Оригинальные цветочные средства баха в россии. Последняя болезнь и смерть

«Болезнь не есть ни жестокость, ни наказание; она во всем и для всего есть корректив, которым пользуется наша душа, чтобы указать нам наши дефекты, чтобы избежать ошибок еще более важных, значительных, чтобы помешать нам спровоцировать еще больший ущерб, и чтобы вывести нас на дорогу истины и света, которые мы никогда не должны были покинуть»

Эдвард Бах

Вневременная актуальность этих слов, написанных доктором Эдвардом Бахом, английским врачом, находит в нашу эпоху медицины «более человечной», проявлений «психосоматических» и «холистических» терапий, все больше и больше внимающих сердец и ушей. В действительности, интерес к цветочным эликсирам Баха, как сам Бах это предсказывал, сделал значительный скачок за последние годы в большом числе стран.

Холистическое понимание здоровья, болезни и исцеления исходит из принципа полного единства всей жизни и полной общности всех существующих форм жизни. Каждый из нас совершает уникальное путешествие, которое никогда невозможно повторить в том же аспекте, и наше состояние здоровья указывает нам, на каком этапе мы находимся в этот данный момент.

Всякий симптом болезни, будь она плана физического, психического или духовного, передает нам специфическое послание, которое нужно расшифровать, принять и использовать, извлечь из него пользу для нашего путешествия в этом мире. Всякий истинный процесс исцеления есть принятие принципа нашей целостности, единственности, укрепления нашей природы, здоровой или «святой».

Рассматриваемая под этим углом, система квинтэссенций доктора Э. Баха представляется как метод «исцеления через регармонизацию сознания». Он снова ставит нас в гармоничный контакт с нашей целостностью, нашим истинным источником энергии, с ключевыми точками нашей персональности, в которых жизненная энергия находится неправильно направленной или заблокированной.

«Исцели сам себя» – базовый принцип философии Э. Баха. Так как, в конечном счете, это мы сами, «универсальный принцип исцеления» или «божественная сила исцеления», которые в нас, которые признают и делают возможным исцеление. Бах полагал, что в недалеком будущем его цветочные эликсиры будут находиться не только в руках медиков и парамедиков, но также в каждом доме.
С этой точки зрения, кроме применения профессионалами в качестве вспомогательной (стимулирующей) терапии при некоторых психосоматических расстройствах, квинтэссенции Баха помогают все большему числу людей, которые работают над развитием, расцветом и совершенствованием своей души, чтобы очистить ее от «духовных токсинов».

Очень трудно, до настоящего времени, отнести к определенной категории метод квинтэссенций Э. Баха. По причине тонкости, утонченности ее действия, можно было бы в случае необходимости найти родство духа с традиционной гомеопатией согласно Ганеманну, а также с некоторыми методами антропософическими. Так как метод Баха не вторгается, мучительно, болезненно, с трудом через физическое тело, он действует напрямую на систему энергетическую, через ее очень утонченную сеть вибрационных частот.

Прежде чем сделать открытие своей цветочной системы, Эдвард Бах занимался медициной как бактериолог и гомеопат и пользовался большим уважением. Он чувствовал очень сильное духовное единение с Гиппократом, Парацельсом и Самуэлем Ганеманном, он разделял его мнение, что нет болезни, а только больные.

Однако, было бы несправедливо видеть в нем «Ганеманна нашей эпохи», как некоторые называли его при жизни. Так как то, что побудило этого 43-летнего врача в 1930 году покинуть свой кабинет на Харлей стрит, улице медицинских кабинетов в Лондоне, и посвятить шесть последних лет своей жизни в поисках «терапии более простой и натуральной», где «ничто не было бы ни разрушено, ни модифицировано», совсем ново и превосходит наиболее важные понятия в идеях и намерениях Ганеманна.

То, что ново и отличается от других тонких методов или чрезвычайно малых величин, применяемых Западом, резюмируется тремя пунктами:

1. Концепция, которую имел Эдвард Бах по поводу здоровья и исцеления, то есть духовные начала его теории, состоит в системе трансцендентальной мысли, которая превосходит ограничения, границы индивидуума. Из нее исходила для него новая форма «диагностики», которая больше не базировалась на физических симптомах, но исключительно на расстроенных состояниях души или на негативных чувствах, немного на манер гомеопатической, но более экстенсивной, расширенной.

2. То, что было также ново и отлично для нашей эпохи, это сам метод, простой и натуральный, которым доктор Бах освобождал энергию цветов от их материальной формы, чтобы связать ее с надлежащим проводником (средством, основой). Гармонизирующий эффект квинтэссенций осуществляется прямым путем, а не по принципу подобий (как в гомеопатии), не может быть ни передозировки, ни побочных эффектов, ни несовместимости с другими терапевтическими методами.

3. Этот безопасный, «безобидный» в лучшем смысле этого слова способ, делает метод Баха доступным много большему числу людей, как профилактическим, так и лечебным, целебным, каким не был ни один другой метод до него. Состояния души, описанные доктором Бахом, есть слабости характера, встречающиеся во всякой группе людей, а не болезни психологические, и нет необходимости быть врачом или психологом, чтобы применять цветочные эликсиры. Некоторая зрелость ума, живая сообразительность, проникающая мысль, хорошая интуиция и, разумеется, интерес к ближнему – вот необходимые качества, чтобы получить оптимальный эффект.

Глава II Действия эссенций Баха

На плане естественных наук не существует полностью удовлетворительного объяснения механизма действия квинтэссенций Баха. Другие инфинитезимальные (тончайшие, возвышенные) терапии используют гипотезы, основанные на таких различных областях, как молекулярная химия, информатика, кибернетика, психо-нейро-иммунология, и без сомнения можно было бы их применить к цветочной теории Баха. Принимая во внимание головокружительное увеличение знаний в этих областях и за небольшой промежуток времени будет возможно без сомнения скоро измерить и объяснить рационально энергетические изменения, вызванные инфинитезимальными методами.

Эдвард Бах нам оставил в нескольких словах суть своей цветочной терапии, в своих двух трудах «Исцели себя сам» и «Двенадцать целителей и другие лекарства», которые появились во Франции под названием «Исцеление цветами». Все, кто живут в том же духовном мире, что и Эдвард Бах, не будут нуждаться в других произведениях. Те, кто практикуют цветочную терапию Баха, должны иметь под рукой эту книгу, чтобы ее читать и перечитывать постоянно.

