Взаимосвязь между датами 1569 и 1596. Люблинская уния (1569 г.)

Люблинская уния 1569 г. - соглашение об объединении Польши и Великого княжества Литовского в единое федеративное государство - Речь Посполитую.

1. Основные предпосылки подписания соглашения. Основные предпосылки подписания польско-литовской унии были такими:

Стремление к унии значительной части украинцев, белоруссов, литовской шляхты, которая: а) хотела ограничить произвол магнатов - крупных землевладельцев (в Польше главной политической силой были не магнаты, а шляхта), б) стремилась к облегчению своей воинской повинности (в Польше, в отличие от Литвы, шляхта не была обязана нести военную службу из-за наличия наемного войска);

Обессиленное длительными войнами с Россией, Великое княжество Литовское постепенно потеряло почти треть своей территории (Чернигово-Северщину в начале XVI века, в 1513 г. - Смоленск). Ситуация осложнились, когда вспыхнула очередная война - Ливонская (1558-1583 гг.) Военные неудачи, прежде всего потеря Полоцка в 1563 г., поставили Великое Княжество Литовское на грань катастрофы, появилась угроза его поглощения Москвой.

Против унии выступали украинские, литовские и белорусские магнаты, которые не хотели ограничения своих прав, привилегий и земельных владений. Однако их позиция оказалась недостаточно сильной для того, чтобы не допустить унии.

2 Подписание соглашения. В начале XVI в. стали интенсивно формироваться условия для заключения унии (союза, объединения) между Польшей и Великим княжеством Литовским. На протяжении XV-XVI вв. Польское королевство превратилось в своеобразную благородную республику. Власть короля была ограничена сеймом (польским парламентом), который выбирал короля; Король не мог принимать важные решения без согласия сейма.

Рассмотрение вопроса о заключении унии началось в январе 1569 г. на совместном польско-литовском сейме в Люблине (отсюда и название соглашения). В июне 1569 г. Люблинская уния была подписана. 1 июля 1569 г. ее утвердили раздельно депутаты польского и литовского сеймов.

3. Основные положения соглашения. Люблинская уния завершила процесс объединения двух государств, начавшийся с заключения Кревской унии. По Люблинской унии Польское королевство и Великое княжество Литовское объединялись в единое федеративное государство - Речь Посполитую (буквально-республика) с выборным королем, общим сеймом и сенатом, единой внешней политикой. Литовцы, украинцы и польская шляхта уравнивались в правах и приобретали права владения имениями на всей территории Речи Посполитой. Ликвидировались таможенные границы, была введена единая денежная единица.

Великое княжество Литовское, как и Польское королевство, оставалось самостоятельным политическим организмом со своей высшей администрацией, собственной казной, войском, судебно-правовой системой. Платой за государственную суверенность, которую удалось сохранить обессиленному Великому княжеству Литовскому, стали украинские земли, которые переходили под юрисдикцию Польской короны.

Еще до подписания унии польский сейм, используя поддержку литовской и украинской шляхты, которая была недовольна господством крупных землевладельцев в Великом княжестве Литовском и пыталась получить такие же права, как и польская шляхта, санкционировал акты короля Сигизмунда II Августа о отторжении от Литвы и присоединения к Польше ряда украинских земель. Украинские земли в состав Польши вошли как шесть новых воеводств: Русское (с центром во Львове), Белзкое, Волынское (с центром в Луцке), Киевское, Подольское (с центром в Каменце), Брацлавское (с центром в Брацлаве).

4. Противоречивые последствия подписания Люблинской унии. Люблинская уния была важным историческим событием, которое имело противоречивые последствия для судьбы Украины.

Негативные последствия. Это соглашение способствовало:

а) усилению польской экспансии на украинские земли, наступлению католицизма;

б) полонизации (ополячиванию) украинской знати;

в) закрепощению крестьян, было окончательно утверждено Литовским уставом 1588 г., который ввел 20-летний срок поимки крестьян-беженцев и предоставил право шляхтичам самим устанавливать все повинности, распоряжаться крестьянской жизнью и имуществом.

К позитивным последствиям унии можно отнести:

а) сближение украинских земель с западноевропейской культурой: через Польшу в Украину попадали идеи Возрождения, Реформации и Контрреформации; распространялась западноевропейская система образования: украинцы учились в европейских университетах, приобщались там к западноевропейским научным и художественным идеям, обогащали ими родную культуру;

б) мощный подъем культурно-просветительского движения, способствовал зарождению и развитию украинского национального самосознания; при отсутствии государства культура оставалась единственной сферой, в которой украинцы могли защитить свою самобытность.

Люблинская уния - государственный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало единому федеративному государству, известному как Речь Посполитая. Акт унии был заключён 28 июня 1569 г. и 1 июля того же года утверждён раздельно депутатами польского и литовского сеймов на общем сейме , созванном в Люблине. 4 июля уния была ратифицирована королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом .

Сейм начался в январе и продолжался с перерывами до августа из-за борьбы польской шляхты за доминирование, литовских вельмож - за сохранение самостоятельности. Королевству Польскому были переданы Волынь, Подолье, Подляшье и современные украинские земли, ранее принадлежавшие Великому княжеству Литовскому. Заключение унии объясняется необходимостью укрепления позиций Великого княжества Литовского в Ливонской войне.

Печать с гербом Речи Посполитой. XVI в.

До подписания Люблинской Унии велось множество дискуссий об окончательном объединении Литвы и Польши и закреплении действий всех предыдущих уний. Главной оппозиционной силой были литовские магнаты, опасавшиеся утраты множества полномочий и прав, а также полного растворения в польской шляхте, без получения высоких постов в новом государстве. Однако Литва продолжала терпеть серьёзные притеснения со стороны России, а к середине 16 века угроза полного поражения в войне с Россией и дальнейшего включения Литвы в состав России стала реальностью. Польская шляхта не торопилась оказывать военную или какую-то другую помощь Литве, не получая ничего взамен. К 60-м годам 16-го столетия польская и литовская знать наконец пришли к взаимопониманию и решили планировать военные кампании сообща. Сигизмунд II Август, король Польши и Великий князь Литвы, предложил проект нового объединения, который сначала был опубликован в Литве, а затем и в самой Польше. Неожиданно проект унии приобрёл множество сторонников и позволил нейтрализовать литовскую знать на землях современных Украины и Белоруссии, которая всячески сопротивлялась переходу под власть польского короля. Реальной мотивацией короля Сигизмунда II было опасение польско-католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда-Августа литовско-польской династии Ягеллонов, отделится от Польши. В отличие от всех предыдущих уний, Люблинская уния заранее планировалась как конституционное и законное объединение Польши и Литвы под властью одного выборного короля.

Польский грош 1579 года с изображением Стефана Батория. Такие монеты и стали основной валютой после денежной реформы

10 января 1569 года недалеко от Люблина начал работу польско-литовский сейм, который должен был решить вопрос об унии двух государств, однако переговоры шли очень тяжело и соглашение зимой достигнуто не было. Представители Литвы поставили свои условия: общий сейм для выбора короля на границе Литвы и Польши, коронование короля в Вильно литовской короной, созыв сеймов попеременно в Литве и Польше, назначение на должности в Литве лишь её уроженцев. Эти условия вызвали сильные возражения с польской стороны, и ни одно из них не было принято. Польский проект унии был составлен епископом краковским Падневским. Его условиями были: избрание и коронование в одной Польше, один вальный сейм, сенат, также монета. В знак протеста против польского давления литовская депутация под руководством Николая «Рудого» Радзивилла в ночь на 1 марта тайком покинула Люблин. Более всего депутация опасалась того, что король Сигизмунд может принять единоличное решение. Давление шляхты, неудачи Литвы в Ливонской войне 1558-1583 и стремление получить военную помощь со стороны Польши в борьбе с Царством Русским заставили литовских магнатов пойти на возобновление переговоров. Польский сейм использовал поддержку литовской и украинской шляхты, которая была недовольна господством крупных землевладельцев в княжестве и пыталась получить такие же права, как и польская шляхта, санкционировал акты короля. Опираясь на поддержку польской и волынской шляхты, король Сигизмунд II Август в марте 1569 издал универсал о присоединении Подляского и Волынского воеводств, Подолья и Киева к Польскому королевству. Различные литовские помещики поддерживали разные пути дальнейшего развития ситуации. Одни поддерживали унию с Польшей, другие склонялись к унии с Россией. Король пригрозил отобрать поместья и должности у той знати, которая не присягнёт на верность королю. Между тем, успех проделанных аннексий побуждал польскую шляхту к дальнейшим действиям. Предлагалось присоединить таким же образом все остальные территории ВКЛ , да и само его название запретить навеки, заменив на «Новую Польшу». На фоне этих событий в Люблин приехали депутаты от Великого княжества, хотя теперь их заботили вопросы утраты провинций в пользу Польши, нежели сама уния. В долгих спорах о правомерности таких присоединений поляки настаивали на том, что земли эти издавна принадлежали Польше, ссылаясь, например, на кратковременный захват Киева Болеславом Храбрым в XI веке. Впоследствии поляки начали отстаивать ту точку зрения, что вопросы дальнейших аннексий уже решены и обсуждаться не должны. Возражения литовцев отклонялись так как литвины сами виноваты, что отсутствовали на сейме тогда, когда всё это решалось. После принятия Универсала, который отобрал у Литвы значительную часть её территории, 5 апреля литовская депутация под руководством Яна Ходкевича вернулась и продолжила переговоры, полностью сменив тактику. Жёсткие требования по отношению к полякам сменились просьбами о восстановлении статуса-кво и возвращения Литве большей части отобранных у неё привилегий. Эти просьбы были отклонены, причем особенно усердно против них выступали послы вновь присоединенного Полесского воеводства, радовавшиеся приобретению «польских вольностей». 24 мая 1569 литовские посланники принесли присягу Короне Польской. Вслед за тем было объявлено о присоединении к Польскому королевству Киевского и Брацлавского воеводств. Под властью Литвы остались только северо-западные русские земли: Берестейщина и Пинщина. 27 июня 1569 года послы выразили согласие на все пункты предложенной с польской стороны унии, прося лишь о смягчении некоторых формулировок. 28 июня была окончательно подписана Люблинская уния. 1 июля 1569 в торжественной обстановке послы Великого княжества Литовского и отдельно депутаты польского сейма подписали акт об унии, ратифицировав ее, по сути, с обеих сторон. 4 июля 1569 Уния была дополнительно ратифицирована королём в Люблинском замке. В то же время, некоторые частные вопросы заняли ещё около месяца, причём много споров было из-за распределения должностей, а сейм в итоге завершился лишь 12 августа 1569 года. На нем в последний раз были городские представители (2 от Кракова); здесь же совершилось окончательное распадение сейма на две палаты - сенаторскую и посольскую; посольская или шляхетская демократия, с этого времени выступала с явными претензиями на преобладающее значение в государстве. Уния завершила процесс объединения двух государств, который начался с заключения Кревской унии 1385 года - соглашения о династическом союзе между Литвой и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём. До этого условия унии в Крево уточняли и закрепляли Виленско-Радомская уния (1401 год),

