Твардовский краткая биография для детей. Твардовский А.Т

21 июня исполняется 100 лет со дня рождения поэта и писателя Александра Трифоновича Твардовского.

Поэт, писатель Александр Трифонович Твардовский родился 21 (08 по старому стилю) июня 1910 г. в деревне Загорье Смоленской губернии (сейчас это Починковский район Смоленской области). Его отец был сельским кузнецом, человеком грамотным и весьма начитанным.

Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе познать, как проводилась коллективизация. В 1930-е гг. его отец был "раскулачен" и выслан из родной деревни.

Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве. В 1925 г., еще учась в сельской школе, он начал работать в смоленских газетах селькором, для которых писал статьи, очерки, иногда печатал там собственные стихи. Первая публикация будущего поэта ‑ заметка "Как происходят перевыборы кооперативов" была опубликована 15 февраля 1925 г. в газете "Смоленская деревня".

Александр Трифонович был женат . В браке родилось двое детей, дочери Валентина и Ольга.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Путь сатирического разоблачения тоталитаризма оказался не единственным в творчестве поэта. После завершения и публикации «Теркина на том свете» Твардовский задумывает, а в последние годы жизни пишет лирическую поэму-цикл «По праву памяти» (1966-1969) - произведение трагедийного звучания.

Поэма «По праву памяти» - это социальное и лирико-философское раздумье о не-простых путях истории, о судьбах отдельной личности, о драматической судьбе своей собственной семьи: отца, матери, братьев, которую носил в себе и тяжко переживал Твардовский на протяжении десятилетий.

Будучи глубоко личностным, исповедальным, новое творение поэта вместе с тем выражает общие чувства, истинно народную точку зрения на сложные, трагические явления прошлого.

Наряду с крупными лиро-эпическими произведениями в 1950-60-е годы Твардовский пишет стихи, вобравшие впечатления от его поездок по стране («Еще о Сибири», «Байкал», «В тайге Приморья» и др.), а также ряд лирических стихотворений, соста-вивших книгу «Из лирики этих лет» (1967). Это сосредоточенные, искренние и само-бытные раздумья о природе, родине, истории, времени, жизни и смерти, поэтическом слове.

При естественной для каждого писателя избирательности в восприятии литературных явлений Твардовского всегда отличала широта взглядов, глубина и точность оценок в этой сфере. Ему принадлежит ряд основательных, содержащих выношенные и самостоя-тельные суждения о литературе статей и выступлений о поэтах и поэзии («Слово о Пуш-кине», 1962; «О Бунине», 1965; «Поэзия Михаила Исаковского», 1949-1969; «О поэзии Маршака», 1951-1967), отзывы и рецензии о Блоке, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштаме и других, вошедшие в книгу «Статьи и заметки о литературе», выдержавшую несколько изданий.

Помимо основной литературной работы, собственно поэтического творчества, особенно в послевоенное время необычайно интенсивной и плодотворной была общественно-литературная деятельность Твардовского, которой он сам придавал огромное значение. В 1950-1954, а затем с 1958 по 1970 он был главным редактором журнала «Новый мир», последовательно отстаивая на этом посту принципы реалистического искусства.

Возглавляя этот журнал, он содействовал вхождению в литературу целого ряда талантливых писателей - прозаиков и поэтов: Ф. Абрамова и Г. Бакланова, В. Овечкина и В.Тендрякова, А.Солженицына и Ю.Трифонова, Е.Винокурова и С.Орлова, A. Жигулина и А. Прасолова и др. Очень интересными и содержательными при нем стали отделы литературной критики и публицистики.

Вместе с тем его позиция и деятельность уже в начальную пору вызвали сопротивление со стороны литературного официоза и руководства Союза писателей. Летом 1954 года он был впервые отстранен от руководства журналом за публикацию в нем статьи B. Поме-ранцева «Об искренности в литературе», ряда других критических материалов, а также в связи с тем, что его поэма «Теркин на том свете» была расценена чуть ли не как «анти-советская».

