Об одной фашистской фальсификации истории осетин. К вопросу об осетинском происхождении сталина

Это отождествление - целиком на совести ученых. Сами осетины ни одной легендой, ни одним преданием, ни одним фразеологизмом своего языка не говорят о своем происхождении от алан. Более того, осетины - единственный, пожалуй, народ на Кавказе, в чьем языке не только нет слова "алан", но отсутствует даже смысловая расшифровка этого слова.

Однако, профессор-иранист В. И. Абаев отыскал таки в осетинском слово, похожее на этноним "алан". Речь идет о выражении "аллон-биллон", встречающееся в осетинском фольклоре: "здесь пахнет аллон-биллоном". Эти слова обычно произносит великан-людоед, почувствовав спрятавшегося в своей пещере героя сказки. В.И.Абаев приводит аналогию из славянских сказок, когда людоед произносит такие же слова о "русском духе". Из этой аналогии почтенный профессор делает вывод, что "аллон" - древнее название осетин и, связав это слово с этнонимом "алан", завершает свой анализ предположением, что ингушский социальный термин аьла ("князь") возник из того же аллона-биллона. По мнению В.И.Абаева предки осетин, в которых он видит алан, господствовали когда-то над ингушами и их название последними воспринято в значении "князь", "господин".

Появляется несколько вопросов, на которые ни В.А.Абаев, ни какой-нибудь другой осетинский ученый-языковед, не дали пока вразумительного ответа. Если слова великана-людоеда "аллон-биллон" действительно относятся к осетину, и если аллон - это алан, то как быть с "биллоном"? Этот таинственный "биллон", к сожалению, основательно все запутывает. Ведь среди предполагаемых предков осетин не удалось еще обнаружить народа с названием "биллон". Кроме того, чтобы превратить "аллон", сделавшийся у В.И.Абаева аланом, в самоназвание осетин, нужно допустить, что и великан-людоед является осетином - иначе, как не крути, слово "аллон" никак не сделаешь самоназванием осетин. Засим обнаруживается еще одна неувязка - этот "аллон-биллон" в форме "алла-белла" присутствует, как выясняется, и в вайнахских сказках. Чтобы избежать каких-то подозрений в подтасовке фактов сошлемся на чеченскую сказку "Черкес Иса и Чеченец Иса", опубликованную за 88 лет до "открытия" В.И.Абаева - в 1870 году. 20 Имя Алла-Белла носит один из горных духов, в чьей пещере заночевали два друга - черкес и чеченец. Следовательно, использовав доводы В.И.Абаева, аланами могут назваться и чеченцы, так как упомянутая пещера в сказке помещена в Чечне, и "алла" более созвучно этнониму алан, нежели "аллон", если применить к нему вайнахский суффикс принадлежности -н-.

Теперь о термине "князь". Непонятно, почему профессор В.И.Абаев ограничивается только ингушами в качестве давних подданных осетин. Ведь этот термин (эла, аьли) в обозначенном значении присутствует и в языке чеченцев. Более того, подданными осетин могут считаться и урартийцы, и хурриты, и гаргареи Кавказской Албании, и бацбийцы, и далекие во времени и пространстве вавилоняне, и эблаиты, и финикийцы, и евреи, и карфагеняне, и арабы - у всех этих древних и современных народов зафиксирован этот термин в различных огласовках (алаи, алаини, алу, илу, ал и т.д.) в значении "князь", "господин", "повелитель", "владыка". В древнем своем значении ("владыка", "бог") слово эла (аьли) можно найти в теонимах вайнахского языческого пантеона - Дела, Села, Тушоли, Раола, Магал и т.д. 21

Еще академик Н.Я.Марр писал об осетинах, что "нельзя отождествлять с ними кавказских аланов, или точнее алов, так как алан, как теперь выяснилось, есть одна из форм множественного числа коренного кавказского этнического термина, в основе звучащего аI или с сохранением спиранта haI". 22

Вывод Н.Я.Марра подтвердился и данными из античных источников. Так, у Плиния Секонда(I в. н.э.) мы находим упоминание племени галов (haI) рядом с меотами. 23 На территории Чечено-Ингушетии обнаруживается огромное количество географических названий (в основном, на равнине) с корнем ал, алан и само это слово имеет безупречный перевод с вайнахского как "равнинный" 24 . И, наконец, "непосредственно от этнонима алан ведет свое происхождение и вайнахское имя Алони" 25 , которое отыскивается не в какой-то сказке сомнительного происхождения, а в живом обращении народа без современных искусственных внедрений, какое мы видим у наших западных соседей. Известно, что антропоним Алан появился в осетинской среде с легкой руки интеллигенции после разработки идеи об "аланском происхождении". 26

Аланы упоминаются в античной литературе начиная с 1 в. н.э. За несколько столетий их знают уже во многих регионах - в Европе, Азии и даже в Северной Африке. 27 Этот народ, в отличие от многих, необычайно громко заявил о себе с самого момента выхода на арену истории. Смелые походы по всем направлениям, непрерывные войны с могущественными народами, удивительные коллизии исторических судеб наподобие той, что привела алан совместно с вандалами в Северную Африку, где они основали королевство на месте бывшей Карфагенской державы - все это создавало аланам гремящую славу, продержавшуюся до ХIII-ХIV веков, когда нашествия монголов и полчищ Железного Хромца привели Аланию к гибели.

Аланы жили на Северном Кавказе около тысячи лет, когда Леонти Мровели начал писать свой исторический труд. Конечно, грузинский средневековый автор не мог не знать о соседнем сильном народе, известном даже далеким китайцам. Однако на страницах "Жизни картлийских царей" нет ни одного упоминания об аланах. Чем это объяснить?

Ответ довольно прост Леонти Мровели очень много и подробно пишет об аланах, об их воинственных нравах, об их славных деяниях, но называет их другим именем - кавкасиане. Чтобы пояснить ситуацию, возьмем типологически схожий пример. Предположим, что два средневековых хрониста, француз и итальянец, задались бы целью описать соседнюю Германию. Французы называют немцев германцами, а итальянцы - тедеско. А теперь представим себе современного историка, который, сравнив описания Германии, сделанные французом и итальянцем, стал бы утверждать, что речь в них идет о двух разных народах - германцах и тедеско. И, более того, начал бы фантазировать о "взаимоотношениях" этих якобы "двух разных народов". Нечто подобное происходит сегодня относительно алан и кавкасиан, которых целая плеяда историков тщится показать разными и даже враждебными друг другу древними народами. Чтобы понять всю абсурдность такого "чтения истории" достаточно было бы сравнить труд Леонти Мровели с трудами его армянских предшественников и современников. Там где грузинский автор размещает и описывает кавкасиан, армянские средневековые авторы размещают и описывают алан - для них это один народ. 28

Подобное разночтение этнонимов одного и того же народа в армянских и грузинских средневековых сочинениях - вещь обычная. Достаточно обратиться к описаниям самого могущественного народа Кавказской Албании, который в армянских источниках называется гаргареями, а в грузинских - эрами. Этот народ хорошо известен ученым-кавказоведам, известно его поэтапное продвижение с юга на север, известны его локализация и история, и нет сомнений в том, что описывая эров и гаргареев грузинские и армянские авторы обращаются к одному и тому же этносу, обозначая его разными названиями. То же самое, как убеждает нас сопоставление армянских и грузинских источников, происходит и с описанием алан и кавкасиан.