Причины Люблинской унии

Границы Польши и Великого княжества Литовского по Люблинской унии
Автор изображения - commons.wikimedia.org/wiki/User:Mathiasrex

Страшные испытания пришлось пережить русскому народу в конце XVI и в начале XVII века. Московская Русь, хотя истерзанная и обнищалая, все же довольно скоро выбилась из Смутной поры, вынесла из нее свою веру и народность во всей их целости; не то было с западной – Литовской Русью: униженная, под гнетом чуждой и враждебной власти, она вынуждена была долго изо всех сил биться, чтобы спасти от унижения и поругания свою церковь и народность. В числе тяжелых событий для Западной Руси XVI века была Люблинская уния 1569 года.

Западные русские области, оторванные от остальной Русской земли, томившейся под игом татар, попали в XIV веке под власть Литвы , а в 1386 году, с избранием литовского князя Ягелло (Ягайло) на польский престол, с нею вместе соединились с Польшей. С тех пор у поляков зародилось сильное желание слить с собою литовцев и западных русских в один народ, и для этого их ополячить и окатоличить. Хотя Литва и западная Русь уже при Ягелле отпали от Польши и его родич Витовт стал независимым литовским государем, но поляки не оставили своих замыслов.

В 1413 г. на общем сейме поляков и литовцев в Городле последовала Городельская уния : был составлен акт (договор), по которому: 1) Литва и Польша соединялись в одно государство, в один народ. 2) По смерти Витовта верховная власть над Литвой снова переходит к Ягеллу, а потом к детям его; если же он умрет прежде Витовта, то поляки избирают последнего своим королем. 3) Литва получает сеймы и должности, подобные польским. 4) Литовскому дворянству по назначению великого князя жалуются польские гербы; но пользоваться ими и другими преимуществами, а также занимать высшие должности могут только лица латинского вероисповедания.

Городельский акт уже подготавливал позднейшую Люблинскую унию 1569. Хотя Городельская уния потом и не выполнялась строго, а Литва постоянно выбивалась из-под польской власти, но все-таки благодаря ему в Литву стали входить польские учреждения (сеймы, новые должности, гербы); утверждалось преимущество католической церкви над православной, – являлась приманка для честолюбивых православных изменять своей вере, принимать ту, которая, кроме небесных благ, сулила еще и земные.

Ягелло и его преемники часто поддавались желаниям поляков. После Городельской унии в русских и литовских областях раздавались щедро земли католикам, заводились новые села и города, населялись преимущественно поляками. Поселенцы-католики освобождались от разных платежей и повинностей, которыми были обложены православные. Новым городам, населенным католиками – поляками и немцами, давалось самоуправление, так называемое "Магдебургское право", по которому горожане освобождались от суда королевских чиновников, а назначался судья (войт) из местных дворян. Он с выборными из жителей советниками (бурмистрами и райцами) и производил суд. Купцы и ремесленники получали разные льготы, делились по занятиям на цехи (общины), которым давали особенные права. Город получал герб, печать и знамя. Всякие льготы и преимущества католикам – все это было искусно расставленною сетью, чтобы уловить православное население, привлечь его к Польше и католичеству.

