Тигр из галлии. Диоклетиан: гонитель христиан и любитель капусты

Диоклетиан – римский император III – IV века, известный больше всего как яростный гонитель христиан.

Впрочем, насколько яростными были в действительности его преследования христиан – вопрос спорный.

Не стоит также оценивать правление Диоклетиана лишь с точки зрения его отношения к новой религии: в некотором смысле царствование этого императора было спасительным для страны.

Окончание кризиса

В римской истории имел место длительный период, известный как «кризис третьего века». В эти годы застой царил во всех сферах жизни империи: в экономике, ремесле, политике, культуре, религии и т. д.

Хронологию кризиса принято начинать с 235 года, когда умер Александр Север, и заканчивать 284 годом, когда воцарился Диоклетиан. Новый правитель принял жёсткие меры, позволившие преодолеть большинство кризисных явлений.

Ранние годы

Будущий император родился 22.12.244г в окрестностях Скодры – это нынешний Шкодер в Албании; точное место его рождения – селение Диоклетии (известное сегодня как Дукля в Черногории).

Его тогдашним именем было Диокл (или Валерий Диокл), в чём можно было усмотреть греческое происхождение; став императором, он изменил его на «более римское» Диоклетиан.

Диокл не был представителем знати; больше того – считается, что он был сыном вольноотпущенника, то есть раба. Его жизнь – яркий пример того, как человек самого низшего звания благодаря своей воле и усердию приобрёл власть чуть ли не над всем обитаемым миром.

На службу он поступил простым солдатом и достаточно быстро двигался по карьерной лестнице. Поскольку его подразделение должно было перемещаться по разным местам империи, Диоклетиан хорошо изучил, как живут люди в разных концах римского государства и какие это люди.

Существует легенда, что в Галлии он встретился с друидкой, которая предсказала ему, что он станет императором после того, как убьёт вепря (по латыни «aper»). Впоследствии его легион во главе с императором Каром пошёл в поход на Персию; император внезапно умер по дороге, а находившегося с ним сына Нумериана внезапно умертвил его тесть – начальник преторианцев Аррий Апер.

Солдаты при участии Диокла расправились с Апром, после чего весь отряд дружно провозгласил новым императором именно Диокла. Так якобы сбылось пророчество колдуньи.

Доминат

Правление Диоклетиана открывает новую главу в истории Рима. Теперь фактическая империя становится законной: Диоклетиан отменяет почти всю «республиканскую мишуру», имевшую место при его предшественниках:

  • Вся реальная власть сосредоточилась в руках одного человека – монарха;
  • Сенат сохранялся, но теперь он играл чисто декоративную роль и перестал являться источником власти;
  • Император, стало быть, не заседал больше в сенате и не являлся более «первым среди равных», - теперь он был одним-единственным главой государства;
  • Сохранялись и звания консулов и преторов, но теперь они тоже представляли собой почётные титулы, а не государственные должности;
  • Придворный этикет приобрёл исключительную пышность, позаимствованную с востока. Император приравнивался к богу и фактически был с ним отождествлён. Посетители были обязаны падать перед ним на колени;
  • Император приобретал титулы «август» («священный») и «домин» («господин»), последний титул означал, что все римские граждане превращались как бы в рабов императора;
  • Император издавал законы, назначал чиновников, наместников провинций, некоторых военных руководителей.

Впрочем, некоторые демократические традиции при Диоклетиане продолжали сохраняться – например, армейские народные собрания. Это не позволяет называть доминат Диоклетиана стопроцентным абсолютизмом.

Тетрархия

Было и ещё одно отличие от монархии в нынешнем понимании: император не обязан был передавать трон своим прямым потомкам. Принадлежность к правящей династии была важным, но необязательным аргументом в борьбе за власть. Чтобы обеспечить принцип наследования, последующие императоры назначали сыновей своими соправителями ещё в раннем возрасте.

Это стало возможным благодаря введённой Диоклетианом новойсистеме – тетрархии. Императорская власть при этом как бы делилась на четыре: два старших соправителя назывались цезарями, а два младших – августами. Такая система просуществовала до 313 года и была продиктована частично тенденцией к разделению империи, но главным образом – трудностью в управлении огромной державой.

Впоследствии некоторые принципы тетрархии продолжали сохраняться: вместе с самим императором управленческие функции осуществляли его дети.

