Что социальная изоляция. Добровольное одиночество

Обычная девушка Сара Шурд около двух месяцев провела в Эвинской тюрьме Тегерана: ей слышались посторонние шаги, виделись огоньки света, большую часть времени она проводила на четвереньках и прислушивалась к тому, что происходит за закрытой дверью. Тем летом 32-летняя Сара в сопровождении двух своих друзей отправилась путешествовать по горам Иракского Курдистана. На границе с Ираном они были арестованы по подозрению в шпионаже и заключены под стражу. Сара провела порядка десяти тысяч часов в одиночном заключении, ее преследовали галлюцинации. «Боковым зрением я фиксировала вспышки света, но когда поворачивала голову, они тут же пропадали» - рассказала девушка в интервью The New York Times в 2011 году. - Однажды я услышала, как кто-то кричит. Этот крик стоял в моих ушах до тех пор, пока меня не привел в чувство один дружелюбный охранник. Оказалось, что кричала я сама».

Нам всем время от времени хочется побыть в одиночестве, вдали от толпы и разговоров с коллегами. Но одиночество внутри группы людей и наедине с собой - это две разные вещи. Для преобладающего большинства людей длительная социальная изоляция пагубно сказывается на психологическом здоровье. Мы знакомы с этим феноменом не только на основании чужих историй, но и из научных исследований и экспериментов, посвященных изоляции и социальной депривации, многие из которых так и не удалось завершить из-за пугающей реакции подопытных. Отчего люди способны лишиться рассудка, оставшись наедине с собой, и есть ли способ избежать помешательства в подобных ситуациях?

Мало кто поспорит, что изоляция вредна для человека физически . Известно, что одинокие люди чаще страдают от высокого давления, они более уязвимы для вирусных инфекций, кроме того, у них повышенный риск развития синдрома Альцгеймера и слабоумия . Одиночество отражается на самочувствии: состоянии сна, внимании, логическом и вербальном мышлении, вызывает расстройство иммунной системы, гормональный дисбаланс, активизирует воспалительные процессы в организме. Что стоит за подобными нарушениями, до конца не ясно - возможно, причина кроется в эволюции - для наших предков оказаться без поддержки соплеменников было физически опасно.

В современном же мире отказ от контактов с другими людьми влечет за собой не только разного рода болезни, но наибольший удар приходится по работе сознания. Например, изоляция влияет на наше восприятие времени. Люди, которые провели долгое время без солнечного света, отмечали эффект временного сдвига. Микель Сиффре отправился в двухнедельную экспедицию по изучению подземных ледников французских Альп. По прошествии некоторого времени он обнаружил, что под воздействием темноты его сознание начало меняться, и решил провести под землей еще два месяца. Исследователь оставил все измерительные приборы снаружи и жил в соответствии со своими биологическим часам. После завершения эксперимента Микель обнаружил, что двум минутам земного времени были эквивалентны 5 его субъективных минут под землей.

Аналогичный эффект замедления времени наблюдал социолог и спелеолог-любитель Маурицио Монталбини. В 1993 году он провел 366 дней в подземной пещере, построенной NASA для подготовки космонавтов. Сам Маурицио был убежден, что за время его отсутствия прошло всего 219 дней, его дневной цикл увеличился почти вдвое. Недавние исследования также показали, что в темноте большинство людей перестраиваются под 48-часовой ритм - 36 часов бодрствования и 12 часов сна. Причины данного явления до сих пор не установлены.

В середине ХХ века проводилось множество экспериментов по социальной депривации человека. В 1950-60-х годах существовало мнение, что китайцы используют камеры-одиночки для «идеологической обработки» американских военнопленных, захваченных во время Корейской войны. Примерно в то же время министерства обороны США и Канады начали финансировать серию экспериментов, которые с точки зрения современной западной этики казались недопустимыми. Например, исследование психолога Дональда Хебба, которое проходило в медицинском центре университета МакГилл в Монреале. Ученые пригласили волонтеров - в основном, студентов колледжа - пожить от двух до нескольких недель в звуконепроницаемых помещениях. Цель была в том, чтобы свести физическую деятельность испытуемых к минимуму и посмотреть на их реакцию. Подопытным раздали специальную амуницию, сводящую способности воспринимать инфорацию к минимуму: очки, перчатки, картонные манжеты, доходящие до кончиков пальцев, U-образные звукопоглощающие подушки, которые надевались на голову. Внутри комнат были установлены кондиционеры, чей шум заглушал любые внешние звуки. Спустя всего пару часов волонтеры почувствовали тревогу, они хотели вернуть себе способность чувствовать и пытались нарушить монотонность своего времяпрепровождения: пробовали говорить, петь или читать стихи вслух.

Позже многие из них стали вести себя крайне эмоционально и беспокойно, изоляция повлияла и на их интеллектуальные возможности, способность решать арифметические задачи и проходить ассоциативные тесты. Наиболее тревожными последствиями были галлюцинации - огоньки света, превращающиеся в линии, пятна и даже конкретные визуальные образы вроде белок, несущих рюкзаки за плечом, или процессии очков, спускающихся вниз по улице. Испытуемые не контролировали свои видения: кто-то воображал собак, кто-то - младенцев. У некоторых были слуховые галлюцинации: они слышали звуки шарманки или хоровое пение. У других - мнимые тактильные ощущения, как будто им стреляли в руку или били током. В реальном мире испытуемым было нелегко сбросить с себя это измененное восприятие реальности. Им казалось, что комнаты, где они сидели, находятся в движении, а объекты окружающего мира постоянно изменяют свою форму и размеры.

