Противоположный эгоисту. Смотреть что такое «эгоист» в других словарях

Альтруизмом называется бескорыстная забота о других людях. Если открыть словарь антонимов, то можно найти, что термину "альтруист" - это эгоист. Человек с высокими нравственными принципами, которые предписывают ему выполнение бескорыстных действий, направленных на удовлетворение интересов другого человека. Человека можно отнести к альтруисту только тогда, когда в его голове нет ни единой мысли о какой-либо выгоде для самого себя.

Обычный человек зачастую, оказывая помощь своим близким, так или иначе, рассчитывает на взаимность. Настоящему альтруисту все это чуждо. Он просто все отдает. В этом вся суть таких людей. Альтруисту не нужно считать, сколько было им вложено, и он не ждет, что что-то из того, что он отдал, ему вернется.

Так все же, каким человеком обычно является альтруист? Это спокойный, мягкий человек, который редко вспоминает о своих делах, излишне увлекаясь чужими заботами. Очень сложно таким людям сесть обедать, не пригласив за стол другого. В том случае, если люди, склонные к альтруизму, смогли помочь человеку, они искренне рады этому. Такие всегда очень рады, если другие люди добиваются успеха, а также очень сильно сопереживают тем, у кого есть какие-то проблемы.

Бывает так, что человек с такими жизненными взглядами старается как можно скорее отдать все, что у него есть первым встречным только потому, что ему кажется, что они в этом нуждаются сильнее, чем он сам. Одна из негативных сторон это именно то, что человек очень часто поступает так, что вредит себе. Альтруист - это не только тот, кто бездумно все отдает, но тот, кто думает о том, как заработать на помощь окружающим. Мудрый человек для начала разберется, кому и сколько нужно подарить. Он даст удочку и научит ей пользоваться, а не просто накормит рыбой.

Но, впрочем, значение слова "альтруист" уже давно изменилось. И сейчас так называют того человека, который заботясь в первую очередь о себе, не забывает и о других людях. Но такой человек - не альтруист. Это творец. При этом такие люди куда разумнее. Они для начала сделают так, чтобы их собственная жизнь была в норме, а только потом станут помогать окружающим, при этом следя, чтобы их помощь была необходима.

Наверное все поняли, Значение этого слова, если вспомнить, полностью противоположно слову "эгоист". Но существует теория, согласно которой, альтруизм - высшая форма эгоизма. Ведь человек получает искреннее удовольствие от успехов других людей, принимая в достижении этих успехов непосредственное участие.

Всех нас учат в детстве, что добро - это хорошо, а добрые дела сделают нас значимыми в обществе людьми. Так оно и есть, но нужно понимать, что нельзя давать людям пользоваться собой. Нужно помогать только тогда, когда человек действительно в этом нуждается. Иначе он попросту «сядет на шею». Главной целью любого альтруиста должно быть не столько предоставление всего «готового», сколько помощь в достижении целей самим человеком. Именно так и нужно помогать людям. Стремитесь к тому, чтобы не только получать поддержку, но и оказывать ее!

Эгоизм в других необходимо выжигать каленым железом! – думают эгоцентрики.

Если бы не было эгоистов, жизнь была бы прекрасна. – мечтают альтруисты.

А для чего это мне? – спрашивают эгоисты и многих ставят этим вопросом в тупик.

Когда мои клиенты говорят, что проблема в том, что они слишком эгоистичны, чаще всего я прихожу к выводу, что они недостаточно любят себя.

Когда мои клиенты говорят, что проблема в эгоизме другого – мы открываем, что они слишком эгоцентричны и нужно работать над этим.

И только истинные эгоисты берут ответственность на себя и быстро приходят к результатам, но таких людей непростительно мало.

Я стараюсь быть эгоистом, я долго и осознанно над этим работал и я понимаю, что до идеала мне еще расти и расти. Сегодня поговорим о парадоксе эгоизма.

Я убежден, что эгоизм – это хорошо и вот почему.

Когда я прошу моих клиентов дать определение тому, что они понимают под эгоизмом, то слышу примерно следующее: «Это явление, при котором человек думает только о себе и при принятии решений руководствуется только своими желаниями».

И это практически энциклопедическое определение.

Только возникает вопрос, а что в этом плохого?

О ком должен думать человек и чьими желаниями ему следует руководствоваться при принятии решений?

Из логики противников эгоизма следует, что человек должен думать о других людях и руководствоваться их желаниями при принятии решений?

Как вам кажется, на что это похоже?

На мой взгляд, это похоже на работу по найму. Когда сотрудник (если это идеальный сотрудник) должен жить интересами организации, на которую он работает. Но, даже при работе по найму учитываются интересы сотрудника. Когда же мы говорим об альтруизме (а именно это понятие чаще всего подразумевается, как антипод эгоизму) интересы альтруиста ни кем не учитываются. Предполагается, что об альтруисте будут думать и заботиться другие такие же альтруисты. Однако, альтруистами являются далеко не все – это во-первых. И, что более важно, в чем мотив альтруизма? Ради чего альтруист заботится о других людях? Если мы скажем, что он заботиться о других людях ради других, то это будет тавтологией.

Предполагается, что альтруист заботится о других потому, что это доставляет ему удовольствие.

Но, если это так, то не является ли альтруист эгоистом? Если забота о других продиктована собственными желаниями и стремлениями? Как же тут быть?

Проблема в определении эгоизма и наделении этого явления негативными чертами заключается в том, что большинство людей приписывает этому явлению, черты, ему не присущие. И вот как это происходит:

Когда человек говорит, что эгоист – это человек, который заботится только о себе и при принятии решения руководствуется собственной выгодой, он допускает одну, очень существенную ошибку. И эта ошибка заключается в слове «только».

«Только» предполагает, что человек не учитывает мнение других людей, однако это не так. Если заменить слово только, на «в первую очередь», то все станет намного понятнее.

Эгоист это человек, который заботится в первую очередь о себе самом и при принятии решений руководствуется в первую очередь собственными выгодами и желаниями.

Что в этом определении не так? Есть ли здесь какой-либо негативный оттенок? Нет, это просто констатация факта. Однако, многие люди склонны додумывать, и наделять это определение чем-то еще. И чаще всего они додумывают это определение отношением к другим людям. Чаще всего он говорят, что эгоист требует от других людей, чтобы они при принятии рений также руководствовались мнением эгоиста, считается, что эгоист ставит себя выше других.

Но это – порочная логика.

Всего лишь по той причине, что эгоист не ставит себя ниже других людей, вовсе не значит, что он ставит себя выше.

Хотите полное определение эгоизма?

«Эгоизм – это такое отношение к себе, при котором человек в первую очередь учитывает собственные интересы и заботится в первую очередь о себе, и позволяет другим людям поступать таким же образом, либо не поступать таким же образом».

Говорит ли это определение что-то о способности или неспособности эгоиста испытывать высокие чувства, такие как любовь, сострадание, вдохновение?

Говорит ли это определение что-то о неспособности учитывать интересы других людей или о неспособности поступиться собственными интересами?

В этом определении указывается всего лишь очередность того, как учитываются интересы при принятии решений.

Откуда же взялось это негативное отношение к эгоизму?

Произошла, обычная подмена понятий.

Давайте теперь разберемся с тем, что такое эгоцентризм?

Под эгоцентризмом понимается неспособность или нежелание человека рассматривать иные точки зрения, кроме своей собственной.

Важно понимать, что эгоцентризм не является безусловной характеристикой эгоизма!

Эгоист может принимать и понимать другие точки зрения, просто он взвешивает их исходя из собственной выгоды.

Не стоит думать, что эгоист асоциален и не способен на добрые поступки – это вовсе не так!

Просто добрые поступки эгоист совершает ради себя, а не ради другого.

При работе с семьями я предлагаю рассмотреть следующий пример:

Представьте, что есть эгоист и его цель – быть счастливым (верх личной выгоды).

Предположим, что эгоист любит своего партнера, но партнер не чувствует себя счастливым. Будет ли чувствовать себя счастливым эгоист? Нет, не будет.

Что ему необходимо сделать для того, чтобы чувствовать себя счастливым?

Необходимо сделать счастливым партнера. Но, ради чего, будет эгоист делать прикладывать усилия для того, чтобы сделать кого-то счастливым? Ответ прост: – Ради собственного ощущения счастья.

И когда уровень самосознания у эгоиста растет, то восприятие того, что необходимо для счастья также расширяется: семья, близкие люди, профессиональное сообщество, культура, экология и т.д. Границ нет!

Что отличает эгоиста, который совершает добрые поступки потому, что хочет от альтруиста или эгоцентрика, которые совершают добрые поступки потому, что должны?

Я думаю, что радость, искренность и ощущение счастья.

