Однородное подлежащее с союзом и. Тема Однородные подлежащие и сказуемые.doc - Тема: Однородные подлежащие и сказуемые

Однородными называются одинаковые по значению члены предложения. Однородными могут быть как главные , так и второстепенные члены предложения.

Однородные подлежащие имеют при себе общее сказуемое. Однородные сказуемые относятся к одному подлежащему. Однородные второстепенные члены предложения относятся к одному слову.

Приведём примеры: Уже прилетели скворцы и грачи. – однородные подлежащие. Они поселились в парках и лесах. – однородные обстоятельства места. Однородные определения характеризуют предмет по одному признаку. Например: красные, синие, зелёные нары – однородные определения характеризуют предмет по цвету. Большие красные шары – определения однородными не являются, так как характеризуют предмет с разных сторон (размер и цвет).

Однородные члены предложения связаны между собой сочинительной союзной или бессоюзной связью. Существуют следующие типы сочинительных союзов :

Соединительные: и, да в значении И, и…и, да…да, ни…ни;

Разделительные: или, либо, или…или, либо…либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли;

Противительные: а, но, да в значении НО, однако, зато.

Знаки препинания между однородными членами предложения ставятся в зависимости от типа связи между ними.

При бессоюзной связи запятая между однородными членами предложения ставится: В саду росли красные, белые, розовые гвоздики (однородные определения).

При союзной связи наличие или отсутствие знаков препинания зависит от типа и структуры союза.

Запятая ставится перед одиночными противительными союзами: День был теплый, но ветреный (однородные составные именные сказуемые).

Перед одиночными соединительными или разделительными союзами запятая не ставится: Прилетели журавли и утки (однородные подлежащие). Купи хлеб или булку (однородные дополнения).

Если однородные члены соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами запятая между ними ставится. Сравним два примера: 1) В саду растут яблони, и груши, и малина, и крыжовник – запятая ставится между однородными подлежащими перед каждым союзом. 2) Купи или хлеб, или булку, или печенье. – перед первым союзом запятая не ставится, так как до него дополнения не было.

При парном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами. Например: В цирке выступали медведи и слоны, собаки и кошки.

Однородные члены предложения могут быть соединены двойными сопоставительными союзами : как…так и, не столько…сколько, если не…то, хотя и…но и др. Запятая в этом случае ставится только перед второй частью союза. Например: Дожди в Лондоне бывают если не каждый день, то через день. Здесь однородные обстоятельства времени связаны двойным союзом «если не…то», запятая ставится перед второй частью союза.

С И Н Т А К С И Ч Е С К И Е Н О Р М Ы

К О О Р Д И Н А Ц И Я

Мн. ч Ед. ч

1. Одушевленность 1. Неодушевленность

2. Активность действия 2. Неактивность действия

3. Прямой порядок слов 3. Инверсия

4. Слова: лишь, только, ряд,

часть, 1, 100, 1000, 1000000,

уйма, куча и т.д.

В русском языке существует несколько типов связей: координация, согласование, управление и примыкание. Для каждого из этих типов существуют некоторые особенности синтаксической связи.

Грамматическая связь главных членов предложения называется координацией. В нее могут вступать разные слова, причем их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу. При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но выступает в форме единственного числа.

I. Подлежащее выражено собирательными существительными большинство, меньшинство, множество, ряд, часть, несколько

Сказуемое ставится в единственном числе , если:

1. Подлежащее выражено неодушевленным существительным: Часть стульев стояла в коридоре .

2. Не подчеркивается активность действующих лиц: Часть продовольственных запасов находилась на складе.

3. Сказуемое выражено страдательным причастием: Большинство книг переиздано.

4. При подлежащем есть слова всего, лишь, только : Лишь часть студентов прошла собеседование.

Сказуемое ставится во множественном числе , если:

1. Подлежащее выражено одушевленным существительным: Большинство сотрудников ушли в отпуск.

