Онф обнаружил нехватку учителей в российских школах. Ждет ли педагогов повышение окладов? Изменение школьной инфраструктуры

Есть ли в российских школах, особенно на селе, дефицит педагогов? Данные поступают самые противоречивые. Недавнее исследование Общероссийского народного фронта показало, что в половине российских школ есть нехватка учителей. Министерство просвещения приводит другие цифры: дефицит педагогов не превышает одного процента вакансий. Почему такая разноголосица?

Дело в том, что официальная статистика не учитывает глубокую дифференциацию между школами в крупных городах и селах, разницу между регионами. Если в Москве и Санкт-Петербурге на место учителя может быть серьезный конкурс, то, например, в Амурской, Псковской, Тверской областях ситуация совершенно другая. Особенно актуальна эта проблема там, где высока доля сельского населения, - поясняет ситуацию директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. - Кроме того, официальная статистика не учитывает нагрузку педагогов. Многие работают 22-24 часа в неделю, а норма - 18 часов. То есть формально вакансия занята, но учителя работают больше чем на одну ставку.

Яркий пример - Покровская школа в Долинском районе Сахалинской области. Школа небольшая: чуть более ста учеников и 20 учителей. Примерно у трети преподавателей количество часов превышает норму. "У меня сейчас нет географа, - говорит директор школы Людмила Панкратова, - и вряд ли кто ко мне пойдет на 10 часов. Выход один - внутреннее совмещение. Та же история с математикой, физикой, у этих предметников нагрузка 25 часов, то есть на треть выше нормы".

А в Пензенской области серьезная проблема с "иностранцами". Несмотря на то что в регионе в течение первых трех лет молодые учителя получают выплаты по 35 тысяч рублей, в селе Батрак уже два года не могут найти преподавателя английского языка. "Выпускников вузов после иняза в село не завлечь ни региональными коэффициентами к зарплате, ни другими льготами. К слову, зарплаты для села у наших учителей достойные - более 22 тысяч в месяц, и почасовая нагрузка есть. Главная проблема - нет жилья для молодых специалистов. Если бы они знали, что, отработав какое-то время, получат дом, думаю, дефицита кадров не было бы. А без жилья куда они поедут? Иностранный язык закрываем за счет совместителей - приезжают на время, дают уроки, принимают экзамены".

Тот факт, что должность сельского учителя иностранного языка - одна из самых доступных в российских школах, отмечают и в министерстве просвещения. В Дагестане, например, сейчас 219 таких вакансий. Почему? Ежегодный прирост населения в регионе - около 30 тысяч человек, это рекордный показатель. В Дагестане, в республиках Бурятия и Чечня до сих пор около 10 тысяч ребят учатся в третью смену. Она должна быть ликвидирована к 2024 году: будут строиться новые школы, реконструироваться старые. А значит, и учителей понадобится больше. Откуда их взять?

Для сельских, для малокомплектных школ нужно готовить учителей-универсалов, которые могут вести сразу несколько предметов естественно-научного (например, одновременно физику и химию) или гуманитарного цикла. Такая практика в мире есть. В Германии, например, учитель может вести одновременно и немецкий язык, и физкультуру. Но для таких изменений понадобится серьезно модернизировать систему педагогического образования, - считает Ирина Абанкина. - Кроме того, нужно развивать сетевое взаимодействие школ за счет "десантных" технологий. Закупать новые школьные автобусы.

В Удмуртии педагоги организовали такой образовательный "десант" своими силами. "В прошлом году у нас не было историка - пришел на подмогу учитель из соседнего населенного пункта. Ездил к нам преподавать на своей машине, а это 40 километров в пути туда-обратно. Учитель физики и математики к нам вообще ездит из другого района на автобусе. Я сама как педагог-психолог кроме своей школы закреплена еще за двумя соседними. Кроме меня в другие учебные заведения у нас ездят географ, химик, биолог", - рассказала "РГ" педагог Сосновской средней школы Шарканского района Удмуртии Надежда Аверкиева. А вот в Пермском крае региональные власти предложили городским учителям автомобиль в аренду, чтобы те ездили помогать своим сельским коллегам.

Кроме того, большие надежды эксперты возлагают на федеральный проект "Цифровая образовательная среда", который курирует минпросвещения. К 2024 году в сельских школах должен появиться высокоскоростной интернет, будет запущена Российская электронная школа с огромной базой онлайн-курсов, с виртуальными лабораториями, практикумами... Все это станет большим подспорьем для педагогов.

Сегодня практически в каждом регионе есть свои программы сельских учителей. Например, в Калмыкии начинающим педагогам выплачивают единовременно 100 000 рублей. В Сахалинской области молодым специалистам положена 25-процентная доплата "за село", 20 процентов - за высшее образование, северные и другие надбавки. В течение первых трех лет им положена 40-процентная прибавка к окладу из областного бюджета. А в Ростовской области по сравнению с городскими преподавателями сельские учителя получают на 25 процентов больше при одинаковых нагрузках. Кроме того, муниципалитет "гасит" затраты на коммунальные услуги семье, в которой есть сельский учитель. Можно приезжать на работу из города, и льгота все равно сохраняется.

