Расположение войск в операции магистраль на карте.

Операция «Магистраль»

Операция «Магистраль» -- самая крупномасштабная плановая войсковая операция в Афганской войне 1979--1989 гг. в зоне Афгано-Пакистанской границы провинция Пактия, юго-восток Афганистана. Совместная боевая операция с привлечением значительных сил и средств. Основные действия разворачивались вдоль магистрали Гардез-Хост. Командование войсками ОКСВА осуществлял генерал-армии В. И. Варенников. Силами афганских моджахедов -- известный полевой командир Джалалуддин Хаккани. Была проведена с 23 ноября по 10 января 1987--1988 гг. Причиной проведения данной операции послужили действия моджахедов по блокированию города Хост, на территории которого осенью 1987 г. планировалось создать новое исламское государство. Воспользовавшись отсутствием советских частей в округе Хост, душманы к осени 1987 года восстановили одну из самых крупных перевалочных баз "Джавара", которую советские войска разгромили еще весной 1986 года. Существовала опасность создания в Хосте временного правительства оппозиционных сил. Было принято решение спланировать и провести крупную совместную войсковую операцию афганских и советских войск и обеспечить население Хоста в первую очередь продовольствием, а также другими видами материальных средств, сорвать замыслы оппозиции по формированию альтернативного правительства Афганистана. В этой операции из состава 40-й Армии участвовали силы 108-й и 201-й мотострелковых дивизий, 103-й воздушно-десантной дивизии, 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады, 345-го отдельного парашютно-десантного полка и др. Со стороны афганской армии были привлечены силы и средства пяти пехотных дивизий, одной танковой бригады и нескольких подразделений спецназначения. Кроме того, в операции участвовали более десяти батальонов царандоя и госбезопосности.

Обстановка на магистрали Гардез-Хост была сложной. Сначала предстояло овладеть перевалом Сети-Кандав - он расположен на высоте трех тысяч метров. Группировка оппозиции в этом районе состояла в основном из военизированной части племени джадран. Это племя вообще не подчинялось никакому правительству и действовало, как считали нужным его руководители. В 80-е годы руководство формированиями моджахедов осуществлял Джелалуддин, выходец из этого племени. Поскольку переговоры с Джелалуддином оказались безрезультатными, 23 ноября была начата операция "Магистраль". К исходу 28 ноября передовые части овладели перевалом Сети-Кандав. Затем опять начались переговоры с лидерами воюющего племени джадран. Но 16 декабря войска были вынуждены продолжить боевые действия. 30 декабря по магистрали на Хост двинулись первые машины с продовольствием.

Пролог:
История одной фотографии.
В Афганистане Олег Аксенов прослужил всего 25 дней

Боль. Она приходит, как правило, ночью. Боль на пограничном уровне пробуждённого подсознания, боль и её верный спутник страх. Объединившись вместе, они рвут в клочки нейроны мозга, выжигают тончайшие электролитные нити сердца. Память начинает лихорадочно ворошить страницы прошлого, словно в неуправляемом калейдоскопе…..
Пробуждение. Сердце зашкаливает за 150 ударов. Вот - вот выключится сознание. Нет-нет!, надо тянуть, не всё ещё успел, не всё! Что залить в себя? В душу? Лекарство? Водку? Что?!.......
Вновь и вновь всплывают перед глазами памятники, вырезанные профили на чёрном полированном камне – красавцы офицеры со всем регалиями, которые лежат теперь в тишине последних «полигонов». Вся ваша жизнь замерла, и остановилось. И всё, что теперь осталось - лишь наша память….
Вот и ещё одно воспоминание касательно той войны. Когда уже было принято решение о выводе первых шести полков, прошло стягивание техники к термезскому коридору, духи и их заморские инструкторы смогли организовать блокаду ключевой дороги Гардез-Хост. Провинция Хост осталась отрезанной от каких либо поставок грузов и продовольствия. Итак, воспоминание армейского братства об операции «Магистраль 1987», и о тех, кто не вернулся, но выполнил свою интернациональную, миротворческую миссию.

Не у каждой мамы погибшего «афганца» есть такое письмо от командира. Официальные послания-соболезнования есть у всех. Но чтобы столь откровенно! Видимо, Лидия Леонидовна Аксенова смогла неистовым криком изболевшей души пробить стену молчания. А может, ей просто повезло на совестливого командира полка, который поставил себя на место солдатской мамы и не смог не ответить.
«Это было на операции «Магистраль», в нескольких километрах от города Хост, - писал Лидии Леонидовне в Нижний Тагил командир 1179-го гвардейского артиллерийского полка 103 воздушно-десантной дивизии гвардии подполковник Андрей Смирнов в декабре 1987 года. - Командиром 4-й батареи капитаном Евгением Шмаровым Олег был назначен в артиллерийскую группу разведки и корректирования огня, в которую входили еще рядовой Валерий Чумичев и ефрейтор Дмитрий Баландин.

Вся эта группа вечером 28 ноября 1987 года поднялась на высоту 2800 метров, чтобы утром 29 ноября корректировать огонь своей артиллерии по противнику. Как только стемнело, капитан Шмаров организовал наблюдение за противником и охрану.
Около 23.00 мятежники начали обстрел высоты реактивными снарядами, который продолжался до 2 часов 30 минут следующего дня. Потом все легли отдыхать. Олег устроился в одном окопе с капитаном Шмаровым, а Чумичев и Баландин остались на охране. В 3.50 утра душманы снова начинали обстрел, и один из снарядов прямым попаданием накрыл окоп, где спали Олег и его командир.
Мне тяжело Вам писать, но мама должна знать правду. Капитану Шмарову разнесло все кости таза, Олегу оторвало голову. Чумичев был ранен в спину большим осколком, и ему оторвало легкое, в госпитале он умер. Баландину осколок попал в руку. Когда Баландин оглянулся и в шоке бросился помогать товарищам, то помочь было некому. Раненых и убитых вертолетами отправили в госпиталь».

Операция под кодовым наименованием «Магистраль» имела целью не только деблокирование дороги Гардез -Хост и проводку автомобильных колонн с запасами материальных средств для населения и гарнизона Хоста. Она преследовала и политическую цель - срыв замыслов руководства моджахедов по отторжению округа Хост от Афганистана и размещению на его территории своего правительства. Одно дело - иметь «правительство в изгнании» где-то на территории Пакистана и совсем другое - в Хосте. В таком случае гражданская война имела все шансы превратиться в освободительную. Кроме того, необходимо было развеять миф о непобедимости пуштунского племени «Джадран», которое блокировано дорогу Гардез - Хост.
Для проведения операции была создана группировка, включавшая 14 советских батальонов, 8 афганских подразделений, 7 батальонов МВД и 4 батальона МГБ Афганистана. Руководил боевыми действиями командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.
Когда разрабатывался замысел операции, младший сержант О. Аксенов был еще в «учебке», на территории СССР. Он прибыл в Афганистан 4 ноября 1987 года, за две недели до начала «Магистрали», и по всем канонам службы не должен был на нее попасть. Как потом рассказывали Лидии Леонидовне в Витебске, Олег попросился на операцию вместо другого солдата. «Пойду посмотреть на настоящую войну!» - сказал он товарищам. 25 дней -вот и весь его срок службы в Афгане. Вот и вся его война.

А далее операция «Магистраль» проходила уже без Олега, капитана Евгения Шмарова, рядового Валерия Чумичева. Они погибнут, выживет после проклятого реактивного снаряда только ефрейтор Дмитрий Баландин. Судьба разделила их на живых и мертвых. Погибшие уже не узнают, что город Хост был спасен, 18 автоколонн перевезли сюда свыше 22 тысяч тонн различных грузов, главным образом продовольствия и горючего. В ходе боевых действий было уничтожено и захвачено большое количество вооружения и боеприпасов прибывшего пакистанскими караванами. Изрядно духи готовились, скрытно и профессионально.

В дальнейшем, именно в ходе операции «Магистраль» на высоте 3234 бессмертной славой покроет себя 9 рота 345 парашютно-десантного полка, о подвиге которой в 2005 году будет снят известный одноименный фильм Федора Бондарчука. За всю операцию в советских подразделениях погибли 20 и были ранены 68 военнослужащих. Олег Аксенов и его боевые товарищи станут первыми в этом скорбном списке.

Как рассказывают, недавно, Лидия Леонидовна смотрела документальный фильм о сегодняшнем Афганистане. В нем бывшие душманы, вспоминая войну, сожалели о том, что воевали против русских – «шурави», которые строили афганскому народу заводы, фабрики, гидроэлектростанции, доставляли продовольствие, горючее, школьные принадлежности. Печальная связь событий! Ведь Олег, его боевые товарищи погибли во имя спасения жителей афганского города Хоста от голодной смерти. Вечная память русскому солдату, беззаветно верующему в идеалы добра и мира!

P.S.
/Из записей Егора Ивашевского/
http://nick-name.ru/nickname/id1041819/

В Правда О Девятой Роте


Есть на юге Афганистана провинция Хост с центром в одноименном маленьком городке. Находится она в труднодоступных горах на границе с Пакистаном.
Связь с центральными районами и Кабулом поддерживается через одну-единственную дорогу Гардез-Хост. Ключевая точка этого пути - перевал Сети- Кандав высотой три тысячи метров. Кто владеет перевалом, тот владеет и дорогой и, соответственно, контролирует всю провинцию. Основное население Хоста - кочевые племена, вечная головная боль всех правителей Афганистана. Особенно племя джадран. Этот свободолюбивый народ никогда и никому не подчинялся - ни королю, ни англичанам, ни шаху, ни Амину, ни тем более Бабраку Кармалю и советским войскам. Подавляющая часть моджахедов провинции, самая боеспособная и активная, была родом из племени джадран. И общее руководство формированиями осуществлял Джелалуддин Хаккани, тоже выходец из этого племени.

