Что такое технический прогресс определение. Введение

Введение……………………………………………………………….……3

1. Научно-технический прогресс - основа развития и интенсификации

производства………………………………………………………………..4

2. Основные направления научно-технического прогресса……….…….6

3. Эффективность научно-технического прогресса……………….……14

4. НТП промышленно-развитых стран на современном этапе………...19

Заключение………………………………………………………………..27

Список использованной литературы…………………………………….28

Введение

Научно-технический прогресс представляет собой взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, которое проявляется в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровне техники и технологии, а так же на применение новых приборов и оборудования. Он воздействует на преобразование и развитие средств труда и на взаимоотношение людей в процессе производства.

Научно-технический прогресс является мощным средством быстрого роста экономики, решения многих социальных задач. Темпы внедрения его достижений и эффективность производства во многом зависят от выработки и последовательной реализации научно обоснованной общегосударственной политики в этой сфере деятельности.

Применение научных открытий в использовании природных богатств, развитии и формировании производительных сил общества поистине неограниченно. При определенных условиях с помощью науки на службу производству могут быть поставлены огромные силы природы, а сам процесс производства может быть представлен как технологическое применение науки.

Конкретным выражением научно-технического прогресса служит непрерывное совершенствование машин, орудий труда и других средств производства, а также внедрение прогрессивной технологии и организации производства. Особенно важная роль в развитии научно-технического прогресса отводится механическим средствам труда. Последние являются одним из главных элементов производительных сил общества и в большей мере содействуют развитию научно-технического прогресса и росту производства продукции. Они способствуют экономии общественных затрат труда, рациональному и эффективному использованию трудовых ресурсов.

1.Научно-технический прогресс - основа развития и

интенсификации производства

Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования труда, форм и методов организации производства и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды, а в конечном счете - повышение благосостояния народа. Научно-технический прогресс имеет большое значение и для укрепления обороноспособности страны.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах - эволюционный и революционный.

Эволюционная форма НТП характеризуется постепенным, непрерывным усовершенствованием традиционных технических средств и технологий, накоплением этих усовершенствований. Такой процесс может длиться достаточно долго и обеспечивать, особенно на начальных этапах, существенные экономический результаты.

На определенном этапе происходит накопление технических усовершенствований. С одной стороны, они уже недостаточно эффективны, с другой, - создают необходимую базу для коренных, принципиальных преобразований производительных сил, что обеспечивает достижение качественно нового общественного труда, более высокой производительности. Возникает революционная ситуация. Такая форма развития научно-технического прогресса называется революцией . Под влиянием научно-технической революции происходят качественные изменения в материально-технической базе производства.

Современная научно-техническая революция базируется на достижениях науки и техники. Она характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, разработкой и применением принципиально новых технологических процессов, прогрессивных материалов с заранее заданными свойствами. Все это в свою очередь способствует быстрому развитию отраслей, определяющих техническое перевооружение народного хозяйства. Таким образом, проявляется обратное влияние научно-технического прогресса. В этом взаимосвязь и взаимозависимость научно-технического прогресса и научно-технической революции.

Научно-технический прогресс (в любой его форме) играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включая фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленности, растет производительность труда, повышается эффективность производства. Исследования показывают, что в течение ряда лет снижение затрат на производство промышленной продукции в среднем на 2/3 обеспечивалось за счет мероприятий научно-технического прогресса.

В условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям ситуация несколько изменилась. Однако такое положение носит временный характер. Тенденция влияния научно-технического прогресса на уровень производственных затрат, существующая в западных странах с рыночной экономикой, по мере продвижения нашей страны к цивилизованному рынку будет осуществляться и у нас.

Наука и научно-технический прогресс

Вопросы

1. Взаимоотношение науки и техники.

2. Научно-техническая революция: технологические и социальные последствия.

3. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса.

Лекция

1. В настоящее время развитие науки является главным условием развития техники. Можно выделить три основных точки зрения на проблему взаимоотношения науки и техники в обществе.

Первая – указывает на определяющую роль науки, а технику трактует именно как прикладную науку. Это такая модель взаимоотношения науки и техники, когда наука рассматривается как производство знания, а техника – как его практическое применение, воплощение.

Другая модель акцентирует взаимовлияние науки и техники как самостоятельных явлений, взаимодействующих на определенных этапах своего развития. Утверждается, что познанием движет стремление к истине, тогда как техника развивается для решения практических проблем. Техника использует научные результаты для своих целей, а наука использует технические средства/устройства для решения своих проблем.

Третья модель указывает на ведущую роль техники: наука раз­вивалась под влиянием потребностей техники. Создание техники определялось нуждами производства, а наука возникает и разви­вается как попытка понять, постичь процесс функционирования техни­ческих устройств. Так, мельница, часы, насос, паро­вой двигатель и т.д. создавались мастерами – практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее и представляют собой теорети­ческое осмысление действия технических устройств. Например, сначала был изобретен паровой двигатель, потом возникает тер­модинамика.

Чтобы разобраться в этой непростой проблеме взаимоотношения науки и тех­ники, надо рассмотреть ее исторически.

Термин «техника» имеет два основных значения: 1) то, что вне человека – технические средства, орудия труда и т.д.; 2) то, что внутри человека, т.е. его навыки и умения. И то, и другое – необходимые условия процесса трудовой деятельности, без которых труд, его продуктивность невозмо­жны. На разных этапах развития общества их удельный вес различен.

