Античная цивилизация. Культура цивилизации античной греции

Античная культура, прежде всего Древней Греции и Рима, - ос- новоположница западно-европейской культуры, ее системы ценностей. Причем, необходимо иметь в виду следующее важнейшее обстоятельство.

Неолитическая революция и формирование ранних цивилизаций на территории Европы проходило примерно по тому же сценарию, что и развитие восточных цивилизаций, вплоть до периода архаики (с VIII века до н.э.). Но затем развитие античной Греции пошло по принципиально иному пути, чем на Востоке. Именно тогда стала формироваться дихотомия Восток-Запад.

Античный вариант развития стал исключением из общего правила, это своего рода социальная мутация, причем по не вполне понятным причинам. Во всей истории человечества данный вариант был единственным и уникальным по характеру и результатам. Последствия же произошедшей «архаической революции» были поис- тине всемирно-историческими, особенно для судеб западноевропейской культуры.

В основе произошедшей трансформации было выдвижение на первый план частнособственнических отношений, особенно в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, с эксплуатацией частных рабов при отсутствии сильной централизованной власти и при самоуправлении общины, города-государства (полиса). После реформы Солона (VI век до н.э.) в античной Греции возникла структура, опирающаяся на

156 частную собственность, чего не было более нигде в мире. Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживавшие ее нужды политические, правовые и иные институты: систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах, в управлении полисом; систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод; а также систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности, развитию творческих потенций индивида, его энергии, инициативы, предприимчивости. В античном мире были заложены основы гражданского общества, послужившего идейно-институциональным фундаментом быстрого развития античной рыночно-частнособственнической структуры. Всем этим античное общество стало принципиально отличаться от всех других обществ, прежде всего восточных. Античная структура пошла иным путем развития, чем все остальные, причем, более быстрым, динамичным и результативным. В последующем данные принципы легли в основу расцвета городов средневековой Европы, на подобной структуре возникло Возрождение и укрепилось буржуазное общество Нового времени. Именно на этой основе быстро развился капитализм, ставший мощнейшей силой, влияющей на развитие всего мира.

Для античной культуры характерны следующие черты: 1) антропоцентризм: вера в силу и предназначение человека, греческий философ Протагор сформулировал важнейший принцип античности о том, что «человек - мера всех вещей»; 2) рационализм: признание особой роли разума и знаний; 3) эстетизм: стремление к гармонии и преклонение перед красотой, причем сам человек и был эталоном прекрасного; 4) демократизм: культура не элитарна, она результат и достояние всего общества свободных граждан; 5) преклонение перед образованностью, авторитет знания; 6) стремление сделать культуру способом жизни, достойным и желанным народу; 7) малая религиозность: отношение к религии скорее как к гражданскому обряду, внешнему ритуалу, а не внутреннему убеждению; 8) обращенность к искусству и философии, как к важнейшим доминантам жизни, переход от мифологии к попытке философского объяснения мира. Философия и наука - безусловные завоевания античной культуры. Наиболее ярко культурный, мировоззренческий переворот проявился в истории Древней Греции в период классики (V - IV века до н.э.) Сформировалось принципиально новое отношение к миру, произошел мировоззренческий и культурный прорыв, вызвавший появление личности нового типа, выходящий за рамки традиционного общества, закрепилось понятие о ценности личности; 9) прославление активности человека, поощрение состязательности (спорт, политика, риторика, искусство); 10) органическая связь гражданина и полиса на основе сформировавшегося гражданского общества с принципом примата гражданина над государством; 11) понимание свободы, как высшей нравственной категории; 12) полнота, разнообразие, законченность с гуманистической направленностью, создание шедевров, обогативших мировую культуру и ставших эталонными.

Культура античности получила особое развитие вследствие целого ряда факторов: 1.

Культура создана на базе передовых экономических отношений, на рабстве классического типа, на частной собственности, на товарно-денежных отношениях. Экономика создала достаточные материальные возможности для культурного прогресса, для быстрого социального и хозяйственного экономического развития, появились возможности для профессиональной умственной деятельности. Причем, ограничивалось резкое социальное расслоение, господствовали средние слои. 2.

Сформировалась динамичная городская культура. Город - центр античной культуры, где появились разнообразные досуговые формы деятельности. 3.

Господствующий класс рабовладельцев и примыкающие к ним многочисленные средние слои, составившие гражданское общество, были активны в социально-политическом отношении и являлись благоприятной средой для создания и восприятия культурных ценностей. 4.

Демократические формы правления благоприятствовали развитию культуры вширь и вглубь. Не было замкнутого слоя правящей верхушки и развитой бюрократии, отсутствовала наемная армия, не допускалась концентрация власти, нормой была сменяемость и контролируемость аппарата управления, граждане были близки к государственным институтам, активно участвовали в общественных делах. Демократия сформировала потребность в культурной, широко мыслящей личности. 5.

Отсутствовала могущественная жреческая организация, которая в странах Древнего Востока монополизировала, в значительной степени, процесс духовного производства и направила его в русло религиозной идеологии. Xарактер греческой религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными представителями граждан исключали возможность складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации, ее монополию в культурном творчестве. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры, ее более быстрое и интенсивное развитие. 6.

Широкое распространение грамотности на базе алфавита, позволившее получить доступ к замечательным произведениям историков, философов, драматургов, писателей, ораторов. Именно возможность чтения и компетентного суждения о прочитанном, стали важным стимулом для творчества античных мыслителей. 7.

Интенсивные информационные связи с другими странами и культурами, аккумулирование знаний Древневосточных цивилизаций, открытость античной культуры. 8.

Выработка строгих форм мышления, правил доказательства, то есть формирование новой культуры мышления. Наука демонстрирует новое отношение к результату познания, когда истина признается важнейшей ценностью, возникающей на базе рациональных операций, объективности, верифицируемости. Xотя, разумеется, научное знание не играло еще решающей роли рядом с мифологорелигиозным, традиционным сознанием.

Система воспитания античности выдвинула идеал калокагатии - как гармоничного, всестороннего развития личности, причем на первый план выдвигались гражданские добродетели, социальные качества человека, где физическая доблесть проявлялась в войне, умственное развитие - в государственных делах, а нравственные качества - в правилах общежития. Таким образом, появилась новая личность. 6.3.2.

Античность лежит в основе всей европ цивилизации. Античность начали изучать в эпоху ренессанса. Но она воспринималась не как реальная древняя цивилизация, а как некий невременной идеал, к кот нужно стремиться, античность в то время идеализировалась. Так продолжалось и в 18 в. и в 19 в., пока в конце 19 в. не появл новое направление – гиперкретинизм – опровержение некоторых античных фактов, назвали их сказками. Но в любом случае древность воспринималась через совр понятия.

В 19 в. ученые видели древность что и сейчас(буржуазия пролетариат парламент полит партии). Появляется марксизм с примитивно классовым подходом и сведением всего этого в экономику. Очень весомо повлияло на толкование древности.

В наше время преобладает более объект взгляд на древность. Античная цивилизация -особая цивилизация, отличная от нашей. Античная цивилизация-цивилизация средиземноморская. Вся жизнь тогдашний людей определялась морем и климатом(СУБТРОПИЧЕСКИЙ), температура воздуха опред климатом - зима не очень холодная, лето нежаркое, благодаря дующим ветрам. Жилые постройки открытого типа в осн преобладали. Растит мир в древности был очень богатым, много лесов, но к нач н.э. люди повырубали огр кол-во лесов и климат изменился.

