Объектом юридической психологии являются. Шпаргалка - юридическая психология

Юридическая психология - это наука, в которой синтезированы различные области психологии и юриспруденции. Любая область прикладной психологии реализует систему и положения общей психологии в приложении их к различным видам человеческой деятельности. Но любая деятельность человека в сфере общественных отношений регулируется правилами. Правила, обязательные для определенной группы людей, называются нормами поведения. Нормы поведения устанавливаются членами групп и служат, прежде всего, интересам этих групп, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с интересами общества в целом. Все нормы принято подразделять на технические и социальные. Технические нормы регулируют отношения людей в использовании природных ресурсов (нормы расхода электроэнергии, топлива, воды и т.д.). Социальные нормы относятся к сфере социальных, межличностных отношений, и включают в себя обычаи, моральные и правовые нормы.

Мораль - это совокупность социальных норм, сложившихся в рамках большой социальной группы или всего общества. Они поддерживаются силой общественного мнения и требуют совершения определенных действий или воздержания от осуждаемых поступков.

Право - это возведенная в закон воля правящего класса. Право обеспечивает угодное действующей государственной власти поведение и гарантирует меры принуждения с помощью правоохранительного аппарата соблюдения гражданами норм права.

Объектом юридической психологии являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.

Предмет юридической психологии - психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений.

Как подчеркивают многие исследователи, методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что здесь центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. И если право, в первую очередь, выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.п. В центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы. Предмет юридической психологии не является застывшим и неизменным. Изменение жизни, ее социальных условий, общее развитие науки будут влиять и на эту отрасль психологии. Своеобразие этой науки заключается в том, что большинство психических закономерностей, которые она исследует, находятся за рамками общепринятых, социальных норм поведения, выраженных в праве.

Можно выделить три общих направления исследований в юридической психологии:
1) психология преступника и преступного поведения;
2) психология лиц, осуществляющих правосудие и ведущих борьбу с преступностью;
3) психология ресоциализации (перевоспитания) преступника.

Приведенные выше определения объекта и предмета юридической психологии отражают суть данной отрасли психологии, которая не означает простого приложения к определенной сфере практики данных психологических исследований, а является системой получения психологических знаний об активности людей в правовой сфере.

Ю. В. Чуфаровский выделяет следующие задачи юридической психологии .
Исследование структурных элементов предмета этой науки: личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного поведения, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя (в том числе и в ИТУ), психологических особенностей юридической процедуры и профилактики правонарушений.

Изучение методологических и теоретических ее основ, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование для целей юридической психологии методик и методов, разработанных в других науках, в том числе и в отраслевых психологических.

Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций, совершенствованию и улучшению их собственной работы, стимулирование совместной деятельности, разработка методики профориентации, профотбора, профконсультации юристов, профессиограмм и психограмм юридических профессий и др.

Теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология» и связанных с нею спецкурсов.

Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и т.д.

Прежде чем назвать основные методологические принципы юридической психологии, определим главное понятие. Принцип (от лат. principium - основа) - центральное понятие, логическое выражение познания, основополагающая идея, пронизывающая систему знаний и устанавливающая субординацию этого знания. Общими принципами построения любой теории, в том числе и юридической психологии, являются принципы связи и развития, историзма, системности и причинности.

Принцип историзма позволяет характеризовать социальные явления закономерным, направленным и необратимым развитием, прогрессивной тенденцией, борьбой внутренних противоречий на каждом данном этапе истории. В юридической психологии принцип историзма - основа исследования истории этой науки, развития ее предмета и системы, в частности, развития деформации психологии правонарушителя и т.д.

Принцип развития в психологии означает движение форм психического отражения от биологически обусловленных элементарных форм (ощущений, эмоций) до социально обусловленных (самосознания), превращение индивидуально-психологических особенностей в свойства личности. В юридической психологии этот принцип конкретизируется в исследовании возникновения противоправного поведения индивида и социальных групп, психологических средств ресоциализации личности правонарушителя.

Принцип причинности проявляется в одном из важнейших видов связи, в частности генетической связи явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). Причинность как принцип познания позволяет увидеть всеобщность явлений, неизбежность порождения одних другими и так до бесконечности. В юридической психологии принцип причинности означает, что психические явления, процессы и состояния человека, психология социальных групп в сфере права являются вторичными образованиями, причинно обусловленными объективной действительностью, и отражением этой действительности.

Для юридической психологии должен обязательно применяться и распространенный в юридических науках принцип гуманизма как морально-этическая сторона познания, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Метод - это путь познания, способ, который позволяет исследовать предмет науки. Поэтому методология науки включает в себя наряду с принципами еще и систему методов исследования. Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования.

Изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами.

Научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

Юридическая психология использует систему методов науки как психологии в целом, являясь ее отраслью, так и специфическую совокупность методов, которые обеспечивают процесс познания ее предмета. Добавим, что юридическая психология постоянно и систематически обогащается новыми методами, разрабатывая собственные и заимствуя их в других науках (например, в юриспруденции).

Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования. По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы.

Методы научного исследования. С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т.д. К основному методу воздействия, который может применяться в юридической психологии, можно отнести убеждение. Убеждение - это воздействие на сознание посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения либо его недопустимости с целью заставить слушающего изменить свои взгляды, установки, позиции, отношения и оценки, либо разделить мысли или представления говорящего (например, убедить подследственного, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего дать правдивые показания). Убеждение является основным, наиболее универсальным методом руководства и воспитания. Механизм убеждения - аргументация, которая означает приведение логических доводов с целью доказать истинность какого-либо суждения. Убеждение - это сложный метод, так как требует от личности, его применяющей, развитого интеллекта, знаний логики.

Среди других методов этой группы можно назвать внушение и манипулятивные тактики.

Внушение есть не что иное, как вторжение в сознание человека (или привитие ему какой-либо идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (например, гипноз, религия, программирование и т.п.). При внушении осуществляется целенаправленное словесное или образное воздействие, вызывающее некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Метод внушения и его разновидность - самовнушение - оказался эффективным в психотерапии, спортивной и педагогической психологии, при решении воспитательных задач.