Битвы за Джавару

Но, по сути, большой стратегической ценности провинция Хост для нашего контингента не представляла, поэтому советские войска туда особо не рвались. Пользуясь этим, моджахеды построили там крупный опорный пункт и перевалочную базу - Джавара. Это был фортификационный комплекс с мощными оборонительными коммуникациями и защитными сооружениями, связанными единой системой огня. Через Джавару проходило 20% всех поставок снаряжения, вооружения и боеприпасов из Пакистана. Но наши все равно не лезли атаками на базу, потому что удобнее было пресекать поставки на дороге и караванных тропах, ведущих из Хоста в Центральный Афганистан. Другое дело - правительство Афганистана. Для него занять провинцию и ликвидировать базу Джавара было вопросом престижа, тем более что там обосновалась радиостанция для вещания сочувствующих моджахедам журналистов и политиков. Несколько раз базу штурмовали, один раз - при активной помощи советских войск - даже взяли, но удержать не смогли, и она вскоре вновь была восстановлена.

Новое мышление

В 1987 году обстановка стала меняться. В СССР уже два года был у власти Горбачев, говоривший о «новом мышлении» и о конце Афганской войны. Активные боевые действия наши войска прекратили, и, как свидетельствовал тогдашний командующий 40-й армией генерал-полковник Борис Громов, солдаты имели право открывать огонь по противнику только в случае нападения на военную базу. Поменялось и правительство Афганистана. С подачи Кремля одиозного Бабрака Кармаля сменил более прогрессивный Наджибулла. «Духов» отныне политкорректно именовали «оппозицией» и «повстанцами». Те, естественно, поспешили активизировать свою деятельность. У них даже возникла идея сформировать оппозиционное правительство не за границей, а непосредственно в Афганистане. Идеальней всего для этого подходила провинция Хост. Моджахеды заняли перевал Сети-Кандав и окончательно блокировали единственную дорогу. В районе перевала возник мощный укрепрайон под неблагозвучным названием Срана. Западные журналисты описывали его как «неприступный бастион, о который русские сломают себе зубы». Сам город Хост был полностью в блокаде, связь и снабжение осуществлялись лишь по воздуху. Наджибулла, узнав об опасности создания временного правительства, настойчиво просил Москву дать приказ ОКСВА (Ограниченному контингенту советских войск в Афганистане) снять блокаду с Хоста. И Горбачев согласился, с одной стороны - собираясь закончить «позорную» войну, а с другой - отдавая приказ взять укрепленную позицию. Но ведь даже для сугубо штатского человека было ясно, что это обернется морем крови.

Операция «Магистраль»

Для военных приказ - закон, и его нужно выполнять. Но В. Варенникову, Б. Громову, П. Грачеву и другим офицерам и генералам меньше всего хотелось штурмом брать перевал, а затем подписывать многочисленные похоронки. Командующий 40-й армией Громов пытался договориться о деблокаде мирным путем. Не секрет, что афганские полевые командиры падки на деньги, и вояк несложно было подкупить. Но не в этом случае. Громов несколько раз поднимался на перевал, но с Джелалуддином так и не встретился. Тогда по линии армейской разведки в Пакистан прошла намеренная утечка информации о попытках мирных переговоров, что было правдой, и о том, что Джелалуддин склоняется к решению согласиться с предложениями советского командования, что было «дезой». Неизвестно, как ко всему этому отнеслись в Пакистане, но лидера моджахедов отозвали и несколько месяцев проверяли. В его отсутствие тоже велись переговоры, но заместитель Джелалуддина также не шел на контакт - ни с шурави, ни с афганским правительством. Оставалось только одно - штурмовать перевал и с боями прорваться к Хосту. Началась самая крупномасштабная операция за все время Афганской войны. Против 13-тысячной группировки «духов» было сосредоточено 20 тысяч советских и афганских солдат, море артиллерии и авиации. О сроках и подробностях операции «Магистраль» знали только Громов и несколько офицеров его штаба. Афганцам не говорили из-за опасений предательства, а в Москву не докладывали, боясь, что операцию отменят или попросту разболтают.

Штурм

Ясным зимним днем над перевалом Сети-Кандав показалось несколько советских транспортных самолетов. Оттуда чуть ли не гроздьями посыпались парашютисты. Все небо покрылось куполами парашютов. Такое было впервые в Афганистане. Раньше выброс десанта осуществляли только с вертолетов. Все огневые точки моджахедов открыли по спускавшимся парашютистам ураганный огонь. Стреляли из пулеметов, «Стингеров», автоматов, допотопных винтовок. «Духи» просто ошалели от азарта, расстреливая ненавистную советскую десантуру. Это ведь только в фильмах парашютист, паря в небе, может стрелять и поражать цели. В реальной жизни десантник под куполом парашюта беспомощен и представляет собой идеальную мишень. Однако в упоении боя моджахеды не заметили еще несколько наших самолетов-разведчиков. А в них штурманы, разбившись на квадраты, засекали каждую огневую точку и тут же передавали координаты на артиллерийские позиции. Удар артиллерии был страшен, огонь постоянно корректировался наблюдателями. В небе появились советские бомбардировщики и штурмовики. Пламя, камень, кровь - все смешалось и превратилось в пылающий ад. Через четыре часа на перевал стали подниматься мотострелки. Укрепрайон их встретил тишиной: все огневые точки уничтожены, перевал Сетиандав взят! А сейчас - самое главное. Ни один советский солдат или офицер при штурме не погиб и даже не был ранен! Парашютный десант оказался фикцией. Набили десантные комбинезоны тряпками и камнями и сбросили на парашютах. А «духи» стреляли по этим манекенам. Сплав удачи, военного таланта и профессионализма! За эту операцию Валентин Варенников - командующий ОКСВА, Павел Грачев - командир 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, Валерий Востротин - командир 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка и, конечно же, командарм-40 Борис Громов были удостоены звания Героя Советского Союза.

Девятая рота

После взятия перевала вперед по дороге Гардез-Хост под прикрытием десанта двинулись инженерно-саперные части. Одновременно с этим в районе Хоста высадились батальон советских десантников и бригады афганского спецназа. Вскоре колонны машин с продовольствием пошли к блокадному городу, а наши и афганцы начали зачистку укрепрайона Срана. Части 40-й армии захватили около сотни складов с оружием и боеприпасами, четыре танка, девять бронетранспортеров. Вот тогда девятая рота и совершила свой подвиг, о котором много писали и сняли одноименный фильм. Картина, конечно, хорошая и зрелищная, но грешит против истины. Во-первых, рота находилась на выгодных позициях, в то время как душманы вынуждены были атаковать ее из неудобного положения. Вообще, до сих пор неясно, пытались ли «духи» прорваться из окружения или это была последняя отчаянная попытка взять под контроль дорогу. Во всяком случае, атака «Черных аистов» была для советского командования приятным сюрпризом. Гораздо удобнее уничтожать элитное подразделение противника из укрытий, чем выкуривать по одному из подземных щелей. Серьезнейшим искажением фактов стало то, что в фильме десантники оказались «забыты» на высоте и приняли бой в одиночку, без всяческого командования и поддержки. А главное - потери в роте по фильму составляют почти 100%, но на самом деле погибло шесть из 39 человек и оказалось ранено 26 бойцов. Это были самые большие единовременные потери во время проведения операции. Тем не менее успешный бой девятой роты был преподнесен руководству СССР как кровавая трагедия, и через год наши войска вышли из Афгана. Хитроумные политики перечеркнули блестящие победы военных. Наджибуллу через несколько лет запытали талибы, Громов ушел из армии. А Джелалуддин Хаккани по-прежнему царствует в Хосте и ныне уничтожает американцев и французов.

Прошло много лет, как советские войска вступили на территорию Афганистана. Наступило время осмысления итогов участия в афганской гражданской войне советского воинского контингента.

Афганистан находится в центре евроазиатского региона и всегда был интересен американским геополитикам, как нестабильный регион, находящийся вблизи советских границ.

Гражданская война стала результатом противостояния руководства Афганистана, пытавшегося провести реформы для вывода страны на новый уровень развития, и исламской оппозиции, которую поддерживали моджахеды, часть афганского населения и ряд стран исламского мира.

Советский Союз не раз отклонял просьбы афганского руководства оказать военную поддержку в борьбе против военизированных подразделений исламской оппозиции. Но в марте 1979 года в Афганистане произошел так называемый гератский мятеж: антиправительственные группировки, поддерживаемые афганской армией, перешли в наступление на правительство страны с лозунгом - «Исламская революция без Советов и Запада». Мятеж стал катализатором множества восстаний, прокатившихся по Афганистану. Советское руководство увидело в этом угрозу безопасности СССР и приняло решение о принятии мер по укреплению российской границы с Афганистаном и подготовке к вводу советских войск на афганскую территорию. В декабре 1979 года контингент войск был введен в Афганистан по приказу министра обороны Д.Ф. Устинова.

Основными задачами советских войск были авиационная, артиллерийская, саперная поддержка афганских войск, а также пресечение поставки оппозиционным войскам вооружения из-за рубежа.


