«Воспитание чувств» в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского

Литература

5 - 9 классы

Вопросы и задания по рассказу В. Распутина «Уроки французского»
1. Задание: прочитайте информацию
Родился В. Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть - Урда, расположенном на берегу Ангары. Детство совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было сложно: голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Однако учился он только на отлично. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок », – вспоминал писатель.
2. Ответьте на вопрос:«Что помогло Распутину получить образование и выйти в люди?»
3. Расскажите о жизни героя в райцентре по плану:
Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре?
Каковы были успехи героя в школе?
Каково было душевное состояние мальчика?
Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?
4. Издавна общество рассматривает игры на деньги как безнравственное занятие.
Как вы понимаете значение слова безнравственный?
Как вы думаете, почему азартные игры – безнравственное занятие?
Какие эмоции вызывает человек, проигравший в карты или рулетку?
А вызывает ли такое чувство герой рассказа Распутина?
Как называется чувство, противоположное безнравственности?
5. Что такое нравственность? Найдите определение «нравственности» в словаре.
6. Найдите ответ на вопрос «Кому посвящен рассказ «Уроки французского»? (можно воспользоваться дополнительными источниками)
7. Образ учительницы Лидии Михайловны.
Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика?
Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем?
Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?
Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась?
Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?
Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно относился к «чике» и игре в «замеряшки» с ней?
Как вы относитесь к этому поступку учительницы? Оцените поступок учительницы с точки зрения нравственности. Нравственно ли её решение играть на деньги с собственным учеником?
А нравственно ли было бы закрыть глаза на его голод?
А как отнёсся к игре с учеником директор школы? В чём он обвинил Лидию Михайловну?
Письменный ответ на вопрос (8-10 предложений) «Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика?» Обязательно для всех!

МОУ СОШ № 2

Открытый урок литературы в 6 классе

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина

«Уроки французского»

Учитель русского языка и литературы

Меренкова Светлана Петровна

Цели урока:

образовательные:

Продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести понятия «духовность» , «нравственность». «этика».

развивающие:

Формировать навыки анализа текста произведения; учить кратко излагать текст; работать над расширением словарного запаса учащихся.

воспитательные:

Показать роль и значение доброты,отзывчивости и душевного благородства в жизни.

Оборудование: - компьютер, мультимедийный проектор, фрагмент фильма презентация, записи на доске.

Тип урока: интегрированный (русский язык, литература, история), с применением компьютерных технологий. Форма урока: урок – размышление Методы урока:1) словесный (слово учителя) . 2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу) 3)наглядно - иллюстративный (слайды компьютерной презентации, фрагмент фильма). 4) частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте). 5) практический (чтение текста, работа со словарём, тестовое задание). Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. В. Г. Распутин

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок литературы буду вести у вас я, поэтому, прежде всего, давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Петровна, а ваши имена я узнаю в течение урока.

2. Видеоразминка.

Нашурок литературы предлагаю начать с просмотра отрывка из фильма по рассказу, о котором будем сегодня говорить. Обратите внимание на имя героя, название игры и прощальные слова учительницы.

/см.фильм/

3. Изучение нового материала

1 Знакомство с темой и целями урока:

Мы посмотрели с вами отрывок из большого фильма. Но это очень важный отрывок. Вы увидели героя, каким сделал его режиссёр. - Он похож на то, каким вы его представляли? Почему он такой худой и так бедно одет? (Дети вспоминают текст, время действия рассказа – 1948 год, послевоенный голод).Как его зовут?/Володя, но это только в фильме/А в рассказе речь идёт от 1-го лица.Это автобиографический рассказ. - А в какую игру и с кем он играл? /пристенок / /Лидия Михайловна / - Разве это правильно, что учительница играет с учеником на деньги? Может прав директор, который выгоняет учительницу с работы? - Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога? -На этот вопрос мы и будем искать сегодня ответ.Так звучит и тема нашего урока. Запишите её в тетрадь . /см.слайд 1/ -А цели нашего урока таковы: - мы должны не только продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя Распутина, его рассказом «Уроки французского», но и выяснить, какие уроки для нашей души он несет; раскрыть тайну духовной красоты героев, их духовные ценности , нравственные законы, по которым живут Лидия Михайловна и герой; и положить в копилку своей духовной памяти понятие о милосердии и любви, о доброте и достоинстве. Мы даже попробуем вырастить Дерево Души. Физкультминутка: - Дерево растить сложно, но мы попробуем.Я буду говорить, какое оно, а вы показывать БОЛЬШОЕ,ВЫСОКОЕ,ШИРОКОЕ,КРЕПКОЕ,ТЯНЕТСЯ,СГИБАЕТСЯ,К СОЛНЦУ ПОДНИМАЕТСЯ. . -Записываем вопросы и понятия из таблицы: Из чего складывается духовная красота? Что такое духовные ценности? Есть ли у нас духовная память ? Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у В. Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении. 2Знакомство с эпиграфом . Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Запишите слова В. Г. Распутина, которые станут эпиграфом к нашему уроку (слайд 2), (запись в тетрадь ). С л о в а р н а я р а б о т а: 1) Ребята, сегодня мы будем говорить об этике, нравственности, духовности. Давайте вспомним значение этих слов, ибо они вам уже знакомы (учащиеся объясняют значение слов, пользуясь словарём на слайде / с лайд 3/ (Этика –совокупность норм поведения. Нравственность – правила поведения, качества, необходимые человеку в обществе. Духовност ь –качества, определяющие отношение человека к миру.). 4. Беседа по тексту -Вспомните эпизод с дракой. /см. с.303 /(читаем)Отмечаем главные слова:»Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня». -За что избили рассказчика?/честность/ - Почему не убежал?/гордость/ -А какого цвета была крапива на поляне? Какое отношение это имеет к событиям?/игра на деньги – чёрное дело; на душе у героя черно/ - Почему мальчик стал играть в «чику»?/голод, молоко / -Что сделала Лидия Михайловна, когда узнала, что ученик голодает?/прислала макароны/Почему не наказала за игру на деньги и участие в драке?/Пожалела, поняла, посочувствовала/ -А почему герой не взял макароны и как догадался, что посылка не из деревни? /гордость, чувство собственного достоинства, в деревне не было макарон/ -Какие же качества души есть у мальчика, героя рассказа? /см. слайд 4 / Записываем в тетрадь/ - На с.305 читаем описание поведения директора школы. Что было главным для него – стремление помочь или желание наказать? Добрый ли человек директор? А зачем автор говорит нам, что директор воевал? /не хочет, чтобы мы осуждали человека; хочет, чтобы старались понять и простить/ Вывод: директор - чёрствый человек, его душа испорчена войной. -Лидия Михайловна – противоположного характера человек. Она добра, любит детей, старается помочь, но так, чтобы не обидеть человека. Лидия Михайловна пригласила мальчика на дополнительные занятия, пыталась накормить, потом прислала макароны, а когда история с посылкой не удалась, стала играть с ним в «пристенок».Зачем? -Какие качества души свойственны Лидии Михайловне ? \см. слайд 5 и записываем в тетрадь/ Физкультминутка: - Вам нравятся эти качества? Тогда сделайте хлопок руками над головой на каждое хорошее качество после его названия. - Герой рассказа, несмотря на свои одиннадцать лет, прошёл серьёзную школу испытаний.Давайте перечислим их ещё раз: 1 Разлука с близкими и одиночество. 2 Голод, воровство продуктов. 3 Нечестная драка. 4 Трудности с французским языком. 5 Расставание с учительницей, которая стала другом. /см. слайд 6/ - Но через все испытания мальчик с честью прошёл. Вспомним хотя бы уроки французского,которые вначале были как пытка, а затем превратились в удовольствие./см. с.315/ 5. Обобщение материала: - Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»? Какой главный урок преподала учительница?

Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).

