевым путем. Так обстоит дело с языком и другой осмысленной информацией. Чтобы получить прямой доступ к 1000000 порциям информации необходимо иметь 1000000 стимулов и 1000000 аллодов. Поэтому мы не имеем прямого доступа к такому количеству информации, а имеем только опосредованный. Он может быть опосредован: контекстом, предметами, настроением, запахами, вкусами, деятельностью, тем, что мы говорим, думаем, читаем и пр. Как правило, мы этого не замечаем, нам кажется, что вся наша память непосредственно нам доступна, но это не так. Важно понять, что память функция деятельности и ее обстоятельств, а не какая-то копилка данных вроде дискеты. Основной способ иерархической и сетевой организации памяти – это язык. Например, мы можем индексировать 1000000 порций информации 2000 слов. Для этого нужно взять 1000 прилагательных и 1000 существительных и использовать все их комбинации. Только надо четко понимать, что комбинация должна быть целым, то есть больше суммы частей.
20. Как правило, при восприятии аллоды конструируются очень быстро, и мы не успеваем их размещать в нашей организационной сети памяти. Это значит, что большая часть информации висит на контексте. Когда мы подключаем обратную связь, то есть пытаемся снимать информацию с контекста, она группируется в пучки, подобно тому, как это описано в п. 11. Вероятность одних выходов увеличивается, вероятность других уменьшается. Вероятность большей части становиться настолько низка, что можно ей пренебречь и считать информацию полностью забытой, как у аллодов B1 и C1 рисунке 3. Учитывая наш способ обратный связи основанной на языке и существенных деталях, у нас в памяти остаются только основные, значимые для нас контуры первичной информации. Если это была деятельность, то только ключевые моменты. Если текст, то общий смысл. Если разговор, то общие впечатления или принятые решения. Это происходит не потому, что что-то стирается из памяти, а потому, что информации слишком много, чтобы она была непосредственно доступна. Мы просто физически не способны подобрать ключ, а порой даже ключ к ключу ключа.



Рисунок 3. Потерянные аллоды


21. Кроме того, что большая часть аллодов сразу теряется, некоторая их часть может быть утрачена вследствие неправильной организации. Скажем, некто пытается запомнить номер квартиры знакомого, делая стимулов вид его двери. Он наивно полагает, что как только вспомнит вид двери, сразу вспомнит и номер квартиры. Но он забывает о том, что вид двери также надо предварительно вспомнить. Он теряет элемент цепи, и она уже не срабатывает. Зачастую, такие вещи проделываются бессознательно. Например, некто старательно зубрит стишок. Стишок либо сам склеивается в ритмичную цепочку, если есть определенные мнемические навыки в звуковой модальности, либо ему помогает контекст. Во втором случае в процессе воспроизведения будут иногда выпадать определенные строки или слова. Можно привести более сложный пример, скажем, когда некто ездил отдыхать на юг, в определенный день он отправился на экскурсию, там он зашел в ресторан, где увидел компанию сидящую за столиком в углу, и ему понравилось украшение одной из девушек. Вот вам цепочка как минимум из шести звеньев (А – поездка, B - экскурсия, C – ресторан, D – компания, E – девушка, F – украшение). Если будет утрачено одно из звеньев, то сам факт такого происшествия будет забыт, и сознательно его восстановить будет очень и очень сложно. Чтобы это сделать надо будет последовательно воссоздавать контекст каждого звена, переходя к следующему. Допустим, мы вспомнили ресторан, еду, официанта, о чем разговаривали с друзьями, но добраться до компании в углу не можем, это просто было не существенно на этапе сохранение и со временем снизило вероятность доступа (см. рисунок 4). Все это осложняется тем, что в данном случае мы даже не знаем, что ходим вспомнить, не говоря уже о том, что из каждого аллода растет целое дерево воспоминаний и нам предстоит шесть раз выбрать правильную ветвь.




Рисунок 4. Разрыв цепочки


22. Стоит упомянуть, как происходит самоорганизация аллодов. Данный процесс происходит в соответствии с мотивацией и деятельностью (см. ). То, что описывается по Фрейду как вытеснение, и согласно теории распада как распад следа памяти, является именно следствиям данной самоорганизации памяти. Долговременная память основана на белках, которые имеют тенденцию задавать некий ритм, как бы навязывать некий шаблон деятельности и соответственно актуальность информации. Если информация включена в деятельность, мы говорим, что соответствующие аллоды мотивированны, иначе – нет. Информация, заключенная в мотивированных аллодах повторяется автоматически (эффект автоповторения, который активно используется в мнемологии). Мотивированные аллоды имеют тенденцию перетягивать вероятность на себя, тем самым, снижая ее у остальных немотивированных аллодов. В конечном итоги немотивированные аллоды исключаются из цикла деятельности, а информации забывается (см. рисунок 5).




