Стихи ко Дню Победы. Шинель

ИРИНА ЧЕЧЕТКИНА
Конспект интегрированной НОД «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель»

Программное содержание. Формировать умение внимательно слушать стихотворение , запоминать и выразительно читать его, приобщить детей к поэтическому складу речи. Обогатить знания детей о великом и светлом празднике - Дне Победы, следить за тем, чтобы, отвечая на вопросы, дети употребляли разнообразные сложные предложения, активизировать в их речи слова «битва» , «сражение» , «фронт» , «шинель » , «военные действия» , «парад» . Помочь детям понять, почему некоторые предметы военного времени так дороги ветеранам. Учить детей отражать в рисунке впечатления от Праздника Победы. Развивать интонационную выразительность речи, интерес детей к художественной литературе, умение поддерживать беседу. Воспитывать чуткость к художественному слову, уважение к ветеранам войны, к историческому прошлому родной страны, бережное отношение к книгам и своим вещам.

Предварительная работа : беседы о ВОВ, о подвиге российского народа, чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне; рассматривание картин и иллюстраций к художественным произведениям о ВОВ; ознакомление с пословицами и поговорками, чтение стихотворения Т . Белозерова «Майский праздник День Победы» и др., рассматривание демонстрационного материала «Города-герои» , «Дети-герои» .

Словарная работа : шинель , война, ордена, медали, героизм, защитники, воины.

Материал : выставка книг, рисунок солдата в шинели , фотография с изображением салюта, краски, альбомные листы, баночки с водой, кисти.

Методические приемы. Чтение стихотворения Е . Благининой «Шинель » , беседа о воинах ВОВ, прослушивание песни «День Победы» Д. Тухманова, вопросы к детям, чтение детьми стихов о войне .

Ход НОД

1. Организационный момент. Рассматривание выставки книг с произведениями о Великой Отечественной войне.

Многие писатели и поэты посвятили свои рассказы, повести, стихи военной теме . Среди них есть такие известные имена, как Аркадий Гайдар, Лев Кассиль, Валентин Катаев, Сергей Михалков и др. Все они писали о трудной солдатской жизни, о военных сражениях, о подвигах детей и взрослых для того, чтобы мы с вами знали историю своей страны, и никогда не забывали о том трудном для русского народа времени. Некоторые из этих книг выпущены очень давно, поэтому обращаться с ними нужно бережно, а рассматривать иллюстрации осторожно, чтобы не порвать тонкую бумагу.

Знаете ли вы, сколько лет длилась ВОВ? Попробуйте подобрать похожие слова к слову война (военный, воин, военачальник) .

Как вы думаете, почему возникает война?

Что такое победа? Что такое поражение?

Что ощущают люди – участники войны? (страх, голод, холод) .

Какие стихи о войне вы разучивали? (заслушивание 2-3 детей) .

Сегодня мы с вами попытаемся выучить ещё одно стихотворение , которое называется «Шинель » , а написала его Елена Благинина . – Кто из вас знает, что такое шинель ? Посмотрите на иллюстрации, на которой изображена эта форма одежда солдат (показ иллюстраций) .

Послушайте внимательно это стихотворение (выразительное чтение наизусть воспитателем) .

Беседа по вопросам :

1. Какой вопрос задала дочь своему отцу? (почему ты шинель бережёшь )

2. Что она предложила ему и почему? (сжечь, порвать) .

3. Что ответил отец? (она ему дорога) . Чем дорога эта шинель бывшему солдату ? (как память о военных сражениях, о друзьях, с которыми он воевал) .

4. Как вы думаете, о чем может рассказать дыра в шинели ? (о ранении, о повреждении осколком от разорвавшейся мины) .

5. На какого врага ходил боец, и когда это было? (на фашистов в годы ВОВ) . Эта война была страшная и жестокая, принесшая нашей стране большие разрушения и много горя.

6. Каким был на войне этот солдат? (смелым, храбрым, отважным, выносливым) .

