Биография поля мориа. Поль мориа

Верлен Поль Мари (30.03.1844 – 8.01.1896) – один из самых известных французских поэтов XIX века. Считается одним из основателей литературных течений – символизма и импрессионизма. Кроме творчества, он известен еще и скандальной связью с другим французским поэтом – Артюром Рембо.

«Но равнодушный Рок не знает снисхожденья.
В плоде таится червь, в дремоте – пробужденье,
Отчаянье – в любви; увы – таков закон».

Детство

Поль Мари Верлен появился на свет в небольшом французском городке Меце на северо-востоке страны. Произошло это 30 марта 1844 года. Его отец, Николя-Огюст, был кадровым военным, офицером инженерных войск. Поэтому семья редко подолгу задержавалась на одном месте. Вместе с отцом она постоянно переезжала из гарнизона в гарнизон. И лишь когда отец Поля решил выйти в отставку, это случилось в 1851 году, семья поселилась в предместье Парижа.

Свои первые стихи Верлен начал писать в 14 лет (1858). Он тогда учился в лицее Бонапарта и сильно увлекался поэзией Бодлера, Гюго, Готье. Он очень хотел быть похожим на своих кумиров. Даже послал Виктору Гюго одно из своих стихотворений, но тот не ответил юному поклоннику.

Возможно, Верлен и хотел бы с самого начала заниматься только поэзией. Но финансовое положение семьи вынудило мальчика искать более серьезную работу. После окончания лицея он поступил в Школу права, откуда рассчитывал потом попасть в Министерство финансов. Но не сложилось. Верлен в результате пошел работать в страховую компанию. Параллельно он писал стихи. Его первое произведение было опубликовано в 1863 году.

Творчество

1865 год стал для Верлена поворотным и очень трагическим. Сначала он потерял отца, а после скончалась его любимая кузина, которая на первых порах помогала Полю с публикациями его стихотворений. После этого 20-летний парень решил полностью посвятить себя творчеству. И в этот период выходят несколько его сборников. Талант молодого поэта не остался незамеченным. О нем узнал его давний кумир – Виктор Гюго. Он даже пригласил Верлена в гости.

В 1869 году выходит очередной сборник стихов Верлена «Галантные празднества». И тогда же Поль знакомится со своей будущей супругой Матильдой Моте. Эта девушка стала для поэта своеобразной музой. Именно в честь нее он за год сочинил еще один сборник – «Добрая песня». Но после этого Полю пришлось на время забыть о творчестве. Была объявлена всеобщая мобилизация на войну с Пруссией.

Следующий сборник стихов «Песни без слов» выйдет только в 1874 году. В этот период своей жизни Поль мало писал. Он был больше занят свой личной жизнью и ссорой с женой. А все из-за его связи с другим французским поэтом Артюром Рэмбо. Но об этом пойдет речь чуть далее.

Последние годы Верлена, как и начало его творческого пути, были полны трагических событий. Он потерял своего приемного сына, потом посвятил ему новый сборник «Любовь». Он ссорится с матерью, а после теряет ее, пьет, буянит, за что периодически попадает в тюрьму. У него обостряются различные хронические заболевания, из-за которых Поль даже будет прикован к постели. Но именно в последние годы жизни поэт напишет все свои самые известные произведения, как стихи, так и прозу. Он писал до самых последних дней своей жизни. Последний сборник под символичным названием «Исповедь» вышел в сентябре 1895 года. А в январе 96-го с ним случился приступ, от которого он уже не смог оправиться.

«Мужчины и женщины, не стесняйтесь говорить о любви. Кричите в полный голос о своих чувствах. Делайте это вопреки всему: проклятиям, страданиям, презрению скотов и хуле моралистов. Любовь – это единственный смысл в жизни».

Верлен и Рембо

Отношения Поля Верлена и Артюра Рембо стали одним из самых больших литературных скандалов XIX века. Рембо был намного младше, он также писал стихи и видел в Поле своего наставника. Они встретились в 1871 году. После долгой переписки Верлен сам пригласил юношу в Париж и полностью оплатил дорогу и проживание.

