Понятие о характере. Структура характера

Понятие о характере. В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер-это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, к а к он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своём общественном поведении, в своих поступках и деяниях не одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду с другими людьми испытывать те же трудности, выполнять с равным успехом свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким, уступчивым или жестоким, нетерпимым человеком, весёлым или грустным, уверенным или робким, уживчивым или не уживчивым. Одинаковые по смыслу критические замечания, обращённые к школьникам, одними педагогами делаются всегда в мягкой, вежливой форме, а другими – грубо и бесцеремонно. У людей же с противоположными взглядами на жизнь, с различиями в интересах, в культурном уровне, с неодинаковыми моральными принципами эти укоренившиеся индивидуальные особенности, как правило, бывают ещё более резко выраженными.

Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (например, решительность или неуверенность, боязливость) и к чувствам (например, жизнерадостность или угнетённость), но в известной мере и к уму (например, легкомыслие или вдумчивость). Впрочем, проявления характера являются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).

Характер, общественные отношения и социальные группы.

Характер обнаруживает зависимость от общественных отношений, определяющих направленность личности человека.

Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (в семье, дружеской компании, трудовом или учебном коллективе, и т.д.). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности в референтной для неё группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у подростков, к примеру, могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, принципиальность, твёрдость характера, в другом случае – скрытность, лживость, трусость, слабохарактерность. В коллективе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в группе.

Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, и направлять поведение человека. Так лицо, которое распределяет ту или иную работу (руководитель, педагог и т.п.) учитывает не только их знания и умения, но и характер. Один, например, упорен и трудолюбив, но несколько медлителен и осторожен. Другой горяч, близко к сердцу принимает интересы дела, но не терпим к мнениям, хотя бы немногим отличающимся от его собственного, и поэтому может быть излишне резок и даже груб. Опираясь на ценные свойства характера воспитуемого, педагог стремится развить и упрочить их, а отрицательные – ослабить или хотя бы компенсировать, возместив другим, социально значимыми качествами.

Знание характера, как темперамента учащегося, является условием эффективности индивидуального подхода педагога в учебно-воспитательной работе.

Связи черт характера. Характер человеческой личности всегда многогранен. В нём могут быть выделены отдельные черты или стороны , которые, однако, не существуют изолировано, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более менее цельную структуру характера.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности, решительности и самостоятельности, самоотверженности и щедрости. Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться белой вороной), жадности, готовности к предательству, недоверчивости и осторожности («беликовское» - по Чехову – «как бы чего не вышло») и т.д. Разумеется, не всякий человек, у которого в характере доминирует трусость, продемонстрирует структуру характера, подобную охарактеризованную выше, включая все перечисленные черты. В разных жизненных обстоятельствах она может быть существенно преобразована и даже может включить качества, казалось бы, противоположного доминирующему (к примеру, трус может быть наглым). Однако общая тенденция к проявлению именно такого комплекса качеств характера для трусливого человека будет преобладать.

Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые. Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характера выделять определённые их типы, наделённые общими чертами.

Цельность характера не исключает полностью его противоречивости: доброта иногда вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора – с ответственностью.

Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь и другими особенностями направленности личности. Один добродушный и весёлый человек может быть высоконравственным и порядочным, а другой – тоже добродушный и весёлый – но при этом не никакими, в том числе и нечистоплотными, поступками для достижения своих целей.

Черты характера и отношения личности. Проявляясь в действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в совместную деятельность, характер оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от далёких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей.

При этом характер зависит от того, как относится человек (на основе уже ранее сложившихся его особенностей) к своим неудачам и удачам, к общественному мнению и ряду других обстоятельств. Так, люди, обучающиеся в том же классе школы или работающие на равном положении в той же бригаде, приобретают разные черты характера в зависимости от того, справляются ли они с делом. Одних успех окрыляет и побуждает работать или учиться ещё лучше, другие склонны «почивать на лаврах»; одних неудача угнетает, в других пробуждает «боевой дух».

Таким образом, важнейший момент в формировании характера – то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе – как к другому. Эти отношения являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учёбе, знакомым и малознакомым и т.д. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр всех событий), у других – самоотверженность в борьбе за общее дело.

В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу . Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьёзность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

В-четвёртых. Характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение вообще к собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и т.д.

