Центр современных системных расстановок. Веселаго Е

Статья Елены Веселаго представляет собой краткое описание современного (2011) состояния метода системных расстановок. Статья ориентирована на всех интересующихся и позволяет составить общее представление о методе во всем разнообразии современных подходов и технологий.

Подробная статья Елены Веселаго для глубоко интересующихся методом системных расстановок: " Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технологии" >>

Елена Веселаго. Современные системные расстановки. Введение в метод.

Метод системных расстановок – помогающая практика, введенная в широкое обращение немецким философом, богословом, психотерапевтом, духовным учителем Бертом Хеллингером (р. 1925). Метод был открыт (введен в обращение) примерно в начале 80-х годов.

Этот метод также называют «расстановки по Хеллингеру», «семейные расстановки», «системные семейные расстановки», «системно-феноменологический подход».

Основы метода системных расстановок

В этом методе клиентская история (проблемная ситуация) описывается как элементы некоторой системы и их взаимодействия. Когда метод начинал развиваться, клиентские истории представлялись только как взаимодействие членов семейной системы. Поэтому первоначально метод назывался «семейные расстановки».

Расстановки производились в группе, участники группы располагались обычно по кругу. Клиентская история, описанная как взаимодействие членов семейной системы, расставлялась в пространстве. При этом для представления в расстановке каждого члена семьи из группы выбирался один участник. Его называютзаместитель . Один заместитель замещал одного члена семьи клиента (назовем того, кого заместительствуют в расстановке прототипом ). Далее расстановщик или клиент расставлял (отводил на место) в комнате каждого заместителя. Определение места заместителя производится медленно, молча и сосредоточенно, основываясь на телесном ощущении, где должен стоять этот человек. Заместителям не придается какая-либо поза, они стоят (не сидят и не лежат), они не прикасаются друг к другу и не разговаривают.

Основным инструментом метода системных расстановок является заместительское восприятие . Этот феномен состоит в том, что заместитель в расстановке может в общих чертах почувствовать состояние своего прототипа и его взаимодействие с другими членами расставляемой системы. При этом заместитель может ничего не знать о своем прототипе. Также и клиент и расстановщик могут ничего не знать о прототипе, который представлен в расстановке своим заместителем. Незнание не мешает заместительскому восприятию.

Этот феномен пока не получил признанного официальной наукой объяснения. Это явление, однако, широко известно в неконвенциональной науке, практиках, сохранившихся в традиционных культурах (шаманской работе), эзотерике. Расстановщики доверяют данным заместительского восприятия, основываясь на огромном количестве сделанных расстановок и полученных подтверждениях о правильности транслируемых заместителями динамиках .

Источник, из которого заместители получают информацию о своих прототипах, получил название «поле ». Его также называют «морфическое поле», «морфогенетическое поле», «знающее поле».

Доверие информации, чувствам и ощущениям, приходящим из поля посредством заместительского восприятия, является основным признаком метода системных расстановок, отличающим его от других методов, в которых используется расстановка элементов систем (таких, например, как психодрама, семейная скульптура Вирджинии Сатир, тест Геринга, песочная терапия).

После того, как заместители расставлены в пространстве, они могут двигаться с разрешения расстановщика и коротко описывать словами, что они чувствуют (подробнее см. Е. Веселаго "О заместительствовании"). Таким образом, в расстановке может быть достигнуто восприятие ситуации, выходящее далеко за пределы того, что рассказывает клиент или что он передает через невербальные (телесные) сигналы. В частности, можно увидеть взаимодействия членов семьи, о которых клиент не имеет информации или не может ее адекватно передать в силу своей вовлеченности в проблемную ситуацию. Это открывает терапевтические возможности, которые пока не доступны во многих других помогающих практиках.

Расстановщик, клиент и группа наблюдают взаимодействие заместителей. Феноменология, т.е. наблюдение, свободное от предположений и интерпретаций, является основой метода. Поэтому метод еще принято называть «системно-феноменологический подход».

Расстановщик взаимодействует с клиентом и заместителями, производя работу, направленную на то, чтобы полнее раскрыть в расстановке проявленную ситуацию и помочь клиенту достичь глубокого контакта с происходящим. Нередко проявленное в расстановке является достаточно тяжелым (именно поэтому у клиента ранее не было контакта с этим) и в методе расстановок разработан широкий арсенал подходов, помогающих клиенту ассимилировать этот опыт. Также расстановки располагают многообразными технологическими приемами, помогающими адекватно проявить историю, разворачивающуюся в расстановке – в той степени, в какой она сейчас приходит из поля и в той степени, в какой она может быть сейчас воспринята клиентом, заместителями, группой и самим расстановщиком.

Расстановка обычно длится от 15-20 минут до часа-полутора. Некоторые виды расстановок длятся несколько секунд, некоторые - несколько часов.

В методе расстановок считается, что если клиент воспринял проявленную в расстановке историю (ушло ее отторжение или оно стало меньше), то ему больше нет необходимости воспроизводить опыт, заключенный в той ситуации, непосредственно в своей жизни. Таким образом, расстановки первоначально содержали предположение, что многие проблемные ситуации в жизни клиента связаны с теми историями в жизни членов его семьи, которые когда-либо были отвергнуты (не прожиты, не пережиты, не освоены). Именно эти первичные истории и проявляются в расстановке.

Системная совесть, переплетения и действие расстановки

Предположение (подвержденное обширной расстановочной практикой) о том, что проблемный опыт в жизни клиента связан с тем, что ранее членами его семьи был отвергнут некоторый опыт похожего свойства, получило название «действие системной совести». В расстановках считается, что все члены семьи связаны единым полем, в котором содержится вся информация обо всем, что с ними когда-либо происходило. Если какой-либо член семьи (и его жизненный опыт) исключается, отвергается другими членами семьи, то позднее в семье рождается кто-то, кто этот опыт вернет в семью, проживая его снова в своей жизни. Системная совесть, таким образом, слепа и «несправедлива» (в обычном понимании справедливости), т.к. «ни в чем не виноватый» человек страдает «просто» потому, что ранее кто-то жил так же и его жизненный опыт был отторгнут семьей.

