Практическая работа получение этилена. Конспект урока на тему "получение этилена и опыты с ним"
Практическая работа №2
Получение этилена и изучение его свойств
Цель работы: экспериментальным путем получить этилен, провести качественные реакции, доказывающие непредельный характер этилена; совершенствовать умение получить газообразные вещества.
Оборудование и реактивы: металлический штатив, лабораторный штатив с пробирками, спиртовка, спички, пробка с газоотводной трубкой, фарфоровая чашка, тигельные щипцы, смесь этанола и концентрированной серной кислоты, растворы перманганата калия, бромная вода, чистый песок или кусочки пористой керамики.
Экспериментальная задача I. Уровень I
Получение этилена.
Исполнитель |
Экспериментальная задача I |
Комментатор |
Этилен получаем нагреванием смеси этилового спирта C 2 H 5 OH и серной кислоты H 2 SO 4 . |
||
Для этого в пробирку наливаем 1 мл спирта и 3 мл концентрированной серной кислоты. |
||
ТБ: Добавлять следует именно кислоту к спирту, а не наоборот, при этом кислоту нужно приливать постепенно, перемешивая смесь в пробирке. |
||
Добавляем в пробирку 1-2 шпателя чистого песка или кусочек пористой керамики для равномерного кипения смеси. |
||
Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой. |
||
Закрепляем пробирку наклонно в лапке держателя на штативе, как это показано на рис., и осторожно нагреваем. |
||
Сразу же приступаем к исследованию свойств выделяющегося газа! (экспериментальная задача II, III). |
||
Экспериментальная задача I. Уровень II
Получение этилена.
Экспериментальная задача I. Уровень III
Получение этилена
Для опыта собираем прибор для получения газов, в соответствии с рисунком.
Этилен получаем нагреванием смеси _________ и _________________.
Для этого в пробирку наливаем 1 мл ________ и 3 мл концентрированной ______________ .
Добавляем в пробирку 1-2 шпателя чистого песка или кусочек пористой керамики для _____________________.
Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
Закрепляем пробирку наклонно в лапке держателя на штативе, как это показано на рис., и осторожно нагреваем.
Сразу же приступаем к исследованию свойств выделяющегося газа! (экспериментальная задача II, III).
Экспериментальная задача I. Уровень IV
Получите этилен из этилового спирта и серной кислоты, пользуясь рисунком.
Экспериментальная задача II. Уровень I
Свойства этилена.
В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия KMnO4 и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта).
Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия KMnO 4 .
Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание раствора перманганата калия KMnO 4 .
Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия KMnO 4 .
Тема: Получение этилена и изучение его свойств |
||
Исполнитель |
Экспериментальная задача II |
Комментатор |
В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия KMnO4 и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта). |
||
Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой. |
||
Пропускаем через неё выделяющийся газ. |
||
Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание бромной воды. |
||
Вывод: этилен взаимодействует с бромной водой. |
||
Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия KMnO4. |
||
Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание раствора перманганата калия KMnO4. |
||
Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия KMnO4. |
||
Растворы оставляем для сравнения. |
||
Экспериментальная задача II. Уровень II
Свойства этилена.
Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой.
Пропускаем через неё выделяющийся газ.
Вывод: этилен взаимодействует с бромной водой.
Наблюдаем по мере пропускания газа ______________ раствора перманганата калия KMnO4 .
Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия.
Растворы оставляем для сравнения.
Экспериментальная задача II. Уровень III
Свойства этилена.
В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта).
Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой.
Пропускаем через неё выделяющийся газ.
Наблюдаем по мере пропускания газа ____________ бромной воды.
Вывод: этилен взаимодействует с ______________.
Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия.
Наблюдаем по мере пропускания газа ______________ раствора перманганата калия.
Вывод: этилен взаимодействует с раствором __________________.
Растворы оставляем для сравнения.
Экспериментальная задача II. Уровень IV
Осуществите взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.
Экспериментальная задача III. Уровень I
Делаем вывод: цвет пламени более светлый в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными.
