Познавательная игра-викторина "по страницам великой отечественной войны". Эпиграф на доске

«Смотр песни и строя»

Дикторский текст в записи:

22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических Республик.

Звучит песня «Священная война», выходят ведущие-чтецы.

Ведущий 1.

Без малого четыре года

Гремела грозная война,

В войне с фашизмом, черной силой,

Сумела выстоять страна.

Ведущий 2.

Сумела, выстояла, победила,

Европу от чумы коричневой спасла

Несокрушимая, неведомая сила,

Что в наших дедах, прадедах жила.

Ведущий 3.

И не секрет, что наше поколенье

Не знает страшных ужасов войны,

Но к теме той сегодня непременно

Мы обратиться все-таки должны.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на палубе нашего корабля, который скоро отправится в кругосветное путешествие. Вы готовы путешествовать по бескрайнему океану приключений? (ответы детей) Мы открыли уже несколько островов, а сегодня нам предстоит отправиться на остров Героев. Ребята, а вы знаете какой сегодня день? (ответы детей) Да, сегодня у нас памятная дата - 22 июня. Именно 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот день мы чтим воинов-защитников нашей Родины. Мужеством и доблестью, не щадя жизни, они отстаивали независимость нашего Отечества. Русские солдаты всегда стояли на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли.

И сегодня, ребята, мы с вами будем юными защитниками Отечества и будем стоять на страже водных границ нашего острова Героев.

Нас ждут испытания и разнообразные задания, для выполнения которых понадобятся смелость, ловкость, меткость, аккуратность, выносливость, смекалка и многие другие качества настоящих войнов России..

Ведущий. Ребята, скажите, литературный герой Мальчиш-Кибальчиш, из какой знаменитой книги? Да это же персонаж из знаменитой книги писателя Аркадия Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». В этой сказке Гайдар рассказывает о том, как враги напали на страну, где жил Мальчиш-Кибальчиш. Тогда он вместе с друзьями - такими же мальчишами, как и он сам, - создал армию, с которой не смогли справиться никакие враги.

Он крикнул клич: «Эй, вы, мальчиши! Мальчиши-малыши! И отцы ушли, и братья ушли. Что же нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать?» И встали мальчиши как один на защиту своей Родины.

Ведущий. Вот каким героем был этот Мальчиш-Кибальчиш. Недаром этому литературному герою установили памятник на самом высоком месте Москвы - на Воробьевых горах.

Ребята, давайте докажем, что и вы - будущие воины - тоже растете смелыми да умелыми и когда надо, не сробеете!

Возьмем винтовки новые,

На штык флажки!

И с песнею в стрелковые

Пойдем кружки.

Раз, два!

Все в ряд!

Вперед, отряд.

1.Станция «Страницы истории Отечества»

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Я очень рада приветствовать вас на станции "Страницы истории Отечества". Будущие войны должны быть не только сильными, ловкими, смелыми, но и людьми грамотными. Свои познания в истории Отечества вы сможете проверить, ответив на вопросы моей викторины».

Вопросы:

1) Эта крепость, имея малочисленный гарнизон и ограниченные боеприпасы, героически приняла удар врага в июне-июле 1941 года, за что впоследствии ей было присвоено почетное звание - крепость-герой. Назовите эту крепость. (Брестская)

2) На Ладожском озере в городе Санкт-Петербурге воздвигнут мемориал, напоминающий о суровых годах блокадного Ленинграда. Как называли место, на котором стоит этот памятник, во времена блокады? (Дорога Жизни)

3) В Болгарии стоит памятник русскому солдату-освободителю. Прообразом этой знаменитой скульптуры послужил советский солдат Алексей Скурлатов. Скажите, как называют этот памятник в народе? (Алеша)

4) Из воспоминаний ветерана: «Я узнал Мамаев курган по огням. Их бусинки как бы отделяются от главной магистрали, пересекающей город с севера на юг, и далее уходят на запад, кажутся узкой, прямой тропинкой, светящейся по краям. Между ними можно различить ступеньки. Потом тропа закругляется спиралью, замыкается на вершине кургана, где прожектора освещают главный монумент скульптурного ансамбля, воздвигнутого в память об исторической битве». В память о каком великом сражении воздвигнут этот мемориал? (Сталинградская битва)

5) Георгий Константинович Жуков - маршал, четырежды герой Советского Союза, во время Великой Отечественной войны командовал войсками Резервного, Ленинградского и Западного фронтов в боях за Москву и Ленинград, координировал действия войск в Сталинградской битве. Несмотря на всеобщее уважение и блестящую военную карьеру, он был отстранен от дел и отправлен на пенсию. Однако еще во время войны (8 мая 1945 года) именно ему поручили важную миссию - от имени Верховного Главнокомандования принять капитуляцию фашистской Германии. А какую не менее почетную миссию довелось ему исполнить 24 июня 1945 года? (Он принимал в Москве Парад Победы)

6) Эта медаль давалась со званием «Герой Советского Союза». Ею трижды были награждены маршал авиации А. И. Покрышкин и Маршал Советского Союза С.М. Будённый. Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову эта медаль вручалась четыре раза. А как она называлась? («Золотая Звезда» или «Звезда Победы»)

2. Смекалка - лучший друг

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали в царство смекалки. Вам хорошо известно, что противника можно победить не только силой, но и умом, смекалкой, а также логическим мышлением».

Вопросы:

1) Электропоезд шел с севера на юг, а ветер дул с юга на север. В какую сторону шел дым от поезда? (У электропоезда дыма нет)

2) Ехал зимой лыжник, на нем сидела муха. С какой скоростью ехала муха? (Зимой мухи не летают)

3) Чем кончаются день и ночь? (Буквой «ъ»)

4) Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (Запасное)

5) Когда автомобиль движется со скоростью поезда? (Когда он находится на платформе поезда)

6) Сколько пальцев на десяти руках? (50)

7) У стола четыре угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов? (5)

8) Днем с ногами, а ночью без ног? (Обувь)

9) Кто ходит сидя? (Шахматист)

10) Какие часы показывают точное время два раза в сутки? (Которые стоят)

11) Кто стоит на часах? (Часовой)

12) Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько потребуется времени, чтобы сварить 3 яйца? (4 минуты)

13) Кто, когда сядет, становится выше ростом? (Собака)

14) Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (Яма)

15) Три туриста прятались под одним зонтиком, и все остались сухими. Как это им удалось? (Они прятались от солнца)

3. Станция «Сила и ловкость» (отжимаются)

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали на станцию "Сила и ловкость". Этим качествам придают огромное значение в физической подготовке будущего защитника Отечества. Русская земля всегда славилась своими богатырями. Вам всем хорошо известны Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. На этой станции вам предстоит продемонстрировать свою физическую подготовку».

4.Станция «Угадай и нарисуй»

За 7 минут командам необходимо отгадать загадку и всем вместе нарисовать на асфальте мелом ее ответ. После выполнения задания руководитель наклеивает на маршрутный лист медаль «За творчество».

Загадки:

1. Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолет)

2. На море, в реках и озерах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен легкостью своей. (Катер)

3. Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел -

Прямо по морю пошел! (Пароход)

4. Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит.

Днем и ночью под водой

Охраняет твой покой. (Подводная лодка)

5. Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост -

И поднимется до звезд. (Ракета)

6. Он гудит и чертит мелом,

Он рисует белым-белым

На бумаге голубой

Над моею головой...

Сам рисует, сам поет,

Кто же это? (Самолет)

Ведущий . Дорогие ребята, посмотрите, вон уже и виднеется удивительный остров - остров Героев, который мы с вами сегодня откроем. А пока мы еще плывем к нему, я хочу с вами поиграть. Я буду говорить начало пословицы, а вы - дружно все вместе хором ее конец:

Сам погибай, а товарища... выручай.

Умей быть солдатом, чтобы стать... генералом.

Умелого-смелого страх не возьмет и враг... не побьет.