Акцентуация черт характера. Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико. Поэтому перечисление и описание варьируемых черт характера нецелесообразно. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека обнаруживаются лишь в тех трудных ситуациях, которые требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера, могут переноситься им без напряжения и срывов. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности.

Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера: интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затруднённость в общении и контактах, уход в себя; экстравертный тип – эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую без её острой необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность. Неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.

Основные особенности неврастенической акцентуации характера подростка – преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.

Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Сензитивные подростки избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми. Они боятся контрольных работ, стесняются отвечать перед классом, опасаясь вызвать ошибкой смех или слишком хорошим ответом зависть одноклассников. «Чувство собственной неполноценности у сензитивных подростков вызывает усиленное стремление преодолеть свои недостатки. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабого места своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.

Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой заносчивости, пытаясь показать свою энергию и волю. Но как только ситуация требует от них смелой решительности, они тотчас же пасуют. Если удаётся установить с ними доверительный контакт и они чувствуют симпатию и поддержку собеседника, то за сброшенной маской « всё нипочём» оказывается жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слёзы». (Личко).

Демонстрационному типу акцентуации характера присущ эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии. Лживость, склонность к позёрству и рисовке, демонстративность поведения (вплоть до инсценировок самоубийства) – всё это определяется стремлением любыми средствами выделиться среди сверстников. Так, например, старшеклассница З. начала получать анонимные письма, содержащие угрозы и грязное поношение. Со слезами она показывала эти письма учителям и подругам, просила помощи и защиты. Расследование вскоре показало, что З. сама себе писала эти письма и за этот счёт привлекала усиленное внимание фактически всей школы к своей персоне, проявляя типично демонстративные черты характера.

При правильно поставленной воспитательной работе возможно блокирование проявлений акцентуации характера. Педагоги и родители, зная «точки наименьшего сопротивления» в характере ребёнка или подростка, стремясь не допускать, чтобы стрессогенные ситуации болезненно задевали уязвимые места его характера. Так, для сензитивных подростков труднопереносимы подозрения в дурных поступках, обвинения, вступающие в противоречие с их самооценкой, которая, как правило, не является завышенной и в общем объективна. Вместе с тем целесообразны воспитательные воздействия, которые привели бы к компенсированию робости сензитивных подростков: вовлечение их в общественную работу, выдвижения в актив класса, где в совместной деятельности им легче преодолевать обидчивость и застенчивость.

Характер и темперамент. Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамичные особенности их возникновения и протекания. В конечном счёте черты темперамента и характера, образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности. Выдающийся знаток человеческой психологии, каким был французский писатель Стендаль, описывая душевные свойства холерика, отмечал:

«Повышенная впечатлительность, движение резкие и порывистые, впечатления столь же быстрые и столь же изменчивые, как у сангвиников, но поскольку каждое впечатление отличается большей силой, оно приобретает теперь более властный характер. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, поражает мысли и влечения более самодовлеющие, более исключительные, более непостоянные. Оно придаёт ему почти постоянно чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику душевного благополучия ему совершенно незнакомо; он обретает покой только в самой напряжённой деятельности. Лишь при великих движениях, когда опасность или трудность требуют от него всех него сил, когда он каждый миг вполне и целиком сознает эту опасность и трудность, может подобный человек наслаждаться существованием».

Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определённых сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема – преодоление робости и тревожности. Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создаёт благоприятные условия для развития у холериков больше сдержанности и самокритичности, у сангвиников – усидчивости, у флегматиков-активности.

Природные и социальные предпосылки характера. Возникновение свойств характера, его природа, возможность или невозможность его изменения являются предметом давних дискуссий психологов и нередко поводом для категорических суждений, свойственных обыденному сознанию.

Социальной зрелости индивид достигает, обладает системой сложившихся черт характера. Этот процесс протекает непременно, и человеку кажется, что таким, как сейчас, он был всегда. Так возникает мнение, что черты человеческого характера даны ему от природы, являются врождёнными. Утверждение это является весьма распространённым: «он от природы трус и негодяй», или «склонность ко лжи – его врождённое свойства», или даже «наследственность у него такая – в дядю пошёл». В самом деле – в одной семье, в одних как будто условиях воспитываются два брата. Разница между ними всего два – три года, и в одной школе учатся, и родители к ним в общем одинаково относятся, а ребята во всём разные, характером ничуть друг на друга не похожи. Отсюда уж недалеко до вывода, что характер дан человеку от рождения.

