Скорочтение польза и вред для детей. Читать быстро, еще быстрее: плюсы и минусы самарских школ скорочтения

Обычно к концу начальной школы у детей формируется устойчивый базовый навык чтения по одному слову. Большинство людей не занимаются дальнейшим увеличением скорости чтения, оставляя ее на уровне 4-6-го классов. До появления интернета и последующего информационного взрыва такое положение многих устраивало, но сейчас для достижения успеха этого уже недостаточно. Почему?

Первый минус медленного чтения: смотрю в книгу — вижу фигу

Попробуйте ответить на вопрос, который я всегда задаю во время занятий по скорочтению: «Бывает ли у вас так, что, читая какой-то текст, вы отвлекаетесь на посторонние мысли?» Ответ «да» выбирают 99% людей, потому что чтение на первой скорости (когда человек проговаривает каждое слово) слишком медленно по сравнению со скоростью восприятия мозгом информации. Поэтому при таком чтении мозг автоматически занимает себя чем-то еще.

Другими словами, скорость мышления и восприятия информации среднестатистического человека обычно втрое или вчетверо выше, чем скорость чтения по одному слову. Наше мышление слишком развито, чтобы не отвлекаться во время медленного чтения. Приведу пример из жизни.

Обычный человек прочитывает на скорости I страницу книги формата А5 за две минуты, а его мозг способен понять написанное за 30 секунд, что чаще всего и происходит. В итоге у человека остаются полторы минуты, которые мозг пытается занять хоть чем-то более-менее полезным и отвлекается от чтения.

Плохо ли это? В принципе это свидетельствует о вашем стремлении к эффективности и оптимизации времени и одновременно о неумении добиться этой эффективности без ущерба качеству чтения. Приведу еще один пример.

Если вы водите машину, то вспомните свои ощущения, когда попадаете в пробку. Пока машина двигалась, вы были целиком сосредоточены на дороге. Встав в пробке, вы уже не можете использовать лошадиные силы и потенциал своего автомобиля на полную мощность, а потому начинаете переключаться на другое: слушаете радио, звоните маме, находите себе еще какое-то занятие.

Чтобы меньше отвлекаться во время чтения, вам нужно поднять его скорость минимум в два раза и довести ее хотя бы до скорости вашего мышления. Однако некоторые люди, стараясь уравнять скорости чтения и мышления, совершают ошибки, из-за которых возникает второй минус медленного чтения.

Второй минус медленного чтения — быстрая утомляемость

Позвольте задать вам второй вопрос (который я задаю своим слушателям): «Бывает ли у вас, что во время чтения вы быстро устаете? Или что вам становится скучно работать, например, с договорами, документацией, учебниками и тому подобными материалами?». Около 60% участников наших занятий отмечают, что регулярно сталкиваются со вторым минусом медленного чтения — быстрой утомляемостью и скукой. Очень часто дети не хотят брать в руки книгу из-за того, что им просто скучно медленно читать тексты, а другой скоростью они еще не владеют.

Когда возникает утомляемость? Когда человек старается удержать всю мощь своего разума на низкой скорости восприятия, адаптируя ее под медленное чтение. На то, чтобы медленно воспринимать текст и не давать мышлению отвлекаться на другие важные мысли, тратится громадное количество энергии, и именно из-за этого человек очень быстро устает.

Вспомните пример водителя, попавшего в пробку. Представьте, что он пытается чем-то себя занять, а все свое внимание концентрирует на дороге: его машина десять минут стоит на одном месте, и все это время человек потеет, внимательно наблюдая за задом автомобиля, стоящего перед ним. Казалось бы, это здорово — такой внимательный водитель! Но после подобной поездки человек чаще всего вылезает из машины, выжатый как лимон, у него не останется сил ни на что.

Самый главный плюс медленного чтения на скорости I состоит в том, что вы умеете читать. Возможно, иногда текст читается медленно, скучно, его содержание трудно понять и запомнить. Но если вы в принципе можете прочесть написанное, понять его суть и даже запомнить, значит на 99,9% уже умеете осмысленно работать с текстами.

Третий минус медленного чтения — последствия информационного взрыва

А теперь я задам третий вопрос: «Знаете ли вы, что, согласно статистике, объем цифровой информации удваивается каждые 18 месяцев, число информационных блогов в Сети удваивается каждые полгода? Чувствуете ли, что вам не хватает все большего количества времени на изучение всего, что вы должны знать?»