Манипулятивное воздействие - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес, пропаганда, деловые отношения вообще. Манипуляторы встречаются и в повседневной жизни.

Следует отметить, что диапазон применения этих методов в юридической психологии ограничен рамками законодательства (по гражданским и уголовным делам) и этическими нормами.

Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы. Содержание комплекса методов, используемых в СПЭ, определяется характером правонарушения, теми конкретными задачами, которые поставлены перед экспертом, возрастом подэкспертного лица (лиц). Некоторые методы СПЭ включаются в исследовательский комплекс обязательно: беседа, наблюдение и его разновидность - поведенческий портрет, анализ материалов уголовного дела, ретроспективный анализ поведения подэкспертного лица (лиц) в исследуемой ситуации правонарушения. Саму судебно-психологическую экспертизу часто называют методом исследования личности (группы).

Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами.

Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:
1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют;
2) составить программу наблюдения;
3) правильно фиксировать результаты исследования;
4) определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц.

Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применять фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большее значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения».

Главное достоинство этого метода - его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели - получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

В целом системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:
1) правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;
2) криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;
3) психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;
4) психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;
5) исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы для социальной адаптации освобожденных.

Лекция №1

Введение в юридическую психологию

Здравствуйте. Меня зовут Михаил. Сегодняшнее занятие по юридической психологии у вас буду проводить я.

Занятие называется: Введение в юридическую психологию.

В1. Общее представление о юридической психологии

Юридическая психология – это отрасль психологии, которая занимается изучением психологических закономерностей и закономерностей развития личности в сфере действия права.

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений.

Объектом юридической психологии являются личность и социальные группы, являющиеся носителями правовых отношений и правонарушений.

Цель юридической психологии общая с юриспруденцией - способствовать построению правового государст­ва и общества

Роль знаний по психологии в профессиональной деятельности юриста.

Работники следствия и суда, повседневно сталкиваются с разнообразными проявлениями психики подследственного, потерпевшего, свидетеля и конечно стараются разобраться в сложностях их душевного мира, с тем чтобы правильно понять и должным образом оценить его. Профессия следователя, прокурора, судьи постепенно формируют определенные представления о человеческой психике, заставляя оперировать положениями практической психологии и быть в какой-то мере осведомленными в этой области. Однако, объем и качество таких знаний преимущественно интуитивных, не могут выйти за рамки индивидуального опыта личных данных того или иного работника. Для наиболее объективного и квалифицированного решения множества вопросов, постоянно возникающих перед судебно-следственными работниками, наряду с юридической и общей эрудицией, профессиональным опытом, требуется также и обширные психологические знания. Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает предотвратить ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов. Психологические знания необходимы юристу и для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, мотив, цель, личность преступника, и др.), и для решения отдельных юридических вопросов – назначение судебно-психологической экспертизы, квалификация состава преступления требующих выявления состояния сильного душевного волнения как обстоятельства, смягчающего ответственность виновного. В следственно-поисковой деятельности в условиях малоинформативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. В теории и практике расследования, стратегии и тактике следственных действий знание психических закономерностей имеет существенное значение. Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправлении) осужденных.

Подумайте какие разделы могут быть в юридической психологии.

Разделы юридической психологии :

    Методологический. Включает в себя предмет, задачи и методы изучения, используемые в рамках данной науки. Исторический аспект развития юридической психологии;

    Правовая психология – раздел, изучающий психологические механизмы правовой социализации личности, десоциализации, приводящие к правонарушениям;

    Криминальная психология – раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию преступного поведения, психологию преступных групп;

    Психология юридического труда – раздел, изучающий психологические характеристики процессуальной деятельности, психологические основы судопроизводства и других видов деятельности работников правоохранительных органов;

    Проблемы судебной психологической экспертизы;

    Психология осужденных (пенитенциарная психология), изучающая особенности личности осужденных, психологические основы их реабилитации, методы психолого-педагогического воздействия на них, с целью коррекции поведения и последующей адаптации.

История развития юридической психологии:

Развитие юридической психологии было тесно связано с идеями гуманизма М. М. Щербатов (1733-1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека.

Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свиде­телей, классификация преступников

Идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этим в начале XIX в. в России работали В. К. Елпатьевский, П. Д. Лодий, Л. С. Гордиенко, X. Штельцер и др.

Конец XIX и начало XX в. связан с интенсивным развитием психологии, психи­атрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь - уголовного права).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформле­ния юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Примерно в этот же период развернулась борьба между антропологической и социологической школами уголовного права. Родоначальником антропологиче­ской школы был Чезаре Ломброзо, создавший теорию «врожденного преступника», ко­торый в силу своих природных особенностей не может быть исправлен.

В2. Криминальная субкультура

Что же такое культура?

Культура – способ и образ жизни.

Криминальная субкультура - это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды. Эта среда создает свой особый мир ценностей не всегда понятный остальным людям. Субкультура стремится держать свои социокультурные признаки в определенной изоляции от «иных» культурных слоев

