Влияние золотой орды на русь кратко. Соляниченко А.Н., Шаймерден Г.И

В 2019 году в казахстанской Астане и в российской Казани широко отпразднуют 750-летие Золотой Орды, наследниками которой считают себя и казахи, и татары. Почему этот юбилей на самом деле является надуманным, а слово «Орда» в русском языке приобрело негативную окраску? Была ли Московская Русь частью Золотой Орды и как их взаимоотношения повлияли на становление и развитие Российского государства? Может ли современная Российская Федерация тоже считатьcя преемником Орды? Обо всем этом рассказал доктор исторических наук, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории (ИРИ РАН), главный научный сотрудник ИРИ РАН Вадим Трепавлов.

С «проклятою» Ордой

«Лента.ру»: После выхода сериала «Золотая Орда» в 2018 году казанские историки возмущались тем, что в нем «изображают Орду как какое-то инфернальное зло, которое существует вне Руси и является злокозненной силой, которая давит Русь». И действительно, слово «орда» в русском языке имеет однозначно негативную коннотацию. Вспомнить хотя бы песню «Священная война» или то, как сейчас украинские тролли в соцсетях, пытаясь как-то задеть русских, обзывают нас ордынцами. Откуда идет эта историческая традиция, которую назвал «черной легендой»?

Эта традиция идет с тех времен, когда слово «орда» проникло в язык и сознание русских людей. Тот фильм, о котором вы говорите, целиком находится в русле нашей руссоцентричной культуры. Негативное отношение к Орде - это порождение русской исторической памяти. С XIII века она ассоциируется с разорением, с тяжелой данью и опустошительными набегами. Это был единственный случай в истории, когда русская земля оказалась завоеванной. Разумеется, все это не способствовало положительному восприятию Орды. К тому же такое представление наслаивалось на особенности сознания средневекового человека.

Это сознание было особенным?

Русские люди рассматривали монгольское нашествие как небесную кару, как божье наказание за предыдущие десятилетия непрерывных междоусобиц и раздоров. Это тоже в русском языке добавило негативного смысла в понятие «Орда». Но одновременно восприятие ордынского владычества как наказание за грехи выражалось в том, что на Руси его переносили смиренно. Ведь за все долгие десятилетия ордынской власти не было ни одного восстания против нее самой, вспыхивали лишь волнения против ее злоупотреблений.

А как же крупные восстания в Новгороде и в городах Северо-Восточной Руси на рубеже 1250-1260-х годов?

Об этом я и говорю. Это были выступления не против ханской власти как таковой, а против злоупотреблений со стороны мусульман-откупщиков, собирающих дань в русских городах. В этом же ряду стоит восстание против бесчинств ханского посла и его свиты в Твери в 1327 году.

Кадр из сериала «Золотая Орда»

Но я согласен с историками из Татарстана, что сейчас нужно уходить от прежних историографических стереотипов и устаревших публицистических штампов в изображении Золотой Орды. Она была гораздо более интересным и сложным явлением, а вовсе не сборищем свирепых кочевых степных разбойников, как многие у нас до сих пор считают.

Но есть и противоположная точка зрения, которую сейчас активно продвигают историки из Татарстана и Казахстана. Они стремятся доказать, что Орда представляла собой блестящую высокоразвитую цивилизацию Евразии. Насколько это соответствует реальности?

Истина, как обычно, посередине. Проблема вот в чем. Золотая Орда была сложным организмом. Если читать труды нынешних татарстанских и казахстанских историков, а также работы археологов, исследующих золотоордынские города, возникнет впечатление, что это была развитая городская цивилизация с высокой самобытной культурой. В реальности же абсолютное большинство жителей Золотой Орды оставались кочевыми скотоводами. Это совсем другой полюс культуры, который археологически трудно уловить.

К тому же известные нам источники (хотя в основном их писали никогда не бывавшие в Орде иноземцы) повествуют именно о том, что происходило в городах, - о событиях при ханском дворе, настроениях среди аристократии и купечества. Но кочевая степь - основа Золотой Орды - оказывалась за пределами их внимания. Поэтому, с моей точки зрения, говорить об Орде как о блестящей высокоразвитой цивилизации Евразии - это все-таки одностороннее представление.