В 1982 году лидерами моджахедов под патронажем Пакистана был создан союз, названный альянсом семи, который своей целью поставил создание исламского государства в Афганистане. А для этого они решили создать альтернативное правительство. На роль столицы «свободного Афганистана» хорошо подходил город Хост. Этот город расположен на границе с Пакистаном в труднодоступных горах. К нему из центра страны вела одна единственная дорога через перевал Сети-Кандав. Поэтому тот, кто владеет этим перевалом, тот и контролирует всю провинцию Хост. Основное население провинции составляют кочевые племена, воины которых отличаются своей агрессивностью и хорошей воинской подготовкой.

Моджахеды построили в провинции Хост опорный пункт Джавара, который являлся укрепленной базой и перевалочным пунктом боевиков. Через него осуществлялось до 20% поставок вооружения, снаряжения и боеприпасов из Пакистана.

Советскими войсками осуществлялся контроль над поставками оружия и снаряжения по дорогам, ведущих из Хоста в центральную часть страны. В само логово моджахедов советские подразделения не входили.

Но афганское правительство, понимая всю значимость наличия оппозиционной власти, неоднократно принимало меры по уничтожению базы Джавар, но безрезультатно. Боевики, захватив перевал Сети-Кандав и, создав там непреодолимый бастион, сформировали мощный хостовский укрепрайон под названием Срана. Для уничтожения этого укрепрайона афганское руководство неоднократно обращалось к советскому правительству оказать помощь в освобождении провинции Хост от моджахедов. Горбачев, прекрасно понимая, какие потери может понести советский воинский контингент при выполнении этой боевой операции, тем не менее, отдает этот приказ.

Несмотря на полученное указание об оказании военной поддержки афганской армии по деблокированию Хоста, военное командование советской группировки предприняло шаги по решению этой проблемы мирным путем. Неоднократно Громов, командующий 40-й армией, пытался встретиться с лидерами моджахедов, но безрезультатно. Оставался только один возможный способ выполнить приказ верховного главнокомандующего - штурмовать перевал и прорываться с боем в Хосту.

Операция по захвату укрепрайона боевиков получила кодовое название «Магистраль». Двадцатитысячной группировке советских и афганских войск противостояли тринадцать тысяч моджахедов. Планирование и подготовка к самой крупномасштабной операции осуществлялась с соблюдением строжайшей секретности. Даже руководство в Москве не было посвящено в ее детали.

Спецоперация началась с выброса десанта над перевалом Сети-Кандав. Боевики открыли шквальный огонь со всех видов имеющегося вооружения по спускающимся на парашютах десантникам. А в это время рядом с транспортниками в стороне пролетели самолеты-разведчики, которые аккуратно засекли все огневые точки боевиков. Совместным ударом артиллерии и авиации, умело корректируемым наблюдателями все огневые точки моджахедов были уничтожены и, поднявшихся на высоту мотострелков, перевал Сетиандав встретил полной тишиной. В этом бою не погиб ни один солдат, потому что была применена военная смекалка - вместо реальных десантников с самолетов сбросили манекены, изготовленные из комбинезонов, камней и тряпок. Удачный захват перевала удалось осуществить благодаря таланту и профессионализму командного и рядового состава советско-афганского военного соединения.
Взятие перевала позволило под прикрытием десантного подразделения начать переброску специальных воинских частей, техники и продовольствия в Хост, а также совершить зачистку от душманов укрепрайона Срана.

Боевики элитного подразделения моджахедов «Черные аисты» предприняли отчаянную попытку вырваться из окружения и, если удача будет на их стороне, захватить контроль над единственной дорогой к базе Джавар. Это подразделение было создано спецслужбами Пакистана. В его состав входили как афганские боевики, так и наемники из разных стран мира (Иордании, Ирана, Египта, Саудовской Аравии, Пакистана, КНР). Бойцы «Черного аиста» были профессионально подготовлены: владели всеми видами оружия и средствами связи, умением принимать нестандартные решения. Основным местом базирования «черных аистов» были труднодоступные высокогорные районы вблизи границ с Пакистаном. Черноаистники участвовали в организации засад на воинские подразделения советских войск. Название подразделения соответствовало цвету одежды, которую носили боевики. Все они были приверженцами радикального ислама. В бою любой боец это спецподразделения мог совершить ничем не оправданные действия (стать во весь рост и открыть стрельбу по противнику, читать во время боя через громкоговоритель суры из книги «Аисты»). Они считали, что этим можно сломить боевой дух советских воинов.

На их пути оказались бойцы 9-й десантной роты - 39 человек. Десантники занимали достаточно удачную позицию на высоте 3234. Душманы имели численное превосходство - по имеющейся информации, их было около 400 человек.

Вначале боя позиция бойцов 9-й роты подверглась жесточайшему обстрелу из орудий, минометов, гранатометов, реактивных снарядов. Используя складки местности, черноаистники подошли к позициям десантников на расстояние до 200 метров. С наступлением сумерек они ринулись со всех сторон в атаку.

Потери душманов составили: 15 убитых и 30 раненых. При отражении очередного штурма погиб младший сержант В. Александров. Его сослуживцы рассказывали, что озверевшие от неудачи «чернорубашечники» пошли в атаку на позицию десантников полный рост. Это позволило Славе Александрову вести прицельный огонь из пулемета. Даже когда пулемет вышел из строя он точно послал в цель пять гранат, а затем обстрелял моджахедов из автомата. При смене позиции он был тяжело ранен и умер на руках товарищей.

Ночью душманы пошли в очередную атаку: их не остановило даже минное поле - они шли буквально по трупам своих единоверцев и им удалось приблизиться к позициям десантников на расстояние менее 50 метров. Бойцы под командованием сержанта А. Кузнецова, несмотря на полученные многочисленные ранения отбили атаку, но сам сержант погиб.

В самый напряженный момент боя на помощь десантникам пришел разведвзвод, который доставил на позиции боеприпасы. В это время у оборонявших осталось только по одному магазину патронов и полностью отсутствовали гранаты.

Особую роль в отражении натиска чернорубашечников сыграла артиллерия. Корректировщик Иван Бабенко умело корректировал огонь артиллерии, а в критические моменты вызывал огонь на близкое расстояние от позиции роты. Точные удары орудий отсекали атакующих душманов от расположения десантников.

Бойцы 9-й роты в течение двенадцатичасового боя отбили все атаки «черных аистов» и заставили их отступить. После завершения сражения защитники высоты увидели вокруг позиции брошенные орудия, большое количество пулеметов, а также гранатометы и стрелковое оружие иностранного производства.

Операция «Магистраль» должна быть включена в учебники по военной стратегии и тактике как самое удачное сражение, проведенное советским командованием в Афганистане. Но, к сожалению, эту победу у офицеров и бойцов практически украли - в информации, которую распространили СМИ, эта операция и подвиг десантников были названы кровавой бойней.

Новое поколение России должно помнить молодых ребят, которые до конца выполнили свой воинский долг: Криштопенко Владимира, Мельникова Андрея, Цветкова Андрея, Федотова Андрея, Кузнецова Анатолия и Вячеслава Александрова.

И хотя о войне в Афганистане многое становится известным, но до сих пор многие события не получили свою реальную оценку.

См.также:

Громов Цыбульский Игорь Иустович

Глава шестая ОПЕРАЦИЯ «МАГИСТРАЛЬ»

Глава шестая

ОПЕРАЦИЯ «МАГИСТРАЛЬ»

Этот документ из афганского архива публикуется впервые. Думается, даже очень далеким от военной профессии людям будет интересно узнать, как выглядит расписанный до мельчайших подробностей оперативный план крупнейшей армейской операции, подготовленной штабом генерала Б. В. Громова.

БОЕВОЙ ПРИКАЗ 40 А № 042

КП-КАБУЛ, карта 50.000, издание 1983 г.

Обстановка в районе Хост остается сложной и напряженной. Мятежники не оставляют попыток взять под свой контроль всю территорию округа. Основные усилия мятежников направлены на:

Продолжение экономической блокады путем срыва торговли с Пакистаном;

Обстрел г. Хост с целью вызвать панику среди местного населения и вынудить покинуть город;

Уничтожение сторожевого поста на 36-м караванном маршруте и возобновление поставок оружия во внутренние провинции Афганистана.

Старейшины племен в округе Хост отвергают контакты с народной властью. Племена достаточно вооружены и способны поставить под ружье до 20 тысяч человек.

Общая группировка мятежников в районе боевых действий составляет 76 отрядов и групп - 4420 мятежников.

Возможный характер действий мятежников при проводке колонны:

Минирование дороги и господствующих высот вдоль нее;

Создание завалов и разрушений на отдельных участках дороги;

Интенсивный обстрел колонн с заранее подготовленных позиций;

Активная борьба с воздушными целями с применением ПЗРК «Стингер», других средств ПВО;

Сопротивление войскам будет нарастать по мере приближения к базе в районе СРАНА.

РЕШИЛ: Ударами авиации по перевальным участкам караванных путей изолировать район боевых действий от проникновения бандформирований.

Используя результаты огня артиллерии, удары авиации с утра 22 ноября выдвижением 108 мед, 191 омсп во взаимодействии с ВС ДРА, занятием господствующих высот, блокировать дорогу в районе к. ДАРА, ЗАВУ, ГЕЛЬГАЙ, иск. пер. САТУКАНДАВ, 103 вдд с утра 23 ноября во взаимодействии с 76 пп ВС ДРА овладеть и удерживать перевал САТУКАНДАВ.

В ходе боевых действий быть в готовности к проведению десантирования 103 вдд и 345 оддп.

В течение 23–26 ноября провести переговоры с племенем ДЖАД РАН с целью подписать договор о проводке колонны с материальными средствами по маршруту ГАРДЕЗ, ХОСТ для ВС ДРА.

