Обозначение дорожных знаков на схеме. Светофор: цвета по порядку, описание и значение

ГОСТ 23545-79

Группа П00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Условные обозначения на схемах и планах

Computer control systems for traffic.
Legends on schemes and plans


Дата введения 1980-07-01


РАЗРАБОТАН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерством внутренних дел СССР и Государственным комитетом СССР по стандартам

ИСПОЛНИТЕЛИ

Б.И.Распопов, Л.А.Якушин, В.В.Васютович (руководители разработки), В.В.Ширшова, В.Н.Белов, Ю.Б.Ирз

ВНЕСЕН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления

Начальник Научно-технического управления М.С.Шкабардня

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 марта 1979 г. N 1168

ВНЕСЕНО Изменение N 1 , принятое и введенное в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 05.04.83 N 1623 с 01.09.83

Изменение N 1 внесено юридическим бюро "Кодекс" по тексту ИУС N 7 1983 год


Настоящий стандарт распространяется на документы по организации дорожного движения, а также на электрические схемы и планы кабельных трасс, выполняемые на топографических планах местности и планах зданий, и устанавливает условные буквенные и графические обозначения технических средств, элементов организации дорожного движения и способов прокладки линий электрической связи, используемые при проектировании автоматизированных систем управления дорожным движением.

Термины, используемые в настоящем стандарте, и их определения приведены в справочном приложении 1.

Общие требования к выполнению схем - по ГОСТ 2.701-76 , ГОСТ 24.302-80 .

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

1. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

1.1. Графические и буквенные обозначения технических средств АСУД, средств регулирования и способов их установки приведены в табл.1.

Подробную расшифровку технических средств дают в выносном элементе на свободном поле чертежа. Средства регулирования изображают совместно со способами их установки.

Таблица 1

Наименование

Обозначения

графические

буквенные

Дорожный контроллер

Координатор

Распределительный коммутационный шкаф

Детектор транспорта:

индуктивный:

проходной

проходной и присутствия

проходной с учетом:

направления

скорости

состава потока

плотности потока

ультразвуковой (проходной и присутствия)

Индуктивная рамка детекторов транспорта для планов кабельных трасс, электрических схем и схем организации движения:

при укладке в дорожное полотно

Примечания:
1. Размер - зависит от ширины полос движения; минимальное значение - 3 мм.

2. - число полос.

3. =4 мм при длине рамки 2 м и более 2 мм - при длине рамки от 0,5 до 2,0 м

при укладке под трамвайными путями

для ситуационных планов и документов комплексной проработки организации движения:

однополосная

двухполосная

трехполосная

Выносной пульт управления

Устройство обмена информацией

Стационарная часть комплекта аппаратуры приоритетного пропуска транспортных средств

Передвижная часть комплекта аппаратуры приоритетного пропуска транспортных средств

Управляемый дорожный знак

Указатель скорости

Телекамера дорожного обзора

Светофорная установка:

Пешеходное вызывное табло

Упрощенное обозначение группы технических средств на планах кабельных трасс и электрических схемах

Способы установки средств регулирования:

на консоли

на стене

на растяжке

на проектируемой опоре

на существующей опоре

на существующей колонке

на проектируемой колонке


(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2. Обозначения элементов организации дорожного движения приведены в табл.2.

Таблица 2

Наименование

Обозначение

Светофор:

транспортный трехсекционный


пешеходный


трамвайный

для регулирования въезда на полосу

Дополнительные секции светофора с указаниями направления движения:

направо

налево

прямо

разворот

Сигналы трамвайного светофора, разрешающие движение:

налево

прямо

направо

налево и прямо

направо и прямо

Сигнал трамвайного светофора, запрещающий движение

Движение транспортных средств:

разрешено

запрещено

просачивание

Движение пешеходных потоков:

по транспортным светофорам

по пешеходным светофорам

Сигналы светофоров во временной диаграмме режима регулирования:

зеленый

красный

желтый

красный с желтым

зеленый мигающий

Включенное состояние ламп трамвайного светофора

Выключенное состояние для дополнительных секций светофоров в программах координации

Дорожный знак:

предупреждающий

запрещающий, предписывающий


указательный


приоритета

Примечание. Рядом с изображением знака необходимо указать его номер в соответствии с ГОСТ 10807-78* . При наличии дополнительной таблички необходимо указать ее номер рядом с изображением знака.