Изрезанность береговой линии в сочетании с гористостью рельефа (80% - горы, 2\3). На балканах приголных для обработкт земель всего 20% -объясняют невозможность образования на Балканах централизованного государства: в каждой маленькой долине – обособленное государство, которое, в то же время, имеет связь со всей ойкуменой посредством моря

Реки в большинстве своем не судоходны. НЕБОЛЬШИЕ, летом перемыхали. Реки не оказывали влияния на жизнь человека.

Внутреннее «безобидное» море, каботажное плавание (летом), морская цивилизация в целом. Рыба – основа здорового рациона.

Первоначально огромную роль на жизнь человека оказывало с/х: средиземноморская триада: зерновые(засухоустойчивые)-бобовые культуры, ячмень; виноград(вино); маслины, оливуи(использовались как мыло, в светильниках, олив масло – основной источник жиров). Земли на всех не хватало – частые голодовки - коммуникация.

Горы сдерживали сухопутные коммуникации. Сухопутные пути не были развиты. К началу нашей эры римляне построили свои великие дороги, но все равно перевозка продуктов была эконом не выгодной.

Лошадь не использовалась в домашнем хозяйстве. Для перевозки использ волов или перевозили продукты на вьючных животных(ослы и мулы)

7. Удобные гавани в Аттике и их отсутствие на Пелопоннесе, а также обилие плодородной земли на Пелопоннесе и ее нехватка в Аттике объясняют различные векторы развития Афин и Спарты. Особенная изолированность Мессении: с трёх сторон – горы Парнон и Тайгет, с четвёртой - Истмский перешеек. Есть, конечно, и плодородные регионы – Фессалия, Аркадия, Беотия; здесь меньше торговли, социальной жизни, поэтому общество более традиционно. Деревенщина.

4. Мягкий климат не даст помереть от голода\холода => у народа появляются свободное время и возможность изобрести философию, водоподъемный винт и пр.

5. Почва каменистая, пшеница не растёт, зато виноград и олива – да. Хлеб дешевле купить, чем вырастить на месте, а есть и продукт для обмена. Отсюда – предпосылки к морской торговле (Египте, Италия, после Колонизации - Понт и более отдаленные области). Борьба за торговые пути – частая причина войн.

6. Есть полезные ископаемые (глина, мрамор, железо, медь, серебро, дерево) =>

ремесло (кладовые-малая Азия и пиренейский п-ов). Олово привозили из Британии.

Специфика античных цивилизаций по сравнению с востоком:

Хронолог рамки: восток на рубеже 4 тыс до н.э., первая европ цивилизация – 3 тыс до н.э., а нтичная в 1 тыс до н.э.;

Различия в природных условиях;

Разница в экономике

Орудия – на востоке – медь и бронза, античность –металлы (больш власт над природой);

На востоке преобл сельская община, а в античности – городская гражданская община(полис). Развив ремесло из-за нехватки замли – торговля(концентр в городах) – появ первые монеты в малой азии) 8 в. до н.э.);

Разница в соц структуре: классов не было, было деление на сословия(мушкенум, авилум и рабы)

Мушкенум наход в прямой зависимости от царя – служилые люди, гос крепостные.

На западе, особенно а Греции, из-за недостатка земли. ГОС ХОЗЯЙСТВ НЕ БЫЛО -> мушкенумов не было, но были метэки(переэки в спарте) – граждане, но не полноправные, зависимые от общины граждан, от общины в целом.

В отличие от востока рабство на западе игр гораздо больш роль. На востоке – патриарх рабство(примитивное, рабский труд применялся в жом хохяйстве и роли рабов могли выступать младшие члены семьи, они трудятся вместе с хозяином, норма эксплуатации не высокая, рабы еще имеют хоть какие-то права). На западе – классич рабство(возн в товарном хозяйстве, а не в натуральном, измен состав рабов – это уже не «бедные родственники», в античности сумели запретить долговую кабалу и отныне стали переобладать рабы-чужаки, полностью были лишены каких-либо прав, норма эксплуатации растет).

На востоке преобладают деспотия – абсолютная монархия. На примитивные монархии, но позже были (демократ, аристократ, олигархич).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Античная цивилизация: общая характеристика

2. Этапы становления и развития древнегреческой цивилизации

3. Полисная система ценностей

4. Эпоха эллинизма

5. Римская цивилизация: зарождение, развитие и упадок

5.1 Царский период Римской цивилизации

5.2 Римская цивилизация в эпоху республики

5.3 Римская цивилизация эпохи империи

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Античная цивилизация - величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Очень сложно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирно-историческим процессом. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, - просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, - явилась не только непревзойденным культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества по сути во всех сферах человеческого духа. Она также является колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западноевропейской и византийско-православной.

Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации;

а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)

б) Римскую (8 век до нашей эры 5 век н.э.)

Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 323 г. до н.э. до 30 г. до н.э.

Целью моей работы будет детальное изучение развития данных цивилизаций, их значения в историческом процессе и причин упадка.

1. Античная цивилизация: общая характеристика

Глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX--VIII вв. до н. э. до IV-- V вв. н. э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации.

Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII-- XIII вв. до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX--VI вв. до н. э. последняя попытка удалась -- возникло античное общество.

Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение.

В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса.

В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

Появился первый в истории образец народовластия -- демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны.

В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество -- вторичными.

Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации

2. Этапы становления и развития древнегреческой цивилизации

Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа:

· раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции);

· формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI - IV в.в. до н.э.);

· завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.

Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной).

В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, Критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н.э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются Минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноск), а для материковой Греции - элладскими (от названия Греции - Эллада). Хронология минойских периодов следующая:

· Раннеминойский (XXX - XXIII вв. до н.э.) - господство доклассовых родовых отношений.

· Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII - XVIII вв. до н.э.), - образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.

· Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII - XII вв. до н.э.) - объединение Крита и создание Критской морской державы, расцвет Критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции:

· Раннеэлладский преиод (XXX - XXI вв. до н.э.) господство первобытных отношений, догреческое население.

· Среднеэлладский период (XX - XVII вв. до н.э.) - расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложения родоплеменных отношений.

· Позднеэлладский период (XVI - XII вв. до н.э.) - возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

На рубеже II - I тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях родоплеменного строя. Гибнут ахейские государства, упрощается социальная структура, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, происходит понижение социально-экономического и политического уровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории - полисный - начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

· Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI - IX вв. до н.э.) - родоплеменные отношения в Греции.

· Архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) - формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

· Классический период греческой истории (V - IV вв. до н.э.) - расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры.

Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса.

Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества - с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества.

Такими обществами и государствами стали так называемые эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э., после распада мировой империи Александра Македонского.

Объединение развития Древней Греции и Древнего Востока, ранее развивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистических обществ и государств, открыли новый этап древнегреческой истории, глубоко отличный от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории.

Эллинистический этап древнегреческой (и древневосточной) истории также делится на три периода:

· Восточные походы Александра Македонского и обращование системы эллинистических государств (30-е годы IV в. до н.э.);

· Кризис эллинистической системы и завоевание государств Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина II - I вв. до н.э.);

· Захват римлянами в 30-е годы до н.э. последнего эллинистического государства - Египетского царства, управляемого династией Птолемеев, - означал конец не только эллинистического этапа древнегреческой истории, но и конец длительного развития древнегреческой цивилизации.

3. Полисная система ценностей

В полисах сформировалась своя система духовных ценностей. Прежде всего, своеобразное социально-экономическое, политическое и культурное устройство, сам полис греки считали высшей ценностью. По их мнению, лишь в рамках полиса можно существовать не только физически, но и вести полнокровную, справедливую, нравственную жизнь, достойную человека.

Составными частями полиса как высшей ценности выступали личная свобода человека, понимаемая как отсутствие всякой зависимости от какого-либо лица или коллектива, право выбора занятий и хозяйственной деятельности, право на определенное материальное обеспечение, в первую очередь на земельный участок, но вместе с тем и осуждение накопительства богатства.

Общинное устройство античных государств определяло всю систему ценностей, составлявшую основу морали античного гражданина. Ее составными частями были:

Автономия - жизнь по собственным законам, проявлявшаяся не только в стремлении полисов к независимости, но и в стремлении отдельных граждан жить своим умом.

Автаркия - самообеспеченность, выражавшаяся в стремлении каждой гражданской общины иметь полный комплекс жизнеобеспечивающих профессий и стимулировавшая отдельного гражданина к ориентации на натуральное производство для собственного потребления в своем хозяйстве.

Патриотизм - любовь к своему отечеству, в роли которого выступали не Греция или Италия, а родная гражданская община, поскольку именно она была гарантом благополучия граждан.

Свобода - выражавшаяся в независимости гражданина в его частной жизни и раскованности в суждениях гражданина по поводу общественного блага, поскольку оно было производным от усилий каждого. Это давало ощущение ценности своей личности.

Равенство - ориентация на умеренность в быту, формировавшая привычку соотносить свои интересы с чужими, а чужие со своими, считаться с мнением и интересами коллектива.

Коллективизм - ощущение слитности с коллективом своих сограждан, своего рода братства, поскольку участие в общественной жизни считалось обязательным.

Традиционализм - почитание традиций и их хранителей - предков и богов, что было условием устойчивости гражданской общины.

Уважение к личности - выражавшаяся в ощущении тыла или уверенности в себе и в своих силах, которую давало античному гражданину гарантированное гражданской общиной существование на уровне прожиточного минимума.

Трудолюбие - ориентация на общественно полезный труд, в качестве которого выступала любая деятельность, прямо или косвенно (через личное благо) приносившая пользу коллективу.

Система ценностей задавала определенные рамки творческой энергии античных людей.

В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав: активное участие в государственном управлении, хотя бы в форме обсуждения дел на Народном собрании, право и обязанность защищать свой полис от врага. Органической частью нравственных ценностей гражданина полиса стало глубокое чувство патриотизма по отношению к своему полису. Грек был полноправным гражданином лишь в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город - и он превращался в бесправного метека (негражданина). Вот почему греки дорожили именно своим полисом. Их маленький город-государство был тем миром, в котором грек в наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою собственную личность.

4. Эпоха эллинизма

Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356-323 до н.э.). В результате похода (334-324 до н.э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма (323-27 до н.э.) - эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского.

Что же такое эллинизм, каковы его характерные черты?

Эллинизм стал насильственным объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств, имеющих много общего в своей социально-экономической структуре, политическом устройстве, культуре. В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого, так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры и представляли сплав, синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизаций, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру. древнегреческий цивилизация ценность римский

Как синтез греческих и восточных элементов эллинизм вырастал из двух корней, из исторического развития, с одной стороны, древнегреческого общества и прежде всего из кризиса греческого полиса, с другой - он вырастал из древневосточных обществ, из разложения его консервативной, малоподвижной общественной структуры. Греческий полис, обеспечивший экономический подъем Греции, создание динамичной социальной структуры, зрелое республиканское устройство, включая разные формы демократии, создание замечательной культуры, в конце концов исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом исторического прогресса. На фоне постоянной напряженности в отношениях между классами развернулась острая социальная борьба между олигархией и демократическими кругами гражданства, которая вела к тирании и взаимоуничтожению. Раздробленная на несколько сотен мелких полисов небольшая по территории Эллада стала ареной непрерывных войн между коалициями отдельных городов-государств, которые то объединялись, то распадались. Исторически необходимым для дальнейших судеб греческого мира представлялось прекращение внутренних беспорядков, объединение мелких враждующих между собой независимых полисов в рамках крупного государственного образования с твердой центральной властью, которая бы обеспечила внутренний порядок, внешнюю безопасность и тем самым возможность дальнейшего развития.

Другой основой эллинизма стал кризис древневосточных общественно-политических структур. К середине IV в. до н.э. древневосточный мир, объединенный в рамках Персидской империи, также переживал серьезный общественно-политический кризис. Застойная консервативная экономика не позволяла освоить обширные пространства пустующих земель. Персидские цари не возводили новых городов, уделяли слабое внимание торговле, в подвалах их дворцов лежали огромные запасы валютного металла, которые не пускались в оборот. Традиционные общинные структуры в наиболее развитых частях Персидской державы - Финикии, Сирии, Вавилонии, Малой Азии - разлагались, и частные хозяйства как более динамичные производственные ячейки получили некоторое распространение, но этот процесс шел медленно и болезненно. С политической точки зрения Персидская монархия к середине IV в. до н.э. представляла собой рыхлое образование, связи центральной власти и местных правителей ослабли, а сепаратизм отдельных частей стал обычным явлением.

Если Греция середины IV в. до н.э. страдала от излишней активности внутриполитической жизни, перенаселенности, ограниченности ресурсов, то Персидская монархия, напротив, от застойности, слабого использования огромных потенциальных возможностей, дезинтеграции отдельных частей. Таким образом, на очередь дня вставала задача некоего объединения, своеобразного синтеза этих различных, но могущих дополнить друг друга социально-экономических и политических систем. И этим синтезом стали эллинистические общества и государства, образовавшиеся после распада державы Александра Македонского.

5. Римская цивилизация : зарождение, развитие и упадок

В истории Рима выделяют следующие периоды:

· Царский период - с 753 г. до н. э. (появление города Рима) по 509 г. до н. э. (изгнание последнего римского царя Тарквиния)

· Период республики - с 509 г. до н. .э. по 82 г. до н. .э. (начало правления Луция Суллы, объявившего себя диктатором)

· Период Империи - с 82 г. до н. э. по 476 г. н. э. (захват Рима варварами под предводительством Одоакра и изъятие у последнего императора символов императорского достоинства).

5.1 Царский период Римской цивилизации

Возникновение Рима является отправной точкой Римской цивилизации, он возник на территории области, получившей название Лаци, на стыке расселения трех племенных объединений, которые назывались трибы. В каждой трибе было по 10 курий, в каждой курии по 10 родов, таким образом, население, создавшее Рим состояло всего из 300 родов, они стали гражданами Рима и составили римский патрициат. Вся дальнейшая история Рима - это борьба не граждан, тех, кто не входил в 300 родов - плебеев за гражданские права. Государственное устройство архаического Рима имело следующие формы, во главе стоял царь, который выполнял функции жреца, военачальника, законодателя, судьи, высшим органом власти являлся сенат- совет старейшин, в который входили по одному представителю от каждого рода, другим высшим органом власти было народное собрание или собрание курий - куриатные комиссии. Основной социально-экономической ячейкой римского общества была семья, которая представляла из себя ячейку в миниатюре: во главе стоял мужчина, отец, которому подчинялись жена, дети. Римская семья в основном занималась земледелием, также в жизни римлян огромное значение играло участие в военных походах, которые обычно начинались в марте и заканчивались в октябре. Как уже упоминалось, кроме патрициата в Риме была и другая прослойка - плебеи, это были те, кто пришел в Рим после его основания или жители покоренных территорий. Они не были рабами, это были свободные люди, но они не входили в состав родов, курий и триб, а потому не принимали участия в народном собрании, не имели никаких политических прав. Прав на землю они также не имели, поэтому для получения земли они поступали на службу к патрициям и арендовали их земли. Также плебеи занимались торговлей, ремеслом. Многие из них богатели.