Источник:
Антипод эгоиста
когда уровень самосознания у эгоиста растет, то восприятие того, что необходимо для счастья также расширяется: семья, близкие люди, экология, планета.
http://bodikov.by/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%81-%D1%8D%D0%B3%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%8D%D0%B3%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%BD%D0%B0-%D1%81/

Доклад на экологической конференции

Александр Усанин.

Первая международная экологическая конференция
«Человек и природа. Проблемы экологии юга России»
Анапа,14-17 мая 2007г.

Организатор конференции – «Международная Академия наук безопасности человека и природы», Краснодарское отделение.

Доклад «Изменение отношения к окружающему миру как метод решения экологических проблем современного общества».

«В сотнях, тысячах уголков Земли бушует экологический пожар. И у нас нет пожарного выхода, нет никакой надежды на спасение, кроме одной – изменить взгляд на самих себя».

Джим Нолман, «Духовная экология»

Проблемы экологии – это, в первую очередь, проблемы человеческого сознания. Безответственное, потребительское отношение человека к окружающей среде и к окружающим его людям, является источником практически всех проблем современности.

Вследствие научно-технической революции в первой половине XX века человек ошибочно был провозглашен потребителем, то есть «царём природы», способным безнаказанно поворачивать реки вспять. Нещадно эксплуатируя природные ресурсы, и не задумываясь о последствиях своих действий, этот «царь» столкнулся с многочисленными проблемами глобального и частного характера, от возникновения многочисленных неизвестных ранее болезней до угрозы глобальных экологических катастроф.

Однако последние научные исследования указывают на существование сложного энергетического и полевого обмена между человеком как видом и окружающей его средой.

На основании работ Владимира Ивановича Вернадского в в1991 году в России был завершен многолетний цикл уникальных исследований. На этой основе доказано, что Земля - это предельно энергонасыщенная и высокоорганизованная система, имеющая сверхсложную структуру и обладающая голографической формой памяти.

Не может быть случайностью сохранение на планете в течение миллионов лет идеальных для БИОСа (и в первую очередь для человека) условий среды обита­ния - тончайшего слоя на грани­це активной Земли и холодного Космоса.

Многие исследования показывают, что Земля, как саморегулирующаяся система, в ответ на внешние (из Космоса) и внутренние (от неразумной технологической деятельности человека) воздействия с точностью идеальной ЭВМ «включает» компенсационные механизмы поддержания жизненно важных параметров. Но с каждым годом Земле всё труднее компенсировать «тех­ногенное хулиганство» человечества, сопровождающееся выбросами из недр плазмоидов, землетрясениями, техногенными и иными катастрофами.

Цивилизация, базирующая­ся на порочном антропоцентризме (который пока преобладает), не может противостоять комплексу «факторов возмездия» природы. Активным способом защиты может служить только изменение, «окультуривание» мировоззрения с антропо­центрического на исходное - ко­смическое. Об этом говорят Добролюбов, Чернышевский, Гу­милев, Циолковский, Вернадский, а так же все священные писания мира, и в первую очередь - Библия, - продукт древнейшей иудейской культу­ры.

Пять лет назад руководители Центра инструментальных наблюдений за окружающей средой и прогноза геофизических процессов при Министерстве обороны России направили правительству РФ обращение, озаглавленное как «Защита от неблагоприятных энергетических и информационных воздействий». Сутью этого документа является следующее утверждение: «для того, чтобы сохранить жизнь на Земле, человечество должно совершить переход от иррациональ­ных отрицательных к значимо по­ложительным тенденциям бытия. Здоровая жизнь, основанная на гармоничном духовном развитии, является «пропуском» в третье тысячелетие, - как для отдельных индивидуумов, так и для государств и сообществ в целом».

На существование непосредственной полевой связи между человеком и окружающим его миром издревле указывали многочисленные письменные и религиозные источники, но до последнего времени эта информация рассматривалась как суеверия и предрассудки.

В настоящее время отношение к этим знаниям, подтверждаемым многочисленными открытиями, существенно изменилось.

Недавно аме­риканские ученые опубликовали сведения об исследованиях человеческого мозга. В нем обнаружи­ли участок, «отвечающий» за религию, который активизируется только во время молитв. Иными словами, так может осуществляться связь с Космосом или Богом, что согласуется с Богоцентрической и Космической концепцией бытия, детально объяснённой во многих восточных учениях.

Культура, образ жизни и философия Востока направлены на изучение человеческого сознания и совершенствование его с целью достижения полной гармонии во взаимоотношениях с другими людьми и со всем окружающим миром. Главным следствием следования этой культуре является искреннее стремление приносить пользу другим и созидательное отношение к окружающему миру.

Культура Запада заключается в соблюдении внешнего этикета и основана, главным образом, на философии потребления, следуя которой, человек стремится любой ценой, не заботясь о последствиях своей деятельности, сделать как можно больше материальных приобретений, зачастую даже в ущерб собственному здоровью, семейным отношениям, и уж тем более в ущерб окружающей среде.

Вполне очевидно, что антропоцентризм, то есть потребительское отношение к окружающим людям и природным ресурсам в целом не может не быть источником возникновения многочисленных социальных, политических и экологических проблем.

В этой связи, разумным и единственно правильным методом решения экологических и всех остальных проблем человечества (а так же их профилактикой), является целенаправленная работа, направленная на возвышение сознания людей, то есть популяризация здорового образа жизни, высоких духовных и нравственных ценностей.

Одной из причин деградации современного общества является отсутствие научных знаний о различных состояниях человеческого сознания, совершенствование которого является главной целью всех восточных учений. Христианская традиция определяет низший тип сознания как греховный, а высший– как состояние святости. Тем не менее, между ними находится целый ряд промежуточных «ступеней», знание о которых поможет любому человеку плавно совершенствовать своё отношение к окружающему миру.

Современная наука признаёт существование в человеческом теле энергетических центров (чакр), полная активизация которых происходит в процессе духовного развития личности.

Согласно восточным учениям, существует 7 основных уровней развития человеческого сознания, в соответствии с различной жизненной позицией и мироощущением каждого отдельного индивидуума. Эти уровни развития сознания отражают различные типы поведенческих реакций и мотивы установления личных отношений с окружающими.

1. На первом уровне восприятия мира находятся люди, для которых материальные приобретения являются смыслом жизни. Низшее проявление этого уровня – когда человек желает только получать, не желая ничего отдавать взамен. К сожалению, современные СМИ направлены на то, чтобы стаскивать и удерживать человека на этом уровне антропоцентризма, когда каждый человек считает себя центром мироздания и стремится безудержно эксплуатировать ресурсы Природы, а так же всех окружающих его людей ради собственного удовольствия. В настоящее время усилия средств массовой информации направлены именно на то, чтобы люди видели смысл своего существования в приобретении, и строили взаимоотношения, главным образом, лишь на основе половой близости.

2. Те, кто возвысились над корыстными устремлениями, и находят счастье в достижении поставленных перед собой творческих целей, являются очевидными двигателями прогресса. Такие люди совершают великие открытия, живут ради искусства, строят мосты через Ла-Манш, внедряют новейшие технологии, и всячески стремятся изменить жизнь общества к лучшему. Такие личности могут привлекать значительные материальные ресурсы благодаря тому, что деньги они расценивают не столько как источник личного наслаждения, сколько как возможность для осуществления творческих планов.

Если первый уровень объединяет тех, чей смысл жизни - коллекционирование вещей, то на второй ступени находятся люди дела и творчества. Благодаря тому, что деньги для них – не цель, а средство, они обладают сильной внутренней энергией, которая позволяет им добиваться успеха в жизни и проживать её более ярко и насыщенно.

3. Творческие и целеустремлённые люди постепенно приходят к пониманию, что путь к счастью и процветанию лежит не только через внешние изменения в обществе, а в большей степени - через развитие в себе таких общечеловеческих ценностей, как милосердие, доброта, открытость и справедливость, которые являются основой для начала духовной жизни. Те, кто искренне стремятся развить в себе возвышенные качества характера и всегда стараются приносить пользу окружающим, находят умиротворение и радость в чистых и возвышенных отношениях. Благородство души является главной отличительной чертой людей, находящихся на этом уровне и выше.

4. По мере развития сознания у человека развиваются такие черты характера, как ответственность и бескорыстие, а так же исчезает лень, вследствие чего выполнение своих обязанностей доставляет ему всё больше и больше удовольствия. Человек с возвышенными качествами характера всегда стремится приносить пользу окружающим. Он совершенствует свой талант, внутренний мир, и все свои способности в духе служения обществу. На этом уровне человек понимает важность выполнения долга. Искренне и бескорыстно выполняя свои обязанности, человек обретает те качества, которые являются основой для стабильного материального процветания и быстрого духовного прогресса.

Практически все восточные культуры основывались на этом надёжном фундаменте бескорыстного служения обществу. «Бусидо» - древняя культура самураев является живым воплощением достижения внутренней и внешней гармонии через бескорыстное выполнение долга. Само слово «самурай» в переводе означает «слуга». Истинный самурай – это человек, безупречно владеющий своими чувствами и лишённый даже тени корысти.