В докапиталистическом (традиционном, аграрном) обществе преобладали простые орудия труда, поэтому конечный результат всецело зависел от опыта, навыков и умений мастера, а также от множе­ства других неизвестных и неподконтрольных человеку причин. Человек еще в древности научился выплавлять металл, не имея адекватного представления о том, что при этом происходит, какие физические и химические процессы определяют получение конеч­ного результата. Знание передавалось в форме рецепта, имело рецептурный характер: взять то-то..., сделать то-то. Это неизменное традиционное знание доставалось от предков, кото­рые, в свою очередь, получили его «свыше». Оно было священно, было священнодействием.

Производственная деятельность человека в общественно-историческом процессе заменяется действием механи­ческого устройства, механическое устройство инициирует науку ме­ханику – первую из естественных наук.

Современная наука возникает во многом как стремление понять действие технических устройств. Она исследует те природные законы, на основе которых функционирует техника. Позднее в науке происходит разделение на науки технические, исследующие проблемы техни­ки, и естественные науки о природе, исследующие природные процессы.

Современную технику создавали не только ученые, но и практики-изобретатели. Часов­щик Уатт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт – пря­дильную машину, рабочий-ювелир Фултон – пароход. Первые па­ровые машины были построены мануфактурными и ремесленными способами, хотя и в соответствии с научным знанием и требованиями научного подхода.

Начиная с конца XIX века целые отрасли про­мышленности: электротехническая, химическая, различные виды машиностроения и т.д. создаются на основе открытий науки. История изучения электричества и магнетизма представила пер­вый пример, когда на основе комплекса научных работ была со­здана промышленность крупного масштаба, и научное исследование превратилось в системную инженерную практику.

Особенно показательно это проявилось в деятельности американского изобретателя Т.Эдисона. Он организовал в 1876 г. пер­вую в США научно-исследовательскую лабораторию, перед которой была поставлена задача создания необхо­димых для практики научных разработок. В лаборатории этой, дававшей ежегодно де­сятки различных изобретений, теоретические исследования дово­дились до стадии промышленной разработки и эксплуатации. Вслед за Эдисоном крупнейшие промышленные компании США стали создавать свои научно-исследовательские лаборатории.

В настоящее время создание новых видов технических устройств не может не опираться на научные исследования и разработки. В современной науке есть отрасли, непосредственно связанные с разработкой новой техники и отрас­ли, ориентированные на фундаментальные исследования. Эта единая сфера деятельности обозначается в статистичес­ких справочниках как «Научные исследования и опытно-конст­рукторские разработки» (НИОКР).

Следует подчеркнуть, что в современных условиях технические новшества базируют­ся на развитии научно-теоретических знаний, и развитие современной техники зави­сит от развития науки в первую очередь. Техника, в свою очередь, ставит перед наукой новые задачи, и может рассматриваться в контексте общественной практики, на которую ориентировано познание.

Уровень развития современного техногенного общества определяется развитием нау­ки и техники как показателем ро­ста производительных сил, их исторической зрелости. Нынешний этап научно-технического прогресса – научно-техническую революцию с функционально-производственной точ­ки зрения можно охарактеризовать так: на­ука превращается в ведущую сферу общественного производства; происходит качественное преобразование всех элементов производительных сил – производителя, орудия, предмета труда; осуществляется интенсификация производ­ства в плане использования новых, более эффективных видов сырья и его обработки, снижение трудоемкости за счет автоматизации и компьютеризации, повышения социальной роли информации через развитие средств массовой коммуникации и др.

Можно сделать вывод о том, что взаимоотно­шения науки и техники изменялись. В докапиталистическом (традиционном) обществе преобладали ручные орудия тру­да. Ученые не обращались к решению практических проблем. В период становления и развития капитализма производство начинает развиваться на научно-технической основе. Создаются машины и механизмы, заменяющие труд рабочего. Современ­ная наука возникает из стремления понять работу механических устройств. В дальнейшем происходит обособление технических наук и наук о природе, но сохраняется их тесная взаимосвязь и взаимовлияние. Современная наука и техника также находятся в процессе постоянного плодотворного взаимодействия. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия, в свою очередь, становятся основой создания новых видов техники.



2. Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используе­мое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX века. Нача­ло НТР как интенсификации научно-технического прогресса относится к середине 40-х гг. XX века. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производитель­ную силу общества. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение тру­да, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психоло­гию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция – длительный процесс, кото­рый имеет две главные предпосылки – научно-техническую и со­циальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце XIX – начале XX вв., в результате кото­рых произошел коренной переворот во взглядах на материю, и сло­жилась новая картина мира. Были открыты электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, создана теория относитель­ности и квантовая теория. Совершился прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революционный сдвиг произошел и в технике, в первую оче­редь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио. Родилась авиация. В 40-х гг. XX века наука решила про­блему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атом­ной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибер­нетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта взаимодействие науки и промышленности. Это послу­жило школой для осуществления общенациональных научно-тех­нических исследовательских программ.

Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследова­тельских учреждений. В начале 90-х гг. XX века общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек. Для сравнения, к началу 90-х гг. СССР занимал второе место в мире после США по научно-техническому потенциалу. Общее число научных ра­ботников на начало 1991 г. составляло примерно 2 млн. человек.

Во второй половине 50-х гг. XX века под влиянием успехов СССР в изу­чении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударствен­ных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились связи между научными и техничес­кими разработками, ускорилось использование научных достиже­ний в производстве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной пе­редачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Развитие информатики, вычислительной техники, микропроцессоров и робототехники создало условия для перехода к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ – принципиально новый вид техники, изменяющий положение че­ловека в процессе производства.

На современном этапе своего развития научно-техническая революция характеризуется следующими основными чертами.