Можно долго, шаг за шагом, опровергать нелепости, на которых построена теория об "ираноязычности" алан и о том, что сегодняшние осетины - их потомки. Но этих нелепостей столь много, что их опровержение требует соответствующих объемов с анализом бесчисленных мелочей, а это увело бы нас далеко в сторону от темы и задач данной книги. Для доказательства тождества алан с осетинами некоторые авторы приводят совсем уж оригинальные доводы. "Так В. Б. Ковалевская, процитировав некоторые высказывания античных авторов об аланах, отметивших их физическую красоту, отвагу и любовь к оружию, призывает своих читателей сравнить это описание с описанием кавказских горцев XIX века, у которых отмечены те же физические и нравственные качества - причем, в этих горцах В.Б.Ковалевская явно видит осетин. Последние, однако, совершенно неизвестны в русской и зарубежной литературе как образец воинственности и отваги. Сошлемся на авторитетное мнение М.Ю.Лермонтова, “своего человека" на Кавказе, которое знаменитый поэт вложил в уста одного из своих героев:

"- Жалкие люди! - сказал я штабс-капитану, указывая на наших грязных хозяев, которые молча на нас смотрели в каком-то остолбенении.

Преглупый народ! - отвечал он. - Поверите ли? Ничего не умеют, не способны ни к какому образованию! Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя и разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!" 29 Как мы видим, сравнение с осетинами XIX века едва ли польстило бы воинственным и отважным аланам, хотя такое сравнение и пытаются превратить в аргумент их тождества. Примечательно, что, начиная с 1992 года, когда осетины проявили себя "верными сынами России", произведение М.Ю.Лермонтова при публикации стали "подрезать", изымая из него приведенный нами выше диалог.

И если, как отмечает В.И.Абаев, жители южных склонов Большого Кавказа называют своих северокавказских соседей "аланами" в значении "герой, удалец, друг", 30 то эпитеты эти, как и слово алан, едва ли могли относиться к осетинам.

От алан до нас дошли всего три надписи, составленные на их языке латинскими и греческими буквами. Так, в сочинении готского историка VI века Иордана “Getika”(об Иордане известно, что он был по происхождению аланом), переводчики всегда натыкаются на "нелепую" по их мнению фразу, которую не могут понять:"alano wu а". С вайнахского эта фраза, единственная во всем произведении Иордана, составленная по-алански, без всяких затруднений переводится как "алан он есть". 31 Затем идет аланская надпись с Маяцкого городища, состоящая всего из двух слов: "...алануй кан" (начало надписи, где стояло имя человека, отбито и не сохранилось). Кан - это тюркское слово "князь". Алануй кан, по вайнахски, значит "князь (кан) алан" и слово "алануй" безупречно оформлено по законам вайнахской грамматики в родительном падеже множественного числа. 32 И, наконец, знаменитая Заленчукская надпись, которая без перестановок букв, добавления новых знаков и т.д. (как приходится делать тем, кто хотел бы видеть в языке этой надписи осетинский), читается по вайнахски: "Иисус Христос, Святой Николай. Сахари рода сыновья: Хоба, сын Шиты, Багатар, сын Багатая, Анбалан, сын Анбалана - погибли молодцы на равнине. Ладо". 33 (Ладо - имя человека, оставившего эту посвятительную надпись приблизительно в Х веке). И, сколько бы осетинские ученые не делали "научные" заявления типа: "Я должен с полной ответственностью заявить: Зеленчукская надпись всегда была и будет осетинской (!)", 34 факт остается фактом - эта аланская надпись составлена на вайнахском языке.

Столь же безупречную вайнахскую этимологию имеют два города ("две столицы") исторической Алании - Дадиков и Магас. 35 Доказывать это - все равно что доказывать чеченскую этимологию известных исторических названий Дади-юрт и Мааст.

И, наконец, как неопровержимый и бесспорный довод в пользу того, что аланы - это вайнахи, недавно обнаружена рукопись-оригинал алана Аздина Вазара. Рукопись эта, составленная на арабском языке, найдена историком из Иордании Абдул-Гани Хасаном аль-Шашани среди 30 тысяч древних рукописей, хранящихся в мечети ал-Азхар в Каире. Аздин, по рукописи, родился в год нашествия полчищ Тамерлана на Кавказ - в 1395 году. Себя он называет представителем "аланского племени нохчий". Отец Аздина - Вазар, был офицером высокого ранга, одним из военальников-наемников монголо-татарского войска и жил в столице татар - городе Сарай. Будучи мусульманином, Вазар послал сына учиться в мусульманские страны.

Затем тот вернулся на родину с целью проповедовать ислам среди своих соотечественников. По его словам, одна часть алан-вайнахов исповедывала христианство, другая - язычество "магос цlера дин" - то есть солнце - и огнепоклонничество). Миссия исламиизации вайнахов в тот период не имела ощутимого успеха. В своей книге Аздин Вазар описывает границы и земли расселения алан-вайнахов: к северу от реки Куры и Тушетии, от реки Алазань и Азербайджана - до северных пределов Дарьяла и течения Терека. И от Каспия (по равнине) до реки Дон. Сохранилось и название этой равнины - Сотай. В рукописи упоминаются и некоторые населенные пункты Алании: Мажар, Дади-ке (Дади-ков), крепость Баланжар, Балх, Малка, Нашах, Маюка, Аргун, Килбах, Терки. Описывается и местность в нижнем течении Терека, при впадении его в Каспийское море - равнина Кешан и остров Чечен. Везде аланы и вайнахи для Аздина полностью тождественны. Среди вайнахских кланов, перечисляемых историком-миссионером, большинство сохранилось и по сей день. Однако он упоминает и те кланы, которых сегодня нет в вайнахской тайповой номенклатуре. например: Адой, Ваной, Суберой, Мартнах, Нартнах и др. 36

Задолго до первой мировой войны, когда в среде русского дворянства и буржуазии считалось хорошим тоном приглашать домашних учителей из-за границы, в Россию приехал из Германии некто Карл Ган. В Петербурге и в Москве ему было сделано несколько весьма выгодных предложений занять место домашнего учителя. Но Ган, сославшись на свои немолодые годы, скромно отклонил эти предложения и шумным столичным городам предпочёл провинциальный Тифлис. Попечитель Кавказского учебного округа Рудольф назначил Гана преподавателем латинского языка в Тифлисскую мужскую гимназию. Так немец Карл Ган начал свою педагогическую деятельность, которую он искусно совмещал со шпионской работой в пользу германской разведки. Ган ни у кого не вызывал никаких подозрений. Напротив, о нём сложилось мнение как о скромном, любознательном и преданном человеке.