Административная реформа

Диоклетиан известен и своей реформой в отношении провинций. Территория Римской империи была поделена на большое количество округов, которые подчинялись более крупным административным центрам. Те же, в свою очередь, подчинялись четырём столицам, в которых заседали тетрархи. Пятой, главной столицей по-прежнему оставался Рим.

Последние годы

Диоклет заболел, отказался от власти по совету Галерия, оставшуюся свою жизнь провел на своей родине, в имении Салоне. Умер в 313 году. Есть версия, что его отравили, но есть и мнения, что он умер от старости и болезни.

Диоклетиан, Гай Аврелий Валерий - римский император в 293-305 гг.


Диоклетиан был родом из Далмации и имел происхождение настолько не знатное, что многие считали его сыном простого писца, а другие утверждали, что он был вольноотпущенником сенатора Ануллиана (Евтропий: 9, 19). По имени своей матери и своего родного города Диоклеион до принятия власти назывался Диоклом, и только получив власть над римским миром, переделал свое греческое имя на римский лад (Виктор: «О жизни и Нравах римских императоров»; 39). По свидетельству Вописка, Диоклетиан всегда был преисполнен высоких замыслов; иногда, однако, лицо его принимало несколько жестокое выражение, но благоразумием и исключительной твердостью он подавлял движения своего беспокойного сердца. Говорят, еще в юности ему было предсказано, что он станет императором после того, как убьет кабана, поэтому в душе Диоклетиана всегда жила жажда императорской власти. На охоте, когда предоставлялась возможность, он всегда убивал кабанов/ но императорская власть, минуя его, каждый раз доставалась его соратникам. Поэтому Диоклетиан сказал однажды друзьям: «Кабанов всегда убиваю я, а лакомым куском пользуются другие». Вместе с Каром он отправился в персидский поход, будучи начальником дворцовых войск. После смерти Кара императором стал его сын Нумериан. Однако некоторое время спустя он был злодейски умерщвлен префектом претория Апром. Когда весть об этом преступлении распространилась по войску, солдаты подняли на трибуну Диоклетиана и провозгласили его императором. Но видно, что единодушия среди легионеров не было: загадочная смерть Нумериана многих привозила в смущение. Тогда Диоклетиан поклялся, что никакого отношения к убийству императора не имеет, извлек меч и, указав на Апра, поразил его со словами: «Вот виновник убийства Нумериана!» Своим друзьям Диоклетиан сказал: «Наконец-то я убил назначенного роком кабана!» (Вописк: «Кар, Карин и Нумериан»; 13, 15)

Всем остальным дано было прощение, и почти все его враги были оставлены на своих должностях, в том числе Аристобул, новый префект претория; ни у кого не было отнято ни имущества, ни славы, ни достоинства (Виктор: «О Цезарях»; 39). На западе между тем был провозглашен императором старший сын Кара, Карин. В 285 г. Диоклетиан победил его в большом сражении у Марги. У Карина было больше войска, но оно оставило его. Таким образом Диоклетиан получил всю власть (Евтропий: 9, 20).

Начало его правления было смутными тяжелым. Вся империя была охвачена войнами и мятежами. В Галлии после отъезда Карина некие Элиан и Аманд, набрав шайку разбойников среди поселян, которых местные жители называли багаудами, опустошили много полей и пытались захватить многие города. Диоклетиан сейчас же направил туда с неограниченной военной властью своего друга Максимиана Геркулия, человека хоть малообразованного, но зато хорошего и умного воина. Отправившись в Галлию, тот частью рассеял врагов, частью захватил в плен и в скором времени всех усмирил. Бэтой войне отличился отвагой менапиец Караузий. Его поставили во главе флота, Набиравшегося для отражения германцев, разбойничавших на море. Зазнавшись от такого своего положения, она 286 г. захватил Британию и провозгласил себя императором. В то же время на восточцые провинции напали персы, в Африке подняли восстание киренцы во главе с Юлианом, а в Египте присвоил себе знаки власти нектс? по имени Ахилл (Виктор: «О Цезарях»; 39).