2. При подлежащем имеется зависимое слово, причастный оборот или придаточное предложение со словом «который» во множественном числе: Большинство домов, построенных в последние годы, спроектированы молодыми архитекторами .

3. Предложение содержит однородные сказуемые или подлежащие: Несколько рабочих, инженеров, служащих нашего завода прошли квалификационную аттестацию.

4. Сказуемое в предложении является составным именным: Часть докладов на конференции были интересными.

5. Сказуемое при неодушевленном существительном подчеркивает активность действия: Большинство участников заседания уже высказались.

II. Подлежащее выражено количественно-именным сочетанием:

Сказуемое ставитсяв единственном числе, если:

1. Составное числительное оканчивается на «один»: На участие в конференции зарегистрировался сто семьдесят один ученый .

2. При существительном стоят слова «лет», «месяцев», «дней», «часов»: Прошло несколько лет.

3. Подлежащее выражено словами «пара», «тройка», «десяток», «дюжина», «сотня», «тысяча», «миллион», «миллиард», «масса» и т.д.: Миллион зрителей посмотрел фильм «Дневной дозор».

4. При подлежащем имеются слова «всего»,«лишь», «только»:Лишь несколько студентов сдало зачет.

5. Подлежащее содержит числительное пол - : Полгорода участвовало в празднике.

6. При подлежащем с числительными 2,3,4 обозначающими неодушевленный предмет: Три карандаша лежало на столе.

Сказуемое ставится во множественном числе , если:

1. Группа подлежащих содержит сочетания «две», «три», «четыре» с существительными женского рода: На участке росли четыре березы.

2. При подлежащем имеются слова «все», «эти», «какие-то»: Какие-то 500 рублей не считаются высокой ценой для этой вещи.

3. При подлежащем, обозначающем одушевленный предмет: Трое школьников получили пятерки.

Колебания в координации по числу наблюдаются в следующих случаях:

1. При обозначении количества свыше четырех, т.к. при обозначении большого количества предметов или людей они воспринимаются как одно целое: 137 делегатов уже зарегистрировалось – зарегистрировались.

2. При обозначении приблизительного количества: от 1 до 157 семей получило - получили жилье.

III. Однородные подлежащие.

1. Сказуемое ставится во множественном числе, если используется прямой порядок слов и сказуемое стоит после однородных подлежащих: Его спокойствие и простота обращения удивляли окружающих.

2. Если же в предложении наблюдается инверсия, то используется форма единственного числа: В деревне послышался топот и крики.

3. Если сказуемое обозначает активное действие, совершаемое группой лиц, то независимо от положения, ставится в форме множественного числа: А вечером к ним пришли сотрудники и друзья.

4. Выбор форм числа сказуемого определяется и тем, какими союзами связаны между собой однородные подлежащие:

1) Если однородные подлежащие связаны соединительными союзами и, да в значении «и » или же между ними бессоюзная связь, то при прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при инверсии – в форме единственного числа.

2) Если однородные подлежащие связаны разделительными союзами или, ли, либо а также союзом не то, то ли , то сказуемое обычно ставится в форме единственного числа и согласуется с последним подлежащим: На лице его выступал не то страх, не то тоска и досада. Однако, если сказуемое стоит в форме прошедшего времени или же выражено страдательным причастием или предикативным прилагательным, а подлежащее – словами различного рода, то употребляется форма множественного числа.

В одном предложении может быть несколько подлежащих или сказуемых. Какие знаки препинания должны стоять в таких случаях? Предложение с однородными подлежащими - тема статьи.

Правила

В предложении, как правило, два главных члена. Один из них подлежащее. Второй - сказуемое. Но встречаются и такие, в которых два и более подлежащих. Либо несколько сказуемых.

