Поход вниз до трюма. Крейсер "Аврора" изнутри
В журнале для бумажного моделирования Бумажное моделирование под номером 150 представлены выкройки бронепалубный крейсер 1-го ранга Аврора.
Крейсера Паллада, Диана и Аврора, названные в честь древнегреческих богинь, унаследовали свои имена от парусных фрегатов, отличившихся в освоении и защите дальневосточных рубежей Российской империи в первой половине XIX века. Проектировались как истребители торговли, будучи уменьшенной вдвое (по водоизмещению и вооружению) версией броненосных крейсеров серии Рюрик.
В марте 1895 года началась разработка проекта бронепалубного крейсера для Тихого океана. Основные проектные работы завершились к лету 1896 года, и было принято решение строить три однотипных крейсера на петербургских верфях. Сразу же на стапелях верфи Галерного островка началось строительство двух крейсеров Паллада и Диана, а в сентябре в Новом адмиралтействе развернулись работы по строительству третьего крейсера, который 31 марта 1897 года получил название Аврора.
Крейсер Аврораспущен на воду 11 мая 1900 г. и вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 г.
Слабое вооружение при столь большом водоизмещении, полное отсутствие защиты артиллерии, недостаточная скорость хода как следствие неоптимальных обводов корпуса и долгая постройка сделали эти корабли устаревшими еще до ввода в строй.
В период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток в период с октября 1904 г. по май 1905 г., крейсер Аврора принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905г.
Возвратившись на Балтийское море, Аврора длительный период плавала как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В 1906-1912 гг. крейсер посетил порты многих стран мира.
В период Первой мировой войны крейсер Аврора принимает активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров, а в конце 1916 г. ставится на ремонт в г. Петрограде.
В 1917г. экипаж Авроры активно участвует в февральских и октябрьских революционных событиях, гражданской войне и отражении иностранной интервенции.
В 1922-1923 гг. одним из первых на Балтике крейсер был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором до 1940 г. проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ.
В 1924 г. корабль был награжден Красным Знаменем ЦИК СССР, а в 1927 г. - орденом Красного Знамени.
С началом Великой Отечественной войны крейсер Аврора встал на защиту г. Ленинграда. Период ленинградской блокады крейсер стоял у стенки в порту Ораниенбаума (г. Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт. В июле 1944 г. подняли с грунта и поставили на ремонт.
В 1948 г. крейсер был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956г. использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища.
В 1956 г. на Авроре был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея.
В 1968 г. крейсер Аврора был награжден орденом Октябрьской революции.
В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия РФ.
У нас можно скачать журнал Бумажное моделирование - 150 - Бронепалубный крейсер 1-го ранга Аврора бесплатно, без регистрации и смс.
Крейсер "Аврора", легендарное сочетание слов. В нашей стране еще лет 15 назад эти слова знал почти любой человек, сегодня уже не уверен, время однако идет... Из тех кто знал или слышал эти слова примерно половина людей достаточно точно представляла себе о чем идет речь, другая половина только догадывалась. И совсем небольшая часть людей знала и помнила об этом корабле правду. Для меня этот корабль все-таки корабль воин в первую очередь. Вся его легендарность была навеяна мифами идеологических войн и совсем не соответствовала действительности и как любые мифы была совсем далека от правды. Ну да ладно, сейчас не об этом, сейчас я хочу написать о том, что лично для меня значит крейсер "Аврора".По настоящему для меня славен тот боевой корабль, который был в сражениях и смог сделать все от него зависящее, смог если не победить то выстоять, не потерять лица и флага. "Аврора" была в действительно одном из самых больших морских сражений новейшей истории и проявила там все свои качества и лучшие и не очень. Конечно не вина корабля и команды, что адмиралы распорядились кораблем не лучшим образом, а в итоге и вообще мягко скажем ушли из боя, однако и корабль и команда не подвели в главном - поставленные задачи они выполняли честно и достойно.
А еще "Аврора" - это тот редкий случай, когда я как моделист могу не только представлять корабль в своем воображении и мысленно переноситься на его мостики, палубы, кубрики, трюмы... Я, и вы вместе со мной, мы вместе можем встать на его палубу, пройтись по мостикам, прикоснуться к металлу, который помнит и то великое и скорбное для нашей родины сражение. В моделизме такой счастливый случай большая удача и неоценимая помощь в процессе постройки модели.
И так, по традиции немного истории создания и технических характеристик крейсера. Заложен в 1897 году, спущен на воду в 1900, прошел сдаточные испытания в 1902. Строили конечно долго, с большим количеством переделок и изменений в проекте, в итоге сильно пострадало и качество и сама идея построить дальний разведчик и как тогда говорили океанский истребитель торговли, позднее появился термин рейдер. "Аврора" не сильно соответствовала этим определениям, поскольку имела для крейсера первого ранга соответствующим только водоизмещение в 6700 тонн, а вот все остальное было далеко от совершенства и требований времени в котором ей пришлось служить и воевать.
Главным недостатком конечно же была скорость - всего 19 с небольшим узлов. Это при том, что броненосцы Англии, Франции и конечно же Японии давали до 18 узлов включительно. Броненосные крейсеры Японии, которые весили 8 000 - 10 000 тысяч тонн давали уже до 21 узла! Так что крейсерствовать с 19 узлами было крайне сложно, можно было запросто вовремя не уйти и получить серьезные повреждения, поскольку крейсер был только бронепалубным и бортовой брони у него не было никакой. И вместе с тем одноклассники "Авроры", такие как "Варяг", "Аскольд", "Богатырь", правда все они были импортной постройки но показывали скорость в 23 узла.
Второй печальный момент это вооружение. Всего 8 орудий главного калибра 6" скорострельные пушки системы Канэ. Это в то время, когда другие крейсеры подобного класса, все те же "Варяг" или "Аскольд" несли по 12 орудий того же калибра и той же системы. При этом и бортовой залп у них был соответственно сильнее, поскольку у "Авроры" в бортовом залпе могли участвовать только 5 орудий. За то конструкторы на "Авроре" разместили несчетное количество стволов среднего калибра, аж 24 орудия 3"! Как не вспомнить тут известную фразу одного политического деятеля "Лучше меньше, да лучше".
Третья причина неудовлетворительных боевых и вообще практических характеристик "Авроры" это конструктивные просчеты при ее проектировании и строительстве. Их в целом было не мало, но одним из самых "выдающихся" был тот, что в итоге на крейсере из 24 котлов как минимум 2 были вообще лишними! Их работа была совершенно бесполезна и не вносила никаких изменений в скорость корабля. Таким образом "Аврора" таскала постоянно на себе лишний и довольно дорогостоящий груз.
Тем не менее, не смотря на все недочеты и просчеты "Аврора" прошла с Второй Тихоокеанской эскадрой адмирала З.П. Рожественского полмира и, едва не погибнув по дороге в Гульском инциденте, прибыла в Цусимский пролив весной 1905 года, где и приняла бой с императорским японским объединенным флотом. По тем событиям написано не мало книг, сломано множество копий научных и совсем не научный исследователей, как тогда в 1900-х годах 20-го века, так и ныне... Поэтому я описывать те события не стану, а перейду уже к рассказу о постройке самой модели.
Модель крейсера в любимом мной 350-ом масштабе от фирмы "Комбриг", - значит смола. И Комбриг и я мы совпали в пристрастиях - фирма выпустила модель как раз на период начала цусимского похода, то есть на осень - зиму 1904 года. Надо сказать сразу, что внешний вид крейсера на обозначенный временной период достаточно сильно отличался от того, что многие из нас привыкли видеть и живьем и на различных картинках, рисунках, открытках и пр. Поэтому прошу не удивляться:).
Модель оказалась достаточно крепко и добротно сделана, с большой степенью подробности и солидным количеством мелких деталей. По традиции смоляных моделей не малую долю деталей предлагается сделать моделисту самостоятельно или найти у сторонних производителей автемаркета. Что понравилось, так это точность и проработка всех даже очень мелких деталей на корпусе модели, высочайшее качество отливок мелочевки, при чем некоторые особенно хрупкие детали были даны с запасом, что редкость и особо ценно. Штатное травление по качеству изготовления было в целом на высоте, хотя и не без промашек. Его изготавливала видимо по спецзаказу Комбрига известная фирма "NordStarModels".
В месте с тем были и проблемы. На травлении был допущен брак и детали не имели полу-травленых элементов, хотя на чертежах в документации они были обозначены. Это усложняло сборку травления в части сгибов и просто портило внешний вид.
Главная проблема обозначилась на корпусе модели, фальшборт был кардинально провален по высоте, что в итоге повлияло на трудности с установкой артиллерии среднего калибра, она банально не лезла в амбразуры, кормовой мостик пришлось поднимать, путем наращивания высоты фальшборта под ним, а так же изготавливать ряд недостающих по палубе помещений. На кожухах котельных отделений, вместо непонятных выемок пришлось ставить положенные по штату двери из подходящего кита дверей от "NordStarModels", предварительно все зашпаклевав. Была изначально не верная форма вторых по счету от полубака спонсонов, что вылечилось достаточно легко, но как говорится осадок остался, ну и пр. мелочевки, которые все и не упомнишь, да и писать о них смысла нету.
Еще из крупных проблем - это в моем наборе отсутствовали напрочь баркасы. Нет, по документации они числились, но в наличии их не было. Пришлось обратиться к обычной схеме, ограбить остатки пластикового набора от фирмы "Звезда", набор Крейсер "Варяг". Из него я взял два баркаса и один рабочий катер. Я из прилично подработал, установил деревянные рыбины на днище от оставшихся от других моделей кусочков деревянных палуб, банки подрезал ножом по толщине и ширине, добавил рули, весла, рустерные решетки. От оригинального набора я взял один рабочий катер и два паровых. Вельботы и ялы установил от "Комплект ЗИП", поскольку оригинальные мне совсем не понравились ни по размерам, ни по обводам. Шлюпбалки для них ставил травленые от "Wake Models", поскольку родные смоляные настолько хлипкие, что я маяться не стал.
Артиллерию всю пришлось доделывать. У ГК заменил стволы на точеные, остальное казенник, станок и щит - родные, добавил только привода и маховички к ним. С СК пришлось повозиться. Традиционно у "Комбриг" тонкие элементы почему то сильно заужены, вот и стволы 3" орудий ну никак не подходили по толщине. А у вполне приличных 3" орудий от "Комплект ЗИП" форма тумбы станка Меллера была неверная для Авроры. Вот и пришлось, станки брать родные, а ствол и казенник от Комплект ЗИП. Добавил плечевой упор из проволоки и привод вертикальной наводки с маховичком. Артиллерия 37-мм на крыльях мостиков - опять от Комплект ЗИП, родные на них только плечевые упоры.
Мачты, стеньги, реи, гафель, флагшток и гюйсшток, грузовые стрелы - самодельные. Для тонких элементов использовались иглы от одноразовых шприцев подходящего диаметра. Мачты - пластиковая трубка с вклеенным в середину медным штырем для жесткости, стеньги и реи - обточенный на конус или двойной конус латунный пруток. На грузовых стрелах в местах их крепления к мачте собирались настоящие "живые" шарниры в двух плоскостях из травленых рымов. Так же на шарнирах собирались и бортовые шесты противоминных сетей, сами шесты изготовлены опять из игл.
Красилась вся модель акриловыми красками от фирмы Tamya, корпус XF-17, с последующим нанесением глянцевого акрилового лака, палуба XF-78, с последующей тонировкой и смывкой, палуба под орудиями XF-55, днище смесь XF-7 и XF-2 (пропорции на любителя:)), трубы смесь XF-4 и XF-3, мачты XF-54, гребные винты, нактоузы XF-12, верхние части дымовых труб и тонировка стеньг XF-1, внутренние пространства шлюпок и катеров XF-2, планшири на леерных ограждениях мостиков, тумбы нактоузов XF-68. Корпус, надстройки, трубы, мачты и орудия ГК предварительно грунтовались составом "Mr.Resin Primer Surfacer" от "Mr.Hobby".
Такелаж традиционно из нитей детского бантика различной толщины.
В целом из дополнений применялись леерные стойки и сам леер (медная проволока 0.1мм) от "Tamya", маховики, вьюшки, цепи, кницы, рустерные решетки, штурвалы, бортовые скобтрапы, вертикальные трапы и скобтрапы, рымы, тали, гербы от "NordStarModels", бортовые леера, перты, блоки, тали от "AllianceModelworks", точеные стволы от "Master Models", смоляные пушки 3" и 37-мм, вельботы, ялы от "Комплект ЗИП", баркасы от "Звезда" (набор Крейсер "Варяг"), сходные трапы, шлюпбалки от "Wake Models" (комплект травления для ББО "Адмирал Ушаков"), талрепы от "GMM" (комплект травления для модели Крейсер "Варяг").
Ход постройки, размышления, сомнения, догадки и споры автора можно почитать в о постройке данной модели.
Литература - несколько книжек А.В. Скворцова, - это переиздания за различные годы. В итоге можно купить только одну, она самая полная и информативная - "Мидель-шпангоут" N29 за 2012 г.
Ну вот, вроде бы и все. Да, забыл сказать, стройка заняла общего времени примерно 5 месяцев.
Приятного просмотра.
Ольга Горохова
Подходит к концу учебный год, а с ним и наша последняя тема этого года "День рождения моего города Санкт-Петербурга ". Завершающей работой по этой теме стала наша коллективная поделка крейсер "Аврора ". Цель :изготовление поделки ко дню города из бросового материала. Задачи : познакомить с историей города Санкт Петербурга , прививать любовь к родине. Чувствовать гордость за свой город . Развивать мелкую моторику. Развивать эстетический вкус. Продолжать развивать навыки аккуратного наклеивания и рисования. Вызвать чувства радости от полученного результата. Предварительная работа : Было проведено НОД посвященное "День города " с использованием ИКТ, где мы с ребятами познакомились с историей города ,рассмотрели иллюстрации памятников и музеев нашего города . Бросовый материал : лист ватмана, втулки от бумажных полотенец, деревянные шпажки, альбомная бумага, краски, клей, кисточки для рисования и клея, веревка, яйца от киндер-сюрпризов 4 шт., цветная бумага, крышка от обувной коробки. Из листа ватмана я заранее сложила корабль, далее мы с ребятами его покрасили, покрасили втулки от бумажных полотенец. Когда все подсохло стало можно приступать к аппликации заранее мной вырезанных иллюминаторов и якоря. Из шпажек и альбомной бумаги я сделала небольшие флажки, а ребятки мне помогли их раскрасить красками. Из яиц от киндер-сюрпризов и веревки делаем буйки и вставляем в проделанные отверстия внизу корабля. Потом на горячий клей приклеиваются сами трубы, вставляем в нос корабля и корму по флажку. Наш корабль готов. Осталось только спустить его на воду, которую мы делаем из крышки обувной коробки на дно которой, мы приклеиваем голубую цветную бумагу.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-362139-1464073055.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-362139-1464073081.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-362139-1464073134.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-362139-1464073157.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-362139-1464073179.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-362139-1464073202.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-362139-1464073214.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-362139-1464073227.jpg)
Публикации по теме:
В рамках проекта «Книжкина неделя» мы с детьми решили нарисовать свою иллюстрацию к сказке «Три медведя». Была проведена обширная предварительная.
Образовательная область: Художественное творчество. Цель: Выполнить коллективную работу, используя технику рисования коктельной трубочкой. Закрепить.
Цель: развитие творческих способностей у детей Задачи: Способствовать созданию коллективной композиции, передавая в аппликации впечатления.
Коллективная работа «Мы на звёздочки глядим, на планету полетим». В этом году исполняется 55 лет Дню Космонавтики. И в преддверии этой.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»,.
Коллективная работа детей 2 младшей группы и воспитателей Валентины Дмитриевны Романиной и Ольги Александровны Важениной. Мы мамам соткали.
В нашем детском саду был объявлен конкурс поделок "Пасхальный благовест", в котором наша вторая младшая группа приняла участие. С помощью.
Крейсер 1-го ранга Балтийского флота, третий корабль в серии «богинь» («Диана», «Паллада», «Аврора»), спущенный на воду 11 мая 1900 года. Участвовал в Цусимском сражении, Первой Мировой войне. Залп его орудия послужил сигналом к началу большевистского штурма Зимнего дворца. Во время Великой Отечественной он, сильно повреждённый, «сидел» на грунте в Ораниенбауме, защищая воздух над Кронштадтом. После войны служил учебной базой Нахимовского училища. Корабль был сильно переделан при реставрации 1984-1987 годов, фактически превратился в новодел. Отпиленное днище так и лежит брошенным на берегу Финского залива у деревни Ручьи в Кингисеппском районе. А недавно у Минобороны появились планы по переводу крейсера в ходовое состояние. Пока этого не случилось, предлагаю осмотреть «Аврору» от палубы до машинного отделения по состоянию на лето 2013 года.
// Часть 33
1. Размеры корабля 126,8 на 16,8 м, осадка - 6,4 м, водоизмещение - более 7 тысяч тонн.
2. Корабль находится на вечной стоянке в Большой Невке, у Петроградской набережной.
3. Силуэт крейсера выделяется тремя высокими дымовыми трубами.
4. Также на палубе установлено несколько вентиляционных труб с загнутыми вперёд раструбами.
5. Фок-мачта.
6. Грот-мачта.
7. По бортам размещены различные шлюпки, катера и баркасы корабля.
8.
9. Корабельная рында.
10. На баке корабля всегда много посетителей, всех интересует 130-мм пушка Б-7 образца 1913 года, из которой был произведён самый знаменитый холостой выстрел.
11. Одна из десяти таких пушек поближе.
12. Вид через стекло в радиорубку.
13. Спустимся ниже.
14. Экспозиция корабельного музея занимает пространство от 10-го до 68-го шпангоута.
15. Экскурсию проводила одна из старейших сотрудниц музея. Видя её бесконечную увлечённость кораблём, можно с уверенностью сказать: сейчас таких экскурсоводов уже не делают.
16. План корабля 110-летней давности.
17. Гибель броненосца «Ослябя» в Цусимском сражении, в котором «Авроре» посчастливилось уцелеть.
18. Летом 1917 года большая часть команды крейсера, находившегося на ремонте в Кронштадте, вступила в ряды РСДРП(б).
19. 25 октября крейсер вошёл в Большую Неву, чтобы восстановить движение по Николаевскому мосту, разведённому накануне юнкерами. В 21:40 из бакового орудия «Авроры» был произведён один холостой выстрел, оказавший психологическое воздействие на защитников Зимнего дворца и, как утверждали советские источники, послуживший сигналом к штурму. Через три дня крейсер вернулся к стенке Франко-русского завода для окончания ремонта.
20. В 1922-1941 годах корабль служил учебной базой для курсантов военно-морских училищ, он ходил в учебные походы. В начале Великой Отечественной войны в районе Вороньей горы (ныне Красносельский район Санкт-Петербурга) была размещена батарея «А», в состав которой вошли девять снятых с крейсера 130-миллиметровых орудий. В сентябре в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26 моряков.
21. С самой «Авроры» списали курсантов и включили его в систему ПВО Кронштадта. В сентябре 1941 года крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с небольшим креном на правый борт. Обстрелы прекратились лишь со снятием блокады. 20 июля 1944 года корабль был поднят специалистами ЭПРОНа и с командой из 13 человек под командованием капитана 3-го ранга П. А. Доронина переведён в Ленинград.
22. В 1948 году «Аврору» перевели к окончательному месту стоянки на Большую Невку. Она стала филиалом Центрального военно-морского музея.
23. Сейчас внутри корабля появилась даже часовня.
24. В музее больше всего привлекли внимание многочисленные макеты кораблей.
25.
26.
27.
28.
29.
30. Но самое интересное, конечно - исторические интерьеры. Здесь жили и питались матросы. По полу через весь кубрик протянуты якорные цепи.
31. А вот действующий камбуз корабля, здесь кормят экипаж и сотрудников музея.
32. Холл на верхней палубе.
33. Кают-компания.
34. Старые светильники.
35. Всё это было воссоздано в процессе реставрации конца 1980-х годов.
36.
37. Спускаемся по трапу вниз.
38. В самый низ, в машинное отделение.
39. Тут легко заметить борта крейсера, усиленные рёбрами жёсткости.
40. Один из 24-х паровых котлов системы Бельвиля-Долголенко, в 1984 году заменённый макетом.
41. Детали котлов.
42. Механизмы.
43. Углеподатчик - своеобразный «лифт-ведро».
44. Медные переговорные трубы.
45. Машинный телеграф.
46. На корабле сохранились три оригинальных паровых машины тройного расширения.
47. Машины были построены на Франко-русском заводе (ныне Адмиралтейские верфи).
48. Они поражают своей мощью и размерами.
49. Манометры.
50. Маслёнки.
51.
52. Поршни.
53. Колоссальная шестерня.
54. Коленчатый вал.
55. Шатун.
56.
57. Усилие машин передавалось на этот вал, ведущий к трём винтам в хвосте корабля.
58. В 2010 году «Аврора» приказом министра Сердюкова была передана на баланс Центрального военно-морского музея. Вернётся ли он когда-нибудь в том или ином виде обратно в состав флота, сойдёт ли с места вечной стоянки - покажет время.