Во второй половине 1960-х годов, особенно в последние годы жизни Твардовского, руководимый им журнал подвергался все большим нападкам. Они крайне обострились после событий августа 1968 года - вторжения советских войск в Чехословакию. В мае 1969 года Твардовскому было предложено уйти с поста главного редактора «по соб-ственному желанию». Одновременно в печати развернулась массовая кампания против «Нового мира», начатая «Письмом 11» литераторов в журнале «Огонек» и продолженная на страницах газет «Советская Россия», «Ленинское знамя», «Социалистическая инду-стрия» и др.

Твардовский мужественно противостоял этой травле, хотя все происходящее вокруг журнала не могло не сказаться на его здоровье. В начале 1970 года вышел последний последний подписанный им номер журнала, а после решением Секретариата СП был коренным образом изменен состав редколлегии, после чего Твардовский не мог не принять решения об уходе.

Здоровье Твардовского ухудшалось. В сентябре 1970 года он был помещен в больницу с частичным параличом правой стороны: отнялась рука, появились затруднения речи. Вскоре выяснилось, что у него к тому же запущенный рак легкого...

И все же, несмотря на самые пессимистические медицинские прогнозы, он прожил еще более года, не желая сдаваться смерти и мужественно сопротивляясь ей. До последних дней он сохранил ясное сознание, интерес к жизни. И вместе с тем он спокойно и твердо встретил неизбежное. Умер Твардовский в ночь на 18 декабря 1971 года в дачном поселке Красная Пахра под Москвой. А 21 декабря он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Вся разнообразная писательская деятельность Твардовского несет на себе отпечаток его незаурядной личности. В эпоху всяческой ломки и эксперимента он неизменно утверждал естественность и органичность поэтического творчества, продолжающего лучшие традиции предшественников, опирающегося на многовековой опыт духовной культуры народа и человечества, питаемого вечным обновлением, новизной окружающего мира.

Продолжая и обновляя достижения отечественной классики - Пушкина, Некрасова, Тютчева, Бунина, разнообразные традиции народно-поэтического творчества, не обходя и опыт видных поэтов XX века, Твардовский продемонстрировал далеко не исчерпанные возможности реализма в поэзии нашего времени. Его воздействие на современное ему и последующее поэтическое развитие, роль в формировании литературного процесса и вклад в отечественную культуру несомненны и плодотворны.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Твардовский, Александр Трифонович, поэт (21.6 1910, деревня Загорье Смоленской губ. – 18.12.1971, Красная Пахра под Москвой). Сын крестьянина-кузнеца, который во время коллективизации преследовался как «кулак ». Твардовский с детства писал стихи. Учась в Смоленском педагогическом институте и в МИФЛИ (Московском институте философии, литературы и истории, до 1939), выступал как журналист и писатель.

В поэме Путь к социализму (1931) Твардовский нашел типичную для него в дальнейшем стихотворную форму. Известность ему принесла воспевающая колхозный строй поэма Страна Муравия (1936), отмеченная в 1941 Сталинской премией (за 1935-1941, 2-й степ.).

Александр Твардовский: три жизни поэта

Член партии с 1940, Твардовский принимал участие в походе против Польши в 1939, в войне с Финляндией в 1940 и во Второй Мировой войне , будучи фронтовым корреспондентом. Созданная в 1941-45 обширная поэма Василий Теркин (Сталинская премия за 1943/44, 1-й степ.), в которой с юмором описаны радости и невзгоды простого солдата-фронтовика, стала одним из популярнейших произведений о войне; ее с восторгом принял даже белоэмигрант Бунин . Более сильное впечатление по своему трагическому звучанию производит поэма Твардовского Дом у дороги (1946, Сталинская премия за 1946, 2-й степ.).

В 1950 Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но в 1954 лишился этой должности в связи с нападками на либеральные тенденции, наметившиеся в журнале после смерти Сталина . Снова возглавив «Новый мир» в 1958, Твардовский сделал этот журнал центром, вокруг которого группировались литературные силы, стремившиеся к честному изображению советской действительности.