7. Что дают храбрым солдатам на фронте? (ордена и медали) .

Читаю повторно стихотворение с установкой на запоминание. - Послушайте стихотворение ещё раз , постарайтесь его запомнить. У нас скоро праздник и вы сможете прочитать наизусть стихотворение ветеранам или своим прабабушкам и прадедушкам и они очень обрадуются.

Повторяю первое четверостишие и предлагаю детям читать его вместе, но без голоса. Спрашиваю 2-3 детей.

Повторяю первое четверостишие и присоединяю к нему вторую часть. Закройте глаза и представьте себе эту шинель . Читаю эти строки и прошу 2-3 детей повторить.

Повторяю второе четверостишие и добавляю третью часть (ответ папы) . Ещё раз читаю и прошу 2 детей повторить её. Заключительные слова дети негромко проговаривают хором. – Что значит, слово одолели? (т. е. победили) .

Чтение стихотворения целиком с именем автора и названием стихотворения .

Физкультминутка : прежде чем продолжить наше занятие немного отдохнем.

Оловянный солдатик стойкий, на одной ноге постой-ка.

На одной ноге постой-ка, (Стоим на правой ноге.)

Если ты солдатик стойкий, ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади! (Шагаем на месте.)

А теперь постой на левой, (Стоим на левой ноге.)

Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)

До какого праздника дожил солдат и сберёг свою шинель ? (до Дня Победы) .

После завершения Великой Отечественной Войны 9 Мая на главной площади нашей страны в г. Москве состоялся ПАРАД ПОБЕДЫ. В этот день мы вспоминаем всех тех, кто воевал, кто погиб на войне, в бою или умер от ран после войны. Дети и взрослые возлагают цветы к Вечному Огню, другим памятникам.

Отгадайте загадку о том, что бывает в этот день вечером в каждом городе нашей страны :

Вдруг из темной темноты в небе выросли кусты.

А на них - то голубые, пунцовые, золотые

Распускаются цветы небывалой красоты.

И все улицы под ними тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми, разноцветными. Что же это такое? (Ответы детей.)

Правильно, салют (показываю фотографии, а вы видели салют? (Ответы детей.) Опишите, каким он бывает? (разноцветным, красивым, ярким, долгим, во всё небо) . Это салют для всех людей, кто участвовал в этой страшной войне. Кто погиб, и кто вернулся живым. Скоро мы будем в 70-й раз отмечать светлый и скорбный праздник - День Победы. А сейчас мы с вами попробуем нарисовать салют. Приглашаю детей сесть за столы, где заранее приготовлено всё необходимое.

Посмотрите внимательно, какой салют я нарисовала (показ и рассматривание образца) .

Послушайте внимательно, как мы будем его рисовать (объяснение последовательности и техники выполнения работы «по-мокрому листу» с показом на доске). Сначала весь лист бумаги мы покроем синей краской, чтобы не было белых просветов. Затем прополаскиваем кисть, набираем на неё краску какого-либо другого цвета фиолетового, жёлтого зелёного или алого и вот так примакиваем кисть в разных местах альбомного листа. Посмотрите, что происходит? (цветное пятно растекается, превращаясь в красивый разноцветный круг) . Чтобы все краски друг с другом не перемешались, ставьте точки подальше друг от друга и не забываем хорошо промывать кисть перед сменой цвета краски. После можно прорисовать в этих расплывшихся кругах звёздочки, точки, длинные полосы. Выполнение работ под песню «День Победы» . - О каком празднике поется в песне?

Если в вашей семье, в вашем доме, на вашей улице живут ветераны войны, те, кто непосредственно участвовал в боях с фашистами, не забудьте поздравить их с Днем Победы. Встретив бывших солдат, скажите им : «С праздником вас! Спасибо вам за Победу! Большое спасибо!»

Итог. Выставка рисунков с изображением салюта в технике «рисование по-мокрому» .

Анализ детских работ : – Какой рисунок вам понравился? Почему?