"В нашей школе средняя зарплата примерно 28 тысяч рублей, для села это хорошо. Преподаватели со стажем получают и больше - до 35 тысяч. Молодежь зарабатывает в среднем по 18 тысяч. Нагрузка у всех разная, некоторые берут 1,6 ставки. Но так как у нас полноценная двухсменная школа, то отработать эти часы несложно. Допустим, 3 часа в первую смену и еще два во вторую. Это вполне посильная работа", - говорит директор школы в селе Кулешовка Азовского района Ростовской области Игорь Малиночка.

Как еще можно помочь учителям? Например, строить квартиры или детские сады прямо при школах. Одну из таких школ на 28 учеников в отдаленном хакасском селе на прошлой неделе посетила министр просвещения Ольга Васильева. Школа открылась в июне: все педагоги в ней - молодые ребята, которые после окончания абаканского педвуза вернулись на малую родину.

Как можно помочь сельским учителям? Например, строить квартиры или детские сады прямо при школах

Это замечательный проект. Школа, которую можно назвать трансформером: в здании есть квартира для преподавателей, обслуживание которой берет на себя муниципалитет, но у всех работающих учителей есть здесь свои квартиры, поэтому принято решение в этом помещении сделать также небольшой детский садик, - рассказала Ольга Васильева.

Можно ли привести региональные программы по поддержке сельских учителей к общему федеральному "знаменателю"? Этот вопрос корреспондент "РГ" задал министру:

Есть программа "Сельский доктор", а "Сельский учитель" - нет. Эта идея давно обсуждается. Однако было бы неправильно каждому расписать: ты приезжаешь и получаешь квартиру, машину, еще что-то... А если у региона такой возможности нет? Что делать? Наша страна очень большая, и у каждого субъекта РФ очень много особенностей: климатических, территориальных, региональных. Каждый регион заботится о своих учителях, и это самая большая неправда, что это не так, - рассказала Ольга Васильева. - Я считаю, что если вернуть то недалекое время, когда у нас была практика, когда одновременно приезжали агрономы, молодые врачи, молодые учителя, строились рядом дома, сельская интеллигенция начинала свою жизнь вместе, то, может быть, это было бы удобнее для ребят.

Инфографика "РГ": Александр Чистов/ Ксения Колесникова

Начался с плохой новости. И так напряженная ситуация на рынке учителей, скорее всего, в ближайшие годы обострится в беспрецедентном масштабе. Миграция, динамичное повышение рождаемости требуют больше персонала, но многие учителя в настоящее время выходят на пенсию, а из университетов приходит слишком мало новых. Рассказывает Наталья Маурер.

Родители, ученики и педагоги Германии бьют тревогу. Катастрофическая нехватка учителей на начало нового учебного года ведет к серьезным пробелам в образовании. Больше всего учителей недостает в начальных и средних школах. На сегодняшний день это почти 40.000. «Эта худшая ситуация за последние 30 лет», - сказал президент ассоциации учителей Германии (Deutsche Lehrerverband (DL) Хайнц-Питер Майдингер. В результате, сильно увеличилось количество учеников в классах, а по некоторым предметам в аттестатах даже нет оценок, так как в течение года из-за отсутствия преподавателей по данному предмету вообще не проводились занятия.

Пробелы в знаниях практически невозможно заполнить в будущем, потому что в новом учебном году будет также некому заниматься с учениками дополнительно. Родители и дальше будут вынуждены платить за дополнительные занятия вне школы. Для страны без природных ресурсов, в которой самым важным являются образование и инновации, такая ситуация абсолютно неприемлема. Отмене занятий сегодня не радуются даже ученики.

Дефицит учителей будет расти В будущем ситуация с нехваткой педагогов станет еще более драматичной. По информации международного фонда Бертельсманн (Bertelsmann Stiftung), к 2025 году в Германии ожидается на один миллион школьников больше. «Никто не рассчитывал на такое большое количество школьников», - сказал член правления Фонда Йорг Драгер. Основная причина - это миграционная волна 2015 года. В связи с неожиданным приростом населения к 2025 году будет необходимо построить 2.400 новых детских садиков и начальных школ, а потом, соответственно, и средних школ. Расходы государства на образование, по мнению фонда, к 2030 году должны увеличиться на 4,7 миллиардов евро. Данные для составления прогноза фонд Bertelsmann взял из статистики рождаемости за 2016 год.

В течение следующих семи лет в Германии необходимо принять на работу 105.000 учителей начальной школы, однако университеты в состоянии подготовить за этот период всего 70.000 молодых специалистов, что приводит к дефициту в 35.000 учителей начальных классов. Ситуация с воспитателями в детских садах ни чуть не лучше. К 2025 году в стране будет не хватать более 300.000 воспитателей.

Новый эксперимент Обучение преподавателя - это длительный процесс, поэтому министерство образования старается решить проблему нехватки учителей привлечением в школы специалистов из других отраслей, так называемых Quereinsteiger. Это люди, изучавшие в институте математику, информатику, химию, биологию, спорт или музыку, не имеющие педагогического образования, но желающие работать в школе. Мотивы у всех разные: кто-то потерял работу и не может найти новое место, кто-то недоволен зарплатой и надеется, работая на государство, заработать побольше денег, кто-то хочет радикально сменить профессию и работать с людьми. Количество учителей -"непедагогов" в школах постоянно увеличивается, например, в Берлине в 2017 году оно составляло уже 41%.

Акция протеста учителей в Берлине

Преподавать в школе и параллельно изучать вечерами или по выходным педагогику, психологию и методику преподавания довольно тяжело. А вероятность того, что и эта профессия принесет разочарование очень высока. Большая нагрузка и при этом невысокая зарплата по сравнению с педагогами, закончившими педагогические вузы, часто не соответствуют первоначальным ожиданиям «новых» педагогов. Они чувствуют себя людьми «второго класса» и поэтому выходят на улицы с акциями протеста. Одна из таких акций протеста прошла в Берлине, учителя требовали одинаковую оплату труда, за одинаковую работу (Gleicher Lohn für gleiche Arbeit!). Пока сложно сказать, как этот эксперимент отразится на качестве школьного образования, но в любом случае лучше, когда хоть кто-то преподает, чем полная отмена уроков.

Парадокс системы В то время, как в стране не хватает огромного количества учителей, более 5.000 преподавателей, окончивших педагогические вузы, работают по временным контрактам. Школы принимают их на работу к началу учебного года, а перед летними каникулами снова увольняют, чтобы не платить зарплату за 6 недель каникул. Только земля Баден-Вюртемберг экономит на этом 12,5 миллионов евро в год. В результате, учителя становятся на этот период безработными и не имеют права на пособие по безработице, так как для этого надо проработать полные 12 месяцев. Учителя могут рассчитывать только на социальную помощь Hartz IV (социальная помощь для граждан, находящихся длительное время без работы, введенная в 2002 году). Но получить ее не так просто, необходимо пройти длительную бюрократическую процедуру, поэтому не все временно безработные учителя обращаются за ней на биржу труда, и реальное количество увольняемых на время летних каникул много больше.

Хорошо, если учитель уже в конце учебного года знает, что в начале года снова получит работу. Информацию о том, сколько рабочих часов ему предоставят и какие предметы будет преподавать, школа выдает непосредственно перед началом занятий. В такой ненадежной ситуации, чтобы не остаться совсем без работы, учителя вынуждены параллельно искать место в других школах. В некоторых учебных заведениях из-за этого постоянно меняются преподаватели. Каждый учитель использует свой метод преподавания, детям снова и снова приходится привыкать как к новому человеку, так и к новому методу преподавания. Государство экономит - дети страдают.

Временные контракты не дают преподавателям возможность отложить деньги, брать кредит в банке, планировать семью. Неудивительно, что все меньше и меньше молодых людей хотят работать в школе. Ситуация усложняется также большим количеством мигрантов, дети плохо владеют немецким языком, поэтому работать в начальной и общеобразовательной школе намного сложнее, чем в гимназии. Неудивительно, что все стремятся работать именно в гимназии, там проще работать и больше платят. Раньше в гимназии, как правило, принимали преподавателей только с очень хорошими оценками в дипломах, опыт работы не имел при этом большого значения. Сейчас же из-за дефицита кадров планка немного снизилась, и в этом году уже и у учителей со средними оценками появилась возможность получить место в гимназии. Многие учителя воспользовались этой возможностью и перешли из средней школы работать в гимназию. Снизив планку для квалификации преподавателей, гимназии тем самым решили проблему дефицита кадров.

Например, за пять лет обучения в Friedrich-Ebert-Gymnasium в Гамбурге, у нашей дочери сменилось шесть классных руководителей, и почти каждый год меняются учителя по основным предметам (математика, немецкий и английский языки). Если в начале на родительских собраниях родители приветствовали нового учителя улыбками и аплодисментами, то теперь мрачно стучат по деревянному столу, боясь сглазить, ведь впереди еще целых четыре года. В этом году в гимназию пришло много новых учителей из средних школ, поэтому есть надежда, что ситуация улучшится.

Роль учителя в эпоху дигитализации Технологический прогресс и дигитализация происходят сегодня настолько быстро, что обычные учителя за ними просто не успевают. Один из критиков немецкого образования Рихард Давид Прехт считает, что намного продуктивнее будет привлекать в старшие классы средней школы и в гимназии настоящих специалистов. Тех, кто использует физику, математику, химию, биологию и другие науки на производстве или в исследованиях. «На уроках математики сегодня три ученика из тридцати знают математику лучше преподавателя, в то время как остальные не понимают материал вообще», - объясняет Давид Прехт.