В этой крайности Диоклетиан в 286 г. возрел Максимиана Геркулия в сан Августа, даровав ему равные с собой права, а спустя некоторое время, в 293 г., сделал Цезарями двух других полководцев -Констанция и Галерия. Чтобы, они еще более сблизились между собой, Констанций Взял в жены Фёодору, падчериицу Геркулия, Галерий же женился на дочери Диоклетиана Валерии, поэтому оба были вынуждены развестись со своими прежними женами (Евтропий: 9; 22). Все четверо) происходили из Иллирика и были малообразованными людьми, зато хорошо знали нищету сельской жизни и военной службы и были достойными государственными деятелями. Согласие этих людей лучше всего доказало, что прирожденных качеств и опыта военной деятельности, какой они получило под руководством Аврелиана и Проба, пожалуй, достаточно для доблестного управления. На Диоклетиана они смотрели с уважением, как на отца или даже как на великого бога. Но,так как тягость войны давила все больше, они как бы разделили власть; все Галльские земли, лежащие за Альпами, были поручены Констанцию, Африка и Италия - Геркулию, побережье Иллирии вплоть до Понтийского пролива - Галерию; все остальное удержал в своих руках Диоклетиан (Виктор: «О Цезарях»; 39).

Разделив легионы, соправители начали упорную войну с врагами, со всех сторон наседавшими на империю. Констанций в Галлии нанес сокрушительное поражение лингонам и алеманам, а в 296 г. его полководцы вновь овладели Британией. В 297-298 гг. Геркулий закончил войну в Африке, сам Диоклетиан осадил Ахилла в Александрии, взял ее 8 месяцев спустя, а Ахилла убил. Одержав победу, он поступил сурово: весь Египет опустошил проскрипциями и убийствами, однако через это многое изменил и мудро устроил в его управлении. Не столь удачно, но в общем успешно закончил войну с персами Галерий.

Диоклетиан был хитрым, но проницательным человеком и отличался острым умом, и своей суровостью он пытался подавить чужую злобу. Он был весьма рачительным государем и первым в Риме ввел царские обычаи вместо прежней римской свободы (Евтропий: 9; 21-26). Он первый стал надевать одежды, сотканные из золота, и пожелал даже для своей обуви употреблять шелк, пурпур и драгоценные камни. Однако это было не самым значительным из его нововведений. Он первый из всех, если не считать Калигулы и Домициана, позволил открыто называть себя господином, поклоняться себе и обращаться к себе, как к богу (Виктор: «О Цезарях»; 39). Даже от сенаторов император требовал, чтобы они поклонялись ему, а не приветствовали по прежнему обряду (Феофан: 293).

Налоги при нем достигали таких размеров, что землепашцы принуждены были бежать из своих домов, и поля обращались в леса. Везде рыскали сборщики податей, овладевавшие остатками имений. Цены на продукты питания поднялись до непосильных размеров. К тому же Диоклетиан отличался безграничной страстью к строительству, ложившейся немалой тяжестью на провинции. В одном месте строились базилики, цирк, монетный двор, в другом - арсенал или дворцы для жены и дочери (Лактанций: 5, 7). Столица Рим и другие города, особенно Карфаген, Медиолан и Никомедия, были украшены новыми замечательными постройками (Виктор: «О Цезарях»; 39).

Конец царствования Диоклетиана был ознаменован невиданными гонениями на христиан, набравшими к этому времени большую силу. Впрочем, по свидетельству Лактанция, главным врагом христиан был Галерий, а Диоклетиан долго противился его внушениям. Он не находил причины проливать столько человеческой крови и нарушать спокойствие империи. Он говорил, что довольно и того, если слуги его дома и воины будут держаться древней религии. Но в конце концов он уступил, и в 303 г. с его ведома и согласия была разрушена христианская церковь в Никомедии. Это событие послужило сигналом к открытию гонений по всей империи. На другой день был обнародован указ, в котором объявлялись лишенными чести все те, которые исповедовали христианскую религию; всякому было ведено возводить на них обвинения и предавать их мукам, какого бы звания и состояния они не были (Лактанций: 9, II-13). Христианские божественные книги было велено сжигать, а священников и всех христиан насильно заставлять приносить жертвы идолам (Феофан: 295). Гонения никого не щадили. Чиновники беспрерывно заседали в храмах и наблюдали за тем, как народ приносит жертвы. Даже жену свою Приску и дочь Валерию Диоклетиан принудил публично принести жертвы. Всякий, кто отказывался от жертвоприношения, рисковал своим имуществом и жизнью. Темницы были наполнены несчастными, вся вина которых заключалась в том, что они исповедовали христианство (Лактанций: 15).