Ограждение проезжей части дороги

_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52290-2004 , здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3. Обозначения способов прокладки линий электрической и телефонной связи приведены в табл.3.

Таблица 3

Изм. N 1).

2. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ СВЕТОФОРНЫХ ЛАМП

2.1. Условное обозначение светофорных ламп должно быть записано в виде последовательности знаков (цифр и букв) в одну строку без пробелов по следующему принципу:

где А - номер светофорной установки, отдельно стоящего пешеходного или трамвайного светофора. Например: 1, 2, 1П, 2П, 3П, 3, 1T, 2T и т.п.;

Б - цвет светофора (к - красный, з - зеленый, ж - желтый);

В - номер направления действия сигнала транспортного или пешеходного светофора.

Примечание. При наличии правой или левой дополнительных секций транспортного светофора для их обозначения вместо букв, означающих цвет сигнала светофора, записывают буквы, означающие направление действия сигналов дополнительных секций (Пр - правая, Л - левая).

2.2. Условное обозначение ламп трамвайного светофора должно быть записано по следующему принципу:

где А - номер отдельно стоящего трамвайного светофора или комбинированной светофорной установки;

Б - комбинации цифр, обозначающих направление движения трамвая: 24 - прямо, 14 - налево, 124 - прямо и налево, 34 - направо, 234 - прямо и направо, 123 - движение запрещено;

В - номер направления действия сигнала трамвайного светофора.

2.3. Примеры условных обозначений светофорных ламп приведены в справочном приложении 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

Аппаратура приоритетного пропуска транспортных средств - комплект аппаратуры, предназначенной для обнаружения и приоритетного пропуска транспортных единиц, состоящий из устанавливаемой на дороге стационарной части и передвижной, расположенной на транспортных средствах.

Устройство обмена информацией - периферийное устройство, предназначенное для обмена информацией по каналам связи между конечными элементами системы и управляющим пунктом.

Управляемый дорожный знак - информационное устройство, предназначенное для оперативного изменения скорости, направления или маршрута движения транспорта путем смены дорожных знаков (указателей).

Индуктивная рамка - чувствительный элемент детектора транспорта, предназначенный для преобразования воздействия проходящего транспорта в электрический сигнал.

Пешеходное вызывное табло - устройство, предназначенное для вызова пешеходами сигнала светофора, разрешающего движение.

Программа координации - программа, регламентирующая работу автоматизированной системы управления дорожным движением в координированном режиме.

Картограмма маршрутов - схема, определяющая основные объемы и направления движения транспортных потоков.

Светофорная установка - один или несколько светофоров, связанных едиными конструкцией и местом установки.

Направление действия сигнала светофора - принимается условно в соответствии с основными направлениями движения транспорта.

Средства регулирования - дорожные знаки, определенные ГОСТ 10807-78 , светофоры.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное). Обозначение элементов светофорного оборудования и направлений движения на схеме перекрестка

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

1-4 (на полке-выноске) - направление движения транспортных средств; Св1-Св4, Св4П - обозначение светофорной установки; 1-4 и 4П - обозначение элементов организации дорожного движения светофорных установок Св1 - Св4 и Св4П


ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (справочное). ПРИМЕРЫ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ СВЕТОФОРНЫХ ЛАМП

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное

Светофорная лампа четвертой светофорной установки, красного цвета, второго направления действия сигнала светофора:

То же, второго пешеходного отдельно стоящего светофора, зеленого цвета, второго направления действия сигнала светофора:

Светофорная лампа четвертой светофорной установки, красного цвета, третьего направления действия сигнала пешеходной секции в комбинированной светофорной установке:

Светофорная лампа трамвайного светофора второй светофорной установки, с разрешенным направлением движения направо, первого направления действия сигнала светофора:

То же, трамвайного отдельно стоящего второго светофора, с разрешенным направлением движения прямо и налево, первого направления действия сигнала светофора:



Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1979

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

НаименованиеПрокладка в траншее

Прокладка каналов связи и незащищенных кабелей в одной траншее

Примечание. Позиции кабелей указывают на полках-выносках. На первой полке указывают кабели, проложенные в траншее, на последующих - позиции кабелей, проложенных в каналах связи

Прокладка в траншее кабеля с защитой (труба, короб, плиты и т.п.)