В случае отказа подписать договор ВС ДРА с утра 27 ноября осуществляют блокирование участка дороги от перевала САТУКАНДАВ до НАСРИАКА-3МАРАТ - силами 25 пд и 37 дшбр ВС ДРА.

С 4 по 17 декабря осуществить проводку колонны по маршруту ГАРДЕЗ - ХОСТ для ВС ДРА с материальными средствами.

С 17 до 20 декабря осуществить снятие подразделений с блока вдоль дороги ГАРДЕЗ - ХОСТ и осуществить выдвижение частей и соединений в пункты дислокации.

Одновременно в период проводки колонн выставить 67 пп на перевале САТУКАНДАВ с целью обеспечения беспрепятственной проводки колонны из ГАРДЕЗА в ХОСТ для ВС ДРА.

Боевые действия провести в 5 этапов: I. Выдвижение и захват пер. САТУКАНДАВ.

II. Ведение переговоров с племенем ДЖАДРАН.

III. Захват и выставление сторожевых постов вдоль дороги от пер. САТУКАНДАВ до ХОСТ.

IV. Проводка колонн с материальными средствами для ВС ДРА.

V. Выход из боя и возвращение в ПД.

ПРИКАЗЫВАЮ: а) 103 вдд 20. 11 совершить марш в район боевых действий и к исходу 21. И сосредоточиться в районе ГАРДЕЗ.

С утра 22–23. 11 после проведения огневой подготовки во взаимодействии с подразделениями ВС ДРА захватить пер. САТУКАНДАВ и блокировать дорогу на участке: ГЕЛЬГАЙ - ШВАК, с задачей не допустить выхода мятежников к коммуникации и обеспечить беспрепятственное движение колонн на охраняемом участке.

КП иметь в районе: отм. 2815.

В ходе боевых действий быть в готовности к проведению десантирования. б) 108 мед 20. 11 совершить марш в район боевых действий, к исходу 20. 11 сосредоточиться в районе ГАРДЕЗ.

С утра 22. 11 после огневой подготовки перейти к обороне в полосе: иск. ГЕЛЬГАЙ, имея передний край по рубежу к. ДАРА, к. ГЕЛЬГАЙ, с задачей не допустить выхода мятежников к коммуникации и обеспечить беспрепятственное движение колонн на охраняемом участке.

Справа переходит к обороне 103 вдд.

КП дивизии иметь в районе (1128). в) 191 омсп 18. 11 совершить марш в район боевых действий и к исходу 18. 11 сосредоточиться в районе ГАРДЕЗ.

С утра 22. 11 после проведения огневой подготовки перейти к обороне на своем участке, с задачей обеспечить подразделениям 103 вдд и подразделениям ВС ДРА захват пер. САТУКАНДАВ. Справа переходит к обороне 103 вдд.

КП полка иметь в районе отм. 2669. г) 56 одшбр со средствами усиления к исходу 25. 11 переходит к обороне на участке: иск. к. УБАМТАЙ, НАВАЙКОВ с задачей не допустить мятежников к коммуникации и обеспечить беспрепятственное движение колонн на охраняемом участке.

КП иметь в районе к. ШАБАКХЕЙЛЬ. д) 345 опдп к исходу 29. 11 быть в готовности овладеть господствующими высотами и обеспечить беспрепятственное движение колонн с материальными средствами. е) 149 мсп - резерв руководителя боевыми действиями. К исходу 20.11 сосредоточивается в г. КАБУЛ и обеспечивает проводку колонн по маршруту КАБУЛ - ГАРДЕЗ. ж) 66 омсбр - резерв руководителя боевыми действиями. 21. 11 сосредоточиться в ПД 56 одщбр и быть в готовности к выполнению поставленных боевых задач.

Артиллерии:

Обеспечить выход соединений и частей в район боевых действий;

Воспретить попытки мятежников выйти из окруженных районов, а также подход их резервов;

Выполнять задачи по вызову;

Выполнять задачи по дистанционному минированию местности.

Авиации: В ходе создания группировки, выдвижения соединений и частей для выполнения боевой задачи прикрыть их от воздействия противника.

Осуществлять поддержку войск в ходе боевых действий, перевозки личного состава и МТС, эвакуацию раненых и больных.

ВВС армии в ходе самостоятельных боевых действий с 9 по 22 ноября бомбо-штурмовыми ударами нанести поражение вскрытым группировкам мятежников.

При создании группировки, выдвижении в район боевых действий, на блоки - прикрыть войска от ударов мятежников.

Обеспечить ретрансляцию команд и сигналов.

Быть в готовности по дополнительной команде десантировать подразделения 345 опдп и 103 вдд.

Для выполнения боевых задач выделить ресурс - 720 вылетов фронтовой авиации, в том числе 160 - в резерве, 840 вылетов армейской авиации и вылетов специальной авиации - 120.

Подразделениям ПВО:

Основные усилия средств ПВО сосредоточить на прикрытии КП ОГА, дивизий, полков с восточного и юго-восточного направлений;

Оповещение о воздушном противнике организовать через КП ПВО армии.

Инженерным подразделениям:

Провести инженерную разведку маршрутов выдвижения войск в районы боевых действий, районов развертывания ПУ, огневых позиций артиллерии и вертолетных площадок;

Оборудовать пункты водоснабжения;

Провести спецминирование вероятных маршрутов движения караванов, выхода мятежников к коммуникациям.

Подразделениям химической защиты:

Вести постоянную химическую и бактериологическую разведку районов боевых действий;

Уничтожать боевую силу и материальные средства противника, а также его огневые точки;

Применять дымовые средства для маскировки маневра на поле боя и ослепления огневых точек противника.

Тыловое обеспечение: Для организации бесперебойного тылового обеспечения войск в ходе боевых действий создать базовый район в 56 одшбр (ГАРДЕЗ).

К 20. 11. 1987 г. запасы материальных средств в базовом районе создать в размерах: Горючего: БА - 3,0 заправки ДТ - 3,0 заправки Продовольствия: 30 с. дач котлового пайка и 15 с. дач горно-зимнего рациона.

Для организации помывки в каждом полку иметь ДДА и комплект белья на 100 % личного состава.

Медицинское обеспечение организовывать штатными силами и средствами медицинских служб дивизий и полков.

Эвакуацию раненых и больных из районов боевых действий осуществлять вертолетами в омедр 56 одшбр с последующей эвакуацией в ЦВГ и ВИГ КАБУЛ.

Время готовности к боевым действиям - 17. 11. 1987 г.

СОСТАВ ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ: Руководитель боевыми действиями генерал-лейтенант ГРОМОВ Б. В.

Заместитель руководителя боевыми действиями генерал-майор ПИЩЕВ Н. П.

Начальник штаба ОГ подполковник ТУРЛАЙС Д. А.

Операция сложилась. Командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов понял это. Да, в боевом приказе расписано практически все, что должны делать части и подразделения для того, чтобы получить тот результат, на который операция рассчитана. Но и боевой приказ - это еще не все. В каждой операции, как в шахматной партии, обычно существует свой, глубоко спрятанный, порой совершенно незаметный главный ход. Он может быть придуман заранее, но может возникнуть и по ходу игры. Так бывает. В неимоверно стиснутой позиции, когда и шевельнуться невозможно, делается незаметный ход, где-то в углу на далекой, неинтересной, кажется, совершенно бесполезной периферии, и внезапно все становится до изумления просто. Именно сейчас, накануне операции, Громов этот ход увидел. Решилось последнее, что его волновало. Теперь все сложилось.

Громов вызвал начальника оперативного отдела штаба Чуркина и в ожидании его начал ходить по комнате в бывшем дворце Амина, которая была его кабинетом. Сам того не замечая, Громов едва слышно напевал, и это значило, что настроение у него отличное…

Теперь и ему самому стало понятно, почему раньше он отвергал вариант за вариантом все планы, предложенные оперативным отделом штаба…

Начальник оперативного отдела штаба 40-й армии Николай Павлович Чуркин в последние дни, похоже, опасно приблизился к состоянию нервного срыва. Семь подготовленных его отделом вариантов операции «Магистраль», разработанные во всех подробностях, хоть завтра начинай, были каким-то непонятным образом, без объяснений, отклонены. Вернее сказать, как бы даже не отклонены, а отложены как резервные (впрочем, скорее всего это надо понимать, как вежливую форму отказа). Такого еще не было. Ну, два, три варианта… Ведь это же не эскизы на бумажке. Порвал один и нарисовал другой. Над каждым вариантом по нескольку суток, а перед сдачей без сна и отдыха, работал весь оперативный отдел армии. И что в результате? После тщательной разборки и горячего одобрения начальника штаба армии Афганистана - да и Громов вроде бы обсуждал все с интересом - поступало указание готовить новый план.

Беда в том, что в этот раз Чуркин не мог понять, чего хочет от него командующий. А ведь они не вчера начали работать вместе. Кажется, уж знали друг друга, как родные.

Все предложенные планы операции были сделаны на высшем уровне. Впрочем, иначе и быть не могло у Николая Павловича, отличного специалиста, к тому же за несколько лет работы в Афгане во всех тонкостях освоившего театр военных действий.

«Магистраль» была очередной в ряду операций, которые начали проводиться вскоре после введения войск, когда стало ясно, что для того, чтобы выполнять задачи, поставленные перед Ограниченным контингентом, необходимо отрезать боевиков от их баз в Пакистане. Отрезать - это, конечно, сильно сказано, но, по крайней мере, максимально затруднить переброску людей, оружия и продовольствия по горным тропам Гиндукуша через пресловутую «линию Дюранда», исполняющую роль афгано-пакистанской границы. Такие операции с большим или меньшим успехом проводились примерно раз в год. «Магистраль» хотя и была из того же разряда, но задумана несравненно масштабнее.