Умелый боец - везде... молодец.

Чтобы иметь в бою удачу, крепко знай свою... задачу.

От военной науки крепнут разум к... руки.

Чтобы на войне везло, надо знать военное... ремесло.

Ведущий. Когда вы ребята пойдёте служить в армию, будите такими же смелыми, сильными и ловкими, какими показали себя в сегодняшнем плавании. Молодцы, ребята!

А сейчас, капитаны команд, давайте наконец-то откроем наш удивительный остров - остров Героев. И встретят нас с вами участники конкурса стихотворений.

(Дети читают стихи)

Ведущий:

Российской армии парад,

Красивый воинов наряд.

Всё видишь это – нету слов,

Сто раз смотреть опять готов.

Начальник штаба . Батальоны, на торжественное построение, посвящённое Смотру-конкурсу строя и песни, шагом марш!

Звучит марш.

Начальник штаба . Батальоны, на месте стой! Нале-во!

Вниманию участников!
Отряды, равняйсь! Смирно!

«Детям о героях войны»


Подготовила и провела:

воспитатель Тихомирова О.С.


Викторина, приуроченная к Дню Победы, включает в себя конкурсы, загадки, творческие задания на 9 мая в детском саду;

в рамках проекта (развитие познания, коммуникации, социализации, физической культуры и художественного творчества)

Программные задачи:

Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.

Развивать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам-героям Великой Отечественной войны, которое выражалось бы в желаниях сострадать им, подражать, стремление быть похожими на них.

Воспитывать любовь и уважение к Защитникам Родины, чувства гордости за героическое прошлое наших дедов и прадедов.

Активно поддерживать находчивость, любознательность, инициативу ответов на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные рассуждения, реагировать на высказывания партнера.

Предварительная работа :

Чтение с детьми литературы о ВОВ, знакомство с рядами войск, рассматривание картин и репродукций на тему войны, просмотр телепередач, кинофильмов о ВОВ дома, беседы в детском саду и в семье, разучивание стихов и песен о войне, прослушивание СД - дисков на военную тему в исполнении известных певцов, составление совместно с родителями «Книги памяти».

Материал:

Мультимедийный проектор, мультимедийный экран, магнитофон, пилотки и бескозырки по количеству детей, «Книга памяти» ВОВ детей нашей группы, презентация «Ордена и медали ВОВ».

В е д у щ и й:

читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «День Родины»:

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной,

Той великою весной.

Победителю – солдату

Сотни раз поклон земной!

Много лет, как миновало

С исторического дня,

А в Берлине с пьедестала,

Он, отлитый из металла,

Так и смотрит на меня.

(слайд памятника «Солдат с девочкой на руках»)

– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать всех вас в нашем детском саду! Сегодня мы проводим викторину, посвященную Дню Великой Победы, который каждый год 9 Мая отмечает вся наша страна. В нашей викторине принимают участие две команды: команда из старших групп нашего сада и команда первоклассников. И она будет включать в себя конкурсы, загадки, творческие задания. Итак, мы начинаем…

Звучит запись, сделанная в 1941 г. советским диктором Ю.Б. Левитаном, с объявлением о начале войны.

В е д у щ и й:

– Запись, которую вы сейчас услышали, сделана почти 70 лет назад. Именно этот голос, голос известного советского диктора Юрия Борисовича Левитана услышали люди 22 июня 1941 года. Именно из этого сообщения все узнали, что началась война. Война началась в мирное воскресное утро, когда люди еще беззаботно спали…

Война длинная, война страшная, война голодная, холодная, война, принесшая много горя и страданий нашему народу, которая унесла более 20 миллионов жизней. На этой войне под взрывами снарядов погибли не только взрослые, но и дети.

В последние годы в это время, незадолго до 9 Мая, мы с вами видим на улицах, на одежде людей, на машинах оранжево-черные ленточки. Зачем они нужны? Что они означают?

Ведущий : такая двухцветная лента называется георгиевской. Она относится к ордену Святого Георгия, который традиционно являлся высшей военной наградой в России.

Демонстрируется крупное изображение современного ордена.

Цвета ленты – черный и оранжевый – означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.

– А теперь мы проведем жеребьевку команд, определим, под каким номером наши команды будут выступать.

Дети тянут сложенные листочки с номерами.

(Команды «Пехота» и «Пилоты»)

В е д у щ и й: Мы приветствуем наших гостей и жюри. Желаем вам ребята, успехов и победы!

Викторина начинается.

Разминка

В е д у щ и й:

– Первый конкурс называется «Разминка». Каждой команде будет задано по пять вопросов. Отвечаем сразу, долго не раздумываем.

Первый вопрос

Второй вопрос

– Как называлась наша страна в то время? (Союз Советских Социалистических Республик (СССР).)

– Какое государство напало на нашу страну? (Фашистская Германия.)

Третий вопрос

– В войне принимали участие разные виды войск (авиация, флот, пехота), использовалось разное вооружение (самолеты, корабли, танки). Бои велись и на суше, и на воде, и в воздухе. Скажите, пожалуйста, где воевал:

военный флот? (На море, на воде.)

авиация? (В небе, в воздухе.)

Четвертый вопрос

– За какие заслуги некоторые города после войны получили звание город-герой? (Так называли город, жители которого проявили храбрость, мужество и отвагу во время войны.)

Назовите города-герои, которые вы знаете . (Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Сталинград (ныне Волгоград), Одесса, Севастополь, Москва, Брестская крепость (крепость-герой), Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск.)

Пятый вопрос

– Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны.)

– Как можно узнать ветерана? (Это пожилой человек, в форме, с наградами.)

В е д у щ и й:

– На этом наша разминка закончилась.

Ребята, когда вы говорили о ветеранах, вы упомянули о том, что у них есть боевые награды. Сейчас я предлагаю вам рассказать об одной из Великой Отечественной войны. Наградами называют ордена и медали.

(Как мы можем, увидев их, узнать, где орден, а где медаль? Дело в том, что медаль всегда имеет круглую или овальную форму, а орден может быть любой формы (например, в виде звезды). Как же выглядят и как называются главные награды Великой Отечественной?)

Ведущий раздает командам картинки с изображением орденов и медалей.

(Орден «Победа».

Это орден времен Великой Отечественной войны, которым награждались высшие военачальники, внесшие существенный вклад в победу. Представляет собой пятиконечную звезду, изготовленную из очень дорогого металла – платины и украшенную 150 бриллиантами. Лучи звезды изготовлены из рубинов. В центре звезды расположен медальон, на котором на голубом фоне изображена Кремлевская стена, Спасская башня и Мавзолей Ленина. В верхней части расположена надпись «СССР», в нижней – «Победа».

Медаль «За взятие Берлина».

Учреждена в честь взятия Берлина в ходе Великой Отечественной войны. Ею награждали непосредственных участников героического штурма и взятия вражеской столицы, а также организаторов и руководителей боевых операций при взятии этого города. Всего медалью «За взятие Берлина» награждено более миллиона человек. Орденом Отечественной войны награждали рядовых и командиров, проявивших в боях за Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащих, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск.

Орден Славы.

Орден Славы получали солдаты и сержанты. Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя. Он имел три степени. Всего за отличие в годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, более 46 тысяч – II степени и около 2600 – I степени. Даже эти сведения говорят нам, как много подвигов было совершено.)

Музыкальный конкурс

В е д у щ и й:

– А сейчас следующий конкурс – музыкальный. Каждая команда услышит по 2 отрывка из военных песен. Нужно назвать песню.

Предлагаются музыкальные фрагменты следующих песен: «Священная война», «День Победы», «Песня защитников Москвы», «Мы за ценой не постоим», «На безымянной высоте», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?».

Конкурс загадок

В е д у щ и й:

– Наш следующий конкурс – конкурс загадок.

Подрасту и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою … (страну).

Брат сказал: «Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником –

Станешь … (пограничником).