Тревожный конец

Эксперимент пришлось прервать ранее запланированного из-за неспособности студентов физически продолжать испытания - никто не смог продержаться в таких условиях дольше недели. Впоследствии Хебб писал в American Psychologist, что результаты его насторожили: «Одно дело читать о том, как китайцы «промывали» мозги военнопленным, совсем другое - своими глазами наблюдать, как лишенные возможности наблюдать, слушать и осязать люди сходят с ума».

В 2008 году клинический психолог Ян Роббинс совместно с BBC повторил эксперимент Хебба. Он посадил шесть добровольцев на 48 часов в звукоизолированные камеры бывшего ядерного бункера. Результаты оказались схожими - развитие тревожности, повышенная эмоциональность, навязчивые мысли, нарушение психики, галлюцинации. Почему мозг лишенного тактильных ощущений человека так себя ведет? Когнитивные психологи верят, что часть мозга, отвечающая за выполнение текущих задач, привыкает принимать и обрабатывать большое количество поступающей к органам чувств информации. Роббинс отмечает, что когда источники информации пропадают, нервная система все еще продолжает передавать сигналы в центральный процессор головного мозга, несмотря на ложность этих сигналов. Мозг в свою очередь пытается интерпретировать их, создавая на данной основе целостные образы. Другими словами, он пытается сконструировать мир на базе слабо доходящих до него импульсов, в результате чего порождает фантастическую реальность.

Подобные обманы психики не должны удивлять нас. Во-первых, мы знаем, что другие приматы тоже плохо приспособлены к социальной изоляции. Гарри Харлоу, психолог Университета Висконсин-Мэдисон, решил изучить данный вопрос в 1960-х годах на примере макак-резус. Новорожденные макаки от нескольких месяцев до года росли совершенно одни. Они проявляли тревожность уже после 30 дней, по прошествию года их способность к социальным контактам любого уровня практически была уничтожена. Во-вторых, потому что человек учится осознавать свои эмоции благодаря общению с другими людьми. Биологи верят, что именно сотрудничество наших предков в далеком прошлом способствовало эволюции чувственного опыта человека. Первоначальная функция эмоций - социальная. Если не будет никого, кто может разделить с нами чувство страха, гнева, тревоги или грусти, и оценить их уместность, то человек будет жить с искаженным представлением о самом себе, иррациональным восприятием окружающих событий и явлений.

На сегодняшний момент в особо охраняемых тюрьмах США находятся около 25 тысяч заключенных. Без социального взаимодействия у таких узников нет никакой возможности проверить реальность своих эмоций и адекватность своих мыслей, рассуждает Терри Куперс, судебный психиатр Калифорнийского института в Беркли. Это одна из причин того, что многие люди страдают тревожностью, паранойей и одержимостью. Крэг Хэйни, психолог Калифорнийского университета в Санта-Круз и ведущий специалист по психическому здоровью заключенных США, утверждает, что некоторые из них целенаправленно начинают открытую конфронтацию с надзирателями с целью подтвердить свое существование, вспомнить, кто они есть.

Стратегии противостояния

Социальная изоляция может разрушить сознание человека, но существуют способы противостоять этому. Каждый справляется по-своему - кто-то лучше, кто-то хуже. Существует ли способ защититься, если вы по воле случая оказались в заключении? У ученых нет единого мнения на этот вопрос, но давайте посмотрим на примеры тех людей, которым удалось избежать помешательства после многих лет проведенных наедине с собой.

Хуссейн Ал-Шахристани был главным советником Саддама Хуссейна по ядерным вопросам. Его посадили в тюрьму Абу Храим рядом с Багдадом после того, как он отказался поддержать проект разработки атомного оружия для Ирака. Хуссейну удалось сохранять свой рассудок на протяжении 10 лет одиночного заключения, он тренировал свой мозг, решая математические задачки, которые сам для себя и сочинял. Сегодня он работает заместителем министра энергетики Ирака. Подобный метод использовала во время своего семилетнего пребывания в плену у венгерского коммунистического правительства Эдит Бон, доктор медицинских наук и переводчица. Она конструировала счеты из кусочков черствого хлеба и перебирала в уме словарный запас из шести языков, которыми владела в совершенстве.

Члены военных организаций переносят изоляцию сравнительно легче. Кэрон Флетчер, психиатр-консультант, работающий с бывшими военнопленными, говорит, что задержания и допросы, которым он не раз подвергался во время службы в королевских ВВС, хорошо подготавливают к принятию собственного заключения. «Вы учитесь основам сопротивления, - говорит он. - Кроме того, вы верите, что ваши друзья и коллеги вывернутся наизнанку, чтобы освободить вас. На мой взгляд, военным людям в меньшей степени свойственно поддаваться отчаянию в тяжелой ситуации. Чувство безнадеги и беспомощности могут сыграть с вами злую шутку, они подрывают моральный дух и волю к жизни".

Американский сенатор Джон Маккейн доказал на своем примере, что военный склад ума дает психологические преимущества в данном вопросе. Пять с половиной лет, проведенных им в тюрьме Вьетнама, только укрепили его дух. О двух годах своего заключения он рассказывает так: «Одиночные камеры - это страшная вещь. Они подавляют твой дух и ослабляют способность к сопротивлению сильнее, чем любая другая форма жестокости… Отчаяние охватывает вас незамедлительно. Оно - ваш главный враг на период заточения».