Какое стихотворение мы с вами разучили сегодня? Назовите его автора? Подумайте и скажите, кому вы можете рассказать выученное стихотворение ? Как вы думаете, где вам могут пригодиться в дальнейшем полученные знания? (Поощрение всех детей за работу) .

Благинина Елена - "Шинель "

Почему ты шинель бережешь ? -

Я у папы спросила. -

Почему не порвешь, не сожжешь? -

Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара,

Приглядись-ка получше,

На спине вон какая дыра,

Приглядись-ка получше!

Потому я ее берегу, -

Отвечает мне папа, -

Потому не порву, не сожгу, -

Отвечает мне папа. -

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок, на врага.

И его одолели!

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Почему ты шинель бережешь? / - Я у папы спросила./ - Почему не порвешь, не сожжешь? / - Я у папы спросила. / Потому мне она дорога. / Что вот в этой шинели / Мы ходили, дружок, на врага / И его одолели!

Единение с прошлым родины - и в литературной памяти, такой, как в стихотворении «Наташа Ростова», а также «Нет в почестях необходимости», в котором связь с отечественной классикой, с ее благ

ородными нравственными заветами входит в поэтическое кредо Благининой и подкреплено намеком- напоминанием о пушкинской поэзии: Нет в почестях необходимости.

/ И в краткой славе - никакой! / Все эти малости и мнимости / Зачеркиваются строкой / О буре, мглою небо кроющей, / И о свече. Бедным- бедна, / Погаснуть бы должна! / Но все еще горит она. Горит она.

Именно в крепости и многокрасочности поэтических нитей, скрепляющих прошлое с настоящим, коренится жизнеутверждающее начало поэзии Благининой, убежденность, что жизнь оборвать нельзя, в целом она непрерывна, хотя печалью неотвратимого конца земного пути последние благининские стихи пропитаны, как горьким соком. И все равно - «Была и буду», потому что все сотворенное человеческим вдохновением не пропадает бесследно. Остается песня, останется и снегурка, вылепленная мальчиком:

Я вылепил снегурку, / Поставил на виду / Снегурушку-девчурку / Под яблоней в саду

Мысль, как всегда, «танцует» от конкретного: от тщательно прописанных подробностей, от парчовой душегрейки снегурочки, от переливающихся крупных янтарей на ее шейке, а потом уже идет к романтически-возвышенному, одухотворенному мироощущению маленького творца, понимающего, что его создание - снегурочка «светлей зари» - быстротечно, как всякая красота:

Она мой сад оставит, / Лишь солнце припечет: / Расплещется, растает, / С ручьями утечет. /

Что ни строфа, то перебегающие свет, тени, переливы настроений - радость, предчувствие разлуки и снова радость, вера маленького художника, что творение его не умрет, а останется в природе и всегда будет отзываться ему:

Еще и потому между благининскими стихами для взрослых и для детей нет безусловного водораздела, что и те, и другие просты той самой простотой, что ко многим художникам приходит лишь после долгих исканий, а Благининой дана вместе с появлением ее поэзии.

2. Тема семьи в творчестве

Дом, семья, чувства, которые испытывают дети по отношению к родным и близким,- важная сфера лирических интересов Благининой.

Большой популярностью у читателей-дошкольников пользуется много раз переиздававшееся стихотворение «Вот какая мама!», в котором мама не просто одевает - наряжает ребенка к весеннему празднику, и это придает ее действиям особую приподнятость. У своих близких учатся дети делать необходимую, важную работу; учатся, играя. Девочка шьет «малышу-голышу новую одёжку», яркую, удобную. Старательно пришивает «по кармашку с каждой стороны». Точно так мама пришивает карманы к ее костюму. В другом стихотворении девочка застилает постель, накидывает кисею на подушки. Мама для нее - образец аккуратности: «Я, как мама, не люблю в доме беспорядка.» Игрушки не остаются в стороне: их девочка зовет полюбоваться на свое умение!

