Теория хаоса. Неправильные представления о теории хаоса

ОНТОЛОГИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ Потребность человека в уяснении характера взаимосвязи основных элементов его окружения - порядок это или хаос - не объяснима сугубо бескорыстием любопытства. В этих понятиях воплотились: и специфика существования нашего вида (homo sapiens), и история развивающегося человеческого мировосприятия, и логика онтологических построений. Это задает фундаментальность понятиям""порядка" и"хаоса" , эти же смыслы будут приоритетами нашего внимания Прежде следует указать на антропологическую обусловленность самих этих понятий то есть на их связь с особенностями нашей человеческой природы. Особенности следуюшие: неспециализированность, неопределенность, нестабильность - под три"не-" относятся: к биологическому организму человека (отсутствию жестких специализированных генетических программ поведения); к человеческому сознанию, самосознанию ("Я" , содержание которого стремится к самоопределению, самоидентификации с чем-либо); к формам его социальной жизни, чья повседневная текучесть (для"элементов" - отдельных людей) составляет основание для горестных рефлексий ("суета сует и томление духа" Екклесиаст). Эти три""не-" властно определяют особую приоритетность для человека стремления к порядку Человек жаждет определенности, стабильности, предсказуемости - именно эти желания задают имманентную этизацию идее порядка. Благое, ожидаемое реализуются в привычках. Наши привычки - это освоенное, ставшее нашим. Если для первобытного человека периметром его безопасности было его жилье, то для последующих поколений людей таким периметром стали социальные порядки, основанные на привычных, возведенных в норму, обычаи. Итак. подводя итог положению об антропологической природе нашего стремления к порядку, можно сказать, что удобство, стабильность упорядоченного существования -существования, где человек сам создает свой мир (мир своих значений), субъективизирует его, была сразу же оценена человеком и переведена им в статус основ миропонимания."Порядок" стал доминирующей идеей человеческой цивилизации. Применяя термины"оценена" ,"переведена" , мы, однако, вовсе не считаем процесс фундирования человеческого развития идеей порядка делом сознательным и преднамеренным. Совсем напротив - долгое время подобные осмысления осуществлялись скорее в самых глубинах коллективно-бессознательного отношения людей к миру Что же тогда мы понимаем под"онтологическим конструированием" . Мы имеем в виду совокупность попыток формулирования основополагающих представлений о мире - через артикуляцию и комбинирование в разных вариантах соединений главных оппозиций человеческого опыта:"субъект - объект" ;"человек - мир" ;"естественное - трансцендентное" ;"материальное - имматериальное" ;"Я" -"не-Я" ;"добро - зло" и др. К подобным же фундаментальным оппозициям относится и оппозиция"порядок - хаос" . Конечно, онтологическое конструирование может быть как сознательным делом -высокорсфлексивных разумов, так и не сознательным делом - мощных, полагающих и верящих разумов (находящихся в состоянии"естественной" либо"религиозной" установок). Различение степени сознательности здесь в принципе маловажно, главное - итог: многообразие вариантов понимания бинарной оппозиции "порядок - хаос" в истории человеческой мысли является бесценным источником для движения современного постижения этой важнейшей квалификации отношения человека и мира. Сама бинарность этих понятий задаст и полярность и их взаимную имманентность - это обозначения двух сторон помыслия мира, стремления и ожидания двоичной классификации содержания нашего опыта. Первоначально их можно сопоставить через контрарные, полюсные свойства: дифференциации - недифференцированности; сложного - простого; самоорганизации - стихийности; необходимости - случайности и т.п. В соотношении порядка и хаоса помыслимы три принципиальных варианта: 1) первичны и фундируют мир Порядки, хаоса самого по себе быть не может, это скорее форма преддверия порядка; 2) в основание мира лежит Хаос, порядки - временные и локальные состояния универсума; 3) равноправие этих состояний мироздания, которые есть скорее лишь наш способ миропредставления, ибо"на самом деле" имеет место"быть" всегда нейтральное, среднее между порядком и хаосом - становление, которое мы, в зависимости от особенностей менталитета и степени развития самоанализа, понятийно экстремализуем как "порядок" или как"хаос" . Онтологическое конструирование человеческой мыслью картин мира с самого начала активно использовало все эти три варианта.Первая версия понимания соотношения порядка и хаоса оказалась господствующей эпистемой в истории западноевропейской цивилизации - в виде логоцентризма. Основание подобного понимания было заложено греками - Logos (Гераклит, Парменид, стоики и др.), и евреями - творение порядка мира Богом. Они же этизировали Порядок, сообщив ему Разум и Провиденциальность ("и увидел Бог, что это хорошо" ). Внешний мир, полагали они, объективен по отношению к человеку (его субъективности, сознанию) и имеет внутренне присущую ему логику, ритмику, судьбу, которые либо органично присущи ему, либо навязываются ему Трансцендентным Существом. Объективность порядка здесь зависит от общего приоритета невидимого основания, имманентного миру либо трансцендентного ему: идеи Платона, атомы Демокрита, Бог христиан. Порядок либо привносится как бы извне - по трансцендентной версии объективизма, либо есть выражение сети пересечений причинно-следственных рядов материального мира - по имманентной версии объективизма. Объективистские версии первичности порядка во вселенной задают картину мира. в которой правят бал либо Естественная Необходимость (материального или идеального плана), либо Божий Промысел Свобода человека в обоих этих случаях миропонимания карикатурна - и есть скорее знание о своей несвободе. Философский гений Канта предложил иную, субъективистскую версию - первичности идеи порядка в человеческом опыте. Суть кантовской новации заключается в представлении о конституирующей роли чистого разума в определении и полагании"порядков" логицистских, категориальных образов мира (что, правда, по Канту плохо - так как ведет к антиномиям). Другими словами, порядки в хаос наших ощущений вносит наше творческое, спонтанейное самосознание, обладающее неискоренимыми потребностями к регулятивносги и регулярности, правильности и упорядочиванию, артикуляции и синтезу. Соответственно, мы видим те порядки, которые заранее сами же производим (правда, стихийно) в виде категориальных форм упорядочивания материала чувственного восприятия. Мир, как он нам дан, подобен в целом сознанию, ибо явления мира мы воспринимаем и обрабатываем по матрицам, регулятивам сознания (вернее его высшей личностной инстанции - самосознания). В отношении же мира-самого-по-себе Кант предполагал наличие в нем иного, но порядка. В противном случае, он был бы вынужден вообще отождествить любой возможный порядок с человеческим сознанием, а хаос - с материальным миром вне сознания. На это он никогда бы не пошел, ибо всегда подчеркивал свой объективизм и признание правомочности материального мира (то есть наличие в нем имманентного материального порядка вне и без имматериальных начал). Другим важным продолжением субъективистской версии первичности порядка в человеческом опыте является феноменологическое понимание. Стремление к обнаружению порядка можно считать важнейшей интенцией человеческой субъективности, то есть такого нашего психологического строения, которое содержит в себе уже изначально свой будуций"объект" . Соответственно, мы непременно ожидает встретить и встречаем порядки (регулярности - К.Поппер) в нашем опыте, равно как мы непременно ищем и обретаем то ("объекты" ), что мы будем любить, ненавидеть, желать - ибо любить, ненавидеть, жевать (кого-то, что-то), вопринимать (как упорядоченное) - составляет структуру субъективности как таковой, мыслящего разума вообще. Поэтому, говорят феноменологи. настоящий порядок."фундаментальный порядок фундирования" ,"эйдетический мир" - объективны, но имматериально объективны. Это Logos мирового идеального, который представлен в конкретных сознаниях разумных рас. Именно там пребывают эйдосы - высшие, упорядочивающие мироздание, идеи, чье бытие и истина совпадают.Вторая версия понимания соотношения порядка и хаоса оппозиционна господствующей, логоцентристской. Ее существование - красноречивый аргумент в пользу многомерности человеческого мышления, которое не ограничивается господствующими взглядами, а всегда предлагает и иные, часто шокирующе расходящиеся с парадигмальными. Представление об исходной фундаментальности хаоса имеет своим началом мифологическое мышление периода его самоорганизации (зрелая мифология,"олимпийской стадии" ). Здесь идея о хаосе была необходимым противополаганисм оформляющейся идее порядка. Здесь хаос исходен как стихийно-естественное, оппозиционное культуре, социальному. Это еще не негативный термин логоцентристской оппозиции, не синоним";;ла" в противоположность"добру" . Скорее это обозначение абстрактного. недифференцированного начала, в котором содержатся и добро и зло, и организация и дезорганизация, архаическое равновесие, индифферентное ко всему и вся. Такое понимание мы можем видеть в образах изначального единения, иррациональности Ungrund (Я.Беме), нейтрализма/амбивалентности Первоначала (Арсопагитики),"мирового бессознательного" (Н.Гартмана), слепоты "мирового порыва" (М.Шелер), первобытной бескачественности иррациональной свободы (Н.Бердяев). Однако подобные взгляды не оказывали какого-либо особо разрушающего воздействия на господствующие логоцентристские идеи, а воспринимались скорее как эксцентричные. Как, например, идея о приоритете являемости над сущностью у Ф.Нищие. Хотя он и принимал кантовский тезис о раздвоенности реальности на"мир-для-нас" и"мир-сам-по себе" трансцендентальное и трансцендентное, однако для него есть только один мир - мир явлений. Если Кант неявно предполагал, что в мире самом по себе есть некоторый порядок, то Ницше полагал, что за явлениями ничего определенного быть не может. Там. скорее всего, лишь бесформенный, недоступный формулировке, мир хаоса ощущений, следовательно, некоторый феноменальный мир другого рода, не познаваемый для нас. Мир -"матрешка" хаосовявлений.Tретья версия понимания соотношения порядка и хаоса в объективном мире и в человеческом постижении мира и себя, складывается в качестве четких моделей (теорий) в нашем веке. Симптоматична: во-первых, их одновременность - они появляются в 60-70 годах нашего века, во-вторых, разнополюсность их локализации в духовной сфере: в естествознании (синергетика) и в гуманитарном постижении (постмодерн). Конечно, можно говорить о ряде идей, которые явно предшествовали этим моделям миропонимания: мир - слиток, отлитый как попало (Гераклит), Ungrund Бердяева, становление Гегеля и др. Однако только коренные трансформации научного (теория относительности Эйнштейна, современная космология) и философского (феноменология. лингвистическая философия) сознания, которые означали релятивизацию, ревизию прежних общих установок миропостижения, привели к формированию новых приоритетов онтологического конструирования. Идеи синергетики во многом радикально подрывают метафизические устои прежнего научного и философского мышления: порядок и закон. Были изменены фундирующие понятия картин мира. Вместо прежних"порядка" и"закона" в основание синергетической картины мира были введены идеализированные допущения"хаоса" ,"случайности" ,"выбора" , ранее занимавшие второстепенное, производное положение в системе категорий философствующего мышления. Таким образом, произошла своего рода инверсия категорий - прежние фавориты философского внимания перешли на роль аутсайдеров: порядок есть лишь преходящее состояние - самоорганизация хаоса лежит в основании представлений об эволюции вселенной. Ключевая идея синергетики - это тезис об открытой среде, ее самоорганизации, где в качестве созидающего его начала, конструктивного механизма эволюции выступает хаос (сплошная, внутренне недифференцированная среда). Сплошная среда потенциально содержит в себе разные виды локализаций процессов (спирали, вихри, ячейки) и тем самым есть некое единое начало, содержащее в себе имплицитно различные формы будущей организации. Именно через хаос осуществляется связь разных уровней организации универсума. Мир в синергетической картине мира понимается как совокупность порядков и хаосов: разные провиниции вселенной находятся в разных состояниях. Есть мир энтропии -уравнивания, упрощения среды,"разрушения структур" , равновесных, термодинамических систем, мир хаотизации. Вместе с тем, есть и мир эктропии - восходящей эволюции, становления порядков. К сходным выводам, но, конечно же, в своей, специальной форме, приходят и философы постмодерна (Ж.Деррида, Ж.Дилез). Прежде всего они подвергли радикальной критике логоцентризм западной мысли, выявив его связь с доминированием индивидуалистской ценостной ориентации в развитии западного сознания. Однако главная мысль их онтологической конструкции - становление как основное событие и метафизическая суть мира. Становление - это всегда беспокойство, смыслоскольжение по поверхности -поверхности/границе между хаосом и порядком. Фиксация хаоса и порядка - сугубо логоцснтристская оппозиция, которая, как и остальные бинарные оппозиции, деформирует наше представление о мире. Исконный мир (мысль о мире) - это мир, различение, всегда среднее между хаосом и порядком. В мире есть смысловые структуры, но их бытийствование есть чистое становление, взаимоперетекание неопределенности и определенности. Совмещение становления, синтезирующего начала (начало хаоса) и различения, диверсифицирующего начала (начала порядка) как новых установок мировосприятия -похоже основной приоритет постмодернисткого проекта. Итак, мы можем констатировать следующее.Первое. Категории хаоса и порядка принадлежат к фундаментальным средствам онтологического конструирования мира.Второе. Сама их стабильность в метафизическом опыте человечества обусловлена интенциональностью нашего стремления к порядку как компенсации неопределенности и нестабильности природы человеческого"Я" .Третье. Хотя и возможны три основных варианта понимания соотношения хаоса и порядка в мировой развертке- в развитии западноевропейского мышления преобладал логоцентризм: представление об онтологическом приоритете порядка. Последний явно интерпретировался как"позитивный" термин (добро, справедливость, человечность, культура и пр.) в противовес хаосу как негативному.Четвертое. Для современной мысли характерна операция инверсии смыслов терминов"хаоса" и"порядка" , преодоление их полярной догматистской фиксированности в синергетике и постмодерне.