В Афганистан я был направлен с должности начальника оперативного отдела 4-й армии, которая располагалась в Баку, - вспоминает начальник оперативного отдела 40-й армии Николай Павлович Чуркин. - К слову, тогда я был самым молодым начальником оперативного отдела армии Вооруженных Сил Советского Союза, подполковник на генеральской должности.

Меня направили в 40-ю армию начальником оперативного отдела штаба, а эта должность укомплектовывалась тогда выпускниками академии Генерального штаба. Я академии не кончал, но уже три года проработал в этой должности в 4-й армии. Начальник оперативного отдела, по сути, первый заместитель начальника штаба армии. Он занимается подготовкой и контролем за проведением операций.

Работа наша состоит из трех разделов. Первый осуществляют направленны. В каждую дивизию, полк, во все виды войск, отделом рассылаются наши работники, которые за каждую воинскую часть отвечают. Они готовят сводки, приказы, распоряжения, всю обстановку обобщают: и боевой численный состав, и сторожевые заставы, колонны, боевые действия, потери, и мне докладывают, а я уже, на основании этих данных, докладываю командующему обстановку по всему Афганистану.

Второй отдел занимается оперативной подготовкой и информацией - подготовкой учений, тренировок, взаимодействия, докладов, различных сборников. Но плюс ко всему тут работают люди, которые ведут оперативную обстановку по всей армии, готовят сводки, распоряжения для Генштаба, для округа и для Ставки, которые я подписывал и отсылал в высшие инстанции раз в неделю.

Третье направление - это организация командных пунктов и штабов. Мои офицеры следили за тем, как там налажена связь, как летают «ртишки» и вертолеты, для того чтобы увеличить зону действия радиосвязи.

Была еще отдельная группа боевой готовности. В ее ведении - все распоряжения о боевой готовности, боевое дежурство, средства связи, командные пункты. Вот какое хозяйство!

В центре боевого управления (ЦБУ) сидела дежурная группа в составе связиста, тыловика, разведчика, оператора, артиллериста, пэвэошника, химика. Это постоянное круглосуточное дежурство. Планирование боевого применения авиации и артиллерии, дежурных сил и средств происходило каждое утро. Внезапно сложившиеся задачи уже мне решать. Говорю артиллеристу:

Нанести удар вот сюда силами этими и этими. Записывай.

Дежурное звено. Пару вылетов сделать сюда и сюда. Всё. Потом доложите.

Вот мое хозяйство.

В первые дни работы с Громовым мне пришлось проводить операцию за Черными горами, в районе ныне знаменитых пещер Тора-Бора. Закончил операцию, вывел войска, и меня сразу вызвали в штаб.

Зашел, доложил о прибытии. Громов говорит: «Вот тебе два часа времени. Подготовь справку. Писать много не надо, только самое главное».

Через два часа я пришел со справкой, доложил и понял, что сделал все так, как надо. С тех пор мне постоянно приходилось командующему такие доклады делать.

Организованность, контроль - регламент, как мы говорим, - это, на мой взгляд, отличительная черта его работы. Я это после первой же встречи понял, и мне понравилось.

У каждого были четко сформулированные задачи, и мы их выполняли. Времени, правда, постоянно не хватало. Спал по четыре часа в сутки.

Когда командир видел, что люди выдохлись, он говорил: «Все в бассейн (это около штаба), будем плавать».

Я не плавал. Где-нибудь пристраивался и на пятнадцать минут проваливался. Проснусь и снова могу работать.

Знаю, что он говорил другим: «Тихо! Не шумите, пусть пятнадцать минут поспит».

Вот отношение.

Настоящий командир, в высшем понимании этого слова. Не только для меня, для всех.

Когда уезжал в Афганистан, я уже много слышал о Борисе Всеволодовиче, но до того мы с ним не были знакомы и не встречались. Пути наши никак не пересекались. Мне говорили о нем, как о грамотном, порядочном генерале, который знает цену людям, службе и государству.

Борис Всеволодович был назначен командующим через год после того, как я туда прибыл. Это он уже в третий раз приехал, командующим 40-й армией, после того как побыл командующим 28-й общевойсковой армией в Гродно. И вот, когда я начал служить под его началом, то по-настоящему понял и почувствовал человека, который руководит, командует и которому можно полностью доверить не только армию, но и более крупное объединение.

Большую концентрацию опыта, знаний, умений и высоких человеческих качеств трудно объединить сразу в одном человеке. Тем более что в Афганистане Громов успел побывать в разных должностях: и начальником штаба, и командиром дивизии, и представителем Генерального штаба, и, наконец, командующим 40-й армией на последнем, самом трудном этапе, завершившемся выводом войск. Тут поневоле приходилось проявлять и военные, и дипломатические таланты. Ведь он занимался не только войсками, но и поддержанием афганской власти на местах. К тому же необходимо было реагировать на появление новых видов оружия, например ракет «Стингер», и организовывать проведение таких широкомасштабных операций, как «Магистраль», которая разрабатывалась и осуществлялась в 1987 году.

Это была операция по стабилизации обстановки в Южном Афганистане и проводке колонн с продуктами и иными материальными ценностями для поддержания нормальной жизни в провинции Хост, которая оказалась, по сути, блокированной. С одной стороны горы всё заминировано, а с другой - Пакистан. Там были самые мощные лагеря «духов», подземные госпитали и базы.

Проводилась операция под эгидой доставки продовольствия, на самом же деле ставилась цель разгромить основные силы «духов», расчистить минные поля и обеспечить стабильные связи с провинцией. «Магистраль», таким образом, позволила решить несколько концентрированных оперативных, а правильнее сказать, даже стратегических задач.

Тогда мы уже начали готовить вывод войск.

В этой операции были отработаны и проверены на практике многие узловые моменты, которые потом позволили нам успешно провести вывод войск из Афганистана. Использование маневренных групп, саперных подразделений, поддержание надежной связи на всех уровнях было отработано и отлажено в «Магистрали».

Тогда особенно стала заметна роль командира. Громов четко руководил и никогда не терял управления. Все действия в Афганистане, начиная с поддержки местных властей до проведения боевых операций разного уровня, обеспечение безопасности и снабжения - это всё было за ним и все нити управления были в его руках.

Борис Всеволодович - собранный и организованный человек. Он умел наладить такую же четкую работу на всех уровнях в армии. При нем был введен неизменный регламент мероприятий.

Все знали, что в восемь утра, несмотря ни на что, обязательно будет планерка - планирование боевых действий, инструктаж заместителей и начальников основных управлений, отделов и служб.

Все знали, что подведение итогов - это вторая половина каждого месяца.

Проведение военного совета - третья неделя месяца.

Все планово, вбито раз и навсегда, и ясно было всем, что ход армейской жизни не нарушится ни при каких ситуациях, что всегда будут поставлены задачи и организован четкий контроль за их выполнением. Такое понимание - самое основное, самое главное в армии. На этом зиждется система управления. И все это было так замечательно выстроено, что одно мероприятие другому не мешало, они все шли своим чередом, и это оказывало на людей исключительно благотворное действие.

Поражали его умение владеть собой, его сдержанность. Мне ни разу не пришлось видеть, чтобы у него сдали нервы. У него всегда хватало сил сдержать себя, более того, сдержать других. При нем никто никогда не ругался и не кричал. Но если нужно, он всегда умел сказать так, что мало не показалось бы. Было ясно - тут закон, тут власть, и эта власть незыблема. Эта власть твердо контролируется человеком, знающим всё.

Правильно нарисовать стрелу на карте, конечно, важно. Многие, даже среди военных, думают, что это и есть главная задача полководца. Но ведь эту стрелу понесет на своих плечах Ваня-взводный со своими солдатами. Саперы со своей техникой, летчики на самолетах, вертолетах, артиллеристы и танкисты. Пешком, вплавь и по воздуху, в песках, горах, грязи и снегах - все это направление на карте должны пройти по заминированной стреляющей земле живые люди - солдаты. Забота о том, чтобы войска могли выполнить задачу полностью, но при этом потерять как можно меньше человеческих жизней - вот это уже настоящий талант полководца, довольно редкий во все времена.

Еще очень важно доскональное знание местности, в которой проходят боевые действия. Горы - это одно, зеленка - другое, знойная пустыня - третье.

В горах даже летом может быть холодрыга такая, что надо надевать на себя все, что имеется, а внизу, в пустыне, в это же время шестидесятиградусная жара - такое пекло! Приходилось останавливать боевые действия, чтобы солдатики на своих рубежах могли хоть ненадолго спрятать голову в тени. Жара - страшная штука! Люди теряли сознание - тепловой удар, но это все-таки немногие, а вот многие теряли чувство ориентировки и реальности.

Я сам испытывал такое состояние. Тебе что-то говорят, ты киваешь головой, но совершенно ничего не понимаешь и даже толком не знаешь, где ты находишься и что тут делаешь. Пошла команда. Все «ура!» и ты «ура!». Встряхнулся, побежал, куда, зачем - непонятно. Этот страшный солнцепек доводил до помутнения мозгов человеческих.

Так вот, все это учитывалось и по возможности делалось так, чтобы конкретные условия, в которых приходилось воевать, как можно менее болезненно сказывались на физическом и моральном состоянии человека, который должен поставленную задачу не только выполнять, но и остаться живым.