1) Произошло превращение науки в производительную силу общества в результате слияния воедино революционных изменений в на­уке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до ее про­изводственного воплощения.

2) Возник новый этап общественного разделения труда, свя­занный с превращением науки в ведущую сферу развития современного обще­ства.

3) Качественным преобразованиям подверглись все элементы производительных сил – предмет труда, орудия производства и сам работник. Возросла интенсификация всего процесса произ­водства благодаря научной его организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, сни­жению материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости про­дукции. Приобретаемое обществом новое знание позволяет сокра­тить затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, многократ­но окупая расходы на научные исследования и технические раз­работки.

4) Изменились характер и содержание труда, в нем повыси­лась роль творческих элементов; производ­ство трансформировалось из простого процесса труда в научный, точнее – наукоемкий процесс.

5) На этой основе возникли материально-технические предпо­сылки сокращения ручного труда и замены его механизирован­ным. В дальнейшем развернулась автоматизация производства на основе применения электронно-вычислительной техники.

6) Осуществляется создание новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.

7) Гигантское развитие средств массовой коммуникации сопровождается огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности.

8) Происходит рост уровня общего и специального образова­ния и культуры населения.

9) Возрастает взаимодействие наук, комплексные исследова­ния сложных проблем, повышается также роль социальных наук.

10) Имеет место резкое ускорение всех общественных процес­сов, дальнейшая интернационализация всей человеческой деятель­ности в масштабе планеты, возникновение так называемых гло­бальных проблем.

Наряду с основными чертами НТР, можно выделить опреде­ленные этапы ее развития и главные научно-технические и тех­нологические направления, характерные для этих этапов.

Достижения в области атомной физики (осуществление цеп­ной ядерной реакции, открывшей путь к созданию атомного ору­жия), успехи молекулярной биологии (выразившиеся в раскры­тии генетической роли нуклеиновых кислот, расшифровке моле­кулы ДНК и последующего ее биосинтеза), а также появление кибернетики (установившей определенную аналогию между жи­выми организмами и некоторыми техническими устройствами, являющимися преобразователями информации) дали старт науч­но-технической революции и определили главные естественно­научные направления ее первого этапа. Этот этап, начавшийся в 40 – 50-х гг. XX века, продолжался почти до конца 70-х годов. Основными техническими направлениями первого этапа НТР явились атомная энергетика, электронно-вычислительная техни­ка (ставшая технической базой кибернетики) и ракетно-космическая техника.

С конца 70-х гг. XX века начался второй этап НТР, продолжающийся до сих пор. Важнейшей характеристикой дан­ного этапа НТР стали новейшие технологии, которых не было в середине XX века, в силу чего второй этап НТР получил наименование «научно-технологической революции». К таким новейшим технологиям относятся гибкие автоматизированные производства, лазерная технология, биотехнологии и др. Вместе с тем новый этап НТР не только не отбросил многие традиционные технологии, но позволил их модернизировать и существенно повысить их эффективность.

Суть второго этапа НТР, определяемого как «научно-техноло­гическая революция», заключается в объективно закономерном переходе от различного рода внешних, по преимуществу механи­ческих, воздействий на предметы труда к высокотехнологичным (субмикронным) воздействиям на уровне микроструктуры не­живой и живой материи. Не случайна та роль, кото­рую приобрели на этом этапе НТР генная инженерия и нанотехнология.

За последние десятилетия существенно расширился диапазон исследований в области генной инженерии: от получения новых микроорганизмов с заранее заданными свойствами и до клониро­вания высших животных (а также и самого человека). Конец XX века ознаменовался успехами в расшифровке генетической основы человека. Так, в 1990 г. стартовал международ­ный проект «геном человека», ставящий целью получение полно­го генетической карты Homo sapiens.

Сферой нанотехнологии – одного из направ­лений в области новейших технологий – стали процессы и явле­ния, происходящие в микромире, измеряемом нанометрами, т.е. миллиардными долями метра (один нанометр составляют пример­но 10 атомов, расположенных вплотную один за другим).

В дальнейшем исследования в области физики полупроводни­ковых наногетероструктур заложили основы новых информаци­онных и коммуникационных технологий. Достигнутые успехи в этих исследованиях, имели огромное значение для развития оптоэлектроники и электроники высоких скоростей.

Бурные темпы роста в 80 – 90-х гг. XX века информацион­но-технологической индустрии явились следствием универсального характера использования информационных технологий, их широ­кого распространения практически во всех отраслях экономики. В ходе экономического развития эффективность материального производства стала во все большей степени определяться масшта­бами использования и качественным уровнем развития духовной сферы производства. Это означает, что в систему производства вовлекается новый ресурс – информация (научная, технологическая, экономичес­кая, организационно-управленческая), которая, интегрируясь с производственным процессом, во многом ему пред­шествует, определяет его соответствие меняющимся условиям жизни, завершает превращение производственных процессов в процессы научно-производственные.

Второй этап НТР оказался в значительной степени связанным с таким технологическим прорывом, как появление и быстрое распространение микропроцессоров на больших интегральных схемах (так называемая «микропроцессорная революция»). Это во многом обусловило формирование мощного информационно-индустриального комплекса, включающего электронно-вычисли­тельное машиностроение, микроэлектронную промышленность, производство электронных средств связи и разнообразного кон­торского и бытового оборудования. Указанный крупный комплекс отраслей промышленности и сферы услуг ориентирован на инфор­мационное обслуживание как общественного производства, так и личного потребления.

Решительное вторжение микроэлектроники меняет состав ос­новных фондов в нематериальном производстве, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, торговле, здравоохранении. Но этим не исчерпывается влияние микроэлектроники на сферу нематери­ального производства. Создаются новые отрасли, масштабы кото­рых сопоставимы с отраслями материального производства. На­пример, в США реализация средств математического обеспечения и услуг, связанных с обслуживанием компьютеров, уже в 80-х годах XX века превысила в денежном исчислении объемы произ­водства таких крупных отраслей американской экономики, как авиа -, судо - или станкостроение.

На повестке дня современной науки – создание квантового компьютера (КК). Здесь существует несколько интенсивно разра­батываемых в настоящее время направлений: твердотельный КК на полупроводниковых структурах, жидкие компьютеры, КК на «квантовых нитях», на высокотемпературных полупроводниках и т.д. Фактически все разделы современной физики представлены в попытках решения этой задачи.

Пока можно говорить лишь о достижении некоторых предва­рительных результатов. Квантовые компьютеры еще только про­ектируются. Но когда они покинут пределы лабораторий, мир во многом станет иным. Ожидаемый технологический прорыв должен превзойти достижения так называемой «полупроводниковой революции», в резуль­тате которой вакуумные электронные лампы уступили место крем­ниевым кристаллам.

Таким образом, возникшая на основе научно-технического прогресса как развернувшегося первоначально в Европе Нового времени непрерывного процесса открытия новых знаний и технико-технологического применения их в системе общественного производства, научно-техническая революция середины XX века повлекла радикальную пе­рестройку всего технического базиса, технологического способа общественного производства. Вместе с тем она вызвала серьезные изменения со­циальной структуры общества, оказала влияние на сферы образо­вания, быта, досуга, массовой культуры и т.д.

В 70-е гг. XX века в странах Запада началось абсолютное сокраще­ние занятости в материальном производстве, и в первую очередь – в материалоемких отраслях массового производства. При этом объем производимых и потребляемых обществом материальных благ в условиях экспансии сервисной экономики не снижается, а растет. Производ­ственная база современного хозяйства остается, и будет оставаться той основой, на которой происходит развитие новых экономичес­ких и социальных процессов, и ее значение преуменьшаться не должно. Рост объема материальных благ во все большей мере обеспечива­ется повышением производительности занятых в их создании ра­ботников.

Таким образом, современное общество не характеризуется оче­видным падением доли материального производства. При этом все большую долю общественного богатства составляют знания, ин­формация, которые становятся основным ресурсом нынешнего производства в любой его форме.

Становление современного общества как системы, основанной на производстве и потреблении информации и знаний, началось в 50-е гг. XX века. Знания (научные знания) как непосредственная производительная сила становятся важнейшим фактором совре­менной (наукоемкой) экономики, а создающий их сектор оказывается наиболее важным ресурсом производства. Происходит пе­реход от расширения использования материальных ресурсов к сокращению потребности в них. При этом происходит быстрое удешевление наиболее наукоем­ких продуктов, способствующее их широкому распространению во всех сферах хозяйства. В резуль­тате возникает экономика «нелимитированных ресурсов», безгра­ничность которых обусловлена не масштабом добычи, а сокраще­нием потребности в них.

По мере развития информационного сектора экономики стано­вится все более очевидным, что знания являются важнейшим стра­тегическим активом любого производства, предприятия, источником творчества и нововведений, основой современных ценностей и социального прогресса – т.е. поистине неограниченным ресурсом.

Таким образом, развитие современного общества эпохи НТР приводит не столько к замене производства материальных благ производством услуг, сколько к вытеснению материальных компонентов готово­го продукта информационными составляющими. Следствием это­го становится снижение роли сырьевых ресурсов и труда как базо­вых производственных факторов, что является предпосылкой от­хода от массового создания воспроизводимых благ как основы об­щественного благосостояния.

Научно-техническое развитие приводит к глобальной трансформации общества. Общество вступает в новую фазу своего развития, которую ученые, социологи квалифицируют как «информационное общество».

И конечно, с социальной/культурной точки зрения современное научно-техническое развитие рождает потребность в высоком общеобразова­тельном уровне, в высоком уровне специального образования, в необходимости координации научных усилий на междуна­родном уровне.

3. Беспрецедентный по своим темпам и размаху научно-техни­ческий прогресс/НТР является одной из наиболее очевидных реальнос­тей нашего времени. Наука колоссально повышает производитель­ность общественного производства. Она добилась ни с чем не сравнимых результатов в овладении силами природы. Именно на науку опирается сложный механизм современного развития. Страна, которая не в состоянии обеспе­чить достаточно высокие темпы научно-технического прогресса и использования его результатов в самых разных сферах обществен­ной жизни, обрекает себя на состояние отсталости и зависимое, подчиненное положение в мире.

Еще в недавнем прошлом было принято некритически восхва­лять научно-технический прогресс как чуть ли не единственную опору всеобщего прогресса человечества. Такова точка зрения сциен­тизма, то есть представления о науке, особенно о естествознании, как о высшей, даже абсолютной социальной ценности. Вместе с тем быстрые темпы развития науки и техники порождают немало новых проблем и альтернатив.

Сегодня многие игнорируют гуманистическую направленность развития науки. Распространилось убеждение, что цели науки и общества в наше время обнаруживают проти­воречие, что этические нормы современной науки едва ли не про­тивоположны общечеловеческим социально-этическим и гумани­стическим нормам, ценностям и принципам, а научный поиск давно вышел из-под морального контроля и известный сократовский постулат «знание и добродетель неразрывны» уже списан в исторический архив.