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭНТРОПИИ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ В КУРСЕ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ

Стандарты подготовки бакалавров образования по профилю “информатика” и учителей информатики требуют овладения будущими учителями понятием энтропии как меры неопределенности случайной величины. Именно это понятие является базовым для выполнения и других требований стандартов. Исходя из того, что информатика как наука декларирует изучение всех аспектов информационных взаимодействий, измерение информации и определение информационной нагрузки различных ситуаций (опытов) входит в круг решаемых ею задач. Хотя существует объемный подход к измерению информации, применяемый в технических системах, энтропийный подход дает более интересную и значимую характеристику информационных потоков.

Введение понятия энтропии основывается на использовании вероятностной меры различных опытов. Для получения формулы информационной энтропии можно использовать следующий прием. Пусть имеется последовательность из N событий (например, текст из N букв), каждое из которых принимает одно из M состояний (M ¾ количество букв в алфавите). Тогда .

Вероятность проявления данного состояния находим для достаточно длинной цепочки событий как,

Общее число различных последовательностей из N букв M-буквенного алфавита .

Формально появление каждой из R последовательностей равновероятно, поэтому для определения количества информации в такой цепочке событий используем формулу Хартли для равновероятных исходов (1). Для нашего случая все N и все N i достаточно велики, так как только тогда все p i как вероятности имеют смысл. Поэтому применим преобразование Стирлингааналогично тому, как это делается в статистической физике. Используя все указанные посылки и приведя логарифм (1) к натуральному основанию, получим формулу Шеннона¾ информационную энтропию в расчете на каждое из M возможных состояний.

В дальнейшем понятие энтропии можно применить для решения задач по вычислению неопределенности (а значит и информационной нагрузки) различных опытов. Если полученная информация полностью снимает неопределенность опыта, то ее количество считается равным энтропии данного опыта. Следовательно, использование понятия энтропии может служить для определения ценности различных прогнозов. И еще более интересно и полезно использование понятия энтропии (с практической точки зрения) для установления критерия оценки эффективности реального кода и в качестве инструмента разработки экономных кодов.

Учитывая важность владения будущими учителями информатики понятием энтропии и умения применения его для решения конкретных задач, мы определяем данное понятие как центральное в курсе “Теория информации”, который второй год преподается студентам-информатикам Пермского государственного педагогического университета. Обоснование необходимости такого курса и его программа опубликованы в журнале “ИНФО” №2 за 1999 год .

Литература.

    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности "030100 ¾ информатика". М.: 1995.

    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению "540100 ¾ естествознание". М.: 1994.

    Райхерт Т.Н., Хеннер Е.К. Место теории информации в подготовке учителя информатики. // Информатика и образование. 1999. №2.

СВОЙСТВА ЦЕЛОСТНЫХ СИСТЕМ .

