Правительство области найдет решения экологических проблем сахалина. Ролевая игра "экологические проблемы сахалинской области" с презентацией

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд. Конец XX века характеризовался мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды. Наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает в период XX-XXI веков.

Стремительное развитие всех отраслей промышленности, энергетики, транспорта, увеличение численности населения и урбанизация, химизация всех сфер деятельности человека привели к определенным изменениям окружающей среды, в том числе и неблагоприятным. Воздействие вредных веществ антропогенного происхождения на природную среду становится глобальным.

С каждым годом природные ресурсы все интенсивнее используются для нужд человечества. Это затронуло и остров Сахалин. Проблема рационального использования и охраны природных ресурсов от загрязнения и истощения требует проведения комплекса природоохранных мероприятий и прежде всего наблюдений, оценки и прогнозирования их состояния.

Сахалин - остров у восточного побережья Азии с очень уязвимой эко системой. Крупнейший остров России. Омывается Охотским и Японским морями. От материковой Азии отделён Татарским проливом, от японского острова Хоккайдо - проливом Лаперуза. Длина острова 948 км, ширина 26-160 км, площадь 76,4 тыс. кмІ.

На острове водятся 44 вида млекопитающих, наиболее хорошо известные из которых - это медведь, соболь, выдра, американская норка, северный олень, росомаха, кабарга, представленная здесь особым сахалинским подвидом, енотовидная собака, сивуч и другие.

На Сахалине отмечено 378 видов птиц; 201 из них (53,1%) гнездится на острове.

Основные отрасли промышленности - добыча нефти и природного газа лов и переработка рыбы.

Добыча нефти и газа на континентальных шельфах создало проблему негативного воздействия на окружающую среду и биоресурсы острова. Для стабилизации экосистемы необходимо либо улучшить качество производства, либо найти альтернативный более безопасный путь развития инфраструктуры Сахалина.

Рассчитаны два прогнозных варианта.

1 . Отрицательное влияние на экологию острова. Проект «Сахалин - 2?

Первый, инерционный вариант, будет нести в себе в основном тенденции трёх направлений (сырьевой консервативный, сырьевой либеральный, патерналистский). То есть параметры его будут взвешены по их ожидаемому удельному весу в ВРП Сахалинской области и испытывать максимальное влияние иностранных компаний («Сахалин-1», «Сахалин-2»), которые уже вложили десятки млрд. дол. США в развитие нефтегазового комплекса области.

Проект «Сахалин-2? - гигантский проект на острове с очень уязвимой экосистемой.

В 2006 году общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» подготовила обзор выявленных нарушений природоохранного законодательства со стороны Sakhalin Energy. Среди них были названы незаконная вырубка леса в ходе неразрешенной перетрассировки трубопровода; незаконное размещение очистных сооружений в водоохранной зоне реки Вал; завоз на остров несколько тысяч тонн опасного ядохимиката - этиленгликоля без разрешения властей на его применение, в том числе в водоохранных зонах; контрабандный завоз в Россию (на Сахалин) приборов с высоким уровнем радиации; плановый сброс более 500 000 м 3 сточных вод на путях миграции лососевых рыб в залив Анива; многочисленные нарушения медицинских, санитарно-гигиенических норм и требований, охраны труда, выявленные комплексной проверкой федеральных и областных государственных надзорных органов. По мнению экологов, освоение нефтегазовых месторождений на шельфе северо-восточного Сахалина, в первую очередь, проекты «Сахалин-1? и «Сахалин-2?, создает угрозу существованию охотско-корейской популяции серых китов.

Популяция отнесена к категории 1 Красной книги Российской Федерации, ей присвоен статус находящейся под угрозой исчезновения. Проведенные сахалинскими учеными исследования сейсмического режима в северной части острова Сахалин и прилегающего шельфа за 1930-2009 годы показали, что вблизи Пильтун-Астохского нефтегазоконденсатного месторождения было обнаружено резкое изменение режима, выраженное в активизации сейсмичности начиная с 2005 года. По словам директора Института морской геологии и геофизики (ИМГиГ) ДВО РАН Бориса Левина, «собранные факты, по всей видимости, указывают на возникновение эффекта наведенной сейсмичности, обусловленного, по-видимому, разработкой месторождения».

Понимая необходимость развития нефтедобычи на Сахалине, которая ведет к созданию инфраструктуры острова, получению рабочих мест, развитию экономики, увеличению доходной части бюджета, необходимо учесть, что, развивая одну отрасль промышленности, можно погубить другую. Рыба, краб и другие морепродукты - это то, чем живет сейчас большая часть сахалинцев и жители всего побережья Охотского моря, и воздействие на морские биоресурсы и морскую среду отразится и на людях тоже. Не нужно забывать также, что рыба - это ресурс возобновимый, она есть у нас сейчас, и будет через 100 и через 200 лет, а нефть и газ иссякнут через несколько десятков лет.

Нормальное сосуществование рыбной и нефтяной отраслей возможно только при разумном подходе, с соблюдением строгих природоохранных норм и правил при добыче и разработке нефти, и все наши усилия направлены лишь на то, чтобы эти нормы и правила применялись нефтяными компаниями в действительности.

2 . Альтернативный путь развития

Необходимость разработки эффективной промышленной политики стала актуальной особенно в последние годы. Благоприятная рыночная конъюнктура, профицит государственного бюджета, положительное сальдо внешнего торгового оборота формируются на фоне усиления сырьевой специализации российской экономики. Поэтому необходима промышленная политика, обеспечивающая прогрессивные изменения в структуре экономики: развитие перерабатывающего сектора, повышение инновационности и конкурентоспособности национального хозяйства.

Дальний Восток является наиболее проблемной территорией с точки зрения сочетания наличного потенциала, реальных возможностей и стратегических целей. Поэтому промышленная политика здесь особенно необходима.

Предпосылкой возникновения стратегического планирования территориальным развитием являлось программно-целевое управление (ПЦУ). Обобщение зарубежной практики его развития в США, Канаде, Франции, ФРГ, Японии позволило сделать вывод о том, что применение этого метода было эффективным средством для стимулирования развития проблемных территорий. Итогом стала система «планов» разного уровня, позволяющая охватить всю территорию страны. Этапы развития ПЦУ характеризуются вектором движения от простых (единичных) территориальных объектов (город, провинция) к сложным многоотраслевым и межрегиональным системам (регион, страна). В России программно-целевое управление используется при разработке федеральных целевых, ведомственных программ развития, отраслевых стратегий.

Но использование программно-целевого подхода не в полной мере отвечает современной концепции управления социохозяйственными системами. В этих условиях находят своё применение стратегические планы долгосрочного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Большинство их методологически «настроены» на решение местных задач, использование локальных социальных ресурсов, учет своих экономических интересов и административных ресурсов. В этом случае укрепляется целостность экономики локальной социохозяйственной системы. Но проявляются и недостатки.

Экономика любой социохозяйственной системы находится под огромным влиянием потребностей, факторов и условий внешнего по отношению к ней порядка. В этой связи её стратегия не может строиться на основе только своих собственных условий и факторов развития. Это требует приведения (согласования) стратегии развития экономики города, района к одному знаменателю со стратегией развития экономики субъекта Российской Федерации, региона, его отраслевых комплексов. Ещё более важно разрабатывать стратегии развития конкретной социохозяйственной системы с учётом геостратегических интересов страны.