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном … (корабле).

Самолет парит, как птица,

Там – воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат – военный … (летчик).

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется … (танкистом).

Любой профессии военной

Учиться нужно непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было … (войны).

Поэтический конкурс

В е д у щ и й:

– Наш следующий конкурс – поэтический. От каждой команды участвует один человек – он прочитает стихотворение на военную тему.

Дети выходят и читают стихи о войне.

Военная эстафета

В е д у щ и й:

Вы долго сидели. Я предлагаю всем размяться и следующий конкурс провести в движении. Жюри посмотрит, какая команда не только эрудирована, но и быстрая, и ловкая.

Конкурс «Ловкие саперы»

Инвентарь: по 2 корзины и по 10 бочонков для каждой команды.

Дети каждой команды становятся друг за другом. Перед первым участником стоит корзина с бочонками, вторая пустая корзина находится за последним участником команды.

Задание: по цепочке передать «бочонки с порохом» сначала из первой корзины во вторую, затем обратно.

«Раненые бойцы»

Инвентарь: ленточки в количестве, в два раза меньшем, чем членов всех команд вместе, по одной ложке и по одному небольшому мячу на команду.

Перед началом игры все участники попарно связываются ленточками за руки выше локтя. Двумя свободными руками они держат ложку, в которой лежит мяч.

Задание: добежать до стойки, обогнуть ее и вернуться к команде, не уронив мячик. Затем в игру вступает вторая пара и т.д.

Военный конструктор

В е д у щ и й:

– В нашем следующем задании вы будете конструировать военную технику.

Каждая команда получает лист размером А2 с начерченной схемой военной техники, состоящей из геометрических фигур (контуры каждой фигуры обозначены), и конверт с цветными деталями для схемы. Количество деталей во всех схемах одинаково. Выбраны следующие объекты: танк, корабль, самолет. Задание: выложить на схеме цветное изображение.

Творческое задание

В е д у щ и й:

– А теперь самое последнее задание. Один и тот же вопрос для каждой команды. Можно посоветоваться перед ответом.

Творческое задание «Что нужно делать, чтобы войны больше не было?»

Дети по очереди отвечают . (В ВОВ погибли….)

В е д у щ и й:

Ребята, мы с вами вместе начали создавать «Книгу памяти» нашей группы, где вы и ваши родители оставили в ней сведенья о своих близких, воевавших в годы Великой Отечественной войны, а также труженников тыла в эти лихие годы…

Почти полторы тысячи дней длилась ВОВ. На ней погибли более 20 миллионов человек – солдат и мирных жителей. Знаете, ребята, как это много?! Представьте, если бы каждого погибшего почтили минутой молчания, страна погрузиласт бы в тишину на 32 года!

Давайте почтим минутой молчания всех погибших в ВОВ! Прошу всех встать….

Минута молчания

В е д у щ и й:

Ребята, вы все такие молодцы!

– Сегодня на этом наша викторина заканчивается. Благодарю всех за участие!

Сейчас я предлагаю слово нашему жюри, которое подведет итог нашей викторины.

Члены жюри подводят итоги викторины и поздравляют всех с праздником.

Вручаются грамоты за участие, георгиевские ленточки и сладкие призы.

Главная > Документ

Вопросы для военно-патриотической викторины о ВОВ

(старшая группа - 7-8 классы)

