Петропавловская усыпальница. Захоронения в петропавловской крепости

Великокняжеская усыпальница

Памятник архитектуры. Построена в 1896-1908 (архитектор Д. И. Гримм, при участии архитекторов А. И. Томишко, Л. Н. Бенуа) на территории Петропавловской крепости как место погребения лиц императорской фамилии (великих князей и княгинь; отсюда название). В. у. соединена закрытой галереей с Петропавловским собором. В 1908-15 в В. у. захоронены 13 членов императорской фамилии (надписи на надгробных плитах не сохранились). Благодаря умело найденным пропорциям здание В. у., завершённое куполом и луковичной главкой, воспринимается как единое целое с собором. Мозаики на фасадах выполнены в мастерской В. А. Фролова по эскизам художника Н. Н. Харламова, во внутренней отделке широко применены мраморная облицовка и золочёная бронза. Ограда перед западным фасадом создана в 1904-06 (архитектор Л. Н. Бенуа) по образцу решётки Летнего сада. С 1967 в здании В. у. экспозиция Музея истории Ленинграда «История строительства Петропавловской крепости».

  • - Склеп для захоронения лиц, объединенных родством. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Успенский собор в Старицком Успенском монастыре Тверской области. Справа от собора белокаменная генерал-аншефа И. Ф. Стершнева...

    Словарь храмового зодчества

  • - на Руси. Как и везде, на Руси охота предупреждает собой историю. История отмечает существование охоты как факта обычного и широко распространенного...
  • - Как и везде, на Руси охота предупреждает собой историю. История отмечает существование охоты как факта обычного и широко распространенного...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Р....
  • - Тв. усыпа/льницей...

    Орфографический словарь русского языка

  • - мече/ть-усыпа/льница, мече/ти...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - УСЫПА́ЛЬНИЦА, -ы, жен. . Склеп, помещение для погребения, обычно членов одного рода, одной семьи. У. фараона...

    Толковый словарь Ожегова

  • - УСЫПА́ЛЬНИЦА, усыпальницы, жен. . Склеп для погребения членов одной семьи, одного рода. Фамильная усыпальница...

    Толковый словарь Ушакова

  • - усыпа́льница ж. Склеп для погребения членов одного рода, одной семьи или какого-либо выдающегося деятеля...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - усып"...

    Русский орфографический словарь

  • - семейная - склеп Ср. Cimetière - кладбище. Ср. Coemeiterium. Ср. Κοιμητήριον - спальня, место успокоения, кладбище...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - семейная - склепъ. Ср. Cimetière - кладбище. Ср. Coemeterium. Ср. Κοιμητήριον спальня, мѣсто успокоенія, кладбище...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь синонимов

  • - гробница, гроб, тюрбе, склеп,...

    Словарь синонимов

"Великокняжеская усыпальница" в книгах

Часть 1 «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси» Н. И. Кутепова

Из книги Русская книжная культура на рубеже XIX‑XX веков автора Аксенова Галина Владимировна

Часть 1 «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси» Н. И.

Царская усыпальница

Из книги Великая пирамида Гизы. Факты, гипотезы, открытия автора Бонвик Джеймс

Царская усыпальница Рассказывая о строительстве пирамид, Геродот утверждает, что «Хеопс повелел Филитису воздвигнуть для него усыпальницу». Сирийский автор, живший в IX столетии, писал: «Пирамиды – это вовсе не житницы Иосифа, как многие полагают, а мавзолеи, возведенные

«Великокняжеская оппозиция»

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

«Великокняжеская оппозиция» К 1915-1916 годам относится усиление так называемой «великокняжеской оппозиции». Еще в 1886 году Александр III пересмотрел «Учреждение об императорской фамилии» 1797 года. Дело в том, что императорская фамилия за истекшие сто лет увеличилась в

2.8. Ярославль как великокняжеская вотчина старых русских царей

Из книги Господин Великий Новгород. С Волхова или с Волги пошла Русская земля? автора Носовский Глеб Владимирович

2.8. Ярославль как великокняжеская вотчина старых русских царей В Средние века старые столицы обычно служили местопребыванием вторых сыновей государя. И действительно, как писал в XVI веке барон Сигизмунд Герберштейн, «город и крепость Ярославль на берегу Волги отстоит от

Усыпальница героев

Из книги Особый отряд 731 автора Хироси Акияма

Усыпальница героев Усыпальница героев находилась как раз перед входом в общий отдел. Еще с того времени, когда наш отряд носил название Управления по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии, там хранились таблички с именами более трехсот человек, погибших

Великокняжеская власть

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Великокняжеская власть По мере объединения русских земель под властью Московского государства менялся характер власти, ее организация и идеология.Власть Великого князя Московского стала приобретать общенациональный характер. Иван III уже не делился ею с другими

Глава IX. Усыпальница

Из книги Потерянная пирамида автора Гонейм Мохаммед Закария

Глава IX. Усыпальница Следом за мной сполз вниз Хофни. Когда мы опомнились и включили свои фонари, перед нами предстало великолепное зрелище: в середине грубо высеченной комнаты, словно приветствуя нас, сиял бледно-золотистый полупрозрачный алебастровый саркофаг.Мы

ГЛАВА II. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ МОСКВА

Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил Николаевич

ГЛАВА II. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ МОСКВА КНЯЖЕНИЕ ЮРИЯ ДАНИЛОВИЧА Даниил Александрович умер рано, всего 40 с лишним лет от роду. Московские князья XIV в. вообще были недолговечны и обычно умирали в цветущем возрасте. Юрий Данилович умер 45 лет. Семен Гордый, Иван Иванович и Дмитрий

Из книги Благородство в генеральском мундире автора Шитков Александр Владимирович

Усыпальница полководца

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Усыпальница полководца Святой князь Александр Невский, которого недавно в результате телевизионного опроса признали «Именем России», был похоронен во Владимире. В дошедшем до нас летописном сказании о его подвигах говорилось, что он «Богом рожен». Побеждая везде, он

Часть II. Великокняжеская оппозиция 1915–1917 гг.

Из книги автора

Часть II. Великокняжеская оппозиция 1915–1917 гг. Великокняжеская оппозиция в России 1915–1917 гг. явилась значимой составной частью структурного предреволюционного кризиса и ярким показателем разложения правящей элиты.К началу Февральской революции 1917 г. положение великих

Виндзор - дворец и усыпальница

Из книги Тюдоры автора Вроньский Павел

Виндзор - дворец и усыпальница Среди прочих главных резиденций Тюдоров сохранился только замок в Виндзоре. Его часто посещали Генрих VIII, а затем и Елизавета I. Оба они ценили прекрасные охотничьи угодья, окружавшие дворец: устраивали там различные праздники, такие как

Усыпальница святого Андрея

Из книги Прогулки по Европе с любовью к жизни. От Лондона до Иерусалима автора Мортон Генри Воллам

Усыпальница святого Андрея Молодой человек свалился на мою голову в тот самый момент, когда я уютно устроился на веранде отеля с бутылочкой белого «Орвието». Вид отсюда открывался самый великолепный: длинные ряды зеленеющих виноградников тянулись вдоль склона холма и

Великокняжеская власть

Из книги автора

Великокняжеская власть По мере объединения русских земель под властью Московского государства менялся характер власти, её организация и идеология.Власть великого князя московского стала приобретать общенациональный характер. Иван III уже не делился ею с другими

ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА В КРЕМЛЕ

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА В КРЕМЛЕ Первоначально на месте Архангельского собора Кремля, на южной стороне Боровицкого холма, была поставлена деревянная церковь в честь архангела Михаила - небесного покровителя русских князей в их ратных делах. Свидетельств о

На протяжении бурной истории Петропавловки сформировался не только ее внешний архитектурный облик, но и мемориальный. По сути, сегодня это целый некрополь, имеющий фасадные, полуоткрытые и еще не изученные стороны.

Кто похоронен в Петропавловской крепости

Официальные захоронения на территории крепости появились еще до окончания строительства собора Петра и Павла, получившего известность как Петропавловский. В храме из дерева в 1708 году первой была погребена в младенческом возрасте Екатерина, дочь Петра I. В 1715 - 1717 годах в недостроенном соборе появились могилы еще трех малолетних детей государя - дочерей Натальи, Маргариты и сына Павла. В это же время здесь нашла последний приют и царица Марфа Матвеевна.

Несмотря на межсемейные распри и обвинения в заговоре, по велению Петра Великого в императорской усыпальнице упокоились его опальные старший сын Алексей (умер при невыясненных обстоятельствах в 1718 году) и сестра Мария (март 1723 года). Их могилы расположены под колокольней в приделе святой Екатерины. В 1725 году в церковь было перенесено и тело преставившегося Петра I.

Петр Первый

Последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый император Всероссийский (с 1721 года) преставился 52-летним в январе 1725-го в Зимнем дворце. В соответствии с разработанным им же регламентом церемониала тело для прощания первоначально было выставлено там же в траурном зале. Государь находился в гробу в расшитой кружевами парчовой одежде со шпагой и Андреем Первозванным на груди.

По истечении месяца его забальзамировали и перенесли в специально возведенную в честь печального случая временную деревянную церковь, установленную прямо в недостроенном соборе Петра и Павла. И только через шесть лет, в 1731 году, по велению царствовавшей в то время Анны Иоанновны Петр Великий вместе со своей супругой Екатериной I, преставившейся двумя годами позже государя, были погребены в императорской усыпальнице Петропавловского собора.

Их могилы-склепы, камеры которых находятся под полом, расположены у южного входа в храм. О чем свидетельствуют надписи и кресты из чистого золота.

Гробницы в Петропавловской крепости

Крепостной храм стал последним домом практически для всех государей России включая Александра III.

Екатерина II

На находящейся в Петропавловском соборе могиле Екатерины Великой не хватает эпитафии, которую императрица собственноручно сочинила при жизни. "Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность," - так писала о себе государыня. Ее смерть была такой же бурной и окутанной сплетнями, как и жизнь.

Но наиболее трагично то, что сын Павел, унаследовавший корону, приказал похоронить мать рядом с доставленным из Александро-Невской лавры и коронованным им лично телом убиенного Петра III. Сокорованные бывшие супруги в течение 4 дней начала декабря 1796 года лежали рядом в траурном шатре Зимнего дворца, а затем были перемещены в собор для предания земле.

"Подумаешь, что эти супруги провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день," - написал об этом событии Николай Греч.

В общий перечень не входит только Петр II, упокоенный в Архангельском соборе Кремля, а также убитый в крепости Орешек Иоанн VI Антонович. После захоронения в 1831 году по требованию Николая I его брата Константина Павловича на территории храма начинают отпевать и членов императорской фамилии.

Екатерина Михайловна, великая княгиня

Внучка Павла I нашла свой последний приют в соборе 4 (16) мая 1894 года, скончавшись после длительной болезни. Великая княгиня была известна своей благотворительной деятельностью в России, содействием женскому образованию и консервативными взглядами.

После смерти заупокойная лития проводилась в ее доме - Михайловском дворце. В погребении в императорской усыпальнице принимал участие Александр III. Имя Екатерины Михайловны вошло в историю как образец человеколюбия и заботы о ближнем.

В связи с переполненностью Петропавловского собора рядом в 1897 - 1908 годах возвели Великокняжескую усыпальницу, соединенную с ним крытой галереей. В ней за период с 1908 по 1915 год появились могилы 13 человек, 8 из которых были перезахоронены из собора. С 1992 года традиция возобновилась, и до настоящего времени добавилось 4 погребения членов и приближенных к императорской семье.

В Петропавловской крепости еще похоронены

Рядом с собором находилось комендантское кладбище, где были упокоены почти все начальники крепости. Кроме того, с момента появления в Петропавловке первых узников в 1717 году и до официального закрытия тюрьмы Трубецкого бастиона в 1923 году здесь неоднократно фиксировались случаи самоубийства и естественной смерти. Поэтому не исключено, что не все умершие вывозились за границы цитадели для захоронения.

Периодические случайные находки начиная с конца 80-х годов прошлого столетия так называемых расстрельных ям с останками погибших в 1917 - 1921 годах свидетельствуют о том, что эти малоизученные могилы являются хронологически последними в истории Петропавловской крепости.

Координаты : 59°57′02″ с. ш. 30°19′02″ в. д.  /  59.9506417° с. ш. 30.3173278° в. д.  / 59.9506417; 30.3173278 (G) (Я)

Великокняжеская усыпальница - усыпальница некоронованных членов российского императорского дома, расположена в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости рядом с православным Петропавловским собором . Традиционное название «Великокняжеская усыпальница» не совсем точно: помимо особ, имевших титул великих князей и княгинь, усыпальница была предназначена также для князей императорской крови и членов породнившейся с Романовыми семьи Богарне , имевших титул герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских.

С 1954 года входит в музейный комплекс, ныне Государственный музей истории Санкт-Петербурга .

История

Здание Великокняжеской усыпальницы было возведено по проекту, составленному архитектором Д. И. Гриммом в 1896 году . Реализация проекта осуществлена в -1908 годах архитекторами А. И. Томишко и Л. Н. Бенуа . С 1908 по 1916 год в ней были погребены тринадцать членов императорской фамилии (восемь захоронений перенесены из Петропавловского собора).

В 1992 году в усыпальнице был похоронен правнук императора Александра II князь Владимир Кириллович Романов, в 2010 году - его жена Леонида Георгиевна, а в 1995 году здесь были перезахоронены останки его родителей.

Перечень захоронений

Захоронения особ, умерших до 1908 года (номера с 2 по 9) перенесены из Петропавловского собора . Останки Кирилла Владимировича и Виктории Фёдоровны (15 и 16) перенесены в 1995 г. из Кобурга .

  1. Вел. кн. Алексей Александрович (1850-1908)
  2. Вел. кн. Александр Владимирович (1875-1877), сын Владимира Александровича
  3. Вел. кн. Константин Николаевич (1827-1892)
  4. Вел. кн. Вячеслав Константинович (1862-1879)
  5. Вел. кн. Александра Николаевна (1825-1844)
  6. Княжна кр. имп. Наталия Константиновна (1905), дочь Константина Константиновича
  7. Вел. кн. Мария Николаевна (1819-1876)
  8. Князь Сергей Максимилианович Романовский, Герцог Лейхтенбергский (1849-1877)
  9. Герцогиня Александра Максимилиановна Лейхтенбергская (1840-1843), дочь Марии Николаевны
  10. Вел. кн. Владимир Александрович (1847-1909)
  11. Вел. кн. Александра Иосифовна (1830-1911)
  12. Князь Георгий Максимилианович Романовский, Герцог Лейхтенбергский (1852-1912)
  13. Вел. кн. Константин Константинович (1858-1915)
  14. Кн. Владимир Кириллович (1917-1992)
  15. Вел. кн. Кирилл Владимирович (1876-1938)
  16. Вел. кн. Виктория Фёдоровна (1876-1936)
  17. Леонида Георгиевна Багратион-Мухранская (1914-2010)

Сохранность и реставрация

Внутреннее убранство Великокняжеской Усыпальницы было уничтожено в годы Советского режима, иконостас не сохранился, алтарный витраж, созданный по эскизу художника Бруни Н. А. выбит взрывной волной во время Великой Отечественной войны.

Работы по капитальному ремонту и реставрации проводились неоднократно: в -1960-х годах и в 1980-х годах .

В 2006 году по сохранившемуся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга проекту был воссоздан запрестольный витраж с изображением Воскресшего Спасителя. Работы проведены в мастерской А. И. Яковлева .

В 2008 году проводится реставрация фасада и кровли, планируемый срок окончания работ - конец 2008 года. По состоянию на май 2008 года проектная часть всех работ уже завершена.

По состоянию на август 2015 года Великокняжеская усыпальница открыта для посещения.

Напишите отзыв о статье "Великокняжеская усыпальница"

Литература

  • Андреева Ю. П. , Трубинов Ю. В. История строительства Великокняжеской усыпальницы // Краеведческие записки. - СПб., 1994. - Вып. 2. - С. 219-263.

Примечания

Отрывок, характеризующий Великокняжеская усыпальница

– Письмо какое то рекомендательное, чорта ли мне в письме!
– Как чорта ли в письме? – поднимая и читая надпись, сказал Борис. – Письмо это очень нужное для тебя.
– Мне ничего не нужно, и я в адъютанты ни к кому не пойду.
– Отчего же? – спросил Борис.
– Лакейская должность!
– Ты всё такой же мечтатель, я вижу, – покачивая головой, сказал Борис.
– А ты всё такой же дипломат. Ну, да не в том дело… Ну, ты что? – спросил Ростов.
– Да вот, как видишь. До сих пор всё хорошо; но признаюсь, желал бы я очень попасть в адъютанты, а не оставаться во фронте.
– Зачем?
– Затем, что, уже раз пойдя по карьере военной службы, надо стараться делать, коль возможно, блестящую карьеру.
– Да, вот как! – сказал Ростов, видимо думая о другом.
Он пристально и вопросительно смотрел в глаза своему другу, видимо тщетно отыскивая разрешение какого то вопроса.
Старик Гаврило принес вино.
– Не послать ли теперь за Альфонс Карлычем? – сказал Борис. – Он выпьет с тобою, а я не могу.
– Пошли, пошли! Ну, что эта немчура? – сказал Ростов с презрительной улыбкой.
– Он очень, очень хороший, честный и приятный человек, – сказал Борис.
Ростов пристально еще раз посмотрел в глаза Борису и вздохнул. Берг вернулся, и за бутылкой вина разговор между тремя офицерами оживился. Гвардейцы рассказывали Ростову о своем походе, о том, как их чествовали в России, Польше и за границей. Рассказывали о словах и поступках их командира, великого князя, анекдоты о его доброте и вспыльчивости. Берг, как и обыкновенно, молчал, когда дело касалось не лично его, но по случаю анекдотов о вспыльчивости великого князя с наслаждением рассказал, как в Галиции ему удалось говорить с великим князем, когда он объезжал полки и гневался за неправильность движения. С приятной улыбкой на лице он рассказал, как великий князь, очень разгневанный, подъехав к нему, закричал: «Арнауты!» (Арнауты – была любимая поговорка цесаревича, когда он был в гневе) и потребовал ротного командира.
– Поверите ли, граф, я ничего не испугался, потому что я знал, что я прав. Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю и устав тоже знаю, как Отче наш на небесех. Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает. Вот моя совесть и спокойна. Я явился. (Берг привстал и представил в лицах, как он с рукой к козырьку явился. Действительно, трудно было изобразить в лице более почтительности и самодовольства.) Уж он меня пушил, как это говорится, пушил, пушил; пушил не на живот, а на смерть, как говорится; и «Арнауты», и черти, и в Сибирь, – говорил Берг, проницательно улыбаясь. – Я знаю, что я прав, и потому молчу: не так ли, граф? «Что, ты немой, что ли?» он закричал. Я всё молчу. Что ж вы думаете, граф? На другой день и в приказе не было: вот что значит не потеряться. Так то, граф, – говорил Берг, закуривая трубку и пуская колечки.
– Да, это славно, – улыбаясь, сказал Ростов.
Но Борис, заметив, что Ростов сбирался посмеяться над Бергом, искусно отклонил разговор. Он попросил Ростова рассказать о том, как и где он получил рану. Ростову это было приятно, и он начал рассказывать, во время рассказа всё более и более одушевляясь. Он рассказал им свое Шенграбенское дело совершенно так, как обыкновенно рассказывают про сражения участвовавшие в них, то есть так, как им хотелось бы, чтобы оно было, так, как они слыхали от других рассказчиков, так, как красивее было рассказывать, но совершенно не так, как оно было. Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он начал рассказывать с намерением рассказать всё, как оно точно было, но незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду. Ежели бы он рассказал правду этим слушателям, которые, как и он сам, слышали уже множество раз рассказы об атаках и составили себе определенное понятие о том, что такое была атака, и ожидали точно такого же рассказа, – или бы они не поверили ему, или, что еще хуже, подумали бы, что Ростов был сам виноват в том, что с ним не случилось того, что случается обыкновенно с рассказчиками кавалерийских атак. Не мог он им рассказать так просто, что поехали все рысью, он упал с лошади, свихнул руку и изо всех сил побежал в лес от француза. Кроме того, для того чтобы рассказать всё, как было, надо было сделать усилие над собой, чтобы рассказать только то, что было. Рассказать правду очень трудно; и молодые люди редко на это способны. Они ждали рассказа о том, как горел он весь в огне, сам себя не помня, как буря, налетал на каре; как врубался в него, рубил направо и налево; как сабля отведала мяса, и как он падал в изнеможении, и тому подобное. И он рассказал им всё это.
В середине его рассказа, в то время как он говорил: «ты не можешь представить, какое странное чувство бешенства испытываешь во время атаки», в комнату вошел князь Андрей Болконский, которого ждал Борис. Князь Андрей, любивший покровительственные отношения к молодым людям, польщенный тем, что к нему обращались за протекцией, и хорошо расположенный к Борису, который умел ему понравиться накануне, желал исполнить желание молодого человека. Присланный с бумагами от Кутузова к цесаревичу, он зашел к молодому человеку, надеясь застать его одного. Войдя в комнату и увидав рассказывающего военные похождения армейского гусара (сорт людей, которых терпеть не мог князь Андрей), он ласково улыбнулся Борису, поморщился, прищурился на Ростова и, слегка поклонившись, устало и лениво сел на диван. Ему неприятно было, что он попал в дурное общество. Ростов вспыхнул, поняв это. Но это было ему всё равно: это был чужой человек. Но, взглянув на Бориса, он увидал, что и ему как будто стыдно за армейского гусара. Несмотря на неприятный насмешливый тон князя Андрея, несмотря на общее презрение, которое с своей армейской боевой точки зрения имел Ростов ко всем этим штабным адъютантикам, к которым, очевидно, причислялся и вошедший, Ростов почувствовал себя сконфуженным, покраснел и замолчал. Борис спросил, какие новости в штабе, и что, без нескромности, слышно о наших предположениях?

В Петропавловском соборе с момента его основания хоронили венценосных особ и членов императорской фамилии, но к концу 19-го века места для погребений закончились. В связи с этим архитектору Д. Гримму было поручено возвести рядом с собором Великокняжескую усыпальницу.

Строительство началось в 1897 году. Архитекторы соединили усыпальницу с Петропавловским собором с помощью крытой галереи. В 1898 году Д. Гримм умер, и завершение проекта было доверено Л. Бенуа. Архитектор изменил силуэт здания и увеличил его высоту до 48 м. В черновом варианте усыпальница была готова к 1906 году.

Дворик перед парадным входом в здание был окружен решеткой, которую, по просьбе императора Николая II, Бенуа сделал похожей на решетку Летнего сада.

Фасад Великокняжеской усыпальницы богато украшен лепниной, портиками, декоративными вазонами. Декор здания Бенуа выполнил, комбинируя стили: поздний ренессанс с французским классицизмом. Высокий прямоугольный купол накрыт сланцевым шифером. На купол водружена башня с позолоченными главкой и крестом.

Внутреннее пространство поражает объемом и высотой. Такого эффекта Бенуа смог добиться за счет использования белого мрамора для стен и темных колонн из редчайшего минерала лабрадора.

Иконостас с образами работы Н. Бруни установлен у восточного крыла здания. На фасад усыпальницы поместили иконы-мозаики работы В. Фролова.

Пространства здания хватило для оборудования 60 бетонных склепов. Глубина каждой могилы – 3,2 м. Освящение усыпальницы состоялось в 1908 году. Постоянное богослужение в некрополе не планировалось, только панихиды по усопшим членам императорской фамилии.

В ноябре 1908 году в Великокняжеской усыпальнице прошли первые похороны – князя Алексея Александровича. До 1917-го года в здании успели похоронить 30 человек.

В революционные годы все склепы были разрушены, бронзовые детали интерьера здания отправили на переплавку. Усыпальница была передана Музею Революции, затем в ней находилась Книжная палата и библиотека. В конце концов, строение стали использовать как склад целлюлозной продукции.

В 1954 году новым хозяином здания стал Музей истории Ленинграда. По проекту И. Бенуа началась реставрация усыпальницы, по завершению которой в главном зале разместили выставку о Петропавловской крепости.

В 1992 году, после почти векового перерыва, в усыпальнице прошли похороны главы дома Романовых, великого князя Владимира Кирилловича.

В наше время Великокняжеская усыпальница – полностью отреставрированный объект культурного наследия страны, один из важнейших архитектурных памятников Петербурга.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

(продолжение, ч.19)

У южного входа в собор перед иконостасом находится могила Петра I с таким же, как и остальные, мраморным саркофагом. В годы Великой Отечественной войны у надгробия была установлена копия скульптуры головы Петра I, гениально исполненной для Медного всадника Марией Колло. Могила получила строгое декоративное оформление по проекту архитектора Я. О. Рубанчика.

В те суровые военные годы многие бойцы и офицеры, направляясь на фронт, посещали могилы великих русских полководцев: А. В. Суворова в Александро-Невской лавре, М. И. Кутузова - в Казанском соборе, Петра I в Петропавловском соборе, отдавали дань уважения их таланту и высокому патриотизму, вспоминали слова Петра I, сказанные им перед Полтавским боем: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния нашего».

Военная слава России отражена во многих военных трофеях, которые сосредоточивались в соборе чуть ли не со времени его основания.

27 июля 1710 года состоялась церемония переноса еще в деревянный храм 58 шведских знамен, отнятых русскими у врага при взятии Выборга.

9 сентября 1714 года в храм были торжественно доставлены более 60 знамен, флагов и 12 пушек, взятых у шведов в битве при Гангуте. Здесь же сберегались военные трофеи, взятые у персов, поляков, французов, и среди них - знамена, ключи от городов, пушки, щиты и прочее.

Тут были трофеи боя русской эскадры с турецким флотом в бухте Чесма - знаменитого Чесменского сражения 1770 года. Адмиральский флаг, взятый во время этой «виктории», Екатерина II возложила на гробницу основателя русского военно-морского флота Петра I.

Многие знамена были использованы в 1855 году архитектором О. Монферраном для оформления интерьера; эти исторические реликвии были размещены на стенах, пилястрах и пилонах здания. Сейчас большая часть знамен хранится в Эрмитаже. После реставрации в конце 1950-х годов собор украшают копии знамен и штандартов.

План Петропавловского собора и великокняжеской усыпальницы.

До 1858 года Петропавловский собор был кафедральным собором столицы. Его духовенство утверждало религиозные и монархические идеи. С амвона собора были преданы анафеме великий русский революционер Л. Н. Радищев и величайший писатель России Лев Толстой. Здесь в соборе предавали проклятью тех, кто не щадил жизни, добиваясь свободы и счастья для своего парода.

Ныне собор - центральный памятник ансамбля Петропавловской крепости . Это памятник архитектуры и искусства, в котором воплотился художественный гений его создателей. Именно эти его стороны и привлекают к нему потоки экскурсантов.

Великокняжеская усыпальница

С Петропавловским собором крытым переходом соединены расположенные рядом бывшая великокняжеская усыпальница и дом церковнослужителей. Необходимость создания новой усыпальницы была вызвана тем, что во второй половине прошлого века в соборе стало тесно от надгробий, - в соборном зале, кроме царских захоронений, было уже свыше 20 великокняжеских гробниц.

Постройкой новой усыпальницы занялись в конце 1980-х годов. Архитектор Д. И. Гримм разработал ее проект. В процессе детализации проекта принял участие архитектор А. О. Томишко. Однако строительство, начавшееся в 1896 году, затянулось. После смерти архитектора Гримма строительство здания довел до конца архитектор Л. Н. Бенуа, внесший в проект некоторые коррективы. Открыта усыпальница была лишь в 1908 году. В нее из Петропавловского собора перенесли 8 захоронений, и позже были погребены еще 5 членов царской фамилии.

Архитектура здания усыпальницы характерна для конца XIX - начала XX века, когда не было ясного стилистического направления и зодчие то пытались формально возрождать русскую национальную архитектуру, то подражали архитектуре иных исторических стилей, зачастую сочетая в постройках различные по характеру детали. В архитектуре усыпальницы заметно стремление воспроизвести и характер русских купольных церквей XVII-XVIII веков, и использовать элементы ренессансных форм, и детали классического стиля, и в особенности живописного стиля барокко.

Сильный рельеф декоративных деталей, ребра купола, вазы у подножья фонарика и на раскрепованных углах, наличники окон, подобные тем, что на соборе, балюстрада - все это исполнено из высококачественных материалов - камня разных сортов, хорошо нарисовано и в целом воспринимается как характерный образец архитектурного творчества конца XIX века.

В техническом отношении усыпальница может считаться совершенным произведением. Особенно интересна в ней конструкция основы сомкнутого свода в виде перекрещивающихся массивных арок. Созданная свыше 60 лет назад усыпальница вписалась в ансамбль Петропавловской крепости , и ее купол, точнее сомкнутый свод, несмотря на значительные его размеры, занимает подчиненное положение в силуэте ансамбля, особенно остро воспринимаемого с противоположного берега Невы.

После передачи крепости в ведение Музея истории Ленинграда бывшая усыпальница используется как своеобразный аванзал, в котором устраиваются выставки, собираются экскурсанты: они получают нужную информацию перед осмотром собора и крепости.

Перед восточным фасадом собора сохраняется комендантское кладбище, где хоронили комендантов крепости, должность которых была пожизненной. В 1966 году начаты работы по реставрации обветшавших надгробий, среди которых особенно интересны надгробные плиты XVIII века.

Аннинский кавальер

9 августа 1704 года комендант крепости Р. В. Брюс сообщал А. Д. Меншикову, что в бастионе Головкина «кавальер делать начали».

Продолжение материала.