Чем же объяснить, что жизнь «чеканит» личность человека даже в сходных условиях по различным образцам? Прежде всего надо признать, что «исходный материал», действительно, у разных людей не одинаков.

Человек рождается с различными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системе. Эти особенности не психологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причин того, что одни и те же воздействия на детей могут вызвать различный психологический эффект. Они определяют условия, в которых будет развиваться психика личности. Эти различия в физиологических условиях – лишь первая причина различий характера людей.

Надо иметь в виду и то, что «сходные условия жизни» (даже в одной семье) – понятие весьма и весьма относительное. Один тот факт, что старший брат привык считать себя старшим и в чём-то превосходящим младшего брата, который смотрит на него снизу вверх и ищет у него защиты или бунтует против деспотизма первенца, создаёт далеко не сходные обстоятельства, способствующие или препятствующие формированию таких черт характера, как заносчивость или заботливость, ответственность или безразличие, самоотверженность или зависть.

Однако вместе с тем существует много других условий, которые не являются идентичными. Изменение материального положения в семье за два-три года, прошедшие между рождением первого и второго ребёнка, и изменения в отношениях внутри семьи (частенько младшего больше балуют), и хорошие друзья, встретившиеся на пути одного брата и не встретившиеся другому, и разные по своему педагогическому таланту учителя – всё это способствует зарождению различных качеств или особенностей личности.

Когда для космического корабля определяют траекторию полёта, достаточно ничтожного отклонения в определении исходных данных (направления, начальной скорости и т.д.), чтобы эта незначительная ошибка привела к роковым последствиям – корабль прилетит совсем не туда, куда он был направлен. Так и с человеком. Где-то в детстве допустили сравнительно несущественную ошибку в воспитании, и на крутой орбите жизни уже у взрослого человека появляются черты характера, которые заводят его в тупик, мешают ему и его близким жить.

Характер – во многом результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но в ней же он и формируется. Если юноша или девушка стремятся воспитать у себя самокритичность как черту характера, они должны поступать самокритично. А это значит, они должны непримиримо относиться не только к чужим, но и к своим ошибкам, не «замазывать» их, не закрывать на них глаза. Как писал русский психолог П.П. Блонский, « учиться жить можно, лишь живя соответствующим образом».

Быт, условия жизни в семье, не говоря уже об учёбе, - школа человеческих характеров. Важно отметить, что в воспитании недопустим шаблон в качестве педагогического приёма, а очень эффективен индивидуальный подход.

…В семье инженера З. второй ребёнок, мальчик, появился, когда его сестре было 12 лет. Девочка воспитывалась в безусловном подчинении родителям и никогда не делала попытки в чём-то противостоять и противоречить. Впрочем, в этом, казалось, и не было причины – требования родителей были вполне разумны. Однако форма, в которой они предъявлялись, отличались жестокостью, сухостью, нетерпимостью к малейшим возражениям. Тот же тон родители взяли в воспитании сына. Однако очень скоро выяснилось, что то, что вызывало покорность у дочки, у сына встречало молчаливое, но упорное сопротивление. Трудно сказать, когда это началось – сами родители связывают это с периодом, когда мальчик гостил у бабушки, - но только ещё в первых классах школы завязалась эта тяжёлая, изнуряющая обе стороны борьба. Мальчик стал замкнутым, резким, подозрительным. В шестом классе он первый раз убежал из дома. В восьмом – во второй раз, и на этот раз он больше в семью не вернулся. Психолог беседовал с родителями. Они недоумевали: «Вот перед вами его сестра, спросите её. Разве мы её по-другому воспитывали? Точно так же, а какой человек получился. Внуков уже нянчим. А он – так нас опозорил!»