Примеры таких повторов иногда действительно выглядят страшными и несправедливыми. Например, первый ребенок бабушки умер сразу после рождения. Бабушка никогда о нем не упоминала, и пережить связанное с потерей первенца страдание не было возможности – времена были таковы, что семья была занята выживанием. Обе ее дочери также теряют своих первых детей. А у внучки первый ребенок критически болен, когда она обращается с запросом об этом на расстановку.

В расстановке первичная ситуация (потеря детей бабушкой, матерью и тетей) выходит на свет. Глубокое горе бабушки, прочувствованное ее заместителем, группой, клиентом и расстановщиком, находит принятие и через это как бы завершается спустя десятилетия. Ребенок клиентки выздоравливает и повторяющиеся в поколениях потери детей прекращаются.

В некоторых случаях не наблюдаются такие явные повторы на уровне фактов, ситуация может быть более «смазанной». Например, клиент чувствует, что у него «ни на что нет сил», а расстановка показывает две фигуры – одна, видимо, умершая, и один, кто не смог ее полностью оплакать. Выявить, кто конкретно эти фигуры в семье клиента, не удается. Тем не менее, клиент чувствует глубокую связь с этими фигурами, а после расстановки у него через некоторое прибавляется сил и энергии к жизни.

Такая взаимосвязь человека с ранее жившими людьми из его семейной системы называется переплетение . В расстановке происходит разрешение переплетения. Разрешение переплетения иначе называетсявосстановление видимости системного события .

Основные причины отвержения опыта и возникновения переплетений:

1) «слишком больно». То, что произошло, настолько больно, что люди уходят от осознания и проживания этого опыта. Это потери, болезни, разрывы отношений. Также это могут быть события масштаба страны и народа: геноцид, война, раскулачивание, репрессии.

2) «ты не наш». Человек, который так живет, не наш, у нас это не принято и мы отвергаем такую жизнь.Здесь может и не быть боли непосредственно от происходящего, а человек и его жизнь отвергаются по социально-обусловленным соображениям. Например, «у нас в семье все нормальные», а мужчина, живущий в однополых отношениях, больше нам не сын. «Женщина должна иметь семью и детей», и девушка, выбравшая жизнь без детей, посвятившая себя, например, карьере или творчеству, находится в положении «белой вороны».

Здесь необходимо особо отметить, что расстановки не имеют никакого отношения к морали, греху, возмездию за неправедные поступки. Например, ситуация, «мама сделала пять абортов, и поэтому у тебя нет сил жить» - это неверное описание происходящего в расстановке. «Нет сил жить» не является «возмездием за грехи матери». Возможно, матери было настолько тяжело, что она не смогла найти силы на рождение и воспитание детей. Это бессилие не было прожито ею, и дочь вошла в переплетение с нею, проживая этот опыт снова. В другой ситуации мать «не брала в голову» свои аборты, они не были связаны с чем-то тяжелым для нее, и переплетение не возникло.

Расстановки, как феноменологический метод, не имеют предположений о причинно-следственных связях и не имеют осуждения в отношении чего-либо. Они проявляют непроявленное, каким бы оно ни было, и помогают восстановить с этим контакт клиента.

Время, которое требуется на то, чтобы расстановка подействовала (переплетение разрешилось) может быть различным. Иногда это несколько минут (прямо в расстановке), иногда несколько дней, недель или месяцев. Бывает, что расстановка действует несколько лет, в течение которых распадается несколько переплетений, а человек организует свою жизнь уже на новом месте в своей системе.

Расстановка, однако, не является «услугой населению», в которой возможны гарантии решения. Первичная история может выйти на свет в расстановке в значительной степени, а может не выйти или выйти очень ограниченно. Это зависит от готовности клиента и его мужества смотреть на скрытое, от готовности группы, способностей заместителей транслировать и отображать сложные истории, квалификации и личной зрелости расстановщика. В свою очередь, проявленная история может быть вторично отвергнута клиентом или у него может не хватить сил на нее смотреть (а расстановщик и группа не смогут оказать ему достаточную поддержку в этом). И, поскольку в расстановках мы обращаемся к третьей силе – полю, мы предполагаем, что у этого источника есть также и свои законы, и оно может не дать информацию по не известным нам причинам.

Порядки любви и классическая семейная система

В процессе накопления опыта наблюдения за расстановками, Берт Хеллингер сформулировал несколько закономерностей, которые описывают встречающиеся в расстановках ситуации. Он назвал эти закономерности Порядки Любви.

Первый порядок, или Закон Принадлежности. Всякий, кто принадлежит к семейной системе, имеетравное право на принадлежность. Это означает, что независимо от того, как человек прожил свою жизнь (или даже если он не успел ее прожить – рано умер или не родился в срок), он принадлежит к системе наравне со всеми и не может быть забыт или исключен. «Никто не исключен» - формулирует этот закон Берт Хеллингер.

Если этот закон нарушается и некоторый опыт или человек отвергается, то позднее появится кто-либо, кто снова включит этот опыт в систему. Таково действие системной совести, так создается переплетение.

На опыте многочисленных расстановок Берт Хеллингер сформулировал определение семейной системы, описав, кто принадлежит к ней (и, значит, кто не может быть исключен без последствий в виде возникновения переплетения). В настоящее время к этому перечню возникает очень много вопросов, ответы на которые могут быть даны только в контексте феноменологического подхода. Другими словами, если возникает вопрос «а принадлежит ли к системе …..», то ответ на этот вопрос всегда один: «надо расставить [эту конкретную систему] и посмотреть».

Итак согласно Берту Хеллингеру, к семейной системе человека относятся:

1) Его родители. В данном случае имеются в виду его биологические родители. Если человек не знает своих биологических родителей, или они уже умерли, они все равно относятся к его семейной системе.

В данном случае фраза «они относятся к его семейной системе» означает «в расстановках неоднократно наблюдались случаи, когда человек находился с ними в переплетении». Это не значит, что переплетение возникает всегда. В конкретной ситуации

Только такой ответ может быть дан на вопросы об экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО), суррогатном материнстве, спермодонорстве и других технологиях зачатия и родительства.