Но литературная связь очень быстро стала чем-то большим. Рембо хотел, чтобы Верлен был только его. Поэтому он всячески ссорит Поля с его супругой Матильдой. Причем конфликты становятся все более жестокими. Один раз Верлен даже побил жену и угрожал расправой над сыном. После этого Матильда подаст на развод, а Поль одумается и бросится вымаливать прощение. Его простят, но поэт все равно не порвет порочную связь. Он продолжит тайно переписываться и встречаться с Рембо.

И такие отношения продолжаются на протяжении нескольких лет. Верлен ссорится поочередно с Матильдой и Рембо, потом также поочередно с ними мирится. И поэт никак не может определиться, с кем же он в итоге хочет остаться. Заканчивается все это плохо. В 1973 году Верлен сильно конфликтует с Рембо, выхватывает пистолет и простреливает ему руку. В результате Поля приговаривают к двум годам тюрьмы. За это время он окончательно разводится с супругой Матильдой. А когда выйдет из тюрьмы, расстанется и с Рембо. И в результате останется совершенно один.

Интересное видео: стихотворение Поля Верлена "Никогда вовеки":

Биография Поля Верлена

Поль-Мари Верлен родился 30 марта 1844 года в городе Мец, в семье военного инженера. После отставки отца семья перехала в Париж, где и прошли школьные годы поэта.

В 1862 году он окончил лицей и поступил на юридический факультет университета. Но из-за материальных проблем семьи в 1864 году начал работать мелким служащим в страховую компанию, после в мерии одного из парижских районов, а вскоре и в сельской ратуше.

Стихи начал писать еще в школьные годы. Один из них - «Смерть» - 1858 году послал Виктору Гюго. В 1863 г. его впервые напечатали, это был сонет «Г-н Прюдом», который свидетельствовал об увлечении группой «Парнас». Во второй половине 60-х годов присоединился к этой группе. В этот период поэт интересовался риторикой, иностранными языками, много читал Ш.-О. Сент-Бева, Ш. Бодлера , Т. Банвиля, посещал литературные салоны. Большое впечатление на него произвел Л. де Лиль, вокруг которого группировались молодые писатели, которые издавали сборник «Современный Парнас», где печатался и Верлен. Но писатель искал собственный путь, отличный от объективистской «однобокой» поэзии парнасцев. Книга Ш. Бодлера «Цветы зла» дала импульс развитию импрессионистических впечатлений, символистичных образов.

В 60-х годах выходят сборники «Сатурничные поэзии» (1866) и «Изысканные праздники» (1868). Похвальные отзывы на сборники дали А. Франс и В. Гюго. Однако широкая публика не поняла стихов Верлена, длительное время популярность обходила его.

В коце июля 1869 г. поэт познакомился со своей будущей женой Матильдой Моте, а в 1870 г. женился на ней, мечтая о семейном уюте. В сборник «Добрая песня» (1870) вошли произведения, которые он посвятил своей жене. Однако надежды на счастливую семейую жизнь не оправдались

В феврале 1871 г. писатель получил письмо из маленького провинциального городка Шарлевиль от тогда еще не известного 18-летнего Артюра Рембо с несколькими его стихотворениями. Сила с которой они были написаны, вызвала заинтересованность, и в письме-ответе Верлен пригласил юношу в Париж. Познакомившись, они подружились, и Верлен, несмотря на возрастное превосходство, попал под влияние сильной натуры Рембо.

В 1872 г. прячась от преследований за участие в Парижской коммуне, поэт покинул дом, жену, ребенка и отправился вместе с другом в путешествие - в Англию, а после в Бельгию. Разъезжая по Европе Верлен и Рембо искали - вместе и по отдельности - свое место в исскустве.

Во время ссоры в июне 1873 г. П. Верлен ранил А. Рембо выстрелом револьвера, за что был осужден брюссельским судом к двум годам тюрьмы. К тому же суд узнал про коммунистическое прошлое поэта. В тюрьме он написал стихи, которые вошли в сборник «Романсы без слов» (1874). Это вершина музыкальности Верлена.