После Городельской унии 1413 года польские учреждения мало-помалу вводились в литовские и русские области. Вместо прежних мелких удельных князей, подручных великому князю, для управления страною и городами стали назначать, по польскому обычаю, воевод, кастелянов, старост, избирая их из богатейших помещиков. Новые порядки приходились по душе иным литовцам и русским – конечно, лицам высшего сословия – дворянам, – их права и сила росли: богатейшие из них уподоблялись всесильным польским магнатам, становились полными властелинами в своих владениях; а мелкие дворяне приравнивались к вольной необузданной польской шляхте. Зато чем больше росли права и могущество дворян-помещиков, тем тяжелее приходилось простому люду, особенно крестьянам: они все больше и больше приближались к рабскому состоянию польских "холопов".

Польша, близкая к Западной Европе, по образованию стояла гораздо выше не только Литвы, но и Руси: у поляков в конце XV столетия были и хорошие училища, даже высшая академия в Кракове, и замечательные ученые, и писатели. Это должно было, конечно, тоже сильно помочь польскому делу и в Литве, и в западной Руси: русские и литовцы высшего сословия с польской образованностью усваивали и польский язык и мало-помалу полячились; в русскую речь все больше и больше входило польских слов и оборотов. В XVI столетии письменный язык в западной Руси представлял уже пеструю смесь церковнославянских слов, местных народных и польских. Даже в простонародную речь (наречия малорусское и белорусское) стали все сильнее и сильнее входить польские слова и обороты.

Так исподволь шло объединение (уния) Литвы и западной Руси с Польшей; поляков, однако, смущало то, что они чуть не два века трудились над этим делом, а Литва все еще крепко держалась за свою государственную самобытность, и в русских областях в народе по-прежнему сильно было православие. Польское правительство стремилось к новой, более тесной унии с Литвой. Со страхом смотрели поляки и на русский восток, который, стряхнув с плеч своих татарство, по соседству у них высился грозным великаном. Иван III уже зовет себя в грамотах "Государем всея Руси", вступается за православие, теснимое в Литве, выказывает большую охоту добывать от нее свою "извечную отчину", т. е. русские земли, и отнимает у нее 19 русских городов с их областями; сын его захватывает и Смоленск ; а западнорусские люди сознают свое родство и по крови, и по вере с Московской Русью, иные даже уходят к московским, своим "природным" государям на службу... Упустить из рук богатые западнорусские области для Польши было бы большим несчастием.

Подготовка Люблинской унии

С середины XVI столетия новая беда стала грозить Польше: в Литве стало широко распространяться протестантство. Особенно оно усилилось при Сигизмунде Августе (1548–1572). Это был способный, добродушный, но слабый король; он давал полную свободу всем вероисповеданиям и сам даже одно время склонялся к протестантству. Литовцы встрепенулись, заговорили о полной независимости от Польши. Протестантство быстро разливалось по Литве, дробилось на множество сект (толков), которые боролись между собою, порождали всюду рознь и вражду. Этой внутренней смутой легко могли воспользоваться соседи-враги. Забило тревогу прежде всего польское духовенство. Папа прислал в Польшу своего нунция (посла) с освященным мечом Сигизмунду для казни еретиков. Король в это время попал под влияние польско-латинской партии, и началась борьба с протестантством в Литве...

Была у Сигизмунда в это время еще забота: он был бездетен; с ним прекращалась династия Ягеллонов, и его пугала мысль, что, умри он – и Литва, связанная до сих пор с Польшей одним королевским домом, отпадет от нее, изберет себе своего отдельного государя. Сигизмунд ясно понимал, что ни Польше, ни Литве в отдельности несдобровать в борьбе с могучими соседями. Таким образом, было несколько причин, побуждавших короля поспешить во что бы то ни стало связать оба свои государства неразрывно в одно целое. Эти причины и вызвали Люблинскую унию 1569 года. Сигизмунд деятельно стал её готовить.

В Польше Сигизмунд, как король, избранный и сильно ограниченный магнатами и сеймом, не имел большой власти; но в Литве, как великий князь литовский, он был наследственным и самовластным государем и мог распоряжаться свободно. Он принялся за дело. Напомнил прежде всего литовцам, что все государственные имущества, т. е. большая часть литовской земли, принадлежат ему и часть доходов должна идти в его казну; а затем подарил эту свою наследственную собственность польским королям . Это значило, что всякий король, избранный поляками, становился владельцем всех государственных земель в Литве , т. е. литовским государем; теперь литовцы, только слившись с поляками в одно государство, могли вместе с ними избирать себе государя, иначе должны были подчиняться тому, кого изберет Польша. Это было постановлено на Варшавском сейме в 1564 году, где не было литовцев.