Типы криминальных групп

Первый тип – ГК, вставшие на преступный путь случайно, вопреки групповым установкам законопослушного поведения, но в связи со стечением обстоятельств. Второй тип – ГК, преступления которыми хоть и совершены случайно, но микросредовые установки и нормы у них расходятся с установками законопослушного поведения. К третьему типу относятся ГК, в которых микросредовые нормы и установки ориентированы на нарушение правовых запретов. Эти группы четко определяют разницу в отношениях к «своим» и «чужим» ГК, что нередко сопровождается перманентными межгрупповыми конфликтами («разборками») и многочисленными жертвами. К четвертому типу можно отнести ГК, создаваемые специально для совершения серии конкретных преступлений. Здесь с самого начала криминальная деятельность становится группообразующим фактором и подчинена воле одного человека – организатора группы (вожака). Групповая криминальная установка в ней ярко выражена. Микросредовые нормы антагонистичны по своему содержанию нормам общества и ориентированы на ценности субкультуры криминальной. В соответствии с этим создается и структура группы, распределяются роли в ней. В такой группе отношения дружбы, симпатии отходят на второй план, поскольку вся ее деятельность подчинена криминальной цели. Разновидностью такого типа ГК является шайка, отличающаяся большой сплоченностью, четкой внутригрупповой иерархией, высокой криминальной активностью и криминальной мобильностью. Если другие типы ГК чаще возникают по месту жительства или работы (учебы) и приходят к преступной деятельности через сферу досуга, то шайка может включать в себя членов, проживающих на значительном удалении друг от друга, или лиц, ране совместно отбывавших уголовное наказание, разного возраста и пола. Наиболее характерными чертами шайки являются: предварительный сговор и ориентация с самого начала на криминальную деятельность, а в вопросах норм и ценностных установок – на лидера, имеющего криминальный опыт, сильную волю и обладающего организаторскими способностями. С появлением такого человека диффузный характер асоциальной и криминальной деятельности приобретает четкую криминальную направленность, определяемую его личностными качествами. Он распространяет свое влияние на других членов группы, которые без внутреннего сопротивления (и даже с известным облегчением) готовы принять его требования на нарушение правовых запретов как своих. В шайке новички особенно интенсивно и быстро приобщаются к уголовным традициям, ценностям субкультуры криминальной, у них формируется уверенность в возможности существования вне социально организованной сферы. Стиль отношений в шайке часто авторитарный, отличающийся строгой субординацией, большой интенсивностью и силой группового давления (прессинга).

В современных условиях в преступном мире все большее распространение получает идея гангстеризма (английск. - gangster – бандит). Она проявляется в увеличении доли бандитизма в общей преступности. Банда – это вооруженная ГК совершающая насильственные преступления (разбойные нападения на государственные, общественные, частные предприятия и организации, а также на отдельных лиц, захват заложников, террористические акты). Среди бандитских формирований, относящихся к организованным преступным группам (ОПГ), все больший удельный вес занимают банды беспредельщиков, нарушающие всякие уголовные традиции и нормы, живущие не по «понятиям» (не по «воровским законам»). Тайная преступная организация (ТПО), объединяющая несколько ОПГ для совершения контрабанды наркотиков, оружия, стратегического сырья, контролирующая игорные дома и проституцию, автозаправочные станции, широко занимающаяся подпольным бизнесом (например, водочным), «отмыванием грязных денег» относится к мафии Широко использует методы шантажа, насилия, похищения людей, убийств. В мафии не только четкая иерархическая структура, но и сложная горизонтальная специализация по видам криминальной деятельности, в открытую или в «темную» включающая специалистов разного профиля.

В научной литературе приводится более 50 признаков, характеризующих организованную преступность. Все их можно объединить в блоки: 1) функциональное распределение преступной деятельности; 2) профессионализация по направлениям преступной деятельности; 3) наличие общих правил, для всех преступных групп и их членов, входящих в преступную организацию; 4) специальный подбор и подготовка кадров из числа молодежи; 5) тотальный контроль за поведением каждого члена преступной организации; 6) наличие собственных «судебных» инстанций, разведки и службы безопасности. Но главными признаками ТПО остаются: сращивание верхов ТПО с коррумпированными чиновниками высокого ранга во властных структурах или легализация представителей ТПО в федеральных или региональных эшелонах власти, лоббирование.

Наличие или отсутствие криминальной субкультуры в том или ином коллективе (школе, спецшколе, спецПТУ, отряде ВТК и т.д.) можно определить по следующим признакам:

    жесткая групповая иерархия (стратификация) - своеобразная табель о рангах (причем, наиболее ярко она проявляется в закрытых молодежных коллективах);

    обязательность следованию установленных норм и правил и в то же время наличие системы отдельных исключений для лиц, занимающих высшие ступени в преступной иерархии;

    наличие враждующих между собой группировок;

    физическая и психологическая изоляция некоторых членов сообщества (обиженных, опущенных);

    распространенность тюремной лирики;

    факты вымогательства (денег, продуктов питания, одежды и др.);

    использование в речи уголовного жаргона (арго);

    нанесение татуировок;

    симуляция, членовредительство;

    значительная распространенность фактов как насильственного, так и добровольного гомосексуализма (причем, занятие этим в активной форме не считается чем-то постыдным, тогда как пассивный партнер - всегда находится на самом низу иерархической лестницы со всеми вытекающими отсюда ограничениями, притеснениями, издевательствами, презрением и т.д.);

    появление отмеченных специальными знаками столов для обиженных , посуды и т.д.;

    повсеместная распространенность карточной игры "под интерес ", т.е. с целью извлечения материальной или иной выгоды;

    наличие кличек;

    наличие так называемой прописки ;

    отказ от участия в общественной жизни;

    отказ от работ по благоустройству, некоторых других работ;

    групповые нарушения;

    распространенность различных поделок (так называемый ширпотреб - крестики, ножи, браслеты, различного рода сувениры зачастую с тюремной символикой);

    некоторые другие.

составляющие криминальной субкультуры:

    “табели о рангах” (стратификационно-стигмативные элементы), закрепляющая положение того или иного члена преступного сообщества.

    поведенческие атрибуты. К ним относятся воровские законы, тюремные законы , правила и традиции преступного мира, а также клятвы и проклятия, принятые в криминальной среде. При помощи этих законов и традиций регулируются взаимоотношения в поведение в криминальных сообществах; Сюда же можно отнести и прописку с ее приколами , как способ определения положения отдельно взятой личности в “табели о рангах”; наличие кличек (погонял, кликух) , татуировок, отдельных привилегий у отдельных же лиц;

    коммуникативные атрибуты. Сюда, кроме уголовного жаргона (арго) и специальных жестов, относятся также клички и татуировки, выступающие как средство общения и взаимодействия;

    экономические атрибуты. Общак и принципы оказания материальной помощи являются материальной базой криминальных сообществ, их сплочения, дальнейшей криминализации, расширения своего влияния на самые разные сферы, оказания помощи;

    сексуально-эротические ценности, т.е. отношение к лицам как противоположного, так и своего пола; различного вида половые извращения, гомосексуализм, порнография и т.д.;

    тюремная лирика, выраженная, в основном, песнями, реже стихами, и различного рода небылицами, выдаваемыми за события, действительно имевшие место;

    отношение к своему здоровью. В зависимости от того, что выгодно в данный момент: от симуляции и членовредительства до упорного и самозабвенного занятия различными видами спорта (особенно, как уже указывалось выше, восточными единоборствами, а также стрельбой);

    алкоголизм, наркомания и токсикомания - выступают как средство “сплочения”, самоутверждения и разгрузки.

