Собачье сердце переписка троцкого с каутским. Переписка каутского с троцким

Лунача́рский Анато́лий Васи́льевич (11 (23) ноября 1875, Полтава, Российская империя - 26 декабря 1933, Ментона, Франция) - русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.
Академик АН СССР (01.02.1930), с октября 1917 по сентябрь 1929 - первый нарком просвещения, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года.

Биография

Родился Анатолий Васильевич Луначарский в Полтаве 23 ноября 1875 года в семье действительного статского советника Василия Федоровича Луначарского и Александры Яковлевны Ростовцевой. Незадолго до рождения Анатолия разыгралась настоящая драма: Александра Яковлевна, имевшая длительный роман с нижегородским чиновником Александром Антоновым, забеременела. Однако в этот момент их отношения с возлюбленным прекратились. Уже беременная Александра Яковлевна вышла замуж за Василия Федоровича Луначарского, который признал новорожденного ребенка своим сыном и воспитывал его вместе с двумя сыновьями от первого брака – Михаилом (впоследствии – известным оперным певцом) и Платоном (киевским врачом-педиатром, основателем частной киевской детской больницы на 50 мест). Василий Луначарский и сам был незаконнорожденным сыном черниговского помещика Федора Чарнолусского и его экономки. Луначарский – это анаграмма, образованная от фамилии «Чарнолусский».

Детство Анатолия Луначарского прошло в Полтаве и Киеве – он активно постигал науки, а позже учился в Первой киевской гимназии – его одноклассником и гимназическим товарищем был философ Николай Бердяев. Именно здесь он знакомится с социал-демократическими идеями и с революционной средой. Хотя по своему складу ума Луначарский был склонен к поиску Истины, философствованиям и искусству. Он сходится с богемной средой – юный Луначарский пишет стихи и пьесы, философские трактаты, рассуждает о Мефистофеле и его месте в ницшеанском мире, в котором умирает Бог и торжествует Город. Атеизм Луначарского, о котором так много писалось в советские времена, не носил системного характера и проистекал скорее из увлечения творчеством Ницше, которого Анатолий Васильевич любил цитировать в оригинале. Скорее Луначарский был человеком нецерковным, чем атеистом по убеждениям.

Известно, что Луначарский владел украинским языком – он вообще был полиглотом и во время одного из заседаний Коминтерна начал свою речь на русском, плавно перешел на немецкий, далее – французский, испанский, английский и снова – на русский. Зал взорвался овациями. Но украинский и польский языки Луначарский знал – что называется – для себя, считая их родными и не отделяя от русского. Известны публицистические статьи Луначарского о творчестве Тараса Шевченко, его заметки о современной ему украинской культуре.

В самом начале ХХ века Луначарский оказался под идейным влиянием Александра Богданова – известного философа, врача, энциклопедиста и деятеля левого движения. «Тектология» Богданова критиковалась Лениным (позже отношения между Лениным и Богдановым переросли в откровенную вражду). Однако сегодня именно этот труд белорусского мыслителя (Богданов был белорусом по происхождению) считается основой современной кибернетики. Позже Богданов инициировал создание Социалистической академии, Пролеткульта и первого в СССР Института переливания крови (во время эксперимента с переливанием крови самому себе в 1928 году Богданов умер). Луначарский не только восхищался Богдановым – он женился на его юной сестре Анне…

В 1895 году Луначарский поступает в университет в Цюрихе. Он много читает, слушает лекции Рихарда Авенариуса и увлекается идеализмом, что в корне противоречило марксистским воззрениям. В Цюрихе Луначарский вступает в масонскую ложу и пытается постичь суть тайных знаний. В конце концов Луначарский перестает искать Бога – он становится атеистом (убежденным) и марксистом (сомневающимся). Его искания в сфере эмпириокритицизма (так критикуемого Лениным) приводят к написанию двухтомного труда «Социализм и религия». В конце 90-х Луначарский знакомится с Максимом Горьким, и они совместно разрабатывают новое направление в философии – богостроительство. Богостроительство было антихристианским учением, провозгласившим религию без Бога, – это течение стало апофеозом идеи Человекобожества. Богостроители призывали не искать «объективно не существующего» Бога, а построить Его из некой субстанции, из мощи коллектива.

Фактически Луначарский в этом вопросе пошел намного дальше Ленина (Владимир Ильич достаточно поверхностно разбирался в вопросах религии): он увидел в марксизме не веру в Бога, а веру без Бога – новое слово в общественной мысли. Впрочем, для юного Луначарского его швейцарский период был началом исканий: он вступает в социал-демократические кружки, знакомится с Плехановым, путешествует по Италии и Франции, пишет биографию Гарибальди (ставшего кумиром Луначарского).

В 1898 году Луначарский возвращается в Россию. В Москве он занимается подпольной деятельностью. В 1899-м его арестовали и сослали – сначала в Калугу (где Луначарский знакомится с Константином Циолковским и позже – после революции – открывает калужского самородка миру), а потом в Вологду и Тотьму. В 1903 году, вслед за расколом РСДРП, Луначарский после некоторых сомнений поддерживает большевиков и вступает в полемику с меньшевиками и Мартовым... Но уже в 1909-м Луначарский (к тому времени побывавший в тюрьме и бежавший за границу) расходится во взглядах с Лениным. Ленин достаточно жестко раскритиковал Луначарского в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Фактически до 1917 года Ленин и Луначарский общались эпизодически.

Это было очень напряженное время. Луначарский критиковал большевиков за участие в работе Государственной думы, позже выступал с пацифистских позиций в годы Первой мировой войны и не понимал тезис Ленина о необходимости превращения борьбы империалистической в войну гражданскую. Для Луначарского война была войной – страшным и античеловеческим явлением. Он все чаще появляется среди декадентствующих писателей, заводит дружбу с Габриэле д"Аннунцио и Маринетти (предтечами фашизма), посещает Метерлинка и принимает у себя в гостях Бальмонта, Белого, Андреева, Брюсова. Луначарский восхищается Блоком – есть мнение, что поэму «Двенадцать» Блок написал под влиянием Луначарского.

Февральская революция 1917 года потрясла Анатолия Васильевича. Он оставляет семью в Цюрихе и приезжает в Россию. Здесь включается в группу «межрайонцев», примиряется с Лениным и осенью 1917-го входит в руководство большевистской партии. В письмах жене он признавался, что не поддерживал идею вооруженного восстания, однако был вынужден с нею смириться.

После Октябрьского вооруженного восстания Луначарский входит в состав Совета народных комиссаров – в качестве комиссара просвещения. «Профессорский нарком», – именно так издевательски отзывались о нем недообразованные члены советского правительства, видевшие в Луначарском чужака. А Луначарский пафосно и с рвением выступал за новую культуру и общество новых людей. «Культура должна принадлежать массам», – до Ленина этот тезис выдвинул Луначарский.

Луначарский восстанавливает деятельность университетов. Луначарский окружает себя поэтами, писателями, профессорами, выбивая для них в голодные годы Гражданской войны дополнительные пайки и выписывая пропуска через фронт желающим покинуть страну. Луначарский вводит моду на сокращения («политпроп», «Совнарком» и т. д. – это новшества эпохи Луначарского). Вместе с новым миром он строит новый язык – на протяжении 12 лет Луначарский предлагал перевести русский и другие языки народов бывшей России на латиницу. Многих деятелей культуры Луначарский спас от смерти. Это не могло не вызвать раздражения в среде большевиков – за Анатолием Васильевичем закрепилась кличка «Барин». В то же время белоэмигранты тоже не жаловали Луначарского – например, Аркадий Аверченко высмеял его в «Дюжине ножей в спину революции». Хотя… Луначарский искренне считал, что с религией в Стране Советов необходимо покончить – и был одним из инициаторов разрушения храмов и передачи их имущества государству.

Лев Троцкий вспоминал: «Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убежденно ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что ее без труда хватило бы на добрый десяток профессоров».