Своеобразное иго

Насколько уместно употреблять формулировку «монголо-татарское иго»? Кажется, несколько лет назад в учебниках истории его заменили на нейтральную: «система зависимости русских земель от ордынских ханов».

Это была своего рода уступка историкам из Татарстана, которых я, конечно, понимаю. Но я считаю, что не надо отказываться от слова «иго». Просто нужно объяснять его значение, тем более что оно давно уже превратилось в научный термин. Я думаю, что не следует нарушать устоявшуюся историографическую традицию, оглядываясь на комплексы некоторых современных потомков Золотой Орды. В конце концов, ордынское иго на Руси было гораздо менее тяжелым, чем пятисотлетнее османское иго на Балканах.

Русь превратилась в зависимое государство, и зависела она от Золотой Орды благодаря успешному вмешательству в 1237г. по 1240г. нашествия монголов. В это время каждому русскому князю само собой предстояло принять власть монгольского народа из-за больших поражений в войне наших русских войск. В это время произошло падение большинства городов Руси и таких городов еще как Суздаль, Москва, Рязань, Владимир, Чернигов, Ростов и Ярославль также входил в их число. Для начала все изменения происходили только в политике. Зависимость Золотой Орды начала сказываться. На такой момент еще сохранялось самоуправление русских городов, но все же князьям пришлось посещать Орду, чтобы они дали ярлык, для тoго чтоб князья могли княжить. Данный ярлык выдавался монгольским правителем. Но затем была наложена на всю Русь дань.

На сегодняшний день именно такую зависимость чаще называют игом монголо-татар. Но следует к такому выражению отнестись с опаской. Все из-за того, что появление данного выражения следует отнести на 1479г., но распространился он только в 16 веке, именно поляки его придумали, а, ни как не мы русские. И если посудить, что на Русь возложена была дань, и всем князьям пришлось зависеть от ханов из Монголии, нужно признаться, что уж не до такой степени зависимость для русского народа была унизительна, от монгол. Ведь они, как известно, веру нашу у нас, не пытались отнять. А вы знайте, что для народа вера была как самосознание. Ведь только опираясь на данный факт, Невским была выбрана защита Батыя, а не призвание к помощи западных сил. Ведь именно запaд предъявлял требование к Руси. Мы обязаны были сделать отказ от нашей православной веры, и принять их веру, католическую. Еще одним фактором стало также, то, что о наших русских землях князья русские могли сами производить заботу и управление, дабы можно было получить дань с нас полностью монголам. Не один из наших князей пытался воспользоваться у Золотой Орды ее связями из-за наших конфликтов, происходивших меж своих городов.

И только так смог Калита обустроить политику нашего государства. Только он смог на Руси обустроить московское княжество и сделать его главным. Это было толчком, чтобы все земли русские объединились. У нашей границы монголы войско пытались в основном не ставить, но когда они вторгались, с собой принесено от них одно лишь горе. Хоть все их набеги были только потому, что князья не повиновались, но наказания со стороны хана было отнюдь не лояльным, а очень жестоким.

Зависимость от монгол начинает немножечко ослабевать только с 14 века. И это получалось потому, что «показывать зубы» монголам у русских получалось не редко. А вот Дмитрий Донской смог стать за 140 лет первым из князей, одолевшим Мамая в Куликовой битве. Власть княжения от Донского перешла впоследствии к Василию, его сыну, не нуждавшимся в этих ханских ярлыках. Затем, когда зависимость Руси ослабевала, ослабление пришло и от монгол. Они стали враждовать друг против друга, и Орда раздробилась на пару частей. Это отразилось на военной их силе и политической.

Историки дают разные оценки о зависимости Руси. Много из них считают, что развитие русского народа было заторможено игом. Они считают, что из-за этого у нас идет отставание по различным показателям от Европы. Только с помощью сил Петра 1 отставание удалось немножечко сгладить.

Но есть и такое мнение, что зависимость была для нас благом, чем несчастьем. Считается, что иго для нас сыграло важную роль и предотвратило междоусобицу и братоубийство на Руси.

Сергеева Ольга Евгеньевна

студент 3 курса, кафедра музееведения, ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск

Шинкарова Наталья Владимировна

научный руководитель, канд. филол. наук, доцент кафедры музееведения, ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск

Введение

Данная работа посвящена изучению влияния культуры Золотой Орды на культуру Древней Руси.

