Удивительная история Древнего Египта: всё самое интересное о стране фараонов. Египетские фараоны: имена, династии, исторические факты

Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов

До нашего времени дошли обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. В тексте летописи перечислены египетские правители. (Их, кстати сказать, не всегда величали фараонами. Имя и титул фараона считались священными, поэтому их избегали называть и уточняли имя конкретного фараона только в том случае, когда это было крайне необходимо. Это, разумеется, не облегчает труд историков.) С середины II тысячелетия египтяне называли своего правителя «пep-o» – «большой дом». От этого определения и произошло позднее слово «фараон».

В летопись каждый год вносились записи о правлении царя. Перечисленным в летописи царям в IV тысячелетии до н. э. предшествовали многочисленные племенные вожди и цари, владевшие областями Северного и Южного Египта. В летописи приводятся также имена царей северной части Египта, о которых уже в III тысячелетии не сохранилось никаких сведений, только имена и приблизительная последовательность правления.

О древнейшей эпохе Египта осталось довольно много памятников материальной культуры и даже письменные источники, но они очень краткие, отрывочные, неполные, начертаны на очень древнем языке, с трудом поддающемся расшифровке. По этой причине о происхождении первых египетских фараонов известно совсем немного. Было бы гораздо проще, если бы древние летописцы указывали хотя бы даты рождения и смерти своих царей, но летосчисления, похожего на современное, у древних египтян не было, поэтому в истории Древнего Египта существует так много загадок, а в египтологии существуют разные хронологии.

История фараонов Древнего Египта настолько длинная, что историки для удобства разделили ее на несколько периодов, каждый из которых сопоставим по продолжительности с историей любой европейской державы.

Древнее царство (2707-2170 до нашей эры) – эпоха великих пирамид.

Среднее царство (2119-1793 до н. э.) – развитие письменности.

Новое царство (1550-1069 до н. э. – время великих зодчих.

Позднее царство (715-332 до н. э.) – период персидского господства.

После окончания каждой великой эпохи наступало время хаоса, разделения Египта на две части. Эти времена характеризуются как Периоды распада:

Первый период распада (или Первый переходный период) – 2170-2019 до н. э.

Второй период распада (или Второй переходный период) – 1794/93-1550 до н. э.

Третий период распада (или Третий переходный период) – 1070/69-714 до н. э.

Но вообще история египетских фараонов началась в доисторическую эпоху, которую принято определять как Додинастический период, вслед за которым настало время Ранних династий – ок. 3100-2700 гг. до н. э. (I и II династии – 3100-2700 гг. до н. э.). В те очень давние времена Египет постепенно развивал свою высокую культуру. Окончательно оборвались династии Древнего Египта при греческих фараонах Птолемеях (332-30 до н. э.). В 30 году до н. э. Египет стал римской провинцией. Знаменитая царица Клеопатра считается последней правительницей на троне фараонов.

Первый фараон Аха (или Менес) правил примерно с 3032 до 3000 года до н. э. и сумел объединить две части страны – Верхний и Нижний Египет.

Все эпохи разделяются на династии, правившие три тысячи лет – в общей сложности 31 династия. Все хронологии Древнего Египта довольно условные, потому что за давностью лет и при отсутствии точных данных историкам приходится пользоваться косвенными указаниями, сопоставлять разные источники. Поэтому даты правления фараонов даны предположительно – в разных исторических источникам можно встретить данные, различающиеся на целые десятилетия.

Списки фараонов Древнего Египта обнаружены в храмах. Самый древний такой список относится к Пятой династии (2498-2345 гг. до н. э.) – так называемый Палермский камень. На плите из черного базальта, расколотой на несколько кусков разных размеров, высечен перечень фараонов Древнего Египта за шесть или семь столетий, начиная с доисторического периода, то есть с конца IV тысячелетия до Новой эры. На одном из кусков упоминаются некоторые из последних египетских царей Додинастического периода (примерно до 3150 года до н. э.). Заканчивается список фараоном Нефериркаром, который правил в середине Пятой династии. Примечательно, что на «Палермском камне» называются не только имена фараонов, но и описываются важнейшие события, случившиеся при их правлении.

В другом списке фараонов – из храма Карнак – названы все царственные предки фараона Тутмоса III (XVIII династии). Не хватает только нескольких фараонов из Второго периода распада.

Самый известный перечень древнеегипетских фараонов содержит так называемый Абидосский список, который выбит на каменных стенах храма Сети I в Абидосе. Там изображен фараон Сети I, который показывает своему сыну Рамзесу II длинные ряды картушей 76 египетских царей, начиная с Менеса и заканчивая Сети I. Правители из Второго периода распада, иначе называемого Вторым переходным периодом, там тоже пропущены, как и в Карнаке.

В Абидосском списке отсутствуют также пять царей XVIII династии: Хатшепсут, Эхнатон, Сменхкар, Тутанхамон и Эйе (царица Хатшепсут была исключена, по всей вероятности, по приказу Тутмоса III, а четверо остальных фараонов относились к Амарнскому периоду и были прокляты как вероотступники).

В Списке Саккара имеется 47 картушей (первоначально было 58), и там названы фараоны от Анеджиба из Первой династии до Рамзеса II. Фараонов Второго переходного периода там тоже нет.

Самым подробным списком признан знаменитый Туринский канон. Возраст его составляет, по оценкам специалистов, около 1200 лет. Первоначально этот список содержал триста имен фараонов, но папирус при транспортировке был сильно поврежден, и многие его фрагменты не сохранились. Это тем более досадно, что пропали части скрупулезно составленного документа, где были проставлены даты правления с точностью до месяца и дня.

