Равнодушие в 451 по фаренгейту. Анализ «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери

Проблематика романа «451 по Фаренгейту»

Роман Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» представляет собой тематически расширенную версию рассказа «Пожарник», опубликованного в журнале «Гэлэкси Сайенс Фикшн» в феврале 1951 г., и являет нам целый комплекс проблем, с которыми, по мнению автора, со временем, возможно, придётся столкнуться человечеству. Название романа происходит от химического свойства бумаги самовоспламеняться при температуре 451 градуса по Фаренгейту (233 градуса по Цельсию).

Изображая Америку ХХI века, Брэдбери моделирует картину будущего на основе существующих сегодня тенденций. Писатель в своём романе создаёт антимодель с помощью символики своих фантазий. Он размышляет о судьбах земной цивилизации, о будущем Америки, с её нестандартно сформировавшимся менталитетом, с её национальным колоритом. США, выведенные в книге, -- это, по сути дела, всё те же Соединённые Штаты ХХ столетия, с их культурой потребления, с навязчивой рекламой в подземке, с «мыльными операми» и искусственно уютным мирком коттеджей. Только всё доведено до крайности, до того самого пресловутого «абсурда»: пожарники не тушат пожары, а сжигают запрещённые книги; людей, предпочитающих ходить пешком, а не ездить на машинах, принимают за сумасшедших; возбраняется даже любоваться природой. Малейшие отступления от общепринятого образа жизни вызывают репрессии [Любимова 2001].

Развитие науки, стремительный рост технологий изменил мышление людей. Технический прогресс значительно облегчил жизнь человека, вместе с тем сильно подавив у него инстинкт самосохранения. Выжить в новом обществе, становящемся не только технократическим, но и тоталитарным, людям помогают стадные чувства, и прежде всего это сказывается на духовных сторонах жизни человека. Нормой поведения становится потребительское существование, при котором единственную пищу для ума дают развлечения, реальность заменена примитивными телеиллюзиями [Зверев 1989].

Мир, описанный Брэдбери, стал таким не в одночасье. В ХХ веке к таким средствам массовой информации и связи, как газеты, почта, телеграф, телефон, добавились радио, телевидение, видео -- и аудиосистемы, компьютерная сеть и т.д. Значительно возросли объёмы информации, поглощаемой человеком, что привело к информационным перегрузкам. Зачастую несущая в себе разрушительное, агрессивное начало, а порой обладающая противоречивым, конфликтным характером, информация начала оказывать негативное воздействие на психику и здоровье людей. Возникла необходимость создания методов защиты от такого воздействия. Рэй Брэдбери в своём романе представляет один из вариантов решения данной проблемы: репрессии по отношению к литературе начались не сами собой -- они вынужденная мера. Когда в какой-то момент стало ясно, что информационную сферу нужно сокращать, возник вопрос: какую её область? Без средств связи уже не обойтись, а телевидение и реклама уже давно стали неотъемлемой частью жизни людей, и слишком многие в них заинтересованы с практической точки зрения. Решение было найдено в избавлении от книг [Чаликова 1991].

Попытку аргументировать это решение делает сослуживец и оппонент главного героя Гая Монтэга, брандмейстер Битти. Причиной, по которой книги отходят на задний план, он видит экстенсивное развитие культуры, её расширение с неизбежной девальвацией: «Раз всё стало массовым, то и упростилось... Когда-то книгу читали лишь немногие -- тут, там, в разных местах. Поэтому и книги могли быть разными. Мир был просторен. Но, когда в мире стало тесно от глаз, локтей, ртов, когда население удвоилось, утроилось, учетверилось, содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка... Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Пересказ. Экстракт... Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую... Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, языки упразднены. Английскому языку и орфографии уделяется всё меньше и меньше времени, и наконец эти предметы заброшены совсем...» [Брэдбери 2008, 114].

Итак, зачем книги, если есть телевизор, рассуждает Битти. Да и от чтения больше вреда, чем от просмотра телепередач -- книги тревожат, заставляют думать. Они опасны! Люди, читающие книги, становятся «интеллектуалами», выделяются из остальной публики, на что-то претендуют. «...Книга -- это заряженное ружьё в доме соседа, -- заявляет Битти. -- Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека? Может быть, я?».

Как быть? Очень просто: взять и запретить, сжечь. Пожарных, объясняет Битти, «сделали хранителями нашего спокойствия. В них, как в фокусе, сосредоточился весь наш вполне понятный и законный страх оказаться ниже других. Они стали нашими официальными цензорами, судьями и исполнителями приговоров... ... Цветным не нравится книга «Маленький чёрный Самбо». Сжечь её. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие» [Брэдбери 2008, 124].

Роман «451 градус по Фаренгейту» -- тонкая и искусная критика общества потребления, страх перед его деградацией, предостережение обывателю. Описанное Брэдбери общество потребления сжигает на кострах не книги, оно сжигает самого себя - свою историю, свою культуру. Ценность романа -- в той страшной картине будущего, которая вполне может стать правдой. Американский идеал беззаботной жизни, мечты о всеобщем равенстве, отсутствие лишних тревожных мыслей - этот предел мечтаний общества может обернуться и кошмаром, если не внять предостережениям автора [Новиков 1989].

Оба рассматриваемых в исследовании романа написаны примерно в одно время, что сводит к нулю вероятность использования одного романа при написании другого, но, тем не менее, произведения имеют множество общих черт, позволяющих отнести эти произведения к антиутопическому жанру.