Примечание. На полке-выноске указывают вид защиты и длину защищаемого участка

На сегодняшний день очень сложно представить себе ПДД без главного инструмента упорядочивания движения, коим является светофор. Он предназначен для регулировки и облегчения как автомобильного, так и пешеходного движения. Различают разные сигналы светофора, в зависимости от их функций. Хотя они и похожи между собой, но имеют определённые нюансы, которые необходимо запомнить.

Светофор: определение

Светофором называется оптическое сигнализирующее устройство, которое предназначено для регулирования движения автомобилей, велосипедов и других транспортных средств, а также пешеходов. Применяется во всех мировых государствах без исключения.

Интересно! Ранее в Японии не было зелёного света в светофорах. Его заменял синий. Но учёные доказали, что зелёный более приемлем для человеческих глаз.

Виды светофоров

Самыми распространёнными являются трёхцветные светофоры с круглыми сигналами: красным, жёлтым и зелёным. ПДД некоторых стран предполагают использование оранжевых сигналов светофора вместо жёлтых. Сигналы могут располагаться как вертикально, так и горизонтально. Если не предусмотрены другие специальные светофоры или дополнительные секции, тогда они регулируют движение всех видов транспорта, а также пешеходов. Далее мы рассмотрим различные виды светофоров, от повседневно встречающихся до специальных.

Классический трёхсекционный светофор

Такой светофор имеет, как правило, три цвета, расположенных по порядку: красный, жёлтый, зелёный – сверху вниз или слева направо. Такие светофоры устанавливаются на перекрёстках. Они предназначены для одновременного пропуска всех видов транспорта по всем направлениям, разрешенным ПДД. Также их устанавливают на регулируемых пешеходных переходах, расположенных между перекрёстками. Допускается устанавливать такой светофор и на железнодорожном переезде в населённых пунктах, на пересечении дороги с трамвайными путями, перед велосипедной дорожкой и проезжей частью. Также их можно увидеть там, где происходит сужение проезжей части для пропуска встречного транспорта попеременно.


Интересный факт! Первый трёхсекционный светофор был установлен в Детройте в 1920 году.

Двухсекционный

Светофоры с двумя секциями применяются для регулирования потока движения на территориях индустриальных предприятий и организаций, а также на время сужения проезжей части для организации однополосного реверсивного транспортного потока.

Светофор односекционный с желтым светом

Такой одноцветный светофор встречается на нерегулируемых перекрёстках и пешеходных переходах.

Светофоры с дополнительной секцией

Светофоры могут оборудоваться и дополнительными секционными отделами со стрелками или контурами стрелок. Они регулируют движение дорожного потока в том или ином направлении. Работают такие светофоры, согласно ПДД, следующим образом: контуры стрелок на всех сигналах обычного трёхцветного светофора означают, что его действие распространяется только в одном указанном направлении.


Дополнительная секция светофора с зелёной стрелкой на чёрном фоне по ПДД разрешает проезд, но не предоставляет преимуществ во время разъезда. Порой можно встретить всегда горящий зелёный сигнал, который выполнен в виде таблички со сплошной зелёной стрелкой. Это означает по ПДД, что поворот разрешён, невзирая на запрещающие сигналы светофора.

Такие светофоры устанавливаются в тех местах, где необходима организация бесконфликтного транспортного движения на перекрёстках. Если на одном из таких светофоров загорается зелёный свет, то, пересекая перекрёсток, можно не уступать дорогу. Чтобы не возникало аварийных ситуаций, над каждой полосой размещаются персональные светофоры, которые показывают направление движения, которое разрешено с конкретной полосы.


Реверсивные светофоры

Чтобы регулировать движение по полосам проезжей части, применяются реверсивные светофоры. Это специальные регуляторы контроля полос. На таких светофорах могут быть размещены от двух до трёх сигналов: красный сигнал в виде буквы «Х» запрещает движение по конкретной полосе. Стрелка зелёного цвета, которая направлена вниз, наоборот, разрешает движение. Диагональная стрелка жёлтого цвета сигнализирует о том, что режим движения по полосе изменён, и показывает, в каком направлении нужно с неё съехать.


