Съесть Лягушку. Или хуже уже не будет

  • Выполнить все без исключения задачи невозможно – но и не нужно. Достаточно научиться правильно определять своих «лягушек» и начинать день с их «поедания».
  • «Лягушка» – самая важная работа, которую нам свойственно откладывать.
  • Для того чтобы правильно ставить цели, достаточно делать 7 простых шагов.
  • Важно научиться сортировать задачи по важности.

У большинства из нас никогда не хватает времени на все дела, хотя мы и разрываемся на части. Брайан Трейси уверен, что это погоня за химерами: нас всегда будет ждать больше дел, чем мы в состоянии переделать. Но это не значит, что мы не можем стать хозяевами своего времени и своей жизни. Эксперт предлагает освоить придуманную им систему, назвать которую можно так: «Съешьте свою лягушку!».

Ваша «лягушка» – это самая большая и важная работа, которую вы обычно оттягиваете. Именно ее и надо «съесть» в первую очередь.

При «поедании лягушек» важно придерживаться двух простых правил.

1. ИЗ ДВУХ ИМЕЮЩИХСЯ НАЧИНАЙТЕ С НАИБОЛЕЕ НЕПРИЯТНОЙ

Если вам нужно выполнить две важные задачи, начинайте с самой масштабной, сложной и главной. Важно приучить себя браться за нее без промедления, доводить дело до конца и только потом переходить к следующему. Не поддавайтесь искушению начать с более простого!

Помните, самое важное решение, которое вы принимаете каждый день, – чем заняться в первую очередь, а чем – во вторую (если, конечно, сумеете закончить первое дело).

2. НЕ МЕШКАЙТЕ СЛИШКОМ ДОЛГО

Секрет высокой работоспособности – в привычке каждый день с утра, не раздумывая долго, браться за главную работу. В привычке, доведенной до автоматизма!

Мы устроены таким образом, что завершение дела приносит нам удовлетворение и позволяет чувствовать себя победителями. И чем важнее дело, тем больше наша радость, уверенность, ощущение своей силы.

Один из важнейших секретов успеха – «полезное привыкание» к эндорфинам

В такие моменты наш мозг начинает вырабатывать гормон удовольствия – эндорфин. Один из важнейших секретов успеха – «полезное привыкание» к эндорфинам и к тому ощущению ясности и уверенности в себе, которое они вызывают.

Когда это произойдет, вы начнете бессознательно организовывать свою жизнь так, чтобы постоянно выполнять от начала до конца все самые трудные и важные дела. Благодаря силе этой привычки вам будет проще доделать работу, чем оставить ее незавершенной.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЮ ГЛАВНУЮ «ЛЯГУШКУ»?

Перед тем как наметить первую «лягушку» и приступить к ее «поеданию», надо разобраться, чего именно вы хотите добиться в жизни.

Ясность – возможно, главная составляющая личной эффективности. А одна из главных причин, по которой вы медлите и не желаете приниматься за работу, – путаница в мыслях и чувство неопределенности.

Важное правило для тех, кто хочет добиться успеха: когда что-то обдумываете, возьмите в помощники ручку и бумагу

Важное правило для тех, кто хочет добиться успеха: когда что-то обдумываете, возьмите в помощники ручку и бумагу. Из всех взрослых людей лишь около 3% умеют четко формулировать свои цели в письменном виде. Именно эти люди успевают сделать в десять раз больше, чем их коллеги, может быть, даже более образованные и способные, но не удосужившиеся потратить время на то, чтобы перечислить на бумаге свои цели.

СЕМЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ

Как же правильно поставить цели? Вот эффективный рецепт, который прослужит вам всю оставшуюся жизнь. Вам нужно выполнить 7 шагов.

1. Определите, что именно от вас требуется. Удивительно, сколько людей продолжают тратить время на незначительные вещи просто потому, что не задумались над этим вопросом. Как говорил известный специалист по личной эффективности Стивен Кови: «Прежде чем взбираться по лестнице к успеху, убедитесь, что она прислонена к тому зданию, которое вам нужно».

2. «Думайте на бумаге». Письменно формулируя задачу, вы оттачиваете ее и придаете ей материальную осязаемость. Пока цель не записана, она остается всего лишь пожеланием или фантазией. Из всех возможных целей выберите ту, достигнув которой вы измените свою жизнь.