Вместо сухих и скучных уроков математики, физики или биологии ученикам было бы намного полезнее послушать лекции настоящих специалистов своего дела. Учитель, как правило, имеет только общие теоретические знания предмета и не имеет никакого отношения к практике. Тоже самое касается и гуманитарных наук, таких как философия, история или социология. Ученые и практики специализируются на каком-то одном вопросе, изучают его глубоко и, соответственно, в отличие от учителя могут преподать ученикам актуальный интересный материал. Учитель же при такой системе образования - это скорее организатор учебного процесса, его задача - не учить детей, а предоставить им возможность послушать интересные лекции специалистов онлайн или в режиме реального времени.

Человек, рассказывающий школьникам, об интересных открытия, экспериментах или инновациях на производстве, сам не должен быть педагогом. В этом как раз и есть отличие от педагогов- Quereinsteiger, которые меняют одну профессию на другую, и в результате становятся чем-то средним: и не совсем педагог и больше не специалист в своей области.

Школе необходима реформа Острый дефицит учителей и воспитателей - это основной показатель кризиса системы немецкого образования в целом. Неудачные школьные реформы последних лет, различные системы образования в разных землях, постоянно меняющаяся длительность обучения в школе, недостаточное количество мест в педагогических университетах, наплыв мигрантов - все эти факторы сильно усложняют работу учителей и воспитателей, сильно демотивируют молодых специалистов. Совершенно ясно, что стране как можно быстрее необходим новый актуальный концепт и инвестиции в систему образования, иначе появится еще одно «потерянное поколение», неспособное найти свое место в эпоху дигитализации.

ЛАТАНИЕ КАДРОВЫХ ДЫР

В российских школах не хватает преподавателей математики, иностранного и русского языков и специалистов по начальному образованию. Такие данные приводят эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) и фонда «Национальные ресурсы образования» по итогам мониторинга зарплат и нагрузки учителей (результаты есть у РБК). В рамках этого исследования фонд с 9 мая по 10 июня 2018 года опросил 3110 педагогов общего образования из 82 регионов. Итоги опроса ОНФ направит в Министерство просвещения.

О нехватке учителей сообщили 48% опрошенных. Российская школа непрерывно занимается «латанием кадровых дыр», комментирует результаты исследования заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. «Некоторые педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки, в том числе непедагогической, и низкого уровня заработной платы. И многие признаются, что отговаривают молодых учителей идти работать в школу», - утверждает она.

По словам Духаниной, в результате в российских школах сложилась ситуация, при которой учителя вынуждены преподавать предметы из разных областей. «Учитель истории начинает вести уроки географии, а учитель начальных классов - математику в средней школе», - поясняет она.

44% опрошенных говорят о нехватке в их школах учителей по математике. О дефиците преподавателей иностранного языка заявили 39%, учителей русского языка и литературы - 30%. 26% учителей отметили нехватку кадров в начальной школе. В исследовании эксперты отметили и сохраняющуюся проблему повышения среднего возраста учителей при «острой нехватке» молодых кадров.

БОЛЬШЕ ВУЗОВ

Духанина полагает, что решением может стать введение национальной системы учительского роста, которая обсуждается уже несколько лет. Эта система упоминается и в новых майских указах Владимира Путина. «Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций», названо одной из приоритетных задач на период до 2024 года

Важно предусмотреть в этой системе не только требования к учителю, но и требования к условиям, в которых преподаватели работают, обращают внимание в ОНФ. Основные меры - это достойный оклад, снижение нагрузки и установка требований к труду учителя, заявили в фонде.

Решить проблему нехватки учителей можно с помощью увеличения числа педагогических вузов, предположил в разговоре с РБК лауреат конкурса «Учитель года 2016», учитель русского языка и литературы школы №7 имени Г.К. Жукова города Армавира Александр Шагалов. «У нас есть Армавирский государственный педагогический университет, поэтому в нашем городе нет проблем с кадрами. Поэтому у нас ситуация лучше, чем, возможно, по стране», - сказал он. При этом Шагалов согласился с тем, что низкая зарплата является причиной нехватки молодых педагогов.

Средняя заработная плата учителей в России выросла с 33,3 тыс. руб. в 2016 году до 34,9 тыс. руб. в 2017 году. По итогам 2017 года в четырех регионах России зарплаты учителей школ незначительно снизились, подсчитал РБК на основе данных Росстата в феврале. Еще в двух регионах зарплаты не выросли, а в 46 заработки педагогов выросли менее чем на 1 тыс. руб.

Почти 60% российских учителей недовольны своей зарплатой, показало исследование РАНХиГС, опубликованное в марте. Больше всего недовольны ей преподаватели в селах (60%), чуть меньше недовольны педагоги в региональных столицах (59%). Наиболее удовлетворены зарплатой учителя в небольших городах - таких среди них почти 58%. Отдельно в исследовании отмечалось, что в 2017 году уменьшилась доля учителей, которых полностью не устраивает оплата труда: если в 2016 году их было 32%, то в 2017-м - 25%.