Общими закономерностями формирования и функционирования преступных групп, на наш взгляд, являются:

 добровольность объединения участников;

 цель объединения - совместная преступная деятельность;

 развитие от простых объединений до групп более высокого уровня;

 постепенное расширение преступной деятельности во времени и пространстве, увеличение количества совершаемых преступлений; переход к более тяжким преступлениям;

 формирование внутренней психологической и функциональной структур в процессе функционирования и развития; выдвижение лидера;

 развитие тенденции к постепенной замене эмоциональных отношений сугубо деловыми, основанными лишь на совместном совершении преступлений;

 постоянное действие в преступной группе двух противоборствующих сил одна направлена на дальнейшую интеграцию и сплочение членов группы, другая - на разъединение и дифференциацию ее участников.

Типы преступников

Корыстно-насильственным преступникам свойственны импульсивность поведения, пренебрежение к социальным нормам, агрессивность. Они отличаются наиболее низким интеллектуальным и волевым контролем, повышенной враждебностью к окружению. Они с трудом усваивают нравственно-правовые нормы. Инфантильные черты, проявляющиеся в тенденции к непосредственному удовлетворению возникающих желаний ипотребностей, сочетаются с нарушением общей нормативной регуляции поведения, неуправляемостью и внезапностью поступков. Их отличает значительная отчужденность от социальной среды, общая ригидность и стойкость аффекта.

Воры сходны с корыстно-насильственными преступниками, но их психологические особенности имеют значительно меньшую степень выраженности. Они более социально адаптированы, менее импульсивны, обладают меньшей ригидностью и стойкостью аффекта. Их отличает более высокая гибкость поведения, которое отличается сравнительно низким уровнем тревоги. Они наиболее общительны, с хорошо развитыми навыками общения и в большей степени стремятся к установлению межличностных контактов. Их агрессивность значительно ниже, и они в большей степени могут контролировать свое поведение. Для них менее характерно самообвинение за ранее совершенные асоциальные действия.

Насильники характеризуются такими чертами, как склонность к доминированию и преодолению препятствий. У них самая низкая чувствительность в межличностных контактах (черствость). Интеллектуальный контроль поведения такой же низкий, как и у корыстно-насильственных преступников. Для них характерна нарочитая демонстрация мужской модели поведения, импульсивность, ригидность, социальная отчужденность, нарушение адаптации.

Убийцы - это «...чаще всего импульсивные люди с высокой тревожностью и сильной эмоциональной возбудимостью, которые, в первую очередь, концентрируются на собственных переживаниях, а в поведении руководствуются только своими интересами. У них отсутствует представление о ценности жизни другого человека, малейшее сопереживание. Они неустойчивы в своих социальных связях и отношениях, склонны к конфликтам с окружающими. От других преступников убийц отличает эмоциональная неустойчивость, высокая реактивность поведения, исключительная субъективность (предвзятость) восприятия и оценки происходящего. Они внутренне неорганизованны, их высокая тревожность порождает такие черты, как подозрительность, мнительность, мстительность, которые в большинстве случаев сочетаются с беспокойством, напряженностью, раздражительностью».

Киллеры (наемные убийцы) сделали убийство по найму своей профессией, источником солидного денежного вознаграждения.

Киллеры отличаются большой осторожностью, внимательностью, мобильностью, находчивостью. Обычно они тщательно готовятся к «работе», осматривают место будущего покушения, определяют точки, с которых будут производить выстрел, способы маскировки, пути отхода, расположение транспорта. Взрывы, а тем более пожары, применяются реже. Встречались в криминальной практике случаи применения ядов, а также радиоактивных веществ, вызывающих медленную, но вернуюсмерть. В более редких случаях «организуется» гибель в результате несчастного случая при автомобильной аварии. Наемный убийца бесстрастен, эмоционально отчужден от других людей. Часто его характеризуют некрофильские черты - стремление к уничтожению живого. Добавим к общей характеристике киллеров их эмоциональную уравновешенность, спокойствие и умение не привлекать к себе внимание.

Отдельно охарактеризуем женщин-преступниц. Наиболее распространенной чертой их характера является демонстративность (стремление привлечь к себе внимание). Именно демонстративность определяет агрессивные преступные проявления, выполняет функцию самоутверждения. Женщины, совершившие насильственные преступления против личности, характеризуются высокой импульсивностью. Они более подвержены аффективному состоянию. Хотя следует добавить, что в отличие от преступников-мужчин им чаще свойственно чувство вины за содеянное преступное действие. Некоторые исследователи подчеркивают, что женскому преступному поведению в целом присуща эмоциональность, в то время как мужскому - логичность.

Лица, совершившие неосторожные преступления , принципиально отличаются по своим психологическим особенностям от лиц, совершивших умышленные преступления.

Для неосторожных преступников характерно возложение вины за неудачи, потери на себя, в отличие от умышленных преступников, для которых характерна склонность во всем винить окружающих. Неосторожные преступники характеризуются также высоким уровнем тревожности, склонностью к волнениям при стрессе и избыточным самоконтролем, обнаруживают неуверенность в себе. В экстремальных ситуациях они легко теряются и склонны к эмоциональной, а не рациональной реакции на угрозы. Все это приводит к дезорганизованному поведению в аварийной ситуации, увеличению количества ошибок. Добавим, что нахождение таких лиц в состоянии алкогольного опьянения максимально способствует повышению аварийности в условиях дорожного движения.

Личность преступника - совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.

Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности имотивация, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы. Проблема личности преступника является одной из центральных для наук, связанных с преступностью, и, прежде всего, для криминологии.