Однако накануне первой мировой войны Ган неожиданно для всех уехал в Германию и в Россию больше не вернулся. Тогда же стало известно, что Ган был крупным германским шпионом, который четверть века доставлял германской разведке важные сведения о Кавказе.

Одновременно с педагогической и шпионской деятельностью Ган занимался и "научной" работой. Он перевёл на русский язык и издал в 1890 г. два тома "Известий древних греческих и римских писателей о Кавказе", которые, кстати сказать, в силу низкого качества перевода и грубых искажений подлинника не получили признания в научном мире.

Особое внимание Ган уделял изысканиям в области истории, этнографии и лексики народов и племен Кавказа. Наибольший интерес представляет одна из его последних работ 1 , в которой он пытается "теоретически" обосновать притязания германского империализма на Кавказ. Ган взял на себя неблагодарную задачу доказать - "арийское происхождение" некоторых кавказских народов, в частности осетин. В доказательство этнического родства осетин с германцами Ган приводил два осетинских термина - "qug" (корова) и "fus" (овца), Ссылаясь на фонетическое созвучие этих слов с немецкими словами "Kuh"и "Schaf", он заявляет, что "осетины очень близки к германским народам". Затем Ган приводит термин "bonarius", употребляющийся в старых германских и французских актах в значении меры земли, и сближает его с осетинским "bonganda", означающим участок земли такой величины, какой можно вспахать одним плугом за один рабочий день.

На основании приведённых осетинских терминов, которые в известной мере фонетически созвучны немецким словам того же значения, Ган заявлял: "Не подлежит никакому сомнению, что осетины как в своём языке, так и в своих нравах и обычаях имеют много общего с древними германцами" 2 .

Между тем крупнейший осетиновед академик В. Ф. Миллер сближал осетинский язык не с немецким, а с иранским языком.

На основании новейших исследований осетинского языка осетин относят к числу древнейших обитателей Кавказского перешейка и - увязывают их с кавказским яфетическим миром. Значительный интерес в этом отношении представляют новейшие исследования В. И. Абаева. На основе изучения языка и материальной культуры осетинского народа тов. Абаев приходит к такому выводу: "Если в отношении языка мы можем назвать осетин яфетидами лишь отчасти, то в других отношениях перед нами типичный кавказский яфетический народ" 3 .

Крупнейший учёный нашего времени академик Н. Я. Марр на основании этнических и лингвистических данных относит осетин к коренному яфетическому населению Кавказа. "Общность многих материальных, языковых и бытовых явлений осетин, - пишет акад. Марр, - склоняет к положительному ответу на вопрос об этнической принадлежности их к коренному населению Кавказа, т. е. к яфетидам, несмотря на иранскую природу их родной речи" 4 .

Однако если акад. Н. Я. Марр ещё не разрешил вопроса о том, кто такие осетины по своему происхождению - яфетизированные иранцы или иранизированные яфетиды, - то сейчас, благодаря новейшим исследованиям осетинского языка, на этот вопрос можно ответить более определенно. Научный анализ осетинского топонимического материала дал тов. Абаеву возможность установить мощный субстратный слой, лежащий за пределами современного осетинского языка и принадлежащий какой-то более

1 Hahn К. Neue, Kaukasische Reisen und Studien. Leipzig. 1911.

2 Hahn K. Op. cit. S. 178.

3 Абаев В. К характеристике современного осетинского языка. Яфетический сборник. Т. VII, стр. 79. Ленинград. 1932.

4 Марр Н. Племенной состав населения Кавказа, стр. 24. Птгр. 1920.

ранней общественности, в которой следует видеть яфетическую общественность.

Тот же автор в другом месте своего труда 1 делает интересные изыскания, открывая различные языковые наслоения и устанавливая процентное соотношение между ними. Результат этих изысканий таков: иранский элемент в осетинском языке составляет всего 20%; заимствования из наиболее распространённых языков Передней Азии - арабского, турецкого и грузинского - тоже 20%. Остаются ещё 60% осетинского словаря, которые не подверглись лингвистическому анализу. Этот пока не разъяснённый языковый материал, по-видимому, относится к яфетической общественности. Яфетический элемент в осетинском языке является первичным и доминирующим, и, следовательно, осетины - не яфетизированные иранцы, а иранизированные яфетиды. Поэтому необходимо пересмотреть в свете новых научных данных устаревшую точку зрения, которая утвердилась в дореволюционной лингвистической науке и по которой осетины признавались "чистыми" иранцами.

Наличие в осетинском языке иранских слов и фонетическое сходство самоназвания осетин "ирон" со словом "иран" давали индоевропейской лингвистической школе некоторые основания считать осетин "чистыми" иранцами. Но, как уже указывалось, иранский элемент в осетинском словаре составляет всего 20%. Что касается сближения самоназвания осетин "ирон" со словом "иран", то после того, как акад. Марр разъяснил самоназвание осетин "ирон" 2 , вопрос о праве сближать эти два термина снимается.

Таким образом, вопреки облыжным утверждениям Гана, осетины ничего общего не имели с древними германцами. По своему языку и культуре они являются представителями кавказского яфетического мира.

Несостоятельная и антинаучная точка зрения о германизме осетин была позаимствована Ганом у своего предшественника немецкого барона Гакстгаузена.

Барон Август фон Гакстгаузен изложил свою "теорию" в работе "Закавказский край", явившейся результатом его поездки на Кавказ и изданной на русском языке в 1857 году.

В предисловии к первой части своей работы Гакстгаузен пишет: "В этом сочинения изложены два предмета, заслуживающие особенного внимания и дальнейшего исследования: во-первых, сходство и родство поколений, заметное между нравами, обычаями и образом жизни осетин и древних германцев, и, во- вторых, важное место, занимаемое теперь армянскою областью" 3 .

Поскольку Гакстгаузен является автором "теории" арийского происхождения осетин, следует несколько подробнее остановиться на доводах, которыми он аргументирует свою "теорию". Доказательством этнического "родства" предков современных осетин и древних германцев для Гакстгаузена служит совпадение форм некоторых предметов домашнего обихода, форм орудий сельского хозяйства и сходство в некоторых обычаях осетин и немцев. Наблюдая осетинский очаг, Гакстгаузен отмечает, что у осетин в "поперечное бревно вбит железный крюк, на котором висит котёл, точно так же как в крестьянских домах Германии, в Вестфалии и Нижней Саксонии". Кроме того Гакстгаузен обнаружил в осетинском доме "деревянные треножники вроде тех, какие употребляют вестфальские крестьяне при доении коров". В том же осетинском доме Гакстгаузен видел, что "на одной стороне скамьи лежит выдолбленная из дерева квашня, точно такая, какая употребляется крестьянами в Северной Германии".