3. Установите сроки. Задача, для которой не определены сроки, не имеет реальной силы – фактически, это дело без начала и конца.

4. Составьте список средств и действий для достижения цели. Поняв, что необходимо что-то еще, добавляйте этот пункт к списку. Список даст вам зримую картину масштаба задачи.

5. Превратите список в план. Установите порядок исполнения всех дел, а еще лучше – нарисуйте план в виде прямоугольников, кружков, линий и стрелок, показывающих взаимоотношения между разными задачами.

6. Немедленно начинайте претворять план в жизнь. Начните с чего угодно. Гораздо лучше средний, но энергично выполненный план, чем блестящий, но по которому ничего не сделано.

7. Выполняйте работу ежедневно , и каждый день станет ступенькой, приближающей вас к главной цели. Не пропускайте ни одного дня, все время продвигайтесь вперед.

КАК ЕДЯТ «ЛЯГУШЕК»?

Помните известную шутку о том, как съесть слона? Ответ прост: «По кусочкам». Точно так же вы сможете съесть и свою «лягушку». Разбейте процесс на отдельные шаги и начинайте с первого. А для этого необходима осознанность и умение планировать.

Не обманывайте себя отговорками, что у вас нет времени составить план. Каждая минута, потраченная на планирование, экономит 10 минут вашего труда.

Чтобы правильно организовать день, вам понадобится 10-12 минут. Столь небольшая затрата времени позволит вам увеличить эффективность на 25% или даже больше.

Каждый вечер составляйте список дел на завтра. Сначала перенесите в него все то, что не удалось сделать сегодня. Затем добавьте новые дела.

Почему важно делать это накануне? Потому что тогда ваше бессознательное работает с ним ночью, пока вы спите. Скоро вы начнете просыпаться, полные новых идей, которые помогут вам сделать работу быстрее и лучше, чем вы предполагали заранее.

Кроме того, нужно заранее составлять списки дел на месяц и на все дни недели.

СОРТИРУЙТЕ «ЛЯГУШЕК» ПО ВАЖНОСТИ

Проанализируйте составленные списки и напротив каждого пункта поставьте буквы А, Б, В, Г, Д в зависимости от приоритетности.

Дело с пометкой А – самая большая и неприятная «лягушка». Если в списке несколько таких дел, ранжируйте их по важности: А1, А2 и так далее. Если не выполнить задачу категории А, это приведет к серьезным негативным последствиям, если выполнить – вас ждут серьезные позитивные результаты.

Б – дела, которые надо бы сделать, но их выполнение или невыполнение повлечет за собой не столь серьезные последствия.

В – дела, которые хорошо бы сделать, но особых последствий в любом случае не будет.

Привычка тратить пару часов на организацию предстоящей недели поможет вам изменить жизнь

Г – дела, которые можно перепоручить.

Д – пункты, которые можно просто вычеркнуть, и это практически ни на чем не скажется. К ним относятся некогда важные задачи, утратившие значение и для вас, и для окружающих. Часто такими делами мы продолжаем заниматься просто по привычке, но каждую минуту, потраченную на них, вы отнимаете у дел, способных значительно изменить вашу жизнь.

Ваша способность проанализировать свой список и найти в нем задачу А1 – это трамплин для прыжка на более высокий уровень. Не занимайтесь делами с пометкой Б, пока не будет выполнена работа, обозначенная буквой А. Развив в себе привычку сосредотачивать силы и внимание на деле А1, вы начнете делать больше, чем несколько коллег, вместе взятых.

И помните: привычка в конце каждой недели тратить пару часов на организацию недели предстоящей поможет вам не просто повысить личную продуктивность, но и изменить жизнь.

Об эксперте

Брайан Трейси (Brian Tracy) – один из ведущих специалистов по личному развитию, автор более 70 книг, в числе которых: «Достижение максимума. 12 принципов», «Измени мышление – и ты изменишь жизнь», «Нет оправданий! Сила самодисциплины». Подробнее о нем на его сайте .

Брайан Трейси

Оставьте брезгливость, съешьте лягушку!