Противники сциентизма апеллируют к опыту современности. Они указывают на то, что сложно говорить о со­циально-нравственной роли науки, поскольку ее достижения исполь­зуются для создания чудовищных средств массового уничтоже­ния, в то время как ежегодно множество людей умирает от голо­да. Трудно говорить о нравственности ученого, так как, чем глуб­же он проникает в тайны природы, чем честнее относится к своей деятельности, тем большую угрозу для человечества таят в себе ее результаты. Трудно говорить о благе науки для человече­ства, поскольку ее достижения нередко используются для создания та­ких средств и технологий, которые ведут к отчуждению, подавле­нию, оглуплению человеческой личности, разрушению природной среды обитания человека. Такова позиция антисциентизма.

Научно-технический прогресс/революция не только обостряет многие из существующих противоречий современного общественного разви­тия, но и порождает новые. Более того, его негативные проявле­ния могут привести к катастрофическим последствиям для судеб всего человечества. Сегодня уже не только произведения писате­лей-фантастов, авторов антиутопий, но и многие реальные собы­тия предупреждают о том, какое ужасное будущее ждет лю­дей в обществе, для которого бурное научно-техническое развитие выступает как самоцель, лишается «человеческого измерения».

За после­дние десятилетия результаты научно-технического развития и их воздей­ствие на человеческую жизнь стали расширяться и расти с такой скоростью, что оставили далеко позади любые другие формы и виды культурного развития. Человек уже не в состоянии контролировать эти процессы, и даже просто осознать их последствия. Даже в том случае, если удастся найти пути поставить научно-техническое развитие под надежный контроль, все равно оно будет производить в нем масштабные изменения. Современная техника, созданная на научной основе человеком, превратилась в главный фактор происходящих изменений на нашей планете.

Человеческое развитие вступило в но­вую эру. В начале XX века темпы развития стали резко воз­растать. Особенно захватывающие открытия сделаны человеком в области исследования космоса. Наши современники, не пользуясь ничем, кроме собственного разума, смогли сформу­лировать общую теорию относительности и теорию расширяющейся Вселенной. На другом конце спектра познания мы проникли в тайны бесконечно малых объектов. Расщепление атома, определе­ние структуры ядра и обнаружение множества элементарных час­тиц, а также расшифровка генетического кода, синтез рибонукле­иновой кислоты и многие другие открытия – все это способствова­ло неумолимому раскрытию секретов материи и самой жизни.

Это феноменальное расширение границ теоретических знаний привело к открытию таких вещей и явлений, как лазер, голография, криогеника, сверхпроводимость. Не менее революционные достижения были параллельно с этим отмечены и в приклад­ной сфере. Они известны под наименованиями витаминов, пенициллина, инсектицидов, телевидения, радара, реактивных двигателей, тран­зисторов, карликовой пшеницы, противозачаточных пилюль и многими другими наименованиями. Такое экспоненциальное накопление научных знаний и технических средств, новых ма­шин и новых видов продукции позволило человеку приблизить область фантазии к границам реальности и рассчитывать на еще более блестящее будущее.

Человек теперь может побеждать многие болезни, увеличить вдвое (по сравнению с предшествующими поколениями) продол­жительность жизни, существенно улучшить свой быт и рацион питания. Он усовершенствовал способы производства товаров, и выпускает их теперь в невероятно массовых масштабах; он изоб­рел технические средства, которые могут быстро перенести его самого и его имущество через континенты и океаны; он может мгновенно связаться с кем угодно, в какой бы точке планеты он ни был. Он повсюду настроил дорог, возвел дамбы, создал горо­да, прорыл шахты, буквально завоевав и подчинив себе всю пла­нету.

Человек изобрел компьютер – своего «электронного слугу», память, вычислительные возможности и скорость операций кото­рого в тысячи раз больше тех, которыми располагает он сам. На­конец, он решился вступить в со­стязание с Природой. Сейчас он пытается овладеть энер­гией материи, открыв ядерную энергию; пытается распространить свои вла­дения за пределы Земли – первые шаги в этом направлении он уже сделал, вступив на поверхность Луны и послав в космос при­боры для детального исследования солнечной системы; он стремится изменить самого себя с помощью генной инженерии – путем манипулирования с генетическим материа­лом человека.

Познав множество тайн и научившись подчинять себе ход событий, человек оказался теперь наделен невиданной, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно но­вую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете – включая и свою собственную жизнь.

Эта новая роль человека возвышенна. Ему пред­стоит принимать те решения и выполнять те функции, которые он ранее относил к мудрости Природы. Его роль теперь в том, чтобы быть лидером эволюционного процесса на Земле, и ему придется взять на себя руководство этим процессом, с тем, чтобы ориентировать его в бла­гоприятном направлении.

По мере того, как возрастало могущество современного челове­ка, все тяжелее и ощутимее становилось необходимость в нем чувства ответственности, созвучного его новому положению в мире. Могущество без мудрости сделало человека современным варваром, обладающим громадной силой, но не имеющим представления о том, как применить ее во благо.

Глобальные проблемы современности, явившиеся оборотной стороной глобализации антропогенного влияния в эпоху трансформации НТП в НТР (и особенно – экологический кризис) есть прямое следствие неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его миро-устроительной роли, осознать свои новые обя­занности и ответственность перед миром.

Проблема в самом человеке, а не «вне его», поэтому и возможное ее решение связано с ним. Это можно выразить аксиомой: наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества, причем именно «средние» человеческие ка­чества миллиардов жителей планеты.

Проблема, возникшая на критической стадии современного развития человечества, находится вну­три, а не вне человеческого существа, взятого на индиви­дуальном и коллективном уровне развития, и ее решение должно исходить изнутри человека. Для обуздания негативных последствий научно-технической революции и для того, чтобы напра­вить человечество к достойному его будущему, следует, прежде всего, подумать об изменении самого чело­века, о революции в самом человеке. Речь идет об изменении (социальных) ценностных установок личности и общества, переориентации с идеологии потребительства на духовное совершенствование.

Итак, наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества, причем в их морально-нравственном аспекте – не качества отдельных элитарных групп, а «средние» ка­чества миллиардов жителей нашей планеты. В условиях глобализации знания и воля миллионов людей должны определять направление общественного развития.

Научно-технический прогресс порождает массу проблем. По­добно любому историческому развитию, он необратим. Но это никоим образом не значит, что людям остается лишь безропотно подчиняться прогрессу науки и техники, по возможности приспо­сабливаясь к его негативным последствиям.

Конкретные направ­ления научно-технического прогресса, научно-технические проекты и решения, затрагивающие интересы как ныне живущих, так и будущих поколений, – вот то, что требует широкого, гласного, де­мократичного и вместе с тем компетентного обсуждения, вот что люди могут принимать, либо отвергать своим свободным волеизъявлени­ем.

Этим определяется сегодня социальная ответственность уче­ного. Опыт истории убеждает, что знание – это сила, что наука открывает человеку источники невиданного могущества и власти над природой. Последствия НТП/НТР бывают очень серьезными и далеко не всегда благопри­ятными для людей. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные негативные последствия, потенци­ально заложенных в результатах его исследований. Ведь он благодаря своим профессиональным знаниям подготовлен к такому предвиде­нию лучше, и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой.

Наряду с этим социально ответственная позиция ученого пред­полагает, чтобы он максимально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежелательных эффектах связанных с проводимыми исследованиями, о том, как их можно избежать, ликвидировать или минимизировать. Только те науч­но-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и нравственно оправданными.

Велика роль ученых в современном мире эпохи научно-технической революции, и в обозримом будущем она будет возрастать. Ученые обладают теми интеллектуальными качествами, знаниями и квалификаци­ей, которые необходимы не только для обеспечения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять его на благо человека, общества и природы, на оптимизацию глобальной системы связей «человек – общество – природа».

В этой связи на передний план выходят вопросы гуманизма. Активно прорабатывается термин «научный гуманизм», вы­ражающий необходимость коренного изменения деятельности, ставящей НТР в прямую зависимость от нравственных качеств отдельного человека и человечества. Применительно к современным условиям речь идет о «новом гуманизме» как утверждении таких норм, которые отражали бы насущные интересы всех людей планеты и потому воспринимались бы как всеобщие, общечеловеческие ценности.

Литература

1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 399-414.

2. Философия: Учебник для вузов; отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 504-514.

3. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. А.Н. Ерыгина. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004. – С. 649-665.

4. Философия / Под общей редакцией акад. В.Г. Кременя, проф. Н.И.Горлача. – Харьков: Прапор, 2004. – С. 468-472.

5. Філософія: Навчальний посібник / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та інш.; За ред. І.Ф. Надольного. – К.: Вікар, 2005. – С. 401-405.

Сущность и основные направления научно-технического прогресса (НТП)

НТП - это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний.

Для него характерны следующие признаки:

  • разработка и широкое использование принципиально новых машин и систем машин,
  • работающих в автоматическом режиме;
  • создание и развитие качественно новых технологий производства;
  • открытие и использование новых видов и источников энергии;
  • создание и широкое использование новых видов материалов с заранее заданными свойствами;
  • широкое развитие автоматизации производственных процессов на базе использования станков
  • с числовым программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов,
  • гибких производственных систем;
  • внедрение новых форм организации труда и производства.

На современном этапе наблюдаются следующие особенности НТП:

  1. Наблюдается усиление технологической направленности НТП, его технологической составляющей. Прогрессивные технологии сейчас - основное звено НТП и по масштабам внедрения, и по результатам.
  2. Происходит интенсификация НТП: осуществляется рост объема научных знаний, улучшение качественного состава научных кадров, рост эффективности затрат на его осуществление и увеличение результативности мероприятий НТП.
  3. На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего в том, что НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.
  4. Важной закономерностью НТП выступает усиление его ресурсосберегающей направленности. В результате внедрения научно-технических достижений экономятся материально-технические и трудовые ресурсы, а это является важным критерием результативности НТП.
  5. Наблюдается усиление социальной направленности НТП, которая проявляется все в большем воздействии НТП на социальные факторы жизнедеятельности человека: условие работы, учебы, жизни.
  6. Происходит все большая направленность развития науки и техники на сохранение окружающей среды - экологизация НТП. Это разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрения эффективных способов комплексного использования и переработки природных ресурсов, более полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.

Для обеспечения эффективного функционирования экономики необходимо проводить единую государственную научно-техническую политику. Для этого следует выбирать приоритетные направления развития науки и техники на каждом этапе планирования.

Основными направлениями НТП являются электрификация, комплексная механизация, автоматизация производства и химизация производства.

Электрификация - это процесс широкого внедрения электроэнергии в общественное производство и быт. Она является основой для механизации и автоматизации, а также химизации производства.

Комплексная механизация и автоматизация производства - это процесс замены ручного труда системой машин, аппаратов, приборов на всех участках производства. Этот процесс сопровождается переходом от низких к более высоким формам, то есть от ручного труда к частичной, малой и комплексной механизации и далее к высшей форме механизации - автоматизации.

Химизация производства - процесс производства и применения химических материалов, а также внедрение химических методов и процессов в технологию.

Приоритетными направлениями НТП на современном этапе являются: биотехнология, электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, ускоренное развитие атомной энергетики, создание и внедрение новых материалов, освоение принципиально новых технологий.

НТП позволяет решить такие задачи: во-первых, именно НТП является главным средством повышения производительности труда, снижение затрат на производство, увеличение выпуска продукции и повышения ее качества. Во-вторых, в результате НТП создаются новые эффективные машины, материалы, технологические процессы, которые улучшают условия труда и снижают трудоемкость изготовления продукции. В третьих, НТП оказывает сильное воздействие на организацию производства, стимулирует рост концентрации производства, ускоряет развитие его специализации и кооперирования. В четвертых, прогресс науки и техники обеспечивает решение социально-экономических задач (занятость населения, облегчение труда и т.д.), служит более полному удовлетворению потребностей как общества в целом, так и каждого человека.

Эффективность НТП

Результатом внедрения достижений НТП является повышение эффективности функционирования народного хозяйства.

Под эффективностью НТП понимается соотношение эффекта и затрат, вызвавших этот эффект. Под эффектом понимается положительный результат, который получается в результате внедрения достижений НТП.

Эффект может быть:

  • экономический (снижение себестоимости продукции, рост прибыли, рост производительности труда и так далее);
  • политический (обеспечение экономической независимости, укрепление обороноспособности);
  • социальный (улучшение условий труда, повышение материального и культурного уровня граждан и так далее);
  • экологический (уменьшение загрязнения окружающей среды).

При определении экономической эффективности при внедрении достижений НТП различают единовременные и текущие затраты. Единовременные затраты - это капитальные вложения на создание новой техники. Текущие затраты - это издержки, которые осуществляются в течение всего срока эксплуатации новой техники.

Различают абсолютную и сравнительную экономическую эффективность. Абсолютная экономическая эффективность определяется, как отношение экономического эффекта ко всей сумме капитальных вложений, вызвавших этот эффект. По народному хозяйству в целом абсолютная экономическая эффективность (Ээ.эф.н/х) определяется так:

Ээ.эф.н/х = DД/К

где DД - годовой прирост национального дохода, руб.; К - капитальные вложения, вызвавшие этот прирост, руб.

Сравнительная экономическая эффективность

Расчеты сравнительной экономической эффективности используются при выборе вариантов капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения предприятий, технологических процессов, конструкции и так далее.

Сравнение различных вариантов решений хозяйственных и технических задач осуществляется с помощью системы основных и дополнительных показателей.

Основные показатели:

  1. Производительность труда.
  2. Капитальные вложения.
  3. Себестоимость продукции.
  4. Условно-годовая экономия.
  5. Прибыль.
  6. Приведенные затраты.
  7. Годовой экономический эффект.
  8. Срок окупаемости капитальных вложений.

Дополнительные показатели: 1.Улучшение условий труда. 2.Уменьшение загрязнения окружающей среды и так далее.

Производительность труда - определятся количеством продукции произведенной работником в единицу времени или количеством рабочего времени, затраченного на изготовление единицы продукции.

Общие капитальные вложения состоят из следующих затрат:

Коб = Кос + Коб.с. + Кп.н. + Кпр

где Коб - общая величина капитальных вложений, руб.Кос - капитальные вложения в основные фонды, руб.;
Коб.с. - капитальные вложения в оборотные средства, руб.;
Кпн - капитальные вложения, связанные с пуском и наладкой оборудования, руб.;
Кпр - капитальные вложения, связанные с проектными и научно-исследовательскими работами, руб.

Определяются также удельные капитальные вложения (Куд) по формуле:

Куд = Коб/N,

где N - программа выпуска продукции в натуральном выражении.

Себестоимость продукции - это затраты на ее производство и реализацию. При этом может использоваться для расчета технологическая, цеховая, производственная или полная себестоимость.

Условно-годовая экономия (Эу.г.э.) определяется так:

Эу.г.э = (С1 - С2) N2

где С1, С2 - себестоимость единицы продукции по базовому и внедряемому вариантам, руб.;
N2 - годовой выпуск продукции внедряемого варианта в натуральном выражении.

Прибыль - это разница между ценой и себестоимостью продукции. Прирост прибыли (D П) при внедрении новой техники определяется по формуле:

DП = (Ц2-С2) N2 - (Ц1 - С1) N1

где Ц1, Ц2 - цена единицы продукции до и после внедрения новой техники, руб.;
С1, С2 - себестоимость единицы продукции до и после внедрения новой техники, руб.;
N1, N2 - программа выпуска до и после внедрения новой техники, в натуральных показателях.

Приведенные затраты (Зпр) определяются так:

Зпр = С + Ен К,

где С - себестоимость годового объема выпуска продукции, руб.; Ен - нормативный коэффициент эффективности; К - капитальные вложения.

Приведенные затраты могут определятся и на единицу продукции:

Зпр.ед = Сед + Ен Куд,

где С - себестоимость единицы продукции, руб.;
Куд - удельные капитальные вложения, руб.

Годовой экономический эффект (Эг.э.эф.) показывает общую экономию годовых затрат по сравниваемым вариантам. Он определяется так:

Эг.э.эф. = [(С1 + Ен Куд1) - (С2 + Ен Куд2)] N2,

где С1, С2 - себестоимость единицы продукции до и после внедрения новой техники, руб.; Куд.1, Куд.2 - удельные капитальные вложения до и после внедрения новой техники, руб.; N2 - программа выпуска по внедряемому варианту, в натуральных показателях.

Срок окупаемости капитальных вложений определяется по формуле:

Следует заметить, что очевидность преимуществ того или иного варианта по сравнению с другими не всегда может быть явной, поэтому наиболее экономичный вариант выбирают по приведенным затратам. На показатели экономической эффективности оказывает влияние инфляция, поэтому необходимо ее учитывать при расчете показателей. Точность расчетов экономической эффективности повышается с увеличением количества ресурсов, по которым учитывается темп инфляции цен на них. Прогнозная цена продукции или ресурса определяется по формуле:

Ц (t) = Ц (б) I (t),

где Ц (t) - прогнозная цена продукции или ресурса, руб;
Ц (б) - базовая цена продукции или ресурса, руб;
I (t) - индекс изменения цен продукции или ресурса на t-ом шаге по отношению к начальному моменту расчета.

Научно-технический прогресс (НТП) - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

В широком смысле на любом уровне - от фирмы до национальной экономики - под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

Как правило, выделяют следующие направления НТП:
1. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов;
2. Комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством, включая электронизацию и компьютеризацию;
3. Применение новых видов энергии в технике в качестве движущей силы и в качестве технологического компонента при обработке предметов труда;
4. Применение химических процессов в создании новых видов материалов и в технологии обработки предметов труда (включая биотехнологию).

Протекает НТП в двух основных формах:
эволюционной, воплощающейся в насыщении производства традиционной, постепенно совершенствующейся техникой;
революционной, воплощающейся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.

Две формы НТП взаимообусловлены: эволюционное, количественное накопление отдельных достижений в науке и технике приводит к качественным преобразованиям производительных сил. В свою очередь переход к принципиально новым технологиям и технике знаменует собой начало нового этапа их эволюционного развития.

Необходимо подчеркнуть, что внедрение новой техники и технологии - это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю прошлого труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражается в увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

В странах, где идет переход к сокращению средней продолжительности рабочей недели, все заметнее тенденция к замедлению темпов снижения затрат живого труда (трудоемкости), т. е. к замедлению снижения доли заработной платы в себестоимости продукции.

Таким образом, НТП вызывает встречное увеличение затрат и в сферах, где создается новая техника, и в сферах, где она применяется, т. е. вызывает не только экономию общественного труда, но и рост его затрат.

Тем не менее конкурентоспособность фирмы, предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

Поэтому при выборе вариантов техники и технологии фирма иди предприятие должны четко понимать, для решения каких задач - стратегических или тактических - предназначается приобретаемая и внедряемая техника.

Научно-технический прогресс – это взаимосвязанное развитие науки и техники, обусловливающее прогресс производительных сил и общества в целом.

Главный источник развития НТП заключен не в нем самом, а в сущностных силах человека. Необходимость НТП обусловлена не нуждами самой техники и технологии, она заложена в природе человека, в сущности человеческого существования. Именно люди, развивая производительные силы и меняясь под их давлением, определяют в конечном счете основные принципы и направления НТП. Современным этапом НТП является современная научно-техническая революция.

Научно-техническая революция: сущность и основные направления.

Научно-техническая революция – интенсивное качественное изменение производительных сил и общества в результате создания новых видов техники и технологий в результате применения на практике фундаментальных научных открытий.

Сущность НТР может быть выражена следующими ее чертами. Прежде всего это фундаментальные научные открытия в физике, химии, биологии, в первую очередь в физике, которая проникла в микромир и своими успехами продвинула вперед весь комплекс естественных наук. Возникли новые области знания, среди которых решающую роль стала играть кибернетика. Возникли новые отрасли: атомная энергетика, ракетная техника, радиоэлектроника. Автоматизация и кибернетизация производства составляют стержень современной НТР. В результате НТР коренным образом меняется место и роль человека в системе производства и, следовательно, содержание живого труда. Коренное изменение содержания труда влечет за собой коренное изменение всей системы общественной жизни, образа жизни в целом.

Выделяются следующие основные направления НТР:

1. По Тофлеру

Поиск новых возобновляемых источников энергии

Электронная промышленность

Космическая промышленность

Проникновение в глубины моря

Генная инженерия

2. По Беллу

Замена механической техники электронной

Миниатюризация производства

Переход к числовым методам хранения и обработки информации

Производство программного обеспечения

3. Другие источники

Автоматизация производства (безлюдное производство)

Альтернативные источники энергии

Космонавтика

Искусственные материалы с заранее заданными свойствами

Новые технологии (биотехнологии, генная инженерия)

Противоречия современного нтп.

Противоречия НТП:

Наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозы для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив.

НТП позволяет человеку решить многие проблемы. Но какую цену мы платим за развитие науки и техники? Производство оказывает негативное влияние на здоровье человека, загрязняет окружающую среду. Ускорение темпов жизни ведет к нервным заболеваниям.

Уже в настоящем предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий научно-технической революции стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предполагает своевременное предвидение этих опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им. Именно это во многом предопределит, какие альтернативы в конечном счете возобладают в предстоящем человеку будущем:

Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно-технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу.

Злоупотребление достижениями научно-технического прогресса даже в условиях определенного контроля над их использованием может привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения может на длительный срок оказаться под властью привилегированной элиты.

Пресечение этих злоупотреблений, гуманистическое использование достижений научно-технической революции в интересах всего общества и всестороннего развития личности сопровождается ускорением социального прогресса.

От моральной ответственности ученых, от политической сознательности самых широких масс, от социального выбора народов зависит, в русле какой из этих альтернатив научно-техническая революция будет формировать будущее человечества в предстоящие десятилетия. В исторической перспективе научно-техническая революция является могущественным средством социального освобождения и духовного обогащения человека.