Экстремальная реальность

Психологи, изучающие то, как люди справляются с последствиями изоляции, узнали много нового из опыта первооткрывателей и альпинистов. Для многих любителей приключений, добровольно отдалившихся от социума, нахождение в контакте с природой может послужить эффективной заменой личному общению. Норвежский психолог Гру Сандал из Бергенского университета проводил опрос группы путешественников на тему того, как они справляются в экстремальных условиях в одиночку, и отметил, что способность принять ситуацию является основным методом решения данной проблемы: «Тогда они чувствуют себя в безопасности, чувствуют себя менее одинокими». Аналогичный психологический феномен объясняет, почему у потерпевших кораблекрушение и выброшенных на необитаемый остров моряков появляются вымышленные друзья, а порой и группы мнимых соратников, с которыми они пытаются разделить одиночество. Подобное безумство - это просто-напросто защитный механизм. Как в истории путешественницы Эллен Макартур и ее тримарана под названием Моби. Во время своего кругосветного плавания в 2005 году девушка отправляла письма друзьям с подписью «С любовью, Э. и Моби». В своих публичных записях в интернете она использовала местоимение «мы», вместо «я».

Сложно найти более яркую иллюстрацию силы одиночества, которое способно сокрушить одного человека и раскрепостить другого, чем история Бернарда Муатессье и Дональда Кроухерста, двух участников кругосветной регаты Sunday Times Golden Globe 1968 года. Муатессье, аскетичный француз, на протяжении всего своего путешествия занимался йогой и кормил буревестников, садившихся к нему на корму - ему настолько понравился процесс, что идея возвращения к цивилизации стала ему чужда. Проплыв еще один раз вокруг земли, он высадился на острове Таити: «Я все время провожу в открытом море, потому что здесь я счастлив, - заявил он. - Быть может, это поможет спасти мою душу». Второй участник, Кроухерст, чувствовал себя несчастным с самого начала. Он покинул Англию, недостаточно подготовившись к мероприятию, и с самого начала пути отправлял фальшивые отчеты о своем местонахождении. Он бесцельно дрейфовал в течение нескольких месяцев у берегов Южной Америки, а его уныние и одиночество только усиливались. В конце концов, он закрылся в своей каюте, написал предсмертную записку и прыгнул за борт. Его тело так и не нашли.

Какой вывод мы можем сделать из этих историй противостояния и отчаяния? Очевидно, мы теряем немало сил, оказываясь вне общества. Изоляция, по мнению писателя Томаса Кэрлайла, лежит в основе несчастья. Однако, существуют и более оптимистичные оценки, которые не менее справедливы - мы всегда можем остаться в здравом уме, даже находясь в одиночестве, если сумеем найти утешение за границами собственного «я». Нужно всегда быть наготове и уметь проявлять стойкость. Вместе с тем, нельзя недооценивать силу нашего воображения, которая стучится в стены одиночных камер, проникает внутрь ледяных пещер и знакомит нас с вымышленными друзьями.

Нигде человек не бывает настолько одинок, как в большой толпе незнакомых людей. К сожалению, современная ситуация многих стран, в том числе и Великобритании, зачастую может быть охарактеризована этой фразой. Жизнь без контакта с окружающими тебя людьми в течение долгого времени может буквально разорвать ваше сердце. К такому выводу пришло новое исследование социальной изоляции, результаты которого были опубликованы в журнале American Heart Association. В этом исследовании были изучены истории болезни более 1600 человек, живущих с сердечной недостаточностью.

Одиночество – смертельно опасное состояние. Независимо от изначального здоровья вашего сердца, социальная изоляция может увеличить риск смерти на 50%, а в некоторых случаях на 90%. Быть социально одиноким – значит быть более агрессивным, иметь высокий риск развития воспаления и повышения кровяного давления.

Те люди, которые описывали свою жизнь как социально изолированную, не видя и не общаясь практически ни с кем целыми днями, в три с половиной раза чаще умирали, чем люди, страдающие от тех же проблем с сердцем, но кто сообщили о наличии достаточной социальной поддержки и связей с друзьями. Те, у кого не было никаких регулярных контактов с другими людьми, чаще посещали своих врачей и чаще отправлялись в отделение неотложной помощи, чем их сверстники.

По результатам исследований, пожилые люди и взрослые мужчины являются двумя наиболее уязвимыми группами населения для последствий социальной изоляции, отчасти потому, что они, как правило, изначально имеют меньше социальных контактов.

Помимо риска, связанного с физическим состоянием, существует также доказательство того, что социально изолированные люди склонны к опасным изменениям химических процессов в мозге. В одном недавнем исследовании на мышах было обнаружено, что всего лишь две недели "стресса социальной изоляции" вызвали негативные поведенческие изменения и сдвиги в работе их мозга. Данный результат пока что не подтвердился у людей, но это заставило ученых, изучающих организмы мышей, рассмотреть проблему использования наркотиков, с целью помочь пациентам справиться с психическими аспектами социальной изоляции и уменьшить агрессию, вызванную изоляцией и изменением химических процессов.

Одиночество – еще одна опасная проблема. Это не то же самое, что социальная изоляция, но тоже очень опасное состояние. Быть одиноким (социальная изоляция) и чувство одиночества (одиночество) на самом деле разные проблемы. Но, кроме этого, следует отметить, что люди, которые живут в одиночку, независимо от того, являются ли они двадцати- или восьмидесятилетними, имеют тенденцию иметь больше социальных связей с другими. Одиночество – это не то, насколько физически мы близки к другим людям, и человек может быть окружен другими, но по-прежнему чувствует себя совершенно одним в этом мире. Как и социальная изоляция, долгосрочные ощущения эмоционального одиночества могут увеличить вероятность смерти людей. Риски, связанные с таким состоянием, находятся на одном уровне с курением.

Важно помнить, что не все эти чувства одиночества обязательно плохие. В отличие от состояния социальной изоляции или изнурительного одиночества, которое может продолжаться целыми неделями, короткий промежуток временного одиночества не убьет вас. На самом деле, в течение этого промежутка вы можете быть продуктивным и здоровым.