« Точно так же воспитывали! » Это так и есть, если ориентироваться на то, какие це л и ставили в воспитании, каково было его с о д е р ж а н и е. В этом отношении родители были на высоте. Но бездумное перенесение приёмов воспитания, которые чем-то отвечали особенностям характера дочери, на воспитание сына, у которого характер был совсем другим, закономерно вело к конфликту. Быть может, если бы родители задумались над тем, что представляет характер их мальчика, и попытались подобрать к нему «ключи», не было бы этой семейной драмы. « Он имел то же самое, что имела сестра», - говорят родители.

Однако одни и те же педагогические воздействия могут вести к противоположным результатам, если они применяются к людям с различными индивидуальными особенностями. Это аксиома методики воспитательной работы.

Итак, характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что « у меня такой характер, и я с собой ничего не могу поделать», психологически несостоятельны. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием.

Если нет оснований выводить особенности характера из физиологической, природной, предрасположенности к их появлению (хотя и следует принимать во внимание природные предпосылки формирования характера), то тем меньше возможностей утверждать его наследственное происхождение.

Изучение однояйцевых близнецов, у которых наследственный фонд анатомо-физиологических свойств идентичен, свидетельствует о ярко выраженной тождественности темперамента близнецов, но не характеров. Случаи воспитания однояйцевых близнецов в разных семьях свидетельствуют о н е т о ж де с т в е н но с т и их характеров.

Итак, характер - прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Поступок и формирование характера. Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает своё наиболее яркое выражение в его поступках, поведении, деятельности поступков людей, в которых наиболее полно отражается их сущность.

Известна восточная поговорка: «Посей поступок – пожнёшь привычку, посей привычку пожнёшь характер, посей характер – пожнёшь судьбу». Акцент в ней правильно поставлен на человеческих поступках, которые, повторяясь, становятся привычками, закрепляются в чертах характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. Система привычных действий и поступков – фундамент характера человека. От анализа поступков к синтезу их в характере, в психологическом облике личности и от понятного характера к уже предвиденным поступкам – таков путь проникновения в сущность индивидуального характера.

Человек по самому своему существу деятелен. В структуру человеческой деятельности входят как различные непроизвольные, автоматизированные движения (мимика, пантомима, походка и т.д.), так и преднамеренные действия большей или меньшей степени сложности. Движения и действия, выполнение которых становится в определённых условиях потребностью для человека, как известно, называются привычками. Самый удачный портрет не даёт столько сведений о характере человека, как его привычные действия и движения.

И всё–таки решающие, объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не эти непроизвольные действия и движения человека и не черты его внешнего облика, а его сознательные и преднамеренные действия и поступки. Именно по поступкам судим мы о том, что представляет собой человек.

Вспомним чеховского Беликова («Человек в футляре»). Если бы Чехов ограничился описыванием внешности Беликова и не показал, что и мысль свою Беликов «также хотел запрятать в футляр», если бы он не показал, как он угнетал всех своим «ах, как бы чего не вышло», если бы, наконец, он не поведал о фискальных выходках Беликова, то никак ещё нельзя было бы определить, хороший или плохой человек Беликов–только лишь пассивно–осторожный или эта осторожность является оборотной стороной активной подлости.

Таким образом, характер имеет социальную природу, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живёт и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter - печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами, и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные идуховные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще.

Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных. Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные . Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.

Характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт, во-первых, необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др.

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения.

Личность человека характеризуется тем, что и как он делает. Индивидуальные особенности, образующие характер человека:

  • · воля (решительность, неуверенность, боязливость);
  • · чувства (жизнерадостность, угнетенность);
  • · ум (легкомыслие, вдумчивость).

Проявления характера - комплексные образования, которые практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов (подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность).

Структура характера

1. Связи черт характера. Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами (если человек труслив, он не будет обладать качествами инициативности - боязнь неблагоприятного оборота, решительности и самостоятельности - боязнь ответственности, самоотверженности и щедрости - ущемление собственных интересов).

Среди черт характера некоторые выступают как основные, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые иногда определяются основными, но могут не гармонировать с ними. Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь, и другими особенностями направленности личности.

В жизни встречаются более цельные и боле противоречивые характеры, что обусловлено возможностью среди разнообразия характеров выделять их определенные типы, наделенные общими чертами. Цельность характера не исключает его противоречивости : доброта иногда вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора - с ответственностью.

Черты характера и отношения личности. Проявляясь в действиях и поступках, характер зависит как от содержания деятельности, так и от (не-)успешного преодоления трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей. Характер зависит от того, как человек относится к общественному мнению.

Важнейший момент в формировании характера - отношение человека к окружающей среде и к самому себе. Эти отношения и есть основание для классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется:

  • · в отношении к другим людям (степень привязанности, принципиальности, общительности, правдивости, тактичности);
  • · в отношении к себе (самолюбие + чувство собственного достоинства/приниженность + неуверенность в своих силах);
  • · в отношении к делу (добросовестность, исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность и озабоченность его результатами);
  • · в отношении к вещам (аккуратное/небрежное обращение).
  • 2. Характер как программа поведения. Деятельность человека и его поведение определяются теми целями, которые он себе ставит, при этом основной доминантой всегда остается направленность его личности. Однако 2 человека, у которых в направленности много общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться по используемым ими способами достижения этих целей. За этими различиями стоят особенности характера данной личности. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах.

Черты характера обладают определенной побуждающей силой, которая обнаруживается в стрессовых ситуациях при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности (решительный человек от побуждений к действиям без длительной борьбы мотивов; тактичность как черта характера способствует проявлению осторожности в высказываниях).

3. Акцентуация черт характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. При этом проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости к другим. «Слабое звено» в характере человека обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного человека, могут переноситься им без напряжения и срыва.

Важнейшие типы акцентуаций характера:

  • · интровертированный (замкнутость, затрудненность в общении с налаживанием контактов, уход в себя);
  • · экстравертированный (эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность);
  • · неуправляемый (импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда подозрительность);
  • · неврастенический (преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность; раздражение против окружающих и жалость к себе может привести к кратковременным вспышкам гнева);
  • · сенситивный (пугливость, замкнутость, застенчивость, избегание новых компаний, избегание рискованных предприятий);
  • · демонстративный (эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии, лживость, склонность к позерству и рисовке, демонстративность).

При разумном воспитании детей возможно блокирование проявлений акцентуаций характера . Зная «точки наименьшего сопротивления» в характере ребенка, надо стремиться не допускать, чтобы стрессорные ситуации болезненно задевали уязвимые места его характера.

Понятие о характере

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие о характере
Рубрика (тематическая категория) Психология

Характер

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности .

Характер социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром .

Характер – это система устойчивых, обобщенных способов поведения, обусловленная жизненной стратегией индивида .

Характер человека обобщенный итог его жизнедеятельности в условиях определœенной социальной среды.

В переводе с греческого языка слово "характер" означает "печать", "оттиск", а в смысловом значении – отчетливо выраженную определœенность, типичность поведения каждого человека. Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной деятельности. При этом из генетического арсенала индивид черпает лишь то, что крайне важно для разрешения устойчивой системы жизненных задач.

В отличие от понятия "личность" понятие "характер" охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны его поведения. Механизмом формирования социально существенных поведенческих особенностей индивида является обобщение тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Динамические же особенности реализации поведенческой стратегии связаны с природными конституционально-функциональными особенностями индивида.

Поведение человека не предопределяется врожденными инстинктами. Но его жизнь была бы в опасности, в случае если бы ему приходилось постоянно обдумывать каждый свой шаᴦ. Многие его действия должны совершаться с устойчивой направленностью и операциональной определœенностью. Система свойств характера индивида как бы замещает у него систему инстинктов животных, обеспечивая стабильную цельность и последовательность, адаптивность поведения личности. Характер – мера уравновешенности внутреннего и внешнего мира, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности. Включая в себя природные задатки (тип высшей нервной деятельности, темперамент), характер определяет тип взаимодействия данного индивида с внешним миром.

Единство характера не исключает, однако, того, что в различных жизненных обстоятельствах у одного и того же индивида реализуются различные и иногда даже противоположные его качества. В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. При этом поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целœенаправленное его формирование осуществляется и в зрелом возрасте. В раскрытие сущности и типологии характера существенный вклад внесли 3. Фрейд и Э. Фромм.

До Фрейда характер представлялся как устойчивый образец поведения, присущий данному индивиду, как волевая особенность поведения. Фрейд развил теорию характера как систему стремлений индивида, обосновал динамическую концепцию характера. Фрейд утверждал, что характер индивида - ϶ᴛᴏ определœенная направленность его жизненной энергии (либидо). Одна и та же внешне выраженная форма поведения может иметь различную мотивацию. Устойчивые способы поведения определяются устойчивой системой мотивации. ("При изучении характера, – заметил Бальзак, – имеешь дело с побуждающими человека силами".). Характер - ϶ᴛᴏ судьба, устойчивое личностное санкционирование своего поведения. Отсюда непреодолимое стремление людей "показать" характер.

Проблема характера – проблема целостного охвата психических особенностей индивида. "...Всякий отдельный человеческий организм имеет особый, ему одному присущий способ и характер поведения в целом и эти особенности поведения, несмотря на их индивидуальные различия, бывают всœе же сведены к известным типам... всœе многообразие таких особенностей должна быть исчерпано некоторыми основными классами типических случаев".

Человек вынужден вести себя в соответствии с внешними условиями. И наиболее устойчивые и значимые из них "выковывают" соответствующие черты характера индивида. Удачные и неудачные способы его поведения со временем обобщаются, стереотипизируются и выступают как особенности характера человека. Воспитание человека, формирование его характера - ϶ᴛᴏ отвержение одних форм поведения для закрепления других, наиболее приемлемых в данном социокультурном контексте.

В характере закрепляются социально типическое и индивидуальное своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания. Одни черты характера выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности. Другие бывают второстепенными. Существенным качеством характера является сбалансированность его черт –цельность, устойчивость, уравновешенность. Гармоническому характеру свойственны реалистический уровень притязаний, уверенность индивида в своих силах, последовательность и настойчивость в достижении базовых жизненных целœей.

Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период в жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на базе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Положительный пример является здесь важнейшим средством формирования характера. Этот возрастной период отличается и высокой поведенческой активностью. Дети стремятся к формированию своих поведенческих возможностей. В связи с этим существенное воспитательное значение приобретает метод упражнения.

Понятие о характере - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие о характере" 2017, 2018.

  • - Понятие о характере

    Глава 25. Характер Краткое содержание Понятиео характере. Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. Классификация черт... .


  • - Понятие о характере

    Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе. Характер формируется постепенно в процессе познания и практической деятельности. ... .


  • - Понятие о характере

    В психологии понятие характер (от греч. chararter –«печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Знание характера... .


  • - Раскройте понятие о характере, проанализируйте его структуру.

    Характер формируется по ходу жизни, но существует ряд врожденных особенностей организации человека, которые влияют на его проявление и формирование. Наибольшее значение имеет общий тип высшей нервной деятельности как природной основы темперамента. Свойства нервной...

  • Характер в психологии является качественной характеристикой личности, сочетающей в себе устойчивые свойства психики. Это понятие объединяет в себе качества и свойства, которые определяют поведение, отношения и индивидуальные проявления. Характер находится в тесной взаимосвязи с темпераментом: они обуславливают особенности поведения индивида в различных ситуациях. Но темперамент признан врожденной особенностью, в то время как характер меняется на протяжении всей жизни.

    Черты характера

    Характер в психологии определяется как качественная индивидуальная характеристика, которая сочетает в себе постоянные и устойчивые особенности психики, определяющие поведение человека и отношение его к другим людям. Если обратиться к дословному переводу с греческого языка, характер означает примету, черту. Очень содержательно данную тему преподносит А. Г. Маклаков в учебнике «Общая психология».

    Характер личности объединяет совокупность всех ее качеств и свойств, которые в той или иной мере влияют на поведение, деятельность и индивидуальные проявления. Совокупность существенных качеств определяют принципы жизнедеятельности человека, а также особенности реагирования в различных ситуациях. Если кратко, то характер человека формируется, определяется и образуется на протяжении всей жизни.

    Типичные способы поведения отдельной личности обуславливаются именно взаимосвязью между характером и самой личностью. Отличительные черты определяются типом нервной системы, а динамика характера условиями окружающей среды. Причем все они имеют закономерную зависимость между собой. Специфические сочетания определяются типом темперамента. Характер в психологии определяется как:

    • совокупность устойчивых мотивов и норм поведения, определяющих поведенческий тип индивида;
    • средство равновесия между внутренним и внешним миром, особенность адаптации личности к воздействию из вне;
    • ярко выраженная особенность типичного поведения каждого отдельно взятого человека.

    Черта характера представляет собой стабильный и неизменный стереотип поведения. Согласно направленности развития личности можно выделить индивидуальные, то есть ведущие индивидуальные черты и общие, второстепенные. Ведущие отражают суть характера отдельно взятой личности, и это будет его точное определение. Стоит отметить, что в различных ситуациях человек может проявлять черты, вовсе ему не свойственные. Особенно это касается экстремальных условий.

    В системе межличностных отношений ученые выявили четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

    • черты, характеризующие взаимоотношения индивида с окружающими людьми, обществом, коллективом (чуткость, отзывчивость, общительность, уважительность и противоположные им - грубость, презрение, замкнутость, черствость, эгоизм);
    • черты, характеризующие то, как относится человек в деятельности, труду (трудолюбие, инициативность, настойчивость, усердие, добросовестность и противоположные - лень, пассивность, безответственность);
    • черты, определяющие отношение человека к самому себе (скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства и противоположные - самомнение, завышенная самооценка, тщеславие, заносчивость, обидчивость, наглость);
    • особенности отношения к окружающим вещам (бережливость - небрежность, аккуратность - неряшливость).

    Главной группой признаны черты, определяющие отношение к другим людям. Ведь согласно психологической теории, именно в обществе формируются все важные качества личности. Важно, что без оценки поведения окружающими особенность характера не может быть понята.

    Проявления и содержание характера

    Знание характера человека позволяет предвидеть его поступки или действия в определенной ситуации. Это позволяет корректировать поведение с максимальной пользой для окружающих и с минимальными потерями для самого индивида. Характерными нельзя назвать все черты, ими являются лишь существенные и наиболее часто проявляющиеся. О человеке с характером говорят: «Он поступил так, как должен был поступить, ведь у него сильный характер».

    В формировании конкретных поведенческих стереотипов и образа жизни большую роль играют условия окружающей действительности. В различных социальных группах развиваются определенные черты характера и виды направленности личности. Чем благоприятнее возможности, чем выше уровень сформированности характера. Становление лучших черт характера происходит при высокой нравственной и культурной образованности окружения.

    Чрезмерное развитие каких-либо индивидуальных черт называют акцентуацией. По поведенческим особенностям с психологической точки зрения людей принято разделять на интровертов (замкнутых) и экстравертов (общительных). Есть также виды характера, классифицируемые при акцентуации:

    • Гипертимный. К нему относят людей общительных, словоохотливых, с развитой мимикой лица. Также для них характерно проявление раздражительности и легкомысленности. У них на высоком уровне развита энергичность и инициативность.
    • Дистимный. Определяет характер личности с пессимистичной направленностью, замкнутостью. Такие люди ощущают дискомфорт в больших компаниях, избегают людных мест. Друзья являются авторитетом, обострено чувство справедливости. Медлительны, если речь идет о принятии важного решения.
    • Циклоидный. Часто меняется настроение, могут быть то сверх общительными, то чрезмерно замкнутыми.
    • Возбудимый. Очень конфликтные люди. В семье проявляют властность, плохо налаживают отношения с коллегами. Внимательны и аккуратны, если находятся в состоянии апатии. Очень раздражительны и вспыльчивы, если настроение плохое.
    • Застревающий. Истинные провокаторы, несговорчивы, слишком требовательны как к себе, так и к окружающим.
    • Педантичный. При данном виде характера обнаруживается патологическая тяга замечать мелочи.
    • Тревожный. Характерен для неуверенных в себе личностей, абсолютно бесконфликтных и слабовольных. Всегда стараются найти поддержку у других, чрезмерно самокритичны, но дружелюбны.
    • Демонстративный. Самоуверенны, конфликтны, яркие интриганы. Хорошо приспосабливаются к любым условиям. Обладают артистизмом и неординарным мышлением, но при этом лицемерны и эгоистичны.

    Доминирующие духовные или материальные потребности оказывают непосредственное влияние на изменение особенностей характера. Глубокие и устойчивые интересы основаны на самодостаточности личности. Неуверенный в себе человек редко обладает содержательностью и глубиной поведенческих принципов. Такие личности часто меняют свое мнение.

    Взаимоотношения характера и темперамента

    Темперамент и характер личности образуют ее структуру. Характер - это качественные свойства, а темперамент - это совокупность свойств, влияющих на поведение индивида. Как проявляется темперамент, зависит от особенностей нервной системы. Он является врожденным параметром, который практически не изменяется на протяжении всей жизни, в то время как индивидуальные черты формируются и изменяются в любой возрастной период.

    Предпосылкой характера является темперамент. Они очень тесно переплетены в структуре личности, но отличны друг от друга по своим качественным особенностям. Если можно найти и обособить людей с одинаковым темпераментом, то каждый из них будет разительно отличаться от другого по своему характеру. Сила эмоций, отношение к людям, впечатлительность и другие качества определяют психическую несхожесть индивидов.

    Врожденный фундамент темперамента способствует формированию личности, как неотъемлемой части социума. Благодаря ему обуславливается динамичность протекания как поведенческих, так психических процессов. Темперамент не определяет убежденность взглядов и интересов, но провоцирует поведенческие реакции, темп и интенсивность психических процессов. В соответствии с учетом взаимосвязи характера и темперамента выделяют четыре психотипа личности, которые наиболее полно описаны в трудах А. Г. Маклакова:

    1. 1. Холерики - обладают импульсивным, быстрым и порывистым нравом. Эти личности отличаются неуравновешенными чертами, подвержены частым эмоциональным вспышкам. Нервные процессы находятся в состоянии повышенной возбудимости, из-за чего человек часто устает. Холерики составляют основную группу риска лиц, переживающих стрессовые ситуации и состояния панических атак.
    2. 2. Меланхолики - страдают от постоянной апатии и излишней ранимости. Даже малейшие препятствия вызывают панику и острые переживания. Часто характеризуются как личности с заниженной самооценкой и нереализованными планами. Очень внушаемы, апатичны, безвольны и необщительны.
    3. 3. Флегматики - устойчивы в своих стремлениях и начинаниях. Инициативны, успешны, активны и невозмутимы. Свои эмоции скрывают, их трудно вывести из равновесия или спровоцировать на конфликт. Неспешные действия в работе или общении, компенсируются прилежанием и верностью. Непоколебимы в своих взглядах, умеют выслушать, но принимают чужие советы в исключительных случаях.
    4. 4. Сангвиники - активные личности, с живым и подвижным складом ума, которые не любят скрытность и медлительность. Быстрое реагирование даже в самых экстремальных условиях делает их лидерами в любой социальной группе. Неудачи и потери воспринимают, как должное и начинают действовать еще активнее. Добиваются поставленных целей, но трудолюбием отличаются только тогда, когда работа доставляет им истинную радость.
  • 2. Люди-атлетики отличаются высоким ростом, широкой грудной клеткой и развитой мускулатурой. Властные и сдержанные. Скрывают свои чувства от других и не позволяют вмешиваться в личную жизнь. Плохо адаптируются в новых условиях, практичные, невпечатлительные, скупые на комплименты и приятные слова.
  • 3. Люди-астеники - худые с плохо развитой мускулатурой и удлиненным лицом. Серьезные, замкнутые и упрямые личности. С негативным отношением к переменам и нововведениям. Предпочитают одиночество шумным компаниям. Обладают повышенной степенью тревожности, упрямы, эгоистичны.
  • Согласно психологическим исследованиям, характер меняется на протяжении всего жизненного пути с формированием тех черт, которые важны для конкретных обстоятельств. В период 20-30 лет происходят переживания, касающиеся создания семьи и рождения детей. Состояние влюбленности, налаживание новых связей на работе и в группе друзей превалируют над другими. В возрасте 30-40 лет большинство людей одержимо планами и целями о будущем. Вся активная деятельность направлена именно на реализацию задуманного.

    По достижении 50 лет внимание каждой личности сосредоточено на оценке достигнутого за прожитую жизнь. Индивидуальные свойства видоизменяются, приходит мудрость, размеренность, терпимость. После 60 лет большинство лиц начинает переживать о прожитых годах. Постоянно хочется ностальгировать и не думать о будущем. Ведомые черты характера размеренность, неторопливость, умиротворенность.