Изучением Истории Золотой Орды занимались многие ученые XIX-XX веков, такие как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, П.Н. Савицкий, А.Н. Насонов и др. При этом тема культурного наследия татаро-монгольского государства практически осталась без внимания.

Актуальность работы : в силу многонациональности нашей страны и культуры, неубывающей остроты национального вопроса, проблем толерантности, а также возрождения религий - ислама и христианства в России, после атеизма советского периода, возникает потребность в изучении двух культур. В современной общественной мысли всё острее становится понимание того, что живя рядом сотни лет, наши культуры (культура предков татаро-монгол и культура славян) хоть и остались очень различными, но все же имели взаимовлияния друг на друга. В частности, в этой работе рассматривается влияние татаро-монгол на культуру Древней Руси.

§ 1. К вопросу изучения истории Золотой Орды. (Улус Джучи)

К числу земель Золотой Орды относились: земли юго-восточной Европы от Днепра на восток, считая Крым и Булгар, Среднее и Нижнее Поволжье, Южный Урал, Северный Кавказ до Дербенда, Северный Хорезм, Западная Сибирь. Город Сарай («дворец»), расположенный в низовьях Волги, был столицей Золотой Орды.

Древняя Русь не входила в состав Золотой орды, а попала в вассальную зависимость - население государства платило дань и подчинялось распоряжениям ханов.

В середине XIV в. Золотая Орда была одним из самых больших государств в Европе и Азии. Исторически это колоссальное полугосударство-полукочевье просуществовало недолго - около 200 лет . Самым простым было государственное устройство Золотой Орды. Единство Орды держалось на системе жестокого террора .

Падение Золотой Орды было предрешено следующими признаками: огромная территория, населенная народами с непохожими культурой, вероисповеданием и обычаями, сепаратистские тенденции и бесконечные смуты (так, в 1361 г. на золотоордынском престоле сменилось шесть ханов, а после 1362 г. Золотая Орда фактически распалась на две части, границей которых стала Волга), свирепым походом Тамерлана в 1395 году, Куликовской битвой и др.

§ 2. Проявления влияния Золотой Орды в разных областях современной русской культуры.

Негативные последствия монголо-татарского нашествия известны всем, поэтому в этой работе не будем останавливаться на данном вопросе. А сразу перейдём к положительным следствиям влияния культуры Золотой Орды.

2.1. Элементы русской бытовой культуры, сформировавшиеся под золотоордынским влиянием.

За 200 с лишним лет монгольское иго внесло преобразования во все сферы жизни русского общества. Привнося свои изменения в быт, одежду, украшения, в сферу строительства и сферу торговых отношений. Во всю культуру в целом.

Изменилась одежда: длинные белые славянские рубахи и длинные штаны были заменены золотыми кафтанами , цветными шароварами и сафьяновыми сапогами . В обиход вошли такие женские украшения как бисер, бусы, раковины и т. д.

Они привнесли в русскую культуру счеты , которых и сейчас не знает Запад, валенки , пельмени , кофе , тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина (Хан-Балыка) и Москвы и других городов - все это влияние Востока .

Благодаря монгольскому владычеству на огромной территории мусульманские науки и ремесла были перенесены на Дальний Восток, изобретение китайцев и их административное искусство стали достоянием Запада.

Влияние Востока на русскую культуру ярко сказывается в танцах . В то время как на Западе в танце должно быть наличие пары - дамы и кавалера, в танцах русских и восточных народов это не важно. Движениям мужчины дается простор для импровизации. Аналогично восточным танцам, русский танец носит скорее характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела .

Отметив все выше сказанное, можно установить как исторический факт, что монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а в какой-то мере подъему культуры Руси.

2.2. Слова, пришедшие из Золотой Орды

Проживание по соседству и постоянное взаимодействие русских с татаро-монголами не могло не повлиять на язык. Его, так же как и другие сферы жизни, коснулись существенные изменения. Под влиянием Золотой Орды в русский язык пришло множество тюркских слов.

Где-то пятая-шестая часть словарного запаса тюркского происхождения. Они давно уже стали неотъемлемой частью русского языка, и не расцениваются нами как заимствованные.

Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государственному (казак, караул, ярлык) и экономическому (казна, тамга (откуда таможня), товар) устройству. Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство (жесть, кирпич, лачуга), украшения (бирюза, жемчуг, серьга), огород (арбуз, ревень), ткани (бязь, войлок, миткаль, тесьма), одежда и обувь (башмак, кафтан, кушак, фата, чулок, штаны). Некоторые другие заимствования этого периода: барсук, булат, карандаш, кинжал, мишень, слон, таракан, тюрьма .

Арбу́з (заимств. через кыпч. χarbuz, тур., крым.-тат. Karpuz, из перс. χarbūza, χarbuza - дыня) - большой, круглый, сочный, сладкий плод огородного растения из семейства тыквенных .

Кирпи́ч (заимств. из тюрк.: ср. тур. kirpiǯ, тат. kirpič "кирпич", азерб. Kärpχič) - искусственный камень, изготовляемый в виде брусков из обожженной глины и употребляемый для построек .

Таракан (тюрк. taraqan) - Прямокрылое всеядное насекомое, приносящее вред в домашнем хозяйстве .

Многие из этих слов настолько родны и знакомы, что нельзя и подумать,

что они не славянского происхождения. Тем не менее они уже давно вошли в обиход и не считаются иностранными.

2.3. Пословицы и поговорки о времени монголо-татарского ига

Длительный период взаимодействия Руси с Золотой Ордой не мог не оставить свой отпечаток и в фольклоре русского народа. Из иноземцев самый значительный блок пословиц посвящен татарам, которые у русского человека ассоциируются с монголо-татарским нашествием и последующим игом. В пословицах и поговорках народ жалуется на тяготы монгольского ига.

В качестве основного источника использовался следующий труд: Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах. - М. Художественная литература. 1984 .

«Бей сполох, татарин идет» (Поднять тревогу, обеспокоить, взбудоражить).

«Это сущая татарщина» (Воспоминание татарской власти; насилие, произвол).

«Рано татарам на Русь идти»

«Неволей только татары берут»

«Не пожелаю и злому татарину» (Так худо).

«Злее зла татарская честь» (В том смысле, что цена милости вражеской слишком велика, непомерна для благородного, порядочного человека)

«Незваный гость хуже татарина» (Говорится обычно с досадой о человеке, пришедшем в гости без приглашения или не вовремя; как правило, за глаза)

«Злее злого татарина» (Очень злой)

«Много нам бед наделали - хан крымский, да папа римский»

«Старших и в Орде почитают»

«Не учи белого лебедя плавать и боярского сына с татарами биться»

«Пусто, словно Мамай прошел» (Вариант: Здесь как будто Мамай воевал)

«Настоящее мамаево побоище»

«Остер меч, да некого сечь: татары в Крыму, а Папа в Литве»

«Отошла пора татарам (недругам) на Русь ходить»

«И сидячего татары берут» (Бесчестность)

2.4. Фамилии, пришедшие из Золотой Орды

Изрядная часть русских дворянских родов (около 15 %.) считала своими основателями выходцев из Золотой Орды . Большая их часть бежала под покровительство Московского государя во время Великой смуты (Великой Замятни) в Золотой Орде, которая длилась с 1359 по 1380 год.

Влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить. Выходцы из этой среды даже становились государями всея Руси. Например, царь Иван Грозный был татарином по матери, крещеной татарке Елене Глинской , и данное обстоятельство использовалось им при покорении Казани, в борьбе за казанский престол.

К проблеме возникновения татарских фамилий обращались многие исследователи, среди которых наиболее полно и детально два учёных: историк С.Б. Веселовский в своей книге «Ономастикой. Древнерусские имена, прозвища и фамилии» и Н.А. Баскаков в книге «Русские фамилии тюркского происхождения». Их работы и архивные документы использовали в Исследовательском Центре МГУ имени Ломоносова, не полный список Исследовательского Центра я использовала в своей работе.

Известнейшие фамилии русской истории, вышедшие из Золотой Орды:

1. БУНИНЫ (прим. русский писатель, поэт - Бунин Иван Алексеевич) От Бунина Прокуды Михайловича (умер в 1595 году), дед которого, вышедший из Орды к рязанским князьям, получил земли в Ряжском уезде

2. КАРАМЗИНЫ (прим. писатель, поэт, историк Николай Михайлович Карамзин) В официальном родословии отмечается происхождение фамилии от татарского мурзы по имени Кара Мурза. Этимология прозвища фамилии Карамза - Карамурза достаточно прозрачна: кара «чёрный», мурза ~ мирза «господин, князь» .