1) В обоих произведениях действие разворачивается в странах, где происходит более или менее ярко выраженное насилие над личностью, ограничение её свобод. Степень личностной несвободы в произведениях различна. Оруэлл описывает типично тоталитарное общество со всеми его атрибутами, как то строгие регламентированные нормы поведения, слабое экономическое развитие, фигура вождя в образе «старшего брата», тотальное наблюдение за каждым человеком. Брэдбери предлагает нашему вниманию совершенно другое, с виду, общество. На первый взгляд, в мире Брэдбери царит полное благополучие: нет голода, явного насилия, более того, отсутствует видимая власть, нет ни картин лидеров, ни трансляции пламенных речей, ни каких либо других атрибутов тоталитаризма, однако благополучие этого мира является лишь внешним [Шишкин 1990].

2) Следуя канонам жанра, протагонисты романов противопоставлены обществу, их отличное от общей массы мышление вынужденно вовлекает их в борьбу против этой массы. Борьба Уинстона Смита заканчивается поражением, так как описанный Оруэллом мир в своей тоталитарности устойчив и совершенен настолько, что у героев оппозиции не остаётся никаких шансов. Рэй Бредбери отнёсся к своему герою чуть лояльнее. Мир романа «451 градус по Фаренгейту» менее жесток по сравнению с миром, представленным Оруэллом. Бредбери оптимистично допускает возможность сопротивления, потребительскому обществу противопоставлены загнанные в леса хранители культурного наследия, люди-книги, к которым впоследствии и отправляется главный герой романа Гай Монтег [Шишкин 1993].

3) Сходной является роль женщин в обоих романах. Образ мысли главного героя сравнивается с образом мысли абсолютно лояльных социуму людей, и как ни странно, у обоих авторов в роли такой противоположности выступают жёны героев (в случае с Оруэллом - бывшая жена). И Уинстон Смит, и Гай Монтег страдали от абсолютного конформизма столь близких (или теоретически должных быть близкими) людей. Сходно у обоих авторов и то, что катализатором, взбунтовавшим обоих героев против режима, стала девушка: Кларисса у Брэдбери и Джулия у Оруэлла.

4) Обращает на себя внимание и социальный статус главных героев обоих романов, оба они имеют некоторое положение в обществе и имеют доступ к определённому набору благ. Следовательно, нельзя сказать, что им было совершенно нечего терять. Однако внутренняя свобода на другой чаше весов перевешивает в обоих произведениях.

5) Чрезвычайно схожи и способы воздействия властей на умы населения; в обоих романах наиболее важным способом влияния на человека является телевидение, транслирующее огромное количество патриотических программ у Оруэлла или совершенно бессмысленные мыльные оперы у Брэдбери.

6) Главной движущей силой, заставившей героев поставить на кон всё, что они имели, и даже свою жизнь, стали две вещи: любовь и литература. Движение к знаниям двигало этими людьми. Нельзя не обратить внимание на то, что профессией обоих было уничтожение информации: как сжигание книг у Брэдбери, так и работа над корректированием истории у Оруэлла.

Таким образом, обнаружив столько общих черт в произведениях этих достаточно разных писателей, можно сделать вывод, что взгляды антиутопистов на угнетение нравственных свобод весьма схожи, также схожи и их взгляды на те силы, которые должны противостоять злу: любовь, верность, тяга к знанию и независимости мышления. В современном авторам буржуазном обществе они уже видели элементы «программирования личности» [Лазаренко 1991]. Нравственную позицию обоих писателей можно проиллюстрировать высказыванием Р.Эмерсона: «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной».

Данное название - 451 градус по Фаренгейту - носит определенную ауру тайны, и именно поэтому многих так привлекает эта книга. 451 градус по Фаренгейту - это «температура, при которой бумага загорается и горит». Перед чтением сюжета этой книги проведите ассоциацию с другим истическим и числовым названием, например «Тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый». Оба романа - о деспотическом обществе, управляемом страхом и цензурой, где у персонажей остаются последние следы надежды и свободы. Всё же, давайте сделаем краткий анализ "451 градус по Фаренгейту".

Автор романа "451 градус по Фаренгейту" - Рэй Брэдбери. С первой же страницы поражает цитата испанского лауреата Нобелевской премии Хуана Рамона Хименеса: «Si os dan papel pautado, escribid por el otro lado» («Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперёк»). Автор как бы сразу пытается показать данной цитатой свое отношение к общественному давлению, нормам, угнетению и любому другому типу нарушения нашей свободы, и побудить нас противостоять этому.

Главный герой "451 градус по Фаренгейту"

В центре романа стоит Гай Монтаг, тридцатилетний пожарный в двадцать четвертом веке (роман был написан в начале 1950-х годов). В качестве пожарного Гай Монтаг несет ответственность за уничтожение не только книг, которые он находит, но и домов, в которых он их находит. Книги в этом веке не читаются; они должны быть уничтожены без вопросов. Делая анализ "451 градус по Фаренгейту", остановимся немного на этом человеке. Гай Монтаг живет в мире, где прошлое разрушено керосиновыми шлангами и правительственными методами промывания мозгов. Через несколько коротких дней этот человек превращается из ограниченного и предвзятого конформиста в динамичного человека, преданного социальным изменениям и жизни, спасая книги, а не уничтожая их.

Автор "451 градус по Фаренгейту" - Рэй Брэдбери. А книга была написана, чтобы показать зло цензуры. Рэй Брэдбери написал её, так как не мог выдержать цензуры вокруг, он хотел высказаться против нее по-своему. Книги стали незаконными, потому что они позволяют людям размышлять и формировать свое собственное мнение. А если это произойдет, государство потеряет контроль над людьми.

Книги - это всего лишь одна из многих других вещей, которые содержат идеи и питают наш мозг, дают нам дополнительный толчок думать. Книги хранят знания, и Брэдбери доказывает, что знание - это сила. У граждан не было книг, значит нет знаний, поэтому и нет власти. Человек без знания – ничто.