Однако выясняется, что даже в наши дни не все могут принять и понять глубокую простоту Баха, которая была выражена в словах другого поколения. Вот почему мы стараемся представить и объяснить на последующих страницах образ действия квинтэссенций Баха в терминах и сравнениях более современных. Они будут прослежены под углом психодинамическим, таким, как практики с психологической ориентацией любят ее представлять в настоящее время. И для заинтересованной публики мы упомянем эксперименты специалиста эзотерических практик.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ СОГЛАСНО ЭДВАРДУ БАХУ

Бах писал в 1934 году по этому поводу:
«Некоторые цветы, кустарники или деревья в диком состоянии высшего порядка (плана), по причине или в силу их высоких вибраций обладают мощью повысить наши собственные вибрационные частоты и открыть в человеческом существе каналы, по которым доставляются послания нашего Высшего Я. Они наполняют нашу персональность добродетелями, в которых мы нуждаемся, и вытесняют таким образом слабости, дефекты характера, которые нам доставляют страдания. Все, как прекрасная музыка или другие грандиозные вещи, обязанные вдохновению, они могут возвысить нашу персональность и приблизить ее к нашей душе. Они приносят нам мир и освобождают нас от наших зол (болей). Они не излечивают болезнь прямой атакой, но через тот факт, что они наполняют наше тело прекрасными вибрациями нашего Высшего Я, которые заставляют болезнь таять, как снег на солнце. Нет истинного исцеления без модификации наших понятий о жизни, о мире в душе и внутреннем счастье».

Эти мысли могут казаться поначалу невообразимыми, но они становятся такими блестящими, сверкающими, когда понимают и принимают основы, о которых говорил Бах, подобно Гиппократу, Ганеманну, Парацельсу, с которыми он чувствовал большую духовную близость.

Творение и судьба

  • Человеческая жизнь на этой земле и человек, как физическое существо, представляют собой фракцию более широкой высшей творческой идеи. Мы живем в рамках более широких, в Единстве, которое нас включает в себя, по аналогии с клеткой, являющейся частью тела.
  • Всякий человек есть два: он единственный в своем роде уникальный индивидуум, и через индивидуальные характеристики он в тоже время жизненная, витальная часть большой монады, Единства, которое нас включает в себя.
  • Поскольку творение есть Одно, мы связаны со всем, через общую частоту энергии, высшую и сверхмощную, которую называют, например, «творческим могуществом», «универсальным принципом», «космическим принципом», «любовью в самом высоком ее значении или понимании», или просто «Богом».
  • Развитие каждого человеческого существа следует некоторым внутренним законам, как все в этой вселенной, начиная с цветка, инея на окне, до рождения и смерти целых планетарных систем. Каждый человек владеет своей матрицей, где впечатаны его потенциальные энергетические возможности, его задача в этом мире, его миссия, его судьба, или любое другое имя, которое хотели бы этому дать.
  • Как часть высшей творческой идеи, человек имеет бессмертную душу, свое истинное существо, и смертную («временную») персональность, т. е. то, что он представляет собой на земле. Тесно связано с душой Высшее Я, которое выполняет в некоторой степени функцию посредника между душой и персональностью.
  • Душа знает миссию каждого. Ее желание – выразить и выполнить конкретно эту миссию с помощью Высшего Я через физическое тело и персональность. Сначала персональность не осознает эту миссию.
  • Между тем, потенциальные способности, которые хотела бы конкретизировать наша душа через нашу персональность, не принадлежат плану материальному. Речь идет скорее о высших идеальных качествах, которые Бах называл «добродетелями нашей наиболее возвышенной природы». Ее частью являются, например, нежность и сила характера, мужество, постоянство, мудрость, радость, настойчивость. Великие поэты всех эпох воспевали их, как благородные качества человеческого существа. Можно было бы также их назвать концептами или архетипическими идеалами человечества, реализация которых, с точки зрения самого великого Всего приносит нам истинное счастье. Если эти концепты не претворяются в реальности, мы рано или поздно развиваем противоположное чувство: мы несчастны. Добродетели не конкретизированные проявляются в их противоположности как «дефекты» характера. Встречаются, в зависимости от случая, высокомерие, жестокость, ненависть, эгоизм, невежество, алчность. Эти дефекты (и это мнение не только доктора Баха) являются реальными причинами наших болезней.
  • Каждое человеческое существо имеет бессознательное желание жить в гармонии, поскольку вся природа, рассматриваемая как бесконечное поле энергии, стремится к наиболее эффективному энергетическому состоянию.

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением». Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом, несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти.
В последние годы жизни гения музыки проявляется болезнь глаз. Трудно сказать, что это было – диабетическая ретинопатия, возрастная макулодистрофия, глаукома или катаракта. Возможно была гипертония, которая могла усугубить проявления катаракты. Бах жаловался сначала на трудности при чтении, особенно в условиях пониженной освещенности. Говорилось даже о выпадении отдельных букв при попытках беглого чтения. У него ухудшилось цветовосприятие и сумеречное зрение. А еще эти загадочные головные боли. Артериальная гипертензия, атеросклероз сосудов головы и шеи? Если так, то повышение давления и атеросклероз, особенно сонных артерий, имеют четкую связь с макулодистрофией.

Его оперировал некий Д. Тейлор (John Taylor, 1703–1774). Он был старшим сыном Джона Тейлора, хирурга и аптекаря из Норвича. Родился 16 августа 1703 года. В 1722 году поступил на работу в качестве помощника аптекаря в Лондоне. Учился хирургии под руководством У. Чизелдена (William Cheselden) в госпитале св. Фомы, уделяя особое внимание заболеваниям глаз. Затем Тейлор некоторое время практиковал в Норвиче в качестве общего хирурга и окулиста, но, встретив значительное сопротивление врачебной корпорации, решил расширить сферу своей деятельности. В 1727 году он начал путешествие по стране, и до 1734 объехал большую часть Британских островов. Получил степень доктора медицины в Базеле в 1733 году и стал членом тамошней коллегии врачей. В 1734 году Тейлор получил степень доктора медицины в университетах Льежа и Кельна. В том же году совершил турне по Франции и Голландии и вернулся обратно в Лондон в ноябре 1735 года. В 1736 году он был назначен окулистом английского короля Георга II. Более 30 лет Тейлор продолжал свои офтальмологические «гастроли», имея в Лондоне штаб-квартиру, но посетив почти каждый суд в Европе!

Тейлор уверял, что слушал лекции Г. Бургаве и учился коучингу у выдающегося французского хирурга и анатома Жана Луи Пти (Jean Louis Petit, 1674–1750). Похоже, что лучше он от этого не стал. Современники характеризовали Тейлора как субъекта, который потрясающе умел «убалтывать» больных. Существует очень выразительное определение его: «в науке - ученый, в практике - шарлатан».Он был автором книги «История путешествий и приключений Шевалье Джона Тейлора, офтальмиатра» (Лондон, 1761). Себя он неизменно величал «шевалье» (кавалер). Помните «шевалье д,Артаньяна»? Ну прямо мушкетер! Если судить по тому, скольких пациентов Тейлор лишил глаз, то да. Тейлор путешествовал по Европе в карете, на которой были нарисованы красивые и выразительные… глаза! О его прибытии в город сообщалось заранее (он использовал громкий слоган «Возвращая зрение - возвращаю жизнь»), чтобы привлечь как можно больше доверчивых простофиль. Обычно он делал небольшой разрез в конъюнктиве глаза и накладывал повязку на семь дней. За это время он смывался из города, и его обман не успевали разоблачить. А под повязкой легче развивалась вторичная инфекция, которая тогда могла легко погубить глаз. Примечательно, что в качестве платы за лечение Тейлор принимал не только деньги, но и ценные вещи, например золотые часы. Писатель Сэмюэль Джонсон использовал пример Тейлора в качестве иллюстрации того, как «далеко в своей наглости может дойти невежество». Но Тейлор не смущался упреками и называл себя опытным «коучером» - хирургом, специализирующимся на удалении катаракты дроблением.