Светофоры для регулирования движения через пешеходный переезд

Обычно такие светофоры имеют лишь два вида сигналов: первый – разрешает, второй – запрещает. Как правило, им соответствуют зелёный и красный цвета. Сами сигналы могут быть разной формы. Зачастую они изображаются в виде стилизованного силуэта человека: стоящего красного и идущего зелёного. Например, в Америке запрещающий сигнал выполняется в виде красной поднятой ладони, означающей «стоп». Порой используются надписи: красная «stop» и зелёная «walk». В других странах, соответственно, на других языках.

На магистралях с оживлённым движением устанавливаются светофоры с автоматическим переключением. Но бывают случаи, когда можно переключать светофор по нажатию специальной кнопки, что позволяет переходить дорогу в течение определённого времени. Современные светофоры для удобства оснащаются цифровым табло обратного отсчёта времени. Для невидящих людей в светофоры монтируют звуковые устройства.

Для регулирования движения трамваев

Светофор для трамвая, как правило, ставится перед участками с ограниченным обзором, длительными подъёмами и спусками, при трамвайном депо и перед стрелками. Сигналы светофора для трамвая бывают двух видов: зелёного и красного. Они устанавливаются либо справа от путей, либо вешаются по центру над контактным проводом. В основном такие светофоры оповещают водителей трамваев о том, занят ли путь далее или нет. Они не регулируют движения других транспортных средств и являются сугубо индивидуальными. Их работа выстроена автоматически.


Сигналы светофоров: правила проезда

Круглые световые сигналы означают следующее: статичный зелёный сигнал разрешает движение транспортных средств или пешеходов, а мигание зелёного сигнала светофора означает, что вскоре загорится запрещающий сигнал, но пока движение разрешено.

Интересный факт! Жители больших городов в целом тратят около полугода жизни на ожидание разрешающего сигнала светофора.

Что означает жёлтый сигнал светофора? Он предупреждает о том, что запрещающий сигнал заменится разрешающим или наоборот, и на время своего действия запрещает движение. Мигание желтого сигнала светофора означает, что участок дороги, на котором находится этот светофор, не регулируется. Если же он расположен на перекрёстке и работает в таком режиме, то перекрёсток является нерегулируемым. Водители руководствуются теми статьями ПДД, в которых оговаривается проезд нерегулируемых перекрёстков. Статичный и мигающий красный сигнал запрещает движение в любом направлении.

Горящие одновременно красный и жёлтый сигналы светофора гласят о том, что далее двигаться запрещено, и скоро загорится зелёный свет. Бело-лунный сигнал светофора информирует о том, что сигнализация исправна, и можно продолжать движение. Такие светофоры устанавливаются на трамвайных и железнодорожных путях.


Сигналы светофоров, которые имеют вид стрелок, означают следующее: красные, жёлтые и зелёные стрелки означают то же самое, что и круглые сигналы, только действуют в определённом направлении. Стрелка, которая указывает налево, разрешает и разворот, если это не запрещает соответствующий следующий по приоритету дорожный знак.

Аналогичное значение имеет и зелёная стрелка дополнительной секции. Если этот сигнал выключен, или горит красный контур, значит, движение в данном направлении запрещено. Если основной зелёный сигнал имеет чёрную контурную стрелку, то это означает, что есть другие направления движения, кроме тех, которые указывает дополнительная секция.

Что главнее: знак, светофор или разметка?

Правила дорожного движения подразумевают следующий приоритет: главный – регулировщик, затем – светофор, далее знак и потом уже разметка. Сигналы регулировщика приоритетнее сигналов светофора и требований дорожных знаков. Они обязательны для исполнения. Все сигналы светофора, кроме мигающего жёлтого, значимее дорожных знаков. Все участники дорожного движения обязаны выполнять указания регулировщика даже в том случае, если они противоречат светофору, знакам и разметке.

В столице Германии есть светофор с тринадцатью сигналами. В его показаниях сразу разобраться не так уж и просто.

Сегодня каждый человек понимает, что такое светофор. Цвета: красный, желтый и зеленый - знакомы даже ребенку.

Однако было время, когда этих оптических устройств не было, и перейти улицу было не очень просто. Особенно в больших городах прохожим приходилось долгое время пропускать нескончаемые конные повозки.

На перекрестных улицах возникала неразбериха и нескончаемые споры.

