План-конспект занятия (математика) на тему: Свойства предметов. В процессе ознакомления со свойствами

академической грамматике русского языка перечисляются следующие разновидности предметов, как они понимаются в грамматике: предметы, явления и события реальной действительности и особо выделяются... живые существа . Это перечисление неполно, потому что не охватывает идеальные вещи. Например, силлогизм не является предметом, явлением или событием реальной действительности. Не является он также и живым существом. И тем не менее это настоящий предмет в грамматическом смысле. Он выражается в языке словом, обозначающим предметы,- существительным.
32
Сущность грамматического понимания предмета хорошо выражена в школьном учебнике: «Предметом в грамматике называют все то, о чем можно спросить кто это? или что это?» .
Кто это? или что это? можно спросить про все, на что направлена наша мысль, независимо от того, будет ли это предмет материального мира или его отражение в голове человека. Таким образом, грамматическая категория предмета соответствует логической и тем самым качественному пониманию вещи.
Конечно, простраиственпые характеристики наиболее наглядны, они скорее всего «бросаются в глаза». Поэтому первоначальные значения слов «вещь» и «предмет», действительно, прежде всего пространственны, так же как и значения многих других слов. Однако это не является аргументом в пользу того, чтобы таким образом понимать эти слова и в настоящее время.
История языка показывает, как из первоначально чисто пространственных развивается множество иных, менее наглядных значений, которые в дальнейшем приобретают все большее употребление. Поэтому приведенные выше ссылки Тугаринова на этимологию слова «предмет» неосновательны. Философский анализ должен оперировать прежде всего не теми значениями слов, которые были основными в прошлом, а теми, которые становятся все более употребительными в процессе развития языка.
Многие факты говорят о том, что в языке качественное понимание вещи все более вытесняет чисто пространственное. Качественное понимание вещи проявляется в языке не только в отсутствии грамматической дифференциации материальных и идеальных объектов, но и в ряде других явлений. Например, мы говорим про взрослого, что это тот же самый человек, который был когда-то ребенком. Понимая вещь пространственно, мы должны были бы сказать про взрослого, что это тот же самый ребенок . Однако мы говорим, что это тот же самый человек . И это верно при качественном понимании вещи. Одна вещь -г- ребенок превратилась в другую вещь - взрослого, но это превращение совершается внутри качественных границ вещи, которую мы называем человеком.
Подытоживая, можно сказать, что качественное понимание вещи является единым и в онтологическом, и в логическом, и в грамматическом планах.
3 А. И. Уемов
33
Глава II
СВОЙСТВА
1. СВОЙСТВО И КАЧЕСТВО
В предыдущих параграфах понятие качества, на основе которого было образовано понятие вещи, не определялось. Употребление слова «качество» в приведенных выше рассуждениях может вызвать упрек в смешении понятий качества и свойства, тем более, что иногда.одно из этих слов заменялось другим из чисто стилистических соображений. Обычно в нашей философской литературе понятия качества и свойства считаются несовместимыми друг с другом. Для уточнения этих важнейших для нашей работы понятий рассмотрим сначала их обычное понимание. Начнем с понятия «качество».
В свое время Гегель определил качество как «тождественную с бытием определенность» . Гегелевское понимание качества в 20-х годах было положено в основу определения этого понятия во многих работах по диалектическому материализму, В специальной монографии, посвященной проблеме качества, А. Столяров, исходя непосредственно из понимания Гегеля, дает следующее определение: «Это постоянство или устойчивость в изменчивости и есть то, что делает возможным определенное бытие, определенность которого, делающая его тем, что оно есть, и есть его качество» .
Много лет спустя гегелевская формулировка была воспроизведена Б. М. Кедровым . Более полное, развернутое выражение такое понимание качества нашло в учебном пособии под редакцией Г. Ф. Александрова. «Качество - это внутренне присущая предметам и явлениям определенность, органическое единство свойств, признаков, особенностей, отличающих данный предмет
34
или явление от других. Качество как философская категория служит для обозначения специфичности вещей, явлений окружающего нас мира.
Качество есть то, что делает предметы или явления тем, что они есть, данными, а не другими» .
По существу так же, хотя иногда не столь определенно, .формулируется понятие качества и в других учебных изданиях по диалектическому материализму. Особняком стоит лишь учебник М. Н. Руткевича, в котором понятие качества не определяется, но говорится о качественных различиях как различиях по существу .
Что же такое свойство? В чем отличие свойства от качества?
Вот что пишет об этом Б. М. Кедров: «Качество и свойство - это не одно и то же. Качество неотъемлемо от вещи: его изменение означает изменение самой вещи: свойство же, напротив, связано с отношением вещи к другим вещам и процессам природы. Значит, оно - относительно. При изменившихся условиях вещь может потерять свое свойство, но так, что сама останется той же качественно определенной вещью» .
То же в сущности говорится и в учебниках диалектического материализма, например: «Качество обнаруживает себя через свойства в процессе взаимосвязи предметов и явлений, а органическое единство свойств образует данную качественную определенность предмета или явления. Однако качество и свойство неравнозначны. Качество есть целостная характеристика вещи и явлейия, тогда как свойство раскрывает вещь или явление с какой- либо стороны» .
Итак, различие между качеством и свойством усматривается в следующем: а) свойство относительно, качество абсолютно; б) без тех или иных свойств вещь существовать может, уничтожение качества уничтожает вещь.
Конечно, можно образовать с помощью разных определений самые различные понятия. Расхождение между понятиями у разных людей само по себе не может служить основанием для обвинения одного из них в том, что его понятия неправильные. Поэтому при прочих равных условиях во избежание пустейших споров из-за слов необходимо исходить из общепринятых понятий и определений.
3*
35
Однако пересмотр понятий и определений оправдан в том случае, если старые понятия приводят к противоречию с опытными фактами или с другими понятиями и суждениями, истинность которых не вызывает сомнений. То и другое было обнаружено применительно к традиционному пониманию вещи. А что можно сказать в этом смысле относительно приведенных выше определений качества и свойства?
Прежде всего необходимо отметить, что эти определения несовместимы с традиционным, пространственны1* пониманием вещи. Согласно этим определениям, разныь вещи должны обладать различными качествами, а одинаковые - одним и тем же качеством, поскольку качественная специфика отличает данный предмет от всех других.
Но тождественность вещей, понимаемых как тела, определяется исключительно пространственно-временными соотношениями, в то время как для определения тождественности качеств пространственно-временные отношения не столь существенны. Два электрона, находящиеся в разных местах пространства,- это две разные вещи, следовательно, мы должны были бы считать, что и качества у них разные. Но, с другой стороны, то «органическое единство свойств, признаков, особенностей», которое определяет качество, у них одно и то же, следовательно, у них одно и то же качество - быть электроном.
Такое противоречие, конечно, не опровергает определения качества - оно может только послужить лишним аргументом против традиционного понимания вещи. Кроме того, это противоречие свидетельствует о том, что определение качества должно согласовываться с качественным пониманием вещи. Но такого соответствия также нет. Действительно, качество присуще вещи, оно должно характеризовать вещь. Но то, что присуще, то, что характеризует, должно чем-то отличаться от того, чему присуще, что характеризуется. Иными словами, понятие качества должно отличаться от понятия вещи . Но приведенные выше определения качества делают их тождественными. В самом деле, что может быть у вещи, кроме органического единства свойств, признаков и т. д., отличающих ее от других вещей? В цитированной выше книге А. Столярова прямо говорится о совпадении категорий вещи и качества: «В марксистской литературе
36
вещь и качество приравниваются сплошь и рядом» .
Помимо этого, рассмотренные определения качества противоречат многим бесспорно истинным положениям о свойствах и качествах, в том числе и таким, которые приводятся и авторами определений свойств и качеств.
Так, Б. М. Кедров в полном согласии с фактами утверждает, что свойство относительно, т. е. зависит от связей данного предмета с другими предметами и изменяется с изменением последних. Причем эта характеристика свойства противопоставляется определению качества. В то же время качество представляет собой совокупность свойств. Может ли в таком случае оно быть безотносительным? По-видимому, нет. Поэтому нельзя в данном отношении противопоставлять свойство и качество.
Далее, Б. М. Кедров считает весьма важными для понимания качества следующие слова В. И. Ленина: «Качество и ощущение (ЕтрКпйшщ) одно и то же, говорит Фейербах. Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...» .
Но ощущение само по себе не дает нам возможности воспринять целостную определенность вещи. При помощи ощущений мы воспринимаем лишь отдельные стороны вещи. На их основе возникает восприятие. А для того, чтобы познать даже в общих чертах такую внутреннюю определенность вещи, которая выделяет ее из всех других вещей, необходима довольно сложная работа абстрактного мышления. Как показывает история науки, от познания отдельных сторон предмета до познания того, что Б. М. Кедров называет качеством, «обычно проходило много времени». Сам Б. М. Кедров показывает это на поучительных примерах из истории химии .

Величина конкретного предмета характеризуется такими свойствами : сравнимость, изменчивость и относительность.

Основным свойством величины является сравнимость . Только в результате сравнения может быть получена количественная характеристика любой величины.

Величина характеризуется также изменчивостью и относительностью . Один и тот же предмет может быть определен нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается.

Свойство величины - изменчивость . Пример: изменение длины стола изменяет лишь его величину, но не меняет его содержания и качества, стол остаётся столом.

Третье свойство величины – относительность . Величина любого предмета относительна, она зависит от того, относительно какой другой величины она рассматривается. В самом деле, один и тот же предмет может быть определён нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по величине предметом он сравнивается.

Следует также отметить, что величина – такое свойство предмета , которое нельзя представлять изолированно от предмета . Величина неотделима от него.

Сравниваемость, изменчивость, относительность - основные свойства величины могут быть осмыслены дошкольниками в самой конкретной форме , в действиях с разнообразными предметами при выделении и сопоставлении их длины, ширины, высоты, объема.

Величина предмета , т.е. размер предмета , определяется только на основе сравнения . Нельзя сказать, большой это или маленький предмет, его только можно сравнить с другими. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: «больше», «меньше», «равно», которые определяют различные качества, в том числе длину, ширину, высоту, объем и многие другие.

Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению . В жизни часто приходится производить мысленное сопоставление данного предмета со сложившимися у нас общими представлениями о величине известных предметов.



Восприятие величины зависит:

От расстояния, с которого предмет воспринимается, а также

От величины предмета, с которым он сравнивается.

Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе – тем кажется большим. Для дошкольников характерно аконстантное восприятие величины, то есть дети, особенно младшие дошкольники, при определении размера не учитывают удалённость предметов.

Характеристика величины предмета зависит также отрасположения в пространстве . Один и тот же предмет может характеризоваться то, как высокий (низкий ), то, как длинный (короткий).

Это зависит от того, в горизонтальном или вертикальном положении он находится.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы : зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.

Восприятие величины происходит путем установления сложных систем связей, как внутрианализаторных (между мышечными и оптическими компонентами глаза), так и межанализаторных (между осязательным и двигательным, двигательным и зрительным анализаторами). Отсюда следует, что маленькие дети, не обладая достаточным опытом, нередко делают ложные заключения о величине предмета, так как судят о ней только по наличным изображениям на сетчатке.

Велика также роль слова в процессе восприятия величины. Благодаря слову, обозначающему величину , становится возможным выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета .

Проблему отражения величины нельзя рассматривать только как проблему восприятия . В равной степени она должна рассматриваться и как проблема мышления . Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе , а с другой - опосредуется мышлением и речью.

Между чувствами и разумом существует сложная диалектическая зависимость, которая находит конкретное проявление, например, в том, что процесс восприятия величины (как и других свойств) опосредуется мышлением путем сравнения, анализа, использования соответствующих понятий, суждений, умозаключений и т.д. Непременной мыслительной операцией, обеспечивающей оценку величины предметов, является сравнение.

Таким образом, следует отметить, что рассматриваемое понятие достаточно сложное для восприятия и осознания дошкольниками.

Адекватное восприятие величины зависит от:

Опыта практического оперирования предметами,

Развития глазомера,

Включения в процесс восприятия слова,

Участия мыслительных процессов: сравнения, анализа и синтеза.

Восприятие величины предметов детьми дошкольного возраста отличается рядом особенностей .

Складывающийся еще в раннем возрасте опыт чувственного различения величины очень долго носит локальный характер : признак величины прочно закрепляется за конкретным предметом.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста величина еще не является основным опознавательным признаком и не имеет сигнального значения . Дети распознают признак величины лишь тогда, когда этот признак становится значимым для них, приобретает практическое значение.

Они легче воспринимают и сравнивают величину предмета, если этот признак контрастен .

Из-за отсутствия жизненного опыта дошкольники слабо соотносят величину одного предмета с величиной другого.

Понятие величины предметов носит у младших дошкольников (детей 3-х лет) глобальный, недифференцированный характер , т.е. ориентируются на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту.

Любой признак величины они определяют как большой или маленький. Дети дошкольного возраста с трудом усваивают относительный характер величины предмета – то, что один и тот же предмет может быть и большим, и маленьким в зависимости от того, с каким другим предметом сравнивается его величина.

- Дети четырех лет уже дифференцированно подходят к выбору предметовпо длине или ширине , но при условии, если длина предмета превосходит ширину.

Дошкольники с трудом познают трёхмерность величины . Для них надолго остается трудным различение в одном и том же предмете нескольких признаков величины.

В старшем дошкольном возрасте ребенок учится различать параметры величин, их свойства, учится словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время он осваивает приемы восприятия более сложных явлений. Для детей старшего дошкольного возраста требуется незначительный срок для овладения всех трех измерений.

У дошкольников слабо развита константность восприятия – способность воспринимать величину предмета на разном расстоянии и в разном положении.

Выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета становится возможным благодаря слову , обозначающему величину . С помощью слова признак величины отвлекается от предмета, а это позволяет детям выделять этот признак в любых предметах, при различном их положении. Усваивая названия величин в знакомой ситуации, ребёнок может употреблять их по отношению к новым предметам, которые он ранее не воспринимал. Обобщение в речи чувственного опыта различения величин создаёт основу для формирования представлений и понятий о величине предметов.

Само слово величина непонятно детям, так как ониредко слышат его . Когда внимание детей обращается на размер предмета , воспитатели предпочитаютпользоватьсясловами одинаковый, такой же, которые многозначны, поэтому их следуетдополнять словом, обозначающим признак , по которому сопоставляются предметы (найди такой же по величине: длине, ширине, высоте и т. д.).

Выделяя то или иное конкретное измерение , ребенок стремится показать его (проводит пальчиком по длине, разведенными руками показывает ширину и т. п.). Эти действия обследования очень важны для более дифференцированного восприятия величины предмета.

Неумение дифференцированно воспринимать величину предметов существенно влияет на обозначение словом предметов различных размеров . Чаще всего дети по отношению к любым предметам употребляют слова «большой - маленький». Это связано с тем, что окружающие детей взрослые часто пользуются неточными словами для обозначения размера предметов (большая линейка вместо длинная).

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, которые не заметит взрослый.

Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?

Признак предмета - это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина - является предметом, а зеленая - это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?

Давай попробуем выделить существенные (то есть основные) признаки обыкновенной тетради. Расскажи, какая она, тетрадь: из какого материала сделана, какого размера, какой толщины, для чего предназначена? Если ты сумел рассказать о тетради, значит, ты сумел выделить признаки, по которым она отличается, например, от карандаша. Итак, один из основных признаков предмета – это цвет. Цвет мы обозначим так:

И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.



А теперь назови как можно больше предметов:

а) красного цвета;

б) зелёного цвета;

в) чёрного цвета;

г) голубого цвета.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?

Ну вот мы и убедились, что с таким признаком предметов, как цвет, ты знаком хорошо.

Следующий важный признак предмета – это форма. Форму мы обозначим так:

Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?

Назови как можно больше предметов:

а) круглой формы;

б) овальной формы;

в) квадратных;

г) прямоугольных.

Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: и такого цвета: ?

Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так:

А теперь правильно назови большой и маленький предмет в паре. Например, слон – слоненок.

Выделяя признаки предметов, например, цвет – красный, желтый; форму – круглый, квадратный; размер – большой, маленький, - мы сравниваем предметы между собой.

А теперь попробуй с помощью обозначений
обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:

- красное яблоко.

Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.

ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ

Покажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.

Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.

Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы, занесут твори ответы в специальный бланк ответов.

Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?

1 загадка

2 загадка

3 загадка

4. Составь свою загадку о том, что растет в огороде

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5.

Задание 6.

В каждом окошке найди нужный рисунок.

  1. Что такое эффективный управляющий

    Документ

    Сильным свойствам человека... совершенно очевидный вывод, что все ... признак ... так и не вникнув в основу проблемы. Имеются такие ... таким же образом он выделил примерно те же 4 процента предметов ... что происходит, а то, что мы хотим, чтобы произошло в окружающих нас ...

  2. Что Вам мешает быть богатым Александр Свияш

    Документ

    ... совершенно все равно, каким будет оратор. Они примут его таким ... что все эти сверхдорогие предметы нормальному человеку не нужны, все то же ... что вы примериваете к себе все , что встречается в окружающей жизни. Тем самым вы четче определите, что же ... свойства ...

  3. Часто меня спрашивают: «Не вредит ли вашему браку то, что Джош так много путешествует?» Или: «Неужели ваши отношения не страдают из-за плотного графика лекций

    Документ

    ... что я думал, что должен быть совершенным . И не только совершенным ... предметах , которые на самом деле не имеют ... окружающего . ... что , когда мы все -таки грешим, Бог прощает и принимает нас ... что отношения настолько же одноразовы». Однако отличительным признаком ...

  4. Литература

    2. Предмет философии. 9 3. Существенные признаки философского... что же такое «предмет философия... предметов , свойств , отношений, охватить все ... они совершенно особые... все догмы, поучения, авторитеты, все ценности, которые имеют

Зададим себе вопрос: отличается ли вещь чем-либо от другой вещи или ничем не отличается? Если данная вещь для нас ничем не отличается от всякой другой, то тогда невозможно говорить и о нашем познании этой вещи. Если мы знаем, что такое данная вещь, то, следовательно, она есть для нас нечто, а если нечто, то нечто определенное, а если нечто определенное, то, значит, определенная совокупность тех или иных свойств. Ваза есть нечто стеклянное. Она - приспособление для цветов. И, как таковая, обладает некоторым цветом, формой, а также фактурой материала, из которого она сделана. Совокупность всех этих свойств вазы в их целостности и есть ее качество. Ясно, что если мы не воспринимаем эту вещь как нечто цельное, то мы не в состоянии и отличить вазу, например, от розы, а стол от стула. Но мы вполне понимаем, что такое ваза, каково ее устройство и назначение. Поэтому если мы действительно познаем нечто как вазу, то мы, следовательно, обладаем и знанием ее качества, то есть ее определенности, выделенности из окружающего фона. Качество вещи есть указание на совокупность ее свойств, на ее состав и построение, а также на ее функциональное назначение как во взаимодействии с другими вещами, так и с познающим субъектом. Иными словами, качество вещи есть нечто существенное для ее познания, для ее практического применения и изготовления. Оно есть то, что дает возможность отличать одну вещь от другой, а следовательно, и отождествлять, противополагать, сравнивать, объединять и разъединять и вообще конструировать вещи не только в бытии, на практике, но и в сознании. Путем оперирования категорией качества мы производим как бы накладывание одного объекта на другой, что выступает средством отождествления какого-либо объекта с ним самим и дает возможность узнать, что данный объект есть именно это, а не что-либо другое. И тут ранее неизвестный объект предстает как известный: например, в летящем предмете мы распознаем птицу, и не вообще птицу, а голубя, и не просто голубя, а голубя именно данной породы.

Качество объекта обнаруживается, таким образом, в совокупности его свойств, которые как-то структурно упорядочены: оно есть как бы «пучок» свойств. С гносеологической

точки зрения свойство - первичное и далее неразложимое образование, соотнесенное со столь же элементарным познавательным феноменом - ощущением, а в сложных случаях - с понятием, если оно недоступно ощущающей способности субъекта. Свойства могут быть как ощущаемыми органами чувств или физически доступными приборной индикации, так и виечувственными, относящимися к сфере социально-духовной реальности, характеризуя, например, положительные или отрицательные качества человека, когда мы говорим: чуткая совесть, добрая душа. Свойства познаются через взаимодействие объектов друг с другом и с субъектом. Свойство , таким образом, есть способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие . Оно есть именно то, посредством чего нечто проявляет для другого свое специфическое бытие. Среди совокупности свойств выделяются как существенные (необходимые) 1 , так и несущественные (случайные) для данного предмета, а также внутренние и внешние, всеобщие и специфические, естественные и искусственные. В целом совокупность, или система, свойств образует качественную определенность объекта, характеризуя его со стороны его целостности и относительной устойчивости. Качество есть наличная определенность, выражение устойчивого единства элементов и структуры объекта. Оно дает целостную характеристику объекта в каком-то его отношении и состоянии.

Свойства проявляются с разной степенью интенсивности, что характеризует состояние системы. Состояние относится к устойчивому проявлению данного свойства в его динамике. Мы говорим о физическом, психическом, моральном состоянии человека и народа, о состоянии экономики данного государства, а также о его политическом или военном состоянии. Своими свойствами объект обращен вовне, а состоянием - прежде всего внутрь себя. Свойства, состояния, функции и связи образуют качественные признаки объекта.

Теперь на основе выявления того, что такое свойство и состояние, можно подойти и к более полному определению качества предмета. Качество представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости .

Способ проявления качества данного предмета при его воздействии на другой предмет существенно зависит от качест-

1 Понятие качества порой употребляется в значении существенного свойства.

венного состояния последнего. Так, искра, упавшая на пороховой склад, неизмеримо более опасна, чем та же искра, упавшая на сырую землю; органы растения, обладая разными свойствами, под воздействием одного и того же фактора внешней среды, скажем света, принимают различные положения: верхушки побегов изгибаются к свету, а листья располагаются перпендикулярно к направлению лучей. Но способ проявления качества того или иного предмета зависит также и от условий взаимодействия с другим предметом. Возьмем, к примеру, взаимодействие воды с землей: при определенной температуре она проникает в землю в виде дождя, а при повышении температуры вода испаряется с поверхности земли. Под воздействием условий сами взаимодействующие предметы меняют свое качественное состояние. Свойства не только проявляются, но могут и видоизменяться, и даже формироваться в этих отношениях.

Всякое свойство или качество предмета, взаимодействующего с другими предметами, выступает как относительное: по отношению к дереву сталь тверда, а по отношению к алмазу - мягка. Любое качественное состояние объекта относительно. Под воздействием различных условий одно качественное состояние может исчезать, но оно исчезает, не иначе как превращаясь в другое. Объект, обладая совокупностью свойств, составляющих его качество, в зависимости от контекста светится как бы разными оттенками его. Например, человек выступает различными своими качественными гранями для врача, правоведа, писателя, социолога, анатома, психолога. Подобно тому как материя не сводится к совокупности своих свойств, так и никакой объект не растворяется в своих свойствах, но он есть их носитель, субстрат. Чем на более высоком уровне организации материи находится объект, тем большим числом качеств и свойств он обладает.

Понятие количества

Каждая совокупность однородных предметов есть некоторое множество. Если оно конечно, то его можно сосчитать. Пусть мы имеем, например, стадо коров из 100 голов. Для того чтобы рассматривать каждую корову как «одно», необходимо отвлечься от всех качественных особенностей каждого животного. Одно и то же число «100» является количественной характеристикой любого множества из 100 предметов, будут ли это коровы, книги или бриллианты. Количественно сравниваться могут и качественно однородные вещи, и качественно различные в каком-то отношении, но сходные в иных отношениях: скажем, по весу, твердости, а также путем деления объекта на части. Следовательно, то или другое количество есть множество, если его можно сосчи-

тать, и величина, если ее можно измерить. Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства . Понятия числа, величины, фигуры и т. д. суть стороны или моменты категории количества.

С целью установления количественной определенности предмета мы сравниваем составляющие его элементы - пространственные размеры, скорость изменения, степень развития - с определенным эталоном как единицей счета и измерения. Чем сложнее явление, тем труднее подвергнуть его изучению с помощью количественных методов. Не гак-то просто считать и измерить, например, явления в сфере нравственности, политики, эстетического восприятия мира и т. п. Не случайно поэтому процесс познания реального мира как исторически, так и логически совершается таким образом, что познание качества предшествует познанию количественных отношений. Познание количественной стороны системы есть ступень к углублению знания всей системы. Прежде чем считать, человек должен знать, что он считает. Наука движется от общих качественных оценок и описаний явлений к установлению точных количественных закономерностей.

Основой количественного мышления является объективная дискретность, расчлененность вещей и процессов. Количество выражается числом, заключающим два основных смысла: меру общности, однопорядковости элементов дискретности при их сополагании друг другу и раздельности (реальной или мысленной) объекта, его свойств и отношений на однородные элементы, относительно независимые от его качества. Число «5», выражающее, например, количество 5 человек, - это не нечто слитно нераздельное, не просто нечто одно, а специфически раздельное единство качественно однородных пяти единиц. Всякое число есть относительно самостоятельная, цельная собранность некоторого множества, или раздельное единство количества. При этом количество нетождественно числу; одно и то же количество как величина (например, протяженность при измерении длины) может выражаться в разных масштабах измерения (метрах, сантиметрах), а поэтому и в разных числах. Число есть мысленная форма освоения количественной определенности объекта.

Мера

Любое качество выражается в специфической для него системе количественных характеристик. Известно, что количество и качество выступают как нечто раздельное лишь в абстракции, реально же они суть разные характеристики определенных реалий, существуют

и тяготеют друг к другу, пребывая в нерасторжимом единстве, образующем их меру.

Уже Августин утверждал, что мера - это количественная граница данного качества; это то, больше чего и меньше чего оно не может быть. Категория меры была одной из основных для философов древности, о чем бы они ни рассуждали - о космосе, о сущем, о человеке, о познании. Гесиод учил: меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай. По словам Демокрита, если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным. В этом же духе и Платон говорил: мера - середина между избытком и недостатком. Так же и Фалес считал: мера - наилучшее. Идеей меры проникнута вся история философии со времен античности.

Мера выступает как «третий член», связующий качество и количество в единое целое. Например, производительность труда как мера имеет две стороны: качество труда и его продуктивность (количество произведенного продукта). Если сравнить производительность труда в период развития промышленности до научно-технической революции и после, то станет ясной мера зависимости количественной характеристики труда от повышения его качества. А с другой стороны, из физики известно, что атомы разных химических элементов только тем и отличаются друг от друга, что в их ядрах заключено разное количество протонов. Достаточно изменить число протонов в ядре, как один элемент превратится в другой.

Но мало сказать, что мера есть единство качества и количества, а также что она суть граница, в которой качество проявляется в своей определенности: Мера глубочайшим образом связана с сущностью, с законом, закономерностью 1 . Обратим внимание на то, что смыслообразующим корневым элементом слова «закономерность» является именно мера. Мера - это зона, в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики .

Первое определение предмета, которое необходимо усвоить ребенку, это то, что предмет можно потрогать руками. Это не относится к явлениям, в которых ребенок школьного возраста уже должен разбираться. Самым простым и легким объяснением будет понятие предмета, как вещи, то есть материального объекта.

Что представляет собой предмет

Проще всего, наглядно продемонстрировать ребенку два разных предмета, которые существенно отличаются друг от друга по форме, и объяснить в чем же их сходство. Или показать на примере картинок, которые представлены ниже, что представляет собой предмет.

На картинке изображено три ряда самых разнообразных предметов. Среди них есть игрушки, фрукты и овощи, вещи и предметы посуды - это как раз те предметы, которые ребенку легко определить. И недаром каждый ряд предметов закрашен определенным цветом.

  • Это помогает детям визуально определить свойства предметов.

Например, чашка и помидор - красного цвета, а чайник и огурец - зеленого. Именно определение такого свойства, как цвет помогут понять, в чем сходство или различие между представленными предметами.

  • Что общего у шапки и матрёшки?
  • Чем отличается чайник от чашки?

На картинке мы видим, что эти вещи либо одинакового цвета, либо разного. Предметов можно найти очень много, но есть те, которые сразу же запомнятся ребенку и он сможете с первого взгляда вспоминать их название и их свойства. Такие предметы изображены на следующей картинке.

Форма и цвет предмета - основные свойства

Важным свойством также является и форма предмета, она тоже помогает малышу быстрее определить название или назначение предмета. Но для того, чтобы точно указать форму какого-либо предмета необходимо знать все географические фигуры и свободно в них разбираться.

Попробуйте выполнить такое просто упражнение, чтобы быстрее сориентироваться в свойствах предмета:

И еще одно упражнение, которое поможет разобраться в этой теме и закрепить ее:

Таким образом, можно научиться различать предметы по цвету и форме. Эти факторы и определяют наличие сходства или различие у совершенно разных предметов.

Группы предметов

Важно также объяснить, что есть и другие свойства предметов. То есть каждый предмет может относиться к большой группе предметов, у которой есть обобщающее название. На картинке мы видим сходство предметов по их отношению к той или иной группе. Например, птицы или звери, овощи или фрукты.