В а сухомлинский краткая биография. Сообщение на тему "сухомлинский и его вклад в педагогику"

Василий Сухомлинский краткая биография и интересные факты из жизни украинского педагога, писателя изложена в этой статье.

Василий Сухомлинский биография кратко

Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 в селе Васильевке (ныне Кировоградская обл) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Он учился в родном селе в школе и в 1933 году окончил семилетку. Летом 1933 года мать провела младшего сына Василия в Кременчуг.

Сначала Василий Сухомлинский учился в медицинском техникуме, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабочий факультет, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. С 1935 г. начинается педагогический путь В. А. Сухомлинского.

В 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт заочником и закончил его в 1938 году. Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.

В 1941 году во время Второй мировой войны добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен, долго лечился и уже не смог вернуться к военной службе. В июне 1942 года его назначили директором сельской средней школы, где он работал до марта 1944 года.

9 февраля 1943 подал заявление о вступлении в ВКП (б). Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим районного отдела народного образования. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу.

В 1948 году Сухомлинский становится директором Павлышской средней школы и работает а этой должности 23 года (до конца жизни). В 1948 году это была обычная, заурядная школа. 23 года стали самым плодотворным периодом его научно-практической и литературно-публицистической деятельности.

Обычную сельскую школу он превратил в настоящую педагогическую лабораторию, где добывал сокровища педагогической мудрости.

В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы — руководитель учебно-воспитательного процесса».

С 1957 г. — член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР.

1958 — заслуженный учитель УССР.

1968 — награжден званием Героя Социалистического Труда. В этом году избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Василий Сухоминський написал 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей.

Василий Александрович ставил и решал проблему формирования у молодежи национального и эстетического мировоззрения. Об одном из путей успешного решения этой проблемы он писал, что в душе детей должны войти лучшие народные традиции и стать святым законом, потому что нельзя представить народ без имени, без памяти, без истории. В духе украинских культурно-исторических традиций учитель констатировал, что мудрость является важнейшей приметой человека. В его трудах часто находим выражения «мудрая человеческая любовь», «мудрость жить», «достоинство — это мудрость держать себя в руках». Педагог целенаправленно формировал у каждого воспитанника умение быть маленьким философом, осмысливать мир через красоту природы.

Для Сухомлинского формирование эстетического чувства ребенка, его эмоциональной культуры — основная задача гуманистического воспитания. А восприятия и осмысления прекрасного — основа эстетической культуры, без которой чувство остаются глухими ко всему высокому и благородному.

Книга «Сердце отдаю детям» имела публичное признание.

Он писал: «Что было главным в моей жизни? Не раздумывая, отвечаю: Любовь к детям ».

Василий Сухомлинский (1918 - 1970)

Советский педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье. До Октябрьской революции отец Василия Александровича - Александр Емельянович Сухомлинский - работал по найму как плотник и столяр.

Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926 - 1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе.

17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935 - 1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района.

Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем - преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год.

В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года - заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса».

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР - 1974, посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Василь Олександрович Сухомлинський Портрет В. А. Сухомлинского в Павлышской школе Имя при рождении:

Василий Александрович Сухомлинский

Род деятельности: Дата рождения: Дата смерти: Награды и премии:

Мемориал Сухомлинскому в Павлышской школе

Вход в музей в Павлышской школе

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (28 сентября , с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии - 2 сентября , пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области , Украинская ССР) - советский педагог украинского происхождения.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (), кандидат педагогических наук (), заслуженный учитель школы Украинской ССР (), ().

Биография

Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье.

До Октябрьской революции отец Василия Александровича - Александр Емельянович Сухомлинский - работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села - был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В.А.Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926-1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года . он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году . прервать учёбу в вузе.

17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935-1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 году вступил в комсомол.

Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем - преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год . С тёплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне, - писал Василий Александрович, - выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте... Говорю - выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер...»

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР - , посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Память

  • На корпусе № 1 Полтавского педагогического института (сейчас университет) по ул. Остроградского, 2 - Сухомлинскому установлена мемориальная доска.
  • В самом университете находится музей В. А. Сухомлинского.
  • В честь В. А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет .

Награды

Значительные произведения

  • Методика воспитания коллектива

Полное собрание сочинений и методического наследия приведено в книге:

  • В. А. СУХОМЛИНСКИЙ: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. - К.: Рад. шк., 1987.- 255 с.