Небольшой экскурс в историю

Изначально светофор придумали англичане. Был он поставлен в Лондоне в конце 68 года 19-го века. Управлял им человек. Механизм имел две стрелки. Когда они были в горизонтальном положении, движение было запрещено, а когда опущены - проезд разрешался. Ночью включали газовую горелку, с помощью которой подавали красный и зеленый сигнал. Это оказалось небезопасно. Газ взорвался, ранил полицейского, светофор убрали.

Лишь в начале двадцатого века в Америке был запатентован автоматический светофор. Цвета в нем не использовались, заменяли их надписи.

Красный цвет очень хорошо виден в любую погоду: когда ярко светит солнышко, идет дождь, или стоит туман. С физической точки зрения красный цвет имеет максимальную длину волны. Наверное, поэтому его и выбрали в качестве запретного. Во всем мире значение красного цвета одинаково.

Другим сигналом на светофоре является зеленый. Это цвет спокойствия, умиротворения. Он оказывает расслабляющее действие на человеческий мозг. Зеленый разрешает движение. Видно его достаточно далеко, любой водитель задолго до проезда светофора видит этот цвет и спокойно, не тормозя, преодолевает перекресток.

Однако, как говорится, существует негласное правило, согласно которому при проезде опасного перекрестка притормаживать все-таки стоит, даже когда сигнал светофора показывает зеленый. Это действие часто помогает избежать серьезных аварий.

Желтый - обрати внимание

Желтый цвет светофора является промежуточным. Он несет в себе предупреждающую функцию и призывает участников движения обратить внимание. Говорят, что желтый цвет символизирует ум, интуицию и сообразительность. Зажигается он обычно после красного, призывая водителей подготовиться к движению. Как показывает практика, желтый сигнал светофора многие водители воспринимают как разрешающий и начинают движение. Это неправильно, хотя и не наказывается штрафными санкциями. Когда загорается желтый цвет, нужно выжать сцепление, подготовиться, а вот для начала движения лучше дождаться зеленого, тем более что ждать-то всего пару секунд.

В обратном порядке: зеленый, желтый, красный - светофор не работает. В современных устройствах после зеленого сразу загорается красный цвет, при этом на последних минутах зеленый начинает мигать.

Также иногда можно увидеть непрерывно мигающий желтый сигнал светофора. Это говорит о том, что светофор отключен или поломан. Чаще всего мигают желтым цветом светофоры в ночное время.

Пешеходный светофор

Для регулирования движения пешеходов также существует светофор. Какие цвета в нем используются? Красный и зеленый - однозначно, а вот желтый отсутствует за ненадобностью. Особой подготовки для перехода дороги человеку не требуется.

Изображены обычно на идущие человечки. Для удобства пешеходов в последнее время используется счетчик времени. Специальный секундомер отсчитывает, сколько секунд осталось до включения противоположного сигнала.

Как и в обычных светофорах, красный цвет запрещает движение, а зеленый говорит о том, что проход открыт.

Проезжая перекресток, водители должны знать, что пешеходы пользуются преимуществом. Так, например, на перекрестке автомобиль поворачивает направо на зеленый сигнал светофора, при этом пешеходам, переходившим перпендикулярную дорогу, тоже горит зеленый цвет. В таком случае автомобилист обязан пропустить всех пешеходов и лишь потом продолжить движение.

Что такое «зеленая волна»

В больших мегаполисах движение по автомагистралям сопровождается большим количеством светофоров, которые регулируют движение. Светофор, цвета которого всем известны, переключает их с определенной периодичностью. Эта периодичность регулируется автоматически и обеспечивает безопасность движения транспортных средств.

«Зелёная волна» привязана к скорости движения автомобиля. Предполагается, что, двигаясь с определенной средней скоростью, водитель, попав на зеленый сигнал светофора, по всей длине магистрали будет также попадать на зеленый цвет. Три цвета светофора переключаются с определенной периодичностью, а между рядом светофоров существует согласованность. На всех перекрёстках трассы, согласованных по этому принципу, существует одинаковая цикличность.

«Зеленая волна» была разработана для удобства проезда перекрестков, технически осуществить это не представляет особой трудности. Как правило, на таких магистралях дополнительно устанавливаются знаки с рекомендуемой скоростью, которая обеспечит безостановочный проезд перекрестков.