ПРЕДИСЛОВИЕ

Благодарю вас за то, что остановили свой выбор на этой книге. Полагаю, что идеи, собранные в ней, помогут вам в такой же степени, в какой они помогли мне и тысячам других людей. Более того, я надеюсь, что данная книга коренным образом изменит вашу жизнь.

У вас никогда не будет достаточно времени, чтобы заниматься всеми своими делами в полном объеме. Вы в буквальном смысле завалены работой и разного рода обязанностями; стопка журналов и куча книг дожидаются, когда вы найдете время приступить к их просмотру, не говоря уже о внимательном прочтении. Казалось бы, стоит лишь освободиться от прочих дел…

Проблема, однако, состоит как раз в том, что вы едва ли когда-либо полностью освободитесь от «прочих» дел. Во всяком случае, «взять под контроль» поминутно сваливающиеся на вашу голову задачи вам едва ли удастся. В итоге вам никогда не доведется продвинуться в своих делах так далеко, чтобы позволить себе тратить время на все книги, журналы, представляющие для вас интерес, и вообще заниматься праздным времяпрепровождением, о чем вы открыто или втайне мечтаете.

И бросьте надеяться на то, что со временем вы сможете решить все свои проблемы путем простого повышения собственной производительности: сколь разнообразными приемами ее повышения вы бы ни владели, всегда дел окажется слишком много, чтобы успеть свершить их за то время, которым вы располагаете.

Единственный способ рационально планировать свое время и свою жизнь заключается в том, чтобы изменить свое мышление, стиль работы и подход к решению нескончаемого потока проблем, которые обрушиваются на вас каждодневно. Взять под контроль стоящие перед вами задачи можно лишь в том смысле, что вы перестаете уделять внимание одним вещам и начинаете тратить больше времени на те, которые действительно имеют значение.

Вопросом, как следует планировать свое время, я занимался более тридцати лет. Я посвятил немало времени изучению трудов Питера Друкера, Алекса Маккензи, Алана Лэйкина, Стивена Кови и многих, многих других. Я прочел сотни книг и тысячи статей, посвященных успеху и эффективности в профессиональной жизни. Данная книга явилась результатом моих исканий.

Всякий раз, когда мне встречалась любопытная идея, я старался опробовать ее на практике, будь то в своей работе или личной жизни. Если оказывалось, что она работает, я включал ее в теорию, которую преподавал другим людям, выступая перед массовыми аудиториями и проводя семинары.

Галилей однажды написал: «Вы не можете научить человека чему-либо, чего он уже бы не знал; вы лишь можете довести то, что он знает, до его сознания».

В зависимости от уровня ваших знаний и практического опыта, многие идеи, изложенные в данной книге, могут показаться вам знакомыми. Эта книга призвана привести вас к более глубокому их осмыслению. Освоив приведенные методы и приемы, а также добившись, что их применение войдет у вас в привычку, вы тем самым измените свою жизнь самым позитивным образом.

Моя собственная история

Позвольте мне рассказать немного о себе и об истоках данной книги.

Начал я трудовую жизнь без особых достоинств, помимо разве того, что имел пытливый ум. В школе я учился плохо и бросил ее, не получив аттестата. В течение нескольких лет работал в основном разнорабочим. Будущее не сулило мне ничего особенного.

Молодым человеком я завербовался на грузовое судно «дикого» плавания и отправился повидать мир. Восемь лет я путешествовал и зарабатывал на жизнь черной работой, побывав в итоге в более чем восьмидесяти странах на пяти континентах.

А после того как не смог более найти себе привычной работы разнорабочего, я пошел в коммивояжеры; стал ходить по домам и конторам, пытаясь сбыть товар и работая при этом целиком за комиссионные. Каждая сделка стоила мне огромных усилий, и я начал оглядываться вокруг и задавать себе вопрос: «Почему так выходит, что другим людям это удается лучше, чем мне?»

В процессе изучения и применения на практике лучшего опыта я преобразил собственную жизнь. Я до сих пор удивляюсь, насколько простым и очевидным оказался ключ к успеху. Узнай, как поступают люди, демонстрирующие успех, и поступай схожим образом, пока не достигнешь нужных результатов.