Наблюдаем образование чёрного пятна сажи, появление которой можно объяснить большим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением:
Н 2 С=СН 2 + О 2 -> СО 2 + С + Н 2 О + CO
Тема: Получение этилена и изучение его свойств |
||
Исполнитель |
Экспериментальная задача III |
Комментатор |
Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх. |
||
Спичками поджигаем выходящий газ. |
||
Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа, который представляет собой смесь пропана и бутана, отличается. |
||
Делаем вывод: цвет пламени более светлый в сравнении с бытовым газом (природного, состоящего на 80% из CH 4), что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными. |
||
Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку, закрепленную в тигельных щипцах. |
||
Наблюдаем образование чёрного пятна сажи, появление которой можно объяснить большим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением: Н 2 С=СН 2 + О 2 -> СО 2 + С + Н2О + СО |
||
Приводим рабочее место в порядок. |
||
Экспериментальная задача III. Уровень II
Изучение свойств пламени этилена.
Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх.
Спичками поджигаем выходящий газ.
Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа (природного, состоящего на 80% из CH 4), который представляет собой смесь пропана и бутана, отличается.
Делаем вывод: цвет пламени _____________ в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными.
Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку, закрепленную в тигельных щипцах.
Наблюдаем образование _________ пятна сажи, появление которой можно объяснить бoльшим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением:
Н 2 С=СН 2 + О 2 -> СО 2 + С + Н 2 О + СО
Экспериментальная задача III. Уровень III
Изучение свойств пламени этилена.
Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх.
Спичками поджигаем выходящий газ.
Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа, который представляет собой смесь пропана и бутана, ______________ .
Делаем вывод: цвет пламени _____________ в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли ___________ в непредельных углеводородах в сравнении с __________________.
Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку.
Наблюдаем образование _________ пятна сажи, появление которой можно объяснить бoльшим содержанием (%) элемента _________ в молекуле этилена и его неполным окислением.
Экспериментальная задача III. Уровень IV
Изучите свойства пламени этилена, используя: 1) в сравнении пламя бытового газа 2) фарфоровую чашку.
Отчетные задания
Вариант 1
Какова роль серной кислоты в реакции получения этилена?
Как опытным путем можно очистить пропан от примеси бутена-1?
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.
Составьте уравнение химической реакции получения этилена.
Вариант 2
Как опытным путем отличить этилен от этана?
Как опытным путем можно очистить бутан от примеси бутена-1?
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.
Составьте уравнение химической реакции взаимодействия этилена с перманганатом калия.
Оформите ход, наблюдения и выводы проводимых опытов в своей тетради.
Вариант 3
Зависят ли свойства алкенов от симметричного строения молекул? Приведите примеры.
Как опытным путем можно очистить бутан от примеси пентена-1?
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.
Составьте уравнение химической реакции взаимодействия этилена с йодной водой.
Оформите ход, наблюдения и выводы проводимых опытов в своей тетради
Практическая работа №1 Получение этилена и изучение его свойств Повторите технику безопасности при выполнении практической работы! (распишитесь в тетради по тб) Цель работы
ДокументРабота № 1 Получение этилена и изучение его свойств Повторите технику безопасности при... реакций. Вывод: При взаимодействии этилена с бромной водой, красно-бурый... содержанием углерода. Задание: Смесь этана и этилена объёмом 0,8 л (н.у.) обесцветила 200 г...
Тематическое планирование уроков химии в 8-11 классах 6
Тематическое планирование1 1 63 Полимеры. 1 1 64 Практическая работа №6. «Получение этилена и изучение его свойств ». 1 1 65 Контрольная работа №3 «Органические вещества...
«Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе». Цель
ДокументЛабораторное занятие №6 «Получение этилена и изучение его свойств » Цель: закрепление знаний о свойствах непредельных углеводородов: способности... Лабораторная работа №8 «Получение и свойства карбоновых кислот» Цель: изучение свойств карбоновых кислот на...
Практическая работа №1 «Получение этилена и изучение его свойств»
Цель работы: получить этилен и изучить его химические свойства.
Реактивы и оборудование : лабораторный штатив, штатив с пробирками, пробка с газоотводной трубкой, видеофильм «Получение этилена», спиртовка, спички, растворы H 2 SO 4 , KMnO 4 , бромная вода.
Ход работы
Опыт 1. Получение этилена
В пробирку с 2 мл этанола C 2 H 5 OH добавьте 6 мл концентрированной серной кислоты H 2 SO 4 . Всыпьте в пробирку 1 ложку прокаленного песка, закройте пробкой с газоотводной трубкой, закрепите в штативе и начните нагревать.