В тюрьме поэт узнал, что жена подала на развод. Когда 16 января 1875 г. он вышел из тюрьмы, никто не встречал его возле ворот, кроме старенькой матери.

Чувствуя одиночество Верлен вновь искал поддержку со стороны Рембо и встретился с ним в Шртутгарте. Эта их встреча оказалась последней: возвращаясь домой в нетрезвом состоянии, они поссорились и устроили драку на берегу Неккары. Больше они не виделись. Вернувшись в Париж, а после переехав в Лондон, Верлен пытался наладить свою жизнь: преподавал языки, занимался сельским хозяйством, но в конце-концов полностью отдался литературному труду.

В 70-80-е года поэт все больше обращается к Богу. Религиозное настроение отразилось в его сборнике «Мудрость»(1881).

В 1884 г. выходит сборник «Когда-то и недавно» и книга литературно-критических статей «Проклятые поэты», куда вошли очерки про шестерых поэтов, в том числе и про Артюра Рембо, Стефана Малларме и самого Поля Верлена.

Эстетические принципы поэта получают совершенную форму в сборниках последнего периода «Любовь»(1888), «Счастье» и «Песни для нее» (1891).

Писатель возглавлял плеяду молодых поэтов. Его стихи получили сумасшедшую популярность. На традиционной церемонии избрания «короля поэтов» 1891 г. после смерти Л. де Лиля, большее количество голосов было отдано за Верлена. Но признание пришло слишком поздно: здоровье писателя пошатнулось. Талантливый поэт болел и почти постоянно вынужден был находится в больницах. Писатель Ж. Ренар заметил в своем дневнике 1892 г.: «От Верлена не осталось ничего, кроме нашего культа Верлена».

Поль Гоген родился в 1848 году в Париже 7 июня . Отец его был журналистом. После революционных переворотов во Франции, отец будущего художника собрал всю семью и отправился в Перу на корабле, намереваясь остановиться у родителей своей жены Алины, и открыть там собственный журнал. Но в пути у него случился сердечный приступ, и он умер.

Поль Гоген прожил в Перу до семилетнего возраста. Вернувшись во Францию, семья Гогенов поселилась в Орлеане. Но Полю было совсем неинтересно жить в провинции и скучно. При первой же возможности он покинул дом. В 1865 году он нанялся работником на торговое судно. Время шло, и количество посетивших Полем странам увеличивалось. За несколько лет Поль Гоген стал настоящим моряком, который побывал в разных морских передрягах. Поступив в на службу во французский морской флот Поль Гоген и дальше продолжал бороздить просторы морей и океанов.

После смерти матери Поль оставил морское дело и занялся работай на бирже, которую ему помог найти его опекун. Работа была хорошая и казалось, что проработает он там еще долго времени.

Женитьба Поля Гогена


Женился Гоген в 1873 году на датчанке Мэтт-Софи Гад . За 10 лет совместной жизни жена родила пятерых детей, а положение Гогена в обществе становилось все прочнее. В свободное от работы время Гоген занимался своим любимым хобби – рисовал.

Гоген был совсем не уверен в своих художественных силах. Однажды, одну из картин Поля Гогена отобрали для показа на выставке, но он не сказал об этом никому из семьи.

В 1882 году начался биржевый кризис в стране, и дальнейшая успешная работа Гогена начала вызывать сомнения. Именно этот факт помог предопределить судьба Гогена как художника.

К 1884 году Гоген уже жил в Дании , так как денег на проживание во Франции не хватало. Жена Гогена преподавала французский язык в Дании, а он пытался заниматься торговлей, но у него ничего не получалось. Начались разногласия в семье, и брак распался в 1885 году. Мать осталась с 4 детьми в Дании, а Гоген вернулся в Париж с сыном Кловисом.