Не случайно потери после прихода Бориса Всеволодовича на место командующего намного сократились.

Все боевые действия при нем имели обязательное качество - создание необходимых условий для сохранения жизней солдат. То есть - не только наука побеждать, но еще и наука, как побеждать с наименьшими потерями. Это была, говоря высокими, но справедливыми словами, школа любви к человеку, к своему солдату, к тому, кто тебе делает погоны и большие звезды на них.

Этот подход должны были, как «Отче наш», усвоить все служившие с Громовым офицеры. Каждый знал, не дай бог он по небрежности или спешке не убережет своего солдата или сработает по принципу «свистнул - пошел»! Только четкая отработка всех возможных вариантов, только налаженная координация действий между всеми родами войск могли принести тот успех, который гарантировал минимальные потери, этому всегда уделялось огромное внимание. Не могло даже мысленно возникнуть такой ситуации, когда на подготовку не хватило бы времени и потому пришлось провести операцию даже не очень крупного масштаба «на авось». Тут все прекрасно знали, что за «авось» будет самая серьезная расплата. Громов может понять и простить многое, но неоправданные людские потери не простит никогда.

При Борисе Всеволодовиче было сделано специальное большое поле для организации взаимодействия, так называемый «ящик с песком». Прямо за штабом, за дворцом Амина. Перед каждой операцией в этом ящике строились макеты местности и во всех подробностях разбирались боевые действия любого масштаба. Офицеры советских войск с привлечением афганских (если операция совместная) отрабатывали взаимодействие, чтобы каждый знал свой маневр, понимал каждую команду, которая подается, что за этой командой кроется, что должно делать то или иное подразделение и какой результат будет достигнут.

В этом и была одна из основных составляющих успеха 40-й армии под командованием Громова. Это помогло резко сократить потери при том, что намеченный результат всегда бывал достигнут. Колонны должны дойти, связь должна быть постоянной, взаимодействие исключительное, авиация работает, разведчики идут по маршрутам, саперы делают проходы в минных полях, десанты высаживаются, если есть необходимость применения этих десантов.

Если где-то сбили самолет и «комар запищал» - значит, летчик жив, его необходимо вытащить - это закон. Сразу обдумывались разные варианты поисково-спасательного обеспечения. Либо это специально обученные подразделения на вертолетах высаживались по свежим следам, пока «духи» не успели найти, подлететь и летчика выхватить; либо пошел десант, дежурное штурмовое подразделение; либо это были боевые действия диверсионных групп или десантных войск пешим порядком, а то и войсковая операция, чтобы спасти жизнь даже одного человека. Все продумывалось, все расставлялось на свои места, с целью достижения успеха не любыми средствами, а именно без потерь и в тот промежуток времени, когда это может принести успех.

Никогда я не замечал, чтобы у Громова была зависть к чему-то или кому-то. Он умел радоваться успехам других.

Если ему рассказываешь о знакомых людях, он так внимательно слушает, сразу ясно, что это не игра, его действительно очень интересуют люди. Всегда вспомнит что-то хорошее о человеке и просит передать ему привет. Это редкое качество командира, который бережет солдата на поле боя и ничуть не изменяется после того, как расстался со своими сослуживцами по различным обстоятельствам жизни. Солдаты и офицеры это чувствуют. Для них нет ничего дороже такого отношения, и потому в ответ они готовы жизнь отдать за командира.

Людям на самом деле не нужны пинки и плети. Им необходимы доверие и уважение. Каждый знает себе цену и знает о своих недостатках. Догадывается о том, что командир тоже все о нем знает. И когда, зная, кто чего стоит, вышестоящий не надоедает своим подчиненным вечными попреками, создается совершенно иной уровень общения.

К сожалению, в нынешней жизни такие отношения - большая редкость. Умение создать атмосферу доверия и ответственности, я считаю, определяющей чертой души и таланта Бориса Всеволодовича Громова.

Необычный характер операции «Магистраль» состоял в том, что она была многовариантная. Варианты различались по времени, направлениям главных и вспомогательных ударов. Они были разработаны подробнейшим образом и доведены до всех участников вплоть до батальонов и рот. Каждый командир в любом варианте знал свой маневр.

Казалось бы, к чему такая огромная масса работы? Разве не проще разработать до тонкости одну операцию и провести ее внезапно и точно? Но тут надо учитывать особый характер Афганской войны, который для Громова был совершенно ясен.

Крупные операции обычно проводились совместно нашими и правительственными афганскими войсками, - вспоминает В. А. Васенин. - Следовательно, для моджахедов ничего тут не могло быть тайной. Достаточно вспомнить операцию в Пандшерском ущелье против Ахмад-шаха Масуда, когда он, зная все о намеченных мероприятиях, заранее вывел свои войска и запланированные удары пришлись по пустому месту.

Допустить такое в операции «Магистраль» Громов не имел права. Он как раз из тех редких в России людей, которые учатся не столько на своих, сколько на чужих ошибках.

Громов изначально исходил из того, что все тайное в совместных операциях становится явным для противника, у которого везде существуют информаторы.

Какой же способ можно было противопоставить этой убийственной прозрачности совместных действий? Только многовариантность.

Противник, конечно, раньше или позже узнавал обо всех разработанных операциях, но не мог знать, какая из них будет выбрана.

Главное решение Громов принимал в последний момент. Только таким образом можно было рассчитывать на успех.

Понятно, что подготовка крупной совместной операции - огромная работа. Основное время уходило на ее разработку. На завершающем этапе операция отрабатывалась в ящике с песком на точном макете того региона, где будут осуществляться боевые действия. Там все уяснялось до тонкости, и я, например, уже в точности знал, в какой срок до минуты, где и в каком количестве должны быть сосредоточены те или иные запасы материальных средств. Я и все мои подчиненные понимали, что малейшее опоздание ставит под угрозу всю операцию.

В операции «Магистраль» мы должны были осуществлять подвоз боеприпасов, горючего и продовольствия от Кабула и до Гардеза (130 километров). В Кабуле, на Теплом стане мы сосредоточивали все необходимые запасы материальных средств, это многие тысячи тонн. В течение недели должны были всё перебросить. К тому же все это надо протащить так, чтобы по возможности избежать потерь.

На блоки, прикрывать трассу, выставлялась 103-я десантная дивизия. Руководил этой операцией Георгий Васильевич Кондратьев. И вот он мне звонит (чуть больше суток осталось до начала операции): «Вячеслав, подай мне еще тысячу машин с боеприпасами».

Вот это просьба!! Машина - десять тонн. Это значит десять тысяч тонн!

Ладно, - говорю, - я их тебе подам, но где ты их поставишь и разгрузишь, ты ведь не успеешь?!

Только доставь, - говорит, - об остальном можешь не беспокоиться.

Как не беспокоиться, если я знаю, что через сутки дивизия, прикрывающая трассу, должна сняться и встать туда, где ей надо находиться согласно приказу командующего. Если она уйдет, я не смогу эту тысячу машин обратно вытащить!

Тысяча машин - не шутка! А ведь еще нужно обеспечить фронт погрузки. Ну ладно, я с этим справлюсь. Отправляем колонну. Расстояние между машинами сто метров или даже пятьдесят. Представляете, на сколько километров растягивается колонна?! Это уже полпути. Отправляем колоннами по пятьдесят машин. Колонна загрузилась - пошла, загрузилась - пошла. И таких колонн двадцать! Фронт погрузки - это запакетировать груз, поднять в кузов, поставить и укрепить - минимум десять минут на машину. Уже сто минут на десять машин. Все это нужно рассчитать.

Так вот, мы сумели за сутки подать тысячу машин в Гардез! Кондратьев их там разгрузил, успели все вытащить, и дивизия, которая стояла на блоках, на всех 130 километрах дороги, вовремя вышла и заняла свое место по боевому расписанию.

Вот пример взаимодействия, которое работало четко и успешно даже в экстренных ситуациях. Это воспитано Громовым, это как раз и есть его школа. Такое взаимодействие основано на оптимальном сочетании инициативы и полной личной ответственности. Иным способом экстренную ситуацию разрешить нельзя, не нарушив строгой плановости боевого расписания операции.

Когда начинаешь анализировать организацию взаимодействия боевых частей, которой Борис Всеволодович добивался, то прежде всего нужно отметить, что это не механически тупое и четкое сочетание, действующее наподобие часового механизма, а живое творческое, инициативное сотрудничество, основанное на знании плана и понимании цели. Ведь как ни хорошо действие часового механизма, но попадание в него ничтожной песчинки разрушает его работу. И если в ящике с песком план сложнейшей операции можно разобрать и довести до полного блеска, то в жизни каждому командиру приходится самому попадать в экстремальные ситуации, постоянно возникающие в ходе боевых действий и всеми доступными способами самому приводить ситуацию к плановой. Только в таком случае сложнейшая машина армии будет работать четко. Вот главное, чего умел добиваться Громов и что следует назвать основной составляющей его полководческого таланта.

По сути дела, операция «Магистраль» стала прекрасной подготовкой к выводу войск, который произошел через некоторое время и обеспечивался именно таким образом.

В ходе боевых действий могут возникать самые неожиданные препятствия и опасности, над которыми не властен и командующий. Порой они исходят не от противника, а из собственных высоких штабов и министерств.

Операция «Магистраль» началась с артподготовки и действий авиации, которая с десятков Ан-12 выбросила мощный десант.

Десант этот был полностью уничтожен уже в воздухе… Моджахеды, конечно, были оповещены о таком начале операции и сосредоточенным огнем всех имевшихся в их распоряжении средств буквально изрешетили… набитые ватой чучела «десантников».