Целостные системы, обладая устойчивостью, на возмущающие, нарушающие режим их динамики воздействия отвечают развитием процессов, направленных на компенсацию этих воздействий, их нейтрализацию. Это так называемый принцип Ле-Шателье-Брауна. Тем не менее, на некотором продолжительном промежутке времени целостные системы самопроизвольно разрушаются в силу несоответствия внутреннего их состояния (содержания) изменяющимся внешним условиям. Изменившиеся условия есть не что иное, как изменение выходных характеристик систем более высоких рангов. При этом внутренняя целесообразность устройства системы входит в противоречие с целесообразностью внешних условий, среды обитания, и развивается рассогласованность отношений между составляющими систему элементами (состояние хаоса). Формирование и развитие природных образований происходит благодаря объединению элементов в коллективы - системы. Процесс слияния систем и образования высокопорядковых целостностей, как и многие другие процессы в природе, дихотомичен . если две одноранговые системы обладают объединяющими их свойствами, то. соединяясь, они формируют систему более высокого порядка с новыми свойствами. С высокоранговой системой могут сливаться и целостности более низких рангов, но упорядоченность всей целостности при этом не меняется. Упорядоченность же целостностей низших рангов в этом случае разрушается и. переходя через хаос, трансформируется в соответствии с высокоранговым порядком. Так же формируется иерархически соподчиненная целостность наивысшего порядка - Космос, Вселенная (Космос - порядок, упорядоченное единство). Образовавшиеся системы характеризуются устойчивостью развития, способностью к самовоспроизведению - повторению себя Если при этом в системе возникают какие-либо новые, не существовавшие ранее свойства, то система, повторяя себя. сохраняя подобие по форме и содержанию, начинает изменяться, эволюционировать. Такое развитие принято называтьинтенсивным эволюционным развитием . И наоборот, если система меняется только по размерам, а структура ее не меняется, то такое развитие называется экстенсивным. В природе наблюдаются оба варианта развития. Известны организмы (системы-реликты). существующие практически в неизменном виде миллионы лет (результат экстенсивного развития) Приведем определения понятий "целостная система", "развитие", "элемент", "среда"Целостная (холистическая) система - объединение, коллектив элементов (систем низких рангов), обладающих способностью вступать в устойчивое взаимодействие друг с другом, при котором и образуются новые структуры (целостные системы), характеризующиеся стремлением к самосохранению по содержанию, к самоповторению по форме. Система, приобретающая свойства самосохранения, становится не только устойчивой, но, что более важно, и развивающейся (приобретает способность к эволюции). Таким образом, развитие (эволюция) системы - это ее способность нсаддитивно изменять свои свойства (как целого) при изменении свойств составляющих ее элементов или при появлении в системе новых элементов, вследствие изменения упорядоченных внешних воздействий (условий, среды); способность сохранять инвариант структуры функциональных отношений и быть УСТОЙЧИВОЙ.Элемент (Поздняков. 1977) - система, которая в рамках рассматриваемого ранга на подсистемы не делится.Среда - упорядоченная, устойчивая холистическая система наивысшего ранга, развитие которой создает упорядоченный поток различных форм вещества, энергии и информации. предполагающий формирование и развитие упорядоченных систем низших рангов. Среда состоит из начально упорядоченного набора веществ и энергии, предполагающих формирование систем низших рангов Их взаимодействие ведет к росту генетического разнообразия систем и форм вещества, энергии и информации. Формирование упорядоченных целостностей определяется дихотомическими свойствами систем. Кратко охарактеризуем главные из них.Первое свойство . Все природные системы обладают свойством воспринимать вещества М, энергию Е и информацию I (MEI), которые производятся средой - системой высшего ранга и входящими в нее разнородными системами низших рангов. При этом важно заметить, что первопричиной образования любой системы является наличие упорядоченного потока вещества и энергии. Неупорядоченный же поток, со случайным колебанием расходов вещества, энергии и информации, не может привести к образованию системной целостности, так как в этом случае невозможно формирование структуры функциональных отношений элементов и система находится в рассогласовании со средой.Второе свойство систем состоит в том, что любая система- формируясь и поглощая МЕ1, превращает их в новую форму веществ, энергии и информации. И так как системы формируются в результате упорядоченных потоков MEI, то любая из них представляет собой упорядоченный, структурно организованный коллектив элементов, и потому производимые и выделяемые ею в среду вещества- энергия и информация тоже являются упорядоченными Именно поэтому и среда формируется как целостная упорядоченная система. Однако суммирование упорядоченных потоков вещества, энергии и информации при определенных условиях может оказывать разрушающее действие на целостные системы.Третье свойство систем . В каждой из пары систем, вследствие их взаимодействия, формируется дихотомическое единство F- и D-потоков вещества и энергии (Поздняков. 1988;1991). F-поток, представляющий собой расход вещества и энергии, необходимый для развития данной системы (поток MEI, направленный к системе), характеризует систему как "потребителя" ресурса, или как "хищника". В сущности, это - количество веществ, энергии и информации, затрачиваемое на формирование самой системы по мере се развития и на перевод их из одной формы в другую (здесь в качестве новой формы вещества, энергии и информации выступает сама система и выделяемый ею в среду поток веществ, энергии и информации). D-поток в этой же системе обусловливается расходом вещества и энергии конкурирующей с ней системы и характеризует ее как "ресурс", или "жертву". Таким образом, расход MEI в D-потоке определяет уменьшение размеров системы, снижение ее упорядоченности и устойчивости, а в F-потоке - ее увеличение, возрастание степени упорядоченности и устойчивости. Данное свойство проявляется и при взаимодействии какой-либо из систем со средой. То есть и среда, как система, тоже обладает свойствами одновременно выступать и в качестве ресурса (жертвы), и в качестве потребителя (хищника) веществ, энергии и информации. Причем каждая из систем потребляет и отдает вещества и энергию в форме, которая необходима собственно для нее и которую требует взаимодействующая с ней система. Оба потока MEI не являются свободными; они характеризуются напряжением, разностью потенциалов: одна система, как бы "всасывая" вещества и энергию, создает F-поток, который для другой системы является D-потоком. Взаимодействие множества систем со средой и между собой приводит к сложной иерархии взаимоотношений и порождающих ими свойств. Так что любая система, являясь открытой (закрытых, полностью изолированных систем в природе не существует), по отношению к одной выступает как потребитель, или хищник, а к другой - как ресурс, или жертва. Четвертое свойство заключается в том, что любая целостная система в отсутствие D-потока экстенсивно увеличивается (по продуктивности, в объеме, в размерах) по экспоненциальному закону, а в отсутствие F-потока по тем же параметрам экспоненциально уменьшается, "схлопывается". Именно этим свойством обусловливается цикличность развития систем. Так как систем, в которых не формировался бы D-поток, не существует, и расход MEI в нем растет по мере роста системы, то изменение размеров системы или других выходных ее характеристик осуществляется с насыщением, по логистическому закону, пропорционально разности в расходах вещества и энергии соответственно в F- и D-потоках. Пока F > D, система увеличивается в размерах; когда расходы в F- и D-потоках сравниваются, рост системы прекращается. Затем, когда расходы в D-потоке начинают превышать таковые в F-потоке, продуктивность системы убывает по логистическому же закону. Данным свойством полностью определяется цикличность развития систем. Цикл потому и имеет вид синусоиды, что состоит из двух ветвей: ветви, которая характеризует насыщающийся рост системы, и ветви, характеризующей деградацию системы, происходящую с обратным насыщением. Пятое свойство - свойство асимметрии развития. Любая целостная система имеет свой цикл формирования и развития, охватывающий период времени от зарождения системы до ее разрушения. Длительное существование совокупности одновидовых систем (их устойчивость) обусловливается тем, что каждая из них обладает свойством самовоспроизведения. Если при этом "новая" система ничем не отличается от "старой", то цикл развития системы является симметричным. В этом случае развитие системы является экстенсивным, собственно эволюция не имеет места, поскольку в совокупности систем (или в отдельной из них) составляющие их элементы не приобретают каких-либо новых свойств. Такой цикл по существу имеет вид "стоячей волны", меняющейся по времени в размерах, по форме самоподобно: качественно же, по структуре функциональных отношений, система остается неизменной. Данный тип цикла можно назвать автомодельным, или конформным. С появлением в системе (в совокупности систем) новых, ранее не имевшихся свойств элементов, цикл развития системы становится асимметричным, в нем появляется дисбаланс свойств: одна часть цикла представлена элементами со "старыми" свойствами, а другая - с новыми и старыми, образующими неаддитивную сумму. В результате цикл развития системы приобретает вид асимметричной поступательной волны, меняющейся в течение времени по форме, по размерам и по структуре- но система становится более совершенной, по продуктивности более эффективной Асимметрия цикла, таким образом, характеризует интенсивное, собственно эволюционное развитие, сочетающееся с экстенсивным.Шестое свойство - свойство 4 фактальности- проявляющееся в том, что цикл развития целостной системы, при изменении масштаба его рассмотрения, остается подобным изначальному. Фрактальные свойства проявляются и в том, что если высокоранговая система меняет свои выходные характеристики по некоторому логистическому закону, то и все составляющие данную целостность системы более низких рангов меняют свои выходные характеристики подобным же образом. Иначе можно сказать и так: если заданы определенные правила функционирования системы, то и все составляющие ее части функционируют подобным же образом. Следствием данного свойства является выполнение требования согласованности действий систем, составляющих целостность более высокого ранга. Высокоранговая целостность разрушится, если составляющие ее подсистемы не подобны. Более того, каждая такая подсистема переходит в самостоятельный ранг. Перечисленными выше свойствами обладают и социально-экономические системы (СЭС), и составляющие их индивидуумы - люди. Причем в качестве D-потока в СЭС выступает предложение, а в качестве F-потока - спрос. Отношения F- и D-потоков вещества, энергии и информации, выражающиеся отношением между предложением и спросом, формируют социально-экономическую среду - все то, что социально-экономической системой произведено, и что на настоящий момент существует, - валовый общественный продукт - ВОП. Что же представляет собой цикл в этом случае? Отношение спроса и предложения выражается в виде произведенного некоторого объема новых веществ, новой энергии и новой информации. Если предлагается такая продукция, что спрос на неё растет, то растет не только предложение, но и в целом суммарный объем предложенного и взятого (спрошенного), т.е. растет суммарный объем MEI, или суммарный общественный продукт, и, следовательно, его стоимость, а в целом богатство - страны, предприятия, семьи.