Проще говоря, некоторые люди преуспевают потому, что в одних делах они поступают иначе, нежели все остальные, а также способны принимать верное решение в той или иной ситуации. Отличительной их чертой выступает то, что они распоряжаются своим временем гораздо лучше, чем человек, не блистающий успехом.

Имея за плечами ничем не выдающееся прошлое, я воспитал в себе, и впоследствии страдал от него, определенный комплекс неполноценности. Я оказался в плену убеждения, будто люди, которые справлялись с аналогичным делом лучше меня, были в действительности лучше, чем я. Как я, однако, впоследствии выяснил для себя, последнее совершенно необязательно следует из первого. Те, на кого я ориентировался, попросту делали свое дело иначе, чем я, и те знания, которые они накопили, чтобы так работать, мог, в принципе, обрести и я.

Для меня это стало откровением. Меня одновременно изумило и восхитило данное открытие. Такие же чувства я испытываю по сей день. Я понял, что в состоянии изменить собственную жизнь и достичь практически любой цели, которую перед собой поставлю; для этого достаточно лишь узнать, как действуют другие в аналогичной ситуации, после чего применять перенятые у них знания и опыт в собственной деятельности, пока не будут получены результаты, схожие с теми, которых добивались они.

За год работы в сфере сбыта я стал одним из лучших. Затем меня перевели в управленческое звено компании, назначив в итоге вице-президентом, под началом которого находились девяносто пять сотрудников, работавших в шести странах. Мне было тогда двадцать пять лет.

Впоследствии я работал в двадцати двух различных компаниях, основал ряд фирм и поставил их на ноги, получил ученую степень в сфере бизнеса в крупном университете. Я выучил французский, немецкий и испанский языки, кроме того, читал лекции, работал инструктором, а также оказал консультационные услуги свыше 500 компаниям. В настоящее время мои лекции и семинарские занятия ежегодно посещает более 250 тысяч человек, при этом аудитория нередко достигает 20 тысяч человек.

В ходе своей карьеры я установил для себя простую истину. Способность целеустремленно концентрироваться на своей самой важной задаче, выполнять ее хорошо и доводить до конца - есть ключ к

Одна из моих любимых книг о продуктивности – «Съешь лягушку» Брайана Трэйси, гуру саморазвития. Основная идея книги в том, что если ты делаешь самое важное дело в первую очередь по утрам, то в сравнении с ним весь день будет гораздо легче. Брайан Трейси в книге называет это «поеданием своих лягушек», взятое из высказывания: «Если первое, что ты делаешь каждое утро – это съедаешь живую лягушку, то ты можешь прожить весь день с удовлетворением от осознания, что скорее всего это было худшее, что сегодня с тобой случится!»

Твоя лягушка – это самая важная задача. Как только ты убрал ее с дороги, остальные задачи будет гораздо легче закончить. Кроме того, ты задал настрой на весь день, что любая работа должна быть выполнена. Теперь он упоминает об этом в контексте «борьбы с прокрастинацией». Мне очень нравится такой подход, и я с успехом использую этот метод. Выполнив первым дело, которое ты, скорее всего, будешь долго откладывать, завершить остальные относительно легче, т.к. они не такие уж и сложные в сравнении с первым.

Но я хочу вывести этот метод на новый уровень, сказав, что первая вещь, которой ты займешься, должна быть задача приближающая тебя к твоей великой цели.

Брайан Трейси мимолетно говорит об этом в книге, но из моего опыта, концепцию лучше использовать для достижения целей, а не только чтобы победить лень.

Привычка самой важной первой задачи

Крайне простая привычка становится очень мощной, если выполняется ежедневно. Начиная работу с самой большой возможности каждый день, ты неизбежно достигнешь успеха, которого так хочешь. А если ты фокусируешься и отдаешь энергию самой важной задаче, ты достигнешь успеха гораздо раньше, чем тебе кажется. Такая привычка есть у многих успешных людей и распространена среди тех, кого мы считаем успешными. Для многих людей выполнять работу по утрам легче по нескольким причинам:

  • В это время ты имеешь наибольший уровень энергии (особенно, если хорошо выспался)
  • По утрам мало или совсем нет отвлекающих факторов
  • Ты лучше концентрируешься

Кроме прочего, выполнив задачу утром, ты снимаешь с себя напряжение из-за необходимости заниматься ей позже. А это может быть очень тяжело осознать к концу дня, что тебе еще нужно сделать то и это. Поэтому закончив все важное утром, когда ты полон сил и энергии, ты оберегаешь себя от этого ненужного стресса.