Огромный вклад в историю Древнего Египта внес Манефон Семеннитский – единственный известный древнеегипетский историк. Манефон написал «Историю Египта», которая дошла до нас фрагментарно, в виде цитат в трудах других историков древности – Иосифа Флавия, Секста Африкана, Евсебия Кесерейского и других, которые пользовались его сочинениями для восполнения собственных знаний о Египте. Манефон был, по всей вероятности, жрецом или верховным жрецом при Птолемее I (306/304-283/282 гг. до н. э.). Он пользовался храмовыми документами и архивами и располагал большими возможностями, по сравнению с историками нового времени, для ознакомления с древнеегипетскими историческими источниками. Манефон разделил всю историю Древнего Египта на 30 династий, и этот принцип разделения сохранился до сих пор (хотя сейчас принято насчитывать 31 династию).

Некоторые сведения о египетских фараонах были почерпнуты из трудов историков и летописцев других стран, например, греческих историков V века до н. э. Геродота и I века до н. э. Диодора, которые тоже уделяли внимание историческим событиям в такой крупной и важной стране как Египет.

Все списки указывают последовательность правления фараонов и их имена. Однако эти списки неполные, фараонов переходных периодов они, как правило, пропускают. А в списке Манефона, как и в текстах Геродота и Диодора, приводятся греческие варианты имен фараонов. Египетские имена фараонов можно найти только в древнеегипетских текстах.

Указания на продолжительность правления фараонов находят на оттисках печатей на глиняных сосудах для вина. О возрасте фараона иногда можно судить по результатам исследования с помощью радиоуглеродного метода.

Радиоуглеродный метод датирования биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения основан на измерении соотношения содержания в материале изотопов углерода. Углерод присутствует в земной атмосфере в виде стабильных изотопов C-12 и C-13 и радиоактивного изотопа C-14. Углерод постоянно подвергается воздействию проникающего в атмосферу космического излучения, и при этом образуется радиоактивный изотоп С-14. Когда организм погибает и разлагается, стабильные изотопы сохраняются, а радиоактивный изотоп распадается с периодом полураспада 5568 + 30 лет, поэтому его содержание в останках постепенно убывает. Зная исходное содержание изотопа в тканях и выяснив, какое количество осталось, можно узнать, какое количество радиоактивного углерода распалось и, таким способом, установить время, прошедшее с момента прекращения жизнедеятельности организма.

Принцип радиоуглеродного датирования предложил американский физик и химик Уиллард Либби еще в 1946 году. С тех пор методика его применения в различных условиях и для различных органических материалов была усовершенствована, чтобы уменьшить погрешность. В настоящее время радиоуглеродный анализ считается одним из самых надежных способов определения возраста органических останков, хотя не все ученые это признают.

Применительно к мумии фараона радиоуглеродный анализ дает возможность получить довольно достоверные данные о датах его рождения и смерти. Если фараон умер очень молодым (как, например, Тутанхамон), специалисты рассматривают также состояние его скелета и так называемых «зубов мудрости».

Степени родства древнеегипетских фараонов установить сложно. Генетический анализ мумий проводится редко, а в тех случаях, когда он все-таки был проведен, результаты были положительные – фараоны и их супруги находились в кровном родстве. Но генетические исследования осложняются тем, что для лучшей сохранности мумии подвергали облучению гамма-лучами, и это облучение повлияло на результаты. Генетическое исследование костного мозга и зубной ткани некоторых мумий успешно проведено. Но, вероятно, сложность анализа и сомнительные результаты охлаждают пыл исследователей.

В списках фараонов указана последовательность, но не даты правления и годы жизни каждого отдельного фараона. Поскольку в Древнем Египте не было точного летоисчисления, то более или менее точное датирование всегда создавало большие сложности. Не удивительно, что данные, какие можно встретить в работах ученых-египтологов, очень сильно различаются, иногда на сто лет. Новейшие датировки основаны на современных исследованиях, но и новизна не является гарантией точности.

Представить себе, как выглядели фараоны Древнего Египта, несколько проще, потому что сохранились многочисленные изображения, в том числе подписанные. Даже если учесть, что портретное сходство могло вовсе отсутствовать, что автор рисовал идеальное изображение божественного властителя Египта, он все-таки основывался на реальных чертах своих современников, хотя и приукрашивал их. Видел ли художник, хотя бы издали, свою царственную модель, неизвестно. Авторы изображений фараонов наверняка руководствовались, подобно иконописцам, установленными канонами, но вовсе не исключено, что эти каноны, возможно, предполагали внесение некоторых индивидуальных черт. В лицах всех фараонов есть определенное сходство, но все-таки проглядывают и различия, так что можно предполагать наличие портретного сходства с конкретными фараонами.

Внешний облик фараонов в течение тысячелетий практически не изменился. Из-за жаркого климата на них иногда не было надето никакой другой одежды, кроме напоминающей фартук набедренной повязки схенти из тонкого льняного полотна, перетянутой на талии поясом. По особым случаям к этому поясу прикрепляли звериные хвосты – обычай, оставшийся, вероятно, с тех времен, когда правители Египта были племенными вождями и главными охотниками племени. У племен, добывавших себе пропитание охотой, существовал обычай надевать на себя во время ритуалов звериные шкуры или носить на себе клыки, хвосты или другие части тел убитых животных. Иногда во время ритуалов фараоны, тоже по давней традиции, носили на плечах накидку из меха или целую шкуру пантеры. В более поздние века вместо набедренной повязки фараоны носили туники из тончайшего полотна. Грудь полностью закрывали широкие массивные золотые ожерелья с драгоценными камнями и жемчугом. В торжественных случаях царственную особу украшали золотые пряжки, ожерелья, диадемы, заколки, подвески, и все это великолепие весило не один килограмм.