Известна публичная дискуссия Луначарского с митрополитом Антонием – о происхождении человека. Митрополит доказывал происхождение человека от Бога, Луначарский стоял на позициях дарвинизма. После продолжительных прений митрополит с лукавством отметил: «Хорошо, давайте будем считать, что я происхожу от Бога, а Анатолий Васильевич – от обезьяны». Луначарский тут же парировал: «С огромным удовольствием принимаю ваше предложение. Но заметьте: в моем случае прогресс очевиден, а в вашем – увы!»

Тогда же Луначарский выступил с тезисом о том, что человек может победить смерть только любовью. Позже Сталин, искренне ненавидевший Луначарского (хотя Анатолий Васильевич отвечал ему взаимностью), напишет на рукописи поэмы Горького «Девушка и смерть»: «Эта вещь посильнее, чем «Фауст» Гете. Любов (именно так, без мягкого знака. – К.Б.) побеждает смерть. И.Сталин».

В конце 20-х годов нарком Луначарский все больше оттирался в сторону. Он старался не принимать участие во внутрипартийных склоках и фракционной борьбе. Вместо этого много пишет – биографии выдающихся людей, литературную критику, начинает работу над Большой советской энциклопедией. Параллельно ведет обширную переписку со многими деятелями культуры.

Когда Николай Рерих пожелал переехать в Советский Союз, его остановил именно Луначарский. «Но почему? Я же разделяю убеждения большевиков!» – удивился Рерих. «Оно-то так, но, приехав в Советский Союз, вы перестанете быть философом и перестанете заниматься философскими изысканиями», – объяснил Луначарский. Точно так же он остановил многих талантливых писателей от попытки вернуться на Родину. Иных – того же Горького – Луначарский вернул из эмиграции…

Очень много странных и противоречивых сторон у одной личности. В советском правительстве он выглядел белой вороной. Его тяготила власть, и он стремился к творчеству. Наверное, поэтому его не воспринимали как возможного конкурента товарищи по политическому лагерю…

В начале 20-х Луначарский расторгает брак с Анной Александровной Богдановой. В это время в его жизни появилась новая пассия – актриса Наталья Розенель. Она была на 25 лет моложе Луначарского, ее брат Илья Сац был известным театральным режиссером, основателем театра юного зрителя. Но Луначарский влюбился – несмотря на людскую молву и предрассудки. Вскоре был заключен брак.

В 1929 году Луначарский уходит со своего наркомовского поста. Некоторое время он занимал второстепенные должности. Писал книги – именно в это время появляется его перевод «Фауста», а также очерки о Ленине. Возникла задумка написать монументальную книгу мемуаров о Вожде мирового пролетариата.
В 1933-м Луначарского назначают чрезвычайным и полномочным послом СССР в Испании – там как раз свергли режим диктатора Примо де Риверы, и к власти пришли левые – социалисты и анархисты во главе с Мигелем Асаньей. Испания виделась стратегическим партнером СССР в Европе. К тому времени Луначарской был морально подавлен: нелюбимый им Сталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В родной Украине свирепствовал голод, забравший миллионы жизней земляков. Друг юности Николай Скрыпник покончил жизнь самоубийством…

Луначарский всю дорогу в Испанию работал над новой книгой о Гарибальди. Один из антигероев книги – король Виктор Эммануил, «усатый, пузатый карапуз с завышенными амбициями, злобный и мстительный интриган». При желании в этом образе можно узнать совсем другого человека…

26 декабря 1933 года в городке Ментона в 30 км от Ниццы Луначарскому стало плохо. Сердечный приступ сначала свалил его в постель, но к концу дня сердце великого мечтателя остановилось. Его тело было кремировано, а прах захоронен в Кремлевской стене. Троцкий в самом начале 1934 года, узнав о смерти Луначарского, написал: «Не только друг, но и честный противник не откажет в уважении его тени».