Иногда в организме возникает своеобразный сигнал вашего тела о том, что вам нужно слезть с дивана и вернуться в окружающий вас в мир, попытаться построить лучшие, более значимые социальные связи. К такому мнению приходят все больше и больше ученых. Группа немецких исследователей показала, что более тесное общение с другими людьми может способствовать тому, как люди оценивают свое удовлетворение жизнью. В исследовании, те, кто провел год, прилагая новые усилия, чтобы помочь другим, или провели больше времени с друзьями и семьей, были единственными, у которых заметно вырос уровень удовлетворенности жизнью. Другие участники, которые сосредоточились на более эгоистичных идеях по улучшению жизни, даже таких как отказ от собственных вредных привычек, через год не показали серьезных изменений в том, насколько счастливо они оценили свою жизнь. Они предполагали, что большее количество времени, проведенного с другими, может быть своего рода секретным соусом для улучшения состояния жизни и достижения счастья.

Чтобы вырваться из социальной изоляции, вы должны быть достаточно здоровы, чтобы в первую очередь вернуться в общество. Это сложный парадокс для пациентов, имеющих дело, например, с сердечной недостаточностью. Ученые в своих исследованиях показывают, что врачи также могут быть первыми, а иногда и главными, ответчиками за результаты в борьбе с социальной изоляцией, поскольку именно они способны найти контрольные признаки, общаясь с пациентами и задавая несколько простых вопросов во время приема.

Вред, который наносят вам одиночество и социальная изоляция обновлено: Июнь 6, 2018 автором: Наталья Николаева

Социальная изоляция

Социа́льная изоля́ция - социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений.

В общем случае, к изоляции прибегает та сторона, которая в процессе общения несёт больше потерь (затрат), чем получает выгоды (в своём понимании). Изоляция не предусматривает вражду. Любые деструктивные действия, если они даже и происходят, имеют целью исключительно прекращение контактов, и заканчиваются сразу после этого.

Изоляция отдельного человека может быть:

  • от конкретного человека (приятного или неприятного). Частный случай.
  • от конкретной группы лиц (имеющей для него значение).
  • от общества в целом (или от большей части). Крайний случай.

Приводимые ниже типы и виды применимы для каждого из этих случаев. Изоляцию одних социальных групп от других можно рассматривать как изоляцию (входящего в одну группу) индивида от другой группы.

Типы

  • Полная изоляция - полностью отсутствуют как личные контакты с другими людьми, так и опосредованные способы общения (телефон , письмо). Такая изоляция от всего общества может переживаться человеком как тяжелейшее испытание или величайшее блаженство. Защитной реакцией психики обычно является раздвоение личности («разговоры с самим собой»). Примеры: необитаемый остров , одиночное заключение .
  • Физическая изоляция - не имеющий возможности (желания) личной встречи , индивид свободно общается через технические средства связи - телефон, почту, Интернет . Телефонная (и видео-) связь, как очень близкая к непосредственному общению, предпочитается или игнорируется соответственно желанию или избеганию личных встреч. Примеры: хикикомори , монахи , болезнь , карантин , разные города/страны.
  • Формальное (деловое, бытовое) общение - индивид является полноправным членом группы, однако (у него в этой группе) минимум неформального общения , то есть - социальных контактов. Является нормой для функциональных групп (работа , учёба , организации) и незнакомых людей. Такой тип изоляции от всех окружающих людей происходит при попадании в полностью другую среду (переезд в другой город, тюрьма , армия) - временно, до вхождения в одну из групп, или надолго - в случае отторжения индивида в закрытой группе («изгои » в тюрьме, армии, школе).

Виды (по инициатору)

  • (общество) Принудительная изоляция - индивида или социальную группу изолируют в местах лишения свободы, это один из факторов существования криминальных субкультур или контркультур. Примеры: тюрьмы, больницы с принудительным лечением
  • (индивид) Добровольная изоляция индивида или социальной группы происходит под действием двух факторов: 1) по собственному желанию или убеждению; 2) из-за влияния субъективных факторов. Примеры: монахи , отшельники , хикикомори (физическая изоляция от общества); замкнутость/скрытность/недоверие при общении с людьми (чистая социальная самоизоляция).
  • (случай) Невольная (вынужденная) изоляция - происходит по причине случайных объективных факторов: незапланированное длительное пребывание в безлюдном месте или во враждебной/чуждой/незнакомой социальной среде, болезнь. В случае чуждой социальной среды с течением времени возможно вливание в неё, однако полного удовлетворения эти отношения не приносят. Как правило, такая изоляция (места пребывания) временны и покидаются индивидом при первой возможности.
  • (группа) Разрыв отношений, бойкот - другие участники социальной группы минимизируют любое (даже формальное) общение с индивидом (как правило, из-за нарушения им норм данного общества). В мобильных группах оканчивается добровольным уходом индивида из группы или его изгнанием.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная изоляция" в других словарях:

    Социальная изоляция. См. общественная изоляция. (Источник: «Англо русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд во ВНИРО, 1995 г.) … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

    Изоляция детей от положительного межличностного контакта может лишать их важных компонентов социализирующего опыта. Длительная изоляция может вызывать или увеличивать несоответствия в соц. адаптации, приводя тем самым к ухудшению соц.… … Психологическая энциклопедия

    общественная (социальная) изоляция - Элемент генетики человека снижение частоты или отсутствие формирования браков (т.е. «скрещиваемости») между представителями разных общественных слоев, классов, рас, религиозных групп, жителями различных районов и т.п.; наличие О.и.… … Справочник технического переводчика

    Родители также должны, в еще большей степени, привлекаться к содействию подростку в реалистическом планировании получения полного среднего, или, при наличии показаний, среднего специального образования, а также трудоустройства. Завершение… … Психологическая энциклопедия

    Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. … Википедия

    Изоляция: Гидроизоляция защита от проникновения воды. Репродуктивная изоляция это механизмы, предотвращающие обмен генов между популяциями. Изоляция в популяционной генетике исключение или затруднение свободного скрещивания. Изоляция в… … Википедия

    С. п. имеет отношение к совокупному выигрышу в благополучии, к рый люди получают от своих взаимоотношений с другими. Эмпирическое изучение С. п. началось сравнительно недавно, возникнув в рамках соц. эпидемиологии и общинной психологии (community … Психологическая энциклопедия

    Новолатинск. isolatio; этимологию см. Изолированный. Уединение наэлектризированного тела. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ИЗОЛЯЦИЯ разобщение отделение;… … Словарь иностранных слов русского языка

    Изоляция - социальная депривация, выращивание или содержание животных в условиях пониженной возможности контактирования с представителями своего вида или полного ее отсутствия (ограниченная изоляция). Как правило, И. сопровождается и другими видами… … Словарь дрессировщика

    Социальная девиация социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению… … Википедия

Страница 21 из 32


Социальная изоляция, арест, террор, психоиндоктринация

Социальная изоляция, арест, террор, психоиндокринация – это мощные стрессовые факторы (их также можно назвать и экстремальным), которые у большинства людей, перенесших их, приводят к развитию психосоматических заболеваний, и в первую очередь, к развитию тяжелых форм депрессий.

Социальная изоляция – это изоляция человека от привычной для него социальной среды. Примером социальной изоляции может служит заключение под стражу, лишение свободы, помещение человека в одиночную камеру.

Влияние социальной изоляции на здоровье и психику человека достаточно хорошо изучено в экспериментальных моделях по сенсорно-социальной депривации на животных и в экспериментальных исследованиях на людях, помещенных в так называемую “камеру молчания”. Что происходит с нейроэндокринной системой человека в таких условиях, особенности работы его психики в условиях социальной изоляции, последствия этой изоляции для человека, эти и другие вопросы становятся особенно актуальными в связи с длительными полетами человека в космос.

Вот описание одного из многочисленных экспериментов по сенсорно-социальной изоляции человека. Студентам предложили, за соответствующее вознаграждение, выступить в роли испытуемых в камере сенсорной изоляции. Человек в такой камере не слышит никаких звуков (модель акустической изоляции), на руки надеваются специальные перчатки, которые уменьшают тактильные ощущения, непременное условие эксперимента – никаких социальных контактов. Время, проведенное в камере, не ограничивалось, по первому требованию испытуемого эксперимент прекращался. Более того, студентам было разрешено взять с собой книги, учебники. Первоначально, желающих было очень много, еще бы, за приличную почасовую оплату можно в спокойной обстановке, наконец-то посвятить все время учебе, подготовится к экзаменам, не отвлекаясь ни на какие раздражители. Просто мечта студента. Каково же было удивление испытуемых, что, несмотря на сильную положительную мотивацию, немногие из участвующих в эксперименте смогли продержаться в камере более трех часов.

Полная тишина явилась тяжелым стрессовым фактором для мозга человека, привыкшего находится в постоянном мире звуков, шумов. Большинство здоровых испытуемых описывали появление беспричинного чувства страха, сильного психического дискомфорта, появление разнообразных зрительных и звуковых галлюцинаций, в таких условиях нахождение в камере становилось физически невозможным.

Одиночество и темнота в сочетании с изоляцией могут привести человека, не подготовленного соответствующими упражнениями, к психологическому сопротивлению, к психическому кризу. Например, тюремные психозы, состояние беззащитности при аресте. У людей, попавших в такие условия, возникает агрессивное возбуждение, нарушение ориентировки, появляются суицидальные мысли.

Исследование состояния людей, подвергшихся репрессиям , на фоне недоедания, лишения сна, длительного пребывания в освещенной камере, подвергавшихся длительным допросам, способствуют нарастанию суицидальных настроений, нарушению поведения, появлению разнообразных психосоматических заболеваний.

Исследования психических нарушений у лиц, подвергавшихся преследованиям по политическим и религиозным мотивам, показали, что жизнь в условиях террористической угрозы (гетто, нелегальное положение, жизнь в укрытиях, принудительный труд, концлагеря) причиняет ущерб психическому здоровью.

Психиатрия преследуемых свидетельствует о том, что у большинства, переживших систематический террор, выражены анестетические, реактивно-депрессивные, фобо-невротические и другие диссоциативные расстройства. У переживших вынужденную миграцию, слежку, преследования и систематические издевательства возникают реакции такого же типа. Личностные нарушения у жертв преследования выражены тем сильнее, чем продолжительнее на них воздействие. Это ограничивает их шансы на защищенность, стабилизацию психического состояния и установления солидарной связи с другими преследуемыми.

Заключенные концлагерей заканчивали жизнь самоубийством, у них развивался острый аффективный паралич (“аффективная анестезия”) со сновидно-дереализационным отключением от актуальной угрожающей ситуации, происходило редуцирование поведения до квазианималистической техники переживания (сверхугодливость при исполнении заданий в лагерях), развивалась прогрессирующая апатия вплоть до пассивного суицида при длительном голодании и страхе – список различных психопатологий можно продолжать очень долго.

После освобождения у этих людей наблюдался целых комплекс психосоматических нарушений.

Как правило, человек, подвергшийся преследованиям, остается на протяжении всей жизни травмированным опытом соприкосновения с терроризмом. Воспоминания об ужасных сценах прошлого преследуют людей в ночных сновидениях, дневных фантазиях, многие, потерявшие родных или близких, мучаются собственной виной перед ушедшими. Даже дети лиц, подвергавшихся террористическому преследованию, вследствие неуравновешенности своих родителей, страдают личностными нарушениями – синдром “преследуемые второго поколения”.