В осетинском способе варения пива и печения хлеба в золе Гакстгаузен видит "решительный характер Германии". Такой же "решительный характер Германии" Гакстгаузен усматривает в некоторых сельскохозяйственных орудиях осетин. "Из земледельческих орудий, - пишет Гакстгаузен, - я заметил плуг, какого не встречал у прочих кавказских народов, устройство его напоминает мекленбургскую соху. Я также видел, там обыкновенные немецкие грабли, которых нет в прочих кавказских странах" 4 .

В обрядно-бытовой области Гакстгаузен также находит некоторое сходство между осетинами и германцами. Он сравнивал осетинский свадебный обряд с немецким.

Устанавливая, наконец, аналогии в обычном праве осетин и германцев, Гакстгаузен пишет, что "у осетин примирительные и третейские суды существуют точно так же, как у германских племён" 5 .

Если не принимать во внимание другие аргументы, вроде того, что осетины "имели неуклюжую и неловкую походку немецких крестьян", мы исчерпали все доводы Гакстгаузена, которые легли в основу его "теории", этнически сближающей осетин с германцами.

Гакстгаузен из всех кавказских горцев удостоил своим вниманием только осетин, избрав их предметом своих "научных" наблюдений. Но если бы Гакстгаузен удосужился познакомиться, хотя бы по литературным данным, с бытом и правами других горских народов Кавказа, он легко убедился бы в недоброкачественности своих аргументов и в несостоятельности основанной на них нелепой и антинаучной "теории" арийского происхождения осетин.

Все примеры, приводимые Гакстгаузеном из быта осетин, не имеют ничего специфически осетинского. Всё это имеет место в быту всех горцев Северного Кавказа. Устройство осетинского очага - пристенного или срединного - ничем не отличается от устройства

1 Яфетический сборник. Т. VII, стр. 70.

2 Марр Н. Избранные работы. Т. I, стр. 328. Ленинград. 1933.

3 Гакстгаузен А. Закавказский край. Ч. I, стр. 7. СПБ. 1857.

4 Гакстгаузен А. Указ. соч. Ч. II, стр. 88.

5 Там же, стр. 106.

чеченского, ингушского, кабардинского, балкарского и карачаевского очагов. Треножник, квашня, грабли, соха, выпечка хлеба в золе, пивоварение, обряд, связанный с приводом невесты в дом жениха, процедура примирения кровников, наконец, третейский суд - все эти бытовые черты, рассматриваемые Гакстгаузеном как нечто специфически осетинское, являются общегорскими особенностями. Следовательно, если призвать приводимые Гакстгаузеном бытовые параллели между осетинами и германцами сколько-нибудь основательными для доказательства якобы существующей этнической близости осетин и германцев, неизбежно встаёт вопрос о распространении "арийской теории" и на других горцев Северного Кавказа, поскольку и в их быту есть сходные с осетинами особенности. Но Гакстгаузен, боясь оказаться в смешном положении, ограничил свои "изыскания" осетинами. Он решительно заявляет, что "осетины происходят от готских и других германских племён, вероятно, разбитых гуннами и оставшихся в горах Кавказа" 1 .

Таким образом он делает вывод, что территория, ныне занимаемая осетинами в Центральном Кавказе, есть колыбель европейских народов и в первую очередь германских племён.

"Краткие замечания эти, - пишет Гакстгаузен, - кажется, достаточны, чтобы обратить внимание на колыбель и родину европейских народов. Страна оссов, или осетин, была точкой отдохновения, а осетины - отставшие братья этих народов" 2 .

Если исключить политические мотивы, лежащие в основе "теории" Гакстгаузена, то покажется смешным делать вывод об этническом "родстве" осетин и германцев на основании "доказательств" Гакстгаузена, ничего общего с наукой не имеющих. Никому не придёт в голову на основании поразительного сходства быта у народов Кавказа - совершенно разных по происхождению и языку - рассматривать их как один народ.

Кавказская этническая среда, выработавшая на протяжении столетий общую материальную и духовную культуру, но в то же время представляющая собой исключительное разнообразие, является ярким доказательством бесспорности слов товарища Сталина о том, что "исторические параллели всегда рискованны" 3 .

Одинаковый быт может быть у народов, не имеющих между собой никакой этнической близости, так как "на основе одной и той же формации всегда возникнут одни и те же характеры, одни и те же особенности" 4 .

Одинаковый быт обусловлен одинаковыми социально-экономическими условиями, ибо, как указывает Маркс, "весь внутренний строй самой нации зависит от степени развития её производства и её внутреннего и внешнего общения" 5 . Более того, "даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми сублиматами [продуктами] их материального жизненного процесса, который может быть установлен на опыте и который связан с материальными предпосылками" 6 . Отсюда ясно, что доводы, которыми оперировали Ган и Гакстгаузен в обоснование "теории" германского происхождения осетин, при полном отсутствии других, более серьёзных данных не могут быть признаны убедительными. В самом деле, как можно приводить в качестве научного довода для доказательства этнической близости осетин и немцев "неуклюжую и неловкую" походку осетина, которая Гакстгаузену почему-то напоминает походку немецкого крестьянина? Все другие "аргументы" Гакстгаузена, которыми он пытается "обосновать" немецкое происхождение осетин, по своей научной убедительности стоят не выше "неуклюжей и неловкой" походки осетина.

Гакстгаузен в середине XIX в. имел большое влияние на формирование так называемой восточной ориентации германского империализма. Он был идеологом и теоретиком экспансии промышленного капитализма Германии на восток. Именно поэтому Гакстгаузен так упорно отстаивал "теорию" германского происхождения осетин и взял на себя неблагодарную задачу "обосновать" её негодными средствами. Его "теория" послужила обоснованием требований группы германских империалистов об отторжении от России областей, лежащих к северу от Чёрного моря.

На "теории" Гакстгаузена об "арийском происхождении" осетин, как не выдерживающей никакой научной критики, в другое время и при других обстоятельствах не стоило бы и останавливаться. Но поскольку немецкие фашисты выкинули расистский лозунг "Арийцы всех стран, соединяйтесь!", постольку разоблачение этой, с позволения сказать, "теории" Гакстгаузена и его последователей приобретает сейчас политическое значение.

"Теория" Гакстгаузена никогда не пользовалась популярностью в научном мире. Представители передовой осетинской интеллигенции считали её просто заблуждением. Так, на замечание автора учебника географии России - Михаила Мостовского, - будто осетины имеют "по физиономии, языку и образу жизни большое сходство с германскими народами", известный осетинский народный поэт, революционный демократ Коста Хетагуров ещё в 1901 г. отвечал, что "сходство осетин с германскими народами по физиономии, языку и образу жизни - уже отжившее

1 Гакстгаузен А. Указ. соч. Ч. II, стр. 117.