Так закончилась жизнь великого человека, увидевшего свет в Полтаве и ставшего впоследствии строителем новой культуры, нового мира и нового человека. Он искренне верил в святость своего дела и заслуживает того, чтобы о нем помнили – даже несмотря на все допущенные им ошибки и просчеты.

И – как венок великому сыну Украины – стихотворение Валерия Брюсова, посвященное Луначарскому за 10 лет до смерти «профессорского наркома»:

В дни победы, где в вихре жестоком
Все былое могло потонуть,
Усмотрел ты провидящим оком
Над развалом зиждительный путь.
Пусть пьянил победителей смелых
Разрушений божественный хмель,
Ты провидел, в далеких пределах,
За смятеньем, конечную цель.
Стоя первым в ряду озаренном
Молодых созидателей, ты
Указал им в былом, осужденном,
Дорогие навеки черты.
В ослеплении поднятый молот
Ты любовной рукой удержал,
И кумир Бельведерский, расколот,
Не повергнут на свой пьедестал.
Ты широко вскрываешь ворота
Всем, в ком трепет надежд не погиб, –
Чтоб они для великой работы
С сонмом радостным слиться могли б,
Чтоб под черными громами, в самой
Буре мира – века охранить,
И вселенского нового храма
Адамантовый цоколь сложить.

Георгий Луначарский рассказал нам, как после романа деда и 16-летней балерины родилась его мать Галина, как ее девочкой забрали у матери, сказав той, что малышка умерла, и почему узнал о своем родстве только в 50 лет.


- Георгий Сергеевич, в этом году исполняется 80 лет со дня смерти советского политического деятеля, писателя, революционера и соратника Владимира Ленина - Анатолия Луначарского. Как внуку по материнской линии, вам помогало или, наоборот, мешало это родство?

Я никогда не кичился статусом потомка. Моя мама Галина узнала, что она родная дочь деятеля советской эпохи только в 18 лет. Нас, своих детей, - у меня еще есть брат Александр и сестра Елена, они младше меня, - мама воспитывала в таком духе, чтобы мы не занимались исследованиями этой семьи и не общались с родственниками. Поэтому никакой карьеры на фамилии Луначарский никто в нашей семье не делал. Мне кажется, даже если бы я носил фамилию Петров, ничего бы в моей жизни не изменилось. Мой брат, когда его спрашивают о Луначарском, говорит, что он просто однофамилец. Сам я работаю президентом Федерации футбола инвалидов России, уже больше сорока лет пишу стихи, о необычной судьбе моей мамы даже написал целую поэму, которая называется «Поэтесса».

- А правда, что фамилия все-таки помогла вашей маме получить московскую прописку?

>

Да. Это случилось, когда мы только приехали в Москву. Сейчас проще: купил квартиру - тебя прописали, а тогда ничего купить было нельзя. Я был вынужден по лимиту работать на стройке, правда, сразу стал прорабом. А мама, чтобы мою сестру устроить в музыкальную школу, пошла на прием к председателю Президиума СССР (тогда им был Анастас Микоян . - Авт.). Он ее принял, но оставил один на один с каким-то старым генералом из КГБ. Их встреча длилась 40 минут. Она ответила на три десятка вопросов, которые он задал. В конце он удовлетворенно сказал: «Да, вы - дочь Луначарского». Объяснил, что не может прописать маму как дочь, потому что у нее нет официального статуса. «Но мы знаем о вас, поэтому трогать не будем, но просим особо не распространяться относительно родства», - сказал генерал. Вот так мы и жили: нас не трогали, а со временем дали жилье и прописку.

- О романах ближайшего друга Ленина ходит много досужих сплетен. Расскажите, пожалуйста, что все-таки связывало вашу маму с Луначарским?