В пресс-службе Минпросвещения сообщили РБК, что ведомство изучит исследование ОНФ, и отметили, что в последние годы в школах «наблюдается позитивная динамика» с кадрами. «Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах. Среди наиболее доступных вакансий - сельские учителя английского языка. Работа учителем все больше привлекает молодых, а в педагогические вузы поступают все более подготовленные абитуриенты, что наглядно показывает качество приема в последние годы», - утверждают в министерстве.

За четыре года повысилась привлекательность педагогических программ: вырос средний балл ЕГЭ абитуриентов, на педагогические программы стали поступать 100-балльники и победители олимпиад, также подчеркнули в ведомстве.

Министр Васильева решила этому не верить

На днях эксперты ОНФ обнародовали исследование, которое показало, что в российских школах наблюдается катастрофическая нехватка учителей.

В ходе опроса (участвовало более 3000 педагогов) каждый второй учитель рассказал, что в его школе не хватает одного или нескольких предметников, а каждый четвертый пожаловался на отсутствие достаточного количества педагогов младших классов. Самый большой дефицит наблюдается среди преподавателей иностранного языка, русского языка и литературы и математики. При этом в сельских школах ситуация с кадровым составом вообще приближается к катастрофической: там некому вести еще и химию с физикой, а физкультурникам приходится по совместительству обучать детей музыке.

Однако министр просвещения Васильева отреагировала на это исследование в свойственной ей манере: этого не может быть, вы все придумываете. В частности, Ольга Юрьевна заявила, что «если говорить о фактической статистике, то в последние годы дефицит в кадрах в стране не превышает одного процента вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах».

Что имеет в виду под «фактической статистикой» глава нашего Министерства просвещения, к сожалению, неизвестно. Но обычно под ней понимается реальное положение дел - а оно в нашей стране как раз полностью соответствует результатам вышеупомянутого исследования. И участники образовательного сообщества об этом хорошо знают, а министр - нет.

Другое дело, что бесконечное латание кадровых дыр в образовании привело к тому, что формально большинство ставок педагогов в школах занято. Зачастую одного и того же учителя против его воли заставляют вести совершенно разные предметы. Так, географов посылают в свободное время на уроки истории, а учителей начальной школы - вести математику у старших ребят. Острый дефицит кадров сейчас наблюдается еще и в дополнительном и дошкольном образовании, поэтому на часть педагогов навешивают также группы продленного дня. В результате нагрузка становится поистине непосильной. Нетрудно догадаться, как подобные ротации в итоге сказываются на знаниях детей...

Но это не волнует ни администрации школ, ни различные «министерства фактической статистики». Главное ведь, чтоб было гладко на бумаге. Пусть еще спасибо скажут, лентяи, что их не отсылают по вечерам в детские сады, где нехватку воспитателей и нянечек можно уже реально назвать аховой. Боюсь, что и это уже не за горами.

Достаточно поговорить с педагогами из разных российских школ, чтобы понять, что сейчас российские учителя действительно просто бегут из профессии. И эта тенденция началась не сегодня, а задолго до язвительного совета премьер-министра педагогам - зарабатывать себе на хлеб бизнесом. Не знаю, что каждый день видит в своей «фактической статистике» Васильева, но реальные учителя говорят о том, что в большинстве регионов страны их зарплаты остаются нищенскими и ни в коем разе не соответствуют майским указам. Рассказывают о непосильной нагрузке, бесконечных бюрократических заморочках и планомерной травле со стороны администрации

Практически все педагоги, с которыми мне удалось обсудить эту ситуацию, в один голос утверждают, что учителей в их школах не хватает, а многие из работающих всерьез задумываются о смене рода деятельности. Кроме того, учителя отмечают, что в учебных заведениях становится все меньше и меньше молодых специалистов - они увольняются в течение первых лет работы. Да и, что греха таить, многие учителя признаются, что отговаривают молодых коллег от работы в школе, прекрасно понимая, что их там ждет.

Все это только вершина айсберга, главная проблема заключается в том, что помимо нехватки кадров как таковой мы наблюдаем острую нехватку сильных, талантливых педагогов, способных качественно учить наших детей. И это неудивительно, ведь лучшие уходят в первую очередь. Им проще заняться репетиторством, которое ой как востребовано в нашей стране. А востребовано оно как раз во многом потому, что в наших учебных заведениях все хуже и хуже учат. Не сомневаюсь, что многие учителя в данный момент с удовольствием подались бы и в бизнес. Проблема только в том, что с частным предпринимательством дела обстоят примерно так же, как с образованием. Это обнадеживает - значит, все не сбегут...

Людмила Бутузова

«Все это вранье, - написано под одним из объявлений. – Приличными зарплатами и плюшками они только зазывают, получать ты будешь ровно столько, чтобы хватало на еду и коммуналку, а донашивать придется то, что тебе купила мама к окончанию института».