Проблема с поеданием лягушек для многих состоит в том, как определить на чем стоит сосредоточиться. Чтобы избежать этого, тебе нужно начать с постановки целей. Есть отличные книги на эту тему, такие как «Цели» Брайана Трейси и «Перезагрузка» Джима Лоэра. Если ты работаешь в офисной обстановки, спроси своего босса, на чем стоит сфокусироваться.

Помнишь, мы как «время, которые ты работал над своими целям»? Поэтому, чтобы быть продуктивным, ты должен проактивно проводить время над тем, что ведет тебя к будущим достижениям. Желательно достигнуть этих целей в самое короткий срок.

Можно посмотреть на это и с другой стороны: ты хочешь наибольший возврат на инвестирование своей концентрации, энергии и сил. Прилагая наибольшие усилия над своими самыми важными задачами в самое продуктивное время дня, ты по определению более продуктивен.

Но у меня нет времени по утрам!!

Я понимаю дилемму. Ты встаешь в 7 утра и в 9 уже сидишь на работе. Где же взять время для работы над личными проектами? Все просто: просыпайся раньше!

Множество людей уже выработали эту привычку, включая и меня. Другой отличный пример – Лео Бабаута из «Привычки Дзена», где он писал пост «спираль успеха» о пользе привычек, и в качестве одной из них упомянул, что сам просыпается раньше.

Даже просыпаясь на час раньше, ты можешь далеко уйти. Помни, что накопленные со временем результаты значительны. Как сказал Эйнштейн: «Сложные проценты – это самая могущественная сила во вселенной». Начиная с сегодня, вставая раньше и работая над самыми важным задачами ты можешь достигнуть своей большой (и страшной) цели.

Ключ к тому чтобы просыпаться рано лежит в понимании своего режима сна. Сколько часов сна тебе необходимо? Планируй свое время в кровати близко к этому периоду, как описано в статье «Сон и продуктивность». К примеру, если ты ложишься спать в полночь и встаешь в 7, чтобы в 9 быть на работе, попробуй вставать в 6. Тогда, чтобы высыпаться тебе необходимо ложиться в 11 вечера. И поверь, этот час утром гораздо продуктивнее, чем час перед сном.

Переход к офисной жизни

Конечно же, идея поедания лягушек может быть применена к работе в офисе. Как только ты заходишь на работу, займись самым важным делом. Даже если ты съел лягушку своих персональных проектов, пришло время сделать то же самое и на работе.

Раньше я работал с 10 до 19 каждый день и каждый день я просыпался в 6 утра, чтобы начать работать над личными проектами. Мой опыт подсказывает, что к вечеру у меня уже нет сил, чтобы работать над личными проектами (к тому же я имел и некоторые социальные обязанности), поэтому я сделал своим долгом работать над ними утром. Одно из лучших моих решений!

Мое расписание поедания личных и рабочих лягушек. Я вставал в 6 утра, быстро завтракал и затем работал над личными целями до 7:30. С 9 до 11 я работал над своими лучшими возможностями в офисной роли.

Утром я ходил в спортзал, потому что я хотел привести себя в форму, а по возвращении принимался за некоторые личные дела такие, как этот блог или другие веб-проекты. Когда я появлялся на работе, я ощущал, что уже сделал кучу работы. Теперь надо было продолжить тенденцию, съев рабочую лягушку, поэтому я брался за самую выгодную возможность в работе.

К полудню, я обедал со своими коллегами и после этого проверял свой e-mail. Я уверен, ты уже слышал об этом раньше, но на всякий случай, не проверяй почту по утрам. Это тот еще убийца продуктивности!

Следующий шаг

Теперь о том, как ты можешь применить описанную технику уже сейчас.