Приверженность дхарме – бескорыстное выполнение своих обязанностей являлось так же сутью культуры древней Индии и ведического мировоззрения в целом. Бескорыстное служение соответствует внутренней природе души и поэтому несёт с собой умиротворение и внутреннюю радость, которые являются причиной и следствием дальнейшего духовного просветления. Чем выше духовный уровень человека, чем он бескорыстнее, тем меньше его интересует богатство, но тем доступнее оно становится.

5. Люди, находящиеся на этом уровне, рассматривают духовное развитие как главную цель своей жизни, и действуют так, чтобы каждый их поступок приносил благо окружающим.

6. Духовным возвышением через самопожертвование называется такое состояние сознания, когда человек заботится о духовном благополучии окружающих больше, чем о своём собственном благополучии, и через это поднимается на ещё более высокий духовный уровень. Практически все основатели истинных мировых религий действовали, находясь в таком состоянии сознания.

7. Достигнув самого высокого уровня развития, человек утрачивает двойственное восприятие мира. Он не воспринимает недостатков окружающих, и видит в них только хорошее. Поэтому он считает всех остальных лучше себя. Для такого человека уже не существует понятий врагов, горя и зла, каждый его поступок является проявлением чистой любви, и естественным образом несёт счастье и благополучие всему миру.

Духовное развитие общества оказывает самое благоприятное воздействие на развитие бизнеса и экономики в целом. Несколько лет назад Гарвардский университет провёл глубокое исследование с целью определить причину экономического чуда Японии, которая преуспевает во всех отношениях, несмотря на отсутствие полезных ископаемых. Было выяснено, что уровню интеллекта американцы ничуть не уступают японцам, а японские технологии ничуть не лучше американских. Более того, в большинстве случаев японские инженеры широко используют иностранные технологии и изобретения.

Такая же атмосфера царила в рабочих коллективах Советского Союза, благодаря чему в послевоенный период экономика России была восстановлена в короткий период и развивалась стремительными темпами.

В настоящий момент многие предприниматели на своём бизнесе ощущают негативные последствия стремительной деградации внутренних нравственных принципов. Если в начале 90-х годов люди работали быстро, честно и на совесть, то в настоящее время главной проблемой руководителей всех предприятий стала кадровая проблема: с каждым годом становится всё труднее найти ответственных, трудолюбивых и лояльных сотрудников.

Серьёзные руководители замечают прямую связь между уровнем внутренних ценностей своих подчинённых и продуктивностью их труда. Поэтому отдельные предприятия на порядок выше оплачивают работу сотрудников, ведущих здоровый образ жизни.

Для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для внутреннего развития личности, следует учесть, что под влиянием окружающей среды и, в первую очередь, средств массовой информации, в человеческом обществе могут целенаправленно формироваться и культивироваться определённые типы психики, которые могут благотворно или наоборот - разрушительно влиять на сознание человека, что, в конечном итоге, приведёт к проблемам так же и экологического характера.

Действительно, совсем как у людей! Министр здравоохранения России Ю.Л. Шевченко на «правительственном часе» озвучил следующую информацию:

«…. По имеющимся данным научных исследований, выполненных за рубежом и в России, 30% населения в силу биологических особенностей организма не имеют патологического влечения к употреблению наркотиков. Около 45% людей имеют слабое влечение к употреблению наркотических средств и при наличии условий их получения могут начать употреблять наркотики. А вот 25-30% людей биологически просто предрасположены к наркотической зависимости и, если они попадут в социально негативную среду, то, как правило, становятся наркоманами…»

Всё это приводит к пониманию природы наркозависимости – она заложена в психике всего живого – от насекомого до человека включительно. Поэтому продажа алкоголя и других наркотических средств неизбежно приводит к их употреблению.

Специалисты выделяют, избегая частностей, три основных типа психики:

1) Животный тип психики, когда индивид в своем поведении руководствуется врожденными инстинктами и условными рефлексами, приобретенными под давлением окружающей социальной среды. Для такого типа психики характерен страх смерти, страх голода и необузданная сексуальность;

2) Демонический тип психики. Это - тип воинствующего эгоиста, «супермена», стремящегося любыми путями, в том числе и через прямое насилие, подчинить себе окружение;

3) Человечный тип психики, «праведник», ощущающий себя неотъемлемой частью Природы, готовый жертвовать своим временем и благополучием ради жизни и благополучия других людей. Это альтруист – антипод воинствующего эгоиста.

Наиболее разумным подходом к решению любой проблемы является устранение её причины, а не следствия.

Для решения многочисленных проблем человечества, и, в первую очередь, экологических, необходимо наложить запрет на распространение информации, формирующей у населения демонический и животный тип психики, и всячески способствовать формированию у людей естественного для них человеческого типа психики, который является главной предпосылкой для правильного развития человеческого сознания и возвышенных черт характера.

Существует известный медицинский афоризм, который применим ко всем сферам жизни: «Грамм профилактики стоит килограмма лечения». В настоящее время совершенно ошибочно отвергается обширный положительный опыт профилактики негативных общественных тенденций, существовавший в социалистическом обществе. Эта профилактика заключалась в культивировании в обществе человеческого психотипа личности, в то время как современная западная анти - культура является проводником концепций демонического антропоцентрического характера.

Негативную агитацию: «нет - наркотикам!» и «нет – сигаретам!» следует заменить позитивной: «Да!- здоровому образу жизни!».

Активный отдых, развитие туризма и здоровое питание в значительно уменьшают зависимость от алкоголя и табака.

Латинское слово «vegetus» имеет два значения: растение; здоровый, бодрый.

Изначально вегетарианством называлась целостная система, основанная на здоровом образе жизни, гармоничном физическом и духовном совершенствовании. Именно такой образ жизни наиболее полно отвечает формированию у человека именно человеческой психики. В Советском Союзе была широко развита сеть туристических маршрутов, поддержанию и развитию которых государство выделяло значительные средства. Свежий воздух и общение с природой укрепляли здоровье и возвышали сознание человека, а оба этих факторам - духовное и физическое здоровье граждан во многом определяет темпы развития государства.

Вегетарианство было широко развито в дореволюционной России. Известно, что революционеры обедали в вегетарианской столовой, находившейся около Зимнего Дворца. В настоящее время советские оздоровительный туризм и вегетарианство в России находятся на подпольном уровне, и практически не поддерживаются государством. Туристические базы разрушены или используются не по назначению. Широко рекламируются только мясные, сигаретные и табачные изделия, способствующие вымиранию нации.

Вторая Мировая война унесла у нашего государства 5 миллионов жизней. За последние 11лет население России сократилось на 10,5 миллионов человек. Таким образом, алкогольная и табачная промышленность действуют не менее эффективно, чем открытое военное вмешательство: известно, что когда уровень употребления алкогольной продукции достигает 8литров чистого спирта в год на душу населения, начинается необратимое вырождение нации. Сейчас в России употребляется более 21,5литров чистого спирта в год на душу населения и смертность превышает рождаемость в два раза. Кроме того, даже незначительное употребление алкоголя матерью во время беременности приводит к рождению больного ребёнка. В настоящее время каждый второй ребёнок в России рождается с врождёнными заболеваниями, а из школьников здоровы только 10%.

Отсутствие физической активности, творческой самореализации, и внутренняя неудовлетворённость являются причиной распространения пьянства и наркомании среди молодёжи.

Пьющие россияне обычно уверены, что на продаже спиртного держится вся экономика России. Но цифры говорят об обратном.

В 1986г. потребление алкоголя снизило производительность труда на 10%, что принесло убыток в 110 миллиардов рублей при «доходе» от продажи алкоголя в 50 млрд. рублей, т.е. убыток превысил «доход» более, чем в 2 раза. С учётом убытков от временной нетрудоспособности населения из-за болезней на почве алкоголизма, убытки составили 180 млрд. рублей, т.е. превысили «доход» от продажи алкоголя более чем в 3,9 раза! Сейчас, в 2007году, такая статистика недоступна.

Запрещение рекламы алкогольной и табачной продукции, а вместо них – пропаганда здорового образа жизни, возрождение оздоровительного туризма и широкое распространение вегетарианства как комплексного подхода к оздоровлению нации сыграет важную роль в как оздоровлении общества в целом, так и в предотвращении многочисленных проблем экологического характера.

Данный доклад вошёл в сборник докладов конференции.

ТРАДИЦИЯ ТРЕЗВОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА Те, кто всерьёз изучают Библию, часто сталкиваются с противоречием в отношении Священного Писания к спиртному. С одной стороны - мы встречаем места, где употребление вина порицается: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше - впоследствии как змей оно укусит и ужалит, как аспид! Глаза твои […]

Активная любовь к чужим проблемам

Бескорыстная забота о благе других

Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами

Человеческое качество, проявляющееся в концентрации на чужих интересах, бескорыстной заботе о других (противоположность - эгоизм)

Это слово придумал Кант для обозначения способности жить для других

Противоположность эгоисту как называется?