3. РАХМАНИНОВЫ (прим. российский композитор Сергей Васильевич Рахманинов) От Рахмана (от арабо-мусульм. рахман «милостивый») из Орды.

4. СКРЯБИНЫ (прим. русский композитор и пианист - Алекса́ндр Никола́евич Скря́бин) От Сокур бея из Орды. Этимология Сокур бея прозрачна тюркская - «слепой бей» .

5. ТУРГЕНЕВЫ (прим. русский писатель Иван Сергеевич Тургенев) От мурзы Тургеня Льва (Арслана), вышедшего около 1440 году из Орды к Вел. кн. Василию Ивановичу. Фамилия Тургенев имеет совершенно очевидную тюркско-монгольскую основу - качественное прилагательное turgen монгольск. "быстрый", "скорый", "спешный", "вспыльчивый" .

6. ЯЗЫКОВЫ (прим. известный поэт, друг Пушкина Николай Михайлович Языков) От Енгулая Языка из Золотой Орды. Время выхода, очевидно, следует отнести к рубежу XIV-XV вв., так как в XV веке Языковы, как российские дворяне, уже хорошо известны

И ещё многие другие учёные, военные, писатели были из родов, основатели которых, когда-то вышли из Золотой Орды.

Заключение

В ходе проведенных исследований удалось прийти к следующим выводам:

За 200 с лишним лет монгольское иго внесло изменения во все сферы жизни русского общества - социально-экономическую, политическую, культурную. Преобразования коснулись русской национальной одежды, украшений, сферы строительства и сферы торговых отношений.

В общем, был прерван процесс традиций Киевского государства. Но при всем трагизме эпоха монгольских завоеваний не была проста и однозначна. Ученые не пришли к одному мнению, так как каждое явление имеет и плюсы, и минусы. Поэтому абсолютно негативное отношение к монгольскому завоеванию и всему, что с ним связано, думается, не совсем правомерно. В какой-то мере монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а подъему культуры Руси.

Нашествие Золотой Орды принесло множество бед. Разрушались города, погибало население от голода, пожаров и стрел. Исчезали многие ремесла, техника некоторых из них утеряна навсегда. Погибли многие памятники культуры древности. Но страна, по историческим меркам, быстро восстановилась. И на месте старой культуры возникла новая, обновленная и дополненная притоками восточных культур.

Обновился язык, как история покажет, актуальными словами. Многие из которых не кажутся сейчас заимствованными.

Русская знать сильно дополнилась во времена владычества татаро-монгол. Около 15 % русских дворянских родов считала своими основателями выходцев из Золотой Орды. Их влияние на историю России трудно переоценить. Выходцами из той среды были знаменитые ученые, музыканты, писатели, государственные и военные деятели и т. д. Без них невозможно представить Россию.

Подводя итог данной работы, следует ещё раз подчеркнуть, что изучение данной темы не может быть односторонним, а оценка влияния Золотой Орды на русскую культуру - однозначной.

Список литературы:

  1. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
  2. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. В 3-х кн. - Кн. I: История России с древнейших времен до конца XVII века. - М.: ACT,2001. - 325 с.
  3. Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2 т. - М. Художественная литература. 1984. - 196 с.
  4. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.Н. Ушакова. Репринтное издание. - М., 2000. - 424 с.
  5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 3 / Под ред. Д.Н. Ушакова. Репринтное издание. - М., 2000. - 432 с.
  6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. О.Н. Трубачёва. - 4-е изд., стереотип. - М.: АСТ, 2004. - Т. 2. - 671 с.
  7. Эренжен Хара-Даван. Чингисхан как полководец и его наследие. 2-е изд. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991.

Под ударом монголов погибло не менее одной десятой части населения Руси. Часть городов была разрушена. Это Киев, Чернигов, Переславль, Рязань, Суздаль, Владимир-Суздальский и др. Киев, Чернигов и Переславль на несколько столетий потеряли свое значение. Сохранились только Смоленск, Новгород, Псков и Галич.