2 Там же, стр. 123.

3 И. Сталин. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом 13 декабря 1931 г., стр. 6. Партиздат. 1937.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXIII, стр. 374.

5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. IV, стр. 11.

6 Там же, стр. 17.

свой век заблуждение" 1 . Но зато эту "теорию" Гакстгаузена подхватили осетинские буржуазные националисты, выходцы из осетинской помещичье- кулацкой верхушки, идеологами которых были А. Кодзаев, Вано и Г. Баев, эмигрировавший после Октябрьской социалистической революции в Германию, а с приходом фашистов к власти преподававший в Берлинском университете осетиноведение.

Эти, с позволения сказать, осетинские "историки" из буржуазно- националистического лагеря пытались доказать без каких-либо оснований, что "осетины были некогда многочисленным и могущественным народом, расселённым по всем трём частям Старого Света" 2 .

С голословным утверждением Кодзаева, извращающего действительные территориальные границы древних осетин, являющихся аборигенами Кавказского перешейка, перекликается и "История Осетии", автор которой благоразумно скрыл свою настоящую фамилию под псевдонимом "Вано". Вано также "расселяет" осетин по всему Старому Свету, доводит их территории на востоке до Памира, кольцом охватывает ими Иранское плоскогорье, "занимает" Индию и Индокитай, а на западе осетинами "колонизирует" Грецию, Карпаты, Италию, Испанию, верховье Рейна, Фракию и Скандинавию 3 . Мнимый "захват" древними осетинами громадных территорий Вано объясняет тем, что "сильный и могущественный народ всегда стремится к захвату у менее сильных соседей того, в чём он ощущает нужду", а потому "предки осетин, будучи сильным и могущественным народом, вышли за пределы своих первоначальных границ, которые перестали их удовлетворять, и завоевали себе обширные территории" 4 .

Тот же "осетинский империализм", но в более скромных территориальных границах проводится в работах белоэмигранта и апологета германского фашизма Г. Баева, который считает всё нагорье и всю Северокавказскую раввину - от Дарьяла и устья Терека до верховьев Дона и Кубани - территорией осетин 5 .

Чтобы обосновать господствующее положение осетин среди окружающих их народов, буржуазные националисты, фантазируя и извращая историческую действительность, пытались доказать культурную роль осетин в, таких странах, в которых пребывание предков осетин невозможно доказать. По словам Вано, "впервые огонь изобрели предки современных осетин, вследствие чего они пользовались преимуществом перед другими малыми и большими народами мира", а также будто бы "в Месопотамию высокую культуру впервые внесли предки осетин, превратившие названную страну из дикой и мёртвой пустыни в цветущий, вполне пригодный для жизни человека край" 6 . Едва ли нужно доказывать абсурдность всех этих измышлений. Известно, что "уже доисторические люди знали практически, что трение порождает теплоту" 7 и что "практическое открытие превращения механического движения в теплоту так старо, что от него можно считать начало человеческой истории" 8 .

После Великой Октябрьской социалистической революции буржуазные националисты вместе со своей идеологией сошли с исторической сцены. Казалось, что "теория" о германизме осетин забыта. Однако с приходом к власти фашизма в германской историографии научные исследования заменяются предвзятой угодливой апологетикой. Фашистские лжеисторики перетряхивают, как правильно указывал тов. Димитров, "всю историю каждого народа для того, чтобы представить себя наследниками и продолжателями всего возвышенного и героического в его прошлом" 9 . Они вновь извлекли нелепую "теорию" Гакстгаузена и решили пустить её в ход. Им неважно, правильна, или неправильна та или другая теория, а важно то, полезна она для фашизма или вредна, удобна или неудобна, согласуется с захватническими планами фашизма или нет.

Из авторов, вновь отстаивающих в фашистской Германии "теорию" Гакстгаузена об арийском происхождении осетин, следует упомянуть Фридриха Риша, который в комментариях к "Истории монголов" Иоанна де Пиано Карпини 10 называет осетин потомками древних готов. Ришу хорошо известны древние известия арабских, еврейских, итальянских, грузинских и армянских источников, которые полностью опровергают "арийское происхождение" осетин. Ему хорошо известно и капитальное исследование французского ориенталиста Вивиена де Сен Мартена 11 , который достаточно убедительно доказывает, что предки осетин происходят из древней Согдианы (VII в. до н. э.), географическое положение которой приблизительно соответствует местонахождению Аральского моря в Западном Казахстане.

11 Vivien de Saint Martin. Etudes de geographie ancienne et d"ethnograpie asiatique. Paris. 1850.

германцев. В этой статье Шульц из всех кавказских народов только осетин "осчастливил" правом считаться арийцами.

Фашистские псевдоучёные проявляют повышенный интерес к изучению истории осетин. Они издают книги по осетиноведению. Предатель осетинского народа Гаппо Баев в продолжение ряда лет читал в Берлинском университете специальные курсы по истории, языку и этнографии осетин.

Осенью 1942 г., когда фашистские орды захватили Центральный Кавказ, немецкое командование рассчитывало через Осетию выйти на Военно- Грузинскую дорогу, ведущую в Закавказье и к Баку Значительная часть плоскостной Осетии, расположенной по левому берегу Терека, была захвачена фашистскими ордами. Немецкое командование уже не сомневалось в близкой победе.

Но горцы рассуждали иначе.

Охваченные единым патриотическим порывом, горцы, верные славным боевым традициям своих предков, решили отстоять свою родину. И в самый критический момент, когда головные части германских армий уже рвались к подступам Военно-Грузинской дороги, к столице Североосетинской АССР, во Владикавказе у братской могилы 17 тыс. бойцов, павших за советскую власть в годы гражданской войны, на многотысячном митинге горских народов Северного Кавказа была объявлена гитлеровским захватчикам священная война - "газават".

Пророчески звучат в наши дни слова С. М. Кирова, сказанные им в Пятигорске на съезде горских народов в марте 1918 г., что величественная цепь гордых скал Кавказа "явится той могучей преградой, о которую разобьются все силы реакции" 1 .

Так именно и случилось.

Знаменитые "Аланские ворота" (как называли Дарьяльский проход в древности) для гитлеровских полчищ оказались на запоре. Реакционные силы фашизма вдребезги разбились о несокрушимую волю кавказских народов. Фашистам не помогли ни арийские "теории", ни приказы гитлеровского командования немецким солдатам: не задевать первое время бытовых привычек горского населения, особенно осторожно подходить к женщине, так как поругание женщины в Осетии может вызвать взрыв беспощадной мести народа 2 .

Первое серьёзное поражение фашистским полчищам было нанесено под Владикавказом в ноябре 1942 года. Немцы вынуждены были отказаться от дальнейшего наступления и решили перезимовать на занятых рубежах. "Берега Терека, изобилующие населёнными пунктами, - говорится в приказе Гитлера, - наиболее благоприятный зимний рубеж, который нужно во что бы то ни стало отстоять для покорения Кавказа весной 1943 года" 3 .