Корреспондент «НИ» встретились с педагогами, посетили их форумы в интернете и попытались выяснить, почему в школах так остро стоит кадровый вопрос, что пугает специалистов в первую очередь и как работают те, кто еще не уволился.

Ольга, 24 года. Работает учителем истории и обществознания. Косая челка, мальчишеский прикид, на встречу пришла с папочкой и свистком («мы с ребятами на природу ходим, это сигнал – два раза свистнул – тревога, общий сбор, один протяжный – я здесь, не потерялся). В папке заявление об увольнении за прошлый год («свидетельство моей слабости или, если хотите, маленькая победа над системой – яперед ней не спасовала, в школе осталась.») Рассказывает, почему осталась:

Я всегда хотела работать в школе. В Орловский университет (на самом деле, это бывший «пед» с застойной репутацией), пошла не потому, что никуда бы больше не поступила, а осознанно. В стране объявили реформу образования, вот я и думала, что надо соответствовать, изучить новые методики, выбрать, а, может быть, и самой предложить какую-то образовательную модель. Увы, ничего этого во время учебы и в помине не было. Но я сама вылавливала неординарных педагогов по их заметкам в профессиональных журналах, по интернету, переписывалась с ними, ездила на семинары и очень благодарна за этот опыт.

А в школу меня не взяли, не было свободного места. В Орле полно выпускников истфака, приходят, устраиваются, а через пару месяцев бегут от детей как черт от ладана. А я плакала, что мой педагогический багаж пропадает. Через год позвали в школу, которая слыла новаторской. Была на седьмом небе: я соответствую, у меня все получилось! Ведь самое главное – контакт с детьми.Ученики делятся со мной своими мыслями, проблемами и просят совета. Это очень ценно. С детьми я на одной волне, часто на уроках мы шутим и смеёмся, после школы бываем на всяких общественных мероприятиях, и я вижу, что к «скучному» предмету – обществоведение, они стали относиться по-другому: слушают друг друга, сопоставляют мнения, дают свои оценки разным событиям.

Я живу с родителями, своей семьи у меня пока нет, поэтому готова быть с учениками чуть ли не круглые сутки. Но у меня нет этого времени, его сжирает бесконечная бюрократия. Отчётность нужна вышестоящим чиновникам ежедневно. А ведь есть еще и директор, и завучи, которым тоже нужна от меня куча бумаг. Большая проблема эти бумажки. Какие-то отчёты совсем не нужны. К примеру, у нас есть обычный журнал и электронный, записи в них дублируются. Зачем? Министерство спустило приказ - делаем, чтобы не получить "по голове". С детьми я не устаю, выматывает вот эта вот формальная писанина. Многие педагоги не выдерживают, у нас три человека уволились прямо посреди учебного года. Мои нервы тоже сдали… Несколько раз принципиально не стала подавать отчеты – сняли премиальную надбавку 2 тысячи рублей, пропесочили на педсовете. Две тысячи жалко, у меня оклад 10 тысяч, половину трачу на профессиональное совершенствование и на внеклассные мероприятия, чтобы с детей не собирать. Но больше всего – унизительно: ни за что ведь наказали, просто выслужились перед начальством. Вышла в слезах, пишу на подоконнике заявление на увольнение. Возникают за спиной два моих хулигана: «Адью, Ольга Сергеевна? Даже не попрощаетесь?» Ну как я их, таких,брошу? Столько всего светлого было… Не должна бумажная канитель все это перечеркнуть. Потом и директриса на попятный: с детьми у вас получается, не принимайте близко к сердцуненужную работу, когда-нибудь ее отменят. Я на это надеюсь. Но безумно жаль времени, его воруют не только у педагога, прежде всего – у детей.

«Новая школа» оказалась кондовой бюрократией, - подтверждает преподаватель Новосибирского пединститута Юрий Крылов, начавший работать в школе в 1995 году и покинувший ее в XXI веке.- Мне кажется, что смена веков совпала со сменой очень важной парадигмы в средней школе. 90-е годы для учителей были нищими годами. Потом как-то наладилось - деньги стали платить. В 98-м грянул дефолт, и относительно небольшая зарплата учителя превратилась в унижение. Нам повезло: наш директор все время придумывала, как помочь учителям, - спасибо ей! Думаю, потому я и держался в школе до начала нового века и "новой школы". Но как разс 98-го количество отчетов и их абсурдность начали расти. С каждым сезоном бумаг становилось все больше – вот я и ушел. Что могу сказать, оглядываясь назад? В 90-е в школе присутствовал элемент творчества учителя. Новаторства. Но чиновникам не нравится неконтролируемое творчество, поэтому начались отчёты, планы, таблицы. С XXI века творчество из школы было убрано и заменено менеджментом, отчётностью, а потом и натаскиванием к олимпиадам и ЕГЭ. Пожалуй, это главная для меня причина ухода. Количество отчётов, планов, программ ненормально большое. И главное - непредсказуемо. Что министр образования, что местные функционеры - придумывают новые отчёты и требуют их немедленно в любой день, в течение нескольких дней или даже часов. При этом зарплата учителя, что бы ни вещали с высоких трибун, мала. Потому все и хватают по полторы-две ставки! В-третьих, сама профессия учителя в обществе стараниями государства низведена до статуса обслуживающего персонала. Сытые бюрократы показывают, что учитель - неудачник, безграмотные самоуверенные представители Рособрнадзора дают понять, что учителя работают неправильно. Кто же захочет примерить на себя такую репутацию? Вот потому зачастую и не идут в школу работать наиболее умные творческие студенты педвуза».