Слова, связанные друг с другом по типу называются Важно знать, что при нескольких сказуемых может быть только одно подлежащее. При двух и более подлежащих - лишь одно сказуемое. В статье подробно будет рассмотрено предложение с однородными подлежащими. Примеры, в которых присутствует несколько сказуемых, тоже стоит привести:

  1. Он буянил и дрался для поддержания боевого духа.
  2. Они и кричали, и звали на помощь, и взывали к Богу.

Союзы

Предложение с однородными подлежащими может иметь соединение как союзное, так и бессоюзное.

  1. Дети, женщины, инвалиды, старики остались в деревне.
  2. И дети, и женщины, и старики, и инвалиды остались в деревне.
  3. Только дети, женщины, старики и инвалиды остались в деревне.
  4. Дети и женщины, старики и инвалиды остались в деревне.

Первый вариант характерен для повествовательной и спокойной речи. Он представляет собой своего рода незамкнутый круг. Второй вариант - незаконченное перечисление. Третье предложение с однородными подлежащими включает в себя замкнутое перечисление. И наконец четвертый имеет несколько видов:

  • парные слова близки по значению;
  • парные слова представляют собой лексические единицы, контрастные по значению;
  • попарные слова-понятия друг от друга логически далеки.

Частицы

Предложение с однородными членами может включать предлоги. Эти служебные части речи выполняют связующую функцию между парными словами. Но если такими словами являются подлежащие, то перед ними стоять могут только союзы и частицы. Например:

  1. Не только дети, но и скептически настроенные взрослые замерли перед телевизором.
  2. Не только он, но и ты сможешь выполнить это задание вовремя.

Сказуемое

В примерах, приведенных выше, именно именами существительными выражены однородные члены предложения. Подлежащие, как известно, могут быть представлены и другой частью речи. Но в случаях, которые рассматриваются в этой статье, это всегда имена существительные. Сказуемое же может быть не только глаголом. Этот член предложения иногда выражается существительным. Например:

  1. Москва, Будапешт, Киев, Минск - все это столицы стран.
  2. И «Амок», и «Нетерпение сердца», и «Письмо незнакомки» - произведения Цвейга.
  3. Стихи и поэмы, рассказы и повести, драмы и комедии - все это литературные произведения.
  4. Красная площадь, Патриаршие пруды и Воробьевы горы - достопримечательности столицы.

В предложениях, в которых присутствует несколько подлежащих, сказуемое всегда во множественном числе.

Ошибки

Лексическое несоответствие одного из однородных подлежащих со сказуемым является причиной распространенных ошибок. Например:

Замечания и предложения были рассмотрены на совещании (предложения рассматривают, замечания вносят).

Встречаются и другие ошибки. Однородные члены могут скрещиваться по родовым и видовым понятиям. Например:

  1. Пирожные, кондитерские изделия, вина и фрукты входят в ассортимент магазина (следует вычеркнуть «пирожные», так как они относятся к категории кондитерских изделий).
  2. И алкогольные напитки, и табачные изделия, и вина скоро исчезнут с прилавков магазинов.

Негрубой, но все же ошибкой является неверный подбор парных слов. Примеры предложений с такими однородными подлежащими приведены выше.

Для того чтобы было проще донести до слушателя смысл сказанного, в русском языке используются однородные члены предложения. Сравните: «Тенистый лес зовет путника. Тенистый лес манит путника. Тенистый лес обещает прохладу». Или то же, но поданное в одном предложении: «Тенистый лес зовет, манит путника и обещает прохладу».

Предложение с однородными сказуемыми, примерыкоторого вы увидите в этой статье, помогает упростить смысловую нагрузку, исключая при этом необходимость нагромождать в тексте несколько синтаксических конструкций.

Особенности состава простых предложений

Вы, наверное, знаете, чем простые предложения отличаются от сложных. У первых есть только одна грамматическая основа, в которую, как правило, входят подлежащее и сказуемое (или один из этих членов). А у сложных предложений таких основ может быть и две, и более.

Основные признаки однородности для членов предложения

Но прежде чем начать обсуждать однородные подлежащие и сказуемые, давайте вспомним общие правила, относящиеся ко всем членам предложения.