Консервативный вариант сырьевого сценария развития Сахалинской области может иметь реальные перспективы при сохранении высоких мировых цен на энергоносители. Опора на собственные силы не исключает привлечения иностранных инвестиций при сдерживании открытия внутреннего рынка. Поэтому преобладать будет отечественный капитал. Сохранится модель экспортно-сырьевой специализации при усиливающейся дифференциации в развитии муниципальных образований. Это определяет и траекторию развития Сахалина

Второй рассчитанный вариант - оптимистический, являющийся моделью желательного развития Сахалинской области. Он сформирован на основе гипотезы о начале реализации инновационного сценария с 2010 г. и последующем увеличении роли инновационного сектора экономики с 10 до 30% в 2020 г. Однако этот вариант будет находиться под сильным влиянием инерционного. В 2010 г. в режиме инерционного развития будут трудиться не менее 90,0%, в 2015 г. - 80,0%, в 2020 г. - 70,0% работающих. Эти значения положены в основу расчетов основных показателей оптимистического варианта.

Вывод

промышленный экология окружающий остров

По уровню богатства и разнообразия природных ресурсов, остров Сахалин, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди Российских регионов. Основными природными ресурсами острова являются промысловые водные организмы, углеводороды, уголь и лес. Доля остальных природных ресурсов (торф, сельскохозяйственные угодья, металлы, строительные материалы и пр.) составляет незначительную часть в сырьевом балансе Сахалинской области.

В современной социально-экономической ситуации, запасы природных ресурсов, расположенные непосредственно на территории Сахалинской области (уголь, нефть, газ, лес), не могут обеспечить динамичного развития экономики острова. Береговые месторождения нефти и газа находятся на заключительной стадии эксплуатации. Добыча и переработка угля экономически малоэффективна и может служить только для удовлетворения локальных потребностей отдельных районов. Увеличение лесосеки приведет к необратимым потерям лесных угодий.

Наиболее перспективные для освоения невозобновляемые ресурсы (нефть и газ) расположены на шельфе Охотского моря, прилегающем к северо-восточному побережью острова Сахалин. Разведанные запасы нефти и газа на шельфе Сахалина имеют тенденцию к резкому (в разы) росту. Относительный прирост освоения запасов морских промысловых объектов, сосредоточенных в данном районе, возможен в гораздо меньшем объеме.

Анализируя положение в нефтяной отрасли Сахалина, можно сделать следующие выводы:

катастрофический разлив нефти может случиться даже из-за относительно незначительной ошибки;

с обширными разливами справиться очень трудно;

нефть невозможно полностью собрать с берегов и поверхности воды;

экологический ущерб может быть колоссальным и долгосрочным.

Связи с этим стоит рассмотреть альтернативные варианты и выбрать из них всё необходимое для полноценного и экологического развития самого большого острова в России - Сахалина

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая характеристика экологической обстановки в Волгограде, негативное воздействие на нее отраслей промышленности региона. Виды выбросов ОАО "ВгАЗ", их влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения. Перспективы развития экологической службы.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2009

    Определение влияния окружающей среды на здоровье человека. Обобщение антропогенных факторов, влияющих на экологию окружающей среды. Основные экологические проблемы исследуемого района. Влияние на здоровье людей железной и шоссейной дороги, транспорта.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2012

    Негативное влияние развития городов на экологию и окружающую среду. Урбоэкология как прикладная наука, изучающая экологические проблемы городов и формирует оптимальные пути их решения. Шумовое загрязнение и его отрицательное влияние на здоровье населения.

    реферат , добавлен 06.06.2012

    Что такое экология. Почему ухудшается экологическое состояние окружающей среды. Главные экологические проблемы современности. Основные экологические проблемы области. Как решать экологические проблемы и предотвратить загрязнение окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2014

    Отрицательное воздействие предприятий рыбной промышленности на объекты окружающей среды. Требования, предъявляемые к территории рыбоперерабатывающих предприятий. Проблемы утилизации отходов промышленности Камчатского края и мероприятия по их устранению.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Экологически опасные отрасли промышленности, оказывающие интенсивное воздействие на природную среду. Экологические проблемы региона. Содержание государственной программы по сохранению окружающей среды, обеспечению экологической безопасности населения.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2013

    Загрязнение окружающей среды, его основные источники и оценка негативных последствий, понятие и критерии определение предельно допустимой концентрации. Рост народонаселения на планете как глобальная проблема. Перспективы дальнейшего развития цивилизации.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2013

    Экономический подъем, развитие транспортной и промышленной инфраструктуры в Омской области и неотложные задачи охраны окружающей среды. Особенности территории, природно-климатические условия, экологические проблемы рек области и пути их решения.

    реферат , добавлен 05.12.2010

    Характеристика предприятий сферы туризма города. Влияние деятельности порта и припортового завода на экологию. Мероприятия по уменьшению экологических рисков, связанных с выбросом аммиака. Стратегии управления экологической безопасностью региона.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2014

    Экологические аспекты совокупного действия на людей негативных и позитивных факторов окружающей среды. Оценка медико-экологического риска и медико-экологической ёмкости ландшафтов. Анализ глобальных изменений некоторых экологически зависимых заболеваний.

Раздел1. Состояние воды, воздуха, земли, почвы, флоры, фауны, недр, природных ландшафтов и комплексов.

В Сахалинской области насчитывается 65 175 рек, общей протяженностью 105 260 км, из них на острове Сахалин протекает - 61 178 рек, на Курилах - 3 997, включая водотоки протяженность менее 10 км.

Сахалинская область, включая Курильские острова, в соответствии с водным кадастром относится к Амурскому бассейновому округу – гидрографической единице бассейнового уровня с кодовым № 20. В составе гидрографической единицы № 20 водные объекты Сахалинской области, включая Курильские острова, наделены речным кодом № 05, и при отсутствии градации подбассейнового уровня (код № 00), на территории области выделены три обособленных водохозяйственных участка (ВХУ): - ВХУ 20.05.00.001 – бассейн реки Сусуя; - ВХУ 20.05.00.002 – водные объекты острова Сахалин без бассейна реки Сусуя; - ВХУ 20.05.00.003 – водные объекты Курильских островов.

Бассейн р. Сусуя составляет 1,3 % площади острова Сахалин и 1,15% площади Сахалинской области. Сусунайский бассейн является самым населённым местом на острове Сахалин, в основном за счет жителей города Южно-Сахалинск и в меньшей степени – сельских населенных пунктов.