Жить в Париже была сложна, и Гогену пришлось переехать в Бретань. Ему тут нравилось. Бретонцы очень своеобразный народ со своими традициями и мировоззрением, и даже со своим языком. Гоген чувствовал в Бретани себя прекрасно, у него снова проснулись чувства путешественника.

В 1887 году, взяв с собой художника Шарля Лаваля, они отправились в Панаму. Поездка оказалась не очень удачной. Гогену приходилось много работать, чтобы обеспечить себя. Заболев малярией и дизентерией Полю пришлось вернуться на родину. Друзья приняли его, и помогли выздороветь, и уже в 1888 году Поль Гоген снова перебрался в Бретань.

Случай с Ван Гогом


Гоген был знаком с Ван Гогом , который хотел организовать колонию художников в Арле. Именно туда он и пригласил своего товарища. Все финансовые расходы брал на себя брат Ван Гога Тео (мы упоминали об этом случае в ). Для Гогена это была хорошая возможность вырваться и пожить без всяких забот. Взгляды художников разошлись. Гоген стал руководить Ван Гогом, начал себя преподносить как учителя. Ван Гог, уже страдавший в то время психологическим расстройством не смог такого вытерпеть. В какой-то момент он накинулся на Поля Гогена с ножом. Так и не настигнув свою жертву Ван Гог отрезал себе ухо, а Гоген уехал обратно в Париж.

После этого случая Поль Гоген провел время в разъездах между Парижем и Бретанью. И в 1889 году посетив художественную выставку в Париже, он принял решение поселиться на Таити. Денег естественно у Гогена не было, и он начал распродавать свои картины. Скопив около 10 тыс. франков он отправился на остров.

Летом 1891 году Поль Гоген принялся за работу, купив небольшую соломенную хижину на острове. На многих картинах этого времени изображена жена Гогена Техура, которой было всего 13 лет. Ее родители с радостью отдали ее в жены Гогену. Работа была плодотворной, Гоген написал много интересных картин на Таити. Но время шло, и деньги кончались, к тому же Гоген заболел сифилисом. Он больше не мог терпеть, и уехал во Францию, где его ждало небольшое наследство. Но на родине он провел не много времени. В 1895 году он снова вернулся на Таити, где он также бедствовал и жил в нужде.

Поль Верлен – французский поэт, яркий представитель таких литературных течений, как символизм и импрессионизм, по мнению – декадент. Его стихи задушевны, музыкальны, организованы особым образом – с преобладанием женской рифмы, выделением какого-то конкретного звука и повторением его. Верлена по праву можно назвать революционером французской и мировой поэзии.

Детство и юность

Родился Поль-Мари Верлен в городе Меце. Произошло это 30 марта 1844 года. Родители мальчика – Николя-Огюст Верлен, капитан инженерных войск, и Элиза-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ. Отец – военный, а это означает частые переезды для семьи. Верлены жили в Меце, Монпелье, Ниме, Сете. Обосновались они на одном месте, в Батиньеле, предместье Парижа, лишь тогда, когда отец семейства вышел в отставку.

Писать стихи Поль начал в 14 лет, в 1858 году. Тогда же мальчик познакомился с произведениями , Банвиля, Готье, Леконта де Лиля, Глатиньи. Юный поэт даже осмелился написать Гюго и послать тому в письме свое стихотворение «Смерть».

Верлен учится сначала в пансионе Ландри, затем в лицее . В 1860 году юноша знакомится с Эдмоном Лепелетье, который в будущем станет другом, биографом и душеприказчиком поэта. В 1862 году финансы семейства Верленов пострадали, и Поль, уже став бакалавром словесности, поступил в Школу права и налег на арифметику, надеясь попасть в Министерство финансов.


Несмотря на усилия, приложенные для того, чтобы поправить благосостояние семьи, Поль Верлен начал богемную жизнь. Молодой человек выпивает, ходит по публичным домам, читает Бюхнера («Сила и материя»), посещает салон маркизы де Рикар, имеющий республиканскую направленность. В этом салоне собеседниками Верлена становятся Теодор де Банвиль, Огюст Вилье де Лиль-Адан, Сюлли Прюдом, Хосе Мариа Эредиа.

В августе 1863 года в журнале «Обозрение прогресса» на суд читателей впервые представлено творение молодого поэта - сонет «Господин Прюдом». При этом стихотворец, активно общающийся с будущими парнасцами, работает сначала в страховом обществе, затем в парижской мэрии.


На излете 1865 года умирает отец Поля. В апреле 1866-го восемь стихов Верлена занимают свое место в девятом выпуске журнала «Современный Парнас», который издает Альфонс Лемер. А в ноябре того же года стараниями Лемера и кузины Верлена, Элизы Монкомбль (в замужестве Дюжарден), появляется первый сборник Верлена «Сатурнийские стихи». Смерть Элизы в 1867 году Поль переживал очень тяжело, ища спасение на дне бокала.

Литература

После «Сатурнийских стихов», куда вошла и замечательная по своей мелодичности «Осенняя песня», творческая биография Верлена набирает обороты. В 1867 году поэт сотрудничает с сатирическим журналом «Майский жук». В 1868, прикрывшись псевдонимом, выпускает книжку «Подружки», которую за непристойность конфискует и уничтожает суд. Дело в том, что стихи в «Подружках» посвящались лесбийским отношениям.


Вторая книга одного из ярчайших франкоязычных поэтов под названием «Галантные празднества» выходит в 1869 году. Через год появляется следующий сборник – «Добрая песня», посвященный будущей жене Матильде Моте.

В дни Парижской коммуны Верлен работает в мэрии, в отделе печати. Свою четвертую книгу он пишет в путешествии по Англии и Бельгии в 1872-1873 годах, а в свет «Романсы без слов» выходят в 1874 году.

Стихотворение Поля Верлена «Целует клавиши прелестная рука»

Популярностью у читателей до сих пор пользуется стихотворение из этого сборника «Тихо сердце плачет». Жаль только, что особую мелодичность верленовской поэзии очень сложно передать при переводе на любой другой язык, даже на богатый русский.

В том же 1874 году Поль Верлен пишет «Поэтическое искусство» – своеобразный манифест новой французской поэзии. Верлен часто писал о природе, и его пейзажи, полностью соответствовавшие импрессионистским канонам, отражали прежде всего состояние души. Таково произведение «Оград бесконечный ряд», поразительное уже тем, что в русском переводе пейзаж «нарисован» без единого глагола.


Стихотворение Поля Верлена «Оград бесконечный ряд»

В конце 1870-х годов Верлен пересматривает жизненные ценности, в том числе и веру в Бога. Результатом переоценки приоритетов становится книга «Мудрость», вышедшая в 1881 году. За «Мудростью» в 1885 году последовали сборник стихов «Когда-то и недавно», в который вошло знаменитое «Поэтическое искусство», и сборник литературно-критических статей «Проклятые поэты». В число «проклятых», по мнению автора статей, вошли сам Верлен, Артюр Рембо и еще четыре стихотворца.

Особой, совершенной эстетикой могут похвастаться следующие плоды творчества Верлена: сборники «Любовь» 1888 года, «Счастье» и «Песни к ней» 1891 года. Кстати, «Мудрость», «Любовь» и «Счастье» составляют своеобразную поэтическую трилогию.

Личная жизнь

На десять лет младше Поля Верлена был его друг, его страсть, его боль – . Юный Рембо в 1871 году набрался храбрости и написал уже известному на тот момент поэту восторженное письмо, добавив к нему свои стихи. И внезапно получил приглашение в Париж, причем заинтересовавшийся Верлен оплатил юноше дорогу.


Талант провинциального самородка признали многие, но вот его манеры оставляли желать лучшего. На редкость невоспитанный, грубый, неопрятный, Рембо покорил Верлена и даже смог увести его из семьи, разлучив с женой Матильдой, которая к моменту знакомства мужа с провинциальным поэтом уже родила сына.