С конца XX века в мире начался глобальный информационный взрыв. Появляются все новые и новые технологии. Человек приобрел одну профессию, а через 5-10 лет она перестает существовать. Например, в 1980-1990 годы эксперт по фотоаппаратам Polaroid процветал, но после появления цифровых фотокамер ему срочно нужно было переучиваться.

Повышается скорость обработки компьютерных данных: пять тысяч операций в секунду в 1944 году у первого компьютера ENIAC, один квадриллион у IBM Roadrunner в 2008 году, 20 квадриллионов операций в секунду у Titan в 2012 году — и эта гонка постоянно продолжается!

А увеличивают ли люди свою способность быстрее обрабатывать возникший поток информации? Тренируют ли свое мышление работать быстрее и качественнее? Вспомните первую фразу, которую начальник говорит выпускнику вуза в его первый рабочий день: «А теперь забудь все, что ты учил в институте. Первое задание — освоить вот это направление». Если человек не сможет быстро обучиться и включиться в новый для него процесс, то так и будет болтаться на низовых позициях.

Cтратегия прошлого века — выучить что-то одно в какой-то области и потом всю жизнь только этим и заниматься, особо ничему другому не обучаясь. Как научился вязать лапти, так и используешь одни и те же полученные навыки. Вряд ли так можно достичь успеха в наше время. Даже если вы открыли свой магазин и научились вести учет на бумаге, то современные розничные сети вытеснят вас из больших городов своими современными системами, оптимизацией затрат, вследствие этого — меньшими ценами и многими другими используемыми современными инструментами.

Купить эту книгу

Обсуждение

Комментировать статью "3 причины научиться читать быстро. Для взрослых и детей от 13 лет"

Минусы медленного чтения - и один плюс. Большинство людей не занимаются дальнейшим увеличением скорости чтения, оставляя ее на уровне 4–6-го классов.

Обсуждение

Я в своё время скачивала с интернета Компьютерный тренажёр "Проверка скорости чтения"
Классная штука: предлагает разные по сложности тексты с указанием количества слов и автоматически показывает в какое время детёнок уложился. И оценку в журнал выставлял с разными приятными советами.
Моей очень нравилось на нем тренироваться!

Скачать - не знаю где, я покупала вот такие:
Нефедова, Узорова: Учебные тексты с вопросами и заданиями для контр. и проверочных работ по технике чтения. 1 класс

Обсуждение

А как вы читаете? Стоите над душой у ребенка? Тогда неудивительно, что медленно читает. Ребенка надо ориентировать на СТАРАНИЕ, но не запугивать. Постепенно научиться. Оценки сейчас не ставят до второго полугодия второго класса, программа в обычных школах очень легкая, для шестилеток.

26.05.2010 12:34:28, Марина Иванова

Наша учительница технику чтения не проверяет. Как она сказала, по современным методическим указаниям такого контрольного измерения не должно быть вообще. На вопрос родителей, как же тогда оценить уровень детского чтения, она ответила, что она прекрасно слышит как читают дети и если у кого-то будут какие-то проблемы, то она сама скажет нужным родителям об этом. Поэтому я не знаю с какой именно скоростью читает мой ребенок.

27.11.2009 12:08:50, АлАрт

Объем чтения в первом классе?. Школа. Ребенок от 7 до 10. Минусы медленного чтения - и один плюс. Что может скорочтение. Версия для печати.

Обсуждение

У меня ребенок так читает, правда ей еще 6 лет, но и читает только отдельные слова. Например, МАСКА, первый слог читает как САМ, а второй вообще откидывает, буквы переставляет АМ читает МА и т.д. Логопед говорит, что это дислексия. Правда ухудшения у нее не было - ухудшаться некуда.

Согласна с hanhi Похоже на проблемы медицинско-физиологические. А в письме буквы не теряются, почерк не стал хуже? . Ребенок не страдает логоневрозом, он бывает скрытый. Прежде чем с ребенка спрашивать сходите к логопеду и педиатру.

перед предстоящим поступление в школу, решила я скорость чтения ребенка проверить. Взяла тесты по чтению, заставила Наташку читать. первый текст 79 слов в минуту, второй 81 слово.

Обсуждение

Мой сын к школе читал практически как взрослый любые тексты. Если текст был в пределах интереса, то вполне с выражением, но выражение в стиле художественного чтения чего-то литературного - это и сейчас не его (он уже студент), ну не интересно человеку и точка. Судя по реакции учительницы бывает и по-другому. Но у нас дома речь быстрая, с медленно говорящими людьми сын общается с напрягом. Я на чтение специально не натаскивала. Книг да, детских было много, интересных, с картинками. Я читала редко, т.к. работала. А мама (бабушка ребенка) по свойствам голоса не могла читать дольше получаса. Поэтому мальчик лет в 5 начал активно читать сам.