Старшая сестренка только что научилась самостоятельно обуваться. Довольная, она хочет выучить и младшего братца:

Вот они - сапожки. / Этот - с левой ножки, / Этот - с правой ножки. / Если дождичек пойдет, / Наденем калошки. / Эта - с правой ножки, / Эта - с левой ножки. / Вот как хорошо!

Это, конечно, тоже игра. В маленьком спектакле старшая сестра играет роль внимательной матери. И, как мама, восхищается, что все надето правильно. Хотя такая деталь, как калошки, сегодня вышла из обихода, стихи не устарели.

Гармонические отношения в семье складываются не только из заботы взрослых о детях, но и из детской заботливости. Вот стихотворение о дедушке. Он уже очень стар, «ходить бедняге тяжело», дрожат колени.

Он ничего почти не видит, / Не слышит ничего - глухой. / Его и курица обидит. / Наш дедушка совсем плохой!

Благинина не побоялась употребить эпитет «плохой» не в значении «лишенный положительных качеств» или «безнравственный», а в давнем значении: «слабый, немощный». Внуки нежно любят «совсем плохого» дедушку:

Он выйдет - мы ему поможем / Поставить стульчик раскладной./ И хорошенечко усадим, / Укроем ноги, а потом / Седую бороду разгладим / Или в косички заплетем

Детские стихи о старике перекликаются со взрослыми, из книги «Складень»:

Спят старики и не боятся стужи, / Укрытые последней тишиной. / Старуха дремлет, думая о муже, / А он лежит к своей судьбе - спиной. / .Через детей и внуков он - вернувший / Великое младенчество свое. / Он тут, он рядом, не навек уснувший, / Не навсегда покинувший ее. / Теперь она с бессонницей не сладит: / Кому из них и скоро ль уходить? ./ И край его рубашки гладит. / Так - еле-еле, чтоб не разбудить. («Старики»)

Одно из лучших «семейных» стихотворений Благининой - «Посидим в тишине»:

Мама спит, она устала. / Ну, и я играть не стала! / Я волчка не завожу, / А уселась и сижу. / .Луч метнулся по стене, / А потом скользнул по мне. / - Ничего,- шепнул он будто,- / Посидим и в тишине!

Разговор с лучом, крадущимся «по маминой подушке»,- трогательное свидетельство того, как в детях наливаются зерна добра и юное сердце отвечает на любовь любовью.

3. Тема труда в поэзии Е.А. Благининой

Ярко Елена Благинина изображает труд и людей труда. Показывая одновременно, как душевные качества человека раскрываются в труде. Профессий в стихах Елены Благининой много. И они - разные. И все - нужные людям. И как привлекательно выглядит у Елены Благининой «Веселый человек» (так называется стихотворение)! Появившись в доме, он «все перевернул вверх дном»:

Он двигал кресла и столы. / Он залезал во все углы, / Он краску на пол проливал / И песни распевал.

Этот перечень реален. И он вызвал восторг у наблюдавшего за ним ребенком.

Покурив, отдохнув, полотер берется за работу:

Сукно и щетку притащил / Веселый человек. / Он щетку воском навощил, / Веселый человек./ И ну плясать, и ну свистеть - / И начал так паркет блестеть,/Что окна вместе с синим днем / Вдруг отразились в нем. / Потом паркет сукном натер / Веселый человек. / Ох, удивительно хитер / Был этот человек! / Он двигал мебель как хотел, / Он стулья в воздухе вертел, / Но даже тетя на него / Не злилась, ничего!

К восторгу и зависти прибавляется досада. В чем дело? Тетя дает полотеру положенные деньги.

А мне за эту кутерьму, / Какую поднял ты в дому, / Такой бы вышел нагоняй, / Что только ай-ай-ай!

И то, что труд сближен с искусством, проявляется в поэтически воспетой эстетической его стороне - в сравнении полотера с танцором, в ритме, совпадающем с движениями танца, в пластичности описаний, в любимой Благининой минуте отражения красоты земного в малой его капле - в колее, наполненной дождем, или в зеркале натертого паркета, отразившего «окна вместе с синим днем».