Понятие и структура личности, представление личности о себе. Как у человека формируется представление о себе

«Я-концепция» - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) - субъектная и объектная. Одна сторона личности - есть «сознающая Я» (I) , а вторая - это та часть, которая осознается - «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей - к высшей, от физической - к духовной (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

Составляющая Описание
«Духовное Я» Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
«Материальное Я» То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
«Социальное Я» Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
«Физическое Я» Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

  • «Я-концепция» - это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
  • «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
  • «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
  • Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
  • Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
  • «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
  • «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).

Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

СТРУКТУРА «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

Структура «Я-концепции»

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 23.2).

Рис. 23.2. Структура «Я-концепции»

В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).

Рис. 23.3. Компоненты «Я-концепции»

Роль «Я-концепции» в жизни личности

«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 23.4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

  1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
  2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
  3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

Знакомство – обязательный этап общения с окружающими людьми. Конечно, контактировать со старыми приятелями легче: эти люди в курсе вашего характера, привычек и других индивидуальных особенностей. А новым приходится все рассказывать заново. Хорошо еще, если речь идет о непринужденной беседе в компании друзей! Но ведь часто приходится рассказывать о себе в письменном виде, порой даже в официальных документах. Всевозможные анкеты, резюме, аккаунты и клубы по интересам ждут не дождутся, когда же вы сообщите им информацию о себе. Для одних это – сущая формальность, ограниченная парой-тройкой стандартных предложений. Но бывает, что от вашего описания многое зависит. В таком случае написать о себе нужно не просто честно и грамотно, но и как можно более интересно, чтобы ваш рассказ не затерялся среди других аналогичных автобиографий.

Рассказ о себе, устный или письменный, не всем дается легко. Есть люди, для которых самопрезентация – дело привычное и даже приятное, они охотно делятся фактами своей биографии и подают их увлекательно, как литературное произведение. Но для большинства необходимость написать о себе, да еще и в особенном, нестандартном стиле, - это серьезное испытание их природной стеснительности, творческой фантазии, да и просто писательского таланта. Для таких людей мы подготовили своеобразную «шпаргалку» с подсказками и небольшими советами о том, как начать, построить и оформить свое произведение, чтобы читателям было интересно читать о вас даже в том случае, если в вашей жизни не происходило выдающихся событий, описание которых может стать основой приключенческого романа. На самом деле все намного проще: даже биографию среднестатистического человека, ведущего самую спокойную и умиротворенную жизнь, можно читать взахлеб, если она написана интересно.

Рассказ о себе: правила, нюансы и советы
Интересной особенностью автобиографии как жанра является то, что у одного и того же человека может быть сколько угодно описаний его жизни. Причем жизнь тоже остается одной, и все события, которые в ней происходили, правдивы. Но, в зависимости от стиля, назначения, условий написания эти произведения получаются совершенно разными. Как и в любом тексте, при сохранении одной фабулы возможно почти бесконечное количество вариантов развития сюжета, где повествование будет хронологически последовательным или художественно искаженным, логически правильным или творчески адаптированным. Как говорится, всему свое место и время, и автобиография при приеме на работу имеет мало общего с самопрезентацией при поступлении в театральное училище. Единственный объединяющий их фактор – это вы, а точнее, фактические события вашей жизни. Поэтому давайте для начала определимся, почему и с какой целью вам понадобилось написать о себе. Самые распространенные варианты таковы:

  1. При приеме на работу, поступлении на учебу или службу. Это самый краткий, по сути формальный и потому наиболее простой вариант. Справиться с ним несложно и без специальных подсказок, тем более, что в таких случаях автобиография, как правило, пишется по , вплоть до заполнения граф анкеты. Но даже если перед вами чистый лист бумаги, от вас требуется лишь в хронологическом порядке изложить основную информацию о времени и месте своего появления на свет, полученном образовании, профессиональном опыте и вкратце – семейном положении. Большего формальные автобиографии не требуют. Исключение могут составлять биографии представителей творческих профессий: журналистов, копирайтеров, редакторов. К ним предъявляется больше требований в плане используемого словарного запаса и, возможно, примеров работ. Но портфолио – это отдельное задание и формируется оно тоже по своим, независимым от автобиографии, стандартам.
  2. При вступлении в тематическую организацию/кружок/секцию может потребоваться более развернутая информация о кандидате. В зависимости от направления заведения, включите в перечень данных соответствующие ему. Например, расскажите о завоеванных спортивных наградах, дипломах, медалях и грамотах за участие и победы в олимпиадах, интеллектуальных играх и состязаниях. Если речь идет о творческой мастерской, то не лишним будет рассказать о своих предпочтениях и вкусах, любимых жанрах и техниках, кумирах и образах для подражания. Задача вашего жизнеописания в данном случае – раскрыть собственный характер перед людьми, которые еще ничего о вас не знают, и влиться в их сформировавшийся коллектив. Поэтому, чем более дружелюбным и открытым будет ваш письменный рассказ, тем скорее он найдет отклик, и вы с большей вероятностью получите приглашение на личное устное собеседование.
  3. При регистрации в социальной сети/на сайте знакомств нет и не может быть никаких жестких правил. Но есть определенные приемы, с помощью которых можно сделать ваш рассказ о себе интересным и привлекательным для других пользователей. Например, многие представительницы прекрасного пола используют для этого стихи, тексты любимых песен или цитаты из литературных произведений, которые, на их взгляд, соответствуют их характеру и мировоззрению. Эту тактику следует признать достаточно остроумной, ведь, при отсутствии уверенности в собственном литературном таланте, можно воспользоваться беспроигрышным творением признанного гения. Так или иначе, ваша задача – создать в глазах незнакомых, и даже невидимых вам, людей нужный вам имидж. А для этого совсем не обязательно придерживаться документальной точности. Позвольте себе небольшую выдумку, дорисуйте в воображении собственный образ так, чтобы вам он нравился – тогда он понравится и остальным, чьи вкусы совпадают с вашими. Но не увлекайтесь фантазированием – вы же пишете все же о себе, а не создаете вымышленный образ идеального, но, увы, несуществующего человека.
  4. При создании собственного блога и/или литературного произведения интересно написать о себе легко и сложно одновременно. С одной стороны, для профессионального писателя рассказ о себе – это даже не работа, а приятный отдых, граничащий с тонким интеллектуальным удовольствием. И, раз уж вы дерзнули стать самостоятельным «родителем» целой книги или средства массовой информации (а блог вполне можно приравнять к информационному изданию), то написание оригинальной и увлекательной автобиографии не должно стать для вас проблемой. С другой стороны, именно повествование о себе и застает многих профессионалов врасплох. Потому что одно дело – анализировать и излагать информацию в рамках хорошо изученной и интересующей темы. И совсем другое – раскрыться перед читателями как личность, продемонстрировать им не только свои фундаментальные знания, эрудицию и талант, но и черты, свойственные простым смертным, порой далекие от качеств идеального творца. Плюс к этому, не все творческие личности одинаковы в своем стремлении выступить публично. И у литераторов, в отличие от актеров и музыкантов, это вызывает немало внутренних преград: стеснения, боязни излишней откровенности и т.п. В таком случае можно посоветовать призвать на помощь чувство юмора. Удачная шутка способна завуалировать собой неприглядные факты и даже превратить их в преимущества, а может просто заполнить паузу или наполнить содержание неожиданным смыслом.
Эти рекомендации придуманы не вчера и даже не на прошлой неделе, по подобным канонам создавались жизнеописания во все времена, начиная с древнейших событий в истории человечества. В зависимости от происшествий и культурных ценностей того времени, документировались не только и не столько факты личной жизни, сколько общественно значимые достижения. Так, восточные цари записывали повествования о своих военных победах, эстафету у них переняли античные военачальники, а Юлий Цезарь впоследствии создал «Записки о Галльской войне», которые одновременно являются пособием по ратному делу и захватывающим рассказом о событиях тех времен.

Средневековые философы, путешественники и даже искусные ремесленники описывали свои жизни для учеников и потомков. Жанр автобиографии тогда приобрел такую популярность, что даже стал самостоятельным литературным направлением, классическим и остроумным пародийным образцом которого и сейчас остаются, например, «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Распе. Трудно припомнить хотя бы одного писателя, который в своих книгах не опубликовал описание собственной жизни. Даже о самых таинственных личностях удалось узнать немало подробностей с помощью их личных дневников и переписки. Кстати, эпистолярный жанр – неиссякаемый источник вдохновения при написании рассказа о себе. Ведь в письмах люди стараются быть искренними, доверяют адресатам немало сокровенного. Для вас это может послужить хорошей школой и кладезем идей. Поэтому не ленитесь читать биографии известных людей, смело заимствуйте в них интересные приемы и речевые обороты.