Возможно, что у Вас ребенок быстро читает, а возможно Вы что-то не так посчитали.

Скорочтение - модно или полезно?

Статья о плюсах и минусах скорочтения - о том, стоит ли учиться быстро читать и как эта скорость поможет студенту в освоении материала во время учёбы в вузе.

Обучение в вузах всегда связано с освоением большого количества материалов по различным дисциплинам. Совершенно недостаточно их просто найти. Всегда необходимо изучить и переработать найденное. Если на поиски материала может уйти совсем не много времени (например, при использовании электронных библиотек), то на ознакомление и переработку тратится гораздо больше усилий.

Кстати, с прочтением большого количества книг сталкиваются не только студенты, но и школьники , и взрослые. Школьникам необходимо читать литературу по программе и готовиться к экзаменам. Среди взрослых сейчас считается модным чтение книг по саморазвитию. А некоторые просто любят книги. Получается, что недостаточно просто научиться читать. Зачастую читать необходимо много и качественно, с усвоением материала.

В связи с этим в последнее время набирают популярность современные курсы по скорочтению, которые позволяют увеличить скорость изучения материала с пониманием смысла. А первые, простые курсы быстрого чтения появились в США в 20-е годы прошлого века.

В основе техники лежит особенность нашего зрительного восприятия. Заключается она в том, что глаз останавливается не на каждом знаке, а 3-4 раза при прочтении одной строки. Следует отметить, что скорость чтения взрослого человека колеблется в пределах 120-180 слов в минуту. Тогда как при скорочтении этот показатель может увеличиться до 600-800, а порой и более чем 1000 слов в минуту. Кроме того, быстрое чтение тесно связано с развитием памяти.

Нужно ли студентам нарабатывать такой навык? Каким образом это нужно делать: самостоятельно или всё-таки на курсах?

Для начала давайте определимся, в чём же суть этого процесса.

Скорочтение - это способность быстрого восприятия текстовой информации с помощью использования различных приёмов. Как говорилось выше, скорость чтения в таком процессе увеличивается многократно. Степень понимания текста при правильном их применении не снижается, а, наоборот, возрастает.

Самостоятельно применять техники скорочтения, без подключения специалиста , можно. Только в этом случае лучше использовать элементы скорочтения для такого типа литературы, которая включает достаточно большой объём информации для изучения, но не подразумевает усвоения важных деталей.

Более того, есть люди, которые вполне успешно пользуются приёмами и техниками быстрого чтения на интуитивном уровне.

Итак, напомним, при чтении наш глаз способен останавливаться не на каждом знаке, а лишь 3-4 раза во время чтения строки. Именно поэтому мы имеем возможность понимать смысл написанного, даже если буквы в слове меняются местами (при условии, что первая и последняя остаются на месте).

Какие же техники используются для ускорения чтения?

Подавление внутреннего проговаривания

Эта техника позволяет воспринимать слова по их написанию. В этом процессе не задействовано звуковое распознавание слова.

Устранение перечитывания

Расширение восприятия поля зрения

При освоении этой техники начинающими используются газеты, в которых текст написан в несколько колонок. Нужно тренироваться останавливать взгляд на строке один раз.

Усиление внимания на чтении

Для этого необходимо отсутствие внутреннего диалога, а также полное отключение от воздействия внешних раздражителей и реакции на них.

Просматривание

Суть техники заключается в поиске ключевых слов и тезисов текста. Это, пожалуй, самое сложное в освоении скорочтения.

Можно смело утверждать, что скорочтение - полезный навык. Осваивать его самостоятельно имеет смысл, только если Вы чётко понимаете свои задачи. Чтобы высокая скорость чтения не сказывалась отрицательно на восприятии текста, необходимо подключать более тонкие техники, которые тренируют с помощью грамотного специалиста по скорочтению . Так или иначе - навык скорочтения приобретается во время обучения , нужно его только правильно оттачивать!

Ольга, PR-менеджер «ИнПро»

Здесь можно оставить комментарий

Задать вопрос или отправить заявку на наши услуги

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

Скорочтение для детей младшего возраста: не преграждаем ли мы этим путь своим малышам?

Написать эту статью меня побудили многочисленные вопросы и от преподавателей, и от учеников Школы устного счета «Соробан»: «Почему у нас не обучают скорочтению? Почти все уже ввели такую программу».
Что ж, давайте подумаем вместе. Любой вопрос, касающийся обучения детей, требует, прежде всего, понимания не только того, что полезного мы дадим, но и осознания ответственности за то, в чем можем навредить. Не только у врачей, но и у педагогов главное правило «Не навреди!»
Итак, что же такое скрочетние? Это уемние схватыавть клюечвые слова пропуксая детали. С одной стороны, это хорошо. С другой – сколько граматимческих ошибок Вы начситали в предудыщих предложиниих абазца?