Основным признаком однородности как для главных, так и для второстепенных членов любого предложения является то, что в этой конструкции они будут равноправными, выполняя одну синтаксическую функцию, относясь к одному члену в предложении и, соответственно, отвечая на один и тот же вопрос.

Между ними, независимо от части речи, существует или сочинительная, или бессоюзная синтаксическая связь, подчеркивающая их равноправие. Первая выражается, как правило, при помощи интонации перечисления и сочинительных союзов, а бессоюзная связь выражается лишь интонационно.

Какие сказуемые могут быть однородными

И второстепенные члены, и подлежащее, и сказуемое в русском языке, становясь в ряд однородных, тем не менее могут иметь зависимые слова (впрочем, то же относится и к второстепенным членам). Например: «Девушка поглядывала в окно и вздыхала». В этом предложении есть два однородных сказуемых (поглядывала и вздыхала), но при этом первое их них распространено дополнением (в окно), а второе не имеет зависимых слов.

Чаще всего все однородные члены предложения - сказуемое, подлежащее или другие - относятся к одной части речи, но встречаются и такие конструкции, в которых они могут относиться к разным грамматическим классам, выражаться фразеологизмами или словосочетаниями.

Например, в предложении «Андрей шутил и смеялся до слез» сказуемые выражены глаголом (шутил) и фразеологическим оборотом (смеялся до слез), что не мешает им при этом быть однородными.

Как грамматически выстраивается ряд однородных членов

Для грамматического объединения однородных членов в предложении используется как перечислительная интонация, так и союзы. Последние могут быть соединительными (и, да), противительными (а, но), а также разделительными (или, либо). В примере «Она или говорит по телефону, или бежит к подругам» главный член предложения - сказуемое - соединен разделительным союзом «или». А в примере: «Этот мальчик мал, но умен» их соединяет противительный союз «но».

Запятая между однородными подлежащими и сказуемыми

Главным пунктуационным правилом при написании однородных членов предложения является то, что при отсутствии союзов между ними ставится запятая. Не являются исключением и однородные сказуемые. Примеры «Дождь нашептывал, баюкал, навевал истому», «Под солнцем капли блестели, переливались и казались серебряными» подтверждают это.

Но обратите внимание, что во втором предложении между двумя из трех сказуемых стоит сочинительный союз «и», который исключает запятую. Правда, это возможно лишь в случае, если он не повторяется, иначе придется обращать внимание на тонкости.

Когда ставится запятая в предложениях с повторяющимися союзами

В конструкции «И его руки, и лицо, и одежда были покрыты густым слоем копоти» однородные подлежащие соединены повторяющимся союзом «и», а этот случай уже требует поставить между ними запятую.

В ситуации же, когда союз разбивает однородные члены на смысловые пары, каждая из них принимается за единую составляющую из однородного ряда: «Визг и крики, смех и топот ног были слышны сквозь растворенное окно и манили во двор».

Обратите внимание, что однородные подлежащие и сказуемые в этой конструкции соединены по-разному: подлежащие «визг и крики», «смех и топот» собраны в пары, и между ними стоит запятая. А между сказуемыми «были слышны» и «манили» есть сочинительный союз, поэтому запятая там не нужна.

Запятая ставится и в предложениях, где однородные члены соединяются так называемыми двойными союзами (не только…, но и…; не столько…, сколько…; если не…, то… и т. п.).

Обратите внимание, что в предложении «Снег покрыл не только лужайку перед домом, но и повис на деревьях белым одеялом» и подобных ему запятая в двойном союзе ставится перед его второй частью.

Запятая в предложениях с несколькими рядами однородных членов

Предложение с однородными сказуемыми (примеры вы можете видеть в статье) в некоторых случаях имеет несколько рядов однородных членов. Их нужно отличать от конструкций, где есть лишь один такой ряд, а между однородными членами - повторяющиеся союзы.