Пример интересного рассказа о себе
Итак, с теоретическим аспектом написания рассказа о себе мы разобрались, пора переходить к практике. Потому что никто, кроме вас, о вас не напишет биографию так, чтобы раскрыть перед читателями все грани вашего характера и яркую индивидуальность. Не забывайте, что самое сложное – это начать, преодолеть сопротивление пустого листа бумаги. А дальше слово за слово, рассказа польется сам собой, если вы позволите себе отдаться творчеству. Обрести такое раскрепощение можно и постепенно, для этого начните с простого: напишите сначала формальную автобиографию, потом расширьте ее за счет вводных фраз и художественной лексики, а затем и вовсе расцветите красивыми образами и литературными приемами. Причем каждый следующий вариант сохраняйте отдельно, он пригодится вам при соответствующей ситуации. Таким образом, вы получите заготовки сразу нескольких рассказов о себе и сможете использовать и дорабатывать их по мере необходимости.

Пример формальной автобиографии:

«Я, Иванов Иван Иванович, родился 13 июня 1980 года в г. Киев. В 1987 году был принят в первый класс СШ №13, которую окончил в 1997 году с красным дипломом. В том же году поступил в Киевский национальный университет им. Т.Г. Шевченко на философский факультет по специальности «Политология». За время обучения в вузе прошел полную подготовку по программе подготовки офицеров запаса, получил звание «младший лейтенант». Окончил университет в 2002 году, получил диплом специалиста по политологии. Сразу же после окончания обучения начал работу в информационном агентстве в качестве аналитика и консультанта главного редактора. В 2008 году занял должность редактора отдела политики, которую занимаю по сей день.

Женат, воспитываю сына 7 лет и дочь 2 лет. Жена, Иванова Анна Валентиновна, 1986 года рождения, по образованию журналист, работает в ежемесячном издании. Увлекаюсь фотоискусством и живописью, люблю путешествовать. Веду здоровый образ жизни, регулярно посещаю спортзал и совершаю поездки на велосипеде. Вредных привычек не имею, свободное от работы время предпочитаю проводить с семьей и на активном отдыхе».

А теперь давайте представим, что этот, уже немного знакомый нам, человек решил вступить в ряды клуба фотокорреспондентов-путешественников. Клуб виртуальный, основное общение между его участниками происходит на собственном форуме в интернете. И теперь нашему знакомому предстоит зарегистрироваться и поприветствовать старожилов клуба, заодно объяснив им, кто он, зачем и почему пришел на форум. Текст рассказа о себе в том случае будет значительно отличаться от приведенного выше. Он может быть, к примеру, таким:

Пример интересной автобиографии:

«Дорогие друзья, разрешите представиться! Имя мое может показаться вам на первый взгляд забавным, но поверьте: оно настоящее. Именно так, благодаря их чувству юмора, назвали меня родители, и так написано в моем паспорте – а это, между прочим, официальный документ! В общем, зовут меня Ваня, фамилия моя – Иванов. Можете начинать подшучивать. Зато так даже легче будет меня запомнить J

Фотографией я увлекаюсь достаточно давно, уже лет семь. Но о вашем содружестве узнал, к сожалению, недавно. Очень надеюсь, что дедовщины у вас нет, и новичкам вход в клуб не заказан. Потому что ваши работы и накопленный опыт меня крайне заинтересовали. Я имел смелость просмотреть фотогалерею, представленную на сайте, и готов снять шляпу перед авторами этих снимков. Очень впечатляет и точность репортажей, и качество снимков, и художественное чутье фотографов. Со своей стороны обещаю, что приложу все усилия для того, чтобы соответствовать этому высокому уровню и достойно представить свое творчество.

Что касается меня лично, то человек я самый обычный и практически ничем не выдающийся. На жизнь зарабатываю тем, что больше всего люблю и лучше всего умею: строить гипотезы и делать прогнозы о политической ситуации в нашей стране и за ее пределами. Дело хлопотное и неблагодарное, но кто-то же должен им заниматься J Зато дома меня ждет почти взрослый сын-первоклассник, лапочка-дочка и, конечно, любимая и единственная жена Аня. Они все трое, кстати, тоже знают толк в путешествиях и красивых снимках.