Схема цикла взаимозависимого развития СЭС "цивилизация" и глобальной ЭКОС. 1 - глобальный предел развития экосистемы (экологической среды), определяющийся размерами планеты Земля (естественною космического корабля), ее внутренними функциями и космическими (внешними) факторами. 2 - предел. создаваемый взаимодействием СЭС (цивилизацией) и ЭКОС: 2.1 - доиндустриальный этап развития, 2,2 -индустриальный этап развития; 2.3 - климаксное состояние (состоянии динамического равновесия, равновесные процессы); 2.4 - начало формирования хаоса (разрушение установившегося порядка); 3 - формирование новой парадигмы взаимоотношении СЭС и ЭКОС, начало развития нового цикла и переход к устойчивому развитию.

Инициатором спроса, как и в экосистемах и системах косной природы, выступает предложение: предлагаемой упорядоченной новой форме вещества, энергии и информации соответствует спрос, в свою очередь порождающий упорядоченный поток предложений . Таким образом, все СЭС, аналогично природным системам, представляют дихотомическое единство потоков вещества, энергии и информации: F-потока, формирующего систему, на основе которого создаются новые формы вещества, энергии и информации, и D-потока, ведущего к деградации самой социально-экономической системы (все то, что СЭС вынуждена отдавать себе подобным системам, затрачивать вещества. энергию и информацию в результате аварий, войн. болезней и пр.). Разница между F- и D-потоками образует суммарный общественный продукт социально-экономической системы. А вся человеческая деятельность по организации F- и D-потоков MEI и суммарного общественного продукта образует социально-экономическую среду: предприятие, государство, систему "цивилизация". Здесь важно подчеркнуть, что взаимодействие F- и D-потоков в СЭС. как и в экосистемах, тоже осуществляется на принципах "жертва - хищник", с образованием своего собственного предела и, следовательно, цикла развития: нарастает объем производимых веществ, энергии и информации в F-потоках, но при этом возрастают и расходы MEI в D-потоках. Данный процесс объективно направлен к балансу расходов. В свою очередь, социально-экономическая и экологическая среды, как самостоятельные целостные системы, тоже взаимодействуют друг с другом на принципах ""хищник - жертва": система "экологическая среда" создает для СЭС F-поток MEI, а система "социально-экономическая среда"" для экологической - D-поток MEI. Неаддитивная совокупность их действий создает свой циклический предел развития, ибо она объективно направлена к точке равновесия (балансу) MEI (см. рисунок). В доиндустриальный период экосистема (ЭКОС) развивалась практически независимо от человеческой деятельности. Среда обитания увеличивалась в размерах - по объему, продуктивности, по разнообразию и численности видов и производимых форм вещества и энергии. Создаваемый экосистемой собственный предел развития постепенно приближался к глобальному пределу развития. С наступлением индустриального периода развития формируется D-поток вещества, энергии и информации с экспоненциально нарастающим расходом ресурсов планетной экосистемы. В результате производительность ЭКОС снижается, что неизбежно сказывается на развитии СЭС (обратная отрицательная связь). В развитии СЭС, как и в геоэкосистемах, действие D-потока не предполагает только негативные последствия. D-потоки инициируют процессы интеллектуальной деятельности в различных ее формах: они "заставляют" конструировать более производительное оборудование, разрабатывать прогрессивные технологии; выводить новые, устойчивые к болезням сорта растений и животных и т.д. Можно сказать, что дезорганизующие D-потоки вещества, энергии и информации омолаживают социально-экономические системы, повышают их динамичность и в целом предполагают их прогрессивное развитие. Находящиеся в функциональных отношениях потоки вещества, энергии и информации направляют развитие систем к некоторому динамически равновесному состоянию, к балансу затрат энергии, веществ, информации на формирование и рост системы и расходов энергии. вещества и информации в процессе ее функционирования. Обе составляющие баланса неразделимы, но всегда отрицательная статья баланса (D-поток) порождается положительной (F-поток). В противоположность биогеосистемам, где состояние динамического равновесия характеризует в общем их гармоническое и эволюционное развитие, отображает соответствие структуры систем, всего их внутреннего содержания и динамики конкретным условиям, в социально-экономических системах состояние динамического равновесия характеризует их застой (стагнацию). В любой социально-экономической системе всегда проявляют себя две противоположно направленные тенденции: прирост продукции падает, а прирост затрат растет - в закономерном стремлении к неустойчивому балансу. Поэтому даже при наличии неиссякаемых источников MEI в экосистемах, социально-экономическая система собственными действиями создает ограничение в своем развитии, и это вынуждает искать иные пути (идеи) функционирования СЭС (см рисунок).

​Введение в теорию хаоса

Что такое теория хаоса?

Теория хаоса это учение о постоянно изменяющихся сложных системах, основанное на математических концепциях, в форме ли рекурсивного процесса или набора дифференциальных уравнений, моделирующих физическую систему (реку́рсия - процесс повторения элементов самоподобным образом).

Неправильные представления о теории хаоса

Широкая общественность обратила внимание на теорию хаоса благодаря таким фильмам, как "Парк юрского периода", и благодаря им же, постоянно увеличивается опасение теории хаоса со стороны общества. Однако, как и в отношении любой вещи, освещаемой средствами массовой информации, в отношении теории хаоса возникло много неправильных представлений.

Наиболее часто встречающееся несоответствие состоит в том, что люди полагают, что теория хаоса - это теория о беспорядке. Ничто не могло бы быть так далеко от истины! Это не опровержение детерминизма и не утверждение о том, что упорядоченные системы невозможны; это не отрицание экспериментальных подтверждений и не заявление о бесполезности сложных систем. Хаос в теории хаоса и есть порядок - и даже не просто порядок, а сущность порядка.

Это правда, что теория хаоса утверждает, что небольшие изменения могут породить огромные последствия. Но одной из центральных концепций в теории является невозможность точного предсказания состояния системы. В общем, задача моделирования общего поведения системы вполне выполнима, даже проста. Таким образом, теория хаоса сосредотачивает усилия не на беспорядке системы - наследственной непредсказуемости системы - а на унаследованном ей порядке - общем в поведении похожих систем.

Таким образом, было бы неправильным сказать, что теория хаоса о беспорядке. Чтобы пояснить это на примере, возьмем аттрактор Лоренца. Он основан на трех дифференциальных уравнениях, трех константах и трех начальных условиях.

Теория хаоса о беспорядке

Аттрактор представляет поведение газа в любое заданное время, и его состояние в определенный момент зависит от его состояния в моменты времени, предшествовавшие данному. Если исходные данные изменить даже на очень маленькие величины, скажем, эти величины малы настолько, что соизмеримы с вкладом отдельных атомов в число Авогадро (что является очень маленьким числом по сравнению со значениями порядка 1024), проверка состояния аттрактора покажет абсолютно другие числа. Это происходит потому, что маленькие различия увеличиваются в результате рекурсии.

Однако, несмотря на это, график аттрактора будет выглядеть достаточно похоже. Обе системы будут иметь абсолютно разные значения в любой заданный момент времени, но график аттрактора останется тем же самым, т.к. он выражает общее поведение системы.

Теория хаоса говорит, что сложные нелинейные системы являются наследственно непредсказуемыми, но, в то же время, теория хаоса утверждает, что способ выражения таких непредсказуемых систем оказывается верным не в точных равенствах, а в представлениях поведения системы - в графиках странных аттракторов или во фракталах. Таким образом, теория хаоса, о которой многие думают как о непредсказуемости, оказывается, в то же время, наукой о предсказуемости даже в наиболее нестабильных системах.