В 7 веке до н.э. правители Этрусского города Тарквиния подчиняют Рим и правят там до 510 г. до н.э. Наиболее известной фигурой того времени был реформатор Сервий Туллий. Его реформа была первым этапом борьбы плебеев с патрициями. Он разделил город на округа: 4 городских и 17 сельских, произвел перепись населения Рима, все мужское население делилось на 6 разрядов уже не по родовому, признаку, а в зависимости от имущественного положения. Самые богатые составляли первый разряд; нижний разряд назывался - плебс, это были неимущие, у которых ничего, кроме детей, не было. Римская армия тоже стала строиться в зависимости от нового деления на разряды. Каждый разряд выставлял воинские подразделения- центурии. Кроме того, плебеи отныне были включены в состав граждан. Это отразилось на общественной жизни Рима. Прежние собрания по гуриям потеряли свое значение, они были заменены народными собраниями по центуриям, которые имели свои голоса на народных собраниях, причем первый разряд имел более половины центурий. Это, естественно наносило удар по патрициату, поэтому был устроен заговор и Туллий был убит, после этого сенат решает упразднить институт царя и установить республику в 510 г. до н.э.

5.2 Римская цивилизация эпохи республики

Республиканский период характеризуется острой борьбой патрициев и плебеев за гражданские права, за землю, в результате этой борьбы права плебеев увеличиваются. В сенате вводится должность народного трибуна, которые отстаивали права плебеев. Трибуны избирались из плебеев сроком на один год в количестве сначала двух, затем пяти и, наконец, десяти человек. Их личность считалась священной и неприкосновенной. Трибуны имели большие права и власть: они не подчинялись сенату, могли накладывать вето на постановления сената, имели большую судебную власть. В этот период происходит ограничение роста земель у граждан Рима, каждый мог иметь не более 125 га. земли. В 3 веке до н.э. окончательно оформляется римская патрицианско-плебейская община. Органами государственной власти являлись сенат, народное собрание, магистратуры-органы исполнительной власти. Магистры избирались народным собранием на один год. Высшей военной и гражданской властью обладали консулы они также обладали высшей судебной властью и управляли провинциями, их тоже избирали народные собрания на один год. Еще одной важной должностью государственного управления были цензоры, которые выбирались раз в пять лет и осуществляли перепись населения, перевод граждан из одного разряда в другой, в их компетенцию входили религиозные вопросы. В римской республике совмещались различные принципы государственного управления: демократический принцип олицетворяло народное собрание и трибуны, аристократический принцип олицетворял сенат, монархический принцип- два консула, один из которых был плебеем. Благодаря постоянным, непрерывным войнам Рим сначала подчиняет себе всю Италию, а к концу периода республики Рим становится огромным государством, подчинившим себе все Средиземноморье. Основным противником, с которым пришлось столкнуться был Карфаген - город, являвшийся столицей крупного и богатого государства, расположенного по островам и побережью западного Средиземноморья. Сам город Карфаген находился в Африке на территории современного Туниса. Войны между Римом и Карфагеном получили название Пунических, они продолжались с перерывами с 264г до н.э. по 146 г до н.э. и закончились полной победой Рима, подчинением ему всех земель противника, а сам Карфаген был стерт с лица земли.

В результате пунических войн и победы Рима его территория сильно разрослась и, следовательно, обострились те проблемы, которые были характерны для Римской цивилизации на протяжении всей ее истории, а именно: проблемы гражданства и получения земли.

Борьба за гражданские права, а следовательно и за землю продолжается и в 91 г. до н.э начинается «Союзническая» гражданская война - война италиков за гражданские права, которая продолжалась до 88 г до н.э, под напором этих требований сенат не выдержал и в 90 г до н.э предоставил италикам гражданские права. На этом заканчивает свое существование римская гражданская община. Это значит, что народные собрания трибутные коммиции и куриатные коммиции (соответственно собрание по трибам и по гуриям) перестали играть какую-либо заметную роль.

Первый век до н.э - это важнейший этап в жизни Римской цивилизации, он ознаменован тем, что все политическая жизнь в римском обществе развивалась в двух направлениях: оптиматы (наилучшее) сторонники этого направления - это, в основном плебейско-патрицианская верхушка. Они защищали власть сената и позицию нобилитета (патрициат и плебейская верхушка). Второе направление - это популяры. Сторонники этого направления требовали проведения аграрных реформ, предоставления гражданских прав, усиление власти народных трибунов. Одним из ярких представителей этого направления был известный полководец Гай Марий. Это в политической жизни римского общества, но в это важные процессы происходили и самом обществе, его менталитете. Пунические войны не только территориально прирастила Рим, но и изменила менталитет римлянина, благодаря включению в состав государства множества этнических групп трех частей света: Европы, Азии и Африки.

В результате Пунических войн территория Римского государства разрастается и для эффективного управления ею необходима сильная единоличная власть. В Римской республики было две попытки получить диктаторские полномочия. Первая из них связана с именем полководца Сулы. Которому в первой половине 1 века до н.э в напряженный момент противостояния оптиматов и популяров, который грозил перерасти в гражданскую войну сенат предоставил диктаторские полномочия. Суда жесткими мерами предотвратил начало гражданской войны. Второй фигурой, получившей диктаторские полномочия был Гай Юлий Цезарь, известный и талантливый полководец, который сначала был наместником Испании, а затем, став наместником небольшой части Галлии, принадлежавшей Риму, сумел за 10 лет покорить всю Галлию, что до него никому не удавалось. После смерти Цезаря развернулась борьба за власть после серии интриг, в которых основными участниками были сподвижник Цезаря Антоний, его внучатый племянник Октавиан и сенат, в результате которой единственным повелителем огромного государства становится Октавиан, которого провозглашают Августом (божественным), это случилось в 30 г до н.э. На этом римская республика прекратила свое существование, начался период римской империи.

5.3 Римская цивилизация эпохи империи

Начальный период римской империи, продлившийся с 30 г. до н.э. по 284 г. н.э. получил название период принципата, это название пошло от именования Октавиана Августа «Принципсом», что означает - первый среди равных. Второй этап римской империи носит название - период домината от слова « доминус» (господин)-284-476гг н.э.

Первые шаги Октавиана Августа: стабилизация отношений между различными слоями общества. Правление Октавиана - это период взлета науки, литературы и особенно римской историографии.

Особенности римской цивилизации эпохи принципата:

1. Единоличная власть открывает возможности, как перед мудрыми, так и перед деспотичными правителями.

2. Активно совершенствуется римское законодательство, которое является основой многих современных правовых систем.

3. Проявляется несостоятельность рабства. В армию начинают набирать рабов из-за нехватки населения.