В общем, если я еще не слишком утомил вас своим жизнеописанием и могу быть хоть чем-то полезен уважаемому сообществу, то буду очень рад быть принятым в его ряды. Обещаю быть дисциплинированным, вежливым и послушно выполнять все правила клуба. Всем киевлянам – отдельный привет и приглашение на воскресные велопокатушки. Всем остальным – просто мое безмерное расположение и наилучшие пожелания J»

Чувствуете разницу между первым и вторым текстом? Она полностью обоснована и вызвана спецификой общения и назначением рассказа о себе. Анализ особенностей приведенных текстов поможет разобраться в нюансах подачи информации и в будущем может быть использован вами при написании собственной биографии:

  1. В обоих случаях автор не погрешил против истины и сообщил правдивую информацию о себе. Но во втором рассказе он сознательно опустил те факты, которые не имеют отношения к делу. Зато вынес в первые абзацы то, что может быть интересно непосредственно этому коллективу читателей. Очень правильная тактика с точки зрения самопрезентации – она учитывает интересы и особенности восприятия аудитории.
  2. То же самое касается стиля изложения и лексики. В первом случае она сухая и официальная, как того требуют документы. Во втором – изобилует просторечными выражениями, образными оборотами и прочими средствами языка, недопустимыми в деловой переписке. Зато для компании приятелей по интересам именно такой язык будет наиболее понятным и приятным.
  3. В отличие от первого, строго текста, во втором рассказе автор вовсю использует юмор и личное обаяние, выраженное средствами языка. Он вербально рисует перед читателями образ эдакого балагура и легкого человека, располагающего к себе. Это отличный способ сделать рассказ о себе интересным, потому что он скрадывает шероховатости письменной речи за счет непринужденности дружеской болтовни.
  4. Во втором рассказе автор постоянно поддерживает связь с читателями. Рассказывая о себе, он сумел не зациклиться на себе любимом, а все время обращаться к аудитории. Используйте этот прием, чтобы заинтересовать читателя, ведь каждому человеку приятно, когда ему уделяют особенное внимание.
  5. Автор учел даже то, что его рассказ о себе будет восприниматься не на слух, а визуально, причем на площадке, предназначенной для интерактивного общения. Именно поэтому он позволил себе использовать графические символы, недопустимые в печатной переписке или записке от руки. Вы можете сделать то же: если написать о себе нужно в интернете, то смело применяйте смайлики и символы юникода. Но используйте их дозировано, не перегружайте текст, потому что чрезмерное количество картинок раздражает читателя.
Как видите, при правильном настрое и предварительной теоретической подготовке написать о себе интересно и не сухо вовсе не сложно. Напоследок позвольте дать вам еще один, завершающий совет. Перед началом своего рассказа составьте для себя список, в котором перечислите несколько своих самых ярких и характерных черт. Это могут быть особенности характера, выдающиеся достижения или просто забавные факты прошлого. Описывая каждый из них, вы увлечетесь воспоминаниями и непроизвольно сделаете текст увлекательным и выразительным. Да и читателям будет куда интереснее узнать о нестандартных ситуациях, нежели о среднестатистических «родился/учился/работал». В общем, пишите так, чтобы вам самому интересно было прочесть о себе, как если бы перед вами была биография какого-то другого, незнакомого, но остроумного, веселого и приветливого человека.

План-конспект урока

Предмет технология

Тема урока: Внутренний мир человека и система представлений о себе.

Тип урока:комбинированный

Форма организации обучения: сообщение нового материала

Методу обучения: словесные, практические.

По способу проведения: лекция

Оборудование: учебник, тетрадь, тесты.

Задача урока:

Уметь осуществлять самооценку развития личностных качеств.

Цели:

    Образовательные.

Учащийся должен знать:

пути формирования образа собственного «Я»

формы проявления «Я-концепции» при выборе профессии.

2) Воспитательные.

Воспитывать интерес к профессиональной деятельности.

Воспитание ответственности, самостоятельности.

3) Развивающие.

Развивать умение обобщать материал и делать выводы.

Применять полученные знания на практике.

Развивать понимание того, что сознательный выбор профессии определяет успешность в жизни.

Ход урока

I . Организационная часть. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка присутствия учащихся.

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы с вамиузнаем, что такое внутренний мир человека и как он влияет на выбор профессии. Вы научитесь определять свою самооценку, узнаете какие качества необходимо воспитывать в себе для того, чтобы достигнуть успеха.

II . Повторение пройденного материала. (3 мин.)

На прошлом занятии мы с вами познакомились с основами профессионального самоопределения, узнали, по каким признакам подразделяются профессии.

Цель – понять на какие группы делятся профессии (по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда).

Давайте вспомним основные определения этой темы.