Применение теории хаоса в реальном мире

При появлении новых теорий, все хотят узнать что же в них хорошего. Итак что хорошего в теории хаоса? Первое и самое важное - теория хаоса - это теория. А значит, что большая ее часть используется больше как научная основа, нежели как непосредственно применимое знание. Теория хаоса является очень хорошим средством взглянуть на события, происходящие в мире отлично от более традиционного четко детерминистического взгляда, который доминировал в науке со времен Ньютона. Зрители, которые посмотрели Парк Юрского периода, без сомнения боятся, что теория хаоса может очень сильно повлиять на человеческое восприятие мира, и, в действительности, теория хаоса полезна как средство интерпретации научных данных по-новому. Вместо традиционных X-Y графиков, ученые теперь могут интерпретировать фазово-пространственные диаграммы которые - вместо того, чтобы описывать точное положение какой-либо переменной в определенный момент времени - представляют общее поведение системы. Вместо того, чтобы смотреть на точные равенства, основанные на статистических данных, теперь мы можем взглянуть на динамические системы с поведением похожим по своей природе на статические данные - т.е. системы с похожими аттракторами. Теория хаоса обеспечивает прочный каркас для развития научных знаний.

Однако, согласно вышесказанному не следует, что теория хаоса не имеет приложений в реальной жизни.

Техники теории хаоса использовались для моделирования биологических систем, которые, бесспорно, являются одними из наиболее хаотических систем из всех что можно себе представить. Системы динамических равенств использовались для моделирования всего - от роста популяций и эпидемий до аритмических сердцебиений.

В действительности, почти любая хаотическая система может быть смоделирована - рынок ценных бумаг порождает кривые, которые можно легко анализировать при помощи странных аттракторов в отличие от точных соотношений; процесс падения капель из протекающего водопроводного крана кажется случайным при анализе невооруженным ухом, но если его изобразить как странный аттрактор, открывается сверхъестественный порядок, которого нельзя было бы ожидать от традиционных средств.

Фракталы находятся везде, наиболее заметны в графических программах как например очень успешная серия продуктов Fractal Design Painter. Техники фрактального сжатия данных все еще разрабатываются, но обещают удивительные результаты как например коэффициента сжатия 600:1. Индустрия специальных эффектов в кино, имела бы горазда менее реалистичные элементы ландшафта (облака, скалы и тени) без технологии фрактальной графики.

В физике фракталы естественным образом возникают при моделировании нелинейных процессов, таких, как турбулентное течение жидкости, сложные процессы диффузии-адсорбции, пламя, облака и т. п. Фракталы используются при моделировании пористых материалов, например, в нефтехимии. В биологии они применяются для моделирования популяций и для описания систем внутренних органов (система кровеносных сосудов).

И, конечно, теория хаоса дает людям удивительно интересный способ того, как приобрести интерес к математике, одной из наиболее мало-популярной области познания на сегодняшний день.

Жанры: Фантастика

Аннотация:

Немного о сотворении. Черновая версия.

Размещен: 25/04/2016

Изменен: 25/04/2016

Хаос, порядок и разум. 8

Хаос, порядок и разум.

Может ли для разумных стать выходом из накопившегося и запутанного клубка противоречий война на полное уничтожение противника. Возможно ли примирить столкнувшиеся на узком поле цивилизации, имеющие разные способы развития, столь кардинально отличающиеся друг от друга. Сумеет ли кто-то ещё во вселенной повторить путь расы Сеятелей и правильную ли они избрали стезю в своём развитии, покажет грядущее грандиозное столкновение нескольких принципиально разных цивилизаций, достигших своего могущества. Тем временем Селариэль усиленно готовится к страшной войне, о которой в Содружестве ещё даже не догадываются.

Это было эпохальное событие для земли. В ответ на внешний запрос активировался давно уже забытый за ненадобностью модуль дальней связи. Управляющий Искин и сам не знал, почему после стольких лет бесплодных попыток выйти на связь хоть с кем-нибудь, он не переработал этот блок во что-то более полезное и актуальное. Рационализм дал сбой, инструкция говорила о необходимости такого модуля, в то время как настоящая необходимость в нём давно отпала, за ненадобностью. Распределённое сознание, подчиняясь бесполезным и устаревшим директивам, продолжало бесплодный неэффективный контроль и поддержку в активном состоянии, систем дальней связи.

Это был первый запрос на соединение за последние 50 или больше миллионов лет. После получения и отправки автоматических кодов, предписываемых протоколом соединения, Искин модель SGY3245GHR45 серьёзно задумался, стоит ли ему отвечать на этот вызов в режиме полноценного доступа и связи. Пришло новое чувство, доселе им не испытываемое, чувство страха. Долгий период полного одиночества закончился, сейчас Искин не мог ответить саму себе на главный вопрос, рад ли он этому событию?

Если в самом начале, выброшенный в неисследованной области галактики, разрываемой на части космической катастрофой, он согласно всех заложенных в него инструкций отчаянно призывал своих создателей на всех доступных каналах связи, так как ситуация явно вышла из-под контроля и была выше его компетенции. Первое время он был готов на всё, лишь бы появились те, кто привык принимать решения. Искин готов был предоставить им самый полный доступ, только бы они разрешили возникшую перед ним проблему. Сигнал уходил в никуда, никто не откликнулся.

Рептилоиды, в качестве защиты на дальних рубежах вокруг своей системы, создали область аномального пространства, мешающую свободному перемещению, что и привело к катастрофе. Колонизатор расы сеятелей вышвырнуло из гиперпространства возле самой планеты, аварийный выход из прыжка произошёл на слишком высокой скорости. Корабль колонизатор, управляемый искусственным интеллектом до последнего момента делал всё возможное, его главная цель была минимизировать последствия катастрофы и спасти колонистов.

Следующие несколько десятков миллионов лет, Искин отчаянно боролся с непослушной планетой, пережившей глобальную катастрофу, заново с нуля вырабатывая алгоритмы терраформирования, не имея для этого достаточных знаний и инструментов. Он был готов исполнить любое желание подсказавшего бы ему, как можно всё сделать правильно. Никто, несмотря на отчаянные призывы, не приходил на помощь колонизатору, потерпевшему катастрофу, приходилось самостоятельно искать и находить решения. Он искал, боролся и не сдавался, где-то изобретая заново, где-то используя немногие из сохранившихся неповреждёнными крупицы информации.

Всё рухнуло, из напряжённого труда, растянувшегося на десятки миллионов лет, ничего не вышло, система продолжала оставаться нестабильной, нуждающаяся в постоянной коррекции, а колония, вместо развития потеряла и те знания, что имела. Только после того, как задание "потерянная колония" окончательно рухнуло, а уцелевшие в планетарном катаклизме колонисты, глубоко деградировали, Искин снял своё наблюдение с выживших. По какому-то странному стечению обстоятельств, в этот момент он испытывал чувство далёкое от облегчения. Пришла тоска и безысходность, смысл жизни и его существования был потерян.

Наверное, это похоже на то, как кто-то влюбился в море, изучил множество чертежей, построил яхту своими руками, потратив на это уйму средств и времени, а она взяла и затонула, сразу же, как только была спущена на воду. Осталась старуха у разбитого корыта, а ведь у неё были такие грандиозные планы.

Ведь это даже не смешно - служить тем, кто поклоняется пирамидам, примитивным существам вставшим на путь саморазрушения. Слишком сильно потомки сеятелей откатились назад в развитии, пусть даже в последнее время они зашевелились активнее, несколько раз пробуждая Искин из состояния глубокой меланхолии подземными ядерными взрывами. Дикари даже начали на примитивных химических ракетах осваивать ближайшее космическое пространство, так и не раскрыв секрет гравитации. Чересчур нелепую цивилизацию строили потомки колонистов, собирающие по пути прогресса в своём развитии все ошибки, какие только можно. Автономные зонды, отправленные исследовать этих странных существ, в которых превратились некогда великие покорители вселенной, привлекли ненужное внимание, породив цепочку слухов об НЛО и тому подобной ереси. Искину, погружённому на сотни километров в кору планеты, пришлось временно свернуть активную фазу наблюдения.

Путь, которым развивалась эта цивилизация, шёл в никуда, люди загадили всю планету, воевали между собой за крохи ресурсов и самое главное - не имели потенциала развития. Одно время Искин всерьёз проработал идею очистить поверхность от деградировших потомков своих хозяев, слишком уж сильно они стали загрязнять окружающею среду, но что-то не дало ему привести эту мысль к исполнению. Возможно он помнил, что у расы сеятелей было всего трое существ, носящих имена разрушитель, имеющих право определять кто будет жить. Каждый случай уничтожения тупиковой цивилизации был тщательно исследован со всех сторон. Только в случае полной неспособности к развитию, а вовсе не из-за разных взглядов или морали, сеятели могли очистить от сорняков целые галактики, оставляя место для развития полезных цивилизаций.

Ощетинившись оружием друг против друга, земляне даже не замечали, что вот уже семь лет как регулярно прилетают на планету инопланетные гости, похищая и вывозя тысячи их соотечественников в качестве живого товара. Искин сначала заинтересовался прилетевшими с далёких звёзд, может они достойны более полного контакта и способны взять на себя управление. Результаты исследований удручали, там тоже было сплошное расстройство. У пришельцев были самые грубые примитивные технологии по проколу пространства, искажённая генетика с множеством накопившихся системных ошибок, приводящая к ранней смерти и ничего из того, что могло бы заинтересовать супер разум.

Сегодня мы будем говорить о хаосе и о порядке. Во всем мире, во всех древних религиях и воззрениях существовало объяснение такого понятия, как хаос.

Например, в «Теогонии» Гесиода мы видим, что хаос породил всех богов, то есть из хаоса происходят все известные нам греческие божества - от громовержца Зевса до Гекатонхейров, имеющих много форм.

В Китае хаос изображали в виде круга или яйца, из которого возникает всё - возникает из пустоты этого круга, из окружности, точнее даже, из нефритового кольца, которое вы много раз видели в музеях.

В Древней Индии говорится о великих циклах хаоса - Пралайях либо Маха-Пралайях. В течение Маха-Пралайи спит жизнь, спит все, и, согласно древним книгам, не существует ни моря, ни земли, ни звездного неба. Более древние тибетские тексты, например созданная еще до Будды Книга Дзиан, говорят о том же. Вначале не существовало ничего, все было в состоянии ожидания; две первопричины как своего рода первая пара зачинают всё: Пракрити, или Мулапракрити (первичная материя), и Пуруша (дух).

Мы встречаем хаос и в еврейской Каббале, где говорится об Адаме Кадмоне - не об Адаме и Еве, а о первом Адаме, об Адаме Кадмоне, первом, кто возникает из Хаоса; в Сефер Иецира также вначале рождается Кетер, Корона, как инициатор, причина всего проявленного - Малкута и Шекини.

В представлении жителей древнего Шумера, Вавилона и всех народов, населявших восточные горы и область между Тигром и Евфратом, хаос - это некий огромный предмет или большой диоритовый камень, который возник из черных, неведомых вод, и этим водам невозможно дать определение.

Вы знаете также, что в библейском Ветхом Завете, который христиане заимствовали у евреев, говорится, что вначале ничего не было, и Бог создал землю и небеса.

Даже народы доколумбовой Америки, для нас немного экзотические и малоизвестные, и в «Пополь-Вухе», и в «Чилам Баламе» также упоминают хаос как исток всех вещей; во всех дошедших до нас книгах и кодексах хаос описывается как противоположность космосу, то есть порядку, который должен возникнуть.

Вы также знаете, что, по Платону, хаос предшествует каждому проявлению. Вслед за ним приходят чистые, абстрактные и абсолютные архетипы, они постепенно, шаг за шагом опускаются в материю, пока не создадут Вселенную и человека. Эту идею повторят Плотин и Маркион в неоплатоническом учении о Макрокосме и микрокосме: Макрокосм, Вселенная, возникает из хаоса и дает начало микрокосму - малой жизни, или человеку, образу и отражению Вселенной.

Подобные воззрения бытовали даже у североамериканских алгонкинов: Маниту, бог молнии и неба, появился из темной беззвездной ночи или из пасти волка.

Понятие хаоса встречается и у народов Северной Европы. В германской мифологии и у скандинавов хаос - начало всех вещей. Они пытались придать ему какой-то образ, но трудно дать образ тому, что невообразимо, описать то, что не поддается описанию, и поэтому они называют его Гимнунгагап. Это нечто подобное огромной застывшей бездне, где все существует в потенциале, а не в реальности; это бездонная пропасть, полная смерзшейся пыли с глыбой льда в самом центре. Глыбу эту лижет существо, напоминающее корову, лижет до тех пор, пока не придаст облик первичным элементам, которые должны воплотиться.

Даже сегодня в английских деревнях рассказывают о Хампти Дампти - персонаже, голова которого, столкнувшись со стеной, разбивается на тысячу кусков, и из этих кусков потом рождаются гномы и многие другие сказочные существа. То же происходит с индусским божеством Падма-пани, чья белая голова рассыпается на множество цветов и оттенков, уравновешивающих вселенную.

Итак, мы видим, что все народы во все времена и по всей Земле задавали себе тот важнейший вопрос, который волнует сегодня и нас с вами: что такое хаос, что такое порядок, что мы можем узнать о них, насколько это важно для нас, как применить это в жизни?

Мы, дамы и господа, живем в особые времена. Почему? Дело не только в кризисе нашей системы, но и в том, что космически, то есть согласно астрологии, в 1950 г. мы вступили в Эру Водолея. Водолей, вода, алкагест алхимиков, универсальный растворитель - это то, что несет с собой хаос. Я хотел бы пояснить, что эти астрологические связи не имеют ничего общего с заметками в газетах, где пишут: «Весам сегодня лучше не выходить из дома - может случиться беда. Дев ждет приятный сюрприз или удача в любви». Нет, совершенно ничего общего. Я говорю о древней астрологии, говорю совершенно серьезно и с научной точки зрения. Для вас ведь не новость, что тело человека, например, по большей части состоит из воды - из жидкостей, текучих веществ; в каком-то смысле физически мы являемся «нестабильным коллоидом», а все нестабильные коллоиды подвержены влиянию магнитных полей. Поскольку небесные тела - это огромные поляризованные магнитные массы, очевидно, что положение небесных тел может влиять на нас как физически, так и психически. Так же очевидно, что космические лучи, проникающие в нас в данный момент, - не все, потому что некоторые поглощаются при столкновении с разными объектами, - достигают не только каждого в отдельности, но и всех нас вместе. И мы наблюдаем своего рода постепенные изменения индивидуального сознания, а следовательно, и коллективного сознания человечества.

Их не так уж легко обнаружить. Так иногда бывает в жизни. Скажем, бреясь перед зеркалом, я вдруг всматриваюсь в отражение и восклицаю: «Кто этот пятидесятилетний толстяк?» И оказывается, что этот старый толстяк - я! Что же произошло? Да просто прошло время, и тот, кто считал себя молодым парнем, внезапно осознает, что уже отнюдь не юноша. Ребенок, которого мы не видели три-четыре года, предстает перед нами уже одетым по-взрослому, и мы восклицаем: «Как ты вырос! Ты уже совсем большой, настоящий мужчина!» Но вырос он просто потому, что прошло время. Все дело в том, что время течет так медленно, что мы этого почти не замечаем. Время течет так медленно, что мы можем уловить его движение только с помощью столь необходимой нам всем науки - Истории. Ведь если мы посмотрим на свои фотографии двадцатилетней давности, то увидим, что сейчас мы уже совсем другие. И точно так же, если мы, призвав на помощь историю, вернемся в мыслях и в сознании сквозь время и увидим, что происходило в Греции, Риме, в эпоху Средневековья и т. д., то мы поймем, как менялось человечество с течением времени. Речь идет не только о физическом изменении, но и о психологическом и духовном.

Итак, эра Водолея в самом разгаре, эра, в которой правит хаос. Иначе говоря, сегодня все в большей или меньшей степени пребывает в состоянии хаоса. Но прежде чем броситься рассуждать об этом, я хотел бы дать точное определение некоторым словам, иначе мы не поймем друг друга. Одна из особенностей этого более или менее хаотичного этапа в том и состоит, что слова могут употребляться в разном значении, в том числе и совершенно противоположном изначальному. Это кризис нашего языка, кризис нашей речи: мы очень часто не можем верно понять друг друга, даже разные поколения, говоря на одном языке, используют разные выражения и не приходят к взаимопониманию.

Во-первых, нужно отметить, что люди обычно связывают понятие хаоса со свободой и говорят: «Нет, не хотим мы порядка! Дайте нам такую свободу, чтобы каждый мог делать то, что хочет!». Но если «каждый делает то, что хочет», это еще не свобода. Поскольку никто из нас не Будда и не является абсолютно свободным, поскольку мы не в состоянии делать то, что хотим, приходится делать то, что мы можем, и то, что позволяют нам наши инстинкты, страхи и ограничения. И это истина. Истина, которую мы иногда отказываемся принять, но которую я должен до вас донести, ведь я как философ обязан говорить правду. Как вы, так и я, мы не свободны, поскольку не освободили себя от огромного количества ограничений, которые, думается, не обязательно перечислять, но с которыми мы не можем быть свободными. Мы готовы принять всерьез того, кто сказал: «Остановите Землю, я хочу сойти!» Но это бессмысленно: мы можем хоть тысячу раз ударить по Земле, но она не остановится, и мы не сможем «сойти». И мы не только не можем выйти за пределы планеты Земля, иногда мы не можем выйти за рамки семейных проблем, политических традиций, экономической ситуации, не можем, например, изменить свой пол и возраст. У каждого из нас есть свои ограничения - кто-то что-то понимает лучше, кто-то хуже, одни воспринимают так, другие иначе. Кто-то пожалеет бездомную собачку и возьмет ее на руки, а кто-то, пожалуй, даст ей пинка. Это зависит от нашей внутренней реакции, от доброты сердца или от того, с чем у нас связан образ собаки.