  1. Запиши список задач, которые собираешься делать завтра и которые приближают тебя к твоим целям (сперва список личных проектов, затем повтори для работы). Ты можешь спросить себя:
    • Какие мои самые полезные действия?
    • Что могу сделать я и только такое, что действительно имеет значение?
    • Как сейчас наиболее эффективно использовать время?
  2. Ответ на последний вопрос – твоя самая большая лягушка. Это будет самой первой задачей, которую ты выполнишь завтра.
  3. Заряди себя на выполнение задачи завтра. Запланируй, как ты выполнишь задачу завтра утром. Подготовь все, что необходимо для этого.
    Для кого-то это означает раньше проснуться или приехать в офис. Так и поступи, если считаешь, что это поможет избавить от отвлекающих факторов и сфокусироваться на самой важной задаче.
  4. В конце рабочего дня, повтори шаг №1. Каждый будний день!

Эти шаги отнимают меньше пяти минут в день, но могут значительно изменить твою жизнь. Расскажи нам в комментариях, как этот простой секрет продуктивности помогает тебе.

Если ты хочешь знать больше о поедании лягушек, закажи себе книгу.

Съесть Жабу (съесть лягушку) – это совет Б. Трейси, западного мотиватора. Он рекомендует начало каждого дня начинать с самой неприятной ее части (неприятной вам деятельности).

«Съесть Лягушку» – выполнить в первую очередь ту работу, которая вызывает отвращение.

Где мой столовый прибор?

Мне интересно, насколько этот совет делен? Действительно, чтоб быть производительным в течении дня нужно найти свое «гадкое млекопитающее», к которому у меня отвращение – «свою жабу», и «съесть» ее?

Марк Твен про жабы

Б. Трейси обычно, когда начинает говорить о жабячей составляющей, цитирует Марк Твена: «Если утром съесть жабу — то остаток дня пройдет с приятным ощущением, что хуже уже не будет…».

Есть Жабу или не есть. Вот в чем вопрос?

Да, есть жабу

Первый довод за жабосъедение. Человек после сна имеет максимум психической энергии – после сна он способен на многое. То, что ему не удается в течении дня, может утром получиться легко.

Второй довод. Марк Твен прав. Допустим у вас много дел. Если среди всех «жаб» вы выберите самую пупырчатую, зеленую, противную…. В общем, самую мерзкую работу – и сделаете ее. То как пройдет остаток дня? С облегчением! А это хорошее мотивационное чувство, чтоб по инерции, с легкостью, делать менее противные действия. Не так ли?

Третий довод . Плохое не приятное дело, если его подолгу отлаживать – будет вас так или иначе «преследовать» весь день. А так выполнили сю работу, и день не отравлен, мысли не будет преследовать…

Не, не ешь жабу, если вы не француз

Не стоит есть шкреков (лягушек), конечно, если вы по обыкновению своему — ими не перекусываете с утра.

Первое противоречие. Нарушение , которое гласит, что как утро начнешь, так день и проведешь. Я свято верю в это правило, ибо живу согласно ему. И допустим я перекушу «болотной тушкой», заработаю несварение (противное чувство), которое будет меня преследовать в течении дня. Мерзость!

Правда, стоит уточнить. Правило Золотого часа – это первые 30 – 60 минут сразу после сна. И это не активная деятельность, скорее размышление. А активная деятельность начинается уже после золотого часа. Т.е. возможно съесть лягушку не нарушения сего замечательного правила.

Второе противоречие . Еще существует мотивационное правило: если трудно начать дело, начни с самого простого в котором по-любому достигнешь . После такого дела на волне воодушевления, уверенности в своих силах берись уже за более сложное или противное дело. Т.е. метод наоборот от рассмотренного в данной статье, «есть» в начале простые и приятные дела.

Про «Съешь Жабу» или «Съешь Лягушку»

Начать свой первую деятельность с самого противного дела, звучит резонно, если:

  • а) вы деловой человек,
  • б) вас легко мотивировать,
  • в) если хуже уже не будет…

И тут я замер на последней пункте. Сколько раз когда слышишь фразу (говоришь себе), что «хуже уже не будет…» Становиться еще хуже…

ВердиктЪЪ. Если вы склоны к отлаживанию дела, хотя знаете, что это нельзя делать. Если вас такое дело будет «преследовать» в течении всего дня. Начните свой трудовой день с реализации неприятной деятельности.