Но фашистским разбойникам не пришлось зимовать на берегах вольного Терека, так как 24 декабря того же, 1942 года, по приказу Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина Красная Армия перешла в наступление.

Решающее сражение было дано в долине Терека и Ардона, на территории плоскостной Осетии. На территории Осетии фашистские войска были остановлены, здесь же начался и их разгром. Холодные волны бурного Терека мчали в Каспийское море десятки тысяч трупов гитлеровских захватчиков. А когда уцелевшие части разбитых немецких полчищ под ударами Красной Армии начали отступать на запад, их безжалостно уничтожали славные народные мстители - осетинские партизаны, среди которых было немало участников гражданской войны 1918 - 1920 годов.

Осетины имеют большой опыт партизанской войны, приобретённый ими в годы гражданской войны против белогвардейцев. Этот опыт им пригодился в борьбе против гитлеровских захватчиков. Славные традиции партизанской войны в Осетии передаются из поколения в поколение. Ветеран русско-турецкой войны 1877 г. крестьянин села Дигора-Бердиев Дзабе - в годы гражданской войны вместе со своими сыновьями сражался в партизанском отряде против белогвардейцев. Его сын, бывший красный партизан гражданской войны, колхозник Бердиев Георгий в дни Великой отечественной войны - народный мститель. Он прославил себя боевыми делами, за что награждён орденом Красной звезды.

Мужественно борются верные сыны осетинского народа в рядах Красной Армии против фашистских захватчиков на фронтах Отечественной войны. Овеянные славой имена Героев Советского Союза Г. Цокалаева, Х Мильдзихова, С. Коблова и К. Тогузова, а также генералов Карсанова, Хетагурова, Цаликова и Мамсурова известны всему советскому народу. Осетинский народ в великой битве советского народа против Гитлеровской Германии занимает достойное место.

1 Киров С. Статьи, речи, документы. Т. I, стр. 39. Партиздат. 1936.

3 "Социалистическая Осетия" N 52 за 1943 год.

К вопросу об Осетинском происхождении Сталина:

Сталин осетин???
&feature=player_embedded

Клевета на Сталина. *Cui prodest?

Кому это выгодно - Внешним врагам России

"В жестоком противоборстве СССР и западного мира заложена главная причина взаимной нетерпимости во всех событиях внутренней и внешней политики нашей страны.
У меня нет никаких сомнений, как бы это ни оспаривали сегодня, что правящие круги Запада не только ненавидели наше государство, но и на всем протяжении его истории делали все, что было в силах, для его гибели.
Вынужденный союз США, Англии и СССР в борьбе с гитлеризмом в годы войны также не был передышкой в их противоборстве. "Холодная война" продолжалась, просто быстрое поражение СССР в борьбе с Германией было невыгодно Западу, опасавшемуся за свое мировое господство".

Павел Судоплатов - советский разведчик, генерал-лейтенант МВД СССР.

СТАЛИН СПАС РУССКИЙ НАРОД И РОССИЮ ОТ МИРОВОГО СИОНИЗМА (МАСОНСТВА)
http://www.youtube.com/watch?v=dwFScqC97Ko

Ипотека Сталина: 1% годовых на 12 лет! Это процветание страны и безбедность народа (высокая демография), и т.д.. Вот чего бояться прозападные лебералы (рабы мировой закулисы - сионистского комитета 300)...

Сталин. "Экономическое Чудо" Сталина.
http://www.youtube.com/watch?v=mKkrsJ8BD6U

«Мы должны строить наше хозяйство так, чтобы наша страна не превратилась в придаток мировой капиталистической системы, чтобы она не была включена в общую систему капиталистического развития как её подсобное предприятие, чтобы наше хозяйство развивалось не как подсобное предприятие мирового капитализма, а как самостоятельная экономическая единица, опирающаяся, главным образом, на внутренний рынок, опирающаяся на смычку нашей индустрии с крестьянским хозяйством нашей страны.»
И.В. Сталин 1925 г.

«С момента смерти Сталина на его дискредитацию потрачены десятки миллиардов долларов, прежде всего в СССР и России. Сняты тысячи псевдо-исторических фильмов, нагромождены горы лжи, тысячи “историков” промывают мозги людям во всем мире, делая из Сталина “страшилку” для детей. Немудрено. Вся сволочь мира ненавидит человека, который за первые 19 лет управления страной увеличил ее индустриальное производство в без малого 70 раз и из африканского состояния превратил во вторую в мире, а по целому ряду параметров и первую в мире страну».

«Свободная мысль» Андрей Фурсов о Сталине
http://www.youtube.com/watch?v=GgiNq-yYhAc

Сионизм. Мировой заговор.
http://www.youtube.com/watch?v=8mJTVr9nSXk

Николай Стариков: Почему убили Сталина?
http://www.youtube.com/watch?v=ydUIGk_91C0

Сталин. Разгром пятой колонны (Полная версия)
http://www.youtube.com/watch?v=O2us1564cD4

"После моей смерти... на мою могилу неблагодарные потомки навалят кучи мусора, но через много лет ветер истории их развеет"

Борьба Сталина с Троцким
http://www.youtube.com/watch?v=kTMR2...layer_embedded

Лев Троцкий.Тайна мировой революции
http://www.youtube.com/watch?v=WiPmq...layer_embedded

Сколько Сталин платил военным. Малоизвестные факты
http://www.youtube.com/watch?v=GmpfO-Jp8-0

Сталин имеет право быть на обложке тетрадей!
http://www.youtube.com/watch?v=Zj7fkWkv_yQ

Уинстон Черчилль

России очень повезло, что когда она агонизировала, во главе её оказался такой жесткий военный вождь. Это выдающаяся личность, подходящая для суровых времен. Человек неисчерпаемо смелый, властный, прямолинейный и даже грубый в своих высказываниях… Однако он сохранил чувство юмора, что весьма важно для всех людей и народов, и особенно для больших людей и великих народов. Сталин также произвел на меня впечатление своей хладнокровной мудростью, при полном отсутствии каких-либо иллюзий. Я надеюсь, что заставил его поверить в то, что мы будем верными и надежными соратниками в этой войне — но это, в конце концов, доказывается делами, а не словами.

(Из речи Черчилля 8 сентября 1942 года, которую он произнес в британском парламенте речь по итогам своего визита в Москву в августе 1942.)

Я лично не могу чувствовать ничего иного, помимо величайшего восхищения, по отношению к этому подлинно великому человеку, отцу своей страны, правившему судьбой своей страны во времена мира и победоносному защитнику во время войны.
Даже если бы у нас с советским правительством возникли сильные разногласия в отношении многих политических аспектов — политических, социальных и даже, как мы думаем, моральных, — то в Англии нельзя допускать существования такого настроения, которое могло бы нарушить или ослабить эти великие связи между двумя нашими народами, связи, составлявшие нашу славу и безопасность в период недавних страшных конвульсий.