Процарствовав двадцать лет, Диоклетиан стал ощущать тяжесть власти. Тогда он уговорил Геркулия уйти в частную жизнь, а дела государственные передать более молодым. Геркулий последовал его примеру неохотно. Однако оба они в один день, 1 мая 305 г., сменили знаки императорского достоинства на частную жизнь: Диоклетиан - в Никомедии, Геркулий - в Медиолане. После этого Диоклетиан поселился в Салоне, Геркулий - в Лукании (Евтропий: 27). Последние годы своей жизни Диоклетиан провел в счастье и покое в своем имении на берегу моря. Когда же в империи вновь разгорелась междоусобная война и Геркулий с Галерием стали звать Диоклетиана вернуться к власти, он, по словам Аврелия Виктора, точно отстраняясь от какой-то чумы, ответил им: «О, если бы вы могли посмотреть на выращенные моими руками в Салоне овощи, вы бы сказали, что этого никогда не следовало бы делать!» Но наследники все никак не хотели оставить старика в покое. В 313 г. Константин и Лициний послали Диоклетиану приглашение на свадебный пир. Он отказался, извиняясь, что из-за старости не имеет сил участвовать в празднестве. Императоры, однако, не приняли его извинений и послали другое письмо с угрозами. Подозревая, что ему готовится позорная насильственная смерть, Диоклетиан, как говорят, принял яд (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; 39).

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан – один из величайших римских императоров (284 – 305 нашей эры) (см. История Римской империи). Его царствование особенно знаменательно установлением новой формы монархического правления: неограниченного самодержавия (домината ), сменившего созданный Юлием Цезарем и Октавианом Августом принципат , при котором государь отчасти разделял свою власть с народом и сенатом.

Голова Диоклетиана. Стамбульский археологический музей

Диоклетиан родился в окрестностях иллирийской Скодры (ныне албанский Шкодер), и происходил из низов общества (сын вольноотпущенника). Смолоду он поступил на службу в армии, стал быстро повышаться в военных чинах и сопровождал императора Кара на войну с персами. Во время этого похода Кар, уже перешедший Тигр, внезапно скончался, якобы, от удара молнии, а его сын Нумериан был вскоре убит в Халкидоне, близ Босфора, префектом преторианцев Аррием Апром. Однако воины арестовали Апра. Генералы провозгласили новым императором Диоклетиана (17 сентября 284 г.), который лично умертвил Апра перед глазами всего войска. Победив в балканской провинции Мезии второго сына Кара, Карина, Диоклетиан окончательно укрепился на римском троне.

Единство империи было восстановлено лишь незадолго до этого, по миновании раздробленности, сопровождавшей период «солдатских императоров ». Это единство ещё не устоялось полностью: продолжали появляться честолюбивые военачальники, готовые его нарушить. Не решаясь чересчур решительно вести объединительную линию, Диоклетиан разделил империю на восточную и западную половины . Сам он взял в управление первую, а во второй посадил править своего старого друга Максимиана . Хотя Максимиан в 286 году формально получил, как и Диоклетиан, титул августа , он всё же не был равен своему старшему товарищу и находился у него в некотором подчинении. Оба императора прибавили к своим именам почётные эпитеты: Диоклетиан стал именоваться Jovius («подобный Юпитеру »), а Максимиан – Herculius («подобный Гераклу »). Максимиан завёл на Рейне войны с германцами для защиты Галлии, а Диоклетиан то оборонял сирийскую границу от персов, то являлся с войсками на Дунай отражать сарматов.

Поздняя Римская империя. Диоклетиан и Константин. Видеоурок

Констанций Хлор вступил в борьбу с узурпатором Караузием , захватившим Британию. После нелёгкой войны он победил его. Максимиан продолжал воевать с германцами на Рейне и маврами в Африке. Диоклетиан выступил в Египет, против узурпатора Ахиллея , взял после восьмимесячной осады Александрию и сурово наказал египтян (296). Во время египетского похода он поручил Галерию двинуться в Месопотамию против персов, которые оспаривали у римлян главенство над Арменией. Галерий потерпел поражение в этом походе. Диоклетиан направился к нему на помощь из Сирии и, встретив, подверг жестокому унижению, заставив на виду у солдат пройти в пурпурной императорской мантии целую милю пешком за своей колесницей. Галерий двинулся в новый персидский поход. На сей раз он разбил персов наголову в Армении и заставил их уступить римлянам пять провинций за Тигром (297).