Человек, который готов забывать о себе, о своих интересах ради других, который готов отдать последнее людям без выгоды для себя и даже в ущерб себе, называется альтруистом. Это такая же крайность, как и эгоизм. Лучше уж золотая середина.

Верным ответом на 371 уровне данной игры будет АЛЬТРУИСТ. Если эгоист - это человек, который все делает только для себя любимого, то альтруист наоборот, старается для других людей, а не для собственной выгоды. Ниже на картинке представлено, где находится загаданное слово на буквенном поле. Успехов Вам в игре!

ЭГОИСТ

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. .

Смотреть что такое «ЭГОИСТ» в других словарях:

эгоист - а, м. égoïste. 1. Философ, утверждающий существование только собственной души. 80 е гг. 18 в. Бирж. 155. Человек, который думает, что только его душа имеет бытие. Аничков. // Развитие. 2. Человек, кому присущ, свойствен эгоизм;… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭГОИСТ - себялюбец, человек, думающий только о себе, своих удобствах и выгодах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ЭГОИСТ франц. egoiste, от ново латин. egoismus, эгоизм. Себялюбец. Объяснениеиностранных … Словарь иностранных слов русского языка

эгоист - себялюбец, себялюб, самолюбец; эгоистик, тахарь, себятник, плейер, шкурник, сухарь, эгоцентрист, волчара, эгоцентрик Словарь русских синонимов. эгоист себялюбец; себялюб, самолюб (разг.); самолюбец (устар.) Словарь синонимов русского языка.… … Словарь синонимов

ЭГОИСТ - ЭГОИСТ, а, м. Человек, отличающийся эгоизмом, себялюбец. Чёрствый э. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. … Толковый словарь Ожегова

эгоист - 1) машина на двоих; 2) водитель, паркующий авто в удобном для него месте, создавая неудобства для окружающих. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

эгоист - ЭГОИСТ, а, ЭГОИСТИК, а, м. Портативный магнитофон с наушниками (плейер); человек, слушающий такой магнитофон … Словарь русского арго

Эгоист - Эгоизм (от лат. ego «я») 1) психологический термин: Ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп.… … Википедия

эгоист - до мозга костей эгоист настоящий эгоист ужасный эгоист … Словарь русской идиоматики

эгоист - ЭГОИСТ1, а, м Человек, проникнутый себялюбием, думающий только о собственной пользе, выгоде и предпочитающий свои интересы интересам других людей; Син.: себялюбец, себялюб, самолюбец; Ант.: альтруист. // ж эгоистка, и, мн род. ток, дат. ткам. …… … Толковый словарь русских существительных

эгоист - самотник, себялюб Эгоизм себялюбие Ср. Дух товарищества, дух взаимопомощи и сострадания. придает всякой среде теплоту и жизненность, с утратой коих люди перестают быть людьми и становятся холодными эгоистами, неспособными ни к какому делу,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Альтруизм - антипод эгоизма. Стоит ли связываться с альтруистами?

Альтруизм бывает просто из-за хорошего настроения. Ну и отлично!

Альтруизм (от лат. alter - другой) - бескорыстная забота о другом человеке (других людях). Противоположность альтруизму - эгоизм. Близко - позиция Творца и позиция Ангела.

Альтруист - человек с нравственными принципами, предписывающими бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Альтруистом человек является тогда, когда в его заботе о людях ни на сознательном, ни на сверхсознательном, ни на подсознательном уровнях нет мыслей о собственных интересах и выгоде. Если альтруисту важна нравственная чистота его намерений, полная свобода от корысти, он стремится оказать помощь не близкому, а совершенно постороннему человеку.

Помогая друзьям, близким и любимым, мы, бывает, рассчитываем на взаимность. Есть матери, которые много вкладывают в своих детей, но обычно за этим есть понимание, что это «мои дети», есть желание воплотить в этих детях «свои идеалы», есть надежда на то, что они позаботятся о матери в старости или хотя бы скажут матери «Спасибо!».

Альтруист избегает всего этого. Альтруист просто дает, в этом вся суть. Никакого завтра у альтруиста нет, он не считает, сколько он вложил, и у него нет ожидания, что ему что-то вернется из того, что он вложил.

Альтруист - обычно мягкий, спокойный человек. Альтруист может часто предлагать кому-то помощь и надолго увлекаться деланием чужих дел, мало вспоминая о своих. Для альтруиста трудно сесть кушать, не позвав кого-то разделить с ним еду. Когда альтруисту удается кому-то помочь или выполнить чью-то просьбу, он внутри искренне рад. Он радуется чужим успехам и искренне сопереживает чужим трудностям.

Альтруизм бывает разный. Часто встречается недалекий альтруизм с торопливым желанием быстрее отдать первым попавшимся людям все, что у человека есть, просто потому, что они сильно нуждаются. Негативной стороной многих альтруистов является как раз то их качество, что они иногда слишком сильно забывают о себе. Человек, который считает, что о себе заботиться не нужно - не ценит и не уважает себя. Кроме того, это недальновидно. Если бы человек действительно заботился об окружающих, он бы задумался о том, за счет каких ресурсов он собирается о ком-либо заботиться. Он обязан был бы вначале обязательно позаботился о себе, чтобы он был хотя бы здоровый, умытый, еще чтобы имел машину, чтобы развозить свои подарки окружающим, чтобы у него на эти подарки были деньги. Мудрый альтруизм предполагает разум и осмотрительно разбирается, кому сколько чего дать, учитывая последствия этого, и предпочитает «не рыбкой накормить, а научить пользоваться удочкой», чтобы человек мог уже кормить себя сам.

Впрочем, в реальности таких чистых альтруистов мало, чаще альтруистами называют тех людей, которые склонны помнить о том, что кроме их интересов есть окружающие люди и о других заботится тоже. Впрочем, уже не совсем альтруизм. В Синтоне для этого есть специальное название - Творцы. Творец в своей жизненной стратегии разумнее альтруиста. Творец действительно хочет заботиться не только о себе, а еще о людях и жизни, но для того, чтобы делать это разумно, грамотно, долго и т. д., он заботится о том, чтобы у него было что-то, чтобы он сам был достаточно здоровый, богатый человек, тогда его помощь будет реальной. А так же нужно заботиться о том, чтобы его помощь была действительно нужна, чтобы ему не приходилось никого догонять после того, как он о ком-то позаботился, а от него все разбегаются.

Альтруизм стал отдельной темой экспериментальной социальной психологии и изучается под общей рубрикой просоциального поведения. Интерес исследователей к этой теме заметно возрос после появления многочисленных публикаций, посвященных антисоциальному поведению, в частности агрессии. Снижение агрессии виделось важной задачей наряду с расширением просоциального поведения. Особенно много усилий было потрачено на изучение помогающего поведения и вмешательства случайных свидетелей.

В академической психологии известны три теории альтруизма. Согласно теории социального обмена, оказание помощи, как и любое другое социальное поведение, мотивируется желанием минимизировать затраты и оптимизировать вознаграждение. «Теория социальных норм» исходит из того, что оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил, например, «норма взаимности» побуждает нас отвечать добром, а не злом тем, кто пришел нам на помощь, а норма «социальной ответственности» заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается, столько времени, сколько нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас. «Эволюционная теория альтруизма» исходит из того, что альтруизм нужен для «защиты собственного рода» (из книги Д. Майерс «Социальная психология​»).

Читайте статьи на тему: «Эгоистичны ли мы по своей природе?»: Биологически мы эгоистичны и оппонирующая ей статья Почему мы не рождаемся эгоистами.

Какой антоним к слову "эгоизм"?

Очень часто в качестве антонима к слову ЭГОИЗМ используется слово АЛЬТРУИЗМ. Альтруисты - это люди, которые могут пожертвовать чем-то на благо других, даже во вред себе. Они думают и заботятся о других. Эгоисты озабочены только собой.

Эгоизм означает некое зацикливание лишь на себе, любовь исключительно к себе. Думаю, противоположностью к этому будет любовь к другим, ко всему, возможность жертвовать чем-либо, даже во вред самому себе. Думал, лучше всего подходит слово альтруизм, хотя милосердие, безвозмездность, бескорыстность и даже любовь тоже отлично подойдут.

Можно назвать несколько антонимов эгоизма, но не уверена, что на 100% они будут противоположностями, как в примере добро-зло.

  1. Милосердие. Человек, проявляющий милосердие, - не эгоист.
  2. Альтруизм. То же, что и в п.1.
  3. Жертвование (чем-то ради других).