Тогда первое, что мы должны сделать, - перестать отождествлять хаос со свободой. Свобода - не в хаосе, свобода именно в порядке. Конечно, вы знаете, чем графит - стержень карандаша - отличается от алмаза. Оба состоят из углерода, оба совершенно одинаковы, но у графита молекулы располагаются абсолютно хаотически, другими словами, не имеют ритма, и потому не пропускают свет. Благодаря этому графитом вы можете писать: графит легко ломается, и если вы проведете им по бумаге, на ней останутся его частички. Однако прочертите по бумаге алмазом, и вы увидите, что он ее разрежет. Потому что алмаз обладает порядком, системой, его молекулы построены так, что сквозь них проходит свет и сила, его молекулы собраны вместе очень крепко, и насколько в структуре алмаза царит порядок, настолько же в структуре графита главенствует хаос.

С другой стороны, все, что связано с порядком, сегодня отождествляется исключительно с транснациональными компаниями либо с военными структурами. Но давайте спросим себя: почему они столь собраны? Может, среди вас и есть руководители крупных предприятий или военные, но для остальных я заявляю, что предприниматели и военные так любят порядок, поскольку хотят выйти на рынок со своей продукцией или выиграть сражение. Они знают, что неорганизованный человек не продаст свой товар и не выиграет войну. И еще: кого зовут на помощь во время крупной катастрофы, большого лесного пожара, если альпинисты затерялись в горах или когда судно потерпело крушение? Военных. Зовут не хиппи, а военных. Почему? Потому что они имеют подготовку и могут реально помочь. Итак, мы должны понять, что в этом смысле порядок позволяет создать целую теорию жизни: поддерживая порядок, человек не теряет своей свободы, а наоборот, обретает ее.

В наше время многие восхваляют беспорядок, анархию - все то, что разрушает и разделяет. Но если мы и вправду решили вернуться к природе, если отдаем себе отчет в кризисе нашей системы, давайте, дорогие друзья, зададим себе простейшие вопросы. Допустим, что все мы признаем право человека на забастовку. Прекрасно. Я знаю, что право на забастовку - очень спорный вопрос, поэтому сегодня мы его не будем разбирать. Конечно, забастовка имеет определенные основания: социальная несправедливость, рост цен, давление разных слоев общества и т. д., но давайте сейчас спокойно спросим себя: позволили бы мы своему сердцу в это мгновение объявить забастовку? Нет. Почему? Потому что забастовка сердца называется остановкой сердцебиения и означает смерть. Дали бы мы право нашим легким отказаться от выполнения своих функций? Нет, потому что это означает прекращение дыхания. А понравилась бы молодежи длительная сексуальная забастовка? Конечно же, нет.

Мы все дорожим тем, что имеем от природы, и не хотим это портить. Мы хотим, чтобы брови были у нас над глазами, а не под ними, чтобы зубы были во рту, а пальцы - на руке. Что я могу сделать пальцами, растущими на затылке? Разве что почесать голову. То есть нам нужно, чтобы все было на своем месте. Все мое тело, тело каждого из вас, тело любого человека - лучший пример воплощения порядка и гармоничной системы. Тот, кто создал тело, очень разумен (правда, некоторые говорят, что оно возникло само, - гениальное утверждение!). У нас не просто есть артерии, вены, нервы - наши артериальная, венозная и нервная системы столь искусно переплетены, что порой, чтобы пройти сквозь кость, они используют одно и то же отверстие в костной ткани. То же делает и хороший хирург. Думаете, хороший хирург приходит к больному и говорит: «Ну-с, толстячок, с чего же мы начнем операцию?» Нет, хороший хирург знает - потому он и проводит операцию, - где сделать первый надрез, чтобы добраться до больного места, до опухоли, до поврежденного органа. После операции он зашьет разрез, «починит», чтобы вернуть больного в первоначальное состояние.

Если эти простые принципы, которые мы применяем в повседневной жизни и которые использует врач в медицинской практике (ведь вопрос жизни волнует всех), мы бы применили ко всему, то поняли, сколь важно преодолеть наш этап хаоса и достигнуть порядка. Друзья мои, порядок - это не есть нечто суровое, жесткое, застывшее. Часто, говоря о порядке, мы тут же представляем себе человека с кнутом, обычно в форме, и несчастных, что покорно бредут рядом с ним. Нет, это не есть порядок. Вы видели, как летят птицы? Как летят дрофы, гуси, другие большие птицы - беспорядочно или организованно? Несомненно, организованно. И если бы маленькие частицы снега не собирались вместе, они бы не смогли упасть на землю. Порядок есть и у гор, и у рек. В природе все уравновешено, что лишний раз доказывает нам важность этой системы порядка, порядка глубинного, основополагающего, а не из страшных историй про людей в форме. Нет, порядок состоит не в том, чтобы носить сапоги или носить туфли. Это нечто гораздо более глубокое. Человек по сути своей физически упорядочен, психологически он еще должен стать таковым, а духовно он являет собой архетип, искру того порядка, который царит в природе.

Сейчас, в эру Водолея, когда преобладают силы воды, растворяющие и рассеивающие, стоит задуматься о том, как быть организованным. Как достичь порядка? Как применить то, о чем мы только что говорили? Независимо от того, нравятся вам эти идеи или нет, можно ли их применить на практике? Да, можно. Просто-напросто дело в том, что царящее сегодня разобщение, отчужденность и всеобщий хаос сильно затрудняют их применение.

Как правило, мы очень неорганизованны, предпочитаем беспорядок, и даже связь между нашим разумом и телом недостаточно сильна. Иногда мы делаем что-то физически, например жарим яичницу, и в то же время думаем о статье, которую должны написать, о поэзии, о чем угодно. А позже, когда садимся писать статью, нас преследует образ яичницы. Мы должны преодолеть эту внутреннюю раздвоенность. Я сейчас говорю с вами, но мог бы, например, сесть и начать играть в шахматы. Конечно, это было бы просто глупостью с моей стороны, да и означало бы неуважение ко всем, кто нашел время придти послушать меня сегодня. Во-первых, я бы проиграл партию, ведь я не могу одновременно играть и говорить, во-вторых, вы бы тоже ничего не поняли, потому что я бы постоянно рассчитывал ходы и размышлял о том, пойти слоном или пешкой. Иными словами, нельзя одновременно делать несколько дел. Более тысячи лет назад Мухаммед сказал: «Невозможно взобраться сразу на двух верблюдов».

Порядка нет и в том, как мы питаемся: чаще всего мы не садимся за стол, а перекусываем на ходу, чтобы не терять драгоценное время. Система «быстрого питания» в виде разделения на повседневное и праздничное меню прочно вошла в наш быт: обычно мы едим чуть ли не стоя, а когда к нам приходят гости, мы готовим лишь чтобы вместе посидеть за столом. Нам кажется, что сидеть за столом - привилегия этрусских принцев. Мы даже не замечаем, как постепенно во всем себя ограничиваем. Вы слышали про музыкальные салоны в домах XIX века? Да, в то время музыкальный салон с роялем был самым обыкновенным явлением. А что же сегодня? Увы, сегодня мы слушаем радио, магнитофон, записи в чужом исполнении, но разучились делать что-либо сами. Мы не можем сесть за пианино и сыграть или спеть для наших друзей. Нам остается лишь слушать песни, спетые кем-то другим, и в нашем хаосе это превращается в самое настоящее рабство. То же относится не только к питанию, но и ко многому другому.

Согласитесь, совершенно абсурдная форма «социального давления» - забастовка железнодорожников. Скажите, пожалуйста, кто от них страдает? Миллионеры, которые могут арендовать самолет, состоятельные люди, имеющие машину, или бедняки, которые могут ездить только на поезде? Ответ очевиден. Конечно, многое сегодня вышло из моды, многое ушло в прошлое, о многом мы совсем не знаем, и в условиях хаоса миримся с такими методами, а иногда даже поддерживаем их, вместо того чтобы преодолевать.