Надо признать, что кое-какие достижения у Тейлора все же были. Он был первым, кто описал кератоконус, да и в хирургическом подходе к косоглазию (посредством разреза глазодвигательной мышцы) он был впереди своего времени (R. Zegers, 2011). Пациенты во второй половине XVIII века при глазных операциях сидели в кресле в вертикальном положении и плотно прижимались помощником врача к спинке стула, ведь единственной анестезией были алкоголь и опиаты. А вот Д. Тейлор использовал шпатель, которым прижимал верхнее веко к костной стенке глазницы. Части назоресничного нерва или его ветвей «выключались», а именно эти нервы обеспечивали иннервацию роговицы, радужки и ресничного тела, поэтому манипуляция Тейлора все-таки ослабляла боль.
В течение последнего года жизни Баха зрение композитора стало настолько плохим, что он, после уговоров друзей, решился на операцию. На беду в тот момент и прикатил Тейлор в своей «глазной» карете. Первая операция Баха состоялась между 28 и 31 марта 1750 года, а вторая была выполнена в период с 5 по 7 апреля. Скорее всего, первая операция была стандартным «коучингом» - процедурой, которую Тейлор описал в своей книге о лечении катаракты и глаукомы (1736). При этой операции разрез размером около 4 мм производился на 3,5 мм кзади от лимба. Плоско-выпуклой иглой вскрывалась задняя капсула хрусталика, и движением иглы кпереди и вниз непрозрачный хрусталик смещался книзу в стекловидное тело. Понятно, что без какой-либо коррекции даже в случае удачи человек мог видеть очень плохо. Второй раз Бах был прооперирован из-за появления катаракты (?!). Возможно, что коучинг привел к смещению хрусталика кпереди, зрачковому блоку и вторичной глаукоме.
Что именно случилось во время операции, нам никогда не будет известно, но общий подход Тейлора после вмешательства включал кровопускание, слабительные, закапывание в глаз капель крови от убоя голубей (?!) и припудривание его сахарной пудрой или прокаленной солью. В случае серьезных воспалений Тейлор назначал большие дозы ртути. И это все происходило в доантисептическую эпоху. Конечно, много осложнений могло быть вызвано такими операциями: увеит или эндофтальмит, вторичная глаукома, кровоизлияние, отслойка сетчатки и даже (после 4–8 недель) симпатическая офтальмия.

Кстати говоря, неизвестно, прооперировал Тейлор один или оба глаза у Баха в обоих случаях. Он, возможно, взялся за вторую операцию потому, что результат был не совсем таким, как он хотел, или, возможно, он прооперировал второй глаз во время второй операции. По данным газеты Vossische Zeitung (1750 г., № 41), Бах был в состоянии видеть намного лучше после первой операции: «В числе других он оперировал - причем с наижелательнейшим успехом - и господина капельмейстера Баха, из-за [слишком] частого употребления зрения почти совершенно оного лишившегося, - какового неоценимого счастья многие тысячи людей сему всемирно знаменитому композитору от души желали и всячески господину Тейлору за то признательны… [Сообщение в „Берлинской привил. газете“. - Лейпциг, 1.IV. 1750 г.]». Но есть предположение, что на газету мог оказать влияние сам Тейлор.

Биографы указывают на то, что Бах полностью ослеп после второй операции и что он почувствовал себя плохо и испытывал боль в глазах. Но, как уже говорилось, боль в глазах была и задолго до этого. Именно то, что Бах был «совершенно слепой» после второй операции, говорит в пользу операции на двух глазах или слепого до операции одного глаза. Если и правда его правый глаз был незрячим, то Тейлор предпочел, как и всегда, оперировать левый глаз! Кроме того, выражение «полностью слепой», которое использовалось тогда, возможно, не совпадает с интерпретацией современных офтальмологов. Бах так и не восстановился после операции. В источниках упоминается внезапное возвращение зрения за несколько дней до смерти композитора, за которым последовал инсульт. Потом развилась лихорадка, спутанность сознания и наступила смерть. 28 июля 1750 года, в 18:15, на 66-м году жизни, несмотря на помощь двух самых искусных врачей в Лейпциге, И. С. Бах умер менее чем через четыре месяца после второй операции.

Внезапный краткий, спонтанный возврат зрения композитора большинству исследователей кажется маловероятным после длительного периода воспаления и/или повышенного внутриглазного давления. Может, это была галлюцинация или синдром Бонне, когда больные испытывают сложные зрительные галлюцинации. Этот синдром связан с ухудшением или потерей зрения из-за того, что деафферентация вызывает в сенсорной коре спонтанную активность с формированием зрительных образов в сознании. Впервые описавший этот синдром Шарль Бонне (Charles Bonnet, 1720–1793) сам им не страдал. Галлюцинации были у его деда - Шарля Люллена. Он перенес операцию по поводу катаракты, и зрение было довольно плохим. В 1759 году он описал внуку свои разнообразные видения. Первое, что он «увидел», - носовой платок в воздухе. Большой голубой носовой платок с четырьмя оранжевыми кругами. Он знал, что это галлюцинация, потому что платков в воздухе не бывает. Потом он увидел большое колесо на горизонте. Но иногда он не был уверен в том, видит он сейчас галлюцинацию или нет, потому что галлюцинации могли соответствовать зрительному контексту. Один раз у него в гостях были внучки. Он спросил: «Кто эти красивые молодые люди с вами?» Они ответили: «Увы, дедушка, с нами нет никаких красивых молодых людей». И тогда красивые молодые люди исчезли. Ш. Люллен видел сотни разных фигур, различные пейзажи всех видов. Однажды он увидел человека в халате, курившего трубку, и понял, что это он сам и есть. «Это был единственный персонаж, которого он узнал»(G. de Morsier, 1967).
«Апоплексический удар» - в те времена неспецифический термин, который, возможно, указывает лишь на то, что Бах потерял сознание. Но это не была внезапная «аритмическая» смерть от остановки кровообращения. У композитора была лихорадка и постепенная утрата сознания. Лихорадка свидетельствует об инфекции. Важно понять, есть ли связь между операцией Д. Тейлора и инфекцией. Кажется маловероятным, что послеоперационный эндофтальмит тлел в течение четырех месяцев, прежде чем привести к смертельному сепсису. Безусловно, операции, кровопускание и/или слабительные, примененные Тейлором, ослабили бы и проявления инфекции. Одним словом, однозначно обвинить Д. Тейлора в смерти Баха невозможно. Но ведь он же ослепил и другого великого композитора - Генделя! Судьба, кстати говоря, жестоко отомстила Тейлору: согласно легенде, перед смертью он сам ослеп.