Империя, таким образом, вновь обрела большое могущество. После долгой эпохи междоусобий и внешних войны был восстановлен мир, и время Диоклетиана стало провозглашаться тогдашними риторами возвращением золотого века. Последние годы его правления (с 303) омрачило, однако, жесточайшее гонение на христиан , которое Диоклетиан, как говорят, открыл по совету Галерия.

Принимая власть, Диоклетиан оговорил, что она в его руках не будет пожизненной. Он определил срок своего правления 20-ю годами. 1-го мая 305 г. он торжественно сложил императорские полномочия, заставив сделать то же самое и Максимиана, не слишком расположенного отрекаться. Галерий и Констанций, считавшиеся как цезари чем-то вроде наследников престола, получили теперь сан августов, взяв себе двух новых цезарей – Севера (на Западе) и Максимина Дазу (на Востоке). Диоклетиан отправился доживать последние годы на свою балканскую родину и поселился в великолепном дворце близ Салоны (ныне Сплит), где прожил 8 лет. На попытку Максимиана и Галерия убедить его вернуться к власти он ответил отказом, заметив, что если бы они видели, как хороша капуста, которую он лично вырастил у себя в огороде, то не стали бы приставать к нему с такими глупостями. Между новыми правителями империи вскоре возобновились междоусобия. По некоторым известиям, не сумев вовлечь Диоклетиана в свои смуты, они начали притеснять его. Ряд историков сообщает, что Диоклетиан в конце концов пал жертвой то ли отравы, то ли голода, но другие признают его смерть (313 г.) естественной.

Реконструкция дворца Диоклетиана в Салоне

Начиная с Диоклетиана императорская власть окончательно приняла форму неограниченного самодержавия (домината ), перешедшего потом в Византию, а из неё – на Русь. Источником монархизма была признана не «воля римского народа», как считалось в эпоху принципата , а воля Бога. Источником государственного законодательство стало не «естественное право», а высший моральный закон, Божья правда, довлеющая над всем мирозданием. Население превратилось из граждан в подданных .

Не ограничившись разделением империи на четыре части, Диоклетиан преобразовал и местное управление. Империя была разделена на 12 диоцезов, каждый из которых, в свою очередь, дробился на провинции (от четырёх до шестнадцати). В связи с этим заметно возросли численность и влияние бюрократического класса. Эти административные реформы Диоклетиана удержались очень надолго, однако его борьба с христианством окончилась полным провалом. Гонение было прекращено уже в 311 году самим главным его инициатором – Галерием. После смерти Галерия новые императоры, Константин и Лициний , подтвердили свободу христианской веры изданием знаменитого Медиоланского эдикта (313).

Диоклетиан известен ещё строительством в Риме колоссальных терм (бань) более чем на 3 тысячи человек, чьи развалины сохранились по сей день.

Убить кабана

Будущий римский император Диоклетиан родился около 245 года и получил имя Диокл. Он был внуком раба, но довольно быстро сумел сделать себе военную карьеру. Кроме того, походы с одного конца Римской империи в другой позволили будущему правителю лучше узнать страну. Он дослужился до командующим войском при императоре Каре. Еще будучи в Галлии ему предсказала судьбу одна друидка: она сказала, что Диокл станет императором, когда убьет кабана (лат. aper). Он поверил жрице и с тех пор убил немало кабанов, только власть все не шла к нему в руки. И вот Кар неожиданно умер, а его сын Нумериан был коварно убит префектом преторианцев Аррием Апром. Тогда солдаты заковали Апра в кандалы и провозгласили императором Диокла. Диокл на глазах у войска собственноручно заколол Апра мечом и по преданию воскликнул: «Я убил кабана». 20 ноября 284 года он стал римским императором и взял себе имя Диоклетиан.

Диоклетиан

Разделяй и властвуй

С его приходом к власти началась новая эпоха в империи. Теперь вся полнота власти была сосредоточена в руках императора не только де факто, но и де юре ничем не ограничивалась. Абсолютная монархическая власть. Ни сенат, ни любой другой обитатель империи, вне зависимости от его звания, не мог ограничивать императора. Он был сам источником власти, который стоял выше всяких законов. Диоклетиан восстановил единство империи и взял себе в помощники друга Максимиана, даровав ему титул Цезаря. Вместе они защищали империю и подавляли восстания. В 291 году император пришел к выводу, что эффективно управлять такой больной страной вдвоем невозможно. Было принято решение избрать еще двух Цезарей — выбор пал на Констанция Хлора и Галерия Максимиана. Свой союз они решили укрепить кровным родством: Констанций развелся с женой и заключил брак с падчерицей Максимиана, Галерий, тоже после развода, женился на дочери Диоклетиана. Они поделили империю между собой, однако все же во главе управления страной стоял по-прежнему Диоклетиан. Система правления четырех руководителей, которую ввел римский император, получила название тетрархия.


Скульптура «Тетрархи»

Гонение на христиан

Правление Диоклетиана запомнилось жестоким гонением на христиан. До сих пор идут споры, чьей инициативой это было. Одни склонны думать, что Галерия. Он был ярым язычником, его мать была жрицей и ненавидела христиан. К тому же Галерий хотел использовать эту ситуацию для собственного укрепления и возвышения. Другие все же полагают, что идея принадлежала самому Диоклетиану. Кесарь желал собрать свою распадающуюся империю воедино, прибегнув к помощи римских богов. В Риме религия была не только способом связи с богами, но и договорными отношениями. Их религия была основана на том, что боги исполнять свою часть сделки, если ты дашь им то, что они хотят (жертву). Поэтому очень важно было соблюсти все обряды и совершить жертвоприношение. Кроме того, религия стала способом выражения государственной лояльности. Диоклетиан был консерватором и приверженцем традиционного римского культа, он даже взял себе имя Юпитера, а Максимиан — Геркулеса. Связь между богами и императором легитимизировала право его на высшую власть. Кроме того, император стремился вдохнуть в религию новую жизнь, при этом количество христиан и их последователей в государстве неизменно росло. Император видел в них угрозу единству, поэтому в 303 году началось Великое гонение.


Последняя молитва христианских мучеников

Диоклетиан издал эдикт, по которому христиане практически лишались прав и становились «негражданами»: разрушались храмы, отбирались книги, христиан разрешалось пытать, их лишали должностей, при этом им запрещалось обращаться за защитой в суд. Однако в отличие от предыдущих гонений, теперь общество не видело в христианах той угрозы, что ранее. Из-за того, что империя была поделена на части, в разных ее районах гонения проходили по-разному. Не везде царила та жестокость, которая была характерна для земель Диоклетиана. Во многих регионах требования к христианам отдать свою литературу или принести жертву носили формальный характер. Например, они могли легко отдавать языческие или любые другие книги, а жертвоприношение ограничивалось лишь тем, что нужно было взять в руки кусок мяса, предназначенного для обряда. Однако многие христиане осознанно или нет отказывались проявлять хитрость и погибали в мучениях. Со временем интенсивность гонений спала, а карательные законы стали отменять. Конец всему положил эдикт Константина Великого, изданный в 313 году после смерти Диоклетиана. Он предоставлял право любому желающему свободно переходить в христианство.


Дворец Диоклетиана

В 305 году Диоклетиан, после того как заболел, добровольно отказался от власти. Максимиан отошел от власти вслед за другом. С того момента править стали Галерий и Констанций, которые назначили цезарями Севера и Максимина. Остаток жизни Диоклетиан провел на родине в Иллирии, в поместье в Салоне. Там он уединенно прожил 8 лет. Когда же однажды его соправители приехали, чтобы убедить Диоклетиана вернуться к власти, бывший император ответил им: «Вы лучше посмотрите, какую я вырастил капусту». Последние годы жизни Диоклетиана были омрачены грубым отношением к нему тогдашних правителей, особенно Константина, сына Констанция Хлора. Но это и не удивительно, если вспомнить, как бывший император обошелся с его матерью. Диоклетиан умер в 313 году при загадочных обстоятельствах. Одни свидетели говорят, что его отравили, другие — что он зачах от голода и кручины, третьи же считают, что Диоклетиан скончался после продолжительной болезни.

20 ноября 284 года римским императором стал Диоклетиан - человек, о личности которого спорили еще античные историки. Христианин Лактанций считал его воплощением зла, поскольку в 303 году он начал одно из самых жестоких гонений на Церковь.

Неизвестные авторы «жизнеописаний августов», напротив, считали Гая Аврелия Валерия Диоклетиана одним из лучших цезарей в истории Рима, проведшего целый ряд реформ, которые позволили почти на сто лет продлить существование Западной римской империи. Церковный историк Василий Болотов примирял эти две точки зрения: Христианство оказывалось настолько неудобно для римской ментальности, что император-державник, который искренне хотел «навести порядок» и «закрутить гайки», начинал гонение. Такими были и другие гонители, предшественники Диоклетиана - Декий, отчасти Траян.

Сам же Диоклетиан, нет сомнений, был одним из самых незаурядных правителей, о чем свидетельствует знаменитая история про капусту, которая пересказывается даже в фильме «Москва слезам не верит». В 305 году он добровольно ушел от власти, передав ее своим соправителям. Через некоторое время в его поместье в Салоне приехали его соправители, с просьбой вновь управлять империей. Диоклетиан отказал им, сказав: «Посмотрите, какую я вырастил капусту».

Приход этого человека к власти был не менее удивительным. В молодости он встретился с друидской пророчицей, предсказавшей ему, что тот станет императором, если убьет кабана. С тех пор Диокл (таково было его исконное имя) убил множество этих животных, но власть всегда получали другие. Так было до 284 года, когда в Римской империи разыгралась очередная борьба за власть. Диокл прошел путь от простого солдата до командующего войском при императоре Каре. Вспыхнул мятеж, и префект преторианцев Аррий Апр убил сына императора по имени Нумериан. В этот момент солдаты заковали Апра в кандалы и провозгласили императором Диокла. На первой же сходке он собственноручно заколол Апра мечом и по преданию воскликнул: «Наконец-то я убил кабана». С этого момента и началось правление императора, назвавшего себя Диоклетианом.

До 303 года, когда началось жестокое гонение на христиан, императору удалось провести реформу армии и разделить власть с тремя правителями, создав систему, получившую название тетрархии. Диоклетиан понял, что невозможно управлять одному столь большой империей, которую нужно было постоянно защищать от нападения варваров. Вместе с соправителем Максимианом он избирает двух цезарей и поручает каждому управление своей частью территории. Эта мера впоследствии сыграла важную роль в гонениях на христиан - оно было очень жестоким в одних частях государства и довольно мягким в других.

До сих пор до конца неясны причины, из-за которых Диоклетиан решил уничтожить христиан. Очевидно, что кесарь, желавший собрать воедино распадающуюся империю, захотел прибегнуть к помощи римских богов. В древней религии он видел способ оздоровления общества и поднятия дисциплины.

Для римлянина его времени религия была не столько средством связи с Богом или богами, сколько своеобразными договорными отношениями. Почитание богов было признаком верности, бывшей одной из основных гражданских добродетелей. Все началось со второго римского царя Нумы Помпилия, который торговался с Юпитером. По преданию бог потребовал принести в жертву головы, и Нума принес ему в дар головки чеснока. Бог сказал, что головы должны быть живыми, и Нума принес в дар ему несколько рыбок. Юпитер расхохотался, и в римской религии не было человеческих жертвоприношений, кроме нескольких случаев добровольной жертвы за страну. С тех пор римляне строили отношения с богами на основе договора. Им было важно правильно совершить все обряды, прочитать нужные молитвы и принести жертвы. Божество, получив все предписанное, в свою очередь помогало своему почитателю, выполнившего свои условия договора. Религия для римлян также была и способом выражения государственной лояльности, что ярко проявилось при гонениях Диоклетиана.

Дело в том, что общество уже не хотело видеть в христианах опасность, как это было в I-II веках. Христиане и язычники в разных частях империи жили бок о бок, а потому почти никто не хотел, чтобы их соседи страдали за веру.