Вопросы к повторению:

    Что такое профессия?

    Что такое специальность?

    Назовите типы профессий по предмету труда.

    Назовите типы профессий по целям труда.

    Назовите типы профессий по орудиям труда.

    Назовите типы профессий по условиям труда.

III . Изложение нового материала. (13 мин)

Итак, цель нашего урока, понять, что такое внутренний мир человека, научить определять собственную самооценку личностных качеств.

Для чего это нужно? Для того чтобы научить познавать себя и в будущем выбрать ту профессию, которая нравиться. Ваша задача – работать с конспектом, внимательно слушать материал, и на практике у вас будет возможность определить свою самооценку.

На сегодняшний день, чтобы выбрать профессию по душе надо быть информированным в этой области. И даже если вы определились в профессии точно, вам все равно придется еще долго обдумывать правильно, ли вы выбрали этот вариант. Почему? Как вы думаете? Правильно! У вас еще нет уверенности в себе, нет опыта,

хватит ли ваших способностей, чтобы овладеть этой профессией.

Кроме чувства уверенности необходимы разумные доводы в пользу выбора.

Для этого нужно тренировать ум, индивидуальные качества, наклонности с личным интересом к той деятельности, которую вы выбрали.

Итак, профессия и работа, дает нам с вами, прежде всего материальное обеспечение, т.е. на заработанные деньги мы можем купить себе, что захотим, это дом, мебель, вещи, машина и т.д., далее благодаря работе, мы развиваемся духовно, посещаем музеи, театры, кино, выставки, концерты и т.д., а также работа позволяет нам расти профессионально по карьере вверх, благодаря этому мы осознаем себя социально значимыми и очень важно осознавать свое «Я» в этом мире для того чтобы развивать как личность.

Концепция «Я» в нашем мире – представляет собой личность, имеющую свою жизненную позицию, взгляды, убеждения, характер и т.д. Для него важным является то, что он является значимым не только для себя, но и для общества.

Личностные характеристики – характер, темперамент, мышление, внимание, память.

Например, память, внимание, мышление помогают человеку учиться, приобретать знания, умения и навыки. Реальная самооценка своих способностей поможет правильно выбрать профессию.

Запишите, пожалуйста, в тетрадь вот такую схему, которая характеризует Образ «Я».

Образ «Я»

Три компонента образа «Я»

Познавательный Эмоциональный Поведенческий

(кто я?) (какой я?) (почему я поступаю?)

Знание о себе, Оценивание своих Практическое

своих качествах качеств. Самоуважение самоуважение

свойствах к самому себе

Итак, Образ» Я» состоит из трех компонентов: познавательного, эмоционального и поведенческого. Первый компонент представляет собой знания о самом себе, т.е. это личностные качества человека, мы с вами уже их называли, они помогают нам учиться, приобретать знания. Следующий компонент – эмоциональный. Это значит – какой человек внутри, как он к себе относится. И третий компонент поведенческий, означает, почему человек так поступает, т.е. по поступкам, видно, как человек к себе относится.

Запишите себе в тетрадь.

Самооценка

Реальная Завышенная Заниженная

Образ собственного «Я»

    Закрепление нового материала. (4 мин)

Итак. Для чего нам нужна самооценка? В профессии.

Расскажите, пожалуйста, как проявляется заниженная самооценка. Чем характеризуется завышенная самооценка.

Учащиеся отвечают на вопросы по новой теме:

1) Что такое заниженная самооценка?

2) Что такое завышенная самооценка?

3) Для чего важно иметь реальную самооценку?

Самооценка помогает оценивать наши качества, черты характера для того, чтобы знать, как мы проявим себя в любой деятельности.

Поэтому очень важно иметь реальную самооценку.

Сейчас вы попробуете оценить свои качества в практической работе.

    Практическая работа. Вводный инструктаж. (2 мин)

Итак, сейчас в практической работе вы должны будете выполнить небольшое задание, в котором нужно определить уровень своей самооценки.

В тетрадь выпишите черты характера, которые предложены вам ниже, распределив их под заголовками: «Мой идеал» и «Мой антиидеал».

Затем в каждом столбике отметьте знаком «+» те качества, которые присущи, на ваш взгляд вам. Потом в конце каждого столбика количество знаков плюс делите на количество записанных слов в каждом столбике и вычисляете коэффициент самооценки.

Уровень самооценки вы определите по таблице коэффициентов.

VI . Практическая работа. (5 мин)

VII . Практическая работа. Текущий инструктаж. (1 мин)

Обращаю ваше внимание на то, что выписывать нужно все черты характера, распределив их в два столбца, а только потом отметить, те которые соответствуют вашему характеру знаком плюс. Затем производите подсчет.

Будьте внимательны в определении качеств личности.

VIII . Практическая работа – продолжение (10 мин)

IX . Заключительный инструктаж. (2 мин)

Итак, практическая работа ваша близится к завершению. Делаем вывод в отношении своей самооценки и записываем ее в тетрадь. Насколько соответствует результат вашей самооценке? Какие трудности у вас возникли в работе?

Выставление оценок.

Х. Подведение итогов уроков. (2 мин)

Таким образом, сегодня на уроке вы попробовали оценить свои личностные качества, познакомились с понятием внутренний мир человека.

Соответствует ли ваша самооценка результатам вашей работы? Подумайте, что нужно изменить в вашем характере, для того чтобы самооценка была реальной.

Домашнее задание: Сравните результаты определения самооценки с оценкой других знающих вас людей, определите особенности своего характера. На этом урок окончен.

Термин «Я-концепция», о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе. Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.

Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что представление человека о самом себе является очень важным и оказывает непосредственное влияние на его личность и жизнь. Беря во внимание актуальность этой темы, мы и хотим поговорить о «Я-концепции».

Зарождение «Я-концепции»

В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.

Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание». Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами. Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.

Что представляет собой «Я-концепция»?

Итак, что такое в действительности «Я-концепция» и какой психологический смысл следует в неё вкладывать?

Если обратиться к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.

«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.

Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей. Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.

Как формируется «Я-концепция»?

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.

Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.

Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.

Структура «Я-концепции»

Упомянутый выше Роберт Бернс, наряду с множеством отечественных психологов, определяет три элемента, составляющие «Я-концепцию»:

  • Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей
  • Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
  • Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой

Представленное разграничение «Я-концепции» на отдельные элементы является условным, т.к. сама она является целостным образованием, каждый из элементов которого, пусть и отличается некоторой самостоятельностью, находится в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека

В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.

В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией». Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу. Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.

Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».

И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться. Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.

Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».

НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте .

Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!

Успех

Ваш успех может быть в том, что вы никогда не достигаете успеха, но это успех, потому что он основан на вашем представлении о самом себе, а вы отстаиваете свое представление о самом себе и в этом всегда достигаете успеха. Весь вопрос в том, каково ваше представление о себе. Мы используем всё возможное для того, чтобы достигать успеха в утверждении привычного образа самого себя. Причем, используется всё, что угодно, даже болезни. И мы всегда в этом достигаем успеха. Поэтому вопрос об успехе - это вопрос о представлении о самом себе.

Женщина и мужчина

Женщина узнаёт себя как женщину только через мужчину. А мужчина узнаёт себя через женщину. Никак иначе это не возможно.

Знание

Важно не то, что о вас знают или не знают другие, а то, что вы знаете о себе сами.

Гармония центров

Тело-ум с гармонично работающими центрами имеет постоянную настройку, неразрывный контакт со своим Высшим «Я». Поэтому его действия являются прямым следствием ясного видения реальности и не несут искажения.

Взгляд на себя

Если вы встречаетесь с определенной реакцией людей на себя, то это вы ее создали. Готовы ли вы принять такой взгляд на происходящее с вами или будете продолжать обвинять других? Обвинять других в том, что на самом деле сделали вы, значит, оставаться в болоте механистического, тяжелого сна. Если люди обижаются на вас, то это вы создали их обвинение по отношению к себе, если они вас оскорбляют, то это вы создали эти оскорбления. Они, как экраны, отражают состояния, в которых вы находитесь, но вы этого не осознаёте.

Смерть

Вы не можете умереть - умереть может только ваше иллюзорное представление о себе. Умереть может только что-то приходящее. Вы поменяли позу. Сколько раз умирает ваша поза за один час? Постоянно. Вы что-то меняете, и то, старое, умирает. Состояние всё время меняется: старое уходит, новое приходит. Мысль пришла и ушла, она умерла. И мы как совокупность мыслей, чувств и ощущений постоянно меняемся, только не замечаем этого. Так смерти чего вы боитесь?