«Некролог» пишет о болезни Баха: «У него было слабое от природы зрение, которое следствие неслыханного воодушевления, с которым он учился, особенно в молодые годы, когда бодрствовал целыми ночами, все ухудшалось, и в последние годы эта слабость зрения превратилась в болезнь глаз. Бах хотел было избавиться от своей болезни путем операции. Движимый отчасти желанием всеми своими оставшимися, и еще очень свежими, духовными и телесными силами служить богу и своим ближним, отчасти следуя совету некоторых своих друзей, возлагавших большие надежды на одного глазного врача, прибывшего в то время в Лейпциг, Бах решил избавиться от болезни путем операции. Однако операция, несмотря на то, что ее пришлось проделать дважды, не удалась. Он не только потерял зрение, но вследствие операции и оказавших вредное действие лекарств, разрушился весь его до того совершенно здоровый организм, так что целые полгода он был почти постоянно болен. За десять дней до смерти казалось, что зрение его поправляется, так что как-то утром он снова начал видеть и даже мог выносить свет. Но через несколько часов после этого с ним случился апоплексический удар, затем резко поднялась температура и, несмотря на все старания двух самых лучших врачей Лейпцига вернуть его к жизни
28 июля 1750 года в четверть девятого на шестьдесят шестом году жизни он тихо отошел в другой мир».

Известный английский глазной врач шевалье Джон Тейлор, который позже лечил и Генделя, в своих мемуарах «История путешествий и приключений глазного врача шевалье Тейлора, написанная им самим» рассказывает, кстати, довольно неточно, историю лечения Баха: «Я видел множество удивительных животных, дромадеров, верблюдов и др., особенно в Лейпциге, где я возвратил зрение одному знаменитому музыканту, которому шел уже 88-ой год (sic!). С ним вместе вначале воспитывался Гендель».
Последним произведением Баха стала хоральная прелюдия для органа, которую он продиктовал своему зятю, практически находясь на смертном одре. Название прелюдии - "Vor deinen Thron tret ich hiermit" ("Вот я предстаю перед Твоим троном"), этим произведением часто заканчивают исполнение неоконченного "Искусства фуги".

"Исцели себя сам" - к такому пониманию пришел английский врач Эдвард Бах в 30-х годах прошлого века. Он обнаружил, что болезнь - это следствие конфликта между разумом и душой, потеря внутреннего баланса, разлад со своей личностью. Недостаток мудрости приводит к близорукости, а недоверчивость и злорадность - к сердечным заболеваниям.

А значит, лечить нужно не болезнь, а человека: вернуть ему возможность гармоничного развития, чтобы он перестал испытывать неблагоприятное воздействие расстроенного состояния души и негативных эмоций.

Впрочем, обычные спутники повседневности - сомнения и конфликты, стресс и обиды - не всегда обретают вид болезней. Однако они стеной встают между людьми, создают препятствия на пути движения к цели, мешают жить полной жизнью и, наконец, просто не дают человеку быть собой - то есть той индивидуальностью, которой его создала природа.

Цвет жизни

Природе свойственна гармония, а значит, она может помочь человеку в обретении внутреннего равновесия. Цветы Баха - это 39 цветочных эликсиров: 38 эссенций созданы из 38 растений по типу монопрепарата, а 39-я содержит в себе настой пяти цветов.

Эдвард Бах пришел к выводу, что каждое из выбранных им растений соответствует энергии особого порядка в человеке, имеет свою «частоту». И значит, для коррекции нашего разбалансированного энергетического поля можно найти свое «цветочное лекарство». Впрочем, поскольку это энергетическое поле соткано из множества волн и потеря настройки одной ведет к сбою другой, то зачастую требуется не одна эссенция, а несколько - от двух до семи.

Поиск цветов

Принцип «исцели себя сам» дает возможность каждому заниматься своей терапией. Для этого нужно беспристрастно оценивать свою личность, свой характер, текущее психоэмоциональное состояние... Поэтому первый этап цветочной терапии - это беседа с самим собой, исследование своей жизни, честные ответы на важные вопросы.

И, в частности, начать следует с определения того, какие эмоции, ощущения и состояния не дают нам достичь гармонии.

В помощь такой беседе служат многие справочники по Цветам Баха, которые помогают понять себя и определить, куда двигаться дальше. И, конечно же, врачи, которые используют Цветы Баха в своей практике. Особенно много их в Европе, где цветочные эссенции изучаются в медицинских институтах, продаются в аптеках как гомеопатические средства и широко используются врачами разного профиля, но и в России тоже, несмотря на то, что эссенции Баха стали известны у нас всего несколько лет назад. Обратите внимание, что сегодня продажа цветов по интернету стала доступна для большинства жителей нашей страны.

Цветочная практика

Сколько времени необходимо принимать Цветы Баха? В отличие от традиционных лекарственных практик, здесь решение принимает не врач, а сам пациент. И безошибочным сигналом в этом становится изменение качества его жизни. Иногда всего нескольких недель бывает достаточно, чтобы скорректировать дисбаланс, иногда для поиска равновесия требуется курс в несколько месяцев.

Решение о том, сколько цветочных эссенций принимать одновременно, опять-таки остается за пациентом: единственное правило, которое тут нужно помнить, - это то, что стоит корректировать те чувства, которые вы испытываете в настоящее время, и не ограничиваться 1-2 «цветами». Кажется, что вам требуются все «цветки» из списка? Скорее всего, вы не закончили процесс своей диагностики и не определили точно основные слабые места.

Исключение составляет только 39-я эссенция, «Рескью ремеди», которая принимается не курсом, а в тех ситуациях, которые сопровождаются интенсивным страхом или требуют напряжения всех душевных сил. Паника перед полетом на самолете или важными переговорами, сильный стресс в условиях, которые требуют действия или утешения? Скорая помощь находится в маленьком флаконе цветочной эссенции: несколько капель - и жизнь удивительным образом начинает пестрить новыми красками.

Исцели себя сам. Эдвард Бах.

Можно предположить, что эта книга будет полезна тем, кто занимается медициной и служит Богу, тем, кто искренне верит в то, что человек рожден для счастья, и готов удвоить свои усилия, чтобы найти облегчение людским страданиям и приблизить тот день, когда победа над болезнью восторжествует. Главной причиной неудач современной медицины является то, что врачи лечат результат, а не причину. В течение многих лет самая природа болезни была скрыта под маской материализма и имела все возможности процветать, т. к. никто не боролся с первопричиной заболевания...

История Путешественников. Эдвард Бах.

Все фрагменты, собранные здесь, связаны с лекарственными средствами. Самое первое издание датировано началом 1934 года, когда Доктор Эдвард Бах открыл шестнадцать средств, которые поделил на двенадцать «целителей» и четырёх «помощников». Последний и самый поздний текст был написан в 1935 году, незадолго до того, как Бах завершил свою систему и составил классификацию, согласно которой 38 средств были распределены по семи группам, разделение на целителей и помощников было опущено и внимание было сфокусировано на каждой растении отдельно.