Роман «451 градус по Фаренгейту» – одно из первых крупных произведений американского писателя Р. Брэдбери, впервые изданное в 1953 году, принесло своему автору широкую известность. На данный момент подавляющее большинство литературоведов не только относят его к мировой классике фантастики, но и ставят в один ряд с произведениями, являющимися характерными примерами жанра антиутопии. Основная цель данного эссе – проанализировать роман и подтвердить справедливость последнего утверждения.

Аргументами при написании работы послужат характерные черты антиутопии, нашедшие своё отражение в тексте произведения. Стоит, однако, отметить, что антиутопический жанр в своё время был создан в противоположность жанру утопии, описывающему идеальные системы организации государства и общества. В связи с этим, использование метода доказательства «от противного», заключающегося в данном случае в поиске и демонстрации положений, противоречащих основам утопического жанра, можно считать оправданным.

В романе Р. Брэдбери описывает США в будущем. Одной из принципиальных задач государства на определённом моменте его развития стало тотальное уничтожение книг: их полагалось сжигать, а людей, хранивших книги – преследовать по закону. Изначально мотив установления данных порядков был более, чем благороден: высокие технологии поспособствовали значительному повышению качества жизни людей, а оно, в свою очередь, – разрастанию популяции. В этих условиях приоритетным стало недопущение глобального конфликта, до уровня которого могло разрастись даже небольшое волнение. Гарантией спокойствия могло послужить лишь полное единомыслие, добиться которого возможно было, во-первых, насаждением доступной идеологии и жёсткой дисциплины и, во-вторых, устранением факторов, побуждавших людей к свободному мышлению: идеи, изложенные в книгах, сочли наиболее опасными. «Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в конституции, а просто мы все должны стать одинаковыми…не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество…книга – это заряженное ружьё в доме соседа. Сжечь её! Разрядить ружьё!.. Надо обуздать человеческий разум» , – так звучит исповедуемая доктрина. Нужда в духовном саморазвитии и проявлении индивидуализма у членов общества была вытеснена убыстрением ритма жизни и обилием развлечений, предлагавшихся людям в любую свободную для них минуту. «Крутите человеческий разум…быстрей!.. так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние… мысли!..» , – говорит Битти – один из героев произведения, ревнитель существующей идеологии – и добавляет: «…человек только для того [пребывания в вечном движении и развлечения] и существует. Для удовольствий, для острых ощущений» . Таким образом, стабильность в государстве была достигнута путём деиндивидуализации общества, переориентировки его интересов на потребление и снижения его общей эрудиции. «…слово «интеллектуальный» стало бранным словом, каким ему и надлежит быть» . Абстрагируясь от категорий морали, данную модель вполне можно назвать идеальной и, следовательно, утопической.

Однако одной из наиболее ярких черт утопии является статичность описываемой системы, обеспечиваемая вышеупомянутым полным единомыслием. Но систему, описанную в романе, всё же подтачивает назревающий внутренний конфликт: люди, наименее подверженные влиянию идеологии, воспитывавшиеся в семьях, где приветствовались дискуссии, бывшие представители гуманитарных профессий, утратившие работу по причине запрета на книги, и им подобные представляют своеобразную оппозицию приверженцам существующего порядка. К открытому противостоянию последнему по ходу повествования всё более склоняется главный герой Гай Монтэг: желание изменить среду, в которой он пребывает, в конечном итоге толкает его на совершение нескольких преступлений и дальнейшее бегство. До пересмотра собственных взглядов Монтэг работал «пожарным» – сжигателем книг, и его профессия, вероятно, избрана автором неслучайно: пожарный – по сути, блюститель правопорядка – сделавшийся главным бунтовщиком, как нельзя лучше демонстрирует несовершенство механизма системы. Усиливает данное впечатление и упоминание о том, что сомнения, побудившие Монтэга навсегда изменить свою жизнь, рано или поздно посещают каждого пожарного. Вышеописанные герои не являются носителями утопического сознания: для них причинность вещей представляет больший интерес, нежели их устройство. Утопический идеал, основанный на планировании преобразований с чисто технической точки зрения, без проникновения в суть вещей, не вызывает у них доверия. Их стремление к познанию является губительным для утопического мира, поскольку благодаря ему становится возможным выявить специально умалчиваемые (часто ввиду того, что их широкое распространение может вызвать недовольство масс и тем самым повлиять на регуляцию важнейших процессов) факты о государстве и обществе. Словно в подтверждение вышесказанного, так отзывается Битти о погибшей девушке с нестандартным мышлением: «Её интересовало не то, как делается что-нибудь, а для чего и почему. А подобная любознательность опасна… Для бедняжки лучше, что она умерла» .

Ещё одним моментом, явно характеризующим «451 градус по Фаренгейту», как антиутопию, является выход поведения героев романа за рамки шаблонного. Как известно, все процессы в утопическом обществе, в том числе и общение, протекает по определённым образцам. В рассматриваемом произведении же поведенческие паттерны нарушают не только обладатели свободных взглядов, но и типичные граждане. Примером может послужить подруга жены Монтэга – человек небольшого ума и ограниченного кругозора, которая невольно расплакалась от неизвестных ранее чувств, впервые в жизни услышав стихотворение. Вероятно, что через подобного рода восприимчивость, способность растрогаться от табуированных книжных идей, Р. Брэдбери вновь делает отсылку к уязвимости установленного порядка. Не поддаётся рациональному осмыслению с точки зрения системы и формирование за пределами городов группировок людей-«живых книг» – беженцев, некогда заучивших наизусть некоторые произведения в надежде на возрождение потребности в литературе, последующего за крахом существующего строя.