Умная Дура

Увидеть себя таким, какой ты есть сейчас, - вот что является самым важным. Мы считаем, что нас обвиняют несправедливо. Но когда захотим встретиться с тем, что у нас внутри, то увидим, что у нас это есть. Что не назови, всё есть. Если я вас назову дураком или дурой, например. Как вы это примете? Дуре хорошо жить, ее трудно обидеть. Все очень сильно напрягаются, доказывают, кто кого умнее, а вам не надо вступать в эту схватку, вы расслаблены и спокойны. Что-то будет преследовать вас до тех пор, пока вы с ним не согласитесь. Механизм очень простой.

Мы пришли в эту реальность для того, чтобы получить опыт обеих сторон всех двойственностей. А глупость и ум - это две стороны одной медали. Вы никогда не выйдете из этой двойственности, если не примете ум и глупость как две стороны одной медали. Не просто на уровне аффирмации, а внутренне прочувствовав и соединив две стороны этой двойственности. Вам надо побыть дурой, дураком. Каждый на что-то западает: кто-то хочет быть очень умным, кто-то - поглупеть. Надо побыть на той и на другой стороне. Как правило, мы сами себе через других людей указываем на то, какую сторону нам надо прожить сейчас. Если вы оскорбляетесь, когда вас называют дурой, то это указатель, что вам надо прожить и принять в себе именно это состояние.

Быть дураком так же приятно, как и быть умным. Возможно, вы этого еще не знаете.

Принуждение

Если вы действуете из принуждения, значит, считаете его приемлемым для себя. Вы пошли на принуждение исходя из того, что это принуждение хорошо для вас. Но тогда для вас хорошо и то, что вы делаете исходя из него.

Герой и убийца

Убийца за родину - это герой, убийца в пьяном похмелье - это преступник. Но и в том, и в другом случае было убийство, только в первом случае оно рассматривается как героизм, во втором - как преступление. А вы какой убийца?

Исключительность

Исключительный, значит, исключенный, то есть одинокий.

Понимание

Понять, что же именно тебе нужно, труднее всего, и, прежде всего, потому, что большинство людей не знают, кто же они на самом деле.

Интересы

Направленность интересов людей определяется иллюзиями их представлений о себе.

Вы

Тот, кто борется, и тот, с кем борются, это всё ты.

Жизнь

Твоя жизнь такова, каковым ты себя считаешь.

Отношение к себе

Первично отношение к себе, всё остальное только отражает его.

Осознание

Что происходит в результате того, что человек начинает осознавать себя? Он начинает создавать новую версию самого себя.

Кто вы?

Кем вы представляете себя на данный момент? Это очень важный вопрос. Он кажется в определенной степени абстрактным, не имеющим непосредственного отношения к вещам, с которыми люди мучаются. Казалось бы. Но, уяснив ответ на него, можно увидеть всё. Это принципиально важно, потому что от того, кем вы себя считаете, происходит все остальное. Именно от этого всё идет. Представление о себе является основой, дальше возникает множество следствий. Поэтому я и спрашиваю: кто вы?

Ты тот, кто способен менять представления о себе.

Главное - это смена представлений о себе.

Терроризм

Каждый человек действует из лучшего в его представлений варианта восприятия самого себя. Например, деяния террористов. Для них это благое. Всё зависит от ракурса восприятия, от взгляда на что-то.

Представление о себе

То, что есть у вас на данный момент, это какое-то представление о себе, в соответствии с которым вы поступаете. Понимаете вы это или не понимаете, но исходите из определенного представления о себе. Мы воплощаемся для того, чтобы уточнять, кто мы есть на самом деле. Это вопрос, который в какой-то момент должен быть конкретизирован, потому что если вы не видите, кто вы есть сейчас, то не можете создать новую версию себя.

Каково ваше представление о себе, в соответствии с которым вы творите свою жизнь?

Плохой - хороший

Мы никогда не отбрасываем свой опыт, мы присоединяем его к имеющемуся. Это не вопрос «или-или», как это принято в данной реальности: или я хороший, или я плохой, или я свободный, или нет. Я и такой, и такой, - я любой. Все мы такие. Здесь принята концепция, основанная на дуальности: если ты плохой, то ты уже не хороший. Но с какой точки зрения рассматривается, что такое плохой и хороший? Это зависит от того, каким вы себя представляете на данный момент, к чему идете.

Проблемы

Всё, что у вас есть, все ваши проблемы ситуации, с которыми вы сталкиваетесь в жизни, являются отражением того, кем вы на данный момент себя видите. Если вы хотите сменить то, что вас окружает, надо сменить представление о самом себе.

Лучшее

На самом деле то, что у вас есть, это лучшее исходя из вашего представления о самом себе. Человек всегда действует из лучшего, но оно же потом приводит его к худшему, и если при этом он наблюдателен, то начинает понимать, что то, что он делал, чтобы прийти к счастью, не делает его счастливым. Все люди одинаковы: все хотят любви, свободы, счастья, но у всех очень разные представления по поводу того, как этого достичь. Именно поэтому люди и не понимают друг друга.

Опора

Чтобы создать новую версию самого себя, надо увидеть, в какой версии вы сейчас находитесь. Невозможно сделать шаг, не имея опоры. Вы должны очень хорошо знать ту версию самого себя, которая у вас была. Именно это вы и делаете через осознание.

Отношения

Отношения с другими людьми - это зеркало для видения, имеющегося у вас, образа самого себя. В своих отношениях с другими людьми вы проявляете и утверждаете, имеющиеся у вас, представления о самом себе.

Точка зрения

Изменение представления о себе - это изменение получаемого вами опыта. Но для человека изменение точки зрения воспринимается как шок. Фактически изменение точки зрения - это смерть одного из представлений о себе. А так как здесь отношение к смерти негативное, то и отношение к изменению точки зрения столь же негативно.

Быть

Основное заблуждение людей - попытка войти в состояние «быть» через «иметь». Но иметь можно только через «быть». Когда вы выбираете новую версию самого себя, то выбираете, кем вам быть, а не что иметь.

Это вы

Всё, что вас окружает, это вы.

Ваши знания

Ваши знания о себе - это замкнутый круг. А что за этим кругом?

Я начинаю что-либо менять в себе только тогда, когда понимаю, что не знаю о себе всё. Когда я говорю, что знаю что-то, то просто повторяю то, что уже знаю. Знания относительны. Вы готовы хотя бы допустить, что ваши знания о себе являются очень маленьким фрагментом того, что вы есть на самом деле?

Мы передаем себя

Передать другому человеку можно только то, что есть у вас. Мы не можем передать другому то, чего у нас нет. Поэтому заниматься надо, прежде всего, собой.

Вспомнить себя

Если вы действительно вспомнили самого себя, то вы прекратили внутреннюю борьбу в самом себе.

Война

Если есть война, то, значит, нет понимания самого себя.

Изменения

Кардинальное изменение представления о самом себе есть кардинальное изменение вашей жизни.

Новая версия себя

Я не могу перейти к следующей версии себя, если не вижу то, в чем нахожусь сейчас. Но ум, получающий опыт разделенности, не хочет это видеть. Он говорит: «У меня-то все в порядке, это у них плохо».

Всё есть я

Кого бы я ни встретил - это я в разных проявлениях, разных формах, разных видениях.

Образ самого себя

Вам нужно начать действовать в соответствии с новым образом самого себя. Если вы перестаете так действовать, то вступает в силу старый образ самого себя. Если же не перестаете действовать в новом направлении, то укрепляете новый образ самого себя.

Если вы имеете новый образ самого себя, то высказывайте и проявляйте его, начните с этого.

Надо перейти на новое представление о самом себе. Потому что реальность создаем мы. И если мы имеем образ самого себя, взятый из коллективного сознания, находящегося в разделенности, то ничего, кроме разделенности, мы иметь и не будем. Мы можем твердить: «Всё очень хорошо, всё очень хорошо», а потом вдруг раз, и все очень плохо. А мы опять будем твердить: «все очень хорошо, все очень хорошо», а потом вдруг - раз, и всё очень плохо. А мы опять будем твердить: «Всё очень хорошо, всё очень хорошо», а потом опять - хлоп, и всё плохо.

Каков ваш образ самого себя, такова и ваша жизнь.

Троица

Увидьте в себе троицу: артист, сценарист и зритель. Это та великая троица, которая позволяет нам проигрывать здесь свои спектакли.

Надо увидеть, что вы как актер, сценарист и наблюдатель есть одно целое.

Люди - актеры, а Земля - это сцена.

Отождествление с ролью

Многие люди так сильно отождествляются с привычными для них ролями, что единственным для них способом сменить роль является смерть, которой они, кстати, очень боятся. Но совершенно не обязательно сбрасывать физическое тело для того, чтобы прожить новый сценарий жизни.

Сон

Сон - это восприятие только одной стороны себя.

Болезнь

Болезнь - результат вашего представления о себе.

Целостный

Человек, который видит целостно, не борется.

Ваш враг

Ваш враг - это ваша невидимая половина. Полюбите ее.