Общественная опасность личности формируется обычно ещё до момента совершения преступления. Этот процесс находит выражение в дисциплинарных и административных правонарушениях, аморальных поступках. Однако в криминологии момент качественного перехода от личности, обладающей социально опасными качествами, к личности преступника связывается с моментом совершения лицом преступления. Одни криминологи говорят, что о существовании личности преступника можно говорить лишь в определённых законом временных границах: от вступления в законную силу обвинительного приговора суда и до отбытия наказания и погашения судимости. Другие указывают, что, в отличие от уголовно-исполнительной системы, криминолог должен рассматривать не только осуждённых, но и фактических преступников, поскольку самые опытные и опасные преступники нередко уходят от уголовной ответственности; не принимать их в рассмотрение - это значит не увидеть существенного пласта криминальной мотивации. В любом случае, современная наука считает, что наличие у человека социально опасных качеств не даёт оснований для «опережающего» обращения с ним как с преступником.

Отдельные характеристики личности преступника (в первую очередь возраст и состояние психики, определяющее вменяемость) одновременно являются признаками субъекта преступления, без установления которых лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности. Кроме того, характеристики личности преступника должны оцениваться судом при назначении уголовного наказания. Тем не менее, отмечается, что содержание понятия «личность преступника» значительно шире, оно далеко не исчерпывается признаками, специфичными для уголовного права. Личность преступника является предметом комплексного изучения и рассмотрения специалистами различных отраслей знаний (криминологии, социологии, психологии, психиатрии и т. д.).

Правовой нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

В3. Личность юриста

Модель личности юриста в соответствии с квалификационными характеристиками профессиональной подготовленности

Результатом морально-психологической подготовки юристов служит:

Достаточно высокий уровень нравственных, познавательных и эмоционально-волевых качеств;

Способностей, связанных с адекватным и быстрым принятием решений при выполнении оперативно-служебных задач;

Коммуникативная компетентность.

Юрист должен в определенной степени быть психологически устойчив, чувственно готов к тому, что его ожидает трудная, необычайно сложная, напряженная, опасная работа, требующая гибкого мышления, емкой памяти, устойчивого внимания, волевой и психоэмоциональной отдачи.

Одним из главных результатов психологического анализа деятельности сотрудника ОВД должно явиться создание профессиограмм разных специальностей, представляющих комплексное отражение основных сторон правоохранительной деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются.

Модель профессионально-значимых психологических качеств личности юриста, представленная в виде развернутой характеристики индивидуальных свойств и особенностей их взаимосвязи, отраженная в профессиограммах, необходима для повышения эффективности профессионального отбора и последующей целенаправленной подготовки офицеров милиции.

Каждая из сторон профессиограмм, представляющих важнейшие элементы модели психологических качеств личности юристов, отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней заложены эталонные личностные качества, навыки, умения и знания, обеспечивающие успех на различных уровнях правоприменительных отношений.

Примерная профессиограмма правоохранительной деятельности юриста

Основные особенности правоохранительной деятельности юриста

Ведущие факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества (психограмма) личности юриста

1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений

Высокий уровень социализации личности; высокий уровень правосознания, социальной ответственности: честность, гражданское мужество, совестливость, принципиальность, непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность; доминирование социально-значимых мотивов в сфере профессиональной деятельности. Негативные качества личности: низкий нравственный облик, нечестность, склонность к обману, употреблению алкоголя; безответственное отношение к выполнению служебных заданий, недисциплинированность.

2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий юриста

Профессионально необходимые качества: развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, способность к глубокому, всестороннему анализу, к прогнозированию; умение выделить главное; настойчивость, принципиальность в отстаивании принимаемых решений; смелость брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения; эмоциональная уравновешенность; адекватная самооценка; уважительное отношение к людям.

Негативные качества личности: сниженные интеллектуальные способности; недостаточно развитые волевые качества; эмоциональная неустойчивость; неадекватно завышенная самооценка; властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

3. Экстремальный характер правоохранительной деятельности

Нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности: выносливость к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокая работоспособность; нервно-психическая устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над своими эмоциями, настроением, развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов).

Негативные качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов: психопатизация.

4. Нестандартный, творческий характер правоохранительной деятельности

Познавательная (когнитивная) активность, продуктивность мышления: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность: аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания), емкая память; развитые воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.

Негативные качества личности: низкая умственная работоспособность; сниженные интеллект, эрудиция: неразвитое воображение; слабая память

5. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность

Cоциальная зрелость личности: нервно-психическая, эмоционально - волевая устойчивость: развитый интеллект, гибкое творческое мышление, прогностические способности; смелость, решительность, способность брать на себя ответственность, уверенность в себе, настойчивость при высоком уровне самокритичности: адекватная самооценка, устойчивая мотивация на достижение успеха.

Негативные качества личности: нервно-психическая, эмоциональная неустойчивость; слабые интеллект, эрудиция, сниженная познавательная активность: повышенные тревожность, мнительность, недостаточно развитые волевые качества: отсутствие мотивации на достижение успехов в работе

Юридическая психология Васильев Владислав Леонидович

Глава 1 ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 1 ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Право всегда связано с нормативным поведением людей. Ниже мы кратко рассмотрим это понятие, после чего перейдем к рассмотрению систем «человек - право» и «человек - право - общество», а затем - к анализу правоохранительной и других видов юридической деятельности.

Являясь активным членом общества, человек совершает поступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какой-то конкретной общности людей, называются нормами поведения и устанавливаются самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов.

Все нормы поведения обычно делят на технические и социальные. Первые регулируют деятельность человека по использованию ресурсов (нормы расхода топлива, электроэнергии, воды и т. п.) и орудий труда. Социальные нормы регулируют отношения между людьми.

Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо совершения каких-то активных действий.

Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как на субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т. п.

Психические состояния, так же как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают, подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения для установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Следователь, ведя предварительное следствие, и суд, разбирая дело в судебном заседании, выясняют сложные переплетения человеческих взаимоотношений, порой трудно поддающиеся учету психологические качества людей и мотивы, толкнувшие человека на преступление. Так, в делах об убийстве, о доведении до самоубийства, об умышленном нанесении тяжких телесных повреждений, о хулиганстве, о кражах рассматриваются, по существу, психологические вопросы - корысти и мести, коварства и жестокости, любви и ревности и др. При этом судья, прокурор, следователь, работник органов дознания имеют дело не только с преступниками, но и с самыми различными людьми, выступающими в качестве свидетелей, потерпевших, экспертов, понятых. Личность каждого из них сложилась в определенных условиях общественной жизни, индивидуальны стили мышления, неодинаковы их характеры, своеобразны их отношения к самим себе, к окружающему миру.