4. Италия теряет роль центра Римской империи.

5. Развитие строительства (дороги, водопроводы)

6. Усиление системы образования, увеличение числа грамотных людей.

7. Распространение христианства.

8. Праздники (180 дней в году)

Император Антоний Пий - золотой век Римской империи, отсутствие конфликтов, экономический подъем, спокойствие в провинциях, но этот период длился недолго уже в 160 г н.э начинается одна из войн, которая определила дальнейшую судьбу римской цивилизации начало катастрофы.

Римская империя соседствовала с многоликим варварским миром, в который входили Кельтские племена, Германские племена и Славянские племена. Первое столкновение варварского мира и римской цивилизации произошло при императоре Марке Аврелии на территории провинций Реций и Норик, также Панония - современная Венгрия. Война длилась ок. 15 лет, Марку Аврелию удалось отбить натиск варварских племен. Впоследствии, в течение 3-го века напор варваров усиливается, выстраивается по Дунаю и Реину «лимес»- граница, состоящая из пропускных пунктов и военизированных поселений. На «лимесе» осуществлялась торговля между Римом и варварским миром. В 3-ем веке выделяются племена, среди варваров, ведущие войны с Римом, на границе по Рейну это франки, а по Дунаю - готы, которые неоднократно вторгались на территорию империи. Тогда же в 3 веке Рим впервые в истории теряет свою провинцию, это произошло в 270г., имперская армия покинула провинцию Дакия, далее происходит потеря « Десятинных полей»- в верховьях Рейна. В конце 3-го века заканчивается эпоха принципата: император Диоклетиан в 284 г. принял решение разделить империю на 4 части, для более эффективного управления. Соправителями стали: Максимиан, Лициний и Константин, для себя и Максимиана он оставил титул августов, а для двух других - титул цезарей. Хотя после смерти Диоклетиана сын Клора Константин снова становится единоличным правителем, но именно этим разделением, было, положено начало крушения Римской империи. В 395 году император Феодосии окончательно разделил империю на две части между сыновьями, один из них Аркадий стал правителем Восточной Римской империи, а другой - Гонорий - Западной Римской империи. Но ситуация сложилась таким образом, что малолетний Гонорей не мог управлять государством и фактическим правителем выступил вандал Стилихон, возглавлявший его в течение 25 лет. Огромную роль варвары начинают играть в армии Западной Римской империи, это в полной мере отражает кризис империи. Под давлением гуннов в 4 веке на территорию Восточной Римской империи переселяются готы, которые под предводительством Аллариха в поисках земли для проживания вторгаются на территорию Италии и в 410 г. захватывают Рим. Затем в 476 вождь скиров Одоакр окончательно свергнул последнего римского императора Ромула Августула. Эта дата является датой окончательного падения западной части Римской империи, восточная ее часть просуществовала еще около 1000 лет. Эпоха домината отражает кризис Римской цивилизации. Признаки кризиса: запустение городов, прекращение выплат налогов, уменьшение числа торговых операций, нарушение связей между провинциями.

Заключение

Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.

Ознакомление с богатым культурным наследием древнего Рима и древней Греции, которое явилось результатом синтеза и дальнейшего развития культурных достижений народов древности, дает возможность глубже понять основы европейской цивилизации, показать новые аспекты в освоении античного наследия, установить живые связи между античностью и современностью, глубже понять современность.

Античная цивилизация была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Список использованных источников и литературы

Учебная литература:

1. Андреев Ю.В., Л.П. Маринович; Под ред. В.И. Кузищина История Древней Греции: Учеб./ - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2001.

2. Буданова В.П. История мировых цивилизаций. Учебник. Москва, "Высшая школа", 2000

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. -- М., 1994.

Электронные ресурсы

1. Древняя Греция. Культура, история, искусство, мифы и личности. http://ellada.spb.ru/

2. К.Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима. http://www.centant.pu.ru/sno/lib/kumanec/index.htm

3. Библиотека Гумер - История Античности и древнего мира. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/History_Antigue.php

4. Библиотека Гумер - Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Eras/index.php

5. Библиотека по культурологии. http://www.countries.ru/library/ant/grciv.htm

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зарождение классового общества, государства и цивилизации на греческой почве. Деление истории Древней Греции на две большие эпохи: микенская (крито-микенская) дворцовая и античная полисная цивилизация. Культура Эллады, "темных веков" и античного периода.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Основные этапы становления и особенности Западной цивилизации. Характеристика эллинской и римской цивилизации. Европа варваров и её эллинизация, роль христианства. Эпоха Возрождения и ее принципиальное отличие от средневековой, изменения в культуре.

    реферат , добавлен 18.03.2011

    Развитие римской цивилизации. Легенда о братьях Ромуле и Реме. Римская община в древнейший период. Установление республиканского строя, патриции и плебеи. Появление первых письменных законов в Риме. Порядки в гражданской общине, идея "общей пользы".

    реферат , добавлен 02.12.2009

    Характеристика процесса становления римской цивилизации. Политическое и культурное влияние этрусков на римскую цивилизацию. Деление римских граждан по территориальному и имущественному признакам. Анализ археологических данных об этрусском влиянии.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Этапы развития российской цивилизации. Территория российской цивилизации. Монархия, государство и социально-экономическое развитие России. Перспективы развития общества, культуры и цивилизации. Основные особенности развития российской цивилизации.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Римской цивилизацией является цивилизация, созданная римлянами на территории Италии и затем распространенная на все завоеванные народы. Формирование и развитие государственной власти. Правовые и социальные основания жизни римлян. Кризис и упадок империи.

    реферат , добавлен 25.11.2008

    Этапы развития древнегреческой цивилизации. Возникновение полиса. Полис как феномен Греческой цивилизации. Органы управления полиса. Полис как государство. Общество в полисах. Экономическая жизнь полиса. Характерные черты афинского полиса.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2003

    Основные (глобальные) типы цивилизации, их особенности. Сущность цивилизационного подхода к истории. Характерные черты политической системы восточного деспотизма. Особенности цивилизации классической Греции. Цивилизации в древности и Древняя Русь.

    реферат , добавлен 27.02.2009

    реферат , добавлен 16.03.2011

    Анализ Евразии как специфической цивилизации в истории человечества, ее географические особенности и история формирования. Наиболее древние цивилизации Евразии, расположившиеся на берегах многочисленных морей: Египет, Месопотамия, Ассирия, Иудея.

Античности принадлежит особое место в мировой истории, поскольку она явилась исходным моментом, первым опытом, фундаментом и духовной опорой европейской культуры. Термин «античность» (от лат. antiquus - древний) обозначает греко-римскую древность. Античная культура - это крупнейшая цивилизация древнего мира, занимающая географическое расположение близкое друг к другу. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с единым историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ особенностей и различий. Древнегреческую цивилизацию принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: крито-микенский или эгейский (III - II тыс. до н.э.); гомеровский или «тёмные века» (XI - IX вв. до н.э.); архаический (VIII - VI вв. до н.э.); классический (V - IV вв. до н.э.); эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.)