Отметьте изменения в пробирке с реакционной смесью. Запишите уравнение реакции получение этилена, используя сокращенные структурные формулы. Сделайте вывод, из каких веществ можно получить этилен в лаборатории.
Опыт 2. Взаимодействие с бромом
Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с 2 мл бромной воды (раствор брома Br 2 в воде).
Как изменился цвет бромной воды? Запишите уравнение реакции, используя сокращенные структурные формулы. Сделайте вывод, имеется ли в молекуле этилена двойная связь.
Опыт 3. Взаимодействие с перманганатом калия
Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с 2 мл раствора перманганата калия KMnO 4 .
Как изменился цвет раствора перманганата калия? Запишите уравнение реакции, используя сокращенные структурные формулы. Сделайте вывод, имеется ли в молекуле этилена кратная связь.
Опыт 4. Горение этилена
Подожгите выделяющийся газ.
Каким цветом горит этилен? Запишите уравнение реакции, используя эмпирические формулы. Сделайте вывод, какие вещества образуются в результате сгорания алкенов.
Оформление работы
По результатам эксперимента заполните таблицу:
Запишите общий вывод по практической работе.
Вывод: этилен в лаборатории можно получить взаимодействием ___________; этилен относится к __________ углеводородам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств»
Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств"Инструкция к практической работе, форма оформления отчета, дополнительные задания к теме....
Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств».
При проведении практической работы должны показать умения Ø составлять технологическую карту;Ø применять теоретические знания о свойствах и лабораторном способе получения аммиака, при...
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить способы получения и свойства непредельных углеводородов на примере этилена (этена).
РАБОЧЕЕ ЗАДАНИЕ:
получить этилен;
провести качественные реакции на непредельные углеводороды и реакцию горения этилена;
получить и выделить из реакционной смеси 1,2-дибромэтан.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
К непредельным относят углеводороды, содержащие в молекулах кратные связи между атомами углерода. Непредельными являютсяалкены, алкины, алкадиены (полиены). Непредельнымхарактером обладают также циклические углеводороды, содержащие двойную связь в цикле (циклоалкены), а также циклоалканы с небольшим числом атомов углерода в цикле (три или четыре атома). Свойство «непредельности» связано со способностью этих веществ вступать в реакции присоединения, прежде всего водорода, с образованием предельных, или насыщенных, углеводородов - алканов.
Алкены (этиленовые углеводороды, олефины) – непредельные углеводороды, в молекулах которых между атомами углерода имеется одна двойная связь. Общая формула алкенов C n H 2 n .
Химические свойства этилена (этена) и его гомологов в основном определяются наличием в их молекулах двойной связи. Для них характерны реакции присоединения, окисления и полимеризации. Большинство реакций протекают по механизму электрофильного присоединения (реакции, протекающие под действием электрофилов – частиц, имеющих недостаток электронной плотности, например незаполненную орбиталь).
1. Гидрирование алкенов . Алкены способны присоединять водород в присутствии катализаторов гидрирования – металлов – платины, палладия, никеля:
бутен бутан
2. Галогенирование (присоединение галогенов) . Взаимодействие алкена с бромной водой или раствором брома в органическом растворителе (ССl 4) приводит к быстрому обесцвечиванию этих растворов в результате присоединения молекулы галогена к алкену и образованию дигалогеноалканов:
этен 1,2-дибромэтан
3. Гидрогалогенирование (присоединение галогеноводорода).
пропен 2-бромпропан
Эта реакция подчиняется правилу Марковникова: при присоединении галогеноводорода к алкену водород присоединяется к более гидрированному атому углерода, т. е. атому, при котором находится больше атомов водорода, а галоген - к менее гидрированному.
4. Гидратация (присоединение воды) . Гидратация алкенов приводит к образованию спиртов. Например, присоединение воды к этену лежит в основе одного из промышленных способов получения этилового спирта:
5. Полимеризация. Особым случаем присоединения является реакция полимеризации алкенов:
этен полиэлитен
Эта реакция присоединения протекает по свободнорадикальному механизму.
6.Окисление. Как и любые органические соединения, алкены горят в кислороде с образованием СО 2 и Н 2 О:
В общем виде:
В отличие от алканов, которые устойчивы к окислению в растворах, алкены легко окисляются под действием водных растворов перманганата калия. В нейтральных или слабощелочных растворах происходит окисление алкенов до диолов (двухатомных спиртов), причем гидроксильные группы присоединяются к тем атомам, между которыми до окисления существовала двойная связь.