В предложении «В этом доме мирно жили и не ссорились кошка и собака» имеется 2 ряда однородных членов (подлежащие - «кошка и собака», а также сказуемые - «жили и не ссорились»). Они объединены по парам соединительным союзом «и», а значит, запятая в данной конструкции не ставится.

Предложение с однородными сказуемыми: примеры двоеточия при главных членах предложения

Ряд однородных членов предложения, независимо от части речи, которой они выражены, может иметь при себе слова, обладающие обобщающим значением и одинаково относящиеся к каждой лексической единице из этого ряда. К примеру, в предложении «На прилавке яркими ворохами были насыпаны фрукты: яблоки, груши, сливы и персики» обобщающее слово «фрукты» несет в себе родовое понятие.

Если в простое предложение с однородными сказуемыми или другими членами предложения входит обобщающее слово, после него ставится двоеточие. При чтении, как правило, в этом месте делается пауза: «Мама успевала все: готовить обед, стирать, вытирать пыль и петь песни».

Между прочим, обобщающее слово всегда оказывается тем же членом предложения, что и находящиеся при нем однородные члены, так как синтаксическая функция у них одна.

Примеры тире при главных членах предложения

Если же однородный ряд заканчивается обобщающим словом, то оно отделяется тире: «И молоко, и ягоды, и грибы - все в деревне казалось особенно вкусным». «Ее тонкие руки, завитки у висков, даже цветы на платье - все вызывало восторг и казалось прекрасным» - однородные сказуемые здесь отделяются от однородных подлежащих тире, так как после них стоит обобщающее слово.

Вместе с обобщающим словом может употребляться еще и вводное (то есть, одним словом, а именно, как-то и т. п.), тогда между ними ставится запятая: «Ни мимолетные взгляды, ни внезапный румянец, ни вздохи - словом, ничто не ускользнуло от его внимательных глаз».

Некоторые случаи, когда ставится тире

Тире при однородных членах может стоять не только в случае перечисления. Так, если однородные сказуемые несут в себе резкое смысловое противопоставление одного по отношению к другому или внезапное присоединение, между ними ставится тире: «Я вышел в сад - и замер, увидев белку на крыше беседки». Тире в таких предложениях подчеркивает неожиданность, внезапность действия: «Принц встретил Золушку - и сразу же полюбил ее».

Кстати, если однородные члены не имеют между собой союзов, но при этом выражают противопоставление, они также разделяются тире: «Он свет - он тьма, он вера - он безверье».

Как распознать неоднородные и однородные сказуемые: примеры

Если в предложении употребляются слова, чтобы подчеркнуть множественность предметов, продолжительность действия или его повторяемость, такие члены предложения принадлежат к однородным.

Обратите внимание: «Мы плыли, плыли, плыли в густом непроглядном тумане». Сказуемое в русском языке в такой конструкции рассматривается в качестве единого члена предложения.

Не могут быть однородными членами и части составного сказуемого, которое выражается сочетанием глаголов (пойду отдохну, дай посмотрю, возьму и пожалуюсь и т. п.). Конструкция с ними не может рассматриваться как предложение с однородными сказуемыми.

Примеры предложений с фразеологическими оборотами (ни дать ни взять, ни рыба ни мясо, и смех и грех и т. п.) классифицируются по тем же критериям.

– Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и
сказуемые.
– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе
перечислительной интонации.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
II.
Формулирование
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4 4
Введение в новый раздел.
– Рассмотрите рисунок на с. 158.
– Кого держит Афанасий? (Щенков.)
– Какие все эти щенки? (Одной породы, они похожи друг на друга.)
– Какое отношение имеет рисунок к названию раздела? Читают название
раздела.
– Как это понять «однородные члены»? (Похожие, одинаковые.)
Дети высказывают предположения о содержании раздела. (В
предложениях есть одинаковые члены предложения.)
1 3 3
– Задайте вопросы на основе названия раздела (записываются на левой
части доски).
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию
из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1

проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
– Что такое однородные члены?
– Какие члены предложения могут быть однородными?
– Как их найти в предложении?
– Составим план урока.
План (примерный).
2 3 4 2
Работа в учебнике.
1. Наблюдение и беседа по упр. 423 и 424.
Упр. 423 – проводится наблюдение над однородными подлежащими.
Выполняется по заданию.
– Сверьте свои предположения после наблюдений с вариантом в
учебнике.
Дополнительные вопросы:
– В каких предложениях, на ваш взгляд, есть однородные члены?
(Ученики выдвигают гипотезы.)
– Прочитайте в толковом словаре на с. 193, как объясняется значение
слова однородный.
– Какие члены предложения являются в этих предложениях
однородными? (Подлежащие.)
– Как при чтении произносятся однородные члены предложения? (С
интонацией перечисления.)
– Как на письме они разделяются? (Запятой.) А соединяются?
(Интонацией, союзом и.)
Упр. 424 – проводится наблюдение над однородными сказуемыми.
– Какие члены предложения произносятся с перечислительной
© ООО «Баласс», 2014
2

интонацией?
– Как они разделяются на письме? А соединяются?
Сделайте вывод: что такое однородные члены? какие члены предложения
могут быть однородными?
(Несколько членов предложения,
которые произносятся с
перечислительной интонацией. Могут быть однородные подлежащие и
однородные сказуемые.)
2. Чтение определения в рамке на с. 159.
– Сравните наш вывод с выводом в учебнике.
– Что нового узнали? (Как на схемах обозначать однородные сказуемые и
подлежащие.)
– Нарисуем эти обозначения в тетради и на доске.
– Как разделяются однородные члены на письме? (Запятой.)
– Ответили ли вы на вопросы, поставленные в начале урока?
– Как же найти однородные члены?
IV. Развитие
умений.
2 3 4 6 1 3
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 425 – развивается умение находить однородные члены по
интонации перечисления.
Дополнительные вопросы.
– Определите, какой частью речи выражены однородные члены в лесной
песне. (Именем существительным.)
– Как произносятся однородные члены? (С интонацией перечисления.)
– Назовите последний однородный член в каждом предложении из песни.
– Как он присоединяется к остальным? (Союзом и.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014
3

– Когда ставится запятая между однородными членами? А когда она не
нужна?
– Какую роль в тексте играют однородные члены предложения?
– Для чего они нужны? (Показать нескольких действующих лиц,
рассказать более точно о чём­либо.)
2. Упр. 426 – развивается умение правильно интонировать
предложения с однородными членами, соблюдая интонацию
перечисления.
Выполняется устно по заданию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
2. Словарная работа.
1. – Запишите слово фамилия.
– Какие однокоренные слова можете записать? (Фамильный,
однофамилец.) Обозначьте орфограммы.
2. – Послушайте предложения:
В древнем Новгороде в семье рыбака Линёва было четыре сына.
Отец назвал сыновей «по­рыбьи»: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв,
Судак Линёв.
– Составьте из двух предложений одно с однородными членами.
У рыбака Линёва были сыновья Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв,
Судак Линёв.
– Есть ли в предложении знаки препинания? Где их нужно поставить?
(Где есть перечисление.)
– Какие слова написали с большой буквы? Почему?
3. – Ответьте на вопрос.
– Какая, по вашему мнению, самая распространённая фамилия в Москве?
© ООО «Баласс», 2014
4

Правильный ответ: Ивановы (100 тыс.), Смирновы (80 тыс.).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей­то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
4 4
– Назовите ключевые слова урока. Приведите пример предложения с
однородными подлежащими. Составьте схему этого предложения.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Выписать два предложения с однородными подлежащими из книги для
чтения «В одном счастливом детстве», 2­я часть. Подчеркнуть
грамматическую основу.
© ООО «Баласс», 2014
5

© ООО «Баласс», 2014
6