(Из речи Черчилля в палате общин в ноябре 1945)

"Сталин имел колоссальный авторитет, и не только в России. Он умел "приручать" своих врагов, не паниковать при проигрыше и не наслаждаться победами. А побед у него больше, чем поражений.
Сталинская Россия - это не прежняя Россия, погибшая вместе с монархией. Но сталинское государство без достойных Сталину преемников обречено... /Д е Г о л л ь Ш а р л ь. Военные мемуары. Кн. II./

Гитлер о Сталине:
"Сила русского народа состоит не в его численности или организованности, а в его способности порождать личности масштаба Сталина. По своим политическим и военным качествам Сталин намного превосходил и Черчилля, и Рузвельта. Это - единственный мировой политик, достойный уважения. Наша задача - раздробить русский народ так, чтобы люди масштаба Сталина больше не появлялись".

Шарль де Голль "Сталин имел колоссальный авторитет, и не только в России. Он умел "приручать" своих врагов, не паниковать при проигрыше и не наслаждаться победами. А побед у него больше, чем поражений. Сталинская Россия — это не прежняя Россия, погибшая вместе с монархией. Но сталинское государство без достойных Сталину преемников обречено... ... Сталин разговаривал там (в Тегеране. — Ред.) как человек, имеющий право требовать отчета. Не открывая двум другим участникам конференции русских планов, он добился того, что они изложили ему свои планы и внесли в них поправки согласно его требованиям. Рузвельт присоединился к нему, чтобы отвергнуть идею Черчилля о широком наступлении западных вооруженных сил через Италию, Югославию и Грецию на Вену, Прагу и Будапешт.

С другой стороны, американцы в согласии с Советами отвергли, несмотря на настояния англичан, предложение рассмотреть на конференции политические вопросы, касавшиеся Центральной Европы, и в особенности вопрос о Бенеш информировал меня Польше, куда вот-вот должны были вступить русские армии. о своих переговорах в Москве. Он обрисовал Сталина как человека, сдержанного в речах, но твердого в намерениях, имеющего в отношении каждой из европейских проблем свою собственную мысль, скрытую, но вполне определенную. Уэндель Уилки дал понять, что Черчилль и Гарриман вернулись из своей поездки в Москву неудовлетворенными. Они оказались перед загадочным Сталиным, его маска осталась для них непроницаемой" ... Сталинская Россия — это не прежняя Россия, погибшая вместе с монархией. Но сталинское государство без достойных Сталину преемников обречено... (Д е Г о л л ь Ш а р л ь. Военные мемуары.)

А какую оплеуху от Де Голля получили Хрущев и его подпевалы! "Для Де Голля не имело значения то, что у нас антисталинская кампания. Президент Франции, приехав в Москву, возложил венок на могилу Сталина. Представляю, как чувствовали себя наши стоящие рядом лидеры, когда высокий, прямой, негнущийся Де Голль стоял на Красной площади у могилы Сталина, держа руку под козырек... " (Ф. Чуев, "Молотов. Полудержавный властелин", М., "Олма-пресс", 1999 г.).

Когда Хрущев попросил его написать К.К.Рокоссовского о Сталине что-нибудь да почерней отказал ему в этом, заявив: «Никита Сергеевич, товарищ Сталин для меня святой». (

Об Осетии и осетинах много сведений мы находим в заметках многочисленных ученых и путешественников, побывавших в нашей стране в XIX - начале XX века. Одни наблюдения поверхностны и связаны с обывательским взглядом на людей и природу. Другие записки основательны до мелочей. Самое интересное, что к последней категории принадлежат исследования ученых и путешественников немецкой национальности. Это были либо немецкие ученые, работавшие в России в крупных университетах, либо просто естествоиспытатели из Германии, совершавшие научные поездки по Кавказу. И.Гюльденштедт, К.Кох, П.Паллас, Я.Рейнегс, Ю.Клапрот - вот только небольшой перечень немецких ученых, составивших о Кавказе и, в особенности о Южной Осетии, богатое этнографическое и топографическое описания. Причем у некоторых из них описания дорог, мостов, перевалов, местного населения были настолько детальны, что невольно наводили на мысль о том, что в основе поездок немцев было не только праздное любопытство.

Наверное, то, что во время Великой Отечественной войны у немецкого Вермахта, штурмовавшего Кавказ, были необычайно точные карты, в немалой мере заслуга и немецких путешественников. Однако немецкое высшее руководство на Кавказе интересовали не только города и сырьевые источники - в частности захват нефтеносных районов Азербайджана. Планы Адольфа Гитлера были связаны и с другими целями. В своих действиях нацистская верхушка отличалась серьезным увлечением оккультными науками. Мистицизм нацистов выливался в совершенно конкретные действия, которые часто было трудно обосновать с военно-стратегической точки зрения. Дата нападения на СССР, например, была выбрана в соответствии с руническим кругом. 22 июня - древнегерманский праздник солнцестояния, а через 2 руны после этой даты идет руна «зиг», означающая победу. От начала (22 июня) до руны «зиг» было 2 месяца. Именно поэтому Гитлер считал, что на захват СССР ему достаточно 2 месяцев.

Особое внимание к оккультизму у нацистской верхушки возникло задолго до трудностей на советско-германском фронте. К примеру, на кавказском направлении. Фюрер, который считал, что очаги угасших цивилизаций имеют сильнейшее воздействие на современный мир, еще до нападения на СССР разузнал, что на месте Сталинграда находилась столица Хазарского каганата. Но, как оказалось, Сталинград являлся фактически промежуточным пунктом.

По прошествии 67 лет после Победы становится очевидным, что оккультизм, действительно, зачастую первенствовал в определении военных задач фашистской Германии. То же направление удара на Кавказ, как было сказано выше, для прагматиков было связано с бакинской нефтью, но для мистиков со стремлением подойти к священной вершине Эльбруса и району Цхинвала. В 1943 году эсэсовские альпинисты покорили Эльбрус и водрузили знамя со свастикой. Здесь, по их представлениям, и находилась Валгалла - место упокоения душ нордических героев. Однако, Гитлер, по мнению ряда авторов, поздно осознал свою ошибку - покорять (завоевывать) нужно было не Эльбрус, а священную и таинственную осетинскую гору Бурсамдзел, называемую в оккультистских кругах Малым Эльбрусом. Именно здесь по преданиям, в том числе и местным, и нашли упокоение души святых (по некоторым легендам - нартских героев). Однако время было утеряно, Германия отступала по всем фронтам, и о Бурсамдзеле, как не буйствовал фюрер, пришлось забыть (Легенды и предания о Бурсамдзел в ближайшем номере нашей газеты).