Моя мама Галина была биологической, но не законной дочерью Анатолия Луначарского. Анатолий Васильевич очень увлекался женщинами, часто терял голову. Дама, с которой у него случился роман (от него и родилась моя мама), была восходящей балериной Большого театра. Возможно, как это часто бывает у многих людей, между ними возникло влечение, минутная слабость… На момент их встречи ей было 16 лет, а Луначарскому под 50. Он успел развестись и снова жениться на актрисе Наталье Розенель. И когда у моей бабушки-балерины и революционера родилась дочка, ей медики в больнице сообщили, что малышка при родах умерла. На самом же деле мама родилась здоровой, но этот факт так хотели скрыть родственники Луначарского, что сделали все для того, чтобы не признавать ребенка. Даже отчество ей дали при рождении другое - Галина Сергеевна. С кровной матерью девочка была разлучена на всю жизнь. В полгода ее крестной стала первая жена Луначарского Анна Богданова . А эту историю маме через много лет рассказал священник Александр Введенский , который ее окрестил. Он тогда был признанным митрополитом Руси (он называл Ленина последователем Иисуса Христа, и в дальнейшем его предали анафеме. - Авт.). С Луначарским он дружил, участвовал в политических диспутах.

- А сам Анатолий Васильевич знал, что его дочь жива?

Вся история со смертью ребенка прошла не без вмешательства его жены Натальи Розенель. Сам Луначарский все прекрасно знал, но был полностью в руках своей второй супруги-актрисы, брат которой был одним из руководителей НКВД. Она из кожи вон лезла, чтобы репутация у Луначарского была безупречной. И, естественно, не хотела, чтобы у него были какие-то проблемы. Кстати, когда умер Луначарский, она вышла замуж за человека из НКВД. Официально же у Луначарского был один сын Антон - от первой жены Анны, который погиб на фронте во время войны, в 32 года. С Розенель у них не было общих детей, но у нее была дочь от первого брака - Ирина.

- Участвовал ли Луначарский в жизни вашей мамы, или крошку просто отдали в приют?

Мама всегда считала, что кто-то негласно следил за ее жизнью. После того как она, по сути, осталась брошенной сиротой, она все равно не жила в детских домах. У нее были состоятельные опекуны, которые часто менялись. А Луначарский периодически ее навещал и платил деньги опекунам на ее содержание. Сначала за ней присматривали люди из коммунистической среды, потом их объявляли врагами народа, а девочку отдавали в другую элитную семью. Как правило, это были люди, которые к обычному классу населения, относились свысока. Потом и они вдруг исчезали, тогда ее опять передавали в другую семью. Какое-то время за ней присматривала первая жена советского политического деятеля Георгия Маленкова. Они жили в однокомнатной квартире, а соседом их был Михаил Каганович , родной брат сподвижника Иосифа Сталина - Лазаря Кагановича. Когда она подросла и стала пионеркой, ее часто возили на отдых в «Артек». Но даже после загадочной смерти Луначарского опекуны довели девочку до совершеннолетия. А ей при этом ничего не говорили. До 1944 года она вообще не знала, кто такой Луначарский.

- А какие воспоминания у нее сохранились об отце?

Они очень немногочисленные. Маме было семь лет, когда его не стало. Ей запомнился момент, когда он специально приехал в 1930 году из Москвы в Киев к людям, которые тогда за ней присматривали, чтобы ее повидать. Мама, как все дети, играла в саду, испачкалась, и он вынимал у нее изо рта козий помет. Еще, вспоминая его, говорила, что пришел какой-то бородатый дядька в очках, поднял меня на руки, стал целовать. А я и понять не могла, кто это такой. А потом уже через много лет тот же священник Александр Введенский сказал ей, что это был Луначарский.

- Неужели за все эти году у нее ни разу не было желания встретиться с родственниками, найти свою кровную мать?

Она сделала такую попытку всего один раз, в 1940-х годах, когда ей было уже лет 20. Она очень хотела поговорить со вдовой Луначарского, Натальей Розенель, купила большой торт, охапку цветов и приехала к ее дому. А когда позвонила в дверь, Наталья, которой к тому времени было под 60 лет, открыла, стала изучать ее пристальным взглядом, и когда мама рассказала ей, кто она, та злобно сказала: «Нет, ты же давно умерла!» И перед носом захлопнула дверь. Мама рассказывала, что в слезах ушла и больше они никогда не виделись.