Точное представление о том, почему мы поступаем так, а не иначе, дает нам возможность лучше понять свою жизнь и более сознательно управлять ею. Судья и следователь, прокурор и защитник, администратор и воспитатель исправительной колонии должны быть вооружены психологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться в сложных и запутанных отношениях и конфликтах, в которых им приходится разбираться. Бесспорно, знание психологической науки необходимо каждому, кто имеет дело с людьми, кто призван воздействовать на них, проводить воспитательную работу. Наука о психической жизни и деятельности человека, изучающая такие процессы, как ощущение и восприятие, память и мышление, чувства и воля, свойства личности с индивидуальными особенностями (темперамент, характер, возраст, склонности), не может не иметь самого прямого отношения к раскрытию и расследованию преступлений, рассмотрению дел в суде.

В значительной степени задачи юридической психологии определяются необходимостью совершенствовать практическую деятельность органов правосудия.

Работники следствия и суда, повседневно сталкиваясь с разнообразными проявлениями психики подследственного, потерпевшего, свидетеля, конечно, стараются разобраться в сложностях их душевного мира, с тем чтобы правильно понять и должным образом оценить его. Профессии следователя, прокурора и судьи постепенно формируют определенные представления о человеческой психике, заставляя оперировать положениями практической психологии и быть в какой-то мере осведомленными в этой области. Однако объем и качество таких знаний, преимущественно интуитивных, не могут выйти за рамки индивидуального опыта и личных данных того или иного работника. Кроме того, такие эмпирические знания о душевном мире человека, приобретаемые от случая к случаю, бессистемны и поэтому не могут удовлетворять все возрастающие требования жизни. Для наиболее объективного и квалифицированного решения множества вопросов, постоянно возникающих перед судебно-следственными работниками, наряду с юридической и общей эрудицией, профессиональным опытом требуются также и обширные психологические знания.

Особенности труда этих работников делают необходимой морально-психологическую закалку, ибо они связаны со значительным напряжением умственных и моральных сил.

Значительный рост преступности, а также развитие ее наиболее опасных форм (организованная преступность, убийства на сексуальной почве, заказные убийства и т. п.) предъявляют требования к повышению эффективности деятельности правоохранительной системы. С другой стороны, усиливается охрана прав и интересов отдельных граждан в процессе привлечения их к уголовной ответственности и тенденция к гуманизации процесса расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, что определяет необходимость высокого уровня профессиональной компетентности работников правоохранительной системы как главного интегрального фактора, обеспечивающего как защиту интересов отдельных лиц и организаций от преступных посягательств, так и соблюдение всех законных прав и интересов граждан и коллективов, а также соблюдение этических норм. Сама профессиональная компетентность в значительной степени определяется личностным потенциалом правоведа, т. е. системой психологических факторов, которые можно объединить общим понятием «психологическая культура».

Психологическая культура юриста - это комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологию юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.

Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает пути и средства их формирования. Наряду с этим дальнейший рост эффективности труда судебно-следственных работников требует всесторонней, глубокой разработки психологических основ криминалистической тактики, а также изучения или знания психологии других участников уголовного судопроизводства (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и др.). Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает «предотвратить чреватые иногда тяжелыми последствиями ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов».

Юридическая психология - научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек - правое, разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

Методологическую основу юридической психологии составляет системно-структурный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

Таким образом, в центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.

Исследуя проблему предмета и системы юридической психологии, мы исходим из принципиального положения, что психологические закономерности в области правоприменительной деятельности делятся на две большие категории: деятельность правопослушную и деятельность, связанную с теми или иными правонарушениями.

Этими методологическими предпосылками, а также принципом иерархии определяется построение системы юридической психологии, в которой последовательно анализируются психологические закономерности в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии (см. схему на с. 16).

В общей части юридической психологии излагаются предмет, система, история, методы, связь с другими научными дисциплинами, а также основы общей и социальной психологии. В специальном разделе рассказывается о закономерностях правопослушного поведения, правовом сознании и интуиции личности, их роли в формировании иммунитета личности к криминогенной ситуации.

В двух больших разделах общей части юридической психологии также рассматриваются психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности и психология юридического труда.

Особенная часть юридической психологии, которую часто называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительно-трудовая психология.

Юридическая психология изучает человека во всей полноте, с другой стороны, в этой научной дисциплине ярко выражены юридические аспекты, которые обусловливают комплекс объективных закономерностей, изучаемых ею. Она разрабатывает психологические основы:

Правопослушного поведения (правосознание, мораль, общественное мнение, социальные стереотипы);

Преступного поведения (структура личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и роль этих структур в генезисе преступного поведения);

Правоохранительной деятельности (профилактика правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза);

Ресоциализации правонарушителей (исправительно-трудовая психология, психология адаптации после освобождения из ИТУ);

Поведения несовершеннолетних (психологические особенности проблем, изложенных выше);

Использования психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта на предварительном и судебном следствии.

Юридическая психология решает следующие задачи:

Изучение психологических закономерностей воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы и коллективы;

Система юридическом психологии

Наряду с развитием криминальной психологии, психологии потерпевшего, следственной психологии и других дисциплин, входящих в структуру особенной части юридической психологии, последние годы в нашей стране велись интенсивные исследования психологии юридического труда (в частности, отдельных его сторон), в результате которых были созданы профессиограммы юридических профессий, разработаны методы профессионального отбора и профессиональной ориентации в области юриспруденции.

Для оптимизации правоохранительной деятельности необходимы, во-первых, подробное описание всех сторон этой сложной профессиональной деятельности, личностных качеств и навыков, которые в ней реализуются, и, во-вторых, научно обоснованные рекомендации о соответствии конкретной человеческой личности объективным требованиям, предъявляемым к профессии юристов, и о методике подбора и расстановки юридических кадров.