Подобная трактовка намерений Гитлера прорваться именно к Цхинвалу поддерживается в ряде исследований. К. Львов в книге «Оккультный рейх» и Ю. Воробьевский в книге «Шаг змеи» прямо говорят о такой связи. «В планировании операции Вермахта немаловажное место занимали мистики, которые окружали фюрера. Огромны были усилия, который прикладывал Третий рейх, чтобы прорваться через Кавказский хребет. В основе основ лежала идея - водрузить знамя на священной горе Эльбрус и прорваться в район Цхинвала, где по преданию и находится Валгалла, место упокоения душ нордических героев, и вызвать их (героев) к жизни».

Внимание немецкого военного командования к Южной Осетии отмечалось и многими участниками обороны Кавказа. И это при том, что тогда через Южную Осетию не проходили транспортные коридоры, связывающие Россию с Закавказьем, не было на территории автономной области и сколь-либо важных стратегических военных или промышленных объектов. Однако по количеству диверсантов и разведчиков, заброшенных немецким Абвером (военной разведкой) с самолетов на территорию Южной Осетии всегда удивляло сотрудников СМЕРШ (советская контрразведка). Впрочем, большинство из диверсантов, среди которых были и осетины, попав в плен, сдавались добровольно. Надо отметить и то, что на Цхинвал не было налетов и бомбардировочной авиации люфтваффе. (Гитлер вообще, в отличие от своих последователей, трепетно относился к памятникам истории, всему древнему). Хотя в это время в городе находились склады с продовольствием и боеприпасами для Кавказского фронта. Единственный налет был связан с тем, что немецкий бомбардировщик, прилетев из-за Кавказского хребта, облетел город и сбросил в районе Згудер… пустые бочки.

Возможно, что связь с мистикой определена и одной из версий расшифровки самого названия города Цхинвал: «синх уал» - «верхнее, высшее (арийское) поселение». Известно также, что на небольшой территории, которую занимает Цхинвал, в древности находилось 37 храмов и церквей. И еще интересный момент - нацистские оккультисты полагали, что одним из центров существования арийской расы является Тибет, где по их мнению располагалась легендарная страна Шамбала. Отметим, что рядом с Цхинвалом (Синх-валом) также расположено селение с названием… Тбет.

Без всякого сомнения, мистическая составляющая места, где расположен Цхинвал, несомненна. Это, в частности, проявлялось неоднократно на протяжении всего периода грузино-осетинского противостояния с видениями грузинских командиров священных ликов, после чего они разворачивали боевую технику. Однако пока что основная часть этого понимания скрыта. Возможно, наступит день, когда эта тайна будет раскрыта, подобно счастливой случайности, которая познакомила нас со всем богатством древней Кобанской культуры…

Роберт Кулумбегов

Юго-осетинская газета «Республика»

Прислужник немцев осетин-Кантемиров и его участие в вербовке кавказцев в диверсионно - десантные группы Абвера и в Вермахт в годы Великой отечественной войны. Поимка Османа Губе (Саиднуров).

«Неизвестный сепаратизм. На службе СД и Абвера. Из секретных досье разведки», Соцков Л. Ф., Москва, 2003 год, стр. 184, 185, 186.

Глава «С документами полковника».

«Как выяснилось из признаний задержанных, известные деятели эмиграции Баммат и Кантемиров(осетин) активно участвовали в подборе кандидатов из числа эмигрантов для использования их в оперативных мероприятиях германских разведорганов.
В августе 1942 года на территорию Чечено-Ингушетии вместе с другими парашютистами-диверсантами был выброшен кавказец, имевший при себе документы на имя полковника германской армии. Но его настоящая фамилия, как выяснилось, была Саиднуров(аварец).
Вскоре после нападения Германии на Советский Союз Кантемиров встретился с Саиднуровым, благо оба к этому времени обосновались в Берлине, и сказал, что настало время оказать на деле содействие вермахту, от которого, собственно, и зависит теперь скорейшее освобождение их родины. Немцы подбирают людей, продолжал Кантемиров, которые могли бы выполнять ответственные задания в своих родных местах и дождаться там прихода германской армии, чтобы сразу же приступить к организации новой жизни. Сказано это было в достаточно безапелляционной форме - так, дескать, надо. Саиднуров дал свое принципиальное согласие, оговорившись, правда, что не уверен в своих способностях освоить незнакомое ему дело. Собеседник успокоил его, добавив, что компанию составят еще несколько патриотов, а в коллективе дела всегда идут более скоро. Всем кандидатам в спецконтингент надлежало выехать в Штеттин, где их встретят и сопроводят по назначению.

Несколькими днями позже Саиднуров, уже зачисленный в разведшколу, был вызван Кантемировым в Берлин. Местное начальство было в курсе дела и не возражало. Кантемиров объяснил, что необходимо несколько дней позаниматься в лагерях для военнопленных регистрацией кавказцев, пожелавших служить в иностранных легионах. Это было выражение Кантемирова, немцы называли эти части национальными легионами. Конкретно Саиднурову поручили отбирать кандидатов для полицейской службы на Кавказе. Стало ясно, что эта работа должна стать закрепляющим фактором перед его заброской в советский тыл, чтобы не вздумал дома являться с повинной.

Окончив учебный курс, Саиднуров был включен в парашютно-десантную группу, которую доставили в Симферополь. Здесь последний инструктаж провел капитан 1-го ранга Боде из Абвера. 25 августа Саиднуров был десантирован в заданном районе на территории Ингушетии, где и был захвачен сотрудниками НКГБ.»

Скачать книгу «Неизвестный сепаратизм. На службе СД и Абвера», формат fb2, можно по ссылке:

Необходимо также отметить, что среди заброшенных диверсантов на территорию ЧИАССР и не только, в процентном соотношении больше всего было осетин. Так, известны диверсионные группы осетин Дзугаева, Засеева, Фадзаева, Сабанова и другие. Также осетины были в диверсионных группах Герхарда Ланге и Реккерта. Почти все они были либо уничтожены, либо захвачены и осуждены на длительные сроки.

«В 1942 году из 33 задержанных и разоблаченных агентов противника оказались по национальности: 9 осетин, 4 грузина и 6 чел. других национальностей, населяющих Кавказ. Остальные 14 чел. – русские.»
(Российский Государственный Военный Архив ф.39385 оп.1 д.1 л.220).

В последующие 1943-1944-е годы Великой отечественной войны в количественном соотношении осетин среди немецких диверсантов было также больше, чем других представителей народов Северного Кавказа.

Из материалов Соцкова однозначно можно сделать вывод, что осетин Кантемиров является одним из главных организаторов вербовки легионеров в диверсионно - десантные группы Абвера и в полицейские силы(полицаи) и одним из главных виновников напряженности на Кавказе и, в первую очередь Чечне, с точки зрения тогдашних советских властей и военного командования.

И наконец, нужно сказать, что захватом диверсионной группы Османа Губе(Саиднурова), которого вербовал и готовил Кантемиров, руководил ингуш Парагульгов.

Кантемиров Алихан