Не имеет никакого значения, как долго человек был со своими родителями или как они с ним обращались или кого он называл «настоящими» родителями. Систему образует факт физического рождения, а не знания об этом или оценка этого.

То, что в расстановках может быть проявлена взаимосвязь с людьми, которые уже умерли или о которых нет никакой информации, выводит расстановочную практику за границы сознания и далее, за границы мира живых. «Расстановки – это шаманская работа, открывающая границы мира мертвых» - говорит Штефан Хаузнер, один из ведущих расстановщиков мира.

2) Его братья и сестры. Родные и неполнородные, живые и мертвые, известные и не известные, рожденные и не рожденные по разным причинам (аборты, выкидыши, замершая беременность, редукция, консервация эмбрионов и др.). На все конкретные вопросы о необычных ситуациях ответ: надо расставить и посмотреть.

3) Его дети. Также: живые и мертвые, рожденные и не рожденные, известные и не известные (для мужчин).

4) Его партнеры, супруги, возлюбленные. Случайные связи, платонические связи, длительные связи, счастливые и не счастливые, реальные и виртуальные – все эти партнеры могут быть членами системы человека, и в конкретных ситуациях надо расставить и посмотреть.

5) Его дяди и тети (братья и сестры родителей). Родные и неполнородные, живые и мертвые, известные и не известные, рожденные и нерожденные. В расстановках замечено, что переплетение с дядями и тетями по каким-то причинам встречается довольно часто.

6) Его бабушки и дедушки. Живые и уже умершие, известные и не известные. Переплетение через поколение назад также встречается довольно часто.

7) Братья и сестры бабушек и дедушек, прабабушки и прадедушки, более дальние предки. Живые и уже умершие, не зависимо от того, какая информация о них известна и известно ли вообще о факте их существования. Берт Хеллингер говорит, что дальние предки принадлежат к семейной системе, если у них была особая или тяжелая судьба. Невозможно описать точно, какую судьбу можно называть особой, а какую нет. Это может быть болезнь или особенно мучительная смерть, инвалидность, потеря имущества, участие в военных действиях. С другой стороны, то, что мы сейчас считаем особенно мучительным, в прежние времена было в порядке вещей и люди не отрицали такой опыт. Например, голод, потеря детей во младенчестве, землетрясения (в определенной местности) были повседневным обычным опытом, и не образовывали переплетение. В конкретных ситуациях: надо расставить и посмотреть.

8) И другие люди, связанные с членами семейной системы отношениями масштаба жизни и смерти. Что это за отношения? Это отношения лишения жизни и спасения жизни, предоставления значимых ресурсов и лишения их. Расстановки не связаны с моралью, и системные взаимосвязи в равной степени образуют такие события, как убийство члена семьи или когда член семьи совершил убийство, ограбление или воровство, совершенное как членом семьи, так и то, от которого член семьи пострадал, спасение жизни, помощь, совершенная членами семьи или в их адрес. Создают ли семейные взаимосвязи убийства, совершенные на войне или спасение жизни, совершенное врачом, а также многие другие вопросы получают ответ только на практике: надо расставить и посмотреть.

Таким образом, понятие семейной системы выходит за рамки кровного родства или сексуальных связей. Связь создают отношения масштаба жизни и смерти, в том числе отношения любви.

Определение семейной системы не является «теоретическим», это просто описание многочисленных расстановочных наблюдений. Время от времени эти наблюдения расширяются, определение меняется. Переплетение нельзя вычислить из этого определения, надо расставить и посмотреть.

Итак, Первый Порядок или Закон принадлежности: все, кто принадлежит к семейной системе, имеет равное право принадлежать, не зависимо от того, какой была его жизнь и какое отношение к его/ее жизни было у окружающих людей.

Второй порядок или Закон иерархии. Тот, кто пришел в систему раньше (по времени), имеет приоритет перед теми, кто пришел в систему позже. Старшие братья и сестры имеют приоритет перед младшими, первые супруги – перед последующими, родители – перед детьми.

Эта формулировка может вызывать много вопросов, если оценивать приоритет как «больше прав» или смотреть на вклад каждого. Например, если старший брат уехал и порвал отношения с родителями, а младший ухаживал за ними в старости, то почему «приоритет» у старшего брата? Если первая жена в коротком студенческом браке «плохо относилась» к своему мужу, то почему она имеет приоритет перед второй женой, с которой супруг счастливо живет уже 25 лет? Почему родители имеют приоритет, если они жестоко обращались с сыном?

В данном случае слово «приоритет» не несет оценки. Это просто способ называния места каждого члена семьи, обеспечивающий то, что никто не исключен, вне зависимости от оценки их жизни. Первый брат родился и второй брат пришел в семью, где уже был один сын. Первая жена была, потом она ушла и освободила место второй. Это место – другое, место второй жены. Родители были раньше, они дали жизнь детям. Дети пришли позже.

У всех есть место, никто не исключен.

Только из практики можно увидеть приоритет в таких сложных случаях, как параллельные и одновременные связи, разрывы и возвращения к прежним супругам, рождение детей от разных партнеров.

Третий порядок, Закон баланса между брать и давать. Если один член системы что-то дает другому члену системы, это должно быть уравновешено. При этом: родители дают [жизнь], а дети берут. Жизнь не может быть уравновешена обратным даром и может быть только передана дальше.

К этому Порядку также возникает много вопросов. Если муж оплатил образование жены, а жена «просто» любит его и заботится, является ли это уравновешенным даром или нет? Являются ли значимыми отношения с учителями и можно ли уравновесить полученные от них дары или они должны просто передаваться дальше?

Как и с другими порядками, действие этого порядка можно только увидеть на практике (в расстановке) и сейчас принято трактовать его в широком смысле: вклад каждого должен получить уважение и результатыэтого вклада должны быть переданы дальше. Все должно находиться в движении, основанном на уважении к каждому его участнику в равной степени.