Постановление это (так называемый Варшавский рецесс) поразило как громом Литву и вызвало здесь сильное негодование. Великий князь литовский, любимый своими верноподданными литовцами, родом литвин, воспользовавшись своими литовскими правами, сам своими руками приносил свое отечество в жертву Польше!.. Теперь она, получив от короля право на вечное владение Литвой, могла смотреть на всякое движение последней к независимости как на мятеж. Такие мысли должны были волновать истых литовских патриотов. Сигизмунд должен был казаться им изменником, предателем своего отечества. Дело могло кончиться войной. Не будь в то время лютых казней Грозного в Москве, раздраженные литовцы, пожалуй, искали бы ее покровительства... Сигизмунду хотелось еще добиться того, чтобы Литва сама добровольно слилась с Польшей. Задобрив литовских бояр (так назывался в Литве средний класс между магнатами и крестьянами), уравняв их вполне в правах с магнатами, Сигизмунд поспешил покончить дело объединения Литвы с Польшей.

Люблинский сейм 1569

Литовские и польские послы должны были для этого собраться в 1569 году в Люблин на сейм.

Люблинский сейм открылся 10 января. С самого начала видно было, что добра тут не будет. Поляки требовали прежде всего подписать новую унию (единение) и предлагали литовцам заседать вместе с ними; но литовцы не хотели нарушить старого обычая, по которому они с русскими имели свой отдельный от поляков сейм, – заявили, что прежде вопроса об унии они хотят порешить с королем свои частные, литовские дела. Литовцы думали добиться в Люблине у короля утверждения особых своих прав и собрания своих законов (статута) и таким образом сделать невозможной полную унию Литвы с Польшей; но эта уловка не удалась им. Король не утвердил их особенных прав и велел рассуждать об унии. Заседать вместе с поляками литовцы отказались наотрез и составили с русскими свой отдельный сейм, который сносился с польским. Литовцы вовсе не желали подписывать полную унию, а предлагали братский союз своего государства с польским; а поляки, ссылаясь на старые акты, на Варшавский рецесс, требовали полнейшего слития Литовского княжества с Польшей в одно государство , в один народ, причем Литва должна была отказаться от своих отдельных сеймов, от особых законов, монет и пр.

Литовцы пришли в негодование от подобного требования.

– Напрасно мы потратились на поездку в Люблин, – говорили они, – нам предлагают порабощение!..

Поляки, опираясь на сочувствие короля, порешили ни в чем не уступать литовцам. Король не раз уже приглашал их к себе и убеждал согласиться с поляками и подписать унию; но литовцы не сдавались. Король задумал, наконец, заставить их собраться вместе с поляками и сообща порешить дело. Члены польского сейма должны были по его приказу тайком собраться в люблинском замке, а затем он думал призвать своей властью литовцев и ввести их в польский сейм. Эта затея не удалась. Поляки собрались, король послал за литовцами, но те, проведав, в чем дело, не захотели попасть в ловушку и отказались ехать...

Положение литовцев в Люблине было крайне тяжелое и щекотливое: они, конечно, ясно видели, что король и поляки замышляют при помощи новой унии совершить над Литвой насилие, убить ее государственную самобытность, а их, литовских послов, принудить своим согласием и подписями узаконить это убийство. Они не выдержали тяжести своего положения и, не желая подписывать предлагаемую унию, разъехались по домам. Люблинский сейм таким образом терял свое значение; польские сеймовые послы пришли в ярость, считая себя страшно оскорбленными этим поступком. Сгоряча некоторые даже кричали:

– Не смогли мы добром привести литовцев к унии – приведем оружием!

После споров и предположений, как быть, как довершить начатое дело, поляки, наконец, надумали, пользуясь отсутствием в Люблине литовских послов, отрезать от Литвы русские области , т. е. обессилить ее так, что она принуждена будет слиться с Польшей... Король издал универсал (указ) о присоединении к Польше Полесья (южное Полесье Беловежской пущи), затем и Волыни. Эти русские области покорились своей участи довольно легко: им не приходилось отстаивать свою государственную самобытность, а предстоял лишь выбор, от какого правительства быть в прямой зависимости – от литовского, как прежде, или от польского . За одно только опасались русские – за свое православие; но поляки их успокоили, обещали полную свободу веры. Сильнейшие из русских магнатов – князья Острожский, Чарторыйский и другие согласились подчиниться Польше. Волынские чиновники, которых призвали на Люблинский сейм вместо выборных лиц, под страхом лишиться своих мест, не оказали сопротивления полякам. Если русские и высказывали некоторые возражения против Люблинской унии, например, говорили, что русский народ их растерзает за слияние их области с Польшей, то заканчивали обыкновенно свою речь словами: "Однако волю государя мы готовы исполнить".