До настоящего времени в городе Южно-Сахалинске остро стоит проблема устаревших технологий и оборудования для очистки сточных вод. Основным нарушением, при проведении Управлением надзорных мероприятий в отношении предприятий ЖКХ на территории Сахалинской области являются превышение установленных нормативов предельно допустимых концентраций (ПДС) загрязняющих веществ, при сбросе сточных вод в водные объекты. Сброс с превышением нормативов ПДК по загрязняющим веществам осуществляется по причине неудовлетворительного состояния очистных сооружений канализации, их разрушением и морально-техническим устареванием, практически 100% физическим износом водопроводных и канализационных сетей, недостаточностью финансирования на ремонт и содержание действующих очистных сооружений или вообще их отсутствием. Одним из самых крупных предприятий осуществляющим водоотведение сточных вод на территории Сахалинской области является ООО «Сахалинский Водоканал». Приемниками сточных вод, сбрасываемых Обществом являются притоки р. Сусуя (р. Красносельская, р. Рогатка, руч. Пригородный, р. Еланька, р. Владимировка, р. Лепель, р. Зима). Сброс сточных вод осуществляется 16 выпусками. Из них 10 выпусков оборудованы сооружениями биологической очистки. При проведении Управлением надзорных мероприятий выявлено, что при сбросе сточных вод в руч. Пригородный (выпуск 7а) без очистки наблюдаются превышение нормативов ПДК по взвешенным веществам, азоту аммонийному, нитратам, фосфатам, фенолам, железу, БПК полн., СПАВ., в руч. Пригородный (выпуск ОСК-7) через городские очистные сооружения (производительностью 1737,5 м3/час в составе: ГКНС, решетки, отстойники, аэротенки, контактные резервуары (не используются), биопруды, иловые площадки, хлораторная) наблюдаются превышения по взвешенным веществам, фосфатам, азоту аммонийному, БПК полн., фенолам, железу, в р. Красносельскую через очистные сооружения (производительностью 700м3/сут в составе: КНС, приемной камерой, блоком аэротенков отстойников, хлораторной, компрессорной, скорыми фильтрами, биологическими прудами, иловыми площадками) наблюдаются превышение по хлоридам, БПК полн., фенолам, железу, в р. Владимировка через очистные сооружения биологической очистки (производительностью 100 м3// сут.) наблюдаются превышения по нитратам, нитритам, фенолам, фосфатам. Действующие очистные сооружения большей частью нуждаются в ремонте и модернизации. Неудовлетворительная работа объясняется перегрузкой по гидравлике, несовершенством конструкции, нарушением правил эксплуатации, неудовлетворительным техническим состоянием сооружений и вспомогательного оборудования. Вместе с тем, в деятельности Водоканала намечена и положительная тенденция. Так, в рамках реализации мероприятий областной целевой программы "Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами ЖКХ на период 2014-2020 годов" на условиях софинансирования (90% - областной бюджет, 10% - городской) на реконструкцию ОСК-7 (выпуск сточных вод в р. Пригородный) запланировано 2,7 миллиарда рублей, с учетом приобретения современного оборудования, произведенного в России, Швеции и Норвегии. В мероприятия по развитию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры местного значения со сроком исполнения до 2017г. включены работы по расширению и реконструкции городских очистных сооружений (ОСК-7), что позволит исключить выпуски № 7а и №7б без очистки, переключению ОСК малой производительности северных районов города, планировочного района Луговое (ОСК-4, ОСК-4а, ОСК-5), с. Дальнее (ОСК-8) на ОСК-7. Реконструкция проводится в две очереди. В рамках первого этапа (июнь 2013 года - декабрь 2015 года) предполагается реконструкция существующих объектов с увеличением производительности очистных сооружений до 60 000 кубических метров в сутки, включая строительство нового блока глубокой биологической очистки и др. Второй этап начнется в феврале 2015 года и продлится до марта 2016 года. Он включает строительство двух вторичных радиальных отстойников, монтаж основного технологического оборудования и др. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на март 2016 года. В настоящее время разработан проект реконструкции ОСК-7, специалисты подрядной организации приступили к работам.

Водохозяйственный участок 20.05.00.003 охватывает Курильские острова, которые простираются от южной оконечности Камчатки в юго-западном направлении до острова Хоккайдо и являются естественной границей между Охотским морем и Тихим океаном. Большая Курильская гряда, протянувшаяся на 1200 км, включает около 30 островов, в том числе наиболее крупные – Парамушир, Онекотан, Уруп,Итуруп, Кунашир. По данным государственного водного кадастра на территории Курильских островов зарегистрировано 11 выпусков сточных вод в поверхностные водные объекты, находящихся в ведении предприятий энергетики, коммунального и сельского (рыбозаводы) хозяйства. Суммарная мощность канализационных очистных сооружений (КОС) перед выпуском в водный объект составила 0,66 млн.м 3. . К наиболее крупным по мощности относятся очистные сооружения рыбокомбината «Островной» (0,59 млн.м3). В Курильском ГО централизованная система канализации имеется в г. Курильске, селах Рейдово, Горячие Ключи и Горное. Практически все стоки сбрасываются без очистки. Имеющиеся в районе очистные сооружения (4 шт.) осуществляют только механическую очистку. Значительная часть жилого фонда использует выгреба. Мощность очистных сооружений г. Курильск – 200 м3/сутки. Протяженность уличной канализационной сети – 39 км, из них требует замены 12 км. В г. Северо-Курильск системой централизованного водоотведения охвачен практически весь жилой фонд. Система водоотведения представляетсобой полную раздельную систему канализации. Город не имеет канализационных очистных сооружений. Дождевые стоки отводятся без очистки с территории населенного пункта системой лотков. Сброс дождевых сточных вод осуществляется в ручьи и на рельеф. Южно-Курильский ГО не имеет канализационных очистных сооружений. По состоянию на 1 января 2012 года физический износ основных фондов водоотведения составил – 52,3 процентов. В настоящее время идут работы по строительству очистных сооружений как на о. Кунашир, так и на о. Шикотан . Приемниками сточных вод, сброшенных предприятиями в2013 г. являются морские воды и реки суши бассейнов Охотского моря и Тихого океана, в том числе: - в бассейне Охотского моря - реки Курилка и Рейдовая с притоками, реки побережья; - в бассейне Тихого океана – реки Матросская и Серебрянка. По данным Росгидромета на территории ВХУ находятся: - действующий гидрологический пункт наблюдений на реке Китовая – с. Китовое, открытый 10.08.1962 (Сахалинское УГМС), - действующий гидрохимический пункт наблюдений 4 категории на реке Озерная - пос. Шумный, открытый в 1960 г (Камчатское УГМС). По данным других ведомств гидрохимический режим на реках Курильских островов не изучен.

Основой мониторинга поверхностных вод и водохозяйственных систем на территории водохозяйственных участков о. Сахалин является государственная наблюдательная сеть (ГНС) Росгидромета, по которой ведет наблюдение федеральное государственное бюджетное учреждение «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу природной среды»(ФГБУ «Сахалинский УГМС»). На Курильских островах наблюдательная сеть за состоянием подземных вод практически не развита. Наблюдательные пункты государственной сети для изучения гидрогеодеформационного поля расположены только на трех крупных островах: Итуруп, Кунашир, Парамушир.