Даже взрослому, грамотному человеку, не обладающему скорочтением, воспринять неправильность сложно. Мы читаем автоматически. Но при этом все же спотыкаемся на ошибках. А в скорочтении схватываются ключевые слова со страницы. И на осознание правильности написания этих слов времени просто нет. В итоге, слова могут запоминаться в неверном написании. И человек будет считаться неграмотным. Но отнюдь не потому, что плохо учился. Он просто так запомнил эти слова.

Вспомните, как нас учили грамоте и правописанию. Мы читали. Читали много. Читали каждое слово. И после пятисот раз прочтенного слова «слушает» в произведении из трех томов, видя написанное «слушаИт», мы ощущаем дискомфорт. Согласитесь, это так? Мы запомнили образ слова. И этот памятный багаж не позволяет делать грамматические ошибки.
А если этот же трехтомник прочесть за вечер, выхватывая отдельные слова? Стали бы мы грамотными? Будут ли наши дети при таком обучении знать, как правильно пишутся слова?

Соглашусь, быстро читая, человек может сэкономить время, поняв идею произведения, независимо от объема текста. Но обогатится ли внутренний мир читателя?
Давайте вспомним повесть великого писателя Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В чем его сюжет? Оксана поставила условием свадьбы с Вакулой получение ею обуви от царицы. Вакула при помощи черта и запорожцев решил этот вопрос. Все. А как же ночной полет на черте? А встреча с царицей? Прочитав это произведение «по диагонали», человек лишится возможности насладиться яркими образными описаниями национального быта, красоты окружающего мира. Самобытность языка писателя останется непонятой. И это очень печально.

Не могу не признать, что у методики «Соробан» есть нечто общее со скорочтением. И там, и там важны образы. В скорочтении - образы слов, в «Соробане» - образы косточек на счетах. Но в ментальной арифметике идет и дальнейшее развитие - запоминаемые образы динамичны, они развиваются, создавая новые образы чисел, представляя решение новых задач. Мозг постоянно работает.
Я начал этот разговор с вопросов коллег и учеников о том, почему в «Соробане» не учат скорочтению.

Отвечу. Если ребенок правильно воспримет нужную информацию, то без разницы как он прочитал учебник - обычно или быстро. Но для меня, как педагога и родителя, важно, чтобы ребенок развивался гармонично. Поэтому я не приветствую обучение скорочтению в детском возрасте. Объясню почему.

В скорочтении образ слова статичен. Я говорил об этом ранее. Увидели слово и запомнили. Если слово написано правильно - хорошо. А если нет? Современные издательства чаще всего экономят на работе корректоров. И вот отсюда пойдут истоки неграмотности ребенка. Зачем это? Позвольте ребенку зачитываться ночами под одеялом произведениями классической литературы; понять, что Ромео и Джульетта погибли от неприятия их любви окружающими, а не от какого-то модного в те времена течения самоубийств. Научиться скорочтению можно в любом возрасте. Пусть ваш ребенок вырастет и сам поймет, нужно ли ему это.
«Тесто. Тропинка. Лиса». Узнали сказку про Колобка? А готовы к тому, что ваши дети будут читать ее вашим внукам не полностью, а только в три слова? Так и случится, если навык скорочтения сформируется у вашего ребенка прежде, чем он научится читать сознательно.
На самом деле, профессий, где навык скорочтения важен, где из миллионов печатных знаков надо вычленить крупицу информации, не так и много. Журналисты, продавцы книжных магазинов. Больше, пожалуй, сразу и не вспомнить.

Уважаемые родители, всему свое время. Быстрое чтение полезно, но позвольте ребенку самому понять, что оно ему необходимо для дальнейшего развития. Реально важным это умение может быть в старших классах. Не торопите время! Дайте своим детям возможность совершить путешествие по огромному и увлекательному миру литературы.

В завершение возьму на себя смелость сказать о том, что, обучаясь устному счету в Школе «Соробан» дети развивают оба полушария мозга. То есть активно используют возможности и аналитического, и образного мышления. Только представьте, насколько эмоциональнее наши ученики воспринимают образы литературных персонажей? Развитое воображение позволяет идти рядом с любимыми героями, совершать с ними подвиги, учиться любви и доброте. Команда Школы «Соробан» верит в успешное будущее наших учеников!