Именем короля им и приказано было подписать унию.

Но Волынью поляки не удовольствовались, потребовали и Киева... Литовцы испугались: Литва без русских областей становилась совершенно ничтожным, бессильным государством. Литовское посольство поспешило в Люблин с просьбой отменить универсал о присоединении русских областей к Польше и назначить новый сейм для решения вопроса об унии. Просьба эта была отвергнута; решено было прежний Люблинский сейм продолжать и предложено литовцам, уехавшим из Люблина, вернуться сюда чрез шесть недель.

Пришлось покориться этому, и прежние литовские послы прибыли на сейм.

Подписание Люблинской унии

Долго изо всех сил добивались они хоть каких-нибудь уступок в Люблинской унии для Литвы, – все напрасно. Постановлено было сначала обсудить предложения литовцев в польском и литовском сенатах. Оба сената съезжались во люблинский дворец, помещались в двух смежных залах, и король поочередно заседал то там, то здесь. Два дня сряду тянулись совещания. Больной и усталый король, едва волоча ноги, переходил из одной комнаты в другую, вымаливая уступки то у поляков, то у литовцев. Польские сеймовые послы с нетерпением ждали решения сенатов об унии; всех уже томили бесконечные переговоры. Наконец литовцы порешили, ни в чем не уступая полякам, во всем положиться на волю своего государя , предоставить ему самому по совести решить вопрос об унии, – видно, еще надеялись, что король, литвин родом, их наследственный государь, не даст их в обиду. Решение свое литовцы согласились высказать в общем собрании Люблинского сейма.

Торжественное и вместе с тем печальное зрелище представляло это собрание 28 июня 1569 г., когда старейший из литовцев, староста жмудьский, от имени всех своих товарищей, обратился к королю с речью. Глубокой скорбью звучала она, когда говоривший указывал на верную службу литовцев своим государям и отечеству и вместе с тем жаловался на неправды, насилия и обиды, какие причинялись Литве, на порабощение ее Польше (Варшавский рецесс). Закончена была эта речь на Люблинском сейме такими прочувствованными словами:

– Не допустите, ваше величество, посрамить нас! Пусть это дело так завершится, чтобы на нас не было ни одного пятна. Будьте же, ваше величество, стражем и умирителем нашего дела; пусть это будет величайшею вашей милостью... Пусть все совершится по любви... Очень больно было бы нам, если бы внуки наши посмотрели на эти сегодняшние дела вместо радости с большим горем и обвинили нас в том, что мы не видели своей неволи... Мы доведены уже до того, что должны броситься к ногам вашей королевской милости с униженной нашей просьбой. (При этих словах все литовцы с плачем упали на колени.) Благоволи так нас устроить, чтобы это было для всех с честью, а не с унижением, с сохранением доброго имени нашего и твоей царской совести. Благоволи ради самого Бога помнить то, в чем ты нам присягал.

Эта мольба литовцев, с которою они вручали королю судьбу своего отечества, тронула и бывших в Люблине поляков, – многие из них прослезились...

Люблинская уния. Картина Яна Матейко, 1869

– Милостивые паны коронные, – обратился жмудьский староста к польским сенаторам, – просим, ради самого Бога, ваших милостей кончить это дело по доброй совести с честью и радостью и для вас, и для нас, ваших братьев!

Король и польские сенаторы утешали литовцев, говорили, что их грусть напрасная; что Люблинская уния создаст братский союз Польши и Литвы, угодный Богу. Надежды литовцев на милости государя не сбылись. Он, конечно, был вполне убежден, что слияние Польши и Литвы в одно государство и один народ послужит ко благу их. После еще нескольких напрасных попыток склонить короля к милости литовцы 1 июля скрепили свое согласие на Люблинскую унию присягою.

Условия Люблинской унии

По акту Люблинской унии королевство Польское и великое княжество Литовское составляют одно "нераздельное тело", одну Речь Посполитую (res publica); у этого одного государства всегда должен быть один государь, избранный в Польше общими голосами поляков и литовцев; оставляется только титул Литовского княжества и литовские должности; король оглашается литовским князем при избрании и коронации польским королем; сеймы всегда должны быть общие; должности литовские могут быть раздаваемы только тем, которые присягнут на верность польскому королю и Польскому королевству; монета должна быть общая и пр.

Таким образом, Люблинская уния приковала Литву и западную Русь к Польше. Теперь только литовская государственная печать, которую короли оставили литовцам, хотя имели право ее уничтожить, литовские государственные чины да литовский статут (собрание законов) напоминали литовцам о прежней их самостоятельности. В этом и состояло главное значение Люблинской унии.

Предпосылки

Процесс объединения двух государств длился столетиями. Люблинская уния должна была наконец завершить его и стать финальным аккордом в закреплении предыдущих уний, коих было немало: Кревская, Виленско-Радомская, Городельская и другие. С одной стороны, это было нужно для укрепления позиций государств. Особенно в объединении нуждалась Литва, которой необходимо было дать отпор Русскому царству. С другой стороны, именно литовские аристократы пытались этому объединению противостоять. Они опасались, что в новом государстве их позиции будут менее прочными, чем у польских шляхтичей.

Впрочем, претензии были и у представителей Польши. Они не хотели объединяться на равных условиях. По их мнению, Королевство Польское должно было стать «первой скрипкой» в союзе с Литвой. Взаимного понимания литовцы и поляки наконец достигли к 1560-м годам, когда и начали совместно обдумывать военные кампании.

Люблинский сейм

В 1569 году началось рассмотрение вопроса о предполагаемой унии. В связи со всеми упомянутыми причинами длилось оно довольно долго: польско-литовский сейм начал работу 10 января, а точка в обсуждении была поставлена лишь 12 августа. Несмотря на то, что акт был подписан 28 июня, представители обеих стран долго обсуждали распределение должностей.

Герб Речи Посполитой

О чем же в итоге удалось договориться полякам и литовцам? Они решили, что объединение государств — как бы мы сейчас сказали, на правах субъектов федерации — должно повлечь за собой создание единой денежной системы. Сейм тоже должен был стать общим. Также было принято решение, что возглавит государство король, которого совместно выберут представители Польши и Литвы. Однако последние все же пошли на уступки и передали во владение Королевства Польского некоторые земли, например, Волынь, Подолье и Полесье. Ливония же объявлялась совместным владением. Кроме того, важно отметить, что отныне Королевство Польское и Великое княжество Литовское должны были решать внешнеполитические вопросы как единое государство.

Что касается культуры и религии, здесь во всю развернулась Польша: началось насаждение католичества, а польский язык вскоре получил статус основного.

Уния привела к образованию третьего по величине европейского государства. Его превосходили только Русское царство и Османская империя, которая, впрочем, по большей части находилась на азиатских территориях.

«Пирамида» Станислава Ореховского

Объединению двух государств посвящено полемическое произведение, написанное за пять лет до заключения акта унии. Автором сочинения, получившего название «Пирамида», стал польский публицист Станислав Ореховский. Он был убежден, что Великое княжество Литовское должно стать частью Королевства Польского. При этом Ореховский подчеркивал, что Литве необходимо согласиться на вхождение в состав Польши на любых условиях.


Станислав Ореховский

По его мнению, литовцы жили в «прирожденной неволе», и выход из этого положения был только такой: «А захочет Литва из той прирожденной неволи выйти, пусть тщательно бдит о союзе с Польским Королевством, настойчиво просит про это великого князя, своего наследного господина, и польского короля».

Более того, Ореховский отмечал, что Литва должна принять польские порядки и установить аналогичную форму правления. «Хорошо сочетаются ветер с водой, так оба влажные, однако никак не сочетаются вода с огнем, так как ничего не имеют общего: вода — влажная и мокрая, огонь — сухой и теплый. Поэтому и не могут быть вместе. По этой причине и несвободная Литва не может быть соединена со свободной Польшей, когда не будет иметь одинаковой с ей формой правления».

Правда, до образования Ореховскому не суждено было дожить: он скончался в 1566 году.

Кревская уния (1385 p.), как первая попытка объединить Великое княжество Литовское и Польское королевство для совместного преодоления внешней опасности со стороны рыцарей-крестоносцев.

Проникновение польского панства в Украину, захват отдельных районов, что ставило вопрос об официальном признании и узаконивании шляхетско-магнатских достижений.

Польские паны в условиях повышения спроса на сельскохозяйственные товары на внешнем рынке усиливали наступление на украинские земли, подталкивали к окончательному решению проблемы унии (объединения) Польши и Литвы.

Возникновения централизованного Московского государства на северо-восток от Литвы, которое активизировало свою деятельность по «собиранию Русских земель».

Причины Люблинской унии

1. Неудачи и ослабление Литвы в Ливонской войне с Московским государством (1558-1583 гг.), потеря значительных территорий, истощение материальных ресурсов, разрушение хозяйства, тяжелые человеческие потери, угроза со стороны Московского княжества подталкивали правительство Великого княжества Литовского до объединения с Польским королевством.

2. Недовольство различных слоев населения украинских земель политикой Великого княжества Литовского, которое не противостояло наскокам татарских орд и оказалось неспособным их остановить. Неудачи в борьбе с татарами подорвали могущество Великого княжества Литовского и заставили его попросить помощи у Польши.

3. Стремление украинской, белорусской и литовской шляхты ограничить всевластие магнатов и сравняться в правах с польской шляхтой.