Общий стон на учительских форумах: школа держится, в основном, на старых кадрах, которые не могут и не хотят меняться. «Учителя в возрасте не могут уйти, потому что их больше никуда, кроме школы, не возьмут. Они работают и держат места, которые могли бы занимать более перспективные молодые люди. Наверное, поэтому в школе сейчас не происходит смена персонала, да вообще ничего не происходит, если это не Москва. В провинции старые педагоги просто тянут лямку до пенсии».

Запомнилась реплика: «Такие учителя безропотно занимаются лишней работой: по первому требованию ходят на демонстрации, митинги, сидят на выборах, первыми бегут мести территорию и только за это их надо считать наставниками молодых? - пишет Наталья К. из Оренбурга. – На самом деле ничего кроме учебника они не знают, методы воспитания – «как у Макаренко»: «сядь на место, не обрехивайся! С родителями - в школу» ну и всякое такое, что вызывает у ребят ассоциации с палочной дисциплиной, и часто отвращает от предмета. После одной такой «бабушки» я пришла преподавать английский в девятый класс – не все даже алфавит знали. На мое недоумение ученики отвечали, что предыдущая учительница раньше вела труд и по пол-урока рассказывала, что в будущем важнее уметь работать руками, а не языком».

Никто не говорит, что всех надо поголовно увольнять и набирать молодых. Нет, мэтров надо оставлять, они должны следить за работой, сохранять традиции и регулировать непростые отношения с коллективом и родителями. Но если бы в школе платили больше, туда бы с охотой шли еще и молодые ребята.

С этим как раз ужас, ужас и ужас. Даже настоящее призвание, если оно оплачивается в размере минимальной оплаты труда, не способно удержать в школе молодого творца.

Из школы я ушёл из-за маленькой зарплаты, признается «ВКонтакте» учитель математики Г. - Со всем остальным, в принципе, можно мириться. Но я не могу жить на 15 тысяч, мне трудно. А ещё надо содержать семью. Сейчас я работаю менеджером в строительной кампании. Работа не настолько интересная, но приносит в три раза больше денег. Что будет, если все учителя вдруг уйдут в бизнес, как советовал Дмитрий Медведев? Кто станет учить детей? Я не считаю, что работа учителя менее ответственная, чем работа премьера или президента. Мы воспитываем новое поколение! Возможно, вся эта странная ситуация в сфере образования изменится, когда старые учителя уже просто в силу возраста уйдут на пенсию. Тогда появится вопрос, как привлечь молодых специалистов в школу. Придется улучшать систему, поднимать зарплаты».

«Учитель в моём понимании – призвание, - откликается коллега, в жизни у которого, по его признанию, финансовый вопрос остро не стоит. - Ты знаешь, на что ты идешь, потому что все держится на голом энтузиазме. Если хочется зарабатывать много денег и занимать важный пост, то школа всё-таки не то место, где это нужно делать. В конце концов, можно параллельно заниматься репетиторством. За это хорошо платят».

В Москве или крупном областном городе – да, репетиторам действительно платят, и на частных уроках можно перекрыть зарплату вдвое-втрое. В глубинке учителя сживут со свету, если он возьмется подтягивать ученика за вознаграждение. Все грамотные: у нас по конституции бесплатное образование и учителя просто обязаны быть бессребренниками, проводить дополнительные занятия и часами вдалбливать недорослю все, что он прослушал на уроке.

«А с кого ты возьмешь деньги в нашем Димитрове? – задается вопросом учительница начальных классов. – Десять тысяч населения, ни одного работающего предприятия, нищета ужасная. Получается, что школа - самая богатая, если учителя выступают спонсорами для своих учеников. Перед каждым первым сентября сбрасываемся то одному на форму, то другому на портфель. Целый год выбивали бесплатное молоко детям, которое, вроде бы, им положено от «Единой России». Выбили. Теперь учителя отчитываются за каждый стакан, и если дебит с кредитом не сходится, это целый скандал. Договорились между собой, что учительских детей поить не будем, пусть молоко достается тем, кому нужнее. У меня собственных детей двое, стыдно, в чем они ходят и чем питаются, но на свои восемь тысяч и на 12 000 мужа, которые он получает за полторы ставки, мы ничего не можем позволить. Живем в проходной комнате у родителей. Было бы хотя бы тридцать тысяч на двоих, взяли бы ипотеку, отселились. Но это несбыточно».