    Когда началась и когда окончилась ВОВ. Сколько дней и ночей она продолжалась?
ВОВ длилась с 22июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Продолжительность войны: 1414 дней и ночей.
    Какие цели преследовала фашистская Германия, вероломно напав на Советский Союз?
Цели гитлеровцев: завоевание Москвы, использование полезных ископаемых и других ресурсов СССР, а также порабощение советского народа и использование их труда, как бесплатной рабочей силы.
    Какая победа Советской Армии сорвала гитлеровские планы молниеносной войны и развеяла миф о непобедимости немецко-фашистской армии? Когда это произошло?
Первым днем воинской славы России, открывшим счет её победам в Великой Отечественной войне, является 5 декабря 1941 года – День начала контрнаступления советских войск под Москвой. В течение 203 суток (30.09.41 г. – 20.04.42 г.) свыше 7 млн. солдат и офицеров, до 53 тыс. орудий и миномётов, около 6,5 тыс. танков и более 3 тыс. боевых самолетов германского вермахта и Советских Вооруженных Сил вели яростное противоборство между собой. Разгром немецких войск под Москвой ознаменовал окончание долгого периода неуверенности и растерянности в порабощенных нацистами странах. Народы всех континентов обрели веру в то, что есть сила, способная избавить человечество от угрозы фашизма, и осознали, что сила эта исходит из Москвы.
    В результате какой операции наступил коренной перелом в ВОВ? Когда это произошло?
Коренной перелом в ВОВ наступил после Сталинградской битвы. Оборонительные бои на Сталинградском направлении начались 17 июля 1942 года. 125 дней продолжалось оборонительное сражение советских войск в междуречье Волги и Дона. 10 января 1943 года со стороны советских войск началась мощная артподготовка, после чего начался штурм вражеских укреплений. 2 февраля 1943 года окруженная немецкая группировка во главе с фельдмаршалом Паулюсом капитулировала. В ходе Сталинградской битвы потери противника были огромны. Только в ходе контрнаступления советских войск под Сталинградом противник потерял 800 тыс. человек, до 2 тыс. танков и штурмовых орудий, около 3 тыс. боевых и транспортных самолетов. Вражеские войска были отброшены от Волги и Дона на сотни километров. За мужество и героизм, проявленные в ходе битвы, десятки тысяч солдат и офицеров удостоились государственных наград. Медалью «За оборону Сталинграда» были награждены около 754 тыс. участников битвы, а город Сталинград (ныне Волгоград) в 1965 году награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» с присвоением звания город-герой.
    Расскажите о героизме защитников «Дома Павлова». Где это было?
Дом Павлова – это кирпичное здание, занимавшее господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города Сталинграда. 20 сентября 1942 г. в дом проник сержант Я.Ф. Павлов со своим отделением, а затем прибыло подкрепление: пулеметный взвод лейтенанта Афанасьева (семь человек с одним станковым пулеметом), группа бронебойщиков старшего сержанта Сабгайды (6 человек с 3 противотанковыми ружьями), четверо минометчиков с двумя минометами и три автоматчика. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволяли противнику прорваться к Волге на этом участке. «Эта небольшая группа,- отмечал генерал армии Чуйков,- обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа». Все защитники дома были удостоены государственных наград, а сержанту Я.Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.
    Расскажите о подвиге 28 героев-панфиловцев. Кому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!»?
Осенью 1941 года шли ожесточенные бои на московском направлении. 7 ноября 1941 года 316 стрелковая дивизия во главе с командиром дивизии Панфиловым была переброшена на Волоколамское направление, в Подмосковье. 16 ноября 1941 года 28 героев – панфиловцев героически удержали один из главных рубежей на Волоколамском направлении. В 4-часовом бою около разъезда Дубосеково они подбили 18 немецких танков, почти все погибли, но не пропустили врага. Фашисты были отброшены на исходные рубежи. Знаменитая фраза: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» была произнесена политруком В.Г. Клочковым перед началом боя на Волоколамском направлении.
    Какой подвиг совершил комсомолец рядовой Александр Матросов? Сколько воинов его повторили в ВОВ?
В бою за деревню Чернушки (Московская область), Александр Матросов закрыл телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения. Историки утверждают, что у Александра Матросова было более двухсот предшественников и последователей, которые совершили такой же подвиг как он.
    Какой подвиг совершил летчик Виктор Талалихин? Когда это было?
7 августа 1941 Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой.
    Какое значение в ВОВ имела Курская битва? Когда это было?
Курская битва – одна из величайших битв второй мировой войны, она продолжалась пятьдесят дней и закончилась 23 августа 1943 года разгромом немецко-фашистских войск в районе городов Курск, Орёл, Белгород. В ходе Курской битвы советские войска продвинулись в южном и юго-западном направлении на 140 километров. В результате контрнаступления Красной Армии Германия потеряла около 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий. Победа в Курской битве стала одним из важнейших этапов достижения победы Советского Союза над фашистской Германией. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования.
    Расскажите о знаменитом танковом сражении под Прохоровкой. Когда оно произошло?
12 июля 1943 года началось контрнаступление советских войск в районе Курска и Белгорода (так называемая Курская дуга), которое вылилось в самое большое встречное танковое сражение второй мировой войны, происшедшее близ деревни Прохоровки. В сражении участвовало 1200 танков и самоходных артиллерийских установок. К исходу дня поражение немцев было очевидным, они потеряли более 3,5 тысяч убитыми, 400 танков, 300 автомашин. 16 июля немцы окончательно прекратили сопротивление и отвели свои войска к Белгороду.
    Какие страны были союзниками Советского Союза в ВОВ?
Когда ими был открыт второй фронт против фашистской Германии? Союзники СССР: США, Великобритания, Франция. 6 июня 1944 года войска союзников высадились на севере Франции (в Нормандии) и завязали бои с германскими войсками, защищавшими «Атлантический вал».
    Назовите партизанские соединения, имена их командиров, отличившиеся в борьбе с оккупантами.
На оккупированной врагом территории полыхало пламя народной войны. В обращении Ставки Верховного главнокомандования к партизанам говорилось «Не пропускать ни одного немецкого поезда к фронту, подрывать эшелоны, железнодорожное полотно, уничтожать мосты, сооружения, водокачки, взрывать склады, нарушать связь, всеми способами уничтожать гитлеровцев, нни на минуту не прекращать борьбы с немцами, держать фашистов в постоянном страхе». Бойцы и командиры Красной Армии, бежавшие из фашистского плена, укрытые местными жителями при ранении, попавшие в окружение или оставшиеся на занятой врагом территории по приказу командования, героически сражались в партизанских отрядах. Под ногами фашистов горела земля. В 1943 году в рядах партизанских соединений сражалось до 250 тыс. человек. Ими проведен ряд крупных операций по нарушению железнодорожных сообщений в тылу противника («Рельсовая война», «Концерт»), сыгравших важную роль в срыве перевозок немецких войск и военной техники. Всего партизанами было организовано более 20 тыс. крушений поездов, взорвано до 12 тыс. мостов, уничтожено до 2,3 тыс. танков и бронемашин противника. Особенно мощным партизанское движение было в Белоруссии, на Украине, Брянской, Орловской, Смоленской, Ленинградской и Калининской обл. России. Партизаны освобождали целые районы, совершали рейды, вели разведку, взаимодействовали с Красной Армией. Наиболее крупными партизанскими соединениями руководили С. А. Ковпак, В. И. Козлов, В. З. Корж, Д. Н. Медведев, А. Н. Сабуров, А. Ф. Федоров. Сумское партизанское соединение – генерал-майор Ковпак. Черниговско-Волынское партизанское соединение – генерал-майор Федоров. Партизанское соединение генерал-майора Сабурова.
    Расскажите о подвиге Героев «Молодой Гвардии». Назовите имена героев.
После оккупации немцами города Краснодон в городе было организовано сопротивление фашистам, в состав которого в основном вошли молодые юноши и девушки, комсомольцы. Подпольная организация получила название «Молодая гвардия». Рискуя собственной жизнью «молодогвардейцы» оказывали сопротивление врагу, уничтожали фашистов, добывали разведывательные данные для Красной Армии. Возглавил «Молодую гвардию» Олег Кошевой. Вместе с ним наиболее активными членами «Молодой гвардии» были Любовь Шевцова, Сергей Тюленин, Ульяна Громова, Иван Земнухов и др. Многие из «молодогвардейцев» были схвачены фашистами и замучены в нацистских застенках. Подвиг героев-молодогвардейцев описан в романе советского писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия».
    Какие фронты участвовали в штурме Берлина? Кто ими командовал?
Операция проводилась войсками 1-го Белорусского (Маршал Советского Союза Жуков) и 2-го Белорусского (Маршал Советского Союза Рокоссовский), 1-го Украинского фронтов (Маршал Советского Союза Конев). В операции принимали участие Днепровская военная флотилия, часть сил Балтийского флота, 1-я и 2-я армии Войска Польского.
    Когда и кем подписан Пакт о капитуляции фашистской Германии?
Подписан 8 мая 1945 г. в городе Берлине. От имени Германского Верховного Командования:
Кейтель, Фриденбург, Штумпф.
От имени Советского Союза по уполномочию Верховного Главнокомандования Красной Армии пакт о капитуляции Германии подписал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.
    Какие страны Западной Европы были освобождены Советской Армией от немецко-фашистской оккупации?
Польша, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Югославия, Норвегия.
    Когда началась и когда окончилась война против империалистической Японии?
В соответствии с договоренностями с союзниками СССР 8 августа 1945 года объявил войну милитаристской Японии. Советские войска перешли в наступление 9 августа. Военные действия развернулись на фронте протяженностью более 5 тыс. километров. 2 сентября 1945 года в Токийской бухте на борту американского линкора «Миссури» представители Японии подписали акт о безоговорочной капитуляции. В результате победы над Японией был ликвидирован очаг агрессии на Дальнем Востоке.
    Когда состоялся парад Победы на Красной площади в Москве? Кто принимал парад? Кто командовал парадом?
Парад состоялся 24 июня 1945 в Москве на Красной площади в ознаменование победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Боевые знамена войск, под которыми был завершен разгром врага, опаленные войной мужественные лица воинов, их блестевшие глаза, новые мундиры, на которых сверкали боевые ордена и знаки отличия, создавали волнующую и незабываемую картину. Парад принимал маршал Г. К. Жуков, командовал парадом маршал К. К. Рокоссовский.
    Какое участие в ВОВ принимали женщины? Сколько женщин удостоены звания Героя Советского Союза?
На фронтах ВОВ сражалось от 600 тыс. до 1 млн. женщин, 80 тыс. из них были офицерами. Неоценимый вклад в победу над фашизмом внесли советские женщины, вставшие на защиту своей Родины. Советские женщины совершили бессмертный подвиг во имя Родины в тылу страны. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, они делали все, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом. Женщина собирали средства в фонд обороны страны, продукты и одежду для населения, пострадавшего от оккупантов, становились донорами. На протяжении войны женщины тыла держали связь с войнами Красной Армии, проявляли постоянную заботу о них и их семьях. Посылая воинам подарки, патриотические письма, совершая поездки с делегациями на фронт, они оказывали на защитников Родины и моральное влияние, воодушевляли их на новые боевые подвиги. Женщины и девушки служили в рядах Красной Армии, участвовали в партизанском движении, принимали самое непосредственное и деятельное участие в изгнании оккупантов с советской земли и в полном их разгроме. О боевых и трудовых подвигах советских женщин написано много книг, очерков, документальных повестей, журнальных и газетных статей. Женщинам-воинам и труженицам тыла поэты и писатели посвятили множество своих произведений. Уже в годы Отечественной войны были написаны первые страницы истории о вкладе советских женщин в защиту Отчизны. Высокое звание Героя Советского Союза присвоено 90 женщинам.
    Назовите города-герои ВОВ.
Москва, Волгоград, Ленинград, Одесса, Курск, Брест (крепость-герой), Тула, Новороссийск, Минск, Киев, Керчь, Мурманск, Смоленск, Севастополь
    Где и что означает надпись на мемориальном комплексе – «900 дней и ночей»?
Эта надпись выгравирована на мемориале Пискарёвского кладбища, где захоронено большинство жертв блокады Ленинграда.
    Назовите ордена, которыми награждались советские воины за подвиги в ВОВ.
    Орден Отечественной войны (имеет 2 степени). Орден Красной звезды. Орден Славы (имеет 3 степени). Орден Победы. Орден Адмирала Нахимова. Орден Адмирала Ушакова. Орден Богдана Хмельницкого. Орден Александра Невского. Орден Кутузова.
10. Орден Александра Суворова. 11. Медаль «Золотая звезда» - высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза.
    Назовите медали, которыми награждались советские воины за отличия в боях в ВОВ.
    Медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза. Медаль «За отвагу». Медаль «За боевые заслуги». Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Медаль «За победу над Японией». Медаль «Партизану Великой Отечественной войны». Медаль «За оборону Киева». Медаль «За оборону Кавказа». Медаль «За оборону Москвы». Медаль «За оборону «Ленинграда». Медаль «За оборону Одессы». Медаль «За оборону Сталинграда», Медаль «За оборону Советского Заполярья». Медаль «За освобождение Белгорода», Медаль «За взятие Берлина», Медаль «За взятие Будапешта», Медаль «За взятие Кенигсберга». Медаль «За освобождение Праги». Медаль «За взятие Вены». Медаль «За освобождение Варшавы».
    Назовите военачальников, награжденных высшим орденом отличия орденом Победа,
в том числе награжденных дважды. Всего за годы Великой Отечественной войны было произведено 19 награждений орденом «Победа».
    Маршал Советского Союза Жуков Георгий Константинович. Маршал Советского Союза Василевский Александр Михайлович. Генералиссимус Советского Союза Сталин Иосиф Виссарионович. Маршал Советского Союза Конев Иван Степанович. Маршал Советского Союза Рокоссовский Константин Константинович. Маршал Советского Союза Малиновский Родион Яковлевич. Маршал Советского Союза Толбухин Федор Иванович. Маршал Советского Союза Говоров Леонид Александрович. Маршал Советского Союза Тимошенко Семен Константинович. Генерал армии Антонов Алексей Иннокентьевич. Фельдмаршал Монтгомери Бернард Лоу виконт Аламейнский. Генерал армии Эйзенхауэр Дуайт Дэвид. Король Румынии Михай 1. Маршал Польши Жимерский Михал. Маршал Советского Союза Мерецков Кирилл Афанасьевич. Маршал Иосип Броз Тито. Маршал Советского Союза Брежнев Леонид Ильич (указ о награждении отменен 21 сентября 1989 года как противоречащий статусу).
Дважды орденом Победы награждены Жуков Г.К., Сталин И.В., Василевский А.М.
    Сколько советских воинов удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе дважды. Назовите имена трижды Героев Советского Союза.
Подавляющее количество Героев Советского Союза появилось в годы Великой Отечественной войны: 11635 человек (92 % от общего числа лиц, удостоенных этого звания). 101 человек удостоены звания Героя Советского Союза дважды. Трое стали трижды Героями: Жуков, Кожедуб, Покрышкин.
    Сколько советских воинов награждены орденом Слава всех трех степеней?
Орденом Славы всех трех степеней за годы войны награждено 110 советских воинов. Кавалер ордена Славы трех степеней приравнивается по своему статусу к Герою Советского Союза.