Наконец, на антиутопичность общества в романе недвусмысленно намекает сам автор на протяжении всего повествования. Жителей представителей городов он характеризует как недалёких, эгоистичных, часто аморальных людей, живущих в мире иллюзий, навязанных им государством – питающихся «тенями на завтрак, дымом на обед и туманом на ужин» . У героев-обладателей прогрессивного мышления они вызывают либо жалость, либо отвращение. Что касается государственного уровня, то, к примеру, правоохранительные органы не гнушаются вмешиваться в частную жизнь граждан без весомой на то причины, сквозь пальцы смотрят на некоторые совершаемые преступления, в других обвиняют ни в чём не повинных людей; в государственных же целях переписывается история (Бенджамин Франклин назван основателем пожарного дела) и т. д. Р. Брэдбери всячески высмеивает систему в романе, в то время как для писателей-утопистов сатира совершенно нехарактерна: их задачей является описать созданную модель и пути её функционирования; более того, на этапе становления жанра утопии примечательной особенностью авторской позиции была вера в её совершенство. События романа приходятся на момент зарождения непримиримых разногласий, которые при определённых условиях (в частности, если бы инициативные люди, такие, как Гай Монтэг, объединились и внесли в систему хаос, повлекший за собой крах существующей идеологии) могли бы привести к установлению нового порядка. Однако автор решает сделать развязку более однозначной: город, символизирующий собой всё государство-неудавшуюся утопию, где негативные тенденции возобладали над благородными стремлениями, уничтожен противником в только что объявленной войне. Подобный исход указывает на полную несостоятельность предпринимавшихся им действий: общество, взявшее за цель избежание войны любой ценой, в конечном счёте погибает именно от неё. Чудом спасшийся Монтэг же, примкнув к людям-«живым книгам», выдвигается в сторону руин, чтобы попытаться донести выжившим своё видение мира: теперь его с большей вероятностью услышат, а не попытаются убить.

Несмотря на то, что анализируемый роман был создан более полувека назад, некоторые воззрения сторонников системы просматриваются и в современном обществе. «Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему…видеть обе стороны вопроса. Пусть видит…одну, а…лучше – ни одной… Если правительство плохо,… – это всё-таки лучше, чем если народ волнуется» , – позиция, характерная для государств, где СМИ находятся под правительственным контролем с целью пропагандирования граждан или создания т.н. «патриотической истерии». Узнаваемы и системы образования некоторых стран: «Набивайте людям головы цифрами,…фактами, пока их не затошнит, – ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные» . Тем не менее, воплощение в жизнь сценария, изложенного в произведении, как и сценария любой антиутопии или утопии, реально лишь теоретически, поскольку фактическое возникновение идеальных моделей государств и обществ невозможно. Р. Брэдбери, будучи представителем фантастического жанра в художественной литературе, не претендовал на занятие научным футурологическим прогнозированием. «451 градус по Фаренгейту», как и многие его произведения, имеет назидательный характер; пользуясь советской терминологией, его можно назвать «романом-предупреждением».

Подводя итог, следует сказать, что в произведении отражено общество, на этапе своего создания претендовавшее на безупречность, однако впоследствии пошедшее по негативному пути развития. Его идеалы были подорваны, а абсолютное единомыслие, несмотря на все устремления блюстителей правопорядка и цензоров, либо было утрачено, либо так и не было достигнуто. Внутренний конфликт, возникший в обществе по данной причине, позволяет читателю пронаблюдать его развитие в динамике: от состояния относительного покоя – через волнение – к краху. Действующие лица на фоне деиндивидуализированного социума обладают чётко дифференцируемыми яркими характерами, а их действия не отвечают предполагаемым наличествующим образцам. При этом процессы, происходящие в романе, утрированы и не являются научным прогнозом. Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что роман Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» обладает всеми чертами, присущими антиутопии.

Нашкевич Екатерина

Аннотация: В этой работе рассматривается книга как духовная ценность человечества в разрезе истории развития русской литературы и на примере романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фарейнгейту».

Ключевые слова: книга, мир, человек, роман, жизнь, литература, ценность, Рэй Брэдбери, общество, проблема, духовность, поколение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛАРУСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал БНТУ

«Солигорский государственный горно-химический колледж»

Книга как ценность

На примере романа Рэя Брэдбери

«451 градус по Фаренгейту»

Выполнила: Нашкевич Екатерина,

учащаяся 1 курса группы ОИ-17

Научный руководитель: Парфёнцева Е.А.

преподаватель русского языка и литературы

Солигорск, 2018

Введение

Книга в истории человечества

Книга в мире Рэя Брэдбери

Вывод

Приложение

Введение

Слайд 1, Слайд 2

Тема моей работы «Книга глазами поколений на примере романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Я заинтересовалась этой темой после того, как однажды прочла роман, и он мне понравился. Мне стало интересно, почему роман, написанный в другом столетии и в другой стране, вызвал во мне такой отклик и бурю новых эмоций и раздумий.

На сегодняшний день существуют работы, посвященные роману Рэя Брэдбери. Однако мы решили рассмотреть это произведение в контексте ценности книги в жизни общества, и в этом заключаются актуальность и новизна нашего исследования.

Объект исследования - роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Предмет исследования – книга, отношение к ней в романе, прошлом и настоящем.

Основная цель работы – доказать, что проблема, поднятая в книге Рэя Брэдбери о потери ценности книг, как сосредоточия духовности, актуальна и в настоящем мире.

Для достижения цели мы ставим перед собой задачи :

  • изучить литературу по теме;
  • изучить отношение людей к литературе в прошлом и настоящем, в романе;
  • изучить социальную структуру общества в романе, соотнести ее с современным миром;
  • проанализировать образы героев в романе;
  • выяснить ценность книги в нашем обществе.
  • провести исследование в форме опроса у разных возрастных групп людей;
  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Гипотеза - с каждым новым поколением книга, как духовный наставник, уходит всё дальше в прошлое, а вымышленный мир Рэя Брэдбери всё ближе к нашему.