См. также

Примечания

Ссылки

Сухомлинский, Василий Александрович на сайте «Герои страны »

  • (укр.)
  • Василь Олександрович Сухомлинський (укр.)
  • Симон Соловейчик «Всё более глубокое понимание ребёнка – это и есть воспитание его» . газета «Первое сентября» (№ 70/2000). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 18 июля 2009.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 28 сентября
  • Родившиеся в 1918 году
  • Родившиеся в Херсонской губернии
  • Родившиеся в Онуфриевском районе
  • Умершие 2 сентября
  • Умершие в 1970 году
  • Умершие в Онуфриевском районе
  • Герои Социалистического Труда
  • Кавалеры ордена Ленина
  • Кавалеры ордена Красной Звезды
  • Педагоги СССР
  • Педагоги Украины
  • Участники Великой Отечественной войны
  • Похороненные в Онуфриевском районе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Василь Сухомлинський известен как советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Отслужив практически всю жизнь в сельской школе, преподаватель сумел сделать из неё научное учреждение, а также лабораторию педагогических методик.

Детство талантливого учителя

На свет великий педагог появился 28 сентября 1918 года, в селе Васильевка, Кировоградской области (Украина). Родился Василь Сухомлинський в бедной семье. Его отец вплоть до начала Октябрьской революции служил по найму в качестве плотника и столяра. А после политического события стал руководить колхозом, служил селькором и учил детей труду в школе.

Детские годы советского педагога пришлись на сложное время: революция, разруха, голод, ненависть. Уже в то время, будучи совсем ребёнком, Сухомлинский стал задумываться над тем, как можно сделать детство самым счастливым периодом в жизни детей.

Василий Сухомлинский: биография, книги

В возрасте 7 лет Василий отправился на учёбу в поселковую семиклассную школу, где о нем всегда отзывались, как о трудолюбивом и одарённом ребёнке. После школы Василий проходил подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте, затем поступил на факультет языка и литературы. Однако из-за болезни, в 1935 году, был вынужден остановить обучение.

В 17-летнем возрасте будущему создателю народной педагогики пришлось начать вести учительскую деятельность. В течение трех лет Василий преподавал детям украинский язык и литературу в сельских школах Васильевки и Зыбково.

В 1936 году Василь Сухомлинський вернулся к учёбе. Своё обучение он продолжил в пединституте Полтавы на заочном отделении. Спустя два года талантливый педагог закончил вуз, получив специальность. После вручения диплома Сухомлинський Василь Олександрович - учитель украинского языка и литературы в школах на родной земле. Приблизительно в тот же отрезок времени Василий Александрович женился на своей коллеге-учительнице. Однако во время войны девушка осталась в оккупации и, будучи беременной, погибла.

Сухомлинский стал автором более 30 книг, 50 монографий, свыше 1500 сказок для ребят и около 500 статей, которые были посвящены воспитанию, а также обучению подростков. Своим основным достижением педагог считал книгу «Сердце отдаю детям», за которую был посмертно награждён Госпремией УССР в 1974 году.

Василий Александрович всю свою жизнь посвятил воспитанию детей и проявлению в них личности. Талантливый автор старался привить детям личное отношение к окружающей действительности, к пониманию собственного дела и чувства ответственности перед близкими людьми, а главное - перед своей совестью.

Начало Великой Отечественной войны

Когда началась война, Сухомлинський Василь Олександрович отправился на фронт добровольцем. Он шёл в бой в звании младшего политрука на Западном и Калининском фронте, принимал активное участие в Смоленском сражение и битве под Москвой.

В середине войны талантливого педагога серьёзно ранило осколком снаряда под самое сердце. С фронта отправили в уральский госпиталь. После выписки он стал директором поселковой школы Ува Удмуртской АССР.

Послевоенное время

В 1944 году, когда фашисты покинули украинские территории, талантливый учитель возвратился на родную землю, занял должность заведующего районного отдела народного образования в Онуфриевке.

В конце 40-х годов XX века Сухомлинский принял решение вернуться к педагогической практике, возглавив среднюю школу в родном районе. До конца своих дней великий педагогВасиль Сухомлинський служил на должности директора в посёлке Павлыш.

Биография и цитаты Василия Александровича Сухомлинского

Василий Александрович разделял идеи педагогики сотрудничества. Творчески переосмысляя труды таких великих деятелей, как Аристотель, Корчак, Сковорода, Ушинский и Коменский, педагог занимался развитием, углублением и исследованием. Он доходил до новых идей и мыслей, необходимых во время воспитания личности в ребёнке.

У Сухомлинского огромное количество цитат и афоризмов, дошедших до наших дней и не утративших былой актуальности. Его высказывания посвящены нормам жизни и поведения, воспитанию, формированию личности ребёнка и семейной жизни. И это далеко не весь перечень сохранившихся мудрых и так необходимых в наши дни мыслей великого учителя.

Вместе с Макаренко, Василя Сухомлинского признали лучшим в области развития педагогики не только в родном государстве, на территории всего Советского Союза, а и во всем мире. Однако его учения не редко поддавались критике, по той простой причине, что они не полностью соответствовали идеологии советского времени (были пронизаны духом Христианства). Педагог был атеистом, но в природе видел начало Творца.

Создание народной педагогики

Новаторско-педагогическая система, которая была создана Василием Александровичем, основана на принципах гуманизма, на признании личности детей, как высшей ценности, на которую должен быть ориентирован процесс обучения и воспитания. Ключевая идея этого образования заключалась в том, что учитель должен верить в возможность и существование коммунистического идеала, обязан измерять свой труд мерой идеального.

Великий педагог старался строить процесс воспитания и обучения, как труд, который бы приносил радость.

Особое внимание Сухомлинский уделял развитию мировоззрения учеников, большую роль отводил слову педагога, художественному стилю изложения, придумыванию совместно с ребятами детских сказок и художественных произведений.

Также педагог-новатор создал комплекс эстетических программ под названием «Воспитание красотой». В педагогике того времени он разработал гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Его программа противодействовала авторитарному воспитанию и поддавалась критике в официальных педагогических кругах за «абстрактный гуманизм».

Смысл жизни Сухомлинского

Проекты и работа с ребятами были смыслом жизни великого педагога и его призванием. Без детских голосов и эмоций Василий Александрович не мог представить своей жизни. За годы, проведённые за работой, Сухомлинский привнёс много новых новаторских идей в методику воспитания детей.

Своё мировоззрение педагогики как науки, Василий Сухомлинский собрал в изданиях, которые выпускались в периодической печати. Помимо этого, талантливый педагог создал 48 отдельных научных работ, посвящённых правилам воспитания.

Его работа, педагогическая деятельность - это свидетельство новаторского подхода к возникновению и решению важных проблем современного воспитания. Самую важную ценность имеют разработки и идеи Василия Александровича, которые касаются вопросов формирования творческой индивидуальности детей.

Есть введения и новаторские методики талантливого учителя, которые китайцы и жители государств Европы и на данный момент используют в целях воспитания.

Достижения великого педагога

В 37-летнем возрасте Василий Александрович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса». А спустя три года заработал звание Заслуженного учителя УССР.

Василий Александрович разработал уникальную педагогическую систему, которая основывается на принципах гуманизма. В своей работе автор признал личность ребёнка высшей ценностью, на которую обязаны быть нацелены все процессы воспитания и образования.

На закате своей жизни талантливый педагог был награждён званиями Героя Социалистического Труда, Орденом Красной Звезды. Выбран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Не стало Сухомлинского в сентябре 1970 года.

Память о педагоге-новаторе

Василий Александрович многим обязан педагогическому институту, который находится в Полтаве. Именно в этом вузе его обучали педагогическим наукам, работе с ребятами, прививали культуру общения. В стенах родного института великий педагог останется навсегда. Одну из самых светлых и просторных аудиторий в старом корпусе, в котором в своё время проходил обучение молодой Василий, назвали в его честь. Также на территории вуза был открыт мемориальный музей, который освещает жизнь и деятельность педагога-новатора.

В начале 80-х годов XX столетия на здании института им. В. Г. Короленко была размещена памяти великого учителя. В память о Сухомлинском назвали национальный университет в городе Николаеве и педагогический колледж, который находиться в городе Александрия. На территории учебного заведения расположен памятник великому педагогу. Также аудиторию в честь Сухомлинского назвали в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» города Москвы.

Только исторический подход к творчеству выдающегося педагога позволит правильно определить его вклад в сокровищницу советской педагогики. Для начала изучим биографические данные В. А. Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. До революции судьба его, вероятнее всего, была бы незавидной судьбой полуграмотного батрака. Но революция распорядилась иначе. Как и все крестьянские дети, он поступил в родном селе в школу и в 1933 г. окончил семилетку. В те годы в стране велика была потребность в учительских кадрах для быстрорастущей школьной сети. В 1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте. С 1935 году начинается долгий и славный педагогический путь В. А. Сухомлинского. Именно в 1935 году, в 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. В 1938 году он закончил Полтавский педагогический институт. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. Борисовский А.М. Сухомлинский В.А., М., 1985 год.

В 1939 году Сухомлинский вступает в ряды Коммунистической партии. Во время Великой Отечественной войны - он политрук роты в действующей армии. После тяжелого ранения в 1942 году и лечения в госпиталях он возвращается на педагогическую работу. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только его родные края были освобождены от фашистских захватчиков, Василий Александрович приезжает на Кировоградщину и в качестве заведующего районо энергично принимается за восстановление разрушенных оккупантами школ в Онуфриевском районе. С 1948 года и до конца жизни он бессменный директор Павлышской средней школы.

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А. Сухомлинского не стало.

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.

В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

Общий тираж его книг составляет около 4 млн. Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970 года он закончил работу “Проблемы воспитания всесторонне развитой личности” - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Все труды Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава. Водзинский Д.И. Жизнь и педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, Минск, 1978 год. Девиз его жизни очень точно выражен в названии одной из последних книг: «Сердце отдаю детям».