При психических заболеваниях жертв терроризма и насилия, предрасположенных к шизофренным и афффективным психозам, перенесенная психологическая травма и эндогенная (внутренняя) предрасположенность играют роль совместного причинного фактора в течение болезни.

Разрушение личности происходит вследствие воздействия тоталитарных доктрин. Формирование так называемого единообразного способа поведения у людей происходит под влиянием религиозных сект, милитаризированных организаций и группировок. Технология психологического воздействия на личность отработана веками. В психологии такое воздействие называется индокринированное разрушение личности – нарушение личности вследствие воздействия тоталитарных доктрин.

Квазирелигиозные ритуалы экстатического “очищения” и политическая техника перевоспитания (“промывание мозгов”) приводят к поразительному выравниванию личностных особенностей, к удивительному сходству вовлеченных в индокринацию людей.

В первой фазе “индокринации” происходит резкое отторжение от прежних групп и связей (“отрезание хвоста”). Сразу же устанавливается реальная или воображаемая конфронтация со стимулом, вызывающим страх: бесовскими проповедями, прикосновением ядовитой змеи, демонстрацией открытых экзекуций и т.п. При этом, вызванное страхом или экстазом, формируется состояние сужения сознания, интенсивность которого увеличивается монотонными ритмическими движениями. Достигается имплантирование нового поведенческого стереотипа с помощью приема, который в психологии называют “формой эмоциональных качелей”. Что представляет собой этот прием? Это эмоциональное устрашение, например, угроза жизни родственникам человека, информационная блокада, которая объявляется несогласным, депортация упрямых и строптивых. На фоне запугивания параллельно идет награда за желательные декларации, поощряется доносительство. Еще один прием – лишение сна. Формирование нового поведения и профилактика возможного возврата к прошлому достигается через жесткие связи в ячейках, через коллективные исповеди, требования прекращения биосоциальных контактов, различными “испытаниями мужества”, требованиями преданности.

В настоящее время применение деструктивного психоиндокринирования наиболее опасно в криминальных молодежных сектах. Входящие в группу и связанные клятвой, общими “идеалами”, подростки объединены социальной изоляцией через вынужденную проституцию и криминализацию. Выйти из организации нельзя, так как вне ее их настигнет Закон. Преступления, которые совершают члены банды, человеческим обществом наказываются. Но и в банде правят свои жестокие законы, нарушение которых грозит смертью или страшными наказаниями.

Деструктивная индокринация тем действеннее, чем менее выражены существующие у данной личности религиозные, политические и другие установки и умственные способности. Такая индокринация может быть продолжительнее и крепче, чем более выражено давление на группу страха и насилия групповой солидарности. Элементы этой практики можно найти в солидарных действиях радикальных террористических объединений, в коллективной правовой пропаганде и методах перевоспитания, применяемых политическими диктаторами.

Люди, прошедшие обработку деструктивным психоиндокринированием, нуждаются в многолетнем лечении у психиатров, помощи психотерапевтов и психологов, социальной защите и поддержке. Таким образом, как бы хорошо ни было организовано общество, как бы социально оно не было обустроено, в нем всегда будут оскорбленные, несчастные, обиженные, неустроенные. Следовательно, социальная защита (как институт) необходима при любом государственном строе и политическом режиме. Конечно, если во главу угла правящих групп ставится такая непреходящая общественная ценность, как здоровье нации.

“Эксперименты природы”, как иногда называют связанные со стрессом заболевания, очень плохо поддаются причинно-следственному анализу. Пример, приводимый американским психиатром Сэмом Гьюзом, показывает, насколько сложно бывает отделить одни факторы от других. Женщина средних лет, страдавшая тяжелой депрессией, имела более или менее нормальное детство до тех пор, пока, вскоре после смерти матери от рака груди, у нее не развилась астма. Свидетельствует ли это о связи между раком и депрессией. Или же это означает, что смерть матери как причина стресса привела к “психосоматической” астме, а спустя много лет последствия той же психической травмы выразились в повышенном риске заболевания депрессией? А может быть, в основе всего лежит более общая, вероятно наследованная, недостаточность иммунной системы, которая привела к раку у матери и обусловила у ребенка повышенную чувствительность к ранее переносимым загрязнениям окружающей среды? Все эти предположения кажутся сомнительными. Но если бы мать, подавленная безнадежностью своей болезни, покончила с собой, то в этом случае, пожалуй, можно было бы думать, что и у матери, и у дочери имелась генетическая предрасположенность к развитию эффективного психоза.

Все эти объяснения могли бы быть и верными, и неверными. Во всяком случае исключить роль тех или иных факторов не менее трудно, чем доказать их участие в многогранных и запутанных причинно-следственных связях, которыми пронизана вся наша жизнь. Или – если изложить ту же мысль проще – всякое событие в любом отдельном клиническом случае можно истолковывать по-разному. Чтобы установить специфическую причинно-следственную связь между стрессом и болезнью, нужно сначала как-то выяснить, почему для одних людей некоторые события более стрессогенны, чем для других. Все эти вопросы весьма существенны для решения важнейших проблем здоровья и болезни, но, по крайней мере, на данном этапе, они мало доступны для имеющихся ныне исследовательских поисков.



Оглавление
Здоровье и образ жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Здоровье как общечеловеческая ценность
Здоровье как индикатор развития населения
Факторы, влияющие на здоровье
Статистика здоровья, заболеваемости, рождаемости, долголетия и смертности
ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ

История знает немало описанных случаев, когда человек в силу разных причин оказывался оторванным от социума. Человечеству так же известны истории о покинутых, заблудших или «волчьих» детях. Их можно найти в различных легендах и сообщениях древних и средневековых летописцев (Геродот, Ливий, Салимбен), в трудах философов и педагогов (Ж.Ж.Руссо). Сообщения о «волчьих детях» мы находим по сегодняшний день.