Лактанций в своем сочинении о смерти гонителей пишет: «Цезарь Максимиан, распаленный преступными желаниями подстрекать пустого старика (Диоклетиана - ред.) к преследованию христиан, начало чему он уже положил» . Вслед за этим античным автором многие историки стали говорить о том, что инициатором гонений был не император, а его соправитель, но дело обстояло все-таки не совсем так. Диоклетиан видел в христианах опасных для единства империи экстремистов, не желавших приносить жертвы, а потому захотел избавиться от этой крамолы в своем государстве.

Именно против христиан как граждан был направлен первый эдикт Диоклетиана. Болотов так описывает суть императорского рескрипта: «Приказано было места общественных собраний христиан, как обширные церкви, так и маленькие, разрушить, священные книги от христиан отобрать. Затем все христиане подвергались, так сказать, гражданской смерти. Без различия своего ранга и состояния все христиане объявлены подлежащими пытке. Те, которые занимали должности, объявлены лишенными этих должностей. Сказано, что все могут обвинять христиан, но христиане не имеют права выступать против кого бы то ни было обвинителями на суде и даже обращаться к гражданскому суду с просьбою о защите».

Фактически христиане объявлялись «негражданами», людьми вне закона, чем сразу же воспользовались воры и злые люди, начавшие грабить последователей молодой религии. Однако общественное мнение было уже на стороне христиан, а потому выдача священных книг и принесение жертвы превратилось в формальность.

Историк Церкви Евсевий Кесарийский описывает, как римские солдаты помогали христианам выполнять императорские указы, не отрекаясь от веры: «Вот одного схватывают за руки и тащат к жертвеннику, на правую руку кладут ему жертвенное мясо и освобождают, как будто он совершил жертвоприношение. Другой даже и не дотрагивался до жертвенного мяса, даже близко не подходил к жертвеннику, но стоящие около него говорят, что и он принес жертву, и он молча уходит. Третьего, наконец, полумертвого поднимают на воздух и бросают почти как мертвого, оттаскивают далеко за ноги, освобождают от уз и записывают в числе совершивших жертвоприношение. Этот, наконец, кричит, что он христианин, что он не приносил и никогда не принесет жертвы богам, но его бьют по устам поставленные около жертвенника солдаты, «прогоняют с насилием, хотя он и не приносил жертвы». Напомним, что в гонения предыдущих веков, особенно в декиево, некоторые христиане пытались давать взятки, чтобы их записали в число людей, принесших жертву. Это считалось меньшим грехом, чем вероотступничество. При этом в прежние времена, когда гонения не были столь жестоки и тотальны, как пишет Болотов, судьи или радеющие о мире и стабильности правители провинций порой помогали христианам найти такую формулу уклончивого ответа, которая исключала бы почитание и римских богов и императора как бога.

Одного клирика просили выдать священные книги. Тот ответил: «Есть, но не отдам». Судья попытался подсказать ему, предложив избавиться от любых рукописей (многие отдавали солдатам сочинения еретиков или трактаты по медицине). Клирик повторил свой ответ. Наконец, римский чиновник делает последнюю попытку спасти кандидата в мученики, говоря: «Отдай книги, или у тебя их нет» . Следует первоначальный ответ, и христианин осуждается на казнь. Многие мученичества эпохи Диоклетиана вообще выглядят как цепь случайных событий. Христиане часто искали смерти и не проявляли ни малейшей хитрости. Например, возвращаясь после посещения мучеников в темнице, они правдиво говорили солдатам, где были, тем самым обрекая себя на смерть.

Жестокость гонений Диоклетиана компенсировалась формальным выполнением приказов, и разной интенсивностью преследований в провинциях. Так отец Константина Великого Констанций Хлор, правивший на Западе империи, практически не преследовал христиан. Лактанций пишет: «Констанций, видимо, чтобы не противоречить приказам старших, допустил разрушение собраний (т. е. стен, которые можно восстановить), истинный же храм божий, что находится внутри людей, оставил в целости».

Гонения Диоклетиана были последней попыткой уничтожить Церковь. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть самое начало действий Константина Великого, который сделал христианство сперва религией терпимой в империи, а затем и предпочитаемой им самим. Впрочем, Диоклетиан не был фанатичным язычником. Он лишь хотел продлить время существования Рима. До падения Вечного города оставалось уже чуть меньше ста лет.
В Риме сохранились развалины терм Диоклетиана, в которых сейчас находится христианская церковь