Управление Росприроднадзора по Сахалинской области в связи с распоряжением Правительства РФ № 671-р от 06.05.2008 г. и поручением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) осуществляет формирование статистической отчетности по форме 2-тп (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 29.12.2012 г. № 676. Проведя анализ предоставленных сведений о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы по форме № 2-ТП (рекультивации) установлено, что в 2014 г. площадь нарушенных земель составила- 1118 га, что в 2,3 раза больше по сравнению с предыдущим годом, площадь отработанных земель в 2014 г. составила -383 га, что больше в 1,7 раза по сравнению с предыдущим годом, площадь рекультивированных земель в 2014 году составила 330 га, что меньше по сравнению с предыдущим годом в 5 раз.

Основным видом деятельности организаций, предоставивших отчетность является: добыча нефти и газа, разработка полезных ископаемых, геологоразведка, строительные работы.

В 2013 году отчетность предоставили- 39 респондентов, за 2014г. - 57 респондентов, что на 46% больше чем в 2013г.

Хочется отметить, что на территории области, начата работа по рекультивации объектов прошлого экологического ущерба на месторождениях дочерних компаний ОАО «НК» Роснефть», рекультивированные участки не включены в отчетность по причине отсутствия актов приемки постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель. Так, Согласно информации ООО «РН- Сахалинморнефтегаз» по данным инвентаризации Обществом земель и шламонакопителей на территории месторождений, накопленных до консолидации, площадь нефтезагрязненных земель и шламовых амбаров месторождений Ногликского района составила -67,07004 га, месторождений Охинского района – 87,346094 га. Работы по рекультивации нефтезагрязненных земель проводятся согласно разработанной «Программе ликвидации накопленных экологических ущербов, накопленных на территории деятельности ООО «РН – Сахалинморнефтегаз»: 2012г. рекультивированно 8,1 га, 2013г. – 16,2 га, 2014г. – 5,4 га, запланировано на 2015г. – 24,7 га.

Превышение нарушенных земель над рекультивированными в 3,4 раза за 2014г. обусловлено тем, что респонденты имеют лицензии на недропользование с продолжительным сроком действия 2015г.- 2020 г., в связи с чем, проведение работ по рекультивации земель сразу после их нарушения не является обязательным условием для владельцев лицензии.

По состоянию на 12.01. 2015 года, на территории Сахалинской области действуют 883 лицензий на пользование недрами (включая 24 лицензии на шельфе Сахалина), из них 62 лицензий на углеводородное сырье (суша-47, шельф-15), 34 – на уголь, 6 – на благородные металлы и драгоценные камни, 580 – на подземные воды, 1 - черные, цветные и редкие металлы, радиоактивное сырье, 4 - горнохимическое неметаллическое сырьё, 53 лицензии не связанные с добычей полезных ископаемых (суша – 44, шельф – 9), 143 - общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ).

Раздел2. Экологическая угроза, риск для окружающей среды, а также химические, физические и биологические воздействия на состояние окружающей среды и их источники.

Именно загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов риска для здоровья населения. По данным Росгидромета г. Южно-Сахалинск на протяжении 20 лет входит в список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха, и этот уровень определяется максимальными концентрациями сажи, формальдегида и бенз(а)пирена, которые имеют выраженную тенденцию к увеличению значений. Особенно это характерно для холодного времени года, когда отмечается наибольшая повторяемость неблагоприятных для рассеивания примесей метеоусловий.
В среднем ежегодно улавливается около 82,00 % загрязняющих веществ от объема отходящих газов от всех стационарных источников. Такой уровень достигнут за счет самой высокой степени улавливания на предприятиях электроэнергетики, но и она не обеспечивает пылегазоочистку до требуемой эффективности по причине наличия морально устаревшего оборудования.
Качество атмосферного воздуха городских территорий во многом зависит от состояния зеленых насаждений общего пользования – садов, скверов, бульваров, парков, городских лесов, которое остается неудовлетворительным.
Использование устаревшего и изношенного газоочистного оборудования предприятиями, вносящими значительный вклад в загрязнение воздушного бассейна, увеличивающееся количество источников выбросов от предприятий и организаций за счет оборудования автономных источников теплоснабжения и резервных источников энергоснабжения способствует дополнительному загрязнению воздуха и ухудшению условий проживания населения.
Одним из основных факторов роста заболеваемости органов дыхания среди населения Сахалинской области является высокое загрязнение атмосферного воздуха селитебных территорий населенных мест.
В перечень загрязняющих веществ, среди которых регистрируется превышение ПДК в атмосферном воздухе населенных пунктов Сахалинской области, входят: окислы азота, серы диоксид, углерода оксид, пыль. При хроническом ингаляционном воздействии указанные химические вещества воздействуют на органы дыхания, сердечнососудистую систему, органы кроветворения, ЦНС, кроме того, эти вещества влияют на формирование врожденных аномалий у детей, онкологию и показатели смертности.
Сложившаяся в области критическая ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов представляет реальную угрозу здоровью населения и будущим поколениям, крайне отрицательно влияет на окружающую среду Вопрос обращения с отходами производства и потребления является одним из важнейших условий для стабилизации и улучшения экологической ситуации и рационального использования ресурсного потенциала области.

Раздел3. Деятельность организаций и предприятий, подлежащих федеральному экологическому надзору, отрицательно влияющих или могущих повлиять на природные объекты и меры по охране окружающей среды, в том числе правовые, административные и иные.

Сахалинская область является территорией интенсивного использования природных ресурсов. Ведущее место в хозяйственном комплексе Сахалинской области принадлежит промышленным отраслям, в том числе нефтегазодобывающей отрасли, интенсивное развитие которой сопровождается образованием значительных объемов отходов.

Нефтегазодобывающие предприятия в Сахалинской области представлены компаниями «Эксон Нефтегаз Лимитед», «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд», ЗАО «Петросах», ООО «РН-Сахалинморнефтегаз».

В качестве позитивного решения проблемы размещения отходов можно привести пример Компаний «Эксон Нефтегаз Лимитед», «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд» которые на некоторых участках в целях обеспечения экологической безопасности и в соответствии с утвержденным ТЭО строительства, все отходы бурения (буровой шлам, отработанные буровые растворы, в т.ч. нефтесодержащие, и др. технологические отходы) размещают в пластах горных пород и в глубоких горизонтах недр через нагнетательные скважины для закачки отходов.

Ежегодное увеличение объемов образования отходов требует принятия эффективных мер по организации их переработки и утилизации в целях получения материальных и энергетических ресурсов и улучшения экологической ситуации.

На сегодняшний день на территории Сахалинской области отсутствуют объекты размещения твердых бытовых отходов (полигоны ТБО), соответствующие требованиям природоохранного законодательства.

Всего на территории Сахалинской области расположено 3 полигона ТБО, 21 санкционированные свалки твердо-бытовых отходов.

При этом, в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО), который утвержден Приказом Росприроднадзора от 25.09.2014 № 592 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов», в ГРОРО включен 41 объект размещения отходов .

На данный момент на территории Сахалинской области сложилась такая ситуация, что объекты, связанные с захоронением твердых бытовых отходов не подлежат включению в ГРОРО (3 полигона ТБО; 21 санкционированная свалка), вследствие того, что данные объекты не соответствуют требованиям законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления.