У слова ЭГОИЗМ существует ряд антонимов. Первый и самый прямой из них это конечно АЛЬТРУИЗМ, это слово целиком и полностью всей своей семантикой идет в разрез с этим словом.

Так же есть более оттеночные антонимы, такие как - Щедрость, гуманизм и самопожертвование.

К слову эгоизм подходит такое противоположное слово, как бескорыстие; ещ одним антонимом к слову эгоизм может быть слово безвозмездие. Подходят даже слова жертвенность и любовь, включая и слово альтруизм.

Эгоизм-себялюбие,нравственная позиция: жизнь только для себя.

У этого слова несколько антонимов.

  1. Антоним гуманизм- противоположная нравственная позиция: уважение к человеческому достоинству, забота о людях, любовь к людям.
  2. Антоним самоотречение- сознательное добровольное отречение от личных благ во имя идеи и других людей.
  3. Антоним самопожертвование- жертвование своими личными интересами и собой ради других людей, ради идеи.
  4. Антоним альтруизм - бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать своими интересами

Таким образом, чтобы подобрать полярное по значению слово, необходимо понять что нест собой само слово эгоизм.

Следовательно, можно выделить следующий ряд антонимов, подходящих слову эгоизм, к примеру:

Эгоизм - это когда человек думает только о себе и стремится только к собственной выгоде и часто в ущерб другим (хотя это не принципиально).

Соответственно антоним - то бишь противоположность - напротив, думает только о других и о пользе для других и часто в ущерб себе. И для такого поведения тоже есть обозначение - это альтруизм.

Эгоизм - это в свой мешок вс, т.е. жить только для себя и ни с кем ничего не делить, как материально, так и духовно.

Прямым антонимом является:

Альтруизм - это жить только для других, т.е. ничего себе, вс посторонним.

Что такое эгоизм и кто такой эгоист?

Здравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru.

В этой статье мы поговорим про такую черту характера как эгоизм. Я отвечу на вопрос что такое эгоизм, расскажу о том, является ли эгоизм хорошей чертой характера или плохой, и стоит ли быть эгоистом, то есть, стоит ли стыдиться этого? Так же я расскажу, кто такой эгоист, хорошо это или плохо.

Что такое эгоизм?

Если Вы первый раз находитесь на этом сайте, то я хочу познакомить Вас с одним важным правилом: прежде чем получить ответ от меня, сначала попробуйте ответить на этот вопрос самостоятельно. Что такое эгоизм? Если бы Вас спросили, то как бы Вы ответили на этот вопрос? Я это делаю для того, чтобы Вы научились думать самостоятельно. Если Вы не можете дать полноценного ответа, то читайте статью дальше.

Эгоизм – это такое поведение, когда индивид ставит свои личные интересы выше других, то есть полностью поглощен мыслями о собственной выгоде и пользе. Слово эгоизм происходит от латинского слова ego – «я». У всего есть противоположность, и противоположностью эгоизма является альтруизм – бескорыстная помощь и забота о других людях. Мать Тереза была альтруисткой. А теперь риторический вопрос: кого больше: эгоистов или альтруистов? 100% эгоистов больше чем альтруистов.

Эгоизм разными личностями воспринимается совершенно по-разному. То, что считается для одного человека нормой, другим человеком это может восприниматься как чрезмерный эгоизм. Отсюда возникает следующий вопрос: «Кто такой эгоист?».

Кто такой эгоист?

Из первого определения можно понять, что эгоист – это индивид, который заботится только о себе, думает только о себе, волнуется только о себе. На самом деле все люди эгоисты, просто кто-то больше, а кто-то меньше. Такова сущность человека, где эгоизм заложена природой. Все люди как бы смотрят в зеркало и думают только о себе любимом. Но стоит убрать это зеркало, как человек начинает понимать, что другие люди так же, как и он, тоже во многом нуждаются.

Философия эгоиста звучит одним словом – «Дай». Эгоист это тот, кто хочет только получать, и при этом ничего не отдавать взамен. Но наша жизнь устроена таким образом, что трудно получить что-то, не отдав что-то взамен. Ответьте на еще один риторический вопрос: «Человеку главное получить, или отдать?». Вот что главное: получить или отдать? Ну конечно получить, да еще на халяву. Получать – это главный принцип эгоиста. Отдавать – это главный принцип альтруиста. Получать только для себя – это очень плохо.

Эгоизм это не так уж и плохо, как может показаться на первый взгляд. Многие люди умеют заботиться о других людях. Другие люди это, как правило, близкие люди. Это родители, жена, муж, дети, бабушка, дедушка, близкие друзья. Все мы хотим, чтобы все они жили как можно лучше. И многие люди ради этого даже готовы нарушать некоторые законы. Заботится о ком-то это тоже потребность человека, и в этом нет ничего эгоистичного. Согласитесь, что трудно жить, когда заботишься только о себе. Возникает пустота.

Отдавать, ничего не требуя взамен – тоже неправильно. Должен быть компромисс. Если я тебе дал что-то ценное, то и ты мне дай что-нибудь ценное. В этой философии нет никакого эгоизма. Именно по такому принципу нужно жить в наше время. По такому принципу живут бизнесмены. Вот представьте себе следующую картину: мужчина дарит своей девушке любовь, подарки, внимание, заботится о ней, а она взамен ему ничего не отдает. Что будет потом? Мужчина, не получая от нее энергии, рано или поздно уйдет к той, которая умеет отдавать, и та женщина останется одна. Таков закон сохранения энергии. Не возможно что-то получить, не отдавая что-либо взамен. Всегда должен быть компромисс. Эгоисты этот закон игнорируют. Они являются потребителями.

Многие богатые люди стали богатыми потому, что создали нечто ценное для общества. Они сначала думали о других, а потом уже о себе. Я не говорю о тех богатых людях, которые нажили свое состояние незаконными способами. Все олигархи – эгоисты, им нет дела до других.

Почему человек эгоист? Все мы люди, и у всех у нас есть свои потребности, которые необходимо удовлетворять. То есть, прежде чем помочь другим, сначала нужно помочь себе самому. Трудно помогать другим, если еще не помог себе. Согласитесь, что трудно держать фокус на ком-то другом, когда в голове мерцают свои проблемы, которые нужно решать. Человек становится эгоистом, потому что тонет в болоте своих потребностей. Если потребности убрать, то и внимание будет свободным. Это означает, что человеку ничего не будет мешать для того, чтобы начать думать о других. Думать о себе это не плохо. Все потребности, которые возникают внутри человека, заставляют его думать о себе любимом. Вот почему человек становится эгоистом.

Когда человек отдает, он тоже за это что-то получает. Многие люди обожают дарить подарки, потому что это делает других людей счастливыми. Я люблю удивлять тех людей, которые мне чем-то нравятся. Если им удалось зацепить мое внимание, то в долгу я не останусь, я обязательно чем-нибудь да удивлю. Когда человек что-либо отдает, взамен он получает благодарность. Получать благодарность очень приятно, это дает силы, энергию, и хочется делать еще больше.

Например, когда меня благодарят за этот сайт, пишут хорошие комментарии, отзывы – мне становится настолько приятно, что хочется делать больше и больше для моих читателей. Получать – это очень хорошо, отдавать еще лучше, а если есть между этим компромисс, то это как раз то, что нужно. Официальный сайт cosmolash.ru предлагает качественные препараты для ресниц.

Многие люди думают, что все должно быть на халяву. Например, обучение. Вот представьте себе такую картину: Вы создали полезный информационный продукт и раздаете его на халяву. Вы затратили много усилий, а взамен ничего не получаете, так как отдаете свой труд бесплатно. Люди не ценят то, за что не заплатили деньги. То есть и Вы ничего не получаете и человек, которому Вы что-то дали бесплатно, тоже не получает. Он просто возьмет Ваш продукт и отложит его в дальний угол на потом. А вот если он заплатил деньги, то Ваш продукт начинает восприниматься им совсем по-другому. Он отдал деньги, и это значит, что эта вещь теперь для него имеет ценность. И он не будет откладывать изучение инфопродукта на потом, а приступит к нему немедленно. А Вы получите за это деньги, которые сможете потратить на себя или на других. В этом нет ничего эгоистичного. Таков закон обмена энергии.

Чтобы не быть эгоистом – научитесь сначала отдавать, а потом уже получать. Теперь Вы знаете, что такое эгоизм, кто такой эгоист, и по какому принципу стоит жить. Желаю Вам удачи.