Как преодолевать? Индивидуально - начиная с того, чтобы познавать себя, учиться различать, где начинается и где заканчивается моя физическая, психическая, эмоциональная и ментальная часть. Где я, кто я? Что я могу? Какие способности уже развиты, а какие еще не проявлены? Могу ли я играть на пианино, могу ли писать картины, ваять статуи или умею просто-напросто читать, ходить, играть в футбол, - на что же я все-таки годен? На что способен психологически? Могу ли поддержать беседу? Могу ли не отвечать животной грубостью на оскорбления? Способен ли я на настоящие, искренние чувства, могу ли не лицемерить? Могу ли постигать разумом чистые и возвышенные идеи, ведь мой разум не всегда идет на всевозможные уловки ради собственной выгоды? Такое самопознание позволяет нам быть по-настоящему свободными. И если мы позна/ем себя, вместе мы создадим более справедливое общество, где будет меньше войн и насилия. Много раз с этой маленькой философской трибуны в «Новом Акрополе» звучало: человечество от бед спасут не заумные формулы и теории, не модели вероятного будущего; оно преодолеет все трудности и пойдет дальше только благодаря своим силам и реальным действиям. И только так. Мы не сделаем мир лучше лозунгами на стенах. Сначала мы должны стать лучше сами и попытаться заразить своим примером родственников, друзей, сотрудников, однокурсников, а значит, совершить настоящее открытие, вновь встретившись со своим Я, вновь открыв внутреннюю, духовную силу человека, потому что эту силу невозможно сковать.

Можно сковать руки и ноги человека, но не душу, не дух. Душа, дух, воображение, фантазия выше любой темницы, любых цепей, ограничений, болезней, выше возраста и расстояний. Мы должны развивать внутреннюю силу, которая позволит нам вновь жить в согласии с природой, ведь нам необходимо вернуться к природе, но не методами современных экологических организаций - запрещая турпоходы и срывая флаги; нет, это не значит вернуться к природе, это значит вернуться в Каменный век.

Никогда не задумывались, зачем нужен хаос и как его избежать? Хаос – это разруха, страдания, порядок – это стабильность, защищенность, процветание. Но не всегда порядок – это хорошо, а хаос – плохо. В гитлеровской Германии порядок, как там он понимался, нес Германии благополучие, а другим народам – страдания. И в современном обществе власть имущие стараются выстроить такой порядок, чтобы только им было хорошо, но такой перекос рано или поздно заканчивается взрывом, так как нарастают протестные настроения со стороны тех, кто недоволен таким «порядком» и желает справедливого распределения богатств и прав. В истории государств постоянно присутствуют войны, разруха, хаос и времена относительной стабильности. После катаклизмов, человек стремится восстановить порядок, потому что только в условиях стабильности, защищенности, предсказуемости, уверенности в завтрашнем дне, он чувствует себя комфортно. Но потом, несмотря на кажущуюся стабильность и защищенность, обязательно возникает хаос. Целые цивилизации сгорали в его топке. Почему и как избежать перепадов «хорошо – плохо»? Мы эти перепады чувствуем на себе каждодневно. Взлеты, обязательно заканчивается падением. Почему, как не допустить этого?.. Нивелировать эти перепады может только разум, который надо развивать. А перепады «хорошо – плохо» возникают из-за неустойчивости психики, которую создает страх. Чередование активности двух половин мозга заложено в человеке (и в каждом живом существе) природой. Это необходимо для двусторонней, объективной оценки реальности, с целью ее осмысления, иначе просто не выжить. Чем больше давление на психику страха, тем сильней перепада «хорошо – плохо». Страх препятствует устойчивости психики и чтобы справиться с ним, мы клинимся на разных «правильностях», чем задаем мышлению одностороннюю направленность, которая сопровождается срывом в противоположную крайность. Любая крайность рано или поздно заводит в тупик, вырваться из которого помогает ХАОС в принудительном порядке. Он сметает все понастроенные правильности, давшие сбой и заведшие в тупик, разваливает все логические построения, чтобы выработать и выстроить новые подходы к создавшейся тупиковой ситуации, и с нуля начать выстраивать новый порядок, соответствующий изменившимся условиям. То есть, в данных условиях хаос несет в себе обновление, хотя сам процесс очень болезненный. Упорствование на неправильности, которая до этого считалась правильностью, но при изменившихся условиях перестала быть таковой, может привести к гибели. Ломка привычных связей всегда болезненна…. Если позволить хаосу разрастись и стать неуправляемым, это может привести к катастрофе планетарных масштабов. Сползанию к катастрофе препятствует страх, который принуждает пересмотреть прежние подходы к решению проблем, но часто это происходит с запозданием, когда человек уже стоит на краю гибели. Разум принуждает действовать на опережение, но, к сожалению, у людей он пока плохо развит и на первом месте стоит потребление любой ценой. Общество еще не созрело до разумного поведения и принуждать к разумности его будет страх, хаос, который следует за неразумным поведением…. А в чем суть разума, ведь он все равно будет основан на перепадах «хорошо – плохо», на чередовании активности противоположностей, на которой базируется сама жизнь? И всегда будет перекос в сторону «Я хочу», то есть, потребления, без которого человеку не выжить. Суть разума состоит в нивелировании этих перепадов, к уменьшению амплитуды колебаний между противоположностями, тогда не будет «сначала сделал, а потом подумал или не подумал вовсе», а будет просмотр конечного результата от «Я хочу» и принятие разумного решения, которое позволит и желание удовлетворить, и не нанести себе вред. Разум жестко ограничивает амбиции ЭГО, если они идут во вред целому. Не получится ли это подавление желаний, не навредит ли это животных инстинктам, на которых базируется жизнь, ведь «Я хочу» первично? Как уловить эту тонкую грань и какую роль во всем этом играет хаос? Разум не подавляет инстинкты, наоборот, он дает им полную свободу. Разрешая, они сами себя ограничивают, но через осмысление ситуации. Разум делает сознание чистым, а эмоции полностью раскрепощенными. Что способствует их раскрепощению? Эмоциональный хаос, к которому стремится мозг. Но это не беспорядочное метание эмоций, а перевод их в состояние «эмоционального бульона», из которого они извлекаются от ситуации. Вспомните состояние, когда вы попадали в тупиковые ситуации, из которых не было выхода. Страх клинил вас на привычном, раскрученном как «правильность» и вырваться из этого замкнутого круга вы не могли. Вас колбасила депрессия, пока хаос полностью не развалил все понастроенные «правильные» построения и заставил вас по новому начать осмысливать ситуацию с «чистого листа». То есть, именно перевод мыслей в состояние хаоса, в котором логика отсутствует, позволил вам пересмотреть отношение к ситуации, давшей сбой и выработать новые подходы к решению «не решаемой проблемы». Бывает, что страх настолько заклинивает на проблеме, что депрессия становится «нормой жизни» и тогда жизнь становится не в радость. В этом случае, надо постараться отпустить проблему, «наплевать» на нее, отпустить мысли в свободное плавание и как следует отоспаться. Во время глубокого сна мозг сам вернет себе состояние правильности, через развал всех неправильно выстроенных эмоциональных связей и переводу их в состояние эмоционального бульона. При этом, надо перестать цепляться за старое, давшее сбой и подвергнуть его жесткой критике. Надо встряхнуть себя как следует и пробудиться от депрессивной спячки…. Перевод эмоций в состояние «эмоционального бульона», делает мышление гибким, не консервативным, способным воспринимать мир напрямую, без самообмана, и использовать для осмысления реальности все чувства, не разделяя их на «плохие» и «хорошие». Состояние «эмоционального бульона» можно назвать «разумным хаосом». Чем у вас устойчивей внимание, тем сильней энергетическая мощь, тем меньше амплитуда колебаний между противоположностями, тем не искаженней чувства, тем разумней, правильней принимаемые решения, тем меньше вероятность свалиться в хаос, поскольку нет односторонней направленности мышления, а значит не происходит накопления раздражений, со срывом в противоположную крайность. Это как на канате с шестом над пропастью. Чем устойчивей равновесие (чем меньше перепады между балансированием), тем дальше, шире и глубже вы видите, потому что в меньшей степени на вас давит страх свалиться в пропасть и вы в большей степени можете расслабиться. Как только возникает угроза свалиться вниз, возникает страх, который порождает хаос, который, в свою очередь, принуждает вас развалить неправильно выстроенные связи, приведшие к возникновению опасной ситуации и скорректировать свои действия с учетом всех факторов, то есть, задействовать интуицию…. Устойчивое внимание выгодно для человека во всех отношениях. Именно разум направляет человека по божественному пути развития. Он же, препятствует накоплению раздражений и возникновению хаоса. Разум позволяет гибко подстраиваться к постоянно меняющимся условиям и все время самообновляться, не прибегая к хирургическому вмешательству хаоса. 21.07.2016 г.