«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума. Век нынешний и век минувший в комедии горе от ума сочинение

Ребята, занимающиеся краеведением у могилы дяди В. М. Шукшина. Цель: изучение жизни и творчества В. М. Шукшина, связанного с Алтаем. Бунькова Лидия Георгиевна (справа). В. М. Шукшин с Федором Телелецким во время съемок фильма «Печки-лавочки». Тема: «Шукшин в нашем селе». Могила П. С. Попова – крестного Шукшина в селе Ая. Первоначальный вид могилы Попова П. С. Руководитель: Кузнецова Л. В. учитель русского языка и литературы Барнаул. 2010. Предмет исследования: В. М. Шукшин в селе Ая.

«Лермонтов 9 класс» - Тема поэта и поэзии. О судьбе поколения. «Тучи» «Люблю я цепи синих гор». Цель: понять, каковы истоки творчества Лермонтова. «Дума» «Как часто, пестрою толпою окружён…» «Монолог». Человек и природа. Варвара Лопухина Екатерина Сушкова. О природе. Но не было ответа. «Люблю отчизну я, но странною любовью…». В.Я.Брюсов. 6-7 мая, 1900. «Черноокой» «Зови надежду сновиденьем…». «Что же мне так больно и так грустно…».

«Пушкин и свобода» - Свободолюбивая лирика Пушкина. 9 класс. Где ты, гроза – символ свободы? Особенно поэт сближается с Н.И.Тургеневым, непримиримым врагом крепостного права. Почему 2 часть начинается с противительного союза? Что значит выражение «минута вольности святой»? С 1821г. – член тайного декабристского общества «Союз благоденствия». Подчёркивает и искренность, и силу нетерпения, и уверенность в осуществлении затаённого желания. «Паситесь, мирные народы!

«Гумилёв биография» - Николай Гумилев. "Еще не раз Вы вспомните меня И весь мой мир, волнующий и странный…". Памятник семье Гумилёвых-Ахматовой. Жертвой будь голубой, предрассветной. А.А.Ахматова- великая русская поэтесса, жена Н.С.Гумилёва. Последний прижизненный сборник стихов Н. Гумилева, изданный незадолго до смерти поэта. Николай степанович гумилев (1886 – 1921). Учитель: Котлярова Т.К. Нарвская школа Пеэтри, Эстония.

«Сочинения по Пушкину» - Мастер, живописец, творец Какими синонимами можно заменит слово портрет? Какими синонимами можно заменить слово художник? Что является фоном? Составьте предложения на основе данных словосочетаний. Если Кипренский…, то Тропинин… А Тропинин… Учимся строить предложения. II Сравнительно описание полотен. В какой позе изображён поэт? Составим план сочинения. Сравнивать необходимо параллельно.

«Древнерусская литература 9 класс» - Ответ: Сказание о Борисе и Глебе. Содержание и эстетика древнерусской литературы воплощены в своеобразной системе жанров: Работу выполнила: Лироэпические. Сражения против печенегов и половцев. 1«Есть в Русской земле город, называемый Муром. Ответ: Слово о полку игореве. Священное Писание Гимнография и «слова», толкующие Писание Жития святых. Как делились книги? Как называется начальная буква в текстах? Подсказка:(житие). Богослужебная литература. Подсказка: повесть.

  1. Выводы

Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»

Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».

«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума».


В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».

Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша». Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?

В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».

Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта: «Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?»

То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.

Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».

Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.

Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других». Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».

«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.

Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.

На призыв Фамусова «поди-тка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться» ему вообще «тошно». В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.

«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких. Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.

Выводы

Таким образом, в комедии «Горе от ума» проблема поколений не является основной и отнюдь не раскрывает всей глубины конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». Противоречия двух лагерей кроются в разнице их восприятии жизни и устройства общества, в разных способах взаимодействия с этим обществом. Этот конфликт нельзя решить словесными баталиями. Только время и череда исторических событий естественным образом сменит старое на новое.

Проведенный сравнительный анализ двух поколений поможет учащимся 9 классов описать конфликт «века нынешнего» с «веком минувшим» в своём сочинении на тему ««Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова»

«Век нынешний» в комедии представляет Чацкий, а «век минувший» - это Фамусов и компания. Самое главное противоречие между ними - это отношение к богатству и чинам. Чацкий готов служить во благо России, но никак не прислуживаться перед чиновниками. У Фамусова - служба передаётся из поколения в поколение, от отца к сыну. Для него идеалом является дядя Максим Петрович, который служил ещё при императрице Екатерине почти что шутом, зато кушал на золотых блюдах. Ещё и учит этому молодых. Чацкий называет прошлый век веком покорности и страха.