Методы исследования , которые использовались в исследовательской работе:

  • наблюдение;
  • анализ;
  • анкетирование;
  • сравнение и изучение.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она может помочь по-новому увидеть роман «451 градус по Фаренгейту».

Книга в истории человечества

Слайд 3

Наша жизнь - это бесконечный полёт фантазий для творчества и развития. На протяжении всей истории люди понимали, что знание – это сила. Наука творит чудеса почти каждый день. Благодаря последним достижениям учёных то, что раньше было немыслимым, теперь является частью нашей жизни. В прошлом, единственным способом узнать о мире было путешествие и чтение книг. Из-за материала, на котором писали, дорогих переплётов и рукописного текста книги были очень дорогими, а путешествия - опасными. А дорогое и опасное всегда влекло человека к себе. Книга во все времена была высшей ценностью для человека, для его духовной жизни. Поэтому существование книги неразрывно связано с существованием человечества.

Слайд 4

Как и у людей, у книг есть своя история и своя судьба. Более пяти сотен лет книги существуют в привычном для нас виде. Однако они были в истории человечества и прежде, только вид имели другой, непохожий на современный. Наши предшественники проявляли изобретательность и использовали возможности окружающего мира для создания первых книг.

Слайд 5

В 18 веке, книга была уделом «высшего сословия». Не все могли позволить себе книги, и даже не столько из-за дороговизны, сколько из-за собственной безграмотности.

Слайд 6

В 19 веке книга получила статус властителя дум. Свою литературную деятельность начали такие великие писатели как Достоевский, Толстой, Гоголь, Лермонтов, Некрасов и многие другие. В своих произведениях, они отражали проблемы их современности, остро ставили вопросы личной свободы человека и власти. Многих писателей за их запрещённую литературную деятельность ссылали в Сибирь, а некоторых ждало и более суровое наказание, которое заканчивалось, в отдельных случаях, смертной казнью. Вот их имена: Рылеев, Радищев, Достоевский…

Слайд 7

Перенесёмся в 20 век и что же мы видим? Книга стала доступна абсолютно любому, получила своё место на полке почти у каждого. Но в литературе чувствуется кризис и исчерпанность, все вызывает сомнение, прежние ценности подвергаются переоценке. Модернизация литературы рождает множество разнообразных течений, направлений, школ. Волна обновления в поэзии вскипит великолепным «серебряным веком». И пусть позднее для многих придет время отправиться в добровольную или вынужденную эмиграцию, жизнь литературы не прекратится. Вот имена тех, кто войдет новое искусство: Леонов, Шолохов, Фадеев и др.

Слайд 8

С укреплением советского государства меняется и литература: формируется социалистический реализм, который воспевает ценности СССР. Идеология партии – вот центр искусства того периода. Только положительный герой, идеальный коммунист, человек прогрессивный, но не способный сомневаться, пример для всех и каждого может быть центром произведения. Социалистический реализм прекратил свое существование, когда распался Советский Союз.

Слайд 9

Переходный период в литературе – это рубеж XX–XXI. Исчезает цензура советской литературы, постепенно новые условия, условия свободы слова. Происходит расширение читательской аудитории за счет привлечения массовых жанров. Кроме того, в современной русской литературе создаются произведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Развивается женская проза. Одним из самых интересных культурных явлений второй половины XX века является постмодернизм. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его.

Клик на слайде 9

Начало XXI века настолько многоголосое и противоречивое, что одновременно существуют противоположные точки зрения об одном авторе или об одной книге. Многомерная культура постепенно сменяет монокультуру. Возникает и развивается множество разнообразных субкультур. В равной степени существуют массовая и элитарная литература.

Слайд 10

Бывали времена, когда книга находилась под запретом, в некоторых странах существуют списки книг, запрещенных к изданию или изучению в учебных заведениях. Меняются времена – меняются списки. Но, ни в одной культуре мира никогда не было такого, чтобы сама книга, в прямом ее значении, была запрещена, что не мешало многим писателям-фантастам пытаться моделировать такие миры и на их примере прогнозировать возможные последствия развития общества.

Книга в мире Рэя Брэдбери

Слайд 11

В произведении Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» отражены актуальные проблемы мира: стремление к комфорту и потреблению, прогрессирующий эгоизм, финансовая зависимость, подражание известным личностям и потеря своей собственной, отказ от духовности.

Слайд 12

Автор очень точно вывел в центр основную проблему романа - книгу. В его мире книге отведена ничтожно малая роль, люди забыли её ценность и вовсе перестали понимать написанное. Сюжет опирается на то, что в государстве запрещено чтение, книги уничтожаются, а человека, решившегося нарушить запрет, называют сумасшедшим. Книга находится под строжайшим запретом. Любой человек, имеющий дома хоть одну книгу из списка запрещённых, будет осужден, а его дом сожжен. На смену книге, как представителю мира духовности, пришёл мир с высокоразвитым техническим прогрессом. Люди совершенно забыли о всех ценностях жизни, об эмоциях и тем более о все красоте мира, окружающего их. Пожарные больше не прекращают пожары, а создают их. Но всё это не значит, что не осталось людей, которые свято верили бы в силу книги. Они были и будут во все времена. Их цель – сохранить для будущего знания предшествующих поколений.

Тема книги связана с поиском самого себя. Задумавшись о себе и своем месте в этом мире, испытав любовь к другим людям, герой выходит из отчуждения. А началось все с книг – они катализаторы перемен и роста, поэтому их образ у Брэдбери многогранен.

Слайд 13

Главный герой, Гай Монтег, типичный человек массового общества, обыкновенный работяга-пожарный, всегда ответственно относящийся к своим обязанностям. Он безукоризненно выполняет указания, не сомневаясь и не думая. Такое поведение настолько для него органично, что он практически не способен к переживаниям и размышлениям. Практически, но не совсем. Часть души Монтэга не может удовлетвориться только работой и жизнью в обществе, где преследование и потребление норма. Встреча с соседской девушкой, погибшей чуть позднее, но успевшей повлиять на Гая, изменила его мысли, породила сомнения в правильности того, чем он занимается и во всей прожитой им жизни.

Слайд 14

Ещё одним главным ударом по его мировоззрению стала женщина, которая отказалась покинуть охваченный огнём свой дом, который был забит различной запрещённой литературой. Именно в том доме, Монтег практически неосознанно крадет книгу. Принеся украденное домой, он прячет её в вентиляцию, где позже стал хранить и остальные, пытается читать, но это у него уже не получается.

Не находя поддержки в близком человеке, Гай отправляется к старому знакомому Старику Фаберу. Берет у него Библию, пробует её прочесть, но из-за элементарного неумения, ему приходится просить помощи.

Книги дают Монтэгу ответы на вопросы, которые он долгое время боялся задать сам себе: «Мы тут так веселимся, что совсем забыли и думать об остальном мире. … Я слышал, что во всем мире люди голодают. Но мы сыты! Я слышал, что весь мир тяжко трудится. Но мы веселимся. И не потому ли нас так ненавидят? А почему? За что? Я не знаю. Но, может быть, эти книги откроют нам глаза! Может быть, хоть они предостерегут нас от повторения все тех же ужасных ошибок!»

В результате, Фабер и Монтег ждут войны и полной разрухи современного мира, как избавления, чтобы иметь шанс начать всё с чистого листа, внушить людям ценность книг и научить заново любить этот мир.

Слайд 15

Развязка совершенно неожиданна. Нам открывается правда об истинных причинах сжигания книг: правительство стремится сделать «зомби» из граждан, используя стены-экраны, беззаботность и безопасность жизни, наполненной только развлечениями, не требующими работы мысли. А книги могут воспрепятствовать этому. Они наполняют людей знаниями, эмоциями, которые могут вызвать стремление к несогласию и спорам, что, конечно, руководство страны не приветствует. Потому проще книги сжигать.

Так и получается, что книга в романе – враг тоталитарного государства из-за своей способности пробудить мысль, интеллект и сомнение. Кроме того, книга – символ связи с прошлым, «одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть», которые «показывают нам поры жизни» сокровенный мир души человеческой. За каждой из них стоит человек (Монтэг далеко не сразу это понимает), поэтому уничтожение книг можно назвать самоуничтожением. А для массовой культуры – это «заряженное ружье», способное победить даже такую силу, как любые медиа-средства. Книга может показать человеку катастрофу его мира и жизни, заставить включить и стимулировать сознание. Брэдбери важно показать, что книги могут не только давать и хранить информацию, а могут оживить душу, воззвав к ней и заставив сопереживать. В книгах все лучшее в человеке – его способность к творчеству, созданию и переустройству мира.

Вывод

Слайд 16

На дворе 21 век… Люди уже не в силах остановиться на достигнутом и идут дальше не обращая внимания на последствия и нанесённый вред. Наука двигается дальше, каждый день совершаются новые открытия, запускают ракеты, изменяют формы генов, но какова цена за это? Чем ещё человечеству придётся поплатиться? Ведь только за последние 100 лет, человек изменил мир до неузнаваемости: заводы, загрязняющие окружающую среду, болезни, искореняющие население и многое другое.

В современную литературу пришло множество авторов, и она приняла новое направление. Направление, которое отличается от предыдущих. Авторы всё так же отражают проблемы общества, но какое сейчас общество… Новые поколения совершенно не интересуется классикой, игнорирует призывы читать литературу великих прозаиков и поэтов прошлого, даже не задумываются о своем духовном развитии. И к чему мы придём через несколько десятков лет? Что ждёт мир? Имеет ли место проблема романа стать реальной в будущем?

Ведь что важно в книжной культуре? В ней отражается не только прошлое, но и величие человечества, его способность к творчеству. Книги всегда актуальны – ведь человеческая природа, отраженная в них, в любой век неизменна, даже в нынешний век техники. В эпоху всеобщей разобщенности, духовного одиночества, именно книга может стать другом, превратиться в собеседника, выполнить обязанности зеркала, сохранить ценности и отличающиеся точки зрения. Благодаря книге можно найти себя в мире массового сознания, научить не бояться быть не таким, как другие, быть в меньшинстве. Книга раскрывает человеку не только остальной мир, но и индивидуальный.

Итак, изучив мир книги Рэя Брэдбери и саму книгу в этапах ее развития, мы обратились к современности. Нами было проведено исследование ценности книги в современном мире. Были опрошены учащиеся нашего колледжа с первого по четвертый курс, а также преподаватели колледжа и родители учащихся.

Слайд 17

Вопросы анкетирования вы можете видеть на слайде. Из них можно узнать, читает ли человек книги, сколько и какие, что видит в них важного и полезного.

Проанализировав анкеты, мы можем сказать, что молодое поколение читает вдвое меньше, чем старшее. Да и то в большей степени по необходимости. Предпочтение отдается развлекательной литературе, которая украшает жизнь, не напрягая при этом рассудок.

Таким образом, наша гипотеза подтверждается: вымышленный мир романа, где телесное удобство преобладает на духовностью, становится к нам все ближе.