Освободись. Эдвард Бах.

Будучи в Лондоне, Доктор Эдвард Бах написал книгу «Освободись», значительную часть которой сочинил в Риджентс-Парке, подальше от шума и суеты столицы. Этот текст был опубликован спустя несколько лет в виде брошюры... Многие широко известные студентам цитаты о здоровье пришли со страниц этой книги. Подзаголовок к одной из коротких глав резюмирует всё, о чём писал и во что верил Доктор Бах: «Здоровье – это результат гармонии со своей душой»...

Вы страдаете от самих себя. Эдвард Бах.

Этот текст был напечатан Дорлинг и Ко (Эпсом) Лтд в г. Эпсом, графство Суррей, в виде 16-страничного буклета. Этот текст представляет из себя выступление доктора Баха перед гомеопатическим обществом в г. Саутпорт, графство Ланкастер в феврале 1931 года. Это выступление было приурочено к первой публикации книги Баха по философии целительства и здоровья «Исцели себя сам».

Не может быть и речи об истинном исцелении, если мы не находимся в гармонии с самим собой, если нет изменений во взглядах и отношениях, мира в душе, в сознании и внутреннего спокойствия. Но какая бы причина не скрывалась за нашими болезнями, какие бы неприятности не разрушали наше счастье - эти прекрасные, чистые, природные средства призваны вернуть нам благополучие и радость жизни. (Эдвард Бах)

(24.09.1886 – 27.11.1936) – английский врач, гомеопат, бактериолог и духовный писатель, наиболее известный разработкой так называемых цветочных средств Баха. 100 лет тому назад доктор Бах считал, что причиной большинства заболеваний являются болезненные состояния разума человека и подход к каждому пациенту должен быть индивидуальным. Гомеопатическим способом он готовил настойки из абсолютно безвредных дикорастущих цветов и некоторых растений и назначал их больным для коррекции их эмоционального состояния. Философские взгляды Эдварда Баха и его подход к целению от лучших достижений древней медицины перекинули мост далеко в будущее.

Детство и начало трудовой жизни

Эдвард Бах родился 1886 году в городке Мозли (Moseley), расположенном примерно в трех милях от Бирмингема, – в области древней кельтской культуры, тесно связанной с природой. Уже в детстве Эдвард был сложившейся натурой, умел серьезно сосредотачиваться на тех вещах, которые его интересовали. Его отличала большая любовь к природе и огромное сострадание ко всем страждущим. Потому он мечтал найти простую форму лекарства, которая вылечивала бы многие заболевания, а также представлял, что целительная сила течет у него из рук – сон, который он реализовывал в течение своей жизни.


Отношения в семье Бахов были достаточно жесткие. Позже Э. Бах многократно писал о том, что родители не должны пресекать желания детей. Напротив, они обязаны пестовать в детях независимость, индивидуальность и свободу так, чтобы ребенок не боялся самостоятельно думать и действовать. Он много писал о том, что именно в раннем детстве в семье складываются стереотипы, с которыми приходится потом бороться всю жизнь. Его отец был литейщиком и хотел, чтобы старший сын Эдвард перенял его мастерство, поэтому мальчик с шестнадцати лет начал помогать отцу, не переставая мечтать о врачебной деятельности.

Будучи очень деликатным, только через три года такой несчастной жизни Эдвард решился сказать отцу о своем призвании. Учитывая его слабое здоровье, отец позволил ему оставить литейное дело и осуществить свою мечту стать врачом. Биографы доктора Баха писали о том, что Эдвард чувствовал себя очень виноватым из-за того, что пришлось в связи с учебой взять некоторое количество денег из семейного бюджета.

Медицинские исследования и первые годы медицинской практики

Эдвард Бах в молодости

В возрасте 20 лет он начал изучать медицину в Бирмингемском университете; завершая образование, работал в клинике Университетского колледжа (University College Hospital) в Лондоне; в 1912 году получил диплом врача от Королевской коллегии хирургов (Royal College of Surgeons), а через год – звание бакалавра медицины.

В бытность студентом-медиком, Эдвард Бах проводил немного времени с книгами, поскольку истинное изучение заболеваний для него заключалось в наблюдении за пациентами и различиями в их реакции на болезнь. Он заметил, что стандартное лечение не всегда действовало одинаково на одну и ту же болезнь у разных пациентов. Он начал замечать, что те пациенты, которые обладают похожими свойствами личности, часто реагировали сходным образом на одно и то же лечение, другим же, с отличными чертами личности, требовалось иное лечение, хотя все они жаловались на одно и тоже нарушение. Практический опыт и наблюдения были единственным верным способом обучения, и начинающий врач мало прибегал к использованию общепринятых теорий до тех пор, пока не убеждался в их пользе на своем опыте.

14 января 1913 года Э. Бах сочетался браком со своей первой женой. Заметим, что почти вся имеющаяся информация о жизни д-ра Баха исходит либо из книг, писем и брошюр, которые он оставил после себя, либо из биографии, написанной его ассистенткой Норой Уикс. В книге «Медицинские открытия доктора Эдварда Баха» Нора дает много увлекательных сведений о его работе, но очень мало данных о его частной жизни. Бах сам тщательно уничтожил многие из своих писем и брошюр до своей смерти, оставляя только те, которые хотел обнародовать.

Иммунология и открытие 7 нозодов

Клиника Университетского колледжа

В 1913 году Бах стал врачом-травматологом в клинике Университетского колледжа, а затем в том же году хирургом-травматологом в Национальном госпитале трезвенников (National Temperance Hospital), однако плохое состояние здоровья вынудило его отказаться от последней должности, и после периода восстановления он занялся частными консультациями на Харли Стрит, где вскоре был очень занят практикой.

Чем больше он работал, тем больше оставался недоволен результатами, которые получал с помощью традиционной медицины. Он чувствовал, что в лучшем случае только смягчает и облегчает симптомы, и еще больше убеждался, что личностям его пациентов следует уделять не меньше внимания, чем рассмотрению симптомов их недугов. Присматриваясь к другим методам лечения, он заинтересовался иммунологией и вскоре занял должность помощника бактериолога в клинике Университетского колледжа.

Эдвард Бах был невероятно трудолюбивым человеком – напряженный график приема пациентов и задачи, которых он хотел достичь в сфере научно-исследовательской работы, стали негативно сказываться на его здоровье. В 1917 году он потерял сознание в своей лаборатории. У него констатировали злокачественную опухоль селезенки, которую надо было незамедлительно оперировать. Учитывая характер болезни, сложность операции и бытовых условий*, прогнозировалось, что Э. Баху осталось жить всего только три месяца. Однако врач был полон решимости продолжать начатые исследования. Жизненная энергия и увлеченность придали ему столько сил, что после назначенного времени Э. Бах не только не оставил этот мир, но прожил еще 19 лет, работая еще более интенсивно, чем раньше.