Не сошлись они во мнении и в вопросах воспитания. Фамусов считает, что образование ни к чему, сравнивает учение с чумой, ему не нравятся образованные люди. Ведь их труднее обмануть, напугать и заставить что-то делать для себя. Чацкий, конечно же, за Россию образованную и просвещённую. Поэтому, умного и образованного Чацкого объявили сумасшедшим, чтобы было легче манипулировать и настроить против него всё московское общество.

Следующее разногласие между «веками» - отношение к крепостному праву. Чацкий с негодованием рассказывает о том, что крепостных могут, как вещь продать, обменять, проиграть в карты, высечь на конюшне, сослать в Сибирь. Для Фамусова и компании это в порядке вещей.

«Минувший век» преклоняется перед всем иностранным, нанимает иностранцев учителями к своим детям. Чацкий - за развитие российской культуры.

К минувшему веку относятся не только люди в возрасте, как Фамусов или Скалозуб, но и молодые - Софья Фамусова, Молчалин. Они уже насквозь пропитались духом фамусовского общества и их оттуда не вытянуть. Есть ещё парочка странных молодых людей, которые не хотят жить по законам «века минувшего». Это двоюродный брат Скалозуба, князь Фёдор, которого пренебрежительно называют «химик и ботаник». И, оказывается, даже странный Репетилов состоит в каком-то тайном обществе. Члены которого, пока не понять, чем занимаются, только шумят. Но эти люди пока не могут быть идейными противниками «века минувшего», они до этого ещё не «созрели».

Для этого надо было побывать в Европе того времени, в которой уже назревала революционная ситуация, глотнуть свежего воздуха, а не сидеть в деревне и читать взаперти книги. Не зря Грибоедов дал главному герою фамилию, напоминавшую фамилию Чаадаев.

«Век минувший» ещё не понимает, что его время прошло. Он цепляется за старые традиции и устои. «Век нынешний», с присущей ему пылкостью и страстью, максимализмом молодости, получивший образование за границей, вдохнувший воздух просвещения, пытается «взять быка за рога». Чацкий хоть сейчас готов начать реформы, были бы только союзники. Но их нет. Они ещё только «шумят» да в деревне книги читают, закрывши двери. Он не добился своего. «Век минувший» не сдаст так просто свои позиции. Потребуется ещё не одно десятилетие, чтобы реформы в России начали «работать». Семена, посеянные такими людьми, как главный герой, дадут свои всходы. При смене одного века другим всегда найдутся Чацкие, которые борются с отжившим, ускоряют процесс выздоровления общества.

Сочинение Век нынешний и век минувший в Горе от ума Грибоедова

В комедии «Горе от ума» очень хорошо представлен конфликт людей взглядов консервативных и новых. Вернее, показаны в ней не только сам конфликт и разногласия сторон, но само преобразование общества, начало этого процесса. Ведь ничто не охватывает сразу общественные массы. Происходит это постепенно. Так и в комедии Грибоедова предстает перед читателем то время, когда еще большинство дворян жило, согласно устоявшимся взглядам, в том числе и молодежь. И, лишь немногие из них мыслили и по-новому и иначе смотрели на вещи.

К числу этого меньшинства принадлежал герой комедии – Чацкий. Однако, такие как он считаются в консервативном обществе ненормальными, едва ли не слабоумными. Вольнодумие и вовсе порицается.

Чем же отличаются эти две противоборствующие стороны – «век минувший» и «век нынешний»? Разнятся они своими взглядами и тем, какой ведут образ жизни. Люди «минувшего века» ориентируются лишь на личную выгоду и общественное мнение. То, что подумают в свете о них – это превыше всего. И, не так важно, соответствуют ли они этому мнению на самом деле. Красноречивы слова служанки Лизы о том, что согрешить – можно, лишь бы никто не знал. Гораздо важнее прослыть хорошим и добропорядочным человеком, нежели являться таковым в действительности.

Но, это далеко не единственный порок «консервативного» общества. В цене у него услужливость ради собственной выгоды, и ради все того же общественного мнения. Расчет же присутствует у них везде. Именно исходя из этого считает Фамусов Чацкого недостойным женихом для Софьи. Ведь тот не желает прогибать спины для того, чтобы добиться успехов. Поколение людей взглядов новых являлось полной противоречивостью старых ценностей. Таковым и был Чацкий. Он жил своим умом и своими силами. Порицая все старое, как уже отжившее себя, он смеялся над этим обществом.

Так поставлен в пьесе конфликт между поколениями. Однако, слово «поколения» здесь означает вовсе не молодых и пожилых людей, а символизирует старые взгляды и новые. Старые – это и есть «век минувший», который пока еще довольно твердо стоит на ногах и уверен в своей непоколебимости. Но уже идет ему на смену «век нынешний», встречая на своем пути препятствия и непонимание.