Этилен и его гомологи легко окисляются, например кислородом перманганата калия; при этом раствор последнего обесцвечивается:
этиленгликоль
Промышленные способы синтеза алкенов основаны на реакциях дегидрирования соответствующих алканов. Так этилен на производстве получают из природного газа и при процессах крекинга и пиролиза нефти.
Лабораторный способ получения этилена – дегидратация этилового спирта под действием серной или фосфорной кислот при нагревании:
для опыта №1 - металлический штатив с лапкой, три пробирки, газоотводная трубка с пробкой, горелка (спиртовка), спички; оксид алюминия (Al 2 O 3) или маленький кусочек пемзы, концентрированная серная кислота, этиловый спирт, бромная вода Br 2 (на 50 мл воды 2 капли брома), раствор перманганата калия KMnO 4 (0,005%, подкисленный);
для опыта №2 - прибор для получения этилена, лабораторный штатив, спиртовка (горелка), делительная воронка, штатив с пробирками, стакан с подсоленной холодной водой, промытый и прокаленный речной песок, вата, спички; этанол, серная кислота (ρ = 1,84 г/см 3), насыщенный раствор брома в этаноле С 2 Н 5 ОН, бромид калия кристаллический, раствор щелочи (10%-ный).
ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, РЕАКТИВЫ:
ХОД РАБОТЫ
Опыт №1. Получение и свойства этилена (этена)
В пробирку (рис. 6) поместите 2 мл концентрированной серной кислоты, 1 мл этилового спирта (лучше, если используется смесь, приготовленная учителем заранее) и несколько крупинок оксида алюминия (А1 2 О 3) или маленький кусочек пемзы для равномерного кипения смеси при нагревании, чтобы избежать толчков жидкости при кипении.
Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагрейте пробирку в пламени горелки. Выделяющийся газ пропустите в отдельные пробирки с бромной водой и раствором перманганата калия. Убедитесь в том, что бромная вода и раствор перманганата калия быстро обесцвечиваются. Продолжая нагревать пробирку, поверните газоотводную трубку концом вверх и подожгите газ у конца газоотводной трубки. Отметьте цвет пламени. (Этен горит светящимся пламенем.)
Рис. 6. Получение этена
Опыт №2. Получение и выделение дибромэтана из реакционной смеси
Соберите прибор для получения этилена (рис. 7). Приготовьте реакционную смесь: к 1,5 мл этанола прилейте 4 мл серной кислоты и в полученную смесь присыпьте немного песка (для чего?).
Рис. 7. Прибор для получения этилена и 1,2-дибромэтана
Примечание. Для экономии времени смесь этанола с серной кислотой можно приготовить до начала работы.
В предыдущем опыте при обесцвечивании этиленом бромной воды продуктом реакции был 1,2-дибромэтан, но из-за малой концентрации брома в воде его получилось очень мало, для получения его в большем количестве необходимо использовать раствор брома в этаноле, в котором он растворяется значительно лучше, чем в воде.
Прилейте в сухую пробирку около 2 мл спиртового раствора брома. Добавьте в этот раствор несколько кристаллов бромида или хлорида калия, выполняющих роль катализатора.
Получите этилен и пропустите его через спиртовой раствор брома до полного обесцвечивания последнего.
Примечание. Непрореагировавшие пары брома нейтрализуют 10%-ным раствором щелочи.
По окончании реакции в растворе брома в пробирке образуется 1,2-дибромэтан, который становится хорошо видимым, если его спиртовой раствор перелить в пробирку, на 2/3 наполненную подсоленной холодной водой. Продукт реакции оседает на дне в виде маслянистых капель. (Плотность 1,2-дибромэтана 2,18 г/см 3 , температура кипения 131 °С.)
Выделите полученный 1,2-дибромэтан при помощи делительной воронки и сдайте его учителю или лаборанту.
Опыты проводить под тягой! Необходимо соблюдать осторожность при работе с бромной водой, т.к. это вещество относится к ядовитым и раздражающим веществам. Необходимо помнить, что получаемый этен (этилен) является чрезвычайно легко воспламеняющимся веществом. Соблюдать осторожность при работе с концентрированной серной кислотой.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Чем отличаются реакции горения этена и этана?