На голове фараону полагалось носить корону или платок. Иногда в будничной обстановке фараоны ограничивались только платком или париком. Голову обычно брили, а париков было много – будничные и парадные, завитые разными способами или заплетенные в косички. Поверх платка или парика фараоны носили урей – золотую диадему в виде готовящейся к нападению кобры.

Корона была не одна, а несколько разных: хеджет – корона Верхнего Египта в виде высокого белого колпака, напоминающего кеглю; дешрет – красная корона Нижнего Египта, цилиндрическая спереди с длинным выступом сзади; пшент – двойная комбинированная корона Верхнего и Нижнего Египта. Для ритуальных целей фараоны надевали корону атеф – искусно выполненный тростниковый колпак, иногда снабженный рогами. Синюю округлую корону в виде шлема стали носить фараоны XVIII династии.

Полосатый платок фараонов немес повязывали на голову, почти закрывая лоб, два конца соединяли сзади, два другие свободно и симметрично выпускали на плечи и грудь. Существовал и более простой вариант завязывания платка-клафта, при котором концы связывали на затылке или скрепляли золотыми заколками и выпускали на спину. На коронах и платках фараона обязательно присутствовал урей надо лбом – изображение кобры, которая являлась знаком власти правителей Египта. Змея всегда была представлена развернувшейся, готовой к нападению, с поднятой головой, что должно было обозначать готовность к борьбе против сил зла.

Фараон, вероятно, не мог самостоятельно одеться, правильно надеть свои головные уборы, и для парадного облачения ему необходимы были слуги.

Типичной деталью внешности фараона являлась приставная бородка. Фараоны, как и простые египтяне, брили усы и бороду. Искусственная борода, тщательно завитая или заплетенная в косички, уложенная в форме трапеции или совсем прямая, прикреплялась к подбородку тесемками, привязанными к парику. Египетских богов изображали с бородками, значит, и у фараона должна быть такая же, чтобы подчеркнуть его божественность.

В Древнем Египте существовал обычай подводить глаза, наносить на лицо грим. Декоративную косметику накладывали щедро. В гробницах фараонов археологи находили большое количество шкатулок, пузырьков и мисочек с целым запасом различных мазей, красок, белил, ароматических веществ. Некоторые снадобья, должно быть, оказывали целебное действие. На всех изображениях фараонов глаза у них ярко обведены и подрисованы черной краской. Возможно, это связано с убеждением, что черная краска предохраняет от глазных болезней, которые были широко распространены, или хранит от злых духов.

Фараоны часто изображены с перекрещенными на груди скипетром и плетью. Возможно, эти царские регалии достались фараонам от их далеких предшественников, племенных вождей. Для вождя племени скотоводов посох и плеть были обычными атрибутами и знаками власти. Скипетр фараона, должно быть, символизировал пастушеский посох и обязанность фараонов заботиться о своем народе, стеречь его, как пастух стережет свое стадо, защищать от врагов, побивая их могучей дланью, вооруженной плетью для битья, символом оружия. Загадочная плеть одновременно сильно напоминает веер от мух – необходимый в быту предмет. Скипетры могли иметь разную форму – например, с головой бога Сета, которая символизировала власть и могущество фараона.

Бог Сет царствовал в пустыне и, по мнению ученых, прообразом его головы послужила голова пустынной землеройки, которая и сейчас водится в саваннах и полупустынях от Марокко до западной Ливии.

Что касается обуви, то в Древнем Египте почти все ходили босиком, не исключая знати и даже самого фараона. Фараон надевал сандалии из папируса или из кожи только для торжественных выходов за пределы дворца, а в своих покоях, по всей вероятности, ходил босиком по гладким каменным плитам. Простые люди не имели права надевать такую обувь, как у правителей и сановников, да и не имели в ней нужды. Чтобы в самый зной на работе защитить ноги от раскаленных острых камней и песка, они иногда привязывали ремнями к ступням подошвы из твердой кожи или плетеной соломы, но, как правило, египтяне ступали по земле босыми ногами.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

Глава 4. Эпоха второй половины XIV – XVI веков новой эры в истории «древнего» Египта. Атаманская – Отоманская империя 1. Общий обзор истории 18-й «древне»-египетской династии Знаменитую 18-ю династию египтологи относят к периоду 1570-1342 годы до н.э. , с.254. Согласно нашей

Из книги Русско-Ордынская империя автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи используют введенное Манефоном деление правлений египетских царей на тридцать династий. Первый царь этой последовательности – Менес – правил около XXXI в. до н. э. и, судя по всему, завершил

Из книги Русь и Рим. Славяно-тюркское завоевание мира. Египет автора Носовский Глеб Владимирович

автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о первом переходном периоде в истории Древнего Египта: Манефон – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Жил в царствование фараона Птолемея Первого (305-285 гг. до н.э.). Автор истории Египта на греческом языке.Туринский

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

7.2. Странные периодические «возрождения» в истории «древнего» Египта В томе «Числа против Лжи», гл. 1 мы уже говорили, что хронология Египта - одна из самых молодых исторических наук. Она создана на основе уже сложившейся скалигеровской истории Рима и Греции, а потому

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Война и мир в истории Древнего Египта Менес - объединитель ЕгиптаОдин из первых оазисов человеческой цивилизации - Древний Египет - пережил в своей военной истории многое, что впоследствии повторялось в судьбах других государств и народов.В самом своем рождении