Психология юридического труда - самостоятельная психологическая дисциплина; комплекс основных изучаемых ею проблем связан с юридической профессиографией, профессиональной консультацией и ориентацией, профессиональным отбором и профессиональным воспитанием, специализацией и предупреждением профессиональной деформации психики работников правоохранительных органов. Однако есть целый ряд пограничных областей, из-за которых эта дисциплина входит в систему юридической психологии, например: индивидуальные особенности личности работника и их реализация в правоохранительной деятельности (индивидуальный стиль допроса); роль личностных качеств в достижении успеха (или неуспеха) в различных профессиональных ситуациях и т. д.

Юридическая психология в современном ее понимании - это наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования. Она может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.

Для современной науки характерно совмещение двух противоположных тенденций - возрастающей дифференциации и интеграции различных отраслей науки. Возникновение специальных дисциплин объясняется, конечно, растущей дифференциацией и прогрессом аналитических методов. Однако в области человекознания эта тенденция переплетается с синтетическими подходами к целостным или сложным видам человеческой деятельности. Поэтому специализация в этой области чаще всего сочетается с объединением отдельных частных теорий в общую теорию того или иного образования, свойства или вида человеческой деятельности.

Различные научные дисциплины по-разному подходят к изучению генезиса правонарушений, так как структура конкретного правонарушения может быть проанализирована с разных точек зрения. Юридический подход характеризует его как деяние, состоящее из четырех элементов: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамичный генетический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии.

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология управления: учебное пособие автора Антонова Наталья

Глава 1 ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи Юридическая психология носит интегративный характер, так как находится на стыке юриспруденции и психологии. В состав юридической психологии входят правовая психология, которая занимается изучением правовой

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

3. Методы юридической психологии Юридическая психология изучает характерные для социальной психологии массовидные явления (общественные, коллективные, групповые цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи и традиции, настроения и т. п.);

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Глава I ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ §1. Общее понятие о психике Психология - наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

Глава 1 Методологические основы юридической психологии § 1. Предмет и задачи юридической психологии Юридическая психология изучает психологические аспекты права, правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности

Из книги автора

§ 1. Предмет и задачи юридической психологии Юридическая психология изучает психологические аспекты права, правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и

Из книги автора

§ 2. Система (структура) юридической психологии Юридическая психология имеет собственную методологию и систему категорий (тезаурус). Она состоит из ряда разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру.1. Методологические основы юридической психологии:

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Юридическая психология - одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся к XVIII в.В истории юридической

Из книги автора

2.1. Ранняя история юридической психологии Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей знания, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной и не располагала специальными кадрами. Относящиеся к этой дисциплине

Из книги автора

2.2. Оформление юридической психологии как науки Конец XIX и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь - уголовного права). Ряд ученых, представлявших эти науки в тот период, занимали прогрессивные

Из книги автора

2.3. История юридической психологии в XX столетии Конец XIX - начало XX в. характеризуются социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые,

Из книги автора

Глава 3 МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 3.1. Методологические основы Каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования.Однако, независимо от того, в какой области ведется исследование, к научным методам предъявляются определенные требования:?

Из книги автора

11.1. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные»,

Введение

Современный этап борьбы с преступностью, решение проблем, связанных с процессами становления правового государства предполагают использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных наук, среди которых особое место занимает психологическая наука и ее прикладная отрасль - юридическая психология.

Модели повышения качества юридического образования исходят из общих алгоритмов совершенствования отечественной высшей школы и не всегда учитывают специфики юридического образования как важнейшего института воспроизводства отечественного правового сознания.

Юридическая психология как одна из отраслей психологического знания имеет множество точек соприкосновения с юридическими науками и выполняет функцию психологического обеспечения правовой деятельности.

Поэтому подготовка юристов должна в числе прочих включать и основы юридической психологии. Это определяет актуальность темы исследования.

Целью работы будет исследование значения юридической психологии в подготовке и деятельности специалистов - юристов.

Понятие юридической психологии

Юридическая психология - раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением (формирование личности преступника и особенности преступного поведения), работой сотрудников правоохранительных органов и других юридических служб.

Задачи юридической психологии:

Реализовать процесс соединения психологических и юридических знаний;

Облегчить профессиональным юристам осмысление особенностей психической деятельности субъектов правоотношений;

Обучить юристов методам и приемам психологии.

Юридическая психология позволяет юристу анализировать с психологической точки зрения поведение преступника, использовать психологические методы в следственной и судебной практике; совершенствовать методы эффективной организации пенитенциарной системы и т.д.

Юристы осознали необходимость, что для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, цель, мотив) необходимы соответствующие психологические познания.

Предметом юридической психологии является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

В развитии юридической психологии выделяют три основных этапа:

1. Первый этап - формирование проблематики юридической психологии и особенностей криминогенного поведения - XVIII в. и первая половина XIX в.

2. Второй этап выделение юридической психологии как науки - конец XIX - начало XX в.

3. Современный этап развития юридической психологии - с середины XX в. по настоящее время.

1-й эта развития юридической психологии совпадает с становление психологии как науки. На этом этапе ученые пытались осмыслить специфические задачи, которые не могли быть решены в рамках правоведения. Большое значение на этом этапе имели работы М.М. Щербатова (1733-1790), И.Т. Посошкова (1652-1726). И. Гофбауэр в работе «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридрих в работе «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835) впервые использовать данные психологии в расследовании преступлений.

На втором этапе ученые И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Ф. Кони и др. использовали методы психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь - уголовного права) для анализа сущности преступления и личности преступника. В это же время в юридической психологии появляются экспериментальные методы исследования. Большое значение имели исследования Ч. Ломброзо, который объяснял природу преступного поведения с позиции антропологии.

Большой вклад в понимание психологии поведения внесли З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг и другие представители психоаналитической школы.

В начале XX в. формируется российская психологическая школа права во главе с Л. Петражицким.

3 этап развития и становления юридической психологии приходится на ХХ-ХХ1 вв. А советский период в России исследования по юридической психологии были остановлены и до середины 50-х годов развитие этой науки прервалось. В 1964 г. было принято Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В мае 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по судебной психологии. Осенью 1986 г. в городе Тарту (Эстония) прошла Всесоюзная конференция по юридической психологии.

В современный период развитие юридической психологии связано с работами Ю.В. Чуфаровского, М.И. Еникеева, В.В. Романова.

В юридической психологии используются как общенаучные методы. Так и специальные методы. К общенаучным методам относят: Диалектический метод, аналитический метод, системный метод и т.д.

Специальные методы разделяются на эмпирические и экспериментальные методы. К специфическим методам относят:

· метод составления психологического портрета преступника;

· метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам;

· метод судебно-психологической экспертизы;

· «следственный» или «розыскной» гипноз;

· метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др.

В юридической психологии выделяют такие разделы как правовая психология, криминальная психология, следственно-оперативная психология, судебная психология, Психология исправительной деятельности.

Правовая психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические закономерности правовой социализации личности.

Криминальная психология - раздел, изучающий психологические особенности личности преступника а так же особенности отдельных видов преступлений.

Следственно-оперативная психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений.

Судебная психология - раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

Психология исправительной деятельности - раздел изучающий психологические проблемы исполнения уголовного наказания.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

наука, изучающая психические явления.процессы и механизмы, возникающие, протекающие и используемые при осуществлении деятельности по созданию, усвоению, исполнению, нарушению и применению права, т.е. психологию юридически значимой и регулируемой правом деятельности людей. В приведенном определении очерчен и предмет Ю.п., и границы ее компетенции, и ее прикладные функции по обслуживанию юридической теории и практики.

Ю.п. по предмету и методам исследования, по психической природе явлений, подлежащих изучению, - отрасль психологической науки, в состав которой она организационно включена номенклатурой.научных специальностей. По сфере общественной практики, к которой относятся явления, изучаемые Ю.п., по направленности своих исследований и по области практического применения полученных результатов она одновременно входит в систему юридических знаний.

В качестве синонима Ю.п. используется понятие правовой психологии, которое иногда означает сам предметЮ.п., т.е. психическую реальность, изучаемую данной наукой, а также имеет и более узкое значение как наименование раздела Ю.п., изучающего психологическую сторону правового сознания и наиболее общие психологические закономерности нормативно-правового регулирования общественных отношений и поведения людей. Другие разделы Ю.п.: криминальная психология, изучающая психологию преступности, и личности преступника;

судебная психология, изучающая психологические проблемы раскрытия, расследования, судебного рассмотрения преступлений и гражданского судопроизводства; исправительная психология, изучающая психологические проблемы применения и исполнения наказаний, ресоциализации осужденных и профилактики правонарушений.

Развитие Ю.п. инициировалось потребностями юридической теории и практики, побуждалось задачами уголовной политики,борьбы с преступностью, расследования преступлений,отправления правосудия, обращения с осужденными.

Одна из важнейших прикладных задач Ю.п. - строгое определение, научное толкование и адекватное применение правовых установлений и терминов, имеющих психологическое содержание, а также юридических категорий и понятий, подлинную природу которых невозможно уяснить без привлечения данных психологии. К их числу, например, относятся понятия вины и ответственности, мотивов и целей, морального вреда,внутреннего убеждения, заведомой ложности, оправданного риска, психического принуждения, беспомощного состояния и многие другие.

Основные разделы Ю.п. (правовая, криминальная и исправительная психология) взаимосвязаны и обслуживают друг друга, охватывая психическую деятельность различных субъектов на разных стадиях и этапах,. в различных сферах и отраслях правовой жизни общества, что придает Ю.п. внутреннюю согласованность, целостный и системный характер.

Лит.: Антонян Ю.Н., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М.,1991; Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991;Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудо-вая психология. М., 1974; Дулов А.В. Введение в юридическую психологию. М., 1970; Ефремова Г.Х. и др. Общественное мнение и преступление. Тбилиси, 1984;

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996; Костиц-кии М.В. Введение в юридическую психологию. Киев,1990; Коченов М.М, Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980: Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988; Ратинов А.Р..Судебная. психология для следователей. М.. 1967;

Р а т и н о в А.Р. Методологические вопросы юридической психологии//Психологический журнал, 1984, № 4; Рати-нов А.Р. Актуальные задачи психологии права//Психологический журнал, 1987, №1;Ратинов А.Р., Е ф ре м о в а Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1987; Романов В.В. Военно-юридическая психология. М., 1991; С и тко в с ка я О.Д. Психологические основания уголовной ответственности. Баку, 1992; Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.,1996.

Ратинов А.Р.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ" в других словарях:

    Юридическая психология раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением… … Википедия

    юридическая психология - (от лат. juris право) отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Под влиянием успехов экспериментальной психологии в конце XIX начале XX в. были проведены первые… … Большая психологическая энциклопедия

    Юридическая психология Энциклопедия права

    Общий раздел психологии, изучающий психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности. Включает в себя отрасли: криминальную психологию, судебную и исправительную … Психологический словарь

    Юридическая психология - (англ. juridical psychology) прикладная юридическая наука, предметом которой является психология государственно правовых явлений как целостность, в которой выделяются психологические и юридические подсистемы, находящиеся в неразрывной связи и… … Большой юридический словарь

    Юридическая психология - [лат. juris право] раздел психологической науки изучающий закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Под влиянием успехов экспериментальной психологии в конце XIX начале XX вв. были проведены… … Психологический лексикон

    ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - является отраслью науки психологии, исследующей проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в области отношений, регулируемых правом. Особое направление юридической психологии образует судебно психологическая… … Юридическая психология: словарь терминов

    Юридическая психология – образовательная специализация и специальность - Возникла и стала развиваться в связи с осознанием необходимости в профессионалах психологического обеспечения ПД. Специализация ЮП является частью специальности «психология» и предполагает получение более углубленных профессиональных знаний,… …

    Юридическая психология - учебная дисциплина - Изучение психологических аспектов правоохранительной деятельности ведет начало с 1907 г., когда в ряде высших образовательных учреждений России была введена учебная дисциплина «Судебная психология». С середины 30 х годов и до 60 х ее преподавание … Энциклопедия современной юридической психологии

    Юридическая психология - отрасль науки - ЮП как отрасль психологической науки имеет длительную предысторию и более чем столетнюю историю. Долгое время она именовалась «судебной психологией», а свое нынешнее название она приобрела в 1970 году, когда была официально утверждена новая… … Энциклопедия современной юридической психологии