2. Приведите примеры реакций, с помощью которых можно различить предельные и непредельные углеводороды.
2. Как получают этен в лаборатории и промышленности? Напишите уравнения реакции.
3. Почему этен обесцвечивает растворы бромной воды и перманганата калия? Напишите уравнения соответствующих реакций.
4. Расшифруйте следующую цепочку превращений. Назовите соединения А, Б, В:
5. Решите задачу: смесь этана и этена объемом 5,6 л (н.у.) обесцвечивает раствор бромной воды массой 1000 г с массовой долей брома 3,2%. Определите массовую долю (в процентах) этена в исходной смеси. Ответ: 79%.
Цель работы, рабочее задание
Материалы, оборудование, реактивы
Химические реакции, подтверждающие опыты
Ответы на контрольные вопросы
СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА
Химия – экспериментальная наука, поэтому всегда с большим вниманием, интересом, любознательностью ученики относятся к любому виду эксперимента используемого на уроке, тем более – если это практическая работа. В своей методике, я очень часто применяю проведение и показ демонстрационных экспериментов непосредственно учащимися.
Данный урок разработан для 10 класса информационно-технологического профиля (1 час).
Образовательные цели:
- закрепление, применение и оценивание знаний учащихся о лабораторном способе получения алкенов;
- создание условий для формирования и развития экспериментальных умений учащихся;
- формирование целостной системы знаний.
Воспитательные цели:
- формирование коммуникативных и информационных компетенций школьников через организацию работы в группе;
- воспитывать ответственность при работе в коллективе, исполнительность;
- формировать черты социально направленной личности учащихся.
Развивающие цели:
- продолжить формирование основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование);
- способствовать развитию творческого подхода к учению.
Задачи:
- знать лабораторный способ получения этилена, правила по технике безопасности при работе с органическими веществами и концентрированной серной кислотой;
- уметь практически получать этилен и доказывать его свойства (непредельность) характерными реакциями ;
- уметь составлять уравнения реакций , доказывающие свойства этилена, проводить наблюдения, делать выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Тип урока: применение знаний на практике
Форма урока: урок-практикум.
Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.
Форма организации деятельности учащихся : индивидуальная работа и работа в группах.
Основные единицы знаний: лабораторный способ получения этилена; качественные реакции на непредельные углеводороды этиленового ряда.
Методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- применение знаний;
- формирование умений и навыков;
- творческая деятельность;
- инструктивно-практические.
Средства обучения:
- учебник Н.Е.Кузнецова, Титова И.М, Гара Н.Н. Химия: учебник для 10класса ;
- электронное пособие - Виртуальная лаборатория (химия 8-11 класс);
- вопросы для повторения техники безопасности (в программе PowerPoint);
- проектор;
- экран;
- ноутбук;
- карточки-путеводители для 4-х групп, 4 варианта;
- 5 ноутбуков;
- плакат: «Осторожно работайте с химическим оборудованием! Осторожно обращайтесь с концентрированной серной кислотой H 2 SO 4 !»;
- концентрированная серная кислота – H 2 SO 4 ;
- раствор перманганата калия – KMnO 4
- штатив;
- мерный цилиндр;
- пробирки;
- мерная ложка;
- пробиркодержатель;
- спиртовка;
- прокаленный речной песок;
- этиловый спирт – С 2 Н 5 ОН;
- бромная вода Br 2 (aq);
- газоотводная трубка;
- спички;
- крышка от тигля.
Ход урока:
Дома ребята изучали самостоятельно Практическую работу №1 по учебнику с. 102.
На уроке практическую работу учащиеся выполняют индивидуально в электронном пособии (5 человек) используя ноутбуки и экспериментально в группах (4 группы по 4 человека).
Учитель дифференцирует работу ребят – индивидуально и по карточкам-путеводителям - 2,4 работают учащиеся с высоким уровнем обучаемости (третий уровень - показатели, по которым можно судить об уровнях развития учащихся, Р.В.Шиленков и Г.М.Чернобельская выделяют три основных уровня усвоения знаний учащихся), по карточкам-путеводителям 3 – со средним (второй уровень), по карточкам-путеводителям - 1 – с низким (первый уровень).
1. Подготовка к проведению практической работы (организационный этап ).
Приложение 1 MicrosoftPowerPoint .