Был еще случай, когда в 60-х годах мы приехали из Казахстана в Москву, уже я попытался связаться с дочерью Натальи - Ириной. Но при попытке с ней встретиться она сказала, что не хочет ничего о нас слышать. Все, что я знаю о Ирине, это то, что была журналисткой, уехала работать в Англию и там умерла. А через много лет в Петербурге я встретился с сыном кровной матери моей мамы, то есть своим дядей, он сказал, что она умерла в 1976 году. Показал нам ее фотографию. Очень симпатичная женщина. Но что тут скажешь, жизнь прошла.

КТО ТАКОЙ АНАТОЛИЙ ЛУНАЧАРСКИЙ?

Знакомьтесь - это нарком просвещения РСФСР, советский писатель, политический деятель, соратник Ленина и ненавистник Сталина, убежденный атеист и марксист, переводчик, публицист, критик и искусствовед. Анатолий Васильевич родился в Полтаве, 23 ноября 1875 года, вне брака (новый муж его матери усыновил его и воспитывал как своего). Юность и детство Луначарского прошли в Полтаве и Киеве. Учился он в Первой киевской гимназии (его одноклассником был философ Николай Бердяев), потом в университете в Цюрихе. В 1898-м вернулся в Россию, где занимался революционной работой. За что был арестован, месяц провел в Лукьяновской тюрьме, откуда его сослали в Вологду и Тотьму.

С ВОЖДЕМ. После освобождения в 1905-м сблизился с Лениным, под его руководством участвовал в борьбе с меньшевиками. Вскоре между ними произошли серьезные разногласия и Луначарский решил расстаться с вождем. Но когда его спрашивали о расставании, говорил, что лично они не порвали отношений, но и не обостряли их. Был активным участником революции. В 1917 году его назначили наркомом просвещения РСФСР. Один из организаторов и теоретик советской системы образования, высшего и профессионально-технического образования. Считается, что Луначарский был причастен к массовой высылке крупнейших русских ученых и мыслителей за рубеж, а также именно с его именем связывают снос большого числа памятников и создание новых, посвященных деятелям революции. В 1933 году отправлен полпредом СССР в Испанию, но по дороге тяжело заболел и умер (поговаривают, ему помогли свести счеты с жизнью за открытую критику в адрес Сталина). Ему было 58 лет.

Его прах погребен на Красной площади в Москве. Луначарский - автор огромного числа работ по совершенно разным вопросам: литературе, музыке, театру, живописи, архитектуре, антирелигиозной пропаганде, по международной политике и, естественно, о Ленине и деятелях революционного движения. Был полиглотом, в совершенстве владел пятью языками, в том числе знал украинский. Выпустил около 20 книг. Его именем названа одна из улиц Киева.

(настоящая фамилия - Чарнолуцкий)

(1875-1933) русский писатель, критик, политический и государственный деятель

Даже краткое перечисление всего того, чем занимался Анатолий Васильевич Луначарский, дает представление о его неординарной личности и огромной трудоспособности. Он был профессиональным революционером, блестящим публицистом и оратором, крупным политическим и государственным деятелем, двенадцать лет занимавшим пост народного комиссара просвещения.

Анатолий Луначарский родился в тихом украинском городе Полтаве, с которым связана и судьба прекрасного русского писателя Владимира Короленко . Когда мальчику исполнилось четыре года, мать ушла от своего мужа к статскому советнику А. Антонову, жившему в Нижнем Новгороде. Как позднее вспоминал Луначарский, именно атмосфера родительского дома определила выбор его жизненного пути.

В 1885 году после смерти Антонова от неудачной операции семья Луначарских переехала в Киев. Там Анатолий поступил в Первую гимназию - лучшую в городе. Еще в гимназии он вступает в социал-демократическую организацию и вскоре становится руководителем группы учащихся, изучавших нелегальную социал-демократическую литературу. Одновременно Анатолий Луначарский выступал в рабочих кружках. Когда ему было всего семнадцать лет, в газете, выпущенной гектографическим способом, появилась его первая статья. Поскольку он считался политически неблагонадежным, в аттестате при выпуске ему поставили четверку по поведению.