Слайд 18

Проблемы романа актуальны и в нашей жизни. Только предметы духовности и культуры никто не уничтожает тотально, да и то, скорее всего, за ненадобностью. Зачем уничтожать то, что и так невостребованно?

Я считаю, если общество продолжит двигаться в таком же направлении, то мы рискуем оказаться с такой же проблемой, как и общество из мира Рэя Брэдбери.

Список использованных источников

  1. Богдевич Е.Ч. Мотив сгорающей книги/библиотеки в литературе XX-XXI вв. / Драфт: Молодая наука, Уральский филологический вестник №5, 2015
  2. Брэдбери Р. 451 0 по Фаренгейту / М.: Книга, 2007
  3. Брэдбери Р. Предисловие к изданию романа «451 градус по Фаренгейту», 1966
  4. Дегтярёва О.В. Лекция к семинару «Современный литературный процесс в России: основные тенденции» / МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека»
  5. Карьер Ж.-К., Эко У. Не надейтесь избавиться от книг! / Пер. с франц.
  6. СПб., 2010.
  7. Михалева Ю. «451 градус по Фаренгейту», или Что делать? / «УГ Москва» №33 от 13 августа 2013 года
  8. Нефагина, Г.Л. Русская проза конца XX века / М.: Флинта: Наука, 2003. – 320 с.
  9. Ханютин Ю.М. Реальность фантастического мира: Проблемы западной
  10. фантастики
  11. Шестакова Е.А. О книге Рэя Брэдбери 451 градус по Фаренгейту, 2016
  12. Щербитко А.В. Тема и образ книги в романе Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета «Книга в моей жизни»

1.Сколько книг в год Вы читаете (в том числе из обязательной литературы):

А) не читаю вообще;

Б) 1-2;

В) 5-10;

Г) более 10.

2. Когда в последний раз вы держали в руках книгу, которая не обязательна к прочтению?

А) Совсем недавно;

Б) Не помню

В) Даже в руки не беру.

3.По каким критериям Вы выбираете книги:

Б) по аннотации;

В) по обложке;

Г) вообще не выбираю.

4. Какой жанр Вам больше нравится:

А) фантастика \ фентези;

Б) научно-популярная литература;

В) ужасы;

Г) детективы \ триллеры;

Д) любовные романы;

Е) приключения \ исторические.

5. У вас есть любимый

А) Да;

Б) Нет.

6.Чаще всего я выбираю:

А) классику;

Б) современную литературу.

7.Ваше отношение к поэзии:

А) люблю;

Б) не люблю;

В) 50/50;

Г) а что это?

8. Что для вас важно в книге:

А) герой и сюжет;

Б) побуждение к размышлению и развитию;

В) счастливый конец;

Г) информативность и полезность;

Д) эмоциональные переживания.

9. Способна ли книга повлиять/изменить взгляды людей:

А) Да;

Б) Нет;

В) Возможно.

10. Если бы Вам сказали, что все книги исчезнут и можно оставить одну, Вы бы выбрали:

А) Самую любимую, которую могу перечитывать снова и снова;

Б) Новую, которую ещё не читал (а);

В) Никакую, мне не нужны книги.

11. Видите ли Вы свою жизнь без книг?

В) Возможно.

12. Вы анализируете книгу после прочтения:

А) Да, надо подвести итог и сделать выводы из прочитанного;

Б) Нет, просто читаю;

В) Не читаю

13. Может ли существовать человеческое общество без книги:

А) Да;

Б) Нет.

14. Что для Вас книга?

А) Целый мир, глазами разных людей;

Б) Листы бумаги, с напечатанным текстом;

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица данных анкеты

Вопрос

Учащиеся 1-4 курс

Преподаватели и родители

Сколько книг в год Вы читаете (в том числе из обязательной литературы):

А) не читаю вообще

Б) 1-2

В) 5-10

Г) более 10

Когда в последний раз вы держали в руках книгу, которая не обязательна к прочтению?

А) Совсем недавно

Б) Не помню когда

В) Даже в руки не беру

По каким критериям Вы выбираете книги?

Б) по аннотации

В) по обложке

Г) вообще не выбираю

Какой жанр Вам больше нравится?

А) фантастика \ фентези

Б) научно-популярная литература

В) ужасы

Г) детективы \ триллеры

Д) любовные романы

Е) приключения \ исторические

А) Да

Б) Нет

Чаще всего я выбираю:

А) классику

Б) современную литературу

Ваше отношение к поэзии:

А) люблю

Б) не люблю

В) 50/50

Г) а что это?

Что для вас важно в книге?

А) герой и сюжет

Б) побуждение к размышлению и развитию

В) счастливый конец

Г) информативность и полезность

Д) эмоциональные переживания

Способна ли книга повлиять/изменить взгляды людей?

А) Да

Б) Нет

В) Возможно

Если бы Вам сказали, что все книги исчезнут и можно оставить одну, Вы бы выбрали:

А) Самую любимую, которую могу перечитывать снова и снова

Б) Новую, которую ещё не читал (а)

В) Никакую, мне не нужны книги

Видите ли Вы свою жизнь без книг?

А) Нет, книга очень важна для меня;

Б) Да, она не так уж и важна для меня;

В) Возможно.

Вы анализируете книгу после прочтения?

А) Да, надо подвести итог и сделать выводы из прочитанного

Б) Нет, просто читаю

В) Не читаю

Может ли существовать человеческое общество без книги?

А) Да

Б) Нет

100%

Что для Вас книга?

А) Целый мир, глазами разных людей

Б) Листы бумаги, с напечатанным текстом

В) То, что задают для прочтения

В этой статье вы найдете подробный анализ романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», написанный в формате школьного сочинения.

Впервые я прочитала книгу Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» примерно в 14 лет. Уже тогда она произвела на меня неизгладимое впечатление, и я стала считать этот роман одним из своих любимых.