* В 1916 году у д-ра Баха родилась дочь, а уже в апреле 1917 года он потерял жену. В мае этого же года состоялся его второй брак, завершившийся разводом в 1922 году.

Д-р Э. Бах с дочерью

В 1918 году он оставил работу в клинике и основал свою собственную лабораторию для продолжения исследований. В ноябре он вступил в масонскую ложу, в которой, судя по документам, состоял до конца жизни.

В 1919 году он занял должность патолога и бактериолога в Лондонской гомеопатической больнице, где впервые познакомился с работами Самуила Ганемана (S. Hahnemann), основателя гомеопатии. По мере изучения работы Ганемана – «Органон», он был поражен сходством идей Ганемана и своих: «лечить пациента, а не его болезнь».

В процессе бактериологических исследований Бах обнаружил, что определённая микрофлора кишечника соответствует не только определенному заболеванию, но еще больше – вполне определенному человеку со всеми присущими ему индивидуальными особенностями. В результате он выявил семь групп кишечных бактерий, которые соответствуют семи различным типам характеров и разработал гомеопатические препараты, которые не надо было впрыскивать, а можно было принимать внутрь, что гораздо больше нравилось пациентам и намного реже приводило к осложнениям. Эти знаменитые семь «кишечных нозодов*» доктора Баха помогли множеству людей, особенно тем, кто страдал хроническими заболеваниями.

_______________________________

* Нозоды - препараты, созданные на основе продуктов болезней человека (патологические выделения и патологически изменённые ткани), а также микробиологических препаратов.

Врач и открытые им бактериальные нозоды становились все более популярными, коллеги использовали открытия Э. Баха и называли его вторым Ганеманом. Бах изучал влияние питания на здоровье, публиковал статьи о хронических заболеваниях и иммунитете.

Последние шесть лет жизни и открытие цветочных эссенций

Несмотря на то что Эдвард Бах считал гомеопатию медициной будущего, после десяти лет практики он все же от нее отвернулся. Он был не удовлетворен тем, что лекарства, суть которых состоит в том, чтобы вылечить человека и помочь ему вернуть здоровье, готовятся из веществ, связанных с заболеванием. Врач был уверен, что природа могущественна и в ней возможно найти средства, которые могли бы помочь человеку во всех затруднениях. Его намерением было найти в природе растения, которые могли бы заменить открытые им бактериальные нозоды.

Подспорьем в этой новой для него деятельности были воспоминания детства, проведенного в сельской местности, а также необыкновенные наблюдательность и интуиция. Тем не менее, прошло много времени, пока он нашел свой путь к новому методу лечения людей.

Найти растения с теми же паттернами и действием, что и нозоды, Баху удалось лишь в 1928 году. Однажды, находясь на большом званом обеде и наблюдая за другими гостями, он вдруг увидел, что, на самом деле, типов личности больше чем те семь, которые он выявил в работе с нозодами. В этот момент вдохновения он увидел, что обобщенно говоря, все человечество принадлежит к различным «типам групп». С тех пор он удвоил усилия, наблюдая за тем, как его пациенты реагировали на жизнь и обстоятельства, тщательно документировал все свои выводы, расширив количество типов групп.

Подобные – «озаренные» – состояния были для Баха не редкостью. Когда в сентябре 1928 года он интуитивно поехал в Уэльс, на него снизошло очередное прозрение. Прогуливаясь вдоль реки Аск, он привез в лондонскую лабораторию три растения, из цветков которых, используя придуманный им самим «солнечный метод», приготовил три первых цветочных настоя. Это были цветы губастика, недотроги и репешка, помогающие при тревогах и страхах, характерных для самого доктора Баха. Настоем из цветов губастика (Mimulus) он предполагал лечить страх бедности и одиночества; из цветов недотроги (Impatiens) - болезненную суету и спешку, а из цветов репешка (Agrimony) - склонность к гипертрофированному чувству долга. Так доктор Бах иллюстрировал разные реакции человеческих типов и позитивный настрой, который восстанавливают цветочные лекарства. Спустя долгое время, чтобы пояснить смысл своего открытия, он даже придумал сказку, повествующую об особенностях характеров разных человеческих типов.


После первых «цветочных» открытий доктор Бах прекратил исследовательские работы в Лондонской гомеопатической клинике и в начале 1930 года открыл врачебную практику в сельской местности. На тот момент Бах был очень уважаемым и выдающимся человеком в области бактериологии. Очень немногие из его коллег могли понять внезапное изменение направления его работы, не было недостатка в тех, кто пытался заставить его изменить решение. Однако это ни к чему не привело, так как он был абсолютно убежден в своем пути. Результатом, как мы теперь знаем, стало открытие 38 различных эссенций, вместе с двумя уникальными методами приготовления, которые он разработал для них.

Как доктор Бах находил растения, способные исцелять недуги? На этот вопрос сегодня можно ответить лишь отчасти. Обладая очень тонкой чувствительностью, свойства различных цветов он определял по тому воздействию, которое они оказывали на него самого. Покинув Лондон (жизнь в большом городе угнетала и опустошала его) и перебравшись в сельскую местность, он каждый день совершал длительные прогулки в поисках растений-целителей. Бах так хорошо улавливал тонкие энергии, что мог, приблизив к губам каплю росы или лепесток цветка, получить полное представление о его целебных свойствах. Ему достаточно было взглянуть на какой-нибудь цветок, чтобы немедленно ощутить все те эмоциональные и физические состояния, которые могла вылечить эссенция этого цветка.

Между 1930 и 1932 д-р Бах нашел и подготовил цветочные эссенции тех растений, которые он назвал «Двенадцать Целителей». Их он связал с типами кармических уроков, с которыми люди должны были работать в жизни.

В эти первые годы исследований и подготовки эссенций, он жил в Кромере (Cromer), на берегу моря, и путешествовал, чтобы найти цветы, которых недоставало для завершения его работы. В 1933 году он ввел в практику еще четыре растения, которые назвал «Четырьмя Помощниками».

Дом в Сотвеле

В 1934 году, после того как он исходил вдоль и поперек английские поля и решил, что его оздоровительная система вполне готова, он осел в деревне Сотвел (Sotwell). Там он служил своим клиентам, заботился о саде и даже собственноручно мастерил мебель. Но в начале весны 1935 года он вдруг почувствовал импульс, заставивший его возобновить исследовательскую работу.

В то время как первые эссенции были открыты им в течении 6 лет, на основании длительных наблюдений за растениями и состоянием больных, вторая группа была создана всего за полгода. Это новое открытие явилось колоссальной нагрузкой для Эдварда Баха. Нора Уикс свидетельствует, что, несмотря на крайнюю занятость, на слабость и изнуренность, он продолжал заботиться обо всех, кто обращался к нему за помощью, и всегда дарил улыбку, стремясь принести радость и счастье своим соседям. Воистину он следовал тем простым истинам, о которых говорил в своих книгах: «Жизнь не требует от нас немыслимых жертв; она просит совершать наше путешествие с сердцем, наполненным радостью и быть благословением для окружающих».