Помощником водителя и пешехода является трехглазый светофор. Цвета по порядку переключаются и регулируют ход, обеспечивая безопасность всех участников дорожного движения. Соблюдая добросовестно, можно избежать серьезных аварий и неприятных ситуаций на дорогах.

ГОСТ 21.207-2013

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система проектной документации для строительства

УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ЧЕРТЕЖАХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

System of design documents for construction. Graphical signs for drawings of motor-ways

МКС 01.100.30

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым Акционерным Обществом - Центром методологии, нормирования и стандартизации в строительстве (ОАО "ЦНС") совместно с Закрытым Акционерным Обществом "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленного транспорта" (ЗАО "Промтрансниипроект")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 465 "Строительство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование органа государственного управления строительством

Азербайджан

Азстандарт

Минэкономики Республики Армения

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

Кыргызстандарт

Молдова-Стандарт

Росстандарт

Таджикистан

Таджикстандарт

Узбекистан

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2013 г. N 2315-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 21.207-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2015 г.


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные условные графические обозначения и упрощенные изображения, применяемые на чертежах автомобильных дорог различного назначения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.303-68 Единая система конструкторской документации. Линии

ГОСТ 2.306-68 Единая система конструкторской документации. Обозначения графические материалов и правила их нанесения на чертежах

ГОСТ 21.101-97 * Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации
________________
*На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 21.1101-2013


ГОСТ 21.201-2011 Система проектной документации для строительства. Условные графические изображения элементов зданий, сооружений и конструкций.

ГОСТ 21.204-93 Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта

ГОСТ 21.302-2013 * Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям

ГОСТ 21.701-2013 * Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог
________________
* Вводится одновременно с разрабатываемым стандартом

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 дорожная разметка: Линии, надписи и другие обозначения, применяемые самостоятельно, в сочетании с дорожными знаками или светофорами на проезжей части автомобильной дороги, искусственных сооружениях и элементах обустройства дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги.

3.2 дорожный знак: Техническое средство организации безопасности движения с обозначениями и/или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов и других объектов.

4 Общие положения

4.1 Проектируемые автомобильные дороги изображают на чертежах с применением условных графических обозначений и упрощенных изображений (далее - условные обозначения), установленных настоящим стандартом, с учетом требований ГОСТ 21.701 , а также с применением условных обозначений, установленных ГОСТ 21.204 , ГОСТ 21.302 , ГОСТ 2.306 . ГОСТ 21.201 и других взаимосвязанных стандартов Системы проектной документации для строительства (СПДС).

4.2 Условные обозначения выполняют в масштабе чертежа, кроме изображений, размеры которых определены в настоящем стандарте и приведены в миллиметрах или условных единицах.

Типы линий, применяемые при выполнении условных обозначений, должны соответствовать ГОСТ 2.303 .

4.3 Сокращенные надписи принимают в соответствии с сокращениями, принятыми в дорожном проектировании, в Условных знаках для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500 , а также установленными ГОСТ 21.101 .

4.4 Условные обозначения, не регламентированные стандартами, приводят в общих данных по рабочим чертежам или на соответствующих чертежах.

5 Условные обозначения на планах дорог

5.1 Условные обозначения, применяемые на планах автомобильных дорог, выполняют в соответствии с таблицей 1.

5.2 Ширину автомобильной дороги на плане изображают в масштабе чертежа, но не менее 2 мм. Если числовое значение изображения ширины дороги в соответствующем масштабе менее 2 мм, проектируемую дорогу изображают сплошной толстой основной линией.

Таблица 1

Наименование

Обозначение

1 Автомобильная дорога:

а) с обозначением дороги или маршрута по перечню автомобильных дорог

б) с обозначением дорожного покрытия

Примечание - Цифрами указывают ширину дороги, буквами - материал покрытия.

Примечание - в перечислениях а )-в ) показано упрощенное обозначение дороги для масштаба более 1:5000.

2 Швы покрытия:

а) шов расширения

б) шов сжатия

в) шов ложный

г) шов смещения

д) шов у бордюра

3 Граница участков строительства

Примечание - Римскими цифрами указывают номера участков. Слева от ординаты (выносной линии) указывают пикетажное положение.