Нашествием монголов вообще было подорвано русское промышленное производство . Не менее ста лет после завоевания монголов на Руси продолжалась промышленная депрессия. Некоторые отрасли производства ста ли возрождаться только тогда, когда контроль монголов над Русью несколько ослаб. Стала возрождаться металлургия. Быстрый рост ремесел начался в XV веке. На Руси стали появляться оживленные ремесленные центры.

Сельское хозяйство : Монголы разрушили на Руси различные ремесла и промышленное производство. Но они не стали разрушать сельскохозяйственное производство – они кормились плодами этого производства.

Русь для монголов была ценна своей данью. Основную часть дани производили крестьяне. Поэтому монголы не были заинтересованы в снижении продуктивности сельского хозяйства. Монголы не препятствовали и охотничьему промыслу и рыболовству. Они вносили свой вклад в дань монголам.

Торговля : С нашествием монголов производство товаров сократилось, а в большинстве случаев и вообще прекратилось. Города были не способны удовлетворять потребности сельских жителей. Города вместе с ремеслами лежали в руинах.

Влияние на правительство : поскольку часть городов монголами была разрушена, то оказалась разрушенной и вечевская система. Вече продолжало функционировать только в Новгороде и Пскове. Князья были заинтересованы в том, чтобы устранить вече от управленческих дел.

Сопротивление городского населения было сломлено общими усилиями князей и монголов. Вече как таковое прекратило свое существование в середине XIV века. Была ликвидирована и должность тысяцкого, который до этого представлял интересы города в княжеской администрации.

Политическая и ремесленная жизнь в городах затихла. Поэтому оживилась жизнь в крупных земельных поместьях. Их владельцы здесь сосредотачивали политическую, экономическую и социальную деятельность. Занятия политикой были ограничены, поэтому князья больше занимались хозяйством в своем владении. Княжеские земельные владения постепенно увеличивались. Увеличивалось и боярское землевладение. Бояре готовы были продолжить борьбу с князьями, но в данной ситуации это было опасно. Монголы всегда выступали на стороне князя. Поскольку бояре имели право сменить князя, то они постепенно стали сосредотачиваться вокруг московского князя. Однако со временем бояре оказались закрепощенными московским князем и покинуть княжество не имели права. Кто был настойчив, тот потерял вначале имение, а затем и голову.


Армия : В русской армии были введены некоторые монгольские доспехи и вооружения. Войска Даниила Галицкого были экипированы в монгольском стиле. В русской армии стали успешно использовать лассо. Кардинально изменился состав русской армии. В Киевской Руси армия состояла из дружины и городского ополчения, которым командовал тысяцкий. Сельское население не принимало участия в военных действиях.

Монголы установили на Руси свою систему воинской повинности. Она стала всеобщей, а значит, к воинской службе стали призывать и сельское население. Городское ополчение было заменено регулярной армией. Должности тысяцких были отменены.

С введением регулярной армии была введена должность военного начальника – окольничего. Его функции и задачи соответствовали таковым у монгольского букаула в армии Золотой Орды.

Церковь в монгольский период : В первый период монгольского на шествия церковь пострадала, так же как и весь народ. Митрополит, как и многие другие выдающиеся священнослужители, был убит. Епархия в Переславле была закрыта, так как город был разрушен.

Положение церкви стало меняться к лучшему, после того как хан Менгу-Тимур выдал ей охранную грамоту. Достаточно быстро церковь укрепилась и стала сильнее, чем была в домонгольский период. Монголы дали церкви свободу, а от князей она не зависела. Крестьяне работали только на себя. Церковь не платила дань ни князю, ни монголам.

В первое столетие монгольского периода было основано тридцать монастырей, во второе столетие – более ста пятидесяти.

Новгородская феодальная республика

Самая мрачная страница в истории Государства Российского – это 240 лет ордынского ига, страшное время опустошительных нашествий, унизительной и обременительной дани, полной политической зависимости от золотоордынских ханов. Понадобились столетия, чтобы русские князья осознали весь ужас рабского положения Руси под властью ордынцев, необходимость объединения перед общим врагом и решились дать отпор поработителям. Произошло это на Куликовом поле, на берегах Непрядвы и Дона. Здесь 8 (21) сентября 1380 года русское воинство под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича разгромило полчища Мамая, даровав стране надежду на скорое и долгожданное освобождение от монгольского ига.