Вопросы для военно-исторической викторины по Карельскому фронту в годы ВОВ

(старшая группа - 7-8 классы)

    Когда был занят город Петрозаводск финскими захватчиками и когда освобожден Советской Армией?
Петрозаводск, оставленный советскими войсками 1 октября 1941 года, встретил оккупационные войска финнов (12 октября финны организовали и провели праздничные торжества, посвященные захвату Петрозаводска, на площади Кирова и переименовали её в площадь Свободы). Закончилась война в 1944 году 29 июня в 22 часа.
    Какие районы Карелии находились под оккупацией финских захватчиков?
Территории современных районов: Лахденпохский, Сортавальский, Питкярантский, Олонецкий, Пряжинский, Суоярвский, Прионежский, частично Лоухский, г. Петрозаводск.
    Кто командовал карельским фронтом в ВОВ?
Генерал-полковник В.А.Фролов , командовал фронтом с 1.9.41 по 21.2.44 Маршал Советского Союза К.А.Мерецков , командовал фронтом с 22.2.44 после В.А.Фролова.
    В ходе каких операций были разгромлены немецко-финские войска на Карельском фронте?
Выборгско-Петрозаводская, Свирско-Петрозаводская, Петсамо-Киркенеская операции.
    Кто совершил один из первых воздушных таранов вражеского самолета на Карельском фронте?
4 декабря 1941 года воздушный таран был совершен командиром звена истребителей И-16 Репниковым Николаем Федоровичем. 22 февраля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
    Кто из воинов карельского фронта повторил подвиг А.Матросова?
На Карельском фронте первым повторил подвиг Александра Матросова сержант Варламов
    За какой подвиг удостоены звания Героя Советского Союза Аня Лисицина и Мария Мелентьева?
. В июне 1942 г. ЦК Компартии республики направил юных комсомолок карелку Марию Мелентьеву и вепку Анну Лисицыну в оккупированный финскими войсками Шелтозерский район. Разведчицы организовали явки для подпольных райкомов партии и комсомола, собрали сведения об оккупационном режиме, добыли ценные документы и данные о расположении огневых точек и оборонительных сооружений противника. Также они проводили беседы с населением, рассказывали правду о жизни в стране и героических делах Красной армии. При возвращении домой героически погибла Анна Лисицына. Однако М.Мелентьева, преодолев трудности, выполнила задание и доставила по назначению добытые сведения и документы. Позднее, устанавливая связь с новой подпольной группой в Сегозерском районе, М.Мелентьева была схвачена врагами. До последней минуты она вела себя стойко. За мужество и героизм, проявлённый при выполнении ответственных заданий, М.В.Мелентьевой и А.М.Лисицыной посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Их именами названы улицы Петрозаводска.
    Какой подвиг совершил П.А.Тикиляйнен?

Герой Советского Союза Тикиляйнен Петр Абрамович

Успешно сражались с наступающей 163 немецкой пехотной дивизией воины 52 полка 71сд. В боях в районе Корписелькя - Толвоярви - Поисваара героически сражался комсомолец сержант Петр Тикиляйнен. Он много раз ходил в разведку в тыл врага в форме капрала финской армии, проникал в расположение частей противника, многое узнавал о нем и всегда возвращался с трофеями, приводил пленных, приносил ценные сведения и документы. Отличился при уничтожении финского десанта, пытавшегося переправиться через озеро Толвоярви в тыл полка. При отходе полка на новый оборонительный рубеж, его отделению была поставлена задача оборонять мост через реку и не дать противнику зайти во фланг и тыл главным силам полка. Двое суток, под огнем орудий и минометов, горстка мужественных воинов вела бой с ротой финской пехоты. Кончились патроны, сержант Тикиляйнен, раненый сам, поднял в последнюю атаку семь израненных своих товарищей. Все они погибли в неравном бою, но враг не прошел.