Так, полигон ТБО «Городской полигон «Ногликский» и модернизируемый полигон ТБО «Корсаков» расположены на землях населенных пунктов и в границах населенных пунктов. Это является нарушением ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением), и ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», (запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов).

Полигон ТБО «Муниципального образования «Смирныховский», расположен на землях лесного фонда, что противоречит ч.2 ст.7 Земельного кодекса от 25.10.2001 № 136-ФЗ (земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением). При этом, согласно ст. 25 Лесного кодекса от 04.12.2006 № 200-ФЗ к разрешенным видам использования лесов не относится захоронение ТБО на землях, относящихся к землям лесного фонда.

На территории остальных муниципальных образований официальными объектами размещения ТБО являются санкционированные свалки, которые не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, и, в большинстве своем, практически исчерпали вместимость, либо являются переполненными (по данным инвентаризации данных объектов, проведенной организациями, эксплуатирующими свалки, предоставленной в адрес Управления Росприроднадзора по Сахалинской области).

Кроме того, практически все свалки ТБО на территориях муниципальных образований введены в эксплуатацию в 80-х годах XX века и расположены на территориях населенных пунктов, что является прямым нарушением природоохранного законодательства (ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов).

Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 415 утверждена государственная программа Сахалинской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области на 2014 - 2020 годы» (вместе с «Подпрограммой № 1 «Отходы производства и потребления в Сахалинской области»). Согласно государственной программе, одной из целей является создание условий для обеспечения экологически безопасного размещения (обезвреживания) отходов в Сахалинской области. Задачей 1.1 является строительство 11 полигонов ТБО .

Основной целью подпрограммы № 1 является создание условий для обеспечения экологически безопасного размещения (обезвреживания) отходов и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов.

Задачами данной подпрограммы является:

1. Обеспечить проведение инженерных изысканий и разработку проектно-сметной документации для строительства (реконструкции) полигонов ТБО;

2. Обеспечить проведение проектно-изыскательских работ для выполнения рекультивационных мероприятий на объектах размещения отходов.

Реализация настоящей Госпрограммы позволит к 2020 году:

Построить 11 полигонов твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях области:

1. городской округ "Город Южно-Сахалинск",

2. "Тымовский городской округ",

3. Углегорский муниципальный район,

4. "Городской округ Ногликский",

5. "Томаринский городской округ",

6. "Макаровский городской округ",

7. "Холмский городской округ",

8. Корсаковский городской округ,

9. "Анивский городской округ",

10. Поронайский городской округ,

11. "Невельский городской округ"

Провести рекультивацию 8 объектов размещения отходов , общей площадью 26,1 га в следующих муниципальных образованиях Сахалинской области, в том числе:

1. МО «Корсаковский ГО»,

2. МО «Томаринский ГО»,

3. МО «Тымовский ГО»,

4. МО «ГО «Охинский»,

5. МО «Углегорский муниципальный район»,

6. МО «ГО «Ногликский».

7. МО «Холмского ГО»

8. МО «ГО «Поронайский»

На реализацию мероприятий в 2014 году предусмотрено финансирование в размере 814 439,4 тыс. рублей, в том числе 12787,5 тыс. рублей из средств федерального бюджета, 779519,0 тыс. руб. из средств областного бюджета, 22132,9 тыс. руб из средств местного бюджета.

Оценка ситуации с отходами производства и потребления на территории Сахалинской области осуществляется Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области на основе данных Федерального государственного статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», которую представляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления.

В 2014 году на территории Сахалинской области образовано всего 14,276 млн. тонн отходов производства и потребления (в 2013 г. – 23,432 млн. тонн), из них:

Использовано 12,989 млн. тонн (в 2013 г. - 12,222 млн. тонн);

Передано отходов другим организациям с целью использования 0,910484 млн. тонн (в 2013 г. - 0,214227 млн. тонн);

Обезврежено 0,032 млн. тонн (в 2013 г. - 0,026 млн. тонн);

Передано отходов другим организациям с целью обезвреживания – 0,422617 млн. тонн (в 2013 г. – 0,038709 млн. тонн);

Размещено на собственных объектах размещения – 11,759 млн. тонн (в 2013 г. – 1,852 млн. тонн),

Передано другим организациям с целью размещения в 2013 г. – 0,104407 млн. тонн (в 2013 г. – 10,747 млн. тонн).

На конец отчетного года наличие отходов в организациях составляет 12,052 млн. тонн (в 2013 г. - 12,001 млн. тонн).

По форме государственной статистической отчетности 2-ТП (отходы) за 2014 год отчитались 757 субъектов хозяйственной деятельности

Таблица Динамика образующихся отходов в Сахалинской области*

Большинство из существующих на Сахалине мест размещения ТБО являются несанкционированными - они не имеют согласования на отвод земельного участка и находятся на грани заполнения, либо переполнены.

В отношении большинства из существующих мест размещения ТБО, документация, регламентирующая их эксплуатацию не приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства. Проводится перевод земельных участков в категорию «земли промышленности».

В 2014 г. в ходе проведения рейдовых мероприятий Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области на территории Сахалинской области выявлено
564 места несанкционированного размещения ТБО (на суммарной площади 30,841 га) из которых: 480 мест несанкционированных свалок ТБО (на общей площади 12,216 га) выявлено главами Муниципальных образований, 79 в результате рейдовых мероприятий, 5 на основании поступивших обращений граждан.

По 84 фактам несанкционированного размешения отходов возбуждены административные расследования по результатам которых вынесены постановления о прекращении административных производств по ст.24.5 КоАП РФ в виду отсутствия состава административных правонарушений. Материалы направлены в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.

Всего ликвидирована 181 несанкционированная свалка ТБО. Сумма понесенных затрат на ликвидацию составила 11 200 418 рублей.

В результате проведенных рейдовых мероприятий рассчитанные размеры причиненного вреда почве, как объекту охраны окружающей среды, в результате несанкционированного размещения отходов ТБО не предъявлялись в связи с невозможностью установления лиц виновных в совершении данных нарушений. Материалы дел переданы в Сахалинскую межрайонную природоохранную прокуратуру для принятия соответствующих мер реагирования.

Приказом от 02.07.2013 г. № 262 при Управлении Росприроднадзора по Сахалинской области создана межведомственная рабочая группа по организации мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных мест размещения ТБО, в состав которой входят представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, Управление Росреестра по Сахалинской области, Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры. На регулярной основе проводятся заседания рабочей группы по вопросам организации взаимодействия в части выработки плана действий при проведении мероприятий по выявлению и ликвидации несанкционированных мест размещения ТБО.

Постановлением Администрации Сахалинской области от 22.09.2008 г № 293-па утверждена Долгосрочная областная целевая программа «Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009-2015)», согласно которой на территории Сахалинской области запланировано строительство новых свалок и полигонов.

Управление Росприроднадзора по Сахалинской области осуществляет государственный надзор за соблюдением юридическими лицами на территории области требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха. Ведется работа по выявлению, пресечению и профилактике нарушений требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.

Управлением, в части соблюдения правил охраны атмосферного воздуха в 2014г. проведено 11 плановых, 36 внеплановых, 2 – рейдовых мероприятия.