В то время это закрывало путь для продолжения образования в России. Поэтому Луначарский уезжает в Швейцарию и становится студентом Цюрихского университета. Он получает специальность юриста и одновременно знакомится с руководителями международной социал-демократии Р. Люксембург и Георгием Плехановым .

Анатолий Васильевич Луначарский проучился в Цюрихе два года и в 1897 году вернулся в Москву. Он снова начал работать агитатором и пропагандистом, писать прокламации. Его деятельность привлекла внимание полиции, и вскоре последовал арест. Поскольку Луначарский был достаточно молод, его продержали в тюрьме два месяца и передали на поруки отцу с обязательством не покидать Полтаву и не выступать публично.

Однако Анатолий Луначарский сразу же возвратился в Москву, а через несколько месяцев последовал новый арест. На этот раз молодой революционер просидел в тюрьме восемь месяцев, а затем был выслан в Вологодскую губернию.

Отбыв ссылку в Тотьме, Луначарский вновь устанавливает контакты с большевиками и в 1904 году приезжает в Киев. Там он несколько месяцев работает в городской газете «Киевские отклики», а осенью 1904 года по вызову Ленина приезжает в Женеву. С этого времени и начинается его работа профессионального революционера.

В Женеве ярко проявились ораторские способности Анатолия Луначарского. Он участвовал в работе третьего съезда РСДРП и осенью 1905 года по просьбе Ленина возвратился в Россию, где начал работать в большевистской газете «Новая жизнь». Уже после публикации первых статей становится очевидным, что именно Луначарский является главным публицистом газеты. Но власти очень скоро прерывают его активную публицистическую деятельность, через несколько месяцев Луначарского снова арестовывают и приговаривают к новой ссылке. Однако осенью 1906 года он совершает побег и сразу же покидает Россию.

К этому времени его мировоззрение существенно изменилось. Анатолий Луначарский не принимает того политического экстремизма, к которому призывают большевики вместе с Лениным. Он считает, что власть следует завоевать только парламентским путем.

Эволюция взглядов Луначарского и явилась причиной последующих обвинений в увлечении идеалистической философией и в прочих «смертных», с точки зрения большевиков, грехах.

Постепенно Анатолий Васильевич Луначарский переходит от большевистской публицистики к литературной критике. Он чутко следит за всеми новинками литературы и искусства. Так, в статье «Футуристы» им впервые была показана авангардистская сущность данного течения.

Когда же в марксистской литературе начинается обсуждение ленинского учения о диктатуре пролетариата, Луначарский опять начинает выступать в партийной печати. Постепенно его взгляды снова меняются, и на некоторое время он опять сближается с большевиками. В то время он живет за границей, прекрасно понимая, что на родине будет тотчас арестован и не сможет заниматься литературной и общественной деятельностью.

В 1914 году Анатолий Луначарский публикует цикл статей по истории литературы, где впервые ставит проблему взаимоотношений пролетариата и интеллигенции. Он считает, что интеллигенция вполне может стать союзником пролетариата, особенно когда речь идет о культурной революции.

Статьи талантливого критика сразу же получают восторженную оценку Миксима Горького и на несколько лет определяют литературную политику большевиков. Заметим, что в наши дни Луначарского часто считают посредственным и не совсем профессиональным критиком. Конечно, на его творчество оказывала влияние большевистская идеология, но тем не менее в ряде своих произведений он сумел блестяще предугадать развитие литературы. Некоторые оценки Луначарского отличаются глубиной и тонкостью суждений, как, например, в его статьях о Горьком.