С тех пор как Бах опубликовал свои первые статьи о цветочных эссенциях, его стал преследовать Английский медицинский совет (English Medical Council). В своем последнем письме, адресованном в EMC в 1936 году, он писал: «Убедившись, что полевые травы очень просты в использовании и так удивительно эффективны по своей целительной силе, я отказываюсь от ортодоксальной медицины». Он также заявил, что больше не считает себя врачом и предпочитает называться травником. Тем не менее, его имя никогда не было изъято из медицинского реестра Великобритании.

Ноябрем того же года датировано его знаменательное письмо к ближайшим сотрудникам, в котором он сообщил: «Моя задача выполнена, Моя миссия в этом мире закончилась». Обращаясь к Норе Уикс, Виктору Бюллену и Мэри Тэбор, он продолжил: «Есть моменты, подобные этому, когда я жду зова, сам не знаю откуда. Если этот зов придет, а это может произойти в любую минуту, я прошу вас, вас троих, продолжить замечательную работу, которую мы начали. Работу, которая может освободить людей, устраняя силы болезни...» Его ассистенты должны были серьезно отнестись и к следующей его просьбе: «Многие захотят увеличить число лекарств, захотят изменить и усложнить метод, но старайтесь его сохранить в его полной простоте».

В день своего пятидесятилетия д-р Бах выступил с лекцией «Лечение растениями» (Healing by Herbs), и вскоре после этого, 27 ноября, во сне его сердце перестало биться.

Удивительные черты характера

Будучи крайне непростым человеком, Эдвард Бах был очень чувствителен к страданию других и одновременно бескомпромиссно отстаивал некоторые принципы, особенно те, которые касались уважения к свободе. Он мог быть растроганным из-за мельчайшей вещи, но мог и разгневаться. Полный юмора, он любил простые удовольствия жизни, страстно любил служить другим. Он обладал очень развитой интуицией и способностью широко мыслить, щедрой и экспансивной любовью ко всему живущему, твердостью в любом испытании, и наряду с этим – исключительными качествами целителя.

Кабинет д-ра Э. Баха

Доктор Бах, врач-идеалист, был одержим страстью к исследованиям человеческой природы. В его статьях и выступлениях на конференциях видна постоянная забота о том, чтобы научить каждого руководствоваться своей духовной природой, избавляться от гнета эмоций и неправильных убеждений, а также от влияния других людей, даже самых близких. Для него абсолютная свобода есть наше право от рождения: «Если мы внимаем и слушаемся только наших собственных желаний, не попадая под влияние другой персональности, мы всегда будем ведомы по правильному пути наилучшим образом, делая наши жизни в высшей степени полезными и здоровыми для других». Или еще: «Каждое человеческое существо уникально в том, что он или она имеет свою собственную персональность, которая не должна давать себя подавить современной тенденции разрушить характер, тенденции, которая старается сделать из нас простые элементы большой машины.… Со временем, те, кто остались верны сами себе, всегда рассматривались как гении, так как какова бы ни была позиция, в которой они находились, они выполнили свое предназначение. Мир любит их и вдохновлен теми, у кого было мужество выполнить свою миссию, не заботясь о публичном мнении. И каждый должен быть примером индивидуальности».

Как видим, доктор Бах придавал большое значение сохранению индивидуальности. Его чувствительность делала его очень уязвимым, и он должен был с самого начала своей жизни ограждать себя. Когда он был в контакте со своим «маленьким голосом», он излучал мир вокруг себя, и его любовь была так велика, что становилась целительной для существ, которым он желал помочь. Он мог чувствовать даже скрытые настроения окружавших его людей. Порой он настолько улавливал негативные мысли и энергию некоторых персон, что должен был отстраняться от них и даже избегать. Однажды, во время концерта, он внезапно поднялся и выбежал из зала. Человек, сидящий позади него, внешне нормальный, излучал такие негативные чувства, что они были для Баха непереносимыми. И наоборот, если человек просил его о помощи, даже чувствуя его негативное состояние, он забывал о своих импульсивных реакциях, чтобы полностью отдаться заботе о нем.

Медицина цветов и философия, которые он подарил миру, несомненно, были божественным вдохновением, однако он оставался при этом очень человечным. Кроме своего непредсказуемого характера, доктор Бах много курил. Он был вегетарианцем несколько лет, но время от времени употреблял мясо, «чтобы остаться в моем теле до того, как моя миссия будет закончена», – говорил он. Всю жизнь он был мучим своим телом, которое заставляло его страдать от частых болей. Несмотря на страдания, он был упорен в работе, не позволяя телесным пыткам влиять на его миссию. Когда он бродил в поисках дикорастущих растений, способных помочь его пациентам, бывало так, что он страдал от язв на ногах, от ослепляющих мигреней, от мучительных навязчивых невралгий. Он говорил: «Я должен знать, что такое боль, и изучать каждое ощущение для того, чтобы иметь истинное осознание того, как страдают другие».

Всю жизнь он старался не позволять влиять на себя протоколам, конвенциям или другим людям и реагировал немедленно на свои внутренние импульсы, даже в разгар собрания или застолья.

Доктор Бах умел развлекаться и восхищаться, увлекался простыми вещами, как ребенок. Он был в контакте с растениями и животными. Случалось, что птицы приближались к нему без страха и садились на его лопату, когда он работал в саду. Рассказывают, что даже опасные собаки приходили лизать ему руки. Он утверждал, что прожил уже несколько жизней целителем. Он мечтал принести страдающим медицину, которая была бы доступна всем.

Сила цветов доктора Баха

Пишущая машинка д-ра Э. Баха

В работах, оставленных Эдвардом Бахом, нет упоминания о религии или философии, которые ему были близки. Но в них нередко встречаются ссылки на Будду, Христа, Мастеров Белого Братства. Его произведения изобилуют такими выражениями, как Высшее Я, Божественное Руководство, бессмертие души, череда жизней... Некоторые из них могут навести на мысль о его причастности к масонству. Трудно сказать, какие, на самом деле, школы или духовные традиции вдохновляли ученого, но во главе его исследований всегда стояло духовное содержание человека.

«Болезнь не наказание, но всего лишь коррекция: она указывает нам на наши же ошибки и не дает совершить ошибки еще более серьезные и тем самым нанести себе еще больший вред; она помогает нам вернуться на путь Истины и Света, с которого мы сошли» – так размышлял Эдвард Бах, разрабатывая в начале ХХ века цветочную терапию.

Результаты изысканий Баха оказались неожиданными: «Болезни, особенно хронические, - это лишь следствие душевной дисгармонии. Они возникают, когда есть конфликт между нашим физическим “я” с его чувствами и желаниями и нашим Высшим “Я”». Поэтому лечение должно начинаться с гармонизации душевного состояния человека, а за ней уже последует улучшение самочувствия физического организма. Если же помогать только организму и не помочь человеку изменить свое поведение, избавиться от негативных эмоций и мыслей, то его состояние может ухудшиться. Истинное излечение, а не только физическое восстановление наступает, когда человек начинает извлекать уроки из своих недомоганий, когда меняет свои мысли, чувства, поведение и его душа получает возможность проявлять все свои лучшие качества.

Потенциалы, которые душа человека стремится реализовать через физическое «я», доктор Бах назвал добродетелями Высшего «Я»: это мужество, постоянство, целеустремленность, радость, в развитии которых и заключается подлинное счастье человека. Если их не развивать, то рано или поздно человек начинает чувствовать себя несчастным, а другие люди видят лишь теневую сторону его добродетелей, то есть недостатки и пороки. Эти недостатки и вызывают болезнь.

Э. Бах. «Исцели себя сам»

Если бы человек жил в полной гармонии со своей душой, болезни обходили бы его стороной. Но так как наше физическое «я» беспокойно, инертно, полно противоречий и безвольно, организм в конечном итоге заболевает.

В книге «Исцели себя сам» (Heal Thyself) (1931 г.) доктор Бах описал свое видение медицины и врачей будущего: их в первую очередь будет волновать внутренний мир, а не физическое тело человека. Иной видел он и больницу будущего: «Это будет Храм Мира, Надежды и Радости. Там не будет суеты и шума, не будет ни одного из этих пугающих современных аппаратов и машин, никакого запаха дезинфекционных средств и наркотиков, ничего, что напоминает о болезни и страдании; там не будут то и дело мерить температуру и беспокоить пациента, не будет ежедневных осмотров с простукиванием и обследованием стетоскопом, которые внушают мысли о болезни; там не будут постоянно измерять пульс, из-за чего начинает казаться, что сердце бьется слишком часто, - ибо все это нарушает мир и спокойствие, которые так необходимы больному, чтобы поскорее выздороветь. Больница, словно мать, примет его в свои руки, успокоит и утешит, вернет ему надежду, веру и мужество, чтобы он смог преодолеть свои трудности».

А пока таких больниц нет, человеку необходимо понять, что у большинства недугов две основные причины. 1. Физическое «я» часто живет иллюзией своей самостоятельности, независимости от души, а если человек ориентирован только на материальную сторону жизни, то оно в принципе не способно распознать существование души. Тогда, образно говоря, оно отрезает себя от своей пуповины, засыхает и уничтожает само себя. 2. Но иногда, даже признав существование души, физическое «я» все равно действует вопреки ее целям, нарушая закон единства, нарушая целостность человека.

Цветочная терапия доктора Баха помогает восстановить связь между душой и телом, дает физическому «я» возможность снова услышать душу. Или, говоря словами самого Баха, помогает человеку, который уже не был самим собой, вновь обрести себя.

Бах разработал 38 цветочных препаратов для семи основных душевных состояний человека. Он использовал цветки определенных видов растений, наделенных, по его словам, божественными целительными силами. Это в основном неядовитые растения; растения, которые человек не использует в качестве пищи; и растения, свойства которых не очевидны. Большую их часть до сих пор считают сорными. Настои готовятся из цветков только тех растений, которые выросли в естественных для них условиях и местах обитания.

Цветочные эссенции д-ра Э. Баха

Освобождение души, или эссенции, растения из его физического тела по методу Баха происходит под действием солнечного света или высокой температуры. В отличие от традиционных лекарственных средств, цветочные настои Баха не оказывают физического воздействия: физические и химические свойства воды почти не меняются, либо изменения столь незначительны, что они не поддаются анализу известными научными способами. Приготовление настоев напоминает естественный алхимический процесс, в котором четыре стихии соединяют свои силы: Земля и Воздух - пока растение набирает силу, Огонь (Солнце) - на стадии освобождения эссенции, Вода становится новым носителем души (эссенции) растения. Терапевтический эффект возникает при взаимодействии души человека с душой растения, поэтому больной сам подбирает себе и препарат, и ритм его приема.

Эдвард Бах считал, что его цветочные концентраты в очень скором будущем станут использовать не только в больницах, но и в каждом доме; и они будут служить не только лечению психосоматических заболеваний, но и духовному очищению людей, которые заботятся о своем духовном росте. Предвидя возражения скептиков, он советовал не отворачиваться от использования этой методики только потому, что она так проста. Ведь «истинная простота проистекает не от невежества, а от чистоты мудрости. Как и все красивое, цветы связаны с Небом божественных мыслей и оказывают на нас его нежное, но действенное влияние» (Шри Рам).

Эдвард Бах о враче будущего

Его образование будет посвящено детальному изучению бытия человека, пониманию его божественной природы, глубокому осознанию важности очищения и совершенствования, а также поиску способов помочь больному восстановить гармонию между его Высшим «Я» и физическим телом.

Слушая рассказ пациента о своей жизни, врач сможет определить причину дисгармонии между душой и телом, дать необходимый совет и подобрать правильное лечение.

Он будет знать природу и ее законы, а также то, как использовать ее целебные силы в лечении пациента, чтобы вернуть в его сердце мир, надежду на выздоровление, радость и веру; чтобы пробудить его собственные исцеляющие силы. Пациент будущего будет понимать, что только он сам может облегчить свою боль.

Врач будет работать с красивыми простыми природными лекарствами, которые своими сильными светлыми колебаниями будут помогать пациенту исцелять самого себя - будут укреплять его физическое тело и помогать ему успокаивать свои чувства, побеждать страхи.

Врач будет понимать, что он сам не может исцелять людей, но благодаря своему искреннему стремлению облегчить боль и глубокой любви станет проводником божественной целительной силы, которая поможет пациенту вернуться на путь божественного закона.

Врач станет для больного добрым другом, который всегда сможет его внимательно выслушать и будет принимать таким, какой он есть. Общение больного с врачом станет сотрудничеством и совместным поиском пути к выздоровлению. Если больной, поговорив с врачом по душам, почувствует себя лучше, значит, первый шаг к выздоровлению уже сделан.

Жизнь, взгляды Эдварда Баха, предложенный им способ сохранять и поддерживать здоровье наводят на одну простую мысль: если бы мы, глубоко и серьезно изучая натурфилософию и законы мироздания, приблизились к пониманию сокровенной сути вещей, то картина, что открылась бы нашему взору, повергла бы нас в изумление. Тогда стали бы реальностью и новая врачебная этика, и уважение ко всем формам жизни, и ответственность за использование тех знаний, которые дает нам природа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://www.edwardbach.org/
  2. http://silaenergy.info/o-d-re-edvarde-bakhe
  3. http://www.epochtimes.ru/content/view/47138/7/
  4. http://atendimentofloralonline.webnode.com/portfolio/
  5. Леон Ренард (Leon Renard). Медицина души (La medicine de l’ame du Dr Edward Bach). Введение.
  6. Татьяна Ильина. Сила цветов доктора Баха.
    http://www.bez-granic.ru/index.php/2013-08-04-13-26-15/kakustroenmir/1872-sila-tsvetov-doktora-bakha.html