Вопросы (актуализация знаний ) о правилах техники безопасности при работе с органическими веществами и поведении в кабинете химии (можно использовать электронное пособие - Виртуальная лаборатория (химия 8-11 класс).
Вопрос 1 .
Следует ли конец газоотводной трубки вынимать из пробирки с раствором, например перманганата калия, не прекращая нагревания смеси H 2 SO 4 и С 2 Н 5 ОН?
- нет соблюдать это правило необязательно;
- так делать не следует, т.к. возрастает опасность разрушения пробирки- реактора;
- да, т.к. при охлаждении пробирки- реактора создается разряжение и холодный раствор, попав в горячую пробирку, приведет к ее разрушению;
- да, потому, что смесь в пробирке-реакторе должна остывать постепенно, иначе возможен взрыв.
Вопрос 2.
Для чего в смесь этилового спирта и концентрированной серной кислоты добавляют кипятильные камешки?
- для более равномерного кипения;
- кипятильные камешки предохраняют смесь от перегрева;
- для увеличения объема смеси;
- кипятильные камешки играют роль катализатора.
Вопрос 3.
Как правильно приготовить реакционную смесь (смесь этилового спирта и концентрированной серной кислоты)?
Вопрос 4.
Прокомментируйте изображение «нагревание жидкости в пробирке».
Повторение основных правил техники безопасности.
2. Беседа о ходе проведения работы, с использованием карточек-путеводителей, запись цели работы (проверка домашнего задания, постановка цели ) .
Цель работы: научиться получать этилен в лаборатории и проводить качественные реакции на непредельные углеводороды этиленового ряда.
3. Проведение практической работы (оперирование знаниями, умениями и навыками ) .
4 группы учащихся получили карточку-путеводитель и приступили к выполнению работы.
5 учащихся индивидуально работают с ноутбуками, в электронном пособии - Виртуальная лаборатория (химия 8-11 класс), выполняют работу «Получение этилена», отчёт оформляют в личном журнале.
Каждый ученик тоже имеет карточку – путеводитель, в каждой карточке есть проблемный вопрос или задание, на который необходимо дать развернутый ответ.
Возможен и другой вариант проведения практической работы (при наличии ноутбуков, по совету учащихся): учащиеся работают в группе экспериментально и в электронном пособии, но состав группы не больше 4-х человек.
(Приложение 2 - MicrosoftWord ).
4. Составление и о формление отчёта о выполнении работы в группах (Приложение 3 - MicrosoftWord ).
5. Составление и о формление отчёта о выполнении работы индивидульно в электронном пособии
(Приложение 4 - MicrosoftPowerPoint).
6. Домашнее задание:
- §16
с.100-101 , используя интернет, ресурсы предложите свои лабораторные опыты по получению этилена:
http://www.alhimik.ru/read/grosse11.html
http://www.alhimik.ru/ucheba/apparatus2.html -- Химический кабинет. Оборудование. Приборы и принадлежности для химического эксперимента.
XuMuK.ru!
- Задача. Смесь этана и этилена объёмом 0,8 л (н.у.) обесцветила 200г бромной воды с массовой долей 1,6%. Определите объёмную долю каждого газа в смеси.
Практическая работа закончена, учащиеся в группах сдают тетради для практических работ на проверку, учащиеся, которые выполняли работу самостоятельно, отмечают - Фамилию, Имя, класс, пароль регистрации.
7. Анализ практической работы «Получение этилена и опыты с ним».
Учащиеся профильных классов с данной практической работой справились очень хорошо. Экспериментальная часть работы не вызвала затруднений. Сложность возникла у одной группы, работающей по карточке-путеводителю -2, ребята затруднились ответить на вопрос: почему реакционная смесь почернела.
Изучив рефлексию учащихся, я знаю, что мотивация к изучению дальнейших тем по органической химии повысилась.
Многие ребята в качестве трудности отметили, что боялись самостоятельно поджигать выделяющийся газ или прогревать пробирку с реакционной смесью, т.к. в состав смеси входит концентрированная серная кислота, свойства которой они очень хорошо изучили в 9-ом классе.
Удивило, простое человеческое — СПАСИБО ЗА УРОК!
Самое интересное, для меня, что одна группа ребят предложила провести данную практическую работу как экспериментально, так и в электронном виде, такое предложение мне понравилось и в следующем учебном году последую совету 10-классников.