Таким образом, этот Порядок также является способом реализации Первого Порядка: никто не исключен.

Геометрия Порядков в расстановке. В расстановках было неоднократно замечено, что существует взаимное расположение фигур в пространстве, при котором большинство заместителей чувствуют себя хорошо. И это взаимное расположение в пространстве является отображением Порядков.

Например, Закон иерархии отражает такое расположение заместителей братьев и сестер, когда старшие стоят справа, младшие слева и все они построились в линию или дугу. Муж и жена (родители) стоят рядом, а маленькие дети сидят спереди у их ног. Родители родителей и дальние предки стоят сзади.

Для более сложных ситуаций (например, дети от разных браков) есть несколько геометрических схем, которые в большинстве случаев отмечаются заместителями как удобные, комфортные.

При этом, в конкретных расстановках эти известные схемы могут и не сработать. В последнее время все чаще встречаются системы с необычными геометрическими порядками, в том числе и прямо противоположными классическим схемам (братья и сестры стоят слева направо, дети стоят за родителями).

В настоящее время Порядки не воспринимаются настолько однозначно, как это было в начале развития расстановок. Распространение расстановок за пределы Европы (особенно в Азию и на Восток) открыло доступ к семейным системам, в которых наблюдаются другие Порядки. Прежде всего, это связано с тем, какое место дают в семье детям (не всегда по времени появления в системе), женам (многоженство является обычной практикой, а не «нарушением порядка»), старикам (нередко их место остается главным до их смерти, сыновья всегда подчинены). Например, если младшая сестра отдает своего ребенка в семью старшей сестры, не имеющей детей, то в европейских порядках это большое нарушение, а у некоторых северных народов – правильный порядок.

В современном понимании расстановок можно сформулировать универсальный порядок: «Все принадлежат. Всё движется». Как именно устроена принадлежность в конкретной системе и каково направление движения (или где оно было заблокировано) – мы можем расставить и посмотреть. Без предположений.

Классические расстановки и дальнейшее развитие расстановок

Описанные выше расстановки принято называть классическими. Их отличительные признаки:

Работа ведется в группе в присутствии клиента

Ситуация клиента описывается через взаимодействие членов его семейной системы

В расстановке ищется взаимосвязь клиентской ситуации с нарушением Порядка в его семейной системе и возникшее в связи с этим переплетение

Расстановщик устраняет нарушение и помогает клиенту разрешить переплетение, т.е. ищет так называемое «хорошее решение». Клиент уносит образ хорошего решения и постепенно оно занимает место в его жизни. Проблемная ситуация решается.

По мере развития системных расстановок они стали отходить от классических семейных расстановок как втехнологических аспектах (как описывать и расставлять клиентские истории, как разрешать переплетение), так и, главное, в своей философии (понимании того, как связана клиентская история с прошлыми событиями, что означает эта связь и как к ней следует относиться).

Технологически возникли следующие направления в расстановках:

1) По способу описания клиентской ситуации.

Кроме описания ситуации через взаимодействие членов семьи, в современных системных расстановках используются следующие системные описания клиентских историй:

Через взаимодействие других людей, не членов семьи . Строго говоря, эти люди появлялись и в классических семейных расстановках («и другие люди, связанные с членами семьи отношениями масштаба жизни и смерти»), но в данном случае речь идет, например, о людях, с которыми мы взаимодействуем по работе (начальник, коллега), в важных бытовых делах (строители дома, соседи), в социуме (мэр города, сотрудники социальных служб и др.)

В расстановках оказалось, что заместительское восприятие дает доступ к информации о взаимодействиях не только членов семьи – обо всех значимых сейчас взаимодействиях. Не только семья связана единым полем – все люди связаны.

Возможность рассмотрения ситуаций, связанных с профессиональными отношениями, привела к образованию целого направления в расстановках: организационные расстановки (орграсстановки). Орграсстановки или бизнес-расстановки рассматривают ситуации, связанные с вопросами бизнеса, профессии, финансов, реализации.

Через агрегированные фигуры . Такие как Сотрудники (единой фигурой), Немцы (фашисты), Русские, Москвичи. Оказалось доступным заместительское восприятие больших сообществ и их общих движений.

Через материальные объекты. Такие фигуры, как Дом, Квартира, Земля, Прибыль, Деньги также могут быть выставлены в расстановках.

Через абстрактные фигуры . В расстановку могут быть введены такие фигуры, как Страх, Боль, Гнев (состояния и чувства человека), орган тела, его болезнь или симптом (Печень, Цирроз, Головокружение), субличности или внутренние части (я-маленький и я-взрослый, я-который-боюсь и я-который-преодолеваю-страх), экзистенциальные фигуры (Судьба, Предназначение, Женственность).

Возможность работы с симптомами телесных состояний и болезней привела к возникновению такого направления в расстановках, как т.н. симптомные расстановки .

Использование целостных структур, построенных из абстрактных элементов, исследуется в структурных расстановках . Заимствование структур из других методов и подходов открывает пути к сотрудничеству с другими направлениями. Например, такая структура, как Я-ребенок, Я-взрослый и Я-родитель взята из транзактного анализа и может быть исследована через расстановку ее составляющих.

Активно развиваются расстановки с картами Таро, астрологические расстановки и другие расстановки, использующие древние и эзотерические системы.

Возможность заместительского восприятия абстрактных элементов дает нам знания о поле, которые пока еще не до конца осознаны. Видимо, поле состоит не из элементов, соответствующих отдельным людям (как считалось в расстановках в первые годы их развития), а представляет собой бесконечное пространство, доступ к которому дает «всего лишь» наше намерение. Намерение мы выражаем, в частности, словесным наименованием объекта (точнее, области), к которому хотим получить доступ. Например: мама, начальник, страх, желудок, соседи, то-что-мешает, я-беспомощный, деньги и т.п.

Дальнейшая практика показала, что словесное наименование также не является необходимым.

- через свободные элементы. В расстановку могут вводиться не названные фигуры, т.н. свободные элементы. Они воспринимают роль «из пространства», непосредственно открываясь приходящему из поля.