Результатом совместного путешествия Верлена и Рембо стали «Романсы без слов», а еще – тюремное заключение Поля и последующая его дорога к Богу. Освободившись, Верлен в 1875 году в последний раз встретился с Рембо. Свидание в Штутгарте окончилось ссорой, поставив точку в отношениях двух друзей и, по слухам, любовников.

Смерть

Жена потребовала и получила развод, все последующие романы писателя были неудачными – то с проституткой, то с бывшей танцовщицей. Верлен много пил, здоровье его оставляло желать лучшего.


Под конец жизни почти все время Поль проводил в больницах. 8 января 1896 года великий французский поэт скончался от легочного кровотечения.

Библиография

Поэтические сборники

  • 1866 - "Сатурнийские стихи"
  • 1869 - "Галантные празднества"
  • 1870 - "Добрая песня"
  • 1874 - "Романсы без слов"
  • 1881 - "Мудрость"
  • 1885 - "Когда-то и недавно"
  • 1888 - "Любовь"
  • 1889 - "Параллельно"
  • 1891 - "Счастье"
  • 1891 - "Песни к ней"
  • 1892 - "Сокровенные обедни"
  • 1894 - "Эпиграммы" (последний прижизненный сборник Верлена).
  • 1884 - "Проклятые поэты"
  • 1886 - "Записки вдовца"
  • 1891 - "Мои больницы"
  • 1893 - "Мои тюрьмы"

Верлен оставил глубочайший след в поэзии, пошатнув дотоле незыблемые устои романтизма и классицизма.

Стремление к повторам созвучий, необычный ракурс изображения душевных переживаний, музыкальная гармония - вот отличительные черты верленовского стиля.

Верлен - личность сложная, противоречивая, во многом непонятная современникам. Он подарил поэзии свой неповторимый стиль, основанный на контрасте между музыкальностью и диссонансом звуков. Совсем как в его собственной жизни. Сборники его стихов открывают грустный мир неосязаемого бытия, вселенную вечно ускользающей реальности.

Насыщена долгими периодами безденежья, скандалов и неприкаянности. Всю жизнь он страдал от жестоких ударов судьбы, практически не оказывая сопротивления. Его постоянным спутником был алкоголь. И, несмотря на славу и талант, он окончательно опустился и закончил свои дни в ужасной нищете.

Юность Верлена

Поль-Мари Верлен появился на свет 30 марта 1844 года в Меце. Его отец, капитан Николя Огюст Верлен, родом из бельгийских Арденн, служил в местном гарнизоне. Поль был единственным ребенком своей матери Элизы-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ.

Арденн, а точнее, маленький домик в Пализёле, где Поль жил у своей тетушки по отцовской линии, оставил глубокий след в душе поэта. Милая деревушка, окруженная полями и Здесь поэт проводил до 18 лет. Он с нежностью потом писал в своих стихах об этих землях. Часто черпал вдохновение в грустных, напоенных лиризмом пейзажах, красках и природе своей притягательной родины.

Краткая биография Поля Верлена, начало поэтического пути

В 1862 году, Верлен получает степень бакалавра литературы. Именно в этот период будущий поэт знакомится с произведениями Бодлера, литературными кафе Парижа и знаменитой «Зеленой феей» - абсентом. Верлен говорил: «Какой дурак придумал эту ведьму назвать феей».

Поль очень быстро устал от учебы на юриста. Он связывал свою будущую судьбу с поэзией: стал активно посещать литературные кафе и салоны, в частности, салон маркизы де Рикар, которая была увлечена парнасцами. Он стал часто видеться с Леконтом де Лилем, считавшимся главой всего течения, с Франсуа Коппе и другими, а также с Альфонсом Лемером, своим будущим издателем. В этот период он опубликовал свои первые стихи - сонет «Господин Прюдом», а в 1864 году - сборник «Сатурнические стихотворения». Стихи были выпущены на средства кузины автора Элизы Монкомбль. Книжка вышла тиражом в 491 экземпляр. Литературные круги встретили этот сборник прохладно.