Проблемам изоляции посвящено немало трудов многих зарубежных и отечественные ученых различных областей науки. На сегодняшний день разработаны базовые проблемы изоляции, даны определение ее типологии.

Формы социальной изоляции различны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ее инициатором, кто именно задает депривационный характер отношений человека или группы с широким социумом. По этому признаку М,Ю.Кондратьев выделяет следующие формы изоляции:

1) вынужденную изоляцию, когда группа в целом, и каж­дый ее член в отдельности оказываются оторванными от социального окружения в силу сложившихся обстоя­тельств, независимо от их собственного желания или воли общества (например, попавшая на необитаемый остров ко­манда потерпевшего крушение корабля или заблудившаяся в тайге или пустыне экспедиция и т.п.);

2) принудительную изоляцию, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле общество сознательно обособляет их, изолируя в рамках закрытых групп, примерами таких сообществ могут быть:

а) осужденные в условиях различных исправительно - и воспитательно-трудовых учреждений, подследствен­ные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, боль­ные, подвергнутые принудительному лечению от наркома­нии, токсикомании, алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний;

б) закрытие группы, членство в кото­рых, во всяком случае официально, не предполагает какое бы то ни было ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека - солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской повинности, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов;

3) добровольную изоляцию, когда люди по собственно­му желанию сами объединяются в рамках закрытых групп, не будучи напрямую стимулированы к подобному «соци­альному затворничеству» требованиями социума (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие труднодоступные места, и т.д., т.е. те, для кого именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринима­ются как обязательное условие сохранения своей личности);

4) добровольно-вынужденную, или добровольно-прину­дительную изоляцию, когда достижение какой-то значи­мой для людей цели связано с тягостной необходимостью резко ограничить свои контак­ты с привычным окружением. Это могут быть многообразные профессиональные закрытые груп­пы (команды подводных лодок, экипажи длительных космических полетов и т.д.), а также профессионально-специализированные учеб­ные учреждения интернатного типа элитарного характера (интернаты для осо­бо одаренных детей и подростков, спортивные школы-ин­тернаты, нахимовские и суворовские училища).

Человек долго находящийся в условиях изоляции может быть подвержен депривации.

Д

Депривация – психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактнов

епривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, означающий «лишение или ог­раничение возможностей удовлетворения жизненно важ­ных потребностей», в достаточной мере и в течение длительного времени.

Жизненная ситуация, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей определяется как депривационная ситуация.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации.

Депривация сенсорная – пониженное количество сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и т.д.) или их ограниченная изменчивость и модальность.

Как показывают наблюдения, недостаток притока раздражителей приводит к своеобразному переживанию, получившему название сенсорного голода. Сенсорный голод вреден для человека любого возраста, а для ребенка он особенно губителен.

Ребенок, который с детства страдает ограничением сенсорных стимулов (например, в силу врожденной слепоты или глухоты) или воспитывающийся без матери в раннем детстве, попадая в обедненную среду детского дома, больницы, интерната имеет отрицательное воздействие на психическое развитие.

Депривация когнитивная – слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать, регулировать происходящее извне. Чаще всего данный вид депривации можно наблюдать в эксперименте.

Двигательная депривация - резкое ограничение движений. С этим видом депривации мы сталкиваемся когда имеем дело с травмами или болезнями не позволяющими осуществлять движения.

Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Установлено, что медицински необходимое ограничение движений детей с врожденным вывихом бедра посредством распорок приводит к заметному повышению тревожности этих детей, которые становятся плаксивыми и обидчивыми.

У взрослых людей в условиях кратковременной изоляции (операторская деятельность в кабинах малого объема, в режиме оперативного покоя; ожидания экстренных действий) могут наблюдаться состояния близкие к депривации и связаны они с проблемой гипокинезии (ограниченной двигательной активности).

Депривация эмоциональная – недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такова уже была создана (прежде всего с родителями обеспечивающих формирование личности)

Депривация социальная – ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли, осуществления общественной самореализации, приобщения к общественно значимым целям и ценностям.

С социальной депривацией часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда разрываются привычные круги общения, уходят ощущения своей нужности обществу. Подобная форма депривации встречается у молодых, внешне обеспеченных и благополучных мам, ухаживающих за своими детьми.

Не только молодые хрупкие женщины, но и здоровые сильные мужчины страдают от социальной изоляции. Так, например, выяснилось, что летчики, находящиеся в одиночестве при дальних монотонных полетах, воспринимают одиночество и однообразность среды как угнетающее. Недостаток вариабельных стимулов и уединение приводили в некоторых случаях даже к деперсонализации и дереализации, а иногда и к галлюцинациям. Пилоты (до 35%) реактивных самолетов, водители автомобилей при ночной езде на длинных однообразных автострадах, наблюдатели радарных установок на подводных лодках, а также рабочие при довольно стереотипной работе на конвейере знакомы с этим чувством изоляции.

Весьма интересными являются примеры полярных исследователей и людей, потерпевших кораблекрушение, которые месяцами жили в одиночестве в однообразной среде снежных или морских просторов. Все они приводят примеры тягостных ощущений, которыми их переполняла вечная неизменность среды, от которых они спасались лишь трудом. Причем нередко они уходили в навязчивое придерживание стереотипных видов деятельности и строго соблюдали ежедневную рутину.

Депривационное поражение - психическое состояние характеризующееся особой индивидуальной переработкой стимульного обеднения, которого достигает человек в депривационной ситуации.

Ученый. Ричард Бэрд, в 1938 году в одиночестве провел 6 месяцев в Антарктиде. Он стремился выяснить сущность воздействия уединения на личность. Надо сказать, что как человек, он любил уединение. Но, тем не менее, он предпринял все меры, чтобы разнообразить свою деятельность и не замерзнуть. Несмотря на это, после трех месяцев пребывания в одинокой антарктической избушке он впал в глубокую депрессию. Позднее, анализируя произошедшее, Р.Бард писал: «Думаю, что человек не может обойтись без звуков, запахов, голосов, общения с другими людьми, как не может жить без фосфора и кальция… Все действия казались мне незаконченными, неполными, бесцельными, лишенными связи с внутренними переживаниями или желаниями. Сотни горьких, навязчивых воспоминаний наплывали на мня ночами… Мои мысли требовали все меньше слов, я месяцами не стригся, стал рассеян… Я искал здесь покоя и душевного обогащения, но теперь ясно вижу, что обретаю лишь разочарование и безысходность».

Социальная изоляция как таковая у взрослого че­ловека не обязательно ведет к социальной депривации. Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, пред­ставлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и толерантным оказывается человек к возник­новению депривационного синдрома. Наиболее ярким примером могут служить подвижники - религиозные, политические, которые могли годами сидеть в одиноч­ной камере, сохраняя бодрость духа, ясность мысли, или добровольно становиться отшельниками.

Депривационный опыт - это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался дипривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более «закаленной» психической структурой.

С

Депривационный опыт - это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался депривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более устойчивой психической структурой

оциальная изоляция в детском возрасте имеет более серьезные нарушения. Проявления чувств характеризуются с одной стороны, бледностью, а с другой стороны, острой эффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций – от бурной радости, до гнева. У них отсутствуют устойчивые чувства, связанные с глубоким переживанием искусства, нравственных коллизий. В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутомимая потребность в любви и внимании.

Анализ показывает, что чем старше ребенок, тем более в мягких формах проявляется социальная депривация, и тем более быстрее и успешнее происходит компенсация в случаях педагогической или психологической коррекции. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур.

Люди, перенесшие в детстве опыт социальной депривации, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время ждут подвоха со стороны других людей.

Серьезную проблему представляет культурная депривация. У ребенка проживающего в изоляции от культуры современного общества не возникает потребность жить культурно, т.е. потребность в приобретении тех ценностей, которые признаются обществом. Низкий культурный уровень проявлений делает его отличным от других, остальное общество его не принимает и вытесняет вплоть до изоляции.

В каждом обществе имеются дети, потребности которых не развиваются и не удовлетворяются соответственно данным действующим культурным моделям, хотя и к этим детям также предъявляться обществом тождественные требования, а их поведение будет оцениваться тождественным нормам.

Депривация возникает также при некоторых ситуациях, которые не подходят для включения в какую-нибудь из предшествовавших категорий. Их характерными признаками являются определенная чрезвычайность события, внезапность проявления, широкая общественная значимость; драматическое течение и ограниченная продолжительность во времени.

В основном можно различать две категории подобных чрезвычайных обстоятельств:

    вызванные стихийными бедствиями;

    вызванные общественными переворотами.

Чрезвычайные жизненные ситуации, вызванные стихийными бедствиями, крупными наводнениями, пожарами, опустошающими смерчами, катастрофической засухой и т.д. – в мировых масштабах встречаются сравнительно часто. Они могут сопровождаться эвакуациями или добровольным переселением жителей, временным разрывом семейных связей, голодом, истощением и другими физическими страданиями.

При таких обстоятельствах у ребенка может легко возникнуть временная недостаточность в эмоциональных, а также сенсорных стимулах и недостаточное удовлетворение основных психических потребностей. Если такое состояние продолжается длительное время, и если ребенок с повышенной чувствительностью к депривации, и если этот ребенок в возрасте, характеризующимся пониженной сопротивляемостью, - то можно предположить, что опасность депривации здесь столь же реальна, как при других ситуациях.

К счастью, чрезвычайные обстоятельства при подобных событиях бы­вают обычно кратковременными, а возвращение к нормальной жизни предоставляет возможность уравновесить временный недо­статок в стимулах развития.

Эмпирические данные и результаты исследований в области психо­логических реакций детей на стихийные бедствия и их общественные последствия являются пока немногочисленными. Значительно большее внимание привлекали случаи второй категории, а именно общественные катастрофы, войны и революции. С данной точки зрения вторая мировая война (и не только она, но и военные события сегодняшнего дня) явилась жесточайшим естественным экспериментом грандиозных раз­меров.

Из детей, пораженных войной специальному исследованию подвергались две группы:

    дети, эвакуированные из областей, находящихся под угрозой, в более безопасные места, причем главным образом с отрывом от своих семей;

    дети беженцев и дети из концентрационных лагерей.

В целом можно утверждать, о детях, лишенных семейной жизни в концентрационных лагерях или беженский пунктах, что их поражения гораздо более глубоко и серьезно, чем то, которые наблюдается у эвакуированных детей, остававшихся все-таки в контакте с собственными семьями, а также - по большей части - в сравнительно хороших жизненных условиях.

Последствия «лагерной депривации» проявляются зачастую в более поздние годы развития. Неспособность этих людей взять на себя обязанности взрослого периода, оправдать себя в любви и браке, удовлетворить психические потребности собственных детей на приемлемом уровне – все это подготавливает почву для эмоциональной депривации собственных детей. Нарушения личности могут, таким образом передаваться от поколения к поколению.

Психическое состояние, возникшие в результате любой депривации характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Существенна именно психологическая сто­рона этих последствий: ограничена ли моторика чело­века, отлучен ли он от культуры или от социума, лишенли с раннего детства материнской любви - проявления депривации психологически похожи. Тревожность, де­прессия, страх, интеллектуальные расстройства - вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депри­вации может охватывать весь спектр возможных нару­шений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.