При этом следует различать действительно свободные элементы (не имеющие никакого наименования) и элементы, не названные вслух. Все вышеперечисленные элементы могут быть введены в расстановку без называния вслух, через внутренний настрой или безмолвную формулировку расстановщика.

Иногда такой свободный заместитель транслирует несколько ролей одновременно. Такое заместительствование называется многоуровневым .

2) По способу репрезентации (заместительствования) элементов расстановки

Если в классической расстановке заместительствовали всегда люди (участники группы), то в дальнейшем появились еще другие технологии заместительствования:

Предметами большими и малыми, фигурками , любым подручным инвентарем, а также разметкой пространства (т.н. напольными якорями, обозначающими место той или иной фигуры, линиями, веревками и т.п.)

Возможность восприятия клиентской истории через неживые предметы еще более расширило понимание поля. Для доступа к информации из поля не нужен живой человек-посредник для каждого объекта, достаточно лишь намерения расстановщика и его фокусировки на желаемом объекте. Фокусировка может быть вербальной или невербальной, как уже было сказано выше.

В качестве отдельного направления в расстановках выделились расстановки с фигурками и предметами.

В воображении (расстановщика и клиента одновременно или асинхронно). Расстановка может быть сделана без физической репрезентации элементов системы вообще.

Расстановки в воображении – отдельное направление в методе системных расстановок.

3) По способу предъявления расстановки клиенту.

В классических расстановках клиент присутствовал непосредственно на группе. В дальнейшем в расстановках стали использоваться и другие способы участия клиента в своей расстановке:

С использованием средств телекоммуникации: система обмена сообщениями (чат), электронная почта, видео, телефон, фото. Используются такие системы связи, как ICQ, Skype и др. Клиент может участвовать в расстановке как онлайн (быть на связи непосредственно в момент расстановки), так и оффлайн (получить отчет или запись о расстановке после ее проведения).

Без средств связи, т.е. в воображении (в бессознательном). На практике было выявлено, что расстановка, сделанная в отсутствие клиента, о которой он даже не получил отчета или информации, действует аналогично классической расстановке.

Следует отметить, что все эти технологии расстановок не являются взаимоисключающими. Симптомная расстановка может быть структурной и семейной одновременно, сделанная в группе и с использованием фигурок в одной работе. Сочетание технологий определяется творческим потенциалом и квалификацией расстановщика, которые он применяет адекватно клиентской ситуации и условиям работы.

Принятое в России разделение расстановок на «семейные, организационные, структурные, симптомные, духовные» является некорректным , т.к. описывает в одном ряду различные технологии расстановок, которые не исключают друг друга. Духовные расстановки являются отдельным философским направлением в расстановках, в котором также могут использоваться самые разные технологии.

Многие из вышеперечисленных расстановочных технологий, в строгом смысле слова, не являются «расстановками по Хеллингеру». Например, Берт Хеллингер не практикует расстановки с фигурками и предметами, дистанционные расстановки. В настоящее время (2011 год) Хеллингер работает в больших группах, придерживаясь философии духовных расстановок и технологии свободного (многоуровневого) заместительствования, а также классических семейных расстановок. Также Хеллингер активно работает в технологии расстановок в воображении, которые он называет медитации.

Духовные расстановки

Духовные расстановки – философское направление в расстановочной работе, оформленное и введенное в практику Бертом Хеллингером к 2008 году.

Возникновение духовных расстановок связано с развитием и углублением понимания поля и приходящей оттуда информации. Максимальная открытость к тому, что приходит из поля в восприятие расстановщика и группы, рождает у них инсайты и трансформации, которые являются глубокой духовной работой. Из расстановок постепенно уходит идея причинно-следственных связей между «проблемой» и «нарушением Порядков», расстановщики перестают искать «хорошее решение», и отдаются практике Движения с Духом, как назвал этот вид работы Берт Хеллингер

Строго говоря, такое отношение к расстановочной работе присутствовало у Берта Хеллингера с самого начала развития метода. Состояние максимальной открытости к полю, без-намеренности и принятия Хеллингер назвал «пустая середина». Это состояние известно из многих духовных практик и религиозных систем.

При этом открытость тому, что действительно приходит из поля, является трудным опытом, к которому расстановщик и сообщество в целом могут оказаться не готовыми в силу различного рода ограничений: технологических, личных, социальных.

Духовные расстановки приходят в практику, когда Берт Хеллингер окончательно порвал с международным расстановочным сообществом. Этот разрыв произошел именно по идеологическим или социальным причинам – то, что приходит из поля, не всегда оказывается приемлемым для всех. В результате этого разрыва Хеллингер уже не испытывал социальных ограничений и могу практиковать свободно вместе с теми, кто был готов разделять этот опыт.

Одновременно появляются расстановочные технологии, адекватные тому, что может проявляться из поля. Это, прежде всего, многоуровневые расстановки , в которых заместители транслируют неназываемые роли, часто несколько ролей одновременно для одного заместителя. В таких расстановках может не быть явного запроса (запрос состоит в совместном Движении с Духом) и может не быть заметного решения («решение» знает Дух и мы отдаемся его Движению). В духовных расстановках бывает сложно что-либо понять разумом и получить какую-то точную информацию. При этом они дают глубокий трансформационный опыт, который является по сути формой медитации, трансцендентным опытом, молитвой, разговором с Высшим.

Современные духовные расстановки опираются на философию «позднехеллингеровских» духовных расстановок, используя весь арсенал расстановочных технологий, в том числе и «не по Хеллингеру».

Заместительское восприятие, открытое Бертом Хеллингером и введенное им в обращение через метод системных расстановок, является инструментом, который может быть использован в различных областях. Помогающие практики и исследовательские процессы, основанные на феномене заместительского восприятия, активно развиваются в самых разных сферах. В качестве примера можно привести т.н. «сценарные расстановки», когда с помощью расстановки создается и корректируется сценарий фильма или спектакля, чтобы достичь большей жизненности и динамичности. Через расстановку моделируются научные эксперименты, планируются проекты и мероприятия, осуществляется подготовка спортивных команд, решаются задачи экологии и охраны окружающей среды, и многое другое.

«Расстановки служат жизни» - говорит Берт Хеллингер.

(с) Елена Веселаго, 2011



О папе. Елена Веселаго

Эта тема представляется мне невероятно сложной, и сложность ее устроена не так, как тема мамы, например. Если работа с мамой сложна из-за переполнения болью, несостоявшимся, то с работа с отцом сложна из-за пустоты. Мать не может отсутствовать в человеческом опыте — всякий сидел в матке. Такой же «несомненный» опыт с отцом в телесном воплощении отсутствует.

Вряд ли найдется хоть одна российская/советская семья, которая не имеет в себе опыта безотцовщины. Отцы убиты на войне, отцы репрессированы, отцы — главы семейств лишены своего главенства, утратив статус, имущество, возможность защитить своих. Выжившие отцы, спасшие свои семьи — нередко спасли их ценой убийства и предательства, в том числе предательства самого себя, т.е. мужского начала.

Женщины откликаются на утрату мужского. Откликаются хаосом. Обидой. «За что ты нас оставил!». На этот вопль нет ответа. И они в ответ на свой собственный хаос создают «внутренний стержень», укрепляют свое мужское иной раз до состояния, когда всякое ближнее мужское проиграет.

Современный общественный процесс не дает отклика на утрату отцов и затвердевшее отчаянное женское. Покаяние не принесено, горе не прожито. На проживание горя нужны ресурсы. Горе — это мягкость, возможность слезам течь. Для этого нужна безопасность. Пока что горе безмерно, а безопасность недостаточна, хотя многие женщины и мужчины уже выходят в поисках возможности смотреть на себя и отцов.

В отношении женщин их сила часто презирается. Предлагается стать «мягкими», не отдавая дань уважения тем судьбам, где твердость — необходима и обеспечила жизнь. В том числе и вестникам мягкости 😊 Их мягкость защищена.

Отец, даже отсутствующий в телесном опыте (хотя все же многие отцы этот опыт детям дали хоть недолго) — это место смысла, духа, ориентиров. Обычно этот тезис невероятно сложно понять женщинам. Как это, если он бросил меня при известии о беременности, он — смысл и дух для моего сына?!!Да он даже алиментов не платит!!
Тем не менее, точно так же как самая плохая мать — достаточно хорошая матка (раз ты здесь), так самый бессмысленный отец — достаточно твердый смысл. Раз ты здесь и мыслишь.
Это не личностное качество, а системное, энергетическое. Не бывает человека без смысла, т.е. без мужского.

Все проходы к отцу для меня начинаются в признании его как подателя смысла, в доверии к его твердости.
Если от большой философии переходить к практике, то мы увидим объяснение той странной для многих расстановочной традиции работать с отцом через мать.
В расстановках предлагается получить «разрешение» от матери подойти к отцу. Если мать, объятая обидой, не разрешает, то:
«Дорогая мама, он — моей отец, даже если ты против»

Это не потому, что «мать за все отвечает». «Просто» расстановки работают с чувствами, и мать хранит чувства. Смыслы расстановками не читаются.
Через расстановки можно обрести чувствующего отца, конечно. Но это печальным образом не дает обрести мужское.

И это, я считаю, серьезный упрек методу. Есть у меня сильное подозрение, что прежде всего это ограничение со стороны Хеллингера (и христианства), а во вторую очередь всеобщее ограничение потомков XX века с его сразившей мужчин историей. Мое ограничение тоже.

Для девочки, дочки путь к отцу состоит в опоре на него. Расстановщица-женщина безусловно должна знать свою опору от отца и собственную, от женщин. Иначе она будет «рисовать» клиенткам женоподобных «папиков», это очень часто можно наблюдать. Они сладкие.

Для мальчика, сына путь к отцу состоит в борьбе с ним и учении от него (что тоже есть опора, просто другим образом достигнутая). В моем восприятии это борьба-учение одновременно.
Расстановщик-мужчина должен иметь опыт побед и поражений, младшего и старшего в иерархии. Иначе он всегда будет провожать клиента к младшему состоянию и «дарить» ему папу (себя:)).

В работе с сыном и отцом расстановщица должна чуть отойти и… доверить им их борьбу. Такую расстановку она не должна «вести». Ибо станет мамой.

В работе с дочерью и отцом расстановщик должен отойти чуть в сторону и прикрыть глаза, охраняя их нежность.

Согласно Хеллингеру, отец показывает мир. Я бы уточнила — отец показывает, как взаимодействовать с миром, даже биться с миром. В то время как мать показывает, как делать мир. Когда мать показывает как биться (например, с учителями, врачами и прочими напастями ребенка 😊), она все равно показывает это по-женски. Она может «отстоять».

Даже тем, кому это кажется «всем» и «достаточным», может быть станет любопытно, что существует другой способ познания мира 😉

Папин.
Source: New feed


Системные расстановки: терапия и обучение.

Базовое психологическое образование я получила на факультете Психологии МГУ в 2007 году.

В качестве специализации выбрала системную семейную терапию , образование в которой продолжила в Институте интегративной семейной терапии, а также на отдельных программах российских и зарубежных специалистов в этом методе.

По первой профессии я менеджер проектов по стратегическому и управленческому развитию финансовых институтов. Более 15 лет проработала в крупных банках и консалтинговых компаниях: Альфа-банк, Инкомбанк, Deloitte. Занималась проектами в области информационных технологий, банковского регулирования, бизнес-стратегий, развития организационной структуры и персонала.

Я серьёзно исследую и практикую семейные системные расстановки , изучая их современную философию и технологию непосредственно у Берта Хеллингера и других иностранных расстановщиков в Германии и США. Член Правления международной расстановочной ассоциации ISCA, прохожу обучение и супервизию как преподаватель расстановок в Германии и России. Научный редактор журнала "Системные расстановки". Автор профессиональных статей по расстановкам в журнале "Психотерапия", англоязычных и немецкоязычных профессиональных журналах по расстановкам. Регулярный участник российских и международных конгрессов и конференций. Единственный российский расстановщик, обучающий европейских и американских коллег.

В 2010 году мною основан Центр Современных системных расстановок, в котором я провожу и организую образовательные (обучающие) программы по системным расстановкам, работе с генограммой, системной семейной терапии. В 2015 году в Берлине мною основан международный иститут "Открытое Поле", который организует мои семинары в Европе и США. В Москве я организую ежегодную профессиональныю конференцию "Открытое Поле", которая сейчас является одним из главных событий по расстановкам во всем мире.

Моя программа изучения расстановок разрабатывается с 2007 года и является авторской программой, которая постоянно проверяется и дорабатывается в ходе обширной практики и дальнейшего обучения в разных странах мира. Программа охватывает все области современной расстановочной работы, как теоретически, так и технологически, и в полном объёме содержит более 360 часов занятий. Эту программу можно изучать как расстановщикам, так и "для себя"; для каждого учащегося определяется индивидуальный режим и объем занятий в зависимости от целей и возможностей.

Я провожу системные расстановки по запросам:

  • тяжёлые и запутанные семейные и родовые истории; повторяющиеся судьбы в роду, переплетения с историей страны (репрессии, раскулачивание, войны, геноцид);
  • потеря контакта с родом, непрояснённое происхождение (усыновление, неизвестный отец, современные технологии зачатия, дети в гомосексуальных парах), разрыв связи с братьями и сёстрами, аборты, бесплодие и невынашивание;
  • сложные отношения или отсутствие связи с матерью или отцом, невозможность ощутить себя "полностью женщиной" или "настоящим мужчиной", повторяющиеся проблемы в отношениях с мужчинами/женщинами, невозможность создать семью, созависимые отношения;
  • сложности с детьми, невозможность "почувствовать себя матерью/отцом", необъяснимые и странные поступки детей, агрессия, уход детей из дома, разрыв контакта с родителями;
  • болезни (в частности, повторяющиеся в роду), необъяснимые с медицинской точки зрения симптомы, неустановленные диагнозы;
  • отношения с деньгами, свой бизнес, карьера, поиск работы; невозможность реализоваться, сложности зарабатывания или сохранения средств, трудности в развитии бизнеса;
  • другие истории, в которых клиент чувствует особую связь с родом, либо которые имеют непрояснённый характер, не поддающийся другим видам терапевтической помощи и самостоятельной работы.

Кроме расстановок, работаю с семьями в традиционной системной семейной терапии . Работаю с семейными историями через исследование генограмм (родословной), индивидуально или в маленькой группе. Я также практикую шаманскую работу , к которой обращаюсь в особых клиентских случаях.

Я работаю в нарративном подходе с ситуациями высокого социального давления по отношению к клиенту: особые семьи, "нестандартные" отношения, "не одобряемая обществом" профессия, другие ситуации, в которых человек идёт путём, встречающим непонимание и давление близких и общества в целом. Разработанный в Австралии нарративный подход Майкла Уайта поддерживает клиента в поиске и раскрытии его личных ценностей и развитии предпочитаемой им истории своей жизни, соответствующей его ценностям.

Также я работаю в рэйки в свободном (интуитивном) стиле, поддерживая изменения в жизни клиента через энергетическую работу с его телом. Рэйки-практика помогает исцелению тела и соединению телесно-энергетического состояния с изменениями, происходящими в сознании.

Группы и семинары Центра проводятся в Москве, Петербурге, Минске, Киеве , Германии, США и других городах и странах по приглашению коллег.

Полное расписание можно уточнить по координатам, приведённым в разделе "Контактная информация" ниже.

Почти все мои статьи размещены для свободного скачивания на моем сайте.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Системные расстановки по Берту Хеллингеру — современный метод помощи, относящийся к совершенно новой области, находящейся на стыке психотерапии и духовной практики.

В этом методе человек и его ситуация рассматриваются в контексте их принадлежности к Системе. Система — это прежде всего семья, род, но также и организация (бизнес), жизненные проекты, страна и местожительство, организм (тело), дом, духовная община и многое другое. Через системную расстановку можно получить прямой доступ к сути происходящего с человеком, открыть широкие смыслы его страдания и боли. Уважение и поддержка помогают распутать болезненные взаимосвязи и найти исцеление.

По эффективности системная расстановка равна или превосходит современные методы психотерапии, обращаясь при этом к областям коллективного бессознательного, недоступным для многих методов помощи.

Возможность глубокого контакта с Высшим, прикосновение к непознаваемым смыслам человеческого бытия делает системную расстановку духовной практикой и медитацией.

Расстановочная работа обычно происходит в закрытой группе, что даёт дополнительную глубину работы и поддержку всех участников друг для друга. В некоторых случаях возможна расстановка один на один, для более бережной и конфиденциальной работы.

В Центре Современных системных расстановок расстановки проводит Елена Веселаго .

Елена Веселаго — мастер расстановок международного уровня. Обучалась современным расстановкам непосредственно у Берта Хеллингера и других иностранных мастеров в Европе и США. Вице-президент международной расстановочной ассоциации ISCA. Постоянный участник международных конгрессов по расстановкам. Автор многочисленных статей* в российской и иностранной прессе.

*Почти все статьи доступны для скачивания на сайте Елены Веселаго.

Большое количество материалов по расстановкам вы также можете найти в сообществе Центра Современных системных расстановок на Facebook.

Центр осуществляет свою деятельность по нескольким направлениям:

  • Клиентские группы по расстановкам, индивидуальные расстановки и генограммное консультирование. Для всех желающих.
  • Обучающие (образовательные) программы. Для тех, кто хотел бы стать расстановщиком или для тех, кто хотел бы глубоко изучить расстановки "для себя". Вы сами выбираете режим обучения и занимаетесь по индивидуальному расписанию.
  • Группы повышения квалификации и практики. Для практикующих расстановщиков, для обучающихся в Центре и других институтах, для опытных клиентов и интересующихся. Расстановщик самостоятельно практикует и получает поддержку и квалифицированную обратную связь по своей работе — в том формате, в каком ему/ей это желательно.
  • Исследовательские группы и лаборатории. Эксперименты и исследование метода. Новые технологии и сложные темы.
  • Спецсеминары по смежным направлениям: классическая системная семейная терапия, терапия экстремальных состояний, христианская мистика и философия Хеллингера.