Теги: Дошкольникам, Скорочтение, советы родителям

Во многих образовательных центрах предлагаются курсы скорочтения. обещает научить этой чудо-технологии всех: дошкольников, старшеклассников, пенсионеров. Преподаватели скорочтения утверждают, что после прохождения курсов многократно увеличивается скорость восприятия информации, понимание прочитанного, улучшаются психические процессы: память, внимание, мышление. Но так ли это на самом деле?

Что такое скорочтение

Скорочтение - это использование специального способа чтения для переработки большого объема информации. Скорость чтения человека, овладевшего этой методикой выше среднестатистической в 3-4 раза. Это позволяет просматривать большее количество текстового материала, находя необходимую информацию. Такая способность необходима людям, работающим с большим объемом информации: редакторам, ученым, студентам, менеджерам и управленцам.

Однако подобное увеличение скорости чтения ведет к пропорциональному снижению понимания. Чем выше скорость прочтения, тем меньше усваивается из прочитанного. Другими словами при скорочтении текст скорее просматривается, читается «по диагонали». Это ведет к потере деталей и нюансов, а зачастую и смысла прочитанного.

Почему скорочтение противопоказано детям

  • Одним из важных составляющих формирования полноценного навыка чтения является понимание ребенком прочитанного. В настоящее время этот критерий считается более важным, чем даже сама скорость чтения. Большинство контрольных работ в школе направлены на контроль именно понимания текста. Скорочтение мешает осознанному чтению, так как преследует совсем другие цели.
  • Часто учителя часто наблюдают так называемое «механическое» чтение, когда ученик читает достаточно быстро, но не улавливает смысл прочитанного. В этом случае отсутствует также и выразительность. Ведь не понимая смысла, невозможно интонационно выделить паузы, голосом подчеркнуть наиболее важные моменты и донести до слушателя эмоции и мысли автора.
  • Бьют тревогу преподаватели русского языка. Дети, прошедшие курсы скорочтения начинают демонстрировать падение грамотности. Ведь для того, чтобы писать грамотно, необходимо четко представлять как пишется данное слово. Для этого текст нужно читать медленно, орфографически и желательно по слогам. Овладевшие скорочтением дети воспринимают образ слова, не вникая в особенности написания. Поэтому и напишут его так, как им запомнилось «на лету», не концентрируясь на грамотном написании.
  • Психологи считают, что детский организм в силу возрастных особенностей развития не может воспринимать слишком быстро прочитанную информацию. Для того чтобы разобраться в трудном материале, ученикам начальной школы необходимо читать медленно, вдумчиво, проговаривая материал про себя. Интуитивно, трудный текст дети сами начинают читать вслух, а не про себя. Тем самым, они искусственно замедляют скорость чтения для облегчения процесса понимания и запоминания.

Подводя итог, можно сказать, что скорочтение в младшем школьном возрасте несет больше вреда, чем пользы. Раннее овладение этой техникой противоречит возрастным психологическим особенностям, мешает формированию грамотности, вредит выразительности чтения и правильному пониманию прочитанного.

Для того чтобы скорочтение принесло пользу, овладевать этим методом рекомендуется не ранее, чем с 15-16 лет.

В последнее время скорочтению уделяется много внимания, и некоторые его апологеты иногда объявляют его средством, годным для всех случаев работы с литературой.

Я полагаю, что такой панацеи вообще не существует и что мыслимых способов чтения может быть хорошим или плохим в зависимости от многих конкретных обстоятельств и, в частности, от:

  • индивидуальных особенностей человека (его интеллектуальных способностей, типа его памяти, темперамента, возраста и т.д.);
  • его образовательного ценза, эрудированности в тех вопросах, которые затрагиваются в штудируемой литературе;
  • задача, которая стоит перед ним, его установки (если эта установка сформирована);
  • особенностей текста, его содержания, характера (беллетристика, публицистика, научно-популярная, научная литература), стиля;
  • внешнего оформления текста (величина шрифта, качество печати, наличие графиков, таблиц, расчетов и т.д.).

Зависимость темпа чтения от индивидуальных особенностей человека не подлежит сомнению и в особых комментариях не нуждается. Скорочтением, при прочих равных условиях, конечно, будут легче овладевать людям с высокими скоростными возможностями, особенно в области интеллектуальной деятельности. Холерики и сангвиники при обучении скорочтению имеют несомненные преимущества перед флегматиками. Преимущество эйдетиков перед людьми с обычной памятью также, по-видимому, является бесспорным. Несомненно и то, что с возрастом способность к скорочтению прогрессивно снижается.