Эгоист противоположность

Вначале надо разобраться с тем, что такое эгоизм. Несмотря на то, что данное понятие является популярным и часто употребляется, о его сути многие не задумываются и не имеют правильного представления. Обычно эгоизм понимается как забота о себе и собственных интересах, в противоположность альтруизму - заботе о других, в жертву которой приносятся собственные интересы. Но подобная трактовка примитивна и не раскрывает суть проблемы эгоизма. Она выгодна прежде всего самим эгоистам, которые используют её для оправдания свое позиции. В ложной дилемме "заботиться в первую очередь о себе или о других?" первый вариант им кажется более естественным и понятным. На самом деле суть эгоизма в другом. Он начинается не тогда, когда человек заботится о собственных интересах, а тогда, когда он обособляет свои интересы от интересов окружающих и противопоставляет их друг другу. Другими словами, совершенно очевидно, что ничто не мешает людям добиваться своих целей, действуя совместно, более того, на практике все значимые достижения человечества и являются лишь результатом совместной деятельности, что понимают все нормальные люди. Эгоисты же - это люди с дефективной психологией, которые уверены, что для того, чтобы добиться чего-то для себя лично, обязательно нужно пренебрегать интересами других, действовать против них.

Данная позиция у эгоистов является устойчивой и они готовы активно обосновывать и оправдывать её. В ход идёт масса доводов. Убеждённые эгоисты доказывают естественность эгоизма, естественность позиции "каждый сам за себя" и то, что для достижения своих интересов человек должен использовать все доступные средства. Они ополчаются на мораль, общественные устои, в которых видят лишь какие-то искусственные внешние запреты, никоим образом не пытаясь связать поступки, отвечающие морали и нравственности, с личными убеждениями. Хорошие поступки для них - те, которые отвечают их "я хочу, мне нужно". Эгоисты уверяют, что поскольку никто им не предоставляет того, чего они хотят, то они вынуждены добиваться этого сами, как могут, и считают всех, кто пытается оценивать их поведение с точки зрения морали или даже закона, дураками.

Эгоизм можно разделить на умеренный и радикальный.

Умеренные эгоисты допускают существование неких ограниченных норм, обязательств перед остальными и обществом, которым они должны следовать. Они не будут по своей инициативе совершать откровенно аморальные, преступные действия, грубо нарушать общепринятые нормы. Они могут оказать простую помощь человеку, который в ней нуждается, например, вызвать скорую, перевести через дорогу и т. д. В то же время за пределами этих ограниченных обязанностей они считают себя свободными в действиях и руководствуются лишь критерием собственных интересов.

Для радикальных эгоистов никакие моральные нормы не существуют. Помимо своих эгоистических интересов они руководствуются лишь одним критерием: можно ли физически выполнить то или иное действие или нельзя. Философия радикальных эгоистов - борьба за существование, тот, кто оказался слабее, сам виноват. Любые аморальные, преступные действия с их точки зрения оправданы. Жизненно важные интересы других для них ничто по сравнению с собственной мелкой прихотью.

Как правило, эгоисты считают эгоистами и всех остальных (тех, кто убеждённо отстаивает принципы морали, они считают просто одураченными ложными идеями). В связи с этим понимание таких понятий, как справедливость, честность, патриотизм и т. д. для них малодоступно. Они не способны понять, например, такой тезис, как приход к власти честных людей, неизменно задаваясь вопросом: а в чьих-таки интересах эти "честные" люди будут действовать? Понять существование интересов, общих для всех нормальных людей, граждан одной страны, для них сложно.

В настоящее время в нашей стране наблюдается вакханалия эгоизма. Психология эгоизма захватила все уровни и сферы. Эгоистами являются обыватели, эгоисты руководят страной. И это ведёт к закономерным последствиям. Вместо того, чтобы развивать Россию, эгоисты разрушают и растаскивают её ради реализации своих мелочных интересов. Общественные институты, органы власти работают не на благо общества, а на благо тех, кто захватил в них руководящие должности. На государственную службу, в МВД, на преподавательскую работу и т. д. зачастую идут только для того, чтобы "зарабатывать" на взятках, поборах, коррупционных схемах. Известны случаи, когда даже на работу в почтовом отделении люди устраивались для того, чтобы воровать посылки. Общество гниёт. Подобно свинье под дубом, близорукие эгоисты не видят ничего, кроме мелкой сиюминутной выгоды у себя под носом, не пытаясь и не желая видеть отдалённые последствия тех или иных действий, тех или иных решений. Они легко поддержат действия, ведущие к развалу страны, к коллапсу экономики ради того, чтобы в магазин завезли колбасу. Общество, состоящее из эгоистов беспомощно, поскольку те, воспринимая происходящие события в извращённом виде, исключительно с позиции получения личной выгоды и избежания своей ответственности за процессы в обществе, не способны осознать общие цели, объединиться и действовать сообща. Поэтому любое общество, любая страна, в которой доминирует эгоистическая психология, в конце концов деградирует и гибнет, враги могут взять такую страну голыми руками.

Вопреки заблуждениям эгоистов, эгоизм - путь не к выгоде, не достижению личного блага, а к самоуничтожению. Эгоист выбирает лёгкий путь, сиюминутную выгоду, искусственно ограничивая своё видение и понимание ситуации. Отбрасывая, как ему кажется, лишние, мешающие ему в чём-то нормы, интересы других людей, он выбирает для себя ложную свободу. В дальнейшем этот выбор ведёт его к деградацию и поражению, как в результате наступления отдалённых последствий своих действий, которых он не видел и не хотел видеть, будучи ослеплённым сиюминутной выгодой, так и в результате того, что выбирая лёгкий путь, он не научился преодолевать трудности, не развил качества, ведущие к подлинным достижениям. Хотя эгоист, в отличие от пассивного человека, может действовать активно, его активность деструктивна, она направлена в основном лишь на максимальное облегчение эгоисту своего существования, на избежание любой ответственности, любых обязанностей. Эгоист не стремится к реальным достижениям, развитию, прогрессу, ошибочно выбирая путь, связанный с минимумом размышлений, минимумом работы над собой, тот, который психологически наиболее лёгок и прост. Зачастую действиями эгоиста руководят разнообразные комплексы, навязчивые желания и прочие психологические дефекты и отклонения. Идя на поводу у своих прихотей и дефектов, эгоист разучивается действовать адекватно в проблемной ситуации и просто адекватно смотреть на вещи. В результате, если ему приходится выйти из зоны комфорта, столкнуться с реальными трудностями, он неизменно оказывается беспомощен и терпит поражение.

Нормальный человек, в отличие от эгоиста, не боится преодолевать трудности, стремится к реальным достижениям, самосовершенствованию и развитию. Он понимает, что заполучить что-то лёгким путём, поправ принципы морали и общепринятые нормы, - это Пиррова победа. Он понимает, что только дурак радуется, купив диплом на рынке или получив за взятку, но не получив при этом реальные знания, которые должен этот диплом подтверждать, или что ненормально выиграть в тендере за откат, а не потому, что победитель предложил действительно лучшие условия и качественную продукцию. Он понимает, что противопоставление личных целей и целей общества противоестественно и что нормально, когда преимущество получают не те, кто пробрался наверх благодаря обману, махинациям, связям, угождая начальству и т. д., а те, кто отличился благодаря своим качествам и способностям, кто приносит больше пользы обществу и стране. В отличие от эгоистов, нормальные люди способны действовать сообща, ставить общие цели и достигать их, не думая при этом постоянно о личной выгоде, не боясь, что кто-то заберёт себе больше, чем остальные и т. п. Кроме того, нормальный человек не только сам не является эгоистом, но и ведёт борьбу с проявлениями эгоизма, понимая, что эгоизм - раковая опухоль, уничтожающая общество, а действия эгоистов неизбежно принесут вред и приведут к конфликтам.

Эгоизм проявляется не только в стремлении к прямой выгоде. Как искусственное противопоставление своего "я" другим, он многообразен и находит проявление в разных формах. Например, эгоист Герострат поджёг храм Артемиды в Афинах, чтобы добиться для себя ложной славы (при том, что за это был приговорён к смерти). Среди большинства даже мыслящих людей сегодня распространён интеллектуальный эгоизм, выражающийся в устойчивом стремлении по любому поводу озвучивать именно свои идеи, своё мнение, лишь бы не показать, что ты согласен с чужими.

Подводя итоги, можно сказать, что эгоизм - это самообман и психологический дефект, ведущий к пагубным последствиям как для самого эгоиста, так и для общества. Противоположность эгоизму - стремление не к мелкой сиюминутной выгоде, а к истинным достижениям, при котором личные интересы и интересы общества взаимосвязаны, человек действует на основе правильных норм и принципов, обеспечивающих здоровое развитие общества, и отстаивает эти нормы.

У эгоизма есть хорошие стороны

Мы привыкли жить по принципу «каждый за себя». Хотя и осуждаем эгоизм, восхищаясь теми, кто способен проявить солидарность, сочувствие, прийти на помощь. И все же в небольших дозах эгоизм полезен: он позволяет нам лучше узнавать себя, свои желания и возможности.