4. Желание польской шляхты увеличить свои владения за счет украинских земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского.

Люблинский сейм 1569 года

1 июля 1569 г. Общий сейм представителей Великого княжества Литовского и Польского королевства в г. Люблине объявил о слиянии двух государств в единое государство - речь Посполитую.

(Речь Посполитая означает «общее дело»).

Условия Люблинской унии

Люблинская уния - межгосударственное соглашение об объединении Польского королевства и Великого княжества Литовского в единое государство - речь Посполитую.

1. Единое государство - речь Посполитая - должна иметь общего короля, сейм, сенат, общую казну и монету, общую внешнюю политику.

2. Литва передала Польше украинские земли, принадлежавшие к ее составу:

Подолья;

Киевщину;

Восточную Галицию;

Часть Левобережья (Полтавщина).

3. На этих землях было создано шесть воеводств:

Русское (Галиция);

Белзское;

Волынское;

Брацлавское;

Подольское;

Киевское.

4. По Литовским княжеством оставались Брестское воеводство и Пинщина.

5. Паны обоих государств получили право на владение поместьями по всей территории Речи Посполитой.

6. Таможенные границы ликвидировались.

7. За Литвой сохранялась лишь ограниченная автономия в виде собственного права и суда, администрации, войска, казны и государственной («русского») языка.

Положительные последствия Люблинской унии

1. Уния дала возможность воссоединить украинские земли и выйти на западноевропейский уровень культуры.

2. Оживилась внутренняя торговля, увеличилось количество ярмарок.

3. Ускорилась колонизация Поднепровья.

4. Уния вызвала мощную вспышку социально-экономического, культурно-образовательного движения и вооруженной борьбы.

5. Вернула Украину к Западу.

6. Создавались условия для усиления европейских влияний.

7. Речь Посполитая открыла В стран и путь к европейской торговли сельскохозяйственной продукцией через балтийские порты.

8. С украинских земель в Западную Европу вывозили скот, зерно, табак, шерсть, воск и тому подобное.

Негативные последствия Люблинской унии для судьбы Украины

1. Положение украинцев резко ухудшилось.

2. Усилилось феодальное, национально-культурное и религиозное угнетение украинско, а народа.

3. Украинскому народу грозило полное национальное уничтожение.

4. Присвоив украинские земли, польские магнаты и шляхта эксплуатировали природные ресурсы, жестоко эксплуатировали украинских крестьян, наказывая их даже смертью.

5. Преследовались украинские обычаи, проводилось насильственное насаждение католицизма и запрет православной веры.

6. Принудительно насаждались польские культура, язык, образование.

7. Большинство городов Украины принадлежала польским панам. Украинских мещан всячески ограничивали в правах.

1. С заключением Люблинской унии закончилась литовско-русская эпоха в истории Украины.

2. Объединение в одном государстве военного и экономического потенциала Польши, Литвы, Украины поставило речь Посполитую в один ряд с могущественными державами тогдашней Европы.

3. Уния принесла в Украину вражду, кровопролитие, разрушение, попрание национального достоинства украинского народа.

4. Люблинская уния значительно ухудшила ситуацию в Украине, но способствовала росту культурно-просветительного и освободительного движений и национального самосознания украинцев.

Административно-политический устрой Украины в составе Речи Посполитой во второй половине XVI века.

Административно-политическое устройство - деление территории на определенные части для создания государственных форм власти и управления на местах.

На территории Украины создавались колониальные органы управления и постепенно распространялся административное устройство Речи Посполитой.

Речь Посполитую возглавляли выборный король, общий сейм и сенат.

1. Король:

Руководил внешней политикой;

Назначал на должности чиновников и сенаторов;

Все вопросы должен решать с согласия сейма.

Власть короля была ограниченной.

2. Сейм состоял из магнатов, шляхты и верхушки католического духовенства. Он решал важнейшие вопросы государственной жизни.

3. Сенат состоял из одних только правительственных лиц.

4. Всю страну было сочтено на воеводства.

Украинские земли в составе Речи Посполитой объединялись в шесть воеводств.

1618. присоединилось Черниговское воеводство, образовавшееся на землях, отторгнутых от Московского государства.

Во главе воеводств стояли воеводы, которых назначал правительство.

Воеводства делились на уезды, которые еще называли староствами. Их возглавляли старосты и каштеляни (коменданты) крепостей. Старост (наместников уездов) выбирала шляхта.

Уезды подразделялись на волости.

5. В воеводствах и уездах действовали местные сеймики, в которых шляхта решала местные дела и выбирала своих представителей в общего сейма. Шляхетские сеймики были орудием господства как польских, так и украинских феодалов над населением.

6. Для Волынского, Брацлавского, Киевского воеводств было сохранено действие Литовского статута и украинский язык в судопроизводстве.