Древняя Русь оказалась под властью монголо-татар в 1240 году после нашествия Батыя. Монголы в начале XIII века создали одну из крупнейших в мировой истории военных империй, которая опиралась на террор и насилие. Противостоять такой громаде могло только сильное и единое государство. Русь такой тогда не была. Страна с общей историей, культурой и традициями напоминала лоскутное одеяло из небольших княжеств, раздираемых междоусобными противоречиями. Первой под власть монголо-татар в 1237 году пала Рязань: рязанские князья тщетно просили о помощи Владимир и Чернигов, никто не пришлось на выручку осажденному городу. За три года армия Батыя огнем и мечом поработила все русские земли, встречая на пути лишь сопротивление малых княжеских дружин.

Батыево нашествие нанесло огромный ущерб Руси. Многие города и селения были стерты с лица земли. Яркий пример – Куликово поле: здесь не осталось ни одного сельского поселения домонгольской эпохи. Погибли десятки тысячи людей: горожан и крестьян, ратников и князей, пытавшихся защитить Русь. Тысячи были угнаны в рабство. Золотая Орда обложила Русь данью. Помимо денежных платежей, ханы требовали, чтобы русские князья постоянно отправляли на службу Орде воинские отряды. Шансов вернуться на родину у них не было. Русские князья, чтобы взойти на престол, должны были приехать с поклоном в Золотую Орду и получить ярлык на великокняжеский стол. И править родной землей с оглядкой на ордынских баскаков – монгольских чиновников, которые контролировали деятельность князей, обеспечивали сбор дани и проводили набор воинов в монгольскую армию.

Пагубное влияние Золотой Орды привело к полной политической и экономической зависимости Руси. По подсчетам историков, общая дань с русских княжеств и Великого Новгорода составляла в год до 15 тысяч рублей! Выплата дани наносила колоссальный экономический урон русским землям. Если баскаки не получали желаемого, русским людям грозило рабство в Орде.

Бесцеремонные поборы сборщиков дани – отрядов баскаков – часто вызывали сопротивление отдельных русских князей, городов и территорий. С этого начиналась борьба Руси с ордынским игом. Но непокорных топили в собственной крови. Малейшее сопротивление баскакам заканчивалось введением ордынских карательных отрядов. От ордынских наместников Русь избавилась только в 20-е годы XIV века при великом князе московском и владимирском Иване Даниловиче Калите. Этому предшествовал разгром отряда баскака Чолхана (Щелкана) в Твери: в 1325 году местное население, поддержанное тверским князем, дало отпор сборщикам дани. Ликвидация баскачеств, наместников хана на покоренных землях, стало первым серьезным достижением в борьбе Руси с золотордынцами. Но дань – деньгами, мехами, хлебом и металлом - оставалась: ее теперь собирал великий князь владимирский и сам доставлял в Орду.

Лишь во второй половине XIV века русские княжества начали отказываться платить дань. Одним из первых на это решился великий князь московский Дмитрий Иванович: Золотая Орда ничего не получала от Москвы в 1361 – 1371 и в 1374 – 1380 годах. Это был серьезный вызов Орде. И он был услышан. Неуплата дани Москвой стала одним из предлогов для похода Мамая на Русь в 1380 году. Великому князю московскому Дмитрию Ивановичу с благословения Сергия Радонежского удалось собрать единое русское войско. На призыв выступить единым фронтом против общего врага откликнулось большинство русских княжеств. 8 (21) сентября 1380 года русская рать вступила в решительную схватку с полчищами Мамая на Куликовом поле и, разгромив ордынскую громаду, возвестила Руси о начало конца ига.

Одна из главных побед Куликовской битвы – это низвергнутый стереотип непобедимости ордынцев. Героизм русского воинства, единая Русь доказали, что освобождение от золотоордынского ига возможно, что с Ордой можно и нужно бороться.

Надежды на освобождение Руси от Орды не смог убить даже внезапный набег хана Синей и Золотой Орды Тохтамыша на Москву. Сожженная в сентябре 1382 года древняя столица, возобновление дани Орде не могли изменить ход истории. После смерти Тохтамыша начался процесс распада некогда великой золотоордынской империи и, напротив, небывалый подъем Древней Руси. О прежней системе господства над Русью уже не могло быть и речи.