Из его собственных поэм, в которых дается новый взгляд на времена сталинского подавления страны, поэма За далью – даль , писавшаяся в 1950-60, получила официальное признание в виде Ленинской премии 1961; Теркин на том свете является пародийным продолжением его военной поэмы, написанным в 1954-63. Поэма 1967-69 По праву памяти , в которой поэтом, в частности, рассказана правда о судьбе своего отца, ставшего жертвой коллективизации, была запрещена цензурой и опубликована лишь в 1987. Ко многим литературным талантам, нашедшим поддержку Твардовского, принадлежит и А. Солженицын . Именно Твардовский в № 11 «Нового мира» за 1962 год опубликовал знаменитый рассказ «Один день Ивана Денисовича ».

В 1970 Твардовский был вынужден сложить с себя руководство журналом «Новый мир». Его смерть через полтора года Солженицын в своем некрологе считает следствием этого разрушительного удара по его делу борьбы за русскую литературу.

Твардовский долгие годы занимал руководящие посты в советской литературной жизни как член правлений Союзов писателей СССР (с 1950) и РСФСР (с 1958), а в особенности – как секретарь правления СП СССР (1950-54, 1959-71). Он был также депутатом Верховного Совета СССР четырех созывов, а при Хрущеве поднялся до кандидатов в члены ЦК КПСС. С 1965 он находился под все усиливающимся натиском со стороны консервативных сил, но в 1971 еще получил Государственную премию. «Смерть Твардовского была поворотным пунктом целого периода культурной жизни страны» (Ж. Медведев).

С точки зрения формы творчество Твардовского представляет собой единство благодаря использованию эпической лирики (баллада, поэма). Его поэзия восходит к Некрасову и Пушкину , включает в себя фольклорные элементы; простая для понимания, она имела успех у широкого читателя. Ранние стихи Твардовского полностью выдержаны в духе социалистического реализма , однако в послесталинское время его произведения обретают все больше черт обвинительной литературы, борющейся за преодоление прошлого и демократизацию в настоящем. Он продолжает пользоваться эпическим приемом путешествия и часто включает в действие размышления об общественно-политических событиях.

Александр Трифонович
Твардовский

Родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье недалеко от деревни Сельцо в Смоленской губернии(сейчас музей-усадьба Твардовского в Смоленской области). Самый интересный факт в его биографии это то, что первое поэтическое произведение датируется тем годом, когда маленький Александр еще вовсе не умел писать.
Семья Александра относится к кузнецам и ремесленникам, отец – Трифон Гордеевич был кузнецом, образованным и очень начитанным человеком, а мать – Мария Митрофановна родом из однодворцев.
Кроме Александра в семье был его младший брат – Иван Твардовский, чья судьба повернулась так, что Иван стал диссидентом, писателем и литератором.
Детские года поэта пришлись на послереволюционное время, а юность - на период коллективизации.
Тяга к литературному творчеству у Александра Твардовского проявилась рано: отец Александра – Трифон, часто читал дома поэтические произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других вслух.
Получая образование в сельской школе, в 1925 году Александр начинает работать в смоленских изданиях, которые вскоре узнают о его творчестве и начинают издавать его очерки, статьи и стихи.
1928 год для Александра стал годом переезда в Смоленск, где он получал высшее педагогическое образование. В это же время, Александр Трифонович проходит высшую школу поэтического искусства у Исаковского, и активно участвует в литературной и общественной жизни Смоленска.
Далее, продолжая путь образования, в 1939 году Александр выпускается из Московского института философии, литературы и истории. В том же, 1939 году Александра Трифоновича призывают в армию.
Уже в возрасте 14-ти лет, Александр написал несколько поэм и стихотворений о наболевших темах.
Раскулачивание и коллективизация не оставили Александра равнодушным. Поэт активно поддерживал движение активистов. Во времена военных действий с Финляндией, Твардовский, будучи членом партии коммунистов, был участником в соединении Белоруссии и СССР. После войны Твардовский мигрирует в Воронеж, где продолжает литературное творчество и работает в издании «Красная Армия».
Последующие года жизни Александра Трифоновича наполнены философскими мыслями, которые можно проследить в его лирике 1960х годов. Далее Александр меняет место работы, и устраивается в издание «Новый мир», где общаясь совсем с иными людьми, пересматривает свои политические взгляды на Сталинское правление.
Конец 1960-х годов для Александра Трифоновича был запоминающимся значимым событием – стартовала работа ГлавЛита против издания «Новый мир». Но, вскоре, в 1970 году, Александра вынудили оставить редакцию. Вместе с ним ее покинула значительная часть редакторов и писателей. Так, постепенно журнал разгромили.
Последние годы Твардовский Александр Трифонович провел тяжело болея. Так, промучившись в болезнях, в 1971 году 18 декабря Александр Трифонович скончался от рака легких в дачном поселке Красная Пахра в Московской области. Похороны Александра Трифоновича проходили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Его именем названы Московские, Воронежские, Новосибирские и Смоленские улицы.

Советская литература

Александр Трифонович Твардовский

Биография

ТВАРДОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ (1910−1971), русский поэт. Родился 8 (21) июня 1910 в д. Загорье Смоленской губ. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме По праву памяти (1967−1969, опубл. 1987).

Твардовский писал стихи с детства. В 1931 была опубликована его первая поэма Путь к социализму. Учась в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), который окончил в 1939, Твардовский писал также статьи. Известность ему принесла поэма Страна Муравия (1936, Государственная премия, 1941), повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья.

После выхода Страны Муравии один за другим были изданы сборники стихов Твардовского Стихи (1937), Дорога (1938), Сельская хроника (1939), Загорье (1941). В 1939-1940 Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.

В 1941 Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок Книга про бойца. Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945. В статье Как был написан «Василий Теркин» Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Случайно найденный образ, писал Твардовский, «захватил меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954 Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно - живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел - туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946), и высокую оценку современников. И. Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!» Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения Я убит подо Ржевом… и Я знаю, никакой моей вины… Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи Дом у дороги (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой». В 1950 Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но в 1954 был смещен с поста за демократические тенденции, наметившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. В 1958 Твардовский снова возглавил «Новый мир», пригласив в него своих единомышленников - критиков и редакторов В. Лакшина, И. Виноградова, А. Кондратовича, А. Берзер и др. На этом посту Твардовский, по определению критика И. Ростовцевой, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства». Благодаря его усилиям в «Новом мире», ставшем средоточием и символом «оттепели», были опубликованы произведения В. Овечкина, В. Быкова, Ф. Абрамова, Б. Можаева, Ю. Трифонова, Ю. Домбровского и др. В 1961 Твардовскому удалось опубликовать повесть А. Солженицына Один день Ивана Денисовича. В 1970 Твардовский был смещен с поста главного редактора. Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой - «неофициальным оппозиционером». Несмотря на официальное признание поэмы За далью даль (1950−1960, Ленинская премия, 1961), поэмы Твардовского По праву памяти и Теркин на том свете не были опубликованы. Умер Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971.

Твардовский Александр Трифонович, является известным русским поэтом. Он родился 8 июня 1910 года в деревне Загорье, которая находится в Смоленской области. Отец будущего поэта был кузнецом, которого во время революции раскулачили и отправили в ссылку. О судьбе многих жертв коллективизации того времени, Твардовский написал в своём произведении "По праву памяти".

Александр писал стихотворения с самого детства. Его первое произведение было опубликовано в 1931 году. Называлась эта поэма "Путь к социализму". Во время своей учёбы в Смоленском педагогическом институте и в Московском институте философии, он не забывал писать и статьи. Твардовский стал известен, после выхода в широкий круг читателей его поэмы "Страна Муравия".

С 1939 по 1940 годы он служил в армии военным журналистом. Принимал участие в походах на Польшу и в финской войне. Во время Второй мировой войны он был фронтовым корреспондентом. Писал статьи для многих газет. Кроме этого, он занимался творчеством, писал свои "хроники фронтовых лет". Это название определяет содержание данного произведения. Благодаря тому, что он был директором "Нового мира", удалось опубликовать произведения многих советских писателей. А в 1961 году, Твардовский смог опубликовать повесть Солженицына "Один день Ивана Денисовича". По воле высших чиновников, в 1970 году, Твардовского смещают с должности главного редактора. Это сильно повлияло на душевное состояние поэта, который был одновременно большим человеком в партии и "неофициальным оппозиционером". Несмотря на то, что его поэма "За далью даль" была признана советскими критиками, и удостоена Ленинской премии в 1961 году, другие его произведения, так и небыли опубликованы.