    Какой подвиг совершил Н.Ф.Кайманов?
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Начальник отделения штаба погранотряда старший лейтенант Кайманов Н.Ф. в конце июня 1941 года на карельском участке государственной границы СССР 19 суток с отрядом отражал многочисленные атаки противника. Получив приказ на отход, отряд прорвал кольцо окружения и, пройдя по болотам и лесам 160 километров, соединился с советскими войсками.
У казом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 686).
    Сколько уроженцев Карелии удостоены звания Героя Советского Союза за подвиги в ВОВ. Расскажите об одном из них.
Список Героев Советского Союза – тех кто родился, жил или работал в Карелии составляет 26 человек. Список составлен на основе документальных материалов Центрального архива Министерства обороны СССР. Николай Федорович Репников родился в 1914 году в Пудоже, его юность прошла в Петрозаводске, где он окончил 7 классов и школу ФЗУ Онежского завода. Работал слесарем-инструментальщиком, без отрыва от производства окончил аэроклуб, а затем и Высшую парашютную школу. В РККА с 1936 года, проходил службу инструктором в авиадесантной части. Пишет Ворошилову о своей мечте летать на истребителях и переводится в авиацию. За участие в боях с белофиннами награжден орденом Красного Знамени. В Великой Отечественной войне участвовал с первых часов, 7 ноября 1941 года награжден орденом Ленина. А 4 декабря командир эскадрильи 152-го истребительного авиаполка 103-й смешанной авиадивизии старший лейтенант Николай Репников в воздушном бою под Медвежьегорском тараном с лобовой атаки уничтожил вражеский истребитель. 22 февраля 1943 года ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
    Назовите памятники и монументы в г. Петрозаводске в честь подвигов воинов Карельского фронта в годы ВОВ.
Мемориал «Могила неизвестного солдата» и Вечный огонь на пл. Ленина. Бюст маршалу Советского Союза Г.К.Жукову, памятник Маршалу Советского Союза Мерецкову, памятники Героям Советского Союза В.М.Зайцеву, Н.Ф. Репникову, Бюсты Героям Советского Союза Марии Мелентьевой и Анне Лисицыной,
    Сколько было концлагерей на оккупированной территории Карелии немецко-финскими захватчиками? Количество погибших в них людей.
Через 2 недели после захвата Петрозаводска штаб 7-ого армейского корпуса финской армии издал приказ о создании в городе концентрационного лагеря на 10 000 человек. Поначалу лагерь, поделееный затем на 4 части, располагался на южной окраине города: на Кукковке – лагерь №1, на севере – лагерь №2, в районе лыжной фабрики – лагерь №3, и на Голиковке – лагерь № 4. Поскольку «мест» оказалось мало недостаточно, в ноябре организовали ещё два лагеря в северо-западной части города: в «Красной деревне»- лагерь №5 и на первоначальной бирже – лагерь №6. Погибло от 4000 до 7000 человек.
    Когда была освобождена Карелия от оккупантов?
Полностью Карелия была освобождена от фашистских и финских оккупантов 15 ноября 1944 года.
    Сколько партизанских отрядов действовало в тылу врага на территории Карелии?
Какой отряд был создан в г. Петрозаводске? К середине августа 1941 года было создано 15 отрядов общей численностью свыше 1700 человек. В тылу и на ближних подступах к городу активно действовали отряды «Бей фашистов», «За отечество », «Комсомолец Карелии», «Боевой клич», «Вперед», «Красный партизан» а так же вступили в бой вместе с регулярными соединениями красной армии. В Петрозаводске в 1941 году 31 июля был создан отряд «Красный онежец», который просуществовал до 15 октября 1944 года – времени полного расформирования партизанских отрядов в Карелии. Он состоял из рабочих и служащих Онежского завода, его главнокомандующим был В.В.Тиден. Литература:
    Морозов К.А. «Карелия в годы ВОВ», 1983, «Героям Родины Слава», Петрозаводск, 1975. Чернышева Т.А. «Застава Кайманова», Петрозаводск, 1975.
  1. «Патриотическое воспитание обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности» рассмотрен на заседании методического совета районного методического кабинета районного отдела образования администрации Краснохолмского района, одобрен членами методического совета и рекомендован для распространени

    Документ

    Опыт работы Смирнова Михаила Викторовича, преподавателя организатора ОБЖ и учителя физической культуры МОУ «Краснохолмская сош № 1» по теме «Патриотическое воспитание обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности» рассмотрен

  2. План проведения месячника оборонно-массовой, военно-патриотической и спортивной работы посвященного Дню защитника Отечества № п/п

    Документ

    Общественно-значимые акции по благоустройству обелисков, памятников, солдатских могил; поздравлению ветеранов Великой Отечественной войны и оказанию им посильной помощи

  3. Департамент образования города москвы государственное образовательное учреждение центр военно патриотического и гражданского воспитания государственное образовательное

    Сценарий

    педагоги-экспериментаторы ГОУ КШ №1780 «Кадетский корпус памяти Героев Сталинградской битвы», участники городской экспериментальной площадки «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в современных условиях»

  4. Положение о проведени республиканского слета военно-патриотических объединений

    Документ

    Республиканский слет военно-патриотических объединений проводится с целью формирования у школьников глубоких чувств Казахстанского патриотизма и верности гражданскому долгу по защите своего Отечества, изучения истории и продолжения

  5. Аналитические материалы о состоянии гражданско-патриотического образования в субъектах Российской Федерации Оглавление

    Аналитические материалы

    1. Состояние повышения квалификации по проблеме гражданско-правового и гражданско-патриотического образования: традиционные и инновационные подходы2. Формирование и реализация социально-профессионального заказа на услуги системы повышения

Сегодня у нас памятная дата - 22 июня. Именно 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот день мы чтим воинов-защитников нашей Родины. Мужеством и доблестью, не щадя жизни, они отстаивали независимость нашего Отечества. Русские солдаты всегда стояли на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли.

Вопросы:

1) Эта крепость, имея малочисленный гарнизон и ограниченные боеприпасы, героически приняла удар врага в июне-июле 1941 года, за что впоследствии ей было присвоено почетное звание - крепость-герой. Назовите эту крепость. (Брестская)

2) Этот знаменитый летчик, капитан, Герой Советского Союза, погиб в начале войны в 1941 году. Он направил свой подбитый и охваченный пламенем самолет на скопление немецких танков и машин, которые взорвались вместе с самолетом. (Николай Францевич Гастелло)

3) Эта улица Новосибирска названа в честь воинов 316-й стрелковой дивизии (с 1941 года - 8-й гвардейской), героически сражавшихся в Московской битве (близ станции Дубосеково). В течение четырех часов они мужественно сдерживали натиск врага и подбили 18 танков противника. Почти все 28 героев погибли, но не пропустили врага. Об их подвиге К. Симонов сказал: «Мы говорим: "Ни шагу назад" - и думаем о...». Кого имел в виду писатель? (О панфиловцах)

4) На Ладожском озере в городе Санкт-Петербурге воздвигнут мемориал, напоминающий о суровых годах блокадного Ленинграда. Как называли место, на котором стоит этот памятник, во времена блокады? (Дорога Жизни)

5) В Болгарии стоит памятник русскому солдату-освободителю. Прообразом этой знаменитой скульптуры послужил советский солдат Алексей Скурлатов. Скажите, как называют этот памятник в народе? (Алеша)

6) Из воспоминаний ветерана: «Я узнал Мамаев курган по огням. Их бусинки как бы отделяются от главной магистрали, пересекающей город с севера на юг, и далее уходят на запад, кажутся узкой, прямой тропинкой, светящейся по краям. Между ними можно различить ступеньки. Потом тропа закругляется спиралью, замыкается на вершине кургана, где прожектора освещают главный монумент скульптурного ансамбля, воздвигнутого в память об исторической битве». В память о каком великом сражении воздвигнут этот мемориал? (Сталинградская битва)

7) В 2000 году в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне в Москве состоялось открытие еще одного крупного памятника, посвященного памяти воинов, погибших, защищая Родину. Назовите этот известный мемориал. (Поклонная гора)

8) Орден Нахимова был учрежден во время Великой Отечественной войны в 1944 году. Им награждали офицерский состав Советской Армии за высокие заслуги. К какому роду войск должен был принадлежать офицер, чтобы быть удостоенным этой награды? (Военно-морской флот)

9) Этот маршал Советского Союза командовал Донским фронтом во время Сталинградской битвы. В 1945 году командовал Парадом Победы на Красной площади. После войны он занимал пост заместителя министра обороны СССР. Кроме того, ему также было присвоено звание маршала и министра обороны Польской Народной Республики. О ком идет речь? (К. К. Рокоссовский)