В ходе надзорных мероприятий за 2014 год выявлено 45 нарушений, основным из которых является отсутствие разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Устранено нарушений – 24, выдано 30 предписаний об устранении нарушений, исполнено – 24.

Привлечено лиц к административной ответственности: юридических лиц – 21, должностных лиц – 16, физических лиц – 0.

Наложено штрафов – 3 662 000 рублей, из них на юридических лиц 3 080 000–рублей, на должностных – 582 000 рублей, взыскано – 1 562 000 рублей, из них с юридических лиц – 1 240 000 рублей, с должностных – 322 000 рублей. Размер штрафов на общую сумму 1 620 000 рублей снижен до 440 000 рублей по решениям суда. Срок оплаты на сумму 480 000 рублей по состоянию на 12.12.2014г. не вышел, постановления о назначении административного наказания на сумму 3 580 000 рублей находятся на обжаловании в судебном порядке. Составлено протоколов и направлено в адрес Мирового судьи на рассмотрение по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ – 13, по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ – 19.

Раздел.4 Сведения о деятельности Управления Росприроднадзора по Сахалинской области за 2014 год.

В 2014 году планом контрольно-надзорной деятельности Управления запланировано провести 42 контрольно-надзорных мероприятия, завершено 42 плановые проверки. План контрольно-надзорных мероприятий за 2014год выполнен на 100%.

За отчетный период проведено 154 внеплановых проверок, в том числе:

по запросу прокуратуры – 4, по предписаниям – 148, по поручению Правительства РФ – 2.

В 2014 году Управлением проведено 347 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе:

Плановые проверки – 42, внеплановые проверки – 154, рейдовые проверки –72, административные дела, переданные по подведомственности из другого ФОИВ –79.

За 2014 год Управлением проведено 347 контрольно-надзорных мероприятия, что составляет 95,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 года – 363 мероприятия.

Всего проверено 102 хозяйствующих субъекта, из которых 54 с выявленными нарушениями («нарушители»), что составляет 52,9%. За 2013 год проверено 143 хозяйствующих субъектов, из которых 64 с выявленными нарушениями («нарушители»), что составляет 44,7%.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлены хозяйствующие субъекты являющиеся «злостными нарушителями» к которым ранее уже были применены административные меры воздействия государственными инспекторами Росприроднадзора:

За нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение:

ООО «Сахалинская коммунальная эксплуатационная компания»

По причине неоднократного неисполнения предписаний:

ООО «Сахалинский водоканал»

МУП «Глена»;

ООО «Сахалинуголь - 6»;

МУП «ЖКХ Ныш» МО ГО «Ногликский»;

ОАУ «Восточное лесное хозяйство»;

ООО «Углегорские воды».

За 2014 год выявлен факт причинения вреда почвам на территории Холмской городской свалки в результате загрязнения нефтепродуктами ГУП Сахалинской области «Управление по обращению с отходами». Предъявлен ущерб, причиненного почвам в размере 300 тыс.рублей. Постановление обжаловано в суде. Дата рассмотрения судом назначена на 14.01.2015г.

В 2014 г. рассчитано и предъявлено к оплате в добровольном порядке 7 ущербов, причиненных окружающей среде, на сумму 1 млн. 143 тыс. 694 руб. из них:

· 4 ущерба водным объектам, на сумму 824 тыс. 294 руб., в результате:

Сброса сточных вод с превышением установленных нормативов ПДК загрязняющих веществ в р. Зима (Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, ЛТД»), р. Лангери (АС «Восток-2»), р. Казачка (МУП «Невельские коммунальные сети»),

Аварии на нефтепроводе «ЦНК УСН «Монги»-ЦСПН «Даги» ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» и попадании нефтепродуктов в р. Даги.

· 3 ущерба почвам, на сумму 319,4 тыс. руб. в результате:

ДТП на ж/д переезде с. Арсентьевка (ИП «Степашко»),

Сброса хозяйственно- бытовых сточных вод на почву ФКУ ИК-1 УФСИН по Сахалинской области,

Аварии на нефтепроводе «ЦНК УСН «Монги»-ЦСПН «Даги» ООО «РН-Сахалинморнефтегаз».

Добровольно оплачено 2 ущерба (ИП «Степашко» и АС «Восток-2») на сумму 124 тыс. 531 руб., исковые заявления по 2 ущербам приняты Арбитражным судом Сахалинской области, по 1 ущербу проводится работа по взысканию в судебном порядке, по 2 ущербам сроки добровольной оплаты не истекли.

Итого за отчетный период по Сахалинской области 7 «злостных нарушителей».

Хозяйствующие субъекты, стабильно выполняющие природоохранные мероприятия согласованные с Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области, отсутствуют.

Всего по результатам надзорных мероприятий (проверок, административных производств и расследований):

Возбужденно 104 административных дел, из них составлено:

2 протокола по ст. 19.5 КоАП РФ составлены по результатам проверок исполнения предписаний проведенных в декабре 2013 года (переданы мировым судьям для принятия решений, решения суда приняты в пользу Управления, общая сумма штрафов составила 20,0 тыс. рублей, штрафы оплачены);

6 протоколов по ст. 19.5 КоАП РФ составлено по результатам проверок проведенных в 2014 году (переданы мировым судьям для принятия решений, принято 5 решение в пользу Управления, назначен штраф на общую сумму 50,0 тыс. рублей, оплачено 50,0 тыс. руб.), материалы 1 дела находятся на рассмотрении;

4 протокола по ч. 1ст. 20.25 КоАП РФ (переданы мировом судьям для принятия решений, по 2 решениям Управлению отказано), одновременно не оплаченные постановления направлены в службу судебных приставов;

1 протокол по ст. 19.7 КоАП РФ (передан мировому судье для принятия решения, решение суда принято в пользу Управления).

Рассмотрено 137 административных дел (с учетом 46 административных дел переданных в Управление по подведомственности), из них прекращено 11, привлечено к административной ответственности 59 юридических и 65 должностных и 2 физических лица, на общую сумму 2444,5 тыс. рублей. Взыскано штрафов на общую сумму 2320,7 тыс. рублей с учетом ранее наложенных.

Прогнозные показатели деятельности Управления Росприроднадзора по Сахалинской области за 2014 год согласно приказов Росприроднадзора от 17.04.2014 № 235 и 20.03.14 № 166 достигнуты.

Экологическая ситуация на территории Сахалинской области остается на острие обсуждений среди жителей островного региона. Тема волнующая многих и она неразрывно связана с самочувствием населения, здоровьем островитян. К сожалению, обстановка вокруг нас оставляет желать лучшего.

ТОР Горный Воздух.

Реализация планов правительства Сахалинской области по строительству горно-лыжного курорта в рамках ТОР Горный Воздух периодически сопровождается скандалами, связанными с экологией. По мнению независимых от местного правительства экспертов, в ходе проводимых работ на склонах гор Большевик и Красная, жители Южно-Сахалинска могут остаться без качественной питьевой воды. Повышается риск схода селевых потоков. Этому способствует массовая вырубка деревьев в окрестностях областного центра.