Рисунок 5. Немотивированные аллоды


23. Обобщая вышесказанное. Мнемология утверждает, что причиной забывания является утрата стимула, ключа, подобно теории сигналозависимого забывания. Но она также признает и три основных причины утраты ключа: 1) использования контекста в качестве ключа, 2) неправильная организация, 3) неправильная мотивация. Мнемология может также дать практические рекомендации как устранить (или хотя бы снизить эти эффекты): 1) вместо контекста всегда использовать специальные ключи, либо сделать сам контекст управляемым, 2) использовать иерархическое или сетевое хранилище и всякий раз помещать нужную информации туда, приписывая ей однозначное место, 3) организовать хранилище сообразно деятельности. Все эти рекомендации реализуются в Храме.

Забывание

Процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. З. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп З. зависит: от объема запоминаемого материала, от его содержания и степени его осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего (см. ) материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в субъекта и т. д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в субъекта. Согласно интерференционным теориям (Б. Андервуд, 1964; Д. Серасо, 1967), З. представляет собой следствие стирания следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. По Р. Аткинсону (1968), (см. ) вечна, а З. происходит следующим образом: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации , благодаря которому активизируются соответствующие поисковые наборы в хранилище долговременной памяти; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) и приводят к эффекту З. Но и эта теория уязвима, так как не объясняет всех феноменов З. (см. ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Забывание

Активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:

1 ) от объема запоминаемого материала;

2 ) от его содержания и степени его осознанности;

4 ) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр.

Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (см. ). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (см. ; ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

Невозможность воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЗАБЫВАНИЕ

(англ. forgetting ) - один из процессов в системе памяти , проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании . С т. зр. концепций ассоциативного научения , физиологическая основа З. - торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. , ). Основная закономерность З., установленная Г . Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. З. зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности . З. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в - надежное средство борьбы с З.

Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay ) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов: 1) с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов - ; 2) наличие ошибочных воспроизведений специфического характера; 3) отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания . В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З. - результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти .

По З . Фрейду , в основе З. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом - стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в З. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И . П . Павловым и А . А . Ухтомским явлением запредельного торможения . Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П . И . Зинченко , решение проблемы о связи З. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на З. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П. Зинченко.)

Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов З. должно быть немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) З., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов З. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Забывание

   ЗАБЫВАНИЕ (с. 226) - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее; обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, который закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию.

Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г.Э.Мюллером и А.Пильцеккером в 1900 г. Согласно первой, забывание происходит потому, что процессы запоминания какого-либо нового материала (и вообще любая психическая активность) взаимодействуют (интерферируют) с уже имеющимися в памяти ассоциациями, что может их разрушить. Другая гипотеза предполагает ослабление ассоциаций с течением времени (эта гипотеза имеет относительно мало сторонников и подтверждается лишь при исследовании сенсорной памяти). Своеобразное толкование забывания было предложено в психоанализе, где оно рассматривается как результат работы специфических защитных механизмов, вытесняющих из сознания травмирующие впечатления. В отечественной психологии объяснение феноменов забывания связано главным образом с представлением о памяти как действии.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не сможет воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. Временное забывание в физиологии объясняется торможением временных нервных связей, полное забывание - их распадом. И то и другое - результат отсутствия подкрепления этих связей.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Забывание

Одна из общих идей психологии: утрата способности вспомнить или опознать ранее усвоенную информацию. Феномен забывания можно разделить на две широкие категории - полное забывание, когда информация фактически утрачивается, и забывание, зависящее от внешних стимулов, при котором фрагменты информации сохраняются в долговременной памяти, но остаются недоступными при попытках вспомнить ее. Вот некоторые главные объяснения феномена забывания:

Помехи: воспоминания искажаются либо в результате предыдущих событий (), либо в результате последующих событий (ретроактивная интерференция).

Вытеснение: этот вид забывания обычно связан с мотивацией - люди неосознанно вытесняют мучительные или неосознанные воспоминания.

Ошибки воспроизведения: в более современных объяснениях фсномена забывания подчеркивается важность различных стимулов в процессах забывания и воспомииания. Эти стимулы могут быть внутренними (например, психологическое или физиологическое состояние - стресс, алкогольное опьянение и т. д.) или контекстуальными (аспекты обстановки). Мы с большей вероятностью вспоминаем информацию, если восстанавливаем ее в том же состоянии и контексте, в каком она была получена первоначально. Это соображение крайне важно при выработке навыков обучения.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .