Покажут ли «Зебру» на телевидении,или Про юных наркоманов и созависимость как раковую опухоль на любви. Екатерина савина реабилитационный центр зебра созависимость и выздоровление

Директор реабилитационного центра "Зебра" Екатерина Савина рассказывает о методе "12 шагов", который помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Как убедить человека, страдающего от зависимости, обратиться в реабилитационный центр? Что делать, чтобы помочь близкому человеку преодолеть зависимость?

В прошлой программе мы очень подробно поговорили о том, что такое зависимость. В этой передаче мы хотели поговорить о том, как двигаться к преодолению этой зависимости. Реабилитационный центр - вообще понятие пугающее в общественном мнении. Мы наслышались и начитались разных страшных историй о том, что происходит в реабилитационных центрах, как иногда работают с наркоманами и алкоголиками. Как вы убеждаете родственников ваших потенциальных подопечных, что вам можно доверять?

Да никак. Мы просто работаем, а они это видят. Начинается все с того, что нам, как правило, звонят родственники. Они говорят, что у них есть сын или муж - наркоман или алкоголик (или дочь, женщин мы тоже принимаем), и мы просим рассказать подробную историю. Как правило, этот рассказ происходит уже при личной встрече, на первой консультации. Если невозможно приехать, если человек откуда-то издалека, мы можем сделать это по телефону или даже в письме. Дать какие-то первичные рекомендации можно даже таким образом.

Рассмотрев подробно ситуацию, мы выстраиваем определенный маршрут помощи. Это касается, в первую очередь, самого алкоголика или наркомана. Вероятно, ему нужна медицинская помощь, хотя и не всегда. Если человек привык сам преодолевать болезненные состояния, если он давно употребляет, то часто бывает так, что можно обойтись и без нее.

Если в истории зависимости этого человека есть какие-то опасные обстоятельства (я уж не говорю о попытках суицида, но, может, там была «белая горячка», были какие-то тяжелые депрессии), тогда медицинская помощь абсолютно необходима. Вообще мы за то, чтобы человек не мучился попусту, ведь то, что ему предстоит сделать в реабилитации, - это серьезная работа, и то, что возможно, нужно облегчить. Итак, вероятно, пациенту нужна медицинская помощь, и мы советуем, каким образом ее можно получить и где.

После этого мы предлагаем один из реабилитационных центров. Если пациент приходит к нам, то это два варианта: либо стационарный центр в Подмосковье, либо амбулаторный центр, то есть с ежедневным посещением, у нас в московском офисе. Там проходит трехмесячный курс, во время которого пациент выздоравливает по программе «Двенадцать шагов». Мы пользуемся этой методологией.

При этом наш центр слывет православным, потому что большинство людей, которые там работают, - православные, а лечим мы своей душой. У нас еще есть в центре некоторые занятия, которые связаны с нашей верой. В стационарном центре, например, есть часовня, и по воскресеньям пациенты ходят в храм. Есть специальная группа, в которой мы разбираем Евангелие, которое будет читаться в храме в ближайшее воскресенье. У людей, которые этим занимаются, есть специальная квалификация.

Но мы все это делаем исключительно по желанию самого человека; если он не хочет, то он в этом не участвует. Есть параллельные занятия, которые годятся для людей, не желающих воцерковляться. На заре нашей деятельности мы верили в то, что должны воцерковить сразу всех и таким молодым энтузиазмом мы старались увлечь за собой в Церковь тех, кто приходил к нам, потому что мы понимаем, что именно в Церкви Господь действует в полноте в жизни человека.

Но дело в том, что этот энтузиазм заканчивался после окончания основного курса нашего центра, когда контакт с нами становился реже. И мы поняли, что мы предлагаем людям путь, к которому они еще часто не готовы, и Господь способен привести человека к Себе тогда, когда Он Сам благоволит это сделать, а не тогда, когда мы этого хотим. Поэтому мы предлагаем, но никогда не настаиваем.

Например, два месяца назад к нам в стационар пришел пациент, который сказал, что он атеист, в Бога не верит, но выздоравливать от своей алкогольной и наркотической зависимости он хочет. И вот мы стали выздоравливать по программе «Двенадцать шагов». Неделю назад он крестился.

Причем был такой эпизод. Когда пациент сказал, что хочет креститься, мы позвали нашего духовника (он приезжает в стационар раз в месяц исповедовать, но еще он проводит духовные беседы с каждым индивидуально). И вот духовник ему сказал: «Знаешь, тебе надо хорошо подумать, потому что ты можешь купить билет на поезд и в нем не поехать. Тебе нужно хорошенько понять, хочешь ли ты ехать в этом поезде ”Православная Церковь”».

Пациент ходил, думал две недели, потом пошел в местный храм, договорился с батюшкой, сказал: «Я хочу креститься, я буду креститься», и вот крестился. И сейчас, надо сказать, у него несколько другое лицо и несколько другой процесс выздоровления, что нас, несомненно, очень радует. Но отнюдь не всегда так происходит. Бывает, что человек не следует церковным путем. Но такая возможность в нашем центре есть.

Есть трехмесячный интенсивный курс по программе «Двенадцать шагов», в течение которого человек совершает три основных действия. Во-первых, он обнаруживает, что он не управляет своей жизнью, что его жизнью управляет зависимость, и это разрушает его и его близких, ведет его к гибели - не только физической, но и духовной. Во многих заданиях это разбирается очень подробно. Человек убеждается в этом. Это не мы ему внушаем, это то, что он обнаруживает в своей жизни благодаря нашим заданиям. У нас есть авторский курс по этим заданиям. Хотя сама программа «Двенадцать шагов» широко известна и работает по всему миру, но то, каким образом эти «шаги» преподносятся, - наш авторский курс.

Потом человек обнаруживает, что все-таки есть выход, что есть люди, которые благополучно выздоравливают, у которых можно получить опыт такого выздоровления, несмотря на то, что контроль потерян, потому что им нечто помогает. Вот это «нечто» пока еще не формулируется как Бог, но все-таки есть более могущественная сила, которая возвращает здравомыслие в жизнь зависимого человека, и он обнаруживает, что в его жизни это тоже так.

Потому что к этому времени какой-то путь человек уже прошел, он трезвый, его в центре никто не удерживает, двери открыты. И тем не менее он не уходит, он справляется с тягой благодаря команде, в которой он это делает не один. У него получается быть благополучным, пока он в парниковых условиях реабилитационного центра.

И наконец, третья вещь, которая должна случиться с нашим пациентом во время этого первого интенсивного курса, - он должен обнаружить, что есть Бог. Может быть, он не обнаружит Его как Бога в Православной Церкви, но он обнаружит, что Бог действует в его жизни, по крайней мере призывающая благодать. Он обнаружит, что есть некое действие Божие, которое есть добро, и ему хочется следовать и с ним хочется жить.

И вот этот третий шаг таков: я принимаю решение поручить свою волю, то, что я хочу делать в жизни, и поэтому всю жизнь - Богу, Такому, Каким Он мне встретился в этом процессе, Каким я его сегодня могу понимать. И здесь очень важно не уйти в богословие, в великие труды отцов Церкви, в то, что можно прочитать у других, но не сделать еще своим. Очень важно обнаружить этот личный опыт.

Параллельно мы работаем с семьей, и семья, в общем, идет тем же путем. Мы помогаем ей избавляться от кривого состояния созависимости (это так называется). И в результате, когда пациент возвращается домой через три месяца, он встречает отношения не те, которые были, когда он уезжал, - отношения манипуляции, страдания и боли, а отношения надежды, как бы отдельного стояния. То есть нет такого, что наркоман «падает» на родственников или родственники «падают» на наркомана, а они могут стоять отдельно, потому что они живут по Богу. Конечно, они грешат, мы все грешим, но они хотят не грешить. Вот это желание не грешить - это как раз путь метанойи.

И после этого процесс продолжается уже в поддерживающей программе, которая занимает в нашем центре год. В это время человек уже может работать, жить в семье, учиться, заниматься всякими своими делами - и при этом он приходит к нам в поддерживающие группы и, что очень важно, он продолжает свое выздоровление в группах самопомощи. Это группы, которые тоже работают по программе «Двенадцать шагов», но они собираются уже без профессиональной рамочки, там нет психологов. Это группы «Анонимные наркоманы» и «Анонимные алкоголики».

Таким образом, человек прорастает в возможность помощи не только нашего узкого круга специалистов и той команды пациентов, в которой он выздоравливал, но гораздо большего числа людей с гораздо бо льшим опытом. И человек очень сильно взрослеет в это время, он продолжает дальше поддерживать свое выздоровление благодаря этим группам. А мы отходим в сторону, потому что мы должны выпустить нашего пациента в большую жизнь, не привязав его к себе, коль скоро мы хотим ему действительно помочь.

В предыдущей программе Вы очень подробно рассказали еще о критериях отбора тех реабилитационных центров, в которые наши зрители, в том числе в регионах, могут обратиться. Один из этих критериев - профессионализм. Применительно к вашему центру: я знаю, что он работает двадцать пять лет, но все-таки давайте расскажем нашим зрителям, кто работает в центре «Зебра», почему их можно назвать профессионалами и, самое главное, как к вашей работе относится профессиональное медицинское сообщество?

У нас работают три психолога. Это очень разные психологи, с разным психологическим образованием (у нас ведь тоже есть разные школы) и с разным опытом. И мы в этом смысле дополняем друг друга. У нас работают семь консультантов - это люди, которые прошли собственный путь выздоровления, получили специальное образование, они все сертифицированы.

Кроме того, у нас есть такая практика: мы берем на работу людей, которые прошли этот дополнительный курс, и плюс к этому мы стажируем их в нашем центре в течение определенного времени, минимум три месяца. И стажируем специалистов из других центров таким же образом, то есть мы занимаемся еще и обучением специалистов, мы передаем этот опыт. Кроме того, я езжу с семинарами по стране: в Сибирь, на Дальний Восток, везде. И книжки мы пишем, то есть мы стараемся это все отдавать дальше.

Вот эти консультанты работают у нас в команде. Опять-таки, у всех свои функции, и есть единая структура: не просто каждый специалист что-то делает свое, а существует некий комплекс, в котором мы трудимся.

Вне штата (но мы считаем его, несомненно, «своим») есть духовник, православный священник, который приезжает к нам в стационар и, что, может быть, более важно, окормляет деятельность всего нашего центра. Мы приходим к нему с нашими проблемами, он ведет духовные беседы с нашими пациентами и вообще с теми людьми, которые приходят в наш центр и хотят найти священника, который их понимает.

Потому что не все священники понимают эту проблему. Это как любая болезнь, священник не обязан ее знать, он мог сталкиваться с какими-то другими вещами в своей жизни. И очень важно, чтобы священник понимал специфику, чтобы человеку, который пришел бы к нему и сказал: «Батюшка, хочу больше не пить», он не сказал: «А ты кроме одной Чаши ничего не пей». Мне один пациент рассказал, что так ему ответил священник, но он просто не знал, что больной не контролирует процесс, таких знаний у этого священника не было. А вот наш батюшка это все очень хорошо знает, и, разбираясь в проблеме, в программе, по которой мы работаем, он может очень действенно помогать людям.

Кроме того, у нас есть порядка десяти волонтеров, которые делают очень много дополнительной работы, мы бы без них не справились. И у нас есть очень много доброхотов. Есть люди, которые приходят к нам на лекции для родственников, например на семинары для родителей.

У нас есть православный семинар для родителей, которые хотят воцерковляться, и православный семинар вообще для всех (не обязательно наших) алкоголиков и наркоманов, которые хотят найти какие-то соединения, соприкосновения между своим путем выздоровления по программе «Двенадцать шагов», например, и Православной Церковью.

Мы вместе с батюшкой ведем такой семинар. И это совершенно удивительный процесс, там люди растут духовно просто замечательным образом. Потому что понятно, что выздоровление не заканчивается, оно продолжается в жизни. И то, как люди взрослеют духовно, как раз очень видно на этом семинаре, например.

- Ваши взаимоотношения с медицинским сообществом?

Мы дружим с медициной. Мы посылаем в больницы и к врачам, которых мы хорошо знаем, пациентов, которые нуждаются в медицинской помощи. У нас есть очень хорошие взаимодействия не только с наркологией, но и с психиатрией. Мы обучены на первичном приеме видеть не только нашу патологию - наркоманию и алкоголизм, но и большую психиатрию, например, но мы не имеем никакого права ставить диагнозы и тем более лечить. Поэтому нам обязательно нужно работать в тандеме с психиатрами, если требуется их помощь.

Не вся медицина знает о нас, хотя, на мой взгляд, за двадцать пять лет работы, причем не только нашего центра (на самом деле, реабилитация в России примерно столько и существует), медицина давно уже могла бы с нами познакомиться. Но, к сожалению, еще не все знакомы. Мы надеемся на взаимодействие. Но тем не менее у нас есть договоры с медицинскими учреждениями, по которым мы направляем туда пациентов, и врачи вполне принимают нашу работу.

Давайте расскажем, кто может к вам обратиться, кого вы берете. Я прочитал на вашем сайте, что пациентов по направлению профильных медицинских органов исполнительной власти, департаментов здравоохранения вы принимаете на лечение бесплатно.

К нам может обратиться любой человек, у которого есть проблема, абсолютно любой: наркоман, алкоголик, его родственник, человек, который думает, что у него эта проблема только начинается. К нам может обратиться абсолютно любой человек. Первичный прием - анонимный, меня не интересует фамилия человека и где он живет, и бесплатный. Мы помогаем всем, лишь бы человек пришел в то время, когда у него есть свободный час. Если он не может прийти к нам, мы взаимодействуем по телефону и с помощью писем.

У нас есть договор с замечательной организацией в Москве (католической, к слову сказать), которая подбирает московских бомжей, выхаживает их, устраивает их на работу и потом выпускает в большой мир уже способных снимать квартиру и жить. Она называется «Дом милосердия во имя матери Терезы». У нас есть с этой организацией договор, по которому один из их «воспитанников» приходит к нам на курс в амбулаторную программу, и каждый раз у нас есть такой один «воспитанник». То есть можно даже сказать, что мы подбираем на улице. Конечно, мы это делаем бесплатно. Мы не можем взять много таких пациентов, но если человек действительно хочет, чтобы ему помогли, мы найдем такую возможность рано или поздно.

- С государственной медициной и органами власти?

Направлений медицина сегодня не выписывает, но врачи дают телефон, и нам звонят люди и говорят, что в такой-то больнице им посоветовали к нам обратиться. У нас даже была такая замечательная вещь: мы стажировали врачей из наркологической больницы, которые интересовались реабилитацией. И они воочию увидели, как это все работает, сидя три месяца в кругу и наблюдая за процессом как участники.

У каждого есть свои проблемы, вот они тоже свои психологические проблемы решали по ходу дел. Они не были зависимыми людьми, но они посмотрели изнутри на этот процесс и написали нам потом большое благодарственное письмо. А мне было радостно не только получить благодарственное письмо, но, разумеется, и то, что люди хотят знать, хотят участвовать во всем этом.

Еще есть такая структура, Департамент труда и социальной защиты населения Москвы. Вот по его сертификатам, по его направлениям мы принимали наркоманов бесплатно в течение трех лет. К сожалению, сейчас эта программа закрылась, вчера мы получили последний сертификат. Будет ли эта программа продолжена в следующем году, все очень сомневаются, но если ее передадут в Минздрав (а такое возможно), то мы намерены заключить с Минздравом такой же договор, как с Департаментом, и принимать пациентов от них.

Мы хотим сотрудничать с государством, при том что мы некоммерческая организация, мы ничему не принадлежим, мы - реабилитационный благотворительный фонд. Но мы рады сотрудничать с государством, потому что мы понимаем, что мы не должны действовать в одиночку, мы должны создавать некое поле реабилитации, и без государства мы здесь, конечно же, не справимся. Поэтому нам очень важны и эти взаимодействия.

Кроме того, мы взаимодействуем с судами. Мы, например, приходим в суды и рассказываем там про наших пациентов, которые участвуют, к сожалению, в судебном процессе. Рассказываем, что то, что с ними происходит, - это болезнь и что они нуждаются в реабилитации. Мы пытаемся защитить наших пациентов том смысле, что мы говорим: «Позвольте им, пожалуйста, пройти курс реабилитации. Тюрьма не является такой реабилитацией, а мы обязуемся сообщать вам о трезвости наших пациентов, мы ее проверяем».

- Как вы взаимодействуете с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению?

У нас есть договор с ними. Я участвовала в семинарах, которые проводил Синодальный отдел для регионов и для Москвы. Мне приходилось участвовать в таком замечательном деле: в Московской духовной академии был курс повышения квалификации для клириков, и там рассказывали о созависимости, о зависимости. Вот я была одним из участников-преподавателей этого семинара.

Для меня это было очень важно, потому что, конечно, духовенство не обязано все знать, но нужно, чтобы на стыке взаимодействия наших структур мы не потеряли людей. Так важно, чтобы батюшка, когда человек придет к нему и скажет: «Батюшка, у меня беда, сын пьет», знал, что делать, куда направлять. Конечно, не только в наш центр, но чтобы он вообще знал, что такая система реабилитации существует. Потому что ответ: «А ты терпи» - это ответ человека, который, к сожалению, не знает, чем можно помочь.

Возвращаясь к теме семьи и созависимости. Мы об этом говорили в первой программе, и, возможно, многие не слышали Вашего объяснения. В чем опасность для семьи нахождении в ней зависимого человека - алкоголика, наркомана? И дальше: человек прошел все этапы вашей реабилитации, как семья должна себя вести впоследствии? Я видел у вас на сайте замечательный документ «Правила семьи» (как образец, как вариант). Как выстраивать отношения с человеком, чтобы он не сорвался, если он уже прошел вашу реабилитацию или если семья еще не приступила к этой реабилитации, как осуществить вот это «отстранение»?

Вы знаете, есть очень важная вещь, которую надо знать. Семья не виновата в том, что наркоман или алкоголик заболел и она не может излечить его от этой зависимости. Не только потому, что члены семьи непрофессионалы, а потому, что это невозможно - слишком близко люди стоят друг к другу. Поэтому так ставить вопрос, что наш пациент окончил курс и теперь семья должна определенным образом себя вести, чтобы он не сорвался, я бы не стала.

Я бы сказала, что семья может способствовать выздоровлению или препятствовать. Для того чтобы она способствовала выздоровлению, ей надо много чего знать. Есть лекции, в том числе в режиме онлайн. Сейчас вышел прекрасный документальный фильм режиссера Бориса Дворкина о том, как мы работаем с родственниками, и там есть, можно сказать, исповедь одного нашего выпускника (теперь он наш сотрудник) о том, как он начинал выздоравливать, о мотивации. Я очень рекомендую семьям посмотреть этот фильм, он скоро будет, очевидно, в интернете, в прокате. Документальный фильм так и называется - «Зебра».

Кроме того, у нас на сайте очень много информации для родственников. Если даже наши слушатели в регионах не могут приехать к нам и участвовать во всем этом лично, они могут получить много информации через наши сайт, книги и все остальное.

Но все-таки мне очень хочется, чтобы Вы в двух словах рассказали, что такое «Правила семьи». Как строить эти правила?

Семья - это система, которая должна жить по-Божьи. Только тогда она выполнит свою главную роль, а ее роль в том, чтобы каждый человек вырос в меру своего возможного возраста. Скажем, женщина выросла в роль жены и матери, потом бабушки. Вот это возможно, если процесс происходит по определенным правилам. Если правила нарушаются, семейная система искажается. Правила эти - Божьи. Часть из них - это заповеди, это мы знаем: почитание родителей, «возлюби ближнего своего». Есть еще следствия этих главных правил и конкретизация их для семейной системы.

По-видимому, мы сейчас не обладаем временем, чтобы я рассказала подробно, но у нас на сайте есть две лекции на эту тему, и желающие могут их посмотреть. Просто можно почитать и подумать: а в моей семье это происходит так или наоборот? Если наоборот, могу ли я здесь что-то изменить?

Ведущий Александр Гатилин

Записала Екатерина Самсонова

Молодежь пробует наркотики во все более раннем возрасте и не считает это проблемой. Думая о наших детях, внуках, правнуках - обо всех, кого может коснуться эта страшная беда, - мы должны бить во все колокола, причем не раз в году, а постоянно, без устали, ведь в России сегодня все чаще можно встретить наркозависимых в самом юном возрасте.

Руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви Алексей Лазарев подчеркивает, что попавшим в сети наркодельцов детям и подросткам становится все сложнее осознать, что они нуждаются в помощи. По его словам, сейчас наркоманы «молодеют». Если раньше сотрудники полиции удивлялись, видя 13-14-летних подростков, употребляющих наркотики, то сегодня они сталкиваются с зависимыми 10-летними детьми, которые, конечно, еще не в состоянии понять всю серьезность проблемы, понять, что им нужно лечиться.

Почти год назад, 3 июля 2017 года, в Москве, в концертном зале Российской государственной детской библиотеки, состоялся премьерный показ документального фильма Бориса Дворкина «Зебра», созданного «ДжемСтудией» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и при участии «Позитив-фильма» (художественный руководитель - народная артистка России Алла Сурикова).

Председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов заверил присутствующих, что сделает все возможное, чтобы эту картину, посвященную проблемам борьбы с наркоманией и другими видами зависимости и созависимости, показали по центральному телевидению. Он пообещал дойти с этой инициативой до Президента России, если понадобится. Было бы интересно узнать, показали ли фильм «Зебра» наши телеканалы и как отреагировал Владимир Путин на инициативу Сергея Миронова.

По словам одной зрительницы, давно живущей за границей, она испытала настоящее потрясение, хотя никак не связана с проблемами, о которых говорится в фильме. По ее мнению, его необходимо показывать во всем мире. Но для начала фильм нужно показать по всей России, где, по информации Министерства здравоохранения, в конце 2017 года было около 4 миллионов наркопотребителей.

Хотя число стоящих на учете наркозависимых снижается ежегодно на 2-3%, количество людей, которые впервые пробуют наркотики, растет, в том числе и за счет несовершеннолетних.

Церковь помогает в борьбе с зависимостью

Алексей Лазарев обращает внимание и на появление так называемых «дизайнерских наркотиков». Создатели солей и спайсов меняют формулу веществ быстрее, чем наркополицейские успевают включить их в список запрещенных, поэтому их крайне сложно изымать из оборота. Эти вещества формируют зависимость и наносят непоправимый вред гораздо быстрее, и человек начинает нуждаться в квалифицированной помощи раньше, чем осозна ет тяжесть ситуации. Поэтому очень важно, чтобы сотрудник реабилитационного центра умел найти подход к такому человеку и убедить его начать лечение.

В Церкви создается единая информационная система помощи наркозависимым

Каждый год в России появляется 5-10 новых церковных реабилитационных центров и других структур помощи. На сегодняшний день действует более 200 церковных центров помощи наркозависимым, в том числе более 70 реабилитационных центров , группы поддержки и кабинеты первичного консультирования. При Синодальном отделе по благотворительности действует Координационный центр по противодействию наркомании , который регулярно организует в разных регионах обучение священнослужителей и мирян методикам помощи наркозависимым. В Церкви создается единая информационная система помощи наркозависимым, которая позволит распределять желающих пройти реабилитацию по центрам во всех регионах России, в зависимости от профиля центра и потребностей зависимого.

В основе работы - индивидуальный подход к каждому реабилитанту

По словам Алексея Лазарева, сейчас в церковные реабилитационные центры обращаются в основном родственники наркозависимых людей, которые чаще всего никаких проблем в своем состоянии не видят. Консультационные кабинеты, созданные при поддержке Синодального отдела по благотворительности, действуют во многих епархиях Русской Православной Церкви. По просьбе родственников с наркозависимым беседуют консультанты - сотрудники таких кабинетов, регулярно проходящие обучение. Они получают навыки формирования у наркозависимых мотивации для лечения. Пообщавшись с наркозависимым лично или по телефону доверия, специалист определяет, какая именно помощь ему требуется, и дает соответствующие рекомендации. При необходимости обратившегося человека направляют в медицинское учреждение для прохождения детоксикации, после чего он переходит на амбулаторную программу реабилитации, либо его сразу направляют в церковный или светский реабилитационный центр. Подбирают центр по принципу территориальной близости, наличию места и соответствию программы реабилитации, то есть в основе работы - индивидуальный подход к каждому реабилитанту.

«Другой важнейшей задачей для нас является поддержка мотивации на сохранение здорового образа жизни, ведь иногда после ‟чистого” периода человек срывается и снова начинает употреблять наркотики. Для этого по всей России создаются церковные группы поддержки, - отметил Алексей Лазарев.- В этих группах человек может найти социальную, психологическую, духовную поддержку, побеседовать со священнослужителем, обсудить проблемы, которые у него возникают, и получить новые силы для продолжения трезвого образа жизни».

Не зебра, а сплошная черная полоса

Говорят, что наша жизнь похожа на зебру: черная полоса сменяет белую, а белая - черную. Но это жизнь обычного человека. Жизнь же зависимых людей - это сплошная черная полоса. И кажется, что она никогда не кончится, что выхода нет… Но он есть! Об этом говорят все героини фильма «Зебра».

В фильме нет ни декораций, ни реквизита. Обычные женщины сидят на обычных стульях в обычной комнате. Из реквизита - лишь черное одеяло, которым психолог Екатерина Алексеевна Савина, директор реабилитационного благотворительного фонда «Зебра» и одноименного Центра, с головой накрыла бывшего наркомана Али. Он выздоровел и теперь работает в «Зебре». Одеяло - это зависимость. И ее нельзя путать с человеком. Женщины по очереди обращаются то к кукле, завернутой в одеяло, символизирующей зависимость, которую они ненавидят и с которой вступают в жестокую схватку, то к своему ребенку, у которого просят прощения за то, что мало любили его и мало гордились им… Не каждая женщина готова сняться в фильме о своих родных, страдающих зависимостью. Не каждая готова признать, что была больна созависимостью.

Созависимость, являясь раковой опухолью на любви, заменяет ее собою

По словам психолога Екатерины Савиной, созависимость, являясь раковой опухолью на любви, заменяет ее собою. Семья наркомана или алкоголика часто начинает приспосабливаться к образу его жизни, начинает жить его жизнью, тем самым невольно поддерживая его болезнь вместо того, чтобы бороться с ней. Члены семьи контролируют больного, пытаются спасти его от неприятностей, но тем самым они просто консервируют ситуацию и спасают себя от тяжелых переживаний. И тогда наркомания, алкоголизм и курение становятся безнадежным заболеванием. Поэтому очень важно, чтобы семья начала избавляться от созависимости.

Ангел Екатерина Савина

По ее словам, без этой беды она могла никогда не прийти к Богу

Ирина Чижикова узнала о том, что Екатерина Савина помогает в лечении наркоманов и алкоголиков, еще в 1990-е годы, когда беда обухом по голове ударила ее и сына-старшеклассника, члена спортивной команды по водному поло. Кто-то из членов команды подсадил своих товарищей на иглу, и понеслось. Из всех его друзей-наркоманов выжил он один, остальные давно покоятся на кладбище. Ирина вымолила сына. По ее словам, без этой беды она могла никогда не прийти к Богу.

К Кате Савиной, которую Ирина называет ангелом, она тогда не доехала. И лишь последние 5 лет ходит по средам и субботам на занятия в «Зебру». Сказать, что Ирина и другие члены этой по настоящему дружной семьи благодарны Екатерине - значит не сказать ничего.

До начала документальной картины, ставшей для всех настоящим откровением, выступили кинорежиссер Борис Дворкин, член Союза кинематографистов, руководитель видеостудии «Акварель» в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, продюсер Алла Сурикова, консультант Екатерина Савина, без которых фильма не было бы, оператор Иван Алфёров и другие.

В вечере также приняли участие председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению Л.В. Стебенкова, советник заместителя Председателя СФ ФС РФ Г.Н. Кареловой О.А. Мишина, директор Национального научного центра наркологии Т.В. Клименко, представитель Национальной родительской ассоциации А.В. Гусев, представитель ООД «Здоровая инициатива» Г.И. Семикин, члены Совета по профилактике наркомании при Совете Федерации РФ и представители Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви.

Бог сильнее зависимости

Любая мать помнит первую улыбку, первый лепет, первые шаги своего чада, его школьные годы, первые победы и первые поражения... И теперь женщинам, снявшимся в фильме «Зебра», самим не верится, что было время, когда повзрослевшее чадо гналось за ними по улице, требуя деньги на дозу, а они во все горло кричали: «Помогите!» Как же трудно вызывать милицию, чтобы забрали собственного сына! Как больно видеть, что он ради дозы готов тебя убить!

По совету психолога, ради спасения своих детей матери вынуждены были выставлять их за дверь... Зато сейчас благодарят Бога за их выздоровление, создание семей, за счастье общения с внуками. Опыт этих женщин может помочь другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации и не знающим, где и как можно получить помощь. Многим кажется, что выхода из этой беды нет. Но выход есть! Нужно только не опускать руки и... начать с себя. Да-да - нужно измениться самим, чтобы жизнь зависимых родных изменилась к лучшему. А поможет им в этом Екатерина Савина, счастливая жена, мать и бабушка, которая уверена, что безнадежных больных нет.

Эти женщины смогли вымолить своих детей

Даже рассказывать о борьбе с наркоманией и собственной созависимостью очень трудно, а каково с ними бороться? Многое из того, о чем рассказывают эти мужественные женщины, не побоявшиеся открыто обратиться к зрителям, осталось за скобками. Как же трудно выставить любимого сына-алкоголика или дочь-наркоманку из квартиры! «Выставить на улицу», по словам Екатерины Савиной, не очень удачное выражение, и, конечно, оно не означает выгнать и забыть. Смысл его в том, что мама говорит: «С тобой в дом вошла твоя наркомания, и дом стал рушиться. Мы болеем все: тревога, злоба, кражи из дома, насилие, ложь. У нас нельзя дома так жить. Если ты хочешь продолжать так жить, уходи. Здесь больше этого не будет. Употреблять - за дверь, и я не собираюсь устроить тебе способ употреблять вне дома: снять тебе жильё, предоставить другое и т.п. Но если ты хочешь остановиться, я готова помогать, положу в больницу, в реабилитационный центр, и буду стараться вместе с тобой. Другими словами - домой возвращайся через реабилитационный центр».

Помню, когда фильм «Зебра» закончился, у многих зрителей на глазах были слезы. Борис Дворкин вызвал на сцену героинь фильма, и зал встретил их аплодисментами - жен, дочерей и матерей, чьи дети и другие родственники оказались в беде. Некоторые из них были наркоманами 20 лет. Эти женщины смогли вымолить своих детей. Они убедились в том, что Бог сильнее зависимости, и с Божией помощью неизлечимые болезни можно победить!

Созависимость и выздоровление семьи 1. Зависимость искажает семейную систему (созависимость) так, чтобы использовать ее для поддержания болезни. Отличие любви от созависимости. 2. Созависимость приводит к страданию всех членов семьи (некоторые признаки). 3. Остановить использование семьи! – правила и границы. 4. Преодоление отрицаний зависимости рождает мотивацию к выздоровлению. 5. Отпустить близкого и сохранить любовь? Ожидание. 6. Пути выздоровления: действенные и ложные. 7. Продолжение помощи, когда близкий выздоравливает.


Определения созависимости. Если в семье ее член (любой!) заболевает алкоголизмом или наркоманией, семья вся испытывает влияние, искажается созависимостью. Созависимый человек – это тот, кто позволяет поступкам других людей оказывать на себя сильное влияние, и потому одержим идеей контролировать эти их поступки. Созависимость – компенсация недостаточности в жизни наркомана или алкоголика, способствующая продолжению и дальнейшему развитию зависимости. Созависимость – это нарушение семейных отношений, при котором близкий берет на себя в целом главные жизненные функции наркомана или алкоголика, проживает его жизнь вместо него, не давая зависимому человеку начать выздоравливать. Созависимый человек не живет сам, а существует для зависимого, становясь при этом функциональным придатком зависимости. Созависимый человек возлагает на других людей и обстоятельства ответственность за свое благополучие, становясь жертвой их влияния.


Плоды созависимости. Наркоман или алкоголик замыкается внутри себя: получение удовольствия / избавление от боли имеет отношение только к нему, остальные служат этому = зависимости. Болезнь « за спиной », ей приносятся жертвы. Близкие ради спасения близкого (« спасители ») приносят в жертву любовь: Он теряет свободу принимать решения, они принимают их за него: насилие. Условная « любовь », осуждение. Страх, гнев, обиды, взаимные обвинения, манипуляции и использование. « Все средства хороши ». Жертва приносится зависимости, а не любимому человеку.


Созависимость – « обезьяна » любви. ЛюбовьСозависимость Любовь видит в другом Личность, он высок. Созависимость гордится и надмевается: «я объясню, заставлю, подтолкну…». Любовь стоит на жертве ради другого (терпение, прощение…). Созависимость стоит на поглощении другого человека собой, контроль. В любви есть критика к себе, милосердие к другому. В созависимости мало критики к себе, много к другому. Любовь – воплощенное добро. Созависимость ведет к усилению зависимости и страданию обоих. Любовь пребывает вовеки. Созависимость остается в этом веке, истощая людей


Созависимость приводит к страданию (некоторые признаки созависимости). Страх потерять контроль над алкоголиком / наркоманом и всей жизнью.. Недоверие, стремление к власти, насилие – эмоциональное, физическое, духовное; все время настороже. Страх, волнение, гнев, вина – тяжкий груз => стремление не переживать чувства, скорее все объяснять и оправдывать. Сверх - ответственность или безответственность. « Я знаю, что ему надо ». Умение невозможные, неприемлемые ситуации делать приемлемыми и как - то все устраивать. Когда просят о помощи, не может сказать « нет »: отказ означает, что « я плохая, эгоистичная, бессердечная ». Помощь всем и забота обо всем. « Я – « старшая », и так было всегда ». « Мне нужно помочь тому, кто рядом, чтобы я не чувствовала себя одинокой ». Неспособность позаботиться о себе. Трудности в близких отношениях. Близость и доверие означают уязвимость. « В моей семье мы дотрагиваемся друг до друга только во время драки ». « Приказано выжить ». стремление не переживать чувства, скорее все объяснять и оправдывать. Сверх - ответственность или безответственность. « Я знаю, что ему надо ». Умение невозможные, неприемлемые ситуации делать приемлемыми и как - то все устраивать. Когда просят о помощи, не может сказать « нет »: отказ означает, что « я плохая, эгоистичная, бессердечная ». Помощь всем и забота обо всем. « Я – « старшая », и так было всегда ». « Мне нужно помочь тому, кто рядом, чтобы я не чувствовала себя одинокой ». Неспособность позаботиться о себе. Трудности в близких отношениях. Близость и доверие означают уязвимость. « В моей семье мы дотрагиваемся друг до друга только во время драки ». « Приказано выжить ».">


Насилие в семье Физическая безопасность: план действий в случае насилия: Способ уйти из дома; ключи от дома и деньги, соседка, родственники или друзья; решение скорее избегать стычки, чем провоцировать ее или « стоять насмерть »; решение позвонить 911 или 02 в случае необходимости. Безумие зависимости может закрыть ему глаза на то, что он делает в стремлении достичь употребления. Вы и ваши близкие не должны стать жертвой этого безумия. Юридическая безопасность: Употребление, хранение, транспортировка и передача другому лицу (распространение) наркотиков – преступление. Документы на недвижимость, машину и иные ценности: деньги, золото, кредиты. Прописка. Защитить себя и свою семью – наша обязанность. Это не означает, что у нас есть право перестать заботиться о близком, бросить его. Мы можем и должны помогать ему выздоравливать – но не продолжать способствовать его употреблению. При всех обстоятельствах нужно стремиться сохранять с ним контакт.


Установление правил и границ Это ясные правила, по которым будет жить семья, для того, чтобы вернуться к норме: осуществление функции семьи в отношении каждого ее члена. Примеры: Возвращение домой до 24 час., после этого семья спит. Не успел – ночуешь вне дома. Вариант: Каждый старается ночевать дома, если не получается – предупреждает по телефону. Кто брал долги – тот и отдает. Если позвонят коллекторы – придется оформить дарственную на твою долю в квартире на отца, чтобы семье не жить в коммунальной квартире. Вариант: Семья платит ежемесячные взносы в банк, если ты едешь выздоравливать. Приехал – работаешь и платишь сам, или уезжаешь. В семье – сухой закон. Употребляешь – дома не живешь. Проверяем тестами, если отказываешься их сдавать – уходишь. Вариант: В твоем употреблении наркотиков и переживании последствий семья не участвует. Будет плохо – поможем доехать до больницы.


Установление правил и границ (продолжение) У человека должно быть дело. Не хочешь ехать в центр – иди работай, приноси часть зарплаты и тогда будешь питаться с нами. Вариант: Мы знаем, что ты распространяешь наркотики. Это ставит под удар всю семью. Поскольку причина – твое употребление, мы требуем, чтобы ты выздоравливал. Иначе – уходи из дома, и немедленно. Ждем тебя назад через реабилитационный центр. Привести домой ночевать можно только жену, а не « девушку ». Никто не имеет права читать чужие письма в е - почте, смс, смотреть карманы, без стука входить в комнату и пр. Никто не имеет права оскорблять, кричать и применять силу. В доме не должно быть алкоголя и психоактивных лекарств. Молитва и вера – дело внутреннее и добровольное, нельзя принуждать или противиться вере другого. Границы можно менять по общей договоренности. Установление правил и границ – коллективное решение трезвой части семьи, гарант его – главный член семьи, остальные помогают.


Как отпустить близкого – и сохранить любовь? « Отпустить » = предоставить близкого последствиям его зависимости, которые вынудят его выздоравливать. Это честное признание факта, что семья бессильна остановить зависимость или исправить все эти последствия. Мы занимаемся своими делами, говорим правду зависимому близкому о нем, и ждем его попытки начать выздоравливать. Он не хочет => остается один на один с зависимостью => просит помощи в продолжении употребления. Выбор: ты не употребляешь - и мы тебе помогаем; ты продолжаешь употреблять - и остаешься один, а мы ждем тебя выздоравливать. Сохранение контакта! Умение ждать, молиться и доверять. Ответственность за свою душу, а не за душу зависимого близкого. остается один на один с зависимостью => просит помощи в продолжении употребления. Выбор: ты не употребляешь - и мы тебе помогаем; ты продолжаешь употреблять - и остаешься один, а мы ждем тебя выздоравливать. Сохранение контакта! Умение ждать, молиться и доверять. Ответственность за свою душу, а не за душу зависимого близкого.">


« Честное зеркало » поддерживает мотивацию к выздоровлению. Отрицание зависимости от алкоголя и наркотиков – это форма проявления зависимости от них. Возвращение к реальности – помощь зависимому в приходе к выздоровлению: Безусловная любовь в зависимому близкому. Он – личность, а потом уже наркоман или алкоголик. Негативные факты жизни близкого и других членов семьи, связанные с зависимостью. Сохранившиеся позитивные стороны жизни. Возможность выздоровления. Необходимость помощи для достижения и поддержания стабильного выздоровления. Надежда, ее знаки – если наркоман или алкоголик не отвергает эту тему, и не забалтывает ее (осторожно!).


Как отпустить близкого – и сохранить любовь? Отстранение происходит от зависимости, от алкогольной или наркоманской жизни, а не от родного человека. Отпустить не значит бросить, заниматься эгоистично собой, манипулировать отвержением. Сохранение любви: 1. Молитва. « Молитва матери со дна морского поднимет ». Можно и нужно молиться и самой, как душа просит – но с помощью других людей это делать легче. 2. Маленькие добрые дела. Не баловать – т. е. разрешать ему делать, и самой делать для него то, что нельзя делать. Но мы принесем ему с радостью чашку чаю, благословим, поделимся с ним своей радостью, поддержим доброй улыбкой... Это немало! 3. Покаяние близких. Часто мы бываем так одержимы стремлением заставить его выздоравливать, что перестаем воспринимать его как личность. Мы видим только себя, свою цель. Потеряв способность видеть человека, мы теряем и контакт с ним, а вместе с тем и возможность ему помочь.


Пути выздоровления Выздоровление - э то способность хорошо жить без наркотиков и алкоголя. Этапы: 1. Отказ от употребления любых наркотиков (в т. ч. медицинских препаратов, изменяющих состояние сознания) и алкоголя (с помощью врачей или без них) 2. Курс реабилитации (желателен). М одел и реабилитационных программ: Миннесотская, работающая по программе «12 шагов » с использованием обучающих психологических элементов, при этом программа «12 шагов » - главное средство выздоровления; Терапевтическое Сообщество, в котором среда выздоравливающих наркоманов – основная терапевтическая сила, а остальное, в том числе и программа «12 шагов », может быть или не быть; Религиозные общины, где главное – общая молитва и стремление жить по вере. (« Христианских » центров не бывает, бывают православные, всегда на основе храма или монастыря; католические; протестантские, очень часто крайне сектантского толка; мусульманские; известны также буддистские и неоиндуистские « ашрамы » - будьте осторожны!) 3. Ресоциализация (поддерживающая реабилитация) (обязательна!): Анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы, поддерживающие группы в реабилитационных центрах; семейные клубы и общества трезвости и др.


Это НЕ работает! Твердое обещание / желание не пить или не употреблять: человек бессилен перед зависимостью. Надежда на « новое лекарство »: зависимость - одновременно страсть и болезнь, это духовное явление: таблетки не помогут! Переезд в другой город, выдержка в другом месте длительные сроки: зависимость остается и там. Изменение круга общения: зависимость внутри человека. Магические действия. « Серьезные » разговоры, угрозы, авторитетные фигуры (« батюшка, скажите ему!»): человек в активной зависимости собой не управляет.


Продолжение помощи, когда близкий выздоравливает. Родственникам тоже нужна помощь: группы самопомощи Ал - Анон или Нар - Анон (не путать с Нарканоном – секта!), лекции и группы при центрах, храмах, консультации, литература. Здравый смысл в отношениях: равная любовь, внимание и поддержка всем членам семьи; отпустить контроль за выздоровлением близкого; не брать на себя его ответственность; уметь ждать и с терпением относиться к его ошибкам; Срыв - нежелательный сценарий; « честное зеркало » в срывном процессе (10-14 дней); возврат границ (их не отменяли!); исправление ошибок. Нет людей, которые не ошибаются. Нужно найти в себе мужество вернуться к пути отстранения, трудной любви и молитвы за всю семью. Терпение, любовь, вера и мужество рождаются и растут в семье, и беда, случившаяся в семье, может переплавиться в смысл.


Реабилитационный центр « Зебра » Реабилитационный благотворительный центр « Зебра » - это амбулатор- ный центр, в котором выздоравливают наркоманы, алкоголики и их семьи. Он работает по миннесотской модели в программе « 12 шагов ». При храме свт. Тихона Задонского работает православный семинар для алкоголиков и наркоманов. При центре работают также группы для всех родственников алкоголиков и наркоманов, которые хотят получить помощь: « Ориентации » (информационная дискуссионная группа), группа « Шаги » (работа по программе « 12 шагов ») и православный семинар. На сайте центра « Зебра » можно получить подробную информацию о зависимости, выздоровлении и нашем центре: Телефон для записи на консультации и вопросов: 8 (495) ; 8 (499) Директор Екатерина Алексеевна Савина.

Срыв – понятие о нем Это процесс возвращения к болезненному способу жить вследствие активации зависимости. Может быть вследствие случайной ошибки, но чаще в результате системной ошибки в выздоровлении данного человека. Если она не будет исправлена, наркоман или алкоголик вернется в состояние активной зависимости. Поскольку все люди делают ошибки, у всех выздоравливающих алкоголиков и наркоманов бывают срывной процесс, и не один. И он может не закончиться употреблением наркотика или алкоголя. Это зависит от того, будет ли вовремя остановлен срывной процесс. => Срывной процесс – штатная ситуация в выздоровлении, проявление хронической болезни. Срывной процесс – штатная ситуация в выздоровлении, проявление хронической болезни.">


Понятие о срыве Характеризуется общими закономерностями: Замедление или прекращение действий по выздоровлению Часто начинается в благополучные времена Ошибки в расстановке приоритетов в жизни: зависимый человек все усилия направляет на социальный успех, романтические или семейные отношения, гордостные проявления: карьера, самооценка, и пр. Изоляция, отказ от взаимодействия с системой поддержки. Процесс, ПРИВОДЯЩИЙ к употреблению, занимает от 2 недель и более. Если этот процесс остановить, тогда выздоровление опять оказывается возможным. Если остановка срывного процесса произошла до начала употребления, употребление и не наступает. Срыв МОЖЕТ БЫТЬ позитивным опытом.








Некоторые закономерности: « Развилка » на пути выздоровления возникает, когда человек спокоен и благополучен. Именно там возникает опасное замедление. По мере движения по пути срыва, наркоман последовательно теряет то, чего добился на пути выздоровления. Идет регресс: обратное развитие. На пути срыва наркоман обычно не собирается срываться. У него вполне « благородные » цели, которые он не оценивает как ложные. Сам он не видит своего срыва! Употребление наступает достаточно неожиданно для самого наркомана, и не обязательно сразу тяжелое. Процесс возвращения к дну может занять вторую половину срывного цикла. Срыв – это всегда обманутые ожидания, какими бы они не были. Человек никогда не получает того, на что рассчитывал, идя в срыв.


Признаки срывного процесса (Т. Горски) Внутренние изменения. (Старые стереотипы употребления, чувство большего напряжения, чем обычно. Выздоровление перестает быть важно, находятся более срочные, важные или просто приятные вещи. Уменьшается молитва и самоанализ. Перепады настроения от « безбашенного » веселья до тоскливого раздражения и подавленности, чувства меняются очень быстро. Отрицание. Строить свою жизнь так, как будто зависимости нет. Постепенно жизнь меняется, все меньше общения с выздоравливающими людьми. Снижение доверия и откровенности. Молитва становится краткой и сухой. В жизни нарастает напряжение и тревога, но идет отрицание негативных изменений. Избегание и защиты. Попытки не думать о своих трудностях, т. к. это приводит к еще большей тревоге. Фокус внимания смещается с себя самого на других людей. Обнаружив у них слабости и недостатки, человек успокаивается, т. к. теперь понятно, что у них нет права критиковать, « пусть лучше займутся собой ».


Признаки срывного процесса (Т. Горски) Компульсивное (одержимое какой - то мыслью) поведение. (Покупки, работа, романтические отношения или иные отношения с людьми, спорт и пр. То, что я ухожу в эти навязчивые мысли и действия, дает выход энергии, и тревога уменьшается, но потом вырастает еще сильнее. Компульсивные (одержимые) поступки приводят к негативным последствиям, а импульсивные (необдуманные) поступки приводят к множеству проблем. Они нарастают как снежный ком, и потому все больше хочется побыть одному, отгородившись от всех, чтобы не было неловко. Нарастает изолированность от людей и чувство одиночества. Нарастание кризиса. Трудности все нарастают. На месте одной кое - как разрешенной проблемы вырастают две новых. Человек не видит всей картины, и живет одной минутой. Планировать свою жизнь не удается, планы проваливаются. Обычная « рамка » жизни разрушается. Такая жизнь утомляет, я чувствую себя подавленным и брошенным другими людьми. Депрессия нарастает. Молитва пропадает совсем. Ничто не получается так, как я хочу.


Признаки срывного процесса (Т. Горски) Ступор. Лавина проблем нарастает, выхода нет. Все чаще посещают мысли о том, что все равно ничего не получится, и лучше бросить это все. Человек не может заставить себя заниматься важными делами, увязая в пустяках, за которыми незаметно кончается весь день. Мелкие проблемы кажутся неразрешимыми. Человек надеется на чудо, которое вдруг избавит его от этой лавины, но ничего не делает. Спутанность и чрезмерное реагирование. Трудно ясно мыслить и строить логические связи. События пугают. Трудно понимать то, что говорят и запоминать информацию. Чувство себя « без кожи », и любое событие вызывает сильный эмоциональный всплеск, а в другое время нет чувств вовсе. Человек перепроверяет себя все время и все - таки ошибается и принимает плохие решения. Раздражение и злость на других становятся обычными чувствами, злость на близких. Подавленность. Ничто не радует. Человек удивляется своему здоровью и мечтает заболеть, как в детстве. Иногда приходят мысли о самоубийстве как о выходе, и об употреблении как альтернативе самоубийству. Кажется, что жизнь и так слишком плоха. Человек перестает делать обычные дела: вовремя есть и спать, умываться, молиться и пр., все время опаздывает и откладывает важные дела. Никто не может помочь.


Признаки срывного процесса (Т. Горски) Неуправляемость жизни. Человек совершает поступки, которые вредят ему самому и другим людям, делаетоткровенно плохие вещи. От этого уважение к себе пропадает, и это « дает ему право » и дальше совершать такие поступки уже без особенных угрызений совести. Он все реже посещает консультации и группы в центре и собрания АА \ НА. Человек отрезает себя от других людей, осуждая их, злясь и ссорясь с ними. Он чувствует себя несчастным, преданным и ему очень жалко себя. Он продолжает лгать, оправдывать свои поступки и чувствует отчаяние. Видны только три возможных выхода: безумие, самоубийство или употребление, и последнее все больше рассматривается как разумный выход. Планирование употребления. Разрешение себе « когда - нибудь, если нужно будет » употребить. Планируется единичный срыв или сохранение низких доз наркотика, намерение избежать тяжелых последствий. Все чаще воспоминания о прежних друзьях, местах употребления, пробы « вроде » наркотика: стимулирующий чай, энергетические напитки. Опасные поступки, несовместные с выздоровлением, как бы проверка: а что будет, когда я сорвусь?


Признаки срывного процесса (Т. Горски) Употребление. Спонтанное решение об употреблении осуществилось. Сильное разочарование, т. к. эффект быстро проходит, чувство, что перешел черту. Попытки скрывать употребление и контролировать его, что и удается какое - то время. Разочарование, но уже ничего нельзя вернуть назад. Потеря контроля над употреблением и начало выздоровления. Постепенно употребление выходит из - под контроля и становится очевидным для всех. После долгого и мучительного употребления негативные последствия заставляют человека остановиться. Он принимает свое бессилие перед зависимостью и решается вновь обратиться за помощью. В глубине души есть надежда на возможность выздоровления или хотя бы улучшение состояния. Остановка употребления наркотиков. Преодолев стыд, человек снова возвращается в реабилитационную программу и группы самопомощи. Человек начинает получать помощь и выздоравливать.


Движущие силы срыва Гордость, самость. Стремление к повышению самооценки любой ценой, материальные ценности превалируют над духовными, стремление к лидерству, конкуренция, погоня за славой, властью, деньгами. Нарушение границ и иных рекомендаций. Поиск « своего » пути в выздоровлении по признаку « я знаю, как мне надо ». Эгоцентризм. Неспособность видеть людей вокруг равными себе и получать от них обратные связи на свои поступки и помощь. Неспособность к послушанию и обучению. Использование людей в своих целях и потеря интереса к ним во всех остальных случаях.


Движущие силы срыва Гедонизм. Цель жизни – получение удовольствия во всех видах, от « любви к себе » до утонченных эстетических удовольствий, к этому сводится вся деятельность. Замена нужного на желаемое, в том числе путем обмана себя. Побег от трудностей в жизни, слабая переносимость раздражителей и неоправдавшихся ожиданий. Неспособность трудиться, позиция бездомного « дай - дай », стремление все получить даром, стремление к вечному « отдыху ». Неспособность сопереживания и жертвы ради другого. Неспособность к любви.


Что делать? В перспективе срыва ВСЕ пациенты нуждаются в: Профилактике: обнаружении признаков срывного процесса, развития навыков принятия критической обратной связи, укреплении отношений с системой поддержки, поддержания ценностной системы, развития личных отношений с Богом, движения вперед в выздоровлении. Лечении: прекращении употребления (если есть), определении срочных мер к восстановлению процесса выздоровления. активных действий по изменению способа жить, возвращаясь к самому началу процесса выздоровления.


Срывы и эффективность работы. Является ли срыв неудачей в лечении? В выздоровлении? Пациент прожил трезво существенный период своей жизни. Он перестроил по крайней мере на это время свою жизнь более эффективно, чем это было в употреблении. Он научился способам поддержания трезвости и выздоровления. Он получил опыт того, что это ВОЗМОЖНО для НЕГО. Его семья получила такой же опыт + опыт СВОЕГО выздоровления. Он начал строить личные отношения с Богом в молитве и размышлениях. Он выстроил личные контакты с товарищами и сотрудниками в центре, на группах, с людьми, которые могут ему помочь. Он имеет возможность вновь обратиться за помощью.


Реабилитационный центр «Зебра» Реабилитационный благотворительный центр « Зебра » - амбулаторный центр, в котором выздоравливают наркоманы, алкоголики и их семьи. Он работает по миннесотской модели в программе « 12 шагов ». При храме свт. Тихона Задонского работает православный семинар для алкоголиков и наркоманов. При центре работают также группы для всех родственников алкоголиков и наркоманов, которые хотят получить помощь: « Ориентации » (информационная дискуссионная группа), группа « Шаги » (работа по программе « 12 шагов ») и православный семинар. На сайте центра « Зебра » можно получить подробную информацию о зависимости, выздоровлении и нашем центре: Телефон для записи на консультации и вопросов: 8 (495) ; 8 (499) Директор Екатерина Алексеевна Савина.

Руководитель центра «Зебра» Екатерина Алексеевна Савина в начале 2000-х годов вела радиопередачи на «Радио Благо »; записи этих передач сохранились и мы решили опубликовать их. Вы можете прослушать лекции прямо в браузере или загрузив их на свой компьютер.

Правила семьи. Запись 2017.11.09

Екатерина Савина о насилии в реабилитации зависимых. Интервью с Денисом Злобиным.

О вреде насильственных мер в реабилитации зависимых говорит Екатерина Алексеевна Савина, руководитель реабилитационного фонда "ЗЕБРА". Опубликовано: 13 окт. 2017 г. на

Беседа 01.05.2017 на радио «Радонеж» Е.Савиной с выпускниками центра «Зебра»

Алкоголизм и наркомания это не только болезнь тела, но и души. Причина употребления сложилась до начала употребления. Е.Савина беседует с выпускниками «Зебры» о том, что такое алкоголизм и наркомания и о путях выздоровления. О том, что заставляет человека

1. О наркомании. Введение.

Обсуждаются общие представления о наркомании и алкоголизме, факторах, способствующих, но не определяющих их возникновение. Описан процесс развития зависимости. Выздоровление включает не только прекращение употребления, но и длительное восстановление жизни во всех ее аспектах.

3. Зависимость - семейная болезнь - часть 1.

Алкоголизм и наркомания - болезнь всей семьи. Созависимость - зеркальное отражение зависимости, способствует продолжению употребления. Созависимые не живут, а существуют для алкоголика или наркомана, становятся придатком зависимости. Созависимость берёт на себя последствия употребления, поэтому алкоголику не нужно что-то изменять в своей жизни.

4. Зависимость семейная болезнь - часть 2.

Созависимость - подпитка болезни. О бессилии, чужих ролях и вере. Выздоровление созависимых.

5. Духовная проблема выздоровления - часть 1.

Эпидемия наркомании. Затмение семьи. Стремление к внутреннему чувству рая. Проявления зла.

6. Духовная проблема выздоровления - часть 2.

(Зло: сила и цели; зло как личность, проявление в семье. «Кай и Герда»: желание спасти и незнание, поиск помощи и ее получение.)

7. Границы личности - часть 1.

Границы: нарушение и необозначение, установление и позволение; соблюдение порядка на моей территории; адекватное изменение. Удержание границ: определенность в отношениях и право на жизнь.

8. Границы личности - часть 2.

Границы - это рамки отношений в семье, помогающие этим отношениям быть безопасными и плодотворными. Границы помогают сохранить любовь и каждому члену семьи научиться собственной ответственности. Семья имеет право на охрану своей безопасности. Как найти свои правильные границы?

9. Отстраниться - часть 1.

Отстраниться: отделить себя от его болезни, не жить его жизнью, перестать «кормить» его зависимость, не брать на себя его ответственность за последствия употребления.

10. Отстраниться - часть 2.

Какими мы хотим быть? Отдайте Богу Богово. Отстраниться от болезни, оставаясь с близким и с любовью. Как активизируется ответственность, если мы живём «с открытыми дверями»?

11. Разговор о душе.

Язык души - это язык чувств. Как проявляется в нас дух? Дух - самое главное в человеке. Для чего нам даны страдания и болезни? Негативные чувства: нужно ли исключать их из своей жизни или мы можем совладать с ними и превратить в созидательную силу?

12. О семье.

Как создаётся семья? Что наиболее важно в семье? Что происходит если ребёнок недостаточно подготовлен для взрослой жизни? В каких случаях дисфункция родителей передаётся детям и как избежать этого?

13. О воспитании детей - часть 1.

Семья – главная опора человека. Больная, деструктивная семья не может во всей полноте осуществлять свою функцию. Приспособление членов семьи к деструктивной атмосфере в семье - созависимость. Мама и дети в семье, где папа-алкоголик. Раннее «взросление» и контролирующее поведение ребенка из такой семьи. Основные функции здоровой семьи.

14. О воспитании детей - часть 2.

Как правильно вести себя с детьми из дисфункциональной семьи. Три правила, по которым живет созависимая семья: «Не говори», «Не чувствуй», «Никому не верь». Мысли, чувства, действия членов семьи, попавшей в беду. Какая помощь существует для мамы. Маски и роли детей, которые пытаются завоевать любовь, добиться успеха и внимания родителей. Первая роль – «семейный герой».

15. О воспитании детей - часть 3.

Трудности, с которыми столкнется во взрослой жизни «семейный герой». Чем помочь такому человеку. Вторая роль – «козёл отпущения». Берёт на себя напряжение всей семьи. Трудности, с которыми столкнется во взрослой жизни «козёл отпущения». Чем помочь такому человеку.

16. О воспитании детей - часть 4.

Третья роль – «шут». Функция этого ребенка в семье. Трудности, с которыми столкнется во взрослой жизни «шут». Чем помочь такому человеку. Четвертая роль – «потерянный ребёнок». Самая грустная роль. Какие могут быть последствия, если вовремя не помочь этому ребенку, как ему помочь.

17. О душе и чувствах - часть 1

Психология – наука, которая занимается душой. Почему важно заботиться не только о своём теле, но и о своей душе. Что такое чувства, для чего они нужны, откуда они «приходят», от чего зависят, о чём они нам «говорят». Как научиться распознавать, называть, отслеживать свои чувства и жить с ними комфортно.

18. О душе и чувствах - часть 2.