«Очень не люблю вопрос «Можешь оказать мне услугу?». Я моментально напрягаюсь, потому что ясно понимаю: сейчас у меня попросят денег, сочувствия, чтобы я переключилась со своего на чужой проект, поработала в субботу… Не понимаю, почему я должна тратить свои жизненные ресурсы на кого-то постороннего?» – недоумевает 37-летняя Ольга. Как и большинство эгоистов, Ольга не готова признать, что является таковым. Эгоисты – это другие, те, кто постоянно нарушает ее планы, претендует на ее внимание, на ее время, потому что главное для них – их собственный интерес.

Эгоистичный человек действительно мало заботится об отношениях с другими, он редко влюбляется и не умеет дружить. «Он интересуется только собой, желает всего только для себя, чувствует удовлетворение не тогда, когда отдает, а когда берет, – писал психоаналитик и философ Эрих Фромм. – У этого человека отсутствует интерес к потребностям других людей и уважение к их достоинству и целостности» * . А Козьма Прутков считал, что «эгоист подобен давно сидящему в колодце» ** . Ведь он, отвергающий важность чужих переживаний, уверен, что его состояние, его проблемы самые серьезные на свете. Он замыкается в себе, а это – явный риск погрузиться в депрессию.

С другой стороны, не будь практически в каждом из нас доли эгоизма, мы полностью растворились бы в других, ничего не зная о самих себе, не понимая себя и не имея ресурсов для саморазвития.

Вопрос культуры

Эгоизм (как и его противоположность, альтруизм) в определенной мере – вопрос культуры и исторического контекста. «Посвятив полжизни геологоразведке, я очень много путешествовал по стране, – рассказывает 45-летний Евгений. – И могу констатировать: в северных районах России, например на Белом море или в Вологде, люди самые открытые и гостеприимные. А в районах южнее Москвы, особенно в Черноземье, нужно прожить жизнь, чтобы стать своим и чтобы по отношению к тебе местные вели себя хотя бы отчасти радушно». По мнению экзистенциального психолога Светланы Кривцовой, «те из нас, кто живет в суровых условиях Крайнего Севера или экваториального юга, максимально приближены к природным катаклизмам и больше рискуют заболеть, неожиданно умереть или потерять своих близких. Именно поэтому здесь так ценят самые простые вещи: хорошую погоду, удачную охоту, душевный разговор или приезд гостей… И готовы делиться всем, чем одарила жизнь, то есть вести себя не эгоистично».

Отношение к этой черте характера связано и с историческим контекстом. В античные времена никому не приходило в голову обвинять другого в эгоизме: цивилизация была настолько молодой, что внимание к себе (самопознание) приравнивалось к познанию мира и, конечно, одобрялось. С утверждением христианства эгоизм стал чертой порицаемой. Ведь христианский идеал личности – Спаситель – был альтруистом: он принял страдания и смерть ради спасения человечества. Однако во времена Ренессанса и в эпоху Просвещения, когда была признана ценность отдельного человека, внимание к собственным чаяниям и нуждам вновь оказалось вполне законным. Это пришлось очень кстати в XIX веке, когда в Европе стал бурно развиваться капитализм: возникло ощущение, что без эгоизма невозможно построить новое общество – общество тотальной конкуренции и индивидуальной выгоды.

Также и в современной России личная выгода перешла из категории осуждаемых в число одобряемых ценностей. И такое двойственное отношение к эгоизму немного сбивает нас с толку. «Несовместимость двух принципов («блюди свою выгоду» и «эгоизм – это плохо»), проповедуемых в рамках одной культуры, порождает глубинный личностный конфликт», – утверждает философ Ирина Рудзит *** .

Никто не рождается альтруистом

Рождаемся ли мы в коллективистском обществе (где эгоизм встречается реже) или в обществе индивидуалистов (которое превозносит уникальность каждого человека), в первые годы жизни все мы – маленькие нарциссы. Мысли и чувства ребенка направлены на удовлетворение его желаний. Другие люди интересуют его в зависимости от того, полезны ли они для его «Я». «Такой эгоцентризм – естественный период развития, – поясняет Светлана Кривцова. – Благодаря ему формируется уважение к себе. И лишь к 6–7 годам у нас возникает потребность в доверительных, надежных отношениях с другими людьми». Среди 6-летних детей становятся заметны те, для кого эгоизм уже не метод самопознания, а форма жизни. Они ни с кем не делятся, не слишком интересуются мнением других детей, навязывают свои правила игры. Это дети, которых родители плохо сориентировали в реальности, не объяснили, что без других людей мы не можем существовать и должны учитывать их интересы. «Родителям не стоит корить ребенка за то, что он эгоист, – советует Светлана Кривцова. – Лучше сказать ему: «То, как ты ведешь себя, не совсем разумно. Если сегодня ты забрал себе все лучшие игрушки, то завтра твои приятели будут играть без тебя, и ты останешься один». Если взрослые не вступают в диалог с ребенком, а властно требуют соблюдения норм поведения, то позже при любом требовании или просьбе он будет чувствовать себя объектом агрессии и начнет защищаться. с помощью эгоизма. Иначе ему не сохранить веру в себя.

«ВЫСОКАЯ САМООЦЕНКА И САМОУВАЖЕНИЕ ПОЗВОЛЯЮТ НАМ ХОРОШО ОТНОСИТЬСЯ И К ДРУГИМ ЛЮДЯМ»

Искусство договариваться

«Я очень прохладно отношусь к творчеству группы The Black Sabbath, – признается 28-летняя Оксана. – Но мой друг Игорь – металлист, и как только стало известно, что Оззи Осборн и его команда будут выступать в Москве, я сказала Игорю, что готова составить ему компанию, если он раздобудет билеты. Я пошла ему навстречу, потому что знаю, насколько это важно для него. Но в других случаях, например когда я устала, а в машине грохочет тяжелый рок, я могу твердо сказать «нет». Учитывая потребности и желания других людей, мы согласовываем их со своими, постоянно идем на компромиссы. «Искусство жить – это искусство договариваться: с партнерами, с родными, с коллегами, – уверена Светлана Кривцова. – Если мы принимаем пожелания другого человека, это позволяет нам оговорить и собственные». Но проблема в том, что заранее заданной меры допустимого эгоизма не существует. Действительно ли надо в выходные навестить тетушку на даче, если в конце рабочей недели я оказался совсем без сил? Должна ли я провести отпуск на Камчатке (хотя предпочла бы Европу), если мой партнер – любитель гейзеров и экстремального туризма? Стоит ли давать взаймы безработным друзьям, которые вряд ли вернут долг? Каждый раз нам приходится искать баланс между чувством долга, собственными интересами, защитой личного пространства и желанием поступить хорошо.

Как мы это понимаем

Эгоизм – себялюбие, преувеличенное внимание к своему «Я», своим потребностям и интересам; поведение, подчиненное собственной выгоде. Эгоисту не свойственно учитывать интересы и потребности других людей. Противоположность эгоизму – альтруизм. Эгоцентризм – представление о себе как о центре Вселенной, сосредоточенность на себе, неспособность посмотреть на себя со стороны и встать на позицию другого человека.

Нарциссизм – навязчивая страстная любовь к своему образу, которая имеет тенденцию переходить в самолюбование. Обесценивая других людей и демонстрируя собственное превосходство, нарциссы компенсируют разрушающее их чувство внутренней пустоты.

Индивидуализм – особая форма мировоззрения, при которой предпочтение отдается индивидуальным ценностям (свобода выбора, самостоятельность); нежелание поступать в соответствии с мнением группы (семьи, социального класса или партии). Он способствует эгоистичному поведению, но не все индивидуалисты одержимы своим «Я».

Хорошая мера эгоизма

Кстати: эгоистическая мотивация нередко оказывается эффективнее, чем альтруистическое желание помочь. «Наши исследования показывают, что волонтеры, которые стремятся успокоить свою совесть или которым невыносимы несчастья других, более последовательны, – подчеркивает Мари Дежарден (Marie Dejardin), психолог из Университета Клермон-Феррана (Франция). – Объективно они приносят больше пользы, чем те, кто идет в добровольцы из абстрактной любви к людям». Заботиться о себе вообще психологически здраво. А вот заботиться только о себе или, наоборот, постоянно пренебрегать своими интересами – значит совершать ошибку. Мы вполне можем жить сообразно нашим желаниям, если только не принуждаем всех вокруг их исполнять. Но если чье-то эгоистичное поведение все же выведет нас из себя, мы можем вспомнить призыв Матери Терезы: «Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны: все равно прощайте им»*****.

  1. * Э. Фромм «Искусство любить» (АСТ, 2009).
  2. ** Козьма Прутков «Афоризмы» (Фолио, 2011).
  3. *** И. Рудзит «Эгоизм как внутренний нравственно-этический фактор развития самосознания человека». Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006, № 1.
  4. **** О «разумном эгоизме» мы знаем в основном из романа Н. Чернышевского «Что делать?» (Феникс, 2002).
  5. ***** Из духовного завещания Матери Терезы, которое можно прочесть на стене детского дома в Калькутте (Индия).