Общий культурный уровень читателя, его эрудиция и специальность имеют самое прямое отношение к манере работы с книгой и, в частности, к доступному для него темпу чтения. Хорошо осведомленный в каких-то вопросах человек быстрее «схватывает» содержание текста, посвященного этим вопросам, нежели новичок в данной области знания. Имеет значение также и то, как часто и как миного читает специальную (или какую-то другую) литературу данный конкретный человек. Тот, кто читает часто и помногу, обычно читает сравнительно быстро, причем эрудиты в каких-то вопросах скорее даже не читают, а просматривают соответсвующую литературу. Нужно думать, что такие люди без большого труда освоят скорочтение, если им это вообще понадобится.

Задачи, стоящие перед читателем, и те установки, которые в связи с этими задачами могут у него сформироваться, также сказываются на скорости чтения. При необходимости с помощью литературных или сетевых источников найти ответ на какой-то частный вопрос текст просматривается обычно очень быстро: нужное и ненужное в нем четко дифференцируются по ряду опознавательных признаков (специальные термины, числа, символы, имена и т.д.), и работа сразу же завершается, как только необходимая информация извлекается из текста. На темп работы влияет также и то, как долго предполагается сохранять в памяти полученные сведения. Если такой необходимости нет вообще, работа выполняется в максимально доступном читателю темпе. Такой способ работы характерен для работников прессы (сотрудников газет, журналов и т.д.) и всех тех читателей, перед которыми стоит чисто утилитарная задача - выделить из текста, содержащего много общих фраз, стандартных выражений, тривиальных истин, только некоторые конкретные данные (цифровые показатели, основные выводы и т.д.). В таких случаях скорочтение оправдывает себя, и овладение его способами оказывается полезным. Другим будет способ работы с текстом, если читатель нацелен на овладение всем богатством его содержания и на восприятие его художественных достоинств (а следовательно, и на переживание эстетических эмоций). При решении таких задач скорочтение окажется не полезным, а вредным.

Наибольшее влияние на скорость чтения оказывает содержание текста. Чем оно проще, тем выше может быть темп чтения. Серьезные произведения требуют медленного, вдумчивого чтения и даже повторного перечитывания текста. Надо думать, что изучение философских произведений полностью исключает применение скорочтения. Длительное раздумье - постоянный спутник над такими произведениями. Чтение философской и любой другой, по настоящему содержательной, научной литературы должно быть творческим, а творческий тип чтения и скорочтение несовместимы.

Если говорить о чтении художественной литературы, то и здесь ее характер, ее жанр целиком определяют темп чтения. Да, конечно, разного рода детективные произведения можно читать с максимальной скоростью, проследив лишь сюжетную линию книги. Но если так подойти к чтению Шекспира, Толстого, Тургенева, Голсуорси, то, кроме вреда, от этого ничего не получится. Читая классические произведения, необходимо как можно старательнее иллюстрировать текст с помощью своего воображения. Описания природы следует переводить в ее наглядные образы, стараться почувствовать ощущения, испытываемые героем произведения. Его самого также следует представить себе возможно более ярко, наглядно. Он должен жить в воображении читателя. В по-настоящему хорошем произведении нет ничего, чем можно было бы пренебречь, мимо чего можно было бы пройти. Лучше не брать в руки классику, если владеешь только способом скорочтения! Я уже не говорю о поэзии, где скорочтение так же неприменимо, как удесятеренное по скорости исполнение «Аппассионаты» Бетховена.

Темп восприятия высокохудожественного произведения является функцией (в математическом смысле) его содержания.

Из сказанного следует, что скорочтение, как и чтение в оптимальном и медленном темпе, оказывается хорошим или плохим в зависимости от ряда конкретных условий. Вопрос - хорошо или худо скорочтение - так же бессмыслен, как и вопрос, полезен или не полезен дождь. Дождь может оказаться необходимым для земледельца и одновременно вредным для гончара, выставившего на солнце для просушки свои горшки. Иными словами, для чтения одних видов литратуры скорочтение хорошо, для других - скверно. Где-то оно может быть полезным, где-то вредным. К этому следует добавить, что длительное, постоянное скорочтение может привести к утрате навыка вдумчивого, критического и творческого чтения. Привычка галопировать по тексту дает себя знать с отрицательной стороны при необходимости разобраться в трудном, насыщенном серьезной информацией тексте.

Основным способом работы с серьезной книгой должен быть творческий подход. Каждое обращение к тексту в большинстве случаев, особенно если иметь в виду научную литературу, должно быть предлогом самостоятельного поиска, напряженного раздумья, смелого гипотезирования.