Подработка для учителя, особенно для сельского, - явление из области фантастики, дружно подтверждают в сети. Впрочем, такое же, как и выплаты по майским указам президента. В Москве и других городах, типа Тюмени, зарплаты подросли, из Сибири пишут, что до мартовских выборов по разу или по два «кинули 5-10 тысяч и замолкли». В Центральном федеральном округе, где один регион беднее другого, в местных бюджетах не нашлось и рубля, чтобы поддержать учительство. «Ещё один негативный момент был, когда Крым стал наш, и у нас единоразово списали 20% зарплаты. Было грустно», - вспоминает пользователь Фейсбука. Две тысячи лайков под его постом свидетельствуют, что грустно было не только ему. Но учитель – очень дисциплинированная профессия, потому что каждый знает: схлопотать неприятности так же просто, как подвести под «неуд» ученика, - не то сказал, не там кивнул, невпопад подпрыгнул.

«Любимое выражение нашего директора - "московская школа", - описывает школьную кухню учительница из Люберец Анна. – Мы вообще-то не столица, а ее подбрюшье, но для директрисы, знававшей лучшие времена, всё едино. Так вот, «московская школа» - это значит, что в каждом среднем учебном заведении свои порядки и требования. Даже если ты собираешься устроить праздник внутри класса, нужно в письменном виде подать заявление. Если директор согласует проведение праздника, ты его проводишь, нет - так нет. По каждому поводу надо спрашивать разрешение и письменно кого-то уведомлять. Это было для меня шоком, потому что в областных школах всё намного проще.

Родители тоже подливают масла в огонь. Такого отношения к учителям, как в Москве, я не видела больше нигде. В моей старой школе, где я работала, была одна дотошная мамаша на весь класс, а тут все с претензиями: "Милочка, вас наняли, потрудитесь объяснить, за что у сына тройка. До вас он всегда имел пять.» Учитель вынужден жить в какой-то ситуации нападения. В любой момент тебе может кто-то из родителей позвонить, наехать на тебя, наорать, что-то потребовать, обвинить тебя и так далее. Они не сами по себе такие… хамы. Сама школа провоцирует пренебрежительную модель поведения по отношению к учителю. Наша директриса с самого начала предупреждает: незаменимых нет, уйдешь - тебе через неделю найдут замену. Ты пришел и должен быть идеальным. Не дай бог пропустишь ошибку в тетради! У нас в области нехватка молодых учителей, и когда ты приходишь из колледжа или института, тебе помогают, направляют, подсказывают. А тут такого нет. Здесь в течение учебного года учителя увольняются и постоянно приходят новые. У младших классов может быть четыре разных классных руководителя, потому что молодые девчонки, которые приходят работать, просто не выдерживают. Их сжирают, убивают в них весь энтузиазм, поэтому они убегают в другую школу, ищут что-то получше. В Москве, кроме зарплаты, ничего позитивного для учителя нет».

Зарплата у девушки 120 000 рублей. «За такие «бабки» я готов терпеть даже директора-людоеда» - отклики такого рода не редкость, хотя многие и ставят предупреждающий смайлик, что это шутка.

«Сейчас профессия учителя находится нанизшем уровне уважения, это просто какой-то обслуживающий персонал»,- выделяет самое больное из тирады подмосковной учительницы ее сибирский коллега Тимофей Лапшин. – Многие любят вспоминать: раньше учителям в пояс кланялись и боготворили их. Но и сейчас есть люди, которым само мироздание велело быть учителями, которые ставят интересы педагогики выше своих собственных, и не их вина, что в стране повернулось так, что стоит сказать, что работаешь учителем русского языка и литературы, тебя начинают либо жалеть, либо считать неудачником.Мне 22 года, я эту профессию выбрал сознательно.Для работы в школе нужна некая жизненная цель, основная и значимая для вас лично идея, иначе трудно будет работать. У меня она есть: вернуть в школу жизнь, чтобы дети на уроках смеялись, а учителя – представители одной из самых нервозатратных профессий, были творцами, а не терпилами.

«Мне кажется, в работе учителя сейчас менять надо вообще всё, - высказывается Ольга из Самары. - Перестать дергать нас на бесполезные общественные мероприятия, работу оценивать не по гладко написанным отчетам, а по тому, сколько горящих глаз у тебя в классе. Надо поднять профессию учителя до определенного статуса, показать родителем, где их зона ответственности, а где учителя. Сейчас граница стерта. Родители снимают с себя обязательства и перекладывают их на учителей. Начать элементарно уважать педагога, а не заставлять его работать за гроши и терпеть, терпеть, терпеть. Система везде одна,именно она уронила престиж профессии до непозволительного уровня и именно она выдавливает нормальных людей из школы. Можно сколько угодно слушать истории о том, как сейчас поощряют и мотивируют молодых педагогов, но если бы это было действительно так, за будущее отечественной школы можно было бы не беспокоиться. А мы душу рвем, плачемся на своих форумах… Правительство учитывает чье угодно мнение – министров, экспертов от образования, родителей, общественности… Учителя никто не слышит.»