Вот он, тот самый «тихий ход» большой шахматной партии под названием «Магистраль», которому так радовался накануне операции Борис Громов. Ход этот пришел ему в голову, когда, сидя вечером в своем кабинете, он ненароком вспомнил эпизод из истории Афганистана, который в те давние времена назывался Бактрией.

Это было время нашествия монгольского. В сражении под Гератом сын Чингисхана Тулуй применил одну из множества военных уловок, на которые были так горазды монгольские полководцы.

Для того чтобы устрашить противника, а заодно раскрыть все его резервы, Тулуй велел своим воинам сделать соломенных кукол и посадить их на запасных коней (у каждого монгольского конника были одна-две запасные лошади).

Утром защитники Герата увидели огромное войско, во много превосходящее то, о котором было известно. Началась паника. Так была выиграна та давняя битва.

Тогда и мелькнула мысль о «соломенных десантниках», которые своими «жизнями» откроют дорогу живым солдатам к перевалу Сатукандав. Тайный «тихий» ход, о котором накануне операции знал только начальник оперативного отдела Чуркин. Ему и пришлось в срочном порядке, и никому ничего не объясняя, укомплектовать целый полк «ватных десантников».

Зрелище было потрясающее! - продолжает В. А. Васенин. - Мощнейшая оборона моджахедов раскрылась на всю глубину. Ведь самолеты летят и летят, «десантники» прыгают и прыгают, а с земли навстречу им сплошные потоки огня!

Если бы такое увидел какой-нибудь проверяющий из не посвященных в тайные замыслы Громова, то трудно даже представить, что он бы пережил. Не исключено, что и «кондратий» мог хватить. Но перед этим он, пожалуй, успел бы отстранить Громова от проведения операции.

Вся годами подготовленная и надежно спрятанная («духи» прекрасно умели это делать) система обороны на этом важнейшем плацдарме была за один ход полностью раскрыта. Артиллерия и штурмовая авиация массированным налетом накрыли огневые точки, и освободилась дорога для наших солдат.

Успех операции решился на первом этапе. Дальнейшее, как говорится, уже дело техники. Вот почему так важно было, чтобы именно вначале никто не помешал…

Перед выводом войск Громов запретил мне самостоятельно летать и ездить. Только вместе с ним. Почему запретил? Получилось так, что в последние месяцы я стал часто попадать под обстрелы.

Был такой начальник строительства дорог и аэродромов генерал Шариф-хан. Афганец. Хороший мужик. Его ведомство и моя комендантская бригада, которая ведала поддержанием и строительством дорог и аэродромов, занимались по сути одним и тем же. Поэтому мы с ним часто ездили по объектам вдвоем.

8 августа 1988 года первый этап вывода войск заканчивался отправкой большой колонны из Кабула. С Теплого стана. Были торжественные мероприятия, у меня тогда впервые появилась видеокамера, и я много снимал.

Потом мы поехали с Шариф-ханом по нашим объектам. Я заснял генерала залезающим в БТР и даже подумать не мог, что больше не увижу его живым. Сам устроился сверху, чтобы снимать. Шариф-хан тоже хотел ехать наверху, но начальник автодорожной службы воспротивился категорически. За генералом «духи» охотились персонально.

Проехали Баграмский перекресток и в районе южной окраины Черикара из гранатомета подстреливают наш БТР. Я наверху, генерал Шариф-хан внутри. Кумулятивная струя буквально прожигает его насквозь. БТР загорелся. Второй БТР начал вести огонь, но это стрельба вслепую, там зеленка, ничего не видно. Я по связи вызвал еще один БТР и доложил, что меня обстреляли. Борис Всеволодович сразу об этом узнал и принял меры. Уже через пятнадцать минут авиация это место обработала, и мы смогли оттуда убраться. Вскоре здесь была построена новая застава 21А имени генерала Шариф-хана.

Ну, чтобы там ни было, план нужно выполнять. Поехали дальше. В Пули Хумри прибыл, все проверил: трубопроводную бригаду, противопожарную защиту, госпиталь.

Здесь размещалась бригада материального обеспечения. Это огромнейшая организация, больше трех тысяч человек и 1800 единиц техники, да еще полк стоял, которым командовал сын генерала армии Варенникова.

Там на следующий день случилось попадание ракетного снаряда на территорию склада. Начали рваться боеприпасы. Пришлось очень много поработать, даже Борис Всеволодович приезжал.

Жертв, помнится, не было, но материально пострадали люди, особенно вольнонаемные. У вольнонаемных цель простая - они приехали, чтобы заработать. И вот всё, что они сумели приобрести через наш военторг, перед выводом войск сгорело и погибло.

Борис Всеволодович дал команду собрать по всей армии деньги, кто сколько сможет, чтобы возместить потери вольнонаемным. Действительно, два года люди служили, рискуя жизнью, завтра уезжать, а у них все накопленное пропало.

Всем миром собирали. Это тоже характер Громова.

Когда я из Пули Хумри возвращался, меня снова обстреляли и впереди в БТР сопровождения были потери. Вели огонь из крупнокалиберного пулемета (12,7 миллиметра). После этого мне Борис Всеволодович и запретил ездить.

С большим пониманием Громов относился к саперам, - вспоминает Николай Николаевич Еловик, заместитель командующего инженерными войсками 40-й армии. - Это понятно, а в Афганистане в особенности - без саперов невозможно было ходить и ездить по земле. Мины кругом.

Самой масштабной операцией перед выводом войск была, конечно, «Магистраль». Войска «топтали» дорогу из Гардеза на Хост, Борис Всеволодович руководил боевыми действиями.

Перевал Сатукандав я никогда не забуду. Там мины лежали в несколько слоев, «духи» годами минировали. Сколько мы там мин поснимали, одному Богу известно.

Тогда весь черикарский саперный полк принимал участие в операции. Прошли перевал, спустились вниз в ущелье, отряд обеспечения движения прошел. Слева, справа, на блоках сидели 345-й полк парашютно-десантный, знаменитый «востротинский» и 103-я дивизия, которой Павел Сергеевич Грачев командовал.

Наступила примерно середина этой операции, и тут «духи» взорвали мост на Саланге, до тоннеля со стороны Черикара. Громов меня вызывает, говорит: «Николай Николаевич, садись-ка в вертолет и как можно быстрее восстанавливай мост».

Прилетели в Черикар, сели на броню, приехали, посмотрели, картина страшная - даже опоры разрушены. Но… глаза боятся, руки делают. Приступили к работе. На третий день мы этот мост восстановили.

У нас имелся стандартный набор ферм - для большого автодорожного моста. Быстро сделали опоры из фундаментных блоков, натянули этот мост, и движение восстановилось. Когда я Громову доложил, то, похоже было, что он удивился. Не ожидал, видимо, такой прыти.

В Афгане я при трех командующих служил. Сначала был Игорь Николаевич Родионов, потом покойный Виктор Петрович Дубынин, после него Борис Всеволодович Громов пришел.

При Родионове нас за потери не очень ругали, лишь бы был результат.

Тогда московские «бугры» - приезжие начальники больше командовали и, конечно, старались показать, на что они способны. Им до людей дела нет, был бы результат. Да и кого они тут знают - приехали, повоевали, очередной орден навесили и уехали. Туристы - одним словом.

Сергеев, который Приволжским округом командовал, тогда начальником штаба был. Так вот он посчитал, что приезжало комиссий больше, чем дней в году.

При Дубынине уже стали нас крепко журить за потери.

Ну а когда командующим стал Громов, то за каждого убитого и раненого приходилось отчитываться всем, от командира взвода до генерала и так, что мало не покажется.

Он говорил: что, у вас техники не хватает? Долбите, пока горы с землей не сравняются, только потом солдата пускайте.

Забота о солдатах - одна из его величайших заслуг. Он огромное количество людей от смерти и ранений уберег. За это ему просто цены нет.

При нем много заметных дел происходило. И крупнейшие операции, и переговоры, и встречи с иностранными журналистами, которых до этого в Афганистан просто не пускали, и, наконец, вывод войск. Все это при нем.

Важно и то, что он работал в очень хорошем контакте с генералом армии Валентином Ивановичем Варенниковым, который был начальником оперативной группы Министерства обороны в Афганистане. Друг друга они понимали с полуслова, поэтому все задачи выполнялись без проблем.

Ну а саперы - войска боевого обеспечения. Все, что нам приказывали, мы делали - будь то борьба с минами и минирование, особенно границы с Пакистаном, где нас больше всего тревожили караваны. Саперы Громова никогда не подводили. При нем каких-то проблем со взаимодействием не возникало. Он сумел сплотить людей, и работали все дружно без лишнего напряга, насколько это возможно на войне.

Каждое утро в 7.00 на ЦБУ. Постановка боевых задач. Каждый день - ни выходных, ни праздников. В любой момент будь готов ответить на любой вопрос. Мы, саперы, всегда там присутствовали.

У саперов очень широкий круг обязанностей. Прежде всего дороги. Они должны быть в рабочем состоянии. Ремонт, разминирование, постоянное наблюдение - все эти задачи лежат на саперах.

Разминирование и расчистка проходов в наступлении, установка минных полей при оборонительных действиях - это тоже головная боль инженерных войск.

Для обеспечения безопасного движения колонн саперы всегда идут впереди и первыми принимают на себя удары.

Очистка воды - тоже забота саперов. В Афганистане сырую воду просто так нельзя пить. Тут же подхватишь тиф или холеру. Пить можно только специально обработанную, обеззараженную воду. Агрегаты по очистке воды - у саперов, они их устанавливают и обслуживают.