За короткое время поэт потерял сначала отца, потом любимую кузину. Верлен тяжело переживал уход дорогих ему людей и пристрастился к алкоголю.

Женитьба Верлена

В 1869 году он познакомился с Матильдой Моте де Флервиль, она стала его музой. Вышел сборник «Добрые песни». В стихах поэт наивно описывал развитие своих любовных чувств к семнадцатилетней девушке. Свадьба состоялась 11 августа 1870 года. Молодая чета поселилась на улице Кардинала Лемуана в доме номер два, с видом на Сену, на пятом и последнем этаже.

В 1871 году, после Коммуны, Верлен поступил на службу в городскую ратушу. Пара переехала в квартиру родственников жены, в дом номер 14 на улице Николе. Но в этот дом всего через несколько недель после их переезда молнией ворвется Рембо и навсегда разрушит жизнь молодых супругов и намерения Верлена начать благонравную жизнь.

Поль Верлен, краткая биография: он и Рембо

Верлен сам пригласил Рембо в Париж, после того как познакомился с его поэмами и получил от Артюра письмо.

Верлен и Рембо начали свою разгульную жизнь в Париже, полную громких историй и творчества. Они находили вдохновение друг в друге. Пирушки друзей часто заканчивались скандалами. Пожалуй, именно с этого периода биография Поля Верлена приобретает трагический оборот.

Под влиянием Рембо и алкоголя поведение Верлена стало совершенно безнравственным. Он грубо обращался со своей молодой женой Матильдой, которая, в конце концов, сбежала вместе с сыном Жоржем, родившимся в октябре 1871 года.

Верлен и Рембо сблизились. Их скандальная любовная и духовная связь длилась больше двух лет. За это время Верлен неоднократно пытался вернуться в семейное гнездо, но влечение к Рембо побеждало.

10 июля 1873 года произошло драматическое событие, навсегда разорвавшее отношения между поэтами. В Брюсселе Верлен под действием алкоголя дважды выстрелил в Рембо и ранил ему левое запястье. Несмотря на отозванное заявление пострадавшего, Поля посадили в тюрьму на два года.

Период с 1871 по 1874 год является самым продуктивным в творчестве обоих поэтов. Талант одного питает вдохновение другого, рождая новые стилистические формы.

Биография Поля Верлена после тюрьмы не повествует ни о чем хорошем. Поначалу жизнь его, казалось, приняла спокойный оборот. Он устроился учителем, окунулся в религию. Но так продолжалось всего два с половиной года. Затем в его жизни появился любимый ученик Люсьен Летинуа, из-за привязанности к которому и возобновившихся запоев поэта увольняют. Они с Люсьеном покупают поместье, в котором живут счастливо, но недолго. Из-за финансовых неурядиц Верлену приходится это поместье продать, а Люсьен умирает от тифозной лихорадки. Поль переезжает жить к матери, пишет сборник «Любовь» в память о Люсьене. Снова пускается в разгульную жизнь, пьянствует и скандалит.

На два месяца поэта снова заключают в тюрьму за издевательства над матерью, после чего они переезжают в Париж, где несчастная женщина вскоре умирает, а Верлен становится абсолютно нищим.

В последние 10 лет жизни его творчество, наконец, признали гениальным, и Министерство национального просвещения назначило ему пособие. Однако биография Поля Верлена делает новый поворот - у Поля появляется язва на ноге, которую поэт никак не может вылечить. Он кочует из больницы в больницу, а в перерывах пьянствует и бродит по Латинскому кварталу.

8 января 1896 года Верлен умер от пневмонии. Его траурный кортеж сопровождали тысячи поклонников, поэтов, представителей парижской богемы и близких друзей.

Поэт был погребен на Батиньольском кладбище рядом с родными.

Полная биография Поля Верлена заслуживает пристального внимания. Он занимает важнейшее место в истории французской поэзии, подарив ей больше свободы и музыкальности и огромное разнообразие новых размеров и рифм.