Чтобы справиться с потоком информации, пользователи вынуждены осваивать все новые приемы скорочтения, а авторы конкурируют за рассеянного читателя, сокращая объемы текстов. Но до какой степени мы можем ускорить процесс чтения без ущерба для смысла?

Запуск нового приложения для быстрого чтения Spritz взбудоражил умы читающего сообщества. Соединяя в себе идеалы cкорочтения и технологии электронных книг, приложение сделало быстрое чтение более доступным для тех, кто предпочитает электронные книги бумажным и не хочет тратить много времени на специальные тренинги. Принцип работы приложения прост: оно выделяет наиболее часто повторяющиеся слова или группы слов (до 13 знаков) и выводит их в четкой последовательности на экране. Это позволяет пользователям читать текст, не водя глазами по строчкам и не меняя фокуса, вместо этого приложение само доставляет самые важные слова текста в поле вашего зрения, так, что взгляд остается неподвижным. Таким образом, постоянная работа и напряжение глаз, от которых мы страдаем при обычном чтении, уже не актуальны. Наконец-то, в череде посудомоечных машин и пылесосов появилось еще одно устройство, которое сокращает наши физические затраты и экономит время.

Идея создателей Spritz заключается в том, что приложение позволяет не тратить энергию на движения глазами при чтении, на которую мы обычно затрачиваем 80% от всего времени, которое расходуем на чтение. Таким образом, мы можем посвятить 100% времени вместо традиционных 20% на то, чтобы понять содержание прочитанного текста. Это утверждение подозрительно схоже с расхожим мифом о том, что человек затрачивает возможности всего 10% своего головного мозга, и только невозможность получить доступ к остальным 90% удерживает нас от того, чтобы стать суперменами. Но было бы преждевременно заявлять, что просто перестав скользить глазами по тексту, мы можем читать намного быстрее, при этом не меняя качества чтения.

Эксперты уже бьют тревогу. Психолог Майксл Мэссон, который проводил исследования по быстрому чтению, рассказал изданию The New Yorker, что движение глазами во время чтения, которое приложение Spritz считает пустой тратой времени, дает мозгу требуемое время для анализа текста. «Одна из причин, по которой происходит однотипное повторяемое движение глазами во время чтения, заключается в том, чтобы избежать непонимания содержания текста во время чтения», - говорит Мэссон.

Другой психолог, Кит Райнер, в интервью тому же изданию соглашается с мнением коллеги. Spritz не оставляет читателям даже небольшой паузы для того, чтобы мозг мог осознать прочитанное или перечитать предложение в случае затруднения. Вместо этого, по словам Райнер, «каждый раз, когда мозгу будет требоваться время на осознание прочитанного, читатель будет сбиваться», - а это может стать значительной проблемой в использовании приложения, учитывая, что текст постоянно продолжает возникать на экране, а у вас нет времени прочитать и осознать прочитанное.

Принцип работы Spritz вполне соответствует духу времени. Новое приложение - это часть быстро развивающегося тренда «интернетизации» чтения и письма. Короче, быстрее, проще - нам нужны не только приложения, которые позволяют читать тексты быстрее и эффективнее, нам требуются, чтобы написано было четко, ясно и просто для понимания.

Мы ожидаем от писателей не только того, что они будут пользоваться Твиттером, но и того, что они будут писать свои авторские тексты, даже книги, в формате постов в соцсетях. Так, к примеру, до Spritz уже существовало довольно известное литературное приложение Hemingway App, которое было призвано помочь современному писателю. Название приложения - это отсылка к авторскому стилю Эрнеста Хемингуэя.

Технология приложения заключалась в том, чтобы указывать на «слабые» места в вашем тексте, которые могут быть написаны более просто. К таким местам, например, относятся косвенная речь, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, наречия (которые всегда должны быть заменены на более выразительные глаголы). Чем больше их в тексте, тем слабее он, по мнению Hemingway App. Запомните, авторы: если ваше произведение не написано самым простым стилем, на который только способен человек, оно написано плохо. Писателям постоянно дают понять: «Послушай, в мире полно книг и статей, которые я могу прочесть вместо твоих опусов. В интернете существуют тысячи картинок, видео, твиттов и инфографики. Все это доступно для меня одним кликом мыши. Поэтому не стоит слишком уж усложнять свой текст, понятно?».

Еще в 1993 году Дэвид Фостер Уоллес, писатель, обладающий довольно сложным авторским стилем, жаловался в своем интервью: «Молодым людям, которые выросли с осознанием того, что искусство должно быть на 100% приятным и не требовать при этом никаких усилий, очень сложно читать и воспринимать серьезную литературу». Уоллес говорил о пагубном влиянии телевидения, однако развитие интернета значительно усилило эту потребность в удовольствии без всяких усилий, предлагая нам бесконечные возможности для все более полного и менее затратного с нашей стороны удовлетворения.

Ни для кого не секрет, что современные писатели все больше пользуются Twitter-стилем не только в социальных сетях, но и в своих произведениях. При этом тексты порой теряют в красоте слога и правдивости гораздо больше, чем приобретают в простоте восприятия. Мир, в котором не может быть написано ничего, что было бы неясным и нечетким по своему содержанию - это мир, где теряет выражение и осмысление большая часть человеческой жизни и опыта.

Умение быстро читать (скорочтение) афишируется в определенной среде человечества, желающей получать много информации очень быстро. Казалось бы — научись этому делу, используя тренировки — и дело в шляпе. Теперь, обладая навыками скорочтения вы сможете стать обладателем энциклопедических знаний, да и просто интеллектуальн развитым человеком. Все это произойдет за небольшой промежуток времени. Но не все так просто…

Особенности чтения у человека имеют определенные ограничительные возможности и сам процесс чтения у всех людей одинаков. Происходит все примерно так: вы смотрите на слово или пару слов. Это называется фиксацией и требует приблизительно 0,25 секунды. Дальше вы перемещаете глаза на следующее слово или группу слов. Это называется скачком и занимает в среднем 0,1 секунды. После нескольких таких повторений вы делаете паузу, чтобы понять фразу, которую только что прочли. На это уходит примерно 0,3–0,5 секунды. И так по кругу. Таким образом в процессе нормального чтения происходит несколько видов необходимых задержек. В итоге получаем, что средний читатель осиливает около 200 слов в минуту .

Особенности техники скорочтения

Вся суть скорчтения заключается в том, что оно сокращает продолжительность задержек и их количество , за счёт чего и увеличивается общая скорость чтения.

Среди основных техник скорочтения обычно выделяют четвёрку наиболее распространённых.

  1. При методе беглого скольжения человек оценивает области текста и выделяет из них важные части. Несмотря на то, что такой подход причисляют к методам скорочтения, вы не учитесь читать быстрее, а тренируетесь в поиске отрезков текста, которые можно перескочить.
  2. При методе исключения регрессий человек ведёт свои глаза вдоль строк с определённым ритмом при помощи ручки (или без неё), исключая тем самым непроизвольное возвращение и перечитывание фраз.
  3. При методе расширения периферического зрения человек охватывает больший объём текста за один зрительный контакт, уменьшая количество переводов взгляда. Дополнительное преимущество этой техники - снижение нагрузки на глаза.
  4. При методе быстрой визуальной последовательности весь текст дробится на отдельные слова, которые одно за одним вспыхивают с большой скоростью посередине экрана любого электронного устройства. Движение глаз не происходит вообще.

Почему скорочтение не дает той пользы, на которую рассчитывают

Виной всему человеческие возможности. Анатомические и возможности мозга. Восприятие информации при чтении завист от анатомических возможностей глаз. Так вот, острота зрения и уровень сосредоточенности заметно снижаются, если вы стараетесь сразу охватить большой обен знаковой информации. Буковки и слова просто начинают сливаться, когда зрение слишком напряжено.

Вы можете натренировать себя и увидеть хоть 1000 слов за одну минуту, но оперативная память человеческогомозга тоже имеет предел: при скорчтении вы просто не будете усваивать, а тем более хорошо запоминать прочтенный материал. Увы. И это подтверждают исследования ученых. Например, это утверждают ученые-исследователи из группы когнитивных психологов из США под руководством Кейта Рейнера (Keith Rayner) - одного из самых авторитетных учёных в области изучения движений глаз, визуального восприятия и чтения.

Нужно ли использовать методы скорочтения и когда

Несмотря на недостатки скорочтения, оно имеет положительные стороны. Использовать его можно при изучении материалов, котороые не требуют глубокой мыслительной деятельности и тщательного запоминания содержания текста. Например новости из почти (газетной или электронной) — вы хорошо знаете предложенный материал и хотите уточнить лишь некоторые детали.

Постоянная практика чтения позволяет нам усваивать и запоминать новые слова — увеличивать словарный запас. В свою очередь, этот запас позволяет, без ущерба для усвоения прочитанного, быстрее изучать материал, тем самым увеличивая скорость чтения.

А вы практикуете скорочтение? Можете ли опровергнуть (или подтвердить) результаты исследований ученых?