Фортификационное оборудование сторожевых застав, окопы, стены, блиндажи, та же маскировка - все делают инженерные войска. Вот если, например, узел связи развернулся, то там ничего не должно быть видно, кроме антенны, ее, понятно, не спрячешь. Ну и многое другое - снабжение войск инженерными боеприпасами и весь шанцевый инструмент, лопаты, кирки, ломы и другое, без чего воевать нельзя, - в ведении саперов. И все перечисленное лишь небольшая часть стоящих перед ними задач.

Конечно, «духи» очень не любили, когда мы работали и всячески старались помешать, - продолжает свои воспоминания Николай Николаевич. - Нередко случались засады и обстрелы.

Я и сам в такие переделки попадал. Когда мы возвращались в Джелалабад, танки, которые нас сопровождали, отстали и мы попали под обстрел. Первый бронетранспортер был подбит, весь экипаж сгорел, я ехал на втором, и мы стали отстреливаться. Где-то около часа отбивались, пока танки не подошли.

Мы уже начали кричать на всех частотах, что нас забивают. Ну а что у нас - только автоматы, два пулемета (но один сгорел на первом БТР) и четыре гранатомета. Хорошо, танки вовремя подоспели.

Случалось ходить по минным полям. Спинным мозгом мины чуял, как любой сапер. Это опыт прежде всего. По минному полю, конечно, старались реже ходить, но когда приходилось, то у меня на этот случай всегда был щуп с собой.

Миноискателями тоже пользовались. Но более-менее совершенными они стали только под конец войны. А те, что присылали сначала, не очень помогали. Эффективность их невысока. Нужно быть музыкантом с абсолютным слухом, чтобы в нюансах писка разобраться. У нас собаки в основном мины искали.

В Афгане все страны мира работали против нас, каких только мин не было. Настоящая саперная академия. Мы все новые образцы, которые извлекали, выхолащивали и отправляли в Союз на изучение.

Там ведь и с современным миноискателем трудно было работать. К примеру, как обнаружить итальянские мины с пластмассовым корпусом, у которых только жало ударника металлическое, даже пружина спусковая и та из пластмассы? Действительно, нужно быть большим музыкантом, чтобы различить в наушниках миноискателя тончайшие изменения звука.

Много пакистанских мин было, много китайских и все-таки самые неприятные - итальянские. Они до того хитро были настроены, что даже под тралом танковым не срабатывали. Там механический взрыватель, и нужно соединение нескольких условий, чтобы произошло срабатывание. Трудно такую загадку разгадать. Предполагали даже, что там во взрыватели воздух закачивался. Ничего подобного! Нужно было, чтобы в течение не менее трех секунд большое давление создавалось на взрыватель. Получается, что танковый трал прокатывается через мину без последствий, а когда наезжает сам танк, то как раз под вторым, третьим катком мина взрывается. Долго мы разобраться не могли, что к чему. Вот такие дела.

В Афганистане саперам пришлось столкнуться с огромным количеством сюрпризов. С самыми неожиданными минами-ловушками. Особенно подлым приемом стали мины в виде детских игрушек. Их разбрасывали возле школ и кишлаков. Ребенок игрушку схватит и всё. Очень ловко «духи» маскировали мины под пачки из-под сигарет, фляжки с водой. Это была война против собственного народа. Моджахеды воевали не только против советских, они убивали своих - тех, кто не хотел к ним идти, пусть даже и не поддерживал существующий режим.

В современнейших лабораториях разрабатывались новые способы маскировки мин и установки их на неизвлекаемость. Гордящиеся своей гуманностью европейцы и американцы поставляли в Афганистан эти страшные сюрпризы, которые еще многие десятилетия после войны будут убивать и калечить все живое. Даже против щупа придумали специальные мины. Щуп коснулся корпуса - сразу замыкание и взрыв.

Подрывов много было, - продолжает Николай Николаевич. - Особенно много потерь от мин пришлось на 1986-й - половину 1987 года. Поэтому у нас даже батальоны переформировывались из батальонов специального минирования в батальоны разгорождения.

Любую колонну нужно было проводить и сопровождать, иначе она далеко не уедет. Тут ведь как? Голова колонны подорвалась, значит, всю колонну можно бить, особенно на узких дорогах в ущельях. Там подорвавшуюся машину не обойдешь.

Как сейчас в Чечне! Чеченцы из Афгана опыт брали. А вот наши почему-то не подумали, как им свой опыт применить, всё на старые грабли наступают. Это очень хорошо видно сейчас.

Операция «Магистраль» велась совместно с афганскими правительственными войсками. В штабе армии проходила организация взаимодействия.

До начала боевых действий в штабе собираются основные командиры. Дается четкая установка - кто, куда, когда и в какое время будет выдвигаться, кто обеспечивает продвижение. В начале операции «Магистраль» мы все сосредоточились в Гардезе у полковника Евлевича, он был командиром 56-й дивизии, сейчас заместитель главкома Сухопутных войск.

Из книги Мемуары [Лабиринт] автора Шелленберг Вальтер

ОПЕРАЦИЯ «УЧЕНИЯ НА ВЕЗЕРЕ» - НАСТУПЛЕНИЕ НА ЗАПАДЕ - ОПЕРАЦИЯ «МОРСКОЙ ЛЕВ» План немецкого наступления - Приказ № 1 о соблюдении секретности - Действия разведки по подготовке «Учений на Везере» - Меморандум голландскому и бельгийскому правительствам - Разведка во

Из книги Так шли мы к победе автора Баграмян Иван Христофорович

Глава шестая. Операция «Багратион» В течение всей зимы 1944 года войска 1-го Прибалтийского фронта непрерывно наносили удары по врагу. В конце концов их наступательные возможности иссякли. Передышка стала необходимой не только для подготовки к новому наступлению, которое

Из книги Последние сто дней рейха автора Толанд Джон Виллард

автора

«Магистраль» Устроившись на работу и обзаведясь «полкоместом», я, конечно, не забыл о данном мне совете посетить литобъединение «Магистраль», но не очень туда спешил, считая, что литобъединение - чтото вроде кружка самодеятельности, а у меня был замах на коечто поважнее.

Из книги Смерть сквозь оптический прицел. Новые мемуары немецкого снайпера автора Бауэр Гюнтер

Глава шестая Операция «Меркурий»: вторжение на Крит В начале апреля 1941 года войска Вермахта вошли в Югославию. Прежде чем немецкая армия успела до конца занять эту страну, германские войска также атаковали Грецию, оборону которой осуществляли как греки, так и британские

Из книги Ограниченный контингент автора Громов Борис Всеволодович

«Магистраль» Летом и осенью 1987 года особую озабоченность у афганского руководства и советского военного командования вызывала обстановка в провинции Пактия, а именно в округе Хост. Она была вызвана тем, что вооруженные отряды оппозиции практически завершили

Из книги Почему вы пишете смешно? автора Яновская Лидия Марковна

Глава шестая

Из книги Зеро! История боев военно-воздушных сил Японии на Тихом океане. 1941-1945 автора Окумия Масатаке

Глава 19 ОПЕРАЦИЯ А Причиной нашего поражения на Гуадалканале были прежде всего огромная военная мощь противника и его яростные атаки на земле, на море и в воздухе, но источники этого поражения можно также найти прямо в самом Объединенном флоте.Главный недостаток с нашей

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Транссибирская магистраль Всякий знает: Тюмень сделала ею - нефть.Из глушайшего из захолустий преобразовала в один ох далеко не последних населённых пунктов СССР.Теперь нужно сообщить следующее: ещё раньше подобное преобразование с оной произошло благодаря железной

автора Войнович Владимир Николаевич

Глава сороковая. «Магистраль» Народ у подножия Олимпа Устроившись на работу и обзаведясь «мужским койко-местом», я, конечно, помнил о данном мне совете посетить литобъединение «Магистраль», но не очень туда спешил, считая, что литобъединение – что-то вроде кружка

Из книги Россия в концлагере автора Солоневич Иван

БАМ– БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич

Глава сороковая. «Магистраль» Народ у подножия Олимпа Устроившись на работу и обзаведясь «мужским койко-местом», я, конечно, помнил о данном мне совете посетить литобъединение «Магистраль», но не очень туда спешил, считая, что литобъединение - что-то вроде кружка

Из книги Бен Гурион автора Бар-Зохар Михаэль

Глава 14 Синайская операция После семнадцатичасового перелета DC-4 садится, наконец, на вымытую дождем посадочную полосу аэродрома Вийакублэ. Приняты все меры предосторожности, чтобы сохранить в тайне приезд израильтян, которые садятся в машины без официальных знаков

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

«Магистраль» Устроившись на работу и обзаведясь «полко-местом», я, конечно, не забыл о данном мне совете посетить литобъединение «Магистраль», но не очень туда спешил, считая, что литобъединение – что-то вроде кружка самодеятельности, а у меня был замах на кое-что

Из книги Громов автора Цыбульский Игорь Иустович

Глава шестая ОПЕРАЦИЯ «МАГИСТРАЛЬ» Этот документ из афганского архива публикуется впервые. Думается, даже очень далеким от военной профессии людям будет интересно узнать, как выглядит расписанный до мельчайших подробностей оперативный план крупнейшей армейской

Из книги Адмирал Советского Союза автора Кузнецов Николай Герасимович

Главная водная магистраль страны После сталинградской победы противник был отброшен от Волги, однако еще упорно цеплялся за каждую пядь нашей земли. С весны назревали серьезные события в районе Курской дуги. Красная Армия с каждым днем получала все больше самолетов,