Борьба Руси с золотоордынскими завоевателями продолжалась до конца XV века. В 1472 году великий князь московский Иван III отказался платить дань, чем вызвал поход хана Большой Орды Ахмата. Попытка Золотой Орды вновь поставить Русь на колени не увенчалась успехом: в 1480 году (стояние на р. Угре) с ордынским игом было покончено раз и навсегда.

17 . Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Московского княжества.

Создание Русского централизованного государства - важнейший этап исторического развития нашей страны. С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством Москвы и в результате этого ликвидация татаро-монгольского ига. Образование единого государства создало необходимые условия для дальнейшего экономического и политического развития России, развития отечественной государственности и российской правовой системы. Возросла роль России как в европейской, так и в мировой истории.
С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению. В его основе лежали экономические причины, в частности усиление экономических связей между русскими землями. Отправным пунктом в развитии феодальной экономики послужил прогресс сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы, которая становится в центральных районах страны преобладающим способом обработки земли. Пашенная система постепенно вытесняет подсечную. Не меньшее значение имело постоянное расширение посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Растущая потребность в сельскохозяйственных орудиях влекла за собой развитие ремесла. Интенсивно идет процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Возникает потребность в обмене продуктами труда между ремесленником и крестьянином. На базе этого обмена создаются местные рынки. Установлению внутренних экономических связей способствовало развитие внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, создания единого государства. В его образовании были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купечество и ремесленники.
Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение социально-классовых противоречий. Подъем сельского хозяйства побуждал феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Они стремились не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Такая политика, естественно, вызывала сопротивление крестьянских масс. Феодалам нужны были гарантии того, что процесс закрепощения будет доведен до конца. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством.
Фактором, ускорившим централизацию, явилась внешняя опасность, которая заставляла русские земли сплачиваться перед лицом общего врага. Примечательно, что процесс государственной консолидации сделал возможным Куликовскую битву, с которой начинается освобождение Руси из-под татаро-монгольского ига. Когда же при Иване III удалось собрать почти все русские земли, это иго было окончательно свергнуто.
Русское централизованное государство сложилось вокруг Москвы, которая со временем стала его столицей. Центром объединения она стала потому, что в силу своего географического положения была лучше прикрыта от внешних врагов, находилась на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.
Основанная в XII в., Москва поначалу была небольшим городом, который ростово-суздальские князья давали в удел своим младшим сыновьям. Только с конца XIII в. она стала стольным градом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым московским князем был сын Александра Невского - Даниил, при котором на рубеже XIII и XIV вв. начался процесс общерусской государственной консолидации. Его преемники, продолжая политику объединения русских земель, скупали или захватывали силой земли соседних княжеств, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, делая их своими вассалами. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья.
Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила -Иване Калите (1325-1340 гг.), который сумел получить у татар ярлык на великое княжение и таким образом приобрел право собирать дань в их пользу со всех русских земель. Это право в дальнейшем было использовано московскими князьями в целях объединения этих земель под своей властью. Когда в 1326 г. в Москву из Владимира была перенесена митрополичья кафедра, она стала центром и православной церкви. Расширяя территорию Московского государства, великие князья московские превращали уделы в простые вотчины. Удельные князья, подпадая под их власть, становились боярами -подданными великого московского князя.
К концу XIV в. Московское княжество настолько усилилось, что смогло возглавить борьбу Руси за свержение татаро-монгольского гнета. Орде были нанесены первые чувствительные удары - самый значительный на Куликовом поле. При Иване III объединение русских земель вступило в завершающую стадию. К Москве были присоединены Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли на Десне. В 1480 г. после известного "стояния на Угре" Русь окончательно освободилась от татарского ига. Процесс объединения был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, от литовского господства освободил Смоленск. Вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями в состав Московского государства вошли и нерусские народы: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др. Русское государство подобно Киевскому становилось многонациональным.
Вместе с объединением русских земель, присоединением других территорий росла и власть великих московских князей. Московское княжество постепенно превращалось в могучее государственное образование, в котором прежнее деление на уделы было заменено делением на административно-территориальные единицы, возглавляемые присылаемыми из Москвы наместниками и волостелями.