Фото – SAKH.INFO

И повод для беспокойства есть – прокуратура фиксирует отсутствие со стороны управления Ростехнадзора по Сахалинской области контроля за соблюдением градостроительного законодательства при строительстве СТК “Горный воздух” пассажирской подвесной канатной дороги.

Для предотвращения негативных последствий жителями было предложено провести процедуру общественных слушаний, в ходе которых планировалось утвердить проект лесопаркового зеленого пояса в восточной части города, на всем ее протяжении. Слушания состоялись, однако их результатами не все остались довольны. Островные чиновники предложили свой вариант “зеленого пояса”, который ограничен территорией в северо-восточном районе города Южно-Сахалинска и не затрагивающий площадь застройки горно-лыжного курорта. Похоже, это как раз тот случай когда “размер имеет значение”. Обсуждение проекта перенесли “по подследственности” – на площадку Сахалинской областной Думы.

Свалка.

Существующие на территории области полигоны бытовых отходов (в народе – свалка) зачастую не выдерживают требований законодательства и не в состоянии соблюдать технологические процессы по утилизации и хранению бытового и промышленного мусора. Оказалось, Долинская свалка физически не в состоянии выполнить требования закона, Холмский полигон полигон используется с нарушениями требований действующего санитарно-эпидимиологического законодательства.

Ситуация с новым полигоном ТБО в Южно-Сахалинске, который расположился неподалеку от карьера Известковый, далека от совершенства. Его площадка находится среди живописных гор, в распадке, где берут свое начало многочисленные ручьи и реки. О переработке мусора в данном случае речь пока не идет.

Напомним, Сахалинская область, ежегодно, генерирует более одного миллиона кубометров твердых отходов, которые не проходят стадии переработки и подвергаются примитивному захоронению.

Рыба.

Путина-2017 оказалась по своим результатам провальной. Как следствие – ограниченные обьемы рыб лососевых пород на прилавках Сахалинской области и удорожание розничных цен. В ходе проведения путины уже в этом году сотрудниками “Эковахты Сахалина” выявлены факты превышения длины 31 ставного невода. Возможно, рыбопромышленники решили компенсировать потери прошлого года.

“Анализ спутниковых снимков за 7 – 23 июля 2018 года показал, что 31 ставной невод имеет длину центрального каната более 1500 м. Часть ставных неводов на момент съемки еще не была оборудована ловушками, а на некоторых и центральные канаты, и даже ловушки выходили за пределы рыбопромысловых участков. Превышения зафиксированы в Долинском (8 неводов), Корсаковском, (3 невода), Охинском (1 невод), Поронайском (2 невода), Ногликском (8 неводов) и Томаринском (8 неводов) районах. Полный список всех неводов, длина которых превысила 1500 м, размещен на интернет-сайте “Эковахты Сахалина”

Ранее, сотрудниками экологической организации зафиксирован массовый выброс сельди в районе залива Пильтун.

“Здравствуй лето – пляжа нет”

Казалось бы, жители области, окруженной со всех сторон морским побережьем и имеющей бесчисленное количество озер и рек на своей территории, не должны испытывать трудности с отдыхом на воде. Однако…

В настоящее время, на территории региона существует только ОДНО место для купания – в Холмском районе. Тысячи отдыхающих вынуждены использовать для своего отдыха “дикие” водоемы, не оборудованные должным образом и не обеспечивающие требуемый уровень безопасности отдыха на воде. Излюбленные пляжи Анивского побережья оказались под прямым запретом – качество воды не отвечает санитарным нормам.

Еще в 2017 году результаты экспертизы сточных вод, которые попадают в Анивский залив нас просто поразили – вода отравлена.

Справка: приказом Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 13.10.2017 года №372 утверждено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации “Техническая документация на новую технику (установка новозных и сточных вод свиноводческого комплекса “New logic Reserch”)

В ее составе оказалсяцелый «зоопарк» болезнетворных бактерий и их количество в пробах превышало ПДК (предельно допустимые нормы) в 700 (!!! ) раз. Об этом контролирующие органы еще год назад, которым до сих пор не хватило времени привести к норме экологическую обстановку в районе.

Река Сусуя, протекающая через территорию областного центра, несет в своих водах следы фекальных загрязнений.

Тем временем, география запретов распространяется на север. В Поронайске канализационные стоки попадают в залив без соответствующей очистки.

“Даешь Родине угля – черного и…много!”

Аппетиты сырьевых компаний выливаются в проблемы для жителей районов Сахалинской области. Директор ООО “Солнцевский угольный разрез” к административной ответственности за загрязнение реки Углегорки. Предприятие сбрасывало технологическую воду, минуя очистные сооружения. Тем самым жители Углегорска были лишены качественной питьевой воды. Цена вопроса оказалась смехотворной – 20 000 рублей штрафа, который обязал суд выплатить руководителя сахалинского разреза. Для сравнения, зарплата его коллеги в Барнауле составляет 200 000 рублей.

Угольщики не перестают “радовать” регион. Сход селевых потоков отработанной породы на юге Сахалина достиг окраины села Горнозаводска.


Фото – SAKH.INFO

По результатам проверки, проведенной Сахалинской областной прокуратурой, размещение отвалов размываемых грунтов в водоохранной зоне ручья Бамбучки осуществлялось ООО “Сахалинуголь-3” в нарушение требований Водного Кодекса Российской Федерации.

Должностные и юридические лица, по итогам проверки, привлечены к административной ответственности. Общая сумма штрафов достигла 275 000 рублей.

Тем временем, в реке Шебунинка местные следы разлива нефтепродуктов и обвиняют в этом местный карьер.

Печальные итоги…

Наш перечень нарушений в сфере экологической безопасности населения наверняка не полный. Не все воды рек прошли независимый анализ, не все свалки (или ТБО) попали в сферу внимания общественности. Да и промышленные выбросы фиксировать достаточно сложно – предприятия огородились заборами, батальонами охраны и юристами, которые уже запаслись заготовками в “защиту репутации, следов чести и достоинства”.

Об экологической обстановке в регионе можно судить по сведениям, изложенным в «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году». В нем свою негативную оценку получили условия труда сахалинских граждан, условия обучения и воспитания детей, качество питания островитян, степень загрязнения воздуха и качество питьевой воды. К сожалению, в 2017 году максимальные уровни загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном наблюдались на территории Сахалинской области. Снижение смертности и заболеваемости населения не затронули островной регион – Сахалин и Курилы в этот перечень не входят.

Кто виноват и что делать?

Судя по итогам Государственного доклада и публикаций в региональной прессе, проблема экологической безопасности жителей Сахалинской области так и не получила должной, комплексной оценки со стороны местного правительства, с выявлением всех причин и разработкой комплексного плана по их устранению и нормализации обстановки. Возможно, сделать это не представляется возможным в силу целого ряда причин, в том числе и кадровых. Некому в регионе встать над ситуацией и оценить ее негативное влияние на перспективу.

С чем вас не поздравляем…


Алексей Лукашевич, пресс-служба СРОПП КПРФ

Ряд актуальных экологических проблем не удалось решить в Сахалинской области. Такой вывод, опираясь на мнения жителей, а также основываясь на собственных наблюдениях в ходе посещения районов Сахалина и Курил, сделал губернатор Олег Кожемяко. Сегодня на утреннем совещании в областном правительстве работа регионального министерства природы и охраны окружающей среды была признана неудовлетворительной.