Расписание образовательных программ и клиентских групп Вы можете уточнить по координатам, указанным в разделе "Контактная информация".

Участникам образовательных семинаров Центра Современных Системных расстановок выдаётся сертификат участия.

Группы и семинары Центра проводятся в: Москва, Санкт-Петербург, Минск, Берлин, США (Калифорния, Орегон, Вашингтон, Нью-Йорк) и других городах по приглашению.

В Центре можно приобрести книги, видео по расстановкам, фигурки для расстановок.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Когда "я стала ведьмой от бед и несчастий, поразивших меня".
Навеяно последней клиентской группой, но расстановки такого свойства довольно частые, ибо отражают социальный процесс больше, чем личный.
(описания не относятся ни к одному конкретному клиенту, но повторяются из раза в раз очень похоже вплоть до конкретных слов)
Мама кричит дочери: чтоб ты сдохла! Будь ты проклята! Будь проклят тот день, когда я раздвинула ноги перед этим ублюдком - твоим папашей!
Невозможно маленькой слушать такое и не умереть. Дочь умирает... и пересоздает себя заново... на "независимой подвеске". Она переподключена энергетически к миру, к богу, к книге, к кукле, к чему угодно, откуда можно получать согласие с собою.
Она накапливает силы и создает барьер. Которому позавидуют колдуны. Проклятья отражаются от этого барьера как горошек.
За барьером жива любовь. К маме.
На содержание этого барьера уходит колоссальное количество "материи жизни". Но любовь не считает затрат. Общественный успех, богатство, мудрость, дружба, весь мир - вот поставщики стройматериала.
Заодно это барьер от всякой прочей любви.
В расстановках такой истории развивается триллер, от которого, может, вздрогнули бы в Голливуде. Мать с искаженным красным лицом, выпученными глазами сыплет проклятьями. Дочь мечет молнии в ответ. Идет битва.
Проход: "мама, я все еще надеюсь". И затем погружение в мир крушения надежд (и это настоящий мрак - а все предыдущее будет казаться предисловием).
Расстановщик должен быть опытным путешественником в таком мраке и провести клиента наверх. Жизнь без любви матери существует.
Тогда будет видно - что проклятия и любовь - одно. Чуть позже будет видно.
А еще я видела, какие раны прошлого видит и служит им мама. Но это не наше с дочерью дело. Сунешься туда помогать - пропадешь, купишь иллюзию, что мама может оттаять, сгинешь среди прочих доноров, прОклятая. Хотите получить от клиентки проклятья? Хотите пролежать неделю без сил? Есть верный способ - начни помогать той маме:-)
С большой благодарностью всем клиенткам, с которыми нам удалось совершить этот путь. И за красоту краха тех расстановок, где не удалось... из-за любви.

В семье рождается сын, слабенький, часто болеет, доктора советуют санаторий в Сочи. Семья живет от санатория до санатория, все деньги, все силы идут на то, чтобы летом уехать и "оздоровить ребенка". Идет 1968 год. Становится понятно, что жить в Архангельске больше нельзя. Здоровье ребенка!
Отец бросает свой институт. Мать бросает свою работу в ателье, где ее знал и боготворил весь город. Платье на свадьбу? Перешить брюки? Наконец-то сидящий на животе пиджак? Катенька Петровна - богиня, только к ней.
Катенька Петровна посвящает свою жизнь уходу за сыном. Муж не выдерживает, пьет, гуляет, умирает.
Мальчик, которому уже под 50, приходит на расстановку. Никак не может найти свое дело. Чтобы посвятить ему жизнь.
И в общем-то понятно, что ставить, если бы не одно явление. Над головой клиента висит черный налитой шар. Видный практически невооруженным глазом. При прикосновении к шару вся группа дрожит, веет холодом, клиент бледнеет и отшатывается.
Если такой шар поставить, то в зависимости от артистичности заместителя там будет хищная сущность со смрадной пастью, направленной на клиента. А то и на расстановщика. Или змея, тянущаяся по полу с шипением. Или птица с кривым клювом, выклевывающая глаза.
Порча!
Если лет 40 складывать жизнь своей души "в одно место" (то самое), то это место может обрасти оболочкой. Оболочка делается из идеи, из посвящения - "я посвятила тебе всю жизнь" - и ВОТ ЧТО я тебе посвятила.
Это фактически самостоятельно отделенная от себя часть души, упакованная, заключенная в тюрьму идеи.
У сына нет возможности даже нести переплетение "частично", он берет все. Черный шар бьется об него (ведь сказано же - тебе, тебе посвятила).
Встречала еще объекты с собственным движком - они предлагают посвятить себя туда же. Например, службе в милиции. Или науке.
Т.е. я посвятила тебе, а ты должен посвятить науке - как я. Или потому, что я свое прошлое посвящение не выполнила.
Проход сложный не только из-за чернушности расстановки (группа перепугается "порчи" и вспомнит все эти интернет-статьи о подселившихся в расстановках бесах). Но и потому, что без посвящения жизнь и мамы (если она жива) и сына будет "мягкой". Без идеи теряется стержень, человек дезориентирован, ему кажется, что "все кончено".
На первое время надо "ставить протез", т.е. искать кого-то в роду, кто даст новый стержень. Просить Высшее охранять, окормлять клиента, поддерживая его твердость, пока не вырастет и не окрепнет сам.
И, возможно, предстоит очень глубокий экзистенциальный кризис мамы. Знает она о расстановке или нет, мы развернули этот шар и ей больше нечего делать...
Захочет ли клиент платить такую цену за "свое дело" ? Вопрос. Точно ли всегда такая цена? Не знаю и не могу узнать.
На такую расстановку можно идти, только если цена за возвращение себя может быть какой угодно.
(описание - полевая литература на базе нескольких десятков таких расстановок, все возможные совпадения случайны).