Жанр романа и история создания

Позже в школе мы познакомились с жанром антиутопии. Читая книгу «Мы» Евгения Замятина, я невольно проводила аналогии с романом Брэдбери. Когда я прочла роман Джорджа Оруэлла «1984», я поняла, что для жанра антиутопии, конечно, характерны общие для всех произведений в этом жанре черты: гротеск, порой даже абсурдность, символизм, обилие метафор, элемент фантастики.

Эту книгу Брэдбери трудно классифицировать, ведь роман можно назвать и научной фантастикой (писатель предвидел многие из достижений науки – например, радиоприемники-втулки – это современные плееры, телевизорные стены – плазменные панели), и антиутопией. Произведение имеет социально-философский подтекст, оно было актуальным в 1953 году, когда было напечатано, ведь наверняка Рэй Брэдбери писал роман, будучи впечатленным эпохой маккартизма – эпохой «охоты на ведьм», когда либерально мыслящая интеллигенция преследовалась, существовала цензура.

В романе тех, кто думает не так, как большинство, точнее, тех, кто вообще думает и разговаривает друг с другом, считают сумасшедшими. Так, наверное, было и в действительности, в реальности, которая окружала писателя в то время, с той лишь разницей, что таких людей не лечили, а объявляли их произведения вне закона. Брэдбери описывает будущее Америки и всего мира, но это будущее имеет определенную связь с настоящим – причем, как настоящим 1953 года, так и настоящим ХХI века. Но об этом – позже.

Интересно, что писатель создавал свой роман в публичной библиотеке. Я думаю, Рэй Брэдбери любит библиотеки и книги, ведь только искренне любящий книги и литературу автор может так написать о них. Также в книге очень много цитат из других источников, из Библии, книг эпохи Просвещения, современной нам литературы (действие романа происходит в будущем, поэтому эти книги для героев считаются старыми).

Образы и символы

Роман наполнен символами. Огонь – самый сильный символ романа. Огонь в руках пожарного, который символизирует разрушение (в отличие от обыденного представления о пожарных, которые тушат пожар, сохраняя, а не разрушая) – губителен. Он уничтожает книги, последние оплоты творческой мысли, ведь картины в музеях давно заменены интерактивными и абстрактными («Сплошь абстракция!» — восклицает Кларисса в романе), в кафе «трещат» все те же старые музыкальные композиции и остроты…

Главные герои, их краткие характеристики, взаимодействия и сюжет

А люди уже давно перестали мыслить. Они не задумываются над вопросами бытия, над фундаментальными ценностями – их ценности уже давно заменены материальными. К примеру, жена Монтэга, главного героя, Милдред, только и думает о том, как бы приобрести еще одну телевизорную стену. Она в связи с бытующим мнением считает, что это принесет в их дом радость, но на самом деле даже она несчастна. Хотя, Милдред не задумывается о таких категориях, как счастье и несчастье.

Монтэг сначала являет собой такой же символ разрушения. Жечь для него – наслаждение. Но вскоре он знакомится с Класиссой Маклеллан, новой соседкой, прелестной 16-летней девушкой, которой скоро должно исполниться 17 (и это Кларисса шутливо приводит как довод в пользу своей «ненормальности»).

Кларисса не такая, как другие люди вокруг пожарного. Она пробует на вкус дождь, не любит жестокости, замечает каждую мелочь окружающего мира, любит общаться с людьми и даже с природой. Кларисса не спеша гуляет пешком, не терпит реактивных автомобилей и не дружит со сверстниками – ведь они считают ее антисоциальной.

Монтэг и Кларисса появляются вместе на страницах романа лишь в его начале, но благодаря девушке главный герой начинает меняться. Он постепенно понимает, что что-то не так. Понимает, что ему не нравится пустота и обыденность жизни в данном обществе, что у него нет ничего общего с ним; понимает, что ему на самом деле нравится спорить, размышлять, читать книги – что запрещено!

Далее Монтэг знакомится с Фабером, профессором, который читает, размышляет, словом, живет не так, как нужно, и всецело поддерживает идеи революции. Сюжет в романе развивается стремительно, но внутренне Монтэг меняется только в самом конце. Окончательно – только тогда, когда он знакомится у костра с «людьми-книгами». И здесь появляется уже другой образ огня. Огонь, из которого сможет возродиться феникс – появятся новые книги, люди снова будут общаться друг с другом, чувствовать, любить друг друга и мир… Новая эра.

Главная мысль романа, что хотел сказать автор читателям

О символах в романе можно говорить бесконечно. Телевизорные стены, механический пес, огонь, книги, «люди-книги», бомбардировка города и прочие, прочие. Самое важное – с помощью этих символов понять главную идею. И я, прочитав роман, поняла ее.

«451 градус по Фаренгейту» — книга -предостережение. Причем, предостережение, актуальное для нас, поколения XXI века. Сейчас, если задуматься, большинство людей стали мало разговаривать друг с другом. Появился Интернет, который части молодежи заменяет реальную жизнь. Старшее поколение, вернее, некоторые из его членов, увлекаются телевизором.

Библиотеки становятся уже не так актуальны… Но я, прочитав эту книгу, только порадовалась, что читаю много и сейчас. Потому что электронная книга, фильм или телепередача не заменят настоящего чтения. Как и виртуальное общение не заменит реального. Ведь жизнь ценна только настоящим, истинным, своими красками, впечатлениями. Теми эмоциями и чувствами, которые вызывают у нас люди. Нужно любить этот мир, как любила его героиня произведения Брэдбери Кларисса. И я люблю этот мир именно так.

Роман «451 градус по Фаренгейту» анализировала dusksun.