Вывод:

«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».Назовите ещё раз душевные качества героев./ Дети повторяют то, что записали / Эти качества - доброта, любовь, сочувствие, милосердие, гордость, внимание и т. д.- составляют духовные ценности человечества. А те, у кого они есть,- люди с духовной красотой. Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа на всю жизнь запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора. Только духовная память делает человека внутренне красивым. На Дереве своей Души надо выращивать только красивые плоды. /слайд 7/ 6.Итоги урока -Все, кто получил красные кружочки, ставят себе оценки: 4 – за один; 5 – за два и более. - На дом:

Подготовить рассказ о человеке, который делает бескорыстное добро.

7. Чтение стихотворения «Доброта ». Добрым быть совсем не просто, Доброта не зависит от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта – не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети.

Лидия Михайловна — молодая учительница фран­цузского языка и классный руководитель главного ге­роя рассказа. После того как директор стал свидете­лем игры учительницы и ученика на деньги, Лидии Михайловне приходится оставить школу. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы — «…преступление. Растление. Совраще­ние. И еще, еще…». Но если знать, что учительница ре­шилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем — желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опу­ститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности.

Скромный, бедно одетый, очень способный мальчик вызывал симпатию у учительницы. А узнав, что он по­луголодный, молодая женщина пытается помочь маль­чику. Она всячески старается ему помочь, даже посы­лает ему посылку. И только когда ученик отказывается от всего, учительница решается на крайность — пыта­ется дать ученику самому заработать деньги.

В основе поступка, на мой взгляд, — милосердие. Можно бесконечно говорить о нем, а можно взять и по­мочь конкретному человеку, как это сделала учитель­ница. А результат ее поступка налицо — из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице.

Сочинение на тему: ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПОСТУПКА ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)

4.1 (82.22%) 9 votes

На этой странице искали:

  • почему Лидия Михайловна решилась на игру в замеряшки со своим учеником
  • сочинение на тему Уроки француского
  • Почему лидия михайловна решилась на игру в замеряшки
  • отзыв уроки французского распутин
  • сочинение на тему как я отношусь к поступку лидии михайловны

Сочинение

В рассказе Валентина Распутина учительница французского языка совершила необычный поступок по отношению к своему ученику, который жил далеко от дома. Он пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Жил он бедно, у него не хватало денег на пропитание. Больше всего он нуждался в молоке, так как у него из-за малокровия было головокружение. Чтобы заработать на молоко, он стал играть на деньги со старшеклассниками, которые били его за выигрыши.
В школу ученик ходил охотно. У него по всем предметам было хорошо, кроме французского. Из-за произношения. Ученику пришлось каждый день ходить домой к учительнице французского Лидии Михайловне. Ей было жаль голодного мальчика. И она пыталась накормить его у себя после занятий. Но он был гордый и отказывался есть, поэтому шел туда как на пытку. Затем учительница сделала еще одну попытку помочь мальчику. Однажды, когда он пришел заниматься, учительница предложила ему сыграть на деньги в «пристенок». Он согласился. Но позже заметил, что учительница подыгрывала ему. Игра теряла смысл. Однажды привлеченный стуком директор пришел узнать в чем дело и застал учительницу и ученика за игрой на деньги. После этого случая Лидия Михайловна уехала.
Я считаю этот поступок благородным и самоотверженным, потому что учительница разными способами пыталась помочь способному мальчику и ради того, чтобы его никто не тронул, покинула школу.

….А в середине январских каникул мальчику пришла посылка. В ней были макароны и три красных яблока. Мальчик догадался, что это от Лидии Михайловны.

Другие сочинения по этому произведению

Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В. Распутина «Уроки французского». Нравственный выбор моего ровесника в рассказах В. Астафьева и В. Распутина Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и о его делах (по рассказу В. Распутина «Уроки французского») Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Школьный учитель в изображении В. Распутина (по рассказу В. Распутина «Уроки фрвнцузского») Анализ произведения "Уроки французского" Распутина В.Г. Мое отношение к поступку учительницы (по рассказу Распутина "Уроки французского") Бескорыстное добро учителя в рассказе Распутина «Уроки французского» Значение образа Лидии Михайловны Образ учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»