Из книги Древний Восток автора

Источники по истории Древнего Египта Первые известия о египетской и других восточных цивилизациях появились у обитателей Европы еще до становления античной цивилизации, во II тысячелетии до н. э. Собственно говоря, Египет и другие страны Востока были своего рода фоном и

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи продолжают использовать в периодизации истории Древнего Египта последовательность правления 30 династий египетских царей, введенное еще Манефоном. Первый царь в этом ряду, Менес (или Мина), правил

Из книги Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры автора Штайндорф Георг

Глава 1 Как был найден потерянный ключ к истории Древнего Египта 19 мая 1798 года французский флот под командованием молодого генерала Бонапарта отплыл из Тулона, чтобы бросить вызов английскому владычеству в Египте. Наполеон надеялся, завоевав эту страну, создать оплот на

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Воссоединение Египта под властью саисских фараонов Следует отметить, что Ассирия установила свое господство в Египте не только потому, что она обладала военным превосходством. Среди прочих причин, о которых мы можем лишь догадываться или судить по сохранившимся

История египетских фараонов и Древнего Египта в целом захватывающа и таинственна. А деяния великих египетских правителей поистине грандиозны. Это время – время великих походов и масштабных сооружений, прославивших древнеегипетскую культуру на тысячелетия и ставших примером и основой для новаторских идей современности.

Немного о династиях

Сам термин "династия" применялся греками в отношении правителей Объединенного Египта. Всего насчитывается 31 династия египетских фараонов за все периоды существования государства до греко-римского. Они не имеют названий, а нумеруются.

  • В Раннединастический период насчитывается 7 правителей 1-й династии, 5 – 2-й.
  • В Древнеегипетском царстве – 5 фараонов 3-й династии, 6 – 4-й, 8 – 5-й, 4 – 6-й.
  • В Первый Переходный период в составе 7-8-й династий насчитывалось 23 представителя, а в составе 9-10-й – 3. В 11-й – 3, в 12-й – 8.
  • Во Второй Переходный в династическом списке египетских фараонов перечислено 39, входящих в состав 13-й, 11 – 14-й, 4 – 15-й, 20 – 16-й, 14 – 17-й.
  • Период Нового царства открыла одна из самых известных династий – 18-я, в перечне которой насчитывается 14 фараонов, из которых одна женщина. В 19-й – 8. В 20-й – 10.
  • В Третьем Переходном периоде в 21-ю династию входили 8 фараонов, в 22-ю – 10, в 23-ю – 3, в 24-ю – 2, в 25-ю – 5, в 26-ю – 6, в 27-ю – 5, в 28-ю – 1, в 29-ю – 4, в 30-ю – 3.
  • Второй Персидский период насчитывает всего 4 фараона 31-й династии.

В греко-римский период во главе государства обосновываются ставленники Александра Македонского, а затем римского императора. В эллинистический период после Македонского, Филиппа Архерауса и Александра IV это Птолемей и его потомки, причем среди правящих особ были и женщины (например, Береника и Клеопатра). В римский период это все римские императоры от Августа до Лициния.

Женщина-фараон: царица Хатшепсут

Полное имя этой женщины-фараона – Мааткара Хатшепсут Хенметамон, что означает "Лучшая из благородных". Ее отцом был знаменитый фараон XVIII династии Тутмос I, а матерью – царица Яхмес. Она была верховной жрицей самого бога солнца Амон-Ра. Из всех египетских цариц только ей удалось стать правительницей Объединенного Египта.

Хатшепсут утверждала, что она дочь самого бога Ра, что немного напоминает историю о рождении Иисуса: Амон сообщил собранию богов, правда, не через своего посланника, а лично, что у него вскоре родится дочь, которая станет новым правителем всей земли Та Кемет. И в ее правление государство будет еще больше процветать и возвышаться. Как знак признания этого, во время правления Хатшепсут ее часто изображали в облике потомка Амон-Ра Осириса – бога плодородия и властителя Подземного царства Дуат – с накладной бородкой и ключом от Нила – ключом жизни анхом, с царскими регалиями.

Правление царицы Хатшепсут прославил ее любимый архитектор Сенмут, построивший знаменитый храм в Дейр-эль-Бахри, который известен в мировой истории как Джесер-Джесеру ("Святая Святых"). Храм отличается от знаменитых храмов в Луксоре и Карнаке времен правления Аменхотепа III и Рамзеса II. Он относится к типу полускальных храмов. Именно в его рельефах увековечены такие важные культурные начинания царицы, как морская экспедиция в далекую страну Пунт, под которой, многие считают, скрывается Индия.


Также царица Хатшепсут особое внимание обращала на возведение грандиозных архитектурных памятников в государстве: она восстановила много разрушенных завоевателями – племенами гиксосов – зданий и монументов, возвела Красное святилище в храме Карнака и два обелиска из розового мрамора в его комплексе.

Тутмос III

Интересна судьба пасынка царицы Хатшепсут, сына фараона Тутмоса II, и наложницы Исиды Тутмоса III. Находившийся почти двадцать лет в тени мачехи, создавшей для него унизительные условия существования, после смерти ее Тутмос резко изменил политику государства, а все, что было связано с Хатшепсут, постарался полностью уничтожить. В данном случае напрашивается параллель с восшествием на российский престол императора Павла I и памятью о его матери императрице Екатерины II.

Ненависть Тутмоса распространилась и на сооружения, которые сейчас составляют мировой культурный фонд. Прежде всего речь идет о храме в Дейр эль Бахри, в котором по указу Тутмоса III были варварски уничтожены все скульптурные изображения, имеющие портретное сходство с Хатшепсут, сколоты иероглифы, увековечивавшие ее имя. Это важно! Ведь по представлениям древних египтян имя человека ("рен"), является пропуском для него в поля Вечности Иалу.


В отношении жизни государства прежде всего интересы Тутмоса были направлены не на мир и спокойствие в родном Египте, а наоборот, на войну для увеличения и приумножения. За свое правление в результате большого количества захватнических войн молодой фараон достиг небывалого: он не только расширил границы Древнего Египта за счет государств Месопотамии и своих соседей, но и заставил их платить огромную дань, сделав свое государство могущественнейшим и богатейшим среди прочих на Востоке.

Аменхотеп III

С именем египетского фараона Аменхотепа III связан один из удивительных уголков Санкт-Петербурга – пристань у Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова. В 1834 году на ней были установлены скульптуры привезенных из Древнего Египта сфинксов, лица которых, по преданию, имеют портретное сходство с этим фараоном. Найдены они были греческим археологом Аттанази на средства, предоставленные ему английским консулом в Египте Солтом. После раскопок владельцем исполинов стал Солт, который выставил их на торги в Александрии. Писатель Андрей Николаевич Муравьев написал письмо о ценных скульптурах, но пока вопрос о приобретении сфинксов в России решался, их купила Франция, и лишь по случайности они все же попали в Санкт-Петербург. Случилось это из-за начавшейся во Франции революции. Невывезенные скульптуры французское правительство по большой уценке стало продавать, и вот тут-то Россия их смогла приобрести на гораздо более выгодных условиях, чем прежде.

Кто же такой – фараон Аменхотеп III, напоминанием о котором служат и по сей день эти скульптуры? Известно, что он был особым ревнителем искусства и культуры, и поднял статус государства на международной арене на невиданную высоту, не сравнимую даже с эпохой правления Тутмоса III. Особое влияние на деятельность фараона Аменхотепа III оказывала его энергичная и умная жена – Тийя. Она была родом из Нубии. Возможно, благодаря ней правление Аменхотепа III принесло в Египет мир и покой. Но нельзя умалчивать и о нескольких военных походах, которые все же состоялись в годы его власти: на страну Куш, на государство Унешеи, а также подавление мятежников в районе второго нильского порога. Все описания его военных доблестей указывают на высокий уровень владения воинской наукой.

Рамзес II: политические решения

Время правления этой четы весьма спорное. С одной стороны, войны с хеттами за власть над Палестиной, Финикией и Сирией, стычки с морскими пиратами – шерденами, военные походы в Нубию и Ливию, с другой стороны – широкомасштабное каменное строительство храмов и гробниц. Но общее одно – разорение из-за непомерных налогов в пользу царской казны трудового населения государства. При этом знать и жрецы, наоборот, имели возможность повысить свой материальный достаток. Увеличивало траты из казны и то, что египетский фараон Рамзес II привлекал в свою армию наемников.

С точки зрения внутренней политики Рамзеса II следует отметить, что время его правления было временем очередного подъема Древнего Египта. Понимая необходимость находиться постоянно на севере государства, фараон переносит столицу из Мемфиса в новый город – Пер-Рамсес в дельте Нила. В результате была ослаблена власть аристократии, что, однако, не повлияло на укрепление власти жрецов.

Рамзес II и его "каменная" деятельность

Необычайно плодотворное храмовое зодчество правления Рамзеса II связано прежде всего с сооружением таких знаменитых храмов, как Большой и Малый Абу-Симбел в Абидосе и Фивах, пристройки к храмам в Луксоре и Карнаке, храм в Эдфу.

Храм в Абу-Симбел, состоящий из двух храмов скального типа, был сооружен в том месте Нила, где в XX веке совместно с СССР будет возведена знаменитая Асуанская плотина. Неподалеку находящиеся каменоломни Асуана дали возможность украсить порталы храмов гигантскими изваяниями фараона и его жены, а также изображениями богов. Большой храм был посвящен самому Рамзесу и еще трем богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Именно этих трех богов изваяли в скульптурах и поместили в святилище скального храма. Вход в храм украшали сидящие каменные гиганты – изваяния Рамзеса II – по три с каждой стороны.


Малый же храм был посвящен Нефертари-Меренмут и богине Хатхор. Украшен у входа стоящими в полный рост фигурами Рамзеса II и его жены, чередующимися по четыре с каждой стороны от входа. Кроме того, Малый храм в Абу Симбел рассматривался еще и как гробница Нефертари.


Аменемхет III и коллекция Эрмитажа

Есть в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге скульптура из черного базальта, изображающая этого фараона сидящим в канонической позе. Благодаря хорошо сохранившимся письменам мы узнаем, что Аменемхет III – правитель Среднего царства, который много сил и времени отдавал строительству прекраснейших храмов. К ним прежде всего следует отнести храм-лабиринт в районе Фаюмского оазиса.

Благодаря мудрой внутренней политике Аменемхету III удалось сильно снизить влияние управителей отдельных номов – номархов и объединить их, основав Среднее царство. Военных походов в целях расширения границ этот фараон почти не предпринимал. Исключением может служить война в Нубии и военные походы в страны Азии, в результате которых они и были открыты. Среди них была и Сирия.

Основное направление деятельности Аменемхета III – строительство и улучшение жизни колоний. Благодаря этому колонии были созданы на Синайском полуострове, богатом медными рудниками, которые и разрабатывались для Среднего царства Аменемхета III. Разрабатывались здесь и месторождения бирюзы. Масштабными были и работы по ирригации земель в районе Фаюмского оазиса. Была возведена насыпь, благодаря которой осушенные почвы на большой территории оазиса стали доступными для земледелия. На этих же территориях Аменемхетом III был основан город бога Себека – Крокодилополь.

Эхнатон-реформатор и царица Нефертити

Среди имен великих египетских фараонов особо выделяется имя Аменхотепа IV, или Эхнатона. Сын Аменхотепа III считался еретиком – он, изменив вере отца, уверовал в бога Атона, воплощенного в солнечном диске и изображавшегося на рельефах в виде солнечного многорукого диска. Имя, данное отцом и означавшее "Преданный Амону", он изменил на то, которое означало "Угодный Атону".

И столицу перенес в новый город, названный Атон-пер-Ахетатон, в область Египта Эль-Амарна. Решение такое было принято в связи с сильно укрепившейся властью жрецов, которые фактически подменяли собою власть фараона. Реформаторские идеи Эхнатона коснулись и искусства: впервые в рельефах и фресковых росписях гробниц и храмов стали изображать романтические отношения фараона и его жены – царицы Нефертити. Причем по особенностям изображения они уже не походили на канонические, скорее, их можно было бы назвать предтечей натуралистической живописи.

Клеопатра – царица египетская

Среди всех египетских фараонов и цариц самой известной, пожалуй, считается Клеопатра. В мировой истории ее часто называют и роковой, и египетской Афродитой. Она являлась наследницей великой династии египетских фараонов из македонского рода Птолемеев, назначенных на эту должность Александром Македонским. Клеопатра – жена Марка Антония и любовница Юлия Цезаря – была последней царицей Египта периода эллинизма. Она была высоко образована, музыкально одарена, знала восемь иностранных языков и с удовольствием посещала Александрийскую библиотеку, участвуя в философских беседах ученых мужей. Личность Клеопатры вызывает много фантазий и легенд, а вот фактической информации о вкладе ее в развитие Египта совсем немного. До сих пор она остается самой таинственной и загадочной из всех правительниц египетской земли.

Список египетских фараонов можно было бы продолжить, ведь были среди них еще персоны, достойные отдельного разговора. История Египта вызывает постоянное внимание людей разных поколений, и интерес к ней не иссякает.

Наследие самой развитой древней цивилизации, зародившейся в долине Нила, для потомков бесценно. Известные на весь мир исторические памятники хранят множество тайн, а над загадками возведения гигантских пирамид безуспешно бьются ученые всего мира. Древний Египет не спешит делиться секретами, но о точных фактах правления царей мы можем рассказать.

Немного фактов о фараонах

Несколько тысячелетий государством правили фараоны - наместники бога на земле, обладающие, по поверьям, магической силой. Они регулировали все сферы жизни египтян, а верховные жрецы считали себя их слугами, хотя некоторые цари становились марионетками в их руках.

Жители верили, что от правителя зависит восход солнца и созревание урожая. А если случались страшные эпидемии среди животных и людей, начинались войны, то это означало недовольство богов своим наместником.

Цари Египта не имели права смешивать свою кровь с человеческой, поэтому они женились сначала на своих сестрах, и лишь затем вступали в брак с обычными женщинами. Но престол наследовал только рожденный от родственницы ребенок.

Женщины, в которых текла божественная кровь, обладали большой властью и даже правили Египтом, пока их сыновья не достигали зрелости.

Кто был основателем первой династии фараонов?

Ученые точно не знают, когда зародилось египетское государство, но после проведенных исследований было установлено, что около трех тысяч лет назад оно уже существовало.

Основателем первой династии является царь Мин. Он построил крепость, ставшую позднее столицей и царской резиденцией. Из Мемфиса фараон управлял объединенным Египтом, а его личность вызывает много споров среди ученых. Многие специалисты считают, что Мин - это обозначение трех первых фараонов додинастического периода, а все споры связаны с отсутствием письменных источников.

Раннее царство

Следующая эпоха, о которой не так много известно, - Раннее Египта первой и второй династии (Хор Аха, Хасехем), жестко подавившие все восстания, объединили страну в

В этот период начинается изготовление папируса, а широкое распространение письменности оказывает влияние на культуру других эпох. Египет становится страной с высокоразвитым сельским хозяйством.

Древнее царство

Фараоны обладают огромной властью, и государство превращается в централизованную деспотию.

По велению царя Джосера начинается строительство усыпальниц в Гизе.

При правлении пятой династии власть фараонов начинает ослабевать, а Египет дробится на административные единицы - номы.

Среднее царство

Правление двенадцатой династии приходится на В это время ведутся войны с соседними племенами, возводятся оборонительные крепости.

Цари (фараоны) Древнего Египта - Аменемхет I, Сенусерт III - невероятно почитались населением. В этот период орудия труда совершенствуются и появляются инструменты из бронзы. Мощный толчок получает развитие земледелия благодаря созданию оросительной системы.

Новое царство

В Новом царстве, при котором правили XVIII-XX династии (Тутмос I, Хапшетсут, Аменхотеп IV, Нехо II), Египет превращается в мощную державу. Бурное экономическое развитие было обусловлено притоком в страну пленных рабочих, награбленного золота и скота.

В этот период широкое применение получают железные орудия, развивается коневодство и производство стекла. Искусство мумификации тел умерших достигает совершенства.

В начале XI века образовались два царства: Нижний Египет, который распадается на отдельные области, и Верхний, со столицей в Фивах. Нубийские правители ведут кровопролитные войны, мечтая захватить страну.

Освободил государство от захватчиков основатель саисской династии Псамметих I.

Освобождение от персов и конец правления египетских царей

Персидское правление выделяется в отдельный период. Чужеземный царь Камбиз провозглашается фараоном XXVII династии.

А в 332 году до нашей эры происходит завоевание Египта А. Македонским, освободившим страну от персов. Наступает эра эллинизма, а время правления фараонов навсегда уходит.

Фараоны Древнего Египта: таблица

Точная датировка правления царей до сих пор вызывает дискуссии среди ученых. Возьмем за основу выборочную таблицу, основанную на хронологии профессора археологии П. Николсона и доктора наук Я. Шоу и включающую самых значимых правителей.

Годы, до нашей эры

Название периода

Имена фараонов

Раннее царство

Менес (Нармер)

Древнее царство

Джосер, Сехемхет, Снофру, Хеопс (Хуфу), Хефрен (Хафра), Ниусера, Унас

Переходный период - упадок власти фараонов

Среднее царство

Ментухотеп II, Сенусерт I, Аменемхет I, Аменемхет II, Аменемхет III, Аменемхет IV

Второй переходный период

Новое царство

Яхмос I, Тутмос I, Хатшепсут, Тутанхамон, Рамсес I, Рамсес III, Рамсесы IV - IX

Культ мертвых

Говоря про египетских царей, нельзя не упомянуть про особое отношение к смерти у египтян, что обусловило зарождение культа мертвых. Жители верили в бессмертие души, отправляющейся в загробный мир. Считалось, что при правильном хранении тела она может вернуться, поэтому заупокойный культ строился на бальзамировании и мумификации умершего человека.

Особыми навыками в этой сфере обладали верховные жрецы, научившиеся сохранять тела фараонов нетленными.

Считалось, что цари Египта и после своей смерти правят в загробном мире, поэтому ритуальные обряды были очень важны. Фараоны при жизни думали о вечном жилище, и на плато Гиза возводились пирамиды, становившиеся местом захоронения наместников богов.

Сакральное место

Известная Долина Царей в Египте, расположенная напротив города Фивы (Луксора), - это уникальное место, где покоятся фараоны. До сих пор она притягивает исследователей, занимающихся историей древней цивилизации. Тридцать семь лет назад ее признали Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Священную долину тщательно охраняли, чтобы не допустить разграбления могил, однако с ослаблением власти фараонов появляются разбойники и путешественники, которые наносили непоправимый вред саркофагам.

Экспедиция Наполеона, прибывшая с целью завоевания Египта, была первой группой, составившей карты усыпальниц. После опубликования работ, посвященных Фивским захоронениям, начинаются научные путешествия известных археологов, сделавших немало важных открытий.

Неразбериха с гробницами

Первым похороненным в Долине Царей стал Тутмос I, а главная проблема заключается в том, что никто не знает, в какой именно гробнице он был упокоен. Такая неразбериха существует и с другими усыпальницами, хотя египтологи уверены, что все египетские цари имели личные погребальные камеры, построенные специально для них.

В 1827 году известный ученый Д. Г. Вилкинсон ввел в научный оборот обязательную нумерацию гробниц, начинавшихся с приставки KV. Служебным шахтам присваивались лишь латинские буквы. Например, известной усыпальнице Тутанхамона присвоен номер KV 62.

Исследователям известны 64 гробницы, причем последняя пока мало изучена.

Боязнь разграбления могил

До XV века до нашей эры фараонов хоронили по особым обрядам в пирамидах, построенных еще при их жизни. Правители контролировали работу и заботились не только о месте захоронения, но и о предметах быта, которые будут с ними в заупокойном мире, ведь даже в царстве Осириса наместники бога должны вести привычный образ жизни. Так гласит древняя история.

Цари Египта покоились в саркофагах, усыпанных драгоценностями. Усыпальницы в пирамидах на плато Гиза подвергались разграблению, а мумии осквернялись или перезахоранивались религиозными фанатиками. Боявшийся надругательства Тутмос I внес изменения в устоявшиеся традиции. Он повелел похоронить себя в уединенном и тайном месте, которым стал глубокий колодец в долине.

Маскировка от разбойников

Все последующие усыпальницы вырубались в скалах, входы маскировались камнями, а по дороге устраивались разнообразные ловушки для разбойников. Такой колодец упирался в погребальную камеру, где покоился фараон - царь Египта.

Ученые установили, что Город Мертвых в Фивах не избежал печальной участи, и усыпальницы в долине начали разграблять в эпоху правления XX-XXI династии фараонов. Высшие чиновники Египта продавали золотые украшения из гробниц, которые им передавали строители усыпальниц, не получавшие денег за работу.

В наши дни Долина Царей является уникальным местом, свидетельствующим о Находки в важном археологическом объекте проливают свет на происходившие события развитой цивилизации, что очень важно для потомков.

Древний Египет славится своими фараонами, которые на данный момент являются практически достоянием не только земли египетской, но и всего мира.

Название "Фараон" пришло из Греции и используется еще в Ветхом Завете. Изначально оно означало «Великолепный дом». На протяжении довольно большого периода времени властителей Древнего Египта называли несу. Древний Египет вся история фараонов которого окутана завесой некой тайны может поведать многое нашим современникам. Согласно одной из Египетских легенд, первым фараоном Египта был самый популярный на тот момент бог Египта. И мы, конечно же, не можем знать наверняка, жили ли некоторые из персонажей, о которых говориться в письменах и рисунках в камне, где они господствовали если жили, в какое время. Точные сведения на данный момент имеются только на правящих лиц более позднего времени. Согласно довольно многим источникам, самым первым настоящим фараоном Египта, который имел честь управлять целой страной, являлся Менес, Некоторые ученые зовут его Нармера, или Ага. Споры о подлинности имени властителя продолжаются и по сей день.