10) Георгий Константинович Жуков - маршал, четырежды герой Советского Союза, во время Великой Отечественной войны командовал войсками Резервного, Ленинградского и Западного фронтов в боях за Москву и Ленинград, координировал действия войск в Сталинградской битве. Несмотря на всеобщее уважение и блестящую военную карьеру, он был отстранен от дел и отправлен на пенсию. Однако еще во время войны (8 мая 1945 года) именно ему поручили важную миссию - от имени Верховного Главнокомандования принять капитуляцию фашистской Германии. А какую не менее почетную миссию довелось ему исполнить 24 июня 1945 года? (Он принимал в Москве Парад Победы)

11) Эта медаль давалась со званием «Герой Советского Союза». Ею трижды были награждены маршал авиации А. И. Покрышкин и Маршал Советского Союза С.М. Будённый. Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову эта медаль вручалась четыре раза. А как она называлась? («Золотая Звезда» или «Звезда Победы»)

12) Далеко не всегда наличие современной боевой техники решало исход боя. Многое зависело от военной смекалки. Например, этот прием использовался при взятии Берлина в 1945 году. При этом атакующим солдатам был дан приказ: «Не оборачиваться!». Наступление имело огромный успех, эта гениальная находка, не причиняя врагу вреда, делала его беспомощным. В чем состоял этот хитрый прием? (Мощные прожектора ослепили противника)

13) О его штурме знают не только из курса истории, но и по кинофильмам «Последний штурм» и «Освобождение». Войска 3-й ударной армии натолкнулись на бешеное сопротивление гарнизона численностью более 1 тысячи человек. Но Советская Армия не собиралась уступать и 2 мая окружила и захватила это здание. Если вы поняли, что это за здание, назовите тех, кто водрузил Знамя Победы над его главным куполом. (Сержант М.А. Егоров и мл. сержант М. В. Кантария)

Смекалка - лучший друг

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали в царство смекалки. Вам хорошо известно, что противника можно победить не только силой, но и умом, смекалкой, а также логическим мышлением».

В течение 7 минут ребята отвечают на вопросы. После выполнения задания руководитель наклеивает на маршрутный лист медаль «За смекалку».

Вопросы:

1) Электропоезд шел с севера на юг, а ветер дул с юга на север. В какую сторону шел дым от поезда? (У электропоезда дыма нет)

2) Ехал зимой лыжник, на нем сидела муха. С какой скоростью ехала муха? (Зимой мухи не летают)

3) Чем кончаются день и ночь? (Буквой «ъ»)

4) Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (Запасное)

5) Когда автомобиль движется со скоростью поезда? (Когда он находится на платформе поезда)

6) Сколько пальцев на десяти руках? (50)

7) У стола четыре угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов? (5)

8) Днем с ногами, а ночью без ног? (Обувь)

9) Кто ходит сидя? (Шахматист)

10) Какие часы показывают точное время два раза в сутки? (Которые стоят)

11) Кто стоит на часах? (Часовой)

12) Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько потребуется времени, чтобы сварить 3 яйца? (4 минуты)

13) Кто, когда сядет, становится выше ростом? (Собака)

14) Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (Яма)

15) Три туриста прятались под одним зонтиком, и все остались сухими. Как это им удалось? (Они прятались от солнца)

22 июня 1941 года разделило историю. Мы говорим: «Это было до войны», и не надо пояснять, до какой именно. Великая Отечественная шла четыре года и закончилась нашей победой. Её фундамент заложили в самый первый день бойцы, которые встретили врага на первом рубеже. Герои, от которых не осталось даже имён.

"От героев былых времен не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой, стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь нам завещан и одним.
Мы в груди храним."

Пока я жив - я помню. Пока мы помним - они живы.
Вечная им память.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.


Нам судьба иное начертала
Нам не призывному нам не выпускному
Воинству окрестного квартала

Сирые метели след позамели
Все календари пооблетели
Годы нашей жизни как составы пролетели
Как же мы давно осиротели


Разве это выразить словами
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами

Вспомним их сегодня всех до одного
Вымостивших страшную дорогу
Скоро кроме нас уже не будет никого
Кто вместе с ними слушал первую тревогу

И когда над ними грянул смертный гром
Струнами районного оркестра

Чтоб хотя бы музыка воскресла

Вспомните ребята вспомните ребята
Это только мы видали с вами
Как они шагали от военкомата
С бритыми навечно головами

И когда над ними грянул смертный гром
Струнами районного оркестра
Мы глотали звуки ярости и муки
Чтоб хотя бы музыка воскресла

Вспомните ребята вспомните ребята
Это только мы видали с вами
Как они шагали от военкомата
С бритыми навечно головами

Кино идет –
Воюет взвод.
Далёкий год
На плёнке старой.
Нелёгкий путь –
Ещё чуть-чуть
И догорят
Войны пожары.

Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Её согреем!

Припев:
И всё о той весне
Увидел я во сне.
Пришёл рассвет
И миру улыбнулся, –
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
домой вернулся!..

В лихом бою,
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых –
И рядовых,
И офицеров.

Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далёких лет.
В свою страну
Я буду верить!

Припев.
































































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Введение

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного студента. Компьютер вписывается в жизнь колледжа и является эффективным техническим средством. Новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса студентов.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Студентов привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. В группе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой студенты стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы со студентами – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие студентов вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании молодых людей.

Мероприятие проводится с применением презентации Microsoft Power Point и Notebook. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.

В истории любого государства и народа есть исторические события величайшего национального значения, которые, как легенда, переходят в памяти народа от поколения к поколению на века, сохраняя при этом свое величие и национальную гордость.

Таким всемирно-историческим событием для нашего государства и народов, населяющих нашу Родину, является победа над фашистской Германией, 67 годовщина которой будет отмечаться 9 мая 2012 года. С каждым годом все меньше остается живых свидетелей тех событий и важно сохранить память о героях боев и тружениках тыла в сердцах молодого поколения.

Через живое слово ветерана, стихи и песни военных лет молодежь приобщается к великим историческим традициям нашего народа.

Во внеклассной работе по истории заложены широкие возможности формирования интереса к предмету, развития познавательной деятельности, расширения кругозора студентов.

Разработка может оказать определенную помощь преподавателям в проведении внеклассной работы по истории.

Цели:

  • Обучающая: закрепить, совершенствовать, углубить знания по истории Великой Отечественной войны, побуждать студентов к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора
  • Развивающая: развивать память, быстроту реакции, умение работать в команде
  • Воспитательные: содействовать формированию у студентов уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, воспитание у молодежи чувства патриотизма и любви к Родине; формировать активную жизненную позицию; положительное отношение к знаниям

Оснащение мероприятия: Компьютер; проектор; доска и мел (для турнирной таблицы); комплекты приложений для жюри; вывески (командные); интерактивная доска; Музыкальное сопровождение (фонограммы песен, посвященных Великой Отечественной войне).

Подготовительная работа:

  • Разработка сценария;
  • Подготовка презентаций для сопровождения игры;
  • Проведение отборочных туров в группах для определения состава участников.

Дата проведения:

Место проведения: кабинет №19

Группы профессий:

30.3 Оператор по обработке перевозочных документов

30.4 Помощник машиниста локомотива

306 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

Эпиграф на доске:

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
(Т.Г. Шевченко)

Ход мероприятия

Вечер начинается словами ведущего и показом презентации на экране.

Фрагмент песни «Священная война».

Ведущая 1: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущая 2: Здравствуйте, участники сегодняшнего мероприятия. Наша викторина посвящается памяти событий Великой Отечественной войны.

Ведущая 1: Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.

Ведущая 2: К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, 67 годовщину которой мы сегодня отмечаем.

Ведущая 1: Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.

Чтец:

Никогда не сотрутся даты
Этих подвигов боевых.
В вечном отдыхе спят солдаты –
Горе тем, кто разбудит их.

Ведущая 2: Эта жестокая война круто изменила жизнь людей, живущих в Советском Союзе. На фронт ушло огромное количество мужского трудоспособного населения страны.

Ведущая 1: За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком защитники страны прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.