4 Подкюветная дренажная сеть со смотровыми колодцами

5 Откосные дрены

6 Водосброс с проезжей части

7 Дорожное ограждение

9 Галерея

10 Подземный переход

11 Надземный переход

Примечание - В пунктах 4-11 на полках линий-выносок указывают порядковый номер сооружения, позиционный номер (марку), тип или диаметр устройства; под полками - обозначение документа на их выполнение.

6 Условные обозначения на продольных профилях дорог

Условные обозначения, применяемые при выполнении продольных профилей автомобильных дорог, выполняют в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Наименование

Обозначение

1 Пересечение автомобильных дорог

2 Съезд или примыкание к автомобильной дороге

3 Развязка автомобильных дорог в разных уровнях:

а - на пересечении

б - на примыкании

4 Пикет и расстояния между точками перелома фактической поверхности земли

5 Неправильный пикет

Допускается использовать на чертеже полное изображение знака в соответствии с национальными стандартами*.
________________
* В Российской Федерации действуют ГОСТ Р 51256-99 и ГОСТ Р 52290-2004 .

Размеры дорожных знаков допускается изменять, однако их величина должна быть достаточной для выполнения обозначения знака с соблюдением соотношения установленных размеров.

При выполнении мелкомасштабных схем допускается указывать: номера дорожных разметок - в кружке, номера дорожных знаков - в прямоугольнике, с указанием их пикетажного положения (рисунок 1).

Рисунок 1


Таблица 3

Назначение/наименование

Обозначение

Горизонтальная дорожная разметка



Pазметка полос движения.

Разметка границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен.

Разметка границ мест стоянки транспортных средств

Разметка края проезжей части

Разметка края проезжей части на двухполосных дорогах

Разделение транспортных потоков противоположных направлений

Разметка мест, где запрещена остановка транспортных средств

Разделение транспортных потоков противоположных направлений.

Разметка полос движения

Разметка приближения к сплошной линии продольной разметки

Разметка полос движения в пределах перекрестка

Разметка границы между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части

Разметка границ полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование.

Разделение транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование (при выключенных реверсивных светофорах)

Разметка мест, где запрещена стоянка транспортных средств

Разделение транспортных потоков противоположных или попутных направлений в местах, где необходимо ограничить маневрирование на проезжей части.

Pазметка мест, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда со стояночных площадок, АЗС, остановочных пунктов маршрутных транспортных средств и т.п.)

Разметка места остановки транспортных средств - стоп-линия

Разметка места, где водитель обязан уступить дорогу

Разметка пешеходного перехода при ширине от 3,00 до 6,00 м

Разметка пешеходного перехода при ширине более 6,00 м

Разметка переезда для велосипедистов

Разметка островков, разделяющих транспортные потоки противоположных направлений

Разметка островков, разделяющих транспортные потоки одного направления

Разметка островков в местах слияния транспортных потоков

Разметка остановок маршрутных транспортных средств и стоянок автомобилей такси

Разметка направлений движения по полосам

Обозначение приближения к сужению проезжей части или к сплошной линии продольной разметки 1.1

Обозначение приближения к поперечной линии разметки 1.13

Обозначение приближения к поперечной линии разметки 1.12

Примечание - Наносят буквами русского или латинского алфавита.

Обозначение номера дороги

Примечание - В скобках указана величина "а" для скорости более 60 км/ч.

Разметка полосы проезжей части, предназначенной исключительно для движения маршрутных транспортных средств (автобусы, троллейбусы)

Дублирование предупреждающих дорожных знаков*

Дублирование запрещающих дорожных знаков

Дублирование дорожного знака "Инвалиды"

Разметка искусственных неровностей


Продолжение табл.3

Назначение/наименование

Обозначение

Вертикальная дорожная разметка

Разметка вертикальных поверхностей дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и т.п.).

2.1.1 - слева от проезжей части;

2.1.2 - на проезжей части;

2.1.3 - справа от проезжей части данного направления движения

Разметка нижнего края пролетного строения путепроводов, мостов, тоннелей

Разметка круглых тумб на островках безопасности

Разметка сигнальных столбиков, надолбов, опор тросовых ограждений и т.п.

Разметка боковых поверхностей ограждений дорог на опасных участках

Дорожные знаки

Опора дорожного знака:

а) на одной стойке

б) на двух стойках

Знаки предупреждающие

Знаки приоритета

Знаки запрещающие