Кто такой эгоист?

Все дети рождаются эгоистами, ведь это врожденное качество можно сравнить со звериным инстинктом, а все звери – эгоисты. Однако, если законы природы люди воспринимают естественно, то человеческий эгоизм обществом скорее порицается, чем приветствуется. Так кто такой эгоист мы и расскажем в нашей статье.

Что значит эгоист?

Речь идет о человеке, который ставит свои интересы превыше других, планирует действия только с точки зрения получения собственной выгоды и пользы. Сам термин появился в 18 веке, когда французские мыслители сформировали теорию «разумного эгоизма», предполагающую, что основой морали выступают правильно понятые собственные интересы. Советский генетик В.П. Эфроимсон полагал, что такая черта характера передается на генетическом уровне, ведь люди за время существования и естественного отбора действовали в связке, то есть преследовали одну общую цель.

Причины и признаки эгоизма

Конечно, это чрезмерное внимание к ребенку в детстве, когда все окружающие люди балуют его и потакают каждому капризу. В результате ребенок растет в атмосфере вседозволенности, отсутствует воспитание как таковое и никто не объясняет малышу, что такое хорошо, а что такое плохо. Он знает только одно слово – «дай» и привыкает получать, ничего не отдавая взамен.

  1. Гордыня, хвастовство, уверенность в своей непогрешимости.
  2. Ощущение собственной исключительности и значимости.
  3. Индивидуализм, нежелание нести ответственность за себя и близких людей. Очень часто такие признаки наблюдаются у мужчины-эгоиста, но и женщины подвержены им не меньше.
  4. Нетерпимость к ошибкам и недостаткам других, желание кого-то за что-то проучить и оставить за собой последнее слово.
  5. Сарказм, цинизм и грубость. Пренебрежение нормами морали и этики.
  6. Привлечение к себе внимания, обидчивость, неспособность прощать.

На самом деле таких людей можно пожалеть. Исповедуя чувство собственной исключительности, они редко бывают счастливы. Сосредоточенные на собственной персоне, они слишком заботятся о том, что о них скажут другие и нередко попадают под чье-то влияние. Они подозрительно относятся к людям, не желают быть благодарными и просто не понимают, насколько иллюзорна их значимость. Крайним случаем эгоизма является эгоцентризм, когда человек считает себя «пупом Земли» и только и делает, что говорит о себе. Он полагает, что все должны быть счастливы только от того, он есть в их жизни и существует на свете.

Противоположность эгоисту

Противоположностью эгоисту является альтруист. Это самоотверженный человек, который ради общего блага приносит в жертву свою выгоду и пользу. Не секрет, что именно об этом мечтали утописты и именно такой подход к человеческому обществу исповедовали большевики. Однако, как показывает практика, крайность вредна, чего бы она не касалась. Поэтому очень важно соблюдать золотую середину, разумно поступаясь собственными интересами во имя других.

Эгоист противоположность

Самарянин проявляет чистый альтруизм. Исполненный чувством сострадания, он отдает совершенно незнакомому ему человеку время, энергию и деньги, не ожидая ни вознаграждения, ни благодарности. Проявлять альтруизм учат в детском саду, в школе, в семье. Отчего же нам не удается проявлять его всегда? Что лежит в основе наших добрых поступков: искреннее желание помочь или что-то иное?

В жизни человека эти два понятия настолько тесно связаны друг с другом, что практически на любое наше стремление оказать помощь влияют соображения как эгоистичного, так и бескорыстного характера. Каждый согласится с тем, что большинство действий по оказанию помощи являются явно эгоистичными (чтобы заслужить одобрение или избежать наказания) или почти эгоистичными (стремление решить свои внутренние проблемы). И крайне редко мы проявляем искреннее сострадание и милосердие, на которое и сами расчитываем в трудную минуту. Это хорошо видно на примере людей, добровольно ухаживавших за больными СПИДом. Оказалось, что большинство из них - почти 90% - оказывали помощь из-за будущей карьеры, получения новых знаний, опыта. И только каждый десятый поступал так в соответствии с общечеловеческими ценностями и заботой о других. Получается, что оказание помощи не всегда является альтруистическим поступком.

В другом случае нашим поведением управляют общепринятые нормы социальной взаимности: оказывать помощь тем, кто оказывает ее нам, и социальной ответственности: убежденность в том, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Такое поведение уже можно назвать альтруистическим, но, к сожалению, не до конца, так как в его основе все равно лежит либо личная выгода, либо обязанность, навязанная общественным требованием вести себя так, а не иначе. Мы должны помочь старушке перейти улицу. Мы должны вернуть бумажник тому, кто его потерял. Мы должны защищать наших боевых товарищей от возможной гибели. Мы должны заботиться о детях, инвалидах. Нормы - это общественные ожидания. Они предписывают нам определенное поведение, определенные жизненные обязанности, и мы им следуем.

Кроме этого, существует настоящее альтруистическое поведение. В его основе всегда лежит эмпатия (сочувствие) и любовь. Но не стоит думать, что если у человека есть эти качества, то он способен на подлинный альтруизм, отнюдь нет. Любящие родители страдают, когда страдают их дети, и искренне радуются вместе с ними. Это не значит, что они будут также переживать или радоваться за других, особенно незнакомых для них, людей. Причина кроется в природе человека, в его биологической склонности к эгоизму. Что подтверждает наличие глубоко укоренившегося в человеке "первородного греха", заставляющего людей заботиться только о своих интересах. Кто это понимает и стремится к своему духовному совершенству, тот совершает подлинные альтруистические поступки.

Кто хоть один раз в жизни совершил абсолютно бескорыстный поступок, тот знает, как сильно увеличивается чувство собственного достоинства. После этого хочется снова и снова совершать что-нибудь похожее.

Заповедь "возлюби ближнего твоего как самого себя" напоминает нам о необходимости уравновешивать свои интересы с интересами других. Великодушие и альтруизм выступают тормозами для биологической склонности человека к эгоизму и подымают его на новую высоту духовного развития.

даже если мы этого желаем?

Но есть еще факторы, которые влияют на то, что человек неправильно оценивает ситуацию, а соответственно, и ведет себя неправильно. Это связано с психологическими механизмами оценки и восприятия информации. Замечено, что если человек торопится, спешит (как священник в притче о добром самарянине), то вероятность того, что он кому-то окажет помощь - крайне мала. Спешащий человек никого не замечает вокруг, он погружен в себя и занят только своими интересами и проблемами.

Исследования показали, что чем больше очевидцев чрезвычайной ситуации, тем меньше они склонны брать ответственность на себя по ее разрешению. Вначале все ждут: кто же первый бросится помогать и если такого человека не найдется, то первоначальная нерешительность перейдет в смущение от своего бездействия. Найдя какое-то оправдание, мы стремимся быстрее уйти от места происшествия. И наоборот, если найдется смельчак, который тут же станет оказывать помощь, мы тут как тут, все бросаемся ему помогать.

Многое в наших действиях зависит от того, кому необходима помощь. Если это молоденькая девушка или женщина, или человек, похожий на нас своим социальным статусом, то мы с большим желанием откликнемся на его просьбу или потребность в помощи. Люди более всего склонны помогать тем, кто, по их мнению, нуждается в помощи и заслуживает ее, а также тем, кто похож на них.

Но ведь в критическую ситуацию может попасть любой человек, в том числе и мы сами. Готовность и желание человека прийти на помощь другому человеку говорит о его взаимоотношениях с Богом. Не случайно Авва Дорофей провел такую закономерность, говоря о свойстве любви: "Насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся с Богом".

На нравственное воспитание детей влияет как то, что они слышат, так и то, что они видят. В психологии описан механизм - интериоризация - когда дети бессознательным образом копируют и запоминают поведение своих родителей. И то, как родители ведут себя, становится эталоном для поведения детей в будущем, когда они вырастут.

*Подбирать книги, телепередачи, фильмы с положительными примерами альтруизма.

Средства массовой информации способны научить ребенка либо хорошему, либо плохому поведению. И от того, что ребенок будет читать или смотреть, будет зависеть многое.

* Не гасить порывы детей к добрым поступкам.

Когда вы торопитесь, к примеру, с дочкой на день рождения, а ей вдруг захотелось пожалеть маленького котенка, что сидит на лавочке, не проходите мимо и не объясняйте дочке ненужность или несвоевременность этого поступка. Если сегодня вы вместе пройдете мимо котенка, завтра она пройдет и мимо человека.

* Поощряйте добрые поступки детей, но не материальным вознаграждением.

Умело сказанный комплимент вызовет желание сделать похожий поступок еще раз. Вознаграждение в виде конфет или мороженого будет формировать у ребенка мысль, что в этом мире все покупается и все продается, в том числе любовь и добродушие.