Сейчас читают:

  • Образ и характеристика Базарова сочинение

    Действия известного романа совпадали с периодом реформ в России. Общество тогда разделилось на тех, кто приветствовал изменения и тех, кто не желал мириться с новым порядком. Центральное место в произведение занимает Евгений Базаров, главной позицией

  • Сочинение по рассказу Белый бим черное ухо Троепольского

    Прочитав этот удивительный рассказ, у каждого нормального человека возникает чувство очень большой утраты и жалости, так как все происходящее вызвать другие ощущения не может.

  • Очень хорошо, что такие дни памяти культуры существуют, они напоминают человеку о простых радостях жизни. Многие ли задавались вопросом, а как часто мы посещаем театры? Эта культура кажется нам уже древней и невостребованной, но это мнение ошибочно.

    Бывает красота внутренняя, красота души, и красота внешняя. Вот идёт человек, красивая фигурка, длинные волосы и ресницы. Все оборачиваются вслед. А как только открыл рот, красота сразу куда-то исчезает. Корявая речь, жаргонные словечки, узкий кругозор.

  • Сочинение по рассказу Куст сирени Куприна 8 класс

    Любовь сильное чувство, которое не раз помогало людям решать многие проблемы, но и создавая нисколько не меньше трудностей.

  • На летние каникулы, родители как всегда отправляют меня в деревню к моей тёте Тане. Наверное я странный, потому что все мои одноклассники рвуться остаться в городе, а меня поездка в деревню очень радует.

А.С. Грибоедов «Горе от ума» «Век нынешний» и «Век 2011











ЧацкийЧацкий Александр Андреевич Чацкий -человек, обладающий всеми благородными качествами, характер сложный, отчасти противоречивый. Он прямой открытый человек, ему не свойственны лесть и угодничество, умён, образован, духовно развит. Он не резонер, а человек, озабоченный судьбами своей страны и своего народа. Он пылок, остер, красноречив. Александр Андреевич Чацкий -человек, обладающий всеми благородными качествами, характер сложный, отчасти противоречивый. Он прямой открытый человек, ему не свойственны лесть и угодничество, умён, образован, духовно развит. Он не резонер, а человек, озабоченный судьбами своей страны и своего народа. Он пылок, остер, красноречив.


ФамусовФамусов Он высокомерный, эгоистичный, самовлюблённый человек. Главное для него – знатность и материальное положение. Он ненавидит людей с прогрессивным мировозрением, выступает против всего нового, передового. Главный враг для Фамусова – учение. Его политические идеалы заключаются в прославлении всего старого, устоявшегося.


Взгляды Чацкого и Фамусова «Век нынешний» «Век нынешний» «Век минувший» «Век минувший» Отношение к народу и крепостному праву Отношение к народу и крепостному праву выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века «он вольность хочет проповедать» защитник старого века, времени расцвета крепостничества. «К свободной жизни их вражда непримирима» «К свободной жизни их вражда непримирима» Отношение к идеалам Отношение к идеалам свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности «кто служит делу, а не лицам» вельможа екатерининского века «учились бы, на старших глядя»


Отношение к просвещению Отношение к просвещению защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства «ум алчущий познаний» выступает против книг, в учении видит вред «Ученье – вот чума, ученость – вот причина». Отношение к службе Отношение к службе уходит со службы, т.к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству «и дым отечества нам сладок и приятен» В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу «подписано, так с плеч долой». Отношение к иностранному Отношение к иностранному Стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам. «господствует смешение языков французского с нижегородским» С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком. «дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных»


Отношение к богатству и чинам Отношение к богатству и чинам Видит ценность человека в личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их. «служить бы рад, прислуживаться тошно» Расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. Свято, непогрешимо мнение аристократического общества «Чтоб чины добыть, есть многие каналы» Отношение к любви, браку, счастью Отношение к любви, браку, счастью Искренность чувства «Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног» Любовь - притворство, брак по расчёту. «если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених», «кто беден, тот тебе не пара»


ВыводВывод Основной общественный конфликт связан с разделением героев на представителей «века нынешнего» и «века минувшего», противоположностью взглядов. Моя гипотеза подтвердилась. Основной общественный конфликт связан с разделением героев на представителей «века нынешнего» и «века минувшего», противоположностью взглядов. Моя гипотеза подтвердилась.


Источники

"Век нынешний" и "век минувший" по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы.

Век нынешний:
1. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»
2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»
3. «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.»
4. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?...нам каждого велят признать историком и географом.»
5. «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»
6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»
7.«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…»
8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»
9. Искренность чувства
10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»
4. «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»
7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
8. Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»
10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать».