Что такое личная форма глагола в русском. Виды, формы и примеры глаголов

Урок 46

Тема: «Личные формы глаголов»

Дата проведения: 12.11.13

Цель: дать понятие о личных формах глаголов, учить различать начальную и личную формы глаголов.

Задачи: - повторить глаголы неопределенной формы, учить различать глаголы начальной и личной форм, вспомнить личные местоимения.

Развивать речь, внимание, наблюдательность.

Прививать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, карточки со словами.

Ход урока:

1.Орг.момент

Проверка готовности к уроку.

2. Минутка чистописания.

- Сегодня для чистописания мы возьмём замечательные слова уже известного нам баснописца И.А.Крылова.

Быть сильным хорошо. Быть умным лучше вдвое.

И.А. Крылов

Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся).

3. Актуализация знаний

Послушайте стихотворение, о какой части речи пойдет речь?

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет, -

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам … (глагол)

Сегодня мы продолжим пополнять наши знания о глаголе. Но помогут нам в этом сегодня слова другой части речи. (Слайд 1)

Я, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, МЫ, ОНИ, ОНО

Какие? (личные местоимения)

Нам нужно расселить личные местоимения по домикам: «Кто говорит», «Кто слушает», «О ком говорят».

Молодцы.

4.Изучение нового материала

Учиться, учусь, смотреть, смотрю, помогать, помогают, выполнять, выполняешь. (Слайд 2)

А теперь посмотрите на глаголы и определите, какие из них указывают на того (или тех), кто совершает действие? (учусь, смотрю, помогают, выполняешь)

Какие глаголы на это не указывают ? (учиться, смотреть, помогать, выполнять).

- В какой форме стоят глаголы смотреть, помогать, выполнять? (в начальной форме)

При помощи чего они образовались? (с помощью суффикса ть).

Выпишите глаголы в начальной форме, выделите основы и суффиксы. Что можете о них сказать? (суффикс не входит в основу глаголов ).

Подумайте как связаны глаголы первой группы с личными местоимениями? (к ним можно подставить личные местоимения)

В какой же форме стоят глаголы первой группы ? (в личной)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (личные формы глаголов).(Слайд 3)

Верно, сегодня мы будем учиться различать начальную и личную формы глаголов.

Сделаем вывод: (Слайд 4)

Глаголы в начальной форме не указывают на того (тех), кто совершает действие.

Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие: я учусь, я смотрю, они помогают.

Отройте учебник Урок 41 (40) и прочитайте с соседом по парте друг другу правило в рубрике: Обрати внимание!

Выполним упражнение 1. Прочитайте задание. Какую подсказку нам дают для выполнения этого задания? (к глаголам в личной форме можно подставить слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они).

(2 человека у доски, остальные в тетрадях).

Физминутка (Слайд 6)

Зрительная гимнастика.

5. Закрепление изученного материала.

Выполните упражнение 2. Прочитайте задание. Например: я умею, ….

Проверка. (Слайд 7)

Какая часть слова глаголов помогла вам правильно подобрать ему пару ? (окончание)

С помощью чего образуются личные формы глаголов? (с помощью окончаний).

Игра «Займи свободное место»

У 7 учеников класса есть карточки с личным местоимением, у всех остальных учеников глаголы в неопределённой форме. Правила игры следующие: ученик, у которого карточка с местоимением занимает любое свободное место и называет свое местоимение товарищу, тот в свою очередь должен образовать подходящую личную форму глагола (в настоящем времени) в соответствии с названным местоимением.

6.Итог урока. Рефлексия .

Итак, все ли справились с заданием? У кого возникли сложности, выполняя это задание? Кто с лёгкостью выполнял все задания сегодняшнего урока. Оцените свою работу. Изобрази на полях соответствующий квадратик. (Слайд 8)

Какие формы может иметь глагол? (начальную и личную)

С помощью чего образуются глаголы в личной форме? (с помощью окончания)

7. Домашнее задание: (Слайд 9)

В учебнике:Ур. 41 (40) правила выучить, упр.4

вернуть

дарить

советовать

говорить

уйти

выучить

гулять

сломать

узнать

обедать

рисовать

учиться

мы

ты

вы


В устной речи окончания первого и второго спряжений у многих лиц различаются только при ударении на окончании. В том же случае, когда ударение падает на основу, произносятся одинаковые для всех глаголов безударные окончания: -иш (кол’иш, л’уб’иш), -ит (кол’ит, л’уб’ит), -им (кол’им, л’уб’им), -ит’ (колит’, л’уб’ит’), -ут (кол’-ут, л’уб’ут) . Следовательно, и у глаголов первого, и у глаголов второго спряжений без ударения произносятся во 2-м и 3-м лицах ед. числа и 1-м и 2-м лицах множ. числа окончания второго спряжения (так как и – вариант фонемы <и >, а не <о> ), в 3-м же лице множ. числа – окончание первого спряжения. Такое произношение безударных личных окончаний свойственно, например, языку многих москвичей.

Известного рода различия существуют у глаголов первого и второго спряжений в характере той основы, от которой образуются личные формы, т.е. основы наст. вр. У глаголов первого спряжения основа наст. вр. в том виде, как она обнаруживается в форме 3-го лица множ. числа, может оканчиваться на задненёбные согласные (пек-ут, берег-ут) , на твердые согласные, парные с мягкими (толкн-ут, мет-ут, вед-ут, нес-ут, вез-ут, греб-ут, плыв-ут, жм-ут, ор-ут) , на шипящие и j (паш-ут, вяж-ут, плач-ут, блещ-ут, брызж-ут, играj-ут, рисуj-ут) и на мягкие р’, л’ (пор-ют, кол-ют) , тогда как глаголы второго спряжения имеют основу наст. вр. на мягкие согласные, парные с твердыми (лет-ят, сид-ят, вис-ят, воз-ят, воп-ят, люб-ят, лов-ят, шум-ят, звен-ят, гор-ят, вел-ят) , а также на шипящие и j (киш-ат, дрож-ат, крич-ат, трещ-ат, визж-ат, поj-ат) . Таким образом, основу наст. вр. на задненёбные согласные и твердые согласные, парные с мягкими, имеют только глаголы первого спряжения, а основу на мягкие согласные, парные с твердыми (кроме р’, л’ ), – только глаголы второго спряжения. Основы не различаются по спряжениям лишь в том случае, когда они имеют на конце согласные шипящие, j и мягкие р’, л’ .

Образование личных форм путем присоединения окончаний сопровождается изменением основы, выражающимся в чередовании по определенным нормам согласных фонем на ее конце. Эти чередования представлены у глаголов только с определенными конечными согласными в основе и происходят в определенных для каждого спряжения формах.

У глаголов первого спряжения чередование фонем на конце основы происходит при образовании форм 2-го и 3-го лица ед. числа и 1-го и 2-го лица множ. числа. В этих формах задненёбные согласные меняются на шипящие: пек-ут, печ-ёшь (печ-ёт, печ-ём, печ-ёте), берег-ут – береж-ёшь, а твердые согласные, парные с мягкими, – на соответствующие мягкие: толкн-ут – толкн’-ёшь (толкн’-ёт, толкн’-ём, толкн’-ёте), мет-ут – мет’-ёшь, вед-ут – вед’-ёшь, нес-ут – нес’-ёшь, вез-ут – вез’-ёшь, греб-ут – греб’-ёшь, плыв-ут – плыв’-ёшь, жм-ут – жм’-ёшь, ор-ут – ор’-ёшь и т.д. Совершенно единичное исключение представляет лишь один глагол ткать , у которого задненёбная к заменяется в порядке чередования не на шипящую ч , как у других глаголов, а на мягкую к’ , ср.: тк-ут – тк’-ёшь, тк’-ёт и пр. Интересно отметить, что личные формы глагола ткать с к’ в основе представляют собой, если не считать немногих заимствованных слов, единственный в русском языке случай, где к’ выступает в фонетически независимом положении, т.е. как отдельная фонема, а не вариация задненёбной фонемы <к >.



У глаголов второго спряжения чередование конечных согласных основы происходит при образовании формы 1-го лица ед. числа. Здесь мягкие зубные меняются на шипящие: лет’-ат – леч-у, сид’-ат – сиж-у, прос’-ат – прош-у, воз’-ат – вож-у, груст’-ат – грущ-у, езд’-ат – езж-у ; а мягкие губные – на сочетания губных с мягким л’ : воп’-ат – вопл’-у, люб’-ат – любл’-у, граф’-ат – графл’-у, лов’-ат – ловл’-у, шум’-ат – шумл’-у и т.д.

Распределяются глаголы по спряжениям следующим образом: ко второму спряжению относятся глаголы, у которых основа наст. вр. непроизводная на мягкую согласную или шипящую, а основа прош. вр. производная с суффиксами -и- (бел-и-л – бел-ят, реш-и-л – реш-ат, люб-и-л – люб-ят и др.), -е- (гор-е-л – гор-ят, лет-е-л – лет-ят, сид-е-л – сид-ят и др.), -а- (крич-а-л – крич-ат, стоj-а-л – стоj-ат, сп-а-л – сп’-ят и др.). Следовательно, ко второму спряжению принадлежат, во-первых, глаголы IV продуктивного класса (бел-и-л – бел-ят) и, во-вторых, глаголы второй группы I непродуктивного класса (гор-е-л – гор-ят, крич-а-л – крич-ат) . Все остальные глаголы, за исключением нескольких, которые отличаются особенностями в образовании личных форм, относятся к первому спряжению.

Три глагола – хотеть, бежать и чтить – образуют одни личные формы по первому спряжению, а другие – по второму. Из них глагол хотеть имеет во множ. числе окончания второго спряжения, которые присоединяются к обычной для этого спряжения основе на мягкую согласную т’ : хот-им, хот-ите, хот-ят . Личные же формы ед. числа этого глагола образуются посредством окончаний первого спряжения, причем они присоединяются к основе, в которой согласная т’ заменяется на ч : хоч-у, хоч-ешь, хоч-ет . Два других глагола – бежать и чтить ,имея характерные для глаголов первого спряжения основы наст. вр. на задненёбную г (ср. бег-ут и берег-ут ) и твердое т (ср. чт-ут и мет-ут ), которые при образовании 2-го и 3-го лица ед. числа и 1-го и 2-го лица множ. числа заменяются на ж (ср. беж-ишь и береж-ешь ) и т’ (ср. чт’-ишь и мет’-ёшь ), из личных форм по первому спряжению образуют лишь 3-е лицо множ. числа: бег-ут, чт-ут , в остальных же формах у них окончания второго спряжения: беж-ишь, беж-ит, беж-им, беж-ите и чт-ить, чт-ит, чт-им, чт-ите .

Совершенно особняком по образованию личных форм стоят глаголы . Они отличаются от других глаголов прежде всего тем, что имеют особые личные окончания в ед. числе: 1-е лицо , 2-е лицо -шь , 3-е лицо -ст , причем эти окончания присоединяются к основе, отличной от основы личных форм множ. числа, т.е. к основе на гласную, а не согласную, как во множ. числе.

Основа множ. числа у этих глаголов оканчивается на согласную д : мягкую у глаголов есть, надоесть (ср. ед-ят, надоед-ят ) и твердую в чередовании с мягкой у глаголов дать, создать (ср. дад-ут – дад’-им, создад-ут – создад’им ). Первые имеют во всех личных формах множ. числа окончания второго спряжения, вторые в 1-м и 2-м лицах – окончания второго спряжения, а в 3-м лице – первого. Так же как есть, надоесть, дать, создать , образуют личные формы и производные от них глаголы с приставками.

Прошедшее время

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе изменяются, кроме того, по родам. Род и число в прошедшем времени обозначаются посредством окончаний. А именно, мужск. род характеризуется отсутствием окончания (нулевое окончание), женск. род имеет окончание -а, средн. род – -о , множ. число – окончание . Помимо окончаний, родовые формы ед. числа отличаются от формы множ. числа тем, что у первых суффикс прошедшего времени – твердое л , а у второй – л мягкое.

Глаголы, у которых форма прошедшего времени образуется от основы, оканчивающейся на согласные: б, п, г, к, х, з, с, р, в мужск. роде не имеют суффикса , ср.: погиб-ли – погиб, ослеп-ли – ослеп, берег-ли – берег, толк-ли – толок, высох-ли – высох, нес-ли – нес, вез-ли – вез, умер-ли – умер .

Род и число прошедшего времени являются синтаксическими формами, которые посредством согласования с существительным-подлежащим показывают, что процесс, выраженный глаголом, относится к предмету мужск., женск. или средн. рода или же к предмету во множ. числе, например: Сильней заухала артиллерия. Мы получили приказ двигаться в наступление. Вдруг пламя огня резко лизнуло ряды передних бойцов. Разорвался фугас.

В средн. роде прошедшее время, кроме того, употребляется, когда в роли подлежащего выступают слова, не различающие рода, например, числительные: Человек десять мужиков сидело около него. (И.Тургенев), или инфинитив. Лгать мне не пришлось . (И.Герцен), Мне и в голову не приходило смеяться . (И.Тургенев) Наконец, в средн. же роде употребляется прошедшее время в безличных предложениях: Зажгло грозою дерево, а было соловьиное на дереве гнездо . (Н.Некрасов), В открытое окно тянуло сыростью и прелью. (А.Фадеев) В этом случае средн. род прошедшего времени выступает как параллельная форма к 3-му лицу настоящего и будущего простого времени, когда они употребляются в безличном значении (см. выше. С. 35).

Форма множ. числа прошедшего времени может употребляться в неопределенно-личном значении, соответствующем такому же значению 3-го лица множ. числа настоящего и будущего времени: Его поймали на станции. Отвели в губчека. При допросе отвечал охотно и весело. – Как зовут? – Григорий Иванович Песков. (Л.Сейфуллина)

Прошедшее время не имеет личных форм. Поэтому лицо, к которому относится глагол, обозначается при прошедшем времени личными местоимениями, которые всегда ставятся при глаголе, если выраженный им процесс относится к 1-му и 2-му лицу обоих чисел, за исключением тех случаев, когда лицо ясно из контекста речи: Мы получили приказ двигаться в наступленье. Тихо ползли вперед .

Краткая форма глагола

В эмоциональном языке от некоторых глаголов (главным образом звукоподражательных или обозначающих движение) употребляется особая краткая форма со значением внезапного однократного действия: Хвать друга камнем в лоб . (И.Крылов), Тут рыцарь прыг в седло и бросил повода. (И.Крылов), Левей, левей и с воза – бух в канаву! (И.Крылов), Нагайка щелк – и как орел он кинулся . (М.Лермонтов), Я ее окрикнул, а она вдруг хлоп на диван . (А.Писемский) Краткая форма выражается непроизводной основой глагола и употребляется обычно в значении прошедшего времени изъявительного наклонения без указания на лицо, число и род. Она имеет переходное или непереходное значение в зависимости от того, от какого глагола она произведена, ср. от переходных глаголов: хватить, стукнуть, брякнуть (кого-нибудь или что-нибудь) – хвать, стук, бряк – и от непереходных глаголов: прыгнуть, бухнуть, бултыхнуть (куда-нибудь) – прыг, бух, бултых .

Условное наклонение

Условное наклонение обозначает, что процесс, выраженный глаголом, рассматривается не как реальный, а как предполагаемый: Он бы тебе помог, Я бы это лучше сделал, Он так бы не поступил . В зависимости от синтаксических условий и общего контекста речи это значение, основное для условного наклонения, может несколько видоизменяться. Так, в сложном предложении при ограничении процесса какими-либо условиями, выраженными в придаточном предложении, условное наклонение в главном предложении выражает процесс как возможный при известных условиях, т.е. оно становится условным в собственном смысле этого слова: Он так бы не сделал, если бы знал, Если бы я упал, то уже никогда бы не встал. (А.Пушкин) В определенном контексте условное наклонение может выражать процесс в качестве желаемого: Только бы он пришел, Мне бы хотелось с вами побеседовать, Вы бы нам что-нибудь рассказали, Сидел бы ты лучше дома и др., сближаясь в этом случае по значению с повелительным наклонением.

Условное наклонение образуется аналитически, путем соединения формы прошедшего времени спрягаемого глагола с частицей бы или б , выражающей значение предположения. Сама форма прошедшего времени при этом теряет свое временное значение, и условное наклонение выражает процесс, предполагаемое осуществление которого безотносительно к моменту речи. Формы рода и числа с их значениями, так же как и способы выражения отношения к лицу, у условного наклонения те же, что и у прошедшего времени.

Частица бы, б подвижная: она может стоять как после глагола, так и перед ним, наконец, может быть отделена от глагола другими словами: Я пришел бы, если бы не был занят, Что б ни случилось, во всем будешь ты виноват, Сколько бы его ни просили, он все равно не скажет . Наиболее обычное место частицы бы – после первого слова предложения.

Глагол. Общая характеристика глагола. Личная форма глагола.

Лекция 6.

Глагол - это часть речи, которая выражает грамматическое значение действия, т. е. признака динамического, протекающего во времени. Грамматическое значение действия принято понимать широко: это не только деятельность в собственном смысле этого слова, но и состояние и просто указание на то, что данный предмет существует, что он относится к определённому классу предметов (лиц): A chair is a piece of furniture. He wrote a letter. He will soon recover. Важно то, что глагол передает признак не статически, не как приписываемое предмету (лицу) свойство, а как признак, обязательно протекающий в каком-то временном (хотя бы и неограниченном) отрезке. Этот признак - не отвлеченное название действия; так называемые личные (Finite) формы глагола всœегда передают действие как исходящее от некоего субъекта͵ в связи с этим синтаксическая функция личных форм глагола однозначна: они всœегда являются сказуемым предложения.

Словоизменительная система глагола богаче и разнообразнее, чем у других частей речи; она включает не только обычный для флективных языков синтетический способ, т. е. присоединœение формантов к основе, но и аналитические формы.

Морфологическая классификация глаголов. Все английские глаголы подразделяются на две неравные группы на основании определённых морфологических свойств, а именно: по способу образования форм прошедшего времени и причастия второго. Наиболее многочисленная группа - стандартные глаголы, вторую группу образуют глаголы нестандартные, распадающиеся на множество подгрупп.

Функциональная классификация глаголов. Под функциональной классификацией здесь принято понимать классификация глаголов по их способности выступать в том или ином типе сказуемого. Эта способность непосредственно вытекает из степени лексической полнозначности глагола. Глаголы знаменательные -это глаголы лексически полноценные, самостоятельно выражающие то или иное действие или состояние. Глаголы служебные-это глаголы, функция которых в составе сказуемых является чисто грамматической.

Служебные глаголы подразделяются на вспомогательные и связочные. Вспомогательные глаголы участвуют в аналитической форме глагола как чисто грамматический компонент. Вторым подклассом служебных глаголов являются глаголы связки. Их грамматическая функция состоит в указании на связь предмета (явления) с каким-либо его признаком. Глаголы to be, to keep обозначают сохранение признака глаголы to become, to get, to turn - его изменение.

Грамматические категории глагола. Английский глагол имеет очень развитую систему видовременных форм, противопоставление действительного и страдательного залога, противопоставление изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений. Это основные глагольные категории, охватывающие всю систему глагола в целом. Вместе с тем, существуют остаточные формы лица и числа, которые не представляют из себясистемного ряда.

Все указанные категории действуют в пределах личных форм. Но существуют, кроме того, неличные формы, -причастие, герундий, инфинитив, имеющие особые функции и передающие иные отношения, чем личные формы.

Глагол. Общая характеристика глагола. Личная форма глагола. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Глагол. Общая характеристика глагола. Личная форма глагола." 2017, 2018.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

ПОСОБИЕ ПО ГРАММАТИКЕ ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ

«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Для студентов I и II курса геодезического факультета, факультета картографии и геоинформационных систем и факультета прикладной космонавтики и аэрофотосъемки

(I -IV семестр)

Москва 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие представляет собой курс лекций по теме «Глагол и его формы» грамматики английского языка и предназначено для студентов I и II курса геодезического факультета, факультета картографии и геоинформационных систем и факультета прикладной космонавтики и фотограмметрии. Целью пособия является последовательное объяснение основ глагольной грамматики с учетом явлений, представляющих для студентов наибольшие трудности.

В отличие от традиционного подхода к объяснению грамматики, состоящего в описании явления и демонстрации его использования, данное пособие структурировано иначе:

1. сначала описываются формы глаголов и даются их определения, отличительные признаки и возможности – исходный материал для построения сказуемого и других глагольных образований;

2. затем описываются свойства сказуемого и глагольных образований, обеспечивающие возможности языка передавать смыслы;

3. наконец, объясняются правила, по которым формы глагола строят сказуемое и глагольные образования для выражения упомянутых свойств, а также описывается

логика этих правил для интуитивно-продуктивного использования этих правил и расширения языковых возможностей.

Таким образом, вместо подхода «Как выглядит и где используется?» предлагается подход«Что, для чего и как используется?» . Это позволяет изменить взгляд на грамматические правила: не традиционная сумма ограничений на высказывания, а набор инструментов для расширения возможностей передачи мысли.

Традиционный способ представления языкового материала в виде таблиц не может быть эффективным в силу того, что, в соответствии с принципом «куда положишь, оттуда и возьмешь», он скорее препятствует, чем помогает овладению грамматикой.

Предлагаемый в данном пособии подход, наоборот, ориентирован в соответствии с этим принципом.

Приходится отметить, что в пособие включены таблицы, одна из которых, таблица «Глагольные группы», является базовой и упрощает понимание принципов взаимодействия глагольных форм между собой.

Таблица парадигмы спряжения глаголов, данная в самом начале пособия, также является ключевой, однако ее цель состоит лишь в том, чтобы продемонстрировать студентам, что

в дальнейшем от нее можно отказаться в силу ее простоты.

Думается, что задачу повышения эффективности усвоения языкового материала могут выполнять сложные предложения упражнений, взятые из оригинальных текстов, представленных в хрестоматии, которая сопровождает данное грамматическое пособие. Преподавателям рекомендуется уделить внимание явлениям, представленным в таблицах, используя для этой цели тексты из хрестоматии.

В данном пособии используется преимущественно оригинальный, практически неадаптированный языковой материал. Предложения могут показаться сложными, местами перегруженными явлениями, не относящимися к изучаемой грамматической теме.

Следует, однако, заметить, что в примерах само явление выделяется подчеркиванием, а сложный контекст показывает возможную среду, в которой данное явление может оказаться. Учение – не вопрос однократного выучивания, поэтому ранняя пассивная встреча с незнакомым, пусть непонятным явлением может способствовать более легкому усвоению этого материала в будущем. Кроме того, предположение и языковая догадка тоже способствуют успешному овладению иностранным языком. Преподаватель вполне может (и, в общем, должен) понизить степень требовательности к тому, чего студент пока не знает, не понимает и не умеет. Сказанное, учитывая то, что

языковой материал пособия имеет отношение к будущей специализации студентов;

к пособию приложен словарь и таблица неправильных глаголов;

пособие сопровождается хрестоматией;

наконец, избыточный материал (грамматический в том числе) предпочтительнее узко-тематического (мало учить – бесполезно и вредно),

позволяет предположить целесообразность такого подхода к подбору языкового материала.

Язык – это среда, каждая речевая манифестация которой не есть конечная цель, но вектор, направление для понимания, предлагаемое собеседнику. Следовательно, если цель предложения, высказывания или текста не определена, если вектор понимания не установлен, понимание текста невозможно. Качество же перевода зависит от того, насколько чуток студент к малейшим метаморфозам текста, меняющим направление вектора понимания.

Попыткой представить язык посредством такой системы координат и является данное пособие.

Личная форма глагола

Как и в русском языке, большинство предложений в английском языке строятся вокруг согласования сказуемого с подлежащим, при этом подлежащее называет тему высказыватия, а сказуемое – его цель. Такое базовое согласование по общим категориям (лицо и число) называется спряжением. В отличие от русской системы спряжения, в которой оно может затрагивать в сказуемом сразу несколько глагольных форм, английская система спряжения проще и последовательней: спрягается только первый глагол сказуемого , например, «Они бы ли должн ы приехать к воскресенью» (III л., мн. ч.,

прош. вр.) – “They should have come by Sunday” (3rd person, plural, Past tense). Этот первый глагол сказуемого называетсяличной формой глагола . Несмотря на простоту системы спряжения в английском языке, неправильное спряжение является наиболее типичной ошибкой студентов.

Следует заметить, что, помимо согласования в лице и числе, личная форма глагола определяется категорией времени. Более того, именно лфг и только она выражает формальное время предложения, а поскольку категория времени в английском языке подразумевает лишь две формы (Present и Past), то формально предложение может быть только в двух временах – Present и Past. На первый взгляд, такое положение дел может показаться странным: куда девалось будущее время, Future tense? Но ведь мы говорим о формальном (!) времени, о формах, которым дано общее название времени. При таком подходе в русском языке тоже два времени. Для убедительности обратимся к примеру в родном языке – проспрягаем глагол «делать»:

Не возникает ли подозрение, что форма, отнесенная нами к будущему времени совершенного вида, представляет собой на самом деле форму настоящего времени и лишь по смыслу передает будущее? А ведь несовершенный вид будущего времени еще откровеннее выдает свою формальную принадлежность настоящему времени: буд у – мог у , виж у , сиж у , пиш у . На первый взгляд, такой формализованный подход может показаться бесперспективным. Для грамматики английского языка, как мы увидим, это не так. Пока же достаточно сделать предварительный вывод: название формы не всегда содержит смысл этой формы; в любом случае, сама форма важнее, а смысл, будучи условным, – вторичен. Правильная интерпретация именно формы исчерпывающе обеспечивает качественный перевод иноязычного текста. Таким образом:

Лицо, число, время (Person, Number, Tense)

Личная форма глагола имеет I, II, или III лицо; единственное или множественное число, настоящее или прошедшее время. Эти три категории сказуемого выражаются только

(только!) личной формой глагола (лфг), то есть, первым глаголом сказуемого .Говорят,

что лфг спрягается , то есть, согласуется в лице и числе с подлежащим, и определяет формальное время предложения, например:

Настоящее время (Present)

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Starts

Прошедшее время (Past)

I и III лица

Started

В настоящем времени по модели глагола “start” спрягаются все английские глаголы, кроме модальных глаголов, у которых в настоящем времени все формы совпадают. Таким образом, важно запомнить

окончание “ -s ” в третьем лице единственного числа настоящего времени и

окончание “ -ed ” для правильных глаголов в прошедшем времени (список неправильных глаголов дан в конце пособия).

У английских глаголов есть три основные формы .

· Первая основная форма глагола – инфинитив (Infinitive ). Инфинитив –

это неличная форма глагола, которая только называет действие. Он не имеет ни лица, ни числа и соответствует неопределенной форме глагола в русском языке. В словаре глагол обычно дается в форме инфинитива. Формальным признаком инфинитива является частица “to ”, которая не имеет самостоятельного значения и не принимает ударения:

to ask – спрашивать, to write – писать.

· Вторая основная форма глагола – прошедшее неопределенное время

(Past Indefinite или Past Simple )

· Третья основная форма глагола – причастие прошедшего времени

(Past Participle или Participle II )

· Раличают также четвертую форму глагола - причастие настоящего

времени (Present Participle или Participle I ), которое образуется путем прибавления окончания “- ing ” к основе глагола.

По способу образования форм прошедшего неопределенного времени и причастия II все глаголы делятся на стандартные (правильные) и нестандартные (неправильные) . Большая часть глаголов принадлежит к стандартным глаголам, которые образуют форму прошедшего времени и причастия II одинаково, путем добавления суффикса “- ed” к основе глагола

(to use – used – used ).

Нестандартные глаголы образуют форму прошедшего неопределенного времени и причастия II особыми способами. Количество неправильных глаголов невелико, их рекомендуется за­учивать наизусть в трех основных формах по таблицам, прилагаемым к словарям и учебникам.

По характеру своей полнозначности глаголы можно подразделить на полнозначные, полувспомогательные и вспомогательные .

· Полнозначных (или смысловых) глаголов большинство. Они имеют

лексическое значение, могут быть простым сказуемым предложения и переводятся на русский язык. Среди них следует упомянуть глаголы to be, to have, to do со значениями: to be – быть, to have – иметь, to do – делать.

· К полувспомогательным глаголам относятся: a) связочные глаголы to

be, to become, б) модальные глаголы can, may, must , etc., в) фазисные глаголы to begin, to start, to stop, etc. Все они не имеют самостоятельного значения. Глаголы-связки употребляются только в составе составного именного сказуемого, а модальные и фазисные глаголы образуют составное глагольное сказуемое.

· Вспомогательных глаголов всего пять: to be, to have, to do, shall

(should), will (would). С их помощью образуются различные сложные формы глагола. Вспомогательные глаголы не имеют самостоятельного значения, на русский язык не переводятся, а являются лишь по­казателями времени, лица, числа, залога, образуют вопрос и отрицание.

В английском языке имеются три наклонения :

· изъявительное (The Indicative Mood), показывающее, что говорящий

рассмат­ривает данное действие как реальный факт;

· сослагательное (The Subjunctive Mood), показывающее, что говорящий

рассмат­ривает действие как предполагаемое или желаемое, а не как реальный факт;

· повелительное (The Imperative Mood), выражающее приказание, просьбу

или поже­лание.

Английские глаголы имеют два залога :

· действительный залог (The Active Voice) показывает, что подлежащее

является ли­цом или предметом, совершающим действие;

· страдательный залог (The Passive Voice) показывает, что подлежащее не

является действующим лицом, а является лицом или предметом, подвергающимся действию со стороны другого лица или предмета.

Различают четыре группы временных форм глагола :

· Indefinite (Simple) Tenses (неопределенные или простые времена),

· Continuous (Progressive) Tenses (длительные или продолженные),

· Perfect Tenses (перфектные или совершенные времена),

· Perfect Continuous Tenses (перфектно-длительные времена).

Каждая из этих групп содержит по четыре временных формы :

· настоящее время (Present Tense ),

· прошед­шее время (Past Tense ),

· будущее время (Future Tense ),

· будущее в прошедшем (Future-in-the-Past ), которое выражает будущее действие от­носительно прошедшего времени.


8.2. Неопределенные / простые времена в активном залоге

(Indefinite / Simple Tenses Active Voice)

Неопределенные времена употребляются для выра­жения действия, которое происходит в настоящем, прошлом или будущем времени, но не указывают на его характер, продолжительность, завершенность или предшествование иному действию или определенному моменту в прошлом или будущем. Глаголы в неопределенном времени могут перево­диться на русский язык глаголами в соответствующем времени совершенного или несовер­шенного вида.

PS См. таблицу «Simple Tense» стр. 71, 73.