Цивилизация, возникшая на островах Эгейского моря, на Крите, а также на территории материковой Греции и Анатолии получила общее название эгейской цивилизации, которая, в свою очередь, подразделяется на крито-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.), включающий в себя минойскую и микенскую цивилизации. В III-II тысячелетиях до н. э. возникают первые государства. Это были государства монархического типа, подобные древневосточным деспотиям, с разветвленным бюрократическим аппаратом и сильными общинами. Исчезновение микенской культуры в XII в. до н. э. связывают с вторжением с севера Балканского полуострова дорийских племен, среди которых все еще господствовал родовой строй. История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Этот период длился примерно с XI по IX вв. и называется «темными веками», а также гомеровским периодом, поскольку известен, прежде всего, по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея».

«Темные века» - эпоха натурального хозяйства. В архаический период происходит отделение ремесел от земледелия, что обозначило переход к обмену, производству не только для собственных нужд, но и для рынка, в результате чего активно развиваются города. В период VIII-VI вв. до н. э. происходит становление полисов - разрозненных мелких суверенных городов-государств, объединенных только общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей. Экономически необходимым становится создание новых колоний и увеличение числа рабов в качестве основной рабочей силы. В конце архаического периода во многих полисах распространяется рабство, независимо от формы организации полиса, в том числе демократических Афинах.

Классический период - время наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры, который пришелся на V-IV вв до н. э. Самым влиятельным политическим и культурным центром после победы в греко-персидских войнах стали Древние Афины. Своего максимального могущества и культурного расцвета Афины достигли, когда во главе государства стал выдающийся политический деятель Перикл, который 15 раз избирался стратегом. Этот период известен в историографии как «Золотой век Перикла», хотя он был относительно недолгим. В период слабости греческих полисов начинает свое возвышение Македония.

Новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья - эллинизм - начинается с походов Александра Македонского (IV в. до н. э.) и заканчивается завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I в. до н. э. Македония, завоевав Грецию, полностью восприняла ее культуру, поэтому после победоносных походов Александра Македонского древнегреческая культура распространяется в завоеванных восточных странах.

Формирование в Греции городов-государств - полисов, как особого типа общины вызвало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Греческий мир всегда состоял из множества самостоятельных полисов, иногда вступавших в военные, религиозные или какие-то другие союзы, но обычно - независимых и самодостаточных в административном, хозяйственном и культурном отношении. Процесс постепенного развития полиса, раннее отделение ремесла от земледелия и торговли, бурный рост товарно-денежных отношений способствовали превращению центрального поселения какого-либо греческого племени в город. Граждане полиса имели право владеть землей; обязаны были принимать участие в государственных делах, а случае войны - участвовать в гражданском ополчении; имели право публично высказывать свое мнение по любому вопросу, подавать жалобы на противозаконные действия. Верховным законодательным органом в полисе было народное собрание; исполнительная власть была представлена выборными (на определенный срок) органами и должностями: «советом пятисот», судом присяжных, и др. Выше гражданина в полисе стоял коллектив полиса (идея суверенитета народа). Античная демократия была ограниченной: гражданскими правами не обладали женщины, лично свободные чужестранцы, жившие на территории полиса, рабы. Существовали, помимо демократических (Афины), и олигархические полисы (Спарта), где сильны были пережитки родового строя, и власть принадлежала потомственной аристократии. Тем не менее, древнегреческая цивилизация в целом наиболее полно выразила идею суверенитета народа и идеала демократической формы правления; а полисная организация общества стала уникальным явлением, неизвестным ранее в мире древних цивилизаций, позволявшим эффективно решать экономические, военные и политические задачи, достичь высокого уровня развития культуры.

Древнеримская цивилизация интересна собственной системой духовных ценностей. Главными духовными ориентирами римского общества являлись: 1) патриотизм; 2) «особая богоизбранность» римского народа; 3) представление о Риме как высшей ценности. Недостойными для римского гражданина делами считались не только ремесло, но и занятия художественным творчеством (скульптурой, живописью, игрой на сцене, драматургией), педагогикой. Своеобразие римской цивилизации заключалось в том, что она представлена самыми разными формами социально-политического устройства, известных в древности. От раннеклассового общества во главе с «царем» (семь легендарных римских царей, скорее всего, были верховными вождями союзов племен), - к ранней республике, затем развитой республике и, наконец, к возникновению огромного и стабильного государства - Римской империи (новый тип монархии, отличавшийся от восточной деспотии), поглотившей почти все другие цивилизации древности. Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода: царский VIII-VI вв. до н.э.; период Римской республики VI-I вв. до н.э.; период Римской империи I в. до н.э.- V в. н. э.

В царский период оформляется первичная социальная организация в Древнем Риме. Население проживало родами, которыми управляли старейшины. В 509 г. до н. э. римляне изгнали последнего царя Тарвиния Гордого и провозгласили республику. Период Римской республики характеризуется началом территориальной экспансии Рима и борьбой с Карфагеном за господство в Средиземноморье. В результате войн и ростом рабовладения республиканский Рим переживает внутренний кризис: происходят восстания рабов, гражданские войны. В итоге в 82 г. до н.э. полководец Сулла устанавливает единоличную власть, что означало начало заката республиканского строя в Риме. Основы империи, сменившей республику, заложил Гай Юлий Цезарь, избранный в 59 г. до н.э. консулом, ставший пожизненным диктатором и получившим титул императора. После убийства Цезаря ставший императором его внучатый племянник Октавиан Август оставил после себя огромную Римскую империю.

Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам. Из них образовалась привилегированная часть римского общества - патриции, первоначально только они и считались римским народом. В ином положении находилась другая большая прослойка общества - плебеи. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Плебеи - поселенцы и жители покоренных областей. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовал в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства. В VI в. до н.э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. И все-таки плебеи остались неполноправными, и в дальнейшем это станет источником длительных социальных битв в Риме.

В общественной жизни Рима большую роль играли народные собрания. Постановления народных собраний имели силу закона. Кроме того, высокими полномочиями обладали трибуны: они имели право наложить запрет на решения суда, сената и высших должностных лиц, если эти решения ущемляли интересы плебеев. Важнейшим органом управления был сенат, состоявший из патрициев и верхушки плебса. Он ведал вопросами внутренней политики и определял внешнюю политику. Под контролем сената были финансы и религиозный культ. Сенат был аристократическим органом. Фактически он руководил государством. В этом отношении римская демократия отличалась от афинской демократии. Превратившись в огромную державу, Рим уже не мог оставаться общиной. Первые признаки разрушения ее традиционной структуры, норм общинной жизни проявились во II в. до н. э.

В целом, в античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер.

Литература

1. Всемирная история в датах и событиях. - М: Радуга, 2002. - С. 34-101.

2. Самыгин, П.С., Самыгин, С.И., Шевелёв, В.Н., Шевелёва Е.В. История для бакалавров / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелёв, Е.В. Шевелёва.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. - С. 56-66.

3. Чубарьян, А.О. Всемирная история. В 6 т. / А.О. Чубарьян. - М: Наука, 2011.- Т.1. - С. 439-479, 575-602.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

История

История в вопросах и ответах для непрофильных специальностей рекомендовано методической.. введение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История
Омск 2013 ФИЛИАЛ

Для непрофильных специальностей
Рекомендовано методической комиссией при филиале НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Омске Омс

Подходы к изучению истории
История - это общественная наука, изучающая прошлое человечества как исторический процесс. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, у


Первобытная история человечества реконструируется по целому комплексу источников, поскольку ни один источник в отдельности не в состоянии предоставить полной и достоверной картины данной эпохи.

Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока
Термин «Древний Восток» ввели в научный оборот античные авторы. Так называли страны, расположенные к востоку от греко-римского мира. Хронологические рамки Древнего Востока охватыва

Понятие «средние века», феодализм, периодизация истории средних веков характеристика этапов феодализма)
В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением стали

Социально-политическое устройство
Отдельные русские княжения в конце IX в. соединились в единое Древнерусское государство (Киевское) государство. Предпосылками этого объединения были: этническая общность древнерусск

Причины и последствия
Под политической (феодальной) раздробленностью Руси понимают период XII-XV вв., когда на территории Древнерусского государства существовало до трех десятков княжеств и территорий со своим порядком

Последствия влияния ордынского ига на историю страны
XIII в. стал временем тяжких испытаний для русского народа. С севера продолжались попытки захвата русских земель шведами и немецкими рыцарями. А с восточных степей тем временем нака

При Иване III и Василии III
Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, основным содержанием, которого был разгром Москвой своих основных политических соперников и переход от утверждения за Москвой её политического глав

Культура России и Европы (XV-XVI вв.)
Важнейшей характеристикой культуры России XV-XVI вв. становится центростремительная тенденция. Этот период характеризуется следующими особенностями развития культуры: 1) объединение местных культур

Внутренняя политика Ивана IV
Первый период царствования. (Реформы Избранной Рады).Василий III завещал великокняжеский престол старшему сыну Ивану IV (1533-1584 гг). Царь получал корону из рук главы церкви. Вен

Внешняя политика Ивана IV Грозного
Рассмотрим кратко итоги внешней политики Ивана IV по трем направлениям. Восточное направление.Главными соперниками Москвы здесь были образовавшиеся на развалинах Золотой Орды Казанское и А

Смутное время: причины, ход событий, итоги
Смутное время (Смута) - глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI - начале XVII в. Смута совпала с династическим кризисом и борьбой боя

Страны Европы в XVI в
(реформация, контрреформация, абсолютизм) Реформация в Западной и Центральной Европе представляла широкое общественное движение, носившее в основе своей ан

Культура России и Европы в Новое время
В истории России XVII в.- это переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда старина и новизна перемешались. Основными отличительными особенностями развития культу

И европейская колониальная экспансия в XVII - XVIII в
В ЕвропеXVII - XVIII вв. обострение международных противоречий происходило по трём направлениям: 1). В Западной Европе сталкивались интересы Англии, Франции, Голландии и Испании. Основная цель - пр

Социальные движения в России в XVII в. Церковный раскол
В 1645 г. после смерти царя Михаила на престол вступил его сын Алексей. Правителем страны стал воспитатель Алексея боярин Морозов. Все важнейшие государственные должности занимали р

Социально-экономическое развитие России XVII в
Начало складывания всероссийского рынка.Во второй половине XVII в. все более четко обособляются сельскохозяйственные и промышленные районы. Так, центральные и северные районы поставляли на рынок ро

Зарождение абсолютизма
Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от сословно представительной монархии к абсолютизму. Абсолютизм - это форма

В XVI - XVIII в
Позднее средневековье - в Западной Европе это период XVI - первой половины XVII в. - характеризовалось разложением феодальных отношений и зарождением капитализма. Наиболее интенсивно эти процессы р

Реформы Петра I
Реформы Петра I были подлинной революцией. Они охватывали широкий спектр общественной, государственной и хозяйственной жизни, они были проведены в суровой борьбе с внутренней оппози

Просвещенный абсолютизм Екатерины II
Просвещенный абсолютизм - это общеевропейское явление. В Европе оно представлено такими яркими правителями, как король прусский Фридрих II, шведский король Густав III, император Авс

Внешняя политика России во второй половине XVIII века
Российская империя во второй половине XVIII в. преследовала следующие цели во внешней политике: получить выход к Чёрному морю, укрепить своё положение на Балтике, возвратить Украинс

Образование США
Нидерланды являлись одной из провинций империи Габсбургов и обладали во второй половине XVI в. чрезвычайно развитой экономикой. Императоры Карл V и Филипп II активно пользовались этим, постоянно ув

В первой четверти XIX в. Движение декабристов
Воцарению Александра предшествовал дворцовый переворот, осуществленный заговорщиками, во главе которых стояли: П.А. Пален, военный губернатор столицы, и последний фаворит Екатерины

Наполеоновские войны. Отечественная война 1812 г
В Европе с конца XVIII в. шла череда непрерывных войн. Коалиция европейских держав во главе с Англией выступила против республиканской Франции. Французская армия нанесла поражение а

В Западной Европе в XIX в
Промышленное развитие XIX в. характеризовалось расширением машинного производства, передачей технологических знаний, коммерческого и финансового опыта от Англии к другим европейским странам и США.

Общественные движения во второй четверти XIX в
Основные принципы внутренней и внешней политики Николая I: незыблемость самодержавия, обращение к авторитету православия как гарантии самодержавия; утверждение, что «революционная зараза» пришла из

Внешняя политика России во второй четверти XIX века
Борьба с революционной опасностью стала одной из главных в правление Николая I. Он пытается возродить Священный Союз и контролировать ситуацию в Европе. В октябре 1833 г. Николай I

Предпосылки, сущность, значение
Предпосылки реформ Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. обескровило и разорило страну, доказало неэффективность феодально-бюрократической системы управления. Уровень ра

Во второй половине XIX в
«Великие реформы» 1860-70 гг. XIX в. изменили ход общественной мысли России. Очевидным стало противоречие сословных привилегий дворянства и самодержавной власти с формально объявленным равенством в

Внешняя политика России во второй половине XIX в
В середине XIX в. внешнеполитический курс России доказал свою несостоятельность. Страна оказалась в изоляции и потерпела поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.). Это подорвало позиции России, де

Тенденции развития культуры Европы и России XIX в
XIX век в истории европейской культуры прославился не только выдающимися достижениями в области науки и техники, но и частыми радикальными переменами в сфере художественной культуры. Одно художеств

Особенности социально-экономического и политического развития России в конце XIX - начале XX вв
На рубеже XIX - XX вв. в России ускоренными темпами развивается капитализм - экономическая система, где господствует частная собственность на средство производства, есть рынок наёмной рабочей силы,

Особенности образования, стратегия и тактика основных политических партий в России в начале XX в
Революция 1905-1907 гг. трансформировала политическую систему России. Монархия стала парламентской, появилась легальная многопартийность. Возникло более 150 политических партий и течений. При этом

Мир индустриальной цивилизации 1900-1914 гг
Став центром мира к началу XX в., Европа переживала период социальных и политических преобразований. Они были порождены промышленной революцией, которая уже завершилась в европейски

Международные отношения в начале XX в. Русско-японская война
Последние десятилетия XIX в. характеризуются борьбой за захват ещё свободных колониальных территорий; идёт лихорадочный раздел мира. К концу XIX в. в мире уже почти не остаётся незанятых земель, пр

Аграрная политика П.А. Столыпина
Реформа надельного крестьянского землевладения. Цель - создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия и противника революционных движений Составн

Россия в Первой мировой войне
(причины, военные планы, этапы, итоги и последствия) Первая мировая война стала следствием серьёзных противоречий между европейскими странами. В основе противоречий - нера

Февральская революция 1917 г. Падение царизма
Причины революции 1. Аграрный вопрос. В России сохранялось помещичье землевладение. К 1917 г. 130 млн. чел. проживало в деревне, при этом около 10,5 млн. крестьянских дворов имели земли ст

Послевоенное развитие стран Западной Европы и США. 1818-1939 гг
В Версале (Франция) 28 июля 1919 г. в рамках Парижской мирной конференции состоялось подписание международного договора, который подвёл итоги Первой мировой войны и определил послевоенной устройств

Политика военного коммунизма
Гражданская война - это организованная вооружённая борьба между классами и социальными группами внутри страны за государственную власть. Гражданская война в России была чрезвычайно

НЭП. Причины перехода к новой экономической политике, её сущность
В условиях Гражданской войны и военно-коммунистической политики население лишилось каких-либо материальных стимулов к производству. Однако лидерам большевиков казалось, что их политика не чрезвычай

В 1920-30-е гг
После завершения гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых советских государств - РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, а так же Азербайджанская

Последствия ускоренной индустриализации
1929 год вошел в историю как год начала сталинской «революции сверху», год «великого перелома» фундаментальной трансформации экономической системы страны. Необходимо отметить, что н

Сплошная коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты
В 1927 г. в СССР насчитывалось примерно 24 млн. крестьянских хозяйств. 120 млн. членов крестьянских семей составляли абсолютное большинство населения страны. Каждое хозяйство в среднем имело 4-5 га

Политика советского правительства в области культуры
(20-30-е гг. XX в.) Советские лидеры утверждали, что любая культура носит классовый характер. Ещё до прихода к власти лидер большевистской партии В.И. Ленин называл Россию

Культа личности Сталина. Репрессии в 30-40 гг
Форсированная модернизация экономики СССР, проходившая в 30-е гг., причём во враждебном окружении, объективно требовала концентрации власти. «Социалистическое наступление по всему фронту»,

Советская внешняя политика накануне Великой Отечественной войны
(1933–1941 гг.) В 1933 г. большинство государств мира, включая СССР, подписали Конвенцию об определении агрессора. Советские дипломаты выступили с предложе

Причины, основные этапы, итоги и уроки Второй мировой войны
Главные причины новой мировой войны. За два десятилетия после Первой мировой войны в мире, особенно в Европе, накопились острые экономические, социально-политические и наци

Великая Отечественная война советского народа
Решающее значение в планах фашистской Германии придавалось военному разгрому СССР. В 1940 г. был разработан план Барбаросса - подготовки и проведения молниеносной войны против Совет

Развитие стран Востока в 1960-80-е гг
Как отмечалось ранее, к началу XX в. шесть «великих держав» Европы захватили 25 млн. кв. км земли, т. е. пространство в 2,5 раза больше всей Европы, и поработили 523 млн. населения.

Внутренняя и внешняя политика советского государства
(1945-1953 гг.) Великая Отечественная война, конечно, означала величайшую победу над самым злейшим врагом человечества - германским фашизмом. Свобода и независимость стран

Формирование постиндустриальной цивилизации
В последней четверти XX в. наиболее значительным и доминирующим подходом к развитию социальных и экономических отношений является теория постиндустриального общества (Д. Белл, Г. Ка

Экономические реформы и попытки демократизации общественной жизни в СССР(1953-1960-е гг.) Внешняя политика
5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Его смерть стала поворотным событием в новейшей истории страны. В политическом руководстве СССР началась ожесточённая борьба за власть. Расстановка сил была такова

В годы перестройки
12 марта 1985 г. после кончины К.У. Черненко генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М.С. Горбачёв. В расцвете сил, энергичный, обаятельный, с живым умом, демократичный М.С. Горбачёв резко выделя

Августовский путч 1991 г., распад СССР
Острый кризис доверия к Президенту СССР М.С. Горбачеву, его неспособность эффективно руководить страной и контролировать общественно-политическую ситуацию проявились и в его поражениях в борьбе с п

Постсоветская Россия: экономика и внутренняя политика
В декабре 1991 г. СССР, а вместе с ним и социально-экономическая и политическая система прекратили существование. При этом в 1990 г. в стране был впервые зарегистрирован абсолютный спад пр

Внешняя политика России в 1990-е гг
В период либеральных реформ, начатых в России в начале 1990-х гг., высшее политическое руководство страны во главе с Президентом Б.Н. Ельциным на международной арене делало весьма непростые шаги, ч

Мир развитых стран в условиях глобализации
Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на рубеже ХХ-ХХI вв. является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни. От

Россия в первом десятилетии XXI в
Президентская избирательная кампания 2000 г. была очень быстротечной. 26 марта уже в первом туре выборов В.В. Путин одержал победу, набрав около 53% голосов избирателей. Это означало, что народ ока

Культура России. XIX век (1801 - 1914)
57. Ле Гофф, Ж.Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 560 с. 58. Лекции по культурологии. URL: http://studentu-vuza.ru/kulturologiya/lektsii-po

Древняя Греция . В VIII-VI вв.до н.э. в Греции начинает формироваться античная цивилизация. Большую роль в ее развитии сыграло появление желœеза и соответствующих орудий труда. В Греции недостаточно земель для возделывания, в связи с этим широкое развитие здесь получило скотоводство, а затем и ремесла. Греки, знакомые с морским делом, активно занимались торговлей, что постепенно привело к освоению ими окружающих территорий, расположенных вдоль побережья. С разделœением труда и появлением прибавочного продукта родовая община сменяется сосœедской общиной, но не сельской, а городской. У греков эта община называлась полисом. Постепенно полис оформлялся в город-государство. В рамках полиса происходила ожесточенная борьба между родоплеменной знатью, не желающей уступать свою власть, и демосом – незнатными членами общины.

Греки осознавали свое единство – они называли свою родину Элладой, а себя – эллинами. У них был единый пантеон богов-олимпийцев и общеэллинские спортивные состязания. Одной из главных черт эллинской культуры является принцип состязательности и стремление к первенству, что нехарактерно для цивилизаций Востока. Греция не была объединœена одним полисом – этому мешала их раздробленность и разобщенность. В результате Греция оказалась завоеванной сначала Македонией, а затем Римом. Достижения греческой культуры в конечном итоге легли в основу всœей европейской культуры и цивилизации.

Древний Рим. Рим был основан в 753 ᴦ. до н.э. в центре Италии. В ходе своего развития Рим заимствовал культуру и достижения своих сосœедей. Используя свое расположение в центре Апениннского полуострова, Риму удалось завоевать этрусков, кельтов Италии, Великую Грецию (так назывались греческие колонии в Италии) и другие племена. В III в. до н.э. Рим столкнулся с Карфагеном, финикийской колонией на севере Африки. В ходе трех ожесточенных войн Рим разгромил соперника И стал самой могущественной державой Средиземноморья. Римское государство было устроено по подобию полисов, что было эффективно для города и его округи, но не подходило для огромной державы. После продолжительной гражданской войны в Риме устанавливается императорская власть. В эпоху империи Рим достигает наибольшего могущества, присоединив земли Западной и Южной Европы, Северную Африку и Западную Азию. Большую роль в данный период начинает играть рабовладельческий уклад. Натиск варваров, связанный с Великим переселœением народов, глубокие изменения в жизни империи, привели к кризису, в итоге Римская империя раскололась на две части – Западную и Восточную. В V в.н.э. Западная Римская империя пала. 476 ᴦ. принято считать рубежом между античностью и средневековьем. Правопреемницей Рима стала Восточная Римская империя с центром в Константинополе.

Античная цивилизация. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Античная цивилизация." 2017, 2018.

  • - Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима

    Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в...