В 2017 году Сахалинская область демонстрировала успехи в сфере защиты окружающей среды, выразил уверенность глава минприроды Александр Романов. Он сообщил, что в год экологии в 13 районах велся мониторинг состояния воздуха. В Южно-Сахалинске на газомоторное топливо удалось перевести 13 автобусов. Благополучно завершилась операция по вывозу химических отходов с территории бывшего целлюлозно-бумажного завода в Углегорском районе, а популяция серых китов у северо-восточных берегов Сахалина начала расти.

Практически все мероприятия, которые были запланированы, мы выполнили, - подчеркнул Романов.

Однако с такой оптимистичной постановкой вопроса не согласился губернатор региона. В Сахалинской области по-прежнему не решена важнейшая проблема, связанная с утилизацией отходов. Бытовой мусор, а подчас и вредные для здоровья химические вещества и соединения продолжают складировать вблизи городов и сел. Это вызывает справедливые нарекания жителей. Большая часть свалок расположена на территориях, не предназначенных для использования под объекты размещения отходов, на землях населенных пунктов и лесного фонда, а также в водоохранных зонах. Ежегодно сюда поступает около 200 тысяч тонн мусора. Действующие полигоны сегодня близки к полному заполнению.

Еще один неутешительный факт - каждый год в муниципалитетах образуется около 500 стихийных свалок.

Сахалинцы и курильчане уже задыхаются от гор мусора. А мы продолжаем строить все новые планы, принимать программы и рассказывать жителям про современные полигоны переработки мусора, которые появятся, но неизвестно, когда. На деле же абсолютно ничего не сдвинулось с места в этих вопросах, - констатировал глава региона.

Отмечен и ряд других провалов в решении экологических проблем - к примеру, отсутствует глубокий анализ состояния окружающей среды в населенных пунктах Сахалина и Курил.

В Южно-Сахалинске несколько улучшилась экологическая обстановка с переводом ТЭЦ-1 на газ. Но непонятно, какова ситуация с вредными выбросами, скажем, в Корсакове, Невельске, Холмске, Долинске, Поронайске - городах, где работают крупные угольные котельные? Нет анализа, насколько это опасно для жителей. Какие конкретные меры и в какой период времени необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию? Как планируем решать проблему с утилизацией химических отходов с других целлюлозно-бумажных заводов? Далее - выявляем ежегодно по 500 несанкционированных свалок. А меня интересует - сколько штрафов было наложено на нарушителей, какое количество камер наблюдения установили, чтобы зафиксировать факты загрязнения окружающей среды? Или наша задача - лишь убирать мусор за теми, кто его вывозит? На все эти вопросы сегодня так и не прозвучало четкого ответа. А значит, можно сделать вывод о системных промахах в этом направлении. Считаю, что данная работа была проведена неудовлетворительно, - отметил Олег Кожемяко, подводя итоги деятельности областного министерства природы и курирующего ведомство заместителя председателя правительства Дмитрия Нестерова.

Экологические проблемы Сахалинской области

В жизни человека существуют проблемы, правда о которых не всегда нам приятна. И порой мы не хотим её знать. Одной из таких проблем является экология. Поговорим о Сахалинской области. Хотят ли знать люди, живущие здесь, правду о проблемах окружающей нас среды?

Каждый из нас, каждый из тех, кто считает себя частицей мирового человечества, обязан знать, какое влияние оказывает наша деятельность на окружающий мир и чувствовать на себе долю ответственности за те или иные действия.
Человек с самого начала своего развития чувствовал себя хозяином всего, что его окружает. Известная пословица гласит: «Не руби сук, на котором сидишь». Одно неверное решение и, возможно, понадобятся десятки, а то и сотни лет на исправление роковой ошибки. Природный баланс весьма хрупок. И если серьезно не задуматься о своей деятельности, то эта самая деятельность непременно начнет душить само человечество. Это удушье уже в какой-то степени началось, и если его не остановить, то оно начнет развиваться с неимоверной скоростью.

Чтобы бороться против негативного влияния человека на окружающую природу, необходимо выяснить влияние человеческой деятельности на отдельные разделы природы и разработать оптимальные планы по исправлению положения.

Экологическое состояние городов Сахалинской области ухудшается с каждым годом. Не становится в этом исключением и наш город. Примерами тому:

Почти на 80% изношенность системы ЖКХ, множественные порывы трубопровода.

Несовершенство, а порой и полное отсутствие, фильтрационных и очистных сооружений на основных жизнеобеспечивающих предприятиях города.

Использование угля в качестве энергоносителя, как на городской котельной, так и в частном секторе.

Помимо этого существует немало экологических нарушений, а их у нас на острове немало:

Браконьерское истребление диких животных, толкающее многие виды на грань вымирания; пресноводных и морских рыб, наносящее ущерб рыболовному промыслу.

Лесные пожары, разрушающие целые экосистемы и массивы лесов.

Засорение нерестилищ лосося и утрата рекреационных зон.

Плохо оснащенные, устаревшие системы канализаций, приводящие к химическому загрязнению и загрязнению нечистотами рек и ручьев, подземных вод и почв.

Неудачно расположенные мусорные свалки, отравляющие водоемы, грунтовые воды, почву и воздух диоксидами.

Усиливающееся загрязнение пластиковым мусором и металлоломом, почти на всех обитаемых территориях, самовольные свалки.

Загрязнение водоемов всеобщей привычкой мыть автомобили по берегам рек и озер

Не отвечающие экологической безопасности объекты хранения горюче-смазочных материалов.

Заброшенные скважины нефтепроводов и многое другое.

Огромную работу по защите естественных природных экосистем проводит организация, «Экологическая вахта Сахалина".Эта организация была основана в 1995 году, а в 1997г. она была зарегистрирована и получила официальный юридический статус.
Главные направления работы организации - сохранение лесов и повышение экологической безопасности при разведке и добыче нефти и газа на шельфе.Сахалинская область является одним из наиболее развитых нефтегазодобывающих районов Дальневосточного экономического региона и относится к числу старейших в России.
Всего на территории области открыто 69 месторождений углеводородного сырья, в том числе: 11-нефтяных, 17-газовых, 6-газоконденсатных, 14-газонефтяных, 9-нефтегазовых и 12-нефтегазовоконденсатных.
Нефтедобыча несет опасность для окружающей природы. А особенно разливы нефти.
Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, образуя слои различной толщины. По цвету пленки можно определить ее толщину. Пленка мощностью 30-40 микрон полностью поглощает инфракрасное излучение, что приводит к гибели многих живых организмов. При этом ущерб от разлива только 100т нефти может достигать миллионов долларов, не считая средств на аварийно-спасательные работы и ликвидацию последствий аварии.Большие массы нефти поступают в моря по рекам с бытовыми и ливневыми стоками.
Северо-восточный шельф Сахалина лежит на пересечении нерестовых миграционных путей лососей. Однако при прокладке траншей и любых земляных работ.