Как бы его не называли - он был основателем ряда правил.

В Древнем Египте всей истории фараонами могли быть не только мужчины, но и прекраснейшие женщины. Например, история оставила нам достаточно доказательств существования великой женщины-правительницы по имени Хатшепсут и некоторых других.

Как правило, фараон рассматривался, как воплощение Гора(Хоруса), то есть бога-сокола, и при этом посмертного сына Осириса,

Фараон являлся фигурой – основой всей административной структурой. Эти фараоны-боги довольно часто возглавляли огромнейшие ресурсы. Фараоны считались и верховными военачальниками и верховными жрецами каждого бога в царстве. Совершенно все приказы шли от его имени, и все таинства были на его месте.

Разумеется, фараон нес на своих плечах довольно серьезную ответственность. Благодаря его взаимоотношениям с богами, он был наделен правом сохранение порядка, или, как еще называли - Маат Земли, и, тем самым, способностью удерживать хаос, частенько возникающий в виде всевозможных врагов Египта пришедших из далеких чужих земель. Но он также считался ответственным за принятие обоснованных предложений и с иной стороны удовлетворяющих всех египетских богов так, что они благословили бы Древний Египет изобильными наводнениями Нила, тем самым обеспечивая народу отличный богатый урожай, для того чтобы иметь возможность накормить народ египетский. Если все вышесказанное ему в той или иной степени не удавалось, то его власть могла довольно серьезно пошатнуться.


За каждым древнеегипетским правителем скрывается своя неповторимая история, включающая невероятные достижения, падения и многочисленные перемены. При вхождении на трон следующего фараона отсчет времени всегда начинался по-новому, ознаменовывая следующую эру. Большое количество самых знаменитых фараонов Древнего Египта принадлежало к Новому царству – эпохе, когда древнеегипетская государственность расцветала в полную силу, и правили три династии фараонов (18,19 и 20). Так кто же он – самый знаменитый фараон Древнего Египта? Можно присвоить такое звание трем фараонам, которые действительно отличились определенной деятельностью в период своего полноправного управления.

По мнение крупнейших египтологов, Аменхотеп IV (Эхнатон), относящийся к восемнадцатой династии, является самым знаменитым фараоном Древнего Египта. Этот правитель оставил заметный след в египетской истории и даже всего человечества. Временем вступления его на трон считается примерно 1351 год до нашей эры. Совершать великие дела Эхнатону довелось 16 лет.

Он прославился тем, что стал автором религиозной реформы, а также организатором культурной и общественной революций. Этот самый знаменитый фараон Древнего Египта верил в бога Атона, а потому ввел его культ и даже построил новую столицу Ахетатон (севернее Фив).


Столица, построенная Аменхотепом IV, находилась в местности под названием Телль аль-Амарна. По названию данной местности время, когда правил этот фараон, было названо «амарнским». Отличается данное время правления расцветом изобразительного искусства и переходом к подлинному реализму.


Ученые отмечают, что Аменхотеп IV был не только прирожденным реформатором, но еще и обладал поэтическим даром, благодаря чему ему удалось создать философскую концепцию мира в теологической форме. Женой Аменхотепа IV была Нефертити, известная как очень красивая царица. Сегодня весь мир может любоваться скульптурой Нефертити, которая была создана в удивительном исполнении невероятной правдивости (хранится в Берлинском музее).

Тутанхамон

Это имя фараона, наверняка, известно многим. Тутанхамон, так же как и Эхнатон, принадлежит к восемнадцатой династии правителей Египта. Конечно, ничем особым он не прославился. Правда, может быть лишь тем, что отменил реформы Аменхотепа IV. Наверняка, для окружающих его людей, такое решение было долгожданным, поскольку умершего в 18-летнем возрасте Тутанхамона похоронили с особыми почестями.


О жизни этого фараона имеется мало сведений, поэтому ученые пытаются найти многие ответы на вопросы, их мучающие, и раскрыть тайну жизни Тутанхамона. До момента принятия титула правителя он носил имя Тутанхатон (в честь бога Атона). Но в 9-летнем возрасте, став верховным правителем Египта, он сменил имя. После вступления на престол состоялась свадьба Тутанхамона и 13-летней дочери Аменхотепа IV и Нефертити (Анхесенпаатен, впоследствии тоже изменившей свое имя на Анхесенамун).


Скорее всего, самым знаменитым фараоном Древнего Египта он стал уже за счет того, что гробница его была найдена исследователями в 1922 году, причем абсолютно в нетронутом виде. А это считается довольно редким явлением, ведь многие найденные учеными гробницы известных фараонов были изрядно разграблены.

Еще одним из величайших фараонов считается Рамсес II (Рамсес Великий), принадлежащий девятнадцатой династии фараонов. Время его правления составило 66 лет. За этот период он построил множество городов и храмов – до него ни один правитель не смог сделать подобного. При нем развивалось храмовое зодчество.


Особыми признаны храмы, которые вырубались в скалах (за что они стали называться пещерными или скальными). Наиболее известным среди храмов, построенных при Рамсесе II, считается погребальный храм в Фивах – Рамессеум. Также Рамсес II посвятил один из небольших храмов своей любимой жене Нефертари – это строение создано в скале Абу-Симбел.