Анатолий Васильевич Луначарский вернулся в Россию в мае 1917 года и сразу же включился в политическую деятельность. Однако он продолжал убеждать товарищей в необходимости мирного захвата власти, что вновь привело к полемике с большевистским руководством. Луначарский становится сотрудником газеты «Новая жизнь», созданной Горьким. Там появляются его острые критические статьи. В числе прочего они были направлены и против войны. Это привело к новому аресту, на сей раз уже со стороны Временного правительства, хотя это и не закончилось тюремным заключением. Популярность Анатолия Луначарского не позволила применить к нему крайние меры. Тем не менее на некоторое время он скрывался в подполье.

После Октябрьской революции Луначарский был назначен народным комиссаром просвещения. Вначале он не жалел усилий для того, чтобы привлечь деятелей культуры самых различных направлений для пропаганды новых идей. Вокруг созданного им журнала «Пламя» объединились писатели с самыми разными взглядами. Он и сам включается в активную писательскую деятельность. Правда, ни его обработки, скажем, Ф. Шиллера, ни оригинальные пьесы, как «Фауст и город» или «Канцлер и слесарь», нельзя считать удачными. Они носили сиюминутный, прикладной характер.

Вместе с тем Анатолий Луначарский яростно выступал против любых перегибов в области культуры. Впервые он заявил о своем несогласии с большевиками и желании выйти из правительства в 1918 году. Он сказал, что не может работать с теми, кто призывает к разрушению старой русской культуры. Но при этом его позиция была позицией стороннего наблюдателя. Он считал, что любые культурные течения имеют равное право на существование.

Анатолий Луначарский первым выступил и с призывом сохранения старых культурных ценностей и даже составил программу подобных мероприятий. Признавая за интеллигенцией право на самостоятельность, он старался защищать ее крупнейших представителей от произвола властей. Именно он отпустил многих деятелей культуры в Европу. Подобная «неразборчивость» не могла пройти незамеченной.

С приходом к власти Сталина , Луначарского начинают постепенно отстранять от руководящих постов. Изгнание из культурной жизни страны сильно сказалось и на состоянии его здоровья. К тому же произведения Луначарского, в которых звучала мысль о недопустимости человеческих жертв и террора, оказались под запретом.

С 1924 по 1932 год он работал председателем бюро по связям с зарубежными писателями. А вскоре он отправился за границу как заместитель главы советской делегации на конференции Лиги Наций по разоружению. Но и там ни на день не прерывал связи с Наркомпросом. А отношение властей к руководимому им наркомату менялось к худшему. Луначарский выступил решительным противником чрезмерной технизации образования, доказывая, что оно должно быть всесторонне сбалансированным. Нарком считал, что только интеллигенция может стать проводником культуры в массах. Поэтому к ней следует относиться с уважением и не преследовать деятелей культуры и искусства.

В феврале 1928 года, Анатолий Луначарский направил Сталину письмо, в котором писал о том, что в высших учебных заведениях существует дискриминация в отношении детей из семей интеллигенции. Он доказывал, что нельзя исключать из вуза на основании одного лишь социального происхождения. Понятно, что это письмо осталось без ответа.

Летом 1929 года Луначарский и несколько других членов коллегии Наркомпроса отказались участвовать в провозглашенной в то время «культурной революции» и подали в отставку. Она сразу же была принята. С уходом Луначарского интеллигенция лишилась защитника и посредника между ней и режимом. Известность Анатолия Васильевича Луначарского не позволяла открыто осудить его, и было решено отправить его в «почетную ссылку».

В то время он уже был тяжело болен, и в 1932 году в Берлине ему был удален правый глаз. Ненадолго Анатолий Луначарский вернулся в Москву, но работать там он практически не смог. Вскоре по настоянию врачей он вновь отправился в Германию на лечение.

А уже через несколько месяцев, в 1933 году, его назначили послом СССР в Испании. Практически это означало негласное указание оставаться за границей.

Летом того же года Луначарский отправился в Париж, где наступило обострение болезни, и врачи настояли на немедленном отъезде в санаторий. Анатолий Васильевич Луначарский поселился в небольшом французском городке Ментона на Лазурном берегу. Там он неожиданно скончался всего за несколько дней до отъезда в Мадрид.