Ведущая 2: Мы собрались сегодня, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры, а участниками ее будут все присутствующие.

Ведущая 1: Позвольте ознакомить Вас с правилами нашей познавательной игры – викторины.

Она будет проходить в несколько туров:

I тур ЗНАКОМСТВО

II тур РАЗМИНКА ДЛЯ УМА

III тур МЫ ЭРУДИТЫ В ИСТОРИИ ВОВ

IV тур УГАДАЙ-КА (Музыкальный конкурс)

V тур ПОГОНЯ ЗА ЛИДЕРОМ (Блиц – турнир)

Ведущая 2: Но прежде всего правила общения во время викторины

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ НА ВИКТОРИНЕ:

  1. С уважением относимся друг к другу
  2. Любое мнение заслуживает внимания
  3. Пока один говорит, все его слушают
  4. О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки

Ведущая 1: Представляем жюри:

  • Преподаватель истории;
  • Методист;
  • Студент 2-го курса.

Жюри получает судейские листы

Судейский лист

№ тура Название тура 1 команда 2 команда
I Знакомство
II Разминка для ума
III Мы эрудиты в истории ВОВ
IV Угадай-ка
V Погоня за лидером
ИТОГО

I ТУР – Знакомство с командами.

(Оценочная система – 5 баллов)

  • 1 команда – (например, «Юность», девиз: В памяти нашей бронзой отлито, Никто не забыт, ничто не забыто…)
  • 2 команда – (например, «Дружба», девиз: Клянемся павшим героям: То, что отцы не доделали – мы доделаем. То, что отцы не допели – мы допоем.)

(Название команды : «Товарищ»

девиз:

Когда мы едины –
Мы непобедимы!

название команды : «Стрельцы»

девиз:

Стой за себя,
защищай других
И держи стрелу наготове.

Каждая команда проговаривает свое название, девиз имеет эмблему.

II. ТУР – Разминка для ума.

Чтец:

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…

Ведущая 1: “Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года: …Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолётов наши города – Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и некоторые другие.

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В своё время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит”.

Ведущая 2: Одновременно командам будут заданы вопросы о том, как начиналась война (Приложение 1). Если у команды есть ответ – вы поднимаете сигнальную карточку. Если ответ – правильный, вы получаете 3 балла. За каждое дополнение – 1 балл.

Ведущая 1: Первый вопрос: Назовите названия планов фашистской Германии перед наступлением на СССР.

Ведущая 2: Вопрос второй: Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий. Как назывались эти группы?

Ведущая 1: Вопрос третий: Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Север».

Ведущая 2: Вопрос четвёртый: Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Центр».

Ведущая 1: Вопрос пятый: Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Юг».

Ведущая 2: Первыми приняли на себя удар фашистского нашествия советские пограничники. Они оказали врагу героическое сопротивление. Шестой вопрос: Назовите первые приграничные сражения.

Чтец:

О крепости Брестской я слышал рассказ,
Легенду, прекрасней старинных…
В той крепости, вражьей ордой окружен,
Границу страны защищая,
Пожертвовал жизнью своей гарнизон,
Захватчикам путь преграждая…

Ведущая 1: Вопрос седьмой: Назовите начало Смоленского сражения.

Ведущая 2: Вопрос восьмой: Какой вид вооружения использовали советские войска в этом сражении впервые?

Ведущая 1: Вопрос девятый: Когда началась блокада Ленинграда?

Ведущая 2: В конце августа 1941 года к Ленинграду подошли еще не знавшие поражений лучшие части вермахта. Мир затаил дыхание. Ленинградцам силой своего духа, ненавистью к захватчикам, беспримерным героизмом удалось остановить врага у стен города.

8 сентября гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она.

Чтец:

Над Ленинградом – смертельная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Свистят снаряды, свирепеет стужа…
– Товарищи, мы в огненном кольце…

Ведущая 1: Вопрос десятый: Сколько грамм составлял паёк в блокадном Ленинграде?

Чтец:

Враг силой не мог нас осилить –
Нас голодом хочет он взять.
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Такого вовеки не будет
На невском святом берегу,
Рабочие русские люди
Умрут, не сдадутся врагу!

Ведущая 2: Вопрос одиннадцатый: Какой город оборонялся в течение 250 дней?

Ведущая 1: Вопрос двенадцатый: Назовите дату – начало битвы за Москву.

Чтец:

И вот опять истории страница
Покрыта кровью подмосковных битв.
Тремя путями враг к Москве стремится,
Путем единым будет он отбит.

В дни защиты столицы была написана “Песня защитников Москвы” (сл. А.А. Суркова, муз. Б.А. Мокроусова ). Непоколебимая уверенность в победе звучала в ней.

Ведущая 1: Вопрос четырнадцатый: Назовите фамилию командира дивизии, оборонявшей Москву в районе Волоколамского шоссе?

Чтец:

Война… Жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.
Все громче злобный вой ветров,
На взрывы дни похожи,
А сводки Совинформбюро
Тревожней все и строже.

Ведущая 2: Вопрос пятнадцатый: Кому принадлежат слова: «Велика Россия! А отступать некуда, позади Москва?»

Ведущая 1: Второй тур закончен. Жюри подводят итоги.

III ТУР – Мы эрудиты в истории Великой Отечественной войны (5 из 25) .

Ведущая 1: Мы должны знать историю своего народа, иначе нельзя по-настоящему научиться любить свою Родину.

Чтец:

Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не быть!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало своё берёт.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черёд!
Нет краше, страна родная,
Счастья – тебе служить.
Идём мы, смерть, презирая,
Не умирать, а жить!

Ведущая 2: Перед вами на табло 25 разноцветных ячеек: вопросы серого цвета – простые вопросы (за правильный ответ вы получаете 1 балл); вопросы жёлтого цвета – вопросы с четырьмя вариантами ответа (за правильный ответ вы получаете 2 балла); вопросы синего цвета – вопросы на соответствие (за правильный ответ вы получаете 3 балла); вопросы красного цвета – вопросы о героях – омичах – по полному рассказу о герое вы должны назвать его (за правильный ответ вы получаете 4 балла).

Ещё напомню, что у каждой команды есть возможность ответить на 5 вопросов. На обдумывание – 10 секунд. Сосредоточьтесь! (Приложение 2)

Ведущая 1: Третий тур закончен. Жюри подводят итоги.

IV ТУР – «Угадай-ка» (музыкальный конкурс).

Чтец:

На войне – в пути, в теплушке,
В тесноте любой избушки,
В блиндаже иль погребушке, –
Там, где случай приведет, –
Лучше нет, как без хлопот,
Без перины, без подушки,
Примостясь кой-как друг к дружке,
Отдохнуть... Минут шестьсот.

Ведущая 1: Командам предлагается выбрать 3 фонограммы из 12. За каждую правильно угаданную песню команда получает 3 балла (Приложение 3).

Ведущая 2: Четвёртый тур закончен. Жюри подводят итоги.

V ТУР – «Погоня за лидером» (блиц-турнир).

Ведущая 2: В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы.

Чтец:

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад.
Отстаивая право на свободу,
К Победе шел, Россия, твой солдат.

И не сломила сердце, не сгубила,
И душу не растлила им война
Видать, нечеловеческая сила ему,
Солдату русскому, дана!

Ведущая 1: Командам по очереди предлагается ответить на 15 вопросов (Приложение 4). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Ведущая 2: Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбить. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.

Чтец:

В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!

Ведущая 2: Вот закончен и пятый тур. Жюри подводят итоги.

Ведущая 1 (Подведение итогов, награждение): Слово членам жюри. Каждая команда получает диплом I или II степени в зависимости от результатов.

Ведущая 2: Закончена викторина и путешествие в мир истории. Мы поздравляем победителей. Игра закончена, но процесс познания продолжается, так как вам еще многое предстоит узнать, дорогие ребята. Удачи, успехов Вам на дороге знаний.